Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Синергетическая парадигма. 
Современная российская политика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Инновационный подход, к сожалению, до сих пор является недостаточно известным в нашей стране. Как показывают социологические исследования 2012 г., каждый второй россиянин (53%) затрудняется объяснить, что такое инновации. По мнению 22% опрошенных, инновации — это любые нововведения; 15% респондентов полагают, что это внедрение современных технологий; 6% респондентов считают, что это использование… Читать ещё >

Синергетическая парадигма. Современная российская политика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Синергетическая парадигма предполагает расширение ракурса политических исследований, обязывает политиков при формировании стратегического курса исходить не только из анализа политических составляющих, но обязательно учитывать сложные опосредованные воздействия неполитических процессов на политические факторы. С позиций синергетики, науки о самоорганизации сложных систем, при разработке российской политики необходимо принимать во внимание все многообразие факторов, влияющих на политический процесс со стороны других сфер — экономики, экологии, культуры, общественной жизни, географии, демографии. Синергетика нацеливает на определение точек бифуркации, или кризиса, в процессе реализации политического курса и предполагает формирование антикризисной политики, антикризисных политических коммуникаций, что привело к оформлению новых важных направлений теории современной российской политики.

Синергетическая парадигма базируется на теории открытых систем, обладающих важным преимуществом — способностью к самоорганизации на основе активного обмена энергией и информацией с окружающей средой. В парадигме синергетики российская политика как открытая система проходит две сменяющие друг друга фазы: линейную (эволюционную), когда развитие происходит в установленном режиме, который относительно детерминирован прошлым системы, и бифуркационную (кризисную), стадию многовариантности выбора дальнейшего политического курса.

В рамках синергетической парадигмы кризис в российской политике уже не рассматривается как экстремальная ситуация, дестабилизирующая систему, а осмысляется как перелом в развитии, объективно возникающий при наличии определенных предпосылок. Если в кризисной ситуации удается разглядеть новые возможности для роста, то благодаря разрешению кризиса и адекватно выстроенной антикризисной политике система может выйти на более высокий виток развития. Например, кризис в политической сфере может повлечь за собой смену состава ведущих руководителей и, как следствие, обновление методов политического управления. Синергетическая парадигма также нацеливает на активное использование прогностических функций в процессе планирования политики с целью предотвращения кризисов и учета всех возможных вариантов реакции системы на кризис и посткризисное развитие.

Таким образом, сильная сторона синергетической парадигмы заключается в восприятии кризисных ситуаций в политике в качестве объективных переломных моментов, которые способны привести к качественному росту политической системы. Важным дополнением синергетической парадигмы в современных условиях выступает инновационная парадигма: их взаимодополнительность способствует творческому разрешению сложных политических проблем современности.

Инновационная парадигма

Инновационная парадигма при формировании российской политики предполагает генерирование нестандартных креативных подходов в поисках решения актуальных политических проблем. Обеспечение конкурентоспособности нашей страны сегодня во многом зависит от успешного претворения в жизнь Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Председателя Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р[1], поскольку конкурентоспособность невозможна без поддержания мирового уровня научно-технического прогресса. На практике это предполагает необходимость поддерживать постоянный и увеличивающийся поток нововведений (не только технических, но и управленческих и пр.), что находит отражение в термине «инновации». В рамках инновационной методологии инновации являются результатами интеллектуальной деятельности и предполагают качественное улучшение в какой-то сфере.

Инновационный подход, к сожалению, до сих пор является недостаточно известным в нашей стране. Как показывают социологические исследования 2012 г., каждый второй россиянин (53%) затрудняется объяснить, что такое инновации. По мнению 22% опрошенных, инновации — это любые нововведения; 15% респондентов полагают, что это внедрение современных технологий; 6% респондентов считают, что это использование достижений науки техники. По 3% опрошенных определяют инновации как масштабные социальные изменения или называют конкретные факты нововведений; 1% полагает, что это инвестиции в перспективные отрасли экономики[2]. В связи с такими результатами опроса популяризация инновационного подхода представляется важным шагом в реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации.

В рамках инновационной парадигмы инновация рассматривается не только как наукоемкий продукт, но и как естественный процесс оптимизации политических решений[3]. В определенном смысле нововведения становятся теперь актуальной и жизненно необходимой составляющей политического, социально-экономического, технического и организационного развития. Например, при наступлении экономического кризиса раньше политологи рекомендовали проводить политику снижения издержек, экономии ресурсов. Сегодня для преодоления кризиса одного снижения издержек недостаточно, нужно встраиваться в новые условия, адаптироваться к ним. В рамках инновационной парадигмы методы адаптации основаны на инновации моделей управления, политических технологий.

Существенное значение при этом имеет мониторинг происходящих изменений в рамках внедрения инновационных моделей с целью актуальной корректировки инновационного курса: ведь никто не застрахован от ошибок. В современной России с точки зрения инновационной парадигмы для разработки политического курса весьма важно наладить эффективную систему обратной связи между государством, политической элитой и гражданским обществом, чтобы своевременно корректировать инновационный процесс. Но инновации не должны разрушать тонкие процессы самоорганизации общества, поэтому синергетическая и инновационная парадигмы тесно взаимосвязаны.

Инновационный подход предполагает использование не только механизмов обратной связи, но и выстраивание в российском обществе системы интеграции и партнерства. Необходимо бережное налаживание системы взаимодействия государства, бизнеса и общества в процессе разработки и внедрения инноваций. В этих условиях власть способна оказать помощь бизнесу посредством налоговых льгот, упрощения бюрократических процедур, а бизнес, в свою очередь, может снизить социальную напряженность в обществе, профинансировать программы социальной поддержки и др. Подобное хорошо организованное взаимодействие является фундаментом для перманентного развития всей национальной инновационной системы.

Основное достоинство инновационного подхода — акцент на адаптации системы к новым обстоятельствам функционирования путем гибкого реагирования и принятия нестандартных решений.

Таким образом, можно утверждать, что современная политическая наука обладает достаточно сложным и многогранным методологическим арсеналом для разработки и реализации российской политики в соответствии с требованиями времени.

  • [1] См.: Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. URL: government.ru/gov/results/17 449/ (дата обращения: 22.03.2013)
  • [2] Источник: ВЦИОМ. URL: wciom.ru/ (официальный сайт)
  • [3] См.: Blatz М., Haghani S. Innovative Crisis Management Concepts — An Up-to-Date Status Evaluation. Springer Berlin Heidelberg, 2006; Innovating Under Pressure — Towards A Science of Crisis Management // Northwestern University. 2006. Apr. 6.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой