Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности правового пространства сложнопостроенного субъекта Российской Федерации: На примере Тюменской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучение и анализ взаимоотношений органов государственной власти Тюменской области и входящих в ее состав автономных округов до принятия Конституции 1993 года позволяет утверждать, что в рассмотренный период становления и развития их отношений очень четко прослеживается тенденция со стороны областных и федеральных органов власти, несмотря на односторонние действия окружных органов власти… Читать ещё >

Содержание

  • ЧАСТЬ 1. СТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
    • 1. История развития взаимоотношений органов государственной власти Тюменской области и входящих в ее состав автономных округов до принятия Конституции 1993 года
    • 2. Особенности статуса Тюменской области и входящих в ее состав автономных округов согласно Конституции Российской Федерации
  • 1993 года
    • 3. Практика отношений органов государственной власти других сложнопостроенных субъектов Российской Федерации — края, областей и входящих в их состав автономных округов
  • ЧАСТЬ 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ПРАВОВОГО ПРОСТРАНСТВА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
    • 1. Пределы юрисдикции органов государственной власти Тюменской области на территории автономных округов в ее составе
    • 2. Источники правового пространства Тюменской области с входящими в ее состав автономными округами на современном этапе
    • 3. Особенности законодательного регулирования на. территории сложнопостроенного субъекта Федерации — Тюменской области

Особенности правового пространства сложнопостроенного субъекта Российской Федерации: На примере Тюменской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность диссертационного исследования. Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила федеративный характер российского государства, юридически определив равноправие субъектов Российской Федерации друг с другом и в отношениях с федеральными органами государственной власти.

Тем не менее, по мнению отдельных авторов1, Конституция Российской Федерации 1993 года, заложив современную правовую основу развития федеративного государства и федеративных отношений в России, содержит ряд противоречивых положений, допускающих их неоднозначное системное толкование. К таким положениям профессор Н. М. Добрынин относит нормы Конституции Российской Федерации, закрепляющие. положения о разной конституционно-правовой природе субъектов Федерации с вытекающими отсюда различиями в их правовом статусе2.

Отчасти данное явление обусловлено историческими традициями России недавнего прошлого, породившими феномен сложнопостроенных субъектов Федерации, т. е. вхождение автономного округа в состав края, области, признанных по Конституции Российской Федерации равноправными субъектами Федерации.

Сегодня проблемы разграничения властных полномочий между органами государственной власти таких субъектов Федерации в некоторой о степени решаются в процессе объединения субъектов Федерации. Вместе с тем наметившийся в последние годы на территории Пермской области и Красноярского края процесс укрупнения субъектов Федерации, по мнению.

1 См., например: Концептуальные вопросы развития государства и общества в деятельности Совета Федерации // Совет Федерации (1996;2000 гг.) в истории парламентаризма / Под ред. В. Н. Викторова. — М.: Изд-во Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации,'2001. — 309 с.

2 Подробнее см. Добрынин, Н. М. Федерализм: Историко-методологические аспекты. — Новосибирск: Наука, 2005.-С. 247−248.

3 См. Федеральный конституционный закон от 25.03.2004 № 1-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» // Российская газета. — 2004. — 26 марта.

Президента Российской Федерации В. В. Путина, важно не превратить в очередную политическую кампанию1.

В этой связи по-особому актуальным видится опыт развития взаимоотношений Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа в части формирования единого правового пространства трех субъектов Федерации2.

С принятием Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 04.07.2003 № 95-ФЗ3 разногласия, которые существовали между областью и округами довольно длительный период времени, оказались вновь в центре внимания.

Камнем преткновения стала статья 26.6 указанного Федерального закона, разграничивающая полномочия между органами государственной власти области и автономных округов таким образом, что с 1 января 2005 года часть государственных полномочий, осуществляемых на территории автономных округов, перешла для исполнения органам государственной власти Тюменской области, в результате чего последние получили реальную возможность принимать решения, имеющие юридическую силу на всей территории области.

В существующих условиях проблемы, связанные с правовым регулированием на территории Тюменской области с входящими в ее состав автономными округами, получили новое содержание. Это вызвано тем, что до сих пор законодательно не оформлен правовой механизм, позволяющий органам государственной власти области и автономных округов без ущемления прав друг друга принимать согласованные законодательные акты.

1 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 25.04.2005 «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации» // Российская газета. — 2005. — 26 апреля.

2 Барышникова, А. Н. Особенности правового пространства Тюменской области: проблемы и перспективы: Учебное пособие / Под общ. ред. профессора А. П. Сунцова. — Тюмень: Тюменская областная Дума, 2005. -С.З.

3 Российская газета. — 2003. — 8 июля. по вопросам, затрагивающим интересы всех трех субъектов, действие которых распространялось бы на территорию как юга области, так и автономных округов. Отсутствие такого механизма влечет за собой немало трудностей и проблем, анализ и устранение которых может оказаться полезным и другим сложнопостроенным субъектам Российской Федерации.

Поэтому проблемы, связанные с разграничением полномочий между органами государственной власти Тюменской области и органами государственной власти входящих в ее состав автономных округов, нуждаются в глубоком анализе и обобщении.

Именно этим обусловлен выбор темы исследования — «Особенности правового пространства сложнопостроенного субъекта Российской Федерации (на примере Тюменской области)».

Степень научной разработанности темы. В юридической литературе вопросы становления и развития федерализма в России нашли отражение в работах P.F. Абдулатипова, С. А. Авакьяна, Л. Ф. Болтенковой, Н. М. Добрынина, Д. А. Керимова, А. Н. Кокотова, Б. С. Крылова, В. А. Кряжкова, В. Н. Лысенко, Н. П. Медведева, М. И. Пискотина, M.G. Саликова, Б. Н. Топорнина, И. А. Умновой, В. Е. Чиркина, С. М. Шахрая.

Особенности взаимоотношений органов государственной власти края, области и входящих в их состав автономных округов исследовали ученые Е. Е. Бобракова, Н. М. Добрынин, В. В. Иванов, G.E. Корепанов, Д. А. Керимов, Б. С. Крылов, В. АКряжков, М. С. Саликов, С. С. Собянин, А. П. Сунцов, В. И. Ульянов, Г. Н. Чеботарев.

Эти исследования в основном были направлены на определение особенностей статуса Тюменской области и входящих в ее состав автономных округов, выявление правовых механизмов разрешения конфликтной ситуации, сложившейся между этими субъектами, либо затрагивали данную тему лишь в рамках рассмотрения общих проблем государственного устройства Российской Федерации. Самостоятельных монографических исследований, посвященных формированию правового пространства сложнопостроенного субъекта Федерации, не проводилось, что во многом и предопределило выбор темы.

Объект исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере конституционно-правового регулирования между органами государственной власти края, области и входящих в их состав автономных округов.

Предмет исследования. Предметом настоящего исследования являются федеральное законодательство, решения Конституционного Суда Российской Федерации, нормативные правовые акты и договоры субъектов Российской Федерации в сфере конституционно-правовых отношений между органами государственной власти края, области и входящих в их состав автономных округов, работы ведущих российских и зарубежных ученых в области федеративных отношений.

Цель и задачи исследования

Цель исследования — анализ опыта правового регулирования в сложнопостроенных субъектах Российской Федерации и разработка предложений, направленных на формирование единого правового пространства края, области, в состав которых входят автономные округа. Обозначенная цель диссертации детерминирует постановку следующих задач:

1) уяснить основные этапы развития взаимоотношений органов государственной власти края, области и входящих в их состав автономных округов;

2) выявить особенности конституционно-правового статуса Тюменской области как сложнопостроенного субъекта Российской Федерации и их влияние на формирование правового пространства Тюменского региона;

3) провести сравнительный анализ регулирования взаимоотношений между органами государственной власти края, области и входящих в их состав автономных округов в семи сложнопостроенных субъектах Российской Федерации;

4) выявить наиболее типичные модели отношений края, области и входящих в их состав автономных округов;

5) определить пределы юрисдикции органов государственной власти сложнопостроенного субъекта Российской Федерации на территории автономных округов, закрепленные в федеральном законодательстве;

6) определить основные источники правового пространства Тюменской области с входящими в ее состав автономными округами посредством анализа их нормативно-правовой системы;

7) обобщить опыт формирования единого правового пространства на территории Тюменской области, включая территорию автономных округов;

8) разработать предложения по совершенствованию федерального и регионального законодательства в сфере отношений между органами государственной власти края, области и входящих в их состав автономных округов.

Методологическая основа диссертационного исследования.

Обоснованность положений и выводов, содержащихся в диссертации, достигнута комплексным применением как общенаучных, так и специальных, частнонаучных методов научного познания. Диалектический метод познания применялся прежде всего при изучении проблем российского федерализма и их влияния на государственное строительство в сложнопостроенном субъекте Федерации, в анализе состояния федерального и регионального законодательства о взаимоотношениях органов государственной власти края, области с органами государственной власти входящих в их состав автономных округов, при рассмотрении вопросов, связанных с особенностями формирования правового пространства сложнопостроенного субъекта Федерации.

Из частнонаучных методов исследования применялись формально-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой, системно-структурный и другие методы научного познания.

Теоретической базой диссертационного исследования стали труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам федерализма и особенностям государственного строительства в сложнопостроенных субъектах Российской Федерации, отношениям края, области с входящими в их состав автономными округами, их конституционно-правовому статусу.

Нормативно-правовую и правовую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство, решения Конституционного Суда Российской Федерации, а также законодательство и договоры Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа— Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа и других сложнопостроенных субъектов Российской Федерации.

Эмпирическую основу диссертационного исследования составили материалы архивов Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, а также Тюменской областной Думы, Правительства Тюменской области, представительств Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа в Тюменской области. Автором изучена законодательная практика семи сложнопостроенных субъектов Российской Федерации и, десяти автономных округов, а также проведен экспертный опрос более пятидесяти депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе депутатов Тюменской областной Думы, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, Законодательного Собрания Пермской области, Курганской областной Думы, Московской городской Думы.

Научная новизна диссертационного исследования обусловлена выбором темы и заключается в том, что исследование представляет собой одну из первых попыток изучения на монографическом уровне правового пространства сложнопостроенного субъекта Федерации. Впервые рассматриваются особенности действия законов и иных нормативноправовых актов сложнопостроенных субъектов Российской Федерации на территории входящих в их состав автономных округов.

На основе анализа федерального законодательства, нормативно-правовых актов Тюменской области и входящих в ее состававтономных округов, специальной литературы, посвященной проблемам регулирования взаимоотношений органов государственной власти в сложнопостроенном субъекте Федерации, автором диссертационного исследования критически осмыслен существующий опыт правого регулирования в сложнопостроенном субъекте Федерации — Тюменской области — и предложен конкретный механизм формирования единого правового пространства на территории сложнопостроенного субъекта Российской Федерации.

Поднятые в исследовании вопросы имеют перспективы дальнейшей научной разработки. Прежде всего, в качестве таковых мы рассматриваем обобщение научных исследований опыта государственного строительства в других сложнопостроенных субъектах Российской Федерации и разработку конкретных рекомендаций: органам государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, федеральному законодателю по совершенствованию федерального и регионального законодательства, регламентирующего различные стороны отношений в рассматриваемой сфере.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Понятие правового пространства сложнопостроенного субъекта Федерации предлагается рассматривать в двух аспектах. Юридически такое правовое пространство — это совокупность юридических норм, принимаемых органами государственной власти края, области и входящих в их состав автономных округов в пределах совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 Конституции Российской Федерации), согласованных между собой и действующих соответственно на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

Под фактически сложившимся правовым пространством сложнопостроенного субъекта Федерации следует понимать систему юридических норм, действующих на территории края, области, за исключением территории автономных округов, входящих в их состав.

2. Наличие собственного правового пространства следует рассматривать как одну из основных гарантий обеспечения прав и свобод человека и гражданина на всей территории сложнопостроенного субъекта Российской Федерации, включая территорию входящего в его состав автономного округа.

3. К сущностным признакам сложнопостроенного субъекта Федерации, отличающим его от других субъектов Российской Федерации, следует отнести:

— действие на его территории трех уровней государственной власти: федеральной, краевой (областной) и автономного округа;

— содержание правового пространства в соответствии с федеральным законодательством включает в себя общекраевые (общеобластные) правовые акты (действующие на всей территории сложнопостроенного субъекта Федерации), краевые (областные) правовые акты (действие которых не распространяется на территорию автономного округа, входящего в состав края, области) и правовые акты автономных округов (действующие исключительно на территории автономных округов, входящих в состав края, области);

— наличие как исключительной, так и совместной компетенции органов государственной власти края, области и входящего в их состав автономного округа.

4. Авторское определение совместных полномочий края, области и входящих в их состав автономных округов как полномочий, реализация которых в общеобластных интересах предполагает принятие решений по вопросам совместного ведения с соблюдением процедур согласования между органами государственной власти области и автономного округа на стадиях разработки и принятия краевого, областного законодательства.

5. Договором между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.08.20 041 предусмотрена реализация на территории Тюменской области областных программ, которые обладают рядом следующих отличительных черт, позволяющих выделить их как самостоятельный вид источников правового пространства сложнопостроенного субъекта Федерации:

1) действие областных программ распространяется на всю территорию Тюменской области, включая территории автономных округов;

2) реализация областных программ осуществляется органами государственной власти Тюменской области в пределах финансирования, осуществляемого полностью из областного бюджета, но за счет зачисляемых в областной бюджет налоговых доходов от федеральных регулирующих налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Федерации: и собираемых на территории Ханты-Мансийского автономного округаЮгры и Ямало-Ненецкого автономного округа.

6. Широкий спектр повторяющихся положений, содержащихся в уставах Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа и других законодательных актах, позволяет утверждать, что органами государственной власти области и автономных округов использовался такой источник правового пространства, как правовой обычай.

7. Процесс формирования единого правового пространства сложнопостроенного субъекта Федерации в значительной мере зависит от нестабильности федерального законодательства и нуждается в рамочном регулировании каждого из 14 положений предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (часть 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

1 См.: Постановление Тюменской областной Думы от 12 августа 2004 года № 1570 «О Договоре между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа» // Тюменские известия. — 2004. — 21 августа.

8. С принятием Федерального закона от 04.07.2003 № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» тенденция к формированию единого правового пространства Тюменской области по вопросам, отнесенным к полномочиям органов государственной власти области для исполнения на всей территории области, включая территории автономных округов, становится реальной.

9. Обосновывается необходимость подготовки стандартизованной законодательной базы, учитывающей интересы края, области и входящих в их состав автономных округов, как основного источника формирования единого правового пространства сложнопостроенного субъекта ФедерацииТюменской области.

10. Авторские предложения по совершенствованию федерального и регионального законодательства, регулирующего отношения между органами государственной власти края, области и входящих в их состав автономных округов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в диссертации выводы и предложения могут быть использованы при совершенствовании федерального и регионального законодательства в сфере отношений между краем, областью и входящими в их состав автономными округами, а также в процессе преподавания курса конституционного права Российской Федерации и проведения спецкурсов.

Апробация результатов исследования. В ходе исследования положения диссертации обсуждались на кафедре государственного и муниципального права Сургутского государственного университета.

Основные теоретические и практические положения работы, выводы и рекомендации отражены в учебном пособии и четырех публикациях, подготовленных автором.

Отдельные выводы и предложения докладывались на Всероссийской научно-практической конференции «Законодательное регулирование миграционных процессов в Российской Федерации: проблемы и перспективы» (24−25 июня 2004 г., г. Тюмень), а также на депутатских слушаниях Тюменской областной Думы по теме: «Новая редакция Избирательного кодекса (Закона) Тюменской области».

Материалы диссертационного исследования использовались в процессе преподавания на юридических факультетах Тюменского государственного института мировой экономики, управления и права и Сургутского государственного университета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Очевидно, что основная причина затянувшегося кризиса внутрисубъектных отношений в сложнопостроенных субъектах Российской Федерации, и в том числе в Тюменской области, заключается в том, что фактически федеральными органами государственной власти по вопросам федеративного устройства за длительный период их деятельности не был принят до сегодняшнего дня базовый законодательный акт, равно как не была определена и общая концепция федеративного устройства России.

Такое положение вещей не могло продолжаться бесконечно долго, так как затягивание с решением данной проблемы может обернуться, например, для Тюменской области «политическими спекуляциями» о ее территориальном устройстве и, как следствие, значительной дестабилизацией в Тюменской области, потерей социально-экономического, политического, ресурсного потенциала и в конечном итоге — ухудшением жизненного уровня всех жителей области, включая жителей Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа.

Предпринятый автором анализ федерального законодательства, законодательства Тюменской области и входящих в ее состав автономных округов, других субъектов Федерации, специальной литературы, посвященной обозначенной теме, практики отношений органов государственной власти других сложнопостроенных субъектов Российской Федерации — края, областей и входящих, в их состав автономных округов, а также собранный в ходе проведения исследования материал позволяет сделать определенные выводы и обобщения.

1. Изучение и анализ взаимоотношений органов государственной власти Тюменской области и входящих в ее состав автономных округов до принятия Конституции 1993 года позволяет утверждать, что в рассмотренный период становления и развития их отношений очень четко прослеживается тенденция со стороны областных и федеральных органов власти, несмотря на односторонние действия окружных органов власти, направленные на распад Тюменской области, к сохранению ее единства, целостности. Именно в этот период, характеризующийся подписанием Федеративного договора, обозначился специфический характер конституционно-правового статуса сложнопостроенного субъекта Федерации — Тюменской области, в состав которого вошли два других равноправных субъекта Российской ФедерацииХанты-Мансийский автономный округЮгра и Ямало-Ненецкий автономный округ.

2. Провозгласив равноправие субъектов Федерации, Конституция 1993 года не обеспечила реальность их одинакового статуса. Принято считать, что раз уж округа входят в состав области, то они не могут обладать аналогичной с областью правосубъектностью. В то же время более существенным ущемлением следует рассматривать отсутствие у Тюменской области, как и у других сложнопостроенных субъектов Федерации, собственного правового пространства.

3. Практика договорных отношений, сложившаяся в Тюменской области, подтверждает тенденцию органов государственной власти области и автономных округов урегулировать разногласия между ними, сохранив единство области, одним из преимуществ которого является формирование стабильной, непротиворечивой, согласованной системы регионального правотворчества. Это подразумевает под собой организацию единого правового пространства области на всей ее территории, осуществление согласованного правового регулирования в интересах сохранения исторически сложившихся традиций в регионе, развития хозяйственных, культурных связей населения, проживающего на территории всей Тюменской области, включая территории автономных округов.

4. Полагаем, что можно выделить следующие основные варианты правового регулирования совместных полномочий края, области и входящих в их состав автономных округов:

1) на основании федерального закона и (или) краевого, областного законодательства;

2) путем согласования вопросов совместной компетенции органов государственной власти края, области с органами государственной власти автономного округа (при этом порядок согласования должен быть закреплен в федеральном законодательстве);

3) на основании договоров между органами государственной власти края, области и входящих в их состав автономных округов.

5. Сравнительный анализ взаимоотношений области (края) и автономных округов, входящих в ее состав, позволяет выделить три модели возможных отношений края, области и входящих в их состав автономных округов:

1) объединение края, области и автономного округа, входящего в их состав, в единый субъект Российской Федерации;

2) сохранение существующего положения при наличии постепенно нарастающей интеграции области и автономных округов в рамках сложнопостроенного субъекта Федерации;

3) выход автономного округа из состава края, области с целью получения статуса независимого субъекта Федерации.

6. На сегодняшний день действия органов государственной власти Тюменской области и входящих в ее состав автономных округов ясно подтверждают стремление сохранить существующее положение при наличии постепенно нарастающей интеграции.

7. К правовым основам, устанавливающим пределы юрисдикции органов государственной власти Тюменской области на территории автономных округов в ее составе и подтверждающим возможность прямого действия отдельных областных актов на территории автономных округов, а также прямого действия договоров между органами государственной власти области и автономных округов на всей территории сложнопостроенного субъекта Федерации — Тюменской области, можно отнести:

1) Конституцию Российской Федерации от 12 декабря 1993 года1;

2) Федеративный договор от 31 марта 1992 года ;

3) определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 1996 года ;

4) постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 1997 года4;

5) федеральные законы;

6) указы Президента Российской Федерации;

7) постановления Правительства Российской Федерации и иные подзаконные акты, конкретизирующие и детализирующие федеральные законы и указы Президента Российской Федерации.

8. Анализ положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 04.07.2003 № 95-ФЗ5 позволил установить возможность двоякого толкования пункта 3 статьи 26.6 указанного Федерального закона. Считаем, что союз «и», использованный в пункте 3 статьи 26.6 Федерального закона, может содержать двоякое* толкование данной нормы, т. е. в целях разграничения полномочий по предметам совместного ведения между органами государственной власти области и автономных округов необходимо принятие:

1) либо договора между ними, либо — соответствующего федерального закона;

Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. — М.: Юридическая литература, 1993. — 64 с.

Федеративный договор. Подписан в Москве 31 марта 1992 года в Георгиевском зале Кремля. // Конституция Российской Федерации. — M., 1992.

3 Определение Конституционного Суда РФ от 17 июля 1996 года № 73 — О «Об отложении рассмотрения дела о проверке конституционности ряда положений Устава Тюменской области» // Российская газета. — 1996. — 24 июля,.

4 Постановление Конституционного Суда от 14 июля 1997 года по делу «О толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области» // Российская газета. — 1997.-22 июля.

5 Федеральный закон от 04.07.2003 № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» II Российская газета. — 2003. — 8 июля.

2) и договора, и федерального закона, без которого положения договора не могут вступить в силу.

9. По мнению автора, во избежание указанного двоякого толкования пункта 3 статьи 26.6 Федерального закона, а также с целью придания обязательного характера норме о принятии федерального закона об отношениях между органами государственной власти автономного округа и. органами государственной власти края или области, в котором должен быть урегулирован весь спектр взаимоотношений этих субъектов Федерации, в том числе и вопросы действия областных нормативно-правовых актов на территории сложнопостроенного субъекта Федерации, необходимо внести в данный пункт изменение уточняющего характера.

В этой связи предлагается следующая редакция пункта 3 статьи 26.6 рассматриваемого Федерального закона: «в краях, областях, в состав которых, входят автономные округа, полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации, указанные в подпунктах Ъ, 5,1 — 14, 21- 25, 27 — 31, 34, 37, 40, 41 пункта 2 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, осуществляются органами государственной власти края, области на всей территории края, области, включая территорию автономного округа, если иное не установлено федеральным законом об отношениях между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области, а также договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области, принятым в развитие положений данного Федерального закона».

10. В Договоре между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 августа 2004 года1 зафиксирован абсолютно новый вид областных программ, порядок разработки, утверждения.

1 Постановление Тюменской областной Думы от 12 августа 2004 года№ 1570 «О Договоре между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа» II Тюменские известия. — 2004. — 21 августа. и реализации которого на территории. Тюменской области, включая территории автономных округов, на сегодняшний день не регламентирован в законодательстве Тюменской области. В связи с этим необходимо внести изменения в законодательство Тюменской области в части закрепления порядка формирования и финансирования нового вида областных программ, в том числе: законы Тюменской области «О формировании и финансировании областных программ» от 20.05.1997 № 881 и «О бюджетном процессе в Тюменской области» от 12.02.2001 № 426 в части закрепления порядка формирования и финансирования нового вида областных программ.

Кроме того, нуждается в разработке и утверждении на уровне постановления Совета Губернаторов Тюменской области порядок реализации нового вида областных программ, действующих на всей территории Тюменской области, включая территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа.

11. Говоря об источниках правового пространства сложнопостроенного субъекта Федерации, следует выделить следующие их виды:

1) общекраевые (общеобластные) источники: а) нормативные правовые акты, принимаемые краевыми (областными) органами государственной власти, действующие на всей территории сложнопостроенного субъекта Федерации, включая территорию автономного округа в составе края, области. В Тюменскойобласти к таковым можно отнести:

— Устав (Основной закон) Тюменской области;

— законы Тюменской областипостановления и распоряжения исполнительных органов государственной власти области, имеющие прямое действие на всей территории Тюменской области;

1 Тюменские известия. -1997. — 5 июня.

2 Тюменские известия.—2001. — 18 октября. б) межсубъектные правовые акты, действующие на всей территории сложнопостроенного субъекта Федерации. В Тюменской области к ним можно отнести:

— договоры и соглашения между органами государственной власти области и входящих в ее состав автономных округов;

— принятые в их развитие правовые акты координирующих органов государственной власти области и входящих в ее состав автономных округов (в частности, постановления Совета Губернаторов);

2) краевые (областные) источники, действие которых не распространяется на территорию автономного округа, входящего в состав края, области;

3) окружные источники, действующие исключительно на территории автономного округа, входящего в состав края, области.

12. Проанализировав в качестве основных источников правового пространства сложнопостроенного субъекта Федерации нормативные юридические акты, принимаемые органами государственной власти Тюменской области и входящих в ее состав автономных округов, можно сделать вывод, что существующая на сегодняшний день система нормативных правовых актов Тюменской области, образующая правовое пространство сложнопостроенного субъекта Федерации, не является целостной, так как законы Тюменской области и законы входящих в ее состав автономных округов, принимаемые в пределах совместного ведения субъектов Федерации и Российской Федерации (статья 72 Конституции РФ), раскрывающие вопросы одной и той же сферы, не обладают четкими связями между собой, обеспечивающими целостность данной системы.

13. Законодательное регулирование в Тюменской области, осуществляемое органами государственной власти трех самостоятельных субъектов Федерации, входящих в Тюменскую область, имеет определенные недостатки, характеризующиеся:

1) пробелами в законодательстве Тюменской области и автономных округов, регламентирующем разграничения полномочий округов и Тюменской области, а также совместную процедуру подготовки, принятия и действия нормативно-правовых актов Тюменской области, затрагивающих их общие интересы;

2) существенными различиями между отдельными юридическими нормами, действующими на территории Тюменской области и автономных округов, что противоречит, в частности, статье 4 и части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации, закрепляющим основные положения о единстве правового пространства;

3) почти полным отсутствием общеобластной законодательной базы, устанавливающей общие принципы и рамки правового регулирования по ряду вопросов управления на всей территории области, включая территории автономных округов, что является серьезным пробелом в системе юридических норм, формирующих правовое пространство сложнопостроенного субъекта Федерации — Тюменской области.

14. Принятие Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 04.07.2003 № 95-ФЗ1 является важным историческим этапом в развитии сложнопостроенного субъекта Федерации — Тюменской области.

15. Статья 26.6 указанного Федерального закона абсолютно по-новому выстраивает отношения сложнопостроенных субъектов Российской Федерации с автономными округами в их составе, установив большие полномочия края, области при согласовании с автономными округами вопросов своей юрисдикции на их территории, что говорит о возможности формирования не только собственного законодательства, но и собственного правового пространства сложнопостроенного субъекта Федерации как одной.

1 Российская газета. -2003. — 8 июля. из основных гарантий обеспечения прав и свобод человека и гражданина на всей территории сложнопостроенного субъекта Российской Федерации, включая территорию входящего в его состав автономного округа.

16. Считаем, что с принятием Федерального закона от 04.07.2003 № 95 -ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ"1, а также с подписанием в его развитие Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, тенденция к расширению полномочий органов государственной власти Тюменской области становится реальностью, которая должна быть подкреплена наличием специального механизма законодательного регулирования на территории Тюменской области, включая территории автономных округов. В качестве элементов данного механизма следует рассматривать следующие факторы: а) активизацию совместного правотворчества органов государственной власти области и автономных округов посредством стандартизации областного и окружного законодательства, прежде всего за счет усиления роли совета Тюменской областной Думы, Думы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа, вплоть до согласования окончательной общей концепции проектов стандартизованных законовб) систематизацию законодательства сложнопостроенного субъекта Федерации путем принятия единых нормативных правовых актов, состоящих из общей части — самого закона, регулирующего базовые сферы отношений населения области, и особенной части — правовых актов автономных округов, регулирующих особенность действия закона на территории этих автономных.

1 Там же.

2 Постановление Тюменской областной Думы от 12 августа 2004 года № 1570 «О Договоре между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа» // Тюменские известия. — 2004. — 21 августа. округов. Такой опыт имел место при проведении выборов Губернатора Тюменской области 14 января 2001 года и депутатов Тюменской областной Думы 16 декабря 2001 года. в) закрепление в специальном соглашении процедуры совместного ' осуществления органами государственной власти области и автономных округов законодательного регулирования (разработка и принятие проектов стандартизованных законов, единых нормативных правовых актов) — г) разработку и принятие соответствующей областной и окружной законодательной базы в развитие предлагаемого соглашения в части закрепления понятия о стандартизованных нормативно-правовых актах, а также определения порядка согласования вопросов, касающихся стандартизации нормативных правовых актов области и автономных округов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Проект Конституции Российской Федерации: сборник материалов.- М.: Республика, 1992. -95 с.
  2. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик: утв. постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 5 декабря 1936 года// Известия ЦИК СССР и ВЦИК.1936. — 6 декабря.
  3. Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики: утв. постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов 21 января 1937 года // архив автора.
  4. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик: принята ВС СССР 7 октября 1977 года // Свод законов СССР. 1990. — Т.З. — С. 14.
  5. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации — России: принята ВС РСФСР 12 апреля 1978 года // Свод законов РСФСР. 1988. -тл.-с- 13.
  6. Федеральный закон от 6 декабря 1994 года № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ» // Собрание законодательства Российской Федерации. -1994. № 33. — Ст. 3406.
  7. Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395−1 «О недрах» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 10.-Ст. 823.
  8. Закон Российской Федерации от 17 июня 1992 года № 3056−1 «О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. .- № 28. — Ст. 1618.
  9. Закон Российской Федерации от 21 апреля 1992 года № 2708−1 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. — № 20. — Ст. 1084.
  10. Закон Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 20 ноября 1980 года «Об автономных округах РСФСР» //' Ведомости ВС РСФСР. 1980.- № 48, — Ст. 1594.
  11. Закон Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 20 ноября 1980 года «О краевом, областном Совете народных депутатов РСФСР» // Ведомости ВС РСФСР. 1980. — № 48. — Ст. 1593.
  12. Декларация о государственном суверенитете РСФСР // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 1990. -№ 2. Ст. 22.
  13. Указ Президента Российской Федерации от 22 октября 1993 года № 1723 «Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации» // Российская газета. — 1993. 26 октября.
  14. Указ Президента Российской Федерации от 19 сентября 1991 года «О развитии Тюменской области» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. -№ 38. — Ст. 1232.
  15. Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1996 года № 1438 «О выборах главы исполнительной власти Тюменской области» // Российская газета. 1996. — 17 октября.
  16. Указ Президента Российской Федерации от 13 сентября 1996 года № 1355 «О выборах глав исполнительной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов» // Российская газета. 1996. — 18 сентября.
  17. Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 2003 года № 841 «О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации» // Российская газета. — 2003. — 30 июля.
  18. Указ Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 года № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» // Российская газета. 2000. -16 августа.
  19. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 25.04.2005 «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации"//Российская газета. -2005. — 26 апреля.
  20. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 30.03.1999 «Россия на рубеже эпох (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)» // Российская газета. 1999. — 31 марта.
  21. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1944 года № 801/1 «Об образовании Тюменской области в составе РСФСР» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1944. — № 43.
  22. Заключение правового управления аппарата Государственной Думы Российской Федерации от 27.05.97 № 22−15/1163 // архив автора.
  23. Заключение Госкомитета Российской Федерации по делам Федерации и национальностей «По урегулированию конфликта между субъектами Российской Федерации Тюменского региона» // Письмо Шахрая С.М.- М., 1993.
  24. Устав (Основной закон) Тюменской области от 30 июня 1995 года № 6 // Тюменские известия. — 1995. — 15 июля.
  25. Устав (Основной закон) Тюменской области от 30 июня 1995 года № 6 (в ред. Законов Тюменской области от 10.10.2003 № 160, от 28.12.2004 № 293, от 17.02.2005 № 342, от 03.06.2005 № 380) // Тюменские известия. —1995. 15 июля.
  26. Устав (Основной закон) Ханты-Мансийского автономного округа от 26 апреля 1995 года № 4-оз // Новости Югры (Спецвыпуск). 2000. — 23 ноября.
  27. Устав (Основной закон) Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 26 апреля 1995 года № 4-оз (в ред. Законов ХМАО — Югры от0704.2005 № 28−03, от 05.07.2005 № 54-оз) 7/ Новости Югры. 2005. — 23 апреля.
  28. Устав (Основной закон) Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 сентября 1995 года. //Красный Север (Спецвыпуск). 1996.
  29. Устав (Основной закон) Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 декабря 1998 № 56 — ЗАО 7/ Ведомости Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа. —1998. № 10/1.
  30. Устав Красноярского края от 29 июня 1992 года № 8−252 // Красноярский рабочий. 1996. — 29 марта.
  31. Устав Красноярского края от 29.06.1992 № 8−252 (в ред. Закона Красноярского края от 18.05.2001 № 14−1290) // Красноярский рабочий. -1996.-29 марта.
  32. Устав Эвенкийского автономного округа от 1 февраля 1996 года № 32 // Окружные ведомости. 1996. — № 2.
  33. Устав Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 25 марта 1998 года № 13−64 ОКЗ // архив автора.
  34. Устав Пермской области от 6 октября 1994 года № 88−9 // Бюллетень Законодательного Собрания и администрации Пермской области. 1997. — № 5.
  35. Устав Архангельской области: утв. решением Архангельскогообластного Собрания депутатов от 23 мая 1995 года № 36 // Ведомости. Архангельского областного Собрания депутатов третьего созыва. — 2001. -№ 4.
  36. Устав Ненецкого автономного округа: утв. постановлением Собрания депутатов Ненецкого автономного округа от 11 сентября 1995 года № 24 // Няръяна-Вындер. 1995. — № 145−146.
  37. Закон Тюменской области от 13 января 1997 года № 63 «Об энергосбережении Тюменской области» // Тюменские известия. 1997. -23 января.
  38. Закон Тюменской области от 27.11.2003 № 171 «О предоставлении налоговых льгот на 2004 год отдельным категориям налогоплательщиков» // Вестник Тюменской областной Думы. 2003. -№ 14.
  39. Закон Тюменской области от 20 февраля 1996 года № 25 «О выборах Губернатора Тюменской области» // Тюменские известия. 1996. -15 марта.
  40. Закон Тюменской области от 20 мая 1997 года № 88 (в ред. Закона Тюменской области от 11.03.2004 № 211) «О формировании и финансировании областных программ» // Тюменские известия. 1997. -5 июня.
  41. Закон Тюменской области от 12 февраля 2001 года № 426 (в ред. Закона Тюменской области от 04.05.2005 № 372) «О бюджетном процессе в Тюменской области» // Тюменские известия. 2001. — 18 октября.
  42. Закон Тюменской области от 7 марта 2003 года № 121 (в ред. Закона Тюменской области от 05.11.2004 № 273) «О порядке подготовки, принятия и действия нормативных правовых актов Тюменской области» // Вестник Тюменской областной Думы. 2003. — № 4.
  43. Закон Тюменской области от 8.07.1999 № 121 (в ред. Закона Тюменской области от 26.12.2002 № 109) «Об ответственности занеисполнение законов Тюменской области» // Вестник Тюменской областной Думы. 1999. — № 7.
  44. Закон Тюменской области от 8 декабря 2003 года № 181 «Об областном бюджете на 2004 год» // Тюменские известия. 2003. — 11 декабря.
  45. Закон Тюменской области от 06.12.1995 № 16 (в ред. Закона Тюменской области от 03.11.2003 № 169) «О местном самоуправлении» // Тюменская правда. 1995. — 15 декабря.
  46. Закон Тюменской области от 28.12.2004 № 327 (в ред. Закона Тюменской области от 06.07.2005 № 390) «О государственной гражданской службе в Тюменской области» // Тюменские известия. — 1996. — 30 апреля.
  47. Избирательный кодекс (Закон) Тюменской области от 3 июня 2003 года № 139 // Тюменские известия. 2003. — 10 июня.
  48. Избирательный кодекс (Закон) Тюменской области 3 июня 2003 года № 139 (в ред. Закона Тюменской области от 05.11.2004 № 280) // Тюменские известия. 2003. — 10 июня.
  49. Избирательный кодекс (Закон) Тюменской области // Тюменские известия. — 1999. 18 ноября.
  50. Закон Тюменской области от 04.02.2003 № 115 (в ред. Закона Тюменской области от 10.12.2004 № 290) «Об административной' ответственности за отдельные виды правонарушений» // Тюменские известия. — 2003. — 8 февраля.
  51. Закон Тюменской области от 28.12.2004 № 295 «О поддержке отдельных видов промышленной деятельности в Тюменской области» // Тюменские известия. 2004. — 29 декабря.
  52. Закон Тюменской области от 13.11.1996 № 56 (в ред. Закона Тюменской области от 28.12.2004 № 296) «О государственной поддержке малого предпринимательства в Тюменской области» // Тюменские известия. — 1996. 17 декабря.
  53. Закон Тюменской области от 28.12.2004 № 331 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области» // Тюменские известия. 2004. — 29 декабря.
  54. Закон Тюменской области от 08.07.2003 № 155 (в ред. Закона Тюменской области от 28.12.2004 № 340) «О регулировании трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в Тюменской области» // Тюменские известия. —1998. 14 марта.
  55. Закон Тюменской области от 06.02.1997 № 72 (в ред. Закона Тюменской области от 04.03.2005 № 346) «О молодежной политике в Тюменской области» // Тюменские известия. 1997. — 21 февраля.
  56. Закон Тюменской области от 22.07.1998 № 45 (в ред. Закона Тюменской области от 04.03.2005 № 347) «Об основах функционирования образовательной системы в Тюменской области» // Тюменские известия. — 1998.- 14 августа.
  57. Закон Тюменской области от 27 июня 1994 года № 1 «О статусе депутата Тюменской областной Думы» // Тюменские известия. 1994. — 11 августа.
  58. Закон Тюменской области от 12 марта 2001 года № 276 «Об основах организации и деятельности Тюменской областной Думы» // Тюменские известия. 2001. — 21 марта.
  59. Закон Тюменской области от 1 июля 1998 года № 40 «О наказах избирателей, данных депутатам Тюменской областной Думы» •// Вестник Тюменской областной Думы. 1998. — № 6.
  60. Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 30 декабря 2003 года № 77-оз «О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной закон) Ханты-Мансийского автономного округа — Югры» // Новости Югры. — 2004. 10 января.
  61. Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 14 февраля 2003 года № 10−03 «О внесении изменений в Устав (Основной закон) Ханты
  62. Мансийского автономного округа» // Собрание законодательства Ханты -Мансийского автономного округа. — 2003. № 2.
  63. Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.10.2000 № 30-ЗАО «О выборах Губернатора Тюменской области с участием населения Ямало-Ненецкого автономного округа» // Ведомости Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа. 2000. — № 8/2.
  64. Договор между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 апреля 1997 года // Тюменские известия. — 1997. — 23 мая.
  65. Соглашение «О разграничении полномочий областного, окружных, городских, районных Советов народных депутатов Тюменской области в сфере экономических отношений» от 18.01.1991 № 17 // архив автора.
  66. Договор «О согласованных действиях по образованию нового субъекта РФ путем объединения Пермской области и Коми-Пермяцкогоавтономного округа» от 17 февраля 2003 года // Российская газета. 2003. — 2 апреля.
  67. Договор о взаимоотношениях между органами государственной власти Архангельской области и Ненецкого автономного округа от 25 марта 1994 года//Волна.- 1994.- 10 апреля.
  68. Постановление Тюменской областной Думы от 14 февраля 2002 года № 64 «О наказах избирателей, данных депутатам Тюменской областной Думы третьего созыва» // Тюменские известия. — 2002. 1 марта.
  69. Определение Конституционного Суда РФ от 17 июля 1996 года № 73-О «Об отложении рассмотрения дела о проверке конституционности, ряда положений Устава Тюменской области» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. -№ 31.- Ст. 3837.
  70. , Р.Г., Болтенкова, Л.Ф. Опыты федерализма. М.: Республика, 1994. — 317 с.
  71. , Л.Ф., Бобракова, Е.Е. и др. Российская государственность: состояние и перспективы развития. М.: Республика, 1995.-309 с.
  72. , В.И., Павлушкин, А.В., Постников, А. Е. Законодательные органы субъектов РФ: Правовые вопросы формирования, компетенции и организации работы: учеб.пособие. М.: Городец-издат, 2001. -288 с.
  73. , Н.М. Конституционно-правовые основы отношений края или области с входящими в их состав автономными округами: Монография. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1998. — 240 с.
  74. , Н.М. Проблемы правового обеспечения взаимоотношений Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа: Монография. — Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 1997. 168 с.
  75. , Н.М. Новый Федерализм: Модель будущего, государственного устройства Российской Федерации. Новосибирск: Наука, 2003.-468 с.
  76. , Н.М. Федерализм: Историко-мето дологические аспекты. — Новосибирск: Наука, 2005. 368 с.
  77. Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии: Научно-практическое пособие / Под ред. Р. Ф. Васильева. — М.: Юриспруденция, 2000. -320 с.
  78. , В.В. Российский федерализм и: внутригосударственная договорная политика: Монография. Красноярск: Изд-во Красноярского государственного университета, 1997. — 120 с.
  79. , С.Д. Очерки теории российского избирательного права: Монография. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1999. — 415 с.
  80. , М.А., Третьяков, В.Н. и др. Государственное строительство в сложнопостроенных субъектах Российской Федерации (на примере Тюменской области): экспертно-аналитическая оценка. Москва: Внешторгиздат, 2000. -224 с.
  81. , В.Н. Развитие федеративных отношений в современной России. — М.: Издание Института современной политики, 1995.
  82. , И.П. Основы законодательства Тюменской области: Учебное пособие. Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2000. — 376 с.
  83. , И.П., Сунцов, А.П. Основы законодательства Тюменской области: Учебно-практическое пособие. Тюмень: Тюменская областная Дума, 2001.-496 с.
  84. , И.П. Устав Тюменской области: научно-практический комментарий. — Тюмень: Тюменская областная Дума, 2002. — 272 с.
  85. , А.П. Избирательное право Тюменской области: история и современность: Монография. Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 1999. — 116 с.
  86. , В.Н. и др. Предложения по организационно-правовому урегулированию отношений края, областей с входящими в их состав автономными округами. Тюмень, 2000. — 104 с.
  87. , И. А. Конституционные основы современного российского федерализма. М.: Изд-во «Дело», 1998. — 280 с.
  88. Федерализм: Энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997.-288 с.
  89. Авторефераты и диссертации:
  90. , Н.М. Новый федерализм: концептуальная модель государственного устройства Российской Федерации: Автореф. дис.. докт. юрид. наук. Тюмень, 2043. — 57 с.
  91. , Д.В. Конституционно-правовой статус избирательной комиссии сложноустроенного субъекта Российской Федерации (на примере
  92. Тюменской области): Автореф. дисканд. юрид. наук. — Сургут, 2003. 30с.
  93. , С.С. Правовое положение автономных округов как субъектов Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. — М., 1999.-23 с.
  94. , В.Ф. Роль органов юстиции в обеспечении единстваправового пространства Российской Федерации: Автореф. дисканд. юрид.наук. Тюмень, 2003. — 24 с.
  95. , В.И. Сложноустроенные субъекты Российской Федерации в системе федеративных отношений: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Тюмень, 1999. — 25 с.
  96. , Н.А. Организационно-правовые основы взаимоотношений органов государственной власти области с входящими в еесостав автономными округами (на примере Тюменской области): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Москва, 2003. — 23 с. 5. Научные статьи:
  97. , С. А. Проблемы единства и самостоятельности институтов власти в-России:// Журнал российского права. — 1997. — № 7. — С. 51.
  98. Аналитический доклад «Развитие федеративных отношений в России: проблемы и перспективы», подготовленный рабочей группой, образованной в соответствии с распоряжением Председателя Совета Федерации Е. С. Строева // Федерализм. 1997. — № 1. — С. 58−59.
  99. И.Н. Правовое пространство России: современное состояние и перспективы развития // Правоведение. 1999. — № 3. — С. 48−56.
  100. , А.Н. Проблемы правового поля сложнопостроенных субъектов Российской Федерации // Вестник Тюменской областной Думы. 2003. -№ 12. — С. 190 — 197.
  101. , А.Н. Избирательное законодательство Тюменской области: история и современность // Новая редакция Избирательного кодекса (Закона) Тюменской области: Материалы депутатских слушаний. Тюмень: Тюменская областная Дума, 2002. — С. 36 — 41.
  102. Бобракова, Е. Е. Экспертное заключение на Федеральный закон «Об основах отношений края или области с входящими в их состав автономными округами», принятый Государственной Думой, одобренный Советом Федерации и отклоненный Президентом Российской Федерации
  103. Электронный ресурс. 2002. — Фонд развития парламентаризма в России. — Режим доступа: http://www.legislature.ru/monitor/otnoshobl/bobrakova.html.
  104. , Ф. Кто в доме хозяин // Огни Талнаха. — 2003. — 4−10 апреля.
  105. , Б.Д. Проблема правового статуса автономных округов: Федеральная доктрина // Юридический институт ИГУ. Сибирский Юридический Вестник. 1999. — № 3. — С. 6−10.
  106. , Е. Как все начиналось // Тюменские известия. — 2001.- 14 августа.
  107. , Г. Единой России — единое пространство // Российская юстиция.- 1999.- № 1.- С.13−15.
  108. , В.В. «Сложнопостроенные» субъекты Российской Федерации: конституционная реальность и проблемы регулирования // Журнал российского права. 1998.- № 10−11.- С. 49−58.
  109. , В.В. Договор в избирательном праве «сложносоставных» субъектов Российской Федерации // Правоведение. — 2000. № 1. — С. 49−59.
  110. Иванченко, В-А. Основные принципы реального федерализма // Современный федерализм:. края, области в составе Российской Федерации (статус, модели взаимоотношений с федеральным- Центром): сб. науч. ст. — Тюмень, 1997.-С. 13−17.
  111. , И.П., Крылов, Б.С., Михалева, Н. А. Новое федеративное устройство России // Государство и право. — 1992. № 11. — С. 31.
  112. , В.Б. Предметом договора не могут быть основные начала конституционного строя // Тюменские известия. 1997. — 15 июля.
  113. , Д.А. Конституция и Федерация // Современный федерализм: края, области в составе Российской, Федерации (статус, модели взаимоотношений с федеральным Центром): сб. науч. ст. Тюмень, 1997. -С. 26−31.
  114. , С.Е. Нам выгодно сохранить статус-кво в отношениях с округами // Тюменская региональная газета «Вслух о главном». -2003.- 13 июля.-С. 6−7.
  115. , А. Сергей Корепанов: «От договора выиграли и северяне, и. южане»,// Тюменская региональная газета «Вслух о главном». — 2004. 30 июля.
  116. , Б.С. Федерализм и его будущее // Журнал российского права.- 1999.- № 1.- С. 108- 114.
  117. , В.А. Статус автономных округов: эволюция и проблемы // Российская Федерация. 1996. — № 2. — С. 48−50.
  118. , О. Широко закрытыми глазами // Новости Югры (Ханты-Мансийск). 2003. — 28 июня.
  119. , Н.П. Время расставляет акценты // Российская газета. 1997.-25 марта.
  120. , Ю.В. Вступительная статья в монографию «Конституционно-правовые основы отношений края или области с входящими в их состав автономными округами». — Тюмень: Изд-во ТГУ, 1998.-С. 8.
  121. Пискотин, М- Здание Федерации необходимо достроить // Российская Федерация — 1996. -№ 14.
  122. , В. Далеко ли видно со своей колокольни? (Беседа с профессором, доктором юридических наук Крыловым Б.С.) // Российская газета. 1997. — 13 марта.
  123. , С.С., Филипенко, А.В., Неелов, Ю. В. Это не изменит статус-кво // Тюменская правда (Тюмень). 2003. — 5 марта. — С. 1.
  124. , С.С. Если сумеем сохранить единство области, мы сможем жить достойно // Областной общественно-политический еженедельник «Университет и регион». 2003. — № 49 (141). — С. 2.
  125. , В.Н. Дорогой в никуда // Тюменские известия. 1997.- 26 апреля.
  126. , И.А. Эволюция правового статуса края, области как субъекта Российской Федерации // Государство и право. — 1994. № 8−9. — С. 43−51.
  127. , А.В. В договоре учтены интересы населения Югры, Ямала и юга Тюменской области Электронный ресурс. // Тюменская региональная интернет-газета «Вслух.ру». 2004. — 25 августа. Режим доступа: http://news.vsluh.ru/art.shtml?num=57 545.
  128. , И.В. Некоторые проблемы сложносоставных субъектов Российской Федерации // Регионология (Саранск). 2003. — 1 002. — С.78−85.
  129. , Г. Н. Правовой статус «сложноустроенного субъекта Российской Федерации Тюменской области». Тюменский регион: управление и самоуправление: сб. науч. ст. — Тюмень, 1995. — С. 3−4.
  130. , Ю.К. Нельзя всю жизнь быть министром // Тюменские известия. 2002. — 27 февраля.
  131. С.М. Роль договорных процессов в укреплении и развитии российского федерализма // Федерализм власти и власть федерализма. М., 1997.- С. 152.
Заполнить форму текущей работой