Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Художественно-стилевые тенденции кабардинской поэзии 1970-1990-х годов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степень изученности темы. Специальных монографических исследований, разрабатывающих указанную тему, в современном литературоведении нет. Однако данная проблема в том или ином ракурсе рассматривалась в трудах северокавказских исследователей: X. И. Баков «Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии» (Майкоп, 1994) — У. М. Панеш «Типологические связи и формирование… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ОБЩЕСТВЕННАЯ И ЛИТЕРАТУРНАЯ СРЕДА ПЕРИОДА 1950-Х — 1970-Х ГОДОВ
    • 1. 1. ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ КАБАРДИНСКОЙ ПОЭЗИИ
  • ГЛАВА II. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИСКАНИЯ И РАСШИРЕНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО ДИАПАЗОНА В ТВОРЧЕСТВЕ ПОЭТОВ, ВОШЕДШИХ В ЛИТЕРАТУРУ В 1970-ЕГОД
    • 2. 1. ТРАДИЦИОННОЕ И НОВОЕ В СОВРЕМЕННОЙ КАБАРДИНСКОЙ ПОЭЗИИ
    • 2. 2. X. БЕШТОКОВ
    • 2. 3. Б. УТИЖЕВ
    • 2. 4. А. БИЦУЕВ
    • 2. 5. А. ОРАЗАЕВ
    • 2. 6. Р. АЦКАНОВ
  • ГЛАВА III. ПОЭТЫ ПОКОЛЕНИЯ 1980-х-1990-х ГОДОВ

Художественно-стилевые тенденции кабардинской поэзии 1970-1990-х годов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

обусловлена тем, что в течение последних двух-трех десятилетий появилась целая плеяда одаренных кабардинских поэтов, произведения которых вызывают живой интерес, как со стороны литературоведов, так и со стороны широкой читательской аудитории. Их творчество уже стало значительным явлением в национальной литературе, но до настоящего времени не получило достаточного освещения в трудах литературных критиков и исследователей. Между тем, без обстоятельного анализа их творчества и без установления их подлинной роли в живом литературном процессе невозможно получить достаточно полное представление о состоянии и перспективах современной кабардинской поэзии. Характер времени, художественное сознание эпохи определяют цели кабардинской поэзии данного периода.

Период последних десятилетий XX века — это время значительных качественных изменений, произошедших во всей отечественной литературе, в том числе и кабардинской. Жанровое многообразие литературы, тематика значительно расширились. До настоящего времени нет литературоведческих работ, в которых происходящие в национальной литературе явления были бы подвергнуты серьезному анализу и научно-теоретическому осмыслению. Данным обстоятельством обусловлена актуальность избранной нами темы и наше обращение к ней.

Целью настоящей диссертационной работы является исследование особенностей мировидения и творческой индивидуальности ряда ведущих кабардинских поэтов. Для этого мы считаем важным, прежде всего анализ образной системы, определение роли и места народных и литературных поэтических традиций в их творчестве. Мы уверены, что это поможет определить наиболее характерные способы формирования и пути развития лирических жанров в системе всей кабардинской национальной поэзии.

В соответствии с этим необходимо и решение следующих задач: — раскрыть особенности образов мира в современной кабардинской лирике, в частности, в стихах X. Бештокова, А. Бицуева, Р. Ацканова, А. Оразаева и др;

— исследовать особенности философско-мировоззренческой системы каждого из названных поэтов;

— изучить роль и своеобразие изобразительно-выразительных средств в их лирической и лиро-эпической поэзии;

— определить истоки и эволюцию национального своеобразия изучаемых произведений;

— установить особенности выражения общечеловеческих и общеэстетических понятий через конкретнонациональное в языке, системе образов, стилистике, идейно-тематическом плане.

Методологической базой диссертационного исследования служат основные принципы отечественной и мировой филологической науки, в частности, труды Аристотеля, Гегеля, В. Г. Белинского, А. Н. Веселовского, М. М. Бахтина, JL Я. Гинзбург, Г. Н. Поспелова, Б. М. Эйхенбаума, Р. О. Якобсона и др., а также работы кабардинских и северокавказских исследователей: X. И. Бакова, Л. А. Бекизовой, А. М. Гутова, 3. М. Налоева, М. Г. Сокурова, 3. X. Толгурова, Т. 3. Толгурова, А. X. Хакуашева, Н. А. Шогенцуковой, Т. Е. Эфендиевой и мн.др.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые предпринята попытка изучения образов мира в кабардинской поэзии 1970;1990;х годов, а также проведен анализ опорных образов в поэзии X. Бештокова, А. Бицуева, Р. Ацканова и других кабардинских поэтов. Проведены исследования конкретных поэтических произведений разных авторов с целью определения нового подхода к дальнейшему изучению художественных явлений конкретной национальной поэзии. Впервые в кабардинском литературоведении монографически исследуется характер и особенности современной национальной поэзии от 1970;х годов практически до наших дней. К непосредственному рассмотрению привлекаются наиболее значительные для кабардинской литературы издания и публикации в периодической печати за последние 25−30 лет.

Степень изученности темы. Специальных монографических исследований, разрабатывающих указанную тему, в современном литературоведении нет. Однако данная проблема в том или ином ракурсе рассматривалась в трудах северокавказских исследователей: X. И. Баков «Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии» (Майкоп, 1994) — У. М. Панеш «Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур» (Майкоп, 1990) — 3. X. Толгуров «В контексте духовной общности» (Нальчик, 1991). Творчество большинства поэтов, чьи произведения рассматриваются в диссертации, так же как и история современной кабардинской поэзии в целом, не становились предметом специального литературоведческого анализа. В большинстве своем по проблемам современного литературного процесса имеются только обзорные статьи в журналах, по творчеству же отдельных поэтов преобладают статьи, в которых рассматриваются лишь аспекты творчества. Но следует отметить, что по проблемам кабардинской поэзии были защищены кандидатские диссертации: И. А. Кажаровой «Художественно-философское осмысление человека и истории в адыгской поэзии 1970;1990 годов» (2003), А. М. Астежевой «Национальное своеобразие драматургии Утижева: Проблемы историзма художественного мышления» (Нальчик, 2003) и И. Б. Баговой «Поэзия А. Бицуева» (Нальчик, 2005).

Объектом нашего исследования является национальная кабардинская поэзия 70−90 х. годов XX века. Предмет непосредственного рассмотрениялирические стихотворения современных поэтов: X. Бештокова, Б. Утижева, А. Бицуева, А. Оразаева, Р. Ацканова и др.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в дальнейшей разработке одной из актуальных проблем современного литературоведения. Решение поставленных задач, на наш взгляд, позволяет выявить национальное своеобразие кабардинской литературы, этапы эволюции поэзии, ее художественное своеобразие. На примере анализа современной кабардинской литературы определяется характер поэзии народов Северного Кавказа и всей РФ, ее национально — культурная значимость. Проведенное исследование призвано пополнить научные представления об особенностях современной кабардинской поэзии. Данная работа в определенной степени восполнит пробел в изучении кабардинской литературы 1970;1990;х годов.

Практическая значимость настоящего исследования состоит в том, что результаты научного исследования могут способствовать дальнейшему изучению национальной поэзии. Данное исследование может быть использовано при изучении истории и теории кабардинской литературы, при чтении специальных курсов на филологических факультетах гуманитарных вузов Кабардино-Балкарии.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:

— «Лирика Р. Ацканова в контексте современной кабардинской поэзии».// Вестник Молодых Ученых «Филологические науки». — СанктПетербург, 2006 г.

— «О новом сборнике Р. Ацканова «Пристанище» // Конференция молодых ученых. Нальчик.2003г.

— «Тема русской культуры в кабардинской поэзии XX в «. // Славянские чтения в Кабардино-Балкарии VII.// Эльбрус 2004 г.

— «Поэзия JI. Балаговой» // Вестник КБНИИ и КБНЦ РАН, — Нальчик. 2005 г., 12.

— «Фольклорные архетипы в лирике Р. Ацканова».// Международная научная конференция. Пятигорск, 2006 г.

Диссертационная работа была обсуждена на заседании отдела кабардинской литературы Института гуманитарных исследований Правительства КБР и КабардиноБалкарского Научного Центра, а также на заседании научного семинара «Актуальные проблемы литератур народов Северного Кавказа» кафедры русской литературы КабардиноБалкарского Государственного Университета, (октябрь 2006 г.).

Объем и структура работы обусловлены ее тематикой, основными вопросами, выносимыми к рассмотрению, и самим конкретным предметом исследования. Она состоит из введения, обзорной теоретико-концептуальной первой главы, последующих двух глав, выделяемых по хронологическому принципу, заключения и библиографии. В зависимости от рассматриваемой конкретной проблемы каждая глава имеет свой объем и свою структуру.

Во введении обосновывается актуальность темы, ее выбор, научная новизна, цели и задачи работы, показывается степень изученности, обосновывается теоретическая и практическая значимость.

В первой главе — «Общественная и литературная среда периода 1950;х 1970;х годов», где рассматриваются наиболее общие вопросы, оказалась довольно краткой: она состоит из обзорно-аналитической части и самостоятельного раздела, в котором освещаются общие тенденции эволюции современной кабардинской поэзии.

Каждая национальная картина мира строится не только изнутри себя, но и подвергается воздействию извне, со стороны других. В основе каждого художественного образа лежит особая, сходная с другими или отличная от них «модель мира». Эта модель трансформируется на протяжении столетий, хотя чаще всего чрезвычайно медленно, сугубо эволюционным путем.

Образ — форма мифотворческого представлениято и другое есть биолого-социальный продукт, возникающий в результате взаимодействия высшей нервной деятельности и объективных условий и связанный многими обстоятельствами с этнокультурными и индивидуальными особенностями, в том числе, ментальностью, типом мировосприятия, языком. Особо считаем важным, заметить, что любой национальный склад мышления закреплен в его словесности.

Надо сказать, что в 1950;е годы, известные эпохальным переломом во многих областях жизни, проникновение индивидуальных черт эстетической рефлексии, а также национальных элементов в авторскую поэзию стало гораздо более заметным явлением, чем в предыдущие 2−3 десятилетия. Путь человека, личности, стремящейся к счастью — одна из основных тем поэзии кабардинских авторов послевоенных лет, на которой кабардинские поэты периода 1950;х годов проецируют свои внутренние переживания, мысли и настроения. Но концепция счастья тоже оказывается понятием изменчивым и зависящим от доминирующих в обществе представлений. Так, в 1920;1930;е гг. XX в. она определялась энтузиазмом строителей нового общества, в котором было обещано всеобщее счастье и полное равенствов 1940;е годы это дополнилось идеей защиты Родиныи только много позже в представлениях о счастье сугубо личностное стало гармонировать с общественным.

Вторая глава «Художественные искания и расширение тематического диапазона в творчестве поэтов, вошедших в литературу в 1970;е годы"-основная и самая большая по объему, посвящена анализу индивидуальных особенностей творчества «среднего» поколения современных кабардинских поэтов. Предваряя конкретный анализ необходимыми суждениями обзорного характера, мы выделили в данной главе пять основных разделов, в каждом из которых рассматривается творчество конкретного автора.

В первом разделе второй главы данной работы мы постарались осветить основные черты лирики X. Бештокова, определить особенности его художественно-философской системы.

X. Бештоков признан как одно из наиболее ярких явлений современной адыгской литературы. Именно с его творчеством, прежде всего, связываются в немалой степени успехи современной кабардинской лирики. Его стихи настолько проникнуты духом эпохи, что заставляют современного читателя активно воспринимать, серьезно сопереживать.

В 1969 году была выпущена первая книга X. Бештокова «Ракетодромы». В самом названии книги была сделана заявка на восполнение именно той сферы поэтического восприятия мира, которая была связана с антропогенным окружением человека, с достижениями человеческой цивилизации. X. Бештоков впитал практически все достижения кабардинской поэтики, его оригинальность в первом сборнике стихов проявилась в стремлении к урбанистическому восприятию мира, в тяготении поэта к объектам неприродного происхождения. Эстетическая ситуация в кабардинской поэзии тех лет настоятельно требовала внимания к антропогенной природе, области бытия, связанной с деятельностью человека. X. Бештоков оказался тем поэтом, который адекватно отозвался на требование времени. В поисках средств эмоциональной насыщенности текста, поэт стремится к набору самых различных способов — и тех, что разработаны еще в фольклоре, и сугубо принадлежащих литературной традиции, и совсем новаторских. При этом, основным методом для него становится совмещение в рамках единого образного периода различных по структуре и информационному качеству элементов, сопровождаемое и ритмическим обособлением последних. X. Бештоков, пожалуй, самый продуктивный из поэтов, чье творчество исследуется в диссертации: он автор десяти поэтических сборников, не считая двух книг избранных стихотворенийкроме того, его перу принадлежат книги для детей. В переводе на русский язык им издана всего одна книга, которая получила весьма лестные отзывы, как в центральной, так и местной печати. Одна из особенностей творчества данного поэта — постоянная эволюция, проявляющаяся как в поступательном расширении идейно-тематического диапазона, так и в разработке системы художественных образов и собственной стилистической манеры.

Во втором разделе второй главы «Б. Утижев», рассматривая творчество другого оригинального поэта, мы пытаемся осветить еще одну проблему: лирические мотивы в драматургических жанрах. Б. Утижев, действительно, больше известен как ведущий кабардинский драматург. Но его перу принадлежат не только десятки лирических произведений, собранных в двух сборниках стихов, но также многочисленные лирические монологи и миниатюры, которые мы находим в его пьесах, написанных в стихотворной форме. В каком бы жанре не выступал этот автор, проникновенный лиризм остается его неизменной стилистической особенностью. По-своему неповторима его пейзажная лирика, продолжающая лучшие традиции этого направления в произведениях А. Шогенцукова и А. Кешокова. Отмечая эту особенность, мы стремимся обратить внимание на своеобразие поэтической манеры Б. Утижева, что отличает его как от предшественников, так и от современников.

Необычайно богат и благозвучен язык его стихотворений, сочетающий в себе активное использование приемов народной поэтики, образность и гармонию народных речевых приемов с поэтикой европейского стиха. Эта особенность делает произведения данного автора совершенно оригинальными и практически непереводимыми ни на какой другой язык, поскольку фундаментом его произведений являются интонационные и суггестивные ресурсы родной языковой стихии.

В третьем разделе второй главы «А. Бицуев» мы постарались определить национальное своеобразие лирики А. Бицуева. В современной кабардинской поэзии А. Бицуев занимает особое место. Он художник романтического мироощущения, поэт, которого волнует проблема становления нового человека и новых взаимоотношений людей. Его герои живут рядом с ним, он знает историю их жизни, гордится ими. У А. Бицуева есть свои поиски национального начала, которое он поднимает до общечеловеческого. Лирический герой А. Бицуева, как правило, занимает активную жизненную позицию, он способен вдохновлять современников на благородные поступки. Великая Отечественная война проходит через многие его произведения. В книге «Человек и небо», где собраны лучшие произведения поэта, можно выделить следующие тематические направления: патриотическую, пейзажную, любовную лирику. Тема Родины — одна из главных. Но в отличие от многих старших собратьев, А. Бицуев раскрывает ее прежде всего через лирические переживания и поэтические образы, избегая декларативности.

Стихи о любви принадлежат лучшим страницам его поэзии. Эмоциональные импульсы запечатлены в стихотворениях: «Однажды, возвращаясь от любимой.», «Откуда взялась ты такая.?».

Стихам, балладам и поэмам А. Бицуева присущи ярко выраженная гражданская позиция, проникновенно-тонкий лиризм, органическое слияние родной традиционной поэтической культуры с многообразием ассоциативного мира европейской и русской классики. Поэт живо вглядывается в действительность, откликается на проблемы, которые выдвигает жизнь. В его стихах находят художественное осмысление и опыт родной и всей мировой поэзии, и опыт прожитых лет. Поэзия, А Бицуева лишена праздно-красивых слов, она подводит к глубоким размышлениям и переживаниям.

Лейтмотивом его стихов стала гражданственность — любовь к отчему краю, ответственность за судьбы своей земли и целого мира, сыновняя благодарность поколению, вынесшему тяжесть испытаний. А. П. Кешоков с полным на то основанием писал о нем: «Анатолий Бицуев — поэт третьего „заезда“ в нашей литературе, взявший на себя обогащение и продолжение лучших традиций художественного мышления своего народа».

В четвертом разделе второй главы «А. Оразаев» мы рассматриваем творчество другого талантливого поэта.

Среди оригинальных до неповторимости поэтических голосов, набравших силу в названный временной период, свое достойное место занимает голос Афлика Оразаева. Анализу его творчества посвящен пятый раздел главы. Каждое из произведений Оразаева характерно отточенностью языка, стиля и образной системы. Можно без преувеличения полагать, что поэт выносит на суд читателя далеко не все написанное, а только то, что он считает возможным предложить нам для самого пристрастного и строгого отбора. Одним из удивительных качеств автора, является то, что его поэтический текст по внешним признакам нередко приближается к естественной речи. Но при этом сохраняет высокую степень поэтической наполненности изобразительно-выразительной системы языка.

Благодаря этому, его стихи оказываются в семантическом отношении не просто однозначными, но наполненными многоплановой содержательностью.

В пятом разделе второй главы «Р. Ацканов» — мы рассматриваем особенности использования изобразительно-выразительных средств в стихах Р. Ацканова, отмечаем своеобразие его философского осмысления жизни.

Поэту, как считает данный автор, дано больше, чем обычному человеку: он видит, слышит, чувствует то, что другим не под силу. Отсюда и двойная, тройная ответственность подлинного поэта за судьбы людей, за судьбы всего мира, за сохранение красоты жизни и красоты отношений между людьми. Но он не только сам видит и слышит, а дает все это почувствовать и читателю. Мы рассматриваем несколько концептуальных образов в выразительной системе поэта. Так, например, в ряде стихотворений упоминается один и тот же образ: на фоне темной бесконечной ночи слышится тяжелое дыхание или стон. Поэт соотносит его в своем философско-поэтическом осмыслении с символикой земного бытия. С этой символикой, с общемировыми процессами он умеет органически сочетать сугубо личностные переживания — во всей гамме чувств обычного, но тонко чувствующего человека.

С незапамятных времен в сознании людей присутствует архетип дома. Поэт Ацканов условно обозначает его как дом без окон. Дом без окон — закрытая душа, застывшая, знающая только себя, заботящаяся только о себе, не чувствующая боли другого. Утверждение, назидание, вывод — наиболее частые модели в стихах кабардинских поэтов. Р. Ацканов спрашивает, в том числе и себясам же в себе ищет ответа на актуальные и вечные вопросы бытия. Но сам он ни за кого не решает, рецептов не дает, ибо его задача — пробудить мысли читателя. Общие для всех поэтов темы Р. Ацканов преподносит по-особому, не похоже ни на кого, пропуская материал сквозь свое видение. В каждом стихотворении просвечивают чистота, мягкость, доброта.

Одна из доминирующих тем в поэзии Р. Ацканова — тема смерти. Здесь и закат солнца, умирающее облако, утекающая вода, срубленное дерево, мертвая тишина и др. Эти образы по-разному переплетаются, комбинируются. Важную роль играют четыре константы: холод, ночь, осень, дерево.

Холод идет рука об руку и с ночью, и с осенью. Ночь, осень — и тяжелые мысли об умерших друзьях.

Дерево — частый гость в поэзии Ацканова. Смерть человека — смерть дерева. Дерево живет корнями, у человека же корни — это родовые, глубинные связи, питающие его своими живительными соками.

Поэзия Р. Ацканова — единый мир, где все сопряжено со всем: философия с метафорой, идея со строем предложения, настроение с образом.

Тема поэта возникает в связи с темой предков и дома. Родная земля — самое дорогое, именно с ней трудно расстаться навсегда.

Мы не перестаем удивляться многим явлениям в поэтическом мире Р. Ацканова, разнообразию выраженной через них семантики.

В главе «Поэты поколения 1980;1990;х годов» анализируется творчество JI. Балаговой, 3. Кануковой, JI. Пшукова. Мы не стали разбивать его на самостоятельные разделы, что, однако, не связано с более низкой оценкой творчества молодых авторов. Нам важнее было определить общие тенденции и вектор движения национальной поэзии. Кроме того, поэты, чьи произведения рассматриваются в данной главе, находятся в состоянии поисков своего подлинного стиля, и мы полагаем, что окончательное проявление каждой из индивидуальностей для них — вопрос будущего. Поколение кабардинских поэтов, пришедших в литературу в 1980; е годы, объединяет то, что надежной опорой их творчеству становится опыт, накопленный литературой за несколько десятилетий своего развития. Они имели более благоприятные возможности для приобщения к мировой и отечественной культуре с раннего детства. Одна из наиболее ярких представительниц названного поколения — JL Балагова. Сквозная тема в творчестве JI. Балаговой — размышления о жизни не в абстракции, а в реальности. Ее книга «Путь к солнцу» открывается поэмой «Сэтэней», героем которой является, легендарная женщина, один из ярчайших персонажей адыгского эпоса.

JI. Балагова тяготеет к сложности, интеллектуальной насыщенности поэтического текста, выраженного, как правило, с отточенными рифмами. Каждый стих имеет свое строение, свой ритм, свой стан. Но в целом поэзия, если она подлинная! -фактор, консолидирующий силы добра, каковым поэт видит истинный космос. В 2002 году вышла книга JI. Балаговой на русском языке «Молюсь я на адыгском языке». Тематика стихов сборника самая разнообразная, но объединяет их острое чувство времени.

В стихах 3. Кануковой устойчивой доминантой является разговор о зиме, о небе, о позиционном отношении «я» к ним. У нее лирическое «я" — является точкой отсчета. Для нее важно находить похожесть на себя чего-то. В ночи, которая говорит с ней, она обнаруживает нечто похожее на себя. В стихах 3. Кануковой мы видим образ водоворота жизни, куда попадает человек, в надежде на то, что его кто-то вытащит.

Другой, не менее интересный молодой поэтJI. Пшуков. В своих стихах он задумывается о том, как устроен этот мир, как он сложен, о человеческих отношениях в нем. Он затрагивает жизненно-важные вопросы, он остро чувствует время, пытаясь понять окружающую нас действительность, донести до нас свою боль, переживания, свои чувства, достучаться до сердца читателя.

В заключение диссертации делаются выводы по исследуемым проблемам, определяется место в истории кабардинской литературы того поколения поэтов, чьи произведения рассмотрены в диссертации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Совокупность обстоятельств, сложившихся к настоящему времени в кабардинской поэзии, позволяет нам говорить, что проблемы формирования и развития национальной культуры во всей широте ее спектра, могут быть отнесены к сфере главных соотношений в современном обществе. Проблемный ряд вопросов, связанных с ним, тесно переплетается с общей проблематикой развития культуры и литературы всего российского сообщества, как одной из колоритнейших частей современной человеческой цивилизации. Попытка оценить творчество ряда ведущих современных кабардинских поэтов приобретает в связи с этим особый оттенок, поскольку цель ее — определение индивидуального и национального в современной культуре. В нашем исследовании мы постарались акцентировать внимание на том новом, которое привнесли поэты, пришедшие в литературу на рубеже 60−70-х гг. XX в. и продуктивно работающие на протяжении нескольких десятилетий. Выбор их обусловлен своеобразием их творчества и бесспорным вкладом в развитие национальной литературы. Следует отметить, что они тонко чувствуют время, не только его бег и необратимость, а его веления, заботы и тревоги. При всех индивидуальных различиях, названных авторов объединяет общий взгляд на многие творческие проблемы и общность процесса их становления. Так, например, все они не только имеют достаточно высокое общее образование, но сочетают профессиональное знание мировой художественной культуры с верностью своим национальным традициям.

Это позволяет им свободно ориентироваться в идейно-тематической проблематике, обращаться к темам общемирового звучания и в то же время сохранять и национальный колорит, и собственный неповторимый поэтический стиль. При помощи разнообразных литературных приемов, каждый из них смог передать сущность бытия, собственное видение мира во всем многообразии проблем, надежд и разочарований.

Введение

элементов традиционной поэтики в поэтический мир, построенный согласно канонам европейской и мировой художественной культуры, позволило внести кабардинским поэтам собственный национальный колорит, который может быть понят и по достоинству оценен только при условии адекватного перевода лучших произведений современной кабардинской поэзии на языки наиболее распространенные в мире.

Путь человека, личности, стремящейся к счастью — одна из основных тем поэзии кабардинских авторов. Благодаря им, национальная поэзия укрепилась, избавилась от ряда слабостей, стала зрелой, более жизненной и более вдохновенной. Лирика как самая красочная форма художественного откровения, стала в кабардинской литературе наиболее продуктивным средством выражения национального субстрата личности. Заслуга этих авторов и в обновлении поэтических форм кабардинской литературы. Они выделяются новизной поэтического лексикона и многообразием ритмов. Для них характерно не только богатство рифмы, но и обилие красок, мелодичность стиха. В лирических стихах X. Бештокова, А. Бицуева, Р. Ацканова, Б. Утижева, А. Оразаева и других отразились волнующие нашу общественную жизнь идеалы и стремления. Мысли и чувства лирических героев выражают мысли и чувства подлинно современной духовно богатой личности. О чем бы ни писали поэты — о весне, о любви — это все превращается в собственные мысли и чувства, переживания читателя. Они говорят о том, что волнует нас, о чем мы думаем, что нам самим давно хотелось сказать. Анализ стихотворений 70−90-х гг. XX века однозначно свидетельствует о новаторской роли X. Бештокова, А. Бицуева, Р. Ацканова, А. Оразаева, Б. Утижева, Л. Балаговой в истории развития национальной лирики. Освоение новых образных рядов и выразительных средств, в целом, новых психологических и морально-нравственных типов лирического переживания во многом определили пути развития современной кабардинской поэзии, ее сегодняшнее лицо.

Не избегают они и пресловутой идейно-тематической проблематики. Лирическим героем многих стихотворений или же объектом, адресатом лирического произведения может быть не только тонкая безликая индивидуальность, но и человек труда, патриот, любящий свою землю и готовый ее защищать. Он не стесняется выражения своих национальных, социальных интересов и пристрастий. Но в отличие от героя поэзии 1930;1950;х гг. это не идеологически ангажированная и подогнанная под общий стандарт личность, а духовно богатая и подлинно свободная индивидуальность, чья социальная позиция предопределена собственными убеждениями.

Одной из весьма существенных особенностей современной кабардинской поэзии является открытость перспектив дальнейшего развития. Это проявляется в лояльном отношении к многообразию стилей, продолжающемся процессе высвобождения творчества от политической ангажированности, в эволюции языковых выразительных средств.

Условные сокращения: КБГУ — Кабардино-Балкарский государственный Университет им. X. М. Бербекова.

КБНИИ — Кабардино-Балкарский Научно — Исследовательский Институт (ныне.

Институт гуманитарных исследований Правительства КБР и Кабардино.

Балкарского научного центра РАН).

ИПК — Институт повышения квалификации.

НТР — научно техническая революция.

Показать весь текст

Список литературы

  1. АбазовА. Кабардинские писатели.- Нальчик, 1999.- 488 с.
  2. А. Лирика и эпос Великой Отечественной войны. М., 1972 .- 559 с.
  3. Ю. От эпической песни до эпопеи Грозный, 1975. -93 с.
  4. А. Адыгский нартский эпос. Нальчик, 1969. — 318 с.
  5. В. От фольклора к народной книге. Л., 1973. -342 с.
  6. X. Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии.-Майкоп, 1994.-251 с.
  7. Ю. Вопросы эстетики и поэтики.- М., 1978.- 384 с.
  8. М. Эстетика словесного творчества.- М., 1979.- 444 с .
  9. Л. Ответственность слова. Черкесск, 1981.-281 с.
  10. В. Полное Собрание Сочинений, т. 1.-М., 1959.- 559 с .
  11. В. Лирика и время.- М.-Л., 1964, — 130 с .
  12. А. Историческая поэтика- Л., 1989.- 404 с .
  13. П. Русская советская поэзия и народное творчество, — Л., 1963.- 547 с.
  14. П. Новаторство, Традиции, Мастерство.- Л., 1973.- 336 с.
  15. А. Героический эпос нарты адыгских (черкесских) народов.-Майкоп, 1987.- 380 с.
  16. А. Героический эпос «Нарты» и его генезис.- Краснодар, 1967. -423с. 34 Гамзатов Г. Преодоление. Становление. Обновление.- Махачкала, 1986.- 460 с.
  17. Г. Эстетика: в 4-х тт. т. З.-М., 1968, — 621 с.
  18. Героико-исторический эпос народов Северного Кавказа: Сборник научных трудов ЧИИИСФ.- Грозный, 1998. -148 с.
  19. Л. О лирике.- М.-Л., 1964. 270 с.
  20. И. Лирическая поэзия.- М., 1955.- 105 с.
  21. М. Утраченные альтернативы.- М., 1992.- 118 с.
  22. И. Пути советской поэзии.- М., 1968.- 215 с.
  23. JI. География этноса в исторический период. JL, 1990.- 150 с.
  24. Ч. Этот живой феномен. М., 198.- 429 с.
  25. А. Поэтика и типология адыгского нартского эпоса. М., 1993.- 1983 с.
  26. Гей Н.0 художественности. М., 1980.- 364 с.
  27. В. Поэтический образ Родины, — Грозный, 1968.- 72 с.
  28. А. Очерки по языку русской устной поэзии в записях XVII -XX вв.-М.-Л, 1963.-283 е.
  29. Л. Методологические вопросы в фольклористике.- Л., 1978.- 280 с.
  30. История русской советской поэзии (1941−1980). -М., 1984. 399 с.
  31. Л. Совершеннолетие пера // Очерки о творчестве писателей Кабардино-Балкарии.- Нальчик, 1968. 116 с.
  32. Л. Историзм, идейность, мастерство, — М., 1985- 203 с.
  33. В. Фольклор горских народов Северног Кавказа. Грозный, 1966. -170с.
  34. С. Поэтика русского фольклора.- М, 1981.- 223 с.
  35. X. Обрядово-мифологическая поэзия балкарцев и карачаевцев. -Нальчик, 1996.-220 с.
  36. Е. Происхождение героического эпоса. М., 1963. — 462 с.
  37. А. Поэт и лирический герой. Архангельск, 1960. — 105 с.
  38. А. X. Ответственность перед временем, — Нальчик, 1987. 205 с.
  39. А. Поиски и свершения.- Нальчи, 1978. 195 с.
  40. Н. Типологические особенности реализма.- М, 1972. 246 с.
  41. Н. Ритмы единения. Киев, 1986. — 324 с.
  42. Налоев 3. Из истории адыгской культуры.- Нальчик, 1978. 192 с.
  43. Налоев 3. Послевоенная кабардинская поэзия (1945−1956). -Нальчик, 1970.-270 с.
  44. С. Вопросы поэтики древне- индейского эпоса. М., 1979. — 270 с.
  45. В. Становление таланта: Статьи о поэзии. -М., 1972.-384 с.
  46. В. Горизонты поэзии: Избранные работы в 2-х т.- М., 1982. 559 с.
  47. А. Советская философская поэзия.- Л., 1984. 180 с.
  48. И. Лирика как искусство стихотворнного слова. Минск, 1986. — 272 с.
  49. Писатели Кабардино-Балкарии. Библиографический словарь Нальчик, 2 003 441 с.
  50. Г. Искусство и эстетика.- М., 1984. 280 с.
  51. А. Эстетика и поэтика, — М., 1976. 258 с.
  52. В. Фольклор и действительность.- М., 1976. 325 с.
  53. П. Слово. Стиль. Образ.- М., 1965. 247 с.
  54. И. Я буду говорить о стихах.- М., 1974.-504 с.
  55. В. Реализм лирической поэзии: Становление реализма в русской лирике.- М., 1975.-368 с.
  56. М. Лирика Алима Кешокова. Нальчик, 1969. — 230 с.
  57. Толгуров 3. В контексте духовной общности. Нальчик, 1991. — 285 с.
  58. Ф. Путь к жанру.- Нальчик, 1982. 201 с. Ю2. Хакуашев А. Адыгские просветители.- Нальчик, 1978. — 258 с.
  59. А. Али Шогенцуков. Книга о жизни и творчестве поэта.- Нальчик, 2000. -352 с.
  60. А. Адыгская мифология.- Нальчик, 1982. 180 с.
  61. Н. Лабиринты текста .Нальчик, 2002
  62. А. Адыгские культуры.- Нальчик, 1992. 210 с.
  63. Эпос северной Европы. Пути эволюции.- М., 1989. 220 с.
  64. Т. Поэзия жизни. Нальчик, 1977. — 256 с.
  65. С. // Писатели Кабардино- Балкарии. Библиографический словарь.- Нальчик, 2003.
  66. В. Разделение на роды и виды // Т. 5.- М., 1954.
  67. И. К вопросу о мифологической основе кабардинской поэзии (Символика поэмы X. Бештокова" Каменный век") // Вестник КБГУ. Серия филологич. науки. Вып. 5. Нальчик, 2002.
  68. Керефов X, / О поэте Оразаеве/ Ошхамахо-1997. № 6.
  69. . Большая радость. // Ошхамахо.-1997.- № 6.
  70. Посол нации (О писателе, драматурге Б. Утижеве) // Адыгъэ псалъэ.- 2004, 11 дек
  71. Р. Не дай запачкать душу. // КБП .-1993.-25 дек.
  72. В. Учить, развлекая // О времени и о себе Б. Утижев. КБП., 1998,7 фев.
  73. Ф. Время мифа (Размышление по подстрочнику стихов X. Бештокова) // Урусбиева Ф. Избранные труды. Нальчик, 2001.
  74. . // АП, — 1998,16 июль. О молодом и талантливом кабардинском поэте Пшукове Латмире.
  75. Философский словарь И. Т. Фрасова М., 1987.
  76. А. (О творчестве А. Бицуева). // Ленинский путь- 1990,22 июнь.1.I
  77. Р. Бегущие травы. М., 1986.
  78. Р. Отдушина. Нальчик, 2003.
  79. Л. Молюсь я на адыгском языке. М., 2002.
  80. Л. Путь к солнцу. Нальчик, 2000.
  81. X. Лирика. Нальчик, 1993.
  82. X. Красный всадник. М., 1977.
  83. X. Удивительный мир. Нальчик, 2003. 142 Бештоков X. Совесть. Нальчик, 1985.
  84. А. Сквозь сердце. Нальчик, 1983.
  85. А. Мотив. М., 1984.
  86. А. От весны до весны. М., 1986.
  87. А. Позывные жизни. Нальчик, 2000.
  88. А. Мотав. Нальчик, 1984.
  89. А. Обломок скалы. Нальчик, 1983.
  90. А. Плечо к плечу, товарищи мои! // Избранные произведения в 2-х т. Т. 2.
  91. КуашевБ. Мой шагди.// Антология кабардинской поэзии М., 1957.
  92. КуашевБ. Сверстнику. Нальчик, 1955.
  93. П. Горный родник. М., 1957.
  94. П. Груша. М., 1957.
  95. А. Связь времен, (накаб. яз.) Нальчик, 1989. 155. Пшуков JL Утренняя заря. Нальчик, 1991.
  96. Тхагазитов 3. Гегуако и дед. Нальчик, 1978. 157. Тхагазитов 3. Помню. М., 1957.
  97. ТхазепловХ. Человек. Звенящий колос. Нальчик., 1987.
  98. . Дунейр театрщ. Нальчик, 1998.
  99. . Эдип. Нальчик, 1998.
  100. . Сокровенности. Нальчик, 2001.
  101. X. Люблю тебя, моя Кабарда. М., 1957.
  102. А. Мадина. М., 1957.
  103. Н. Лабиринты текста. М., 2002.
  104. Н. Звеньевая // Антология кабардинской поэзии. М., 1957.
  105. К. Молодость. М., 1957.
Заполнить форму текущей работой