Методические основы преподавания предмета «Технология» в начальной школе
Диссертация
Изменения, происходящие в обществе, быстрое развитие науки и внедрение новых технологий выдвигают новые требования к технологической подготовке учащихся начальной школы. Младшие школьники должны усвоить основы знаний и умений не только по элементам обработки различных материалов и материаловедению, но и по организации творческой проектной деятельности, культуре дома, электротехническим работам… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Методические основы преподавания «Технологии» в начальной школе
- 1. 1. Психолого-педагогические особенности учащихся начальной школы
- 12. Становление и развитие методики трудового обучения в начальной школе
- 1. 3. Методические особенности реализации программ курса «Трудовое обучение» и программы «Технология» в начальной школе
- 1. 4. Методика преподавания технологии обработки материалов
- 1. 5. Методика преподавания -элементов электротехники в начальной школе
- 1. 6. Методика преподавания модуля «Культура поведения на дороге», входящего в раздел «Культура дома»
- 1. 7. Методика преподавания элементов графики
- 2. 1. Содержание и история проектного метода
- 2. 2. Подготовка к выполнению проектов в начальной школе
- 2. 3. Методика выполнения проектов в начальной школе
- 2. 4. Особенности реал и гации метода проектов в каждом из классов начальной школы
- 3. 1. Результаты жеперименIальмой проверки ра$раГ>01ан1п>й методики преподавания ряда разделов и их анализ
- 3. 2. Результаты жеперименIальмой проверки методики выполнения проектов в начальной школе и их анализ
Список литературы
- Алышулдер Г. С. Алгоритм изобретателя. М.: Моск. рабочий, 1973.
- Атутов Г1.Р., Поляков В. А. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников. М: Просвещение, 1985.
- Батышев С JL Трудовая подготовка школьников. Вопросы теории и методики. -М.: Просвещение, 1981.
- Беляков Н.Д., Цейтлин Н. Е. Внеклассные занятая по груду с младшими школьниками. Пособие для учителей начальных классов. М.: Просвещение, 1969.
- Блонский ПЛ. Педология. М.- Владос, 1999.
- Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения / Под ред. А-В.Петровского. В 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1979.
- Большая книга поделок. ~ М: Олма-пресс, 2000.
- Бронников HJT., Матяш Н. В., Симоненко В .Д. Методика обучения учащихся 5 класса технологии. Брянск: Изд-во БГТТУ, НМЦ «Технология», 1999.
- Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. М.: Цешр «Педагогический поиск», 2000.
- Виноградова Н.Ф., Петрова И. А., Зеленина JI.M. и др. Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу. М.: Дрофа, 2000.
- Н.Виноградов В Л., Василенко Б. А., Альхименок A.A. и др. Словарь-справочник по черчению. М.: Просвещение, 1999,
- Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия /Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. М.: Издат. Цешр «Академия», 1999.
- Гервер В.А. Творчество на уроках черчения. М.: Владос, 1998.
- Геронимус Т.М. Работаем с удовольствием: Уроки труда 1−4 классы. Метод, рекомендации для учителя. М.: Аст-пресс, 2000.
- Геронимус Т.М. Методические рекомендации для учителя. М.: Аст-пресс, 2000.
- Глущенко А. Г- Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. Книга для учителя начальных классов. М.: Просвещение, 1985.
- Гнедина Т.Е. Физика и творчество в твоей профессии: Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1988.
- Гостев А.К. Как надо работать. М., 1972.
- Гукасова А.М. Вопросы методики. М., 1967.
- Гукасова А.М. Работа с тканью в начальных классах. М.: Просвещение, 1970.
- Гукасова А.М. Вопросы методики трудового обучения в. начальных классах. М.: Просвещение, 1967.
- Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики /Под ред. М, Н. Скапсива, М.: Просвещение, 1982.
- Дидактика технологического образования: Книга для учителя. Часть 1. /Под ред. П. Р. Атутова. М: ИОСО РАО, 1997.
- Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М., 1936.
- Дыои Дж. Введение в философию воспитания. М., 1921.26. Закон РФ «Об образовании»
- Идом X., Вудворт К. Домашняя лаборатория. М.: Махаон, 1999.
- Казакевич В.М., Поляков В. А., Ставровский А. Е. Основы методики трудового обучения. М.: Просвещение, 1983.
- Кальней В.А., Капралова B.C., Поляков В. А. Основы методики трудового и профессионального обучения. М.: Просвещение, 1987.
- Карточки-задания по черчению: 7 класс: Пособие для учителя /Под ред. В. В. Степаковой. М.: Просвещение, 1999.
- Кершенштейнер Г. Основные вопросы школьной организации. М., 1911.
- Кильпатрик В.Х. Метод проектов. Л.: Издат. БрокГауз-Ефрон, 1925.
- Коджаспирова Г. М. Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2000.
- Козлина A.B. Уроки ручного труда. М.: Мозаика-синтез, 1999.
- Кашшнгс Э. Опыт работы американской школы по методу проектов. -М.: Новая Москва, 1926.
- Коменский АЛ. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т.1. М.: 1982.
- Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнообразования. М.: Владос, 1999.
- Костина В.Б. Методические основы обеспечения преемственности технологической подготовки учащихся в системе начального и основного общего образования. Дис. канд. пед. наук. Киров, 1999.
- Котряхов Н.В. Ручной труд в дореволюционной русской школе //Школа и производство. 1994. — № 6. — С. 16−17.
- Кошмина И.В. Межпредметные связи в начальной школе. М.: Владос, 1999.
- Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству. Учебное пособие для психологов и педагогов. М.: Институт практической психологии, 1998.
- Кругликов Г .И., Симоненко В. Д. Методика обучения старшеклассников творческой деятельности. Курск: Изд-во КГТГУ, 1998.
- Кругликов Г. И., Симоненко В. Д., Цырлии М. Д. Основы технического творчества. М.: Народи, образование, 1996.
- Ксензова Г. Ю. Оценочная деятельность учителя. — М.: Педагогическое общество России, 2000.
- Кузнецов В.П., Рожнев Я. А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. М.: Просвещение, 1981.
- Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М.: Высшая шкала, 1986.
- Латыши на Д. И. История педагогики. Воспитание и образование в России /X начало XX века/: Учебное пособие. М.: ИздДом «Форум», 1998.
- Лущена Е.А., Колисниченко И. И. Методические рекомендации по использованию дидактического материала «Учимся работать самостоятельно на уроках труда в 1-ом классе». М.: АРКТИ, 2001.
- Лутцева Б.А., Колисниченко И. И. Методические рекомендации по использованию дидактического материала «Учимся работать самостоятельно» на уроках труда во 2-ом классе. М.: АРКТИ, 2001.
- Лутцева Е.А., Колисниченко И. И. Учимся работать самостоятельно. Дидактический материал к урокам труда для 1 класса. М.: АРКТИ, 2001.
- Лутцева Е.А., Колисниченко И. И. Учимся работать самостоятельно. Дидактический материал к урокам труда. 2 класс. М.: АРКТИ, 2001.
- Лында А.С. Методика трудового обучения. М.: Просвещение, 1977.
- Макаренко А.С. Сочинения в 8 т. М., 1985.
- Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. М.: Просвещение, 1983.
- Матяш Н.В., Семенова Н. В. Подготовка будущих учителей технологии к обучению школьников проектной деятельности. Брянск: Изд-во БИТУ, ф
- Машинистов В.Г. Дидактический материал по трудовому обучению. 2 класс. -М.: Просвещение, 1991.
- Машинистов В.Г. дидактический материал по трудовому обучению. 4 класс. М.: Просвещение, 1991.
- Методика трудового обучения и об щетехнических дисциплин /Под ред. Д.А.Тхоржевскоп>. М.: Просвещение, 1982.
- Методика трудового обучения с практикумом /Под ред. Д. А. Тхоржевского. М.: Просвещение, 1987.
- Муравьев Е.М., Симоненко В. Д. Общие основы методики преподавания технологии. Брянск: Изд-во БГПУ, НМЦ «Технология», 2000.
- Назарова Т.С., Палах Е. С. Средства обучения: технология создания и использования. М.: Издат-во УРАО, 1998.
- Немов Р.С. Психология. М.: Просвещение, 1990.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е. С. Полат. М.: Издат. Центр «Академия», 1999.
- Оборудование педагогического процесса в начальной шкале. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1975.
- Огерчук Л.Ю. Изучение «Технологии» как средство развития логического мышления младших школьников. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1998.
- Огерчук Л.Ю. Технология труда в начальной школе: Работа с клеем и ножницами. М.: Шкала-пресс, 1999.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1986.
- О методах технического творчества //Школа и производство. ~ 1998. -№ 3. -С.14−15.
- Павлова А.А., Корзинова Е. И. Графика и черчение: 7−9 классы: Рабочая тетрадь № 1. М.: Владос, 2000.
- Павлова А.А., Корзинова Е. И. Графика и черчение: 7−9 классы:
- Рабочая тетрадь № 2. М.: Владос, 2000.
- Павлова А.А. Графика и черчение: 7−9 классы: Рабочая тетрадь № 3. -М.: Владос, 2001.
- Павлова А.А. Графика и черчение: 7−9 классы: Рабочая тетрадь № 4. -М.: Владос, 2001.
- Павлова А.А., Корзинова Е. И. Графика в средней школе. М.: Владос, 1999.
- Павлова М.Б., Питг Д. Образовательная область «Технология»: Теоретические подходы и методические рекомендации. -Йорк, 1997.
- Пашков А.Г. Труд в школе: кризис или обновление? М.: Знание, 1992.
- Педагогическая диагностика по программе «Развитие». Рекомендации и материалы для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. М.: «Изд-во ГНОМ и Д», 2000.
- Перевертень Г. И. Техническое творчество в начальных классах. М.: Просвещение, 1998.
- Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т.1. М., Просвещение, 1981.
- Полякова А. А. Рейтинговая система контроля и оценки знаний по педагогике. М.: Московское городское педагогическое общество, 2000.
- Практикум в учебных мастерских: Учебное пособие для студентов педагогических институтов /Под ред. Е. М. Муравьева. М.: Просвещение, 1987.
- Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы /1 3/. — М.: Просвещение, 19%.
- Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы /1 4/.- 4.2. — М.: Просвещение, 2000.
- Программно-методические материалы: Технология. 5−11 классы. /Сост. А. В. Марченко. М.: Дрофа, 2000.
- Программы средних общеобразовательных учреждений. Трудовоеобучение. Технология. 1 4 классы. 5−11 классы. Научн. рук-ли: Ю. Л. Хотунцев, В. Д. Симоненко. — М.: Просвещение, 1996.
- Психология. Словарь. М.: Политиздат, 1990.
- Пудова В., Лежнева Л. Игрушки из природных даров. М.: Махаон- СПб: Валери СПД- 1999.
- Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений /Под ред. О. М. Дьяченко. М.: «Изд-во ГНОМ и Д», 2000.
- Развитие творческой активности школьников /Под ред. А. М. Матюшина. М.: Педагогика, 1991.
- Развитие технического творчества младших школьников /Под ред. П. Н. Андрианова, М. А. Галагузовой. М.: Просвещение, 1990.
- Ривес С.М., Шульман Н. М. Опыт коммунистического воспитания. М., 1924.
- Ройтман И.А. Методика преподавания черчения. М.: Владос, 2000.
- Романина В.И. Дидактический материал по трудовому обучению. 2 класс. М.: Просвещение, 1990.
- Романина В.И. Дидактический материал по трудовому обучению. 3 класс. М.: Просвещение, 1991.
- Ротенберг B.C., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье. М.: Просвещение, 1989.
- Симоненко В.Д. Основы технологической культуры. — Брянск: Изд-во ВентанаГраф, 1998.
- Симоненко В.Д., Ретивых М. В., Матяш Н. В. Технологическое образование школьников. Теоретико-методологические аспекты. — Брянск: Изд-во БГПУ, 1999.
- Скаткин Н.Н. Дидактика средней школы. М.: Просвещение, 1982.
- Сластенин В.А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: Изд-во Магистр, 1997.
- Сороцкая О.Н., Федотов Н. В., Машинистов В. Г. и др. Обучение в 1 классе. М.: Просвещение, 1986.
- Справочник администрации школы по организации учебного процесса. Часть 3. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.
- Стахурский А.Е., Тарасов Б. В. Техническое моделирование в начальных классах. М.: Просвещение, 1974.
- Столяров Ю.С. Техническое творчество школьников реальность и проблемы //Школа и производство. — 1971. — № 9.
- Сухомлинский В.А. Избранные произведения. В 5 т. Киев: Радинська школа, 1979−1980.
- Сухомлинский В.А. Триста страниц Книги Природы //Начальная школа. 1968. -№ 1. -С.15.
- Тихонов А.С., Симоненко В. Д. Естественнонаучные основы технологического образования школьников. — Брянск: Изд-во БГТГУ, НМД «Технология», 2000.
- Технология: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений /Под ред. В. Д. Симоненко. М.: Просвещение, 2001.
- Технология 6. Учебник для учащихся 6 класса /Под ред. В. Д. Симоненко. -М.: «Вентана-граф», 1998.
- Трегубенко Б.Н. Трудовое обучение. 1 4 классы. — М.: Владос, 1999.
- Триста шестьдесят пять развлечений для ребенка /Сост. Е. А. Беляков. М.: Рольф, 2000.
- Трудовое обучение в начальных классах /Сост. И. Г. Майорова и др. — М.: Просвещение, 1978.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. — Т.1. -М., 1974.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 6 т. М.: Просвещение, 1990.
- Ушинский К.Д. История воображения. Собрание сочинений. M.-JL, 1950.
- Физика. 7−11 классы: Словарь школьника /Авт.-сост. Ю. И. Дик. М.: Дрофа, 1997.
- Хотунцев Ю.Л. Человек, технология, окружающая среда. М.: Устойчивый мир, 2001.
- Хотунцев ЮЛ., Симоненко В. Д., Кожина O.A., Орлов Б. И. Проекты в школьном курсе «Технология» //Школа и производство. 1994. № 4. — С.84−89.
- Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. — М.: Просвещение, 1986.
- Христианович П.И. Опыт устройства общеобразовательной школы с большей подготовкой учащихся к жизни. М., 1912.
- Цейтлин Н.Е., Рожнев Я. А. Наблюдения и опыты на уроках труда в начальных классах. М.: Просвещение, 1974.
- Шалимова О.Д. Как обучать труду в начальных классах //Шкода и производство. 1994. — № 4. — С. 18−19.
- Шацкий С.Т. Педагогические сочинения: В 4 т. М, 1965.
- Шацкий С.Т. Избранные педагог ические сочинения. В 2-х т. Т.1. -М. ¡-Педагогика, 1980.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.
- Якубин Н.Ф. Учебные задания по труду для программироваиного обучения : 7 класс. Дидактический материал. М.: Просвещение, 1996.218