Экономические преобразования, осуществляемые ныне в России, принципиально изменили место и роль таможенных органов в системе государственного управления страны. За сравнительно короткий срок становления и эволюции таможенной системы в Российской Федерации достаточно четко определилась и все более развивается тенденция усиления многофункциональности этих органов.
Опыт последних лет убедительно свидетельствует о том, что успешное функционирование таможенной системы находится в прямой зависимости от ее реструктуризации, внедрения в повседневную практику прогрессивных таможенных технологий, реализации грамотной кадровой политики, направленной на обеспечение таможенной службы людьми высокой нравственности и специалистами, базирующими свою профессиональную деятельность на действующих в России принципах и нормах таможенного права.
Роль и значение этой отрасли права в жизни страны постоянно возрастает, ибо, как сказано в преамбуле Таможенного кодекса, определяющего наряду с Конституцией Российской Федерации правовые основы таможенного дела, оно направлено на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела.
Следует подчеркнуть, что в положениях и нормах Российской Конституции, хотя и принятой несколько позже Таможенного кодекса РФ и Закона РФ «О таможенном тарифе», заложены прочные основы для обретения таможенным правом России, по существу еще не завершившим процесса своего формирования, современного цивилизованного облика.
И хотя до настоящего времени среди некоторой части юристовученых и практиков — нет единого подхода к определению предмета таможенного права, есть достаточные основания утверждать, что таможенное право — это самостоятельная отраслевая юридическая наука, изучающая систему норм права, регулирующих таможенные отношения в обществе и содержащих предписания, которые относятся к таможенной деятельности в целом. При этом данные правовые нормы устанавливают правовое положение таможенных органов и лиц, регламентируют перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также производство таможенного оформления и контроля, с взиманием таможенных платежей.1 Одновременно нормы таможенного права достаточно подробно регламентируют юридическую ответственность за совершение таможенных правонарушений и преступлений.
Необходимо отметить, что в последние годы издано определенное число работ российских и зарубежных ученых-юристов, в которых в числе других многоаспектных проблем таможенного дела и таможенного права освещаются отдельные проблемы и «срезы» юридической ответственности в таможенной сфере. Среди них, в первую очередь, можно назвать научные труды А. Н. Козырина, Б. Н. Габричидзе, А. Ф. Ноздрачева, Ю. А. Воробьева, Н. И. Крюковой, Н. М. Блинова, А. Т. Потемкиной, А. А. Гравиной,.
1 Подробите о научной дискуссии относительно самостоятельности таможенного права, его предмета, методов и принципов смотрите Основы таможенного дела. Вып. 1У. Правовое регулирование таможенного дела. (Автор Ю.А. Воробьев). М.:1995. — С.8. Габричидое Б. Н. Предмет, система и источники таможенного права Российское таможенное право.М.- НОРМА-ИНФРА. 1999. — С. 52−81- Ноздрачев А. Ф. Таможенное право как отрасль права. Таможенное право.М.: Юрист, 1998. — С.44−50. Таможенное право. Курс лекций. Т.1. Особенная часть. Экономика, 1999. С.93−122- Российское государство и правовая система. Современное развитие проблемы, перспективы. Изд. Воронежского гос’ун-та. 1999. — С.507−508.
М.В.Ванина, В. Г. Драганова, М. М. Рассолова, К. К. Сандровского, Л. Л. Маркова и других.1.
Однако специальных монографических исследований проблем юридической ответственности по таможенному праву пока мало. В опубликованных работах речь идет в основном, об общих правовых основаниях ответственности за нарушение таможенных правил, о контрабанде и другие преступлениях в сфере таможенного дела либо об административных правонарушениях, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов и ответственности за их совершение. В ряде работ исследуются конкретные виды таможенных правонарушений и ответственность за них в контексте совершенствования уголовного законодательства. Все это в известной мере делает актуальной проблему комплексного системного исследования проблем юридической ответственности по таможенному праву, включая анализ этой проблемы в связи с разработкой проекта нового таможенного кодекса Российской Федерации.
Цель настоящего исследования на основе всестороннего, системного подхода к изучению юридической ответственности в таможенной сфере осуществить системный анализ понятия и сущности данного вида ответственности, конкретных таможенных преступлений, правонарушений и административных проступков. В порядке достижения поставленных целей формулируются выводы и предложения, направленные на.
1 Смотрите об этом. Сандровский К. КТаможенное право. Киев, 1974. С. 19−20- Габричидзе Б. Н. Ответственность по таможенному праву. Российское таможенное право. М.: НОРМА-ИНФРА, 1999, -С.168−217- Основы таможенного дела. (Под редак. Драганова В.Г.). М. Экономика, 1998. С.510−524- Ответственность за нарушение таможенных правил. (Под редак. Козырина А.Н.) Ось-89. 1999 — С.3−15- Гравина А. А., Терещенко М. П., Шестакова МП Таможенное законодательство. Судебная практика. М.: Статут, 1998. С. 103−127- Крюкова Н. И., Бушуева Г. А., Фатхутдннова А. М, Гравина, А А. Ответственность за таможенные преступления. Таможенное право. Курс лекцийТ.2. Особенная часть. М: Экономика. 1999. — С.307−335- Истомин С. И., Фатхутдннова А. М. Административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов и ответственность за их совершение. Таможенное право. Курс лекций. Т.2. Особенная часть. М.: Экономика. 1999. — С.380−397.Теория и методология таможенного дела. РТА 1999. С.408- Рыбаков И. А. Развитие таможенного права как отрасли российского права. Теория и методология таможенного дела. М: РТА. 1999. — с. 137 146 совершенствование системы мер борьбы с правонарушениями в таможенной области. К задачам предпринятого исследования относятся: характеристика понятия и содержания юридической ответственности по таможенному правуизучение функций, принципов и особенностей юридической ответственности в этой областиисследование видов нарушений таможенных правил и проблем ответственности за ниханализ проблем уголовной ответственности за таможенные преступленияанализ административных правонарушений, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов, и ответственности за их совершение.
Методология исследования характеризуется тем, что она основана на современных научных методах правоведения и государствоведения, таможенного дела, таможенной статистики, социологии, информатики и управления. При работе над темой автор широко опирался на результаты Российских и зарубежных ученых-юристов в рассматриваемой и смежных областях знаний.
Важнейшей методологической основой исследования являлся системный, комплексный подход. Он позволил проанализировать понятие, содержание, особенности и виды юридической ответственности по таможенному праву, систематизировать полученные научные результаты и внести предложения по применению наказаний за совершение таможенных правонарушений и преступлений. Сделать более рациональным процесс привлечения к ответственности лиц за нарушение таможенных правил.
Научная новизна предпринятого исследования заключается в следующем: во-первых, автор проанализировал разные подходы к понятию юридической ответственности в области таможенного права, которые опубликованы в научной литературе, и дает собственное определение юридической ответственности в этой сфере. Виды ответственности определяются им в широком и узком смысле слова. В частности, показано, что юридическая ответственность по таможенному праву представляет собой правовое отношение между соответствующими таможенными органами и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать лишения и отрицательные последствия за нарушения требований, содержащихся в нормах таможенного прававо-вторых, в связи с выведенным определением он проанализировал исходные признаки юридической ответственности, обосновал, что виды ответственности базируются на государственном принуждении, которое наступает в случае совершения таможенного правонарушения или преступления и проявляется в отрицательных последствиях для правонарушителя. в-третьих, сущность юридической ответственности рассмотрена как главное, внутренне присущее данному виду ответственности, особенность или свойство, которое позволяет отделить рассматриваемый вид ответственности от других видов (уголовно-правовой административно-правовой и др.) и указать на его родственные с другими видами ответственности регулятивно-правовые свойства и черты. В числе характерных признаков юридической ответственности по таможенному праву выделены: государственно-волевой характер ответственностиее нормативность, регулятивно-правовая природав-четвертых, исходя из установленных целей всесторонне исследованы такие принципы, как принцип ответственности за действия, являющиеся противоправными с точки зрения таможенного законодательства, принцип ответственности за виновное деяние или презумции невиновности, принцип справедливости и гуманизма юридической ответственности в таможенной области и другиев-пятых, охарактеризована социальная и правовая юридическая значимость репрессивно-карательной функции, привентивной или профилактической функции, а также правоустановительной или компенсационной функции юридической ответственности по таможенному праву. При этом внесены предложения о включении в проект нового Таможенного кодекса РФ специального положения, касающегося функций и принципов юридической ответственности по таможенному правув-шестых, в контексте положений проекта нового таможенного кодекса рассмотрена ответственность за таможенные преступления, и в частности, за простую контрабанду, квалифицированную контрабанду, особо квалифицированную контрабанду. Акцентировано внимание на усиление ответственности за уклонение от уплаты таможенных и страховых платежей с организацийв-седьмых, с точки зрения современных требований квалификации правонарушений рассмотрены конкретные виды нарушений таможенных правил и проблемы юридической ответственности за них.
Практическая значимость проведенного исследования определяется введением в научно-практический оборот базисного понятийного аппарата теоретических основ юридической ответственности в таможенной сфере, а также обобщением практического опыта, анализа и квалификации таможенных правонарушений и преступлений, разработкой конкретных рекомендаций по совершенствованию правового регулирования проблем ответственности в таможенном праве.
Материалы исследования содействуют решению ряда конкретных задач научно-практического характера и могут использоваться: при организации работы таможенных органов, их юридических служб и юристов в области применения мер юридической ответственности к нарушителям таможенного законодательствапри совершенствовании механизма, принципов и функций юридической ответственности в рамках деятельности ГТК РФ, его управлений, отделов, сотрудниковпри проведении научных исследований проблем юридической ответственности по таможенному правув процессе разработки проекта нового Таможенного кодекса РФ, и в частности, его разделов, посвященных таможенным правонарушениям и ответственности за них и т. д.
Апробация и внедрение результатов исследования. Монографическое исследование является логическим завершением многолетней плановой работой автора. Ее основные положения, выводы и рекомендации опубликованы в печати и получили положительную оценку.
Автор принимал участие в подготовке и написании курса лекций «Таможенное право» в 2-х томах, и в частности, в написании лекций «Ответственность за таможенные преступления». Административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов и ответственность за их совершение".
Этот курс лекций используется при изучении таможенного дела и таможенного права в юридических и экономических вузах страны, в т. ч. в учебных заведениях Государственного Таможенного комитета РФ.
Кроме того, автором подготовлена монография «Юридическая ответственность по таможенному праву», которая используется при изучении курса права во Всероссийском заочном финансово-экономическом институте (ВЗФЭИ).
Основные идеи исследования докладывались и обсуждались на методическом совете кафедры права ВЗФЭИ на совместном заседании кафедры права ВЗФЭИ и кафедр уголовного права, административного и таможенного права Российской таможенной академии, а также на совещании аппарата Правового управления ГТК РФ.
Автором внесены также предложения по разработке проекта нового Таможенного кодекса РФ в той части, где речь идет о юридической ответственности за совершение таможенных правонарушений и преступлений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Таким образом, в ходе исследования системных, комплексных позиций нами проанализированы важнейшие проблемы юридической ответственности по таможенному праву, а именно: понятие и содержание юридической ответственности по таможенному правупонятие и сущность юридической ответственности по таможенному правуфункции, принципы и особенности юридической ответственности по таможенному правувиды нарушений таможенных правил и проблемы ответственности за нихотдельные виды юридической ответственности по таможенному правууголовная ответственность за преступления в таможенной сфереадминистративные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации и ответственность за их совершение. При этом внесены конкретные предложения по совершенствованию механизма применения мер ответственности за совершение таможенного правонарушения и преступления.
Однако, вполне очевидно, что этим не исчерпывается исследование многоаспектных проблем юридической ответственности по таможенному праву, и прежде всего проблемы, понятия и содержания юридической ответственности в анализируемой области.
В частности, из изложенного материала видно, что понятие юридической ответственности по таможенному деле мы использовали очень широко. Однако, в работе не шла речь о моральной ответственности в таможенном праве, об ответственности таможенного работника перед отечеством. Поэтому в работе мы говорили лишь о юридической ответственности. В таможенном праве под этим термином понимается, главным образом, применение государственного принуждения к виновному лицу за совершенное им правонарушение.
Юридическая ответственность по таможенному правуесть применение к виновному лицу мер государственного принуждения за совершенное таможенное правонарушение и преступление. Сюда включается применение мер уголовного наказания за совершенное преступление, назначение штрафа за совершенный административный проступок.
При юридической ответственности правонарушитель «держит ответственность» — претерпевает меры государственного принуждения за свою вину, несет известные лишения, урон. Юридическая ответственность по таможенному праву, следовательно, связана с общественным осуждением правонарушителя, социальной и моральной упречностью его поведения.
Однако, юридическую ответственность в этом контексте необходимо отличать от: а) профилактических и превентивных мер, установленных законом (например, реквизиции имущества в военное время или чрезвычайном положении) — б) мер защиты, т. е. правовых восстановительных мер, используемых в гражданском праве, некоторых других отраслях, таких, как возвращение имущества собственнику, когда оно находится в неправомерном владении у других лиц (нередко эти защитные меры тоже именуются «ответственностью»).
В работе подробно анализировались отдельные виды ответственности, по таможенному праву, включая уголовную ответственность за преступления в таможенной сфере, ответственность за нарушения таможенных правил и совершение административных прав онарушений. сторона, субъективная сторона. Однако, до сего дня в литературе продолжаются дискуссии относительно компонентов состава преступлений, структуры административных и таможенных правонарушений.
Представляется необходимым, чтобы в рамках таможенного права, как в уголовном праве, эти проблемы должны рассматриваться более подробно, увязываться с анализом и квалификацией преступлений и правонарушений вообще. При этом состав таможенного преступления или правонарушения должен: а) выполнять роль законодательной модели деликта и в этом смысле способствовать реализации принципа законности в таможенном праве, является формально-логическим основанием юридической ответственностиб) фактически, наружно выражать свойство противоправности правонарушений в таможенной области и в этом смысле противостоять аналогиив) состоять из незначительного числа признаков и этим обеспечивать идею равенства граждан перед таможенным законодательствомг) использоваться для многократной идентификации содеянных проступков и в этом качестве быть необходимым для квалификации таможенных правонарушений как важнейшего этапа правоприменительной деятельности таможенных органовд) представляться в таможенном праве множеством видов использоваться для разграничения правомерного и запрещенного поведения, а также для различения одних таможенных правонарушений от других.
В таможенном праве очень важен также четкий порядок возложения юридической ответственности. При применении к лицу мер государственного принуждения карательного характера (в таможенном праве) действует презумция невиновности, т. е. предположение, в соответствии с которым даже при наличии фактов, свидетельствующих о доказанности объективной стороны, лицо считается невиновным, пока в предусмотренном законом порядке не будет доказана и установлена судом его вина.
Это важная конституционная гарантия прав личности, означающая, что лицо, привлекаемое к юридической ответственности в таможенной области, вовсе не обязано доказывать свою невиновностьбремя доказывания вины лежит на компетентных государственных органахорганах следствия, прокуратуре, осуществляющих обвинение. И до тех пор, пока это не сделано и вина не признана судом в обвинительном приговоре, лицо считается невиновным.
Многие юристы (судьи, следователи, адвокаты и др.) и таможенники-практики занимаются сложной и многообразной деятельностью, связанной с юридической ответственностью. Эта работа имеет отношение к доказательствам и доказыванию, что затрагивает главным образом объективную и субъективную стороны таможенных правонарушений. Так, по делам о таможенных преступлениях нередко исходным и решающим является не только сам факт «вредоносного результата», но и установление фактов, свидетельствующих: а) о причинной связи между этим результатом и поведением данного лица и б) о вине в виде умысла или неосторожности, вследствие которых наступил такой результат.
Важным в таможенном праве является проблема разработки мер имущественной ответственности, которая связана с материальными нарушениями при перемещении через границу товаров, транспортных средств, энергоносителей, при неуплате таможенных платежей и т. д.
В частности, способы обеспечения уплаты таможенных платежей определены в статье 122 Таможенного кодекса РФ и представляют собой специальные меры имущественного характера. К таким мерам, к примеру, может относиться залог товаров и транспортных средств, гарантия третьего лица, либо внесение на депозит причитающихся сумм.
При залоге заложенные товары и транспортные средства остаются у залогодателя, если соответствующий таможенный орган не примет иного решения. При этом, залогодатель не вправе распоряжаться предметом залога без согласия таможенного органа.
Оформление залога и обращение взыскания на предмет залога осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Таможенным кодексом РФ, Законом РФ «О залоге», Положением об использовании залога таможенными органами (утверждено приказом ГТК России № 71 от 22.02.94).
Обращение взыскания на предмет залога производится по решению суда, арбитражного суда, третейского суда или на основании исполнительной надписи нотариуса в соответствии с законодательством.
Реализация предмета залога осуществляется на таможенных аукционах, товарных биржах либо через торговые предприятия и организации, в том числе создаваемые ГТК России, по рыночным ценам. В случае, если сумма вырученная от реализации предмета залога, превышает размер обеспеченных этим залогом обязательств перед таможенными органами, разница возвращается залогодателю. Если такая сумма является недостаточной, то взыскание недостающих сумм производится с декларанта или иного лица, ответственного за уплату таможенных платежей.
Обращение взыскания на предмет залога или отказ от товаров и транспортных средств в пользу государства не освобождает лицо от сумм производится с декларанта или иного лица, ответственного за уплату таможенных платежей.
Обращение взыскания на предмет залога или отказ от товаров и транспортных средств в пользу государства не освобождает лицо от ответственности за нарушение таможенных правил и уголовной ответственности за нарушения в сфере таможенного дела.
В качестве обеспечения уплаты таможенных платежей может использоваться гарантия банка и иного кредитного учреждения. Указанные банки и иные кредитные учреждения включаются по их заявлению в реестр, который ведет государственный таможенный комитет Российской Федерации1.
Банки и иные кредитные учреждения могут выступать в качестве гаранта перед таможенными органами при обеспечении уплаты таможенных платежей, взыскания штрафа и стоимости товаров и транспортных средств в случае нарушения таможенных правил, а также соблюдения требований таможенного законодательства Российской Федерации.
Банковская гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства), не может быть отозвана гарантом, если в ней не предусмотрено иное.
Становится очевидным, что эти и многие другие проблемы играют большую роль в развитии теории юридической ответственности и таможенного права, а следовательно — и требуют более фундаментальной проработки. А их комплексная характеристика будет способствовать дальнейшему развитию теории таможенного регулирования в обществе и совершенствованию практики применения норм таможенного права.
1 Приказ ГТК России от 04.03.96 № 120 (в ред. От 04.06.99).