Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Экономическая оценка реформирования предприятий энергетического комплекса: На примере Республики Татарстан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ыа основании проведенных в диссертационной работе исследований получены следующие основные результаты, имеющие научную и практическую ценность. Новизна научных положений диссертационной работы состоит в постановке и проведении исследования теоретических вопросов реструктуризации отечественной энергетики и разработке методических основ экономической оценки выбора направлений реформирования… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Состояние и перспективы реформирования электроэнергетики
    • 1. 1. Реформирование естественных монополий как важнейший фактор развития экономики
    • 1. 2. Особенности развития электроэнергетики в современных условиях
    • 1. 3. Опыт реформирования электроэнергетики в различных странах мира
  • Выводы по главе 1
  • 2. Методические основы оценки возможных последствий реформирования электроэнергетики
    • 2. 1. Существующие методические подходы к построению системы показателей для экономической оценки эффективности реформирования хозяйственных систем
    • 2. 2. Формирование показателей для экономической оценки возможных последствий реформирования предприятий энергетического комплекса
    • 2. 3. Алгоритм экономической оценки возможных последствий реформирования предприятий энергетического комплекса
  • Выводы по главе 2
  • 3. Экономическая оценка перспективных направлений реформирования регионального энергетического комплекса
    • 3. 1. Этапы реформирования электроэнергетики на федеральном уровне
    • 3. 2. Перспективы реформирования предприятий энергетического комплекса Республики Татарстан
    • 3. 3. Экономическая оценка реформирования электроэнергетики
  • Республики Татарстан
  • Выводы по главе 3

Экономическая оценка реформирования предприятий энергетического комплекса: На примере Республики Татарстан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ. Выбор стратегических направлений реформирования электроэнергетики во многом определяет успехи проводимых преобразований не только в отдельных отраслях и сферах деятельности, но и перспективы дальнейшего развития всего нашего общества. На протяжении последних лет развернулась острейшая дискуссия по вопросу будущего отечественной энергетики. И это неслучайно, поскольку успешное и стабильное функционирование энергетического комплекса всегда выступало в качестве одного из важнейших условий развития как в целом всей экономики, так и отдельных ее отраслей. В свою очередь состояние экономики оказывает обратное влияние на ситуацию, складывающуюся в энергетическом комплексе.

Обострившиеся проблемы функционирования энергетического комплекса страны предопределили то внимание, которое в последнее время уделяется вопросам его реформирования. Однако, несмотря на их широкое обсуждение, до настоящего времени так и не выработана единая позиция относительно необходимости и целесообразности реструктуризации отечественной электроэнергетики. Не нашел своего разрешения вопрос определения места и роли государственных органов управления в проведении реформ в отрасли и установления степени их ответственности. А.

Нет единства взглядов относительно возможных последствий реформирования электроэнергетики на региональном уровне. Как результат этого — до настоящего времени отсутствует концепция реформирования энергетики, которая учитывала бы в полной мере экономические интересы федеративного центра, отдельных российских регионов, промышленных предприятий и других потребителей энергетической продукции, а также предприятий энергетического комплекса.

Все это предопределило актуальность решения целого ряда теоретических и методических проблем, связанных с экономической оценкой возможных последствий реформирования электроэнергетики и повлияло на выбор темы исследования.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. Широкий круг теоретических и прикладных проблем, связанных с формированием и непрерывным совершенствованием организационных, экономических и правовых механизмов, обеспечивающих надежное энергоснабжение и рациональное использование природных топливно-энергетических ресурсов с учетом региональных особенностей различных субъектов Российской Федерации, а также со становлением конкурентоспособной и безопасной энергетики, рассматривается в работах И. А. Башмакова, Е. А. Волковой, Л. Д. Гительмана, В. А. Джангирова, А. А. Зарнадзе, Ю. Д. Кононова,.

A.А.Макарова, А. Б. Малышева, О. М. Сараева, А. С. Макаровой, Б. Е. Ратникова, В. И. Савина и ряда других исследователей.

Теоретические и методические основы мониторинга экономической и энергетической безопасности различных регионов исследуются в трудах.

B.С.Аксенова, Л. Л. Богатырева, В. Г. Благодатских, В. В. Бушуева, Н. И. Воропая, А. Г. Гранберга, А. Ф. Дьякова, Т. А. Зиминой, Л. С. Кайбышевой, Л. Д. Криворуцкого, В. Б. Козлова, А. А. Куклина, Д. С. Львова, В. Л. Макарова, А. М. Мастепанова, А. И. Татаркина, Е. А. Телегиной, О. Н. Фаворского, Ю. К. Шафраника и некоторых других ученых. Однако в них наибольшее внимание уделено рассмотрению, прежде всего, отраслевых проблем функционирования энергетики без исследования комплексного влияния возможных последствий их деятельности на экономику отдельных регионов.

В последнее время появились работы, посвященные выбору стратегических направлений проведения преобразований в отечественной энергетике. В ходе острейших дискуссий по вопросу о дальнейших перспективах развития энергетического комплекса мнения сторон диаметрально разделились. Одну точку зрения выражают авторы концепции реструктуризации электроэнергетики, чьи взгляды наиболее полно представлены высшим менеджментом РАО «ЕЭС России» в лице В. Воронина, В. Завадникова, В. Синюгина, Я. Уринсона, А. Чубайса и их сторонников. Несогласие с предлагаемыми подходами к реформированию энергосистемы и их всесторонняя критика содержится в выступлениях и публикациях многочисленных оппонентов, чьи аргументы наиболее полно изложены в трудах В. Боровяка, М. Гельмана, С. Глазьева, И. Грачева, А. Илларионова, В. Кудрявого, В. Кучеренко и целого ряда губернаторов различных российских регионов.

Однако отсутствие экономических расчетов по обоснованию возможных последствий проведения преобразований является важнейшей причиной, препятствующей принятию объективных решений в сфере реформирования энергетики. Во многом это объясняется недостаточной разработкой теоретических основ экономической оценки возможных последствий реструктуризации отечественной электроэнергетики для экономики отдельного региона. Целый ряд нерешенных вопросов связан с получением исходной информации о состоянии энергетических предприятий и возможных изменениях в поведении внешней среды. Поэтому до настоящего времени так и не разработана концепция реформирования энергетики, которая бы в полной мере учитывала экономические интересы федеративного центра, отдельных российских регионов, промышленных предприятий и других потребителей энергетической продукции, а также предприятий энергетического комплекса. Все это свидетельствует о том, что решение проблемы экономического обоснования выбора направлений реформирования отечественной электроэнергетики находится на начальном этапе своего развития.

Важность разработки методологических и методических проблем, связанных с экономической оценкой возможных последствий реформирования российской энергетики для экономики отдельного региона, обусловливает необходимость и целесообразность проведения дальнейших работ по исследуемой тематике. Блок-схема исследования приведена на рис. 1.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью диссертации является исследование теоретических вопросов реформирования энергетического комплекса на региональном уровне и разработка методических основ для экономической оценки возможных направлений проведения преобразований.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

— рассмотрены особенности функционирования естественных монополий в современных условияхисследованы основные направления проведения реформ в электроэнергетике на федеральном и региональном уровнях;

— обобщен опыт осуществления преобразований в энергетическом секторе за рубежом;

— проведен анализ существующих методических подходов к построению системы показателей для экономической оценки эффективности реформирования хозяйственных систем различного уровня;

— сформирована система показателей для экономической оценки возможных последствий проведения реформ в региональном энергетическом комплексе;

— разработан методический подход к экономической оценке возможных последствий реализации различных направлений реструктуризации регионального энергетического комплекса;

— проведена практическая апробация разработанного методического подхода применительно к экономической оценке возможных направлений реформирования энергетического комплекса Республики Татарстан.

Рис. 1. Блок-схема исследования.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Объектом диссертационного исследования являются предприятия энергетического комплекса Республики Татарстан.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Предметом исследования выступают теоретические и методические проблемы экономической оценки возможных направлений реформирования регионального энергетического комплекса.

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ. Теоретической и методической основой проведения исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам реформирования деятельности хозяйственных систем в современных условиях, оценки эффективности реструктуризации энергетического комплекса, обеспечения энергетической безопасности на федеральном и региональном уровнях. В качестве информационной базы исследования были использованы материалы органов государственной статистики Российской Федерации и Республики Татарстан, результаты производственно-хозяйственной деятельности ОАО «Татэнерго», а также законодательные и нормативные акты, определяющие основные направления государственного регулирования деятельности предприятий в процессе их реформирования в современных условиях.

При решении теоретических и прикладных задач были использованы общенаучные методы исследования, включая аналитический метод, методы системного и ситуационного анализа, экономико-математического моделирования и комплексного экономического анализа возможных последствий принимаемых решений.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА. К основным результатам, определяющим научную новизну диссертационного исследования, относятся следующие:

1) установлено, что опыт реструктуризации энергетических комплексов в различных странах мира не подтверждает наличия очевидных преимуществ у конкурентной модели реформирования их деятельности и свидетельствует об отсутствии однозначной зависимости конечных результатов от выбранной модели проведения реформ;

2) обоснована необходимость использования системного подхода при экономической оценке направлений реформирования регионального энергетического комплекса, учитывающего, с одной стороны, изменения надежности энергоснабжения и эффективности функционирования предприятий энергетики, а с другой возможные последствия проводимых преобразований с позиции экономических интересов различных групп потребителей энергетической продукции и бюджетной эффективности региона;

3) разработаны методические основы построения системы экономического обоснования выбора направлений реформирования регионального энергетического комплекса, включающие методические принципы, которым должны удовлетворять проводимая экономическая оценка и организационные процедуры ее выполнения, а также применяемую многоуровневую систему показателей и алгоритм выполнения всего комплекса расчетных процедур;

4) сформирована многоуровневая система показателей для оценки эффективности реформирования регионального энергетического комплекса, учитывающая возможные последствия проведения реформ не только для предприятий энергетики, но также и для различных групп потребителей энергетической продукции и регионального бюджета;

5) предложена многоэтапная модель выполнения работ по экономическому обоснованию выбора направлений реформирования регионального энергетического комплекса, учитывающая его реальное состояние, перспективы развития, отраслевые особенности функционирования, а также влияние проводимых реформ на экономику отдельного региона;

6) разработан методический подход для формирования предельно-допустимых значений технико-экономических показателей деятельности предприятий регионального энергетического комплекса в процессе его реформирования, позволяющий целенаправленно управлять процедурами реструктуризации для достижения желаемых результатов;

7) предложена методика оценки возможных последствий реформирования регионального энергетического комплекса с позиции изменения уровня энергетической безопасности региона, апробированная применительно к условиям функционирования экономики Республики Татарстан.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы при экономическом обосновании выбора направлений реформирования регионального энергетического комплекса с позиции бюджетной эффективности региона, экономических интересов различных групп потребителей энергетической продукции, а также с точки зрения эффективности функционирования предприятий энергетики и обеспечения надежности энергоснабжения.

АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. Основные положения и результаты исследования были доложены, обсуждены и получили одобрение на 7 международных и всероссийских научных и научно-практических симпозиумах, конференциях и школах-семинарах в городах Москва (2003, 2004 г. г.), Санкт-Петербург (2002, 2003 г. г.) и Казань (2002, 2003 г. г.).

Результаты проведенного исследования были использованы в ОАО «Татэнерго» при оценке возможных последствий для функционирования энергетической системы Республики Татарстан выхода крупнейших промышленных предприятий на оптовый рынок электрической энергии. Кроме того, разработанные методические подходы были использованы.

Республиканской энергетической комиссией Республики Татарстан при формировании тарифной политики на энергетическую продукцию. Основные положения проведенного исследования используются в учебном процессе на кафедре экономики и организации производства Казанского государственного энергетического университета при чтении курсов лекций и проведении практических занятий по «Экономике отрасли», «Стратегическому менеджменту» и «Экономической оценке инвестиций».

Диссертационное исследование проводилось в рамках выполнения работ по гранту Академии наук Республики Татарстан № 02−2.1−79.

1ТУБЛИКАЦИИ. По теме диссертации опубликовано 8 печатных работ.

ОБЪЕМ И СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Диссертация общим объемом 198 страниц состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 160 наименований, и приложения.

Ыа основании проведенных в диссертационной работе исследований получены следующие основные результаты, имеющие научную и практическую ценность. Новизна научных положений диссертационной работы состоит в постановке и проведении исследования теоретических вопросов реструктуризации отечественной энергетики и разработке методических основ экономической оценки выбора направлений реформирования регионального энергетического комплекса в современных условиях. Электроэнергетика является важнейшей составляющей экономики Республики Татарстан. Она во многом способствует обеспечению жизнедеятельности населения, функционированию и развитию отраслей народного хозяйства. Негативные тенденции, имевшие место в отечественной экономике на протяжении последнего десятилетия, в значительной степени затронули и республиканский энергетический комплекс. Это во многом предопределило ту сложную ситуацию, в которой оказалась на сегодняшний день энергетическая система региона. Между тем, относительная стабилизация макроэкономической ситуации в стране и достаточно четко прослеживаемая тенденция роста промышленного производства в республике на протяжении последнего времени предопределяют необходимость повышения эффективного функционирования энергетики в результате реформирования ее деятельности. Проведенный анализ предлагаемых подходов к осуществлению преобразований в отечественной энергетике позволил установить, что в настоящее время отсутствует устоявшаяся точка зрения относительно выбора направлений проведения реформ. Диапазон мнений колеблется от полного отрицания любых преобразований, затрагивающих существующую вертикально# интегрированную основу электроэнергетики, до утверждения о необходимости выделения в самостоятельные структуры различных видов деятельности, включая производство, передачу и распределение электрической энергии. При этом, как показало исследование, аргументы сторон зачастую сводятся только лишь к попьггкам чисто качественного объяснения того, как в соответствии с теоретическими основами рыночной экономики, должны будут развиваться дальнейшие события. На основе проведенного анализа зарубежного опыта реформирования электроэнергетики было установлено, что в большинстве стран, прошедших через процедуры реформирования, отмечалось ухудшение надежности энергоснабжения, значительное повышение тарифов на энергетическую продукцию и некоторые другие негативные последствия. Все это 1> свидетельствует о том, что, несмотря на значительный опыт осуществления преобразований в энергетике различных стран, в настоящее время не существует такой модели реформирования отрасли, которая гарантировала бы успех в решении поставленных задач. Более того, на основе проведенного исследования был сделан вывод об отсутствии устойчивой взаимосвязи между реформированием энергетики на принципах формирования конкурентного рынка и конечными результатами проведения реформ. Сложившееся положение во многом объясняется недостаточной ** проработкой целого ряда методологических и методических вопросов для проведения экономической оценки возможных последствий осуществления преобразований в электроэнергетике. Как показал проведенный анализ, при оценке эффективности направлений реформирования энергетики основное внимание уделяется, прежде всего, финансово-экономическим аспектам деятельности энергетических компаний. При этом без должного внимания ** остаются другие стороны их функционирования. Не нашли своего разрешения многие проблемы, связанные с проведением реформ на региональном уровне. В диссертации была обоснована необходимость оценки возможных последствий реформирования республиканского энергетического комплекса с самых различных позиций: во-первых, с точки зрения бюджетной эффективности регионаво-вторых, с позиции интересов промышленных предприятий и других потребителей энергетической продукциив-третьих, с позиции экономических интересов предприятий энергетического комплексав четвертых, с позиции интересов населения относительно возможной динамики тарифов на электрическую и тепловую энергиюв-пятых, с точки зрения изменения надежности энергоснабжения и того влияния, которое может оказать реформирование энергетической системы на обеспечение энергетической безопасности региона. Все это предопределило необходимость разработки методических основ построения системы экономического обоснования целесообразности реформирования регионального энергетического комплекса. Анализ специфики функционирования предприятий энергетики и особенностей проведения их реструктуризации позволили сформулировать методические принципы, которым должны удовлетворять система показателей для экономической оценки, методика проведения расчетных процедур, а также организационные аспекты выполнения экономической оценки. Первую группу принципов формируют принципы измеримости, конкретности, согласованности, гибкости, системности, а также полноты отражения результатов. Во вторую группу включены принципы комплексности, иерархичности, приоритетности и учета долговременных последствий осуществления преобразований. Третью группу составляют принципы компетентности, независимости, технологичности, а также сопоставимости результатов при проведении экономической оценки. Разработанные методические принципы были положены в основу формирования многоуровневой системы показателей для экономической оценки эффективности реформирования региональных энергетических систем, учитывающей интересы энергетических компаний, различных групп потребителей энергетической продукции, бюджета региона, а также того влияния, которое могут оказать проводимые преобразования на энергетическую безопасность региона. Для повышения аналитических возможностей в диссертации бьш разработан методический подход, использование которого позволяет активно управлять процессами реформирования предприятий регионального энергетического комплекса в современных условиях. Практическая апробация теоретических и методических положений исследования была осуществлена применительно к экономической оценке возможных последствий реформирования регионального энергетического комплекса Республики Татарстан. В соответствии с принятой моделью его реформирования, он должен бьггь разделен по различным видам деятельности, а созданная на базе тепловых электростанций системы генерирующая компания должна выйти на федеральный оптовый рынок электрической энергии. Основной целью проведения предполагаемых преобразований в энергетике РТ является повышение эффективности ее функционирования, решение проблемы износа оборудования, а в перспективе еще и снижение тарифов на энергетическую продукцию. Проведенный в диссертации анализ позволил установить, что в настоящее время в энергосистеме РТ имеется целый ряд проблем, препятствующих успешному проведению реформ. В^нейшими из них являются ограничения по пропускной способности электрических сетей, а также отсутствие резервов производственных мощностей, которые смогли бы в перспективе покрыть возрастаюпще потребности республики в энергетической продукции. Кроме того, было установлено, что в ОАО «Татэнерго» себестоимость производства электрической и тепловой энергии выше, чем у других региональных энергосистем аналогичного масштаба. Это во многом объясняется недостаточно эффективной производственно-хозяйственной деятельностью энергетического комплекса РТ. Так, например, бьию выявлено, что значения выше Среднеотраслевого уровня имеют показатели удельного расхода топлива на отпуск электрической энергии, расхода электроэнергии на собственные нужды. Все еще достаточно велики и потери электрической энергии при ее транспортировке. В случае реформирования энергосистемы Республики Татарстан по предлагаемому сценарию сложившееся положение может весьма негативно отразиться на конкурентных позициях ОАО «Татэнерго». Производимая им энергетическая продукция может оказаться не в состоянии конкурировать с более дешевой электрической энергией других компаний. Вследствие этого для энергетического комплекса республики может возникнуть реальная угроза ухода крупных потребителей электрической энергии к другим производителям. Снижение производства электрической энергии ОАО «Татэнерго» по этой причине может составить 60%.В диссертации были просчитаны возможные последствия реализации данного сценария развития событий. Было установлено, что полная фактическая себестоимость производства 1 кВт-ч электрической энергии в ОАО «Татэнерго» может повыситься на 85%, а 1 Гкал тепловой энергии на 42%. Поэтому производственно-хозяйственная деятельность компании может оказаться убыточной как по производству электрической, так и по производству тепловой энергии. В этих условиях для поддержки деятельности акционерного общества потребуется выделение из республиканского бюджета 4994,5 млн руб. Кроме того, было определено, что производительность труда в целом по объединению падает на 60% с 946,12 кВт-ч/чел. до 365,16 кВт-ч/чел.С уходом крупных потребителей могут обостриться многие проблемы, связанные с поддержанием необходимого уровня энергетической безопасности региона. Проведенная диагностика энергетической безопасности Республики Татарстан позволила установить, что в результате осуществления намеченных преобразований уровень энергетической безопасности РТ может снизиться на 36%, что грозит значительным ростом вероятности нарущения энергоснабжения оставшихся потребителей, включая население. Все это позволило сделать вывод о том, что реформирование энергетической системы Республики Татарстан посредством разделения входящих в ее состав предприятий и вывода генерирующей компании на конкурентный рынок электрической энергии может в еще большей степени обострить проблемы функционирования республиканского энергетического комплекса. В этой связи особую актуальность приобретает проведение серьезной подготовительной работы к выводу энергосистемы республики на оптовый рынок электрической энергии. Обеспечение высокой конкурентоспособности продукции ОАО «Татэнерго» предполагает необходимость активизации работ в области снижения издержек производства и внедрения энергосберегающих мероприятий на предприятиях отрасли. Особое внимание должно быть уделено выводу из эксплуатации неэффективного оборудования и внедрению в производство современных и высокоэффективных парогазовых и газотурбинных установок на тепловых электрических станциях системы. Таким образом, практическая значимость результатов исследования заключается в том, что содержащиеся в диссертации положения создают методологическую и методическую основу для управления процессом реформирования региональных энергетических систем в условиях становления рыночных отношений. Полученные результаты могут быть использованы при экономическом обосновании выбора возможных направлений реформрфования регионального энергетического комплекса с позиции бюджетной эффективности региона, экономических интересов различных групп потребителей энергетической продукции, а также с точки зрения эффективности функционирования предприятий энергетики и обеспечения надежности энергоснабжения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Постановление Правительства Российской Федерации «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» № 526 от 11.07.2001 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.1997 г. № 1373 «О реформе предприятий и иных коммерческих организаций» // Российская газета. — 1997. — 13 ноября. — 5.
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.01.1997 г. № 360 «Структурная перестройка и экономический рост в 1997—2000 годах» // Экономика и финансы электроэнергетики. — 1997. — № 6. -С. 51−86.
  4. Указ Президента Российской Федерации от 28.04.1997. г. № 426 «Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий» // Экономика и финансы электроэнергетики. — 1997. — № 6. — 25−42.
  5. Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 21.02.2003 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  6. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года от 28 августа 2003 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  7. Г. Д. Итоги первого полугодия // ТЭК. — 2001. — № 3. — 3−5.
  8. Агентство бизнес-новостей. Себестоимость добычи газа в мире к 2030 г. достигнет 44 долл. за 1 тыс. м'' // Потенциал. — 2003. — № 3. — 58.
  9. А. В поисках инвестора на 5 тысяч мегаватт // Российская газета. — 2002. — № 46 (2914). — 30. И. Андреев В. Процесс пошел // Наша власть: дела и лица. — 2002. -№ 10 (23).-С. 16−18.
  10. В.А. Мировая энергетика и энергетика России // Фактор. -2001. -№ 5.-С. 38−42.
  11. Н.Х., Карвальо М. Г., Кумо М. Концепция устойчивого развития энергообеспечения//Теплоэнергетика. — 2000. — № 3. -С. 70−74.
  12. О. Электроны в свободной продаже // Мировая энергетика. — 2004. — № 2. -С. 19−22.
  13. К.С. Роль нефти и газа в энергетической стратегии России // ТЭК.-2003.-№ 1.-С. 87.
  14. Н.И. О государственном реформировании естественных монополий в экономике России // Общество и экономика. — 2002. — № 1. -С.19−45.
  15. Н.И. Реформирование естественных монополий в России: законодательные аспекты // ЭКО. — 2001. — № 3. — 49−64.
  16. Беляев Л. С, Воропай Н. И., Подковальников СВ. и др. Проблемы инвестирования и обеспечения развития электроэнергетики России // ТЭК. -2003. -№ 3. -С 60−62.
  17. А. Прошедшее время — отменяется! // БОСС — 2003. — № 1. — 40−42.
  18. Т. Кто в аутсайдерах // Мировая энергетика. — 2004. — № 2. — с. 41−42.
  19. В.В., Воропай Н. И., Мастепанов A.M., Ю.К.Шафраник и др. Энергетическая безопасность России. — Новосибирск: Сибирская издательская фирма РАН, 1998. — 302 с.
  20. А.А., Горев Е. Н. Итоги ремонтной кампании электростанций и тепловых сетей РАО «ЕЭС России» 2001 года и задачи на 2002 год // ТЭК. -№ 1. -С. 80−81.
  21. В.Г. Концессионный механизм в мировой электроэнергетике // ТЭК. — 2002. — № 1. — 122−124.
  22. Р. Таттрансгаз не шутит // Вечерняя Казань. — 26 марта 2003 г. — С. 1.
  23. Дж. Естественные монополии в России: история и перспективы развития системы регулирования // Вопросы экономики. -1995.-№ 11.-С.80−87.
  24. О.Н. Энергетика на пути к устойчивому развитию // Проблемы энергетики. — 2001. — № 7−8. — 94−98.
  25. А.Ю. Некоторые аспекты современной энергетической дипломатии // ТЭК. — № 4. — 15.
  26. В.П. Научно-техническая и инновационная политика РАО «ЕЭС России» // ТЭК. — 2003. — № 1. — с. 96−98.
  27. Всемирный банк поддерживает российские реформы // Инвестиционный эксперт. — 1997. — № 12. — 1.
  28. К., Усачев В. Диагностика проблемы интерференции финансовых стратегий предприятия: Тез. докл. Вторая международная
  29. Гарбузова Н, Научим Чубайса работать // Время и деньги, — 2002. — № 165. — 3.
  30. Н. О чем договариваются РАО «ЕЭС России» и «Татэнерго» // Время и деньги. — 2002 г. — № 140. 1,
  31. М. «Поле чудес» Анатолия Чубайса, а Буратино на нем — вся Россия // Промышленные ведомости. — 2002. — № 1−2. — 3−22.
  32. А. А. О федеральной целевой программе «Энергоэффективная экономика» // ТЭК. — 2002. — № 4. — 116−120.
  33. А., Павленко Ю. Реформирование естественных монополий // Вопросы экономики. — 2000. — № 1. — 137.
  34. Госкомитет РТ по статистике. Энергетическая система Республики Татарстан. 2001. — 38 с.
  35. О. РАО «ЕЭС России» изображает реструктуризацию // Финансовые известия. — 2003. — № 3. — 7.
  36. Данилов-Данильян В. Налог на олигархов //.Мировая энергетика. — 2004. — № 2. — 34−40.
  37. И. «Повешенные» сети // Республика Татарстан. — 2003. — № 35.-С. 5.
  38. В.А. Электроэнергетика базовая отрасль экономической интеграции Содружества независимых государств // ТЭК. — 2003. — X2l. -С. 156−158.
  39. Директор, не спрашивай кому нужна реструктуризация. Она нужна тебе. //Деловое Поволжье. — 1998. — № 13. — 4.
  40. И. Проблемы взаимодействия естественных монополий с регионами // Экономист. — 1999. — № 11. — 30−42.
  41. В.В. Основные направления развития Федеральной сетевой компании // Энергетик. — № 1. — 2003. — 2.
  42. О.Н., Лисицын Н. В. Энергопотребление зеркало экономики // ТЭК. — 2000. — № 2. — 45.
  43. А.Ф. Обеспечение устойчивой работы единой энергетической системы России на базе отечественного электротехнического оборудования // ТЭК. — 2001. — № 1. — 71−74.
  44. А.Ф. Топливная стратегия и основные тенденции развития энергетического сектора России в условиях рыночной экономики // Изв. РАН: энергетика. — 2001. — № 6. — 3−8.
  45. А.Ф., В.В. Жуков, Б. К. Максимов, И. И. Левченко. Менеджмент в электроэнергетике. — Москва: Издательство МЭИ, 2000. -447 с.
  46. А.А. Целевая функция управления энергокомпанией // ТЭК.-2002.-№ 1.-С. 103−105.
  47. Н.И. Аналитический подход к решению проблемы реформирования РАО «ЕЭС России» // ТЭК. — 2002. — № 4. — 83−84.
  48. Т. За энергетическую безопасность должно отвечать государство // Власть и бизнес. — 2003. — № 1. — 48−51.
  49. А.С., Рабинович В. П. Ситуация в энергомашиностроении угрожает безопасности России // ТЭК. — 2003. — № 1. — 43−45.
  50. Иванов Небаланс реформы // Электроэнергетика. — 2002. — № 3. — 42−44.
  51. А. Содержание реформы важнее ее темпов // Российская газета. — 2003 г. — № 4. — 5−7.
  52. И.Ф. Перспективы национальной безопасности России. — Казань: ТГЖИ, 1998. — 271 с.
  53. Итоги социально-экономического развития Республики Татарстан в 2003 г. и задачи на 2004 год. — Казань: Изд-во «Карпол», 2004. — 200 с.
  54. Л.С. В РАО «ЕЭС России» улучшают положение материнской компании // ТЭК. — 2002. — № 1. — 73.
  55. Л.С. Российский ТЭК сегодня и завтра // ТЭК. — 2002. — № 1. -С. 14−16.
  56. Л.С. ТЭК России: итоги и перспективы // ТЭК. — 2003. — № 1.-С. 10−1L
  57. Л.С. Электроэнергетика жизнеобеспечивающая, стратегическая отрасль // ТЭК. — 2002. — № 3. — 19−20.
  58. Л.С. Энергетическая безопасность (ТЭК и государство) // ТЭК. — 2001. — № 3. — 11−13.
  59. А. Будущее отрасли определяется сегодня // ТЭК. — 2003. — № 3. -С. 70−71.
  60. А. Предвыборное оружие против «Мосэнерго» // Русский курьер. — 2003. — № 66. — 5.
  61. В. О принципах новой энергетической политики России // Промышленность Поволжья. — 2003. — № 3. — 7−9.
  62. Е.И., Майоров А. Создание и функционирование системного оператора // ТЭК. — 2002. — № 4. — 77−78.
  63. В.И., Туманова Е. В. О концепции рынка газа // ТЭК. — 2002,-№ 4.-С. 111−112.
  64. М. Госконтроль за сетями // Мировая энергетика. — 2004, — № 2.-С. 23.
  65. Е.А. Национальная безопасность России и минерально- сырьевая политика // ТЭК. — 2002. — № 1. — 52−53.
  66. Компания «Татэнерго» встала на путь приватизации // www.tatnews.ru
  67. Ю.Д., Гольперова Е. В., Мазурова О. В. Динамика энергопотребления в России на фоне глобальных тенденций // ТЭК. -2002. -№ 4. — 45−49.
  68. И. Опыт «Татэнерго» весьма полезен // Республика Татарстан. — 2003 — № 3. — 3.
  69. В. Германский опыт проведения реформ в электроэнергетике // МЭИ. — 2002. — № 8. — 33−34.
  70. В.В. Энергоснабжение в зимний максимум нагрузок 2002−2003 г.г. // ТЭК. — 2003. — № 1. — 93−95.
  71. В. РАО «ЕЭС России» готово погрузиться в агрессивную рыночную среду // Российская газета. — 2002. — № 15. — 7.
  72. Г. П. О системе согласованных тарифов // ТЭК. — 2002. — № 4. -С. 109−110.
  73. Ю. Преобразования в отрасли назрели // Наша власть: дела и лица. — 2002. — № 10 (23). — 14−15.
  74. Н.В. Анализ потребления электроэнергии в России за 1990−2001 гг. // Энергетик. — № 1. — 2003. — 3−6.
  75. А. Россия не слишком щедрая душа // Нефть России. — 1999. — № 4. — 0. 18−23.
  76. А.А. Перспективы развития энергетики России в первой половине XXI века // Изв. РАН: энергетика. — 2000. — № 2. — 3−7.
  77. А. Электричества требуется больше // Республика Татарстан. — 7 ноября 2003 г. — 1.
  78. А.Б. Атомная энергетика России: роль, потенциал и условия динамичного развития // ТЭК. — 2002. — № 4. — 95−97.
  79. Т.Д. Парадигма развития энергетики // ТЭК. — 2003. — № 1.-0. 144−146.
  80. A.M. Федеральная целевая программа «Энергоэффективная экономика» // ТЭК. — 2002. — № 1. — 108−110.
  81. A.M. Энергетическая безопасность Российской Федерации. // ТЭК. — 2001. — № 1. 9−20.
  82. И.А. О ходе обеспечения энергоснабжением населения и экономики Российской Федерации в 1 квартале 2003 г. // ТЭК. — 2003. — № 1.-С. 7−9.
  83. В.Н. Направления реформирования газового рынка России // ТЭК. — 2003. — № 1. — 76−77.
  84. В.А., Преображенская Л. Б., Колесникова Н. М. Современная энергетическая политика Франции // ТЭК. — 2002. — № 3. — 107−109.
  85. Л.А. Оптимизация развития и управления больших систем энергетики. — Москва: Высшая школа, 1976. — 333 с.
  86. А.Н. Формирование энергетической стратегии предприятия // Проблемы современной экономики.-2002.-№ 1.-С. 94−96.
  87. А.Н., Мельничнов В. В. Инвестиционный проект глазами независимого эксперта. Казань: КГЭУ, 2002.- 101с.
  88. А.Н., Серкина Н.А, Теоретические основы проведения реструктуризации предприятия. Казань: КГЭУ, 2003.- 156 с.
  89. А.Н., Серкина Н. А. Экономическая оценка выбора стратегических направлений реструктуризации электроэнергетики // Известия высших учебных заведений. Проблемы энергетики.-2001,-№ 1−2 -С. 118−127.
  90. М.П. Реформа электроэнергетики в США и России // ТЭК. — 2002. — № 4. — 86−87.
  91. Л., Классон М. Кто и зачем скупает РАО ЕЭС // Мировая энергетика. — 2004. — № 2. — 16−18.
  92. Минтимер Шаймиев выступает за акционирование «Татэнерго». По материалам агентства РБК // Финансовые новости. — 28 декабря 2000 г. -С. 3.
  93. А.С., Борисова И. Н., Воронина А., Кретинина Ю.С, Сколько стоит энергетический баланс России // ТЭК. — 2003. — № 1. -С. 127−130.
  94. И. Дочки-матери // Электроэнергетика. — 2002. — № 3. — 34−35
  95. В.Р., Окорокова Л. Г., Никишина Ю. Н. Применение нечеткой логики для оценки экономической устойчивости предприятий электроэнергетики // ТЭК. — 2003. — № 3. — 81−85.
  96. В. Реструктуризация российских предприятий в условиях переходного периода // ТЭК. — 2003. — № 3. — 91.
  97. Ю.И. Перспективы развития ПЭО «Татэнерго» на период до 2010 года. // Прогноз развития энергосистемы. — 2000, — 11.
  98. Плетнев Большая реформа // БОСС. — 2003. — № 1. — 26−29.
  99. Плетнев Чубайс против всех // БОСС. — 2003. — Х2,1.- 30−31.
  100. Проект содействия реструктурированию предприятий // Инвестиционный эксперт. -1997, — № 12. — 2.
  101. Производственная структура ОАО «Татэнерго» // www.tatenergo.ru
  102. . Грузию обесточило // Комсомольская правда. — 2004.- № 11. -С.5 .
  103. Г. Нельзя быть счастливым среди несчастных // Мировая энергетика. — 2004. — № 2. — 44−46.
  104. Республика Татарстан 2002. Статистический сборник. — Казань: ИЦКГСРТ, 2003.-381с.
  105. В.И., Могирев В. В. Сохранение и дальнейшее развитие ЕЭС России — важнейшая задача формирования рыночных отношений в электроэнергетике // ТЭК. — 2002. — № 1. — 78−79.
  106. А.А. О необходимости технического перевооружения электроэнергетики // ТЭК. — 2002. — № 3. — 45−46. ** 122. Романов B.C., Старостин А. Е. Развал энергетики — путь к краху экономики // Право и безопасность. — 2002. — № 4. — 78−81.
  107. А.Н. О перспективе развития ОАО «Газпром» и либерализации газового рынка в России // ТЭК. — 2003. — № 1. — 30.
  108. Д.С. О техническом перевооружении сетей // ТЭК. — 2002.-№ 4.-С. 79−81.
  109. Н.Т., Сауткин СИ. Естественная монополия: опыт реформирования электроэнергетики Великобритании // Менеджмент в России и за рубежом. — 2001. — № 6. — 37−45.
  110. О. Атомная энергетика — реальный фактор сдерживания * цен на электроэнергию в России // Комсомольская правда. — 2003. — JSf298. -С. 8.
  111. О.М. О задачах и проблемах концерна «Росэнергоатом» // ТЭК. — 2002. — № 4. — 98−99.
  112. В.А., Семенов А. В. Европейский рынок газа на пороге значительных перемен // Энергетик. — 2002. — № 3. — 7−8.
  113. П.А. ТЭК России в 2002 г. // ТЭК. — 2003. — № 1. — 15−18.
  114. Н.Н. В развитии электроэнергетики — будущее России // ТЭК. — 2001. — № 1. — 84−85.
  115. В. Главной движущей силой реформы является правительство // БОСС. — 2003. — № 1. — 32−33.
  116. В.Ю. Итоги 2002 г. и задачи на 2003 г. // Энергетик. — № 2.-2003. -С. 2−3.
  117. Смирнов Ценугазаукажетрынок//ТЭК.-2002.-№ 1.-С. 21.
  118. В. Иностранные инвестиции и экономическая безопасность // Экономист. — 1997. -№ 1. — 7−16.
  119. А.И., Благодатских В. Г., Богатырев Л. Л. и др. Влияние энергетического фактора на экономическую безопасность регионов Российской Федерации. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1998. — 196 с.
  120. А.И., Куклин А. А., Романова О. А. и др. Экономическая безопасность региона: единство теории, методологии исследования и практики. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1997. -237 с.
  121. Е. Европейцы в лидерах // Мировая энергетика. — 2004. — № 2. -С. 24−25.
  122. Д. Татарстанские энергетики вынуждены ожидать // Республика Татарстан. — 24 октября 2003 г. — 3.
  123. Топливно-энергетический комплекс России. Итоги 1 квартала 2003 г. Информационный бюллетень. — Москва: Юникон, 2003. — 31 с.
  124. Топливно-энергетический комплекс России. Итоги января- сентября 2003 г. Информационный бюллетень. — Москва: Юникон, 2004. -46 с.
  125. Л. Без дотаций // Мировая энергетика. — 2004, — № 2. — 26−27.
  126. А. Россия не развалилась как государство благодаря единой энергетике // БОСС. — 2003. — № 1. — 36−39.
  127. Е., Сергеева О. Наши сети притащили // Электроэнергетика. — 2002. — № 3. — 26−32.
  128. А.И. Проблемы снижения энергоемкости ВВП // ТЭК. — 2003.-№ 1.-С. 135−136.
  129. А. Они слили первыми // Коммерсант. — 2004. — № 1. — 70.
  130. Е.Ю., Хрусталев О. Е. Анализ вариантов интеграции предприятий ВПК: Тез. докладов и сообщений четвертого всероссийского симпозиума «Стратегическое планирование и развитие предприятий». 15−17 апреля 2003 г. — М.: ЦЭМИ РАН, 2003. — 145−147.
  131. Л. К приватизации — напролом? // ЭиЖ-Сибирь. — 2000. — № 11−12.-0.32.
  132. А.Б. Электроэнергетика России: преемственность поколений // ТЭК. — 2001. — № 1. — 64−67.
  133. Р. Хроника пикирующей энергетики // Энергия востока. — 2003.-№ 2(17).-С. 20−24.
  134. И. Продолжение следует? // БОСС. — 2003. — X2l. — 24−25.
  135. Г. Г. Анализ эффективности топливоиспользования за 1991- 1999 гг. и резервы экономии топлива в энергосистеме // Прогноз развития энергосистемы. — 2000. — № 2. — 62−64.
  136. В. Муниципальная энергетика — неотъемлемая составная часть муниципальных образований // БОСС. — 2003. — № 1. -С. 34−35.
  137. В.А., Бурганов Ф.С, Значимость энерго- и ресурсосбережения в повышении эффективности промышленности и топливно-энергетического комплекса // ТЭК. — 2003. — № 1. — 137−139.
  138. Ю.В. Тарифная политика «Татэнерго» положительно влияет на хозяйство республики // Новости электротехники. — 2001. — № 5. -С. 22.
  139. О. Опасная олигополия // Эксперт. — 2003. — № 8, 50−51.
  140. И.Х. Об итогах работы топливно-энергетического комплекса России в 2001 году и основных направлениях деятельности на 2002 г. // ТЭК. — 2002. — № 1. — 2−7.
  141. И.Х. Об итогах работы топливно-энергетического комплекса России в 2002 году и основных направлениях деятельности на 2003 год // ТЭК. — 2003. — № 1. — 2−4.
  142. А.Р. Привлечение инвестиций в электроэнергетику на переходном этапе реформирования отрасли // ТЭК. — 2003. — № 2. -С. 85−87.
  143. Е. Центральное звено маневра — реформа естественных монополий, в первую очередь газовой и энергетической // Ведомости. -2003.-№ 23.-С. 4. т т Управление ПЭО «Татэнерго» «| т
Заполнить форму текущей работой