Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Эмансипация женщин в исламском культурном пространстве Северного Кавказа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Положение женщин в исследуемом регионе было обусловлено традиционной системой гендерных отношений, характеризующейся четким разграничением сфер деятельности, где каждому полу отведены определенные тендерные роли, закрепленные системой гендерных стереотипов. Если женщина соответствовала традиционным гендерно-статусным характеристикам, то ее права и возможности в обществе были гораздо шире… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА ЖЕНСКОЙ ЭМАНСИПАЦИИ
    • 1. 1. Женская эмансипация как процесс социокультурного конструирования системы тендерных отношений
    • 1. 2. Женская эмансипация на христианском Западе и мусульманском Востоке: компаративный анализ
    • 1. 3. Эмансипация женщин в России: культурные особенности и содержание
  • ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА ЖЕНСКОЙ ЭМАНСИПАЦИИ В ИСЛАМСКОМ КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
    • 2. 1. Положение женщин-мусульманок Северного Кавказа в традиционной культуре
    • 2. 2. Эмансипация женщин в исламском культурном пространстве Северного Кавказа: факторы и формы проявления
    • 2. 3. Тендерная идентичность северокавказских женщин в ситуации глобализации

Эмансипация женщин в исламском культурном пространстве Северного Кавказа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Тенденции развития современной культуры изменили характер социальных отношений между мужчиной и женщиной, модифицировалась патриархатная парадигма распределения социального пространства между полами, иным стало политическое и экономическое положение женщин. Это актуализирует потребность в исследовании проблем женкой эмансипации, изучении вопросов женской дискриминации и асимметрии тендерных ролей в современном обществе.

Положение женщины в семье и обществе, уровень ее свободы и границы возможностей определяются не только набором гражданских и политических прав и свобод, но и религией, которая на протяжении многих веков определяла содержание норм права и морали, характер соблюдения этнических традиций. Мерилом цивилизованности того или иного общества является уровень возможностей женской самореализации. Это актуализирует исследование вопросов о статусе женщин в исламском культурном пространстве Северного Кавказа.

Глобализационные процессы способствуют усилению межкультурного взаимодействия и интеграции народов Северного Кавказа в мировой культурный процесс. Процессы модернизации стали реальностью для народов исследуемого региона, обусловив освоение женщиной новых тендерных ролей, связанных с профессиональной деятельностью, модификацию тендерных практик, прежде всего в сфере брачно-семейных отношений, а также изменение тендерной атрибуции. Демократизация и либерализация жизни общества сопровождают процессы национального и религиозного возрождения, способствующие восстановлению традиционной системы тендерных отношений. В сложившихся условиях особую актуальность приобретают вопросы эмансипации женщин в культурном пространстве Северного Кавказа.

Теоретическая актуальность изучения женской эмансипации обусловлена возрастанием научного интереса к исследованию изменений тендерных практик в современной культуре, к анализу возможностей самореализации женщин в общественной и частной сферах деятельности. Осмысление процессов женской эмансипации в различных типах культур делает насущным философский анализ данной проблематики, что обусловило выбор темы исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Исследование эмансипации женщин как социокультурного процесса предусматривает необходимость рассмотрения различных западных социально-философских и либерально-политических теорий XVIII—XIX вв.еков, которые составили идейную основу феминизма и способствовали развитию эмансипационных интересов женщин.1.

Среди западных теоретиков и историков феминизма, исследовавших проблемы детерминации различных форм дискриминации женщин в историко-культурном контексте, можно выделить С. де Бовуар, Дж. Келли, М. Мид, К. Милет, Г. Рубин, Б. Фридан и др.2.

Тендерное освещение развития женской эмансипации и социокультурного конструирования различий между полами нашло отражение в работах Д. Зиммерман, К. Клингер, Дж. Митчелл, Дж. Скот, К. Уэст, Р. Хоф, К. Хорни/.

1 См.: Локк Дж. Два трактата о правлении // Локк Д. Соч.: В 3 т. — Т. 1. — М., 1985; Локк Дж. Мысли о воспитании // Локк Д. Соч.: В 3 т. — Т. 3. — М., 1988. Милль Дж.С. О подчинении женщины. — М., 1994. Милль Дж.С. О свободе. — СПб, 1906; Анри де Сен-Симон, в сборнике: История социалистических учений. — М., 1962; Фурье Ш. Теория четырех движений и всеобщих судеб // Фурье Ш. Избранные произведения. В 2 т. — Л., 1938. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты. — М, 1998. Де Бовуар С. Второй пол. В 2 т. — М., 1997. Келли Дж. Социальные отношения полов и методологическое значение истории женщин // Женщины. История. Общество. Сб. науч. ст. /Под ред. В.Успенской. Вып.2. — Тверь, 2002. — С.23−41- Mead М. Sex and Temperament in three Primitive Societies. — N.Y., 1935. — P.278−280- Миллет К. Теория сексуальной политики // Вопросы философии. — 1994. — № 9. — С. 23−58- Рубин Г. Обмен женщинами. Заметки о «политической экономии» пола // Хрестоматия феминистских текстов.- СПб., 2000. -С. 89−139- Фридан Б. Загадка женственности. — М., 1997.

Зиммерманн Д., Уэст К., Создание тендера // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е. А. Здравомысловой, А. А. Темкиной. — СПб., 2000. — С. 193−220. Клингер К. Позиции и проблемы теории познания в женских исследованиях // Пол. Тендер. Культура. Вып. 2. — М., 2000. — С. 101−130- Митчел Дж. Достояние женщины //Общественные науки за рубежом. Сер. 1. — 1975. — № 2- Скотт Дж. Тендер: полезная категория исторического анализа // Тендерные исследования. — 2001. — № 5- Хоф Р. Возник.

Особый вклад в изучение проблем женской эмансипации внесли теоретики марксизма: А. М. Коллонтай, Н. К. Крупская, В. И. Ленин, К. Маркс, К. Цеткин, Ф. Энгельс.1.

В российской социально-философской мысли развитие идей равноправия полов и освобождения женщин от патриархатной власти мужчин нашло свое отражение в трудах В. Г. Белинского, А. И. Герцена, А. Л. Дмоховского, Д. И. Мацкевича, М. Л. Михайлова, В. В. Розанова, Н. И. Пирогова.2.

История развития женского движения в России, а также социально-философские аспекты исследования роли женщины в русской культуре нашли отражение в работах С. Г. Айвазовой, Л. А. Полякова, Н. Л. Пушкаревой, О. В. Рябова, Г. А. Тишкина, О. А. Хасбулатовой, И. И. Юкиной.3 новение и развитие тендерных исследований // Пол. Тендер. Культура. — М. 1999. — С. 2355. Хорни К. Женская психология. — СПб., 1993.

1 Коллонтай A.M. Любовь и новая мораль // Новая мораль и рабочий класс. — М., 1918; Коллонтай A.M. Социальные основы женского вопроса. — СПб., 1909; Крупская Н. К. Работница и народное образование // Коммунистическая партия и организация, работниц. Сборник статей, резолюций, инструкций. Пособие для пропагандисток. — М., 1919; Ленин В. И. Советская власть и положение женщин /Ленин В. И. Полн. собр. соч. — КПСС., 5-е изд.

— Т. 39. — С.285−288- Цеткин К. О женском избирательном праве. — М., 1907; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства. — М., 1986.

2 Белинский В. Г. Собр. Соч. В 4 т. — М., 1986. Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья девятая // Белинский В. Г. Собр. Соч. В 3 т. — М. 1947. — Т.2. Герцен А. И. Былое и думы /А.И. Герцен / Собр. соч. в 30 т. — Л., 1947. Дмоховский А. Л. О правах женщины в России//Мужские ответы на женский вопрос в России. Вторая половина XIX — первая треть XX. Антология. — Тверь, 2005. — Т 1. — С. 101 -129- Мацкевич Д. И. Заметки о женщинах //Современник. — 1850. — № 3- Михайлов М. Л. Женщины, их воспитание и значение в семье и обществе. Сочинения в 3 т. — М., 1958. — Т. 3. — С. 369−430- Розанов В. В. Русская Церковь. Дух. Судьба. Ничтожество и очарование. Главный вопрос. -СПб., 1909. Пирогов Н. И. Вопросы жизни // Морской сборник. -1856, № 9- Пирогов Н. И. Письмо к баронессе раде. О Крестовоздвиженской общине сестер милосердия. О женском вопросе //Избр. Педагог. Соч. — М., 1952. 3.

Айвазова С. Г. Русские женщины в лабиринте равноправия. Очерки политической теорий и истории. Документы и материалы. — М., 1998. Воронина О. А. Феминизм и тендерное равенство. — М., 2004. Поляков Л. А. Женская эмансипация и теология пола в России XIX век. //Феминизм: Восток, Запад, Россия. — М., 1993. 157−175- Пушкарева Н. Л. От «his-story» к «her-story»: рождение исторической феминологии // Адам и Ева Альманах тендерной истории.- М., 2001; - № 1. — С. 20−46. Пушкарева Н. Л. «Дерзкие и беспокойные» («Женская история» России 1801−1905 гг.: формы социальной активности // Отечественная история. — 2002, — № 6. — С.52−66. Пушкарева Н. Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (Хначало XIX в.). — М., 1997; Рябов О. В. Миф о русской женщине в отечественной историософии // Филологические науки. — 2000. № 3. — С. 28.

Культурфилософский аспект анализа эмансипации женщин требует обращения к таким самостоятельным областям гуманитарного знания, как фе-минология и гендерология, которые рассматривают совокупность социально-экономических, политических, правовых и социокультурных условий, сложившихся в обществе для реализации общих с мужчинами и специфических интересов женщин, обеспечения их деятельности во всех сферах общественной жизни.

Социокультурный подход к анализу тендерных отношений прослеживается в трудах О. А. Ворониной, А. А. Здравомысловой, М. В. Рабжаевой, В. А. Суковатой, А. А. Темкиной.1 Анализ методологических оснований отечественной гендерологии и феминологии представлен в работах современных российских исследователей: О. А. Ворониной, С. В. Жеребкина, И. С. Кона, О. И. Ключко, JI. П. Репиной, В. И. Успенской.2.

Однако следует отметить, что в вышеперечисленных работах объектом изучения предстают женщины из христианской культурной традиции, вследствие чего проблемы, касающиеся особенностей положения, прав и свобод.

35. Тишкин Г. Женский вопрос в России в 50−60-е гг. XIX века. — Л., 1984; Хасбулатова О. А. Опыт и традиции женского движения в России (1860−1917). — Иваново, 1994. Юкина И. И. История женщин России. — СПб., 2003. — 234 с.

1 Воронина О. А. Пол и тендер как категории в феминистской философии // Философские исследования. — 1995. № 4. — С. 80 — 99- Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Тендерное измерение социальной и политической активности в переходный период. — СПб., 1996. -Вып.4. Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Социальное конструирование тендера: феминистская теория // Введение в тендерные исследования. 4.1. — СПб., 2002. — С. 147−173- Рабжаева М. В. Женская эмансипация в России: эксперименты по тендерному конструированию //Российские женщины и европейская культура: материалы 5 конференции посвященной теории и истории женского движения. — СПб., 2001. — С. 18−31- Суковатая В. А. Феминистская теология и тендерные исследования в религии: перспективы новой духовности // Общественные науки и современность. — 2002. — № 4. — С. 183−192.

2 Воронина О. А. Основы тендерной теории и методологии // Теория и методология тендерной теории. Курс лекций. — М., 2000. — С.95−106- Жеребкин С. В. Тендерная проблематика в философии // Введение в тендерные исследования: Учебное пособие. Ч. 1. — Харьков, 2001. — С. 390−426- Кон И. С. Психология половых различий // Вопросы психологии. -1981. — № 2. — С. 193- Ключко О. И. Отечественный вариант тендерных исследований (проблемы методологии) // Общественные науки и современность. — 2004. — № 4. С. 172−176. Репина JI. П. Тендерная история: проблемы и методы исследования //Новая и новейшая история, — 1997. № 6. — С 41- Успенская В. И. Феминистская критика современного социологического знания //Женщины. История. Общество: Сб. науч. ст. / Под ред. В. И. Успенской. — Тверь: ТвГУ, 2002. — Вып. 2, — С. 42- 59. женщин, относящихся к исламской культурной традиции, но географически принадлежащих российской культуре, остаются за рамками их исследований.

Историософскому анализу особенностей положения женщин в исламской культуре Арабского Востока посвящены труды российских ориенталистов В. Н. Блондина, М. В. Вагабова, П. А. Грязневича, А. Е. Крымского, И. Ю. Крачковского, М. Б. Пиотровского, Е. А. Резвана, В. Р. Розена, Л.И. Шайдулли-ной.1 Западный дискурс по проблемам положения женщин в арабской культуре исламского Востока представлен работами таких исследователей, как Ж. Ф. Бретон, Г. Э.фон Грюнебаум, Н. Даниель, М. Форвард, Р. Шарль.2.

Что касается проблем эмансипации женщин в исламском культурном пространстве Северного Кавказа, то в современной философии культуры образовался значительный пробел в изучении этнокультурных проблем трансформации тендерных отношений у народов Северного Кавказа.

В дореволюционный период анализу положения северокавказских женщин в традиционной культуре были посвящены этнографические работы таких исследователей, как Г. М. Амиров, И. Ф: H.F. Берзенов, Бларамберг, Н. Ф. Грабовский, Е. П. Ковалевский, М. М. Ковалевский, П. П. Короленко, Ф. И. Леонтович, Дж. Лонгворт, А. М. Руновский.3.

1 См.: Блондин В. Н., Роль женщин Сирии и Ливана в культурной жизни арабского Востока (конец XIX — XX вв.) // Женщина в культуре Востока. — СПб.- 1997. — С. 68−72- Вагабов М. В. Ислам и семья. — МахачкалаД973- Грязневич П. А. Формирование арабской народности раннего средневековья (к постановке проблемы) // Ислам. Религия, общество, государство. — М., 1984. — С. 128−146- Крымский А. Е. История арабов и арабской литературы, светской и духовной. — М., 1912; Крачковский И. Ю. Избранные сочинения: в 6 т. — М., 1955. Пиотровский М. Б. Мухаммад, пророки, лжепророки, кахины // Ислам в истории народов Востока. — М., 1981; Резван Е. А. Коран и его мир. — СПб., 2001; Розен В. Р. Древ-неарабская поэзия и ее критика. — СПб., 1872- Шайдулина Л. И. Арабская женщина и современность (эволюция ислама и женский вопрос).-М., 1978. •.

2 См.: Бретон Ж. Ф. Повседневная жизнь Аравии Счастливой времен царицы Савской: VIII век до н.э. / Ж. Ф. Бретон. — М., 2003; Грюнебаум Г. Э. фон. Классический ислам. Очерки (600−1258). — М., 1988; Daniel N. Islam and the West: The Making of an Image / N. Daniel. -. Oxford, 1997; Форвард M. Мухаммад: краткая биография. — M., 2002. Шарль Р. Мусульманское право. — М., 1959. 3.

Амиров Г. М. Среди горцев Северного Кавказа // Сборник сведений о кавказских горцах. — Тифлис, 1873- Берзенов Н. Г. Новый год у осетин Владикавказского округа // Кавказ. -1850. № 2. Бларамберг И. Ф. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа. — М., 2005. Бларамберг И. Ф. Кавказская рукопись.

Вопросы трансформации тендерных ролей и практик северокавказской женщины в социалистический и постсоциалистический период получили освещение в трудах Т. А. Абдулсаламовой, Х. И. Хутуева, Я. С. Смирновой, А.Э. Тер-Саркисянц.1 Проблемы места и роли женщины в национально-религиозном укладе прошлого и настоящего рассмотрены в трудах Н. М. Емельяновой, Ш. М. Казиева, И. В. Карпеева, Ю. Ю. Карпова, А.И. Мусукае-ва.2 Тендерные аспекты социализации женщин в современном обществе нашли отражение в исследованиях Н. Д. Пчелишевой, JI. T Соловьевой, а.

Я.Н.Чеснова. Образ северокавказской женщины в народной культуре раскрывается в трудах Х. Х. Сукунова, И. Х. Сукуновой, И. Ш. Узденовой.4 Особый интерес для исследования представляют работы Б. М. Алимовой, С. Ш. Гаджиевой, А А. Магомедова, Я. С. Смирновой, посвященные изучению северокавказской семьи и рассмотрению модернизации института брака на Северном Кавказе.5.

— Ставрополь, 1992. Грабовский Н. Ф. Ингуши: их жизнь и обычаи // Сборник сведений о кавказских горцах. — Тифлис, 1876. — С. 74—75- Ландшафт, этнографические и исторические процессы на Северном Кавказе в XIX — начале XX века // Ковалевский Е. П. Очерки этнографии Кавказа.- Нальчик, 2004. Ковалевский М. М. Закон и обычай на Кавказе. — М., 1890. Короленко П. П. Записки о черкесах: материалы по истории Кубанской области. -Екатеринодар, 1908. Леонтович Ф. И. Адаты кавказских горцев: Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. — Одесса, 1883. Лонгворт Дж. А. Год среди черке-сов//Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII—XIX вв. — Нальчик, 1974. — С. 572- Руновский А. М. Записки о Шамиле. — М., 1989.

Абдусаламова Т. А. Женщина Дагестана: проблемы труда, быта и культурно-образовательного развития (Опыт социологического исследования). — Махачкала, 1991. Хутуев Х. И. Современные этнокультурные процессы в Кабардино-Балкарии. — Нальчик, 1994; Смирнова Я. С., Тер-Саркисянц А. Э. Народы Кавказа. Кн. 3: Семья и семейный быт, ч. 1: Формирование, тип и структура. — М., 1995;

Емельянова Н. М. Мусульмане Кабарды. — М., 1999; Казиев Ш. М., Карпеев И. В. Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке.- М., 2003; Карпов Ю. Ю. Женское пространство в культуре народов Кавказа.- СПб., 2001; Мусукаев А. И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. — Нальчик, 1992;

3 Пчелишева НД, Соловьева Л. Т. Тендерные аспекты социализации у народов Кавказа // Мужчина и женщина в современном мире: меняющиеся роли и образы. — М, 1999. — Т. IIЧеснов Я. Н. Лекции по исторической этнологии. — М, 1998; Чеснов Я. Н. Женщина и этика жизни в менталитете чеченцев //Этнографическое обозрение. — 1994. — № 5. — С.34 — 44.

4 Сукунов Х. Х., Сукунова И. Х. Черкешенка. — Майкоп, 1992; Узденова И. Ш. Статус женщины в Адыгском и балкарском обществах и его модификация после октябрьской революции. — Новопавловск, 1994.

5 Алимова Б. М. Брак и свадебные обычаи в прошлом и настоящем: равнинный Дагестан. -Махачкала, 1989; Гаджиева С. Ш. Семья и брак у народов Дагестана. XIX — начало XX ве.

Важное значение для прояснения особенностей эмансипации северо-кавказскрк женщин имеют диссертационные исследования, в которых изучается положения женщин-мусульманок в пространстве традиционной и современной культур Северного Кавказа. В частности, стоит назвать таких авторов, как Л. К. Абайханова, З. М. Бараева, М. М. Гулиева, Б. Р. Рагимова, М. А. Текуева, О. И. Шафранова.1.

Таким образом, несмотря на значительный интерес к проблемам женской эмансипации и изменения тендерных характеристик женщин в современном исламском культурном пространстве Северного Кавказа, они пока не получили комплексного философского осмысления. Это обусловило необходимость данной диссертационной работы, повлияло на выбор объекта и предмета, характеристику целей и задач исследования.

Объект диссертационного исследования — эмансипация как феномен тендерной культуры.

Предметом исследования являются факторы, формы проявления и тенденции женской эмансипации в исламском культурном пространстве Северного Кавказа.

Целью диссертационного исследования является выявление особенf ностей женской эмансипации в культуре народов Северного Кавказа, исповедующих ислам. ка. — М., 1985; Магомедов А. А. Семья на Северном Кавказе. — Ставрополь, 1999. Смирнова Я. С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа: Вторая половина XIX—XX вв.ека. -М., 1983. Абайханова Л. К. Состояние и развитие культуры карачаевского народа в советский период: 1920;1991гг.: Дис. канд. ист, наук. — Карачаевск, 2005; Бараева З. М. Женщина’в мусульманском обществе. Проблемы трансформации социального и правового статуса: Дис. канд. филос. наук. — Махачкала, 2003; Гулиева М. М. Политическая культура женщин как условие социально-политической стабилизации (на материалах Северного Кавказа): Дис.канд. полит, наук. — Ставрополь, 2005; Рагимова Б. Р. Женщина в традиционном дагестанском обществе XIX — начала XX вв.: Роль и место в семейной и общественной жизни: Дис. д-ра ист. наук. — Махачкала, 2001; Текуева М. А. Тендер как социокультурный конструкт адыгского общества: Дис. д-ра ист. наук. — Нальчик, 2006; Шафранова О. И. Образование, общественная и профессиональная деятельность женщин Северного Кавказа во второй половине XIX — начале XX в.: Дис. канд. ист. наук. — Ставрополь, 2004.

В соответствии с поставленной целью определяются следующие задачи:

— уточнить содержание процесса женской эмансипации в контексте философии культуры;

— провести компаративный анализ женской эмансипации на христианском Западе и мусульманском Востоке;

— выявить культурные особенности и содержание женской эмансипации в России;

— проанализировать положение женщин в традиционной исламской культуре Северного Кавказа;

— исследовать факторы и формы проявления женской эмансипации в исламском культурном пространстве Северного Кавказа;

— охарактеризовать тендерную идентичность северокавказских женщин в ситуации глобализации.

Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования представлена концепцией социокультурного конструирования тендера О. А. Ворониной, Д. Зиммерман и К.Уэст. Ее применение позволило проанализировать тендерные роли, стереотипы и тендерную идентичность в исламском культурном пространстве Северного Кавказа, представляющих систему социокультурных конструктов.

В исследовании использовался социокультурный подход, на основе которого был произведен анализ положения женщин в различных типах культур. Это позволило выявить особенности процесса женской эмансипации в исламском культурном пространстве Северного Кавказа.

Применение аксиологического подхода позволило рассмотреть ислам и исламскую этику в качестве важнейших источников норм и ценностей современных исламских сообществ Северного Кавказа. Использование циви-лизационного подхода дало возможность исследовать специфику тендерной идентичности в ситуации глобализации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— уточнено понятие женской эмансипации как процесса социокультурного конструирования новой системы тендерных отношенийопределены формы проявления эмансипации женщин;

— выявлено, что эмансипация женщин на христианском Западе происходила в форме борьбы женщин за достижение фактического равноправия с мужчинами, а на мусульманском Востоке проявлялась в пересмотре религиозных канонов ислама в отношении женщин;

— доказано, что эмансипация женщин в исламском культурном пространстве Северного Кавказа в дореволюционный период выразилась в расширении социальных ролей женщин внутри традиционной системы тендерных отношений и была обусловлена проникновением российской культуры на Кавказ;

— обосновано, что в советский период эмансипация женщин в исламском культурном пространстве Северного Кавказа протекала в государственной форме и носила формальный характер, что не изменило традиционную систему тендерных стереотипов;

— установлено, что в современный период женская эмансипация на Северном Кавказе приобретает латентные формы проявления и зависит от маз-хабов, доминирующих в сегментах исламского культурного пространства.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В культурфилософском аспекте женская эмансипация — это процесс социокультурной модификации тендерного конструкта патриархатной культуры, включающего в себя тендерные роли, тендерные стереотипы, тендерную атрибуцию и тендерные контракты. Основными формами эмансипации женщин являются: культурно-массовая (женские движения, презентующие свои интересы в публичном пространстве), государственная (достижение равноправия полов на законодательном уровне) и латентная (изменение женской тендерной идентичности без открытых проявлений борьбы за равноправие).

2. Гибкость установок христианской доктрины в отношении либерализации тендерных практик способствовала тому, что женская эмансипация на Западе носила светский характер. Она заключалась в борьбе за достижение фактического равноправия полов и была направлена против культурных установок, носящих мизогинистический характер. Основным результатом женской эмансипации на Западе стала институционализация феминизма в XX веке, т. е. признание релевантности его целей и задач. На мусульманском Востоке основной задачей эмансипации женщин было освобождение системы тендерных отношений от жестких норм ислама, ее основными результатами стали освоение женщиной публичной сферы деятельности и расширение прав женщин внутри религиозных канонов.

3. До начала XX века стабильность системы тендерных отношений в традиционной исламской культуре народов Северного Кавказа сдерживала развитие эмансипационных интересов женщин-мусульманок. Проникновение российской культуры на Кавказ способствовало появлению возможностей для женского образования и частичному освоению женщинами публичной сферы деятельности. Это обусловило расширение спектра женских социальных ролей при сохранении традиционных тендерных стереотипов, атрибуции и контрактов.

4. В советский период основным фактором развития женской эмансипации на Северном Кавказе стали процессы социалистической модернизации общества. Государственная форма эмансипации предусматривала принятие нового законодательства и формирование новой тендерной идеологии. Специфичность конструирования новой модели тендерных отношений заключалась в модификации женских тендерных ролей, традиционной тендерной атрибутики и типов тендерных контрактов при сохранении традиционных тендерных стереотипов.

5. В настоящее время женская эмансипация на Северном Кавказе приобретает латентные формы проявления. Изменение женской тендерной идентичности в этих условиях обусловлено сегментацией исламского культурного пространства, структурирование которого определяется превалирующим толком (мазхабом) ислама. В восточной части Северного Кавказа, где доминирует шафиитский толк, корреляты женской тендерной атрибуции и тендерных контрактов тяготеют к исламским нормам. В центральной и северо-западной части Северного Кавказа, где преобладает ханафитский маз-хаб, модификация тендерного конструкта характеризуется слиянием традиционно-религиозных установок ислама с современными западными ценностями тендерной культуры.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется возможностью конкретизировать представления о месте и роли женщин в меняющемся мире. Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его положения и выводы могут способствовать уточнению тенденций изменения системы тендерных отношений в исламском культурном пространстве Северного Кавказа в настоящее время. Материалы диссертационного исследования могут быть востребованы при дальнейшем изучении процесса женской эмансипации и современных этнокультурных практик в области развития равноправия полов, а также при углубленном анализе специфики этнической культуры северокавказских народов.

Основные положения и выводы диссертации можно использовать для подготовки учебных курсов по таким дисциплинам, как философия культуры, философская антропология, религиоведение, этнология и социология культуры.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры истории и философии науки Ставропольского государственного университета и рекомендована к защите по специальности 09.00.13 — Религиоведение, философская антропология, философия культуры.

Основные положения диссертационного исследования представлены в тезисах и докладах на следующих конференциях и семинарах: Международном научном семинаре «„Свое“ и „Чужое“ в исследовательском поле „истории пограничных областей“» (г. Пятигорск, 2004 г.) — Международной научной конференции «„Факт-событие“ в различных дискурсах» (г. Пятигорск, 2005 г.) — Международной научной конференции «Историческая память и социальная стратификация: социокультурный аспект» (г. Миллерово, 2005 г.) — Международной научной конференции «Национальная идентичность в проблемном поле интеллектуальной истории» (г. Пятигорск, 2008 г.) — Международной научной конференции «Образы войн и революций в исторической памяти» (г. Пятигорск, 2009 г.) — Международной научно-практической конференции «Социальная эволюция, идентичность и коммуникация в XXI веке» (г. Ставрополь, 2009 г.) — региональной научно-практической конференции «Женщина в России: роль, статус, возможности и перспективы» (г. Ставрополь, 2004 г.) — региональной научной конференции «История науки и техники в Северокавказском регионе: становление и перспективы развития» (г. Ставрополь, 2008 г.) — на 53-ой научно-практической конференции «Универt ситетская наука — региону» (г. Ставрополь, 2008 г.).

Основные положения и результаты диссертационного исследования нашли свое отражение в 11 публикациях общим объемом 3,4 п.л., в том числе в одной статье, опубликованной в ведущем рецензируемом научном журнале, определенном Высшей аттестационной комиссией.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и библиографического списка литературы. Общий объем работы — 188 страниц.

Список литературы

включает в себя 310 наименований, в том числе 15 — на иностранном языке.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Подводя итоги эмансипации женщин в исламском культурном пространстве Северного Кавказа, можно сделать следующие выводы.

Положение женщин в исследуемом регионе было обусловлено традиционной системой гендерных отношений, характеризующейся четким разграничением сфер деятельности, где каждому полу отведены определенные тендерные роли, закрепленные системой гендерных стереотипов. Если женщина соответствовала традиционным гендерно-статусным характеристикам, то ее права и возможности в обществе были гораздо шире, в сравнении с представительницами западной и даже российской культуры. Либерализация образа жизни северокавказских женщин в дореволюционный период заключалась в получении образования и профессиональной самореализации, преимущественно в области педагогики. Это не нарушало тендерные установки, определяющие женщин как воспитательниц и учителей младшего поколения. Женщины не стремились к экономической независимости и самостоятельности в выборе своего жизненного пути. Он был предопределен.

В советский период основным фактором эмансипации женщин в исламском культурном пространстве Северного Кавказа была политика патернализма, проводившаяся в рамках государственного протекционизма по отношению к женщинам. Такой вид эмансипации женщин способствовал насильственной, коренной ломке традиционной системы гендерных отношений, обусловив необходимость моделирования новой. Специфичность конструирования новой модели гендерных отношений в исламском культурном пространстве Северного Кавказа, в условиях государственной эмансипации женщин, заключалась в преемственности «нововведений», за-счет расширения гендерных ролей, изменения тендерной атрибутики и гендерных контрактов, но при сохранении традиционной системы гендерных стереотипов. В результате такой модернизации женщины стали основным рефлексирующим звеном, проявляя гибкость и пластичность к новшествам, они сумели сохранить и передать потомкам основы традиционной культуры своих народов.

На современном этапе основным фактором эмансипации женщин стала ситуация глобализации, способствовавшая увеличению взаимодействия между различными культурами. Свое проявление она нашла в интеграции западноевропейской культурной традиции и жизненных ценностей в мировое культурное пространство. Россия, в том числе и народы Северного Кавказа, не стали исключением. В настоящее время либерализация жизни северокавказских женщин находит свое проявление в латентных формах и выражается в трансформации тендерной идентичности, базирующейся на системе тендерных стереотипов феминности/маскулинности. Между тем, активная европеизация образа жизни и распространение ценностей западной культуры обусловили необходимость возрождения и сохранения национальной и религиозной самобытности, в том числе и основ традиционной системы тендерных отношений в исследуемом культурном пространстве.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование по теме «Эмансипация женщин в исламском культурном пространстве Северного Кавказа» диссертант завершает формулированием следующих выводов.

Прежде всего, в рамках гуманитарных наук эмансипация женщин предстает как историко-правовой процесс, связанный с обретением женщинами определенных социальных прав, существенно расширяющих рамки их свободы, а также формы и способы социализации личности. Между тем, с позиций социокультурного подхода нами было выявлено, что эмансипация женщин — это социокультурный процесс, направленный на изменение в обществе существующей системы тендерных отношений, а так же модификацию самого тендерного конструкта, включающего в себя тендерные роли, тендерную атрибуцию и контракты, а так же тендерные стереотипы и тендерную идентичность.

В различных культурах, а также в различные исторические периоды эмансипация женщин имела свои особенные формы и методы в решении своих задач и в достижении своих целей.

В Западной, Восточной и Российской культуре эмансипация женщин нашла свое воплощение в движении феминизма и в различных социально-революционных движениях.

Как социокультурный процесс эмансипация женщин на мусульманском Востоке, воплотившая идеи либерального гуманизма Западной культуры, нашедших свое отражение в работах арабских мыслителей и публицистов, имела значительно большее значение, чем просто борьба женщин за равенство прав с мужчинами. На Арабском Востоке основным требованием сторонников женской эмансипации (в их число входило гораздо большее количество мужчин, нежели женщин) выступал процесс секуляризации общественной и частной жизни от жестких, регламентирующих норм ислама, регулирующих всю систему тендерных отношений. В России особенностью процесса женской эмансипации являлась борьба не против мужского превосходства, как на Западе, а против традиционной системы тендерных отношений, обуславливающей возвышение одной тендерной роли женщин — матери. В недрах западноевропейской цивилизации эмансипация женщин была довольно тесно связана с борьбой женщин против патриархатных культурных установок, носящих мизогинистический характер.

На этом фоне особую значимость представляет опыт эмансипации женщин в исламском культурном пространстве Северного Кавказа.

Главной особенностью культуры исследуемого региона является разнообразие этнорелигиозной картины в полиэтничном пространстве, формирующем Северный Кавказ как единый культурно-типологический организм. Характерной чертой такого типа культуры является слияние и переплетение национальных и религиозных форм в моделировании социального пространства и его тендерной системы. Базовой ценностью такой тендерной системы является высокое положение женщины и уважительное отношение к ней, при условии соблюдения ею всех национально-религиозных традиций и предписаний.

Таким образом, трансформация тендерной системы, являющаяся главной целью эмансипации женщин, на Северном Кавказе в различные периоды имела свои особенные факторы и формы проявления.

Основными факторами женской эмансипации на Северном Кавказе являются интеграционные процессы российской культуры в дореволюционный период, модернизационные процессы в советский период и глобализацион-ные процессы в настоящее время.

В связи с этим, в социокультурном аспекте, развитие эмансипации женщин обретало своеобразные формы проявления и методы в различные периоды времени. Однако, выражаясь в различных формах, эмансипация женщин в исследуемом регионе не знала опыта активизации женских масс в борьбе за изменение существующей тендерной системы. Выражаясь другими словами, мусульманские женщины не проявляли активного недовольства существующей моделью тендерных отношений, открыто не объединялись в сообщества по борьбе за предоставление им гражданских и политических прав, т. е. народы Северного Кавказа не знали феминизма.

Важной особенностью эмансипации мусульманских женщин Северного Кавказа стало сохранение традиционных основ и ценностных ориентации этнорелигиозной культуры.

В настоящее время вопросы об эмансипированности северокавказских женщин, о расширении возможностей и изменении тендерных стереотипных установок свидетельствуют, прежде всего, о существенной трансформации женской тендерной идентичности в современном исламском культурном пространстве Северного Кавказа. Все это говорит о высокой степени интеграции народов Северного Кавказа в мировую культуру, о степени влияния этой культуры на жизнь и сохранение национальной самобытности и традиционных основ культуры народов Северного Кавказа. Одну из главных ролей в этом процессе сыграла мусульманская женщина Северного Кавказа.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.К. Состояние и развитие культуры карачаевского народа в советский период: 1920−1991гг. Дис.канд. ист. наук. Карачаевск, 2005.- 191с.
  2. Н. Что такое «гендер»? // Общественные науки и современность. 1996. -№ 6. — С. 123−125.
  3. Т.А. Женщина Дагестана: проблемы труда, быта и культурно-образовательного развития (Опыт социологического исследования). -Махачкала: Даг. кн. Изд-во, 1991. -240 с.
  4. С. Тендерное равенство в контексте прав человека. М.: Изд-во «Эслан», 2001. — 79 с.
  5. С.Г. Женское движение в годы Великой Французской революции // Великая Французская революция и современность. М.: Мысль, 1990.-407 с.
  6. С.Г. Женское движение в России: история и современность // Общественные науки и современность. — 1995. № 2. — С.121−130.
  7. С.Г. Идейные истоки русского феминизма // Общественные науки и современность. 1991. — № 4. — С.125−132.
  8. С.Г. Русские женщины в лабиринте равноправия. Очерки политической теории и истории. Документы и материалы. М.- РИК Русанова, 1998.-408 с.
  9. А., Городецкий Б. М., Сиюхов С. Адыгея. Историко-этно-логический и экономический очерк. Р-н-Д, 1927.
  10. .М. Брак и свадебные обычаи в прошлом и настоящем: Равнинный Дагестан. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1989. — 112 с.
  11. К. Новая женщина. СПб., 1912.
  12. Г. М. Среди горцев Северного Кавказа // Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1873.
  13. Г. Караногайцы, их быт и образ жизни. — СПб., 1908.
  14. А.П. Статистические сведения об уездных и частных училищах на Кавказе // Русский педагогический вестник. 1858. — № 9. — С. 413.
  15. Анри де Сен-Симон // История социалистических учений. М., 1962. -С. 208 — 270.
  16. Л.М., Атаева М. Б., Тлисова А. Б. Особенности социально-психологической самоорганизации женщин Северного Кавказа. Черкесск, 2005.
  17. И.Л. Поиски современной «горской идеологии» на Северном KaBKa3e.http://www.ca-c.org/c-g/2006/joumalrus/c-g1/14. babichru. shtml#nazad3 9
  18. Л. Творческие проекты как способ преодоления тендерных стереотипов // http://www.owl.ru/content/openpages/p57168.shtml
  19. Ш. Феминизм в 80-е годы: мыслить глобально — действовать локально // Феминизм и тендерные исследования: Хрестоматия. Тверь, 1999.-С. 133−142.
  20. З.М. Женщина в мусульманском обществе. Проблемы трансформации социального и правового статуса. Дис.канд. филос. наук. -Махачкала, 2003. 140 с.
  21. В.В. Ислам. -Пг., 1918. -36 с.
  22. Барбар Мохаммад Абдел-Рахим. Женщина в арабской культуре: Дис.канд. культурологии. СПб., 2005. — 149 с.
  23. М. Высшее образование для мужчин и женщин // Тендерный калейдоскоп: Курс лекций. -М.: Academia, 2001. С. 331−352.
  24. М. Равные возможности и тендерные стереотипы на рынке труда. М.: МЦГИ / Проект тендерная экспертиза, 1998. — 61с.
  25. Дж. Случайно сложившиеся основания: феминизм и вопрос о «постмодернизме» // Тендерные исследования. 1999. — № 3. — С.89 -197.26
Заполнить форму текущей работой