Игра как педагогическая технология художественного образования детей
Диссертация
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании специфических механизмов игровой деятельности, способствующих развитию художественно-образовательного процессаа так же условий, принципов и задач художественного образования детей в игровой деятельностиПрактическая значимость исследования заключается в том, что предложенная педагогического технология как система… Читать ещё >
Содержание
- Введение. Общая характеристика исследования
- Глава 1. ИГРА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
- 1. 1. Научно-теоретические основы художественно-творческой природы игровой деятельности
- 1. 2. Единая линия развития игровой деятельности детей
- 1. 3. Психолого-педагогическое обоснование принципов организации художественного творчества детей в игровой деятельности
- Глава 2. СОДЕРЖАНИЕ ИГРОВЫХ СРЕДСТВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 2. 1. Тенденции развития игровых методов художественной педагогики в историческом и современном аспектах
- 2. 2. Урок как педагогический спектакль: методологический аспект
- 2. 3. Характеристика авторских приемов художественного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста
- Глава 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ АВТОРСКОЙ СИСТЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 3. 1. Анализ опыта экспериментальной работы художественно-педагогической мастерской
- 3. 2. Проверка эффективности авторской системы художественного образования детей
Список литературы
- Агамирян Ж.С. Детская картинная галерея: Ереванский опыт работы с детьми / Сост. И автор вступ. статьи В. В. Алексеева. М.: «Советский художник», 1979. 191 е., ил.
- Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. 160 е., ил.
- Азаров Ю.П. Игра: Размышления о нравственном воспитании. М.: Новый мир, 1983. 127 с.
- Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! Пособие для учителя / Предисловие А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1983. 208 с.
- Амонашвили Ш. А. Единство цели: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1987. 208 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. 2е издание. СПб.: Питер, 2001. 272 с.
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987. 67с.
- Бакушинский А.В. Исследования и статьи. М.: Сов. художник, 1981. 238 с.
- Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. М.: Новая Москва, 1925. 240 с.
- Ю.Баранов А. А., Фефилов А. В. Практикум по курсу «Дифферинциальная психология личности». Часть 1. Ижевск: Изд. Дом «Удмуртский университет», 2002. 67 с.
- П.Барднер Г., Ромазан И., Чередникова Т. «Я хочу»: психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. СПб.: «Дорваль», 1993. 83 с.
- Басина Н.Э., Суслова О. А. С кисточкой и музыкой в ладошке. М.: ЛИНКАПРЕСС, 1997. 144 е., илл.
- Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. Кемерово: «АЛЕФ» Гуманитарный центр, 1992. 96 с.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. / пер. с англ. А. В. Ярхо, Л. Г. Ионина. Общая редакция М. С. Мацковского. СПб.М.: «Университетская книга», 1996. 397 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
- Библер В. Мышление как творчество. Введение в логику мысленного диалога. М.: Политиздат, 1975. 399 с.
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству / Серия «Педагогика и психология» М.: Знание, 1981. 96 с.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 212 с.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т./ под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. Т. 1. 304 с.
- Бродецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве: Азбука молчания: Учебн. Пособие для творческих учеб. заведений, фак. педагогики и психологии. М.: ВЛАДОС, 2000. 192 с.
- Брускова Е.С., Шевченко А. И. Моя синяя птица: Дневник сельского учителя с комментариями. М.: Педагогика, 1990.272 с.
- Брушлинский А.В. Социальность субъекта и субъект социальности // Субъект и социальная компетентность личности. М.: Ин-т психологии РАН, 1995. 167 с.
- Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебно-методическое пособие. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. 152 с.
- Бухвалов В.А. Начальный курс педагогики сотрудничества. Учебное пособие для студентов и учителей. Рига, 1995. 220 с.
- Василькова Н. Праздничные сказки и сказочные праздники. М.: Рольф, 2002. 224 с., ил.
- Введение в культурологию: Учебное пособие для вузов / отв. ред. Е. В. Попов. М.: ВЛАДОС, 1996. 336 с.
- Венгер Л.А., Венгер А. Л. Домашняя школа. М.: Знание, 1994. 240 с.
- Веретенникова Л.К. Подготовка будущих учителей к формированию творческого потенциала школьников. Автореф. дис. на соиск. учен. степ, доктора пед. наук. Казань, 1997, 41 с.
- Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников: Рекомендации к разработке комплексных программ по искусству для школ и внешкольных занятий. / Под ред. Г. П. Шевченко, Б. П. Юсова. Луганск, 1990, 180 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 168 с.
- Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М.: Сов. художник, 1966. 120 с.
- Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М.: Просвещение, 1988.
- Вопросы теории и методики преподавания художественных дисциплин в подготовке учителя средней школы. /Сборник научных трудов. Ижевск: Удм. гос. унт., 1987. 95 с.
- Вопросы художественного развития школьников на занятиях изобразительным искусством / Сборник научных трудов под ред. Б.П.Юсова/. М.: Изд. Академии пед. наук СССР. Научно-исследов. институт общей педагогики, 1981. 159 с.
- Воспитание сказкой: Методические рекомендации. /Под ред. Ивановой Э. И. М.: Академия педагогических наук, 1987. 150 с.
- Воспитатели и дети: источники роста: Пособие для методистов дошкольного и начального школьного образования, преподавателей, психологов. / Под ред. Петровского В. А. М.: АО «Аспект Пресс», 1994. 155 с.
- Воспитательная система школы: аспект моделирования: Учебн. метод, пособие / Авт.сост. Е. Н. Степанов, JI.B. Байбородова, C.JI. Паладьев. — Псков: ПОИПКРО, 1994. 93 с.
- Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997. 96 с.
- Выготский JI.C. Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997. 224 с.
- Выготский JI.C. Психология искусства. М.: Искусство, 1986. 572 с.
- Газман О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: МИРОС, 2002. 296 с.
- Галанов А.С., Корнилова С. Н., Куликова C.J1. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. М.: ТЦ «Сфера», 1999. 80 с.
- Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М.: «Академия», 1999. 344 с.
- Гросул Н.В. Художественный замысел в системе занятий с детьми изобразительной деятельностью. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1992. 16 с.
- Грюнелиус Э.М. Вальдорфский детский сад: Воспитание детей младшего возраста / пер. с нем. М. В. Тольской. М.: Издво МГЕИ «Мир книги», 1992. 72 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
- Данильченко М.Г. П.П.Блонский о школе и учителе. / Серия «Педагогика и психология» М.: Знание, 1979. 96 с.
- Дериновская А.Г. Системность в использовании наглядного материала в процессе преподавания предметов в гуманитарно-эстетическом цикле. Дисс.. канд. пед. наук. Ижевск, 1996. 192 е., 53 с. прил.
- Дидактические игры для развития творческого воображения детей / Сост. Никашин А. И. 2-е изд., испр. и допол. Ростовн/Д.: «Аспект», 1991. 51с.
- Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать тебя, мир! Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. 96 с.
- Дом, который построили «МЫ»: Авторская модель образовательного учреждения. М.: ВЦХТ, 2000. 174 с.
- Дошкольное образование в России. / Сб. действующих нормативноправо-вых документов и научнометодических материалов. М.: Издательство ACT, 1997. 336 с.
- Дьяченко О.М., Веракса Н. Е. Чего на свете не бывает? М.: Знание, 1994. 160 с.
- Екатерина Куприяновна Чухман. /Ред.составитель Б. С. Каплан. М.: Институт Художественного образования РАО, Московский детский фонд, Московский школьный театр, 1998. 516 с.
- Ершов П.М. Сочинения: в 3-х т. /Отв. ред. В. М. Букатов. М.: ТТО «Горбунок», 1991. Т. 1: Технология актерского искусства. М., 1992. 288 с.
- Игра в педагогическом процессе: Сб. статей. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989. 228 с.
- Игра с правилами в дошкольном возрасте. /Сост. Н. Я. Михайленко. М.: Онега, 1994. 192 с.
- Игры народов СССР /Ред. сост. В. Всеволодского-Гернгросса. Л.: Академия, 1933. 367 с.
- Идеи эстетического воспитания. Антология в двух томах. Т. 2. М.: «Искусство», 1973. 367 с.
- Изобразительное искусство: Программа с методическими рекомендациями 1−7 классы, 8 класс (факультативный) / Под ред. Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 1998. 137 с.
- Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. М.: АО «Аспект Пресс», 1993. 127с.
- Ильенко Л.П. Интегрированный эстетический курс для начальной школы (1−4- 1−3): Пособие для учителя. М.: АРКТИ, 2000. 64 с.
- Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками. М.: Просвещение, 1991. 128 с.
- Искусство и художественное творчество детей. А. В. Щербаков. / Сост. Привалов. Под ред. Фоминой Н. Н. М., 1991. 140 с.
- Каган М.С. Морфология искусства. Л.: «Искусство», Ленингр. отд-ние, 1972. 440 с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. 328 с.
- Казакова Т.Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности. М.: Просвещение, 1996. 159 с.
- Кандинский В.В. О духовном в искусстве. М.: Архимед, 1992. 110 с.
- Кант И. О воспитании разума. / Собр. соч. В 3 т. Калининград: Кн. изд-во, 1995. Т. 1.248 с.
- Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 57 лет. М.: ВЛАДОС, 2001. 160 с.
- Климова Л.Ю. Принципы создания полихудожественного пространства развития эстетической игры. //Интеграция как методологический феномен художественного образования в изменяющейся России. Сб. материалов Международной конференции. Москва, 2001. 60−65 с.
- Климова Л. Ю Художественно-педагогическая игра как средство эстетического воспитания детей. // Вестник Удмуртского университета. Ижевск: изд-во Удмуртского университета, 2000. 66−72 с.
- Ковычева Е.И. Театральная кукла (образ, функция, форма). Автореф. канд. дис.. канд. искусствовед. М., 1998. 21 с.
- Ковычева Е.И. Кукла в диалоге культур: Монография. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2002. 156 с.
- Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М.: Мнемозина, 1995. 160 с.
- Комарова Т.С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. «Красота. Радость. Творчество.»: Программа эстетического воспитания детей 2−7 лет. М.: Педагогическое общество России, 2000. 128 с.
- Комарова Т. С. Савенков А.И. Коллективное творчество детей. М.: Педагогическое общество России, 2000. 128 с.
- Кон И. С. Как построить свое «Я» / Под ред. В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1991. 192 с.
- Концепция художественного образования. Совместное изложение Минобразования и Минкультуры РФ от 21.11.02. 8 с.
- Копотев C. J1. Педагогическая оценка личности учащегося: Методические указания. Ижевск: изд-во удм. ун-та, 1986. 46 с.
- Копцев В. П. Учим детей чувствовать и создовать прекрасное: Основы объёмного конструирования /Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001, — 144с. ил.
- Копцева Т.А. Природа и художник: Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для детских дошкольных учреждений и учебновоспитательных комплексов. М. 1999. 72 с.
- Копцева Т.А. Природа и художник: Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для начальной школы 1−4 классы (с краткими методическими рекомендациями). М., 1999. 96 с.
- Корчак Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании: Пер. с польск. М.: Политиздат, 1990. 493 е.: ил.
- Кошаев В.Б. Композиционные взаимосвязи форм декора в русском народном искусстве. Автореф. дисс. канд. искусствоведения. М.: МВХПУ (б. Строгановское), 1987. 26 с.
- Кошаев В.Б. Роль факультета искусств в формировании культурного пространства Удмуртской Республики. /Совершенствование художественнопедагогического образования: Материалы Всерос. конф. Ижевск: Изд-во удм. ун-та, 2000. 12−31 с.
- Краевский В.В. Метод обучения как категория дидактики //Вопросы методов и организации процесса обучения. М.: Изд-во АПН СССР, 1982. 96 с.
- Краних Э.М. Свободные вальдорфские школы, 2е изд. / пер. с нем. В. За-гвоздкина. М.: Издво Моск. Центра вальдорфской педагогики «Парсифаль», 1993. 40 с.
- Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству. Учебное пособие для психологов и педагогов. М.: Институт практической психологии, 1998. 136 с.
- Краткий психологический словарь / Ред.сост. J1.A. Карпенко- Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2е изд. Ростов н/Д.: издво «Феникс», 1998. 512 с.
- Краткий словарь по эстетике: Кн. для учителя / Под ред. М. Ф. Овсянникова. М.: Просвещение, 1983. 223 с.
- Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001. 224 с.
- Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. М.: Просвещение, 1984. 319 с., ил.
- Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. 127 е.: ил.
- Лабунская Г. В. Роль обучения в развитии изобразительного творчества детей / Известия АПН РСФСР. М.-Л., 1947. вып. 11.С. 55−76.
- Лендрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ. /Предисл. Варга А. Я. М.: Международная педагогическая академия, 1994. 368 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность.Сознание. Личность. М.: Полипсдат, 1975. 304 с.
- Лернер А.Н. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. 62 с.
- Лотман Ю.М. Куклы в системе культуры //Декоративное искусство СССР. 1978. № 2.t 105. Луначарский А. В. О воспитании и образовании /Под ред. А. М. Арсеньеваи др. Коммент. Э. Д. Днепрова. М.: Педагогика, 1976. 636 с.
- Лупан С. Поверь в свое дитя: Пер. с франц. Е. И. Дюшен, Н. Л. Суслович, З. Б. Ческис. М.: Элис Лак, 1993. 225 е., ил.
- Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. М.: Наука, 1978. 176 с.
- Макаренко А.С. Собр.соч.: В 8 т. Т.4. М.: Педагогика, 1983. 552 с.
- Макарова Е.Г. В начале было детство: Записки педагога. М.: Педагогика, 1990. 256 е.: ил.
- Макарова Е.Г. Преодолеть страх, или Искусствотерапия. М.: Школа-i Пресс, 1996. 304 е.: ил.
- Макмак Л.В. Технология образования в сотворческой художественной деятельности деятельности педагога и ученика. Автореф. канд. дис.. канд. пед. наук. Краснодар, 2001. 25 с.
- Маргинальное искусство / Под ред. А. С. Мигунова. М.: Издво Московского университета, 1999. 159 е.: ил.
- Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье. М.: Редакция журнала «Искусство в школе», 1995. 144 е., ил.
- Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: ^ Просвещение, 1990. 192 с.
- Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. Н. Трансформация детской игры в художественное творчество /Искусство в школе. № 5. М., 1995. С. 9−18.
- Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. М.: Просвещение, 1982.
- Мисару Ибука. После трех уже поздно. М.: Знание, 1992. 96 с.
- Миллс Д., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка». М.: Издво «Класс», 1996. 113 с.
- Монтень М. Опыты Избранные главы: Пер. с фр. /Сост., вступ. ст. Г. Ко-сикова- Примеч. Н. Мавлевич. М.: Правда, 1991. 656 с.
- Морева O.JI. Этнопедагогизация процесса полихудожественного воспитания младших подростков. Автореф. канд. дис.. канд. пед. наук. М., 2000. 20 с.
- Москвина Г. М. Взаимодействие видов исскусства в теории и практике художественного образования. Автореф. канд. дис.. канд. пед. наук. Ижевск, 2003. 21 с.
- Мухина B.C. Детская психология. М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Из-дво ЭКСМО-Пресс, 1999. 352 с.
- Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. 240 е., ил.
- Неменский Б.М. Культура. Искусство. Образование: Цикл бесед. М.:1. Центр ХКО. 79 с.
- Неменский Б.М. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе. М.: изд. Российского открытого ун-та, 1992. 20 с.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. 2е изд. М.: Просвещение, 1987. 255 с.
- Никашин А.И., Страунинг A.M. Системный подход в ознакомлении с окружающим миром и развитие фантазии. 2е изд., фирма «Аспект-ТРИЗ». Ростов-н/Д., 1992.-31 с.
- Никитин Б.П. Интеллектуальные игры. 4-е изд., М: изд-во «Оникс» 1 994 176 с.
- Опалева И.В. Педагогические аспекты реализации принципа преемственности в непрерывном художественном образовании. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Ижевск, 2001. 21с.
- Орлова JI.B. Формирование творческой активности детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе обучения народному искусству. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1996. 15 с.
- Педагогика раннего возраста. /Под ред. Григорьевой Г. Г., Кочетовой Н. П" Сергеевой Д. В. М.: Издательский центр «Академия», 1998. 336 с.
- Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка. СПб.: СОЮЗ, 1997. 282 с.
- Плеханов Г. Избранные философские произведения Т.5. М.: Просвещение, 1958.
- Полунина В.Н. Искусство и дети: Из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1982.191 с.
- Полуянов Ю.А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. Москва-Рига: изд-во ПЦ «Эксперимент», 2000. 160 с.
- Праздников Г. А. Игра и эстетическая культура личности // Эстетическая культура советского человека. Л., 1976. 275 с.
- Препелица А.Д. Художественные игры: Методические рекомендации. Южно-Сахалинск, 1990. 48 с.
- Приоритетные проблемы эстетического воспитания школьников. Сб. науч. тр. / Под ред. Печко Л. П. М.: НИИ ХВ, 1990. 135 с.
- Программа «Развитие"(основные положения) М.: Новая школа, 1994.64 с.
- Программно-методические материалы: Изобразительное искусство. Начальная школа /Сост. Кузин B.C., Яременко Е. О. М.: Дрофа, 2001.224 с.
- Программы. Интегрированные курсы «Искусство». М.: Министерство образования Российской Федерации, 1995. 223 с.
- Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. СПб.: Университет, 1996.366 с.
- Психология. Словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., М.: Политиздат, 1990. 494 с.
- Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность.Формы. Методы. М.: «Мысль», 1969. 190 с.
- Революция искусство — дети: Материалы и документы. Из истории эстет. воспитания в сов. шк.: Кн. для учителя: В 2ч. 1917−1923. 2-е изд., дораб. /Сост. Н. П. Старосельцева. 4.1 240 с.
- Революция искусство — дети: Материалы и документы. Из истории эстет. воспитания в сов. шк.: Кн. для учителя: В 2ч. 1924−1929. Ч 2. 367 с.
- Речицкая Е.Г., Сошина Е. А. Развитие творческого воображения младших школьников. М.: ВЛАДОС, 1999. 128 е.: ил.
- Рид Г. Образование через искусство. М.: Искусство, 1978. 323 с.
- Родари Д. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй /Пер. с ит. Ю. А. Добровольской. М.: Прогресс, 1978. 212 с.
- Рождественская Н.В. Психология художественного творчества. С. Петербург: изд-во СПбГУ, 1995. 270 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2х т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Бол. Рос. Энц., 1993. Т. 1. 608 с.
- Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Зарубежная школа рисунка. М.: Просвещение, 1981. 192 е., ил.
- Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Рус. и сов. школы рисунка. М.: Просвещение, 1982. 240 е., ил.
- Рылова Л.Б. Проблемное обучение на уроках изобразительного искусства в школе. Автореф. канд. дисс.. канд. пед. наук. М., 1984. 16 с.
- Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика. Ижевск: изд-во Удм. Ун-та, 1992. 310 с.
- Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство и среда. Интегративная программа полихудожественного развития (природа пространство — архитектура) 1−11 классы. М.: Издательство МАГИСТР, 1995. 74 с.
- Северикова Н.М. А.В. Луначарский о воспитании: Метод, пособ. М .: Высшая шк., 1990. 190 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
- Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. / Под ред. Сластенина В. А. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 336 с.
- Сиггал М., Адкок Д. Ребенок играет: от трех до пяти лет. СПб: Питер Пресс, 1996. 224 с.
- Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю. А. М.: ВЛАДОС, 2001.288 с.
- Смелкова З.С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. М.: Флинта: Наука, 1999. 232 с.
- Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 160 с.
- Смолянинов И.Ф. Природа в системе эстетического воспитания: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. 207 с.
- Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. / Под ред. Ерофеевой Т. И. М.: Издательский центр «Академия», 1999.344с.
- Современный Лаокоон. Эстетические проблемы синестезии: Сб. материалов научной конференции /Под ред. Е. Г. Яковлева. М.: Изд-во МГУ, 1992. 128 с.
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М.: «Академия», 1999. 368 с.
- Соловейчик СЛ. Педагогика для всех: Книга для будущих родителей. М.: Дет. лит., 1987 367 с.
- Соловьева И. В. Художественно-творческая деятельность как фактор развития одаренности. Автореф. канд. дис.. канд. пед. наук., Магнитогорск, 2000. 21 с.
- Спенсер Г. Воспитание: умственное, нравственное и физическое /Пер. с англ. М. А. Лазаревой. М.: УРАО 2002. 288 с.
- Спиваковская А.Г. Игра это серьезно. М.: Педагогика, 1981. 141 с.
- Станиславский К.С. Собр. соч.: В 8 т., Т. 2, 3, 5, 6. М. Искусство: 1954 -1960.
- Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. М.: Просвещение, 1991. 207 с.
- Суворова З.В. Мудрые заповеди народной педагогики. Ижевск: Удм. ИУУ, 1993. 34 с.
- Сухомлинский В.А. О воспитании / Сост. И авт. Вступ. очерков С. Соловейчик. М.: Политиздат, 1988. 270 с.
- Театр и образование: Сб. науч. тр. /Отв. ред. Чухман Е. К. М.: изд. РАО, 1992. 178с.
- Тыниссон JI.O. О диагностической функции тематического рисования. Школа и искусство. Таллин, 1977. С. 81−82.
- Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания /Известия АПН РСФСР. М.-Л., 1947. вып. 11. 7−26 с.
- Торшилова Е.М., Морозова Т. В. Развитие эстетических способностей детей 3−7 лет (теория и диагностика). / Серия «Руководство практического психолога» Екатеринбург: Деловая книга, 2001. 141с.
- Торшилова Е.М. «Шалун или Мир дому твоему»: программа и методика эстетического развития дошкольников. М.: ИХО РАО, 1998. 220 с.
- Трофимова Г. С. Основы педагогической коммуникативной компетентности: Учеб. пособие. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1994. 75 с.
- Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: «Наука», 1966. 451 с.
- Усова А.П. Роль игры в воспитании детей /Под ред. А. В. Запорожца. М.: Просвещение, 1981. 145 с.
- Утехина А.Н., Веретенникова Л. К. Педагогические основы моделирования гуманитарного содержания начального образования. Ижевск: Изд. Дом «Удм. ун-т», 2000. 131 с.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1968. 557 с.
- Фейнберг Е.Л. Кибернетика, логика, искусство. М.: Наука, 1981. 145 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М.: Международная педагогическая академия, 1994. 162 с.
- Флоренский П.А. Анализ пространственное&trade- и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Прогресс, 1993. 324 с.
- Фомина Н.Н. Урок искусства в начальной школе и художественная культура. М.: Акад. пед. наук СССР, НИИ ХВ., 1991. 92 с.
- Фомичева О.С. Образование как откровение: от идей Барокко к новому подходу в образовании. М.: Гелиос АРВ, 2002. 192 е., ил.
- Фромм А. Азбука для родителей. СПб.: Лениздат, 1997.
- Хейзинга И. Homo Ludens. Человек играющий /Пер. с нидерл. В. В. Ошиса. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 352 с.
- Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы. / Пер. с фин. А. В. Вийк. М.: Просвещение, 1993. 112 с.
- Чуковский К.И. Собрание сочинений. В 2 Т. Т. 1. М.: Правда, 1990. 653 с.
- Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1980. Т. 1. 304 с.
- Шмаков С.А. Игры учащихся феномен культуры. — М.: Новая школа, 1994. 240 с.
- Шорохов Е.В. Основы композиции. М.: Просвещение, 1979. 303 е., ил.
- Шпикалова Т.Я. Дети и народная художественная культура // Народное образование. 1999. № 5. С. 4344.
- Щедровицкий Г. П. Методологические замечания к педагогическому исследованию игры. // Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966.
- Эйзенштейн С.М. Избранные произведения. В 6-ти Т. Т.З. М.: «Искусство», 1980. 671 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. 2е изд. М.: ВЛАДОС, 1999. 360 с.
- Эстетическая среда и развитие культуры личности. Межвузовский. сборник научных трудов. М.: ИХО РАО, 1999. 226 с.
- Юсов Б.П. Изобразительное искусство и детское изобразительное творчество: очерки по истории, теории и психологии художественного воспитания детей. Магнитогорск, МаГУ, 2002. 283 с.
- Юсов Б.П. О взаимодействии искусств в развитии детей на интегрированных занятиях // Когда все искусства вместе. Полихудожественное развитие учащихся различных возрастных групп. Пособие для учителя. 4.1. Москва Мурманск: ИЦЭВ РАО, 1995. 79 с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. 96 с.
- Якобсон С.Г. Психологические проблемы эстетического развития детей. М.: Педагогика, 1984. 138 с.
- Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. М.: Просвещение, 1986. 160 с.