Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Разработка метода определения коэффициента запаса при расчетах устойчивости карьерных откосов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

I чин, строго определенным для каждого конкретного случаявпервые дана количественная и качественная оценка ряда «малых» силовых воздействий, природных и горнотехнических факторов, обусловливающих напряженно-деформированное состояние прибортовых массивовустановлено, что отдельные «малые» силовые воздействия и факторы очень незначительны по абсолютной величине, тогда как другие вносят вполне… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСОВ ТЕОРИИ
  • И ПРАКТИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ЗАПАСА ПРИ РАСЧЕТАХ УСТОЙЧИВОСТИ КАРЬЕРНЫХ ОТКОСОВ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 1. 1. Анализ методов, методик и рекомендаций по выбору коэффициента запаса при расчетах устойчивости карьерных откосов
    • 1. 2. Цель задачи и методы исследований
  • Выводы к главе 1
  • ГЛАВА 2. ОБОСНОВАНИЕ ПОГРЕШНОСТЕЙ ОПРЕДЕЛЕНИЯ БАЗОВЫХ РАСЧЕТНЫХ ВЕЛИЧИН И МЕТОДОВ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ КАРЬЕРНЫХ ОТКОСОВ
    • 2. 1. Природа возникновения и порядок учета влияния грубых погрешностей
    • 2. 2. Природа возникновения и порядок учета влияния погрешностей, носящих систематический характер ф
    • 2. 3. Разработка метода определения среднеквадратической погрешности коэффициента запаса устойчивости
    • 2. 4. Случайные погрешности расчетных величин
    • 2. 5. Оценка точности соответствия физико-механических свойств пород в образце и массиве
    • 2. 6. Оценка точности расчетных методов
    • 2. 7. Срок службы бортов карьеров и учет временного фактора при расчетах их устойчивости
  • Выводы к главе 2
  • ГЛАВА 3. МАЛЫЕ СИЛОВЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ, ИХ ВЛИЯНИЕ И УЧЕТ ПРИ ОБОСНОВАНИИ ВЕЛИЧИНЫ КОЭФФИЦИЕНТА ЗАПАСА УСТОЙЧИВОСТИ.86 3.1. Временная нагрузка транспортных средств
    • 3. 2. Нагрузка от временных строений и объектов в зоне призмы обрушения
    • 3. 3. Нагрузки от гидростатических и гидродина- ^ мических сил
    • 3. 4. Климатические факторы
    • 3. 5. Сейсмические нагрузки
    • 3. 6. Гравитационное воздействие луны.^ ф
    • 3. 7. Архимедова сила атмосферы земли. t по
    • 3. 8. Гравитационные силы
  • Выводы к главе 3

ГЛАВА 4. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ИХ ВЛИЯНИЕ И УЧЕТ ПРИ ОПТИМИЗАЦИИ ВЕЛИЧИНЫ КОЭФФИЦИЕНТА ЗАПАСА УСТОЙЧИВОСТИ 113−149 4.1. Разработка критерия оптимизации величины коэффициента запаса устойчивости по фактору случайных погрешностей. ИЗ ф

4.2. Экономическая оценка затрат на формирование борта и потерь в результате его обрушения.

4.3. Экономическая оценка ущерба сторонних организаций и государственной инфраструктуры в результате обрушения бортов.

4.4. Экономическая оценка последствий повышения производственного травматизма в результате гипотетического обрушения. 4.5. Оптимизация величины коэффициента запаса устойчивости, обусловленной случайными погрешностями, с точки зрения соблюдения максимальной экономической эффективности.

4.6. Обоснование величины точности округления для коэффициента запаса устойчивости и основных конструктивных параметров.

Выводы к главе 4.

ГЛАВА 5. РАЗРАБОТКА МЕТОДА ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ЗАПАСА ПРИ РАСЧЕТАХ УСТОЙЧИВОСТИ КАРЬЕРНЫХ ОТКОСОВ.150ф 5.1 Составление алгоритма обоснования рациональной величины коэффициента запаса устойчивости.

5.2 Технико-экономическое сравнение вариантов.

Выводы к главе 5.

Разработка метода определения коэффициента запаса при расчетах устойчивости карьерных откосов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время одна из главных статей дохода государственного бюджета России формируется поступлениями от горнодобывающей отрасли. На долю минерально-сырьевого сектора экономики приходиться 33% валового внутреннего продукта страны (данные на 2002 год [42]). Значимость данного сектора экономики становится еще более ощутимой, если учесть, что он также является поставщиком сырья, необходимого для эффективного протекания производственных процессов ряда других отраслей страны. Следовательно, обеспечение бесперебойного и рационального процесса функционирования добывающей отрасли является стратегической задачей, определяющей благополучие и безопасность страны в целом.

Одним из наиболее распространенных способов как по частоте применения, так и по объему валовой добычи полезного ископаемого является открытый способ разработки месторождений полезных ископаемых, на его долю приходится более 80% всех извлекаемых из недр твердых полезных ископаемых России [73]. При этом ряд практических и научных вопросов ведения открытых горных работ относятся к приоритетным направлениям развития науки, технологии и техники, а также к критическим технологиям, определенным президентом России 30 марта 2002 г. (ПР-577, 578).

К таковым направлениям с полным правом можно отнести проблему обеспечения устойчивости бортов карьеров важнейшей составляющей, которой является задача определения коэффициента запаса устойчивости (КЗУ). Успешное решение данной задачи благоприятно отразится на всех стадиях ведения открытых горных работ, повысив безопасность, общую экономическую и технологическую эффективность разработки месторождений.

Учитывая, что до настоящего времени многие вопросы этой задачи требуют доработки и совершенствования, адресация внимания методу определения величины КЗУ более чем оправданна.

Цель работы заключается в повышении эффективности и безопасности процесса недропользования путем разработки метода определения рациональной величины коэффициента запаса при расчетах устойчивости карьерных откосов.

Идея работы заключается в расчете коэффициента запаса устойчивости карьерных откосов на основе комплексного анализа факторов, влияющих на устойчивость бортов, с оптимизацией итоговой величины путем оценки производственно-технологического риска и экономической эффективности реализации принятого решения.

Научные положения, разработанные лично соискателем:

• для установления рациональной величины коэффициента запаса устойчивости необходимо минимизировать и учитывать грубые, систематические и случайные погрешности физико-механических свойств пород, графических построений, расчетных методов и расчетов, при этом погрешности переменных уравнения равновесия могут варьироваться в широком диапазоне, поэтому их абсолютные значения следует определять индивидуально для рассматриваемых условий получения первичной информации и последующих расчетных процессов;

• повышение точности определения конструктивных параметров карьерных откосов может быть достигнуто расширением комплекса силовых воздействий, природных и горнотехнических факторов, подлежащих количественной и качественной оценке и учету в виде составляющих напряженно-деформированного состояния прибортовых массивов;

• рациональная величина коэффициента запаса устойчивости в конкретных природных и горнотехнических условиях эксплуатации бортов карьеров должна определяться комплексной и последовательной оценкой различных силовых воздействий и факторов, с учетом производственно-технологического риска и экономической эффективности.

Обоснованность и достоверность научных положений, выводов и рекомендаций подтверждается: применением апробированных методов математической статистики и теории вероятностейсоответствием используемых в исследовании подходов законам и положениям, инженерной геологии, физике, геометрии и математикесоответствием результатов исследований материалам практического решения отдельных задач устойчивости бортов карьеров.

Научная новизна результатов работы заключается в следующем: установлено, что погрешности как переменных уравнения равновесия, так и величины КЗУ карьерных откосов формируются целым комплексом при.

I чин, строго определенным для каждого конкретного случаявпервые дана количественная и качественная оценка ряда «малых» силовых воздействий, природных и горнотехнических факторов, обусловливающих напряженно-деформированное состояние прибортовых массивовустановлено, что отдельные «малые» силовые воздействия и факторы очень незначительны по абсолютной величине, тогда как другие вносят вполне существенный вклад в формирование удерживающих и сдвигающих силустановлено, что в отдельных случаях экономически целесообразная величина КЗУ характеризуется большим риском обрушения борта.

Научное значение работы заключается в развитии существующих представлений о геомеханических процессах в прибортовых массивах путем комплексного анализа и учета силовых воздействий и факторов, определяющих устойчивость карьерных откосов.

Практическое значение работы состоит в разработке метода определения коэффициента запаса при расчетах устойчивости карьерных откосов, позволяющего рассчитывать конструктивные параметры бортов карьеров, более точно отвечающие конкретным природным и горнотехническим условиям ведения горных работ, что обеспечивает безопасную и эффективную разработку месторождений открытым способом.

Реализация выводов и результатов работы. Разработанный метод определения КЗУ используется в учебном процессе кафедры маркшейдерского дела и геодезии (МГГУ) по дисциплине «Управление устойчивостью бортов карьеров» и принят к использованию при реконструкции бортов карьера СП «Эрдэнэт».

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы докладывались на научно-технических конференциях МГГУ — «Неделе горняка» (Москва, 2005;2006 гг.) и на заседаниях кафедры МД и Г (МГГУ) в 2005, 2006 гг.

Публикации. Содержание диссертационной работы достаточно полно отраженно в 5 опубликованных работах.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, 5 глав, заключения, 3 приложений, содержит 33 рисунка, 32 таблицы, список использованной литературы из 125 наименований.

Выводы к главе 5.

1. Величина КЗУ является функцией многих переменных, при этом частные корректирующие коэффициенты имеют особенности определения и учета. Данное обстоятельство налагает требования по комплексному и поэтапному определению рациональной величины КЗУ.

2. Правильным следует считать последовательность расчета величины КЗУ, когда вначале определяются частные корректирующие коэффициенты обусловленные неслучайными отклонениями (по факторам срока службы борта, систематических погрешностей, неточности расчетных методов). Определение КЗУ по фактору случайных погрешностей, следует отнести к заключительному этапу расчетных работ.

3. Обеспечение наименьшего риска обрушения борта карьера не следует рассматривать в качестве единственного и главного критерия оптимизации конструктивных параметров борта карьера. В ряде случаев повышение надежности сохранением бортом устойчивого состояния, может сопровождаться неприемлемо высоким уровнем затрат на ее обеспечение.

4. Предлагаемый метод определения рациональной величины КЗУ, может быть реализован на карьерах расположенных в различных регионах страны, характеризуемых самими разными природными и горнотехническими условиями эксплуатации.

5. Отдельные составляющие предлагаемого метода определения рациональной величины КЗУ, имеют самостоятельную ценность и могут быть использованы в решении некоторых инженерно-практических задач оценки устойчивости карьерных откосов автономно от метода в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертации дано новое решение актуальной задачи разработки метода определения коэффициента запаса при расчетах устойчивости карьерных откосов, имеющей важное значение для повышения безопасности и технико-экономической эффективности ведения горных работ открытым способом.

Основные научные и практические результаты работы, выводы и рекомендации, полученные при выполнении исследований, заключаются в следующем:

1. Одним из основных путей повышения точности КЗУ является увеличение числа силовых составляющих, подлежащих анализу при оценке устойчивости прибортового массива. Для решения этой задачи разработаны методы учета ряда «малых» силовых воздействий и факторов, оказывающих влияние на устойчивость уступов и бортов карьеров в период их эксплуатации.

2. В формировании общей величины КЗУ большую роль играет дополнительная величина, обусловленная погрешностью его определения. При этом погрешности имеют разную природу возникновения, соответственно, порядок их определения и учета имеет свои особенности. Предложены методы определения, учета и минимизации грубых, систематических и случайных отклонений КЗУ от его «истинной» величины.

3. Установлено, что погрешности переменных уравнения равновесия имеют величины, варьирующиеся в широком диапазоне. В работе даны рекомендации и разработаны методики по определению, минимизации, а в ряде случаев и исключению из расчетного процесса грубых, систематических и случайных погрешностей переменных уравнения равновесия.

4. Для получения рациональной величины КЗУ по фактору случайных погрешностей следует проводить анализ экономической эффективности конкурентоспособных решений по принимаемой величине дополнительного запаса устойчивости. При этом экономическая эффективность характеризуется затратами на противодеформационные мероприятия, а также затратами, возникающими в результате гипотетического обрушения рассматриваемого борта, с учетом вероятности реализации данного события.

5. Общая величина КЗУ примет наиболее рациональное значение при комплексном и последовательном учете всех составляющих, ее формирующих. Это определяется: максимальной подробностью учета силовых воздействий и факторов, оказывающих влияние на устойчивость прибортового массива, обусловленных природными и горнотехническими особенностями рассматриваемого объектаучетом систематических и случайных погрешностей КЗУ.

6. Разработанный метод определения рациональной величины КЗУ принят к использованию при реконструкции бортов карьера СП «Эрдэнэт». Отдельные рекомендации и решения, предлагаемые в данной работе, представляют ценность для решения общих задач устойчивости и могут быть использованы самостоятельно и независимо от рассматриваемого метода определения КЗУ карьерных откосов.

Основные положения и научные результаты диссертации опубликованы в следующих работах:

1. Несмеянов. Б.В., Твердов А. А. Состояние вопроса выбора коэффициента запаса при расчетах устойчивости карьерных откосов [Текст] // Маркшейдерия и недропользование. — 2005. — № 6. — С.55−58.

2. Твердов А. А. Определение погрешностей исходных данных при расчетах устойчивости карьерных откосов [Текст] // Маркшейдерия и недропользование. — 2006. — № 1. С.50−53.

3. Несмеянов. Б.В., Твердов А. А. «Малые» силовые воздействия и их учет при расчетах устойчивости карьерных откосов [Текст] // Маркшейдерия и недропользование. — 2006. — № 2. — С.59−62.

4. Твердов А. А., Несмеянов. Б.В. К вопросу определения коэффициента запаса при расчетах устойчивости карьерных откосов [Текст]. — М.: МГГУ //ГИАБ, — 2006 — № 4. — С.87−92.

5. Несмеянов Б. В., Твердов А. А. Учет риска обрушения в расчетах устойчивости бортов карьеров [Текст] // Маркшейдерский вестник. — 2006. — № 2. — С. 32−34.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.А., Горностаева А. В., Зайцева Е. А., и др. Оценки эффективности инвестиционных проектов Текст. Нижний Новгород: Нижегородский государственный технический университет, 2002.
  2. А.И. Вскрытие и система разработки карьерных полей Текст. М.: Недра, 1981. — С.7−13, 264−265.
  3. И. В. Картозия Б.А. Механические процессы в породных массивах Текст. М.: Недра, 1986. — 272 с.
  4. А.И. Характеристики трения горных пород Текст. М.: Наука, 1967.- 208 с.
  5. Н.И. Основы теории упругости, пластичности и ползучести Текст. М.: Высшая школа, 1968. — 512 с.
  6. Борщ-Компониец В. И. Геодезия и маркшейдерское дело Текст.- М.: Недра, 1989. С. 64−65, 487.
  7. Борщ-Компониец В. И. Механика горных пород, массивов и горное давление Текст. М.: Недра, 1986. — 272 с.
  8. В.А. Задания и методические указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине «геометрия недр». Раздел 3 Текст.- М.: МГГУ, 1996.
  9. С.А. Оценка эффективности технологических процессов при проектировании карьеров Текст. Орел: Труд, 2002. — 143 с.
  10. Ведомственные строительные нормы и правила по охране природной среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог ВСН 8−89 Текст.: утв. Минавтодором РСФСР от 04.10.89. per. № НА-17/315 М.: МИНАВТОДОР РСФСР, 1989.
  11. К.Е. Оптимизация технологических процессов на открытых разработках Текст. М.: Недра, 1976. — 280 с.
  12. Всемирного тяготения закон Текст. // Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1988. — С. 253.
  13. Э.Л. Исследования в области контроля устойчивости бортов карьеров Текст. // Горный журнал. 1997. — № 1.
  14. Э.Л., Веретельник И. П. Предупреждение крупномасштабных разрушений бортов карьеров путём поэтапной оценки их устойчивости Текст. // Горный журнал. -1999. № 2.
  15. Э.Л. Управление геомеханическими процессами в карьерах Текст. -М.: Недра, 1980. С.63−65, 97−99.
  16. Г. Р., Ермаков И. И., Печенин Ю. И. Устойчивость бортов карьеров в условиях многолетней мерзлоты Текст. М.: Цветметинформа-ция, 1975.- 54 с.
  17. В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике Текст.: Учебное пособие [для вузов]. -М.: Высшая школа, 1979.-400 с.
  18. В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика Текст.: Учебное пособие [для вузов]. — М.: Высшая школа, 1977. 479 с.
  19. Гравитационная постоянная Текст. // Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1988. — С. 333.
  20. В.М., Радионов JI.E. К вопросу об определении коэффициента запаса устойчивости при расчетах оптимальных углов наклона бортов карьера Текст. // Сб. науч. тр. «Маркшейдерское дело и геодезия». М.: ВЗПИ, 1970.-выпуск 58.
  21. А.Н., Цевелев П. А. Оценка условий локальных деформаций высоких уступов при крутопадающих поверхностях ослабления Текст. // «Записки Горного института».- 2001.-том 146.
  22. .Н. Геодезия. Общий курс Текст.: Учебное пособие [для вузов]. Новосибирск: ЦИТ СГГА, 2002.
  23. Единые правила безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом Текст.: утв. Госгортехнадзором России 09.09.02. Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.11.02. Per. N 3938.
  24. Н.К. Обоснование величины коэффициента запаса при расчетах устойчивости бортов карьеров Текст.: Дис. канд.. техн. наук. -Л.: ЛГИ, 1964.- 165 с.
  25. В.И. О коэффициенте запаса при оценке устойчивости бортов карьеров. Сборник научных трудов «Совершенствование технологии добычи и обогащения руд цветных металлов» Текст. Свердловск: 1983. -С. 32−36.
  26. В.Г. Зависимость прочности массива скальных пород от его трещиноватости Текст. // Тр. ИГД МЧМ СССР- М.: 1966. вып. 12.- С. 40−47.
  27. В.Г. Теоретические основы обеспечения устойчивости и формирования скальных откосов глубоких карьеров. Автореф. дис.. докт. техн. наук Текст. Свердловск: СГИ, 1982.
  28. Д.А., Фомичев Е. Н. Основы метрологии и организации метрологического контроля Текст. Нижний Новгород: Нижегородский государственный технический университет, 2001.
  29. А.И., Гальперин A.M., Стрельцов В. И. Управление долговременной устойчивостью откосов на карьерах Текст. М.: Недра, 1985. -415 с.
  30. Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов Текст.: СНиП 2.01.15−90 / утв. постановлением Госстроя РФ 29.12.90. Дата введения 01.01.92. Доступно с сайта. -http://www.msfin.rU/sniphtml.php/2.01.15−90.html
  31. Интенсификация горных работ в карьерах Текст. // Под общ. ред. А. И. Арсентьева и др. М.: Недра, 1965. — 278 с.
  32. С.В. некоторые результаты изучения выветривания горных пород на карьерах // Сб. науч. тр./ ВНИМИ 1968. -№ 64. — С.242−248.
  33. Ю.Е. Горные компьютерные технологии и геостатистика Текст. С.-Пб.: Недра, 2002. — 400 с.
  34. .А., Борисов В. Н. Инженерные задачи механики подземных сооружений. Расчет крепей и обделок Текст. М.: МГГУ, 1997. — С. 22−26.
  35. Э.В., Блазнина Д. Н. Определение прочностных характеристик скальных пород Текст. // Инженерная геология 1982. — № 4. — С. 72−81.
  36. Ким Д. Н. Исследование влияния структуры на прочность массиваи параметры бортов карьеров Текст.: Автореф. дис.. канд. техн. наук. -М: МГИ, 1970.
  37. Е.А., Малютин Е. С. Минерально-сырьевые ресурсы России Текст. // Маркшейдерия и недропользование. 2002. — № 2 (4). — С.8.
  38. Конституция Российской федерации Текст. -М.: Ось-89, 1998.48 с.
  39. В.И., Передельский JI.B. Инженерная геология и охрана природной среды Текст. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. Ун-та, 1992. — С. 43−49, 95−97, 259.
  40. Н.Н. Влияние трещиноватости на устойчивость бортов карьеров Текст.: Автореф. дис. канд. техн. наук. Л.: ЛГИ, 1958.
  41. Г. Н. Предельное состояние твердых горных пород с учетом пространственной ориентировки естественных поверхностей ослабления Текст. // Сб. науч. тр./ В НИМИ 1962. — Вып. 13. — С.198−221.
  42. Н.Н. Исследование и разработка технологических способов управления устойчивостью бортов карьеров (на примере меднорудного карьера «Объединенный») Текст.: Дис.. канд. техн. наук: 05.15.03- М.: МГМИ, 1980.- 184 с.
  43. В.Д. Физико-механические свойства горных пород Текст. Л.: Недра, 1990. — 328 с.
  44. Луна Текст. // Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1988. — С. 730.
  45. Н. И. Носенко Л.И. Справочник по физико-механическим параметрам горных пород рудных районов Текст. М.: Недра, 1978. -285 с.
  46. И.М., Виноградская Т. М., и др. Теория выбора и принятия решения Текст. -М.: Наука, 1982.
  47. Маковский J1.B. Городские подземные транспортные сооружения Текст.-М.: Стройиздат, 1985. С. 163, 167−170.
  48. Ю.А. Технико-экономические аспекты управления состоянием бортов карьеров в скальных и полускальных породах Текст.: Дис.. канд. техн. наук: 08.00.05. М.: МГИ, 1973. — 156 с.
  49. Маркшейдерские работы на карьерах и приисках: справочник Текст. / В. Н. Попов, К. С. Ворковостов, Столчнев В. Г. и др. // М.: Недра, 1989.-425 с.
  50. Н.В. Теория и практика открытых разработок Текст. -М.: Недра, 1973.- 635 с.
  51. С.Р. Механические свойства грунтов и лабораторные методы их определения Текст. М.: Недра, 1974. — 191 с.
  52. Методические указания по определению углов наклона бортов, откосов уступов и отвалов строящихся и эксплуатируемых карьеров Текст. -JL: ВНИМИ, 1972.- 165 с.
  53. Я. В. Оценка эффективности капитальных вложений в горной промышленности Текст. М.: МГГУ, 1995. — С. 20−25.
  54. A.M. Расчет устойчивости высоких отвалов несвязанных и песчано-глинистых пород Текст. / Маркшейдерский вестник. 2001. -№ 3 (37). — С. 49−55.
  55. A.M., Пустовойтова Т. К., Макаров Б. Л., и др. Опыт стабилизации крупного оползня внешнего отвала скальных пород рудника «Медвежий ручей» ОАО «Норильский ГМК им. А.П. Завенягина» Текст. // Горный журнал -1999. № 10.
  56. .В. Исследование и совершенствование метода расчета устойчиво конструктивных параметров нерабочих бортов карьеров, сложенных скальными трещиноватыми породами Текст.: Дис.. канд. техн. наук: 05.15.01. — М.: МГРИ, 1978. — С. 9, 64−74, 71−72.
  57. .В. Обеспечение сейсмобезопасности при производстве массовых взрывов в карьерах Текст. // Цветная металлургия. 1993. -№ 4. — С. 1−3.
  58. .В. Теоретические основы, методы и средства обеспечения устойчивости карьерных откосов Текст.: Дис.. д-ра техн. наук: 05.15.01. и 05.15.11. М.: МГГУ, 2000.-455 с.
  59. .В., Городничев Г. Н., Королев И. О., Чачкис А. Б. Определение прочностных свойств слоистых и трещиноватых пород для оценки устойчивости горных выработок Текст. -М.: ЦНИИцветмет, 1990. С. 2−5.
  60. .В., Попова О. В. Новые способы и средства определения исходных данных для расчетов устойчивости откосов в слоистых и трещиноватых породах Текст. М.: ГИАБ, — № 4, 1996.
  61. . Б.В., Твердов А. А. «Малые» силовые воздействия и их учет при расчетах устойчивости карьерных откосов Текст. // Маркшейдерия и недропользование. 2006. — № 2 — С.59−62.
  62. . Б.В., Твердов А. А. Состояние вопроса выбора коэффициента запаса при расчетах устойчивости карьерных откосов Текст. // Маркшейдерия и недропользование. 2005. — № 6 — С.55−58.
  63. Д.Н., Герасименко Г. И., Акимов А. Г. и др. Маркшейдерское дело Текст. М.: Недра, 1981. — С. 243.
  64. В.А., Лезгинцев Г. М., Несмеянов Б. В., и др. № гос. per. 75 017 834.
  65. В.А. Прогнозирование устойчивости бортов карьеров Текст.-Л.: ЛГИ, 1981.
  66. Е.И., Мартьянов Г. А. Об основах экологической безопасности недр и недропользования Текст. // Маркшейдерия и недропользование. 2002. — № 2 (4) — С. 44.
  67. М.Е. Борьба с деформациями на карьерах Текст. М.: Недра, 1978.-255 с.
  68. М.Е. Деформации горных пород на карьерах Текст. -М.: Недра, 1992.-235 с.
  69. С.Я. Разработка методики автоматизированного производства маркшейдерских работ на золоторудных комбинатах крайнего севера Текст.: Автореф. Дис. канд. техн. наук. М.: МГГУ, 2002.
  70. В.Н. Исследование устойчивости бортов карьеров в трещиноватых породах Текст.: Дис.. д-ра техн. наук: 05.15.01.- М., МГИ, 1980.- 545 с.
  71. В.Н., Ильин А. И. Устойчивость бортов карьеров Текст. -М.-.МГИ, 1991.- 109 с.
  72. В.Н., Зобнин В. И., Несмеянов Б. В. Обеспечение устойчивости бортов карьеров цветной металлургии Текст. // Сер. «Горное дело» -М.: Цветметинформация, 1987.
  73. В.Н., Несмеянов Б. В. Об устойчивости карьерных откосов и контроле их состояния Текст. / Маркшейдерский вестник. 1993. — № 1(3). -С. 40−43.
  74. В.Н., Несмеянов Б. В., Попова О. В. Конструкции нерабочих бортов карьеров Текст. М.: НИА-Природа, 1999. — 148 с.
  75. Попов В. Н, Несмеянов Б. В., Чачкис А. Б, Бекзантеев Р. Ш. Контроль деформаций горных пород на карьерах Текст. // Сер. «Горное дело» -М.: Цветметинформация, 1989. Вып. 6. — 59 с.
  76. И.И., Окатов Р. П. Борьба с оползнями на карьерах Текст. -М.: Недра, 1980.-239 с.
  77. С.И. Устойчивость бортов карьеров Текст.: Дис.. д-ра техн. наук. Магнитогорск: МГМИ, 1960.
  78. С.И., Дудушкина К. И. Влияние времени на устойчивость уступов бортов рудных карьеров Текст. // Горный журнал. 1962. — № 4.
  79. Породы горные. Метод построения паспорта прочности Текст.: ГОСТ 21 153.4−75 / Государственный комитет стандартов совета министров СССР М.: Издательство стандартов, 1975.
  80. Породы горные. Методы определения предела прочности при одноосном сжатии Текст.: ГОСТ 21 153.2−84 / Государственный комитет стандартов совета министров СССР. М.: Издательство стандартов, 1984.
  81. Породы горные. Методы определения предела прочности при одноосном растяжении Текст.: ГОСТ 21 153.3−85 / Государственный комитет стандартов совета министров СССР М.: Издательство стандартов, 1985.
  82. Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом Текст.: утв. Госгортехнадзором России 30.05.2003. Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.06.2003. Per. N 4694.
  83. Проектирование карьеров/В.С. Хохряков, А. И. Шелест, Г. П. Мол-тусов и др. Текст. М.: Недра, 1969 — 216 с.
  84. Н.П. Фундаменты Текст. М.: Госстройиздат, 1934.
  85. Т.К. Определение необходимого числа испытаний на сдвиг многослойной толщи при расчетах устойчивости бортов карьеров Текст. // Сб. науч. тр./ ВНИМИ 1964. — Вып. LII.
  86. Т.К., Мочалов A.M., Гурин А. Н. Совершенствование методов расчета устойчивости Текст. // Сб. науч. тр./ «70 лет ВНИМИ" — СПб.: ВНИМИ, 1999.
  87. М.А. Инженерные и экономические основы управления состоянием бортов карьеров в скальных и полускальных породах Текст.: Дис.. д-ра техн. наук: 05.15.03. М.: МГИ, 1975.-379 с.
  88. В.В., Анистратов Ю. И., Ильин С. А. Открытые горные работы в сложных условиях Текст. М.: Недра, 1964. с. 251−253.
  89. М. Проектирование горнотехнических систем Текст. // Промышленность Казахстана. 2004. — № 4 (25).
  90. Руководство по определению оптимальных углов наклона бортов карьеров и откосов карьеров Текст. JI.: ВНИМИ, 1969.
  91. Н.С. Основы статистического учета коэффициента запаса прочности сооружений Текст.-М.: Стройиздат, 1947.- 95 с.
  92. Р.Н. Методические указания к выполнению вводной лабораторной работы по курсу «Основы механики» Текст.:: Учебное пособие [для вузов]. Октябрьский: Октябрьский филиал УГНТУ, 1999. — 19 с.
  93. А.А., Несмеянов. Б.В. К вопросу определения коэффициента запаса при расчетах устойчивости карьерных откосов Текст. М.:
  94. ГИАБ, № 4, 2006. — С.87−92.
  95. А.А. Определение погрешностей исходных данных при расчетах устойчивости карьерных откосов Текст. // Маркшейдерия и недропользование. 2006. — № 1- С.50−53.
  96. .В., Твердов А. А. Учет риска обрушения в расчетах устойчивости бортов карьеров Текст. / Маркшейдерский вестник. 2006. -№ 2 — С.32−34.
  97. Ю.И. Разработка, исследование и внедрение инженерных методов управления и способов контроля устойчивости меднорудных карьеров Текст.: Автореф. дис.. д-ра техн. наук. — JL: ЛГИ, 1975.
  98. Ю.И., Половов Б. Д., Гордеев В. А., и др. Геомеханические процессы на открытых горных работах Текст. Свердловск: «Полиграфист», 1984. — 53 с.
  99. И.А., Иофис М. А., Каспарьян Э. В. Основы механики горных пород Текст. Л.: Недра, 1989. — 488 с.
  100. Упрощенный метод определения поверхности скольжения и коэффициента запаса устойчивости в изотропной среде/Р.П.Окатов, И. И. Попов, А. В. Шабурников и др. Текст. // Горный журнал. 1974. -№ 1.
  101. А.Б. Дробящее и сейсмическое действие взрывов на карьерах Текст. М.: Недра, 1972.
  102. А.Б., Карташов Ю. М. и др. Прочность и деформируемость горных пород Текст. М.: Недра, 1979. — 267 с.
  103. В.Д., Михелев Д. Ш. Основы инженерной геодезии Текст. М.: Высшая школа, 1999. — 300 с.
  104. Г. Л. Устойчивость бортов карьеров и отвалов Текст. -М.: Недра, 1965.-380 с.
  105. Г. Л. Устойчивость бортов угольных карьеров Текст. -М.: Углетехиздат, 1956.-С. 197−198.
  106. А.А. Охрана труда Текст. М.: МГГУ, 1994. С. 33−34,85.87, 296−298.
  107. В.Г., Демешко Е. А., Наумов С. Н. Тоннели и метрополитены Текст. М.: 1989. — С. 25−26, 199−200, 321−325.
  108. С.Г. Вероятностный подход к оценке устойчивости откосов с учетом степени риска Текст. / Рефераты докладов VII международного конгресса по маркшейдерскому делу. Л.: 1988. — С.138.
  109. Е.Г. Лабораторные работы по грунтоведению и механике грунтов Текст. М.: Недра, 1975. — С. 256, 264−265.
  110. С.Е., Попов В. Н., Мирзоян А. А. Определение прочностных характеристик трещиноватых пород в массиве Текст. ФТРПИ, 1979. -№ 5.-С. 31−5.
  111. Т.И. Экономика цветной металлургии Текст. Красноярск: ГАЦМиЗ, 2004. Доступно также с сайта. -http://yurkovs.narod.ru/Ecotr/intro.htm
  112. Biernatowski К. Okserlanie bespechzogo uspolezyunke statecse sloczy Text. / Archivum hudrotecniczny. -1962. № 9.
  113. Hoek E., Brown E.T. Rock Slope Engineering Text. London: Institution of Mining and Metallurgy, 1981 — 358 p.
  114. Skemton A.W. Soil Mechanics into book of Blyth. E.G. H.A. Geology for engineers Text. London, 1952.
  115. Syoberg J. Analysis of Large Rock Slopes Text.: Thesis Summary. -Lulea University of Technology. Division of Rock Mechanics, 1999.
  116. Syoberg J. Report on how to estimate rock mass strength using the Hoek-Brown failure criterion and rock mass classification Text. Lulea University of Technology, 1997.
Заполнить форму текущей работой