Международный туризм как сфера предпринимательской деятельности характеризуется спецификой, связанной с интернациональностью и разнообразием отношений, в которые приходится вступать лицам, так или иначе участвующим в организации отдыха и путешествий. Разнообразие этих отношений порождает определенную сложность правового регулирования. Так, например, в обслуживании туриста принимают участие перевозчики, особенности регулирования правоотношений с которыми дифференцируются в зависимости от того, каким видом транспорта осуществляется перевозка (воздушным, морским и т. д.). Особым образом регулируется предоставление гостиничных и связанных с ними услуг. Наконец, применение тех или иных норм законодательства зависит от целей поездки (например, при решении вопроса о том, является ли обслуживаемое лицо потребителем, а, следовательно, может ли пользоваться защитой соответствующих норм законодательства).
Другой стороной специфики международного туризма является неизменное наличие отношений с иностранным элементом. Последний может быть одной из сторон по договору или выражаться в юридическом факте, имевшем место за рубежом. В качестве юридического факта может выступать событие или действие, причинившее вред туристу. Однако, причинение вреда российским гражданам за рубежом, равно как и иностранцам в нашей стране, порождает обязательство не договорного характера, а деликт. Определение права, применимого к деликтным обязательствам, представляет собой отдельную, и довольно объемную проблему, исследование которой не является целью настоящей работы. Напротив, в данной работе рассматриваются коллизионные вопросы договорных обязательств. Прежде чем исследовать проблемы коллизионного регулирования договоров, на наш взгляд, необходимо уделить внимание и вопросам материально-правового характера.
Специфика материально-правового регулирования гражданско-правовых договоров в области туризма, как уже отмечалось, связана со сложной структурой договорных связей.
Для предоставления туристу комплекса различных услуг турфирма вступает в договорные отношения с лицами, осуществляющими различные виды деятельности — перевозку, гостиничное обслуживание и др. Смысл деятельности туристической фирмы состоит в предоставлении туристу возможности заключить договор с одним лицом — самой туфирмой, а не с несколькими различными.
Структуру договорных связей турфирмы можно охарактеризовать как трехступенчатую. На первой ступени находятся различные обслуживающие организации: транспортные компании, гостиницы, экскурсионные бюро, различные сервисные службы. На второй — находится сама турфирма. На третьей ступени — турист. При этом данная схема может быть осложнена наличием дополнительных звеньев, в качестве последних могут выступать турфирмы-посредники. Турфирмы, находящиеся на второй ступени приведенной выше схемы, являются организаторами турпоездок. Деятельность последних заключается не в оказании посреднических услуг, а в организации отдыха (путешествия) по своему усмотрению или по заказу туриста. В то же время современный уровень товарно-денежных отношений предполагает высокую степень разделения труда между узкоспециализированными субъектами предпринимательской деятельности. Следовательно, реализация производителями, услуг, результатов своей деятельности зачастую немыслима без участия посредников. Так, например, владельцы средств размещения (отелей, кемпингов и.т.п.) заинтересованы в наибольшем количестве посетителей, $ однако, привлечение последних требует немалых средств, расходование которых может сказаться на качестве гостиничного обслуживания. В связи с этим наиболее выгодным является путь использования турфирм,-которые предлагают услуги отеля на туристическом рынке. Успешная деятельность турфирм обусловлена, как правило, возможностью предлагать на рынке услуги других лиц (отелей, проката автомобилей, инструкторов и т. д.) в сочетании со своими собственными, например экскурсионными. Как правило, такие турфирмы осуществляют свою деятельность в стране, в которой туристу предоставляется соответствующее обслуживание, поэтому их принято называть принимающими турфирмами. Контрагентами последних становятся направляющие турфирмы, функции которых все больше сводятся не просто к комплектованию групп туристов, а к организации комплекса услуг на базе предложений принимающей Ш турфирмы. Направляющая туристов турфирма также может привлекать посредников, которые заключают договоры с потребителями — туристами.
Таким образом, отношения по туристическому обслуживанию характеризуются широким участием в них третьих лиц. При этом каждый из участников договора может являться третьим лицом с точки зрения правоотношений его контрагента с другими лицами. Так, например, принимающая турфирма является третьим лицом в отношениях между туристом и направляющей стороной. В свою очередь турист — третье лицо для контрагентов турфирмы, с которой он заключил договор.
Естественно, что подобная система договорных связей порождает определенные проблемы правового характера. Однако, несмотря на всю сложность рассматриваемых отношений, советское законодательство не содержало специальных норм для их регулирования.
Ситуация в законодательстве несколько изменилась в лучшую сторону с принятием Части второй Гражданского кодекса РФ, относящей договоры на туристическое обслуживание к обязательствам возмездного оказания услуг. Однако принятый впоследствии Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЭ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"1 (далее «закон о туристской деятельности») вступил в коллизию с нормами Части второй ГК РФ, в результате которой практика осуществления туристской деятельности пошла по пути, затруднившему определение правовой природы договоров, закдаочаемых ее субъектами.
Однако проблемы правового регулирования договорных отношений в сфере туризма связаны не только с наличием в специальном законодательстве норм, противоречащих общим правилам ГК РФ, но и с отсутствием норм, позволяющих правильно применять положения ГК РФ и других законов (в частности Закона РФ «О защите прав потребителей») к рассматриваемым отношениям. Данная проблема, прежде всего, вытекает из отсутствия в законе о туристской деятельности четкой регламентации ее видов. Последствия подобного пробела в законе выходят за рамки гражданско-правовых отношений, порождая проблемы в области публично-правового регулирования. Характерной иллюстрацией этого может служить дело, рассмотренное Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа в феврале 2000 г. Как следует из материалов дела, спор возник между органами государственной налоговой службы по г. Красноярску и ООО «Багира» о взыскании с последней суммы НДС с реализации путевок в Турцию. Истец (ООО «Багира») отрицал свою.
1 СЗ РФ 1996. № 49, ст. 5491.
2 Закон «О защите прав потребителей» от 07.02.92 № 2300−1 (в редакции Федерального закона <<0 внесении изменений и дополнений в Заокн РФ «О защите прав потребителей» от 17.12.1999 № 212-ФЗ//СЗ РФ от 20.12.1999, № 51, ст. 6287. обязанность по уплате налога, ссылаясь на действовавший в то время Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость», согласно которому деятельность по реализации туристско-экскурсионных путевок освобождалась от уплаты НДС. Однако суды первой, апелляционной и кассационной инстанций не признали «услуги по приобретению билетов, бронированию, проживанию, страхованию и визовому обслуживанию как туристический продукт». Как указывалось в постановлении суда кассационной инстанции, «.истец производил только комплектование групп и их отправку (организация чартерного рейса Красноярск-Стамбул-Красноярск). Согласно калькуляции на тур в г. Стамбул и образца путевки. истец не оказывал услуги по размещению и питанию туристов, экскурсионные услуги, услуги гидов. реализация истцом путевок, в которые не включена стоимость перечисленных услуг. не является деятельностью по оказанию туру слуг"3.
В сфере гражданско-правовых отношений подобные толкования могут привести к ущемлению интересов их субъектов. Кроме того, четкая регламентация видов туристской деятельности имеет большое значение для регулирования договорных отношений турфирм. Считаем, что такие отношения должны быть специально урегулированы в законе ввиду необходимости защиты слабой стороны в договоре, которой экономически более сильная сторона может навязать свои условия. Естественно, что такая практика не может не сказаться на интересах потребителя. Именно в целях защиты последнего в настоящей работе обосновывается необходимость введения в законодательство императивных норм, регулирующих договорные отношения турфирм и позволяющих квалифицировать их с точки зрения обязательственного права.
3 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 февраля 2000 года №А 3 3−9496/99-СЗ (а)-Ф02−181/2000;с 1 //Справочная правовая система гарант.
При решении вопроса о квалификации договорных отношений турфирм необходимо иметь в виду, что участие в таких отношениях иностранного лица может изменить их правовую природу в (материально-правовом смысле) и породить коллизионную проблему. Значение вопроса коллизионном регулировании внешнеэкономических контрактов турфирм не вызывает сомнений как минимум по двум причинам: 1) расширение географии международного туризма- 2) реформа российского законодательства в области международного частного права. Первая из названных причин порождает возможность применения к договорным отношениям норм малоизученных правовых систем, например стран Азии и Африки. Вторая требует пересмотра некоторых традиционных взглядов на решение коллизионных проблем. Говоря о договорах на туристическое обслуживание с иностранным лицом, следует помнить, что последнее может быть любой из сторон договора, т. е. потребителем может быть как российское, так и иностранное лицо, что может повлечь различные правовые последствия. Необходимо отметить, что вероятность заключения потребительских договоров с иностранным участием существенно возрастает в связи с растущим использованием технических возможностей сети Интернет и других современных технологий.
Особый интерес с точки зрения коллизионного права представляет собой проблема правового регулирования таймшеринга. Впрочем, последний интересен и как сфера возникновения договорных обязательств. Квалификация последних, дифференцирующаяся в зависимости от особенностей той или иной правовой системы, связана с характером, объемом и содержанием права пользования недвижимостью, предназначенной для отдыха.
Растущая популярность таймшеринга в нашей стране обусловлена объективными причинами — прежде всего экономического характера.
Однако некоторые его особенности, требующие определенной маркетинговой политики, побуждают компании к использованию недобросовестных методов привлечения потребителей. В результате таймшеринг за свою недолгую историю на российском рынке приобрел неоднозначную репутацию. Последняя, однако, не умаляет его достоинств, в связи, с чем многие российские потребители, желающие «приобрести таймшер» предпочитают вступать в договорные отношения с компаниями, осуществляющими свою деятельность в зарубежных странах, что делает актуальным вопрос о коллизионном регулировании договоров в сфере таймшеринга.
Актуальность темы
диссертационного исследования, таким образом, обусловлена несколькими факторами, первым из которых можно назвать необходимость совершенствования действующего законодательства, регулирующего отношения в области туристской деятельности в особенности в сфере международного туризма. Концентрация на проблемах международного туризма в свою очередь вызвана двумя причинами. Первой из них можно назвать ту роль, которую потенциально способен сыграть международный туризм в экономическом развитии России и ее дальнейшей интеграции в мировое сообщество. Так, по данным Платежного баланса Российской Федерации Банка России в 1999 г. удельный вес экспорта туристских услуг в общем объеме экспорта товаров и услуг составил 4,4%4. С учетом имеющегося природного и культурного потенциала России, можно с уверенностью говорить о том, что указанный показатель может быть гораздо выше, для чего необходимо создание соответствующих условий в том числе и в сфере правового регулирования туризма. Наличие адекватного регулирования внешнеэкономических отношений в области туризма может стать одним из.
4 Цит. по. Туризм в России. Статический сборник/Госкомстат России. — М, 2000, с. 18−23 факторов, способствующих привлечению иностранных туристических компаний, направляющих туристов. Кроме того, наличие специального законодательства позволит успешнее действовать на международном рынке и российским компаниям, осуществляющим туристскую деятельность общая численность которых в 1999 г. составляла более 3 0453. Для последних помимо регулирования вопросов, связанных с осуществлением ими внешнеэкономической деятельности, важное значение имеет регламентация внутренних гражданско-правовых отношений, связанных с осуществлением российскими гражданами поездок за рубеж. По данным Госкомстата в 1999 г. число российских граждан, выехавших за границу (кроме стран СНГ) составил 8 млн. 409 тыс. человек, большинство которых выехало в целях не связанных с служебными6. Подобная активность граждан в сфере выездного туризма также свидетельствует о необходимости наличия детального регулирования договорных отношений между турфирмами и туристами, в первую очередь в целях защиты прав потребителя. Основной проблемой правового регулирования в указанной сфере на сегодняшний день является противоречие между нормами Части второй Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее «закон о туристской деятельности»). Помимо противоречия нормам ГК РФ в качестве основных недостатков действующего специального законодательства в сфере туризма можно назвать отсутствие норм, позволяющих правильно применять положения ГК РФ и законодательства о защите прав потребителей. Примером существенного пробела в действующем законодательстве является отсутствие норм, посвященных договорным отношениям субъектов туристской деятельности. Проблемы,.
5 Там же порождаемые отсутствием адекватного регулирования туристской деятельности, обостряются применительно к отношениям в сфере международного туризма. Это вызвано тем, что для последних, так или иначе, характерно наличие в них иностранного элемента, и даже в тех случаях, когда речь идет о сугубо внутренних отношениях по международному туризму, определенные сложности связны с исполнещюм договора на территории зарубежных стран.
В связи с вышеизложенным другой причиной того, что тема исследования, посвящена проблемам договорных отношений именно в сфере международного туризма является реформа российского коллизионного права. Вступающая в силу с 1-го марта 20Q2 foда Часть третья ГК РФ содержит ряд новелл, ранее не имевших аналогов в отечественном законодательстве о международном частном праве. Одной из таких новелл является статья 1212, содержащая нормы о праве, подлежащем применения к договору с участием потребителя. Значение данных правил для регулирования отношений по международному туризму очевидно хотя бы по тому, что их применение к договорам в сфере туристического обслуживания особо оговаривается в тексте самой статьи 1212 (п.З). Кроме того, вероятность заключения договоров на туристическое обслуживание с иностранным участием значительно увеличивается с ростом числа пользователей технических возможностей сети Интернет, одним из неотъемлемых атрибутов которой стала, так называемая электронная торговля.
Не меньший интерес и, пожалуй, еще большее практическое значение имеет вопрос о коллизионном регулировании договоров между турфирмами. Диссертант полагает, что включение в Раздел VI.
6 Там же.
7 Российская газета № 233 от 28 ноября 2001 г.
Международное частное право Части третьей ГК РФ более гибких (по сравнению с нормами Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г.) коллизионных принципов может изменить существовавший в арбитражной практике подход к решению коллизионной проблемы внешнеэкономических контрактов в туризме.
Краткий обзор литературы.
Среди работ посвященных правовому регулированию международного туризма в настоящем обзоре, прежде всего, хотелось бы отметить те из них, которые касаются договорных отношений. Это, в первую очередь, монография В. Е. Иванова «Правовое регулирование иностранного туризма в СССР"8 и диссертационная работа А. П. Иванова «Правовое регулирование международных туристских отношений"9. Обе указанные работы были написаны в период, когда международный туристический обмен в нашей стране был явлением малоразвитым. Однако авторы указанных работ, судя по их содержанию, прекрасно осознавали значение международного туризма, в связи с чем, придавали самое серьезное значение проблемам его правового регулирования. Несмотря на схожесть в названиях указанных работ, они являются различными по содержанию: в книге В. Е. Иванова преобладает анализ практики туристической деятельности (главным образом ВАО «Интурист»), а в работе А. П. Иванова нашли отражение прогрессивные научные взгляды на проблемы материально-правового и коллизионного регулирования договоров в международном туризме.
8 Иванов В. Е. Правовое регулирование иностранного туризма в СССР. М., 1972. — 146с.
9 Иванов А. П. Правовое регулирование международных туристских отношений. Автореферат диссертации. кандидата юридических наук. М. 1974 г.
Отмечая неоспоримые достоинства обеих работ, мы вынуждены констатировать тот факт, что с момента их издания изменилась не только социально-экономическая и политическая ситуация в стране, но также и источники правового регулирования рассматриваемых отношений (в первую очередь нормы гражданского законодательства).
Принятие новых законов стимулировало интерес юристов, к рассматриваемой проблеме, выразившийся в десятке публикаций различных авторов в периодической печати. Помимо статей, взгляды авторов которых нашли отражение в настоящей работе, можно назвать работы таких авторов как В. Вепренцев10, Е. Комкова11, А.Е.Черноморец12, Д.В. Шустов13.
Несмотря на наличие значительного количества статейг число монографий в данной области невелико. Интерес среди них с научной точки зрения представляют лишь две работы: комментарий закона о туристской деятельности Я. Е. Парция и книга Е. Л. Писаревского «Туристская деятельность: проблемы правового регулирования». Обе названные работы содержат критику положений закона о туристской деятельности, противоречащих ГК РФ. Особенно глубокой проработкой проблем правового регулирования туристской деятельности характеризуется монография Е. Л. Писаревского, содержащая, помимо всего прочего, богатый сравнительно-правовой материал. Вместе с тем,.
10 Вепренцев В. Правовые аспекты вступления в договорные отношения с туристом. Турбизнес. 1999. № 10,с.42−43. Комкова Е.
Заключение
договора о туристском обслуживании. Российская юстиция, 1998, № 1, с.10−12.
12 Черноморец А. Е. Правовое регулирование зарубежных туристических поездок российских граждан. Российский юридический журнал, 1998, № 1.
13 Шустов Д. В. Правовые аспекты механизма реализации туристических услуг. Московский юрист, 1997, №¾, с. 35.
раздел работы E.JI. Писаревского, посвященный договорам, не затрагивает коллизионные вопросы их регулирования (очевидно, это связано с тем, что объектом его исследования является туристская деятельность в общем, а не проблемы международного туризма в частности).
Международно-правовым проблемам туризма посвящены работы Н.С. Барчуковой14, К.Г. Борисова'3, Ю.Н. Соколова16. Несмотря на то, что работы названных авторов касаются проблем международного туризма, вопросы коллизионного регулирования договорных отношений в них также не рассматриваются.
Цели диссертационного исследования.
В связи с изложенным выше главной целью настоящего исследования является решение следующих задач: изучить нормативную базу туристической деятельностиописать практику ее применениявыявить недостатки правого регулирования договорных отношений в международном туризмеустановить возможности их восполнения практикойсформулировать предложения по устранению указанных недостатков законодательством.
Объект и предмет исследования.
Объектом настоящего исследования являются гражданско-правовые отношения, складывающиеся по поводу организации туристских поездок за рубеж. В частности, договоры между направляющими и принимающими турфирмами, организаторами путешествий и посредниками между ними и туристами, договоры туристов с турфирмами. Поскольку в основе.
14 Барчукова Н. С. Правовое регулирование международного туризма на многосторонней основе: Учебное пособие. М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1990. 83сОна же Правовые проблемы развития международных туристских связей//В кн. Право и политика в развивающихся странах. — М., 1990. с. 155 164 s Борисов К Г. Международный туризм и право: Учебное пособие. -М.: «НИМП». 1999. -352с.
16 Соколов Ю. Н. Международный туризм и его правовое регулирование. М., 1969. 300с. исследования лежит посылка о комплексном характере туристического обслуживания, в работе не рассматриваются договоры перевозки, аренды транспортных средств, гостиничного обслуживания, опосредующие предоставления туристам отдельных услуг.
Предметом диссертационного исследования являются особенности правового регулирования гражданско-правовых договоров в туристической деятельности, предопределяющие их правовую природу и субъектный состав, а также связанную с этим специфику коллизионного регулирования.
Научная новизна диссертационного исследования выражается в том, что в нем впервые в отечественной литературе рассматриваются коллизионные вопросы договора на туристическое обслуживание и договоров в сфере таймшера (time-share, timesharing). Кроме того, в диссертации содержится первая после принятия Части третьей ГК РФ попытка анализа проблемы коллизионного регулирования договора с участием потребителя в российском коллизионном и зарубежном международном частном праве.
В работе не только выявляется правовая природа и специфика туристического обслуживания, но и обосновывается необходимость дифференцированного подхода к регулированию договоров, заключаемых с туристами, в зависимости от того, является ли другая сторона договора туроператором или турагентом.
Исследование дискуссионных вопросов, изучение точек зрения в специальной литературе, анализ законодательства, судебной и арбитражной практики позволили диссертанту сформулировать и вынести на защиту следующие выводы:
— в законе о туристской деятельности должны быть более четко определены и дифференцированы виды туристской деятельности, сформулированы основные условия договоров между ее субъектами;
— турагент не может являться стороной договора на туристическое обслуживание, он должен заключать его с туристом от имени туроператора. Если договор на туристическое обслуживание туриста заключается в отсутствие между турагентом и туроператоров соответствующего договора (агентирования, поручения, комиссии и т. п.), турагент должен считаться действующим от имени и поручению туриста, поскольку деятельность турагента заключается в оказании посреднических и информационных услуг;
— предметом договора на туристическое обслуживание является возмездное оказание туроператором комплекса туристических услуг, а не совершение действий по формированию такого комплекса;
— применение российским судом законодательства о защите прав потребителей, в силу норм ст. 1212 ГК РФ необходимо лишь в тех случаях, когда нормы выбранного сторонами права ухудшают положение потребителя относительно защиты, предоставляемой ему российским законодательством;
— предметом внешнеэкономического контракта по обслуживанию туристов является объединение средств и усилий для формирования тура, а не предоставление одной из сторон части услуг. Следовательно, при отыскании права, тесно связанного с таким договором, деятельностью, имеющей решающее значение для его исполнения, следует считать действия стороны, создающей возможности для предоставления туристу услуг в комплексе;
— деятельность по приему туристов не всегда является имеющей решающее значение для исполнения внешнеэкономического контракта между принимающей и направляющей турфирмами;
— для регулирования отношений по таймшерингу необходимо принятие специального закона, в основу которого может быть положена вещно-правовая концепция права периодичного пользования помещениями курортной недвижимости. При разработке такого закона должны быть учтены коллизионный и процессуальный аспекты регулирования соответствующих отношений.
Практическая значимость диссертационного исследования в том, что оно содержит анализ действующего законодательства, регулирующего договорные отношения в сфере туристического обслуживания, а также соответствующей судебной и арбитражной практики, описание практики осуществления туристской деятельности.
Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена и рекомендована к защите в Центре правовых проблем международных экономических отношений Института государства и права РАН. Отдельные положения диссертации нашли отражение в ряде статей, опубликованных сборниках научных статей Института государства и права РАН.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение
.
В завершение настоящей работы необходимо изложить некоторые выводы обобщающего характера, которые отразили бы новизну, актуальность и практическую значимость диссертационного исследования. Данные выводы могут в определенной части совпадать с тенденциями, наметившимися в области реформирования российского законодательства о туризме, однако их содержание носит принципиально самостоятельный характер и продиктовано самой логикой исследования и недостатками правового регулировании отношений по международному туризму.
1) Имеющее место в законе о туристской деятельности разделение ее субъектов на турагентов и туроператоров не имеет существенного значения для содержания договора на туристическое обслуживание. Вместе с тем, подобное положение вещей является неудовлетворительным для регулирования соответствующих отношений, что требуетвнесения изменений в действующее законодательство, направленных на дифференциацию субъектов туристской деятельности.
2) Нормы закона об основах туристской деятельности необходимо привести в соответствие с ГК РФ. Речь здесь, прежде всего, идет о нормах, регулирующих договорные отношения между туристом и турфирмой, из которых прямо должно следовать, что отношения по обслуживанию туроператором туристов представляют собой возмездное оказание услуг.
3) Предметом договора на туристическое обслуживание должно быть оказание туроператором комплекса, связанных между собой услуг туристу, объединенным общим понятием «тур». Понятие «туристский продуктправо на тур» подлежит исключению из закона об основах туристской деятельности, как не соответствующее общему смыслу гражданского права и сущности туристической деятельности.
4) Услуги, оказываемые туристу в порядке исполнения третьими лицами договора на туристическое обслуживание, являются услугами, предоставляемыми туроператором, а не указанными лицами.
5) Необходимо ввести в закон о туристской деятельности понятие туристической услуги, определив, что под ней следует понимать любую услугу, предоставляемую туристу туроператором в соответствии с договором на туристическое обслуживание.
6) Считаем необходимым ввести в закон о туристской деятельности нормы, регулирующие договорные отношения между туристом и турагентом. При этом следует установить, что договор, заключаемый между указанными субъектами, не является договором на туристическое обслуживание, а содержит обязательство турагента заключить такой договор с туроператором от имени и по поручению туриста.
7) Также необходимо сформулировать в законе об основах туристской деятельности условия договоров, заключаемых туроператорами и турагентами между собой.
8) Договор на туристическое обслуживание с туристом может заключаться турагентом только от имени и по поручению туроператору. При этом турагент не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора на туристическое обслуживание.
9) Туроператоры, осуществляющие туристическую деятельность в Российской Федерации не могут заключать договоры с турагентами, обозначая себя при этом в качестве агентов (комиссионеров) зарубежных турфирм. Данный вывод основывается на том, что все туристические услуги должны считаться оказываемыми туроператором самостоятельно, за исключением случаев предоставления отдельных услуг, не входящих в тур (реализация авиабилетов, бронирование гостиниц и т. п.).
10) Необходимо ввести в закон о туристской деятельности понятие внешнеэкономической деятельности в сфере туризма и ее субъектов, а также понятие организатора тура как стороны внешнеэкономического контракта.
11) Требуется принятие специального закона о деятельности в сфере таймшеринга, определяющего основные формы взаимоотношений сторон (модели таймшера). В пользу целесообразности принятия отдельного закона о таймшеринге говорят его характерные особенности, а также позитивный опыт регулирования соответствующих отношений в странах Европы.
12) Российское гражданское законодательство позволяет положить в основу такого закона вещно-правовую концепцию правапериодичного пользования помещениями курортной недвижимости.
Изложенные выше выводы, на наш взгляд, свидетельствуют об: актуальности темы диссертационного исследования, связанной с необходимостью внесения изменений в закон об основах туристской деятельностиновизне, содержащейся во взглядах на проблемы правового регулирования отношений субъектов договорных отношений в сфере международного туризмапрактической значимости работы, результаты которой могут быть использованы в деятельности туристических фирм, независимо от внесения соответствующих изменений в действующее законодательство.