Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Какова роль танцев в нравственном воспитании?

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Среди подвижных видов искусств особое место занимают танцы, красота которых во многом обеспечивается пластичностью, ритмичностью, грациозностью их исполнения. А между тем динамические характеристики танца для древних греков ассоциировались с подвижностью космоса, жизнь которого в миниатюре могла быть изображена пляской, присущей как животному миру, так и человеческому. Как заявляет Платон в своих… Читать ещё >

Какова роль танцев в нравственном воспитании? (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Среди подвижных видов искусств особое место занимают танцы, красота которых во многом обеспечивается пластичностью, ритмичностью, грациозностью их исполнения. А между тем динамические характеристики танца для древних греков ассоциировались с подвижностью космоса, жизнь которого в миниатюре могла быть изображена пляской, присущей как животному миру, так и человеческому. Как заявляет Платон в своих «Законах», все живые существа наделены способностью двигаться и издавать звуки, но только человек может производить их ритмично и гармонично (653 е). Возникает вопрос: зачем же нужно учить танцам, если склонность к ним людям дана от природы? Оказывается, согласно Платону, природа всех молодых существ пламенна и поэтому не в состоянии сохранять спокойствие ни в теле, ни в голосе, отчего постоянно кричит и беспорядочно скачет. А так как первоначальные способности у человека извращаются, то необходимо специальное воспитание, дарованное богами людям, не умеющим надлежащим образом владеть телом. Этим даром становится искусство танца, связанное с моралью и воспитанием. Таким образом, боги, воплощающие стихийные силы природы, через танец гармонизируют движения человека с жизнью космоса. Однако не все пляски и телодвижения прекрасны, а только те из них, которые выражают собой душевную и телесную добродетель. Именно такие совместные танцы, именуемые Платоном хороводами, доставляют людям радость и даже счастье. Хороводы становятся нравственной школой, ибо, сохраняя в себе, с одной стороны, ритм космоса, а с другой — согласованность в движении всех его участников, развивают в них самую главную индивидуально-общественную добродетель — справедливость (660 е — 661 d). Платон считает, что ни здоровье, ни красота, ни богатство не являются благами, если они не сопровождаются справедливой жизнью. А это делает хоровод неотъемлемой частью общественной жизни, в которой плясками обязаны заниматься буквально все. Здесь мы встречаем возрастную классификацию хороводов, берущих свое начало с детства. Именно в этот период прививается чувство справедливости. В зрелом возрасте они необходимы для проявления этой добродетели в своей повседневной жизни. И, наконец, этим же должны заниматься и пожилые граждане для назидания и поучения молодежи и детей.

Кроме возрастной классификации совместных танцев у Платона имеется еще одна — по полезности, где все хороводы делятся на две большие группы: достойные и недостойные. Достойные, в свою очередь, делятся на военные и мирные (815 а). Военные бывают двух типов: наступательные и оборонительные. И в тех, и в других имитируются соответствующие движения, которые под музыку возбуждают добродетель мужества и искусность владения оружием. Мирная пляска возможна в виде более подвижной и менее подвижной. Здесь считается, что чем более человек благопристоен, тем меньше движений он производит, подражая молитвенному состоянию. И, наобб^ют, чем ниже человек по своей природе, тем динамичнее его танец.

Внемля Платону, большая часть последующих античных мыслителей считает, что жизнь есть одна большая пляска, в которой люди воюют, приносят жертвы, ищут милость богов. Тот же, кто нравственно красив, — движется в гармонии с космосом; кто нравственно безобразен — эту гармонию нарушает.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой