Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Межкультурная коммуникация в процессе глобализации современного мира

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во-первых, глобализацию следует рассматривать как объективную реальность современного общественного развития, о чем говорит и процесс становления глобализма, как формы общественного явления. Рассматривая глобализацию с данной точки зрения можно утверждать, что глобализацион-ные процессы ведут к росту коммуникативных возможностей, снижению цен, укреплению прав человека, повышению уровня жизни… Читать ещё >

Содержание

  • Введение.,
  • Глава I. Основные направления исследования глобализации и межкультурной коммуникации в философии культуры
    • 1. 1. Процесс глобализации современного мира: генезис и эволюция
    • 1. 2. Проблема взаимодействия межкультурной коммуникации и глобализации в современных философско-культурологических теориях
    • 1. 3. Межкультурная коммуникация в контексте коммуникативных процессов
  • Глава II. Глобализация и социокультурная трансформация на рубеже веков (XX-XXI вв.)
    • 2. 1. Межкультурная коммуникация в пространстве глобальной культуры
    • 2. 2. Особенности современного процесса межкультурной коммуникации
    • 2. 3. Место России в современном глобализационном процессе

Межкультурная коммуникация в процессе глобализации современного мира (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена динамизмом изменений во всех сферах жизни современного общества. Одним из проявлений этого является повышенный интерес к культуре.

Детальный анализ современных явлений и процессов в их противоречивом единстве и многообразии показал, что деятельность человека оказалась напрямую связанной и непосредственно зависящей как от состояния дел в культуре в целом, так и от характера взаимодействия различных культур.

Межкультурная коммуникация является огромной ценностью, ибо потребность человека в приобщении к другой культуре способствует его духовному совершенствованию, воспитанию интеллигентности и толерантности.

Увеличение значимости коммуникативных процессов в обществе и культуре является основной причиной осмысления проблем межкультурной коммуникации и ее роли в современном глобализационном процессе.

Интерес к данной теме исследования объясняется также и тем, что процесс взаимодействия культур стал объектом пристального внимания в современной философско-культурологической мысли. В последнее время эта проблема превратилась в доминирующую, она так или иначе присутствует во многих научных направлениях.

Конец XX века убедительно свидетельствует, что эпоха, ориентирующаяся на ценности материально-технического развития, исчерпала себя. Ныне необходим переход от жесткого детерминизма к ценностям духовным, от инструментального разума к разуму, утверждающему «коммуникативные взаимодействия» (Ю.Хабермас) человека с природой, человека с человеком.

На сегодняшний день перед человечеством, разделенным на системы с различным социально-политическим строем, на государства, расы, нации, этнические группы, наиболее остро стоят проблемы достижения взаимопонимания в процессе межкультурной коммуникации в свете интенсификации глобализационных тенденций.

Социокультурные изменения, протекающие в современном мире, отражают глубинную трансформацию, происходящую в самой структуре общественного бытия. Данная трансформация рассматривается как своего рода выход из того сложного состояния, в котором находится современное общество. Это связано с тем, что одними из основных характеристик нашего времени являются: формирование единого информационного пространства, взаимопроникновение культур и процессы глобализации.

Решение этих проблем не может осуществляться вне развития и углубления коммуникативных процессов между культурами и осознания формирования нового социокультурного пространства и новой личности, что обуславливает необходимость теоретического осмысления процессов межкультурной коммуникации и глобализации.

Пространство мегаобщества требует от индивида адекватной реакции на новые социальные условия, именно поэтому вопрос интерпретации межкультурных различий как одной из функциональных особенностей процесса глобализации представляет особый интерес для исследователей различных научных направлений.

В этой связи именно философия культуры позволяет осуществлять анализ социокультурных изменений, характеризующихся устойчивостью дихотомического мышления с его оппозициями, и выработку иной альтернативы существующим теориям глобализации.

Степень разработанности проблемы. В ходе исследования автор опирался на работы отечественных и зарубежных ученых в области философии, философской антропологии, философии культуры, социологии культуры, культурной антропологии, социальной философии.

Необходимость философского осмысления феномена межкультурной коммуникации была отмечена в работах С. Айвазовой, М. Бахтина, В. Библера, Ф. Боаса, Е. Верещагина, Г. Волкова, Н. Данилевского, Г. Дмитриева,.

Н.Иконниковой, Г. Зиммеля, Э. Кассирера, К. Клакхона, И. Кона, В. Костомарова, А. Кребера, Д. Лихачева, Б. Малиновского, М. Мида,.

B.Пешкова, М. Поповича, А. Рэдклифф-Брауна, С. Тер-Минасовой, А. Тойнби, Б. Уорфа, Ю. Хабермаса, М. Халлидея, С. Хантингтона, О. Шпенглерав концепциях мультикультурализма Дж. Беннета, Дж. Де Во, Дж. Деверо, Дж. Горера, JI. Романуси — Росса, Дж. Р. Портера, Г. Хофстедев моделях межкультурной коммуникации, разработанных такими учеными, как П. Адлер, Дж. Беннет, К. Дю Бои, Дж.Т.Галахорн и Дж.Е.Галахорн, Й. Ким,.

C.Лизгард, К. Оберг, Э.Холл.

В ходе исследования диссертант опирался на работы в области общения и коммуникации следующих авторов:

— В. Барулина, Л. Буевой, М. Кагана, К. Момджяна, Ю. Плетникова, рассматривающих производственное и социальное, материальное и духовное общение;

— А. Леоньтева, М. Лисина, Б. Ломова, Л. Перовской, С. Рубинштейна, представляющих философско-социологический подход в исследовании общения;

— Аристотеля, С. Бекера, Д. Берло, Дж. Бивина, П. Вацлавика, Ф. Данса, Д. Джексона, Г. Лассуэлла, Т. Ньюкомба, Дж. Райли, У. Уивера, Ф. Фирина, Д. Хаймса, К. Шэнона, разработавших функциональные модели процесса коммуникации.

Идея социокультурной детерминации процессов мышления, познания и восприятия иной культуры находит свое отражение в работах О. Больнова, Л. Витгенштейна, А. Гелена, И. Гердера, В. Фон Гумбольдта, Д. Кембелла, Г. Зиммеля, М. Коула, Г. Пауля, М. Сегалла, С. Скрибнера, Б. Уорфа, М. Херсковица, Т.Элиота.

Ученые Г. Антипов, Ю. Бромлей, Е. Верещагин, Г. Гачев, О. Донских, И. Кон, В. Костомаров, А. Леонтьев, Б. Поршнев, отмечали, что национально-специфические особенности самых разных компонентов культур — коммуникантов значительным образом влияют на процесс межкультурного взаимодействия.

Исследования глобализационных процессов осуществлены в работах таких отечественных ученых, как: А. Володин, В. Давидович, Г. Дилигенский,.

A.Дугин, Ю. Игрицкий, А. Кара-Мурза, В. Каширин, Ю. Красин, Э. Кочетов,.

B.Межу ев, В. Михеев, А. Неклесса, А. Панарин, И. Пантин, Н. Покровский, А. Секацкий, А. Уткин, М. Чешков, Г. Шахназаров, Г. Широков, В. Ядов, Р.Яновский.

В зарубежной науке теориям глобализации посвящены работы О. Дольфюса, Ж. Питерса, Э. Рагмана, Р. Робертсона, П. Тейяра де Шардена, Дж. Томпсона, К. Уолтса, А. Франка, Т. Фридмана, П.Херста.

Подчеркивая высокий уровень данных исследований, важно заметить, что большинство из них рассматривают процесс глобализации в сугубо экономическом или политическом аспектах, что снижает эффективность использования представляемых моделей при анализе ситуации, сложившейся в мире на рубеже XX—XXI вв.еков.

Постановка и решение вопросов межкультурной коммуникации в процессе глобализации находит яркое отражение в проектах по изучению социокультурных трансформаций современного мира (Ю.Лотман, А. Моль, А. Ричардс, Т. Элиот).

Необходимость формирования универсальных этических норм, пересекающих национально-культурные и конфессиональные границы, отмечают Р. Апресян, Л. Грофф, А. Гусейнов, Г. Померанц, А. Рубцов, П.Сиокер.

Теоретическому осмыслению проблем глобальной культуры способствовало изучение работ Д. Белла, П. Бергера, И. Валлерстайна, У. Ганнерса, Л. Гроффа, А. Дугина, Д. Лучкина, Э. Макаревича, М. Маклюэна, В. Пуляева, П. Сиокера, А. Тоффлера, М. Феверстоуна, В. Федотовой, А.Филипповой.

В последние годы значительный вклад в разработку эмпирических аспектов проблем межкультурной коммуникации внесли отечественные исследователи. Об этом свидетельствуют проекты, представленные в рамках языковой политики России в области образования: «Российский языковой портфель», «Общеевропейские и российские уровни владения иностранным языком», «Русская культура в мировом контексте», «Культура мира в Россиигод 2000», «На пути к культуре мира» и ряд других.

В целом, следует отметить, что среди множества существующих моделей глобализации представляется сложным найти те, которые позволяют исследовать и описывать социокультурные изменения современного общества. Автор полагает, что недостаток парадигм связан с недооценкой значимости роли межкультурной коммуникации в процессе глобализации современного мира. Это обуславливает необходимость пересмотра базовых концептов и разработанных ранее решений, так как адекватное понимание роли межкультурной коммуникации в процессе глобализации современного мира зависит от высокого уровня совместимости существующих концепций в едином философском аспекте.

Объект исследования — процесс глобализации мирового социокультурного пространства.

Предмет исследования — межкультурная коммуникация как структурный элемент процесса глобализации.

Целью исследования явилось теоретико-методологическое обоснование роли межкультурной коммуникации в процессе глобализации современного мира в рамках философии культуры и философской антропологии.

В соответствии с объектом, предметом, целью исследования были поставлены следующие задачи:

— определить методологию исследования, позволяющую адекватно интерпретировать глобализационные процессы на рубеже веков (ХХ-ХХ1вв.);

— проанализировать характер и особенности изучения процесса глобализации в современных философских парадигмах;

— раскрыть механизм процесса глобализации социокультурного пространства через процесс межкультурной коммуникации;

— уточнить современную трактовку процесса межкультурной коммуникации и определить ее концептуальную новизну в контексте коммуникативных процессов;

— рассмотреть проблемы глобальной культуры в философско-культурологическом ракурсе;

— выявить особенности современного процесса межкультурной коммуникации;

— определить роль и место России в глобализационном процессе;

— обосновать перспективы дальнейшего исследования в сфере межкультурной коммуникации и глобализации.

Методология и методика исследования. В ходе работы использовался широкий спектр философских и общенаучных методов: системный, методы абстрагирования и конкретизации, анализа и синтеза, а также принцип культурного релятивизма, который позволяет рассматривать взаимодействующие культуры как равноправные и признает самостоятельность и полноценность каждой культуры.

Значительное внимание уделено принципу плюрализма — использованию различных концепций, в которых рассматривается динамика феномена межкультурной коммуникации, а также поиску новых методологических средств, связанных со спецификой предпринятого исследования, его характера и целей.

Важную роль в решении поставленной задачи играет системный подход, позволяющий описать объект как системное целое с точки зрения его структуры, элементов, функций и целей. Посредством взаимосвязи философской антропологии, социальной философии, герменевтики, социологии и других дисциплин, которые уделяют особое внимание вопросам, связанным с исследованием природы и структуры процесса коммуникации, этот подход позволяет рассматривать данное явление не просто как процесс передачи информации и средство достижения взаимопонимания людей, но и как основу для их самоутверждения. Таким образом, процесс коммуникации ведет не к унификации личности, а к развитию индивидуальности.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— формулируется вопрос о роли межкультурной коммуникации в процессе глобализации современного мира, исследуется проблема межкультурной коммуникации как предмета анализа философии культуры;

— уточнены понятия «глобализация» и «межкультурная коммуникация» в контексте философии культуры;

— выделены основные характеристики процесса глобализации, представленные в виде определенных философских, мировоззренческих, стратегических, экономических и социокультурных установок, позволяющих анализировать уровни, охватываемые глобализацией;

— предпринята попытка рассмотрения проблем глобальной культуры как результата глобализационных процессов;

— выявлены особенности современного процесса межкультурной коммуникаций;

— охарактеризованы основные черты процесса глобализации в России;

— обоснованы перспективы дальнейших исследований в сфере межкультурной коммуникации и глобализации.

Положения, выносимые на защиту.

1. Социокультурные трансформации, протекающие в современном мире, в значительной степени детерминированы глобализационными процессами.

2. Сугубо экономический детерминизм в исследовании процесса глобализации отодвигает на задний план вопросы социокультурной трансформации современного мира, усиливая процессы коммерциализации культуры, что ведет к распространению адаптированной и в значительной степени идеологически ориентированной информации.

3. Межкультурная коммуникация является тем механизмом, который позволяет осуществлять совместную деятельность по созданию общих ценностей, нового совместного познания и единого социокультурного пространства, в котором могут полноценно развиваться и взаимодействовать представители различных культур.

4. Анализ динамики социокультурных трансформаций позволяет говорить о существовании глобальной культуры, являющейся результатом процесса глобализации современного мира.

5. Характер межкультурной коммуникации дает возможность рассматривать социальный символизм как регулирующий механизм процесса глобализации современного мира. Глобализация, преломляясь в каждом регионе, требует учета социокультурной специфики каждого народа в сочетании с конкретно-историческими феноменами отдельно взятых регионов.

6. В результате ряда объективных причин, Россия не в состоянии не только оказать какое-либо влияние на глобальные процессы, но и противостоять их негативному воздействию. Вследствие этого, в России наблюдается процесс снижения уровня функциональной целостности социокультурного комплекса, результатом которого является потеря его регулирующих функций социальной сферы бытия.

Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в диссертации выводы о роли межкультурной коммуникации в процессе глобализации дают теоретическую основу для более полного понимания этих явлений, имеющих как прагматическое, так и праксеологическое значение. Актуальность исследования является необходимой предпосылкой философского исследования проблем глобального общественного развития.

Выводы и предложения, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы:

— для дальнейшего совершенствования работ по данной тематике;

— для исследования социокультурных трансформаций российского общества, обусловленных влиянием глобальных процессов;

— при анализе конкретных ситуаций межкультурной коммуникации;

— в разработке методологии познания глобальной культуры;

— в проведении спецкурсов по вопросам межкультурной коммуникации и глобалистики.

Апробация основных результатов исследования. Основные положения диссертации изложены в шести публикациях, общим объемом 1,4 п.л. Отдельные результаты работы обсуждались на кафедре философии Ставропольского госуниверситета, в докладах на кафедрах межкультурной коммуникации Ставропольского госуниверситета, лингвистики и лингводидактики Ставропольского госуниверситета, на научнометодических конференциях преподавателей и студентов «Университетская наука — региону» (СГУ, апрель 2000, март-апрель 2001, апрель 2002).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка использованной литературы.

Заключение

.

Геополитические, коммуникационные и технологические преобразования в обществе вовлекли как в непосредственное, так и опосредованное общение огромное количество людей. Общественное развитие, сжатие пространства бытия привело к росту темпов трансформационных процессов в материальной и культурной среде обитания человека. Это выдвинуло на передний план проблемы культуры и направило исследование процесса глобализации в иное русло. Учитывая то, что глобализация ведет к усилению межкультурного взаимодействия, центральным ядром исследований становятся культурные связи и отношения. Здесь определяющим является глобальное культурное взаимодействие.

В связи с этим, приоритетную значимость приобрела межкультурная коммуникация в процессе глобализации современного мира. Межкультурная коммуникация позволяет раскрыть механизм процесса глобализации социокультурного пространства. Принимая во внимание данное положении, можно утверждать, что при анализе процесса глобализации необходимо учитывать два аспекта.

Во-первых, глобализацию следует рассматривать как объективную реальность современного общественного развития, о чем говорит и процесс становления глобализма, как формы общественного явления. Рассматривая глобализацию с данной точки зрения можно утверждать, что глобализацион-ные процессы ведут к росту коммуникативных возможностей, снижению цен, укреплению прав человека, повышению уровня жизни, оздоровлению национальных экономик (предоставляют государствам широкий выход на международные рынки) и росту личных доходов. Кроме этого, глобализаци-онные процессы делают более условными государственные границы, способствуют росту национального самосознания. Как видим, такой подход позволяет увидеть позитивные моменты глобализации.

Во-вторых, глобализацию можно рассматривать и как процесс, при котором наблюдаетсяухудшение экологической ситуации, усугубление нищеты, сокращение рабочих мест, еще большее отставание бедных стран от развитых государств. Кроме этого: снижение роли государства в современном мире, вследствие чего рост ТНК и ускоренное формирование системы глобальных социальных отношений. Основная опасность глобализации кроется в унификации культур. Процесс глобализации культуры сводится к потреблению одного и того же культурного продукта в мировом масштабе. Причиной этого является стихийное, неконтролируемое заимствование культурных ценностей.

Распространение одинаковых, культурных образцов по всему миру, открытость границ для культурного влияния и расширяющееся культурное общение заставили ученых обратить внимание на роль межкультурной коммуникации в процессе глобализации современного мира.

С одной стороны, глобализационные процессы в культуре позволяют народам больше общаться между собой и узнавать друг о друге, что способствует сближению народов. С другой стороны, чрезмерно активное общение и заимствование опасно потерей культурной самобытности. Возможно даже к уничтожению самобытности, утрате культурной автономии, культурному объединению в целом. Особенно опасной в этой связи является попытка индустриально-развитых и постиндустриальных стран во главе с США навязать миру глобализационную модель в форме «вестернизации». Здесь значительную роль играют СМИ. Следует отметить, что российские СМИ не обладают достаточной конкурентоспособностью на мировом информационном рынке, что позволяет иностранным СМИ пропагандировать образы, формирующие необходимые духовные и культурные ценности.

Современные СМИ сделали возможным обмен культурными образцами в огромных масштабах. СМИ создают основу для формирования таких культурных образований как континентальные, национальные, региональные, социально-демографические, транслокальные. С их помощью СМИ зачастую создают искаженные образы, как представителей различных культур, так и самих культур. Это объясняется следующим.

Пространство глобальной культуры требует общих кодов взаимодействия, т. е. языка, правил поведения, норм, ценностей, всего того, что и образует единое коммуникационное пространство. Создание общих кодов ведет к упрощению и генерализации реальности, что дает неправильное представление о действительности. Ведь цель глобализации культуры не в «унификации» и «стандартизации», а в сохранении, развитии, и взаимообогащении культур каждого народа, за счет правильно проводимой культурной политй&ютом направлении только делаются первые шаги. Если ранее сотрудничество России с ЕС концентрировалось не столько на такой важной для страны экономической и социокультурной интеграции, а сколько на сотрудничестве в области внешний политики и прав человека. То в настоящее время ситуация изменилась. Например, идет процесс разработки новой модели культурной политики. Не модели ассимиляции, а модели мультикуль-турной, направленной доминирование национальной, этнической культуры. Именно поэтому, важным является развитие личности в контексте мировой культуры, формирование умений представлять родную культуру и страну в условиях межкультурной коммуникации, развитие коммуникативной культуры личности, взаимное обогащение культурными ценностями как фактора укрепления взаимопонимания в процессе межкультурной коммуникации.

Основываясь на этом, можно утверждать, что в процессе межкультурной коммуникации взаимодействующие стороны должны исходить из осознания приобщенности всех ко всем, зависимости одной культуры от другой, понимания ценностей другой культуры. Это обеспечивает взаимопонимание, основанное на взаимоуважении, и не ограничивается только лишь толерантностью или терпимостью. Осознание и принятие этих аспектов являются основой успешного и позитивного межкультурного взаимодействия. Не забывая о масштабной роли СМИ важно использовать их для выработки общемировых ценностей и поиска оптимального соотношения локальных и глобальной культур. Это будет способствовать росту мультикультурного сознания.

В связи с этим, особо актуальным является формирование навыков межкультурной коммуникации. Они позволяют индивиду найти в иной культуре нисколько то, что отличает представителей различных культур друг от друга, а, сколько то, что их сближает и объединяет. Это возможно только в том случае, если коммуниканты научатся интерпретировать все происходящее в процессе межкультурной коммуникации с позиции иной культуры, соотносить существующие стереотипы с личным опытом и делать адекватные выводы, то есть осмысливать чужую реальность путем пересмотра своих взглядов и представлений об иной культуре. Жизненно необходимым является способность находить выход из конфликтных ситуаций в процессе межкультурной коммуникации. Возникновение таких ситуаций непосредственно связано со стереотипами, которые в значительной степени определяют характер межкультурного взаимодействия.

Навыки межкультурной коммуникации дают человеку возможность правильно ориентироваться в едином, культурном пространстве, которое характеризуется взаимодействием локальных культур с глобальной.

Особо актуальным и перспективным в исследовании современного гло-бализационного процесса являются вопросы, связанные с осмыслением места в нем России, взаимодействия многочисленных локальных культур в российском культурном пространстве.

В этой связи важно не забывать, что философское понимание процесса межкультурной коммуникации формируется из осознания уникальности и самобытности каждой культуры.

Существенную роль в развитии отдельной культуры и в процессе межкультурной коммуникации в России может сыграть национальная идея. Национальная идея не принадлежит к традиционным философско-антропологическим и культурологическим проблемам. Поэтому для нас важно определить, какие ее аспекты влияют на формирование моделей национального культурного сосуществования.

Дальнейшая разработка проблем межкультурной коммуникации позволит:

— проследить динамику развития межкультурных связей народов России;

— выявить взаимообусловленность деструктивных и конструктивных тенденций в периоды глубоких социокультурных преобразований в российском обществе;

— определить степень влияния глобализационного процесса на сближение культур;

— выявить наиболее эффективную модель межкультурной коммуникации, приемлемую для различных культур с учетом современных социальных, экономических и политических условий.

Таким образом, реалии последних лет свидетельствуют о необходимости осмысления роли межкультурной коммуникации в процессе глобализации современного мира. Это позволяет наметить направления изучения данной проблематики через:

1. знакомство с передовыми разработками теорий глобализации и межкультурной коммуникации зарубежных и отечественных ученых, что дает возможность провести анализ, получить валидную информацию, отобрать оптимальные способы решения конфликтных ситуаций, принимать адекватные решения;

2. распространение и утверждение прогрессивных идей в общественном мнении и сознании;

3. разработку различного рода справочников, руководств, пособий;

4. проведение межкультурных тренингов как способов обучения межкультурной компетенции;

5. создание исследовательских центров по вопросам межкультурной коммуникации и глобализации;

6. разработку положений языковой политики России, направленной на взаимодействие культур;

7. определение стратегий устойчивого развития современного российского общества, ориентированных на оптимальные для страны направления, формы, темпы включения в процесс глобализации;

8. создание международной системы безопасности на основе регионального и глобального баланса сил;

9. формулирование и принятие на официальном уровне документа, который излагал бы легитимную программу глобализации России.

Обозначенное поле деятельности обуславливает необходимость и перспективность дальнейших исследований в данной области.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Культурно ориентированная модернизация России // Социо-гуманитарные знания. -2000.-№ 4.-С.42−53.
  2. В.А. Место и роль концепции межкультурной коммуникации в системе современного социогуманитарного знания // Лингвистические и экстралингвистические проблемы межкультурной коммуникации. Ставрополь: СГУ, 2000. — С.3−6
  3. В.А., Шаповалов В. А. Проблемы межкультурного диалога в современных условиях и классический университет // Вестник СГУ.-2000.-№ 23.-C.3−9
  4. Актуальные вопросы глобализации: круглый стол // Мировая экономика и международные отношения.-1999.-№ 4.-С.37−52
  5. Актуальные вопросы глобализации: круглый стол // Мировая экономика и международные отношения.-1999.-№ 5.-С.41 -57
  6. В.М. Япония. Язык и общество.- М.: Наука, 1988.-135с.
  7. В.Л. О смене порядка в мировом общественном развитии // Мировая экономика и международные отношения.-1995.-№ 4.-С.5−21
  8. Амселль Ж.-Л. Глобализация: большой дележ или плохое упорядочение? // Журнал социологии и социальной антропологии.-2002.-Том V.-№ 3.-С.79−95
  9. Г. А., Донских О. А., Марковина И. Ю., Сорокин Ю. А. Текст как явление культуры. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1989.-197с.
  10. Антология исследований культуры. Интерпретация культуры. С-Пб.: Университетская книга, 1997.-728с.
  11. Арджун Аппадураи. Глобальные ландшафты // Евразийский вестник. -2000./ World Wide Web: http://www.e-iournal.ru
  12. Аристотель. Сочинения. В 4-х т. Т4. -М.: Мысль, 1984.-830с.
  13. С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие.-М. :Нау ка, 1989.-243с.
  14. А.С. От культурологического к социокультурному анализу инноваций в обществе // Вестник Москв. Ун-та. Сер.12.-1996.-№ 2.-С.22−34
  15. А.С. Философские основы социокультурной теории и методологии // Вопросы философии.-2000.-№ 9.-С.29−45
  16. В.А. Россия как разрушающееся традиционное общество // Политические исследования.-2000.-№ 3 .-С.83−93
  17. Л.В. Новые ориентиры в развитии общества // Социологические исследования.-1995.-№ 9.-С .110−113
  18. В.Г., Матюнина Е. В., Семенов В. М. Национальные культуры в общественном развитии России // Социально-политический журнал.-1995.-№ 5.-С.29−42
  19. Бек У. Что такое глобализация // Русский Архипелаг.-2000./ World Wide Web: http://www.archipelag.ru
  20. А.А. Культурология. Антропологические теории культур.- М.: Рос.гос.гуманит.ун-т., 1998.-241с.
  21. А.А. Социальная форма движения: явления и сущность. М.: Наука, 1982.-270с.
  22. А.И., Черняк Ю. И., Информация и управление. М.: Наука, 1982.-145с.
  23. Л. Понимание современности // Социологические исследования.-1990.-№ 7.-С.10−18
  24. М.Б. Межкультурная коммуникация как исследовательская программа: лингвистические методы изучения кросс-культурных взаимодействий // Вестник МГУ. Сер Л 9. Лингвистика и межкультурная комму-никация.-2001 -№ 4.-С. 166−181
  25. Бестужев Лада И. В. Мир нашего завтра. — М.: Мысль, 1986.-267с.
  26. Бестужев Лада И. В. Социология и футурология: социальное прогнозирование деятельности международной социологической ассоциации // Социологические исследования.-1992.-№ 4.-С. 137−143
  27. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. М.: Междунар. отнош., 1999.- 186с.
  28. Дж. Е. Глобальный вызов западной цивилизации // Русский журнал. 2002.-17апр./ World Wide Web: http://www.russ.ru
  29. М.А. Глобализация: интеграция и дифференциация культур // Философские науки.-2000.-№ 4.-С.ЗЗ-42
  30. А.Д. Синдром поглощения в международной политики // Pro et Contra. Том 5. Осень 2000.- № 4.-С.28−48
  31. В.М. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени//Социологические исследования.-1999.-Лг"7.-С. 138−141
  32. Е. Культура и развитие // Мировая экономика и международные отношения. 1995.- № 8.-С.153−158
  33. Ю.В. Этнос и этнография. -М.: Наука, 1975.-150с.
  34. Р. Место беспорядка: критика теории социального изменения. -М.: Аспект-Пресс, 1998.-248с.
  35. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978.-216с.
  36. Г. В., Прилюк Ю. Д. Социология общения.- Минск: Из-во «Университетская», 1987.-176с.
  37. В.В., Кравченко С. А. Будущее человечества: критика буржуазных концепций.- М.: Знание, 1985.-64с.
  38. С. На пути к мировой цивилизации // Вопросы экономики. -1993.- № 11.-С.53−65
  39. И. Геокультура развития или трансформация нашей геокультуры // Русский Архипелаг.-2002. / World Wide Web: http://www.archipelag.ru
  40. И. Глобальная культура спасение, угроза или миф? // Русский Архипелаг.-2001. / World Wide Web: http://www.archipelag.ru
  41. И.А. Диалог цивилизаций: социокультурные проблемы политического партнерства. М.: Эдиториал УРСС, 1999.-269с.
  42. И.А. Политическая глобалистика. М.: Логос, 2000.-358с.
  43. И.А. Политические процессы на рубеже культур. М.: Эдито-риал УРСС, 1999.-221с.
  44. П., Бивин Дж., Джексон Д. Психология межличностных коммуникаций. Пер. с англ. СПб.: «Речь», 2000.-300с.
  45. А. Язык. Культура. Познание. -М.: Русские словари, 1996.-416с.
  46. Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура. М.: Русский язык, 1983 .-269с.
  47. Е. Мировой город и мировая деревня // Эксперт. 2001.-№ 28.-СДЗ-15
  48. Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. -М.: «Сов. радио», 1968.-326с.
  49. А. Г. Широков Г. К. Глобализация: истоки, тенденции, перспективы // Политические исследования. -1999.-№ 5.-С.49−58
  50. Ю.Н. Развитие современной цивилизации и японские грани «человеческого фактора» // КенТавр.-1992.-№ 11/12. -С.80−91
  51. З.Т. Динамика социоструктурной трансформации в России // Социологические исследования.-1998.-№ 10.-С.77−84
  52. А.А. Стабильность сквозь призму культуры мира // Политические исследования. -1998.-№ 5.-С.114−122
  53. А.А. Тенденции изменения социальной структуры // Социологические исследования.-1998.-№ 10.-С.46−57
  54. Ю.Н. Глобалистика: трудный путь становления // Мировая экономика и международные отношения.-1994.-№ 10.-С. 104−116
  55. Глобализация и культура (материалы министерского «круглого стола» в ЮНЕСКО) // Русский Архипелаг.-2000. / World Wide Web: http://www.archipelag.ru
  56. Глобальное образование: идеи, концепции, перспективы. Спб.: Крисмас +, 1995.-104с.
  57. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности.- М.: Прогресс, 1990.-495с.
  58. Глобальные сдвиги и их воздействие на российское общество (материалы «круглого стола» «Российское общество в контексте глобальных изменений») // Русский Архипелаг.-1998.-29апр. / World Wide Web: http://www.archipelag.ru
  59. А. Человек в современном мире. М.: Прогресс, 1985.-136с.
  60. H.JI. Социокультурная концепция преподавания иностранных языков: теоретико-практический аспект // Вестник ПГЛУ. -2001.-№ 3.-С.52−55
  61. Л., Смокер П. Формируя глобально-локальную культуру мира // Peace and conflict studies. Vol 3−1996.-№ 1.-P.1−38
  62. Т.Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. -352с.
  63. Г. Виртуальная культура // Нева.-2000.-№ 3.-С.170−176
  64. В. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985.-451с.
  65. П.С. Философия культуры: пособие для студентов гуман. вузов. -М.: АО «Аспект-Пресс», 1994−314с.
  66. А.А. Геометрия социального пространства // Социологические исследования.-1996.-№ 8.-С.96−98
  67. Л. Глобальная перспектива // Русский журнал. 2000. — 18 авг.-World Wide Web: http://www.russ.ru
  68. А.Н. Глобализм, регионализм и современный трансформационный процесс // Социологические исследования.-1998.-№ 9.-С. 12−19
  69. Т.А. ван. Язык, познание, коммуникация. М.: Прогресс, 1989.-310с.
  70. М. Основное противоречие глобализации // Библиотека думающего о России.-20 011 нояб./World Wide Web: http://wwwpatriotica.narod.ru
  71. .В. Питирим Сорокин и современные социокультурные тенденции нашего времени // Социологические исследования.-1999.-№ 6.-С. 13−24
  72. Диалог и коммуникация философские проблемы // Вопросы филосо-фии.-1989.-№ 7.-С.З-27
  73. Г. Г. В защиту человеческой индивидуальности // Вопросы философии.-1990.-№ 3.-C.31 -45
  74. Г. Г. Российские альтернативы // Мировая экономика и международные отношения. -1999.-№ 9.-С.5−19
  75. Динамика социальной структуры и трансформации общественного сознания // Социологический исследования. -1998. -№ 12.-С.48−61
  76. Динамика социально-политических процессов в современном обществе. -Тверь: ТГУ, 1997.-42с.
  77. Г. Д. Многокультурное образование. -М.: Народное образование, 1999.-208с.
  78. .З. Россия в европейском социокультурном пространстве // Социологический журнал.-1994.-№ 3.-С.4−19
  79. Т.М. Язык и социальная психология. -М.:Высш.Школа, 1980.-224с.
  80. С.В. Путеводитель по глобальному моделированию // Общественные науки и современность.-1998.-№ 3.-С, 161−172
  81. А.Г. Философия глобализма философия контрглобализма // Русский Архипелаг.- 2001.- World Wide Web: http://www.archipelag.ru
  82. B.K. Философия культуры современной России // Свободная мысль-ХХ1.-2000.-№ 12.-С.9−15
  83. Г. В. Формирование межкультурной компетенции студентов в процессе обучения иноязычному общению: Автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.02 / Рос.гос.пед.ун-т им А. И. Герцена.-СПб, 2001.-38с.
  84. .С. Унификация мира // Независимая газета. -2001.-10июн.-С.8
  85. К. Сшивая лоскутное одеяло .II Pro et Contra. Том 5.-Осень2000.-№ 4.-С.65−83
  86. Л.М. Современная американская коммуникативистика: теоретические концепции, проблемы, прогнозы. М.: Изд-во МГУ, 1995.-271с.
  87. П. Глобализация и проблемы выживания России (по материалам института проблем глобализации) // Библиотека думающего о России.2001.-19нояб./ World Wide Web: http://www.patriotica.narod.ru
  88. А. На пути к сверхобществу // Социально-гуманитарные знания.-2000.-№ 2.-С. 157−182
  89. Н.С., Межуев В. М. Культура-человек-философия: к проблеме интеграции и развития // Вопросы философии.-1982.-№ 1.-С. 8−15
  90. И. Россия и мир на рубеже тысячелетия // Международная жизнь. -2000.-№ 6.-С.4−9
  91. Н.К. Механизмы межкультурного восприятия // Социологические исследования.-1995 11.-С.26−34
  92. Н.К. Программа курса «основы межкультурного общения» // Социологические исследования.-1995.-№ 8.-С.116−121
  93. В.Л. Расколотая цивилизация: Наличествующие предпосылки и возможные последствия постэкономической революции.- М.: Academia -Наука, 1990.-724с.
  94. В.Л. Глобализация: иллюзии и реальность // Свободная мысль.-2000.-№ 1.- С.26−36
  95. Д. Майкл. Глобализация как источник международных конфликтов и обострения конкуренции // Проблемы теории и практики управления.-1998.-№ 6./ World Wide Web: http://www.ptpu.ru
  96. Л.Г. Культура и социальная структура // Социологические исследования.-1996 .-№ 2 .-С .3 -12
  97. Л.Г. Социология культуры. М.:Логос, 1996.-280с.9 В. История современной зарубежной философии: Компаративистский подход. 1 т. 3-е издание, расширенное. СПб.: Издательство «Лань», 1998.-480с.
  98. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов/ Под ред. Академика РАН Г. В. Осипова.- М.: Издательская группа НОРМА -ИНФА*М, 1999.-576с.
  99. М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. -М.: Политиздат, 1988.-315с.
  100. М.С. Некоторые вопросы взаимосвязи философии и педагогики.1. ТМ -Uowo 1QQ11Т1. .A AW-jf JXtl, lyui. IUUV.
  101. М.С. Изобразительное искусство в сфере человеческого общения. -Советское искусствознание -82.-М.1983.-с.21−29
  102. Д. Глобализация: pro et contra // Завтра. -2001.-13нояб.
  103. К.М. Два проекта всемирной истории // Вопросы философии.-1998.-№ 4.-С.31−46
  104. Кара-Мурза А.А., Панарин А. С., Пантин И. К. Духовно-идеологическая ситуация в современной России: перспективы развития // Политические исследования.-1995.-№ 4.-С.6−17
  105. Кара-Мурза А.А., Панарин А. С., Пантин И. К. Духовный кризис в России: есть ли выход?// Октябрь.-1996.-№ 5.-С. 155−165
  106. О.И. Социокультурная ситуация как отражение кризиса культуры в российском обществе // Социально-политический журнал.-1995-№ 4.-С.128−137
  107. А.И. Глобалистика и политическая наука // Вестник Москв. Ун-та. Сер. 12.-1997.-№ 4.-С.41=55
  108. Е.Л. Некоторые грани культурной политики Японии // Мировая экономика и международные отношения.-1991.-№ 8.-С.80−86
  109. Каширин В, И. Глобалистика и конфликтология // Вестник СГУ.-2000,-№ 23.-С. 10−18
  110. А., Шнейдер Б. Первая глобальная революция Римского клуба. -М.: Наука, 1991.-135с.
  111. М.С. Культурные коды и типы культуры // Культурология.-1993.-С.67−88
  112. Г. А. Новые подходы к обучению иностранным языкам // Вестник МГУ.-1998.-№ 1.-С.32−39
  113. JI.H. Глобализация и национальные интересы // Международная жизнь.-2000.-№ 1.-С.87−95
  114. О.Н. О методах анализа социокультурных явлений // Социологические исследования,-1993 .-№ 11.-С. 138−146
  115. И.Д. Подходы к изучению социокультурных процессов // Социологические исследования.-1999.-№ 1.-С 130−13 6
  116. Ю.В. В поисках стратегии выживания: анализ концепции глобального развития. Спб.: Из-во Спб. ун-та, 1991.-120с.
  117. Н.А. Глобализация: сущностные и международно-политические аспекты // Мировая экономика и международная жизнь.-2001 .-№ 3.-С.69−73
  118. В.А., Костина Н. Б. Социальные изменения в концепциях исторического процесса // Социологические исследования.-2000.-№ 1.-С.6−15
  119. М. Скрибер С. Культура и мышление. -М.: Мысль, 1977.-261с.
  120. Э.Г. Осознание глобального мира // Pro et Contra.-1999.-№ 4.-С.212−224
  121. В.Б. Глобализация светлое будущее человечества? // Проблемы теории и практики управления.-1998.-№ 5 ./World Wide Web: http://www.ptpu.ru
  122. В.И. «Золотой миллиард» и остальное человечество // Pro et Contra. Том 5.-Осень 2000.-№ 4.-С. 103−113
  123. В.И. Единство мира и единство культуры // Философия и общество, — 1999.-№ 4.-С. 141−153
  124. Курьер ЮНЕСКО (2000−2001) / World Wide Web: http:// www.unesco.org
  125. .Н. Структурные изменения в уровне жизни россиян // Социологический журнал.-1996.-№ 3 .-С. 176−184
  126. В.К., Меликян О. Н. Размышления о культуре мира // Россия и современный мир.- 1998-№ 4-С.31 -45
  127. Н.И. Проблема социокультурной реформации в России: тенденции и препятствия // Вопросы философии.-1996.-№ 5.-С.21−31
  128. Н.И. Социокультурный подход и социетально -функциональные структуры. // Социологические исследования.-2000.-№ 7.-С.З-12
  129. Латинско -русский словарь: 5-е издание., стереотип.-М.: Рус.яз., 1998.-356с,
  130. М.М. Новые проблемы глобальной политической реструктуризации // Политические исследования. -2000.-№ 6.-С.23−36
  131. Д. От этноконфликтов к культуре различий или обратно?! // Политический журнал.-2000.-26октяб.-С.45−61
  132. Э. Разность культур и общественный прогресс // Диалог.-1995.-№ 2.-С.82−92
  133. Н. Осмысляя средства коммуникации: новые измерения человека // Искусство кино. -1994. -№ 2.- С. 15−20
  134. В.И. Происходит ли «глобализация»? // Pro et Contra. Том 5. -Осень 2000.-№ 4.-С.84−102
  135. М.М. В 21 век со старыми и новыми глобальными проблемами // Мировая экономика и международные отношения. -1998.-№ 10.-С.5−22
  136. К. Диагноз нашего времени. -М.: Юрист, 1994.-700с.
  137. Массовая коммуникация в формировании современного социокультурного пространства // Социологические исследования.-2000.-№ 7.-С.73−82
  138. Мацуура Коитиро. Глобализация это также культурный процесс // Международная жизнь. -2000.-№ 8.-С.27−32
  139. И., Шилова Т. Что такое глобализация и ее последствия для России // Православные вести.-2001 .-29март.-с.35−47
  140. В.М. Культура и история. -М.:Политиздат, 1977.-199с.
  141. В.М. Проблема современности в контексте модернизации и глобализации // Полития.-2000.-№ 3.-102−115
  142. В.М. Философия культуры как специфический вид знаний о культуре // Философские науки.-2000.-№ 3.-С.34−39
  143. Ю. К. Пути буржуазной философии XX века: (критич. очерки). -М.: Мысль, 1983.-247с.
  144. И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития.- М.: Изд-во Моск. ун-та., 1999.-208с.
  145. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. -М.: Дело, 1998.-799с.
  146. Э.Ф., Самар Р. Н. Культура и рынок // Вестн.МГУ., Сер.6. Экономика,-1993 .-№ 3 .-С.61 -70
  147. Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. Симпозиум III. Пятигорск: ПГЛУ, 1999.-С.21−29
  148. В. Логика глобализации и интересы России // Pro et Contra. Том 5.-Осень 2000.-№ 4.-С.49−64
  149. А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973.-161с.
  150. К.Х. Социум. Общество. История. М.: Наука, 1994.-238с.
  151. Л.Б. Новые социальные измерения в современном мире // Общественные науки и современность.-1999.-№ 3.-C.38−45
  152. На пути к устойчивому развитию. Сб. ст. М.: СоСЭ, 1998.-46с.
  153. М.М. Массовые коммуникации и виртуализация социального пространства в современном обществе // Социально-гуманитарные зна-ния.-2001.-№ 1.-С.233−247
  154. А.И. Конец эпохи большого модерна // Знамя.-2000.-№ 1.-С. 175−187
  155. А.И. Мир на краю истории, или глобализация -2 // Москва.-1999.-№ 4.-С. 120−134
  156. Новое в зарубежной лингвистике. Выпуск 17. Теория речевых актов. Сборник: пер с англ. М.: Прогресс, 1986.-432с.
  157. А.Н. Глобализация и транзитное общество // Русский Архипелаг.-2001./ World Wide Web: http://www.archipelag.ru
  158. В.В. Сакура и дуб: Впечатления и размышления о японцах и англичанах. -М.: Сов. Россия, 1983.-431с.
  159. Г. П. «Глобальная Социология» в учебном спецкурсе // Социологические исследования.-2000.-№ 6.-С. 123−128
  160. Ф.Н. Социальные издержки глобализации // Социологическиет/г-^тт^ттгчоги.т^п &bdquo-ОАП1 Го7 П I’U?
  161. Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. -М.: Из-во МГИК: Рос. ин-т культурологи, 1994.-214с.
  162. А.В. Этнические стереотипы в свете межкультурной коммуникации // Вестник МГУ.-1998.-№>1.-С.94−105
  163. А.С. Восток Запад: циклы большой истории // Новая Россия.1998.-№>1.-С.69−72
  164. А.С. Глобальное смешение или новая повесть об антихристе // Москва .-1998.-№ 5 .-С.24−39
  165. А.С. Что такое глобальный мир?: геополитический прогноз // Москва.-1998.-№ 5.-С.24−39
  166. Перспективы России: критические факторы и возможные направления развития до 2010 г // Россия и современный мир.-2000.-№ 1.-С.44−64
  167. B.JI. Геополитика глобализма и безопасность русской цивилизации // Журнал теории и практики Евразийства.-2002.-№ 5. / World Wide Web: http://www.ptpu.ru
  168. М.К. Язык, знак, культура. М.:Наука, 1991.-150с.
  169. Ю., Фурсов А. Русская система и реформы // Pro et Contra.1999.-№ 4.-С. 141−197
  170. Дж. Символы сигналы, шумы: закономерности процесса передачи информации. -М.: «Мир», 1967.-334с.
  171. Н.Е. Глобализация и конфликт // Вестник Московского унт. Серия 18. -1999.-№ 2.-С. 17−36
  172. Н.Е. Глобализация: новые перспективы и новые конфликты // Трансформация социального пространства в посткоммунистических странах и новые подходы в социологических науках.- Самара: СГУ -1998.-С.5−16
  173. Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения. -М.: Совпадение, 2000.-186с.
  174. Е.В. Аксиология глобализации современного социума // Мировая экономика и международные отношения.- 1996.-№ 12.-С.65−75
  175. Я.И. Элементы латинского словообразования и современные языки. -М.:Рус.яз., 1985.-213с.
  176. Г. Г. Теории коммуникации.- М.: Центр, 1998.-352с.
  177. А.А. Этнонационализм, многонациональное государство и процессы глобализации // Политические исследования.-1997.-№ 2.-С.95−105
  178. Ю.Д. Проблема общения в историческом материализме. Киев: Наук. Думка, 1985.-84с.
  179. П. Макдонализация по-русски // Алтайская правда.-2001.-16мая.-С.4
  180. В.Т. Российская культура и реформирование общества // Социально-политический журнал. -1998.-№ 2.-С.З-18.
  181. К.Э. Геополитика культуры // Свободная мысль XXI.-2002.-№ 9.-С.93−98
  182. Е.Б., Айзенштадт Ш. Н. Противоречия конвергирующего мира // Мировая экономика и международные отношения.-1991.-№ 10.-С.72−83
  183. Е.Б. Постмодерн: культурная революция или культурная контрэволюция? / World Wide Web: http://pubs.carnegie.ru/p&c
  184. Российская социологическая энциклопедия / Под ред. Академика РАН Г. В. Осипова.-М.: Изд-во Норма-ИНФРАМ, 1998.-568с.
  185. Россия в глобальной экономике: проблема самоопределения (материалы «круглого стола»).- М.:Горбачев-фонд, 1999.-159с.
  186. Рылеева С. И Идея универсальности культуры // Философские науки.-1994.-№ 2.-С. 154−164
  187. С. Потеря контроля?: Суверенитет в век глобализации. Нью-Йорк: Columbia University Press, 1996.-158с.
  188. В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж: Истоки, 1996.-81 с.
  189. В.В. Культурно-языковая экспансия и ее проявления в языковой политике и образовании // Иностранные языки в школе.-2000.-№ 5,-С. 17−23
  190. Е.В. Новая российская идентичность // Общественные науки и современность.-1997.-№ 1.-С.72−81
  191. А. Россия и глобализация // Русский журнал.-2001.-13нояб./ World Wide Web: http://www.russ.ru
  192. В. Ворота в глобальный мир // Мегатренды мирового развития. Сб.науч.тр.-М.: Горбачев-фонд, 2000.-142с.
  193. Е.Ю. Культура мира и культура России // Политические исследования.-1998.-№ 5 .-С. 106−1 13
  194. К., Когделл Т. Основы межкультурной коммуникации // Человек.-1993.-№ 5.-С Л 00−107
  195. М.А. Человеческое общение в интерпретациях современной западной философии. Киев: Наук. Думка, 1990.-90с.
  196. Словарь иностранных слов. 13-е изд., стереотип.- М.: Рус.яз., 1986.-608с.
  197. Н.Д. Социальные преобразования и социальные перемены // Международный журнал социальных наук ЮНЕСКО. -1998.-Т.6 (№ 23).-С. 17−22
  198. Современные языки: изучение, обучение, оценка. Общеевропейская компетенция // Иностранные языки в школе .-1998.-№ 3.-С.82−85
  199. Сорокин П. А Обзор циклических концепций социально-исторического процесса // Социологические исследования.-1998.-№ 12.-С.З-14
  200. Дж. Тезисы о глобализации // Вестник Европы.-2001.-№ 2./ World Wide Web: http://www.magazines.russ.ru
  201. Социальная идентичность и изменение ценностного сознания в кризисном обществе. М.:Ин-т социологии РАН, 1992.-68с.
  202. Социально-философские аспекты глобальных проблем: науч. сб. Саратов: Из-во Саратовского ун-та, ! 990.-246с.
  203. Социология международных отношений. М.:РИЦ ИСПИ РАН, 2001.-248с.
  204. В.И. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества // Социологические исследования.-1998.-№ 4.-С. 17−26
  205. М.В. Социокультурные аспекты европейской интеграции // Мировая экономика и международная жизнь.-1996.-№ 12.-С.65−75
  206. Тейт Алан А. Глобализация угроза или новые возможности для Европы?// Проблемы теории и практики управления.-1999.-№ 5./ World Wide Web: http://www.ptpu.ru
  207. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. -М.: Наука, 1987.-289с.
  208. В.П. Глобальная деревня // Исследования средств коммуникации.-1999.-№ 3 .-С.48−54
  209. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. -М.: Слово, 2000.-624с.
  210. Т.Т. Становление и развитие концепции культуры мира // Политические исследования. -1998.-№ 5.-С.97−105
  211. А. Футурошок. СПб.: Слово, 1997.-473с.
  212. Трансформации в современной цивилизации: постиндустриальное и постэкономическое общество: материалы «Круглого стола» // Вопросы философии.-2000.-№ 1 .-С.3−32
  213. Е. Вызов без ответа // Новое время.-2000.-№ 46.-С.30−32
  214. А.И. Глобализация: процесс и осмысление // Свободная мысль-ХХ1.-2000.-№ 11.-С.28−38
  215. А.И. Глобализация: процесс и осмысление // Свободная мысль-XXI.-2000.-№ 12.-С. 16−29
  216. Ю.Е. Критический вызов для России // Pro et Contra. Том 5. n^errt onnn ГпИ 5 о 7vyvvnu ^ V/ V/ V/. J Л--T.^Vtv* ^ /
  217. В. Модернизация и глобализация // Русский архипелаг, 2000./ World Wide Web: http://www.archipelag.ru
  218. H.H. Возможна ли мировая культура? // Философские науки.-2000.-№ 4.-С.58−68
  219. Философия: Учебник /Под ред. В. Д. Губина и др. -М.: Рус. слово, 1996.-432с.
  220. И.И. О тендерных подходах к теории обучения языкам и культурам // Известия Рос. Академ. образования.-2000.-№ 1 .-С. 11
  221. С. Столкновение цивилизаций? // Политические исследования.-1994.-№ 1.-С.32−48
  222. Человек и его бытие как проблема современной философии.- М.: Наука, 1978.-277с.
  223. В.Е. Художественная коммуникация как объект философского исследования (на материале зарубежных теорий XX века). -Харьков: Основа, 1996.-168с.
  224. К. Человек и информация. -М.: Связь, 1972.-368с.
  225. М.А. Глобализация: сущность, нынешняя фаза, перспективы // Pro et Contra. Том 5. -Осень 2000.-№ 4.-С.114−127
  226. М.А. Развивающийся мир и посттоталитарная Россия. -М.: Наука, 1994.-268с.
  227. М.А. Целостность мира через призму общенаучного знания // Мировая экономика и международные отношения.-1995.-№ 1.-С.60−71
  228. С.В. Глобализация, модернизация или интернационализация? // Мировая экономика и международные отношения.-2002.-№ 4.-С. 19−21
  229. Чучин-Русов А. Е. Конвергенция культур. М.: Магистр, 1997.-176с.
  230. Чучин-Русов А. Е. Культурный плюрализм // Общественные науки и современность.-1996.-№ 2. -С. 165 -174
  231. X. Глобализация, (де)цивилизация и мораль // Русский архипелаг, 1998./ World Wide Web: http://www.archipelag.ru233= Шахназаров Г. Х. Глобализация и глобалистика феномен или теория // Pro et Contra. Том 5.-Осень 2000.-№ 4.-С.184−198
  232. Г. Х. Интернализация: истоки и содержание // Мировая экономика и международные отношения.-1986.-№ 5.-С.45−60
  233. Г. Х. Куда идет человечество? (Критические очерки немар-ксиских концепций будущего.) М.: Мысль, 1985.-192с.
  234. Г. Х. О концепции общественного развития // Социологические исследования.-1994.-№ 10.-С. 103−105
  235. Шремпп Юрген Э. 10 тезисов к вопросу о глобализации // Проблемы теории и практики управления.-2000.-№ 2./ World Wide Web: http://www.ptpu.ru
  236. JI. Глобализация // Наперекор.-1998.-№ 7.-С.10−19
  237. П. Социология социальных изменений. -М.: Аспект-Пресс, 1996.-414с.
  238. М. Говорить на языке всех культур // Наука и жизнь.-1990.-№ 1.-С. 100−103
  239. М. Информационный взрыв и травма постмодерна // Независимая газ. Книжное обозрение.-1999.-4 апр.-С.З
  240. Р.Г. Социодинамика культурных перемен /7 Русский архипелаг, 1999./ World Wide Web: htlp://www.archipeiag.ru
  241. К. Духовная ситуация времени. -М.'.Политиздат, 1991.-527с.
  242. Beamer, L., Vamer,!., Interculiurai Communication. N.Y.: University of Columbia, 2000.-264p.
  243. Bennet, J. Transitional Shock. Putting Culture Shock in Perspectives. In NC. Jain (ED)// International & Intercaltural Communication Annual, No.4. pp.4552
  244. Bittner R. John, Fundamentals of Communication. D.C.:Prentice Hall, 1ПОС1 70J,"Jt<зр.
  245. Brosnahan, L. English & Russian Nonverbal Communication. Moscow: Bi-lingua, 1998.-475p.
  246. Dahl St. Cultural Diversity, Globalization & Cultural Convergence / University of Luton, UK, 1998.-350p.
  247. Danaher, K., Burback, R. Globalize it! N.Y.: University of New York, 1999.-500p.
  248. De Vito A.J. Human Communication: the Basic Course. C.D.: Harper Collins, 1999.-3 50p.
  249. Dodd H. Carley. Dynamics of Intercultural Communication. N.Y. Intercultural Press, 2000.-362p.
  250. Foreign Policy. The magazine of Global Politics, Economics and Ideas / from World Wide Web: http://foreignpolicy.com
  251. Friedman, T. The Lexus & the Olive Tree. N.Y.: Columbia University Press, 1999.-382p.
  252. Friedman, T. Understanding Globalization. N.Y.: Columbia University Press, 1998.-491p.
  253. , J.T. & Gullahoum, G.E. The Edge: The Intercultural Sojourn as a Hero’s Journey // The Edge: The E-Journal of Intercultural Relations.-1998.-Vol. 5(7).-P.46−53
  254. Hall, E.T. The Silent Language. New York: Doubleday, 1959.-346p.
  255. Hannerz, U. Notes on global ecumene // Pulbic Culture. 1989.-№ 1.-P.65−75
  256. Hart, W.B. What is Intercultural Relation?//The Edge: The E-Journal of In-tereultural Relations.-1998.-Vol. 1(3).-P.l 3−29
  257. Hofstede, G. Culture and Organizations. Software of the Mind. McGRAW-HILL, New York, 1997.-480p.
  258. Hymes, Dell. Language in Culture & Society. New York. Harper & Row, 1964.-249p.
  259. International Encyclopedia of Communications / Ed. By E. Barnow, G. Gerbner, W. Shramm, T.L. Worth, L.Cross. Published jointly with the An-nenbeg School of Communications. Univ. of Pennsylvania, — Oxford Univ. Press. N.Y.- Oxford, 1984.-1520p.
  260. James, W. The Social Experience an Introduction to Sociology. Fifth Edition. N.Y., 1998.-680p.
  261. Kim, Y.Y. Communication & Cross-Cultural Adaptation: an Integrative Theory. Clevedon, Phil.: Multilingual Matters. Ltd., 1988.-53lp.
  262. , J. & Stranbrige, D. Multicultural Communication. Nicosia: Inter-meidian, 199L-196p.
  263. Levi, V. Modernization & the Structure of Society. N.Y.: Princeton, 1996.21 lp.
  264. Lysgaard, S. Adjustment in a Foreign Sociey: Norwegian Fullbright grantees visiting the United States // Intercultural Socail Science Bulletin, 1998, No.7, P.45−51
  265. Nieto, S. Affirming diversity: The Socio-Political context of multicultural education, 2nd edition. N.Y.: Longman Publishers USA, 1996.-273p.
  266. Oberg, K. Cultural Shock: Adjustment to New Cultural Enviroments. New York. Harper & Row, 1964.-23 8p.
  267. Robertson, R. Globality, Global Culture & Images of World Order // Social Changes & Modernity. Berkeley, 1992.-513p.170
  268. Rugman A. The End og Globalization. A new and Radical Analisys of Globalization and What It Means to Business. London, Random House, 2000.-237p.
  269. Storti, G. Cross-Cultural Dialogues. Phil.: Intercultural Press, 1995.-365p.xL
  270. The New Encyclopedia Britannica.15 edition/ Ed. by Encyclopedia Bn-tannica Inc., USA, 1994. Vol. 3.-1530p.
  271. The New Encyclopedia Britannica. 15th edition/ Ed. by Encyclopedia Bri-tannica Inc., USA, 1994. Vol. 16.-1489p.
  272. What is ICR?// The Edge: The E-Journal of Intercultural Relations.-1998.
  273. Vnl 1 СХЛ frnm Wnrlrl ЛЛ/irta bttrv//xrvxfxf bart1i r*rvm
  274. V/i ". -I ««/ «Viti Т» V* AX* *» AV*V f T IIH-^ «/ / r «H V T .11Ш 11. VV1U
Заполнить форму текущей работой