Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Философия религии xx века

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В первой четверти XX в. психология религии еще была тесно связана с философской рефлексией, но по мере развития она отрывается от философского лона и превращается в самостоятельную научную дисциплину, в основе которой лежат практические исследования и эксперимент. Антропология религии, поначалу опиравшаяся на эволюционную теорию и этнографию, но затем развернувшаяся в мощную традицию… Читать ещё >

Философия религии xx века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате освоения содержания данной главы студенты будут:

знать

  • • особенности философии религии XX в.;
  • • значение философской критики религии XIX в. для становления современного философского дискурса о религии;
  • • междисциплинарный характер современного религиоведческого знания в его отношении к философии религии;
  • • особенности англосаксонской и континентальной философских традиций в их отношении к изучению религии в XX в.;
  • • значение социально-политических потрясений и культурных переворотов XX в. для изменения характера философской рефлексии о религии в современном мире;
  • • роль и значение нового научного знания для современной философии религии;

уметь

  • • ориентироваться в основных проблемах философии религии XX в.;
  • • различать основные тенденции развития философии религии XX в.;

владеть

• навыками оперирования основными понятиями философии религии XX в.

Философия религии в XX в. приобрела весьма своеобразный характер. Ее предметное иоле постепенно сузилось до пределов аналитической философии. Эпоха великих философских систем закончилась, и это не могло не сказаться на философии религии, в истории которой в начале XX в. наступил период определенного кризиса, к тому же совпавший по времени с развитием секуляризации и ростом антирелигиозных настроений в Европе.

Наряду с этим появляются новые направления внефилософского изучения религии:

  • антропология религии, поначалу опиравшаяся на эволюционную теорию и этнографию, но затем развернувшаяся в мощную традицию интерпретации религии как феномена культуры;
  • социология религии, поначалу еще связанная с социальной философией, но постепенно все больше и больше опирающаяся на конкретные эмпирические исследования;
  • психология религии.

В первой четверти XX в. психология религии еще была тесно связана с философской рефлексией, но по мере развития она отрывается от философского лона и превращается в самостоятельную научную дисциплину, в основе которой лежат практические исследования и эксперимент.

Параллельно в интеллектуальном дискурсе о религии начинают происходить трансформации, свидетельствующие о тенденции к замене философии религии теологией. Начиная с середины XX в. в самой христианской теологии, и в первую очередь в протестантской, развивается стремление выразить религиозную веру на языке философии и осмыслить религию с точки зрения теологии культуры, которая часто имеет лишь внешний философский «декорум».

В последней трети XX в. в творчестве некоторых философов-постмодернистов отмечается дальнейшее размывание философии религии как автономной философской дисциплины. В рамках критики философской рациональности отрицается возможность рациональной рефлексии о религии, происходит практически полная приватизация философии религии теологией или сведение ее к религиозной философии.

Наряду с этим усиливаются споры о невозможности редукционизма при осмыслении религии. Одновременно укрепляется мнение о том, что единственной формой современной философии религии есть и может быть только философия языка. В начале XXI в. получают развитие и распространение когнитивные теории религии, связанные с редукционизмом, эволюционизмом и натурализмом.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой