Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Взаимодействие факторов развития региональных рынков труда

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучение влияния факторов на формирование и развитие региональных рынков труда определяется необходимостью рассмотрения и приведения в соответствие спроса и предложения рабочей силы на нем. За 10 лет реформ вследствие массового высвобождения работников, длительных и порой необратимых остановок производства, устаревания производственных технологий и оборудования, свертывания внутрифирменной… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ 10 РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ ТРУДА
    • 1. 1. Факторы развития региональных рынков труда
    • 1. 2. Типы региональных рынков труда
    • 1. 3. Методические подходы к анализу и прогнозированию 33 региональных рынков труда
  • 2. ОЦЕНКА ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА 57 ТРУДА (НА ПРИМЕРЕ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)
    • 2. 1. Характеристика ситуации на рынке труда Удмуртской 57 Республики (на основе материалов официальной статистики)
    • 2. 2. Анализ занятости населения, соотношение спроса и 69 предложения рабочей силы на региональном рынке труда (на материалах специального социологического исследования)
    • 2. 3. Экспертная оценка спроса и предложения на региональном 98 рынке труда
    • 2. 4. Специфика влияния основных факторов развития 125 регионального рынка труда на формирование трудового потенциала региона
  • 3. РАЗРАБОТКА ПРОГНОЗА РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА 130 ТРУДА
    • 3. 1. Формирование базы данных для составления прогноза
    • 3. 2. Прогнозирование влияния факторов на развитие 147 регионального рынка труда
    • 3. 3. Оценка взаимодействия факторов на региональном рынка 162 труда с учетом прогнозных ожиданий

Взаимодействие факторов развития региональных рынков труда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В России рынок труда характеризуется рядом специфических черт и особенностей, среди которых наиболее существенной является его региональная неоднородность. Прокатившаяся в начале 90-х годов по России волна суверенизации территорий привела к усилению территориальной изоляции. Соответствующую трансформацию претерпел и рынок труда. Фактически, если раньше о региональных рынках труда можно было говорить лишь с большой долей условности, то теперь они стали реальностью.

Успешное функционирование регионального рынка труда, благоприятная ситуация в сфере занятости определяются соответствием спроса и предложения рабочей силы. Соотношение спроса и предложения на рынке труда определяется различными факторами и условиями, действующими зачастую неоднозначно на состояние и динамику этого рынка.

Изучение влияния факторов на формирование и развитие региональных рынков труда определяется необходимостью рассмотрения и приведения в соответствие спроса и предложения рабочей силы на нем. За 10 лет реформ вследствие массового высвобождения работников, длительных и порой необратимых остановок производства, устаревания производственных технологий и оборудования, свертывания внутрифирменной подготовки и повышения квалификации произошло снижение общего уровня профессионализма рабочих кадров, доли высококвалифицированных рабочих, занятых в производстве. Одновременно с этим шел процесс старения кадров в основных отраслях экономики. Но начавшийся в 1999 г. подъем экономики обозначил одну из самых острых проблем, стоящих на пути дальнейшего экономического роста, — дефицит высококвалифицированных кадров рабочих и специалистов.

Рынок образовательных услуг в значительной мере оказался не готов оперативно реагировать на качественные изменения спроса на региональном рынке труда, и на сегодняшний день это обстоятельство является одной из причин того, что сформировавшийся спрос на труд превышает предложение там, где требуется высокая квалификация.

Таким образом, в настоящее время информация о потребности регионального рынка труда в специалистах постепенно становится необходимой основой формирования образовательной политики учреждений профессионального образования. Отправным моментом, определяющим возможность координации процессов подготовки специалистов и развития отраслей экономики, является грамотная организация процесса прогнозирования потребностей регионального рынка труда.

В связи с этим возникает задача создания новой, наиболее оптимальной методики прогнозирования, основанной на соответствии потребностей рынка труда и возможностей системы образования обеспечить эти потребности, позволяющей разрабатывать профессионально-квалификационную структуру подготовки, определять ее объемы, способствовать оптимизации сети образовательных учреждений, созданию и развитию системы социального партнерства.

Степень разработанности темы. Теоретические основы изучения рынка труда и трудовых отношений нашли отражение в работах таких авторов, как Д. Кейнс, К. Маркс, А. Оукен, П. Самуэльсон, М. Фридмен, П. Хейне и других.

Среди современных российских ученых, которые внесли значительный вклад в разработку проблем формирования, функционирования и развития рынка труда, можно выделить В. В. Адамчука, В. Н. Бобкова, Б. Д. Бреева, B.C. Буланова, Н. А. Волгина, Ю. В. Герций, М. Г. Гильденгерш, Н. А. Горелова, С. А. Карташова, А. В. Кашепова, Р. П. Колосову, J1.A. Костина, А. Э. Котляра, И. С. Маслову, Ю. Г. Одегова, В. И. Плакся, А. А. Разумова, Б. В. Ракитского, Г. Г. Руденко, Н. А. Смирнову, С. Н. Смирнова, J1.C. Чижову и других.

Исследованию регионального аспекта рынка труда посвящены работы Т. Бараненковой, О. Вороновской, М. Гарсия-Исер, О. Голодец, А. Дадашева, JI. Задорожной, С. Утиновой.

Представляют интерес исследования по вопросам прогнозирования спроса на подготовку специалистов в системе профессионального образования С. Ю. Алашеева, В. Н. Васильева, В. А. Гуртова, О. А. Колесниковой, С. Г. Кузнецова, Т. Г. Кутейцыной, А. Попова, НЛО. Посталюка, А. Семенова.

Однако, несмотря на то, что проблемам развития региональных рынков труда в настоящее время уделяется повышенный интерес, это направление в исследовании нуждается в дальнейшем изучении. В условиях растущей экономической самостоятельности регионов появляется необходимость в разработке механизма согласования потребностей региональной экономики в специалистах с масштабами и направлениями профессиональной подготовки, что позволит оптимально использовать имеющиеся трудовые ресурсы. Разнообразие проблем, с которыми столкнулись региональные рынки труда, практическая значимость их решения для регионов подтверждают актуальность темы диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Исходя из актуальности, характера и степени разработанности проблемы целью исследования является уточнение теоретических позиций сущности рынка труда и его прогнозирования, выявление основных факторов формирования и развития региональных рынков труда в современных условиях, разработка методики прогнозирования ситуации на региональном рынке труда.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: исследовать содержание категорий «территориальный рынок труда», «региональный рынок труда» и «локальный рынок труда» и обозначить авторскую позицию по данным вопросамвыявить и раскрыть факторы, влияющие на ситуацию на рынке труда, определить степень их влияния на формирование и развитие региональных рынков трудаоценить состояние рынка труда Удмуртской Республики, определить тенденции и проанализировать факторы, влияющие на изменение спроса и предложения на региональном рынке трударазработать методику прогнозирования потребностей региональной экономики в специалистах с профессиональным образованиемпостроить прогноз формирования спроса и предложения на рынке труда Удмуртской республики на период до 2015 гг.

Объектом исследования является региональный рынок труда, его особенности формирования и развития на примере Удмуртской Республики.

Предметом исследования является оценка спроса и предложения на региональном рынке труда с учетом демографических, социальных и экономических процессов, происходящих в Удмуртской Республике.

Теоретико-методологическая база исследования представлена работами классиков экономической науки, современных отечественных и зарубежных ученых экономистов, связанными с проблемами рынка труда, его прогнозирования, нормативно-справочной литературой. Исследование строилось на основе системного, комплексного и логического подходов. В процессе работы использовались методы анализа и синтеза, экономико-статистического анализа, экспертные и социологические методы, метод экстраполяции и др.

Основу информационного обеспечения исследования составили государственные нормативно-правовые акты по вопросам рынка труда, занятости и образования, материалы Федеральной службы государственной статистики, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике, Комитета по труду при Правительстве Удмуртской Республики, Управления Федеральной государственной службы занятости населения по Удмуртской Республике, результаты социологических исследований, аналитические разработки и материалы научных и практических конференций по проблемам рынка труда и образования в России.

Основные положения и результаты исследования, содержащие научную новизну, полученные соискателем и выносимые на защиту: на основе изучения имеющихся в литературе точек зрения предложены авторские определения территориального, регионального и локального рынка трударазработана классификация факторов, влияющих на развитие региональных рынков трудасформулированы особенности состояния и тенденции развития регионального рынка труда с учетом выявленных факторовразработана методика прогнозирования ситуации на региональном рынке труда на основе экономико-математических моделей;

— разработан прогноз формирования спроса и предложения на рынке труда Удмуртской Республики на период до 2015 года.

Практическая значимость диссертационного исследования. Проведенные исследования позволили изучить и сформулировать факторы, влияющие на развитие регионального рынка труда, разработать методику прогнозирования ситуации на региональном рынке труда на основе экономико-математических моделей. Разработанная методика является первой, уникальной в своем роде разработкой, так как до этого местными органами власти аналогичные прогнозы не составлялись или составлялись примерно, не обладая четкой методикой расчета. На основе данной методики составлен прогноз формирования спроса и предложения на рынке труда Удмуртской Республики на период до 2015 года.

Полученные выводы и предложенные диссертантом рекомендации могут быть использованы в дальнейших исследованиях проблем региональных рынков труда, в разработке прогноза потребности в квалифицированных специалистах на региональном уровнев приведении в соответствие профессионально-квалификационной структуры подготовки, переподготовки и повышении квалификации кадров требованиям регионального рынка трудав повышении качества профессионального образования выпускников учреждений НПО и СПО. Прогнозные оценки и рекомендации способствуют повышению обоснованности принятия управленческих решений Администрацией г. Ижевска, Комитетом по труду при Правительстве Удмуртской Республики, Министерством образования и науки УР и Управлением Федеральной государственной службы занятости населения по Удмуртской Республике.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования были представлены автором в научных публикациях, на 3 Российских университетско-академических научно-практических конференциях и на Межрегиональной научно-практической конференции «Реализация стратегии устойчивого развития города Ижевска: опыт и проблемы». Результаты использовались при подготовке учебного пособия «Социально-трудовые отношения: формирование, регулирование и развитие», рекомендованного УМО по образованию в области национальной экономики и экономики труда для использования в учебном процессе в вузах РФ.

Работа выполнена: в соответствии с государственной бюджетной темой № государственной регистрации 01 200 311 316 «Регулирование рынка труда (на примере Удмуртской Республики)» по кафедре «Экономика и социология труда» ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» (2005 год) — по заказу Правительства Удмуртской Республики и Комитета по труду при Правительстве Удмуртской Республики в ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» на тему «Разработка прогноза развития спроса и предложения и рекомендаций по регулированию взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг в Удмуртской Республике на ближайшие 10 лет» (2005 год) — с целью разработки «Стратегии устойчивого развития г. Ижевска», прогноза «Социально-экономического развития г. Ижевска» по заказу Администрации г. Ижевска.

Всего по теме диссертации опубликовано восемь работ общим объемом 1,15 п.л. авторского текста.

Структура работы определена целями исследования и необходимостью решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Содержание диссертационной работы изложено на 174 страницах, включает 15 рисунков, 65 таблиц и 16 приложений.

Результаты исследования показывают, что стабильно высокий спрос на рабочие профессии вызван наибольшим уровнем текучести кадров в этой категории. Необходимо было также рассмотреть структуру принятых рабочих, прежде всего выпускников учебных заведений. Позитивной тенденцией является увеличение за 4 года поступивших рабочих — выпускников учреждений профессионального образования (начального и среднего) почти на 10%). Особенно значительно растет число выпускников СПО. Однако, если учесть, что практически все руководители, ответившие на вопрос о численности принятых рабочих, отвечали и на вопрос о принятых выпускниках, то доля выпускников профессиональных учебных заведений, выбравших рабочую профессию, невелика: она в среднем составляет около 7%) от общего числа принятых рабочих.

Выпускники школ (Эклассов) Выпускники школ (11 классов) Выпускники нач проф образования Выпускники ср проф Образования Вернувшиеся из армии Граждане других стран.

2001 г.

Рис. 10. Динамика численности принятых на работу рабочих различных категорий.

Начиная с 2002 года численность принятых рабочих — выпускников основного общего образования (после 9 класса) существенно сокращается, а выпускников полного среднего (после 11 класса), наоборот, увеличивается. В целом, можно говорить об относительно стабильной ситуации с приемом выпускников лишь начального профессионального образования, который, тем не менее, находится на стабильно среднем уровне и составляет в 2004 году примерно 22% от общей численности обследуемых категорий, и примерно 3% от общего числа принятых рабочих. Высокая доля рабочих с полным средним образованием и нарастающая тенденция к увеличению приема выпускников 11 класса на рабочие должности вновь указывают на недостаточное использование ресурсов профессиональных училищ.

Недостаток профессиональной подготовки вновь поступивших рабочих восполняется либо за счет обучения на предприятии, либо за счет выпускников среднего профессионального образования, доля которых в общем количестве принятых выпускников максимальная и имеет тенденцию к росту. Это усугубляется еще и тем, что, начиная с 2002 года, в составе зарегистрированных безработных увеличилось количество выпускников СПО и превысило численность выпускников НПО, обратившихся в службу занятости. Это было связано с увеличением в республике числа учреждений СПО и программ среднего специального образования как ответом на увеличение спроса населения и потребности экономики в остродефицитных рабочих профессиях.

Подобная ситуация с подготовкой рабочих кадров наблюдается и по Российской Федерации в целом. Исследование в Новосибирской области показало, что 75,5% выпускников ССузов и 52,7% выпускников ПУ ориентированы на продолжение образования, а 40,6% выпускников ссузов и 31,5%) выпускников ПУ реально его продолжают. Основной формой повышения образовательного уровня для них становится совмещение работы с учебой, причем 66,7%) выпускников ссузов и 79,3%) выпускников ПУ, совмещающих работу с учебой, считают основным занятием именно учебу. Повышение уровня образования рассматривается ими как средство повышения своей конкурентоспособности, упрочения позиций на рынке труда, повышения уровня материального благосостояния.

Показательны профессиональные ориентации выпускников школ, ссузов и ПУ. Разные исследования, проводившиеся в разное время, в разных местах и на разных выборках, демонстрируют устойчивость приоритетных ориентации, и в числе наиболее привлекательных родов занятий производительные занятия, как правило, не присутствуют. Нежелание работать в производственных сферах и связывать свою жизнь с рабочими профессиями проявили и выпускники Удмуртской республики, обследованные в 2003 году Государственным комитетом по делам молодежи.

Предполагаемое увольнение — прием работников и создание новых рабочих мест. Вопросы о предполагаемом увольнении и принятии работников в 2006 году, а также о создании в ближайшей перспективе новых рабочих мест вызвали наибольшую трудность у руководителей кадровых служб. Судя по их собственным оценкам, это было связано с тем, что сроки кадрового планирования еще не подошли. Возможно, это также обусловлено тем, что анкетирование проводилось в летний период, когда вопросами планирования кадров заниматься попросту некому или в этом пока еще нет производственной и институциональной необходимости.

Тем не менее, по полученным ответам можно судить о некоторых тенденциях будущего движения работников различных категорий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе проведенного исследования мы пришли к следующим выводам. Итак, на формирование и развитие региональных рынков труда в России наибольшее влияние оказывают следующие группы факторов: природно-климатические и политические условия, транспортные связи, географические, демографические и социально-экономические факторы.

В исследовании предложена классификация региональных рынков труда в зависимости от таких критериев, как уровень рынка труда, временные параметры, степень эластичности рынка труда, степень развития рынка труда, степень регулирования рынка труда, соотношение спроса и предложения. Рассмотрены лишь наиболее значимые и часто встречающиеся типы региональных рынков труда. Классификация региональных рынков труда позволяет выявить важные аспекты их функционирования. Но в то же время она является скорее описательной, нежели аналитической.

В связи с прогнозируемым снижением численности обучающихся в старших классах общеобразовательных школ в 2006 — 2010 гг. и с усилением дефицита рабочей силы в рамках отраслей экономики и конкретных профессиональных групп, возникает необходимость оптимизации взаимосвязи потребностей экономики и системы подготовки кадров не только в отраслевом, но и в профессионально-квалификационном разрезе. Формирование системы мониторинга и прогнозирования потребности в выпускниках системы начального профессионального образования обеспечит наиболее эффективное и целенаправленное использование образовательного потенциала регионов в соответствии с динамикой профессионально-квалификационной структуры и социально-экономических трансформаций.

Удмуртская Республика является одним из крупнейших промышленных регионов России. Решение проблемы взаимосвязи НПО и рынка труда тесно связана с развитием спроса на выпускников учреждений начального профессионального образования. Однако последний изучен крайне слабо и не позволяет судить о потребностях в выпускниках ни со стороны предприятий республики, ни с позиции служб занятости. Образовательным учреждениям часто приходится иметь дело с информацией фрагментарного и неупорядоченного характера, которая не позволяет получить целостную картину востребованности их выпускников.

В настоящей работе подробно изучен вопрос организации прогнозирования потребности в подготовке квалифицированных рабочих кадров образовательными учреждениями НПО, с целью устранения несоответствия спроса и предложения на региональном рынке труда. В ходе чего выяснено, что для его осуществления необходимо изучить рынок труда, состояние демографической ситуации в регионе, определить перечень подготавливаемых профессий, комплекс профориентационных мер, организацию дополнительных образовательных услуг, подготовку и переподготовку кадров. Во всех этих процессах активно участвует система образования, поскольку она и только она призвана готовить квалифицированные кадры рабочих и специалистов.

В итоге было выявлено, что избежать рассогласования рынка труда и рынка образовательных услуг можно только, используя механизм прогнозирования рынка труда и системы профтехобразования. Для этого необходима научная разработка унифицированной методики анализа регионального рынка труда, которая позволит осуществлять прогнозные расчеты и формировать государственный заказ на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов на уровне субъектов Федерации, так как сама по себе образовательная система формировать этот заказ не может.

В данной работе была разработана методика прогнозирования потребностей в специалистах НПО на рынке труда Удмуртской Республики на основе имеющихся экономико-математических моделей, которая может применяться для каждого субъекта Российской Федерации и может использоваться государственными органами при составлении соответствующих прогнозов.

В ходе работы были достигнуты следующие результаты: произведен анализ текущего состояния региональной экономики, рынка труда и системы начального профессионального образования, оценена сложившаяся в республике демографическая ситуацияразработана универсальная математическая модель динамики образовательного процесса, позволяющая прогнозировать выпуски всех классов образовательных школ, и динамическая модель прогнозирования выпусков учреждений НПОвыполнен прогноз распределения потоков выпускников общеобразовательных школ 9-х и 11-х классов и выпускников системы начального профессионального образования на период до 2015 г.- построены математические модели прогнозирования численности занятых в экономике УР на базе демографического и экономического развития регионасделан прогноз численности занятых в экономике УР на основе построенных моделейвыполнен прогноз потребности регионального рынка труда Удмуртской Республики в специалистах начального профессионального образования по отраслям народного хозяйстварассчитана потребность региональной экономики в специалистах НПО и выпуска учреждений НПО.

Анализ текущего состояния региональной экономики и сложившейся в республике демографической ситуации показал, что численность населения в УР с каждым годом уменьшается, несмотря на небольшое увеличение рождаемости. Миграционные процессы в целом влияют незначительно. Однако в республике наблюдается тенденция снижения населения в трудоспособном возрасте и увеличение в возрасте старше трудоспособного. Это в свою очередь вызывает «старение кадров» и увеличивает потребности отраслей в специалистах на замену «устаревшим». Все это ведет к снижению численности занятых в экономике (предложения рабочей силы).

На первом этапе создания методики был рассмотрен образовательный процесс школ и создана математическая модель прогнозирования выпускников всех классов до 2015 г. с учетом таких показателей, как миграция, естественная убыль населения, динамика рождаемости населения и детей, поступивших в 1-ый класс, и доля учащихся, оставшихся на второй год. Данная модель способна вполне достоверно прогнозировать выпуски классов образовательных школ.

Далее был осуществлен прогноз выпусков учебных заведений НПО УР. Полученная модель аналогична модели потоков выпускников средних общеобразовательных школ. В построенном прогнозе учитывалась имеющаяся оценка выпусков средних общеобразовательных школ, основанная на предположении, что сроки обучения в учреждениях НПО составляют 3 года на базе основного общего образования (9 классов) и 1 год для обучающихся на базе среднего общего образования (11 классов) соответственно. В основе построенной модели лежало также допущение о сохранении доли выпускников 9-х и 11-х классов, поступающих в учреждения НПО. В модели не учитывались естественная убыль и миграция из-за их незначительности, а также в силу* малости убывания контингента учащихся НПО по неуспеваемости (по данным экспертов MHO УР) не брался во внимание этот показатель. Другими словами, предполагалось, что все поступившие заканчивали учебу без задержки в срок.

Далее были взяты данные о выпусках учебных заведений НПО по специальностям, сгруппированы в соответствии с перечнем профессий, установленным Правительством РФ. Не имея прогнозной структуры выпусков учреждений НПО по специальностям, она была взята как усредненное значение за 2001;2003 гг. и посчиталась неизменной. В результате чего был получен прогноз выпусков учреждений НПО по специальностям.

Для расчета прогнозной потребности экономики УР в квалифицированных специалистах по отраслям были построены две математические модели прогнозирования численности занятых в экономике УР в разрезе основных отраслей народного хозяйства.

В первой модели были оценены трудовые ресурсы УР на ближайшие 10 лет с учетом демографической ситуации в регионе в разрезе основных отраслей народного хозяйства. При этом предполагалось сохранение во времени структуры экономически активного населения и уровня безработицы. Распределение численности занятых по отраслям осуществлялось на основе расчета коэффициентов текучести. Данная модель определяет предложение на рынке труда.

Во второй модели произведен расчет будущей потребности экономики УР в рабочей силе, он основан на прогнозных оценках уровня развития экономики УР в целом и качественного изменения отраслевой структуры экономического развития региона. Эта модель показывает уровень спроса на рынке труда.

Потребности экономики в специалистах определялись как разница между спросом и предложением. Далее на основе имеющейся структуры потребностей экономики в специалистах НПО за 2003;2006 гг. были найдены средние доли в соответствующих отраслях и осуществлен прогноз потребностей в специалистах НПО.

И, наконец, сравнив потребности экономики в квалифицированных кадрах НПО и выпуски учреждений НПО, получили баланс потребностей в специалистах НПО УР.

Полученная методика имеет ряд ограничений, трудностей и допущений, которые нуждаются в доработке в ходе дальнейших исследований. Это следующие, открытые для обсуждения и дискуссий, проблемы: неразработанность статистики региональных рынков труда применительно к видам экономической деятельности;

— недостаток данных, учитывающих региональную специфику, в том числе разбивку контингента образовательных учреждений по видам образования;

— допущение о сохранении доли выпускников 9-х и 11-х классов, поступающих в учреждения НПОпредположение об отсутствии убывания контингента учащихся НПО по неуспеваемостипредположение о сохранении структуры выпусков и потребностей учреждений НПОдопущение о неизменности во времени структуры экономически активного населения и уровня безработицыпредположение о неизменности структуры образования для каждой отраслиотсутствие информации о дополнительных потребностях экономики при корректировке численности занятых в экономике УРнедостаток данных о структуре занятых в отраслях экономики по видам образования.

Таким образом, все недостатки и допущения разработанной методики связаны с недостатком необходимой статистической информации. Если необходимые данные будут предоставлены соответствующими органами, то можно получить достаточно точный прогноз потребности экономики УР в специалистах НПО.

Указанные проблемы будут решаться в ходе дальнейшей работы и консультации с заинтересованными федеральными министерствами и ведомствами, а также с региональными органами власти.

Однако, несмотря на указанные недостатки, разработанная методика является первой, уникальной в своем роде разработкой, так как до этого местными органами власти аналогичные прогнозы не составлялись или составлялись примерно, не обладая четкой методикой расчета.

Удобство предложенной методики заключается в том, что она не представляет особой математической сложности и может быть реализована в программном приложении Microsoft Office Excel и программном продукте SPSS 11.0.

Она позволяет прогнозировать профессионально-квалификационную структуру подготовки, определять ее объемы, способствовать оптимизации сети образовательных учреждений, созданию и развитию системы государственного заказа. Построенные на основе данной методики прогнозы позволяют получить целостную картину востребованности выпускников, что способствует более эффективному использованию образовательного потенциала региона. Это в будущем поможет избежать проблемы рассогласования запросов рынка труда на требуемых рабочих и специалистов, уровня их квалификации с воспроизводством трудовых ресурсов учреждениями системы профессионального образования.

В качестве другого достоинства разработки можно отметить, что с учетом вышеперечисленных допущений методика прогнозирования может применяться для любого региона Российской Федерации при формировании государственного заказа на подготовку специалистов НПО. А если еще и обладать необходимыми данными о среднем специальном и высшем образовании, то можно модифицировать эту методику для расчета прогнозов потребности экономики УР в специалистах со всеми уровнями образования. Всего этого можно достичь при взаимном сотрудничестве рынка труда и рынка образовательных услуг.

Проанализировав сложившуюся ситуацию на рынке труда и рынке образовательных услуг, можно отметить существование проблем, связанных с оптимизацией подготовки рабочих кадров. Предварительный анализ взаимосвязи спроса и предложения рабочей силы отражает необходимость не только реформирования системы начального профессионального образования, потребность в которой давно назрела, но и формирования программы взаимодействия всех подсистем, заинтересованных в стабилизации обеспечения экономики региона квалифицированными рабочими кадрами. Усложнение и постоянное изменение производственных процессов, структурные трансформации в социально-экономической системе требуют более гибкого реагирования на эти изменения системы подготовки, прежде всего, рабочих кадров. Для этого необходимо согласование действий различных структур, включенных в образовательные и производственные процессы: образовательных учреждений, предприятий, министерств, службы занятости и научных учреждений.

Для решения этих проблем предлагаются следующие меры.

1. Научная обоснованность. Формирование государственного заказа на подготовку кадров в системе НПО должно осуществляться на основе прогнозирования спроса и предложения на рынке труда и рынке образовательных услуг. Это прогнозирование можно осуществлять государственным органам с помощью разработанной в работе методики.

2. Непрерывность процесса подготовки кадров, заключающийся в обеспечении взаимосвязи образования и практики, то есть сочетание различных существующих технологий подготовкитеоретическое обучение, приобретение практических навыков не только в стенах профессионального училища, но и на предприятии (в учебном центре предприятия, на рабочем месте). При этом необходимой является допрофессиональная подготовка, профессиональная ориентация молодежи еще в системе школьного обучения. Это требует формирование комплексных совместных учебных программ школ и учреждений НПО в сотрудничестве с предприятиями республики.

3. Мобильность рабочих кадров. На основании исследований спроса и предложения на рынке труда необходимо формировать структурные компоненты и учебные планы подготовки рабочих таким образом, чтобы они позволяли адаптироваться к происходящим изменениям в экономике, образовании, демографическим процессам. При этом необходимо создание совместных программ повышения квалификации предприятий и учреждений НПО. Это также позволяет осуществить уникальная методика, представленная в данной работе. Доведение этих наиболее общих методов до конкретных мероприятий по реформированию системы подготовки кадров требует совместной деятельности различных структур. Изменения в системе финансирования и управления начальным профессиональным образованием обусловливают формирование новых подходов к оптимизации образовательного потенциала рабочих кадров, эффективному и целенаправленному использованию бюджетных средств.

Сочетание различных методов позволит учесть влияние таких факторов, как экономическая ситуация в регионе, демографические тенденции, изменение уровня безработицы, на динамику соотношения спроса и предложения рабочих кадров, что позволит выработать оптимальную методику установления контрольных цифр приема на различные специальности НПО с учетом потребностей экономики и демографической ситуации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О занятости населения в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032−1 (ред. от 22.08.2004 г.)// Собрание законодательства РФ, № 17, 22.04.1996, Ст. 1915.
  2. О государственной поддержке и развитии малого предпринимательства в Удмуртской Республике: Закон УР от 16.04.1996 № 179−1 (в ред. от 14.03.2005)// Известия Удмуртской Республики. 2005. — № 50, 12 апреля.
  3. О занятости населения в Удмуртской Республике: Закон УР от 29.12.2003 № 66-РЗ// Известия Удмуртской Республики. 2004. — № 9, 20января.
  4. О Государственном комитете Удмуртской Республике по труду (в ред. постановлений Правительства УР от 10.02.2003. № 140- от 22.12.2003 № 280): Постановление от 18 июня 2001 г. № 623.
  5. Об основных направлениях содействия занятости населения Удмуртской Республики на 2004−2005 годы: Постановление Правительства УР от 09.03. 2004 № 27.
  6. Об утверждении перечня профессий начального профессионального образования (с изменениями от 11.02.2004 N 22−12/63): Постановление Правительства РФ от 08.12.1999 № 1362 // Собрание законодательства РФ, № 45, 06.11.2000, Ст. 4481.
  7. О прогнозе социально-экономического развития города Ижевска на 2006 год, прогнозе сведенного финансового баланса города Ижевска на 2006 год, плане развития муниципального сектора экономики на 2006 год: Решение
  8. Городской думы г. Ижевска от 14.02.2006 № 52//Ижевский вестник. 2006. -№ 2, 9 марта.
  9. Об утверждении программы содействия занятости населения города Ижевска на 2004−2005 гг.: Решение Городской думы г. Ижевска УР от 17.06.2004 № 226// Ижевский вестник. 2004. — № 5 часть 1.
  10. Республиканская целевая программа по государственной поддержке и развитию малого предпринимательства в УР на 2004−2008 годы.
  11. П.Аверьянов Ю., Калашникова И. Регулирование занятости с точки зрения теории// Человек и труд. 2005. — № 5. — С.45−49.
  12. В.В. и др. Экономика труда: Учебник/В.В. Адамчук, Ю. П. Кокин, Р.А. Яковлев- Под. ред. В. В. Адамчука. М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999.431 с.
  13. З.Акимов Г. И., Руденко Г. Г. Организационно-экономический механизм управления социальными процессами на муниципальном уровне (на примере округов г. Москвы). М.: Маркет ДС, 2005. 160 с.
  14. Актуальные проблемы демографии, миграции и трудовых ресурсов// Человек и труд. 2004. — № 7. — 50−56.
  15. С. Ю., Кутейницына Т. Г., Посталюк Н. Ю. Методика среднесрочного прогнозирования кадровых потребностей экономики региона. Самара: Изд-во «Профи», 2004. — 84 с.
  16. С.Ю., Кутейницына Т. Г., Посталюк Н. Ю. Методика среднесрочного прогнозирования спроса на подготовку специалистов в системе профессионального образования региона// http: www.labourmarket.ru
  17. П.Бабкина М. В. Закономерности трансформации занятости в российской экономике: Автореф. дис. канд. эк. наук. Саратов, 2003. — 20 с.
  18. Е., Прошкин Б. Кто должен оценивать работу центров занятости?// Человек и труд. 2004. — № 7. — С.36−37.
  19. Т. Состояние региональных рынков труда РФ и проблемы их регулирования// Проблемы теории и практики управления. 1998. — № 4. — с. 50−55.
  20. М. Востребованность критерий признания//Человек и труд. -2005. — № 6. — С.49−53.
  21. С.А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. М.: Издательство БЕК, 1996. — 352 с.
  22. Т., Морозова Е., Поварич И. Системная оценка функционирования вуза как фактор гармонизации спроса на молодых специалистов и их предложения// Человек и труд. 2004. — № 2. — с. 49−51.
  23. Большой толковый словарь русского языка./Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. -СПб.: «Норинт», 1998. 1536 с.
  24. И. Программы содействия занятости// Экономист. 2005. — № 5. -с.77−82.
  25. .Д., Вороновская О. Е. Занятость населения и формирование региональных рынков труда// Проблемы прогнозирования. 1997. — № 1. — с. 58−65.
  26. . О качестве занятости населения России// Общество и экономика. -2005.-№ 7−8.-с.306−325.
  27. Е. Без активной демографической политики не обойтись// Человек и труд. 2005. — № 6. — с.26−30.
  28. И. Аномалии российского рынка труда// Мировая экономика и международные отношения. 1998. — № 2. — с. 91−100.
  29. И.В. Современные требования к использованию трудовых ресурсов в свете мирового опыта//Общество и экономика. 1995. — № 1. -с.36−42.
  30. И.В. Трудовые ресурсы в экономике России и Запада. М.: ЭПИцентр- Харьков: Фолио, 1998. — 190 с.
  31. ЗЬВаргин Н. JL, Осипов А. К. Прогнозирование рынка труда и занятости населения в регионе. Монография. Ижевск: Ижевская ГСХА, 2003. 199 с.
  32. О.А. Становление инфраструктуры рынка труда в переходной экономике (на примере Санкт-Петербурга): Автореф. дис. канд. эк. наук. -СПб., 2001.-20 с.
  33. Варшавская Е, Донова И. Занятость в неформальном секторе// Человек и труд. 2004. — № 10. — с.47−50.
  34. JI.A. Формирование системы трудоустройства выпускников высших учебных заведений в переходной экономике: Автореф. дис. канд. эк. наук.-СПб., 2001.-20 с.
  35. Н. Социальные факторы экономического роста: гармонизация интересов работников и работодателей достижима// Человек и труд. 2005. — № 2. -С.31−33.
  36. Н.А. Японский опыт решения экономических и социально-трудовых проблем. -М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1998. -255 с.
  37. В. Регионы Урала и Сибири: занятость и безработица// Человек и труд. 2005. — № 2. — с. 34−37.
  38. Гарсия-Исер М., Голодец О., Смирнов С. Критические ситуации на региональных рынках труда// Вопросы экономики. 1997. — № 2. — с. 114−129.
  39. Ю. Востребованность критерий признания// Человек и труд. -2005. — № 6. — с.49−53.
  40. Ю. Служба занятости: востребованность как цель и результат// Человек и труд. 2006. — № 5. — с. 43−45.
  41. М.Г. Безработица в России: сущность, формы, социальные последствия в условиях перехода к рынку/Под ред. А. И. Муравьева: Монография. СПб.: Изд-во СП6УЭФД995. — 163 с.
  42. М.Г. Социология безработицы: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПБУЭФ, 1996.-84 с.
  43. В., Капелюшников Р, Нестандартная занятость и российский рынок труда// Вопросы экономики. 2006.- № 1. — с. 70−86.
  44. Н. Тендерные аспекты занятости: новые тенденции, старые проблемы// Проблемы теории и практики управления. 2004. — № 6. — с. 107 114.
  45. Т., Гривина И. Временная занятость как форма активного содействия занятости безработных граждан// Человек и труд. 1999. -№ 11.-с. 25−28.
  46. О. Регулирование локальных рынков труда// Человек и труд. 1994. — № 5, — с. 11−16.
  47. Н.А. Экономика трудовых ресурсов: Учеб. пособие для студентов экон. спец. вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1989. — 208 с.
  48. А. Как оптимизировать структуру предложения на рынке труда// Человек и труд. 2005. — № 8. — С. 46−48.
  49. И. О концепции действий на рынке труда Российской Федерации на 2003−2005 годы// Кадровик. 2003. — № 5. — с. 72−76.
  50. А. Проблемы занятости и регулирования рынка труда в Российской Федерации (региональный аспект)// Вопросы экономики. 1993. — № 12. — с. 80−85.
  51. А. Региональный рынок труда в России: формирование и эффективность управления// Вопросы экономики. 1995. — № 5. — с. 63−71.
  52. А. Оценка активности безработных// Человек и труд. 2005. — № 12. -с. 53−54.
  53. Демографические ограничения и состояние сферы занятости и рынка труда. Политика народонаселения: настоящее и будущее. Четвертые Валентеевские чтения: сборник докладов / под ред. В. В. Елизаров, В. Н. Архангельский. М.: МАКС Пресс, 2005.
  54. Демография: современное состояние и перспективы развития: Учебное пособие / под ред. Д. И. Валентея. М.: Высшая школа, 1997. — 271 с.
  55. И. В. Теоретические основы регулирования рынка труда: цели, типы и субъекты регулирующего воздействия// Уровень жизни населения регионов России. 2004. — № 3. — С.60−68.
  56. И. Пока гром не грянул.//Деловой мир. 1992. — № 153.- с. 2.
  57. С. В. Моделирование социально-политической и экономической динамики / С. В. Дубовский, М. Г. Дмитриев, Г. С. Жукова и др. М.: РГСУ, 2004. — 224 с.
  58. С.А. Рабочая сила в системе рыночных отношений. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 1992.- 116 с.
  59. И. К новой парадигме рынка труда// Вопросы экономики. 1998. — № 2. — с. 83−96.
  60. Е.В. Регулирование занятости населения в территориально-хозяйственных образованиях региона (на примере Хабаровского края): Автореф. дис. канд. эк. наук. Хабаровск, 2003. — 23 с.
  61. И. Рынок труда и рынок образования: как устранить дисбаланс?// Высшее образование в России. 2004. — № 7. — с. 3−10.
  62. О.Ю. Структурное программирование и прогнозирование рабочих мест: Автореф. дис. канд. эк. наук. Киров, 2000. — 24 с.
  63. В., Рыжикова 3. Неполная занятость в России// Вопросы экономики. 1998. — № 2.-с.131−143.
  64. С. Развитие рынка труда неотъемлемый элемент государственной политики// Человек и труд. — 2005. — № 5. — С.41−43.
  65. И., Недохлебова Е. Тендерные аспекты занятости населения// Человек и труд. 2005. — № 11. — с. 62−67.
  66. Р. Движение рабочей силы и рабочих мест в российской промышленности// Вопросы экономики. 1998. — № 2. — С. 97−114.
  67. Р. Российская модель рынка труда: что впереди?// Вопросы экономики.-2003.-№ 4.-с. 83−100.
  68. С.А., Романов А. А. Рынок труда крупного города: понятие и основные методы регулирования. М.: Информ-Знание, 1999. — 80 с.
  69. С.А., Романов А. А. Управление рынком труда города: от биржи труда к службе занятости. М.: Информ-Знание, 1999. — 92 с.
  70. С.А., Одегов Ю. Г. Рынок труда: проблемы формирования и управления (на примере г. Москвы). -М.: Финстатинформ, 1998. 694 с.
  71. А. Проблемы предотвращения массовой безработицы в России.// Вопросы экономики. 1995. — № 5. — с. 53−62.
  72. А. Политика на рынке труда// Общество и экономика. -2001.- № 5. -с.68−109.
  73. А.В. Рынок труда России: некоторые проблемы исследования конъюнктуры/Юбщество и экономика. 1995. — № 1. — с.21−36.
  74. А., Утинова С. Факторы, детерминирующие занятость россиян// Человек и труд.-2003. -№ 1.-с. 58−61.
  75. В.В., Руденко Г. Г. Внутренний рынок труда в условиях трансформации корпоративной культуры фирмы. Научное издание./Под научной редакцией Кулапова М. Н. М.: М-Мега, 2001, 53 с.
  76. JI.B., Корель И. И. Напряженность рынка труда в России: особенности региональной дифференциации// Регион: экономика и социология.-2001. -№ 1.-с. 93−115.
  77. А. Г. Динамика занятости и рынка труда: вопросы макроэкономического анализа и прогнозирования. М.: МАКС-Пресс, 2001.
  78. Л. По поводу некоторых понятий теории рынка труда// Человек и труд. 1998.-№ 12. — с. 33−36.
  79. А. О понятии рынка труда// Вопросы экономики. 1998. — № 1. — с. 33−41.
  80. А. О субъектах и объекте рынка труда// Человек и труд. 2003. — № 5. -С.24−28.
  81. Э. Управление трудоустройством: региональный подход// Человек и труд.-2005.-№ 4.-с. 77.
  82. С.Г. Методические подходы к количественной оценке числа вакантных рабочих мест// Вопросы статистики. 2003. — № 3. — с. 35−41.
  83. С.Г. Прогнозирование спроса на рабочую силу// Вопросы статистики. 2000. — № 7. — с. 14−18.
  84. С.А. Занятость: стратегии России. М.: Эдиториал УРСС, 2001. -304 с.
  85. С.А. Рыночная экономика и труд. -М.: Наука, 1993. 141 с.
  86. К.Г. Политика занятости и развитие потенциала рабочей силы// Уровень жизни населения регионов России. 2005. — май. — С.53−59.
  87. К. Рынок труда и профессиональное образование pera0H0B//http: www.pmuc.ru
  88. А. Профобразование и рынок труда: прямая зависимость// Человек и труд. 2000. — № 8. — с. 27−34.
  89. В. Иностранная рабочая сила как фактор развития региона// Человек и труд. 2004. — № 7. — с. 38−42.
  90. В. Единство образовательной и кадровой политики путь снижения структурной безработицы// Человек и труд. — 2003. — № 10. — С.23−25.
  91. Н.К. Определение потребности в профессиональном обучении как инструмент регулирования локального рынка труда (на примере г. Москвы): Автореф. дис. канд. эк. наук. М., 2003. — 25 с.
  92. Ю.А. Современные тенденции на рынке труда//Справочник кадровика. 2000. — № 0. — с. 101−109.
  93. В. Трудовые ценности российского населения// www/ vopreco. ru
  94. А. Особенности конкуренции на российском рынке труда// Человек и труд. 2005. — № 5. — с. 50−55.
  95. В. Рынок рабочей силы в условиях перехода к экономике инноваций// Человек и труд. 2006. — № 5. — с. 46−51.
  96. К.Р., Брю C.JT. Экономикс. Т.1. Пер. с англ. М.: Изд-во «Республика», 1992.-400 с.
  97. Т. Крутимся помаленьку// Эксперт. 2000. — № 30, 21 августа. — с. 16−20.
  98. В.И., Соболева И. В. Экономика человека: учеб. пособие для высш. учеб заведений. М.: Аспект Пресс, 1995. — 286 с.
  99. И., Бараненкова Т. Неформальная занятость в России// Вопросы экономики. 2003.- № 9. — с. 89−99.
  100. Методические рекомендации по организации прогнозирования потребности в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов в образовательных учреждениях HnO//htpp:www.profedu.ru
  101. JT. Рынок образовательных услуг провинциальных городов: маркетинговый подход// Человек и труд. 2005. — № 9. — с. 48−55.
  102. JT. Экономические стороны «скрытой» безработицы// Экономист.-2001.-№ 7.-с. 51−59.
  103. Л.Г., Подольная Н. П. Маркетинговые исследования на локальном рынке труда депрессивного региона// http: dis.ru/market/arhiv/200 l/5/6.html
  104. Минтруд России сообщает // Человек и труд. 2004. — № 3. — С.54.
  105. Г. Незанятость в России: вынужденная или добровольная// Вопросы экономики.-2001. -№ 9.-с. 113−129.
  106. А. Рынки труда: какой выбрать?// Дело. 1994. — № 2−3. — с. 36−37
  107. А., Забелова И. Рынок труда: какой выбрать?// Дело. 1994. — № 4. -с. 26−27.
  108. Наемный труд на переломных этапах развития экономики/Под ред. д-ра экон. наук Р. И. Цвылева. М.: Эдиториал УРСС, 1999.- 120 с.
  109. Е.А. Управление социальными процессами на федеральном, региональном и организационном уровнях: Автореф. дис. док. эк. наук. -Саранск, 2000.- 36 с.
  110. Н.А., Тучков А. И. Методические основы оценки состояния рынка рабочей силы в регионе: Учебное пособие (с приложением). СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994. — 60 с.
  111. Р. Рынок труда: иллюзии равновесия и проблемы переходной экономики// Проблемы теории и практики управления. 2004. -№ 4. — с.89−95.
  112. А.А. Рынок труда: занятость и безработица. М.: Международные отношения, 1991. — 184 с.
  113. О.Н. Занятость населения и повышение ее эффективности на современном этапе: Автореф. дис. канд. эк. наук. Саратов, 2003. — 16 с.
  114. Обзор основных тенденций российской экономики// Вопросы экономики. -2002.-№ 5.-с.39−84.
  115. Ю.Г. и др. Рынок труда и социальное партнерство: Монография/ Ю. Г. Одегов, Г. Г. Руденко, Н. Г. Митрофанов. М.: Хронограф, 1998. — 24С с.
  116. Н.Н. Методические основы диагностики и прогнозирования социально-трудовой сферы региона. Учебно-методическое пособие. -Ижевск: Изд-во Удмуртского госуниверситета, 2000. 41 с.
  117. Н. Н. Характеристика ситуации на рынке труда Удмуртской Республики и меры по ее регулированию// Известия Академии труда v занятости. Ижевск. — 2004. — № 1−2. — с. 39−44.
  118. Основные направления реформы трудовых отношений в Российской Федерации (проект)// Вопросы экономики. 1998. — № 2. -с. 73−83.
  119. Основы социальной работы: Учебник/ отв. ред. П. Д. Павленок. М.: ИНФРА-М, 1997.-368 с.
  120. А.Ю. Формирование механизма эффективной занятости населения в сельской местности: Автореф. дис. канд. эк. наук. -Екатеринбург, 2002. 20 с.
  121. В.А. Регулирование занятости населения в регионе (на примере Воронежской области): Автореф. дис. канд. эк. наук. Воронеж, 2006.-21 с.
  122. Ю.С., Бобков В. Н., Немировченко Н. М. Квалиметрическая экономика предприятия (швейное производство). -М.: Всероссийский центр уровня жизни- Ижевск: Издательство Института экономики и управления УдГУ, 2005.-570 с.
  123. JT. Ситуация с занятостью в условиях моногорода// Человек и труд.-2004.-№ 12.-с. 17−21.
  124. О., Цедрик А. Рынок труда региона производная состояния его экономики// Человек и труд. — 2004. — № 7. — с. 43−44.
  125. Е.А. Рынок труда Ижевска: современные тенденции //delovoykvadrat.ru.
  126. В.В. Мировой рынок: вопросы прогнозирования: Учебно* пособие. М.: КНОРУС, 2004. — 240 с.
  127. Помесячные индикаторы, характеризующие экономические и социальны* процессы Удмуртской Республики в январе-июне 2002 года. Стат бюллетень. Ижевск: Госкомитет УР по статистике, 2002, № 210 (6106).
  128. А. Потребность экономики в специалистах и квалифицированны? рабочих: методические основы прогнозирования// Человек и труд. 2004. № 6.-с. 30−35.
  129. М.В. Региональные особенности неполной занятости (на пример* Ульяновской области): Автореф. дис. канд. эк. наук. Саратов, 2002. — 20 с.
  130. Программа социально-экономического развития Удмуртской Республик! на 2005−2009 годы. Ижевск, 2004. — с.78.
  131. Т., Рощин С. Экономический анализ причин вторичной занятости// Вопросы экономики. 2001. — № 9. — с. 130−140.
  132. H.JI. Прогнозирование потребности в специалистах на базе региональных центров содействия трудоустройству и занятости.// http: www.cszum.bmstu.ru
  133. Региональный рынок труда в условиях социально-экономической трансформации российской экономики (на материалах Южного Федерального округа) / Под ред. П. В. Акинина, С. В. Степановой. -Ставрополь: Сервисшкола, 2002. 368 с.
  134. Регионы России. Социально-экономические показатели 2004: стат. сб. / Госкомстат России. М., 2004. — 896 с.
  135. JI.C. Цена рабочей силы в условиях рынка. М.: Профиздат, 1993.- 112 с.
  136. Г. Проблемы прогнозирования рынка труда// Вопросы экономики. 1993. — № 12. — с. 69−73.
  137. А.А. Организационно-экономический механизм функционирования государственной службы занятости (на примере г Москвы): Автореф. дис. канд. эк. наук. М., 1999. — 24 с.
  138. Российский статистический ежегодник. 2004: Стат. сб./ Росстат. М. 2004. — 725 с.
  139. Российский статистический ежегодник. 2002: Стат. сб./Госкомстат России. -М., 2002. -690 с.
  140. Россия в цифрах, 2003: Крат. стат. сб./Госкомстат России. М., 2003. -398 с.
  141. Россия и страны мира: Стат. сб./ Госкомстат России. М., 2000. — 358 с.
  142. Роструд России: деятельность органов службы занятости в 2005 г./ Человек и труд. 2006. — № 4. — с. 39−42.
  143. А. О содержании понятий «трудовые ресурсы» и «рабочая сила»/ Человек и труд. 1997. — № 3.- с. 23−25
  144. А.И., Жуков A.JI. Теоретические основы экономики и социологии труда. Учебник для студентов вузов./Акад. труда и соц. отнош-й. М.: МИК, 1999.-335 с.
  145. А.И., Збышко Б. Г., Ишин В. В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: Учеб. пособие / Под ред. проф. А. И. Рофе. -М.: Издательство «МИК», 1997. 160 с.
  146. Г. Г. Внутренний и внешний рынки труда: механизм сбалансированного развития: Автореф. дис. док. эк. наук. -М., 1999.- 40 с.
  147. Г. Г., Муртозаев Б. Ч. Формирование рынков труда: Учебное пособие / Г. Г. Руденко, Б.Ч. Муртозаев- Под ред. проф. Ю. Г. Одегова. М.: Издательство «Экзамен», 2004. — 416 с.
  148. Рынок труда: Учебник./Под ред. проф. B.C. Буланова и проф. Н. А Волгина. М.: Экзамен, 2000. — 448 с.
  149. Рынок труда (в схемах и таблицах) / Сост.: Г. Г. Руденко, О. Н. Волгина. -М.: Изд-во Рос. эконом, акад., 2003. 40 с.
  150. Рынок труда и доходы населения./Под ред. Н. А. Волгина. Учебное пособие. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1999. — 280 с.
  151. Рынок труда и рынок образовательных услуг УР: аналитический отчет Ижевск: Государственный комитет УР по труду, 2004.
  152. Рынок труда и рынок образовательных услуг в Республике Карелия Сборник научных статей по материалам научно-практического семинара под ред. В. А. Гуртова.- Петрозаводск: ПетрГУ, 2003. 320 с.
  153. Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе Переходный период и дальнейшее развитие. Пер. с англ. М.: ИКЦ «ДИС» 1997.-496 с.
  154. К. Микроэкономический анализ динамических изменений ш российском рынке труда// Вопросы экономики. 1998. — № 1. — с. 42−58.
  155. А.Р. Трудоустройство молодежи в системе управленш занятостью населения: Автореф. дис. канд. эк. наук. М., 2001.-22 с.
  156. Сведения о дневных общеобразовательных учреждениях: отчет Министерства народного образования УР. Форма № 76-рик за 1995−2005 гг.
  157. Сведения о числе учебных заведений, наличии и движении контингента учебных заведений НПО (ПУ, профлицеев, центров непрерывного профессионального образования): отчет Министерства народного образования УР. Форма № 1-профтех за 1995−2005 гг.
  158. Сведения о численности учащихся, окончивших учебные заведения НПО (ПУ, профлицеи, центры непрерывного профессионального образования) пс профессиям: отчет Министерства народного образования УР. Форма № 5-профтехза 1995−2005 гг.
  159. Н. Партнерство с учебными заведениями в организации профессиональной ориентации школьников// Человек и труд. 2006. — № 2. -с. 61−62.
  160. А., Кузнецов С. Методология прогнозирования экономической активности населения// Человек и труд. 2001. — № 9. — с. 45−49.
  161. А., Кузнецов С. Модели прогнозирования спроса на рабочук силу// Человек и труд. 2001. — № 11.- с. 35−38.
  162. А., Кузнецов С. Рынок труда: прогнозы и реальность. Модели прогнозирования спроса на рабочую силу // Человек и труд. 2001. — № 11.-с. 46−52.
  163. С.Н. Использование показателей государственной статистик! для прогнозирования уровня регистрируемой безработицы// Вопрось статистики. 2000. — № 7. — с. 7−14.
  164. Н.В. Совершенствование внутренних рынков труда: Автореф дис. канд. эк. наук. Саратов, 2004. — 20 с.
  165. Советский энциклопедический словарь /Гл. ред. A.M. Прохоров. 4-< изд. -М.: Сов. энциклопедия, 1988. — 1600 с.
  166. А.В. Долгосрочное прогнозирование тенденций развития образования методами Форсайт// Вопросы образования. 2004. — № 3. — с. 66−76.
  167. Состояние регистрируемого рынка труда Удмуртской Республики в 2005 году// http://szan.udmnet.ru
  168. Социальная политика, уровень и качество жизни. Словарь. М. Издательство ВЦУЖ, 2001. — 288 с.
  169. Социально-экономическое положение Удмуртской Республики в январе-декабре 2005 года: Сообщение Территориального органа Росстата по УР от 07.02.2006// Удмуртская правда. 2006. -№ 13,7 февраля.
  170. Социально-экономическое положение Удмуртской Республики в 200^ году: Сообщение Госкомитета УР по статистике от 08.02.2005// Удмуртская правда. 2005. — № 13, 8 февраля.
  171. Социально-экономическое положение Удмуртской Республики в январе декабре 2003 года: Сообщение Госкомитета УР по статистике от 11.02.2004/ Удмуртская правда. 2004. — № 17, 11 февраля.
  172. Социально-экономическое положение Удмуртской республики в январе декабре 2002 года// Удмуртская правда. 2002. — 30 января. — с. 4.
  173. Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг регионах России: сборник докладов по материалам Всероссийской научно практической Интернет конференции с международным участием. Книг 3. — Петрозаводск: ПетрГУ, 2004. — с. 92−109.
  174. П. Мониторинг профессиональной подготовки кадров на рынк образовательных услуг// Проблемы теории и практики управления. 2004. № 4.-с. 96−100.
  175. . Сегментация и маркетинг рынка труда// Вестни статистики. 1991. — № 12. — с.68−70.
  176. .Л. Формирование рынка рабочей силы в крупны промышленных центрах. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992. — 140 с.
  177. Труд и занятость в УР: стат. сборник. Ижевск: Государственный комитет УР по статистике, 2005 г. -35 с.
  178. Труд и занятость в УР: стат. сборник. Ижевск: Государственный комитет УР по статистике, 2002 г. — 35 с.
  179. Удмуртия в цифрах, 2005 год: Стат. сборник. Ижевск: Тер. орган Фед. Службы гос. статистики по УР, 2006. — 184 с.
  180. Удмуртия в цифрах, 2003 год: Стат. сборник. Ижевск: Тер. орган Фед. Службы гос. статистики по УР, 2004. — 181 с.
  181. Удмуртия в цифрах, 2002 год: Стат. сборник. Ижевск: госкомитет УР по статистике, 2003. — 184 с.
  182. Удмуртия в цифрах 2001: Стат. сборник. Ижевск: госкомитет УР по статистике, 2002. — 264 с.
  183. С. Регулирование локальных рынков труда// Федерализм. 2003. — № 1. — с. 1007−126.
  184. В. В. Экономико-математические модели и прогнозирование рынка труда: Учебное пособие. М.: Вузовский учебник, 2005. — 278 с
  185. Формирование рынка труда в России// Человек и труд. 1996. -№ 11.-с.42−44.
  186. Г. Региональные программы содействия занятости// Человек и труд. 2004. — № 4. — С.53−54.
  187. Е.В. Трансформация структуры занятости в России: Автореф. дис. канд. эк. наук. СПб., 2003. — 24 с.
  188. Д.С. Формирование рынка труда: опыт, проблемы. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.- 160 с.
  189. Т., Лакунина Л. Напряженность на российском рынке труда и механизмы ее преодоления// Вопросы экономики. 1998. — № 2. — с. 115−130/
  190. Л. Механизм взаимодействия рынков труда и образовательных услуг. Методологические подходы// Человек и труд. 2004. — № 8. — с. 37−40.
  191. Экономика и социально-трудовые отношения: Учебник для студентов экон. спец-тей вузов/Под ред. Г. Г. Меликьяна, Р. П. Колосовой. М.: Изд-во МГУ, Изд-во ЧеРо, 1996. — 623 с.
  192. Экономика труда (социально-трудовые отношения)/ Под общей редакцией д.э.н., профессора Н.А. Волгина- д.э.н., профессора Ю. Г. Одегова. М.: Изд-во «Экзамен», 2004. — 736 с.
  193. Экономика труда: Учебное пособие/ Под ред. А. А. Сарабского. -Екатеринбург: изд-во УрГЭУ. 2004. — 350 с.
  194. А., Кратко И., Латышова JI. Маркетинговая активность вуза на рынке образовательных услуг и рынке труда// Рос. эк. журнал. 2004. — № 8. -с. 80−90.
Заполнить форму текущей работой