Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Политические рынки и современные психологические технологии в политических процессах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Различного рода партийные и околопартийные общественные структуры и организации в основном представляют собой персонифицированные верхушечные образования, в деятельности которых на первом месте находятся личные амбиции, материальные интересы и претензии на власть. Очень малочисленна группа людей, способных рационально критически осмысливать политические явления и процессы, свободно… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЫНКИ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
    • 1. 1. Структурно-функциональный анализ политического рынка
    • 1. 2. Сегменты политического рынка и методология их изучения
    • 1. 3. Позиционирование «политического товара» в политическом 45−61 пространстве
  • ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНИЛ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ
    • 2. 1. Методологические подходы использования психологических технологий в политических процессах
    • 2. 2. Классификация политических процессов в современной политологии
    • 2. 3. Проблемы использования психологических технологий в политических процессах
  • ГЛАВА 3. МЕХАНИЗМ ПРИМЕНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
    • 3. 1. Механизм применения психологических технологий в политических процессах
    • 3. 2. Политическая деятельность и политические сознание в современной России
    • 3. 3. Технологии управления каналами политического поведения электората

Политические рынки и современные психологические технологии в политических процессах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Исследования современных политических рынков взаимосвязаны с изучением политических технологий.

Актуальность темы

обусловлена также тем, что анализ политического пространства в целом, и в частности, политического рынка, разработан недостаточно. В политологии как системе знаний, теория политического рынка находится в стадии становления. Соответственно преобладают технологические описания особенностей конструирование политического рынка при помощи политических технологий. Однако в любом исследовании ясность и проработанность используемых понятий является условием определенности границ и задач исследования, корректности выводов. Другая причина слабости теоретической разработки данной проблемы заключается в том, что зачастую зарубежные технологии ведения политической борьбы пытаются экстраполировать технологии на Россию. Актуальность обращения к методологической стороне исследования указанной темы обусловлена тем, что структурный анализ политического рынка и его зависимость от технологической компоненты еще недостаточно изучены отечественной политологией.

Из признания родовой зависимости рынка политических услуг и современных политических технологий вытекает рациональность использования ряда экономических моделей, при анализе политического рынка. Соответственно исследование политического рынка является исходным моментом в определении конкретных политических технологий. Значительный интерес представляет также специфика развития политического пространства в России, особенно в регионах. Составной частью политических технологий являются психологические технологии.

Степень разработанности темы. Состояние научной разработанности темы может быть охарактеризовано через призму анализа следующих направлений исследований, раскрывающих различные компоненты конструирования политического пространства.

1. На элементы сходства товарно-денежных отношений и политики обращали внимание такие выдающиеся мыслители как Платон и Аристотель. Аналогии между рынком и политикой присутствуют в теориях мыслителей Нового и Новейшего времени. В этом смысле к числу предшественников теории анализа политического пространства и рынка услуг возможно отнести фундаментальные труды Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, З.Фрейда. Важный вклад в выявление общего между политической и экономической сферой внес Т. Парсонс, который предположил, что политическая поддержка должна рассматриваться не как покупка, а как «обобщенная уступка власти». По его мнению, это ставит избранных лидеров, естественно в случае их победы на выборах, в положение, аналогичное положению банкира: «вклады» во власть, сделанные избирателями, могут быть «отозваны» на следующих выборах и на условиях, аналогичных режиму работы банка1. Й. Шумпетер также считал, что политика и экономика имеют много точек соприкосновения. Он писал, что партии и политики «регулируют политическую конкуренцию точно так же, как это делают профессиональные ассоциации. Психотехника управления партией, ее рекламная кампания, лозунги и марши — это все не украшения. Это и есть суть политики"2.

Традиции этого научно-практического направления в психологии были заложены в трудах таких отечественных ученых, как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, М. М. Бахтин, В. Н. Бехтерев, А. А. Ухтомский, В. Н. Мясищев и другие. Современное научное обоснование изучения политического поведения личности изложено в трудах психологов (А.А.Бодалев, А. И. Донцов, Б. Ф. Ломов, А. М. Матюшкин и др.).

Серьезные разработки в сфере анализа рынка политических услуг и См. Parsons Т. On the Concept of Political Power// Sociological Theory and Modem Society. N.Y., 1956. P. 306−310.

2 Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. — М., 1995. С. 347−348. технологий проделаны также и российскими исследователями: Антиповым К. В. «Паблик Рилейшнз». М., 2001; Грачевым Т. В., Мельник И. К. «Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия». М.: Алгоритм, 2002; Кара-Мурзой С.Г. «Манипуляции сознанием». М.: ЭКСМО-Пресс, 2001; Королько В. Г. «Основы Паблик Рилейшнз». М.-К., 2000; Кривоносовым А. Д. «PR-текст в системе публичных коммуникаций». СПб., 2002; Лебедевой Т. Ю. «Паблик Рилейшнз. Корпоративная и политическая режиссура». М., 1999; Лукашовым А. В., Пониделко А. В. «Черный PR, как способ овладения властью». СПб.: Бизнес-Пресс, 2002; Марковым С. В. «PR в России больше чем PR». М.: Астрель, 2001; Мироновым А. Н. «Раздувай и властвуй». Практическое руководство по технологиям «мягкой» пропаганды. М&bdquo- 2001; Мирошниченко A.A. 'Public Relation в общественно-политической сфере. Провинциальная практика". М., 1998; Музыкант В. Л. «Реклама и PR-технологии». М., 2001; Мухиным А. А. «Информационная война в России: участники, цели, технологии». М.: «Гном и Д», 2000; Олыиинским Д. В. «Политический PR». СПб.: Питер, 2003; Панариным И. Н. «Информационная война и власть». М.: Мир безопасности, 2001; Почепцовым Г. Г. «Информационные войны». М.: Рефл-бук, 2000; Почепцовым Г. Г. «Информационно-политические технологии». М.: Центр, 2003; Почепцовым Г. Г. «PR или как успешно управлять общественным мнением». М.: Центр, 2003; Почепцовым Г. Г. «Теория коммуникации». М.: Рефл-бук, 2001; Ситниковым А., Гундариным М. «Победа без победителей. Очерки теории прагматических коммуникаций». М., 2003; Соколовым И. Н. «Технология популярности или паблик рилейшнз». Минск: Харвест, 1999; Уткиным Э. А., Баяндаевым В. В., «Управление связями с общественностью». М., 2001; Чумиковым А. Н. «Связи с общественностью». М., 2000; Шерстеневым М. П. «Тайные механизмы управления людьми». М.: Русский хозяин, 2000; Шомовым С.А.

Политические шахматы. Паблик рилейшнз как интеллектуальная игра". М., 2003.

Фрагментарно в той или иной степени тема исследования освещается в ряде специализированных книг по технологиям избирательных кампаний, политической имиджелогии, политическому консультированию, политической рекламе и многочисленных публикациях, посвященбных анализу текущих избирательных кампаний. В частности, тема анализа политических рынков была затронута в работах Б. Л. Борисова (1998, 2000), О. Феофанова (2000), И. Л. Викентьева (1997), В. Б. Тихомирова (1992) и др.

2. В американской политологической литературе высказывается мнение, что начало профессионального политического позиционирования политика как товара относят к концу 1980;х гг. XX века. По сути дела президентская кампания 1988 г. между Дж. Бушем-старшим и М. Дукакисом в США стала первой, исход которой решило правильное позиционирование одного из кандидатов во время рекламной кампании. Сам термин позиционирование товара и политическое позиционирование являются сравнительно новыми терминами. Но это не означает, что проблемы, которые связаны с позиционированием, стали очевидны лишь в последнее время. На эту тему в конце XX века появилось значительное число публикаций1.

Вопрос о том, что представляет собой феномен манипулирование общественным сознанием, занимал исследователей с давних времен. В эпоху Возрождения первым мыслителем, обратившимся к исследованию технологий и ресурсов лидерства, был Н.Макиавелли. Сам Н.Макиавелли.

1 / Finlayson J., Zacher М. Managing International Markets: Developing Countries and the International Trading Regimes. New York, 1988; Gereffl G., Korzeniewicz M. (eds.). Commodity Chains and Global Capitalism. Westport, Conn., 1994; Hudec R. Developing Countries in the| GATT Legal System. London, 1987; Krueger A. Trade Policies and Developing Nations. Washington, 1995; Madeley J. Trade and the Poor: The Impact of International Trade on 1 Developing Countries. New York, 1993; O’Donnell Ch. Commodity Price Stabilization: An Empirical Analysis. Brookfield, Vt, 1993; Oman Ch. Globalization and Regionalization: The Challenge for Developing Countries. Paris, 1994; Ventura-Dias V. (ed.). South-South Trade: Commodity Chains and Global Capitalism. Westport, Conn., 1994; Hudec R. Developing Countries in the GATT Legal System. London, 1987; Krueger A. Trade Policies and Developing Nations. Washington, 1995; Madeley J. Trade and the Poor: The Impact of International Trade on Developing Countries. New York, 1993. среди методов приобретения и удержания власти называл, непривлекательные, с позиций абстрактной морали, но явно незаменимые в политике такие качества, как ловкость, притворство, лицемерие, хитрость, коварство. К морально нейтральным он относил такие личностные свойства как быстрота реакции и решительность. От Макиавелли идет первая традиция выделения разных типов политических лидеров. Со второй половины XIX века лидерство становится объектом более пристального внимания целой плеяды выдающихся умов. В начале XX века формируются классические теории лидерства (В.Парето, Г. Моска, Р. Михельс). Во второй половине XIX века сложились теории и типологии лидерства, непосредственно связанные с психологическими технологиями манипулирования электоратом.

3. В политических науках широко представлены труды по теории и практике коммуникаций, в том числе психологических технологий1.

4. Особое место занимают работы, посвященные исследованиям электората, от которого, в конечном счете, зависит исход избирательных кампаний2.

5. Исследования роли политических технологий в контексте взаимодействия политической власти и властных структур нашли освещение в трудах известных российских политологов Э. Я. Баталова, Е. Н. Мощелкова, В. П. Пугачева, Н. А. Сахарова, Е. Б. Шестопал и др.

Перечисленные работы, отражающие представленные направления.

1 См. Катлап С.-Н., Сентер X., Брум Г.-Н. Паблик Рилейшнз: Теория и практика. М. — Спб., 2000; Ньюсон Д., Ван Слайк Дж., Крукеберг Д. Все о РК: Тезисы и практика РК. М., 2001; Паблик рилейшнз сегодня: новые подходы исследования, международная практика. М., 2002. Самые успешные ПР компании в мировой практике./Под ред. А. П. Ситникова и И. В. Крылова. М., 2002.

2 Bassili J. Response Latency and the Accessibility of Voting Intentions: What Contributes to Accessibility and How it Affects Vote Choice 11 Personality and Social Psychology Bulletin. 1994; Bassili J.N. On the Psychological Reality of Party Identification: Evidence from the Accessibility of Voting Intentions and Partisan Feelings // Political Behavior. 1995. Vol. 17, N4. P.339−358. Dalton R. Comparative Politics // New Handbook of Political Science // Eds. R. Gooding H-D. Klingemann Oxcford, New York, 1996. P.336−337. Green D. Ph., Palmquist B. How Stable is Party Identification? // Political Behavior. 1994. Vol. 16 N 4. P. 437−466- Heath A., Pierce R. It was Party Identification all along: Question Order Effects on Reports of Party Identification in Britain // Electoral Studies. 1992. Vol. II. P. 93−105- Johnston R. Party Identification Measures in the Anglo-American Democracies // American Journal of Political Science. 1992. Vol. 36. P. 542−559. исследований в области политических технологий, явились необходимой для исследования информационной основой, без которой достижение поставленной цели было бы невозможно. Обзор анализируемой литературы позволяет сделать вывод, что в основном научный поиск ведется по множеству направлений, но вместе с тем анализ политического пространства в современных политических науках недостаточно разработан. Это касается, прежде всего, стыковки понятий эмпирических исследований с теорией политики, осмысления природы, структуры современных политических рынков.

Цель и задачи исследования

Основная цель диссертации состоит в изучении механизмов взаимосвязи политических рынков и возможностей применения психологических технологий в политических процессах. В связи с этим решаются следующие задачи: проведен структурный анализ политических рынков, описаны технологии манипулирования общественным сознанием, осмыслена методология психологических исследований политических процессов, упорядочен понятийно-категориальный аппарат, применяемый в концепциях прогнозирования политических процессов, предложены варианты анализа когнитивной сферы личности политика, изучены механизмы применения психологических технологий б политической сфере и др.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В структуре политического рынка взаимодействуют политическое, некоммерческое и коммерческое начала. Политический рынок формируется под влиянием национальных особенностей политической культуры.

2. Стратегия позиционирования политических лидеров в политическом пространстве строится с учетом анализа сегментов политического рынка в России и опирается на психологические технологии.

3. Эффективность воздействия на массовое сознание изменяется возможностями применения различных технологий в политических процессах.

4. При формировании стратегии психологического воздействия в ходе избирательных кампаний выделяется комплекс психологических факторов образования политических предпочтений, который может служить основой построения алгоритмов, эффективного влияния на массовое сознание.

5. Существует система мер, способствующая эффективности содержательного воздействия психологических технологий в политике, зависящая от четырех основных групп факторов: содержания психологических воздействий (соответствие его как особенностям субъекта воздействия, так и запросам объекта воздействия, образовательному уровню, политическим предпочтениям, национальным, возрастным, религиозным, профессиональным особенностям) — формы воздействия (выбор канала поступления информации, обоснованности метода воздействия) — особенностей источника воздействия (психологическое предпочтение, характерное для данной социальной группы) — объективных факторов воздействия и глубинно-психологических характеристик объекта (влияние социально-экономической, политической ситуации, особенностей национального характера, исторических традиций и т. д.).

6 При выборе механизмов психологического воздействия в политике особое место принадлежит стереотипам сознания. В условиях психологических сдвигов массового сознания возникает опасность применения манипулятивных технологий.

7 В диссертации проанализированы компоненты политического лидерства: неосознанная зависимость, осознанная зависимость, осознанная взаимозависимость. Определено влияние данных компонент на формирование политического курса.

Научная новизна исследования. Выявлено, что политические процессы в современной России в основном управляемы. В качестве субъектов управления могут выступать — различные политические структуры: политические партии, их лидеры, а также специально подготовленные группы специалистов, занимающиеся регулированием выборных политических процессов путем разработки специальных политических технологий.

В диссертации показано, что управление политическими процессами осуществляется с помощью различных механизмов и методов психологического воздействия. В ходе его целенаправленного психологического воздействия на политические процессы возможно изменение стереотипов сознания и социально-значимых установок. Психологическое воздействие в политических процессах происходит через изменение мотивационно-поведенческих структур личности.

Автором исследован комплекс психологических факторов образования политических предпочтений (фактор сог^иальной зависимости-независимости, фактор смысловой ясности, фактор неопределенности, фактор социальной адекватности, фактор социальной напряженности), которые могут служить основой построения алгоритмов эффективного психологического воздействия на избирателей в ходе избирательных кампаний.

В диссертации подчеркнуто, что механизмами психологического воздействия на социальные группы, которые используются субъектами политических процессов, являются: убеждение, заражение, внушение, подражание. В условиях психологических «сдвигов» массовой психики в сторону бессознательной доминанты повышается возможность использования манипулятивных технологий психологического воздействия.

Выявлено, что целевое психологическое воздействие в политической сфере может оказывать позитивное, оздоравливающее влияние на социальные группы и отдельных граждан, в частности, в качестве противовеса манипуляциям массовым сознанием.

Установлено, что противостояние подобного рода манипулятивным технологиям возможно с использованием позитивного алгоритма психологического воздействия, который включает следующие составляющие: классификация исходных данных (объективные и субъективные условия проведения избирательной кампании) — обоснование выбора позитивных методов психологического воздействия в зависимости от условий и задач проведения предвыборной кампанииразработка критериев эффективности использования психологического воздействия в политической кампании в зависимости от утвержденных методов и целей.

Практическая значимость работы состоит в том, что изложенные в работе положения расширяют методологическую и методическую основу современной политологии. Они могут быть использованы в практической деятельности политических партий и движений при изучении, формировании, прогнозировании общественного мнения, оптимизации сегментов политической сферы.

Апробация. Основные положения диссертации были апробированы в научных публикациях автора и его выступлениях на зарубежных и всероссийских научно-практических конференциях в 2000;2004 гг.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры социологии и политологии Института переподготовки и повышения квалификации преподавателей социальных и гуманитарных наук МГУ им. М. В. Ломоносова.

Выводы: снижение доверия к органам власти в сочетании с нежеланием политических конфликтов постепенно приводит к тому, что начинают формироваться «личные» связи, происходит постепенное отчуждение от власти. Люди стремятся сохранить те связи, с помощью которых они могут защитить свои интересы-, это семья, соседи, друзья, коллеги по работе.

Снижается общий конфликтный потенциал населения России. Подавляющее большинство не расположено к конфронтации с властями.

Политические пристрастия устоялись и перестали определять повседневные отношения между людьми. Лишь небольшая часть граждан, тех, кто не смог приспособиться к нынешней ситуации, готова участвовать в политических акциях.

В последнее время появились признаки того, что социальная активность населения переходит из политической плоскости в плоскость отстаивания своих конкретных интересов. Россияне начинают объединяться в общественные правозащитные, экологические, профсоюзные организации. Вырабатываются технологии отстаивания гражданских прав.

Различного рода партийные и околопартийные общественные структуры и организации в основном представляют собой персонифицированные верхушечные образования, в деятельности которых на первом месте находятся личные амбиции, материальные интересы и претензии на власть. Очень малочисленна группа людей, способных рационально критически осмысливать политические явления и процессы, свободно самоопределяться и самоидентифицироваться в условиях политического выбора. Большинство населения не имеет необходимого минимума современных политических и правовых знаний. Вместо плюралистической демократии, основанной на сознательном активном волеизъявлении народа, сформировалась модель «управляемой демократии». Основную роль здесь играет власть, которая предпринимает определенные шаги для того, чтобы достичь общественного согласия по основным ценностям демократического общества, таким как: единство государства, национальная безопасность, экономическое благосостояние граждан, конституционный порядок, мощь и величие России, являющимся одним из основных условий возрождения России.

Но в целом политическое поведение российских граждан можно охарактеризовать сегодня как вынужденный конформизм. Политическая активность середины 90-х годов, сменилась апатией и отчуждением, которое постепенно приобретает системные черты, а низкие показатели участия граждан в политической жизни следует охарактеризовать скорее как позицию ожидания или нежелания участвовать в формировании и развитии институтов и образований гражданского общества.

Изложенное выше позволяет сделать следующие основные выводы:

1. Политические процессы в современной России в основном управляемы. В качестве субъектов управления могут выступать различные политические структуры: политические партии, их лидеры, а также специально подготовленные группы специалистов, занимающиеся регулированием выборных политических процессов путем разработки специальных выборных технологий.

2. Управление политическими процессами осуществляется с помощью механизмов психологического воздействия, с учетом ценностных, мотивационно-потребностных и коммуникативно-смысловых факторов, значимых для тех или иных социальных групп. В ходе целенаправленного психологического воздействия на политические процессы возможно изменение стереотипов сознания и социально-значимых установок.

3. Психологическое воздействие в политических процессах происходит через изменение мотивационно-поведенческих структур личности посредством психологических механизмов.

4. К важным особенностям психологического воздействия относятся такие характеристики, как: неадекватное отношение к социальным и личностным ценностям, проявляющее себя в групповых иличностных ценностных сравнениях и предпочтениях- —специфическое коммуникативное пространство, отличающееся от типичного для данного социума- —кризис системы представлений о собственном целостном, устойчивом «я» (самотождественность) — Я — концепция личности- —кризис системы представлений о социальной идентификации личности (принадлежности к какой-либо социальной группе и признания с ее стороны) — —кризис системы личностных смыслов (смысл жизни).

Целевое психологическое воздействие в политической сфере может оказывать позитивное, оздоравливающее влияние на социальные группы и отдельных граждан, в частности, в качестве противовеса манипуляциям массовым сознанием.

5. Противодействие манипулятивным технологиям возможно с использованием позитивного алгоритма психологического воздействия.

6. Система критериев оценки психологического воздействия строится на способности идентифицировать политическую ситуацию по конкретному типу и в той мере, в которой психологическое воздействие на массовое сознание существенным образом влияет на динамику и направление активности социальных групп в политической сфере. Идеи, изложенные в работе, и основанный на них конкретный методико-инструментарный аппарат расширяют методологическую и методическую основу политической психологии и палитру прикладных социальных технологий. Они могут быть использованы и управленческим персоналом, и политическими партиями и движениями при изучении, формировании, прогнозировании общественного мнения, оптимизации социальных и духовных процессов в политической сфере.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Данная диссертационная работа по изучению эффективности психологического воздействия в политическом пространстве опиралась на исследования проблемы социального и личностного влияния в социальной среде отечественных и зарубежных ученых. В результате анализа литературы была выделена специфическая терминология, которая описывает процессы психологического воздействия, а также социальные и собственно психологические основания (особенности), на которых базируются эти процессы.

Учитывая эти характеристики и результаты исследований современных ученых, был выделен комплекс факторов, который описывает психологическое воздействие в социальной ситуации политических выборов в условия общего социокультурного кризиса конца XX века в России. Этот комплекс включает в себя такие факторы, как: неопределенность (социальная), социальная зависимость-независимость, смысловая ясность, социальная адекватность и социальная напряженность. Более детальная проработка выделяет в этой структуре факторов целый комплекс социально-политических идентификаторов, которые активны в ситуациях политических процессов, социокультурных кризисов. Среди них верность традициямподдержание общих нормнравственность и моральпатриотизмвзаимная поддержкаколлективностьиндивидуализмсопротивление, борьбаоткрытость, понятностьинтеграцияразделениематериальноедуховноериск, инновацияжертвенность, национализм.

Более пристальное рассмотрение феноменов в политическом процессе как, с одной стороны, повседневной регулярной деятельности социального индивида, а с другой стороны, яркого ситуативного творения, переживания и осмысления, с помощью теоретических разработок Г. Лебона, С. Московичи, Ш. Сигеле, П. Сорокин, К. Юнг, К. Леви-Стросс,.

А.Ф.Лосева, Э. Б. Тейлора, К. В. Чистова, Н. О. Лосского, А. И. Клибанова, А. С. Ахиезера, В. Волкан, А. Мосейко и других позволило выделить три иерархических уровня психологических особенностей воздействия-восприятия в политическом контексте. К ним можно отнести: а) первичные внутриличностные (интрапсихические) процессы (сюда относятся особенности ощущений, восприятия, внимания, формирования представлений, которые интегрируются в мышлении и проявляются в его особенностях) — б) межличностный, состоящий из особенностей мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы, структуры интересов и ценностейв) социально-личностный (групповой), включающий мировоззренческие и нравственные качества человека, а также системы социальных знаний, выраженных некими семантическими системами — языками.

Анализ литературы позволил также выявить недостаток исследования особенностей структуры феноменов в политическом процессе, его алгоритмизацию, а также механизмы вовлечения и присутствия в нем члена социума. Именно последнее является базовым для инициирования личностного участия человека в политических процессах под воздействием социальных условий.

Поскольку современные российские политики являются не первым поколением в своей деятельности, но существующие в принципиально новой социально-политической ситуации, лишенные какого-либо конструктивного примера, то они необходимо вовлекают в выборные политические процессы специалистов-технологов, призванных помочь, используя современные технологии и понимание политических реалий, целенаправленным образом трансформировать ситуацию исходную ситуацию.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 ГтМ.: Юрид. лит. 1993 64 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. -287с.
  3. B.C. Психология межгрупповых отношений. М.: МГУ, 1983. -202 с.
  4. А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Прагма, 1993.-188 с.
  5. Г. Лекции по аналитической психологии. М.: Наука, 1996. — 251 с
  6. М. Менеджемент рекламы. М.: Интелтех, 1993. — 170 с.
  7. А., Громова Л. Поймите меня правильно. СПб.: Экономическая школа, 1993. — 126 с.
  8. А., Громова Л. Психогеометрия для менеджеров.-Л.: Знание, 1991.-134 с.
  9. Американская социологическая мысль: тексты. / Под ред. В. И. Добренькова. М.: МГУ, 2000. — 356 с.
  10. Г. М. Процессы каузальной атрибуции в межличностном восприятии // Вопросы психологии. 1979. — № 6. — С. 48.
  11. X. Истоки тоталитаризма.: Пер. с англ. М.: ЦентрКом, 1996.-672с.
  12. Аристотель. Политика. Собр. Соч. в 4-х т. Т. 4. М.: 1983.
  13. М.А. Эффективная система психологических воздействий в политической рекламе. Автореф. дисс. канд. псих наук. М.: РАГС, 1997.-26 с.
  14. Барт P. S /Z. М.: Ad Marginem, 2000. — 232 с.
  15. Р. Избранные работы: семиотика, поэтика. М.: Прогресс, 2000.
  16. Э.Я. Диалектика развития американского общества и проблемы исследования политического сознания США // Современное политическое сознание США.-М.: 1980.
  17. С.А. Методика и техника фокусированного интервью. -М.: Наука, 1993.-349 с. 18.
Заполнить форму текущей работой