Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Творчество как предмет философского исследования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Философский анализ творчества позволяет сделать вывод о том, что теоретическое исследование природы творчества является необходимым условием обоснования определенной мировоззренческой позиции, так как в этой проблематике в концентрированном виде выражается специфика человеческого бытия в мире. Проблема творчества является центральной для марксистско-ленинской философии… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Творчество как предмет философского исследования
    • I. Специфика философского анализа творчества
    • 2. Деятельность как принцип анализа творчества в немецкой классической философии
    • 3. Проблема творчества в современной буржуазной философии
  • ГЛАВА II. Деятельная сущность человека — объяснительный принцип марксистской концепции творчества
    • I. Труд как генетическая основа творчества
    • 2. Познание и творчество^
    • 3. Процесс гуманизации труда при социализме

Творчество как предмет философского исследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Исследование проблемы творчества является одной из важнейших задач современной марксистской философии. Уровень развития общественно-исторической практики, глобальность социальных преобразований современной эпохи обусловливают особую актуальность философского исследования проблемы человеческой активности, свободы и творчества. С другой стороны, изменение статуса современной науки, превращение ее в фактор социального развития повышает интерес к исследованию феномена творчества, механизма продуктивного мышления в сфере духовного производства со стороны философов и представителей ряда специально-научных дисциплин: психологии, логики, социологии, кибернетики, педагогики и т. д. Интенсивность и объем междисциплинарного исследования творчества ставят, в свою очередь, перед философией задачу мировоззренческого и методологического анализа попыток создания общей теории творчества, определения уровня, а следовательно, предмета и метода собственного философского исследования данной проблемы.

Большое внимание анализу творчества уделяется в буржуазной философии, и это~ закономерно, поскольку в определенных решениях проблемы творчества в концентрированном виде выражается специфика человеческого отношения к миру, что определяет сущность соответствующей философско-мировззрен-ческой ориентации. Широкое распространение в современной буржуазной философии иррационалистических теорий человека и человеческого творчества вовсе не случайно, ибо именно в них находит СЕое отражение кризис буржуазного сознания, порожденный общим кризисом капиталистической системы. Неспособность буржуазных философов осознать подлинные причины кризиса буржуазной культуры приводит к появлению романтических антисциентистских концепций творчества, представляющих критику современного монополистического капитализма с позиции абстрактного гносеологизма и эстетизма. Характерной чертой антисциентистской позиции является представление о творчестве как об индивидуальном акте. возможном только вне сферы общественной жизни. Разнообразные «теории» творчества е современной буржуазной философии объединяются в мировоззренчески целостную позицию тем, что в них «моменты живого процесса — исторический человек и человеческая история — будучи абстрагированы друг от друга и превращены в самостоятельные разнопорядковые реальности, выпадают из дальнейшего научного исследования и становятся объектами спеку.

I/ ляции полумистического характера" 7.

Создание антинаучных идеологически превращенных концепций творчества — свидетельство не только ограниченности буржуазного сознания, его методологической несостоятельности, неспособности проникнуть за границы объективной видимости сущностисоциальных процессов, но и, прежде всего, проявление его активной наступательной позиции в борьбе двух идеологий, поскольку философское обоснование «великого отказа» ' от преобразования социальной действительности есть конформистское утверждение существующего. Поэтому разработка научной концепции творчества в марксистской философии опре.

I/ Моисеева А. К. Проблемы человеческой субъективности в трудах К, Маркса. «Вопросы философии», 1976,№ 10,с.90. деляется не чисто академическим интересом, а прежде всего необходимостью представить аргументы в современной идеологической борьбе. Критика буржуазных концепций творчества предполагает анализ их методологических и мировоззренческих оснований, поскольку, как отмечал В. И. Ленин, «за гносеологической схоластикой. нельзя не видеть борьбы партий в философии, борьбы, которая в последнем счете выражает тенденции и идеологию враждебных классов современного общества» 1^.

В марксизме сформулирован принцип анализа любого социального явления, позволяющий преодолеть идеологические иллюзии и раскрыть подлинную природу человеческого творчества. Таким принципом стала исторически развивающаяся материально-предметная деятельность людей, практика. «Все мистерии, которые уводят теорию в мистицизм, — писал К. Маркс, — находят свое рациональное разрешение в человеческой практике и в понимании этой практики». В силу этого основной задачей диссертации стало исследование природы человеческого творчества с позиции марксистской теории предметно-исторической деятельности'. Теория деятельности, примененная в качестве объяснительного принципа анализа творчества"позволяет, на наш взгляд, выявить всеобщие и конкретно-исторические характеристики творчества, преодолеть абстрактность как постановки проблемы, так и ее решения, определить логически необходимую взаимосвязь специально-научного и философского исследования творчества, уточнить предмет и методы собственно философского анализа творчества.

I/ Ленин В. И. ГГолн.собр.соч., т. 18, с. 380. 2/ Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т^З.с.З.

Методологическую и мировоззренческую основу диссертации составляют труды классиков марксизма-ленинизма, документы и материалы КПСС. Для аргументации выдвигаемых положений используются результаты плодотворных исследований данной проблемы в марксистской литературе, а также критический анализ немарксистских философских концепций творчества.

Сформулированная задача обусловливает структуру и характер диссертационного исследования. В его первой главе определяется предмет и метод философского уровня исследования творчества в отличие от конкретно-научного анализа творчества. Проведенное исследование комплексного междисциплинарного подхода к решению проблемы творчества е современной психологии, в том числе и буржуазной, позволяет выявить мировоззренческую и методологическую функцию философии в данных исследованиях, установить, что философское исследование творчества является теоретическим обоснованием определенной мировоззренческой позиции. Справедливость данного вывода прослеживается в критическом анализе концепций творчества, представленных в немецком классическом идеализме и в особенности в современной буржуазной философии антисциентистской ориентацией. Кроме того, анализ немарксистских концепций творчества позволяет выявить внутреннюю логику эволюции решения данной проблемы в истории философии, показать принципиальное отличие марксистского подхода в философском анализе творчества.

Во второй главе диссертации показано, что проблема творчества е марксизме является центральным ядром диалектико-материалистического понимания истории и человека. В марксизме понятие творчества раскрывает особый характер исторической реальности," мира человека". Генетической осноеой всех форм творчества является марксистское понимание труда, сущность которого составляет анализ труда со стороны его общественного содержания, а уровень развития и характер разделения труда определяют исторически конкретные формы человеческого творчества. Всеобщность творчества, как и всеобщность практики, в классовоантагонистическом обществе осуществляется ограниченным образом, в превращенных, отчужденных формах. Классовбантагонистическяй характер разделения деятельности, доведенный до своего логического завершения в буржуазном обществе, определяет все формы отчуждения, приводит к тому, что всеобщность творчества проявляется лишь в определенных, особенных сферах деятельности — научной и художественной. Превращение человеческой деятельности в свободную самодеятельность в марксизме возможно посредством преодоления всех форм отчуждения в реальной практике коммунистического строительства.

Таким образом, марксистская концепция деятельности в качестве объяснительного принципа исследования позволяет осуществить теоретический анализ творчества, понять его как способ развития общественности у индивидов, как исторический процесс присвоения ими своей родовой сущности. Тем самым преодолевается абстрактное противопоставление абстрактного индивида абстрактно понимаемой истории. Изменение форм конкретно-исторической практики есть реальный процесс становления исторического субъекта. Поскольку родовая сущность человеку не дается фактом его рождения и биологической наследственностью, то он должен стать человеком в процессе своего индивидуального бытия в социальной среде, активно осеэивая и творчески изменяя при этом наличную предметность мира культуры, создавая тем самым свою историю и себя в качестве её субъекта.

Преодоление абстрактности постановки и решения проблемы творчества становится возможным посредством анализа его особенных, отчужденных форм. Капитализм довел до логического завершения тенденцию универсального расчленения человеческой деятельности, породив тем самым «частичного» человека, но в то же время он объединил Есе фрагментарные проявления человеческой жизни на экономической основе, поставив все человеческие потенции на службу единственной цели — возрастанию капитала. Капитализм — последняя стадия «предистории» человечества — создает предпосылки перехода к таким обстоятельствам, когда люди становятся «господами своего объединения в общество», применяя законы своих собственных общественных отношений для их развития и совершенствования, «только с этого момента люди начнут вполне сознательно сами творить /подчеркнуто мной — И.Е./ свою историю, только тогда приводимые ими в движение общественные причины будут иметь в преобладающей и Есе возрастающей мере те следствия, которых они желают. Это есть скачок человечества из царства необходимости в царство свободы» ^.

Сущностью и содержанием переходного периода /" скачка" / является пролетарская революция и социалистическое преобразование общественного труда. Свободный от эксплуатации социалистический труд, труд на пользу всего общества, приобретает действительный гуманистический, творческий характер.

I/ Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20,с.295.

Творчество, таким образом, становится мерой всеобщности, универсальности, общественности исторически-конкретной человеческой деятельности.

Марксистский анализ открывает в творчестве общественно-преобразующую сущность человеческого отношения к миру в конкретно-исторических, особенных формах. Практическая, трудовая, революционная деятельность служит базисом человеческой свободы, которая, в сбою очередь, способна менять характер самого труда, превращая его в самодеятельность, в свободную физическуй и духовную деятельность. Вследствие этого марксистская концепция творчества является не только теорией исторического развития человека, но и выражает революционное мировоззрение пролетариата, представляя практическую программу коммунистического переустройства мира. «При Есех прошлых революциях, — писали К. Маркс и Ф. Энгельс, — характер деятельности Есегда оставался нетронутым, — всегда дело шло только об ином распределении этой деятельности, о новом распределении труда между иными лицами, тогда как коммунистическая революция выступает против прежнего характера деятельности». Коммунистическое движение в качестве самодеятельности необходимо включает в себя элемент свободы как самоутверждение субъекта в деятельности. Творчество приобретает субъективно-личностную форму. Человек посредством этого утверждает и подтверждает себя как общественного человека, как личность. В революционной деятельности пролетариата «снимается» разрыЕ между самодеятельностью и материальной жизнью, свободой и тру.

I/ Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т. З, с. 70. дом. Таким образом, всеобщность творчества как сущностной характеристики общественного человека становится непосредственной реальностью, выявляя гуманистический смысл истории и историческую, общественную сущность человека. Целью коммунистического движения является производство тотальности самого человека, тем самым преодолевается ограниченность прежних форм общественного производства, которое приобретает подлинно всеобщий характер. Подлинность общественной природы производства в марксистской философии определяется характером и степенью полноты развития человека, когда человек посредством своей деятельности воспроизводит себя не «в какой-либо одной только определенности», а «производит себя во всей своей целостности» ^•.

Конкретно-исторические характеристики человека являются, в свою очередь, сущностными определениями данного общества. Такие определения человека как «частичный индивид» ," случайный индивид" ," агент процесса", «всесторонне развитая личность» являются также определениями исторически особенной объективной социальной реальности. Понятие «творчество» «охватывает» единство индивидуальной и надиндивидуальной, субъективной и объективной сторон исторического развития.

Глубина социальных преобразований социалистического общественного производства определяется тем, что, как отмечалось на ХХУ1 съезде КПСС, ведущей становится закономерность производства человека как цели и главного продукта общественного производства. Следовательно, практическое разрешение проблемы творчества заключается в коммунистическом преобра.

I/ Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.46,ч.1,с.476. зоеэнии мира.

Социально-философский анализ творчества со стороны его не вещественного, а общественного содержания приводит к созданию такой абстракции, как «творчество Еообще», которое «само есть нечто многообразно расчлененное, выражающееся в различных определениях», а это, в свою очередь, позволяет выяеить всеобщность творчества и представить его в конкретно-исторических формах. Творчество в таком аспекте рассмотрения предстает не просто как эстетический, науковедческий, психологический и им подобный термин, а выступает как социально-философская категория, в которой всеобщность теоретического содержания тесно связана с революционным мировоззрением пролетариата. Именно в этом случае творчество выступает как «предельное» понятие, имеющее важнейшее методологическое значение в деле осмысления исторического прогресса и выявления места человека в мире. Творчество — это процесс создания человеком материальных и духовных ценностей на основе познанных объективных закономерностей в целях удовлетворения многообразных общественных потребностей людей. Кроме того, философско-мировоззренческое значение творчества ярко выступает и в том плане, что подлинно творческое отношение к миру предполагает раскрытие того, что способствует социальному прогрессу, а что тормозит движению Еперед. В современных условиях, когда происходит «заметное обострение идеологической борьбы», актуальной задачей марксистских обществоведов является раскрытие фундаментальных проблем творческого отношения человека к миру.

I/ Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.46, ч.1, с.2Г. 2/ Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., 1981, с. 9.

— 12.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Философский анализ творчества позволяет сделать вывод о том, что теоретическое исследование природы творчества является необходимым условием обоснования определенной мировоззренческой позиции, так как в этой проблематике в концентрированном виде выражается специфика человеческого бытия в мире. Проблема творчества является центральной для марксистско-ленинской философии, а диалектико-материа-листическое ее решение утверждает принципиально новую позицию человека в мире, раскрывает смысл человеческой истории как преодоление всех форм отчуждения, превращение человеческой деятельности в личностно-свободную самодеятельность, что означает уничтожение случайности и ограниченности человеческого существования. Подлинно научное решение проблемы творчества становится возможным с позиции марксистской концепции деятельности, материалистического понимания истории. Марксистский анализ труда со стороны его общественной сущности в качестве генетической основы всех форм творчества, исследование уровня развития и форм разделения труда позволяет раскрыть реальные причины отчуждения и эксплуатации человека и увидеть пути его действительного преодоления, показать, что исторический уровень развития творчества определяется степенью развития и формой разделения труда.

Марксистская концепция творчества — теоретическая основа исторического оптимизма. Подлинно гуманистический смысл ее заключается в том, что действительное освобождение человека возможно только в революционно-практической деятельности, подлинным субъектом которой является пролета-рият, класс, деятельность которого объективно связана с но.

— 148 выми формами общественного производства, коммунистического производства. Марксизм рассматривает коммунизм как реальное движение общества, в котором утверждается универсальное развитие производительных сил и форм общения, в результате чего местно-ограниченные индивиды сменяются индивидами-всемирно-историческими, т. е. их эмпирическое существование, непосредственно связано со всемирной историей.

Марксистская теория творчества — духовное оружие и одновременно программа реального, коммунистического преобразования мира. Понимание коммунизма в качестве универсального развития общественного индивида формирует мировоззрен-ческо-методологическую позицию для критического анализа идеологически превращенных концепций творчества в буржуазной философии. Исследование немарксистских концепций творчества имеет значение не только для критики идеологических противников марксизма, но и как необходимый на данном этапе компонент развития собственного теоретико-методологического содержания.

Поскольку материалистическая диалектика является ядром марксистского мировоззрения, то она, следовательно, выступает как теоретическая основа программы практического строительства коммунизма. Поскольку материалистическая диалектика тесно связана с естествознанием и практикой, то и марксистская теория творчества может и должна развиваться на основе обобщения данных современной науки и социально-исторической практики. На ХХУ1 съезде КПСС отмечалось, что «марксистско-ленинская партия не может выполнять сбою роль, если она не уделяет должного внимания осмыслению всего происходящего, обобщению новых явлений жизни, творческому и I/ развитию марксистско-ленинской теории ' .

Марксистская теория творчества основывается на научно-материалистическом мировоззрении. Ей1, как и марксизму-ленинизму в целом, органически присущи партийность, научность, гуманизм, исторический оптимизм, единство теории и практики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Указ.изд., т. З, с.7−544.
  2. К., Энгельс Ф. Манифест коммунистическойспартии, -Указ.изд., т.4, с.419−459.4'. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. -Указ.изд., т.13, с.5−9.
  3. К. Капитал, т.1. Указ.изд., т.23, с. 773.
  4. К. Капитал, т.З, ч, 1, — Указ.изд., т.25,ч.1,с.508.
  5. К. Капитал, т.З, ч.2.- Указ.изд., т.25,ч.2,с.551.
  6. К. Теории прибавочной стоимости ГУ т."Капитала", ч.З. Указ.изд., т.26,ч.З, с. 568.
  7. К. Письмо П.В.Анненкову от 28 декабря 1846 года. -Указ.изд., т.2, с.401−412.
  8. К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. -Указ.изд., т.42, с.41−174.
  9. К. Тезисы о Фейербахе. Указ.изд., т.42,с.261−263.
  10. К. Экономические рукописи 1857−1859 годов, ч.1. -Указ.изд., т.46, ч.1, с. 559.
  11. К. Экономические рукописи 1857−59 годов, ч.П. -Указ.изд., т.46, ч. П, 618 с.
  12. К. Экономическая рукопись 1861−1863 годое. Указ. изд., т.47, — 659 с.
  13. К. Экономические рукописи 1863−1875 годов. -Указ.изд., т.49, 555 с.
  14. К., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений, /новая публи- 151 кация первой главы «Немецкой идеологии"/. М., Политиздат, 1966, 152 с.
  15. К. Формы предшествующие капиталистическому производству. М., Госполитиздат, 1940, 52 с.
  16. К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., Госполитиздат, 1956, 689 с.
  17. Ф. Развитие социализма от утопии к науке. -Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-е изд., т.19, с.185−230.
  18. Ф. Анти-Дюринг. Указ.изд., т.20, — 5−342.
  19. Ф. Диалектика природы. Указ.изд., т.20, — с. 343−626.
  20. Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Указ.изд., т.21, — с.269−317.
  21. В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полное собрание сочинений, т.18, 521 с.
  22. В.И. Великий почин. Указ.изд., т.39.
  23. В.И. О государстве. Указ.изд., т.39, — с.64−84.
  24. В.И. О значении воинствующего материализма. -Указ.изд., т.45, с.23−33.
  25. В.И. Философские тетради.-Указ.изд., т.29,
  26. Материалы ШУ съезда КПСС. М., Политиздат, 1971.
  27. Материалы Ш съезда КПСС. М., Политиздат, Г976.
  28. О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалис-: тических Республик. Постановление ЦК КПСС. М., Политиздат, 1982.
  29. Л.И. Ленинским курсом. Речи и статьи, т.6, М., 375 с.
  30. В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики, М.: Искусство, Б968, 653 с.
  31. В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. М.: Мысль, 1965, 312 с.
  32. В.У. О природе философского знания. М.: Наука, 1978, 205 с.
  33. .С. Противоречие как категория диалектической логики. М.: Наука, 1963, 235 с.
  34. Н.М. Проблема человека в трудах К.Маркса. М.: Высшая школа, 1981, 110 с.4Т. Библер B.C. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975, 400 с.
  35. Е.В. Культура и общество. М.: Изд-во Моск. ун-та, IS78, — 232 с. 43.гБлох М. А. Творчество в науке и технике. Пг., Г920, -36 с.
  36. Ю.В. Критика современных буржуазных эстетических концепций. М.: Высшая школа, 1977, — 172 с,
  37. Ю.М. Воображение и теория познания. М.: Высшая школа, 1966, — 148 с.
  38. Борьба идей в эстетике. М.: Искусство, 1977, — 417 с.- 153
  39. Дн. Психология познания. М.: Прогресс, 1977, — 411 с.
  40. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978, — 216 с.
  41. Буржуазная философия XX века. М.: Политиздат, 1974, — 334 с.
  42. Буржуазная эстетика сегодня. М.: Наука, 1970, -319 с.5Г. Вдовина И. С. Французский персонализм. М.:Наука, 1977, — 126 с.
  43. Л.С. Избранные психологические исследования.- М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1956, 519 с.
  44. JT.C. Психология искусства. М.: Искусство, Г968, — 575 с.54'. Гегель Г. В. Ф. Паука логики. М.: Мысль, Г970, — 501 с.
  45. Гегель Г. В. Ф. Эстетика в четырех томах. М.: Искусство, IS68, т. Г, — 311 с.
  46. Гегель Г. В. Ф. Эстетика в четырех томах. М.: Искусство, 1969.
  47. Гегель Г. В. Ф. Философия духа. М.: Соцэкгиз, 1956, т. З, — ЗГ7 с.
  48. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. М.: Соцэкгиз, 1959, т.4 — 438 с.
  49. Г. Наука и творчество. М.: Прогресс, Г979, — 364 с.
  50. С.С. О природе эстетического творчества.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977, 247 с.6Г. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Логос, Г9П, — 156 с.
  51. Г. А. Творчество идиалектика. М.- Наука, IS76, — 175 с.
  52. В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах. Новые идеи е философии, сб.£ I. Спб.: 1912, с.122−123.64'. Дробницкий О. Г. Мир оживших предметов. М.- Политиздат, — 1967, — 350 с.
  53. О.Г. Понятие морали. М.: Наука, 1974, — 412 с.
  54. И.А. Эстетическая потребность. М.: Наука, 1976, — Г92 с.
  55. Духовное производство. М.: Наука, 1981, — 352 с. 1.gnd
  56. В.П. Деятельность познание — искусство. -Киев. Науково-думка, 1977, — 251 с.
  57. Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. — М.: Политиздат, 1974, 270 с.
  58. М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974, — 327 с.
  59. З.М. Проблема „экзистенциального кризиса“ и трансцендентальная феноменология Эдмунда Гуссерля. -Тбилиси. Мецниеребз, 1966, 150 с.
  60. И. Критика практического разума. Соч. в шести томах. — М.: Мы с ль, 1965, т.4, — 543 с.
  61. И. Критика способности суждения. Указ.изд., 1966, т.5, — с.161−526.
  62. И. Приложения к наблюдениям над чувством прекрасного и возвышенного. Указ.изд., 1963, т.2,с.135−224.- 155
  63. И. Критика чистого разума. Указ.изд., 1964, т. З, — 738 с. 77. „Капитал“ Маркса, философия и современность. М.: Наука, Г968, — 760 с.
  64. .М. День великого открытия. М., 1958.
  65. М.А. Судьба старой дилеммы. М.: Мысль, 1974, — 276 с.
  66. Копнин» П. В. Введение в марксистскую гносеологию. -Киев. Паукова думка, 1966, 287 с.
  67. A.M. Диалектика субъекта и объекта в познании. М.: Изд-во Моск. ун-та,. 1982, — 133 с.
  68. A.M. Отражение, деятельность, познание. -М.: Политиздат, 1979, 2Г6 с.
  69. A.M. Теория отражения и творчество. М.: Политиздат, 1971, — 265 с.
  70. JT.C. Воображение и его роль в познании.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979, 1Г8 с.
  71. М., Скрибнер С. Культура и мышление-1 М.: Прогресс, 1977, — 258 с.
  72. .Г. Ценность познания. М.: Наука, 1975, — 167 с.
  73. Г. А. Проблема субъекта в современной буржуазной философии. М.: Наука, 1979, — 196 с.
  74. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М.-Л.: Атеист, Г930, 337 с.
  75. В.А. Проблема субъекта и объекта в классической и современной буржуазной философии. М.: Высшая школа, 1965, — 122 с.
  76. В.А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, Г980, — 360 с.- 156
  77. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972, — 573 с.
  78. ЛеонтьеЕ А. Н. Деятельность, сознание, личность. -ГЛ.: Политиздат, 1977, 304 с.
  79. Личность в XX столетии. М.: Мысль, 1979, — 359 с.
  80. Логика и методология науки. М.: Наука, 1967, — 340 с.
  81. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978, -126 с .
  82. М.К. Формы и содержание мышления. М.: Высшая школа, 1968, 191 с.
  83. Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван. Изд-во АН Армянской ССР, 1973, — 143 с.
  84. Марксистско-ленинская эстетика и художественное творчество. М.: Прогресс, 1980, — 405 с.
  85. В.М. Культура и история. М.: Политиздат, 1977, — Г98 с.
  86. Методологические проблемы современной науки.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970, 357 с.
  87. ГОГ. Михайлов Ф. Г. Загадка человеческого Я. М.: Политиздат, 1976, 286 с.
  88. Г02. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973, 405 с.
  89. ГОЗ. Мотрошилова Н. В. Познание и общество. М.: Мысль, 1969, — 296 с.104'. Мотрошилова Н. В. Принципы и противоречия феноменологической философии. М.: Высшая школа, Г968, — Г26 с.
  90. М.Н. Творческая активность сознания. Киев. Наукова думка, 1976, — 356 с.
  91. Наука и нравственность. М.: Политиздат, 1971, -440 с.- 157
  92. Наука о науке. М.: Прогресс, 1966, — 42 Г с.
  93. Науковедение, и история культуры. Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1973, — 169 с.
  94. JT.K. Монизм как принцип диалектической логики. Ллма-ата. Наука, 1968, — 327 с.1Г0. Научное творчество. М.: Наука, 1969, — 453 с.
  95. Л.И. От позитивизма к интуитивизму. М.: Искусство, 1976, — 254' с.
  96. Л.И. Эстетика и техника: альтернатива или интеграция. М.: Политиздат, 1976, — 285 с.
  97. Новые идеи в философии. Спб., 1912, сб. J? I, — 184 с.
  98. О современной буржуазной эстетике. Выпуск 3. М.: Искусство, 1972, — 368 с.1Г5. Оганов A.A. Теория отражения и искусство. М.: ИскусстЕО, 1978, — 131 с. ч О
  99. В. Великие люди. Спб.,^.1919.) ,
  100. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976, — 300 с.
  101. А.Д., ШвыреЕ B.C. Знак и деятельность. -М.: 1970, с. 65.
  102. Практика и познание. М.: Наука, Г973, — 360 с.
  103. Проблема научного творчества в современной психологии. М.: Наука, 1971, — 334' с.
  104. Проблема уровней и систем в научном познании. -Минск. Наука и техника, 1970, 256 с.
  105. Проблема человека в современной философии. М.: Наука, 1969, 430 с.
  106. Проблемы художественного творчества. М.: Наука, 1975, — 366 с.124'. Пуанкаре А. Наука и метод. Одесса. 1910, — 158
  107. А. Математическое творчество. Юрьев, — 1909,
  108. В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении.- М.: Наука, 1967, 358 с.
  109. С. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1940, — 596 с.
  110. К.А. Эстетическая сущность интуитивной философии А.Бергсона. Ереван. Изд-во АН Армянской ССР, 1978, — 118 с.
  111. К.А. Проблема символа в современной филооо-фии. Ереван. Изд-во АН Армянской ССР, 1980, — 225 с.
  112. Е.И. Единство познания и творчества в искусстве. М.: Изобразительное искусство, 1977, — 311 с. ГЗГ. Современная буржуазная философия. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972, — 650 с.
  113. Современное буржуазное искусство. М.: Советский композитор, 1975, — 390 с.
  114. Современная буржуазная эстетика. М.: Мысль, 1978, — 301 с.
  115. Э.Г. Экзистенциализм и научное познание. -М.: Высшая школа, 1966, г- 156 с.
  116. Социальная природа познания. М.- Наука, 1979, вып.1, — 384 с.
  117. А.Г. Сознание' и самосознание. М.- Политиздат, 1972, — 303 с.
  118. Сэе Л. Современная французская философия. М.: Прогресс, 1968, — 391 с.
  119. ТабачкоЕский В. Г. Критика идеалистических интерпретаций практики. Киев. Наукова думка, 1976, — 262 с.- 159
  120. Творческий процесс и художественное восприятие. Л.: Наука, 1978, — 278 с.
  121. O.K. Структура мыслительной деятельности человека. ГЛ.: Наука, 1969, — 356 с.
  122. Творчество в научном познании. Минск. Наука и техника, 1976, — 231 с.
  123. Н.Н. О категориях «цель», «средство», «результат». М.: Высшая школа, 1967, — 147 с .
  124. В.Г. Критика социокультурных ориентации в современной буржуазной философии. М.: Наука, 1981, -192 с.144'. Философия Гегеля и современность. М.: Мысль, -430 с.
  125. Философия Канта и современность. М.: Мысль, 1974, — 467 с.
  126. Философия марксизма и экзистенциализм. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971, — 237 с.
  127. Философия е современном мирег Философия и наука. -М.: Наука, Г972, 423 с.
  128. Философия, методология, наука. М.: Наука, Г972, — 235 с.
  129. Философия и ценностные формы сознания. М.: Наука, 1978, — 347 с.
  130. Л.И. Философская антропология Ган-Поль Сартра. ГЛ.: Наука, 1977, — 287 с.
  131. Формы превращения. Философская энциклопедия, т.5.- М.: Советская энциклопедия, 1970, с.386- 389.152. -, Фуко М. Слова и Еещи. ГЛ.: Прогресс, 1977, — 487 с.
  132. Й.Г. Избр.сочинения, т.1. М.: 1916, — 312 с.- Г60
  133. И.Г. О назначении ученого. М.: 1935, — 65 с.
  134. И.Г. Факты сознания. Труды Санкт-ГГетербургско-го философского общества, вып.10. Спб.: 1914, с. 19.
  135. Хрестоматия по общей психологии. М.: Изд-ео Моск. ун-та, 1981, 400 с.
  136. Художественное и научное творчество. Л.: Наука, -386 с.
  137. Человек и его бытие как проблема современной философии. М.: Наука, 1978, — 277 с.
  138. Человек, творчество, наука. М.- Наука, 1967, с. 70 204.
  139. Шеллинг Ф.В. И. Философские исследования о сущности человеческой свободы. Спб.: 1908, — 38 с.
  140. Шеллинг Ф.В. И. Система трансцендентального идеализма. Л.: Наука, 1936, — 376 с.
  141. B.C., Юдин Э. Г. Мировоззренческая оценка науки: критика буржуазных концепций сциентизма и антисциентизма. М.: Знание, 1973, — 63 с.
  142. П.К. Теория творчества. Спб.: 1910,
  143. Эстетика и пути творчества. М.: Изобразительное искусство, 1977, — 258 с.
  144. Г65. Эргономика. Методологические проблемы исследования деятельности. М.: Труды ВНИИТЭ, еып. ГО, 1976, — 250 с. Г66. Яценко А. И. Целеполагание и идеалы. — Киев. Наукова думка, 1977, — 275 с.
  145. С.М. Психология научного творчестЕа. -Вопросы психологии, 1965, В 3, с.38−4'8.
  146. Л.П. Человек и общественный прогресс. Вопросы философии, 1982, J5 2, — с.20−36.
  147. Бз^енко А. П. Переход человечества от предыстории к истории и развитие человека. Вопросы философии, 1980,? 7, — C. II3-II6.
  148. Г71. Виткин М. А. Первичная общественная формация в трудах К.Маркса. Вопросы философии, 1967, № 5, -с.40−50.
  149. К. Критика буржуазного философского эстетического сознания. В кн.:Борьба идей в эстетике, М.: 1974, — 129 с.
  150. Э.В. Проблема идеального. Вопросы философии, 1979, Й — с.129−140, 1Ь 7, -:с.145−158.
  151. A.C. Нравственные ценности рабочего класса.- Вопросы философии, 1982, 13 Г, с.23−34.
  152. Г. Г. К характеристике социалистической личности. Вопросф философии, 1980, Je 7, — с. Г9−34.
  153. В.Ж., Ковальзон М. Я. Важнейшие аспекты методологии социально-философского исследования. Вопросы философии, 1980, J? 7, — c.116−130.
  154. В.А. Принципы воспроизведения объекта в знании. Вопросы философии, 1967, 4', — с.44−55.
  155. ЛеонтьеЕ A.A. Деятельность и общение. Вопросы философии, 1979, JI I, — с.121−132.
  156. М.К. Анализ сознания в работах Маркса.- Вопросы философии, 6, 1968, с. 14−26.
  157. A.B. К характеристике методологических аспектов общесоциологической теории. Вопросы философии, — 162 -198Г, J5 12, с.76−82.
  158. A.K. Проблемы человеческой субъективности в трудах К.Маркса. Вопросф философии, 1976, ГО, — с. 84−94.
  159. Т.К. Буржуазный миф о смерти философии. -Вопросы философии, Г979, ¡-Ь 9, с.42−52.
  160. Г83. Ойзерман Т. И". Философия Гегеля как учение о могуществе разума. Вопросы философии, 1976, $ 9, — C. IT8-T30. Г84. ПетроЕ М. К. Творчество и рационализация. — Вопросы философии, 1967,? 6, — с.160−168.
  161. Г85. Петровский A.B., Петровский В. А. Индивид и его потребность быть личностью. Вопросы философии, 1982, $ 3, — с.44−54.
  162. Г86. Румянцев A.M. Культура развитого социализма и воспитание нового человека. Вопросы философии, 198 Г, .," 12, -с.37−47.
  163. В.Н. Общественные отношения и деятельность.- Вопросы философии, 198 Г, JS 12, с.69−76.
  164. Семенов В. Сг Учение о развитом социализме и его перерастании в коммунизм. Вопросы философии, Г980, JS 7, — с.3−19.
  165. Г90. Соловьев Э. Г. История и этика в феноменологии Э.Гуссерля. Вопросы философии, 1976, J3 6, — С.128−14Г. 191. Творчество. — Философская энциклопедия. — т.5, — М.: 1970, — C. I85-T87.
  166. Г92. Тихомиров O.K. Эвристики человека и машины. Вопросы философии, Г967, I? 4, — с.46−57.- I6S
  167. Г93. Толстых В. И. Социально-философские проблемы теории общественного производства. Вопросы философии, 1982, 1Ь 4, — с.41−55.
  168. Л.И. Структурализм и фрейдизм. Вопросы философии, 1976, 3, — с.156−163.
  169. IQhhh Э. Г. Деятельность как объяснительный принцип и как предмет научного изучения. Вопросы философии, :1976, .& 5, — с.65−79.
  170. М.Г. Психология науки. Вопросы философии, 1967, }Ь 5, — с.47−58.т. СсбеЛли A. A Ctv? /i?cUy ?W ?/^a/tf S96? p S/3- Sa аилМ- л¿-do
  171. JSS. j5n/fuhcC?-L ~/tu>Uk*x // ?гс^меЛ^ ^flau*?. <г? cie** c’o^^e. Az&As?^JCf f. SK?, t? u? /r eis.. J^-as*/^ ec1. G, *//P бЛ’Ру / / /
  172. Лол, O&J-i-el P6 -ceH Uv c^e-Q ??t-e. ?Aliais Л q (6. ^ axft^/ v?>6 4/, y, et iU- А'. /P^/J.
  173. Jo" v. аъсС Ciel^a'^cUtic^. vjr1. Яое? f. Psw /?/?L e, — ,-/1-еfr Ce /7/~?cC?> <2^ ?/- Je^U^citucf M -?Si tvis^A ?UJ• / j
Заполнить форму текущей работой