Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Достоинство человека: опыт философско-антропологического осмысления

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научно-практическая значимость исследования обусловлена принятием достоинства в качестве влиятельного фактора формирования жизненной позиции и поведения человека. Она заключается в преодолении проблем, порожденных кризисом культуры в отношении к индивиду. Идея достоинства принципиально важна как для современной культуры, так и для будущего человечества. И именно философия, теория культуры… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Общефилософский взгляд и историко-философская ретроспектива проблемы достоинства
    • 1. 1. Анализ категории достоинства в «Никомаховой этике» Аристотеля
    • 1. 2. Практически ориентированное представление о достоинстве в стоицизме
    • 1. 3. Гуманистический потенциал произведения Пико делла Мирандолы «Речь о достоинстве человека» и позиция Блеза Паскаля
    • 1. 4. Достоинство как максима философии И. Канта
    • 1. 5. Достоинство как тип «самозадания присутствия» — интерпретация М
  • Хайдеггера
  • Глава 2. Достоинство как атрибутивное качество человека и центральная категория философской антропологии

2.1 Семантика понятия «достоинство» и попытки его определения а) экономические коннотации понятия «достоинство» и фигура отечественного предпринимателя б) литературные коннотации понятия «достоинство» и образ интеллигенции в) социокультурные и правовые коннотации понятия «достоинство» г) нравственно-антропологические и эстетические коннотации понятия «достоинство»

2. 2 Парадоксы проблемы достоинства а) парадокс имиджа б) парадокс предназначения и парадокс внелогичности в) парадокс реального существования

2.3 «Существовать в значении» или аксиологические контуры проблемы достоинства

Глава 3. Экзистенциальная и онтологическая параметризация проблемы человеческого достоинства

3.1 Поведенческий контекст проблемы достоинства

3.2 Достоинство как антропологическая модальность бытия

3.3 Онтологический аспект проблемы достоинства

Достоинство человека: опыт философско-антропологического осмысления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Развитие общества и прогресс культуры невозможны, если в центре не находится полноценная человеческая личность, обладающая чувством собственного достоинства. Посткризисное состояние российской экономики, негативы социальной сферы, нестабильность и встречающая человека повсеместно ситуация каждодневного выбора, не отменяют глубинные внутренние ценности человеческой натуры, среди которых достоинство является приоритетной. Современный человек остро нуждается в тех ценностях, которые могут быть опорой его индивидуального существования. Изучение проблемы, анализирующей суть и философский смысл понятия «достоинство» в современную эпоху, в начале нового тысячелетия, становится задачей первостепенной важности. Достоинство — константа бытия личности, человек не может признать свою жизнь состоявшейся, если он вынужден существовать в условиях, лишающих его чувства собственного достоинства. Современный человек намерен строить свои отношения с окружающими с учетом такого параметра как достоинство, отсюда вытекает столь злободневный запрос к философии относительно природы и сущности данного явления. Достоинство предполагает разумный образ жизни и разумный образ мыслей, а также самостоятельность, независимость, ощущение собственной значимости и самореализации.

Вместе с тем, уходящие за черту бедности показатели социально-экономического положения многих слоев населения, их «незаслуженная бедность», равно как и необходимость теневой неформальной активности ради сохранения необходимого прожиточного минимума по сути своей объективно унижают достоинство многих и многих людей: интеллигенции, представителей бюджетной сферы, студентов, пенсионеров и пр. Чувство собственного достоинства — это та ипостась, которая свойственна не только власть предержащим, но и «среднему человеку эпохи», принадлежащему к той или иной прослойке. Параметр достоинства затрагивает все аспекты человеческой практики, человеческой цивилизации и культуры в целом. Поэтому актуальность анализа достоинства как параметра бытия в типических условиях массового способа жизнедеятельности людей представляется очевидной.

Обладать достоинством — означает быть достойным полноценного бытия, наполненного значимыми для человеческой жизни ценностями, без которых смысл жизни превращается в вялотекущее существование. Моральный аспект проблемы достоинства человека, представленный в этической литературе, является важным, но не единственным. Феномен достоинства обнаруживает себя повсеместно. Проблема достоинства очевидна своей остротой и напряженностью не только в нравственной сфере, она актуальна и в социальной, и в экономической сферах, в сфере гражданских прав, в духовном плане, в искусстве, политике, в повседневном общении и взаимодействии между людьми. Художественная литература наполнена метафорами, создающий впечатляющий образ как достойного, так и недостойного человеческого существования, повествования и нарративы, свидетельствуют о значимых для человека целях и ценностях, о его способности полноценно проявить себя, дополняют и достраивают философское постижение достоинства. В ситуации ценностного плюрализма каждому человеку предоставлено право — сделать свой выбор. Однако ценность человеческого достоинства никогда не девальвируется, ибо она имеет непосредственное отношение к самое сущности человека. Поэтому изучение базисных оснований достоинства как одного из центральных понятий философской антропологии, является актуальным и значимым, так как может оказать существенное воздействие на мировоззрение, поможет найти выход из современного антропологического кризиса.

За человеком конституционно закреплено право на защиту чести и достоинства. В «Конвенции о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений в биологии и медицине» подчеркнуто, что интересы и благо отдельного человека превалируют над интересами общества или науки. Отдельный человек, его достоинство предстают как непреходящие ценности. Вместе с тем назрела потребность по-новому осознать чувство национального достоинства. Все эти обстоятельства делают философско-антропологический подход к изучению проблемы человеческого достоинства чрезвычайно актуальным.

Степень разработанности проблемы. Истоки проблемы, связанной с постижением сути и философской значимости достоинства человека, уходят в глубинную историко-философскую традицию, связанную с античностью, с философией Аристотеля, стоиков, Цицерона, а также с наследием Б. Паскаля, Т. Гоббса, И. Канта, А. Г. Баумгартена, М. Шелера и др. Нами выявлено несколько характерных особенностей рассмотрения данной проблемы. Во-первых, проблематика, связанная с изучением достоинства, не выделяется как самостоятельная, она растворена в учении о добродетелях, о счастье, в воспитательных трактатах и наставлениях, и лишь спорадически обнаруживается в общефилософском звучании. Эта проблема не стала предметом специализированной философской рефлексии, т. е. обращение к ней носит преимущественно «контекстный характер». Трудов с ключевым словом в названии, помимо блистательной речи ренессансного мыслителя Пико делла Мирандолы «Речь о достоинстве человека», а также книги Джанноццо Манетти «О достоинстве и превосходстве человека» — нет. Во-вторых, данная тема, как правило, зачисляется «по ведомству» этики. Здесь известны работы А. Ф. Шишкина, С. Уткина, J1.M. Архангельского, а также О. Г. Дробницкого, Р. Г Апресяна, A.A. Гусейнова, В. Н. Колбановского, Т. Стремякова, Т. Джафарли, A.B. Разина и др. В работах М. Оссовской предложено историко-философское осмысление «нормативного образца личности». Вместе с тем, философско-антропологический анализ данной категории фрагментарен. Иными словами, нет работ, в которых бы обосновывался статус концепта «достоинство» как категории современной философской антропологии. В-третьих, существует мощная традиция анализа ценностей и ценностных ориентаций, в рамках которой затрагивается феномен достоинства человека. Она нашла отражение в работах таких авторов, как: Р. Г. Лотце, Г. Риккерт, В. Декомб, а также Л. В. Баева, O.A. Голубкова, З. Г. Залевская, В. Р. Полозов, С. Л. Пронин и др. В-четвертых, весьма распространены юридические и политологические воззрения на проблему чести и достоинства человека, которые значимы как конституционные основания данного параметра человеческого существования, но в них лишь фиксируется правовая база без дальнейшего осмысления, интерпретации и глубинной философской рефлексии. Это работы H.A. Придворова, С. А. Петрова, О. Б. Гусева, A.B. Хованской, О. Понятовской, М. Д. Добриевой и др. В Конституции РФ ст. 21 гарантирует защиту от умаления достоинства, а в статье 23 говорится о правах на защиту чести, достоинства и доброго имени. Широко обсуждается данная проблема в публицистической практике, в современных СМИ. В исследованиях Ю. С. Степанова выявляется линию семантического анализа понятия достоинства. Проблематика достоинства человека, помещенная в глубь гуманистического анализа современной цивилизации, затрагивается в работах А. Швейцера. Анри Бергсон в труде «Два источника морали и религии» (1932 г.) вывел противопоставление закрытого и открытого типов общества и показал, что в обществе закрытого типа чувство собственного достоинства не предстает как универсальная приоритетная ценность. Весьма распространена социальная критика современной цивилизации, лишающая человека оснований для обретения и развития чувства собственного достоинства (В. Декомб). В ряде работ, в частности у Дж. Сороса, вскрывается отличие в поведении игроков финансовых рынков, (которое «внеморально», и следует лишь принятым «правилам игры») от установок тех субъектов, которые занимаются общественной деятельностью, поведение которых социально ответственно, ориентировано на уважение чувства собственного достоинства человека, подчинено общечеловеческим ценностям и направлено на анализ и ликвидацию негативных для человечества социальных последствий.

Исследования, специальным предметом которых выступал бы феномен и понятие «достоинство», крайне немногочисленны. Следует отметить, что в 1912 г. вышла книга В. М. Хвостова «Этика человеческого достоинства», в которой автор использует данный концепт во многом метафорически в контексте критики пессимизма и оптимизма. Человеческое достоинство в соотношении с понятиями честь и гордость исследовал В. А. Блюмкин, еще ранее появилась монография Ю. В. Феофанова «Личное достояние и личное достоинство» (М., 1963). Особое место занимает монография Г. Д. Бандзладзе «О понятии человеческого достоинства» (Тб., 1979 г.). Парадоксальность моральных ценностей отмечена западными исследователями, в частности K.Sorensen. В работе канадского профессора Д. Пулмэна анализируется соотношение достоинства, боли и страдания человека. Потребность в удовлетворении чувства собственного достоинства фиксируется А. Маслоу. Близкую к тематике достоинства проблему чести в связи с явлением «потлача» рассматривал Й. Хейзинга, в общетеоретическом контексте изучал О. В. Ткаченко и др.

В проводимом исследовании мы опирались на работы В. О. Ключевского, Г. П. Федорова, Н. Козловой, Э. Фукса и др., касающихся проблемы достоинства в связи с образом интеллигентана идеи А. Ухтомского, объясняющие механизм образования доминанты сознания. Использовали наследие Боэция, П. Бурдье, Г. В. Ф. Гегеля, а также К. Маркса, В. И. Ленина. Обращались к исследованиям, изучающих жизнедеятельность человека элиты и массового человека (работы Г. А. Ашина, Т. И. Заславской, Г. Марселя, К. Мангейма, X. Ортега-и-Гассета, Э. Канетти, а также Д. В. Колесова, C.B. Коваленко, А. Н. Шишминцева и др.) — прибегали к изучению «героев», победного чувства (работы Б. В. Маркова, Л. П. Липовой и др.).

Ряд аспектов, затрагивающих данную проблему, представлен в трудах ростовской философской школы, в работах В. Е. Давидовича, Г. В. Драча, Е.В. Золотухиной-Аболиной, Л. В. Жарова, Т. Г. Лешкевич, Т. П. Матяш, B.C. Поликарпова, В. А. Рамих и др.

Несмотря на отмеченные аспекты, в целом проблема, связанная с постижением специфической природы такого феномена как достоинство, изучена недостаточно, остро ощущается отсутствие теоретически обобщающих работ, выполненных в русле философской антропологии. Вместе с тем, целостное понимание сути и природы достоинства, его философских оснований и антропологического статуса предстает как запрос и потребность не только европейской, но и всей мировой культуры.

Объектом диссертационного исследования является феномен достоинства в его целостном философско-антропологическом и социокультурном осмыслении.

Предметом диссертационного исследования — природа достоинства и многообразие его сущностных характеристик.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является анализ достоинства как основного параметра человеческого существования.

Достижение поставленной цели предполагает решения следующих задач:

— выявить «базовые» характеристики достоинства, опираясь на историко-философскую традицию;

— рассмотреть динамику рефлексивного осмысления достоинства (с учетом позиции М. Хайдеггера);

— определить многообразие коннотаций концепта «достоинство» и зафиксировать их спецификупроанализировать семантику концепта «достоинство», описать сопровождающие его проявления парадоксы;

— рассмотреть аксиологическое значение понятия достоинства;

— раскрыть онтологические и экзистенциальные параметры достоинства.

Методологические и теоретические основы исследования.

Методологической основой исследования является принцип целостности, предполагающий применительно к антропологии изучение человека как целостного существа. Важное место принадлежит комплексному подходу, помогающему определить совокупный потенциал данного понятия. Большое значение имеет принцип объективности и принцип историзма. Используется прием коннотации как эффективное средство мышления, включающее объективное, основное значение слова, и его субъективно-психологическое толкование. Автор прибегает к методу абстрагирования, позволяющему рассмотреть данное явление в «чистом виде». Опирается на возможности междисциплинарного подхода к феномену достоинства, включающего в себя не только философское знание, но и данные юриспруденции, психологии, социологии, экономики, демографии, педагогики, статистики. Огромное значение имеет деятельностный подход, а также метод историко-философского анализа. В исследовании привлекались элементы герменевтического истолкования, идея двойственности и противоречивости человеческой природы, направляющая к воссозданию реалистического образа человека.

Теоретическую основу исследования составили классические произведения историко-философской мысли, работы отечественных и зарубежных философов и психологов, изучающих данный феномен.

Научная новизна диссертационного исследования. предпринята попытка представить развернутую философско-антропологическую концепцию осмысления проблемы достоинства человека, которая в общем смысле задает координаты «существовать в значении», определяет достоинство как род «самозадания присутствия», как качество «проживать свою жизнь», выявляет онтологичность достоинства, означающую привнесение в мир духовно-психической компоненты как относительно независимого начала;

— уточнены историко-философские предпосылки понимания сущностной природы достоинства в контексте аристотелевской традиции и позиции стоицизма, с учетом культурного сценария Пико делла Мирандолы и ментального поворота в философии Б. Паскаля, в контексте кантианского подходаи с учетом семантических приращений М. Хайдеггерапроанализирована полисемантия концепта «достоинство», обуславливающая его комплексность и многоплановость, указывающая на широкий спектр его значений (от отождествления достоинства с достоянием, ценой, благосостоянием, и до понимания достоинства как ценности, значимости, превосходства) — впервые в отечественной литературе зафиксированы парадоксы, связанные с проявлением данного параметра человеческого существования;

— выявлено многообразие коннотаций данного понятия, среди которых экономическая, социокультурная и правовая, нравственно-антропологическая и эстетическаязафиксирована ситуация несопряженности глубинной и абсолютной ценности идеи человеческого достоинства (на полюсе философского постижения) и ее реального фрагментарного бытия, ограниченного, «зонального» или локального существования (на полюсе повседневной жизни).

— обосновано его функционирование в статусе антропологической модальности бытия, (т.е. существовать в возможности, с необходимостью, либо случайно, в актуальном или отложенном значении), показано, что в ситуации, когда достоинство может усиливаться, возрастать, либо утрачиваться или ослабевать, адекватен инструментарий модальности, который позволяет отразить как «размытые» возможности бытия, так и их превращение в действительность и необходимость. При этом особую устойчивость достоинство обретает в сфере духовной реальности.

Положения диссертационного исследования, выносимые на защиту.

1.При выявлении природы достоинства следует зафиксировать ряд позиций. Согласно воззрениям Аристотеля, достоинство определяют устои души, разумные суждения, правильные поступки и истинная цена человека, соотносимая с его социальной значимостью. В человеке, обладающем достоинством, присутствует умеренность, величавость, добродетельность, свобода, законопослушание, независимость. Стоицизм предлагает практически ориентированное представление о достоинстве как «искусство жить» в согласии с разумной природой и склонностями, а также как средство кристаллизации убеждений с учетом этического долженствования. В культурном сценарии Возрождения (П. Мирандола) человек наделяется возможностями выбирать и лицо, и обязанности, и образ по собственному желанию, составляющими достоинство являются: великолепие разума, свет любви, твердость судьи. В отличие от этого Б. Паскаль трактует достоинство как находящееся на пересечении «разум-сердце» качество, намечая при этом ментальный поворот — «все достоинство и величие человека в мысли». Кантианская «идея человечества как цели самой по себе» отрицает поиск оснований достоинства в сфере практической выгоды. Поскольку существуют различные степени проявления достоинства, инструментом его постижения становится «практический разум». Он опирается на интуитивное знание, способность непосредственно проникать в сущность вещей, куда не может проникнуть дискурсивный, логический разум.

2. Философско-антропологический анализ показывает, что достоинство можно трактовать как «неизменное присутствие» (т.е. оно должно быть всегда — это аристотелевская традиция), либо — как открытую возможность, тип «самозадания присутствия» (т.е. его нужно задавать, ставить себе как цель — М. Хайдеггер). При этом термин «отсылание значимости» как нельзя лучше отражает механизм сохранения достоинства, означая, что другие события, которые могут разрушить тип достойного бытия, «отсылаются», с ними «по сути не может быть имения-дела». Чувство достоинства не предполагает «разомкнутости», это слитное, целостное чувство, возникающее при наличии не усредненного «Человека людей», а «человеко-самости» (М. Хайдеггер). Достоинство может быть причислено к «осевым» ценностям бытия личности, оно отрицает такую психологическую особенность как ведомость человека, «принятое господство других», «прихоть других распоряжаться повседневными бытийными возможностями», бытие «на посылках у других».

3. Достоинство — важнейший параметр жизнедеятельности человека, имеющий помимо гуманистического, нравственного и ценностного смыслов социально-экономическую коннотацию. В семантике понятия «достоинство» присутствует несколько значений: во-первых, положительное измерение, принадлежащее как объекту, событию (достоинство монеты, товара, достойный труд, достойное вознаграждение), так и субъектуво-вторых, осознание собственной ценности — «быть на что-то способным», «лучшим, превосходным», в-третьих, статус человека, его общественная значимость, т. е. «та цена, которую ему дает государство». Это свидетельствует о многослойности данного понятия, использовании его для подчеркивания ценности, добродетели, превосходства, а также пользы, цены, стоимости. При этом в основании «Я-концепции» личности находится «базисное достоинство», понимаемое как неотъемлемое, неотчуждаемое свойство каждой личности, выступающее основанием универсальности прав человека.

4. В многообразии коннотаций понятия «достоинство»: экономическая сводит достоинство к знатности рода, происхождения, благосостояния и богатства, эстетическая — к размерности, чувству возвышенного и превосходного, социокультурная — указывает на статус и общественную значимость человека, формулирует протест против утраты этой ценности человеческого бытия, поведенческая, ориентируя на необходимые характеристики поведения, запускает механизм самокоррекции, позволяющий перестроить поведенческий репертуар с учетом образа достойного поведения и действия.

Сложное и многоплановое понятие «достоинство» содержит в себе внутреннее противоречие между его гуманитарно-антропологическим смыслом, указывающим на достоинство как на предикат человека как такового, во-первых, социально-цивилизационным смыслом, который связывает достоинство с имущественным положением, происхождением, местом в социальной иерархии, во-вторых, и нравственно-личностным значением, которое уходит в глубь человеческой природы, в третьих.

5. Человеческое достоинство — это индикатор качества бытия личности, которое в реальном мире сопровождается многообразными парадоксами. Парадокс имиджа обусловлен тем, что внешнее оформление, демонстрирующее атрибуты достоинства, является симуляцией, не имеющей прямого отношения к личным характеристикам и качествам человека, но задающей, тем не менее, определенный код восприятия. Парадокс предназначения возникает в связи с пониманием достоинства как соответствия своему предназначению, знание которого (как конечных целей и смысла существования), человеку не дано. Парадокс внелогичности указывает, что достоинство не принадлежит к ряду абстрактных, логоцентристских понятий, но предполагает переживание и самосознание собственной ценности. Однако понятие «достоинство личности» тесно связано с законом, правами человека, принципами гражданского общежития, нуждается в опоре на законотворческую деятельность.

6. Ценностная природа достоинства обуславливает регулирующую функцию, которая, во-первых, предписывает человеку набор значимых базовых установок, императивы поведения, совокупность внешне проявляемых качеств. Во-вторых, обозначает пределы допустимых эмоциональных проявлений и указывает на необходимость учета энергийной стороны данного феномена, (оскорбленное чувства собственного достоинства рождает мощный протест). Обнаруживается зависимость достоинства от самоосуществления «человека целостного», обнажающая проблему аутентичного и неаутентичного его существования, т. е. существования «в значении» или «в отложенном значении».

7. Экзистенциальная параметризация качества достоинства показывает, что оно ориентировано на признание определенных «правил игры», принятых в данном сообществе в данное время и нуждается в пространстве для своей реализации. Амбивалентность человека ставит чувство собственного достоинства в зависимость от его выбора. Достоинство — это способ самоопределиться и одновременно критерий самоопределения, его психологическим коррелятом выступает чувство самоуважения, ощущение собственной значимости, самообладание. Поскольку сохранение личного достоинства онтологически связано с обладанием внутренней самостоятельностью, сохранением значения своего «Я», то условия социальных негативов и деструкций, угрожающие распадом целостного бытия человека, заставляют человека искать пути, выводящие его из-под унижающего диктата среды. Этим во многом объясняются различные виды эскапизма, массовый уход в религию, увлечение различного рода эзотерическими практиками. Правомерен вывод, что концепт «достоинство» указывает на адаптивные возможности человека и связан с необходимостью сохранения значения Я-индивида.

Научно-практическая значимость исследования обусловлена принятием достоинства в качестве влиятельного фактора формирования жизненной позиции и поведения человека. Она заключается в преодолении проблем, порожденных кризисом культуры в отношении к индивиду. Идея достоинства принципиально важна как для современной культуры, так и для будущего человечества. И именно философия, теория культуры и философская антропология, осмысляя процесс нравственно совершенствования человека, побуждают воспитывать самоуважение и чувство собственного достоинства, строить жизнь сообразно идеи: «Достойный образ мыслей — достойный образ жизни». Изучение проблемы достоинство человека необходимо не только в воспитательных целях, но и в социально-прогностическом аспекте. Практическая значимость диссертационной работы с ориентацией на ценность человеческого достоинства связана с эффективным применением в реальной коммуникации, в практике делового общения, в системе управления, в широкой лекционно-просветительской деятельности. Значимой является конкретная рекомендация «сдвига» существующих правил рыночных взаимодействий, ориентирующихся на максимизацию функции полезности, к принятию общественных ценностей. Результаты исследования могут быть использованы для углубления теоретических представлений о природе человека в области философской антропологии, могут быть использованы в преподавании и чтении лекций по курсу культурологии, этики и эстетики, в системе переподготовки кадров. Они имеют междисциплинарную значимость, распространяясь на область педагогики, психологии, этики и социальной философии, могут послужить основной дальнейших исследований. Полученные выводы могут быть востребованы в разработке спецкурсов, учебных и методических пособий.

Апробация работы.

Основные положения диссертационного исследования отражены в публикациях автора общим объемом до четырех печатных листов.

Положения диссертационного исследования докладывались на научно практической конференции, организованной Фондом им. Плеханова «20-летие перестройки» (Москва, 2006 г.) с выступлением по теме: «Политика и мораль" — Международной конференции: «Национальные проекты Россиивзгляд социал-демократов» (Москва, 2006), выступление по теме «О факторах политики, ущемляющих достоинство российских граждан" — Всероссийской конференции «Проблемы становления гражданского общества в России: роль и задачи философии» (Москва, 25−28 мая, 2006) — в конференции «Дни Петербургской философии «Мир-философиимир человека», СПб ГУ, 2006.

Основные идеи диссертационного исследования неоднократно обсуждались на заседаниях Философского клуба «Библио-Глобус», Москва, 2004, 2005, 2006гг. Данные, полученные автором, использовались в процессе чтения курсов и спецкурсов.

Диссертация обсуждалась на заседании отдела социальных и гуманитарных наук СКНЦ ВШ, 3 декабря 2006 г. Структура диссертации.

Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, одиннадцати параграфов, заключения и списка использованной литературы, включающей 215 наименований. Общий объем диссертационного исследования 161 стр.

Заключение

.

Достоинство — это абсолютно необходимый для человека модус его существования. Это презентация его самосознания, выражение ценности его самости и одновременно оценка его Я. Это то, что позволяет человеку выделять себя как личность, то, что наполняет пафосом его существование, а в общечеловеческом плане подчеркивает масштаб миссии человечества на Земле. Вполне справедливо суждение, что для развитого человека идея достоинства и связанные с ней понятия справедливости и уважения так же обязательны, как и понятия геометрии и физики в точных науках. В предстоящую эру, если говорить об оптимистических сценариях современного развития, все социальные акции должны быть сопряжены с величайшей ценностью человеческого достоинства. Это также обозначает и вектор духовности. Общекультурная тенденция и установка на ценностное бытие человека сопряжена с его правами на сохранение чести и достоинства. Эта тенденция в состоянии во многом способствовать переходу к качественно иному существованию наших современников, более высокому мировоззренческому уровню, который непременно отразится в общении, обучении, образовании, воспитании и в культуре в целом.

Акцентирование гуманитарных приоритетов в век рыночных отношений не следует считать бесполезным. Изучение проблемы человеческого достоинства предельно злободневно в наши дни в стране, где миллионы бездомных детей, миллионы легальных и нелегальных иммигрантов. Эта проблема давно требует адекватного осмысления. И как писал академик A.A. Гусейнов, оценивая итоги 4 Российского философского конгресса «Россия. не может осознать себя без того, чтобы это не было одновременно мировоззренческим выбором» (41,с. 30). Выбор достоинства и достойного образа жизни должен быть подлинным мировоззренческим выбором России. Здесь требуется и соответствующий уровень теоретического знания, и критическое усвоение исторического опыта, и адекватное соответствие запросам действительности, и сильная законотворческая и нормативно-правовая база.

Достойное существование, достижение обеспеченного настоящего и будущего — это первичная основа и условие чувства собственного достоинства. Здесь следует продемонстрировать масштаб ответственности философской мысли. Справедливы выводы о том, что в стране необходимо поднять престиж государственной службы. Разумеется, здесь нет простых решений. На наш взгляд, наверное, что-то нужно взять от умения японцев организовывать слаженный труд огромного чиновного муравейника, что-то от технологий американцев по индивидуальному материальному стимулированию. Но, главное, в этимологии: служба — служение, присутствует личностная установка, быть вдохновленным подлинным служением — главный противовес коррупции и предательству интересов страны (183, с. 113). Философия формирует личность. А Российская культура и национальные традиции требуют к себе уважительного отношения. «Аксиологическая слепота», состоящая в игнорирование значения важнейших для человечества ценностей и в погружение в мир симулякров, губительна, она обостряет экзистенциальные противоречия существования человека.

В качестве остроактуальной дальнейшей перспективы исследования проблемы достоинства следует отметить тендерный аспект данной проблемы, его маскулинно — феминные различия и спецификации, напряженное взаимоотношение достоинства с его противоположностьюугнетением. Пределы человеческого достоинства, его масштаб, зависимость этого качества от возраста человека, особенностей возрастной психологии (ведь существует достоинство ребенка, подростка, студента, молодежи, стариков и пр.), т. е. совокупность подобных аспектов может стать дальнейшей перспективой исследования.

Один из сложных аспектов проблемы достоинства, который можно считать дальнейшей перспективой исследования — это достоинство в узком круге межличностных отношений, в частности — в семье. Есть древняя мудрость, что семья — это то место, где уважают достоинство человека выше, чем вне её. Но впечатление, что данная мудрость носит больше назидательный и даже укоряющий характер и произносится в адрес тех, кто как раз не соблюдает это правило. Сплошь и рядом в рамках семейной тирании попрание человеческого достоинства достигает кричащих пределов.

В индивидуальном, межличностном (несемейном) общении достоинство может быть задето мельчайшим словом — например, «тыканием», а также множеством специально придуманных для оскорбления слов, из которых, например, «лох» может быть самое безобидное. Стихия массового поведения во многом непредсказуема. При изучение облика нашего современника не следует сбрасывать со счетов, сколь значимой является сама идея сохранения чувства собственного достоинства. Поэтому «дискурс достоинства» может представлять особый исследовательский интерес.

Любопытно, что защита достоинства в межличностном общении стала острейшей практической задачей применительно к экипажам подводных лодок и космических аппаратов, где люди на много месяцев заперты в непосредственном контакте и чувствуют себя задетыми, порой, даже от движения брови. Специалисты Института биологических проблем должны были найти стратегическое решение задачи, чтобы обеспечить заведомую блокировку конфликтов и тем гарантировать успешность подводных походов и космических полетов.

Вызовы современности предлагают такие негативы современного существования (это и проституции, насилие, детская беспризорность, преступность, нищета, криминал и пр.), что проблема человеческого достоинства обостряется до предела. Жесткие обстоятельства вынуждают к тому, что современный человек проявляет себя со стороны своих наиболее отрицательных свойств. О достоинстве среди многочисленных вариаций массового существования можно говорить как о незавершенной возможности. Чтобы ее актуализировать и самостоятельно реализовать, необходимы, на наш взгляд, авторитетные социокультурные воздействия. Современное представление о человеке с позитивно выраженным чувством собственного достоинства предполагает образ человека, достигшего вершин личностной самореализации и общезначимого признания результатов своей деятельности (которая может протекать в любом профессиональном направлении). Поэтому в качестве дальнейшей перспективы исследования должно стать формирование массового идеала, акцентирующего значимость человеческого достоинства. На наш взгляд, во имя процветания общества следует всячески культивировать наличие такой устремленности. Однако, в реальности это возможно лишь на фоне радикальной трансформации совокупности существующих условий существования.

Существующий же дефицит внимания к разработке и изучению проблемы достоинства человека рождает мировоззренческий вакуум. Вместе с тем в мировосприятии нашего современника в настоящее время конкурируют две позиции — плюрализма и монизма. С точки зрения плюрализма — «допустимо все» (П. Фейерабенд) и «все дозволено» (Ф.Достоевский). С точки зрения монизма — необходимо единство в определяющих принципах бытия, человеческое существование должно быть сопряжено с непреходящими идеалами, среди которых человеческое достоинство, указывающее на наличие полноценного и подлинного человеческого бытия. В настоящем исследовании категория «достоинство» оценивается как центральная по двум обстоятельствам. Во-первых, за ее реализацией стоит то самое подлинное человеческое бытие, которое и позволяет человеку быть достойным, обладать чувством собственного достоинства, достойно жить и существовать. Во-вторых, категория «достоинства» представляет собой ближайшую конкретизацию родовой философско-антропологической категории «человек». В контексте гуманитарного подхода понятия человек сопряжено с безусловным принятием его, человеческого достоинства как необходимой нормы существования и жизнедеятельности. Проблема состоит в том, что достоинство не может быть привито насильственно. Для культивации этого качества нужен определенный человеческий материал, определенная человеческая природа плюс факторы жизнедеятельности: семьи, образования, этического фона, идеалы культуры, иными словами благоприятная почва. Вместе с тем, это одна из немногих проблем, которая наиболее тесно связана с реальной жизнью, повседневным существованием человека, от решения которой зависит тональность реальных человеческих взаимоотношений. На наш взгляд, в новых условиях массовой культуры и модернизации изменение способа существования человека не отменяет самого понятия и принципа человеческого достоинства. Проблемы становления и функционирования в России открытого, высоко цивилизованного общества и построение современно значимой шкалы ценностных социальных регулятивов напрямую связаны с признанием и культивированием такой ценности как человеческое достоинство.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Апресян Р. Г. Достоинство // Новая философская энциклопедия. М., Мысль 2000, т. 1.
  2. Апресян Р. Г Первичные детерминанты нравственного опыта //Вопросы философии. М., 1993, № 8.
  3. Аристотель. Никомахова этика //Соч. в 4-х т., Т.4, М., 1983.
  4. Л.М. Курс лекций по марксистско-ленинской этике. М., 1974.
  5. Г. К. Элитология в зеркале политической философии и политической социологии//Социально-политический журнал (социально-гуманитарное знание). 1998, № 6.
  6. Л.В. Ценностные основания индивидуального бытия: опыт экзистенциальной аксиологии. М., 2003.
  7. В.И., Согомонов Ю. В., Чурилов В. А. Этика политического успеха. Тюмень-Москва, 1997.
  8. Балановская Н. А. Нравственность и духовные традиции в бизнесе // Наследие Серафима Саровского и судьбы России. Нижний Новгород, 2005.
  9. Г. Д. О понятии человеческого достоинства. Тбилиси, 1979.
  10. Белорусов С. А Смирение и достоинство в духовной жизни личности. М., 2005.
  11. А. Два источника морали и религии. М., 1994.
  12. H.A. О назначении человека. М., 1993.
  13. H.A. О человеке, его свободе и духовности. Избранные труды. М., 1998.
  14. Л.Г. Нетипичная личность в историческом пространстве, или эффект «белой вороны»//Общественные науки и современность, 1998, № 6.
  15. В.А. Честь, достоинство, гордость. М., 1963.
  16. A.A. Имидж это серьезно //Психология общения: социокультурный анализ. Ростов-на-Дону, 2003.
  17. Большой толковый психологический словарь. Т.2. М., 2003.
  18. Боэций. Утешение философией и другие трактаты. М., 1990.
  19. Ф. Избранные работы. М., 1996.
  20. P.A. История слов и история общества. М., 1971
  21. С.Н. Героизм и подвижничество. М., 1992.
  22. П. Начала. М., 1994.
  23. М. Избранные произведения. М., Прогресс, 1990.
  24. Т. Теория праздного класса. М., 1984.
  25. E.H. Лидер //Новейший философский словарь. Минск, 2001.26. «Вехи». Интеллигенция в России. М., 1991.27."Вехи" Из глубины. М., 1991.
  26. В. История философии. Киев, 1997.
  27. Ю.Г., Поликарпов B.C. Энциклопедический словарь. Человек. М., 1999.
  28. В поисках пути. Русская интеллигенция и судьба России. М., 1992.
  29. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. М., 1997.
  30. .П. Русский национальный характер//Вопросы философии. М., 1995, № 6.
  31. Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет Т.2. М., 1971.
  32. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т.З. М., 1977.
  33. Л.Д. Преобразующий менеджмент. М., 1999.
  34. Т. Левиафан. М., 1936.
  35. O.A. Ценностные ориентации личности как социокультурные явления. СПб., 1998.
  36. Государственно-правовое развитие России IX—X вв.: тексты / Щепетев В.И.-М.: ВЛАДОС, 2001.
  37. Л., Дубин Б. Интеллигенция. М., 1995.
  38. A.A. Философия, мораль, политика. М., 2002.
  39. A.A. Мы, философы России//Вестник Российского философского Общества. 2005, № 1.
  40. В.Е. Теория идеала. Ростов-на-Дону, 1983.
  41. В.Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону, РГУ, 2005.
  42. Декларация о правах и достоинствах человека. М., 2000.
  43. В. Философия грозовых времен//Декомб В. Современная французская философия. М., 2000.
  44. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 2-е изд., 1986.
  45. М.Д. Способы защиты чести и достоинства в Российской Федерации // Современное право. 2004, № 8.
  46. А.Л. Данте Алигьери.- М., 1990.
  47. Д.В. Римское частное право. М., 1996.
  48. Доклад о развитии человека. М., 2004.
  49. Г. В. Проблема человека к раннегреческой философии. Ростов-н/Д., 1987.
  50. Г. В. Пайдейя//Глобалистика. Энциклопедия. М., 2004.
  51. О.Г. Проблемы нравственности. М., 1977.
  52. Е.В. Имидж лидера. М., 1994.
  53. Л.В. Бисексуальная революция. Ростов-на-Дону, 2003.
  54. З.Г. Духовно-культурные ценности. Киев. 1990.
  55. Т.И. Стратификация современного Российского общества //Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень. 1996, № 1.
  56. Золотухина-Аболина Е. В. Философская антропология. Ростов-на-Дону, 2006.
  57. А.Б. Учение о человеке в философии Ортеги-и-Гассета. М., 1978.
  58. Э.В. Философия и культура. М., 1991.
  59. И.А. Путь к очевидности. М., 1993.
  60. В.В., Панарин А. С., Бадовский Д. В. Политическая антропология. М., 1995.
  61. История философии: Запад-Россия-Восток. Кн. 2. М., 1998.
  62. История философии: Запад-Россия-Восток. Кн. 1., М., 2000.
  63. История эстетики. Т. 2, М., 1964.
  64. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения / Под ред. С. М. Стама. Саратов, 1988.
  65. М.С. Философская теория ценностей. СПб., 1997.
  66. Г. В. Качество жизни// Новая философская энциклопедия. М., Мысль, 2001.
  67. И. Лекции по этике. М., 2005.
  68. И. Основы метафизики нравственности. Соч. в 6-ти т, т.4 (1). М., 1965.71 .Кант И. Основоположения метафизики нравов // Кант И. Соч. т.4, М.,
  69. И. Критика практического разума М.,
  70. Э. Человек нашего столетия. М., 1990.
  71. М.М. Смысл жизни человека. Ростов н/Д., 1994.
  72. В.А. Некоторые аспекты философской концепции личности у Данте// Дантовские чтения.- М., 1968.
  73. Г. Б. Эволюция институциональных систем//Российский экономический журнал, М., 2005, № 4. С. 78−85.
  74. Н.В. Человек истории. М., 1999.
  75. И.М., Тимофеев Л. М. Теневой образ жизни. Социологический автопортрет постсоветского общества. М., 2000.
  76. C.B. Россия в современном мире//Проблемы судеб России в современной планетарной обстановке. М., 1997.
  77. Н. Социально-историческая антропология. М., 1998.
  78. М.А. Русская интеллигенция и национальная судьба// Из глубины. М., 1990.
  79. Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений в биологии и медицине. М., 1996.
  80. Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь. М., 1997.
  81. Ф. От Фихте до Ницше. М., 2004.
  82. Краткий психологический словарь. М., 1985.
  83. Культура, человек и картина мира. М., 1987.
  84. С. Наслаждение и долг. Ростов на/Д., 1998.
  85. В.Я. Берега культуры. М., 1994.
  86. В.И. Полн. собр. соч. Т. 13.
  87. В.И. Как организовать соревнование //Полн. собр. соч. Т. 35.
  88. Т.Г. Философия науки. М., 2005.
  89. Л.П. Победить или не быть. Ростов-на-Дону, 2002.
  90. А.Ф. Бытие-имя-космос. М., 1993.
  91. А.Ф. Дерзания духа. М., 1989.
  92. Р. Основание практической философии. Спб., 1882.
  93. Д.С. Нравственная экономика. М., Институт экономических стратегий, 2004.
  94. X. Свободна ли наука от ценностей. Ценности и научное понимание. М., 2001.
  95. Г. Г. Судьба и дело Боэция//Боэций. Утешение философией и другие трактаты. М., 1990.
  96. Манетти Дж. О достоинстве и превосходстве человека //Чаша Гермеса: Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция /Сост. Кудрявцев О. Ф. М.: Юрист, 1996, е., 137 -154.
  97. .В. Герои и судьи //Ступени. 1990, № 2.
  98. .В. Разум и сердце //История и теория менталитета. СПб., 1993.
  99. К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. M., 1956.
  100. К., Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 4.
  101. К., Энгельс Ф. Об Англии. М., 1953.
  102. Г. Одномерный человек. М., 1994.
  103. Марру А.-И. История воспитания в античности (Греция). М., 1998.
  104. А. Психология бытия. М., 1997.
  105. Материалисты Древней Греции", М., 1955.
  106. Т.П. Сознание как целостность и рефлексия. Ростов н/Д., 1988.
  107. Т.П. Женщина в европейской культуре//Изв. Вузов Сев,-Кавк. Региона. Общественные науки. 1997, № 3.
  108. Махлин В Л. Я и Другой: к истории диалогического принципа в философии XX века. М., 1997.
  109. ИЗ. Медицина, этика, религия, право. М., 2000.
  110. А. Система и личность. М., 1996.
  111. Н.К. Герои и толпа: Избр. труды. В 2-х т.- СПб., 1998.
  112. Мораль//Новая философская энциклопедия. М., 2001, т.2.
  113. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000.
  114. И.В. Социальное расслоение в России: методология исследования. Ростов-на-Дону, 1995.
  115. Мур Дж. Принципы этики М., 1984.
  116. Никулин J1.B. Метафизика и этика: Сравнительный критический анализ основоположений теоретической и практической философии античности и Нового времени. М., 2005.
  117. Ф. Воля к власти. М., Харьков, 2003.
  118. Ф. Сочинения в двух томах. Т.2. М., 1990.
  119. Ф. Греческое государство. Предисловие к ненаписанной книге (1871). Публикуется по изданию ООО «Попурри», 2000.
  120. Новая философская энциклопедия. М., Мысль, 2001, в 4-х т.
  121. Новейший философский словарь. Минск, 2001.
  122. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997.
  123. Образ человека в зеркале гуманизма: мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV-XVII вв.) /Сост., вступ. статьи и коммент. Н. В. Ревякиной, О. Ф. Кудрявцева. М.: Изд-во УРАО, 1999.
  124. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999.
  125. А. «Бизнес по понятиям»: об институциональной модели российского капитализма//Вопросы экономики. 2001. № 5.
  126. М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. М., 1987.
  127. Т. Система современных обществ. М., Аспент Пресс. 1997.
  128. . Мысли. М., 1995.
  129. Перспективы философской мысли на Юге России. Ростов-на-Дону, 2002.
  130. Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека //Эстетика Ренессанса. М., 1981.
  131. Платон. Собр. соч. В 4-х т. М., 1990.
  132. В.Р. Природа философских ценностей. М., 1993.
  133. A.A. О российской модели рыночной экономики //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 2005, № 1.
  134. Г. Г. Имиджелогия. М., 2000.
  135. И.Н. Русская история. Популярный очерк. М., 1992.
  136. Предмет и система этики. М., 1973.
  137. H.A. Достоинство личности и социалистическое право. М., 1977.
  138. Проблема человека в западной философии. М., 1988.
  139. Пронин C. J1. Ценностные основания человеческой деятельности. М., 1998.
  140. Психотерапевтическая энциклопедия /под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб., 2002.
  141. Д. Достоинство человека, боль и страдание//Человек, 2001, № 3, с. 104−114.
  142. A.B. Этика. М., 2006.
  143. . Мудрость Запада. М., 1998.149.. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Кн. 1. Античность. С-Пб., 1997.
  144. Г. Философия жизни. Киев, 1998.
  145. И.В. Основные характеристики семейно-кланового капитализма//Экономический вестник РГУ. 2004. Т.2, № 1. С. 59−71.
  146. Э. Похвала глупости. М., 1960.
  147. Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1992.
  148. Т.Г. Воля к власти //Новейший философский словарь.1. Минск, 2001.
  149. Руссо Ж.-Ж. Избранные педагогические сочинения. Т.1., М., 1981.
  150. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. М., 1938.
  151. Д. Д. Интеллигенция и ее трансформация в конце XX века. Автореф. на соис. уч. степени канд. филос. наук. Ростов -на-Дону, РГУ, 1999.
  152. Салас Дарио Соммер. Мораль XXI века. М.: София, 2004.
  153. Сенека. О постоянстве мудреца пер. JI.A. Чернышевой// Историко-философский ежегодник 87. М., 1987, с. 196−216.
  154. И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. М., 2001.
  155. Словарь античности. М., 1989.
  156. Словарь по этике /Под ред. A.A. Гусейнова, И. С. Кона. 6-е изд. М., 1989.
  157. Словарь русского языка. М., 1957. Т.1.
  158. Современная западная философия. Мн. Высшая школа, 2000.
  159. Дж. Открытое общество. Реформируя глобальный капитализм. М., 2001.
  160. Ю.С. Словарь русской культуры. М., 1997.
  161. A.C. Философия Древней Стой. СПб., 1995.
  162. М.Т. Восточные концепции совершенствования человека в контексте мировой культуры //Историко-философский ежегодник 90. М., 1991.
  163. Л.Н. Красота, добро, истина: Очерк истории эстетической аксиологии. М., 1994.
  164. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV в.). М., 1985.
  165. A.A. Стоя и стоицизм. М., 1995.
  166. Г. Я. Паскаль //Новая философская энциклопедия. М., Мысль 2001. Т.З.
  167. Г. Я. Паскаль и европейская культура. М., 1994.
  168. O.B. Феномен чести в европейской и русской культуры //Автореферат на соиск. ученой степени канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2004.
  169. A.A. Письма. Записные книжки. Заметки на полях. СПб., 1996.
  170. Ю.В. Личное достояние и личное достоинство. М., 1963.
  171. Философия и ценностные формы сознания. М., 1978.
  172. Философская энциклопедия в 5 т. М., 1964.
  173. И.Г. О назначении ученого. М., 1935
  174. В. Человек в поисках смысла. M., 1990.
  175. В. Духовность, свобода, ответственность. М., 1998.
  176. Э. Иллюстрированная история нравов. Галантный век. М., 1994
  177. Э. Иллюстрированная история нравов. Буржуазный век. М., 1994.
  178. М. Бытие и время. М., 1997.
  179. М. Разговор на просёлочной дороге: избранные статьи позднего периода творчества. М., 1991.
  180. Ф. Дорога к рабству. М.: Экономика, 1992.
  181. В. М. Этика человеческого достоинства. Критика пессимизма и оптимизма. М., 1998.1. KS
  182. Хейзинга И. Homo ludens. В тени завтрашнего для. М., 1992.
  183. А.Д. Феномен «двоемыслия»: Запад и Россия (особенности ролевого поведения) //Общественные науки и современность. № 3, 1994.
  184. A.B. Достоинство человека: к либеральной стратегии права для России //Полис. 2001, № 4- с. 49−59.
  185. A.B. Достоинство человека: международный опыт правового понимания //Государство и право. 2002, № 3, с. 48−54.
  186. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. -М., 1984.
  187. Ценности глобализирующего мира. М., 2002.
  188. Ценности интеллигибельного мира. Магнитогорск, 2005. Вып. 2.
  189. Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1993.
  190. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991.
  191. Честь и достоинство /Борис Акунин //В мире науки. 2004, № 11.
  192. В.Д. Мир внутренней жизни человека. М., 2006.
  193. С.А. Неучтенное интеллектуальное превосходство //Вестник Российского философского Общества. 2006, № 2. С.111−115.
  194. С.А. Суть и смысл понятия «достоинство личности» в контексте философской антропологии //Гуманитарные и социально-экономические науки, 2006,№ 3.
  195. Шаракшанэ С. А Современные коннотации понятия «достоинства» и фигура отечественного предпринимателя //Социально-экономические и технико- технологические проблемы развития сферы услуг. Вып.5. 4.1, т.2. Ростов-н/Д., 2006.
  196. А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.
  197. У. Сонеты. Антология современных переводов/Пер.с англ. СПб, 2004.
  198. Ф. Собр. соч. Т. 6, М., 1957.
  199. А.Ф. О личном достоинстве и чести советского человека //Вопросы философии, 1962, № 4.
  200. А.Н. Философский анализ жизнедеятельности современного массового человека. Автореферат диссертации на соискание доктора филос. наук. Ростов-на-Дону, 2004.
  201. В.К. Классическая философия ценностей: предыстория, проблемы, результаты.-«Альфа и Омега», 1998, № 3(17).
  202. В.К. Ценность//Новая философская энциклопедия, Т.4, М., 2001.
  203. В.К. Аксиология//Новая философская энциклопедия, Т.1, М., 2001.
  204. Н. Преуспевать с радостью. М., 1993
  205. М.Н. Философия возможного. СПб., 2001.
  206. В.П. Загадки гениальности. М., 1998.
  207. The Cambridge Dictionary of Philosophy. Cambridge University Press, 1999.
  208. Sorensen K. The paradox of moral worth//J. of philosophy. N.Y. 2004.-Vol. 101, № 9.-p. 465−483.
Заполнить форму текущей работой