Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Защита конституционного права на свободу мысли и слова в современной России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Целью диссертационной работы является исследование проблем практической защиты и реализации права на свободу мысли и слова в современной Россиивыявление существующих пробелов в правовой регламентации права на свободу мысли и слованаучное осмысление и анализ проблем, связанных с обеспечением и защитой конституционного права на свободу мысли и слова, на основе изучения общепризнанных принципов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Конституционно-правовое регулирование права на свободу мысли и слова
    • 1. Развитие идей о праве на свободу мысли и слова (отечественный и зарубежный опыт)
    • 2. Понятие и нормативное содержание права на свободу мысли и слова
    • 3. Место и роль права на свободу мысли и слова в системе конституционных прав и свобод
  • Глава 2. Конституционно-правовые гарантии реализации права на свободу мысли и слова в Российской Федерации
    • 1. Конституционные гарантии реализации права на свободу мысли и слова в
  • Российской Федерации
    • 2. Стандарты Совета Европы в сфере реализации и защиты права на свободу мысли и слова
  • Глава 3. Конституционно-правовой механизм защиты права на свободу мысли и слова в современной России
    • 1. Конституционная система защиты права на свободу мысли и слова в
  • Российской Федерации
    • 2. Правовые позиции Конституционного Суда РФ в области защиты права на свободу мысли и слова
    • 3. Основные направления совершенствования гарантий защиты права человека и гражданина на свободу мысли и слова

Защита конституционного права на свободу мысли и слова в современной России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность диссертационного исследования обусловлена стремительными изменениями в общественной и государственной жизни России, прежде всего переходом от авторитаризма к подлинной демократии, которая утверждает приоритет прав и свобод человека и гражданина.

За последние пятнадцать лет российское общество многократно обращалось к проблемам защиты права на свободу мысли и слова. В первую очередь это обусловлено тем, что, несмотря на требования времени в условиях реформирования российской государственности, очень трудно было отказаться от практики государственного контроля над всеми сферами общественной и государственной жизни. Прежние представления о свободе мысли и слова обнаружили свою несостоятельность, а новые политико-правовые стандарты еще не приняли развитой формы. Закрепление на международном и национальном уровнях данного конституционного права оказалось недостаточным для эффективной его реализации, возникла необходимость в изменении общественного сознания, повседневной практической деятельности политических элит.

В настоящее время существует немало проблем, требующих разрешения. Это и недостаточная правовая регламентация права на свободу мысли и слова, и отсутствие действенных механизмов реализации и защиты данного права в современной России.

В целях избежания злоупотреблений правом на свободу мысли и слова, назрела необходимость определения четких границ реализации и защиты данного права.

Сложилась двойственная ситуация: от свободы мысли и слова уже невозможно отказаться, но расширение границ этого права или необоснованное их сужение может привести либо к полному хаосу, либо к крупномасштабным конфликтам между властью и населением. В то же время право на свободу мысли и слова определенно теряет смысл вне его реализации и эффективной защиты.

Концепция свободы мысли и слова, провозглашенная Конституцией Российской Федерации, не имеет аналогов в истории нашего государства. Наряду со многими демократическими ценностями, такими как народовластие, приоритет прав и свобод человека и гражданина, верховенство Конституции РФ и другими, присущими российской государственности с момента принятия действующей конституции, право на свободу мысли и слова должно быть наполнено конкретным содержанием. Надо учитывать также и то обстоятельство, что становление правового государства в России, стержнем которого является наиболее полное повсеместное обеспечение, реализация и защита прав и свобод человека, находится только на начальной стадии. Но даже в странах с устоявшимися демократическими традициями имеют место нарушения прав человека, в том числе права на свободу мысли и слова. В Российской Федерации на данном этапе подобные нарушения встречаются достаточно часто.

Возникает необходимость выработки единообразной судебной практики в России, соотносящейся с общепризнанными международными стандартами в области защиты прав человека в условиях глобализации, в частности, с правовыми позициями Европейского Суда по правам человека, в целях обеспечения эффективной защиты свободы мысли и слова. Это предполагает адаптацию правовых культур, сближение правовых систем европейского региона. Постановления Европейского Суда обладают большой силой убеждения, так как в них дается разумное толкование правовых норм и механизм решения проблем в области прав человека. Систематизация правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и сравнительный анализ позиций Европейского Суда по правам человека в области защиты свободы выражения мнений представляет несомненный научный, а также практический и политический интерес.

Актуальными для исследования остаются вопросы определения границ осуществления свободы слова в целях предотвращения пропаганды сепаратизмаконтроля над распространением информации в Интернете, в частности, экстремистской направленностиобеспечения национальной безопасности, сохранения режима государственной тайныустановления пределов ограничения и осуществления свободы словареализации права на свободу слова и защиты нравственностииспользования права на свободу слова и защиты чести и достоинства других лицосуществления свободы слова и реализация избирательных прав и др. Исследуются также вопросы формирования традиций свободомыслия.

В работе уделяется внимание самозащите права на свободу слова. Представляет интерес обобщение международных способов защиты исследуемого права. Рассматриваются аспекты юридического равенства при реализации и защите права на свободу мысли и слова.

Необходим системный анализ вопросов реализации и защиты права на свободу мысли и слова в России с целью формулирования предложений законодателю и правоприменителю эффективных форм, средств и способов его защиты. Достижению этой цели способствует осуществление комплексного межотраслевого исследования с применением современных теоретических позиций и достижений отраслевых и общественных наук (гражданского, уголовного, административного права, социологии, философии, политологии).

Степень научной разработанности темы диссертационного исследования. В советский период ввиду идеологического монизма научных исследований о свободе мысли и слова проводилось сравнительно мало (Поляков B.JI. Конституционное право советских граждан на свободу слова / Под ред. И. Е Фарбера. Саратов, 1977; Поляков B.JI. Классовое содержание конституционного права на свободу слова. Саратов, 1974). Только с середины 1980;х гг. эта проблема, вызванная коренными переменами в общественной и государственной жизни, стала привлекать к себе внимание.

Вопросами реализации и защиты прав человека в общетеоретическом значении занимались ученые: С. А. Авакьян, В. П. Басик, М. В. Баглай,.

A.В. Безлепкин, В. В. Бойцова, Н. С. Бондарь, С. Н. Бочарова, О. В. Брежнев,.

B.Я. Бутылин, В. М. Ведяхин, Н. В. Витрук, Л. Д. Воеводин, С. А. Волков,.

C.А. Глотов, Л. И. Глухарева, П. П. Глущенко, С. А. Горшкова, О. Н. Доронина, В. М. Жуйков, В. Д. Зорькин, В. Т. Кабышев, В. А. Карташкин, Г. Н. Комкова,.

Е.А. Курноскин, В. А. Лебедев, И. А. Ледях, В. А. Ложкин, Е. А. Лукашева, В. О. Лучин, М. В. Мархгейм, А. С. Мордовец, Н. В. Папичев, С. В. Поленина, В. В. Полянский, М. В. Рыбкина, Ю. В. Самович, О. А. Снежко, В. Н. Снетков, К. Б. Толкачев, Ю. В. Трошин, В. Е. Чиркин, Х. Б. Шейнин, В. В. Шуткина, Б. С. Эбзеев, К. А. Экштайн, Л. М. Энтин.

Специальные исследования в области конституционной регламентации права на свободу мысли и слова осуществляли: Н. Н. Довнар «Конституционные основы свободы слова: теория и практика» (2001 г., Минск) — В. Н. Кудрявцев «Свобода слова» (Москва, 2006 г.) — М. Я. Муратов «Право на свободу слова: история и современность» (Москва, 2002 г.). Проблемам правовой регламентации, реализации и отчасти защиты посвящались статьи авторов: Е. Г. Гребенькова, Н. С. Колесова, Л. Г. Мачковский, Т. В. Старовойтова, М. А. Федотов, О. Ю. Черникова и др.

Отсутствие специальных научных исследований в области защиты права на свободу мысли и слова обусловило цели и задачи диссертационного исследования.

Целью диссертационной работы является исследование проблем практической защиты и реализации права на свободу мысли и слова в современной Россиивыявление существующих пробелов в правовой регламентации права на свободу мысли и слованаучное осмысление и анализ проблем, связанных с обеспечением и защитой конституционного права на свободу мысли и слова, на основе изучения общепризнанных принципов и норм международного права, законодательства Российской Федерации, положений конституционной науки и юридической практикиобобщение основных направлений совершенствования законодательного регулирования защиты исследуемого права, выработка практических рекомендаций и предложений по изменению российского законодательстваопределение основных направлений совершенствования гарантий защиты конституционного права на свободу мысли и слова в современной России.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

— раскрыть сущность и юридическое содержание права на свободу мысли и слова на основе действующей Конституции РФ и законодательства;

— определить место и роль права на свободу мысли и слова в системе конституционных прав и свобод;

— показать этапы развития представлений о праве на свободу слова в зарубежных странах и в России;

— описать систему ограничений, налагаемых на реализацию права на свободу мысли и слова;

— проанализировать правовые позиции Конституционного Суда РФ и Европейского Суда по правам человека по вопросу защиты права на свободу выражения мнений;

— обобщить и систематизировать существующие взгляды по вопросам защиты права на свободу мысли и слова, определить основные критерии ее эффективности.

Наряду с теоретическими обобщениями осуществить практическую задачу по выработке рекомендаций для изменения формулировок действующих нормативных актов в области регламентации права на свободу мысли и слова для восполнения существующих пробелов.

Объект диссертационного исследования составляют общественные отношения, возникающие в процессе конституционного закрепления, реализации, охраны, обеспечения и защиты конституционного права на свободу мысли и слова.

Предмет диссертационного исследования — конституционная система реализации и защиты свободы мысли и словавыбор и обоснование подходов в систематизации правовой работы в данной сфере.

Методологическую основу исследования составляют: диалектический метод как основополагающий общенаучный метод познания процессов и явлений объективного мира и основанные на нем частнонаучные методы: историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический, функциональный, юридико-технический, социологический и др.

Эмпирическую базу исследования составили материалы судебной практики (Европейского Суда по правам человека, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации), доклады о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ, а также результаты социологических опросов.

Научная новизна работы обусловлена тем, что диссертация представляет собой комплексное исследование конституционно-правовой системы защиты права на свободу мысли и слова и гарантий его реализации, рассматриваются элементы такой системы. Автором исследована структура субъективного права на свободу мысли и слова, провозглашенного Конституцией Российской Федерации и закрепленного законодательством Российской Федерации. Анализ способов защиты права на свободу мысли и слова дан с учетом положений основополагающих международных документов в этой сфере.

В диссертации предложена авторская трактовка терминов «вопросы, представляющие общественный интерес», «источник информации», «право на свободу мысли и слова», «стандарт Совета Европы в сфере реализации и защиты свободы выражения мнений" — разработаны меры по совершенствованию российского законодательства, в частности уточнение формулировок законов, обозначение сфер, требующих законодательного регулирования, из-за отсутствия которого на данный момент существуют пробелы в национальном законодательстве.

Автором особо отмечены проблемы, связанные с защитой права на свободу мысли и слова в Российской Федерации.

В диссертации сформулированы и обоснованы теоретические выводы, которые выносятся на защиту:

1. Согласно статье 29 Конституции Российской Федерации право на свободу мысли и слова имеет свою структуру, элементами которой являются:

— свобода мысли;

— свобода слова, распространения и выражения мнений;

— свобода от вмешательства в сферу распространения мнений;

— право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом;

— свобода массовой информации.

Свобода слова является принципом построения взаимоотношений человека с государством. Без эффективной реализации данного права невозможна действенная защита всех других прав человека.

2. На международном уровне принимаются документы, посвященные свободе слова и свободе массовой информации. Большинство государств мира признали практическую значимость данных прав в качестве составной части прав человека и основных свобод, являющихся существенным фактором укрепления мира и международного взаимопонимания.

Особое внимание вопросам защиты права на свободу выражения мнений на международном уровне уделяется в рамках Совета Европы. Предлагается авторское определение понятия «стандарт Совета Европы в сфере реализации и защиты свободы выражения мнений» — это правило, зафиксированное в официальном документе Совета Европы, правовая позиция, высказанная Европейским Судом по правам человека при рассмотрении конкретного дела о защите свободы выражения мнений, правовой обычай Совета Европы в сфере реализации данного права, многократно применяемый государствами-участниками организации.

3. Автором высказывается предложение о принятии федерального закона, регулирующего отношения в сфере реализации свободы слова, свободы массовой информации в сети Интернет. В нем необходимо определить четкие правила распространения информации по каналам сети с учетом ее специфики. Отношения в данной сфере регулируются существующими законами (Законом РФ «О средствах массовой информации», Федеральным законом «О связи», Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и защите информации»). Предлагаемый закон способствовал бы определению баланса между контролем и саморегулированием данной системы, так как рано или поздно отсутствие любого контроля может вылиться в опасные злоупотребления.

4. В целях единообразного понимания и применения законодательства предлагается внести уточнения в Закон РФ от 27.12.1991 г. (в ред. от 24.07.2007 г.) «О средствах массовой информации», где вместо термина «компьютерные сети» использовать понятие «информационно-телекоммуникационная сеть» в том значении, в котором оно раскрывается в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.07.2006 г., а именно: «информационно-телекоммуникационная сеть» — технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники".

В правовом регулировании должна быть четкость и ясность формулировок. Использование терминов «компьютерные сети», «телекоммуникационные сети», «информационно-телекоммуникационная сеть» может привести к неоднозначному их толкованию, что недопустимо.

5. Предлагается в Закон РФ от 27.12.1991 г. «О средствах массовой информации» ввести определение «вопросы, представляющие общественный интерес» — это общедоступная информация, свободно распространяемая либо предоставляемая по соглашению лиц, либо информация, которая в соответствии с законодательством подлежит предоставлению или распространению, а также информация, распространение которой в Российской Федерации ограничивается, привлекающая особое внимание общественности, вызываемая потребностью в ее распространении, получении, доступе к этой информации, затрагивающая права и свободы человека и гражданина, полученная в соответствии с законодательством РФ.

6. Высказывается позиция о целесообразности принятия федерального закона «Об источниках информации», в котором необходимо дать определение источнику информации, установить последствия распространения информации, полученной незаконным путем, разработать способы защиты источников информации. и.

Определение предлагается в следующей редакции: «Источник информации — физическое лицо, юридическое лицо, государственные и муниципальные органы и их должностные лица, коммерческие организации, а также информационно-телекоммуникационные сети информации, содержащие сведения, воспринимаемые человеком или специальным устройством, представляющие содержательную ценность для субъекта их получающего, передающего, распространяющего».

7. Предлагается ввести административную ответственность за принуждение к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них, добавив статью «Принуждение к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» в главу 5 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Конституции Российской Федерации гарантирует, что «Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (ч.З ст. 29). Ответственности за принуждение к выражению мнения или отказу от своих убеждений в законодательстве Российской Федерации пока не установлено, в то время как встречающиеся в конституционной практике случаи нарушения данных положений обусловливают необходимость таких дополнений.

8. Обосновывается необходимость исключения нормы, содержащейся в п. 5.2 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» 2002 г. (правило введено ФЗ № 225 «О внесении изменений в ФЗ „Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ“ от 12.06.2002 г.» от 5.12.2006 г.), которая гласит:

Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение не вправе использовать эфирное время на каналах организаций, осуществляющих телевещание, предоставленное им для размещения агитационных материалов, в целях распространения призывов голосовать против кандидата, кандидатов, списка кандидатов, списков кандидатов (п. «а») — описания возможных негативных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен к распределению депутатских мандатов (п. «б») — распространения информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с негативными комментариями (п. «в») — распространения информации, способствующей созданию отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов (п. «г»)".

На наш взгляд, данное положение противоречит праву на свободу мысли и слова, закрепленному в ст. 29 Конституции Российской Федерации. Государством гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ). То есть, являясь кандидатом на выборную должность, гражданин имеет право на свободу слова наравне с другими кандидатами. Свобода слова означает свободу выражения мнений, в том числе и негативных. Выражение политических мнений должно основываться на принципе законности.

Запрет на критику и негативные высказывания в адрес кандидата, кандидатов, списка кандидатов, списков кандидатов, установленный в п. 5.2 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» 12.06.2002 г. противоречит статье 29 Конституции Российской Федерации. Поэтому предлагается исключить эту норму из действующего законодательства.

9. Обосновывается необходимость создания в каждом регионе общественных комиссий по контролю за соблюдением прав человека в Вооруженных Силах РФ, в том числе права на свободу слова. В состав комиссий должны входить члены общественных организаций. Им должно быть предоставлено право посещать воинские части и беседовать с военнослужащими, проходящими срочную военную службу. В ходе такого общения могут быть выявлены проблемы и факты нарушений права на свободу слова в воинских частях и приняты соответствующие меры. Также указывается на необходимость взаимодействия данных общественных комиссий с Уполномоченными по правам человека в соответствующем регионе, так как в функции общественных комиссий должно входить составление только рекомендательных предписаний руководству воинских частей, а Уполномоченный может принимать действенные меры.

10. Предлагается организация и проведение обязательных ежегодных тренингов по вопросам защиты права на свободу слова в Европейском Суде по правам человека с работающими судьями, адвокатами и сотрудниками правоохранительных органов под руководством судей Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФосуществление ежегодного официального обобщения судебной практики Европейского Суда по правам человека по защите права на свободу выражения мнений, осуществляемого Судебным департаментом при Верховном Суде РФ в координации с Уполномоченным РФ при Европейском суде по правам человекавведение штатных сотрудников в аппарате Уполномоченного по правам человека в РФ и в субъектах для оказания помощи гражданам, желающим обратиться за защитой прав в Европейский Суд по правам человека.

Практическая значимость исследования определяется содержащимися в нем выводами и предложениями, которые могут быть использованы для совершенствования действующего законодательства РФ, а также при подготовке обобщающих научных трудов по проблемам защиты прав человека, в процессе преподавания дисциплины «Конституционное право Российской Федерации» и спецкурсов по правам человека.

Ряд рекомендаций, выработанных автором, могут быть использованы в целях приведения российского законодательства в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. Некоторые предложения могут быть использованы в практике правоприменительных органов в деле защиты прав человека. Материалы исследования используются при преподавании курса.

Конституционное право России", «международное право» и спецкурса «Право Совета Европы» в ФГОУ ВПО СЮИ МВД России.

Апробация результатов исследования.

Положения диссертационного исследования докладывались на региональной научно-практической конференции «Практика Европейского Суда по правам человека и российская правовая система» (Саратов, 2006 г.) и Всероссийской научно-практической конференции «Судебная защита в современной России: проблемы доступности» (Саратов, 2007 г.).

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих в себя восемь параграфов, заключения, трех приложений, библиографического списка использованной литературы.

Заключение

.

В современном мире на территории каждого государства сложились и постоянно развиваются различные правовые системы, каждая из которых характеризуется специфическими чертами. Для государств с демократическими традициями свойственна детальная регламентация правового статуса личности.

Длительная эволюция идей о праве на свободу мысли и слова, свободу выражения мнений привела к признанию большинством демократических государств мира социальной и политической значимости свободомыслия и закреплению этого права в конституциях данных государств.

Право на свободу мысли и слова относится к категории личных прав, но есть и такие государства, в которых свобода мысли и слова, свобода выражения мнений предоставляется исключительно гражданам данного государства (Болгария, Бельгия). В некоторых странах, несмотря на демократический характер конституций, ущемляются права и свободы человека и гражданина, в частности, право на свободу слова.

Закрепление права каждого на свободу мысли и слова в Конституции РФ 1993 г. подтверждает приверженность правовому демократическому пути развития. Данное право в России давно было признано конституционно-правовой доктриной, но в разные исторические эпохи не получало прямого закрепления в нормах национального права. Однако, в настоящее время право человека и гражданина на свободу мысли и слова приобрело в Российской Федерации повсеместное государственно-правовое признание и гарантированность.

Сущностью права на свободу мысли и слова является свобода человека, которая также является принципом реализации данного права. Благодаря праву на свободу выражения мнений у человека появляется возможность беспрепятственно выражать свои мысли, свободно передавать их другим людям, участвовать в политической жизни страны, в управлении делами государства, реализовывать свои творческие способности.

В Российской Федерации право на свободу мысли и слова может быть отнесено как к личным, так и к политическим правам человека и гражданина.

Право на свободу мысли и слова — это неотъемлемое право каждого, принадлежащее человеку от рождения, обеспечиваемое повышенной правовой охраной, позволяющее человеку самореализоваться, отражающее прогрессивные тенденции развития правового государства и являющееся принципом построения взаимоотношений человека с государством.

Благодаря беспрепятственной реализации права на свободу слова возможна эффективная защита всех других прав человека и гражданина.

Право на свободу мысли и слова имеет свою структуру, согласно статье 29 Конституции Российской Федерации, элементами которой являются: -свобода мысли;

— свобода слова, распространения и выражения мнений- -свобода от вмешательства в сферу распространения мнений- -право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом- -свобода массовой информации.

Тесная взаимосвязь прослеживается между правом на свободу слова и свободой литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, свободой преподавания.

Свобода мысли не может быть урегулирована законодательно, если она не выражается в коммуникациях, но, тем не менее, будучи закрепленной в Конституции РФ она становится категорией правовой.

Свобода слова, распространения и выражения мнений является инструментом прямого участия в общественной жизни, в управлении государством. Свобода слова осуществляется устно, письменно, любыми не запрещенными законом способами без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей. Любое вмешательство со стороны государственных органов при осуществлении свободы слова влечет за собой ее нарушение, если только оно не подпадает под ограничения, предусмотренные Конституцией РФ для данного права.

Свобода искать, получать, передавать, производить и распространять информацию и идеи охватывает:

— право населения на получение информации, представляющей общественный интерес;

— право на поиск и сбор информации любыми законными способами;

— возможность доступа к международным телевизионным программам;

— право распространять любую информацию и сведения, не запрещенные законом.

Под свободой массовой информации подразумевают:

— свободный поиск, получение, производство и распространение массовой информации;

— учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими;

— свободное изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации.

Право на свободу мысли и слова в Российской Федерации закрепляется и осуществляется с учетом требований основополагающих международных договоров, обязательность которых признана российским государством (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный Пакт о гражданских и политических правах 1966, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и др.).

В Российской Федерации появляется необходимость правового регулирования в сфере осуществления свободы слова в Интернете. Возникает необходимость разработки и принятия федерального закона, который бы регулировал деятельность электронных средств массовой информации, упорядочивал бы отношения в сфере размещения информации в российском сегменте сети Интернет и оставлял бы возможности для саморегулирования данной системы. Необходимость принятия данного закона вызвана временем, так как постепенно Интернет становится ведущим средством массовой информации.

Для эффективной реализации права на свободу мысли и слова необходимо создание в Российской Федерации таких условий, которые способствуют воплощению в жизнь данного права. В этом заключается принцип гарантированности прав и свобод. Субъектом гарантий прав и свобод человека и гражданина, в первую очередь, выступает государство.

Гарантии реализации права на свободу мысли и слова подразделяются на международные и внутригосударственные. К внутригосударственным гарантиям относится система социально-экономических, политических, юридических, организационных, идеологических средств, действующих в Российской Федерации, направленных на обеспечение и эффективную реализацию права на свободу мысли и слова. К международным гарантиям относится закрепление данного права в основополагающих документах по правам человека.

Юридические гарантии относятся к специальным гарантиям права на свободу мысли и слова. Они обеспечивают непосредственную правомерную реализацию данного права.

Конституционные гарантии прав и свобод являются разновидностью юридических гарантий и как наиболее существенные закреплены в Конституции РФ. Они имеют общий характер и получают конкретизацию в нормах текущего законодательства.

В конструкции гарантий права на свободу мысли и слова в Российской Федерации необходимо выделить условия, обеспечивающие фактическую возможность осуществления права в полном объеме. К таким условиям относится создание в Российской Федерации подлинно демократического, правового государства.

В Российской Федерации систему защиты прав человека можно считать концептуально утвердившейся. Особое место в этой системе занимает государственная защита данного права.

Защита права на свободу мысли и слова — деятельность компетентных органов, осуществляемая на основании и в установленном законом порядке в связи с посягательством, которое может повлечь либо уже повлекло нарушение данного права. Защита должна быть направлена на восстановление права на свободу мысли и слова, устранение негативных последствий и их дальнейшее предотвращение и предупреждение.

Конституционная система защиты прав человека охватывает: государственную защиту (осуществляется Президентом РФ, Правительством РФ и его аппаратом, прокуратурой РФ, наиболее распространенный способ защитысудебная защита прав и свобод человека и гражданина) — обращение к Уполномоченному по правам человека в РФ, субъекта Российской Федерациизащиту прав и свобод органами местного самоуправления (ст. 130 Конституции РФ) — защиту прав и свобод общественными объединениями, правозащитными организациями (ч.1 ст. 30, ч.2 ст. 45, ч.1 ст. 48 Конституции РФ) — обращения в международные органы по защите прав человекасамозащиту прав и свобод человека и гражданина, включающую подачу жалоб, заявлений и предложений, обращение в СМИ, публичные выступления граждан (митинги, шествия, пикетирование и др.).

Обращение в международные органы по защите прав человека признается одним из способов защиты прав и свобод человека и гражданина, но необходимо учитывать, что такая возможность появляется в том случае, если Российская Федерация является участницей международного договора или иного документа, учреждающего такой международный правозащитный механизм. Тем самым Российская Федерация дополняет внутригосударственные способы защиты прав и свобод международными способами.

Особая роль в защите права на свободу мысли и слова отводится Конституционному Суду РФ, который является гарантом конституционной законности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. 1993 г. М. 1993
  2. Декларация прав и свобод человека и гражданина / Принята Верховным Советом РСФСР 22.11.1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ//СЗ РФ. 07.01.2002. № 1 (ч.1). Ст.1
  4. Уголовный кодекс РФ (Федеральный закон от 13.06.1996 г) N 11-ФЗ // СЗ РФ.1706.1996. № 25. Ст. 2954
  5. Уголовно исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 г.№ 1-ФЗ // СЗ РФ.1301.1997. № 2. Ст. 198
  6. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ // СЗ РФ. 24.12.2001. № 52 (ч.1). Ст. 4921
  7. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301
  8. Федеральный конституционный закон РФ «О чрезвычайном положении» от3005.2001 г. // СЗ РФ. 04.06.2001. № 23. Ст. 2277
  9. Федеральный конституционный закон РФ «О военном положении» от3001.2002 г. // СЗ РФ. 04.02.2002. № 5. Ст. 375
  10. Федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ» от 17.12.1997 № 2-ФКЗ // СЗ РФ 22.12.97. № 52. Ст. 5712
  11. Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» // СЗ РФ. 03.03.1997 г. № 9. Ст. 1011
  12. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде РФ» от 21.07. 1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447
  13. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10. 2003 г. // СЗ РФ. 2003 г. № 40. Ст. 3822
  14. Федеральный закон «Об общественной палате РФ» № 32 от 04.04.2005 г. № 195 ФЗ // СЗРФ. 11.04.2005 г. № 15. Ст. 1277
  15. Федеральный закон «О противодействии терроризму» N 153-ФЭ // СЗ РФ. 13.03.2006 г. № 11. ст. 1146
  16. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» 27.07.06 г. // СЗ РФ. 31.07.2006. N31(1 ч.). Ст. 3448
  17. Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 г. // СЗ РФ.0908.2004. № 32. Ст. 3283
  18. Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05 2002 г. № 63-Ф3 // СЗ РФ. 10.06.2002. № 23. Ст.2102
  19. Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 г. // СЗРФ. 29.09.1997 г. № 39. Ст. 4465
  20. Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 г. // СЗ РФ. 21.06.2004. № 25. Ст. 2485
  21. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 г. // СЗ РФ. 08.05.2006. № 19. Ст. 2060
  22. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 г. // СЗ РФ 17.06.2002. № 24. Ст. 2253
  23. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.07.2004 г. // СЗ РФ. 02.06.2003. № 22. Ст. 2069
  24. Федеральный закон «О присяжных заседателях судов общей юрисдикции в Российской Федерации» от 20.08.2004 г. // СЗ РФ. 23.08.2004. № 34. Ст. 3528
  25. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 //СЗ РФ. 26.08.1996. № 35. Ст. 4135
  26. Федеральный закон «Об общественных объединениях в РФ» от 19.05.1995 г. // СЗ РФ. 22.05.95. № 21. Ст. 1930
  27. Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 г. № 103-Ф3 // СЗ РФ.1707.2005. № 29. Ст. 2759
  28. Федеральный закон «О связи» от 07.07.2003 г. № 126 -ФЗ (ред. 29.12.06, с изм. от 09.02.07) // СЗ РФ. 14.07.03. № 28. Ст. 2895
  29. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. № 7. Ст. 300
  30. Закон РФ «О прокуратуре» от 17.01.1992 г. № 2202 1 // СЗ РФ. 20.11. 1995. № 47.4472
  31. Закон РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 г. № 5485 1 (ред. от 22.08.04) // СЗ РФ. 13.10.97. № 41. Стр. 8220−8235
  32. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» № 5351 -1 (ред. от 20.07.04 г.) // Российская газета. № 147. 03.08.1993
  33. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. // СЗ РФ. 15.01.1996. № з. Ст. 150.
  34. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г.№ 5487−1 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 19.08.1993. № 33. Ст. 1318
  35. Концепция развития информационного законодательства в Российской Федерации // Государство и право. 2005. № 7.
  36. Федеральная концепция обеспечения и защиты прав и свобод человека (проект). М. 2000.
  37. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 26.04.2007 г. // Российская газета. № 90. 27.04.2007 г.
  38. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10.05.2006 г. // Российская газета. № 97. 11.05.2006 г.
  39. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 25.04.2005 // Российская газета. № 86. 26.04.2005
  40. Указ Президента РФ «О гарантиях информационной стабильности и требованиях к телерадиовещанию» от 20.03. 1993 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 29.03.1993. N 13. ст. 1101
  41. Указ Президента РФ «О совершенствовании телерадиовещания в Российской Федерации» от 6 октября 1995 г. № 1019 // СЗ РФ 09.10.1995. № 41. Ст. 3878
  42. Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере международного информационного обмена» от 12.05.2004 г. // СЗ РФ. 17.05.2004. N 20. ст. 1938
  43. Указ Президента РФ от 09.03.2004. № 314 (ред. 24.09.2007) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. № 11. 15.03.2004. Ст. 945
  44. Указ Президента РФ «О Совете при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека» от 06.11.2004 г. № 1417 // СЗ РФ 15.11.2004 г. № 46 (ч 2). Ст. 4511
  45. Постановление Правительства РФ № 65 от 28.01.2002 г. «О Федеральной целевой программе „Электронная Россия“ (2002−20Югоды)» // СЗ РФ. 04.02.2002. № 5. Ст.531
  46. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.2003 № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 17.02.2003. N7. Ст. 658
  47. Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 47. 21.11.2005
  48. Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 46. 14.11. 2005
  49. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 № 1060-р // Собрание законодательства РФ. 31.07.2006. N 31 (ч. II). ст. 3529
  50. Хартия глобального информационного общества. 22.07.2000 // Дипломатический вестник. 2000. № 8.
  51. Материалы съездов, конференций, симпозиумов
  52. Т.М. Международные стандарты прав человека и принцип конституционности // Материалы конференции международного научнопрактического семинара «Международно-правовые способы защиты прав человека». Саратов, 15−17 окт. 2002.
  53. И.В., Ростовщикова О. В. О признании и гарантиях прав человека // Права человека в России: проблема гарантий на современном этапе. Материалы межвуз. конф. Волгоград: ВЮИ МВД России, 1999.
  54. Монографии, книги, учебники и учебные пособия:
  55. М.И. Права человека и закон: Историко теоретические аспекты. СПб. 2004.
  56. С.А. Конституционное право России. Том 1. М. 2006.
  57. И. А. Основы американского конституционализма. М.: Юриспруденция. 2001.
  58. С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М. 1966 г.
  59. М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов 3-е изд., изм. и доп.- М. 2002.
  60. У. Правовая система США / Под ред. засл. профессора права им. Р. Райса, Власихин В. А. // 3-й выпуск. М.: «Новая юстиция». 2006.
  61. Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации. М. 2005.
  62. Н.С. Местное самоуправление и права человека в Российской Федерации. Ростов на — Дону. 1998.
  63. О.Ван Дейк, и Ван Хооф. Клувер. Доклад Комитета министров / В сб. «Теория и практика Европейской Конвенции о правах человека». 1990.
  64. З.П.Введение в публичное право. Часть 2: Учеб. Пособие / Под ред. Г. Н. Комковой. Саратов. 1998
  65. Н.В. Конституционное правосудие в России: 1991−2001 гг. Очерки теории и практики. М. 2001
  66. ЗЛЗ.Витрук Н. В. Социально-правовой механизм реализации как ситуационных прав и свобод граждан и конституционный статус личности в СССР. М. 1980.
  67. Л.Д. Юридический статус личности в России. М. 1997.
  68. Р., Лентовска Э., Франковски С. Верховный Суд США. Права и свободы граждан //Польша. 2006 г.
  69. ЗЛб.ГольбахП. Избранные произведения. М. 1963 г. Т.2.
  70. Д. Путеводитель по Европейской конвенции по защите прав человека. Страсбург. 1994.
  71. Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия. М. 1998.
  72. М., Кей Э., Бредли р. Европейское право в области прав человека (практика и комментарий). М. 1997 г.
  73. Европейский Суд по правам человека. Избранные решения: T.l. М.: 2000.
  74. А.Р. Право интеллектуальной собственности в сфере периодической печати. Ассоциация юридический центр-научно-практическое издание. СПб. Юридический центр Пресс. 2002 г.
  75. Институт прав человека в России / Г. Н. Комкова, О. В. Шудра, Т. Г. Даурова и др.-Саратов. 1998
  76. В.А. Международные нормы и гражданское законодательство России. М. Международные отношения. 2004 г.
  77. И. Сочинения. М. 1964. Т.З.
  78. В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М. 1995.
  79. Е.М. Российское конституционное право: Учеб. Пособие. М. 2002.
  80. Е. И. Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник- 2-е изд. М. 2000.
  81. Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Общ. ред. Ю. В. Кудрявцева. М. Фонд «Правовая культура». 1996.
  82. Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Отв. Ред. А. В, Наумов. 2-е изд. перераб и доп.- М. 1999.
  83. Конституция, закон, подзаконный акт. М. 1994.
  84. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. Четвернин М. 1997.
  85. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий. / Под ред. Е. А. Лукашевой.
  86. Конституции зарубежных государств. Учебное пособие. -М.: 1996 г.
  87. Конституции государств Европы: T.l. Т.2. Т. 3. Под общей ред. Л. А. Окунькова М. 2001.
  88. Конституции стран-членов СНГ. Сборник документов. Ереван. 1997 г.
  89. Конституционализм: исторический путь России к либеральной демократии: Сб. документов / Авт.-сост. А. В. Гоголевский, Б. Н. Ковалев. М. 2000.
  90. Конституционное право Российской Федерации: Учебное пособие/Под редакцией М. В. Немытиной. Самара. 1999.
  91. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ.ред. чл.-корр. РАН, проф. М. В. Баглая, д.ю.н., проф Ю. И. Лейбо и д.ю.н., проф Л. М. Энтина. 2-е изд. Перераб. -М. 2005.
  92. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: Учебник для вузов / Под ред. д.ю.н., проф О. И. Тиунова. М. 2005.
  93. В.Н. Свобода слова / В. Н. Кудрявцев. Рос. академия наук. М. 2006.
  94. В.А. Конституционно-правовая охрана и защита прав и свобод человека и гражданина в России (теория и практика современности). М. 2005.
  95. И. Международные стандарты в области защиты прав человека // Новая Россия: становление правовой и политической культуры. М. 1998
  96. Д. Избранные философские произведения. Т.2. М. 1960.
  97. Е.А. Введение. Предмет и задачи теории прав человека // Права человека. Учебник для вузов. М. 1999.
  98. М.В. Защита прав и свобод человека и гражданина в современной России: системная конституционная модель, проблемы ее функционирования и совершенствования. Монография. Ростов-на-Дону. 2005.
  99. Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов: Издательство Саратовской государственной академии права. 2003.
  100. Ш. О духе законов. Избранные произведения. М. 1955.
  101. А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов. 1996.
  102. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В. В. Лазарев. 2-е изд., доп. и перераб. М. 2001
  103. Отечественное законодательство XI—XX вв.еков. Часть II (XX век) / Под ред. профессора О. И. Чистякова. М. 1999.
  104. В.М. Знакомство с Америкой.Санкт Петербург. 1997 г.
  105. А.С. Реализация норм права // Общая теория права: Учебник для юридических вузов / Под общ. ред. А. С. Пиголкина. 2-е изд. М. 1995.
  106. Права человека. История, теория и практика: Учебное пособие / Отв. Ред. Б. Л. Назаров. М. 1995.
  107. Права человека. История, теория и практика: Учебное пособие / Отв. Ред. Б. Л. Назаров. М. 1995.
  108. Права человека. Учебник для вузов. Ответственный редактор член-корр. РАН, д.ю.н. Е. А. Лукашева. М. 2000 г.
  109. Права человека в России: декларации, нормы и жизнь. М. 1999.
  110. Правовые акты. Учебно-практическое и справочное пособие. / Ю. А. Тихомиров, Котелевская. М. 1999.
  111. Прецедентные дела Комитета по правам человека / Составители Р. Хански и М. Шейнин / Институт прав человека, Университет Або Академи (Турку), 2004 г.
  112. Н.В. Права личности в России: их обеспечение и защита органами внутренних дел. Волгоград. 1997.
  113. О.Ю. Российская правовая политика в сфере защиты прав и свобод личности. СПб. Издательство Р. Арсланова «Юридический центр Пресс». 2004.
  114. Ю.В. Международная судебная защита прав человека / Ю. В. Самович. Казань. Казанский государственный университет. 2006.
  115. Самостоятельность и независимость судебной власти Российской Федерации / Под ред. В. В. Ершова. М. 2006.
  116. Сборник документов по истории государства и права СССР (досоветский период) / Под редакцией Т. М. Баженова. Свердловск. 1987 г.
  117. В.Н. Средства массовой информации и правовая реализация свободы слова в условиях гражданского общества. Монография. СПб. 2002 г.
  118. Современные зарубежные конституции. М. 1992 г.
  119. Сравнительное конституционное право. М. 1996.
  120. Статья 19. Справочник по защите свободы выражения мнений. Международное и сравнительное права, нормы и процедуры / Перевод с англ. Д. Г. Сорокина. Н.Новгород. 2001.
  121. А.В. Правовая защита человека-М. 2006.
  122. А.В. Человек и его правовая защита. Теоретические проблемы. С. П-б. 1986.
  123. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Матузова Н. И., Малько А. В. Москва. 1997.
  124. К. Б. Хабибулин А.Г. Органы внутренних дел в механизме обеспечения личных конституционных прав и свобод граждан. Уфа. 1991.
  125. Ю.В. Права человека: нарушения и защита прав человека и прессы. М. 1997.
  126. В.А. Европейский Суд по правам человека. Очерк организации и деятельности. М. 2001.
  127. B.C. Волков А. П. Стуканова Т.В. Обеспечение конституционных прав и свобод личности. Нижний Новгород. 1998.
  128. Философский энциклопедический словарь. М. 1998 г.
  129. А.В. Парадоксы перестройки. Упущенный шанс СССР. М. 2006.
  130. .С. Конституционный Суд Российской Федерации: становление, юридическая природа, правовые позиции // Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации: в 2 т. / отв. Ред Эбзеев Б. С. Т1. М. 2000.
  131. M.JI. Международные гарантии прав человека: опыт Совета Европы. М. 1997.
  132. Энциклопедия: Всемирная история. 4- изд., испр. и перераб. / Глав. ред. М. Аксенова. М. 1997 г. 3.8Энциклопедический юридический словарь. М. 1997.
  133. Chemerinsky Erwin Constitutional law: principles and polisies / Erwin Chemerinsky 2-d edition. 2002.
  134. Научные публикации, статьи
  135. М.А. Международное право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2005.№ 1.
  136. В. Правовые позиции Конституционного Суда России//Российская юстиция. 2000. № 7.
  137. Ю.Ю. Российская правовая система и европейские стандарты // Российская юстиция. 2001. № 1.
  138. Н.С. Конвенционная юрисдикция Европейского Суда по правам человека в соотношении с компетенцией Конституционного Суда РФ // Журнал российского права. 2006. № 6.
  139. Н.М. Проблема свободы слова и ее история // Современная философия и зарубежная компаративистика. СПб. 1995.
  140. С.А. Проблемы различного толкования Европейским Судом по правам человека норм Конвенции о защите прав человека и основных свобод // Российская юстиция.2006 г. № 7.
  141. Л.М. Академическая свобода как правовой феномен // Государство и право. 2006. № 8.
  142. Габор Халмаи. Свобода слова в практике Конституционного суда Венгрии: изменение принципов и механизмов // Конституционное право: восточноевропейское обозрение, 2002 г. № 4 (41).
  143. В.И. Механизм обеспечения реализации законов в современных условиях // Государство и право. 1991. № 12.
  144. Ю.Гусев А. Д. О правах человека и гражданина // Социально-гуманитарные знания.2000.№ 3.
  145. Единство с Европой продемонстрировали конституционные судьи // Российская газета. № 4208 от 27.10.2 006 412.3орькин В. Д. Верховенство права и конституционное правосудие // Журнал российского права. 2005. № 12.
  146. В.Д. Конституционный Суд России в европейском правовом поле // Журнал российского права. 2005. № 3.
  147. И.А. Общее учение о праве и государстве (фрагменты) // Правоведение. 1992.№ 3.
  148. В.Т. Защита прав человека главное направление правовой политики в России // Правоведение. 1998. № 1.
  149. В.П. Институт судебной защиты прав и свобод граждан и средства ее реализации // Государство и право. 1998. № 2.
  150. Р.А. Юридические гарантии прав личности в Российской Федерации (По материалам «круглого стола») // Государство и право. 2000. № 11.
  151. Л.М. Метаморфозы в решениях Европейского Суда по правам человека // Журнал российского права. 2005 г. № 7.
  152. А.И. Европейское право прав человека и Конституция России // Журнал российского права. 2004. № 1.423 .Концепция развития информационного законодательства в Российской Федерации // Государство и право. 2005. № 7.
  153. М., Шпагина М. Непроницаемое государство // Эксперт. 2003. № 48.
  154. О.Н. К вопросу об истории возникновения понятия «правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации» // Право и политика. 2003. № 1(37).
  155. В.Н. Правовые грани свободы // Государство и право. 1989 г. № 11. С. 3−9 (3).4.27Лебедева Н.Н., Федосеева Н. Н. Право гражданина на информацию: становление и развитие // Государство и право. 2006. № 5.
  156. В.М. От концепции судебной реформы к новым идеям развития судебной системы // Российская юстиция. 2000. № 3.
  157. С.Е. Об обращении в Европейский суд по правам человека // Московский журнал международного права 1999 г. № 4.
  158. М. Исполнение решений Европейского суда по правам человека: возможные правовые последствия для Российской Федерации.// Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2001. № 3(36).
  159. Р.А. О некоторых аспектах реализации прав и свобод человека и гражданина в современном российском обществе // Правоведение: Вопросы теории и практики. Сборник научных статей. Ростов-на-Дону, 2002.
  160. Е.А. Совершенствование деятельности государства необходимое условие обеспечения прав человека // Государство и право. 2005. № 5.
  161. А.А. Конституционная защита прав и свобод человека: подходы к понятию // Конституционное и муниципальное право. 2004. № 4.
  162. М.Н. Юридическая природа и характер решений Европейского Суда по правам человека // Государство и право. 2006. № 2.
  163. Н.И. Теория и практика прав человека в России // Правоведение. 1998. № 4.
  164. Р.А. Конституционно-правовые основы регулирования интеллектуальной собственности //Государство и право. 2006. № 3.
  165. Е.Н. Восприятие решений Европейского Суда по правам человека национальными правовыми системами и их реализация в деятельности органов власти национального государства // Журнал российского права. 2006 г. № 3.
  166. А. Ф. Гражданин и государство: взаимоотношения в XXI веке // Журнал российского права. 2005. № 9.
  167. Президент встретился с судьями // Российская газета. № 3948 от 10.12.2005.
  168. М.Г. Ограничение свободы СМИ и право граждан на информацию // Конституционные чтения: Межвузовский сборник научных трудов. Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П. А. Столыпина. 2004. Вып.5.
  169. В.В. Государство Россия. Путь к эффективному государству (О положении в стране и основных направления внутренней и внешней политики государства) // Парламентская газета. 2000. 11 июля.
  170. С.В. Формирование общего европейского правового пространства в интересах защиты прав и свобод граждан // Российская юстиция.2006 г.№ 8. Патриотический акт Конгресса // Московский комсомолец. 4.03.2006.
  171. Россия станет «электронной» Регионы подключаются к Интернету быстрее, чем Москва // Российская газета № 70. от 5.04.2007.
  172. В.Н. Россия в XXI веке: пути правового развития // Журнал российского права. 2000. № 11.
  173. .А. Десять лет конституционных прав и свобод // Журнал российского права. 2003. № 11.
  174. Ю.А. Согласованность и коллизии в международном и национальном праве // Московский журнал международного права. 1996.№ 2.
  175. Третий глаз за СМИ. Общественная палата получила функции контроля за телевидением и газетами // Российская газета. От 10.11.2005.
  176. А.Н. «Острые углы» взаимодействия правоохранительных органов с учреждениями средств массовой информации // Конфликты и конфликтные ситуации на предварительном следствии. Волгоград. 2003.
  177. А.А. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина//Государство и право. 2005. № 7.
  178. P.O. Право и управление экономикой // Советское государство и право. 1986. № 2.
  179. О. Жалобы против России в Европейском Суде по правам человека // Российская юстиция. 2002. № 4452."Электронной России" указали светлое будущее // Коммерсант-Власть. № 11. от 26.03.075. Диссертации
  180. Д.С. Конституционно-правовые вопросы реализации права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду в России // Дисс. .канд. юрид. наук. Саратов. 2001.
  181. Муратов, М. Я. Право на свободу слова. История и современность: // Дис. .канд. юрид. наук. 12.00.01 .-М. 2003.
  182. А.А. Конституционные основы ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Дисс. .канд. юрид. наук. Саратов 2001.
  183. О.А. Конституционные основы государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Дисс. .канд. юрид. наук. Саратов. 1999.
  184. С.В. Органы внутренних дел в механизме обеспечения прав и свобод граждан: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Волгоград, 1998.
  185. Т.В. Конституционно-правовой статус общественной палаты субъекта РФ (на опыте Приволжского федерального округа): Автореф. дис.. канд. юрид. наук 12.00.02. Саратов, 2007.
  186. Практика Европейского Суда по правам человека
  187. Аутроник против Швейцарии. 1990 г. // Серия А.№ 178. С.21−28
  188. Ватан против Российской Федерации" 2004 г. // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. 2005 г. № 5.
  189. В.Д. и К.Ж. против Франции // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. 2—4. № 1.
  190. Гринберг против Российской Федерации. // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. 2005 г. № 12.С. 95
  191. Гроппера Радио АГ и др. против Швейцарии. 1990. // Серия А. № 173. С. 22−29
  192. Джерсилд против Дании (1994 г.) // Серия А. № 298. С.23
  193. Институт Отто-Премингер против Австрии. 1994. // Европейский Суд по правам человека. Избранные решения. Т.2.
  194. Информационсферайн Лентиа против Австрии. 1993 г. // Европейский Суд по правам человека. Избранные решения. Т1. С. 825
  195. Кампания «Кроне верлаг ГмбХ» против Австрии от 11.12.03 г. // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. 2004 .№ 4. С. 18
  196. Кампания «Плон» против Франции от 18.05.04 г. // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. 2004. № 10. С. 33 711. Карадемирджи и другие против Турции 2005 г. // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. 2005 г. № 6.
  197. Карман против России от 14.12.2006 г
  198. Кархуваара и компания «Илталехти» против Финляндии 2004 г. // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. 2005 г. № 4.
  199. Касадо Кока против Испании" 1994 г. // Европейский Суд по правам человека. Избранные решения. Т1.
  200. Кастеллс против Испании // Европейский Суд по правам человека. Избранные решения. Т. 1.
  201. Лингенс против Австрии 1986 // Европейский Суд по правам человека. Избранные решения: T.l. М.: Издательство НОРМА. 2000.
  202. Лопеш Гомеш да Сильва против Португалии (2000 г.)
  203. Маркт интерн Верлаг ГмбХ и Клаус Бирман против ФРГ. 1989. // Серия А. № 165. С. 18. § 30
  204. Мюллер против Швейцарии. 1988 // Сериая А. 1989. № 133. Ст. 20.§ 29
  205. Нильсен и Енсен против Норвегии 1999 г720.0бершлик против Австрии. 1991. // Европейский Суд по правам человека. Избранные решения: T.l. М.: Издательство НОРМА. 2000. С. 689.
  206. Объединение работников изобразительных искусств «Винер Сесешн» против Австрии // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. 2004 г. № 1. С. 31
  207. Прагер и Обершлик против Австрии. 1995 г. // Серия А. № 314. С. 19. §-38 723."Санди Тайме" против Соединенного Королевства. 1979 // Европейский Суд по правам человека. Избранные решения: T.l. М.: Издательство НОРМА. 2000.
  208. Торгеирсон против Испании. 1992. // Серия А. № 239. С. 28§ 63
  209. Фогт против Германии. 1995 и др. // Европейский Суд по правам человека. Избранные решения. Т.2 .
  210. Хэндисайд против Соединенного Королевства. 1976. // Серия А. № 24. С. 23§ 49
  211. Г. И. против Российской Федерации. Решение по вопросу приемлемости жалобы № 77 062. 2001 г. // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. 2005. № 2.
  212. Постановление Конституционного Суда РФ от 30.04.1996 г. по делу о проверке конституционности п. 2 Указа Президента РФ от 30.10. 1994 г. «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в РФ» // СЗ РФ. 1996.№ 19.Ст.232
  213. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ» от 10.10.2003 г. № 5 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. № 12
  214. Совместное постановление Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ № 6/8 от 01.07.96 // Российская газета. 10.08.1996 г. 9. Международные документы
  215. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950) // СЗ РФ. 08.01.2001. № 2. Ст. 163
  216. Всеобщая декларация прав человека (1948) // РГ. 10.12.1998
  217. Международный пакт о гражданских и политических правах (1966) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17. Ст. 291.
  218. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года. // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. № 45. С. 955
  219. Софийская декларация, утвержденная Европейским семинаром по укреплению независимых и плюралистических средств информации (особенно в странах Центральной и Восточной Европы) // София, Болгария, 10−13 сентября 1997 г.
  220. Европейская хартия о региональных языках и языках меньшинств // Страсбург, 5 мая 1992 г
  221. Декларация принципов терпимости // Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.
  222. Декларация принципов международного культурного сотрудничества от 4 ноября 1966 г. // Правозащитная сеть. Сб. документов. 1996.
  223. Конвенция о международном праве опровержения от 16 дек 1952 г. от 16.12. 1952 // Международное частное право. Сборник документов. М. 1997
  224. Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека. 1995. // СЗ РФ. 1999. № 13. С. 1489
Заполнить форму текущей работой