Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Международно-правовой статус глав государств

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ввиду того, что от имени государства — субъекта международного права — зачастую выступают главы государств то, конечно, в первую очередь от них, в конечном счете, зависит решение тех или иных важных вопросов, касающихся внешней политики государства. Именно этим обусловлено то обстоятельство, что роль высших должностных лиц государства в международных отношениях в целом, и в международном праве… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА
    • 1. Общая характеристика конституционного статуса глав государств
  • Глава. государства — монарх
  • Глава. государства — президент
    • 4. Главы квазигосударств
    • 5. Приобретение, лишение легитимного статуса главы государства вследствие реализации международно-правовых норм
  • ГЛАВА II. РОЛЬ ГЛАВ ГОСУДАРСТВ ВО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. Полномочия главы государства во внешнеполитической деятельности (на примере Президента РФ)
    • 2. Место и роль глав государств в современном международном договорном праве
    • 3. Роль глав государств в мирном разрешении споров: переговоры, добрые услуги, посредничество
    • 4. Значение международно-правового признания глав государств
  • ГЛАВА III. ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ СТАТУС ГЛАВ ГОСУДАРСТВ
    • 1. Привилегии и иммунитеты глав государств
    • 2. Визиты и встречи глав государств
    • 3. Протокол и церемониал

Международно-правовой статус глав государств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Ввиду того, что от имени государства — субъекта международного права — зачастую выступают главы государств то, конечно, в первую очередь от них, в конечном счете, зависит решение тех или иных важных вопросов, касающихся внешней политики государства. Именно этим обусловлено то обстоятельство, что роль высших должностных лиц государства в международных отношениях в целом, и в международном праве в частности, в первую очередь, конечно, главы государства, все возрастает. В качестве примера можно привести особое значение выступлений глав государств на ежегодных сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, а также решающее значение встреч глав государств на уровне «Большой восьмерки».

Касательно постсоветского пространства и новых независимых государств данная тематика является тем более актуальной, так как институт президентства в странах СНГ возник сравнительно недавно.

Цель и задачи исследования

Целью настоящей диссертационной работы является исследование всего комплекса теоретических и практических проблем, связанных с определением международно-правового статуса глав государств.

Для достижения заявленной цели в диссертации поставлены и решаются следующие задачи:

— фиксирование конституционно-правового статуса глав государств по формам правления (главы президентских, парламентских и монархических государств, главы квазигосударств) как основы их международно-правового статуса;

— анализ института главы государства в международном праве и внешнеполитической деятельности;

— раскрытие специфики института главы государства в странах с различной формой правления по объему полномочий во внешнеполитической деятельности;

— проведение сравнительно-правового анализа роли Президента Российской Федерации во внешнеполитической деятельности и глав других государств;

— определение статуса глав государств в международном праве;

— раскрытие специфики института международно-правового признания и проблемы иммунитета глав государств;

— освещение международно-правового значения роли глав государств в мирном разрешении споров;

— определение дипломатического статуса глав государств;

— раскрытие значения визитов и встреч глав государств как инструментов осуществления полномочий во внешнеполитической деятельности и их влияния на международные отношения.

Степень научной разработанности темы. Выбор данной темы основан на обзоре соответствующей российской и зарубежной литературы по международному праву. В первую очередь автора интересовало то, в какой степени данная тематика изучена в трудах российских и зарубежных ученых. Так, обзор правовой литературы показал, что российские и зарубежные юристы-международники не уделяли этой важной проблеме должного внимания. Касательно постсоветсткого пространства, поскольку институт президентства возник недавно, вероятно, этот факт и является причиной недостаточной научной разработанности данной темы в правовой науке постсоветских государств.

Тем не менее, в работах небольшого числа российских авторов встречаются некоторые аспекты тематики настоящего диссертационного исследования. Так, можно выделить работы следующих авторов: Д.И.

Фельдмана, И. П. Блищенко, И. И. Лукашука, Ю. М. Колосова, Н. И. Костенко, Б. Р. Тузмухамедова, А. Ф. Борункова, Н. А. Ушакова и других.

Среди зарубежных авторов можно выделить Э. Сатоу, JI. Оппенгейма и других.

Объект исследования. Объектом исследования являются межгосударственные отношения, складывающиеся в результате заключения двусторонних, региональных и универсальных международных соглашений, регулирующих сотрудничество государств в различных сферах.

Предмет исследования. Предметом предпринятого исследования является комплексный анализ международно-правового статуса глав государств.

Научная новизна исследования. Настоящее исследование является попыткой всестороннего анализа института главы государства в международно-правовом аспекте. На уровне диссертационного исследования впервые представляется цельная картина международно-правового статуса глав государств в современном международном праве.

На основе проделанного анализа автор исследовал роль глав государств в современном международном праве.

Теоретическая и нормативная основа диссертации. В качестве теоретической основы диссертации использованы научные разработки в области дипломатических отношений, в части, касающейся темы исследования. Нормативную базу работы составили правовые акты ряда стран по рассматриваемой тематике (Российская Федерация, Кыргызская Республика, США, Великобритания, страны Арабского Востока и другие), документы Организации Объединенных Наций, резолюции Совета Безопасности ООН, практика заключения международных договоров и соглашений, решения Международного Суда ООН и Статут Международного уголовного суда.

Методологическую основу исследования составляют комплекс научных методов и академических приемов исследования. В частности, следует назвать логический, исторический, системный и сопоставительный методы.

Научные положения, выносимые на защиту:

1. Основываясь на проведенном комплексном анализе международно-правового статуса глав государств, можно сделать вывод о том, что в современном международном праве главы государств играют не менее значимую роль, чем во внутригосударственном праве.

2. Объем полномочий глав государств во внешнеполитической деятельности государства, и следовательно, степень влияния на международные отношения, зависят от формы правления конкретного государства.

3. Отмечается субсидиарное значение института международно-правового признания глав государств.

4. В международно-правовом статусе глав государств особое значение имеет их роль в мирном разрешении споров (переговоры, добрые услуги, посредничество).

5. Встречи и визиты глав государств имеют определяющее значение в межгосударственных отношениях в плане окончательного согласования международно-правовых актов.

6. Автор формулирует конкретные предложения по повышению международно-правовой активности глав государств в сфере международных отношений.

Практическаязначимостьрезультатовисследования.

Представленное диссертационное исследование в одинаковой мере может быть использовано в рамках научных изысканий, в преподавательском процессе в высших учебных заведениях Российской Федерации, Кыргызской.

Республики, а также практическими работниками органов государственной власти в сфере внешней политики.

Апробация результатов исследования. Основные положения настоящего диссертационного исследования были представлены и обсуждены на заседании кафедры международного права юридического факультета Российского университета дружбы народов, а также в рамках научных конференций. Материалы исследования нашли свое отражение в докладах и научных публикациях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проделанное исследование убедительно свидетельствует о значимости правового статуса глав государств в международном праве.

Главы государств, как представители субъектов международного права — суверенного государства, играют ключевую роль в реализации внешней политики государства.

Рассмотрев основные моменты осуществления полномочий главами государств в свете международного права, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, правовой статус глав государств, полномочия и функции напрямую зависят от формы правления конкретного государства. От этого же зависит и то, каким образом глава государства вступает в должность. В то же время важно отметить, что монархическая форма правления не обязательно означает наследственность власти, а республиканская выборность.

Касательно полномочий и функций глав государств, в одних государствах (например в Британском Содружестве Наций) главы могут и не иметь реальную власть, выполняя лишь церемониалные и протокольные функции, а в других (с республиканской формой правления) главы могут иметь довольно широкий спектр полномочий, схожие по своей сути с властью абсолютного монарха.

Второй важный вывод органически происходит из первого, так как полномочиями во внешнеполитической деятельности главы государств наделяются конституциями своих государств. Главы государств наделяются такими полномочиями, привилегиями, иммунитетами и пользуются международной защитой в силу статуса своих государств как равноправных субъектов международного права. Другими словами международно-правовой статус глав государств основывается на их правовом статусе во внутригосударственной правовой системе. В этом и заключается причина апеллирования к внутригосударственному праву, в частности к конституционному праву, при рассмотрении института главы государства.

Здесь также следует отметить проблемы иммунитета и международно-правовой ответственности глав государств, а именно, неоднозначность решения этих проблем разными государствами.

В третьих, на основе анализа осуществления главами ряда государств своих внешнеполитических полномочий и исторических фактов можно утверждать, что нередко решение тех или иных международно-значимых проблем зависит не только от внешних объективных факторов, но и таких субъективных, как личный авторитет того или иного главы государства. Особенно это важно при разрешении споров.

Проблема международно-правового статуса глав государств недостаточно разработана. Это факт зачастую мешает высшим должностным лицам государств эффективно выполнять свои международно-значимые полномочия.

В то же время, этот объективный факт предоставляет правоведам, в том числе юристам-международникам, широкие возможности научного исследования предмета, тем более что предмет имеет не только теоретическую значимость, но и практическую.

Учитывая важность правового статуса глав государства, как во внутригосударственном, так и в международно-правовом аспекте, представляется целесообразным принятие универсальной конвенции, которая регулировала бы международно-правовой статус глав государств. Такая конвенция сняла бы многие нерешенные вопросы в этой сфере и способствовала бы повышению эффективности осуществления главами государств своих международно-значимых полномочий. Принятие такой конвенции также желательно в контексте кодификации и прогрессивного развития международного права.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативные документы
  2. Действующее международное право. В трех томах. Т. 1. -М., 1996.- 858 с.
  3. Действующее международное право. В трех томах. Т.2. -М., 1996.
  4. Закон Кыргызской Республики от 21 июля 1999 года, № 89 «О международных договорах Кыргызской Республики» // Справочная поисковая система «Токтом», www.toktom.kg.
  5. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, 9 декабря 1948 г. // Международные акты о правах человека: Сборник документов / Сост. д.ю.н., проф. В. А. Карташкин, д.ю.н., проф. Е. А. Лукашева. 2-е изд., доп. М., 2002. -911 с.
  6. Конституция Кыргызской Республики // Справочная поисковая система «Токтом», www.toktom.kg.
  7. Конституция Российской Федерации. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2000.
  8. Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации // СЗ РФ. М., 1997. № 51.
  9. Постоянная конституция Арабской Республики Египет, одобренная на референдуме 11 сентября 1971 года: Перевод с арабского. Аль-Ахрам, 1971.
  10. Принципы международного права, признанные в Уставе Нюрнбергского трибунала и нашедшие выражение в его приговоре, 1950 г. // Документ ООН A/AC.401/2.Part I.
  11. Проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества // Док. ООН A/S1.10, 26 июня 1996.
  12. Проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества // Ежегодник Комиссии международного права, Том II. Часть вторая. 1991.
  13. Проект Статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния // Московский журнал международного права, 3/2002/47. С. 217−236.
  14. Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 3074 (XXVIII) от 3 декабря 1973 г.
  15. Сборник действующих договоров, соглашений, конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XVI. М., 1957.
  16. Собрание законодательства Российской Федерации. М., 1995. № 12.
  17. Собрание законодательства Российской Федерации. М., 1997. № 51.
  18. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве по уголовно-правовым вопросам от 30 июня 1995 г. // Бюллетень международных договоров. М.: Изд. Администрации Президента РФ, № 8, 1995.
  19. Таможенный кодекс Российской Федерации. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. — 128 с.
  20. Устав Организации Объединенных Наций и Статут Международного Суда 1945 г. Нью-Йорк: Офиц. изд. ООН, 1982.
  21. Устав Международного Военного Трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси. Лондон, 8 августа 1945 г.
  22. Федеральный закон от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // Справочная поисковая система «КонсультантПлюс».
  23. Федеральный закон от 15 июля 2002 года № 64-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Справочная поисковая система «КонсультантПлюс».
  24. Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». М.: ООО «ТК Велби», 2002.-24 с.
  25. Decree No. l52/1994.(XI.17)of the Government of the Republic of Hungary on the competence and authority of the Minister for Foreign Affairs, 1994.
  26. А.Х. Более безопасный мир: наша общая ответственность // Обозреватель Observer, № 1, 2005. С.92−94.
  27. Ю.Я., Фельдман Д. И. История международного права. М., 1990 г. 204 с.
  28. О. К американской мечте по Великому Шелковому пути // Вечерний Бишкек, 27 сентября 2002 г.
  29. И.П. Дипломатическое право. М.: Высшая школа, 1990. 284 с.
  30. И.П., Жданов Н. В. Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера. М.: УДН, 1984. 88 с.
  31. А.Ф. Дипломатический протокол в России. М., 2001.-256 с.
  32. . Клинтона в Россию // Московский журнал международного права, 1999/1.
  33. Вопросы теории и практики дипломатических переговоров в зарубежных исследованиях (Реферативный сборник). М.: Академия Наук СССР, ИНИОН, 1981.
  34. Встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества // www.un.org.
  35. Вуд Дж., Серре Ж. Дипломатический церемониал и протокол. М., 1974.
  36. Г. О праве войны и мира: Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов. -М., 1956.
  37. В. Современный политологический словарь. М., 2000.
  38. Г. М. Обычай в современном международном праве. М&bdquo- 1988.
  39. Дипломатический словарь, Т. II. М.: Наука, 1986. 749 с.
  40. Для танго нужны двое // НГ Новости, 26.03.2001 г. -www.news.ng.ru.
  41. Т.В. Дипломатия Ватикана в контексте эволюции европейской политической системы. М., 2000. — 200 е., ил.
  42. В., Никольский А. Газ в обмен на демократию. Буш верит, что Путин демократ // Ведомости. 25 февраля 2005 г.
  43. Конституционное право зарубежных стран / Под ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. М., 2000. — 832 с.
  44. Конституционно-правовой механизм внешней политики: Учебное пособие. М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет) — РОССПЭН, 2004. — 320 с.
  45. Н.И. Международная уголовная юстиция. Проблемы развития. М.: РКонсульт, 2002. -439 с.
  46. Н.И. Международный уголовный суд. М., 2002.
  47. Курс международного права. В семи томах. Т. 1. — М.: Наука, 1991.-358 с.
  48. Курс международного права. В семи томах. Т. 3. — М.: Наука, 1991.-259 с.
  49. Д.Б. Международное право, внешняя политика, дипломатия. М.: Межд. отношения, 1981. 143 с.
  50. Д.Б. Принцип мирного разрешения международных споров. М., 1977.
  51. И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. М.: Спарк, 2000.-279 с.
  52. И.И. Конституции государств и международное право. М., 1998.
  53. И.И., Наумов А. В. Международное уголовное право: Учеб. М.: Спарк, 1999. — 287 с.
  54. Р. Владимир Путин: четыре года в Кремле. М.: Время, 2004. 655 с.
  55. Международное право в современном мире: Сборник статей. М., 1991.
  56. Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. М., 2001. — 720 с.
  57. Международный суд ООН на новом этапе // Московский журнал международного права, 2/2002/46, С. 74−85.
  58. Г. И. Международное право и международные отношения (проблемы взаимосвязи). М.: ИЭМО, 1997. 69 с.
  59. M.JI. Конституционный суд России: новый подход к международному праву // Московский журнал международного права, № 3, 2001.
  60. Л. Международное право, Т. 1, Полутом 1. М., 1948 г.
  61. Э.А. Мирные средства разрешения международных споров. Учебное пособие. Ярославль: ЯрГУ, 1981. 79 с.
  62. Самсон Акпати Нзерибе. Вооруженный конфликт в Либерии и роль Нигерии в его урегулировании: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. М., 1998. 23 с.
  63. М.А. Арабский Восток: власть и конституции. М., 2001.-216 с.
  64. У.К. Международное общение как основа межгосударственных отношений. Бишкек, 2001.
  65. Э. Руководство по дипломатической практике: Пер. с англ. / Под ред. и со вступительной статьей Троянского А. А. М.: ОГИЗ, 1947. 516 с.
  66. Словарь международного права / Отв. ред. Б. М. Клименко. -М., 1989.
  67. Сорокина 3. В Кендерли в галстуках были только телохранители // Вечерний Бишкек, 9 июля 2002 г.
  68. Сорокина 3. Швейцарский локомотив // Вечерний Бишкек, 6 июня 2002 г.
  69. Стенографический отчет о встрече с Президентом Украины Леонидом Кучмой, 2 декабря 2004 года, Москва, аэропорт Внуково-2 // Интернет-представительство Президента РФ, www.kremlin.ru.
  70. А.Н. Право международных договоров: Общие вопросы. М.: Межд. отношения, 1980. — 312 с.
  71. Л.В., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия Под редакцией М.Ю. Тихомирова. М., 2000. — 526 с.
  72. К. Внешняя политика независимого Кыргызстана. Бишкек, 2001.
  73. .Р. Римский статут Международного уголовного суда: возможные вопросы конституционности // Московский журнал международного права, 2/2002/46, 2002.
  74. Н.А. Юрисдикционные иммунитеты государств и их собственность. М., 1993.
  75. Д.И. Признание в современном международном праве. М., 1975.
  76. С.Б. Кто и как делает политику США. М.: Международные отношения, 1974.
  77. А.О. Конституционные основы внешнеполитической деятельности Кыргызской Республики. Бишкек, 2000.
  78. Е. Будущее ООН решат главы государств // Независимая газета, № 166 (2228), www.ng.ru, 5 сентября 2000 г.
  79. Эль-Сир Аббас Абдель Хамид. Практика урегулирования территориальных споров в Африке (международно-правовые аспекты): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 1998. — 15 с.
  80. Decree No. l52/1994.(XI. 17) of the Government of the Republic of Hungary on the competence and authority of the Minister for Foreign Affairs, 1994.
  81. Destremau B. Quai d’Orsay. Derriere la facade. P., 1994.
  82. Gregory Feifer. Presidential Rapport: The Power of the Personal Touch // Специальный выпуск «The Moscow Times», 14 мая, 2002.
  83. Henkin L. Foreign Affairs and the Constitution. N.Y., 1972.
  84. Maccarrone M. Vicarius Christi. Storia del titolo papale. Roma, 1952.
  85. Muskie Ed., Rush K., Thompson K. The President, the Congress and Foreign Policy. N.Y., 1986.
  86. Nermin Zukic An Interview with Prof. Francis Boyle // BosNet Article, June 5, 1995.
  87. Report of the United Nations Secretary General on the Establishment of the Tribunal, paragraph 5 5 (UN doc. S/25 704 of3 May 1993).
  88. The President, the Congress and Making of Foreign Policy / Ed. by P. Peterson. Norman, 1994.
  89. Press Briefing, Press conference by Prime Minister of Andorra // www.un.org. May 27, 1998.
  90. Press-release GA/L/3131, Legal committee discusses ways to improve cooperation with international law commission // www.un.org, November 5, 1999.
  91. Richards P. Parliament and Foreign Affairs. London, 1967.
  92. Federal Reporter, 1994. #844.114. «The Moscow Times», 14 мая 2002.115. «The Moscow Times», 23 мая 2002.116. «The Moscow Times», 24−26 мая 2002.117. «The Moscow Times», 29 мая 2002.
  93. Press reports, March 18, 1993, of French Foreign Ministry statement on the previous day.
  94. YBILC, 1988, Vol.11, Pt. 2.120. «Вечерний Бишкек». 2002. — 6 июня.121. «Газета», 14 ноября, 2003 года.
  95. Московский журнал международного права, 2/2002/46, 2002.
  96. Московский журнал международного права, 3/2002/47, 2002.
  97. Московский журнал международного права, 1/2004/53, 2004.
Заполнить форму текущей работой