Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конституционно-правовые основы обеспечения органами внутренних дел прав и свобод человека и гражданина в условиях проведения контртеррористической операции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенное исследование показало, что проблема обеспечения органами внутренних дел прав и свобод человека и гражданина в условиях проведения контртеррористической операции является сложной и многогранной. Это обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, Конституция РФ провозглашает высшей ценностью человека, его права и свободы. Она* же возлагает на государство в лице уполномоченных органов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В УСЛОВИЯХ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ
    • 1. Правовой режим контртеррористической операции в системе особых правовых режимов: понятие и особенности правового регулирования
    • 2. Особенности правового статуса граждан в условиях правового
    • 3. Конституционно-правовые гарантии обеспечения прав и свобод человека и гражданина в условиях правового режима
  • ГЛАВА II. ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В УСЛОВИЯХ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ
    • 1. Правовые основы деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в условиях правового режима контртеррористической операции
    • 2. Организационные основы деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в условиях проведения контртеррористической операции

    § 3. Направления совершенствования организационно-правовых основ деятельности органов внутренних дел по защите прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правового режима контртеррористческой операции. режима контртеррористической операции контртеррористической операции

Конституционно-правовые основы обеспечения органами внутренних дел прав и свобод человека и гражданина в условиях проведения контртеррористической операции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Важным фактором формирования в России правового государства стало конституционное закрепление прав и свобод человека и гражданина в качестве высшей ценности. Кроме того, впервые в статье 2 Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ) с учетом требований международно-правовых актов закреплена норма, согласно которой государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека. Президент Российской Федерации Д. Медведев в своем Послании к Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 года отметил, что «Конституция предопределила путь обновления России как государства свободной нации. Как общества, для которого высшей ценностью являются права и достоинство каждого человека"1. Несмотря на это жизнь человека на' протяжении тысячелетий подвергалась опасности, достоинство попиралось. Спустя тысячи лет ситуация коренным образом не изменилась. И вновь следует говорить о влиянии различных угроз, на права и свободы человека и гражданина, одной из которых является угроза терроризма.

Несмотря на активно принимаемые меры по предупреждению терроризма, эта глобальная проблема не утрачивает своей актуальности. В подтверждение этого следует привести заявление председателя Правительства Российской Федерации В. Путина о том, что «терроризм стал главной угроо зой наступившего века». В современных условиях терроризм вышел за рамки национальной проблемы отдельных стран и приобрел международные масштабы. Количество террористических актов в мире год от года увеличивается, несмотря на активно принимаемые меры. Так, в 2006 году количество.

1 Послание Федеральному Собранию Российской Федерации Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева // Рос. газета. 2008. 6 нояб. № 230.

См.: Заявление В. Путина для прессы по окончании переговоров с президентом Армении Р. Кочаряном 15 сентября 2001 года // Официальный сайт Президента Российской Федерации: http://www.kremlin.ru. терактов в мире выросло на 25% по сравнению с 2005 годом1. Тогда как, по словам Н. Патрушева, при общем возрастании количества терактов в мире число терактов в России в последние годы сокращается вдвое. Если в 2005 году было совершено 257 террористических актов, то в 2006 — 112, а в 2007 — 48. В 2006 году на территории России было предотвращено более 300 терактов, которые, в первую очередь, планировались на территории Дагестана, Ингушетии, Чечни и Ставропольского края. В 2008 году российским правоохранительным органам удалось предотвратить 97 терактов, 50 из которых планировались в местах Массового пребывания людей2. Наконец, по заявлению директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации А. Бортникова на заседании Национального антитеррористического комитета, с начала 2009 года в России предотвращено 35 преступлений террористического характера. Кроме того, в результате проведения контртеррористических и оперативно-боевых мероприятий на территории Северо-Кавказского региона о нейтрализовано 67, задержано 233 боевика. Таким образом, отмечая определенные успехи в этой области, «Новая Россия, — по словам Президента РФ Д. Медведева, — доказала свою способность успешно бороться с терроризмом и с внешней агрессией"4.

Наиболее эффективным правовым средством противодействия терроризму является введение правового режима контртеррористической операции, предусмотренного статьей 11 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму"5 (далее — ФЗ «О противодействии.

1 См.: Число терактов в мире за 2006 год выросло на 25% // http://www.newsru.com/world/03may2007/doklad.html. л.

См.: В мире растет число терактов, а в России — сокращается // http://www.chekist.ni/article/l707.

3 См.: Ряд терактов предотвращен на Северном Кавказе // http://www.rusnovosti.ru/news/25 931.

4 Послание Федеральному Собранию Российской Федерации Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева // Рос. газета. 2008. 6 нояб. № 230.

5 См.: Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» (в ред. от 30 декабря 2008 г.) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 11. Ст. 1146- 2009. № 1. Ст. 29. терроризму"). Как отметил В. Путин, «снижение количества терактов — это заслуга всех правоохранительных органов"1. Исходя из анализа ст. 15 ФЗ «О противодействии терроризму», в число правоохранительных органов, непосредственно осуществляющих борьбу с терроризмом, входят: Федеральная служба безопасности Российской Федерации (далее — ФСБ РФ) — Министерство обороны Российской ФедерацииМинистерство внутренних дел Российской Федерации (далее — МВД РФ) — Министерство по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации (далее — МЧС РФ) и др. Имея общую задачу — борьбу с терроризмом, каждый из этих субъектов выполняет свои специфические функции.

Следует отметить, что особое место в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина при введении правового режима контртеррористической операции занимают органы внутренних дел. Это, прежде всего, обусловлено широтой их полномочий, позволяющей им активно, посредством самых разнообразных средств и методов, а также в различных формах участвовать в обеспечении прав и свобод граждан. Но, к сожалению, на практике использование органами внутренних дел своих полномочий не всегда сочетается с такими принципами их деятельности как законность, обоснованность и соразмерность, что нередко приводит к нарушению прав граждан именно органами внутренних дел.

В этой связи особый интерес представляет выработка новых концептуальных подходов к решению проблемы обеспечения органами внутренних дел прав и свобод человека и гражданина в условиях проведения контртеррористической операции.

Приведенные обстоятельства обуславливают актуальность и практическую значимость, определяют выбор темы диссертационного исследования.

1 См.: Ежегодно количество терактов в России сокращается в 2 раза // http://www.rosbalt.ru/2008/01/30/45 1930Jitml.

Степень научной разработанности исследования. Определяя степень разработанности данной темы, следует отметить, что правовой режим контртеррористической операции, особенно в контексте обеспечения прав и свобод человека и гражданина, недостаточно изучен в научной литературе.

В конституционном праве имеются работы, посвященные отдельным аспектам данной проблемы. Так, разносторонние вопросы прав и свобод человека и гражданина нашли свое отражение в работах следующих отечественных ученых: С. А. Авакьяна, М. В. Баглая, МИ. Байтина, В .В. Барбина, Н. С. Бондаря,.

A.Г. Братко, В. Н. Бутылина, Н. В. Витрука, Л. Д. Воеводина, В. И. Гоймана,.

B.Д. Горобца, H. JL Гранат, В. Т. Кабышева, В. А. Карташкина, В Л. Кикотя,.

C.А. Комарова, Ю. В. Кудрявцева, О. Е. Кутафина, В. В. Лазарева, В. В. Лапаевой, Е. А. Лукашевой, В. О. Лучина, Н. И. Матузова, А. С. Мордовца, ЛЛ. Морозовой, B.C. Нерсесянца, С. В. Пчелинцева, И. В. Ростовщикова, О. Г. Румянцева, Б. Н. Страшуна, А. В. Стремоухова, Ю. А. Тихомирова, К. Б. Толкачева, Б.Н. То-порнина, ТЛ. Хабриевой, В. Е. Чиркина, Б. С. Эбзеева и др.

Рассмотрению различных аспектов как правовых режимов в целом, так и особых правовых режимов в частности, в том числе и в связи с обеспечением прав и свобод человека и гражданина, посвящены работы отечественных ученых С. С. Алексеева, Д. Н. Бахраха, И. В. Гончарова, В. Н. Григорьева, В. В. Гущина, А. Н. Домрина, В. В. Лозбинева, А. В. Малько, А. В. Мелехина, И. С. Розанова, В. Б. Рушайло, С. В. Тихомирова и других ученых.

Результаты исследований отдельных аспектов противодействия терроризму, в том числе в рамках правового режима контртеррористической операции, представлены в трудах ученых Ю. И. Авдеева, Ю. М. Антоняна, М. И. Дзлиева, О. В. Зубовой, Э. С. Иззатдуста, М. П. Киреева, Е. Г. Ляхова, А. Ф. Майдыкова, Н. В. Патрушева, В. Е. Петрищева, В. В. Устинова, О. М. Хлобустова и др.

Признавая огромный вклад ученых в исследование вопросов, лежащих в основе диссертационной работы, следует отметить, что проблемы обеспечения органами внутренних дел прав и свобод человека и гражданина в уеловиях проведения контртеррористической операции не были предметом всестороннего научного анализа.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе обеспечения органами внутренних дел прав и свобод человека и гражданина в условиях правового режима контртеррористической операции.

Предметом исследования выступает совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в условиях проведения контртеррористической операции, и соответствующая практика их реализации.

Цели и задачи диссертационного исследования. Основной целью диссертационного исследования является исследование института контртеррористической операции как правового средства обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также организационно-правовых основ деятельности органов внутренних дел по защите этих прав и свобод и разработка на этой основе научно-практических рекомендаций и предложений по их совершенствованию.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие основные задачи: раскрытие понятия и сущности правового режима контртеррористической операции в системе особых правовых режимовтеоретическо-правовое обоснование правового режима контртеррористической операции как режима, предполагающего установленные законом ограничения прав и свобод человека и гражданинаанализ правового регулирования режима контртеррористической операции и выработка предложений по совершенствованию законодательства в этой областианализ конституционно-правовых гарантий обеспечения прав и свобод человека и гражданина в условиях введения режима контртеррористической операции, а также исследование оснований их классификациирассмотрение конституционно-правовых основ деятельности органов внутренних дел в механизме обеспечения прав и свобод граждан в условиях правового режима контртеррористической операцииразработка и формулирование конкретных рекомендации по повышению эффективности правового регулирования органов внутренних дел по защите прав и свобод человека и гражданина при осуществлении режима контртеррористической операции.

Методологическая основа диссертационного исследования. Методологическую основу диссертации составляют современные методы познания явлений и процессов правовой действительности. В процессе исследования использовались общенаучные (исторический, материалистической диалектики, системный, целевой), частные (формально-юридический, сравнительно-правовой, статистический, социологический) и другие методы исследования. Применение указанных методов обеспечило основу для теоретических выводов относительно обеспечения органами внутренних дел прав и свобод человека и гражданина в условиях правового режима контртеррористической операции.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составил анализ правовых и иных источников: Конституция РФ, международно-правовые акты, конституционное и иное федеральное законодательство, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, законодательство субъектов Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, ведомственные нормативные правовые акты, практика деятельности органов внутренних дел в указанной сфере, сравнительный анализ законодательства об особых правовых режимах, данные анкетирования сотрудников органов внутренних дел, принимавших участие в проведение контртеррористической операции, а также другой юридический материал.

Научная новизна диссертационного исследования обусловлена комплексным подходом к теоретической разработке проблемы обеспечения органами внутренних дел прав и свобод человека и гражданина в условиях проведения контртеррористической операции и заключается в следующем: определены сущность и особенности правого регулирования контртеррористической операцииразработано определение правового режима контртеррористической операциивыявлены особенности правового статуса человека и гражданина в условиях правового режима контртеррористической операциирассмотрено действие конституционно-правовых гарантий прав и свобод граждан при введении режима контртеррористической операцииразработаны конкретные предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего общественные отношения, складывающиеся в условиях правового режима контртеррористической операциипроведен анализ организационно-правового обеспечения деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод граждан в условиях проведения контртеррористической операциисформулированы предложения по совершенствованию нормативно-правового обеспечения деятельности органов внутренних дел, а также организационной структуры органов внутренних дел, направленные на обеспечение прав и свобод человека и гражданина в условиях правового режима контртеррористической операции.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Дается авторское определение правового режима контртеррористической операции, под которым понимается особый правовой режим, вводимый Указом Президента Российской Федерации в пределах территории проведения конкретной контртеррористической операции в целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства, предполагающий расширение полномочий органов государственной власти и допускающий в качестве временной меры ограничения правосубъектности физических и юридических лиц.

2. В связи с тем, что в рамках правового режима контртеррористической операции допускается применение временных ограничений прав и свобод человека и гражданина, необходимо правовое закрепление режима контртеррористической операции на конституционном уровне путем принятия Федерального конституционного закона Российской Федерации.

3. Под конституционно-правовыми гарантиями обеспечения прав и свобод человека и гражданина в условиях проведения контртеррористической операции следует понимать правовые условия и средства, закрепленные в Конституции РФ и отраслевом законодательстве, обеспечивающие фактическую реализацию и общую защиту прав и свобод человека и гражданина, в том числе путем расширения полномочий органов государственной власти и дополнительного ограничения отдельных прав и свобод граждан.

4. В целях совершенствования конституционно-правовых гарантий обеспечения прав и свобод человека и гражданина необходимо предусмотреть в Федеральном конституционном законе Российской Федерации «О противодействии терроризму» норму, закрепляющую правовые условия ограничения прав и свобод человека и гражданина следующего содержания: «Для обеспечения безопасности личности, общества и государства в условиях правового режима контртеррористической операции могут быть установлены отдельные ограничения прав и свобод граждан с указанием оснований, целей, конкретных пределов и срока действия вводимых ограничений».

5. В целях повышения эффективности борьбы с терроризмом необходимо создание комплексной, стратегически ориентированной Государственной концепции противодействия терроризму, содержащей предложения по развитию антитеррористической политики, основанные на практическом опыте и обусловленные потребностями личности, общества и государства по обеспечению их безопасности. В данной Государственной концепции противодействия терроризму должны быть определены основные направления развития системы государственных органов (в том числе органов внутренних дел), задействованных в сфере предупреждения, выявления и пресечения террористических угроз.

6. Представляется необходимым создание Межведомственного центра по противодействию терроризму при Национальном антитеррористическом комитете Российской Федерации, к полномочиям которого будет относиться, в том числе, организация эффективного взаимодействия всех заинтересованных ведомств по противодействию терроризму.

7. Учитывая международный опыт, а также специфику борьбы с терроризмом представляется целесообразным создание в рамках Министерства внутренних дел Российской Федерации самостоятельного специализированного подразделения по противодействию терроризму, находящегося в оперативном подчинении Межведомственного центра по противодействию терроризму при Национальном антитеррористическом комитете Российской Федерации.

Теоретическая значимость работы обусловлена тем, что сформулированные в диссертации выводы имеют определенное общетеоретическое значение для науки конституционного права и могут быть использованы для дальнейшей научной разработки проблем обеспечения органами внутренних дел прав и свобод человека и гражданина в условиях проведения контртеррористической операции.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что материалы диссертации, основные выводы и предложения могут быть использованы: при разработке и совершенствовании законодательства, регулирующего общественные отношения в условиях правового режима контртеррористической операциипри совершенствовании правовых и организационных основ деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в условиях правового режима контртеррористической операциив практической деятельности сотрудников органов внутренних дел, принимающих участие в обеспечении режима контртеррористической операциипри преподавании в высших юридических образовательных учреждениях дисциплин «Конституционное право России», «Муниципальное право», «Теория государства и права», «Обеспечения прав человека в деятельности органов внутренних дел», а также при разработке специальных курсов и учебно-методических пособий.

Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертация подготовлена и обсуждена на кафедре государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России. В ходе работы над диссертационным исследованием был сделан ряд научных сообщений на заседаниях кафедры.

Основные положения диссертации были изложены в тезисах выступлений на теоретических, научно-практических конференциях и семинарах, в частности «Местное самоуправление: проблемы правового регулирования, совершенствования управления, охраны правопорядка и собственности» в Академии права и управления 21 ноября 2006 года, «Актуальные проблемы правового обеспечения приоритетных национальных проектов» в МГУ, им. М. В. Ломоносова 8−9 декабря 2006 года, «Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности ОВД» в Московском университете МВД России 20 апреля 2007 года, «Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов» в Академии управления МВД России 20−21 мая 2008 года, «Экстремальные ситуации, конфликты, согласие» в Академии управления МВД России 26 ноября 2008 года, «Права человека и их обеспечение органами внутренних дел» в Академии управления МВД России 11 декабря 2008 года, «Органы внутренних дел и гражданское общество: проблемы взаимодействия в обеспечении безопасности личности, общества и государства» в Академии управления МВД России 21 апреля 2009 года.

Отдельные положения диссертации используются при чтении курсов «Конституционное право России», «Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел» в Академии управления МВД России, Омской академии МВД России, а также в практической деятельности ГУВД по Московской области, Западно-Сибирского управления внутренних дел на транспорте и Омского линейного управления внутренних дел на транспорте.

Основные идеи, а также теоретические и практические положения, изложенные автором в настоящем диссертационном исследовании, нашли отражение в 9 научных работах, в том числе одной лекции на тему «Ограничение прав и свобод человека и гражданина в условиях правового режима контртеррористической операции».

Структура и объем диссертации

определены целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование показало, что проблема обеспечения органами внутренних дел прав и свобод человека и гражданина в условиях проведения контртеррористической операции является сложной и многогранной. Это обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, Конституция РФ провозглашает высшей ценностью человека, его права и свободы. Она* же возлагает на государство в лице уполномоченных органов обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Во-вторых, терроризм стал серьезной угрозой для безопасности большинства1 стран мира, в том числе для России. В' связи с этим существенно возрастает значение защиты от действий террористов не' только самого государства, а в первую очередь, человека с его правами и свободами. При этом обеспечение защиты личности, общества и государства от террористической угрозы является непрерывным процессом. С течением времени меняются лишь формы террористическойдеятельности, ее масштабы, а терроризм, как таковой, остается. Это требует постоянного анализа складывающейся обстановки и выработки предложений 'и рекомендаций для эффективного противодействия терроризму при минимальном ограничении прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, только системный подход позволяет проникнуть в суть данной проблемы, обеспечивает ее всестороннее исследование.

Рассмотрев комплекс вопросов, связанных с обеспечением органами внутренних дел прав и свобод человека и гражданина в. условиях введения правового режима контртеррористической операции, представляется необходимым сформулировать основные выводы и предложения.

Наиболее эффективным правовым средством противодействия терроризму является проведение контртеррористической операции. Проведению контртеррористической операции предшествует введение правового режима контртеррористической, операции, законодательное определение которого не нашло отражение в ФЗ «О противодействии терроризму». Под правовым режимом контртеррористической операции предлагается понимать особый правовой режим, вводимый Указом Президента Российской Федерации в пределах территории проведения конкретной контртеррористической операции в целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства, предполагающий расширение полномочий органов государственной власти и допускающий в качестве временной меры ограничения правосубъектности физических и юридических лиц.

Возможное ограничение прав и свобод граждан выступает основным характеризующим признаком правового режима контртеррористической операции, как вынужденное, но объективно обусловленное средство обеспечения' безопасности личности, общества и государства. Следует отметить, что проведенный сравнительный анализ мер и временных ограничений по законодательству об особых правовых режимах позволяет прийти к выводу, что меры и временные ограничения, применяемые при введении правового режима контртеррористической операции весьма' существенны. Данное обстоятельство позволяет говорить о необходимости* закрепления" правового режима контртеррористической операции на конституционном уровне путем принятия Федерального конституционного закона Российской Федерации.

Очевидно, чтов условиях режима контртеррористической операции ограничения прав не могут быть чрезмерными. Они должны быть разумными и сводиться к необходимому минимуму, позволяющему ограничить те или иные права и свободы в конституционно определенных общественно значимых целях. Вместе с тем до настоящего времени вопрос о ясных и понятных критериях, которые позволяли бы определить конкретные пределы ограничения прав и свобод граждан, продолжает оставаться дискуссионным.

Представляется, что в качестве критериев ограниченияправ и свобод граждан в. условиях правового режима контртеррористической операции возможно применять критерии правомерности причинения^ вреда при крайней необходимости. Ограничивая некоторые права и свободы человека посредством введения правового режима контртеррористической операции, государство обеспечивает сохранение других, более значимых для человека прав и свобод. При этом ограничение прав и свобод носит не индивидуальный характер, а распространяется на население всей территории, на которой введен указанный режим. Как и при крайней необходимости, в условиях режима контртеррористической операции происходит причинение вреда (ограничение прав) третьим лицам, которые вообще не имеют никакого отношения к возникшей опасности.

Определение критериев и пределов возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина приобретает особую актуальность именно в условиях правового режима контртеррористической операции. Это происходит из-за того, что государство одинаково успешно может принимать меры по использованию рассматриваемого режима, с одной стороны, в качестве эффективного средства защиты прав и свобод граждан, а с другой, не менее эффективного инструмента чрезмерных ограничений в отношении граждан. По.'этой причине серьезное значение приобретает создание системы право,-вых гарантий обеспечения" прав и свобод человека и гражданина в условиях, введения режима контртеррористической операции. Однаконаличие правоГ вых норм, закрепляющих возможность беспрепятственно пользоваться пра-' вами и свободами в условиях правового режима контртеррористической операции, совсем не означает, что каждому гражданину автоматически гарантируется их реализация. Именно поэтому в процессе обеспечения прав и свобод человека и гражданина требуется не толькозакрепление гарантий законодательстве, но и их непосредственная реализация.

Следует отметить, что ведущую роль в обеспечении прав и свобод человека и гражданина приобретает деятельность правоохранительных органов, среди которых особо следует выделить органы внутренних дел. Именно они выполняют значительный объем работы по обеспечению прав и свобод граждан. Это обусловлено широтой их полномочий, позволяющей им активно, посредством самых разнообразных средств и методов, а также в различных формах участвовать в обеспечении прав и свобод граждан.

Как представляется, законодатель заложил достаточную правовую основу деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод граждан при противодействии терроризму. Несмотря на это рассмотренные особенности правового регулирования режима контртеррористической операции приводят к выводу о необходимости закрепления в ФКЗ РФ «О противодействии терроризму», который должен прийти на смену ФЗ «О противодействии терроризму», ряда категорий. Так, законодателю следует уделить внимание правовым условиям ограничений прав1 и свобод человека и гражданина в условиях правового режима контртеррористической операции, в числе которых приоритетное значение имеют пределы и критерии ограничения прав граждан. Для обеспечения законности применяемых мер при противодействии терроризму также необходимо закрепить понятия правового режима контртеррористической операции и зоны проведения контртеррористической операции.

В целях повышения эффективности борьбы с терроризмом необходимо создание комплексной, стратегически ориентированной Государственной концепции противодействия терроризму, содержащей предложения по развитию антитеррористической политики, основанные на практическом опыте и обусловленные потребностями личности, общества и государства по обеспечению их безопасности. Разумеется, эта концепция должна согласовываться с международными подходами к борьбе с терроризмом.

Учитывая международный опыт, а также специфику борьбы с терроризмом в рамках Министерства внутренних дел Российской Федерации должно быть создано самостоятельное специализированное подразделение по противодействию терроризму. Актуальность этого особо возрастает в связи с реорганизацией ДБОПиТ МВД РФ. Представляется, что создание специализированного подразделения решит проблему взаимодействия и координации, сосредоточения специалистов по борьбе с терроризмом в одном органе, систематизации законодательства в области борьбы с терроризмом, создания единого банка данных, включающего в себя необходимые сведения о группах, организациях и лицах, занимающихся террористической деятельностью и т. д.

Отсутствие в Российской' Федерации единого органа реагирования на террористические акции не позволяет добиться эффективного взаимодействия всех заинтересованных ведомств по противодействию терроризму. Поэтому, представляется целесообразным’создание Межведомственного центра по противодействию терроризму при Национальном антитеррористическом комитете Российской Федерации. Решения, принимаемые этим органом в соответствии’с его компетенцией, должны’быть обязательными для всех федеральных органов-исполнительной власти, органов власти субъектов Федерации, а также всех других органов, принимающих участие в контртеррористической операции. Обладая значительными полномочиями по управлению контртеррористической операцией, Федеральный, оперативный штаб мог бы получитьстатус. Межведомственного центра по< противодействию терроризму при Национальном. антитеррористическом комитете Российской Федерации с учетом ряда. принципиальных изменений.

Следует отметить, что проблема терроризма в-России с каждым годом обостряется, превращается в общегосударственную, связанную с обеспечением национальной безопасности страны в целом. Российское общество переживает переходный этап своего развития. Эти обстоятельства, как впрочем, неразвитость демократических институтов, низкий уровень правовой культуры как большинства населения, так и должностных лиц — все это обусловливает необходимость строгого соблюдения законодательства со стороны органов внутренних дел, обеспечивающих права и свободы человека и гражданина в условиях проведения контртеррористической операции, с учетом международных правовых норм.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (в ред. от 30 декабря 2008 г.) // Рос. газета. 2009. 21 янв. № 7.
  2. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) // Рос. газета. 1995.5 апр.
  3. Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма от 9 декабря 1994 г. // Действующее международное право. Т. 3. — М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 90−94.
  4. Договор о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом от 4 июня 1999 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 22. Ст. 2291.
  5. Европейская Конвенция о пресечении терроризма от 27 января 1977 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 3. Ст. 202.
  6. Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма от 16 мая 2005 г. (заключена в Варшаве).
  7. Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом от 15 декабря 1997 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001.№ 35. Ст: 3513.
  8. Международная Конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 12. Ст. 1059.
  9. Международный Пакт о гражданских и политических правах от 16декабря 1966 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17. Ст. 291.
  10. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экс-тремгомомТ5июня 2001 г.// Дипломатический вестник. 2002. № 3. С. 51−56.
  11. Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. от 30 декабря 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 51. Ст. 5712.
  12. Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (в ред. от 7 марта 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 23. Ст. 2277.
  13. Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 5. Ст. 375.
  14. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 7 мая 2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
  15. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 28 апреля 2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.
  16. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4921.
  17. Федеральный закон Российской Федерации от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (в ред. от 26 декабря 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 33. Ст. 3349.
  18. Федеральный закон Российской Федерации от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 23 июля 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 23. Ст. 2725.
  19. Федеральный закон Российской Федерации от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в ред. от 8 апреля 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 6. Ст. 711.
  20. Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 1998 г. № 130 ФЗ «О борьбе с терроризмом» (в ред. от 6 марта 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 18. Ст. 49.
  21. Федеральный закон Российской Федерации от 7 августа 2000 г. № 121-ФЗ «О ратификации Европейской Конвенции о пресечении терроризма» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 33. Ст. 3347- № з. Ст. 202.
  22. Федеральный закон Российской Федерации от 13 февраля 2001 г. № 19-ФЗ «О ратификации Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 8. Ст. 702.
  23. Федеральный закон Российской Федерации от 10 июля 2002 г. № 88-ФЗ «О ратификации Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 28. Ст. 2792.
  24. Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (в ред. от 29 апреля 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30. Ст. 3031.
  25. Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2003 г. № З-ФЗ «О ратификации Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 2. Ст. 155.
  26. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в
  27. Российской Федерации» (в ред. от 25 декабря 2008 г., с изм. и доп., вступающими в силу с 10 января 2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822.
  28. Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2008 г.) «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 11. Ст. 1146.. .
  29. Федеральный закон Российской Федерации от 20 апреля 2006 г. № 56-ФЗ «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 17 (1 ч.). Ст. 1785.
  30. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026−1 «О милиции» (в ред. от 26 декабря 2008 г.) // Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503.
  31. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124−1 «О средствах массовой информации» (в ред. от 25 декабря 2008 г., с изм. от 9 февраля 2009 г.) // Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. № 7. Ст. 300.
  32. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446−1 «О безопасности» (в ред. от 26 июня 2008 г.) // Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. № 15. Ст. 769.
  33. Указ Президента Российской Федерации от 18 июля 1996 г. № 1039 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации» (в ред. от 17 апреля 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 30. Ст. 3605.
  34. Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. № 927 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в ред. от 28 февраля 2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 30. Ст. 3149.
  35. Указ Президента Российской Федерации от 13 сентября 2004 г. № 1167 «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 38. Ст. 3779.
  36. Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» (в ред. от 8 августа 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 9. Ст. 897.
  37. Указ Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 г. № 1316 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 37. Ст. 4182.
  38. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года» // Рос. газета. 2009. 19 мая. № 4912 (88).
  39. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июня2007 г. № 352 «О мерах по реализации Федерального Закона «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 24. Ст. 2921.
  40. Приказ МВД России от 22 февраля 2008 года № 169 «О мерах по совершенствованию организации деятельности подразделений специального назначения органов внутренних дел Российской Федерации».
  41. Приказ МВД России от 31 октября 2008 года № 940 «Вопросы Департамента по противодействию экстремизму Министерства внутренних дел Российской Федерации».
  42. Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации // Рос. газета. 2005. 26 апр. № 86.
  43. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации Президента Российской Федерации Владимира Путина // Рос. газета. 2007.27 апр. № 4353.
  44. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева// Рос. газета. 2008.6 нояб. № 230.
  45. С.А. Конституционное право России: учебный курс. 2-е изд., перераб. и доп. В 2 томах. Т. 1. — М., 2007. —719 с.
  46. Ю.И., Аленкин С. В., Алешин В. В. Правовая основа обеспечения безопасности Российской Федерации: монография / Под ред. проф. Опалева А. В. М., 2004. — 511 с.
  47. Ю.Г., Иванов В. Д. Комментарий Федерального Закона «О противодействии терроризму». — Ростов н/Д, 2006. — 96 с.
  48. В.В. Конституционно-правовые основания ограничения основных прав и свобод человека и гражданина: лекция. — М., 2007. — 28 с.
  49. Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. — М., 2006. 256 с.
  50. Д.Н., Российский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право Российской Федерации: учебник для вузов. — М., 2004. — 768 с.
  51. Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации.-М., 2005.-592 с.
  52. В.Н. Государственно-правовой механизм охраны конституционных прав и свобод граждан: монография. М., 2001. — 288 с.
  53. В.Н., Гончаров И. В. Обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел: учебное пособие. — М., 2002. — 173 с.
  54. В.Н., Гончаров И. В., Барбин В. В. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел: курс лекций. М., 2006. — 331 с.
  55. Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979. — 229 с.
  56. Н.В. Правовой статус личности в СССР. М., 1985. — 176 с.
  57. Н.В. Юридический механизм реализации прав личности // Реализация прав граждан в условиях развитого социализма. — М., 1983. — 312 с.
  58. И.В. Защита прав и свобод человека и гражданина в субъектах Российской Федерации с использованием мер федерального вмешательства: монография. — М., 2004. — 265 с.
  59. Государственное право зарубежных социалистических стран: учебник / Под ред. Л. Д. Воеводина, Д. Л. Златопольского, Н. Я. Куприца. — М., 1972. 478 с.
  60. В.Е., Рудинский Ф. М. Социалистическая демократия и личные права. М., 1984. — 190 с.
  61. М.И., Иззатдуст Э. С., Киреев М. П. Современный терроризм: социально-политический облик противника / Под общей ред. д-ра юрид. наук В. В. Гордиенко. М., 2007. — 672 с.
  62. А.В. Основы конституционного права России: учебно-методическое пособие. — СПб., 2002. — 310 с.
  63. Р.И. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР.-М., 1986.-175 с.
  64. Т.Б. Общетеоретические вопросы терроризма: монография. -М., 2007.-123 с.
  65. В.Л. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995. — 135 с.
  66. С.А., Болдырев Ю. Ф. Мировое сообщество и борьба с терроризмом: история и современность: монография. — Волгоград, 2007. — 500 с.
  67. С.А. Личность в политической системе российского общества (политико-правовое исследование). — Саранск, 1995. — 206 с.
  68. Конституционное законодательство России / Под общ. ред. Ю. А. Тихомирова. -М., 1999. 382 с.
  69. Конституционное право: учебник / Отв. ред. В. В. Лазарев. 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2004. 605 с.
  70. Конституционное право: учебник / Под ред. В. В. Лазарева. — М., 1999. 592 с.
  71. А.П. Приоритеты правовой политики // Российская правовая политика: курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. — М., 2003. 528 с.
  72. В.Н. Закон, поступок, ответственность. М., 1986. — 231 с.
  73. В.А. Личность, свобода, право. — М., 1978. — 206 с.
  74. А.Р. Законодательная база борьбы с терроризмом, разграничение предметов ведения между правоохранительными органами: Аналитический обзор. — Н. Новгород, 2004. — 25 с.
  75. В.В. Институт чрезвычайного положения в Российской Федерации. Теория, законодательство, практика. — М., 2001. — 232 с.
  76. ЕА. Социалистическое право и личность.—М., 1987. —160 с.
  77. А.В. Стимулы и ограничения в праве. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2003. — 250 с.
  78. Н.И. Правовая система и личность. — Саратов, 1987. — 293 с.
  79. МВД России 200 лет: история, развитие, перспективы: Труды Академии управления МВД России. М., 2003. — 296 с.
  80. А.В. Проблемы реализации чрезвычайного законодательства Российской Федерации: монография. ~ М., 2005. — 130 с.
  81. Органы внутренних дел и безопасность государства: история и современность: сборник научных трудов. — М., 2006. 204 с.
  82. В.Е. Заметки о терроризме. М., 2001. — 288 с.
  83. С.В. Проблемы ограничения прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов: монография. — М., 2006. — 480 с.
  84. И.В. Обеспечение прав и свобод личности в СССР. — Саратов, 1988.-200 с.
  85. В.Б. Административно — правовые режимы.—М., 2000.—264 с.
  86. Современный экстремизм в РФ: особенности проявления и средства противодействия. Материалы Всероссийской научно-практической конференции в Академии управления МВД России 16 июня 2006 года / Под ред. В. Б Коробова и др. Москва — Тверь, 2006. — 502 с.
  87. Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации. Омск, 1993. — 501 с.
  88. Специальные доклады Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О. О. Миронова. — М., 2003. — 432 с.
  89. Терроризм: борьба и проблемы противодействия: учебное пособие для студентов юрид. вузов / Под ред. проф. В .Я. Кикотя, проф. Н.Д. Эриа-швили. М., 2004. — 592 с.
  90. С.В. Административное право Российской Федерации: учебное пособие. — М., 2003. 608 с.
  91. К.Б. Методологические и правовые основания реализации личных конституционных прав и свобод человека и гражданина и участие в ней органов внутренних дел: монография. — СПб., 1997. 194 с.
  92. .Н. Конституционный статус личности в СССР. — М., 1980.-256 с.
  93. В.В. и др. Организация нормотворческой деятельности в системе МВД России: пособие. — М., 2002. — 114 с.
  94. В.Е. Конституционное право в Российской Федерации: учебник. М., 2002. — 480 с.
  95. Научные статьи и публикации
  96. Антитеррор. Адекватна ли правовая база? Интервью с проф. М. П. Киреевым // Журнал российского права. 2002. № 1. С. 13−14.
  97. М.И. Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву //Государство и право. № 7. 1998. С. 31−33.
  98. Н.А. Категория статуса в Конституционном праве // Вестник Московского университета. Серия И. Право. 1998. № 3. С. 4−5.
  99. М.В. Международный контроль за соблюдением прав человека в рамках Совета Европы // Правозащитник. 1996. № 2. С. 43.
  100. Т. Партнерство ради безопасности (ФСБ укрепляет связи с зарубежными партнерами) // Рос. газета. 2006. 18 янв.
  101. В.Н. Институт государственно — правовой охраны конституционных прав и свобод граждан // Журнал российского права. 2001. № 12. С. 80−91.
  102. Взрыв в метро. Хроника трагедии // Рос. газета. 2004. 7 февр.
  103. Н.В. О юридических средствах обеспечения реализации и охраны прав советских граждан // Правоведение. 1964. № 5. С. 29−38.
  104. В.И. Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву // Государство и право. № 7.1998. С. 26.
  105. А.И. Гарантии прав граждан в советском уголовном судопроизводстве // Советское государство и право. 1980. № 2. С. 131.
  106. Заявление Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В. П. Лукина от 31.01.2008 года // Рос. газета. 2008.6 февр.
  107. В.Д. Апология Вестфальской системы // Рос. газета. 2004. 13 июл.
  108. Г. В. Правовой статус личности в конституционном и международном праве // Вестник Уставного Суда Свердловской области. 2002. № 1 (5). С. 129.
  109. Ю.С. К итогам работы саммита ООН // Представительная власть. — XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2005. № 6. С. 1.
  110. И.А. Общее учение о праве и государстве (фрагменты) // Правоведение. 1992. № 3. С. 96.
  111. И.А. Новые аспекты в защите конституционных прав и свобод в условиях современных вызовов // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 5. С. 13−16.
  112. Н.В. Права человека и новое российское законодательство (материалы «круглого стола») // Государство и право. 2003. № 6. С. 110.
  113. В.В. Конституция РФ об основаниях и пределах ограничения прав и свобод человека и гражданина // Законодательство и экономика.2005. № i.e. 11−18.
  114. В.В. Критерии ограничения прав человека с позиций либеральной концепции правопонимания // Журнал российского права. № 4.2006. С. 103−115.
  115. С.И. Цели, задачи и принципы законодательства Российской Федерации в области борьбы с терроризмом // Адвокатская практика. 2006. № 2. С. 21.
  116. Е.А. Эффективность юридических механизмов защиты прав человека: политические, экономические, социально-психологические аспекты // Конституция Российской Федерации и совершенствование механизмов защиты прав человека. — М., 1994. С. 5−37.
  117. А.В., Родионов О. С. Правовые режимы в российском законодательстве // Журнал российского права. 2001. № 9. С. 21−22.
  118. А.В. Цели ограничений прав человека // Права человека в России и Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод: материалы Международной научно практической конференции (29−30 октября 1996 г.). Ч. 1. — Саратов, 1997. С. 47−49.
  119. А.В. Системность как необходимый фактор эффективности действия чрезвычайного законодательства // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 2. С. 19−21.
  120. B.C. Права человека в истории политической и правовой мысли (от древности до Декларации 1789 г.) // Права человека в истории человечества и в современном мире. — М., 1989. С. 22.
  121. Представление Россией доклада о выполнении резолюции 1373 Совета Безопасности ООН «О борьбе с международным терроризмом» // Дипломатический вестник. 2002. № 1. С. 88.
  122. И. Русские не любят голосовать // Ведомости. 2007. 12 октября.
  123. Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству (по материалам «круглого стола» журнала «Государство и право») / Сост. JI.A. Морозова // Государство и право. 1998. № 8. С. 39−70.
  124. С.В. Новое законодательство о противодействии терроризму и ограничения прав и свобод граждан // Журнал российского права. № 5. 2006. С. 36−45.
  125. С.В. Проблемы реализации положений Конституции РФ об особых правовых режимах в федеральном законодательстве // Журнал российского права. 2003. № 11. С. 137.
  126. Пять лет назад террористы атаковали Нью-Йорк // Рос. газета. 2006.11сент.
  127. И.С. Административно-правовые режимы по законодательству Российской Федерации, их назначение и структура // Государство и право. 1996. № 9. С. 85.
  128. Ф.М. Гарантии конституционной свободы совести // Советское государство и право. 1983. № 7. С. 41.
  129. В. Правовое регулирование противодействия терроризму // Законность. 2006. № 4. С. 18−23.
  130. А.В. Правовые основы ограничения прав человека органами внутренних дел (теоретическое обоснование) // Вестник Санкт — Петербургского университета МВД России. 1999. № 2. С. 44−53.
  131. Н.Д. Проблемы возмещения вреда, причиненного террористическим актом, в свете Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» // Российский следователь. 2006. № 7. С. 55−56.
  132. И.Л. Борьба с терроризмом: необходима адекватная компенсация вреда его жертвам // Журнал российского права. 2004. № 5. С. 44−50.
  133. И.Л. Терроризм и совершенствование правовых основ контртеррористических действий // Адвокат. 2004. № 12. С. 28−34.
  134. В.В. Государственная антитеррористическая стратегия: общая концепция и правовые аспекты // Государство и право. 2003. № 3. С. 6−7.
  135. В. Организационно-правовые аспекты борьбы с терроризмом // Законность. 2002. № 6. С. 7.
  136. О.М. О некоторых понятиях и терминах в сфере борьбы с современным терроризмом // Российский следователь. 2006. № 5. С. 42.
  137. О.М. Средства массовой информации и терроризм // Безопасность. 1999. № 3−4. С. 223.
  138. И. Растет число «пггыков» спецназа // Аргументы и время. 2006. № 18/5.
  139. А.А., Рукавишникова Т. А. Борьба с терроризмом основа безопасности человека // Органы внутренних дел и безопасность государства: история и современность: сборник научных трудов. — М., 2006. С. 123.
  140. Диссертации и авторефераты диссертаций
  141. Ю.Г. Обеспечение прав человека и гражданина в нор-мотворческой деятельности органов внутренних дел: дис.. канд. юрид. наук.-М., 1998.-242 с.
  142. В.В. Конституционно-правовые основания ограничений основных прав и свобод человека и гражданина и их реализация в деятельности органов внутренних дел: дис.. канд. юрид. наук. — М., 2003. — 185 с.
  143. JI.JI. Ограничение прав и свобод человека и гражданина: теоретический аспект: дис.. канд. юрид. наук. — М., 2003. — 180 с.
  144. О.В. Механизм непосредственной реализации прав и свобод личности: дис.. канд. юрид. наук. — Тамбов, 2003. — 182 с.
  145. С.Н. Юридические гарантии прав и свобод личности в деятельности ОВД: (Теоретико-правовой аспект): дис. .канд. юрид. наук. — Ростов н/Д, 2001. -210 с.
  146. В.Н. Милиция в государственно-правовом механизме охраны конституционных прав и свобод и свобод граждан: автореф. дис.. докт. юрид. наук. М., 2001. — 55 с.
  147. В.Н. Милиция в государственно-правовом механизме охраны конституционных прав и свобод граждан: дис. д-ра юрид. наук. — М., 2001.-459 с.
  148. И.В. Конституционные основы федерального вмешательства при защите основных прав и свобод человека и гражданина в субъектах Российской Федерации: дис.. .докт. юрид. наук. — М., 2004. — 465 с.
  149. И.В. Обеспечение основных прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения: дис. .канд. юрид. наук. — М., 1998. — 208 с.
  150. Л.Ю. Особенности конституционных гарантий реализации прав человека в России: на примере гражданского судопроизводства: дис. .канд. юрид. наук. -М., 2004. 188 с.
  151. В.В. Правовые и организационные основы обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях: дис.. доктора юрид. наук. — М., 1998. — 448 с.
  152. А.В. Конституционные критерии допустимости ограничений основных прав человека и гражданина: дис. .канд. юрид. наук. — Тюмень, 2003.-226 с.
  153. В.О. Нормотворчество в органах внутренних дел (теоретические аспекты): дис.. канд. юрид. наук. — М., 1992. — 207 с.
  154. Н.Н. Правовые и организационные основы взаимодействия органов внутренних дел с внутренними войсками в охране общественного порядка: дис.. канд. юрид. наук. — СПб, 1995. — 190 с.
  155. О.В. Терроризм и проблемы ограничения конституционных прав граждан в борьбе с ним: дис. канд. юрид. наук. — Елец, 2004. — 213 с.
  156. Д.И. Криминологическое обеспечение сотрудничества МВД России с международными организациями в сфере контроля над терроризмом: автореф. дис. .канд. юрид. наук. — М., 2007. — 26 с.
  157. Е.В. Охрана и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина в субъектах Российской Федерации (на примере Уральского Федерального округа): дис. .канд. юрид. наук. — М., 2003. — 281 с.
  158. А.Н. Конституционные социально-экономические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации и роль органов внутренних дел в их обеспечении: дис. канд. юрид. наук. — М., 2004. — 210 с.
  159. И.Н. Конституционные права и свободы советских граждан и их развитие в текущем законодательстве: автореф. дис. .канд. юрид. наук. — М., 1981.-23 с.
  160. М.А. Гарантии конституционных прав человека: соматический аспект: Дис. .канд. юрид. наук. — Иркутск, 2006. — 232 с.
  161. А.В. Чрезвычайное законодательство Российской Федерации: теоретические, правовые и организационные проблемы его реализации: дис. д-ра юрид. наук. — М., 2005. — 445 с.
  162. С.В. Организация деятельности органов внутренних дел в сфере противодействия проявлениям религиозного экстремизма: дис.. канд. юрид. наук. — М., 2007. — 166 с.
  163. Н.В. Конституционно-правовые гарантии обеспечения права на предпринимательскую деятельность в Российской Федерации: дис.. .канд. юрид. наук. — М., 2007. — 214 с.
  164. В.Б. Специальные административно-правовые режимы в Российской Федерации: дис.. д-ра юрид. наук. — М., 2004. — 347 с.
  165. Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации: дис. докт. юрид. наук. — М., 1993. — 387 с.
  166. Т.В. Обеспечение прав человека в деятельности ОВД по профилактике преступлений: дис—канд. юрид. наук. —Н. Новгород, 1998. —199 с.
  167. Е.Н. Юридические гарантии основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в России: дис. .канд. юрид. наук. — СПб., 1997.-209 с.
  168. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. — М., 1999. — 944 с.
  169. Словарь русского языка / Под ред. А. П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. — М., 1981.-696 с. 1. Интернет-данные
  170. В мире растет число терактов, а в России — сокращается, // http://www.chekist.ru/article/1707.
  171. Вступительное слово Президента РФ Д. Медведева на расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел // Официальный сайт Президента Российской Федерации: http://www.kremlin.ru.
  172. ВЦИОМ: Пресс-выпуск № 940 // http://wciom.ru.
  173. ВЦИОМ: Россия между безопасностью и свободой (пресс-выпуск № 526) // http://wciom.ru.
  174. Выступление в Афинском университете (7 декабря 2001 года) // Официальный сайт Президента Российской Федерации: http://www.kremlin.ru.
  175. Департамент по противодействию экстремизму // http://www.agentura.ru/dossier/russia/mvd/dbopit/.
  176. Ежегодно количество терактов в России сокращается в 2 раза // http://www.rosbalt.ru/2008/01/30/451 930.html.
  177. В. Путина для прессы по окончании переговоров с президентом Армении Р. Кочаряном 15 сентября 2001 года // Официальный сайт Президента Российской Федерации: http://www.kremlin.ru.
  178. Интервью заместителя начальника Департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом генерал-майора милиции Сергея Ченчика газете «Росс1я» // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации: http://www.mvd.ru.
  179. Ряд терактов предотвращен на Северном Кавказе // http://www.rusnovosti.ru/news/25 931.
  180. Число терактов в мире за 2006 год выросло на 25% // http://www.newsru.com/world/03may2007/doklad.html.
Заполнить форму текущей работой