Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Взаимодействие власти и бизнеса в России: Историко-политологический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В свою очередь государство не препятствовало сращиванию бизнеса и власти. Многие чиновники высших эшелонов власти являлись и являются членами советов директоров крупнейших компаний (Газпром, Роснефть, Росвооружение и др.), либо совмещая должности госслужащих, либо выйдя из органов госуправления. Таким образом, помимо финансово-промышленных групп, формировались «отраслевые» группы интересов, т. е… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ВЛАСТИ И ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ КРУГОВ РОССИИ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX ВЕКА
    • 1. 1. Место России в мировой системе капитализма
    • 1. 2. Промышленность и банки России
    • 1. 3. Монополистический капитализм: интеграция промышленности и капитала. Союзы промышленников и предпринимателей
    • 1. 4. Роль государства и правительства России в развитии банковской системы и промышленных объединений. Протекционизм
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВО И БИЗНЕС НА РУБЕЖЕ XX—XXI вв.
    • 2. 1. Промышленное развитие и промышленная политика России в современный период
    • 2. 2. Стратегические и тактические принципы государственной промышленной политики и группы интересов
    • 2. 3. Тенденции интеграции банковского и промышленного капитала в России в условиях перехода к рыночной экономике
    • 2. 4. Специфика интеграции банковского и промышленного капитала в России в условиях перехода к рыночной экономике
    • 2. 5. Система коммерческих банков, банковские альянсы и финансово промышленные группы в условиях интеграции банковского и промышленного капитала в России
  • ВЫВОДЫ
  • Глава III. ФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКИХ ГРУПП ИНТЕРЕСОВ НА РУБЕЖЕ XX -XXI вв
    • 3. 1. Особенности формирования российских групп интересов
    • 3. 2. Группы интересов как политический институт
    • 3. 3. Механизм выработки и принятия решений
    • 3. 4. Группы интересов: уровни функционирования
    • 3. 5. Практика взаимодействия с органами власти
      • 3. 5. 1. Взаимодействие с федеральными органами власти
      • 3. 5. 2. Взаимодействие с региональными органами власти
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА IV. НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННИКОВ, БИЗНЕСМЕНОВ И БАНКИРОВ. ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ВЛАСТЬЮ
    • 4. 1. РСПП — общественная организация бизнеса и работодателей
    • 4. 2. «Деловая Россия» — профессиональная организация нового делового сословия России
    • 4. 3. Торгово-промышленная палата как объединение промышленных отраслевых союзов и ассоциаций
    • 4. 4. Негосударственная некоммерческая организации «Ассоциация российских банков»
  • ВЫВОДЫ

Взаимодействие власти и бизнеса в России: Историко-политологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В истории России два рубежных периода — XIX — XX и XX — XXI вв. одновременно отмечают смену парадигм и в сфере власти и в сфере предпринимательства. Их объединяет понятие переходности, поскольку изменения затрагивают и характеризуют не только социально-экономическую, но и социально-политическую жизнь в стране.

Оба периода характеризуются не только бурными социальными потрясениями, но и реорганизацией, реформированием структур и власти, и предпринимательства. На рубеже XX — XXI вв. появляется новая составляющая экономической жизни страны — бизнес, которая опирается на опыт российского предпринимательства и одновременно исходит из уже существующих многообразных и эффективных форм индустриально развитых стран.

Актуальность и даже злободневность исследуемой темы обусловлена наличием многообразных форм взаимодействия бизнеса и власти, сложностью переходных периодов в истории России, наконец, интенсивным реформированием сфер государственной власти и экономики в означенные исторические периоды. Создание условий для конструктивного диалога власти и бизнеса является существенной составляющей в условиях смены парадигм власти и бизнеса. При этом интересы бизнеса начинают представлять бизнес-сообщества и бизнес организации всероссийского масштаба, например, Российский союз промышленников (работодателей) — РСППОбщероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства России — ОПОРаАссоциация российских банков — АРБ и другие. Кроме того, в поле исследования попадает и неоднозначность функций таких образований, как группы интересов, которые на различных уровнях взаимодействия лоббируют интересы бизнеса.

Объектом настоящего исследования является деятельность предпринимательских организаций — союзов промышленников и предпринимателей, например: на рубеже XIX — XX вв. — это Союз промышленников и торговых предпринимателей Российской ИмперииПетербургский союз фабрикантов и заводчиковМосковский мануфактурный советОбщество для содействия русской промышленности и торговли и др., а также купеческие общества, биржевые комитеты, горнопромышленные съезды и съезды представителей российских железных дорогпромышленно-торговые учреждения. В новейшей истории подобные формы предпринимательских общественных организаций — РСПП, ТПП РФ, «Деловая Россия» и др. — возродились и выполняют схожие функции, продолжая традиции своих исторических предшественников.

Предмет исследования — взаимодействие власти и бизнеса в переходные рубежные периоды в начале XX века и в новейшей историиинструменты ведения диалога бизнеса и власти, социально-экономическая ответственность партнеров по диалогу.

Хронологические рамки исследования охватывают в основном периоды с 90-х гг. XIX в. до 10-х гг. XX в. и с 80−90-х гг. XX в. до настоящего времени — переломные периоды, которые отмечены интенсивным реформированием в обеих сферах и характеризуются сменой кризисов и подъемов в экономике.

Основная цель работы состоит в выявление принципов ведения конструктивного диалога власти и предпринимателей, сравнительного анализа данных принципов в различные исторические периоды.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть основные аспекты буржуазно-демократических преобразований в период утверждения капитализма в России на рубеже XIX — XX веков, выявив схожие и различные черты с процессами, происходившими в современной России на рубеже XX — XXI веков;

2) охарактеризовать стратегические и тактические принципы государственной промышленной политики и интересы развития бизнеса в новейшей истории России;

3) описать группы интересов как политический институтмеханизмы и практику их взаимодействия с органами власти на федеральном и региональном уровнях;

4) дать характеристику некоммерческим объединениям промышленников, бизнесменов и банкиров и их взаимодействию с властью;

5) провести сопоставительный анализ обоих рубежных периодов в истории России.

Историография проблемы отражена в теоретических, монографических и диссертационных исследованиях, в частности: Берлин П. А. Русская буржуазия в старое и новое время (1925 г.) — Боханов А. Н. Крупная буржуазия России (докторская диссертация, 1993 г.) — Бовыкин В. И. Финансовый капитал в России накануне первой мировой войны (2001 г.), Гиндин И. Ф. Из истории империализма в России (1959 г.) и др. Степень изученности периода становления капитализма в России чрезвычайно высока, поскольку этот исторический период завершен, что предполагает его более детальный анализ, а современный переходный период находится в стадии развития и активного изучения, поэтому обладает большим исследовательским потенциалом, например: Афанасьев М. Н. Власть и общество в постсоветской России: новые практики и институты (1999 г.) — Государственная политика промышленного развития России (2004 г.) — Рука А. В. Региональные элиты Северо-Запада России: политические и экономические ориентации (2001) — Крыштановская О. В. Политические процессы в условиях перестройки (1991 г.) и др.

Источниками для исследования послужили: Свод законов и Торговый Устав Российской Империи (отдельные разделы и статьи) — Материалы Госкомстата РФ: Социально-экономическое положение России (январь 2003 г.) — Промышленность России (2002 г.) — программные документы: Ежегодное Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ — Парламенту РФ (2000 — 2006 гг.) — Концепции стратегического развития России на период до 2010 г. (2001 г.) и др. Кроме того, использовались периодические издания, материалы интернет-сайтов некоммерческих общественных организаций предпринимателей. В целом данные источники позволяют проследить этапы реформирования, выделить ведущие тенденции и дать обзор текущего момента с последующим обобщением фактов, описанием актуальных стратегий и сопоставлением с периодом развития капитализма в России на рубеже XIX — XX веков.

Методологической основой исследования являются принципы системного и сопоставительного изучения социально-политических и социально-экономических особенностей переходных рубежных периодов исторического развития, позволяющие интегрировать комплекс методов, а именно: наблюдение, сравнение, сопоставление, методы интегрирования и представления отдельных аспектов в виде таблиц, шкал или матриц (см. Приложения).

Научная новизна диссертации заключается:

— в описании структур и механизмов взаимодействия власти и предпринимателей, власти и бизнеса в переходные периоды социально-экономического развития России;

— в характеристике групп интересов как политического института, уровней их функционирования и практики взаимодействия с федеральными и региональными органами власти;

— в представлении некоммерческих объединений промышленников, банкиров и бизнесменов в современной России и их взаимодействия с властью.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что в ней предложены не только характеристики переходных периодов социально-экономического и социально-политического развития в истории России, но и дан имплицитный сопоставительный анализ означенных периодов с акцентом на современный этап развития экономики, бизнеса и государственности. Особый интерес связан с исследованием новых общественно политических и политических институтов в современной России. Полученные в ходе исследования результаты актуальны не только для описания и изучения процессов формирования конструктивного диалога бизнеса и власти, его механизмов и институтов, но и в целом для характеристики переходных периодов развития России.

Практическое использование результатов анализа взаимодействия власти и бизнеса в рубежные периоды истории России может найти отражение в теоретических курсах и спецкурса по политологии, государственному управлению, при написании учебников и учебных пособий, в процессе преподавания политологических, социологических и исторических дисциплин в вузах.

Структура исследования. Диссертация состоит из Введения, четырех глав, Заключения, Списка использованной литературы и источников и 16 приложений.

ВЫВОДЫ.

В современной России одним из действенных каналов продвижения промышленных интересов и интересов бизнеса являются некоммерческие объединения промышленников, бизнесменов и банкиров, которые представляют интересы российского бизнеса на политической арене, например, Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей) — РСПП, Торгово-промышленная палата Российской Федерации (ТПП РФ), Деловая Россия (ДР), Ассоциация российских банков (АРБ) и другие. Структура, уставы и в целом базовые документы этих групп интересов отражают современные тенденции развития экономики и бизнеса в России.

Политика РСПП, выражающего в первую очередь интересы крупного негосударственного бизнеса, реализуется в различных формах и на различных уровнях взаимодействия с властью: в участии в совещательных и консультативных органах при Правительстве РФ, Администрации Президента РФ, палатах Федерального Собрания, при губернаторах, мэриях и других органах самоуправления. РСПП позиционирует себя как организацию предпринимателей (работодателей), суть деятельности которой — всемерно содействовать продвижению экономических реформ, развивать и поддерживать макроэкономические тенденции, формировать новые и совершенствовать уже сложившиеся регулятивные механизмы вести активный диалог со всеми ветвями власти в России.

Деловая Россия представляет интересы среднего и малого бизнеса и позиционирует себя как «правильная организация правильного бизнеса. Ее внутренние ресурсы обусловлены задачами по созданию открытой, активной, представительной и конкурентоспособной предпринимательской организации, а внешние — задаются партнерским диалогом с властью и обществом с целью достижения эффективной экономической политики и создания благоприятных условий для развития предпринимательства и частной инициативы.

В отличие от РСПП, имеющей пятнадцатилетнюю историю, Деловая Россия — это молодая организация, активно действующая на всей территории страны. Ее стратегии, цели и задачи обнаруживают хорошее знание сектора реальной экономики и предполагают сотрудничество, преимущественно в форме проектов, на всех уровнях: бизнес и государство, бизнес и общество, бизнес и бизнес.

ОПОРА России как Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства отчасти дублирует деятельность Деловой России, но объединяя 80 некоммерческих организаций малого бизнеса, ведет активную деятельность в регионах.

И РСПП, и Деловая Россия, и ОПОРА выступают в качестве институтов лоббирования интересов предпринимателей и промышленников, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Торгово-промышленная палата РФ — исторически сложившийся институт взаимодействия промышленности и торговли с государственной властью. Она представляет интересы всех слоев бизнеса и охватывает все сферы предпринимательства, а также активно участвует в разработке государственной промышленной политики. ТПП РФ консолидирует около 160 объединений предприятий, влияет на создание благоприятного экономического и инвестиционного климата в стране, в целом содействует развитию национальной экономики, опираясь на богатые отечественные традиции и мировой опыт предпринимательства.

Ассоциация российских банков афилирована в структуру ТПП РФ, но объединяет коммерческие банки и др. кредитные организации. Деятельность АРБ направленная на совершенствование, развитие и эффективность банковской системы страны, кредитно-денежных отношений, на создание благоприятного инвестиционного климата, а ее контакты с государственными органами и бизнес-сообществом носят аналитико-информационный характер. Пятнадцатилетний период деятельности АРБ доказал ее необходимость и состоятельность: она стала надежным органом и организатором кредитно-денежных отношений в стране, осуществляя также информационно-аналитическую и правовую деятельность.

Необходимость и закономерность образования таких некоммерческих организаций, как РСПП, ДР и др., обусловлены резкой сменой ориентиров в социально-экономической жизни России на рубеже XX — XXI вв., задачами создания эффективной рыночной экономики и реинтеграцией в мировую экономическую систему. Деятельность подобных организаций доказала свою состоятельность как внутри страны, так и за рубежом, и в максимальной степени способствовала налаживанию широкого диалога с государственной властью, общественными организациями и предпринимателями-работодателями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Переходные периоды в социально-политической и социально-экономической сферах государства отличают трансформации в его общественной и экономической жизни. Процесс смены парадигм предполагает интенсивное реформирование, которое обусловлено и внутренними, и внешними факторами развития.

На рубеже XIX — XX вв. Россия, наряду с ведущими мировыми державами, переживала радикальные изменения капиталистической общественно-экономической формации — переход к империализму как вышей стадии капитализма. Наиболее важные и ярко выраженные экономические тенденции — монополизация промышленности, развитие финансового капитала, сращивание промышленного и банковского капитала, образование национальных и транснациональных финансово-промышленных групп, формирование целого спектра монополистических объединений: синдикатов, картелей, трестов, корпораций и консорциумов и т. п. Постоянное чередование спадов и подъемов, периодические кризисы в экономике разных стран, вылившиеся в начале XX века в мировой экономический кризис, не могли не отразиться на стратегии и тактике государственной политики и способствовали тесному взаимодействию промышленников-предпринимателей и банкиров, с одной стороны, с государством и его органами, — с другой. Подобно многим странам, в России направление и вектор сотрудничества в рамках правительственной политики протекционизма и патроната развертывались от государства к предпринимателям и банкирам. Такое положение дел было связано с монархической формой государственного управления, с сохранением пережитков и рецидивов феодализма, в частности, с недавней отменой крепостного права, с неразвитостью буржуазии и буржуазных отношений, с несформированностью банковской системы и полноценного широкого спектра банковских услуг, с раздутым бюрократическим аппаратом, с неразграниченностью интересов государства, предпринимателей и банкиров из-за отсутствия необходимой законодательной базы, а также по причине личной унии, когда не только бывшие, но и действительные члены различных министерств и ведомств входили в состав советов директоров капиталистических предприятий и банков и не могли не преследовать личной выгоды и получения материальной прибыли, необходимой для создания личного каптала. Таким образом проявлялся и олигархический характер капитализма в России.

С другой стороны, монополизация производства, заинтересованность в получении сверхприбылей и постоянный рост интереса к участию во властных органах с целью лоббирования собственных интересов привели российскую буржуазию и капиталистов к осознанию необходимости действенных и постоянных форм и механизмов давления на государственно-административный аппарат, включая законодательную сферу. Лоббирование интересов осуществляли не производственные объединения — товарищества, биржевые комитеты, акционерные общества, включая и банки, но союзы промышленников и предпринимателей, организованные либо по отраслевому, либо по территориальному принципу. Одной из преобладающих форм были съезды промышленников и коммерсантов, которые имели свои представительства, или бюро, действовавшие на постоянной основе, например, Съезд уральских горнопромышленников имел такие бюро в Екатеринбурге и в Петербургеэти же функции осуществляли многочисленные комиссии при министерствах и ведомствах. Подобные организации предпринимателей-работодателей контролировали и положение рабочих: они устанавливали продолжительность рабочего дня, отпуска, оплату труда, формы страхования и медицинского обслуживания и др., тем самым, выступая в качестве «профсоюзов» работодателей в противовес профсоюзам работников.

Таким образом, на рубеже XIX — XX вв. Россия развивалась в едином темпе и тесном сотрудничестве с индустриальными странами Запада и представляла собой страну со средним уровнем развития, интегрированную в мировые социально-экономические и социально-политические процессы.

Ход естественного поступательного развития был прерван мировым кризисом, первой мировой войной и осуществлением в России пролетарской революции, что привело к десятилетиям обособленного развития экономики страны по пути командно-административного планового регулирования с минимальным учетом развития реальных экономических процессов.

Следующих переходный рубежный период XX — XXI вв. обозначил свои приоритеты уже в условиях демократических общественно-политических преобразований, в условиях либерализации экономики и жизни общества в целом, в ходе становления рыночных отношений и возрождения предпринимательства. В силу экспортно-импортной сырьевой ориентации экономики данного периода при весьма благоприятной мировой конъюнктуре на энергетические ресурсы недропользователями в России оказались несколько компаний, которые всячески препятствовали введению «естественной ренты», что обеспечивало получение сверхприбылей и высокую концентрацию, фактически монополизацию производства и торговли, особенно в экспортно-импортной сфере, тем самым исключая нормальную конкуренцию на рынке товаров и услуг.

Предпосылки тесной интеграции банковского и промышленного капитала, зародившиеся на рубеже XIX — XX вв., в современный период дополняются новыми интеграционными составляющими в промышленной, банковской, научно-технической сферах, на фондовом рынке и в общей информационной структуре. Принцип активной роли государства в промышленной политике как носителя общественных интересов, имеющих постоянный приоритет над интересами корпоративными, дополняет принцип опоры на действие рыночных сил, что является стимулом для предпринимательской инициативы в направлении избранных приоритетов экономической политики.

Парадигма и вектор взаимодействия власти и предпринимателей-бизнесменов, власти и бизнеса меняется на противоположный по направлению, по сравнению с началом XX века: теперь уже бизнес берет на себя инициативу. Однако законодательная база для ведения бизнеса в этот исторический период была очень слабой, потому что постоянно менялись «правила игры»: то, что было законно для начала 90-х гг., в конце 90-х XX в. оказывалось уже незаконным. Особенно часто менялись принципы и законы налогообложения и правила вывоза капиталов за границу — от оффшорных (конец 80-х гг.) до свободных зон в 2005 — 2006 гг. В этих условиях бизнес консолидировал свои усилия на пути «вхождения во власть». При существовавшей выборности губернаторов бизнесмены-предприниматели, владельцы промышленных предприятий и банков пошли на выборыгубернаторы, в свою очередь, представляли интересы регионов в Совете Федерации. Среди депутатов государственной Думы по-прежнему остается немалое число предпринимателей, банкиров, бизнесменов. Отдельные представители большого бизнеса в России были и в составе Правительства РФ.

Финансирование государственных проектов, спонсорская поддержка различных социально-экономических и социально-политических программ приводила к слиянию бизнеса и государственной власти, что породило олигархию, которая лоббировала свои интересы на федеральном и региональном уровнях. Олигархи сформировали и бизнес-элиту, и бизнес-сообщество новой России.

В свою очередь государство не препятствовало сращиванию бизнеса и власти. Многие чиновники высших эшелонов власти являлись и являются членами советов директоров крупнейших компаний (Газпром, Роснефть, Росвооружение и др.), либо совмещая должности госслужащих, либо выйдя из органов госуправления. Таким образом, помимо финансово-промышленных групп, формировались «отраслевые» группы интересов, т. е. лоббистские группировки, например, Промышленно-сырьевая. Аграрная, Финансовая, Военно-промышленная и некоторые другие, заинтересованные в государственной поддержке и государственной политике, в отличие от естественных монополий. Как политический институт, группы интересов — это новый феномен в политической жизни России, возникающий в ходе формирования новых политических реалий и трансформаций политической системы России. Необходимость изучения групп интересов обусловлена их возрастающей политической активность, связанной со стремлением участвовать в выработке приоритетов государственной политики. Очевидно, для конструктивного диалога власти и бизнеса требуется иная политическая матрица, характеризующаяся дисперсной структурой и развитым гражданским обществом.

Новым явлением на этом этапе становится создание союзов или ассоциаций предпринимателей-работодателей, которые открыто заявляют о целях защиты своих собственных интересов — интересов крупного, среднего и мелкого бизнеса. Некоторые из них, например, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), стали правопреемниками существовавшего в советский период Совета по науке и технике, другие — Деловая Россия и ОПОРа — являются новыми организациями предпринимателей, так как законодательно оформился средний и малый бизнес. Наконец, третьи организации, подобно Торгово-промышленной Палате РФ, в переходный период сменили свои функции и интегрировали в своем составе многочисленные ассоциации и отраслевые союзы.

Все эти организации имеют развитую структуру, представительства и полномочия на федеральном и региональном уровнях и активно ведут конструктивный диалог с властью на своих съездах, во время регулярных встреч с Президентом РФ, членами Правительства РФ и на международных бизнес-форумах. Деятельность данных организаций осуществляется также на постоянной основе благодаря сформированным ими комитетов и комиссий. Если комитеты интегрированы во внутреннюю структуру организации, то комиссии всегда создаются с участием внешних представителей, как правило, регионального бизнеса и реального сектора экономики.

Необходимость и закономерность образования таких некоммерческих организаций, как РСПП, Деловая Россия и другие, обусловлены резкой сменой ориентиров в социально-политической и социально-экономической жизни России на рубеже XX — XXI вв., задачами создания эффективной рыночной экономики и наиболее полной интеграцией в мировую экономическую систему. Их деятельность доказала свою состоятельность и в России, и за ее пределами, поскольку она максимально и позитивно способствовала налаживанию активного и широкого диалога с государственной властью, общественными организациями и внутри бизнес-сообщества современной России.

Таким образом, переходный рубежный период XX — XXI века являет собой симметрично-асимметричное отражение периода конца XIX — начала XX вв. Симметрия обнаруживается в создании или воссоздании структур реальной экономики, бизнеса и банковской системы, что приводит к формированию финансово-промышленных групп в экономической сфере и групп интересов в сфере политической, лоббирующих потребности развития бизнеса и образования бизнес-элит, включая создание союзов предпринимателей-работодателей как наиболее крупных групп интересов. Асимметрия обнаруживается во взаимодействии государственной власти и администраций всех уровней и бизнеса, за которым прочно закрепляется инициатива ведения диалога с властью.

Существенное влияние на развитие конструктивного диалога власти и бизнеса оказывают процессы глобализации, диктующие сжатые сроки принятия решений с целью гармоничной и адекватной реинтеграции России в современное мировое экономическое пространство и, прежде всего, обеспечения экономической безопасности страны. В этом отношении наиболее дискуссионной проблемой на данном этапе является вступление России во Всемирную торговую организацию — ВТО, что может быть чревато нежелательными последствиями для России, особенно в краткои среднесрочной перспективе.

Итак, упрочивая свои позиции, бизнес и бизнес-сообщество в России начинают играть активную роль в постоянном и конструктивном диалоге с властью федерального и регионального уровней. С одной стороны, стратегия и тактика государства в сфере экономической политики и законодательства, а с другой — стремление российского бизнеса к активному взаимодействию с властью создают новые условия для взаимодействия и в перспективе обеспечивают единство интересов обеих сторон.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ананьич2>.£. Банкирские дома России. 1860−1914 гг. Л.: 1991
  2. Е.А. Особенности процесса институционализации групп интересовв России М., 2000
  3. М.Н. Государство и номенклатура: попытка необходимых уточнений//Полис, 1996, № 2
  4. М.Н. Клиентелизм: историко-социологический очерк // Полис, 1996, № 6
  5. М. Н. Клиентелизм и российская государственность. М., 1997 Афанасьев М. Н. Власть и общество в постсоветской России: новые практики и институты. — М 1999
  6. М.Н. Политические партии в российских регионах // Pro et contra, 2000, т. 5
  7. Д.В. Трансформация политической элиты в России: от «организации профессиональных революционеров» к «партии власти» // Полис, 1994, № 6
  8. Банковское дело, 1995, № 2 Банковское дело в Москве, 1997, № 3 (27)
  9. Барышников М. Н. История делового мира России. Пособие для студентов вузов. М.: 1994
  10. П.А. Русская буржуазия в старое и новое время. М.-Л.: Книга, 1925, 2-е изд.
  11. В.И. и др. Иностранное предпринимательство и заграничные инвестиции в России: Очерки. М.: МГУ, 1997
  12. Бовыкин В. И. Финансовый капитал в России накануне первой мировой войны // Серия: Экономическая история. Документы. Исследования. Периоды. М.: РОСПЭН, 2001
  13. А.Н. Крупная буржуазия России. М.: Наука, 1992 Боханов А. Н. Крупная буржуазия России в к. XIX в. — 1904. — Диссертация и Автореферат дисс.. доктора исторических наук. — М.: Ин-т Российской истории РАН, 1993
  14. Бурынов Ю.А.К вопросу о правительственной поддержке уральских заводчиков в к. XIX н. XX века // Вопросы истории Урала. Вып. 10. — Свердловск, 1970
  15. Н.А. Социальное страхование. Пг., Муравей, 1912 Вольский А. А. Представительство русской промышленности и торговли в настоящее время и основы предпринимательства, необходимые в ближайшем будущем. — СПб, 1906
  16. Вопросы истории капиталистической России Свердловск, 1972 Воронцова Е. А. Предпринимательские организации российской буржуазии (к историографии проблемы) // Проблемы историографии и истории культуры народов СССР. — М.: МГУ, 1988
  17. М.П. Горнозаводской Урал в 1900 1917 гг. — М.: 1915
  18. M.JI. Из истории российского предпринимательства: династия Солдатенковых. М.: 1992
  19. M.JI. Из истории российского предпринимательства: династия Кнопов.-М.: 1995
  20. M.JI. Из истории российского предпринимательства: династия Мальцевых. — М.: 1997
  21. А.А. История российского предпринимательства: От купца до банкира. Пособие для вузов. М.: 1997
  22. И. Капитал против труда. Союзы предпринимателей, их тактика и приемы. Харьков, 1919
  23. М.Я. Из истории монополистического капитализма в России // Исторические записки, 1951, т. 38
  24. Р. Финансовый капитал /пер. с нем. М.: 1959
  25. Гиндин И. Ф. Бышп и промышленность в России (до 1917 г.). M.-JL: Промиздат, 1927
  26. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) -М.: Гнозис, 1994 Греновский E.JI. Монополистический капитализм в России.—Д.: Прибой, 1929 Гушка А. О. Представительные организации торгово-промышленного класса России. — Спб., 1912
  27. А. О. История развития торговых учреждений в России. СПб., 1910−1911, в 3-х тг.
  28. Деньги и кредит, 1996, № 11
  29. ДворецкаяА.Е., Никольский Ю. Б. Финансово-промышленные группы: менеджмент + финансы. -М.: Принтлайн, 1995 Дерипаска О. От бедности к богатству//Эксперт, 2003, № 17
  30. Доклад Президента Торгово-промышленной Палаты Е. М. Примакова на IV Съезде ТПП РФ 19 октября 2002 г. Доклад ЦСИ ПФО. М.: Госкомстат, 2000
  31. И.Н. Россия в начале XX века: общее и особенное //Реформы второй половины XVII XX вв.: подготовка, проведение, результаты. — М.: Наука, 1989
  32. А.В. Региональные элиты Северо-Запада России: политические и экономические ориентации. СПб., 2001
  33. Ежегодное Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ Парламенту РФ (2000 — 2006 гг.)
  34. А.Ю. Государство и бизнес: поворот во взаимоотношениях? // «Политая», 1997, № 3
  35. Каминка А. И Предпринимательские союзы: Очерки картельного права. СПб., 1909
  36. Колосов В. А, Туровский Р. Ф. Партии в регионах России: география голосований, результаты и возможности // Вестник Моск. Школы полит, исследований, 1995, № 2
  37. А., Степанов С. С.Ю. Витте финансист, политик, дипломат. — М.: 1998
  38. Крыштановская О. В Политические процессы в условиях перестройки.- М., 1991
  39. О.В. Трансформация бизнес-элиты России: 1998−2002// Со-цис, 2002, № 8
  40. А.Д., Шапкин И. Н. Отечественное предпринимательство: Очерки истории. Учебное порсобие. -М.: 1995
  41. Купечество вятское: Из истории торговли, предпринимательства и благотворительности. — Вятка (Киров): 1999
  42. И.Г. Рязанское купечество. Очерки истории XVI начала XX века. — Рязань: 1996
  43. В.Я. Некоторые особенности развития монополий в России (1900 — 1914) // История СССР, 1969, № 3
  44. Лаверычев В. Я. Крупная буржуазия в пореформенной России (1861 1900 гг.). -М.: Наука, 1972
  45. В.Я. К вопросу о вмешательстве царизма в экономическую жизнь России в н. XX в. // Самодержавие и крупный капитал в России в к. XIX н. XX в. — М.: Ин-т истории СССР, 1982
  46. В. А. Лоббизм в России и проблемы его правового регулирования/Согласование интересов и государственная политика России (дискус-сия)//Полис, 1998, № 4
  47. Я.И. «Представительные» организации крупной буржуазии в к. XIX -н. XX вв. // История СССР, 1959, № 2
  48. Липпо-Данилевский. Очерк внутренней политики Екатерины И. СПб, 1898 Лурье Е. С. Организация и организации торгово-промышленных интересов в России.-СПб, 1913
  49. Е.С. Предпринимательские союзы по русскому праву. СПб, 1914
  50. А.К. Локальные элиты и идеология регионализма в новейшей России: сравнительный анализ. Ульяновск, 1998
  51. С.Ф. Мануфактура и фабриканты: Прохоровы, Гарднер, Крестов-никовы, Брокар, Кноп. — СПб.: 1993
  52. С.Д. Предприниматели, благотворители, меценаты: Строгановы, Алексеевы, Третьяковы, Морозовы, Гучковы. СПб.: 1993 Мартынов С. Д. Финансы и банкирский промысел: Штиглиц, Гинцбурги, Поляковы, Рябушинские. — СПб.: 1993
  53. А.Г. Интеграция банковского и промышленного капитала: современные мировые тенденции и проблемы развития в России. М.: Финансы и статистика, 1997
  54. Национальная промышленная политика конкурентоспособности: Опыт Запада в интересах России). — М.: Институт мировой экономики и международных отношений, 2002
  55. Е.В. Финансово-промышленные группы и их значение // Государственное регулирование экономики в современных условиях. М.: Институт экономики РАН, 1997, т.2
  56. О Торгово-промышленной Палате Российской Федерации: Указ Президента РФ.-М.: 1993
  57. Об организации торговли, промышленности и биржевой реформы: Законы Российской Империи. СПб, 1905
  58. Т. Дважды два равно пяти//Эксперт, 1997, № 39 Олсон М. Возвышение и упадок народов. Экономический рост, стагфляция, социальный склероз. Новосибирск, 1998
  59. . Я.Ш. Отраслевые лобби в правительстве России (1992−1996) // Pro et Contra, 1996, т. 1
  60. Я.Ш. «Олигархи». Экономическая хроника 1999−2000. М., 2000
  61. СП. Организованные интересы и государство: смена парадигм // Полис, 1994, № 2
  62. СП. Организованные интересы и российское государство: смена парадигм // Полис, 1994, № 5
  63. СП. Новый российский корпоративизм: демократический или бюрократический? // Полис, 1997, № 2
  64. СП. Группы интересов и российское государство. М., 1999 Перегудов СП. Корпоративный капитал в российской политике // Полис, 2000, № 4
  65. СП. Крупная российская корпорация в системе власти // Полис, 2001, № 3
  66. СП. Корпоративный капитал и институты власти: кто в доме хозяин? // Полис, 2002, № 5
  67. Ю.А. Коммерческие банки Москвы. Конец XIX в. 1914. -М.: 1991 Петров Ю. А. Династия Рябушинских.-М.: 1997
  68. Производительные силы и монополистический капитал в России и Германии в к. XIX н. XX вв. — М.: АН СССР, АН ГДР. — 1986
  69. Реформы второй половины XVII XX вв.: подготовка, проведение, результаты.-М.: Наука, 1989
  70. С.Я. Иностранный капитал и русские банки. К вопросу о финансовом капитале в России. — М.: Изд-во Коммунистического университета им. Я. М. Свердлова, 1926
  71. Российский региональный бюллетень. М., 1999 Российский статистический ежегодник. — М.: Госкомстат, 2003 Российский экономический журнал. — М.: 1996.
  72. Россия и мировой бизнес: Альфред Нобиль, Альфред Ропштейн, Герман Спитцер, Рудольф Дизель. — М.: 1996
  73. Россия и страны мира. Статистический сборник. М.: Госкомстат, 2002 Россия в цифрах. — М.: Госкомстат России, 2003
  74. Русские биржевые ведомости 1914 -1915 гг. / Под. Ред. М. И. Беклемишева. -Петербург, 1915
  75. Ч. Русский предприниматель, московский издатель Иван Сытин. М.: 1996
  76. Самодержавие и крупный капитал в России в к. XIX — н. XX в. М.: Ин-т истории СССР, 1982
  77. Свод законов Российской Империи. СПб, 1896 Сиваков Д. Власть большой нефти//Эксперт, 2003, № 4
  78. Синдикаты и тресты и современная экономическая политика: Исследование М. Гольдштейн. М.: 1907, т.1
  79. Современна ли российская власть//Стратегия, 1998, № 11
  80. Стенограмма Совещания о положении металлургической и машиностроительной промышленности. СПб, 1908
  81. В.А. история российского предпринимательства. Учебное пособие для студентов лицеев, колледжей и вузов. Ростов-на-Дону: 1997 Торговля и промышленность европейской России по районам. — СПб, 1906, вып. 5
  82. Труды XIV Съезда уральских горнопромышленников. СПб, 1907
  83. Труды XVI Съезда горнопромышленников Урала. СПб. — Екатеринбург, 1911
  84. Р. Ф. Политическая география. Смоленск, 1999 Федеральный закон «О финансово-промышленных группах» от 30 ноября 1995 г. Финансово-промышленные группы. Зарубежный опыт. Реалии и перспективы России. М.: Изд. центр «Наука и техника», 1994
  85. П.И. Краткий очерк истории съездов горнопромышленников юга России. Харьков, 1908
  86. С. Правит ли Россией олигархия?//Полис, 2002, № 5
  87. Фр. А. Индивидуализм и экономический порядок. М.: Изограф, 2001
  88. Л. Ф. Режим Бориса Ельцина. М.: 1999
  89. Entrepreneurship in Imperial Russia and the Soviet Union. Princeton, New Jersey, 1983
  90. Hayek Fr. A. Individualism and Economic Order. Chicago — London, 1948 Hough J. and Fainsod M. How the Soviet Union is Governed. — Carabr., 1979 Kryshtanovskaya O. and White S. From Soviet Nomenklatura to Russian Elite//Europe-Asia Studies, 1996, № 5
  91. Ruckman J. The Moscow Business Elite: Social and Cultural Portrait of Two Generations. 1840- 1905.-De Kalb, 1984
Заполнить форму текущей работой