Актуальность исследования. Важная роль в защите завоеваний Великой Октябрьской социалистической революции и решении задач коммунистического строительства в СССР принадлежит органам внутренних дел Советского государства. Это обусловливает то внимание, которое КПСС и Советское государство придавали и придают деятельности органов внутренних дел, повышению эффективности их работы, совершенствованию всей системы законодательства, регулирующего их организацию и функционирование.
Принципиальные положения, связанные с укреплением правопорядка, борьбой с преступностью, организацией и деятельностью органов внутренних дел, содержатся в решениях съездов партии, постановлениях пленумов ЦК КПСС и других партийных документах, актах высших органов государственной власти и управления СССР.
Отправным положением, определяющим главные направления работы всех партийных и государственных органов в данных вопросах, являются программные указания партии обеспечить строгое соблюдение социалистической законности, искоренение всяких нарушений правопорядка,.
1) ликвидацию преступности, устранение всех причин ее порождающих. J.
Дальнейшее развитие указанные задачи получили в решениях ХХШ^, ХХ1У?) ХХУ, съездов КПСС и других партийных документах. ". мы уделяли и будем впредь уделять постоянное внимание совершенствованию деятельности милиции, прокуратуры, судов, органов юстиции, которые стоят на страже советской законности, интересов советского общества, прав советских гравдан" , — подчеркивалось в Отчетном докладе ЦК КПСС ХХУ съезду партии.^.
На важную роль органов внутренних дел в укреплении социалистической законности и правопорядка в условиях развитого социалис.
1) См. Программа КПСС. М., 1974, с. 106.
2) Материалы ХХШ съезда КПСС. М., 1966, с.77−78.
3) Материалы ХХ1У съезда КПСС. М., 1971, с.80−81.
4) Материалы ХХУ съезда КПСС. М., 1976, с. 82. тического общества специально было обращено внимание на ХХУ1 съезде КПСС.1).
В основе всей деятельности органов внутренних дел Советского государства на протяжении всей истории их развития лежат требования, установленные Конституцией. И это характерно не только для органов внутренних дел. С победой Великой Октябрьской социалистической революции и принятием первой советской Конституции — Конституции РСФСР 1918 г. все органы Советского государства действовали и действуют на основе и в полном соответствии с Конституцией.
Исключительно большое значение для дальнейшего совершенствования организации и деятельности органов внутренних дел имеет Конституция СССР 1977 г., хотя сами органы внутренних дел в ней и не упоминаются. Конституция, являясь ядром всей советской правовой системы, определяет исходные начала организации и функционирования институтов, объединяемых механизмом социалистического народовластия, составной частью которого являются органы внутренних дел. Поэтому закрепляемые Конституцией СССР общие принципы организации всего государственного механизма имеют определяющее значение для дальнейшего все более полного и эффективного выполнения органами внутренних.
2) дел возложенных на них задач и функций.
Важную роль для дальнейшего совершенствования деятельности органов внутренних дел имеет закрепление в Конституции СССР социалистической законности как принципа, лежащего в основе функционирования всего государственного механизма. «Советское государство, все его органы, — записано в ст. 4, — действуют на основе социалистической законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан» .
1) Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., 1981, с. 65.
2) См. Григорян Л. А. Конституция СССР — правовая основа организации и деятельности органов внутренних дел. В кн. Труды Академии МВД СССР. М., 1982, с.3−4.
В целях практического претворения в жизнь конституционных положений ЦК КПСС 2 августа 1979 г. принял постановление «Об улучшении работы по охране правопорядка и усилении борьбы с правонарушениями», наметившее пути дальнейшего улучшения профилактики правонарушений, усиления борьбы с преступными и другими антиобщественными проявлениями, совершенствования деятельности всех правоохранительных органов, в том числе органов внутренних дел, по обеспечению и охране социалистической законности, интересов общества,.
1) прав и свобод советских граждан. '.
В нашей стране накоплен большой опыт по формированию конституционно-правовых основ организации и деятельности органов внутренних дел. Это прямо обусловливает необходимость его глубокого и всестороннего исследования в целях использования для дальнейшего совершенствования конституционно-правового регулирования деятельности органов внутренних дел и повышения эффективности их работы на современном этапе развития государства и общества.
Вопросы истории формирования органов внутренних дел и их развития стали предметом исследования уже в первые годы существования Советского государства. Однако они рассматривались тогда лишь как один из частных аспектов становления и развития Советского государства. В этот период появляются также отдельные статьи и воспоминания, в которых затрагивались некоторые проблемы становления организационной структуры органов внутренних дел и основных направлений их деятельности.
В последующем процессы создания органов внутренних дел исследуются уже более всесторонне. В 60-е годы появляются работы, более детально рассматривающие вопросы становления и развития органов внутренних дел, их деятельности в области советского строительства.
1) Справочник партийного работника. Выпуск двадцатый. М., 1980, с. 414.
— б на местах, обеспечения охраны революционного порядка и осуществления исправительно-трудовой политики.
Труды, специально посвященные исследованию процессов формирования организационной структуры и основных направлений деятельности органов внутренних дел, развития системы управления ими в первые годы существования Советского государства, тенденций их развития, начали появляться лишь в конце 60-х — начале 70-х гг. Среди них особо следует выделить работы Р. С. Мулукаева, впервые детально исследующего процессы формирования правовых основ организации и деятельности органов советской милиции в первые годы Советской власти.
Однако, несмотря на довольно значительное количество имеющихся работ, далеко не все стороны данной проблемы исследованы с достаточной полнотой. В частности, практически не изучена проблема, связанная с развитием конституционно-правового регулирования организации и деятельности органов внутренних дел.
Вместе с тем исследование проблем, связанных с развитием конституционно-правового регулирования организации и деятельности органов внутренних дел, имеет важное научное и практическое значение. Это позволит более глубоко и всесторонне обобщить опыт законодательного закрепления организации и деятельности органов внутренних дел, будет способствовать дальнейшему укреплению правовых основ функционирования органов внутренних дел, совершенствованию системы их правового регулирования.
Разработка данной проблемы имеет также большое политическое и идеологическое значение. На протяжении всей истории существования Советского государства, его внутренняя политика и деятельность органов внутренних дел являлись объектом постоянных нападок со стороны представителей буржуазной науки и политики, которые пытались и пытаются исказить историю органов внутренних дел, представить их деятельность как не опирающуюся на закон, противоречащую закону. Однако вся практика социалистического строительства убедительно свидетельствует, что Советское государство с первых же дней своего существования стремилось обеспечить защиту прав и интересов граждан, установить твердый правопорядок в стране, основанный на классовых принципах советской демократии. Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР товарищ К. У. Черненко, говоря о советской демократии, указывал, что «Наша V демократия по сути своей — демократия действующая, работающая. Ее расширение, совершенствование всей советской государственностиважное направление поступательного движения нашего общества. И партия — мотор, движущая сила этого прогресса. Всей своей внутренней жизнью она показывает пример подлинного социалистического демократизма, органического сочетания неотъемлемых прав и непреложных обя-1) занностей» .
Необходимость решительного отпора, аргументированной критики измышлений буржуазных фальсификаторов истории органов внутренних дел вытекает из решений июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, подчеркнувшего, что «активный отпор антисоветизму и антикоммунизму — это постоянное направление деятельности партийных комитетов, средств массовой информации» .
Важность изучения проблем конституционно-правового регулирования организации и деятельности органов внутренних дел, этапов их исторического развития, совершенствования на. основе накопленного опыта системы законодательства, регулирующего функционирование органов внутренних дел на современном этапе, необходимость активиза.
1) Черненко К. У. Народ и партия едины. Речь на встрече с избирателями Куйбышевского избирательного округа г. Москвы 2 марта.
1984 г. М., 1984, с. 21.
2) Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14−15 июня 1983 года. М., 1983, с. 74. ции борьбы с буржуазной идеологией, отсутствие специальных исследований, посвященных данной проблеме и обусловили выбор темы диссертации, ее основные цели и задачи.
Цели и задачи исследования. Настоящая работа имеет своей целью исследовать процесс формирования правовой базы и особенности правового регулирования организационной структуры и компетенции органов внутренних дел в соответствии с теми задачами, которые выдвигались перед ними’Советским государством на различных исторических этапах.
Поставленные в диссертации цели конкретизированы в следующих исследовательских задачах:
— определить место и роль конституционного законодательства в развитии организации и деятельности органов внутренних дел Советского государства;
— выявить особенности становления и развития правовых основ организации и деятельности Народного комиссариата внутренних дел РСФСР;
— выявить особенности процесса конституционно-правового закрепления организации и деятельности органов внутренних дел других советских республик;
— дать аргументированную критику измышлений буржуазной науки и политологии об отсутствии правовых основ организации и деятельности органов внутренних дел Советского государства.
Хронологические рамки исследования охватывают период с октября 1917 года по 1925 год. Указанный период фактически представляет собой самостоятельный этап в развитии конституционно-правового регулирования организации и деятельности органов внутренних дел. В этот период, завершившийся принятием Конституции СССР 1924 года, была заложена правовая база функционирования органов внутренних дел. Законодательство этого периода имело исключительно важное значение для определения организационной структуры и основных направлений деятельности, а также задач и компетенции органов внутренних дел Советского государства и в последующее время. Именно в это время были заложены принципы и сформированы основы советской государственной политики во всех отраслях государственного управления, получили соответствующее юридическое оформление основные направления деятельности органов внутренних дел, их права, обязанности и организационная структура и взаимоотношения с другими органами Советского государства.
Важнейшая роль в правовом регулировании организации и деятельности органов внутренних дел принадлежала Конституции РСФСР 1918 г. и Конституциям других советских республик. Они занимали главенствующее место в системе нормативных актов, определивших положение народных комиссариатов внутренних дел в механизме государства, формировавших правовые основы их функционирования.
Методология и методика исследования, научная обоснованность результатов исследования. Методологической основой исследования послужили труды классиков марксизма-ленинизма, директивные документы и материалы съездов Коммунистической партии, резолюции партийных конференций и пленумов и другие партийные документы.
В основу дссертационного исследования положен принцип партийности, требующий всестороннего и объективного анализа исторических явлений и принцип историзма, выражающийся в освещении событий в их последовательности и взаимообусловленности, в строгом соответствии с реальной исторической обстановкой.
Все вопросы избранной темы рассматривались в системном единстве. В исследовании нашли применение методы конкретно-исторического, формально-юридического, сравнительно-правового и системного анализа. В диссертации проанализированы Конституция СССР 1924 г. и конституции советских республик, акты высших органов государственной власти и управления РСФСР и других республик, а также нормативные акты их народных комиссариатов внутренних дел. у j/.
Диссертантом изучены материалы, содержащиеся в фонде ЦГАОР СССР: Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ф.1235), Совета Народных Комиссаров РСФСР (ф.130). а также ведомственные акты Народного комиссариата внутренних дел РСФСР, касающиеся правового регулирования различных аспектов организации и деятельности органов внутренних дел РСФСР, его структурных подразделений и учреждений на местах (ф.393).
Автором были также использованы материалы фондов Канцелярии Временного правительства (ф.1789), Министерства внутренних дел Временного правительства (ф.1788), Главного управления по делам милиции и по обеспечению личной и имущественной безопасности граждан (ф.1791), Департамента общих дел МВД Временного правительства (ф.1800).
При написании диссертации автор опирался на труды советских историков, юристов-теоретиков и историков государства и права: Е. Г. Гимпельсона, Е. Н. Городецкого, Л. А. Григоряна, Н. П. Ерошкина, Д. А. Златопольского, М. П. Ирошникова, Г. С. Калинина, И. И. Кизилова,.
A.П.Косицына, В. М. Курицына, А. И. Лепешкина, И. И. Минца, Б. М. Морозова, Р. С. Мулукаева, В. И. Разина, Э. Л. Розина, Е. А. Скрипилева, О. И. Чистякова и других ученых.
В диссертационном исследовании учтены фактические данные, полученные относительно тех или иных аспектов исследуемой темы в работах Л. Ф. Болтенковой, Г. С. Гурвича, И. А. Дорошенко, М. И. Еропкина, Т. И. Желудковой, А. П. Звягинцевой, В. М. Клеандровой, Т. М. Ковалевской, М. Т. Лихачева, В. А. Лукашова, А. Я. Малыгина, С. П. Маргунского,.
B.О.Миллера, А. В. Мищенко, Ш. Н. Петросяна, Л. П. Семыкиной, М. М. Славина, В. П. Портнова, В. Г. Смолякова, А. В. Сурилова и других.
— 11.
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем впервые в юридической литературе предпринята попытка определить место и роль конституционного законодательства Союза ССР, советских республик для развития организации и деятельности органов внутренних дел, выявить особенности становления и развития правовых основ организации и деятельности Народного комиссариата внутренних дел РСФСР и аналогичных наркоматов других советских республик, а также изменение правовой базы их функционирования в соответствии с задачами, поставленными Советским государством перед органами внутренних дел.
При исследовании этих проблем главное внимание уделяется формированию правовых основ организации и деятельности НКВД РСФСР. Это связано с тем, что все другие советские республики единообразно подходили к решению вопросов, касавшихся определения места органов внутренних дел в системе органов государственной власти и управления, что обусловливалось широким использованием опыта РСФСР в области конституционно-правового регулирования функционирования комиссариатов внутренних дел.
Основными положениями, которые выносятся на защиту, являются:
— вывод о том, что конституционное законодательство Союза ССР и советских республик занимало главенствующее место в системе нормативных актов, определявших место органов внутренних дел в механизме государства и формировавших правовые основы их функционирования ;
— вывод о неправомерности имеющейся в советской историко-правовой науке точки зрения, в соответствии с которой целый ряд функций, выполнявшихся органами внутренних дел Советского государства в начальный период их существования, рассматривается в качестве «несвойственных» им;
— вывод о неправомерности рассмотрения функции НКВД РСФСР по организации власти на местах как нарушения принципов демократического централизма в советском государственном строительстве;
— вывод о том, что процесс юридического оформления организации и деятельности органов внутренних дел имел свои особенности, отличавшие его от правового регулирования деятельности других органов советского государственного управления.
Практическое значение работы состоит в том, что в ней предпринята попытка выявить закономерности и особенности развития процесса конституционно-правового регулирования организации и деятельности органов внутренних дел Советского государства с момента их становления и, до принятия Конституции Союза ССР 1924 г.
Изучение этой проблемы позволяет более полно представить всю сложную и многогранную ^еятельно<^тьлартии и Советского государства по формированию правовых основ организации и деятельности органов государства диктатуры пролетариата в первые годы Советской власти, что имеет важное значение в плане дальнейшего развития науки истории государства и права, составной частью которой является история органов внутренних дел.
Результаты исследования и некоторые его положения используются в Академии МВД СССР в преподавании курса «История органов внутренних дел», а также курса «История государства и права» на Московском филиале юридического заочного обучения при Академии МВД СССР.
Конкретный историко-юридический материал, выводы и обобщения, содержащиеся в исследовании, могут быть учтены в процессе дальнейшего развития конституционно-правовых основ организации и деятельности органов внутренних дел, а также правотворчества, связанного с функционированием органов внутренних дел.
Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена и обсуждена на кафедре государственно-правовых дисциплин Академии МВД СССР. Полученные результаты и основные положения исследования сформулированы в статьях автора «Диверсии под флагом антикоммунизма» (в соавторстве), опубликованной в журнале «Молодой коммунист», 1979, № 9- «Правовые основы взаимодействия милиции с общественностью (1917;1936 гг.) (в соавторстве), опубликованной в журнале «Советское государство и право», 1983, № 9- «Создание, деятельность и слом МВД Временного правительства», опубликованной в журнале «Советские архивы», 1983, № 5. Положения диссертационного исследования использовались при подготовке аналитических справок и отчетов по отделу теоретических и конституционно-правовых основ управления органами внутренних дел Советского государства НЦИПУ Академии МВД СССР, в выступлении на научно-теоретической конференции «ХХУ1 съезд КПСС и задачи дальнейшего развития юридической науки в СССР», проводившейся в мае 1982 г. в Академии МВД СССР, в выступлениях на заседаниях кафедры государственно-правовых дисциплин Академии МВД СССР.
— 164 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Исследование проблем развития конституционно-правовых основ организации и деятельности органов внутренних дел Советского государства в период с 1917 по 1924 гг. позволило диссертанту сформулировать ряд выводов.
В ходе Февральской буржуазно-демократической революции в результате активной революционной деятельности народных масс аппарат Министерства внутренних дел самодержавия подвергся определенной реорганизации, а ряд звеньев, выполнявших функции принуждения (Департамент полиции, Штаб и отдельный корпус жаццармов, охранные отделения и др.), был упразднен. Временное правительство стремилось вместе с тем сохранить прежнее назначение МВД как орудия классового господства и подавления трудящихся, отщшто демонстрировало свою приверженность к организационной структуре, формам и методам деятельности старого МВД, оставить в неприкосновенности старое реакционное законодательство, регламентировавшее организацию и деятельность Министерства внутренних дел.
В этой связи в диссертации обосновывается вывод, что высказывавшаяся в литературе точка зрения о том, что в ходе Февральской революции МВД было лишено таких звеньев, которые определяли карательный характер его деятельности, требует уточнения. МВД было лишено органов непосредственного подавления масс, призванных осуществлять карательные функции, лишь в первые недели после победы революции. Факты свидетельствуют, что после февральских событий МВД не только не было лишено аппарата принуждения, но даже было реорганизовано в направлении его функционально-структурного укрепления.
После победы Великой Октябрьской социалистической революции началась коренная ломка старого государственного механизма.
Вопросы упразднения отдельных структурных подразделений аппарата МВД решались дифференцированно в зависимости от характера выполнявшихся ими функций. После победы революции сразу же были приняты акты, юридически закреплявшие упразднение наиболее реакционных звеньев аппарата МВД, а также тех подразделений, функционирование которых не было необходимым в новых условиях. В то же время ряд подразделений МВД временно продолжали исполнять те функции, которые не были непосредственно связаны с подавлением и принуждением трудящихся. Поэтому Советским государством не было принято специального акта, юридически закреплявшего ликвидацию МВД Временного правительства в целом.
С упразднением отдельных подразделений МВД Временного правительства постепенно ликвидировалась правовая база их функционирования. Специальный акт, который бы полностью ликвидировал всю правовую систему, определявшую положение Министерства внутренних дел, принят не был. В актах, регулировавших процесс слома аппарата МВД Временного правительства, прямо не говорилось об отмене старых правовых норм. Процесс ликвидации правовой базы, регламентировавшей деятельность МВД и его структурных подразделений, отражался в законодательстве Советского государства опосредствованно, в актах слома старого аппарата МВД.
Параллельно шел процесс становления нового, пролетарского органа охраны общественного порядка и внутреннего административного управления — НКВД РСФСР и формирования правовой базы его функционирования. Однако в начальный период было невозможно четко определить организационную структуру и компетенцию НКВД РСФСР. В связи с этим специальный нормативный акт, закреплявший организационную структуру комиссариата внутренних дел, и весь комплекс выполнявшихся им задач и функций не был принят.
В начальный период сфера деятельности НКВД РСФСР была весьма широка и охватывала различные, зачастую весьма разнородные области государственного управления. Более того, компетенция и организационная структура наркомата подвергались весьма частым изменениям в связи с освобождением его от выполнения ряда задач и функций или возложением на него новых. Естественно, что это затрудняло четкое определение и юридическое оформление компетенции НКВД РСФСР.
В первые месяцы существования Советского государства, до принятия Конституции РСФСР 1918 г., организация и деятельность органов внутренних дел регулировались прежде всего рядом основополагающих актов высших органов государства. Хотя в них прямо не упоминались органы внутренних дел, но эти акты, определяя общие принципы организации и деятельности органов Советского государства, тем самым объективно служили и правовой базой функционирования НКВД РСФСР. Кроме того, отдельные стороны деятельности НКВД регулировались уже тогда специальными актами высших органов государства.
В диссертации в этой связи делается вывод о необоснованности мнения, что в первое время существования НКВД РСФСР его деятельность вообще не была нормативно регламентирована. Организация и функционирование НКВД строились на основе актов высших органов Советского государства и ведомственных актов, регламентировавших отдельные стороны его деятельности.
Однако не все стороны деятельности органов внутренних дел получили в указанный период правовую регламентацию. Первые акты Советского государства определяли место отдельных органов в механизме государства лишь в общих чертах. Положение отдельных звеньев государственного аппарата в то время не получило развернутого правового закрепления. Не было принято и акта, который определял бы правовое положение НКВД РСФСР и его структурных подразделений. Законодательство доконституциоиного периода не могло еще регулировать все стороны деятельности НКВД.
Новый этап в развитии правотворчества об органах внутренних дел начался с принятием Конституции РСФСР 1918 г. Закрепление в Основном Законе принципов социалистического общественного и государственного строя, системы органов государства и их взаимодействия имело определяющее значение и для дальнейшего совершенствования организации и деятельности органов внутренних дел, укрепления правовых основ их функционирования. В ней впервые было определено место народного комиссариата внутренних дел в системе органов Советского государства.
Принятие Конституции РСФСР 1918 г. имело важное значение для дальнейшего узфепления правовых основ организации и деятельности органов внутренних дел других советских республик.
Анализ конституционного законодательства советских независимых и автономных республик позволяет сделать вывод о том, что они единообразно подходили к решению вопроса о месте органов внутренних дел в системе органов государства. В то же время в ряде республик имелись определенные особенности. В конституциях некоторых из них не содержалось указаний на органы внутренних дел, в других — правовое положение органов внутренних дел регламентировалось более подробно, чем Конституцией РСФСР 1918 г.
Подробное регулирование статуса народных комиссариатов внутренних дел во всех республиках было отнесено к текущему законодательству. Задачи и компетенция органов внутренних дел впоследствии были конкретизированы в специальных правовых актах, принятых в республиках.
После принятия Конституции РСФСР и конституций других советских республик законотворчество об органах внутренних дел стало более широким и всеобъемлющим. Нормы конституций явились правовой базой для развития законотворчества об органах внутренних дел. Принятие конституций, а также накопленный опыт позволили урегулировать правовой статус отдельных звеньев и подразделений наркоматов внутренних дел, а позднее принять общее Положение об НКВД советских республик.
В указанный период на НКВД РСФСР и народные комиссариаты внутренних дел других советских республик были возложены многие функции, не связанные непосредственно с охраной общественного порядка и внутренним административным управлением. На основе проведенного исследования в диссертации делается вывод, что рассматривать указанные функции, как несвойственные органам внутренних дел, неправомерно, а позиции авторов, рассматривающих в качестве «присущей» органам внутренних дел лишь функцию руководства органами советской милиции и исправительно-трудовыми учреждениями, спорной. Наличие у органов внутренних дел Советского государства на определенном этапе многообразных функций было предопределено историческими причинами и условиями государственного строительства.
Многоплановость функций НКВД в то время было явлением объективным. В частности, это относится к руководству советским строительством. Возложение на НКВД данной функции являлось в тот момент необходимостью, обусловленной тем, что аппарат Советского государства еще только формировался, а у НКВД имелся весьма широкий и разветвленный аппарат по руководству практически всеми отраслями управления на местах. Таким аппаратом в тот момент не обладал ни один другой государственный орган. Вместе с тем следует особо подчеркнуть, что руководящая роль в области советского строительства принадлежала прежде всего ВЦИК и СНК, направлявших деятельность НКВД и его органов на местах в указанной области и использующих их в качестве своего исполнительного аппарата. Это нашло свое отражение в Положении об НКВД РСФСР 1922 г., где указывалось, что НКВД РСФСР осуществляет «наблюдение за организацией и деятельностью местных органов управления в качестве исполнительного аппарата Президиума ВЦИК» .
Не только законы, но и подзаконные акты, регламентировавшие организацию и деятельность органов внутренних дел РСФСР, являлись основой для принятия аналогичных актов других республик. Вместе с тем различия в экономическом и культурном уровнях развития республик, особенности исторического, национального и бытового характера обусловливали определенное своеобразие в компетенции и организационной структуре органов внутренних дел.
Образование СССР явилось новым важным фактором в развитии правотворчества об органах внутренних дел. Продолжалось совершенствование организационной структуры и компетенции органов внутренних дел, укреплялась их правовая база. Происходил цроцесс дальнейшего освобождения органов внутренних дел от ряда выполнявшихся ими ранее функций. Деятельность Народных комиссариатов внутренних дел все более сосредоточивалась на охране общественного порядка и борьбе с преступностью, внутреннем административном управлении. Это находило отражение в законодательстве союзных и автономных республик.
Законодательство об органах внутренних дел в этот период развивалось в основном в рамках советских союзных республик. Однако образование единого союзного государства объективно вызвало необходимость установления все более тесных контактов между республиканскими Народными комиссариатами внутренних дел, проявившихся в принятии совместно Народными комиссариатами внутренних дел ряда нормативных актов.
Союзные республики еще сохраняли в тот период полную самостоятельность в решении вопросов, относившихся к ведению органов внутренних дел. НКВД республик подчинялись исключительно республиканским ЦИК и СНК. С объединением советских республик в единое союзное государство несколько изменился лишь порядок правового регулирования организации и деятельности органов внутренних делс некоторые стороны их работы стали регламентироваться актами V Союза ССР. Это диктовалось интересами обеспечения единства прац вовой политики в масштабах всего союзного государства.
Республиканское законодательство об органах внутренних дел практически оставалось неизменным. Акты Союза ССР лишь закрепляли на более высоком уровне за республиканскими органами внутренних дел некоторые функции, единообразное выполнение которых было необходимо на всей территории Союза ССР. Указанный порядок объективно способствовал усилению тенденции к взаимодействию органов внутренних дел всех советских республик и закладывал основы для формирования в последующее время единой общесоюзной системы органов внутренних дел Советского государства.
Данная тенденция по мере развития Советского государства, совершенствования всей системы его органов получала все большее развитие. В конечном итоге это привело к созданию в 1934 году общесоюзного (союзно-республиканского) НКВД, правовое положение которого регламентировалось общесоюзными актами.
Проведенное исследование таким образом показало, что органы внутренних дел Советского государства уже с первых дней своего существования действовали на основе закона, выражали интересы абсолютного большинства населения, строго придерживались требований социалистической законности. Утверждения представителей буржуазной науки об отсутствии правопорядка и законности в СССР, о якобы характерном для марксизма-ленинизма цренебрежительном отношении к праву как буржуазному социальному институту не имели и не имеют никаких оснований. КПСС и Советское государство с самого начала рассматривали право и социалистическую законность как объективную закономерномерность развития социалистического общества, как важнейший принцип советской государственности.