Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Информационная революция и этнические аспекты культуры современного общества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В рамках социологического и культурологического анализа методология, предложенная в диссертации, может быть использована в анализе современного этнокультурного процесса в России и на Северном Кавказе. Последнее представляется тем более актуальным, что в настоящее время наблюдается активное возрождение некоторых черт архаики в культурной жизни региона с «очаговым» проникновением элементов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ФЕНОМЕН ЭТНИЧЕСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ КАК ВАЖНЕЙШИЕ КОМПОНЕНТЫ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА НА РУБЕЖЕ СТОЛЕТИЙ
    • 1. Взаимодействие между традиционными и инновационными элементами в культуре, как методологическая проблема
    • 2. Информационная революция и ее воздействие на культурные процессы в глобальном масштабе
    • 3. Этнический парадокс современности и этническое возрождение как закономерное развитие культуры в конце
    • XX. века
  • ГЛАВА II. ЭТНИЧНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ МИРОВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
    • 1. Взаимодействие между локальными и глобальными формами культуры в современном мире
    • 2. Этнокультурный плюрализм и его роль в становлении современной цивилизации
    • 3. Перспективы воздействия информационной революции на этнические компоненты культуры

Информационная революция и этнические аспекты культуры современного общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Развитие этнокультурных процессов на рубеже столетий протекает неоднородно и нуждается в разностороннем анализе, выявлении противоречий и тенденций их развития. С одной стороны, начиная с 1960;х годов, экономически наиболее развитые государства, прежде всего США и Япония, входят в стадию развития, которую можно назвать стадией формирования нового «информационного общества», причем возможности для таких процессов были получены с изобретением ЭВМ, которые появились в конце 1940;х годов и сразу стали предвестниками нового этапа научно-технического прогресса, названного впоследствии «информационной революцией». Развитие ЭВМ и информационных технологий стало символом научно-технического прогресса и значительно расширило горизонты интеллектуальных возможностей человека. За короткое время своего существования электронно-вычислительная техника сильно преобразилась: стала высокоэффективной, компактной, простой в обращении, относительно дешевой. Это позволило практически полностью изменить весь уклад жизни в постиндустриальной цивилизации Запада. В России этот процесс идет с определенным отставанием в силу исторических и социально-политических причин, но, тем не менее, набирает силу.

В масштабах всей цивилизации развертывается процесс информатизации, который активно влияет на основы человеческого бытия, т. е. это не просто технический или технологический, но социальный или даже социокультурный процесс.

Информационная революция изменила традиционную расстановку сил в современном обществе, заставив заговорить о едином мировом информационном сообществе — обществе, в котором, на первый взгляд, как будто бы нет места этническим факторам, нациям и национальным отношениям, национальным традициям, о едином информационном пространстве, о новой цивилизации без национальных границ. С другой стороны, во второй половине XX века в американской, а затем и в европейской науке был зафиксирован рост этнического фактора в общественных процессах. Этот феномен получил название «этническое возрождение». Этнические ценности вновь приобретают серьезную значимость в современном мире. Активнее становится борьба этнических меньшинств за расширение своих этнокультурных прав в Америке, в Европе, а в 1980;90 годы этот процесс захлестнул и Россию. Причем такая социальная активность не всегда проходит в спокойной форме, иногда это выражается в форме открытых социальных конфликтов, сопровождающихся волной насилия.

В результате между двумя этими тенденциями возникает ряд противоречий:

• противоречие между модернизмом и традиционализмом;

• противоречие между «своим» и «чужим», которое особенно характерно в диалоге двух культур — европейской и азиатской, точнее, западной и восточной;

• противоречие между глобальными и локальными формами культуры, которое в свете информационной революции приобретает особый смысл;

• противоречие между техническими и гуманитарными аспектами культуры.

Необходимо отметить, что по отдельности данные противоречия уже получили определенное освещение в научной литературе. Актуальность рассмотрения вопроса взаимодействия информационной революции и современной этнической культуры определяется следующим:

• необходимостью анализа влияния информационной революции на культурные процессы в глобальном масштабе;

• необходимостью изучения взаимовлияния информационной революции и этнического возрождения;

• необходимостью изучения взаимодействия локальных и глобальной форм культуры в контексте информационной революции;

• потребностью прогнозирования дальнейшего воздействия информационной революции на этнические компоненты культуры и наоборот.

На основании всех приведенных доводов обращение диссертанта к заявленной теме представляется актуальным.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросы становления информационной цивилизации впервые были рассмотрены в работах западных исследователей. В научной литературе понятие «информационное общество» складывалось под влиянием развития фундаментальных социальных теорий, мощным катализатором развития которых стала работа Т. Веблена, на основе которой абстрактная идея противопоставления стадий технологической революции преломилась в новых условиях в структуризацию секторов общественного производства и выявление внутренних закономерностей хозяйственного развития, не зависящих от социальной и политической системы той или иной страны.1 В 1940;е и 1950;е гг. в работах экономиста К. Кларка «Условия экономического прогресса"2 и социолога Ж. Фурастье «Великая надежда XX века» были сформулированы важнейшие методологические положения теории постиндустриального общества. Это дало возможность рассматривать становление нового социального состояния с позиций повышения роли технологического фактора, науки и образования, качественным изменением места теоретического знания и информации в общественном производстве.

Термин «постиндустриализм» был впервые введен в научный оборот А. Кумарасвами, автором ряда работ по доиндустриальному развитию азиатских стран.4 В 1958 году Д. Рисман, анализируя перспективы труда в новом обществе, впервые в послевоенный период применяет термин «постиндустриальное общество"5. В начале 1960;х годов Ф. Махлуп и Т. Умесао ввели в научный оборот фактически одновременно в США и Японии термин «информационное общество"6. В конце этого же десятилетия Д. Белл предсказывал превращение индустриального общества в информационное.7 Теория «информационного общества» была развита такими известными авторами, как М. По-рат, Й. Масуда, Т. Стоуньер, Р. Кац и др8.

В начале 1980;х гг. возникновение информационного общества в развитых странах Запада и Японии было зафиксировано профессорами американцем Дж. Мартином и японцем Й. Масудой. По мнению японского профессора Й. Масуды, компьютеризация изменяет природу человека, превращая его из Homo Sapiens в Homo Intelligens. Новый человек вызовет к жизни и новую цивилизацию. И этот переход свершится не путем революции в социальных структурах, а посредством «горизонтальной социальной трансформации» человеческого материала общества.9.

После определенного периода непризнания и отвержения в советском обществоведении идеи информационного общества получили распространение, благодаря работам А. П. Ершова, Н. Н. Моисеева, А. И. Ракитова, А. Д. Урсула и др. Именно этим ученым принадлежит приоритет в исследовании роли информации в постиндустриальном обществе.10.

В анализе понятия «информационная революция» складываются два основных подхода. Первый заключается в том, что «информационной революцией» можно называть только последнюю научно-техническую революцию, напрямую связанную с информатизацией всего общества, в основе которой лежат информационные технологии.11.

Второй подход, представляющийся наиболее интересным, кратко можно сформулировать следующим образом: в своем развитии человечество пережило несколько информационных революций. Например, А. И Ракитов выделяет пять таких революций в истории человечества.12.

Другой аспект исследуемой проблемы — феномен этнического возрождения — впервые был отмечен в работах американских ученых во второй половине 1960;х гг. У истоков формирования научного представления об этническом возрождении стоят Н. Глейзер и Д. Мойнихен, отметившие, что к 1970;м гг. концепция «плавильного тигля наций» более не работает в американском.

1 л обществе. Анализ роста фактора этничности в Америке привел к переосмыслению основ общества: появилось понимание значимости групповой идентичности в социальной жизни. Именно так оценивается значение этнического возрождения в работах О. Тоффлера, 14 Д. Несбитта и П. Эбурдин, 15 Б. Барбе-ра.16 В рамках европейской науки этническое возрождение рассматривается как закономерная реакция на глобальные процессы интеграции и централизации власти.17.

Этнические аспекты современного культурного процесса получили широкое освещение и в отечественной литературе. Изучению особенностей этнических культур и их взаимодействия посвящены работы С. А. Арутюнова, А. К. Байбурина, В. И. Козлова, Н. Ф. Колесницкого, М. В. Крюкова, П.И. Куш-нера, С. В. Лурье, Э. С. Маркаряна, Ю. И. Мкртумяна, В. В. Пименова, А. А. Сусоколова, В. А. Тишкова, С. А. Токарева, И. А. Чебоксаровой, Н. Н. Чебоксаро.

18 ва, Н. В. Чистова, Г. В. Шелепова. В философском и социологическом плане различные аспекты взаимодействия общечеловеческого и этнического в культуре исследуются в работах Р. Г. Абдулатипова, С. Атамуратова, Р.А. Ачило-ва, М. С. Джунусова, Л. М. Дробижевой, Ю. Г. Ершова, С. Т. Калтахчяна, М. В. Капчели, Г. Г. Катожекова, М. И. Кучукова, П. С. Максимова, В. В. Мархина,.

A.Н. Мельникова, А. Г. Мельникова, В. В. Пименова, Ю. В. Попкова, Б. Н. По.

19 пова .

В Северо-Кавказском регионе философский анализ этносоциальных проблем России и Северного Кавказа, а также уточнение категориального аппарата современной этнологии осуществлены в работах А. В. Авксентьева и.

B.А. Авксентьева. В работах этих авторов дано одно из немногих на сегодняшний день определений понятий «этническое возрождение» и «этнический парадокс современности». В работах М. Б. Беджанова предприняты попытки теоретического анализа феномена этнического возрождения, дано определе.

21 ние «национального возрождения». В исследованиях по проблеме особенностей современных этнических процессов М. А. Аствацатуровой, А. Ф. Дашдамирова, В. Х. Болотокова, Ю. А. Жданова, В. Ш. Нахушева, JI.JI. Хоперской, А. Ю. Шадже определяются причины возрастания роли этнического фактора в социальных процессах на Северном Кавказе, исследуются формы этносоциальной активности и виды этнических конфликтов.

Анализ специфики этнорегиональных проблем в России дан в работе Г. С. Денисовой, в которой показаны тенденции развития этнических сооб.

23 ществ, механизмы включения этносов в политические процессы. Социально-культурные проблемы народов Северного Кавказа рассматриваются в работах Н. Г. Айдемирова, Р. А. Ханаху, Ф.С. Эфендиева24 и др.

Для исследуемой проблемы значительный интерес представляют диссертационные исследования С. Ю. Ивановой «Взаимодействие этнического и общечеловеческого в современной культуре» и И. А. Ермошиной «Социально-философские аспекты анализа этнического возрождения», выполненные на кафедре социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета.

Подчеркивая основательность и высокий научно-теоретический уровень этих исследований, следует отметить, что большинство из них берут в качестве объекта лишь отдельные аспекты проблемы взаимодействия информационной революции и этнических аспектов культуры современного общества. Это обстоятельство диктует необходимость комплексного философского анализа взаимодействия двух фундаментальных основ современного социокультурного процесса — информационной революции и этнокультурного возрождения.

Предмет и объект исследования. Объектом исследования диссертант определяет механизмы воздействия информационной революции на духовную культуру современного общества и те изменения в культуре, которые происходят под влиянием формирующейся информационной цивилизации.

Предметом диссертационного исследования является проблема взаимодействия информационной революции и этнических аспектов культуры в современном обществе.

Цели и задачи диссертационного исследования. Основная цель диссертационной работы — исследование механизма взаимодействия информационной революции и этнической культуры в современном обществе. Диссертант ставит следующие исследовательские задачи:

• проанализировать влияние информационной революции на культурные процессы в глобальном масштабе;

• изучить взаимодействие локальных и глобальных форм культур в свете информационной революции;

• исследовать взаимовлияние информационной революции и этнического возрождения;

• выявить тенденции дальнейшего воздействия информационной революции на этнические компоненты культуры и наоборот.

Методология исследования. Основным методологическим подходом, используемым диссертантом, является социальная диалектика, включающая системный подход к изучению социальной реальности. Диссертант руководствовался также положениями классической диалектики и, прежде всего, диалектики единичного, особенного и общего, части и целого, а также диалектики абстрактного и конкретного, исторического и логического. Исходя из предмета, объекта, целей и задач исследования, использовались отдельные методы исторического, социологического, политологического и культурологического анализа. Выбор методологии и методов определялись диссертантом с учетом этапа исследования и задач, которые решались на данном этапе.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

• в диссертации доказано, что традиционные элементы культуры, находясь под воздействием информационной революции, обнаруживают значительные адаптивные способности, порождая специфические национальные формы модернизации;

• уточнено понятие информационной революции и обосновано, что целесообразно считать информационной революцией только современный этап развития человечества, связанный с появлением новых информационных систем, информационных технологий и глобальных коммуникаций;

• изучены механизмы влияния информационной революции на отдельные элементы традиционной культуры и показано, что трансформация традиционной компоненты культуры происходит не в сторону ее нивелирования и уничтожения, а, наоборот, в сторону развития локальных культур с учетом современной реальности;

• доказано наличие причинно-следственной связи между информационной революцией и актуализацией этнической идентичности;

• показано, что глобальные трансформации, неизбежно приводящие к усилению доминирующих культур или цивилизационных доминант, не приводят к полной трансформации субдоминантных культур. При взаимодействии локальной и глобальной культуры проходит переработка культурных инноваций и приспособление их «под себя»;

• исследован механизм восприятия традиционными культурами современных модернизаций и обосновано, что каждая из культур оказывает, в свою очередь, обратное влияние на глобальное коммуникативное поле, приближая его к собственным общекультурным нормам и традициям.

Положения, выносимые на защиту.

1. При анализе различных подходов к вопросу о том, что можно считать информационной революцией, необходимо отметить, что сложившиеся концепции, затрагивая самые разные аспекты данного вопроса, не в полной мере учитывают роль информации в каждой из приведенных эпох. По мнению диссертанта, под информационной революцией целесообразно понимать только современный этап развития человечества, связанный с появлением новых информационных систем, информационных технологий, т.к. по информационной насыщенности, по темпам распространения и глобальному охвату аналогов этому процессу в истории человечества нет.

2. Традиционные общества и институты, реорганизуясь, эффективно приспосабливаются к изменяющимся под воздействием информационной революции условиям, а традиционные ценности не только устойчиво сосуществуют с современными институтами, но и приспосабливаются к их требованиям, видоизменяясь при этом как по существу, так и выступая в качестве проводников современности в условиях конкретной традиционной социальной организации. Благодаря традиции, в обществе происходит самосохранение, воспроизводство и регенерация этнической культуры как системы, и она, выступая, с одной стороны, как предохранительный механизм в структуре общества, с другой является одним из механизмов его изменения.

3. Анализ причин современного этнического возрождения во всемирном масштабе приводит к выводу, что развитие телекоммуникационных систем и технологий ведет к интенсификации межэтнических контактов как непосредственных, так и опосредованных современными средствами массовой коммуникации, и это, в свою очередь, актуализирует этническую идентичность. Наблюдается тенденция, в ходе которой народы реализуют свое стремление к утверждению своей идентичности за счет сохранения и культивирования своей самобытности, рассматривая этническую мобилизацию как средство расширения политических и экономических возможностей.

4. В современном мире происходит определенное изменение вектора духовного развития, что находит свое выражение в изменении основ традиционной культуры, для которой характерны приоритет слов над образами, рационалистический подход к творчеству, акцент на формальных аспектах, приоритет смыслового содержания, и, как итог, сознательное превалирует над подсознательным. В современной культуре ситуация выглядит следующим образом: визуальное превалирует над словесным, формальное отступает перед повседневным, отвергаются рационализм и дидактизм, главным вопросом становится не смысловое содержание культуры, а сфера ее воздействия, подсознательное превалирует над сознательным, воздействие происходит через погружение потребителя, через стимулирование эмоциональной потребности в данном культурном продукте.

5. Культурная глобализация не является только распространением западной массовой культуры, на самом деле имеет место взаимопроникновение и соревнование культур. Навязывание стандартов западной культуры в тех национальных государствах, где особенно сильны историко-культурные традиции, приводит к этнокультурному подъему, который рано или поздно выразится в усилении национально окрашенных общественных идеологий. Государства, имеющие «слабые» корни культурных традиций в силу характера своей истории, переживают современный кризис общественного сознания намного слабее. Взаимодействие локальной и глобальной культуры в конечном этапе происходит по пути переработки культурных инноваций и приспособление их «под себя», при этом порог восприятия новаций цивилизационной системой определяется традиционализмом данного общества.

6. Многообразие культур позволяет задерживаться в обществе информационным потокам, которые, с точки зрения западной цивилизации, нерациональны. Традиционализм Востока, его «въедливость» позволяют тщательно анализировать поступающие информационные потоки, тем самым задерживать сущность, можно сказать, «корень» того, что несет в себе информация. В таком видении Запад и Восток представляют собой единый механизм развития информационного общества.

7. Модификация традиции является в каждом случае результатом самоструктурирования этноса в ответ на изменение внешних культурно-политических условий существования этноса. Благодаря этому, изменения, вызванные воздействием информационной революции, приводят не к разрушению этнической компоненты культуры, а, наоборот, к ее активной актуализации и приспособлению этнических структур к новым коммуникативным условиям.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в дальнейшей разработке и конкретизации ряда ключевых категорий философии культуры и исследовании научно-значимых проблем современного социокультурного процесса.

Материалы исследования и его выводы могут быть использованы органами государственной власти, занимающимися проблемами культурной политики и образования, в целях формирования культуры межнационального общения и межкультурной коммуникации с учетом тенденций развития современного общества и становления новой коммуникационной инфраструктуры. Материалы диссертации представляют определенный интерес для средств массовой информации как общественного института, непосредственно влияющего на весь спектр культурного процесса.

Теоретические и практические выводы диссертации могут быть использованы и уже используются в учебном процессе в преподавании как базовых курсов социальной философии, культурологии, концепций современного естествознания, так и в преподавании цикла спецкурсов и курсов по выбору. Отдельные разделы диссертационного исследования были положены в основу спецкурса «Философские проблемы информационной цивилизации».

Апробация исследования. Диссертация обсуждена на заседании кафедры социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета.

Основные положения диссертации доложены научному сообществу в выступлениях на научных и научно-практических конференциях: международной научной конференции «Этнические процессы накануне XXI века» (21 -22 мая 1998 г., Ставрополь) — первом международном конгрессе конфликтологов «Современная конфликтология в контексте культуры мира: состояние и перспективы, практические задачи» (10−13 октября 2000 г., Казань) — региональной научно-практической конференции «Северный Кавказ — регион повышенной конфликтности» (20−21 апреля 2001 г., Армавир) — региональной научной конференции «Проблемы гармонизации межэтнических отношений в регионе» (14−15 сентября 1999 г., Ставрополь) — 42-й научно-методической конференции преподавателей и студентов СГУ «Этнические проблемы современности» (22 апреля 1997 г., Ставрополь) — 45-й научно-методической конференции «Университетская наука — региону» (20−21 апреля 2000 г., Ставрополь) — 46-й научно-методической конференции «Университетская наука — региону» (20−24 апреля 2001 г., Ставрополь).

С отдельными положениями диссертации автор выступал на заседаниях методологического семинара аспирантов кафедры социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета.

Часть работ по диссертации выполнена в рамках научных программ: «Университеты России — фундаментальные исследования», проект № 015.10.01.22 «Этническая конфликтология» (1998 -2001гг.) — проект № 990 561 «Роль региональных элит в консолидации межнациональных отношений на Северном Кавказе» (2000 — 2001гг.) — единый наряд-заказ Министерства образования РФ, проект «Концептуальные основы урегулирования этнических конфликтов» (на материалах Северного Кавказа) (1999;2001гг.). Результаты этой работы отражены в научных отчетах по проектам.

Основные положения и выводы диссертации изложены в 10 публикациях, общим объемом 6,5 п.л.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Переживаемая в последние десятилетия информационная революция непосредственным образом повлияла на темпы, содержание, направленность современного культурного процесса. Развитие мировых коммуникационных сетей и совершенствование аудиовизуальных средств позволили культурному процессу формироваться как единое целое. В настоящее время идет интенсивное взаимодействие культур, причем впервые с момента формирования наций, национальных государств и национального самосознания, национальные культуры испытывают давление как со стороны нарождающейся глобальной культуры, так и со стороны локальных, этнических и региональных культур.

В настоящее время существуют технологические предпосылки для постоянного взаимодействия культур, а следовательно, государству невозможно произвольно контролировать и изолировать население своих стран от влияния других культур. Это, несомненно, положительный и плодотворный процесс, способствующий лучшему взаимопониманию между людьми, что помогает развитию новой глобальной культуры, основанной на технологии и миролюбии. В философском плане этот процесс интересен тем, что демонстрирует устойчивость человеческой культуры в целом.

На фоне большого количества самых различных подходов к понятию «информационная революция» необходимо конкретизировать данное понятие. В работе показано, что под процессом, понимаемым как «информационная революция», целесообразно рассматривать этап развития человечества, связанный с появлением новых информационных систем, информационных технологий, как не имеющий аналогов в предшествующей истории человечества ни по темпам распространения, ни по глобальности распространения.

Анализируя проблему современного развития человечества, диссертант затрагивает такой вопрос, как взаимодействие традиции и инновации в обществе, и приходит к выводу, что традиционные элементы культуры, испытывая на себе воздействие информационной революции, обнаруживают значительный адаптационный потенциал, который порождает специфические национальные формы модернизации. Вопреки распространенному мнению, что традиционные общества обречены на вечное отставание, в работе показано, что именно традиционные общества, реорганизуясь, наиболее эффективно приспосабливаются к изменяющимся условиям. При этом традиционные ценности не только могут сохранить свое существование, но и, по сути, выступают в качестве проводников современности в условиях конкретной традиционной социальной организации.

В работе показано, что именно благодаря традиции в обществе происходит самосохранение, воспроизводство и регенерация этнической культуры, которая не только выступает предохранительным механизмом в структуре общества, но и играет важную роль в его изменении. На основе этого делается вывод, что все инновационные процессы в современном обществе будут напрямую увязаны с культурно-историческим миром и культурными традициями.

В работе рассмотрены различные аспекты влияния информационной революции на культурные процессы в глобальном масштабе. Диссертант приходит к заключению, что на фоне, казалось бы, неизбежного становления информационного общества и глобальной цивилизации, размывания социально-групповой идентичности происходит обратный процесс: этническая определенность не уничтожается, а лишь изменяет свои конкретно-исторические проявления. Рассматривая влияние на традиционные культуры со стороны современного общества, диссертант приходит к выводу, что такое влияние чаще всего принимает формы интервенции западной массовой культуры, а также внедрение авторитетных культурных стандартов некоторых азиатских регионов в духовно-культурное пространство всего мира. В работе показано, что, несмотря на неизбежные изменения традиционного уклада жизни человека, такое воздействие ведет к стимуляции адаптационных защитных механизмов культуры. Это, по мнению диссертанта, нашло культуры. Это, по мнению диссертанта, нашло отражение в процессах современного этнического возрождения, получившего к концу XX века всемирный характер, из чего следует, что наибольший вклад в развитие этих процессов привнесла именно информационная революция. В работе показан механизм воздействия информационной революции на процесс этнического возрождения и сделан вывод, что актуализация этнической идентичности наступает вследствие интенсификации межэтнических контактов, которые нарастают вместе с развитием телекоммуникационных технологий. В мире наблюдается тенденция, в ходе которой народы реализуют свое стремление к утверждению своей идентичности за счет сохранения и культивирования своей самобытности, при этом этническая мобилизация выступает как средство расширения политических и экономических возможностей индивидов.

Помимо актуализации процессов этнического возрождения, информационная революция влияет на взаимодействие между локальными и глобальными формами культуры. В свою очередь, устойчивость или изменчивость определенной локальной культуры к этим изменениям определяется, прежде всего, степенью ее изолированности и степенью родства двух и более культур, находящихся в контакте друг с другом. Чем больше изоляция культуры, тем больше вероятность того, что она будет детерминировать различные аспекты поведения своих носителей. Взаимоотношение неизолированных культур зависит от относительного структурного местоположения принадлежащих к этим культурам индивидов, которое определяется извне. В первую очередь речь идет о способностях к принуждению, а также об уровне относительного благосостояния. При условии открытости влиянию чужой культуры, чем больше относительное благосостояние или власть носителей данной культуры, тем она становится стабильнее и привлекательнее для носителей других культур Становление информационной цивилизации вносит изменения в традиционную культурув современной культуре визуальное превалирует над словесным, формальное (некоторый набор непреходящих абстрактных ценностей) отступает перед повседневным, отвергаются рационализм и дидактизм, главным вопросом становится не смысловое содержание культуры, а сфера ее воздействия, подсознательное превалирует над сознательным, воздействие происходит через погружение потребителя, через стимулирование эмоциональной потребности в данном культурном продукте. Отсюда, по мнению диссертанта, может сложиться впечатление, что все данные процессы являются распространением западной массовой культуры, но на самом деле имеет место взаимопроникновение и соревнование культур. В работе показано, что процесс навязывания западной культуры в тех национальных государствах, где особенно сильны историко-культурные традиции, приводит к этнокультурному подъему, который рано или поздно выразится в усилении национально окрашенных общественных идеологий. Государства, имеющие «слабые» корни культурных традиций в силу характера своей истории, переживают кризис общественного сознания намного слабее. Первое в большей степени относится к Африке, Азии, к Востоку, второе — к Западной Европе, Америке, Австралии. Из этого следует, что глобальные трансформации, неизбежно приводящие к усилению доминирующих культур или цивилизационных доминант, не приводят к полной трансформации субдоминантных культур. Взаимодействие локальной и глобальной культуры в конечном этапе происходит по пути переработки культурных инноваций и приспособления их «под себя», при этом порог восприятия новаций цивилизационной системой определяется традиционализмом данного общества.

При рассмотрении проблем современного этнокультурного плюрализма, в работе проведен глубокий анализ крупнейших современных цивилизаций, на основе чего сделан вывод, что все многообразие культур позволяет задерживаться в обществе информационным потокам, которые, с точки зрения западной цивилизации, нерациональны. Традиционализм Востока, его «въедливость» позволяют тщательно анализировать поступающие информационные потоки, тем самым задерживать сущность, можно сказать, «корень» того, что несет в себе информация. Западные культуры используют только «вверх» информации (прикладную ее часть, что актуально на сегодняшний день). В таком видении Запад и Восток представляют собой единый механизм развития информационного общества. И если в рассмотрение не брать хоть одно звено, то можно сказать, что о существовании информационного общества в глобальном масштабе не может идти и речи.

Анализируя воздействие информационной революции на локальные культуры, диссертант приходит к выводу, что данные процессы обратимы, а именно: каждая из культур оказывает, в свою очередь, обратное влияние на глобальное коммуникативное поле, в каком-то смысле «окультуривая» и приближая его к собственным общекультурным нормам и традициям. Процесс модифицирования традиции является в каждом случае результатом самоструктурирования этноса в ответ на изменение внешних культурно-политических условий существования этноса. И не приводит к разрушению этнической компоненты культуры. Наоборот, на первой стадии этого взаимодействия наблюдается активная актуализация этничности, что находит свое выражение в процессе этнического возрождения, а на второй стадии происходит упорядочивание и приспособление этнических структур к новым коммуникативным условиям.

В заключение необходимо отметить, что процесс информационной революции, затрагивая практически все общественные институты и стороны повседневной жизни, не является однозначным по своей природе. Процессы модернизации, с одной стороны, проходят через призму культурных традиций, с другой — выступают в рамках данной культуры уже в опосредованном виде, что позволяет говорить, что информационные процессы не ведут к культурному обезличиванию общества. Современная динамика развития постиндустриального общества убедительно доказывает это.

Поскольку диссертационное исследование имеет философский характер, его результаты могут и должны найти применение как методологическая основа дальнейших исследований механизма влияния информационной революции на современные социокультурные процессы в рамках социологии, культурологии, социальной и культуральной антропологии, этнологии, социальной информатики.

В рамках социологического и культурологического анализа методология, предложенная в диссертации, может быть использована в анализе современного этнокультурного процесса в России и на Северном Кавказе. Последнее представляется тем более актуальным, что в настоящее время наблюдается активное возрождение некоторых черт архаики в культурной жизни региона с «очаговым» проникновением элементов информационного общества. Дальнейшее развитие информационных процессов в регионе во многом определит, будет ли Северный Кавказ органической частью модернизирующегося российского пространства или превратится в музейный ареал этнических культур. Одновременно материалы исследования могут быть использованы при создании в Интернете специальных сайтов, посвященных этническим культурам Северного Кавказа. Положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы для разработки региональных концепций стабилизации и гармонизации межэтнических отношений, в целях формирования культуры межнационального общения и межкультурной коммуникации с учетом тенденций развития современного общества и становления коммуникаци-оннойДшфрайф$ЕТ$гррЕпективы исследования основной проблемы диссертационной работы, по мнению автора, предполагают:

• рассмотрение взаимодействия информационной революции и этнических аспектов культуры в современном российском обществе;

• изучение проблемы сохранения российской самобытности в условиях глобализации и вхождения в мировые информационные структуры;

• исследование проблемы соотношения глобальных, региональных и локальных компонентов образовательного и воспитательного процессов;

• изучение потенциала современной информационной культуры в преодолении тенденций этнической автаркии, сепаратизма и национализма.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. — М., 1994. -336с.
  2. Р.Г. Заговор против нации: национальное и националистическое в судьбах народов. СПб. 1992. — 224с.
  3. Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». М., 1991. -169с.
  4. Р.Г. Россия национальное возрождение и межнациональное сотрудничество // Регионология. 1994. № 2−3. С.8−48.
  5. Р.Г. Человек. Нации. Общество. М., 1991. — 224с.
  6. А.В., Авксентьев В. А. Краткий этносо-циологический словарь. Ставрополь, 1994. — 100с.
  7. А.В., Авксентьев В. А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. Ставрополь, 1993. — 222с.
  8. А.В., Шаповалов В. А. Этносоциальные проблемы России. -Ставрополь, 1994. 88с.
  9. В.А. Этническая конфликтология. В 2 ч. Ставрополь, 1996. 4.1. — 154с. 4.2. — 170с.
  10. Ю.Авксентьев В. А., Шаповалов В. А. Этнические проблемы современной России: социально-философский аспект анализа. Ставрополь, 1997. — 75с. П. Айдемиров Н. Г. Эстетическая культура народов Северного Кавказа и ислам. — Ставрополь, 1992. — 120с.
  11. Актуальные проблемы Европы: экономика, политика, идеология. Реф. Сб. -М., 1992. Вып. 3. С. 10−40.
  12. З.Алтухова В. А. Смена парадигмы и формирование новой методологии // Общественные науки и современность. 1993, № 1. С. 17−22.
  13. А.А. Этническая революция и реконструкция постсоветского пространства // Общественные науки и современность. 1996.. С. 105−114.
  14. И.Л. Генетический аспект взаимосвязи традиций и моральныхнорм // Философские науки. 1971. № 1. С.23−34.
  15. И.Л. Происхождение человека и общества. 2-е изд. — М., — 415 с.
  16. Араб-Оглы. Европейская цивилизация и общечеловеческие ценности // Вопросы философии. 1990. № 8. С.10−13
  17. С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989.-243с.
  18. С.А. Процессы и закономерности вхождения инноваций в культуру этноса // Советская этнография. 1982. № 1. С. 14−25.
  19. Я.У. Постмодернизм в познании общества // Политические исследования. 1992. № 2. С.45−64.
  20. М.А., Савельев В. Ю. Диаспоры Ставропольского края в современных этнополитических процессах. Ростов н/Д. — Пятигорск, 2000. -256с.
  21. С. Национальное самосознание и интернациональное воспитание. Ташкент. 1991. -130с.
  22. В.Г. Системность и общество. М., 1980. — 368 с.
  23. А.С. Культурные основы межэтнических конфликтов // Общественные науки и современность. 1994. С. 115−125.
  24. А.С., Коган Л. Б., Яницкий О. Н. Урбанизация, общество и научно-техническая революция // Вопросы философии. 1989. № 2. С.38−49.
  25. А.Б. Социально-философские аспекты анализа формирования этнонационального сознания и самосознания. Автореф. канд. дисс. Ставрополь, 1997.- 24 с.
  26. В.Г. Кризисные этносы. М., 1993. — 183с.
  27. . Структура социальной стратификации и тенденции социальной мобильности //Американская социология. М., 1972. С. 230−240.
  28. С.С. Социальная жизнь общества. Вопросы методологии. М., 1987.-120с.
  29. ЗЬБасин М.А., Шилович И. И. Синергетика и Internet (путь к Sinergonet). -СПб. 1999. 79с.
  30. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. — 346.
  31. М.Б. На пути национального возрождения. Майкоп, 1992. -336с.
  32. М.Б. Общественный кризис и проблемы национального возрождения. Майкоп, 1995. — 470с.
  33. М.Б. Проблемы национальных отношений на Северном Кавказе и пути их решения. Майкоп, 1997. — 440с.
  34. М.Б. Суверенитет, демократические движения, многопартийность и возрождение казачества. Майкоп, 1991. — 226с.
  35. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999. — 956с.
  36. А.Г., Янов В. Ф. Традиционные культуры и модернизация в развивающихся странах // Народы Азии и Африки. 1977. № 1.С.91−117.
  37. Н.А. Русская идея // Вопросы философии. 1990. № 1. С.77−145.
  38. B.C. Культура. Диалог культур // Вопросы философии. 1989.№ 9.1. С.143−163.
  39. С. От наукоучения -к логике культуры : два философских введения в двадцать первый век. М., 1991. — 486с.
  40. А.С. Буржуазная философия США XX века. М., 1974. — 347с.
  41. В.Х., Семенов В. Н. Национальная культура в системе жизнедеятельности людей // Философия и социология. Сб. Майкоп, 1996. № 4. С. 35−43.
  42. В.Х. Нация и ее национально психологический мир. — Нальчик, 1996. — 272с.
  43. В.Х., Кумаков A.M. Феномен наций и национально психологические проблемы социологии руского зарубежья. М., 1998. -264с.
  44. Большой энциклопедический словарь. М., 1986. T.l. -1124с.
  45. Т.Н. «Новый интервенционизм» 90-х годов // Pro et Contra. Т.З. № 4. 1998. С.70−86.
  46. Ю. Духовная ситуация времени // Вопросы философии. 1993, № 5.
  47. Браг Реми Европа. Римский путь М., 1995. -249с.
  48. В.Б., Дубовски С. В. информационные технологии в национальном мировом развитии // Общественные науки и современность. 2000. № 1. С.146−150.
  49. Н.Ф., Миллер В. И. Этно национальные факторы революционного процесса//Кентавр. 1992. Март-апрель. С. 155−160.
  50. В.Г. Модернизация тайваньского общества. М., 1998. -254с.
  51. С. На пути к мировой цивилизации // Вопросы экономики. 1993. № И. С.35−48.
  52. С.Д. Развитие общества в теории социальных альтернатив. М., 1994. — 456с.
  53. И.А. Диалог цивилизаций: социокультурные проблемы политического партнерства. М. 1999. — 498с.
  54. Н.А. Пути и формы достижения ноосферной цивилизованности // Общественные науки и современность. 1996. № 1. С. 10−25. 61. Васильчук Ю. А. Эпоха НТР: Конвейерная революция и государство // Полис. 1996. № 2−3.
  55. Ю.А. Эпоха НТР: масштабы перемен. // Полис. 1991. №№ 1−3.
  56. А.И. К нынешним спорам вокруг национальной идеи // Кентавр. 1995. № 3. С.3−12.
  57. А.И. Российская нация // Кентавр. 1995. № 4. С. 114−123.
  58. М. Социология религии // Избранное Образ общества. М., 1994. -804с.
  59. В.И. Несколько слов о ноосфере / Русский космизм: Антология философской мысли. М., 1986. С.303−310.
  60. В.А. Информация и глобальные проблемы современности // Вопросы философии. 1983. № 12. С.95−106.
  61. Е.Я., Жарников А. Е. Этнический ренессанс парадокс XX века? // Диалог. 1990. № 15. С.37−45.
  62. В.Б. Традиция как социально-философская категория // Философские исследования. 1980. № 4. С.44−52.
  63. Г. фон Грюнебаум. Классический ислам. М, 1988. — 680с.
  64. Х.Г. Истина и метод. М., 1988. — 456с.
  65. В. Компьютер на паровом ходу // Модус, 1999. № 2 (81). С. 10−18.
  66. М.К. Моя жизнь. М., 1959. — 450с.
  67. Э. Нации и национализм: Пер. с англ./ Ред. и послесловие И. И. Крупника. М., 1991. — 320 с.
  68. A.M. Методологические ориентиры современной буржуазной футурологии //Вопросы философии. 1987. № 3. С.93−106.
  69. С.Ю. Закономерности социальной эволюции: вопросы методологии // Социс 1996. № 6. С.87−94.
  70. Г. Е. Классы и нации. Изд. 2-е. доп. М., 1997. — 172 с.
  71. П. О больших и малых отечествах // Актуальные проблемы Европы: экономика, политика, идеология. -М., 1992. Вып. 3. С. 16−19.
  72. Т.В. Поиск «нового качества жизни» как преодоление кризиса Цивилизации / Человек как философская проблема: Восток-Запад / Отв. Ред. Н. С. Кирабаев. М., 1991. С.155−163.
  73. В.В., Ладыгина А. Б., Искусство: Диалектика преемственности. -Минск, 1979. -365с.
  74. Л.Е. Формации и цивилизации // Философия и общество. 1997. № 1.С. 10−89.
  75. И.А., Мацкевич А. Ю., Семенов В. А. Западная теоретическая социология. С. — Петербург. 1996. — 286 с.
  76. И. Теория города. М., 1972. — 345с.
  77. Г. С. Материальные основы многообразия цивилизаций // Вопросы философии. 1988. № 4. С.43−53.
  78. Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации / Предислов. С. Б. Лаврова. М., 1993.- 576 с.
  79. Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. М., 1993. -544 с.
  80. Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л., 1989. — 495 с.
  81. Н.Я. Россия и Европа / Сост., послесловие и комментарии С. А. Вайгачева. М., 1991.- 574 с.
  82. А.Н. Переходное общество: Проблемы системной трансформации. -Минск, 1997. 134с.
  83. А.В., Щуров В. А. Апокалипсис технического объекта. Н. Новгород, 1993.-260с.
  84. А.Ф. Национальная идея и этничность (Азербайджанская идея в этнокультурном интерьере). М., 1996. — 224с.
  85. К.Х. Мировоззренческие основания современной цивилизации и ее глобальный кризис // Общественные науки и современность. 1994. № 2.1. С.65−77.
  86. К.Х. Рационализм и социосинергетика // Общественные науки и современность. 1997. № 1. С.43−67.
  87. Г. С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х гг. -Ростов -н/Д., 1996. 224с.
  88. М.С. Введение в марксистко-ленинскую теорию наций. Ашхабад. 1988. — 109с.
  89. Г. Г. «Конец истории» или смена цивилизаций // Вопросы философии. 1991. № 3. С.35−44.
  90. Г. Г. В защиту человеческой индивидуальности // Вопросы философии. 1990. № 3. С.34−47.
  91. П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная полна на западе. М., 1999. С.62−100.
  92. Д.В., Цымбурский B.JI. Генотип европейской цивилизации // Полис. 1991. № 1. С.6−14.
  93. Дробижева J1.M. Социальная и культурная дистанция. Опыт многонациональной России. М., 1998. — 226с.
  94. JI.M. Об изучении социально-психологических аспектов национальных отношений // Советская этнография. 1974. № 4 С. 15−25.
  95. Л.М., Кондратьев B.C., Сусолоков А. А. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. М., 1984. — 271с.
  96. Л.Н., Аклаев А. Р., Коротеева В. В., Солдатова Г. У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х гг. М., 1996. -382с.
  97. .С. Проблема самобытности незападных цивилизаций // Вопросы философии. 1987. № 6. С.111−122.
  98. Т.В., Хохлов Ю. Е. Информационное общество и будущее библиотеки // Педагогическая информатика, 1997. № 4. С.4−18.
  99. Ю.А. Солнечное сплетение Евразии. Ростов н/Д, 1999. — 124с.
  100. В.А. Компьютерная революция: проблемы и задачи // Вопросы философии. 1987. № 4.С.91−100.
  101. В.А. проблема отношения человека и машины в компьютерной революции // Вопросы философии. 1986. № 3. С.44−53.
  102. Е. Информация и человек //Компьютерра. 2000. № 12. С.22−30.
  103. А.Ф. Новый тип глобальной цивилизации // Политические исследования. 1993. № 4. С.34−52.
  104. В.А. Прошлое и будущее человечества глазами эколога // Общественные науки и современность. 1997. № 3. С.34−56.
  105. А. Послесловие к эпохе этнических революций // Знамя. 1993. № 5. С.65−83.
  106. В.Л. Глобализация: иллюзии и реальность // Свободная мысль -XXI. № 1. 2000. С.26−36.
  107. В.Л. Современный постмодернизм: конец социального или вырождение социологии? // Вопросы философии. 1998. № 9. С.76−83.
  108. И.Н. Теория цивилизаций на рубеже XXI века // Общественные науки и современность, 1999. № 2. С. 120−131.
  109. Г. Н. Роль исторической преемственности в развитии науки. -М., 1969.-214с.
  110. Ито Ш. Ренесанс XII века. Арабское влияние на Запад. Токио. 1993. -342с.
  111. Ито Ш. Рождение цивилизаций. Токио. 1988. — 452с.
  112. Ито Ш. Сравнительное изучение цивилизаций. Токио. 1990. — 362с.
  113. В.М. Традиции и исторический процесс. М., 1994. — 160с.
  114. С.Т. Ленинизм о сущности нации и пути образования интернациональной общности людей. М., 1969. — 367с.
  115. П.П., Закович Н. М. Советская гражданская обрядность. М., 1967. -230с.
  116. К.М. Путь к цивилизации каков он? // Вопросы философии. 1992. № 11. С.34−43.
  117. К.М. Четвертый виток истории // Вопросы философии. 1996. № 8. С.2−27.
  118. В.М. Национальные традиции: сущность, генезис, перспективы развития. Кишинев, 1991. — 84с.
  119. .Р. К характеристике сущности нации и межнациональных отношений//Общественные науки в Узбекистане. 1991. № 9. С.27−33
  120. Китайский национальный характер. Т.2. Пекин. 1990. — 340с.
  121. С., Уразметов В. Интернет: Среда обитания информационного общества // ИФВЭ, МФТИ. Протвино, 1995. С.34−68.
  122. С.Г. Измерения ценностных оснований идентификации // Социологические исследования. 1995. № 1. С.59−72.
  123. С.Г. Социальная идентификация в условиях общественных перемен//Человек. 1995. № 3. С.26−35.
  124. В.О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. -М., 1968.-560с.
  125. Г. С. Диалектика повседневности // Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М., 1993. С. 37.
  126. Е.Н., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировидение // Вопросы философии. 1992. № 2. С.47−61.
  127. В.И. Проблемы предмета и методологии общей теории права. -Л., 1989-- 382с.
  128. В.В. Современность постмодерна // Вопросы философии. 1995, № 10. С.105−127.
  129. В. Цивилизация XXI века // Свободная мысль. № 11. 1996. С.34−67.
  130. Г. Г. Философско-социологический анализ национальной культуры. Автореф. Дисс. д-ра филос. наук. М., 1991. — 24с.
  131. В.А. Россия и мировые модернизации // Pro et Contra. Т.4. № 3. 1999. С.89−111.
  132. В.А. Ориентиры грядущего: постиндустриальное общество и парадоксы истории // Общественные науки и современность. 1993. № 2. С.165−175.
  133. В. На пороге нового тысячелетия. Культура будущей Европы // Вопросы философии. 1997. № 5. С.103−126.
  134. М.В. Главной задачей по-прежнему остается проникновение в сущность этнических связей // Советская этнография. 1986. № 5. С.34−56.
  135. Кун Т. Структура научных революций. М., 1976. — 296с.
  136. В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. Нижний Новгород. 1994. — 227с.
  137. В.А. Пост-пред-гипер-контр модернизм: концы и начала // Вопросы философии. 1998. № 5. С.135−143.
  138. М.И. Национальное самосознание и межнациональные отношения. Нальчик. 1992. — 176с.
  139. Н.М. «Синдром навязанной этничности» и способы его преодоления // Этническая психология и общество. М., 1997. С.101−116.
  140. В.Ф. Философия в современном мире // Общественные науки и современность. 1994. № 1. С.87−103.
  141. Л.В. Кризис футурологии и МКБ концепция // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1996. № 2. С. 15−25.
  142. В.А. Переход к новым технологиям: революция или «скачок внутри скачка»? // Общественные науки и современность. 1999. № 3. С.122−130.
  143. Ю.М. Беседы о русской культуре. М., 1994. — 264с.
  144. Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992. — 430с.
  145. Н. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества // Социо логос: социология, антропология, метафизика. Вып.1. — М., 1991.С.186−199.
  146. B.C. Еще раз о конце истории // Вопросы философии. 1994. № 7,8.
  147. А.П. Социальная модернизация в современной России. М., 2000. -216с.
  148. Э.С. К проблеме осмысления локального многообразия культуры // Советская этнография. 1980. № 3. С.43−65.
  149. Э.С. Узловые проблемы культурной традиции // Советская этнография. 1981. № 2. С.64−86.
  150. В.В. Основные закономерности процесса интернационализации общественной жизни: социально-философский анализ. Новосибирск, 1989. — 169с.
  151. В.Г. Европейское информационное пространство. М., 1999. — 365с.
  152. Д.Л. За пределами росуга // Вестник Московского университета. Сер. 12, Политические науки. 1995. № 5. С.51−67.
  153. А.Н. Размышления о нациях: Опыт перестройки понимания национального развития. Барнаул, 1989. — 164с.
  154. Мировая цивилизация рождается и живет сотворчеством народов. Беседа с Р. Г. Абдулатиповым // Этнополитический вестник. 1994. № 1. С.58−74.
  155. Ю.И. Основные компоненты культуры этноса // Методологические проблемы исследования этнических культур. Ереван. 1978. С.20−65.
  156. Н.Н. Новая планета. Размышления о судьбе цивилизации // Нева. 1995. № ю. С.43−56.
  157. Н.Н. Высокое соприкосновение // Вопросы философии. 1985. № 9. С.24−42.
  158. Н.Н. Информационное общество как этап новейшей истории //
  159. Свободная мысль. 1996. № 1. С.54−68
  160. Н.Н. Информационное общество: возможность и реальность // Полис. 1993. № 3. С.3−34.
  161. Н.Н. Мир XXI века и христианская традиция // Вопросы философии, 1993. № 8. С.3−14.
  162. Н.Н. Размышления о национализме // Социально-политический журнал. 1994. № 3−6. С.7−10.
  163. Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ //Вопросы философии. 1995. № 1. С.3−30.
  164. Н.Н. Универсальный эволюционизм // Вопросы философии. 1991. № 3. С. 3−28.
  165. Ч. Куда движется мировое сообщество? // Социс. 1991. № 12. С.45−56.
  166. О.Б. Национальное самосознание: (социально философский анализ). — М., 1992. — 185с.
  167. В.Ш. Социально философская антропология как источник гуманизации образования. — Нальчик. 1997. — 265с.
  168. Дж., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы? Мегатенденции: Год 2000 -М., 1992. -414с.
  169. Новая постиндустриальная волна на Западе / Под редакцией B.JI. Иноземцева М., 1999.-678с.
  170. В.И. Формирование нравственных традиций и привычек в советском обществе. Пермь, 1963. — 265с.
  171. Новости из Ирана (бюллетень посольства ИРИ в России), 8.09.1995. № 7. С.6−23.
  172. Э.А. Проблемы модернизации в России: культурные аспекты // Теоретические основания культурной политики. М., 1993. С.5−16.
  173. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс / Дегуманизация искусства и другие работы. -М., 1991. -480с.
  174. О. А. Американская социология о традициях в странах Востока. -М., 1985. -369с.
  175. О.А. Буржуазная наука о проблеме традиций в развивающихся странах Востока. Диссерт. на соиск. уч. степ. к. и.н. М., 1983. — 24с.
  176. А.С. Глобальное политическое прогнозирование. М., 2000. -352с.
  177. А.И. Динамика традиций и возможность их историковедческо-го истолкования // Народы Азии и Африки. 1981. № 5. С.34−47.
  178. А.И. Традиции и культурно-исторический прогресс И Народы Азии и Африки. 1981. № 4. С.23−38.
  179. М.К. Человек и культура в научно-технической революции // Вопросы философии. 1990. № 5. С.79−92.
  180. Н.И. Проблемы диалога цивилизаций: По материалам международного симпозиума на тему: «Диалог цивилизаций Восток-Запад» // Вопросы философии. 1996. № 1. С.79−93.
  181. Ю.Л. Мировая урбанизация и Россия на пороге XXI века // Общественные науки и современность. 1996. № 3. С. 12−22.
  182. В.В. Системный подход к этносу (к постановке проблемы) // Расы и народы. Вып. 16. М., 1986. С. 12−30;
  183. Т., Барклай Р., Кеннеди Дж., Кини М., Барджер Р. Сравнительный анализ методов коммуникации в аэрокосмической области России и США // Научно-техническая информация. 1993. Сер.1. № 10. С.7−13.
  184. Ю.В. Процесс интернационализации у народов Севера: Теоретико-методологический анализ. Новосибирск, 1990. — 124с.
  185. .Н. Семейная культура народов Северо-Востока России: Традиции и инновации. Новосибирск, 1993. — 187с.
  186. В.Д. Мир накануне третьего тысячелетия // Общественные науки и современность. 1997. № 3. С.23−45.
  187. М.А. Современные тенденции мировых интеграционных процессов //США: Экономика. Политика. Идеология. 1997. № 8. С.5−19.
  188. А.И. Кризис, технология и демография: (о концепции предотвращения мирового кризиса) // Новое время. 1994. № 2. С.32−44.
  189. Постмодернизм и культура (материалы круглого стола) // Вопросы философии. 1993, № 3. С.87−98.
  190. Проблемы философии истории: Традиции и новация в социокультурном процессе. М., 1989. — 278с.
  191. А.И. Новый подход к взаимосвязи истории информации и культуры: пример России //Вопросы философии. 1994. № 4. С.14−34.
  192. А.И., Андрианова Т. В. Философия компьютерной революции // Вопросы философии. 1986. № 11. С.72−81.
  193. А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991. — 287 с.
  194. Н.Ф., Шупер В. А. Кризис науки или беда цивилизации? // Вопросы философии. 1991. № 6. С.34−56.
  195. Л.И. Страны Востока: проблема исторического синтеза традиционности и современности //Вестник АН СССР. 1984. № 7. С.64−92.
  196. П. Герменевтика. Этика. Политика. М., 1995, — 456с.
  197. Россия в мире XXI века. Материалы обсуждения. // Полис. 1993. № 4 6.
  198. С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. — 654с.
  199. В.О. Поиск новой стратегии мирового социального развития // Социс. 1995. № 8. С.23−45.
  200. В.О., Халман Д., Эстер П., Рукавишникова Т. П. Россия между прошлым и будущим // Социс. 1995. № 5. С.75−90.
  201. Е. Индустриальное общество перед лицом перемен // Свободная мысль. 1997. № 2. С.23−32.
  202. А.Д. Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе // Вопросы философии. 1990. № 2. С.4−26.
  203. Л.А. Место русской культуры среди мировых культур // Полис. 1994. № 4. С.65−78.
  204. Э.П. Информатика: достижения, перспективы. М.1988. -245с.
  205. О.А. Соотношение новаций и традиций в цивилизационном процессе // Философия и общество. 1999. № 2. С. 190−213.
  206. А.А. Стабильна ли наша цивилизация? // Свободная мысль. 1995. № 5. С.28−32.
  207. П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. -542 с.
  208. В.Р. Мир на пороге XXI столетия. Материалы для изучения обществознания // История. 1995. № 6. С.65−73.
  209. B.C., Толстых В. И. Демократия и судьбы цивилизации // Вопросы философии. 1996. № 10. С.34−45.
  210. А.А. Русский этнос в XX веке: этапы кризиса экстенсивной культуры // Мир России. 1994. № 2. С.54−78.
  211. А.П. Информация и прогресс. Новосибирск, 1988. — 254с.
  212. И.В. Обычаи, традиции, преемственность поколений. М., 1976. -255с.
  213. Ч., Холопов Б. Этнический ренессанс: правомерен ли термин? //Дружба народов. 1989. № 2. С. 179−189.
  214. Д. Электронно-цифровое общество. М., 1999. — 432с.
  215. Р. История западного мышления М., 1995. — 287с.
  216. Теория общества. Сборник /Пер. с нем., англ./ М., 1999. — 416с.
  217. Г. Принадлежность к культуре, местоположение в структуре и человеческое действие: объяснение в социологии и социальной науке. Теория общества. Сборник. М., 1999. С.73−103.
  218. В.А. Очерки теории и политики этничности в Российской Федерации. Москва, 1997. — 264с.
  219. В.А. Социальное и национальное в историко антропологической перспективе // Вопросы философии. 1990. № 12. С.2−24.
  220. В.А. Что есть Россия? (Перспективы нациестроительства) // Вопросы философии. 1995.№ 2. С.2−21.
  221. А. Дж. Постижение истории. М., 1991. — 736с.
  222. С.А. Проблема типов этнических общностей // Вопросы философии. 1964. № 11. С.65−83.
  223. А. Америку ждет раскол или единство с азиатским оттенком// Независимая газета. 1994. 7 июня. С. 5.
  224. А. Власть, раса, культура / Новая технологическая волна на Западе. -М., 1984. С.276−288.
  225. А. На пороге будущего // «Американская модель»: с будущим в конфликте. М., 1984. — 343с.
  226. А. Футурошок СПб., 1997. — 464с.
  227. О. Третья волна. М., 1999. — 784с.
  228. Традиции и революции в истории науки. М., 1991. — 347с.
  229. А.Д. Информатизация общества. Введение в социальную информатику. М., 1990. — 365с.
  230. А.Д. Путь в ноосферу: Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации М., 1993. — 361с.
  231. П. Наука в свободном обществе. Избранные труды по методологии науки. М., 1992. — 459с.
  232. Е.А. Эволюция методологии XX века. // Вопросы философии. 1995. № 7. С.38−44.
  233. E.JI. Интеллектуальная революция // Вопросы философии. 1986. № 8. С.33−45.
  234. В. Человек в поисках смысла. М., 1990. -470с.
  235. Ф. Конец истории // Вопросы философии, 1990. № 3. С. 134−148.
  236. М. Европейский нигилизм // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. С.45−67.
  237. Ф. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. М., 1992. -180с.
  238. Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы современности (социально-философский анализ). Майкоп, 1997.-196с.
  239. С. Столкновение цивилизаций // Полис. 1994. № 1. С.33−48.
  240. Я. Л. Нравственность и традиции. М., 1971. — 250с.
  241. Р. «Регионализм как противоядие. Национальные конфликты и распад государства» //Актуальные проблемы Европы. Вып. 3. С. 19−26.
  242. Л.Л. Современные этнополистические процессы на Северном Кавказе: концепция этнической субъектности. Ростов на/Д, 1997. — 143с.
  243. Н.Н. Проблемы типологизации этнических общностей в трудах советских ученых // Советская этнография. 1967. № 4. С.56−87.
  244. М.А. Глобализация: сущность, нынешняя фаза и перспективы //Pro et Contra. Т.4. № 4. 1999. С. 114−127.
  245. К.В. Народные традиции и фольклор. М., 1986. — 340с.
  246. К.В. Русские народные социально-утопические легенды (17−19 вв.) М., 1967.-245с.
  247. Р.Г. Апсуара как основа нравственности и нравственного воспитания абхазов. Гагра, 1995. — 284с.
  248. А.Ю. Национальные ценности и человек. Майкоп, 1996. — 168с.
  249. А.Ю. Национальные ценности. Майкоп, 1997. — 198с.
  250. Г. Х. Фиаско футурологии. М., 1972.-352с.
  251. К. Планетарная напряженность между Востоком и Западом и противостояние Земли и Моря // Основы геополитики. М., 1977. — 732с.
  252. А. Избранные произведения. М., 1992. — 680с.
  253. О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. 1. Гештальт и действительность/ Пер. с нем., вступ. ст. и примеч. К. А. Свасьяна. -М., 1993.-663 с.
  254. А., Зараковский Г., Попов Л. Цивилизация и изменение природной среды // Человек. 1994. № 5. С.34−56.
  255. П. Социология социальных изменений. М., 1996. — 416с.
  256. В.А. Новый технократизм. Феномен техники в контексте духовного производства. Н. Новгород, 1995. — 187с.
  257. Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание. Нальчик, 1999. -303с.
  258. В.И. Личность в условиях модернизации // Человек. 1991. № 3. С.5−10.
  259. Ю.В. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы//Вопросы философии. 1997. № 1. С.89−102.
  260. К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. М., 1991. -527 с.
  261. Adorno T.W. Horkheimer М. Dialectic der Aufklarung. Philosopphische Fragmente. Frankfurt a/M, 1969. — 275 s.
  262. Adorno T.W. The star down to earth and other essays on the irratinal in culture. L.- N. Y, 1994. — 175p.
  263. Appadurai A. Modernity at large: cultural dimensions of globalization. L., 1996. -229p.
  264. Bellah R.N., Madsen R., Sullivan W.M., Swidler A., Tipton S.M. The Good Society. N.Y., 1992.-347p.
  265. Braun Ch.-F. von. The Innovation War. Industrial R&-D the Arms Race of the 90s. Upper Saddle River -N.J., 1997. 286p.
  266. Breton A. Introduction to an economic of culture: a liberal approach // Cultural industries: a challenge for the future of culture. P., 1982. — P.40−51.
  267. Chiku K. S. The near future of science and technology resources in Japan // 11th Meeting of IATUL, April 15−19,1985. Oxford, P.77−87.
  268. Clark C. The conditions of economic progress. L., 1957. -720p.
  269. Clinton W. J., Gore A. Technology for Americas Economic Growth a New Direction to Build/Executive Office of the President. -Washington, DC., 1993.
  270. Coomaraswamy A. Essays in Post Industrialism: A Symposium of Prophecy Concerning the Future of Society. — L., 1914. — 235p.
  271. Dordick H.S., Wang G. The Information Society: A Retrospective View.
  272. Newbury Park L., 1993. — 168p.
  273. Drucker P.F. Landmarks of tomorrow: a report on the new «post-modern» world -N.J., 1996. -270p.
  274. Drucker P.F. The Next Information Revolution // Forbes ASAP. August 24. 1998. Оригинал статьи находится на сервере журнала Forbes ASAP по адресу http://www.forbes.com/asap/98/0824/046.htm
  275. Erikson Е. Insight and responsibility- lectures on the ethical implications of psychoanalytic insight. N.Y., 1964. — 256.
  276. Erikson E. Psychosocial Identity // A Way of Lookingat Things Selected Papers/Edited by S. Schlein. N.Y., 1995. P.675−679.
  277. A Forum of Futurists Markley O.W. // Planning Review. 1995. Y23. № 6. P.13.
  278. Giddens A. The Consequences of Modernity. Cambridge, 1990. — 186p.
  279. Glazer N. and Moynihan D.P. Beyond the melting pot- the Negroes, Puerto Ricans, Jews, Italians, and Irish of New York City. Cambridge, 1970. — 363p.
  280. Information Society: Challenges for Politics, Economy and Society. -http:www.bmwi-info2000.de/gip/fakten/zveie/index.html
  281. ISDN. Integrated Service Digital Network Computer Networks and High -Performance Computing, Hearing, Subcommittee on Science, Technology and Space of the Committee on Commerce, Science and Transportation, Senate 100−2, 08−11−88. Washington, 1988
  282. Ishida Takeshi- Japanese Political Culture: Change and Continuty. London, 1983. P.70−71.
  283. Jensen M. The Status of African Information Infrastructure, Addis Abeba, через http://www.un.org/Depts/eca/adf/codipapl.htm.- International Telecommunication Union, Genf, Internet indicators, 10.7.2000.
  284. John. R.R. American Historians and the Concept of the Communications Revolution // Information Acumen. The Understanding and Use of Knowledge in Modern Business / Ed. by L. Bud-Frierman. London und New York., 1994.1. Р.143−165.
  285. Katz R.L. The Information Society: An International Perspective. N.Y., 1988. — 168p.
  286. Kymlicka W. Multicultural citizenship: a liberal theory of minority rights. -Oxford, 1995. 280p.
  287. Machlup F. The Production and Distribution of Knowledge in the United States. Princton, 1962. — 416p.
  288. Mandel M J. The High-Risk Society. Peril and Promise in the New Economy. N.Y., 1996.-227p.
  289. Masuda Y. Hypothesis on the Genesis of Homo Intelligence. // Futures. 1985. V.17. № 5. P.492−494.
  290. Masuda Y. The Information Society as Post-Industrial Society. Wash., 1980. — 172p.
  291. Mattelart A., Piemm J-M. Cultural industries: the origin of the idea // Cultural industries: a challenge for the future of culture. P., 1982. P.51−63.
  292. Porat M., Rubin M. The Information Economy: Development and Measurement. Wash., 1978.-378p.
  293. Riesman D. Leisure and Work in Post-Industrial Society //Larrabee E., Mey-ersohn R. (Eds.). Mass Leisure. Glencoe (III.), 1958. P.363−385.
  294. Robertson D.S. The information revolution // Communication Press. N.Y. 1990. V.17. № 2. 139−149.
  295. Robertson R. Globalization. Social Theory and Global Culture L., 1992. -211p.
  296. Rubin M.R., Huber M.T. The Knowledge Industry in the United States, 19 601 711 980. Princeton, N.J., 1986.-229p.
  297. Shils E. Tradition and Liberty. Antinomy and Independents // Ethics. 1958. Vol. XLVIII. № 3. P. 123−160.
  298. Smith A.D. Nationalism and modernism: a critical survey of recent theories of nations and nationalism. L., N.Y., 1998. -270p.
  299. Snyder F.P. Roller-Coaster 2000: the Strategic Outlook for Employment in Trans-Millennial America //CUPA Journal. V.46. № 4. P. 1−12.
  300. Stonier T. The wealth of information: a profile of the post-industrial economy. L., 1983.-224p.
  301. Taylor Ch. Cross-Purposes: The Liberal-Communitarian Debate // Liberalism and Moral Life / Ed. Rosenblum N. Cambridge, 1989, P.223−224.
  302. Veblen Th. The Theory of Business Enterprise. N.Y., 1978. — 401p.
  303. Vienna Declaration, SUM (93) 2, 9 October 1993.
  304. Waldron J. Multiculturalism and Minority Rights. Oxford, 1995. — 234p.
  305. Waters M. Globalization. L., N.Y., 1996. — 354p.
  306. Wege in die Informationsgesellschaft: Status quo und Perspektiven Deutschlands im internationalen Vergleich / Fachverband Informationstechnik. -http://www.bmwi-info2000.de/gip/fakten/status/index.html
  307. Wheeler D.L. Global culture or culture clash: new information technologies in the Islamic world a view from Kuwait // Communication research. — L., 1998. Vol.25, № 4. P.359−376.
  308. Wright. M The Last Stand of Chinese conservatism. Stanford, 1957. — 426p.
Заполнить форму текущей работой