Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Игра как педагогическая технология художественного образования детей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании специфических механизмов игровой деятельности, способствующих развитию художественно-образовательного процессаа так же условий, принципов и задач художественного образования детей в игровой деятельностиПрактическая значимость исследования заключается в том, что предложенная педагогического технология как система… Читать ещё >

Содержание

  • Введение. Общая характеристика исследования
  • Глава 1. ИГРА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
    • 1. 1. Научно-теоретические основы художественно-творческой природы игровой деятельности
    • 1. 2. Единая линия развития игровой деятельности детей
    • 1. 3. Психолого-педагогическое обоснование принципов организации художественного творчества детей в игровой деятельности
  • Глава 2. СОДЕРЖАНИЕ ИГРОВЫХ СРЕДСТВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. Тенденции развития игровых методов художественной педагогики в историческом и современном аспектах
    • 2. 2. Урок как педагогический спектакль: методологический аспект
    • 2. 3. Характеристика авторских приемов художественного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста
  • Глава 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ АВТОРСКОЙ СИСТЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 3. 1. Анализ опыта экспериментальной работы художественно-педагогической мастерской
    • 3. 2. Проверка эффективности авторской системы художественного образования детей

Игра как педагогическая технология художественного образования детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Художественное образование — это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства. Совершенствование содержания художественного образования становится в наше время предметом объединенных усилий и совместной деятельности различных научных институтов и дисциплин, исходя из актуальных проблем в области культуры, которые отражают переживаемые российским обществом трудности в социальной сфере.

Концепция художественного образования, которая опирается на «Национальную доктрину образования в Российской Федерации» определяет приоритеты и стратегические направления государственной политики в этой сфере. Пути реализации данной концепции предполагают комплекс условий, которые актуализируют проблемы всестороннего исследования средств художественного образования для каждого его этапа с учетом возрастных особенностей.

В настоящее время Недооценка общеобразовательной функции искусства в значительной мере связана с тем, что недостаточно разработаны специфические особенности преподавания художественных дисциплин. Их отнесённость к предметам гуманитарного цикла без учета специфики искусства, его художественно-образной основы приводит к абсолютизации отдельных сторон искусства, его иллюстративно-познавательной функции. Фетишизация формальнологического начала сказалась и на выборе методов педагогики искусства. Остается не востребованным то, что определяет искусство как чувственное отражение мира. Переживания человека, формируемые под углом нравственных и эстетических идеалов, являются главной целью искусства, и как объект педагогической теории не имеет в настоящее время развернутых и окончательно решенных задач. Дальнейшее развитие художественного образования связано с тем, как учительство преодолеет некоторые противоречия общепедагогического характера: несоответствие между необходимостью изучения предметов художественного цикла как явления искусства, в постижении которых существенную роль играют эмоционально-образные моменты, и бытующим на этих уроках рационализмом и догматическим пониманием воспитательной функции искусства, что заслоняет в сознании ученика ценность самого искусства.

Имеет место противоречие между игровой природой художественного творчества и ее предъявлением через адекватную педагогическую форму, соответствующую образному мировосприятию ребенка, что породило проблему исследования, которая состоит в выявлении специфических Механизмов игровой деятельности, раскрывающих ее художественно-развивающую сущность и, тем самым, обеспечивающих эффективность образовательного процесса.

Попытки объединить наиболее актуальные аспекты игры предпринимались многими сторонниками гуманистической педагогики (А.В.Бакушинский, Д. Дьюи, Г. Кершенштейнер, и др.), этнопедагогики (Г.Н.Волков и др.), педагогики сотрудничества (В.С.Библер и др.), лучшими учителями-новаторами (Ш.А. Амонашвили, Е. Н. Ильин и др.), художественно-педагогической практики (В.М.Букатов Б. М. Неменский, З. Н. Новлянская, К. С. Станиславский и др.). В подобных исследованиях игра рассматривается с точки зрения ее развивающего влияния. Главное внимание уделяется поискам такой формы педагогического воздействия на игру или организации игры, при которой достигается желаемый прогресс в развитии той или иной способности человека. Такой подход рассматривает игру как средство развития внеигровых способностей, отношений, мотивов и т. п.

Выделяя аспект связи детской игры с эстетической культурой, мы предполагаем, что наиболее полное отражение игры как «практики развития» (Л.С.Выготский) возможно в художественно-творческой деятельности, которая обнаруживает их общую художественно-образную природу.

Специфика начального художественного образования, своеобразие детской художественной деятельности требуют особых правил осуществления игры в поле образовательного пространства. На эти условия указывают исследователи детской игры (Л.А.Венгер, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др.) Специфика художественной дидактики в процессе обучения искусству обозначена исследователями понятиями художественно-педагогическая игра (Л.Б. Рыло-ва), художественно-педагогическое общение (В.А.Кан-Калик), художественно-педагогическая драматургия (Б.М.Неменский). Учитывая опыт предшествующих исследователей (Гуманитарного центра «Театр» г. Екатеринбурга, А.А.Мелика-Пашаева, З. Н. Новлянской, Е. К. Чухман и др.), аспекты художественно-педагогического моделирования учебного процесса выделены в нашем исследовании как первоочередные.

Вышеизложенные соображения, понимание ответственности перед таким феноменом культуры и детства как игра обусловили выбор темы диссертационного исследования: «игра как педагогическая технология художественного образования детей».

Объект исследования — игровая деятельность детей в педагогическом процессе. Предмет исследования — художественно-образная основа игры как инструментарий и механизм образовательного процесса.

Цель исследования: разработать и обосновать педагогическую технологию начального художественного образования, основанную на использовании художественно-образной специфики игры.

Гипотеза исследования: игра обеспечивает эффективность художественного образования детей, если педагогическая технология основана на использовании единых механизмов творчества в игровой и художественной деятельности, что предполагает наличие:

— общих компонентов игровой и художественной деятельностиобщих педагогических принципов: эмоционально-чувственного развития личности в игровой и художественной деятельности, полихудожественный характер игровой деятельности, сотворческое взаимодействие участников игрыособую игровую технику, обусловленную художественно-образной основой драматического искусства.

Задачи исследования:

1. Выявить основные характеристики игры, которые определяют ее художественно-развивающее значение и разработать модель взаимосвязи игровой и художественной деятельности как целостного образовательного процесса.

2. Сформулировать и обосновать структурно-содержательную основу педагогических принципов художественно-творческого развития детей в игровой деятельности.

3. Разработать технологию моделирования игры в художественно-образовательном процессе, обосновать ее драматургический характер.

4. Экспериментально проверить эффективность предлагаемой технологии художественно-творческого развития детей.

Методологическую основу исследования составили научно-теоретические принципы и положения: теории культурно-исторического развития ребенка (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин) — теории театральной педагогики (К.С.Станиславский) — теории полихудожественного развития детей (Б.П.Юсов). Теоретическую основу исследования составили научно-теоретические принципы и положения о роли ведущей деятельности и социальной ситуации развития в становлении личности (Б.Г.Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, В. С. Мухина, В. А. Петровский, Д. Б. Эльконин и др.) — раскрывающие эстетическую сущность феномена игры (М.М. Бахтин, Л. С. Выготский, М. С. Каган, А. В. Луначарский, К. С. Станиславский и др.) — теории гуманистического воспитания и педагогической поддержки (Ш.А.Амонашвили, А. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, С. А. Шмаков и др.) — раскрывающие основы моделирования гуманитарного содержания образования (В.М.Букатов, Л. К. Веретенникова, П. М. Ершов, Г. К. Селевко, А. Н. Утехина, Г. С. Трофимова, Б. Д. Эльконин, М. Г. Яновская и др.) — раскрывающие принципы эстетического воспитания и художественного образования (А.В.Бакушинский, П. П. Блонский, А.А.Мелик-Пашаев, Б. М. Неменский, Л. Б. Рылова Т.Е.Торшилова, Е. К. Чухман, Б. П. Юсов и др.).

Методы исследования: теоретические — анализ исследований в научной литературе об образовательной роли игрыэмпирические — наблюдение, изучение опыта использования игровых средств художественного образованияопытно-экспериментальная работа — проведение формирующего экспериментадиагностические — тестирование, устные и письменные опросы, количественная и качественная интерпретация полученных результатов. Этапы исследования:

1 этап (1995;1997гг.) — изучение состояния проблемы в литературе и практике художественного образования, поиск теоретических оснований и принципов практического осуществления игры в художественно-образовательном процессе- 2 этап (1997;2001) — моделирование содержания и технологии художественно-образовательного процесса, опытно-экспериментальная работа- 3 этап (20 012 003) — анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, работа над текстом диссертации. Научная новизна исследования:

1. Выявлены и структурированы единые компоненты игровой и художественной деятельности, обеспечивающие механизмы игры как художественного творчества: ассоциация, персонификация, аналогия как процессы, определяющие способность действия игрушкамиинтерпретация, интерес, типизация как процессы, определяющие способность действия по правиламимпровизация, симпатия, идентификация как процессы, определяющие способность ролевого действия.

2. Разработана структурно-содержательная модель педагогической технологии художественного образования на основе единых компонентов игровой и художественной деятельности, которая способствует прогнозированию и системному развитию творческих способностей детей, обеспечивающих развитие синестезии, эмпатии и коммуникативности ребенка.

3. Разработана трехкомпонентная система приемов педагогического моделирования художественной игры: «метафоризация — драматизация — сюрприз», обеспечивающая механизм художественно-образной основы игровой деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании специфических механизмов игровой деятельности, способствующих развитию художественно-образовательного процессаа так же условий, принципов и задач художественного образования детей в игровой деятельностиПрактическая значимость исследования заключается в том, что предложенная педагогического технология как система художественного образования используется педагогами детских образовательных учреждений, общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования. Материалы и выводы исследования могут быть использованы при подготовке пособий для родителей, педагогов, студентов, а так же в системе повышения квалификации специалистов художественного образования. На защиту выносятся положения:

1. Модель педагогической технологии художественного образования на основе игровой деятельности. Как целостная система она включает: задачи, принципы, содержание и метод художественного образования. Ядро технологической модели составляет единый структурно-компонентный состав игровой и художественной деятельности.

2. Структура взаимодействия компонентов игровой и художественной деятельности способствует технологизации педагогической деятельности, моделированию содержания и техники игры на системной основе. Модель включает трехкомпонентную систему игровых приемов: «метафоризациядраматизация — сюрприз», сопровождающих механизмы художественно-образной основы игровой деятельности.

3. Игра, организованная как художественная деятельность и художественное творчество, организованное как игра позволяет прогнозировать и системно развивать общие и эстетические способности детей: эмоционально-чувственное восприятие, выражаемое через эмпатиюметафорическое мышление, выражаемое через способность к синестезиихудожественнотворческие возможности, выражаемые в продуктах детского творчества и коммуникативности ребенка в процессе игры. Апробация результатов исследования:

Основные положения исследования изложены в опубликованных работах, доложены и обсуждены на республиканских, российских и международных конференциях в гг.: Ижевске (1994г., 1997 г., 2000 г., 2001 г.) — Москве (1994г., 2000 г., 2001 г.) — Казани, Ростове-на-Дону, (1997г.) — Сыктывкаре (1996г., 1997 г., 1998 г., 1999 г.).

Апробация положений исследования проводилась на курсах повышения квалификации руководителей ИЗО, в организации и проведении Республиканского конкурса «Авторский урок» (1996;1998гг.) — а также на авторском семинаре (32 часа) по теме «Изобразительное творчество дошкольников» (Ижевск, ИУУ, декабрь 2001 г.).

Опытно-экспериментальное апробирование результатов исследования осуществлялось на базе организованной и руководимой автором художественно-педагогической мастерской факультета искусств УдГУ.

Материалы работы являются направлением научной программы Минобразования РФ фундаментальных исследований в области гуманитарных наук «Культурное и художественное наследие в образовании» 2003 — 2004 гг. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена привлечением широкого круга научной литературы, методической обоснованностью исходных теоретических положений, эффективностью и длительностью (1995;2002г.г) проведенного эксперимента, опытом работы автора исследования в учреждениях системы художественного образования.

Опытно-экспериментальное исследование проходило в условиях реальной педагогической деятельности. Практическая работа на всех этапах экспериментального исследования проводилась непосредственно автором данного исследования. Достоверность исследования подтверждают видео и фото материалы, регистрирующие особенности педагогического процесса, детские изобразительные произведения.

Внедрение результатов исследования:

Результаты исследования использовались автором при разработке проектов образовательных программ: «Школа семейного творчества», (1996г.) — «Школа родительской культуры» (1997г.) — «Семейный творческий факультет» (1998г.). Внедрение экспериментального опыта в художественно-образовательные программы учреждений города и Республики: школы «Гули-вер» г. Ижевска, студии «Ника» г. Можга, подготовительного отделения ДХШ № 9, 10, 12 г. Ижевска. Популяризация опыта организации изобразительного творчества детей осуществляется выпуском рекламно-информационной продукции.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Работа содержит 153 страницы машинописного текста, 5 схем, 3 таблицы, 1 гистограмму.

Список литературы

включает 207 наименований. Работа содержит 5 приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Выполненное диссертационное исследование и полученные в ходе эксперимента результаты позволяют сделать вывод о достижении в целом поставленной цели исследования. В исследовании была предпринята попытка обоснования игры как специфики приобщения ребенка к художественной культуре в наиболее благоприятный для этого период его жизни. Установлено, что игра способствует развитию художественно-педагогической практики, которая реально обеспечивает формирование эстетической культуры человека и содействует реализации творческого потенциала личности в художественной деятельности.

Нами предложен системный подход к организации художественно-творческой деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста, который отвечает современным требованиям преемственности в образовании и имеет основные качества педагогических технологий.

Мы попытались отойти от традиционного взгляда на организацию художественной деятельности как процесса школьно-урочной системы обучения изобразительным навыкам, в которой игра используется только как дидактическое средство. В обсуждаемом аспекте предъявления художественная педагогика не в полной мере отвечает потребностям современного воспитания и образования. В соответствии с тенденциями гуманизации образования мы исходили из того, что гораздо важнее развивать у детей мотивацию к художественной деятельности, формировать познавательный интерес, способствовать их самовыражению через творческую деятельность.

В экспериментальной работе были определены условия для развития в игровой деятельности эстетической культуры ребенка: творческих способностей, художественного воображения, образного мышления, формирования восприимчивости и заинтересованного отношения к художественной культуре.

Проведенное теоретико-методологическое и экспериментальное исследование художественно-образной основы игры как инструментария и механизмов образовательного процесса позволило нам сделать выводы, позволяющие определить игру как технологию художественного образования: 1 Игра является психолого-педагогическим условием развития художественно-творческих способностей ребенка. В педагогическом процессе это обусловлено использованием художественно-образной основы игровой деятельности, которая предполагает следующие компоненты, обеспечивающие механизмы игры как художественного творчества: ассоциация, персонификация, аналогия как процессы, определяющие способность действия игрушкамиинтерпретация, интерес, типизация как процессы, определяющие способность действия по правиламимпровизация, симпатия, идентификация как процессы, определяющие способность ролевого действия.

2. Педагогический процесс, основанный на единых компонентах игровой и художественной деятельности, позволяет реализовать общие педагогические принципы: эмоционально-чувственного развития личности в игровой и художественной деятельности, полихудожественный характер игровой деятельности, сотворческое взаимодействие участников игры;

3. Игра, основанная на технологии драматического искусства, имеет место в педагогическом творчестве как художественно-педагогическая игра, которая предполагает владение особой игровой техникой, основанной на моделировании художественно-образовательного процесса из компонентов художественной игры.

4. Моделирование игры в педагогическом процессе на основе единых компонентов игровой и художественной деятельности образует дидактический комплекс, включающий игровые приемы: «метафоризация — драматизациясюрприз», позволяющий реализовать общие задачи художественного образования в системе целеполагающего, содержательного и организационного принципов.

5. Педагогический процесс, организуемый как художественная игра, способствует прогнозированию и системному развитию творческих способностей детей, обеспечивающих развитие синестезии, эмпатии и коммуникативности ребенка, которые проявляются:

— в развитии способности к метафорическому мышлению ребенка, вызываемого эффектом художественной игры;

— в остром восприятии художественной формы, стимулируемое эстетическим интересом ребенка к окружающему миру, который вызывает желание играть;

— в развитии художественного вкуса как способности выражать свою индивидуальность и эмоциональное чутье, чему способствует творческий процесс игрыв развитии изобразительных возможностей как овладение средствами художественной выразительности, навыка в котором требуют законы игровой условности.

Таким образом, обоснование игры как условия, задачи, содержания и средства моделирования художественно-образовательного процесса позволяет нам определить ее как педагогическую технологию художественного образования детей.

Понимание ответственности перед таким феноменом культуры и детства как игра не позволяет данному исследованию претендовать на полное раскрытие всех аспектов проблемы игровой организации художественного творчества. Мы понимаем, что данная работа является этапом в исследовании педагогического потенциала художественной игры, но полученные результаты свидетельствуют о перспективности разрабатываемого подхода.

Образовался ряд вопросов, требующих более углубленного изучения в дальнейшем: развитие профессиональной компетентности специалистов художественного образованияразвитие и сохранение игровой культуры в подростковом и юношеском возрасте, уточнение специфики развития метафорического мышления, определяющего успешность художественной деятельности и др. Дальнейшее исследование требует более глубокого изучения педагогического потенциала искусства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .С. Детская картинная галерея: Ереванский опыт работы с детьми / Сост. И автор вступ. статьи В. В. Алексеева. М.: «Советский художник», 1979. 191 е., ил.
  2. А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. 160 е., ил.
  3. Ю.П. Игра: Размышления о нравственном воспитании. М.: Новый мир, 1983. 127 с.
  4. Ш. А. Здравствуйте, дети! Пособие для учителя / Предисловие А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1983. 208 с.
  5. Ш. А. Единство цели: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1987. 208 с.
  6. .Г. О проблемах современного человекознания. 2е издание. СПб.: Питер, 2001. 272 с.
  7. Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987. 67с.
  8. А.В. Исследования и статьи. М.: Сов. художник, 1981. 238 с.
  9. А.В. Художественное творчество и воспитание. М.: Новая Москва, 1925. 240 с.
  10. Ю.Баранов А. А., Фефилов А. В. Практикум по курсу «Дифферинциальная психология личности». Часть 1. Ижевск: Изд. Дом «Удмуртский университет», 2002. 67 с.
  11. П.Барднер Г., Ромазан И., Чередникова Т. «Я хочу»: психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. СПб.: «Дорваль», 1993. 83 с.
  12. Н.Э., Суслова О. А. С кисточкой и музыкой в ладошке. М.: ЛИНКАПРЕСС, 1997. 144 е., илл.
  13. И.Е. Игра как феномен сознания. Кемерово: «АЛЕФ» Гуманитарный центр, 1992. 96 с.
  14. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. / пер. с англ. А. В. Ярхо, Л. Г. Ионина. Общая редакция М. С. Мацковского. СПб.М.: «Университетская книга», 1996. 397 с.
  15. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  16. В. Мышление как творчество. Введение в логику мысленного диалога. М.: Политиздат, 1975. 399 с.
  17. Д.Б. Пути к творчеству / Серия «Педагогика и психология» М.: Знание, 1981. 96 с.
  18. Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 212 с.
  19. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т./ под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. Т. 1. 304 с.
  20. А.Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве: Азбука молчания: Учебн. Пособие для творческих учеб. заведений, фак. педагогики и психологии. М.: ВЛАДОС, 2000. 192 с.
  21. Е.С., Шевченко А. И. Моя синяя птица: Дневник сельского учителя с комментариями. М.: Педагогика, 1990.272 с.
  22. А.В. Социальность субъекта и субъект социальности // Субъект и социальная компетентность личности. М.: Ин-т психологии РАН, 1995. 167 с.
  23. В.М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебно-методическое пособие. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. 152 с.
  24. В.А. Начальный курс педагогики сотрудничества. Учебное пособие для студентов и учителей. Рига, 1995. 220 с.
  25. Н. Праздничные сказки и сказочные праздники. М.: Рольф, 2002. 224 с., ил.
  26. Введение в культурологию: Учебное пособие для вузов / отв. ред. Е. В. Попов. М.: ВЛАДОС, 1996. 336 с.
  27. Л.А., Венгер А. Л. Домашняя школа. М.: Знание, 1994. 240 с.
  28. Л.К. Подготовка будущих учителей к формированию творческого потенциала школьников. Автореф. дис. на соиск. учен. степ, доктора пед. наук. Казань, 1997, 41 с.
  29. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников: Рекомендации к разработке комплексных программ по искусству для школ и внешкольных занятий. / Под ред. Г. П. Шевченко, Б. П. Юсова. Луганск, 1990, 180 с.
  30. Г. Н. Этнопедагогика. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 168 с.
  31. В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М.: Сов. художник, 1966. 120 с.
  32. Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М.: Просвещение, 1988.
  33. Вопросы теории и методики преподавания художественных дисциплин в подготовке учителя средней школы. /Сборник научных трудов. Ижевск: Удм. гос. унт., 1987. 95 с.
  34. Вопросы художественного развития школьников на занятиях изобразительным искусством / Сборник научных трудов под ред. Б.П.Юсова/. М.: Изд. Академии пед. наук СССР. Научно-исследов. институт общей педагогики, 1981. 159 с.
  35. Воспитание сказкой: Методические рекомендации. /Под ред. Ивановой Э. И. М.: Академия педагогических наук, 1987. 150 с.
  36. Воспитатели и дети: источники роста: Пособие для методистов дошкольного и начального школьного образования, преподавателей, психологов. / Под ред. Петровского В. А. М.: АО «Аспект Пресс», 1994. 155 с.
  37. Воспитательная система школы: аспект моделирования: Учебн. метод, пособие / Авт.сост. Е. Н. Степанов, JI.B. Байбородова, C.JI. Паладьев. — Псков: ПОИПКРО, 1994. 93 с.
  38. JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997. 96 с.
  39. JI.C. Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997. 224 с.
  40. JI.C. Психология искусства. М.: Искусство, 1986. 572 с.
  41. О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: МИРОС, 2002. 296 с.
  42. А.С., Корнилова С. Н., Куликова C.J1. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. М.: ТЦ «Сфера», 1999. 80 с.
  43. Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М.: «Академия», 1999. 344 с.
  44. Н.В. Художественный замысел в системе занятий с детьми изобразительной деятельностью. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1992. 16 с.
  45. Э.М. Вальдорфский детский сад: Воспитание детей младшего возраста / пер. с нем. М. В. Тольской. М.: Издво МГЕИ «Мир книги», 1992. 72 с.
  46. В.В. Теория развивающего обучения.М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
  47. М.Г. П.П.Блонский о школе и учителе. / Серия «Педагогика и психология» М.: Знание, 1979. 96 с.
  48. А.Г. Системность в использовании наглядного материала в процессе преподавания предметов в гуманитарно-эстетическом цикле. Дисс.. канд. пед. наук. Ижевск, 1996. 192 е., 53 с. прил.
  49. Дидактические игры для развития творческого воображения детей / Сост. Никашин А. И. 2-е изд., испр. и допол. Ростовн/Д.: «Аспект», 1991. 51с.
  50. К.В. Хочу узнать и нарисовать тебя, мир! Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. 96 с.
  51. Дом, который построили «МЫ»: Авторская модель образовательного учреждения. М.: ВЦХТ, 2000. 174 с.
  52. Дошкольное образование в России. / Сб. действующих нормативноправо-вых документов и научнометодических материалов. М.: Издательство ACT, 1997. 336 с.
  53. О.М., Веракса Н. Е. Чего на свете не бывает? М.: Знание, 1994. 160 с.
  54. Екатерина Куприяновна Чухман. /Ред.составитель Б. С. Каплан. М.: Институт Художественного образования РАО, Московский детский фонд, Московский школьный театр, 1998. 516 с.
  55. П.М. Сочинения: в 3-х т. /Отв. ред. В. М. Букатов. М.: ТТО «Горбунок», 1991. Т. 1: Технология актерского искусства. М., 1992. 288 с.
  56. Игра в педагогическом процессе: Сб. статей. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989. 228 с.
  57. Игра с правилами в дошкольном возрасте. /Сост. Н. Я. Михайленко. М.: Онега, 1994. 192 с.
  58. Игры народов СССР /Ред. сост. В. Всеволодского-Гернгросса. Л.: Академия, 1933. 367 с.
  59. Идеи эстетического воспитания. Антология в двух томах. Т. 2. М.: «Искусство», 1973. 367 с.
  60. Изобразительное искусство: Программа с методическими рекомендациями 1−7 классы, 8 класс (факультативный) / Под ред. Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 1998. 137 с.
  61. В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. М.: АО «Аспект Пресс», 1993. 127с.
  62. Л.П. Интегрированный эстетический курс для начальной школы (1−4- 1−3): Пособие для учителя. М.: АРКТИ, 2000. 64 с.
  63. Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками. М.: Просвещение, 1991. 128 с.
  64. Искусство и художественное творчество детей. А. В. Щербаков. / Сост. Привалов. Под ред. Фоминой Н. Н. М., 1991. 140 с.
  65. М.С. Морфология искусства. Л.: «Искусство», Ленингр. отд-ние, 1972. 440 с.
  66. М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. 328 с.
  67. Т.Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности. М.: Просвещение, 1996. 159 с.
  68. В.В. О духовном в искусстве. М.: Архимед, 1992. 110 с.
  69. И. О воспитании разума. / Собр. соч. В 3 т. Калининград: Кн. изд-во, 1995. Т. 1.248 с.
  70. Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 57 лет. М.: ВЛАДОС, 2001. 160 с.
  71. Л.Ю. Принципы создания полихудожественного пространства развития эстетической игры. //Интеграция как методологический феномен художественного образования в изменяющейся России. Сб. материалов Международной конференции. Москва, 2001. 60−65 с.
  72. Климова Л. Ю Художественно-педагогическая игра как средство эстетического воспитания детей. // Вестник Удмуртского университета. Ижевск: изд-во Удмуртского университета, 2000. 66−72 с.
  73. Е.И. Театральная кукла (образ, функция, форма). Автореф. канд. дис.. канд. искусствовед. М., 1998. 21 с.
  74. Е.И. Кукла в диалоге культур: Монография. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2002. 156 с.
  75. Т.С. Дети в мире творчества. М.: Мнемозина, 1995. 160 с.
  76. Т.С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. «Красота. Радость. Творчество.»: Программа эстетического воспитания детей 2−7 лет. М.: Педагогическое общество России, 2000. 128 с.
  77. Т. С. Савенков А.И. Коллективное творчество детей. М.: Педагогическое общество России, 2000. 128 с.
  78. Кон И. С. Как построить свое «Я» / Под ред. В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1991. 192 с.
  79. Концепция художественного образования. Совместное изложение Минобразования и Минкультуры РФ от 21.11.02. 8 с.
  80. Копотев C. J1. Педагогическая оценка личности учащегося: Методические указания. Ижевск: изд-во удм. ун-та, 1986. 46 с.
  81. Копцев В. П. Учим детей чувствовать и создовать прекрасное: Основы объёмного конструирования /Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001, — 144с. ил.
  82. Т.А. Природа и художник: Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для детских дошкольных учреждений и учебновоспитательных комплексов. М. 1999. 72 с.
  83. Т.А. Природа и художник: Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для начальной школы 1−4 классы (с краткими методическими рекомендациями). М., 1999. 96 с.
  84. Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании: Пер. с польск. М.: Политиздат, 1990. 493 е.: ил.
  85. В.Б. Композиционные взаимосвязи форм декора в русском народном искусстве. Автореф. дисс. канд. искусствоведения. М.: МВХПУ (б. Строгановское), 1987. 26 с.
  86. В.Б. Роль факультета искусств в формировании культурного пространства Удмуртской Республики. /Совершенствование художественнопедагогического образования: Материалы Всерос. конф. Ижевск: Изд-во удм. ун-та, 2000. 12−31 с.
  87. В.В. Метод обучения как категория дидактики //Вопросы методов и организации процесса обучения. М.: Изд-во АПН СССР, 1982. 96 с.
  88. Э.М. Свободные вальдорфские школы, 2е изд. / пер. с нем. В. За-гвоздкина. М.: Издво Моск. Центра вальдорфской педагогики «Парсифаль», 1993. 40 с.
  89. А.И. Психология обучения художественному творчеству. Учебное пособие для психологов и педагогов. М.: Институт практической психологии, 1998. 136 с.
  90. Краткий психологический словарь / Ред.сост. J1.A. Карпенко- Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2е изд. Ростов н/Д.: издво «Феникс», 1998. 512 с.
  91. Краткий словарь по эстетике: Кн. для учителя / Под ред. М. Ф. Овсянникова. М.: Просвещение, 1983. 223 с.
  92. Г. Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001. 224 с.
  93. B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. М.: Просвещение, 1984. 319 с., ил.
  94. С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. 127 е.: ил.
  95. Г. В. Роль обучения в развитии изобразительного творчества детей / Известия АПН РСФСР. М.-Л., 1947. вып. 11.С. 55−76.
  96. Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ. /Предисл. Варга А. Я. М.: Международная педагогическая академия, 1994. 368 с.
  97. А.Н. Деятельность.Сознание. Личность. М.: Полипсдат, 1975. 304 с.
  98. А.Н. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. 62 с.
  99. Ю.М. Куклы в системе культуры //Декоративное искусство СССР. 1978. № 2.t 105. Луначарский А. В. О воспитании и образовании /Под ред. А. М. Арсеньеваи др. Коммент. Э. Д. Днепрова. М.: Педагогика, 1976. 636 с.
  100. С. Поверь в свое дитя: Пер. с франц. Е. И. Дюшен, Н. Л. Суслович, З. Б. Ческис. М.: Элис Лак, 1993. 225 е., ил.
  101. А.И. Праздник как социально-художественное явление. М.: Наука, 1978. 176 с.
  102. А.С. Собр.соч.: В 8 т. Т.4. М.: Педагогика, 1983. 552 с.
  103. Е.Г. В начале было детство: Записки педагога. М.: Педагогика, 1990. 256 е.: ил.
  104. Е.Г. Преодолеть страх, или Искусствотерапия. М.: Школа-i Пресс, 1996. 304 е.: ил.
  105. Л.В. Технология образования в сотворческой художественной деятельности деятельности педагога и ученика. Автореф. канд. дис.. канд. пед. наук. Краснодар, 2001. 25 с.
  106. Маргинальное искусство / Под ред. А. С. Мигунова. М.: Издво Московского университета, 1999. 159 е.: ил.
  107. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье. М.: Редакция журнала «Искусство в школе», 1995. 144 е., ил.
  108. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: ^ Просвещение, 1990. 192 с.
  109. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. Н. Трансформация детской игры в художественное творчество /Искусство в школе. № 5. М., 1995. С. 9−18.
  110. Д.В. Воспитателю о детской игре. М.: Просвещение, 1982.
  111. Мисару Ибука. После трех уже поздно. М.: Знание, 1992. 96 с.
  112. Д., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка». М.: Издво «Класс», 1996. 113 с.
  113. М. Опыты Избранные главы: Пер. с фр. /Сост., вступ. ст. Г. Ко-сикова- Примеч. Н. Мавлевич. М.: Правда, 1991. 656 с.
  114. O.JI. Этнопедагогизация процесса полихудожественного воспитания младших подростков. Автореф. канд. дис.. канд. пед. наук. М., 2000. 20 с.
  115. Г. М. Взаимодействие видов исскусства в теории и практике художественного образования. Автореф. канд. дис.. канд. пед. наук. Ижевск, 2003. 21 с.
  116. B.C. Детская психология. М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Из-дво ЭКСМО-Пресс, 1999. 352 с.
  117. B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. 240 е., ил.
  118. .М. Культура. Искусство. Образование: Цикл бесед. М.:1. Центр ХКО. 79 с.
  119. .М. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе. М.: изд. Российского открытого ун-та, 1992. 20 с.
  120. .М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. 2е изд. М.: Просвещение, 1987. 255 с.
  121. А.И., Страунинг A.M. Системный подход в ознакомлении с окружающим миром и развитие фантазии. 2е изд., фирма «Аспект-ТРИЗ». Ростов-н/Д., 1992.-31 с.
  122. .П. Интеллектуальные игры. 4-е изд., М: изд-во «Оникс» 1 994 176 с.
  123. И.В. Педагогические аспекты реализации принципа преемственности в непрерывном художественном образовании. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Ижевск, 2001. 21с.
  124. JI.B. Формирование творческой активности детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе обучения народному искусству. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1996. 15 с.
  125. Педагогика раннего возраста. /Под ред. Григорьевой Г. Г., Кочетовой Н. П" Сергеевой Д. В. М.: Издательский центр «Академия», 1998. 336 с.
  126. . Суждение и рассуждение ребенка. СПб.: СОЮЗ, 1997. 282 с.
  127. Г. Избранные философские произведения Т.5. М.: Просвещение, 1958.
  128. В.Н. Искусство и дети: Из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1982.191 с.
  129. Ю.А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. Москва-Рига: изд-во ПЦ «Эксперимент», 2000. 160 с.
  130. Г. А. Игра и эстетическая культура личности // Эстетическая культура советского человека. Л., 1976. 275 с.
  131. А.Д. Художественные игры: Методические рекомендации. Южно-Сахалинск, 1990. 48 с.
  132. Приоритетные проблемы эстетического воспитания школьников. Сб. науч. тр. / Под ред. Печко Л. П. М.: НИИ ХВ, 1990. 135 с.
  133. Программа «Развитие"(основные положения) М.: Новая школа, 1994.64 с.
  134. Программно-методические материалы: Изобразительное искусство. Начальная школа /Сост. Кузин B.C., Яременко Е. О. М.: Дрофа, 2001.224 с.
  135. Программы. Интегрированные курсы «Искусство». М.: Министерство образования Российской Федерации, 1995. 223 с.
  136. В.Я. Исторические корни волшебной сказки. СПб.: Университет, 1996.366 с.
  137. Психология. Словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., М.: Политиздат, 1990. 494 с.
  138. В.А. Эстетическое воспитание. Сущность.Формы. Методы. М.: «Мысль», 1969. 190 с.
  139. Революция искусство — дети: Материалы и документы. Из истории эстет. воспитания в сов. шк.: Кн. для учителя: В 2ч. 1917−1923. 2-е изд., дораб. /Сост. Н. П. Старосельцева. 4.1 240 с.
  140. Революция искусство — дети: Материалы и документы. Из истории эстет. воспитания в сов. шк.: Кн. для учителя: В 2ч. 1924−1929. Ч 2. 367 с.
  141. Е.Г., Сошина Е. А. Развитие творческого воображения младших школьников. М.: ВЛАДОС, 1999. 128 е.: ил.
  142. Рид Г. Образование через искусство. М.: Искусство, 1978. 323 с.
  143. Д. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй /Пер. с ит. Ю. А. Добровольской. М.: Прогресс, 1978. 212 с.
  144. Н.В. Психология художественного творчества. С. Петербург: изд-во СПбГУ, 1995. 270 с.
  145. Российская педагогическая энциклопедия: В 2х т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Бол. Рос. Энц., 1993. Т. 1. 608 с.
  146. Н.Н. История методов обучения рисованию: Зарубежная школа рисунка. М.: Просвещение, 1981. 192 е., ил.
  147. Н.Н. История методов обучения рисованию: Рус. и сов. школы рисунка. М.: Просвещение, 1982. 240 е., ил.
  148. Л.Б. Проблемное обучение на уроках изобразительного искусства в школе. Автореф. канд. дисс.. канд. пед. наук. М., 1984. 16 с.
  149. Л.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика. Ижевск: изд-во Удм. Ун-та, 1992. 310 с.
  150. Л.Г. Изобразительное искусство и среда. Интегративная программа полихудожественного развития (природа пространство — архитектура) 1−11 классы. М.: Издательство МАГИСТР, 1995. 74 с.
  151. Н.М. А.В. Луначарский о воспитании: Метод, пособ. М .: Высшая шк., 1990. 190 с.
  152. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
  153. B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. / Под ред. Сластенина В. А. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 336 с.
  154. М., Адкок Д. Ребенок играет: от трех до пяти лет. СПб: Питер Пресс, 1996. 224 с.
  155. Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю. А. М.: ВЛАДОС, 2001.288 с.
  156. З.С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. М.: Флинта: Наука, 1999. 232 с.
  157. Е.О. Особенности общения с дошкольниками. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 160 с.
  158. И.Ф. Природа в системе эстетического воспитания: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. 207 с.
  159. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. / Под ред. Ерофеевой Т. И. М.: Издательский центр «Академия», 1999.344с.
  160. Современный Лаокоон. Эстетические проблемы синестезии: Сб. материалов научной конференции /Под ред. Е. Г. Яковлева. М.: Изд-во МГУ, 1992. 128 с.
  161. Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М.: «Академия», 1999. 368 с.
  162. СЛ. Педагогика для всех: Книга для будущих родителей. М.: Дет. лит., 1987 367 с.
  163. И. В. Художественно-творческая деятельность как фактор развития одаренности. Автореф. канд. дис.. канд. пед. наук., Магнитогорск, 2000. 21 с.
  164. Г. Воспитание: умственное, нравственное и физическое /Пер. с англ. М. А. Лазаревой. М.: УРАО 2002. 288 с.
  165. А.Г. Игра это серьезно. М.: Педагогика, 1981. 141 с.
  166. К.С. Собр. соч.: В 8 т., Т. 2, 3, 5, 6. М. Искусство: 1954 -1960.
  167. Е.В. Ребенок открывает мир. М.: Просвещение, 1991. 207 с.
  168. З.В. Мудрые заповеди народной педагогики. Ижевск: Удм. ИУУ, 1993. 34 с.
  169. В.А. О воспитании / Сост. И авт. Вступ. очерков С. Соловейчик. М.: Политиздат, 1988. 270 с.
  170. Театр и образование: Сб. науч. тр. /Отв. ред. Чухман Е. К. М.: изд. РАО, 1992. 178с.
  171. JI.O. О диагностической функции тематического рисования. Школа и искусство. Таллин, 1977. С. 81−82.
  172. .М. Психологические вопросы художественного воспитания /Известия АПН РСФСР. М.-Л., 1947. вып. 11. 7−26 с.
  173. Е.М., Морозова Т. В. Развитие эстетических способностей детей 3−7 лет (теория и диагностика). / Серия «Руководство практического психолога» Екатеринбург: Деловая книга, 2001. 141с.
  174. Е.М. «Шалун или Мир дому твоему»: программа и методика эстетического развития дошкольников. М.: ИХО РАО, 1998. 220 с.
  175. Г. С. Основы педагогической коммуникативной компетентности: Учеб. пособие. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1994. 75 с.
  176. Д.Н. Психологические исследования. М.: «Наука», 1966. 451 с.
  177. А.П. Роль игры в воспитании детей /Под ред. А. В. Запорожца. М.: Просвещение, 1981. 145 с.
  178. А.Н., Веретенникова Л. К. Педагогические основы моделирования гуманитарного содержания начального образования. Ижевск: Изд. Дом «Удм. ун-т», 2000. 131 с.
  179. К.Д. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1968. 557 с.
  180. Е.Л. Кибернетика, логика, искусство. М.: Наука, 1981. 145 с.
  181. Д.И. Психология становления личности. М.: Международная педагогическая академия, 1994. 162 с.
  182. П.А. Анализ пространственное&trade- и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Прогресс, 1993. 324 с.
  183. Н.Н. Урок искусства в начальной школе и художественная культура. М.: Акад. пед. наук СССР, НИИ ХВ., 1991. 92 с.
  184. О.С. Образование как откровение: от идей Барокко к новому подходу в образовании. М.: Гелиос АРВ, 2002. 192 е., ил.
  185. А. Азбука для родителей. СПб.: Лениздат, 1997.
  186. Хейзинга И. Homo Ludens. Человек играющий /Пер. с нидерл. В. В. Ошиса. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 352 с.
  187. Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы. / Пер. с фин. А. В. Вийк. М.: Просвещение, 1993. 112 с.
  188. К.И. Собрание сочинений. В 2 Т. Т. 1. М.: Правда, 1990. 653 с.
  189. С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1980. Т. 1. 304 с.
  190. С.А. Игры учащихся феномен культуры. — М.: Новая школа, 1994. 240 с.
  191. Е.В. Основы композиции. М.: Просвещение, 1979. 303 е., ил.
  192. Т.Я. Дети и народная художественная культура // Народное образование. 1999. № 5. С. 4344.
  193. Г. П. Методологические замечания к педагогическому исследованию игры. // Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966.
  194. С.М. Избранные произведения. В 6-ти Т. Т.З. М.: «Искусство», 1980. 671 с.
  195. Д.Б. Психология игры. 2е изд. М.: ВЛАДОС, 1999. 360 с.
  196. Эстетическая среда и развитие культуры личности. Межвузовский. сборник научных трудов. М.: ИХО РАО, 1999. 226 с.
  197. .П. Изобразительное искусство и детское изобразительное творчество: очерки по истории, теории и психологии художественного воспитания детей. Магнитогорск, МаГУ, 2002. 283 с.
  198. .П. О взаимодействии искусств в развитии детей на интегрированных занятиях // Когда все искусства вместе. Полихудожественное развитие учащихся различных возрастных групп. Пособие для учителя. 4.1. Москва Мурманск: ИЦЭВ РАО, 1995. 79 с.
  199. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. 96 с.
  200. С.Г. Психологические проблемы эстетического развития детей. М.: Педагогика, 1984. 138 с.
  201. М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. М.: Просвещение, 1986. 160 с.
Заполнить форму текущей работой