Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Нейрофизиологическое исследование синдрома дефицита внимания у детей младшего школьного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Создание базы данных, включающей данные ЭЭГ и психоневрологического исследования детей с СДВГ и здоровых детей 5−12 лет, а также данные детей с СДВГ до и после лечения. Описание характерных особенностей ЭЭГ детей с СДВГ в сравнении с нормой с привлечением методов количественного анализа. Изучение изменений, происходящих в ЭЭГ детей с СДВГ на фоне терапии ноотропными препаратами: а) семаксом, б… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 2. Материал и методы исследования
  • Глава 3. 1 Особенности параметров количественной ЭЭГ у детей с СДВГ
    • 3. 1. 1. Сравнительный анализ количественных параметров
  • ЭЭГ детей в норме и при СДВГ
    • 3. 1. 2. Сравнительный анализ количественных параметров ЭЭГ в группах детей с СДВГ сочетанной формы и СДВГ с преобладанием проявлений дефицита внимания
    • 3. 1. 3. Сравнительный анализ количественных параметров ЭЭГ в группах детей с СДВГ наследственной природы и детей с ранними органическими поражениями головного мозга
  • Глава 3. 2 Исследование возрастной динамики формирования биоэлектрической активности у детей с СДВГ
    • 3. 2. 1. Сравнительный анализ возрастной динамики формирования ЭЭГ у детей с СДВГ и здоровых детей
    • 3. 2. 2. Исследование соотношения активности в узких частотных полосах альфа — диапазона в ЭЭГ детей с СДВГ и здоровых детей разного возраста
    • 3. 2. 3. Сравнительный анализ возрастной динамики формирования ЭЭГ у детей с СДВГ и здоровых детей (исследование узких полос частот в альфа — диапазоне)
    • 3. 2. 4. Сравнительный анализ возрастной динамики формирования ЭЭГ у детей с СДВГ сочетаыной формы и СДВГ с преобладанием проявлений дефицита внимания

    3.2.5 Сравнительный анализ возрастной динамики формирования ЭЭГ у детей с СДВГ сочетанной формы и СДВГ с преобладанием проявлений дефицита внимания (исследование узких полос частот в альфа — диапазоне)

    Глава 3.3 Обсуждение результатов

    Глава 4.1 Исследование количественных характеристик ЭЭГ у детей с СДВГ до и после терапии фенибутом

    Глава 4.2 Исследование количественных характеристик ЭЭГ у детей с СДВГ до и после терапии семаксом

    Глава 4.3 Влияние лекарственной терапии на ЭЭГ детей с СДВГ (обсуждение)

    Выводы

Нейрофизиологическое исследование синдрома дефицита внимания у детей младшего школьного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Эти положения определяют актуальность настоящей работы, ее цель и задачи.

Цель и задачи исследования

Целью настоящего исследования являлось детальное изучение особенностей формирования ЭЭГ у детей разных подгрупп СДВГ, выделение основного спектра нарушений ЭЭГ и его изменений в результате терапии.

В соответствии в этим были поставлены следующие задачи:

1. Обобщение литературных данных по клиническим и нейрофизиологическим характеристикам СДВГ, которое включает: а) анализ литературных данных по клиническим, нейрофизиологическим, нейроморфологическим и нейрохимическим особенностям СДВГ, б) обобщение и анализ литературы по терапии этого синдрома.

2. Создание базы данных, включающей данные ЭЭГ и психоневрологического исследования детей с СДВГ и здоровых детей 5−12 лет, а также данные детей с СДВГ до и после лечения.

3. Описание характерных особенностей ЭЭГ детей с СДВГ в сравнении с нормой с привлечением методов количественного анализа.

4. Изучение характерных особенностей ЭЭГ детей с СДВГ подгрупп: а) сочетанной формы СДВГ с проявлениями как дефицита внимания, так и гиперактивности (СДВГ/ВГ), б) СДВГ с преобладанием проявлений дефицита внимания (СДВГ/В), в) СДВГ наследственной природы (СДВГТ"), г) СДВГ, развившимся вследствие раннего органического поражения ЦНС (СДВР'О").

5. Изучение возрастной динамики формирования ЭЭГ у детей с СДВГ и здоровых детей: а) в стандартных диапазонах частот, б) в узких полосах частот по 1 Гц в альфа-диапазоне в зонах представительства зрительных и сенсомоторных ритмов (центральные, теменные и затылочные зоны коры).

6. Изучение изменений, происходящих в ЭЭГ детей с СДВГ на фоне терапии ноотропными препаратами: а) семаксом, б) фенибутом.

7. Исследование возможность предикции эффективности терапии по данным ЭЭГ.

выводы.

1. На материале созданной базы данных, включающей 656 записей ЭЭГ здоровых детей и детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), описан паттерн ЭЭГ детей с СДВГ. Выявляется более низкий уровень абсолютных значений амплитуды спектральной плотности по сравнению с нормой в дельта-, тета-, альфаи бета-1 полосах частот и более высоком уровне абсолютных значений АСП в бета-2 полосе частот.

2. Методом количественной ЭЭГ выявлены особенности отличий ЭЭГ детей с СДВГ сочетанной формы и СДВГ с преобладанием проявлений дефицита внимания от ЭЭГ здоровых детей. У детей с синдромом дефицита внимания сочетанной формы ЭЭГ оказывается в большей степени отличной от нормы, чем у детей с СДВГ с преобладанием проявлений дефицита внимания.

3. Обнаружены особенности отличий ЭЭГ детей с СДВГ наследственной природы и СДВГ, развившегося вследствие органического поражения центральной нервной системы, от ЭЭГ здоровых детей. ЭЭГ детей с СДВГ наследственной природы значительнее отличается от нормы, чем ЭЭГ детей с органически обусловленным СДВГ.

4. Применение количественного анализа узких полос частот в альфа-диапазоне позволило выявить у детей с СДВГ отличный от нормы характер возрастной динамики формирования биоэлектрической активности. Исследование возрастной динамики формирования компонентов ЭЭГ выявляет характерные специфические отличия в группах детей с СДВГ с преобладанием проявлений дефицита внимания и СДВГ с гиперактивностью, проявляющиеся в признаках задержки формирования биоэлектрической активности и дисонтогенетическом развитии.

5. Терапевтическое воздействие препаратов семакс и фенибут приводит к характерным для каждого препарата изменениям в ЭЭГ детей с СДВГ, которые проявляются в снижении уровня достоверных отличий ЭЭГ по сравнению с нормой на фоне лекарственной терапии. Выявлены отличия в фоновой ЭЭГ в зависимости от эффективности применяемой терапии, что может быть использовано для создания диагностических тестов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. JI.O., Заваденко H.H., Успенкская Т. Ю. «Синдромы дефицита внимания у детей»//Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева, 1993, № 3, стр.74−90
  2. Т.А. «Экспериментальная фармакология ноотропов» // Фармакология ноотропов: экспериментальное и клиническое изучение, Москва, 1989
  3. Н., Новикова Л. «Детская клиническая электроэнцефалография», Москва, 1994
  4. H.H. Неврологические основы дефицита внимания и гиперактивности у детей. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук. Москва, 1999.
  5. Ю.А. «Механизм действия и клиника производных гамма-аминомасляной кислоты» // Фармакология производных гамма-аминомасляной кислоты, Тарту, 1983, с. 125−131
  6. А.Э. «Ранние признаки минимальной мозговой дисфункции у детей» //в сб. «Актуальные вопросы клинической педиатрии, акушерства игинекологии». Материалы 2-й научной конфернции 23−24 сентября 1993, Киров, 1993
  7. Л.С., Ряго Л. К., Алликметс Л. Х., Фармакология и клиника фенибута. Тарту, 1990
  8. Э.Г. Нейропсихологическая методика экспресс-диагностики «Лурия-90″. М., об-во „Знание“, 1991
  9. О.В., Трошин В. М. „Минимальные дисфункции мозга в детском возрасте“, Н.Новгород, 1995
  10. G.J., Stewart M.A. „Familial subtypes of childhood hyperactivity“// J. Nerv. Ment. Dis., 1983, 171 (6): 362−368
  11. J., Faraone S., Keenan K., Knee D., Tsuang M. „Family-genetic and psychosocial risk factors in DSM-III attention deficit disorder“ // J. Amer. Acad. Child. Adolesc. Psychiatry, 1990, v.29, № 4, p.526−533
  12. Casey B., Castellanos F., Giedd J., et al „Implication of right frontostriatal circuitry in response inhibition and attention-deficit/hyperactivity 'disorder“ // J. Am Acad. Child Adolesc. Psychiatry, 1997, v.36, p.374−383
  13. R., Nardin J. „The correlation of bilateral occipital slow activity in the human EEG with certain disorders of behavior“ // American J. of Psychiatry, 1958, v. 115, p. 44−54
  14. D.E. „Genetic aspects of childhood behavioral disorders“ // Child Psychiatry Hum. Dev., 1997, v.27(3), p. 139−150
  15. Cook E.H., Stein M.A., Krasowsky M.D., Cox N.J., Olkon D.M., Kieffer Je., 1. venthal B.L. „Association of attention-deficit disorder and the dopaminetransporter gene"// Am. J. Hum. Gen., 1995, v.56, p.993−998
  16. Current Estimates from the National Health Interview Survey: USA, 1981,
  17. Hyattsville, Md: National Center for Health Statics// 1982. Dept. of Health &
  18. Human Services Publication (PHS) 1569. Vital & Health Statistics, series 10, № 141
  19. R.A., Ackerman P. „Long-term follow-up studies of hyperactive children“ // in Camp B.W. (Ed.) „Advances in behavioral pediatrics“, v. l, Greenwich, 1980, p.97−128
  20. Electroencephalography: Basic Principles, Clinical Applications and Related Fields, Baltimore: 1987. Ed. 2nd
  21. Ernst, M., Liebenauer, L.L., King, A.C., Fitzgerald, G.A., Cohen, R.M. and Zametkin, A.J. Reduced brain metabolism in hyperactive girls. J.Am.Acad.Child.Adolesc.Psychiatry. 33:858−868, 1994.
  22. C.T., Hicks R.E., Mayo J.P. „Hyperactivity and homeostasis“ // J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatry, 1983, v.22, p.382−384
  23. Hauser, P., Zametkin, A.J., Martinez, P., Vitiello, B., Matochik, J.A., Mixson, A.J. and Weintraub, B.D. Attention deficit-hyperactivity disorder in people withgeneralized resistance to thyroid hormone see comments. N.Engl.J.Med. 328:997−1001, 1993.
  24. L., Weiss G., Metrakos K. “ Hyperactive individuals as young adults:current and longitudinal electroencephalographic evaluation and its relation tooutcome» // Canadian Medical Association J., 1978, v. 118, p.919−921
  25. Hechtman, L. Genetic and neurobiological aspects of attention deficit hyperactivedisorder: a review. J.Psychiatry.Neurosci. 19:193−201, 1994.
  26. Hynd G., Semrud-Clikeman M., Lorys A., et al «Corpus callosum morphology inattention-deficit hyperactivity disorder: morphometric analysis of MRI» // J. Learn.
  27. Disabil., 1991, v.24, p. 141−1461.ersen S.D. «Brain dopamine systems and behavior» // in «Handbook of psychopharmacology», vol.8, Eds. Iversen L.L., Iversen S.D., Snyder S.H., New York, 1977
  28. Kahn, C. A., P. C. Kelly, and W. 0. Walker, Jr. Lead screening in children with attention deficit hyperactivity disorder and developmental delay. Clin. Pedia.tr. (Phila). 34: 498−501X, 1995.
  29. Kaneko, M., Hoshino, Y., Hashimoto, S., Okano, T. and Kumashiro, H.
  30. Hypothalamic-pituitary-adrenal axis function in children with attention-deficithyperactivity disorder. J.Autism.Dev.Disord. 23:59−65, 1993.
  31. Klinkerfiiss G., et. al. «Electroencephalographic abnormalities of children withhyperkinetic syndrome» //Neurology, 1965, v. 15, p.883−891
  32. Knell, E.R. and Comings, D.E. Tourette’s syndrome and attention-deficithyperactivity disorder: evidence for a genetic relationship. J.Clin.Psychiatry.54:331−337, 1993.
  33. Kostrzewa, R.M., Brus, R, Kalbfleisch, J.H., Perry, K.W. and Fuller, R.W. Proposed animal model of attention deficit hyperactivity disorder. Brain.Res.Bull. 34:161−167, 1994.
  34. Mirsky, A. F. Behavioral and psychophysiological markers of disordered attention. Environ. Health Perspect. 74: 191−9. Review. 1987.
  35. K.B., Ellenberg J.H. «Apgar scores as predictors of chronic neurologic disabilities» // Pediatrics, 1981, v.68, № 1, p.36−44
  36. E. «Frontal lobe functions and dysfunctions» // Clinical Electroencephalography, 1998, v.29, № 2, p.79−90
  37. Niedermeyer E., Da Silva F. «Electroencephalography basic principles, clinical applications and related fields», USA, 1998, 1258 p.
  38. E., Naidu S. «Attention-Deficit-Hyperactivity-Disorder (ADHD) and frontal-motor cortex disconnection» // Clinical Electroencephalography, 1997, v.28, p. 130−136
  39. R.D. «Attention deficit disorder with hyperactivity (ADHD): the contribution of catecholaminergic activity"// Progress in Neurobiology, 1987, v.29, № 4, p.365−391
  40. S., Sohmer H., Steinberg A., Kaitz M. «Somatosensory functioning in children with attention deficit hyperactivity disorder» // Develop. Medicine and Child Neurol., 1997, v.39, № 7, p.464−468
  41. R., Metcalf J. «The abnormal EEG in childhood communication and behavior abnormalities» // Electroencephalography and Clinical Neurophysiology, 1965, v.19, p.414
  42. Pliszka, S.R., Hatch, J.P., Borcherding, S.H. and Rogeness, G.A. Classical conditioning in children with attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) and anxiety disorders: a test of Quay’s model. J.Abnorm.Child.Psychol. 21:411−423, 1993.
  43. Pliszka, S.R., McCracken, J.T., Maas, J.W. Cateholamines in Attention-Deficit Hyperactivity Disorder: Current Perspectives.
  44. J.Am.Acad.Child.Adolesc.Psychiatry, 1996,35, 264−272
  45. C. «Antidepressants in the treatment of attention-deficit/hyperactivitydisorder» //J. Clin. Psychiatry, 1997, 58 Suppl 14, p. 14−29, discussion 30−1
  46. T., Sirvio J. «Changes in activities of dopamine and serotonin systems inthe frontal cortex underlie poor choice accuracy and impulsivity of rats in anattention task» //Neuroscience, 1998, v.83(2), p.489−499
  47. Quay, H.C. Theories of ADHD. J.Am.Acad.Child.Adolesc.Psychiatry. 27:262−263,1988.
  48. Rolls, E. T., S. J. Thorpe, and S. P. Maddison. Responses of striatal neurons in the behaving monkey. 1. Head of the caudate nucleus. Behav. Brain Res. 7: 179−21 OX, 1983.
  49. Rougeul, A. Fast somato-parietal rhythms during focal attention and immobility in baboon and squirrel monkey. Electroencephalogr.Clin.Neurophysiol. 46:310−319, 1979.
  50. Rougeul-Buser, A., Bouyer, JJ. and Buser, P. From attentiveness to sleep. Acta.Neurobiol.Exp. 35:805−819, 1975.
  51. S.E., Shaywitz B.A., Cohen D.J., Young J.G. «Monoaminergic mechanisms in hyperactivity» //in «Developmental neuropsychiatry», Ed. M. Rutter, New York, 1983, p.330−347
  52. Stevenson, J. Evidence for a genetic etiology in hyperactivity in children. Behav.Genet. 22:337−344, 1992.
  53. Stevenson, J., Pennington, B.F., Gilger, J.W., DeFries, J.C. and Gillis, J.J. Hyperactivity and spelling disability: testing for shared genetic aetiology. J.Child.Psychol.Psychiatry. 34:1137−1152,1993.
  54. Stevenson, R. D. and M. L. Wolraich. Stimulant medication therapy in the treatment of children with attention deficit hyperactivity disorder. Pediatr. Clin. North Am. 36: 1183−97X, 1989.
  55. Swanson J., Castellanos F.X., Murias M., LaHoste G., Kennedy J. «Cognitive neuroscience of attention deficit hyperactivity disorder and hyperkinetic disorder» // Curr. Opin. Neurobiol., 1998, v.8, № 2, p.263−271
  56. Vinson, D. C. Therapy for attention-deficit hyperactivity. disorder see comments. Arch. Fam. Med. 3: 445−451, 1994.
  57. Vinson, D. C. Therapy for attention-deficit hyperactivity disorder see comments. Arch. Fam. Med. 3: 445−451, 1994.
  58. Voeller, K. K. Toward a neurobiologic nosology of attention deficit hyperactivity disorder. J. Child Neurol. 6 Suppl: S2−8, 1991.
  59. Volkow, N. D., G. J. Wang, J. S. Fowler, S. J. Gatley, J. Logan, Y. S. Ding, R. Hitzemann, and N. Pappas. Dopamine transporter occupancies in the human brain induced by therapeutic doses of oral methylphenidate. Am. J. Psychiatry 155: 1325−1331, 1998.
  60. Werner E., Bierman J., French F., Simonian K., Connor A., Smith R, Campbell M. «Reproductive and environmental casualties: a report on the 10-year follow-up of the children of the Kauai pregnancy study» // Pediatrics, 1968, v.42, № 1, p. l 12 127
  61. Werry, J.S., Minde, K., Guzman, A. and et al., Studies on the hyperactive child YII: Neurological status compared with neurotic and normal children. Am.J.Orthopsychiatry. 42:441−451,1972.
Заполнить форму текущей работой