Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Свияжский Успенский монастырь в контексте социально-экономической, политической и религиозной истории Казанского края в середине XVI — начале XX вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Данные о грамотности населения — важный показатель не только культурного уровня, но и эффективности деятельности образовательных учреждений (в т.ч. церковно-приходских и монастырских). По грамотности населения Свияжск среди уездных городов шел на втором месте, опережая по этому показателю Казань, Цивильск, Чебоксары и другие города Казанской губернии. В Свияжске действовали: городское мужское… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АДМИНИСТРАТИВНАЯ И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СВИЯЖСКОГО УСПЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ В СЕРЕДИНЕ XVI — НАЧАЛЕ XX ВВ
    • 1. 1. Учреждение, права и административное управление Свияжского Успенского монастыря и Свияжского викариатства
    • 1. 2. Хозяйственная деятельность монастыря: до и после секуляризационной реформы 1764 года
  • ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ СВИЯЖСКОГО МОНАСТЫРЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИСТОРИИ ГОРОДА И СВИЯЖСКОГО УЕЗДА В ХУ1-НАЧАЛЕ XX ВВ. (МОНАСТЫРЬ, ГОРОД, УЕЗД: ОПЫТ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ ИСТОРИИ)
    • 2. 1. Основание и развитие Свияжска и свияжских монастырей в контексте колонизации Казанского края в ХУ1-ХУП в
    • 2. 2. Численный, сословный и этнический состав Свияжска, Свияжского уезда и провинции в XVIII веке
    • 2. 3. Свияжский Успенский монастырь в социокультурной истории города и Свияжского уезда в Х1Х-начале XX вв
  • ГЛАВА 3. СВИЯЖСКИЙ МОНАСТЫРЬ И ЕГО НАСТОЯТЕЛИ В
  • ПЕРИОД С 1917 ПО 1922 ГОДЫ

Свияжский Успенский монастырь в контексте социально-экономической, политической и религиозной истории Казанского края в середине XVI — начале XX вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и обоснование темы исследования. Свияжскисторический памятник геополитических преобразований на евразийском континенте, самый восточный духовный и миссионерский центр распространения христианства в Восточной Европе XVI в. Этоединственный в России город-крепость XVI века, сохранивший размеры, форму, планировочную целостность, а также архитектурный комплекс монастырских зданий XVI—XX вв., включающий Троицкую церковьредчайший памятник русского деревянного зодчества середины XVI в., а также Успенский собор мужского монастыря с сохранившимся полным циклом фресок XVI века, воплотившим в себе аллегоризм и дерзновенность иконографического богословия. Строительство храмов XVI в. Успенского монастыря связано с именем выдающегося русского зодчего Постника Яковлева-Бармы.

Свияжск (Новый город, Иван-город), основанный по указанию Ивана Грозного, является единственным в мире примером сверхскоростной технологии возведения крупного средневекового города-крепости (за 24 дня).

Свияжск — образ спасительной духовной крепости в окружении природных и духовных (иноплеменных и иноверных) стихий, своеобразного «острова-Буяна в царстве славного Салтана» (А.С.Пушкин) и, одновременно, образ симфонии царства (гражданской власти) и Церкви. О симфонии духовного и государственного символично свидетельствуют два образа, замыкающие группу праведников в алтарном сюжете «Поклонение Жертве», и располагающиеся на откосах арки центральной апсиды Успенского собора — слева это образ царя Ивана Грозного, справа — митрополита Московского Макария, поставлявшего на казанскую кафедру первого архиепископа Казанского Гурия.

Свияжск — один из опорных пунктов отечественной средневековой истории, ведь с учреждением Свияжска связано последующее взятие Казани и преобразование Московского княжества в Московское царство, колонизация Поволжья и Приуралья, стремительная трансформация политической карты евразийского континента.

Гражданская и духовная история Свияжска, Свияжского уезда и Казанского края тесно переплетены. Свияжский Успенский Богородицкий монастырь, способствуя успешной хозяйственной колонизации Казанского края, с середины XVI века является крупнейшим просветительским и экономическим центром Поволжья. Бюджет монастыря даже в XIX веке значительно превосходил бюджет города Свияжска.

Казанская епархия, возглавляемая архиепископами и митрополитами, носившими титул Казанский и Свияжский, с середины XVI и до секуляризационных реформ 1764 года являлась крупнейшей епархией Русской Православной Церкви, а Свияжский Успенский монастырь входил в двадцатку богатейших монастырей России.

При этом история Свияжского первоклассного Успенского монастыря в контексте хозяйственной, политической и социальной истории края, уезда и города до сих пор плохо изучены.

Объектом исследования является многообразная религиозная, административная и хозяйственная деятельность Свияжского Успенского Богородицкого монастыря.

Целью исследования является изучение истории Свияжского Успенского Богородицкого монастыря в контексте социальной, экономической и политической истории города Свияжск, Свияжского уезда и Казанского края в середине XVI-нaчaлe XX вв.

Исходя из цели настоящего исследования, ставятся следующие задачи: изучить систему административного управления Свияжским Успенским монастырем, в том числе ее взаимоотношения с гражданской властью;

— оценить роль и статус свияжских архимандритов в русской церковной иерархии середины XVI — первой половины XVIII вв.;

— изучить права и привилегии Свияжского Успенского монастыря в период с середины XVI — до начала XVIII вв. (правления императора Петра.

I);

— исследовать влияние секуляризационных реформ 1764 года на изменение хозяйственной и религиозной деятельности Свияжского Успенского монастыря;

— определить роль Свияжского Успенского монастыря в хозяйственного колонизации Казанского края и Свяжского уезда;

— изучить численный, сословный и этнический состав Свияжска, Свияжского уезда и провинции в XVIII веке, а также вклад Свияжского Успенского монастыря (как градообразующего центра) в социокультурную историю города Свияжска и Свияжского уезда в Х1Х-начале XX вв.;

— исследовать историю Свияжского Успенского монастыря и его настоятелей в период с 1917 по 1922 гг.

Хронологические рамки исследования охватывают период середины XVI века — времени основания Свияжска и учреждения Свияжского Успенского монастыря до начала XX в., времени закрытия монастыря. Впрочем, для решения задач настоящего исследования автор допускает некоторое расширение хронологических рамок — например, для оценки последствий для Успенского монастыря трагических событий XX века и фиксации нового этапа в монастырской истории — восстановления с 1997 года на Свияжске монашеской жизни и постепенного возрождения свияжских обителей.

Территориальные рамки исследования ограничены преимущественно Свияжским уездом Казанской губернии с особенным акцентом на изучение истории города Свияжска и Свияжского Успенского монастыря.

Методологические основы исследования. Исследование базируется на принципах научности, историзма и объективности. В исследовании применялись методы систематизации, проблемно-хронологический, сравнительно-исторический.

Новизна исследования заключается как в постановке цели — изучение монастырской истории в контексте социокультурной, политической и хозяйственной истории города, уезда, края, так и в изучении прежде не изученных вопросов на основе опубликованных и не опубликованных источников, большого массива литературы. Впервые исследуется активная хозяйственная деятельность Свияжского Успенского монастыря в период до реформ 1764 года, влияние этих реформ на деятельность обителивклад монастыря в социокультурную историю города Свияжска и Свияжского уезда. Также впервые в научный оборот вводятся архивные данные о последних настоятелях Свияжского Успенского монастыря и истории монастыря в период с 1917 по 1922 годы.

Практическая значимость исследования. Исследование представляет интерес для изучения истории православных монастырей в Казанском крае в ХУ1-начале XX вв., роли русских монастырей в хозяйственной колонизации Поволжья в период ХУ1-ХУП вв., процесса секуляризации монастырских землевладений и имущества в XVIII в., а также для реконструкции социокультурной и общественно-политической роли русских монастырей в ХУ1-начале XX вв. Результаты исследования могут быть использованы для общих курсов по истории православия в Поволжье, а также в преподавательской деятельности.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Монастырская колонизация Поволжья и Приуралья являлась не только религиозным и хозяйственным освоением присоединенной территории, но и государственным проектом. Отсюда изначальная направленность деятельности Свияжского Успенского монастыря на хозяйственное освоение вновь присоединенных территорий, миссионерскую и просветительскую деятельность. Монастырь, основанный по государеву указанию, и в развитии своем полагался на государственную поддержку. В Свияжском Успенском монастыре, через своего основателя свт. Германа, духовно связанном с традицией преп. Иосифа Волоцкого, формировался специфический уклад внутреннего монастырского строя жизни, миссионерская и хозяйственная направленность монашеского служения.

Настоятель Свияжского Успенского Богородицкого монастыря изначально занял высокое место в русской церковной иерархии. В «Лествице о соборных властех», составленной в 1599 г. при патриархе Иове, Свияжский Богородицкий монастырь признавался седьмым по значимости русским монастырем. Являясь крупным просветительским, культурным и книжным центром, монастырь вошел своим книжным собранием (как один из 39 монастырей) в составленную в 1653 г. по поручению патриарха Никона «Опись книгам, в степенных монастырях находившимся».

Монастырь с первых лет своего существования получил значительные права и привилегии, в том числе «несудимую» грамоту царя и великого князя Ивана Васильевича, регулирующей изъятие монастырских вопросов (в том числе суд над монастырскими слугами и крестьянами) из юрисдикции светского суда царского наместника и воевод, а также грамоту архиепископа Казанского Гурия, выводившую монастырь и монастырских слуг из-под суда архиерейских наместников, десятильников, их тиунов и архиерейского налогообложения. Свияжский монастырь с самого основания следовал иосифлянскому пути благочестия — богатый, активно экономически развивающийся миссионерский монастырь. Щедрое обеспечение монастыря со строны гражданской власти земельными угодьями, денежным содержанием, вотчинными угодьями соответствовало его высокому предназначению свидетельствовать своим достатком религиозное и политическое могущество Московского царства.

Защита от произвола местных гражданских властей, в том числе, подсудность в ХУ1-ХУП вв. монастырских и дворовых людей и крестьян исключительно архимандриту монастыря, новые обширные земли для переселениявозможность новоходцам (новопорядчикам) нести меньшее тягло и освобождения на некоторое время от оброка и даже получение от монастыря денежной «подмоги» на обзаведение делали монастырские земли весьма привлекательными для крестьян-переселенцев и способствовало активному процессу колонизации Среднего Поволжья. Отсюда успешное развитие монастырского землевладения, торговли солью (Свияжский монастырь и здесь имел привилегии), рыбой и мукой в ХУ1-ХУП вв.,.

Однако на протяжении XVII века содержание монастыря со стороны государства постепенно сокращалось, что объяснялось как процессом успешной колонизации Поволжья и постепенным спадом миссионерской деятельности в Казанском крае, так и общей политикой гражданской власти последовательного сокращение льгот и привилегий церковных и монастырских хозяйств, как крупных землевладельцев.

При этом отношения между свияжскими воеводами и монастырской властью не были безоблачными. Это касалось и экономических вопросов, в частности определения границ монастырских угодий и вотчин, и вопросов юрисдикции суда над монастырскими крестьянами.

Хозяйственную деятельность Свияжского Успенского монастыря, как и других обителей, секуляризационные реформы Петра I, а впоследствии Екатерины II существенно подорвали. Если в досекуляризационный период накопление земель Свияжским монастырем происходило в основном путем жалованных грамот, а также частных вкладов, то после секуляризации 1764 года рост церковных и монастырских земель происходит весьма медленными темпами в основном за счет казны (куда — в лице Коллегии Экономии — с 1764 года были переданы все духовные, в т. ч. монастырские вотчины и угодья) и под прямым покровительством государственной власти. После 1764 года у Свияжского Успенского монастыря почти не осталось пахотных земель, и потому одной из основных статей доходов становится сдача в аренду недвижимости (земли, домов, угодий, мельниц и пр.). По реформе 1764 года монастырь был причислен к первому классу штатных монастырей.

С конца XVIII в. формируется тенденция постепенного восстановления монастырского землевладения, хотя и не в тех масштабах, что объясняется не только секуляризационной политикой власти, но и тем, что государство не нуждалось в активной помощи монастырей в хозяйственной колонизации присоединяемых территорий. Несмотря на то, что большинство историков считают секуляризацию процессом, направленным на исключения монастырей из числа экономических и политических конкурентов государства, многие признают, что постепенно (особенно в течение XIX-начала XX вв.) монастыри возвращала свои хозяйственные позиции, утраченные в период с 1696 по 1764 гг.

В диссертации делается вывод, что существует стратегическая взаимосвязь военного (крепостного) и религиозного (монастырского) начал в создании средневолжских городов XVI века, что накладывало отпечаток и на активный (миссионерский) характер деятельности подобных городских монастырей, и на схему пространственного развития города. Влияние города-крепости и городского (миссионерского) монастыря было взаимным. Это влияние с монастырской стороны ослаблялось вместе со снижением миссионерской активности и интереса к этой активности гражданской власти. И, напротив, как только миссионерская активность (часто продуцируемая или поддерживаемая гражданской властью) росла, город получал от этого свои стимулы для развития.

Монастыри в поволжских городах являлись одним из важнейших градообразующих центров — в административном, экономическом и архитектурном отношениях. Монастыри выступали как инициаторы новшеств, в том числе в вопросах городского развития. В XVI веке Свияжск был застроен преимущественно деревянными постройками, все каменные постройки XVI века были церковного или монастырского происхождения.

В XVII веке Свияжск оказывается стеснен, и фактически останавливается в пространственном развитии. Город был основан на останце в устье р. Свияги (в крайне выгодном в фортификационном отношении месте). Однако подножье останца во время разливов частично затоплялось водой и по этой причине не могло использоваться под застройку. Уже к концу XVI в. крепость и посад заняли почти всю удобную площадь. Жестко лимитированный гидрографическими рубежами, Свияжск, несмотря на выгоды транспортно-географического положения (близость к реке Волге), не мог развиваться вширь. Отсутствие земельных резервов негативно влияло и на социально-экономическое развитие города. Динамику развития Свияжска обеспечивала в значительной мере хозяйственная деятельность Свияжского Успенского монастыря.

Изучение в диссертации социального и этнического состава населения Свияжска и Свияжского уезда дает интересные результаты. В 1723 году удельный вес «священнослужителевых и церковных детей, не служащих, кои остались за указным церковным определением» составил в Свияжске 8,4%, однако доля насельников и насельниц свияжских монастырей доходила до трети от населения Свияжска и его посада.

Вплоть до последнего десятилетия XVIII века во всех городах края, кроме Казани, отмечались лишь незначительные группы нерусского (инородческого или иноземного) населения. По первой ревизии в в Свияжске значилось 62 иноземца. Однако в уезде, например, в 1763 году чуваши составляли 37% населения, русские — 34%, татары — 27%, мордва — 1%, марийцы — 0,5%. Однако в результате миграционных процессов уже и деятельности Новокрещенской конторы, располагавшейся в Свияжском монастыре, к концу XVIII века русские составляли 69% населения уезда. К этому времени по численности русского населения Свияжский уезд уступал только Казанскому и Лаишевскому уездам. Наконец, к середине XIX века (в 1857 году, по результатам десятой ревизии) Свияжский уезд станет самым русским по составу населения (73,6%) среди всех уездов Казанской губернии. При этом в самом Свияжске русские в конце XIX века составляли 93,3% населения города. Естественно, что в конфессиональном отношении Свияжск был преимущественно православный город (около 96%).

Свияжский Успенский монастырь был одной из архитектурных доминант Свияжска (вместе с Иоанно-Предтеченским межнским монастырем). Именно большой площадью застройки этих двух монастырских комплексов объясняется тот факт, что застройка Свияжска составляла 24,8% от общей площади городских земель — это самый высокий коэффициент застройки среди всех уездных городов Казанской губернии конца XIX века. Другим самым высоким показателем Свияжска среди уездньгх городов губернии был процент береговых территорий и садов, что свидетельствовало как о высокой степени городского развития, так и о естественных природно-ландшафтных и гидрографических органичениях развития Свияжска. К XIX веку город не имел резервов для пространственного развития, а к 1860 году из всех уездньгх городов Казанской губернии по численности населения Свияжск опережал только Спасск, Цивильск и Царевококшайск.

При этом, например к 1913 году в Свияжске была наибольшая среди уездньгх городов доля черного духовенства (415 человек — 13,5% городского населения). В XIX—XX вв. Свияжский Успенский монастырь оставался достаточно крупным хозяйственным центром (с той лишь разницей, что изменились инструменты хозяйствования и получения доходов). Годовой бюджет монастыря мог быть более 7 тыс. рублей, превышая в два раза доходную часть городского бюджета и почти в 1,5 раза городской бюджет вместе с запасными капиталами Свияжска. Поэтому не только с историко-культурной, но и с экономической точки зрения можно сказать, что Свияжский Успенский монастырь оставался градообразующим для Свияжска с момента его создания и до начала XX вв.

Данные о грамотности населения — важный показатель не только культурного уровня, но и эффективности деятельности образовательных учреждений (в т.ч. церковно-приходских и монастырских). По грамотности населения Свияжск среди уездных городов шел на втором месте, опережая по этому показателю Казань, Цивильск, Чебоксары и другие города Казанской губернии. В Свияжске действовали: городское мужское приходское училище, городское женское двухклассное училище на 70 учениц, приходское училище с рукодельным классом, церковно-приходское при Успенском монастыре, низшая ремесленная школа Министерства народного просвещения. Среди уездов по грамотности населения Свияжский уезд также шел на втором месте (после Казанского уезда), опережая уезды с преимущественно инородческим населением.

Период существования Свияжского Успенского монастыря с 1917 по 1922 годы сопровождался отчуждением монастырских хозяйств, построек, имущества, репрессиями в отношении монашествующих и частой сменой настоятелей, в том числе по причине их смерти или репрессий.

После вскрытия мощей свт. Германа в 1923 году древняя Свияжская Успенская обитель пришла в запустение и вскоре, по представлению обновленческого Казанского Епархиального управления, возглавляемого митрополитом Алексием (Баженовым), была закрыта.

На территории Успенского монастыря первоначально была размещена сельскохозяйственная исправительно-трудовая колония, просуществовавшая до 1935 года. Затем в монастырских стенах была размещена тюрьма НКВД, а в период с 1953 по 1993 годы — психоневрологический диспансер.504 После.

504 Куприянов В. Н., Копсова Т. П., Агишева И. Н. Свияжск. Казань, 2005. — С.20.

168 строительства Куйбышевского водохранилища и затопления обширный территорий, Свияжск превратился в остров.

В период с 1993 по 1997 гг. инфраструктура города Свияжск разрушалась, средств на должной реставрации уникального монастырского комплекса XVI века, превращенного в музей, не имелось.

Только передача в 1997 году части монастырских комплексов Свияжского Успенского монастыря Русской православной церкви вдохнуло жизнь в депрессивное существование острова, 505 открыв новый этап в развития Успенского монастыря и острова-града Свияжск.

505 Православные храмы Татарстана. Альбом. Казань, 2000. — С. 109−110.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею АН. T.I. СПб., 1836.
  2. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею АН. Т.П. СПб., 1836.
  3. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею АН. T.III. СПб., 1836.
  4. Акты феодального землевладения и хозяйства. М., 1960. Т.2.
  5. Ведомость о наместничестве Казанском // ИОАИЭ, 1902. T. XVIII, Вып.4−6. С.159−367.
  6. Документы по истории Казанского края из архивохранилища Татарской АССР (вторая половина XVI XVII вв.). — Казань, 1990.
  7. Древняя российская вивлиофика. СПб., 1774. 4.V.
  8. Книжные центры Древней Руси. Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. Л., 1991.
  9. Книжные центры Древней Руси: Севернорусские монастыри. СПб., 2001.
  10. Г. Грамоты Казанского Зилантова монастыря // Изв. О-ва археол., истории и этнографии при Казан, ун-те. 1901. — Т. XVII, вып. 5 — 6. -С. 268−344.
  11. E.H. Сказки Генерального двора как источник по истории городов Поволжья на рубеже XVII—XVIII вв.. // ГФР. М., 1966. С.417−418.
  12. Е. Опись Свияжского Богородицкого мужского монастыря 1614 года. Казань, 1892.
  13. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Св.Синода. Т.VII. СПб., 1885.
  14. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Св. Правительствующего Синода. Т.VIII. СПб. 1891.
  15. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Св. Правительствующего Синода. Т. XII (1732 год). СПб., 1902.
  16. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. Cep.III. Т.1−3. СПб., 1910.
  17. Полное собрание законов Российской империи. Собр.1. тт. ХП, XVI, XX.-СПб., 1826−1830.
  18. Полное собрание русских летописей. T. XIX: История о Казанском царстве (Казанский летописец). СПб., 1903.
  19. Продолжение древней Российской вивлиофики. СПб., 1791. 4.VII.
  20. Роспись служилым людям по области Казанского дворца на 7146 (1637) год // ИОАИЭ, 1912, t. XXVIII, вып.4−5. С.462−464.
  21. Русская историческая библиотека, издаваемая Императорской Археографической комиссией. Т.31. СПб., 1914.
  22. Сказание о зачатии царства Казанского. Казань, 1902.
  23. Соборное уложение 1649 г.- Л., 1987.
  24. Сочинения князя Курбского. СПб., 1914. Т.1.
  25. Н.И. Опись Свияжского Богородицкого мужского монастыря, составленная в 1614 г. // Известия Императорского археологического общества. 1863. — Т.4. — С. 548−589.
  26. C.B. Кодинский (Кондинский) Свято-Троицкий монастырь в I-половине XVIII века: Люди и стены сибирской обители накануне секуляризации: (Сб.док.). Тюмень, 2003.
  27. Неопубликованные источники12.1. Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ)
  28. Фонд 1 Канцелярия казанского губернатора.1. Ф.1. Оп.2. Д. 351.
  29. Фонд 2 Казанское губернское правление.1. Ф.2, Оп.5, Д. 1040.
  30. Фонд 4 Казанская духовная консистория1. Ф.4, Оп.123, Д. 12а-1. Ф.4, Оп.124, Д.4−1. Ф.4, Оп.137, Д. 27,
  31. Ф.4, Оп. 149, Д. 103. Ф.4., 0п.150, Д.5- Ф.4, Оп. 150, Д. 101.
  32. Фонд 237 Богородицко-Успенский первоклассный мужской монастырь, г. Свияжск. Ф.237, Оп.4, Д. 1. Ф.237, Оп.12, Д. 1. Ф.237, 0п.20, Д. 2 Ф.237, Оп.27, Д. 2 Ф.237, 0п.40, Д. 1 Ф.237, 0п.40, Д. З Ф.237, Оп.47, Д. 1 Ф.237, Оп.52, Д.1
  33. Фонд 359 Казанский губернский статистический комитет Ф.359, Оп.1, Д. 466. Ф.359, Оп.1, Д. 534.
  34. Фонд Р-1172 (894) Казанский епархиальный совет, Ф. Р-1172, Оп. 1, Д. 675. Ф. Р-1172, Оп.1, Д. 686. Ф. Р-1172, Оп. 1, Д. 692. Ф. Р-1172, Оп.1, Д. 1195.12.2. Архив Управления ФСБ по Республике Татарстан (УФСБ1. РТ)
  35. П. Описание Иоанно-Предтеченского мужского монастыря в городе Казани. Казань, 1898.
  36. С.Х. Исторические судьбы народов Среднего Поволжья. XVI начало XIX вв. — М., 1990.
  37. Андроник, игум., Бовкало A.A., Федоров В. А. Монастыри и монашество. 1700−1998 // Православная энциклопедия. Том «Русская православная церковь». М., 2000. С.
  38. А.И. В поисках древнерусской живописи: По казанской земле //Казанский музейный вестник. 1920. № 3−4. С. 28 — 33.
  39. Т.Н. Курский край и монастырская культура: Учеб. пособие по регион, культуре. Курск, 1998.
  40. Н. Записки о Раифской пустыни! кресте в Аках и Казанском монастыре. Казань, 1845.
  41. Н. История Казани. 4.II.
  42. Н. Плавание к Зилантову монастырю и Казанскому памятнику.- М., 1846.
  43. С.Б. Монастыри Мордовии. Саранск, 2000.
  44. Ф. Обер-прокуроры Св.Синода в XVIII и первой половине XIX столетия. Казань, 1899.
  45. B.C., Катренко К. А. Монастыри Самарского края (XVI-XX вв.). Самара, 2002.
  46. А.И., свящ. Освящение соборного храма во имя Божией матери «Всех скорбящих Радость» в Свияжском Иоанно-Предтеченском женском монастыре. Казань, 1907.
  47. Г., свящ. Краткий исторический очерк Казанской епархии с приложением биографических сведений о Казанских архипастырях. Казань, 1892.
  48. В. К истории Ивановского монастыря в городе Казани. -Казань, 1898.
  49. В. Некоторые данные для истории городов Казанского края. Казань, 1900.
  50. A.B. К истории землевладения в Свияжском уезде. -Казань: Типо-литография Императорского Казанского университета, 1895.
  51. Вениамин, архим. Описание стенной иконописи древнего, строенного святителем Германом, летнего собора в Св. Богородицком монастыре Казанской губернии. Казань, 1898 (1895?).
  52. Вениамин (Федченков), митр. Божии люди. М., 1991.
  53. Викентий, иером. Свияжский Богородицкий Успенский монастырь, Казанской епархии. Казань: Центральная типография, 1905.
  54. Возрождение острова-града Свияжск. Сборник материалов / Под общ. ред: М. Ю. Забрусковой, Е. В. Игнатьева. Казань: Новое знание, 1997.
  55. М.Я. Формирование городской буржуазии в России XVII—XVIII вв.. // ГФР. М., 1966.
  56. Г. Н. Разночинно-демократическое движение в Поволжье и на Урале в годы первой революционной ситуации. Казань, 1974.
  57. Н.Б. Очерки по истории городов России конца XVII-начала XVIII в.-М., 1982.
  58. С.И. История Ежово-Мироносицкого монастыря (16 471 790-е гг.). Йошкар-Ола: Периодика Марий Эл, 1992.
  59. Е.Е. История Русской Церкви. Т.1−2. М., 1900−1911.
  60. Города феодальной России. Сб. статей памяти Н. В. Устюгова. М., 1966.
  61. М. Монастырский приказ. СПб., 1868.
  62. В.Д. История Чувашии в XVIII в. (до крестьянской войны 1773−1775 годов). Чебоксары, 1959.
  63. В.Д. Чувашия в эпоху феодализма. Чебоксары, 1986.
  64. И.И. Городское самоуправление в России. Ярославль, 1877.
  65. С.К. Социальная структура городского населения Чувашии в первой половине XIX века // Из истории Чувашии XVIII первой половины XIX вв. Чебоксары, 1993. С.24−27.
  66. Э.Л. Хозяйственное освоение Среднего Поволжья в XVII в.: По материалам церк.-монастыр. владений: Учеб.пособие. Куйбышев, 1991.
  67. П.М. Зилант и Кизицы: Очерк. Казань: Казан.губерн.тип., 1917.
  68. П. Казань в графике Г.К.Лукомского. Казань: Гос. изд-во. Казан, отд-ние, 1920.38 а. Дульский П. М. Памятники Казанской старины: Очерк/Изд. С. В. Соломина.-Казань: Центр.тип., 1914-
  69. П.М. Экскурсии в Раифскую пустынь. Казань, 1915.
  70. П.М. Экскурсия в Ивано-город Свияжский. Экскурсионный вестник, 1915. № 1.
  71. E.H. Вотчины и угодья Кизического Казанского монастыря. // Изв. о-ва археологии, истории и этнографии: Т.11, вып.1. Казань: Тип.Имп.Ун-та, 1893.-С.1−30.
  72. A.M. Монастыри Казанского края: очерки истории. — Казань, 2004.
  73. Елисеев. Жизнеописания свв. Гурия, Варсонофия и Германа.
  74. И.П. Среднее Поволжье во второй половине XVI—XVII вв.. Управление Казанским краем. Казань, 1982.
  75. Т.П. Очерк организации городских ремесел в Московском государстве XVI и XVII веков // Журнал министерства юстиции. Спб., 1914. № 4, апрель.
  76. Г. В. Брак и свадьба русских горожан в прошлом и настоящем. По материалам городов средней полосы РСФСР. М., 1980.
  77. A.B. Во имя правды и достоинства Церкви. М., 2004.
  78. A.B. Жизнеописание священномученика Иоасафа, епископа Чистопольского // Orthodox Life, № 8 (559), 1996. С. 1−25.
  79. A.B. Жизнеописания новых мучеников Казанских: год 1918-й. М., 1996.
  80. A.B. Последние настоятели Свияжского Богородицкого Успенского монастыря // Возрождение острова-града Свияжск. Сборник материалов. Казань, 1997. — С.168−170.
  81. И.В. Правовое положение монастырей в Российской империи XVIII начала XX вв. (государственно-правовой и канонический аспект). М., 2008.
  82. П. Очерки древней Казани.
  83. А. Казанский Богородицкий монастырь. Краткий исторический очерк. Казань, 1910.
  84. A.A. Опричнина Ивана Грозного. М., 1966.
  85. A.A. Состав русских городов XVI в.// Исторические записки, Т. 52, 1955.
  86. Знаменский П. В-. Житие свт.Германа. Казань, 1894.
  87. П.В. История Русской Церкви. М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1996.
  88. А.Н. Города и посады дореволюционного Поволжья. -Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2001.
  89. П.Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века. М., 1999.
  90. А.Г. Козьмодемьянск в XVIII веке // Козьмодемьянск. -Йошкар-Ола, 1986.
  91. Ф.Г. Православные миссионеры в Поволжье. Казань, 1999.
  92. Историческое описание Казанского Успенского 3-ие классного * Зилантова монастыря. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1830.
  93. Историческое описание памятника, сооруженного в воспоминание убиенных при взятии Казани воинов на Зилантовой горе.-Казань: Унив.тип., 1833.
  94. В.М. Народы России в XVIII в.: численность и этнический состав.-М., 1990.
  95. В.М. Народы России в первой половине XIX века: численность и этнический состав. М., 1992.
  96. В.М., Шепукова Н. М. Табель первой ревизии народонаселения России (1718−1727 гг.) // Исторический архив, 1959, № 3.
  97. Казанский сборник статей архиепископа Никанора (Каменского). -Казань: Тип. Имп. Ун-та, 1909.
  98. М.К. Крепостные сооружения Свияжска: материалы по истории деревян.крепост.зодчества.-Казань: Лито-тип.Татполиграфа, 1929.-С.131−151.-В кн.: Казан. Ун-т. Изв. о-ва археологии, истории и этнографии: Т.34, вып.3−4.
  99. A.B. Очерки по истории Русской Церкви. Том I-П. Париж, 1959.
  100. Н. «Духовный регламент» в связи с преобразовательной деятельностью Петра Великого. М., 1886.
  101. А.А. Посадская община в России XVIII столетия. М., 1903.
  102. В.О. Курс русской истории. Ч.П. М., 1906.
  103. А.И. Русские монастыри: История и культура Х-ХУП столетия.- М., 2001.
  104. А.И. Русский абсолютизм и духовенство в XVIII в. (Очерки истории секуляризационной реформы 1764 г.) -М., 1990.
  105. В.Д. Судьба настоятелей Свияжского Успенского Богородицкого мужского монастыря при Временном правительстве и в период Советской власти // Вестник Томского государственного университета. № 313 (август 2008). С.72−76.
  106. А., свящ. Свято-Успенский Вышенский монастырь: сквозь века. Рязань, 2008.
  107. В. Святыни Тамбовской епархии. М., 1993.
  108. Г. М. Рассказы о городах. М., 1976.
  109. М. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Казанская губерния. СПб., 1861.
  110. Е.М. Спасский монастырь в Казани: Ист.описание. -Казань: Типо-лит.Имп.Ун-та, 1895.
  111. Е.В. Архипастыри Казанские. 1555−2007. Казань, 2007.
  112. Макарий, митр. История Русской Церкви. Т.1-ХП. СПб., 1864−1886.
  113. Макарий, митр. История Русской Церкви. Кн. 1−7. М., 1994−1998.
  114. Н.А. Церковные приходы и монастыри Кенозерья и Среднего Поонежья. Архангельск, 2007.
  115. Е., прот. О новокрещенской конторе. Казань, 1878.
  116. Е. Свияжская Подгорная Макарьевская пустынь. Казань, 1897.
  117. Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи. 9 921 892. Т.1. М., 2002.
  118. Г. П. Ход и результаты административно-территориальной реформы 1775−1785 гг. в России // Историческая география России. Вопросы географии. М., 1970. Сб.83.
  119. В.П. О недвижимых имуществах духовенства в России. М., 1862.
  120. .Н. Спорные и малоизученные вопросы истории русского позднефеодального города в современной советской историографии // Проблемы отечественной и всеобщей истории. Л., 1983. Вып.7.
  121. С. Труды по этнографии и истории русского, чувашского и марийского народов. Чебоксары, 1972.
  122. А. Изложение хода миссионерского дела по просвещению казанских инородцев с 1552 по 1867 годы. М., 1880.
  123. Монашество и монастыри в России. XI—XX вв.ека: Ист.очерки. М., 2002.
  124. Монастыри культурные и духовные центры России и Европы: История и современность. Сб. статей. М., 2003.
  125. НечаевВ.Н. Таблицы народонаселения г. Казани. Л., 1932.
  126. М.Ю. Монастыри и власти: управление обителями Восточного Урала в XVIII в. Екатеринбург, 1998.
  127. , еп. Материалы для истории Казанских монастырей // ИОАИЭ. 1894. — Т. XII, вып. I. — С. 78 — 79.
  128. Н.М. История русской церкви. М., 1988.
  129. В.А. Православные монастыри и женские общины Томской епархии во второй половине XIX-начале XX века. Кемерово, 2004.
  130. А.П. Опись городских поселений Казанской губернии. -Казань, 1885.
  131. В.И. Боровский край в истории России: Пособие для учителей. 4.1. Боровский край с древнейших времен до конца XVII в. Изд. 2-е, испр. Боровск, 1999.
  132. Остров сокровищ // Советская культура. 1984. — 8 нояб. — С. 5.
  133. В.П., Чумакова В. В. Свияжск. История планировки и застройки. Казань, 1971.
  134. Г. Поволжье в XVII и начале XVIII в. Одесса, 1882.
  135. Г. Поволжье в XVI и XVII в. М., 1877.
  136. Платон Любарский. Сборник древностей Казанской епархии и других приснопамятных обстоятельств. Казань, 1868.
  137. С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве в XVI и XVII вв. СПб., 1899.
  138. О., прот. Храмы и монастыри г. Переславля-Залесского и окрестностей. Владимир, 2005.
  139. И.М. К истории Казанских монастырей до 1764 г. // ИОАИЭ. 1902. — Т. XVIII, вып. 1 — 3. — С. 1 — 80.
  140. И.М. Описание 29 мужских и 12 женских монастырей // ИОАИЭ. 1902. — Т. XVIII, вып. 1 — 3. — С. I — XXV.
  141. И.М. Русские епархии в XVI—XIX вв.., их открытие, состав и пределы. Т 1−2. Казань, 1913.
  142. И.М. Свияжский второклассный Иоанно-Предтеченский женский монастырь и его святыни: Краткий исторический очерк. Казань, 1905.
  143. М., протопресв. Новые мученики Российские. Т.2. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N.Y., 1957.
  144. Раздольский С А. Монастыри Кавказской епархии и их роль в культурном развитии Северного Кавказа. Ростов н/Д, 2006.
  145. Раифа-Свияжск. Сб. статей / Сост.:Т. А. Горшкова и др. Казань: Кагап-Казань, 2001.
  146. Д. Опыт исследования об имуществах и доходах наших монастырей. Спб., 1876.
  147. H.A. Сельское хозяйство Московской Руси в XVI в. М., 1899.
  148. А. История Свято-Успенского Зилантова монастыря что на Зилантовой горе города Казани. Казань, 2004.
  149. A.B. Монастыри Казанской епархии после учреждения штатов // Матер. Казан, юбилейной историко-богословской конференции «Современный мир и богословские науки». Казань, 1999 // http://www.kds.eparhia.ru/bibliot/konferl/rocektaev/
  150. А. Путеводитель по святым обителям Казанской епархии. Казань: Отечество, 2006.
  151. Русские монастыри. Приуралье: Вятская и Слободская, Ижевская и Удмуртская, Пермская и Соликамская, Уфимская и Стерлитамакская епархии. Новомосковск, М., 2006.
  152. Русские монастыри. Южная часть Центрального региона России: Тамбовская и Мичуринская, Пензенская и Кузнецкая, Липецкая и Елецкая, Воронежская и Борисоглебская епархии. Новомосковск, М., 2005.
  153. Русские монастыри. Южный Урал и Зауралье: Оренбургская и Бузулукская, Челябинская и Златоустовская, Тобольская и Тюменская, Курганская и Шадринская епархии. Новомосковск, М., 2007.
  154. Свияжск. ГМ ТАССР. Казань, 1951.
  155. Свияжск / Сост. Куприянов В. Н., Копсова Т. П., Агишева И. Н. -Казань, 2005.
  156. Н.В. Русское монашество и монастыри. X—XVII вв. // Православная энциклопедия. Т. «Русская православная церковь». М., 2000. С.305−324.
  157. А., протодиак. Жадовская пустынь: (Жадовский Богородице-Казанский мужской монастырь. История и современность). Ульяновск, 2000.
  158. П. Города Московского государства в первой половине XVII в.-Киев, 1919.
  159. И.К. История Русской Церкви. 1700−1917. 4. I-II. // История Русской Церкви. Кн.8. 4. I-II. М., 1996.
  160. И.К. Русское монашество. Возникновение, развитие, сущность (988−1917). Жизнь и учение старцев (путь к совершенной жизни). -М., 1997.
  161. С.М. Русский город в XVII в.// Современник, 1853, Т.37, раздел 2.
  162. Н. Жемчужина Свияжска//Строит, газ. 1983. — 4 марта.
  163. JI.M. Артемиево-Веркольский монастырь. Архангельск, 2007.
  164. H.A. Очерки по родиноведению.- Казань, 1912.
  165. JI.A. Православная церковь и христианское просвещение народов Среднего Поволжья во второй половине XIX-начале XX века. Чебоксары, 2004.
  166. JI.M. Русское градостроительство до конца XVII века. М., Л., 1953.
  167. Тверской патерик. Казань, 1908.
  168. Ф. Несколько данные для церковной статистики Казанской епархии в конце прошлого (XVIII) столетия, извлеченных из документов архива св. Синода // Труды Киевской духовной академии. Киев, 1877. T.IV.
  169. В.А. Русская православная церковь и государство. Синодальный период. 1700−1917. М., 2003.
  170. O.A. Белогорский Свято-Николаевский мужской миссионерский монастырь. Пермь, 1999.
  171. М.В. Великие Булгары: Казань: Свияжск.-М.: Искусство, 1978.
  172. Филарет (Гумилевский), архиеп. Жития святых, чтимых Православной Церковью. 2-е изд. Спб., 1892.
  173. Н. Инородческое население прежнего Казанского царства в новой России до 1762 года и колонизация закамских земель в это время. -Казань, 1869.
  174. К. Казанские новокрещенские школы: к истории христианизации инородцев Казанской епархии в XVIII в. // ИОАИЭ. Т.21, вып.1. Казань, 1905. — С. 1−91.
  175. О. Свияжск. Русская крепость XVI—XVII вв. Казань, 1961.
  176. М.Г. Казань в XV-XVI столетиях. Л., 1932.
  177. Н.Д. Города Московского государства в XVI в. СПб., 1889.
  178. Н.Е. Русское монашество в X XVIII веках: культурологический аспект. М., 2007.
  179. М.В. Свято-Иоанновский Ставропигиальный женский монастырь: История обители. СПб., 1998.
  180. С.О. Российское государство в середине XVI столетия. -М., 1984.
  181. П.Л. Свияжский Иоанно-Предтеченский девичь монастырь и его замечательные святыни: Крат.ист.очерк. Казань, 1897.
  182. А.П. Суд над епископом Амвросием (Из рассказа защитника). Казань, 1918.
  183. А., прот. Город Свияжск Казанской губернии и его святыни. Историко-археологический очерк, читанный в заседании членовцерковного историко-археологического общества Казанской епархии. Казань, 1907.
  184. А., прот. Первоклассный мужской Успенско-Богородицкий монастырь в городе Свияжске, Казанской губернии. Казань, 1907.
  185. О. Н., Доценко И. И. Саввино-Сторожевский монастырь: история. Звенигород, 2006.1.I. Справочные издания
  186. Адрес-календарь и справочная книжка Казанской губернии на 1915 г. -Казань, 1914.
  187. Города России в 1904 году. СПб., 1906.
  188. В.В. Монастыри и храмы России: от Москвы до Соловков. М., 2006.
  189. A.B., Липаков Е. В. Православные храмы Татарстана. -Казань, 2000.
  190. Н.П. Спутник по Казани. Иллюстрированный указатель достопримечательностей и справочная книжка города. Казань, 1895.
  191. М.Е. Музеи-храмы и музеи-монастыри России: Кат.-справ. М., 2005.
  192. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи: (С библиогр.указ.): Кн. 1−3 / Сост.В. В. Зверинский. Репринт.изд. СПб., 2005.
  193. Монастыри и храмы Русской Православной Церкви. М., 2004.
  194. Монастыри Русской Православной Церкви: Справ.-путеводитель. Вып.1. / Сост. Л. Г. Рудин, П. В. Кузнецов. М., 2001.
  195. Памятная книга Казанской губернии. Казань, 1861.
  196. Памятная книжка Императорской Казанской духовной академии на 1915−1916 акад. год. Казань, 1915.
  197. Памятная книжка Казанской губернии на 1861−1862 гг. Казань, 1862.
  198. Первая всеобщая перепись Российской империи 1897 г. Т.14. Казанская губерния. СПб., 1904.
  199. Е.Д. Социально-экономическое развития городов Чувашии в первой половине XIX в. // Вопросы истории дореволюционной Чувашии. — Чебоксары, 1984.
  200. Православные монастыри и обители: библиогр.указ. / Сост. Н. С. Антонова, В. П. Зверев, Е. В. Ярошенко. М., 2005.
  201. Православные обители России: путеводитель / Сост. И. Гарькавый и др.-М., 2001.
  202. Православные русские обители: полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне / Сост. П. П. Сойкин. Репринт. СПб., 1994.
  203. Православные храмы Удмуртии: Справочник-указатель по документам Центр.гос.архива Удмурт.Респ. / Сост.И. Н. Зайцева, Г. И. Самарцева. Ижевск, 2000.
  204. Республика Татарстан: Православные памятники (середина XVI-начало XX веков) // Авт.колл.: Липаков Е. В. и др. Казань, 1998.
  205. Россия. Полное географическое описание нашего отечества под ред. В. П. Семенова. СПб., 1901. Т.4.
  206. Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Т.5. Урал и Приуралье. СПб., 1914.
  207. Свод памятников истории и культуры Республики Татарстан. Т. I. Административные районы. Казань, 1999.
  208. Списки архиереев иерархии всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения св. Синода (1721−1895). СПб., 1896.
  209. Справочная книга Казанской епархии. Казань, 1909.
  210. Статистика Российской империи. Движение населения Европейской России. Т.50. СПб., 1898.
  211. Статистическое изображение городов и посадов Российской империи на 1825 г. СПб., 1829.
  212. П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. М., 2007.
  213. Н.Ю. Справочник по истории православных монастырей и соборов г.Санкт-Петербурга, 1917−1945гг.: (По док. ЦГА СПб.). СПб., 1996.
  214. Известия по Казанской епархии.2. Православный собеседник.
  215. Казанские губернские ведомости.
  216. V. Авторефераты и диссертации
  217. Е.В. Монастыри Екатеринбургской епархии: административно-экономическое и социально-культурное развитие: 18 611 935 гг.: автореф. дисс.. к.и.н.: 07.00.02. Екатеринбург, 2006.
  218. Н.Б. Губернский и уездные города Казанской губернии в 1781—1860 гг.: проблемы политической и социально-экономической истории города в полиэтническом регионе: автореф.дисс.. к.и.н.: 07.00.02. Чебоксары, 2006.
  219. Балашова, Татьяна Витальевна. Московские монастыри в социокультурной среде столичного города второй половины XIX начала XX века: дис.канд.ист.наук: 07.00.02. — М., 2007.
  220. Т.М. Самодержавие и мусульмане Среднего Поволжья в конце XIX В.-1917 г.: По материалам Казанской, Самарской, Симбирской губерний: дисс.. к. и .н.: 07.00.02. Владимир, 2005.
  221. Е.И. Савво-Сторожевский монастырь и его крестьяне во второй половине XVII в.: дисс.. к.и.н.: 07.00.02. М., 1983.
  222. И.В. Основные категории хозяйственной этики современного русского православия: анализ социально-экономических доктрин РПЦ и хозяйственной практики монастырских общин: дисс.. к.социол.н.: 22.00.03. М., 2006.
  223. И.В. Правовое положение монастырей в Российской империи XVIII начала XX вв.: государственно-правовой и канонический аспект: автореф. дис.. к.юр.наук: 12.00.01. Ростов-на-Дону, 2004.
  224. А.Н. Крупная феодальная вотчина Костромского края в XVI-XVII вв.: (по материалам Костромского Троицкого Ипатьева монастыря): Дис.канд.ист.наук: В 2 т. М., 1997.
  225. Ф.Г. Религиозная политика Российского государства и ее реализация в Волго-Уральском регионе: XVIII в.: дисс.. докт.ист.наук: 07.00.02. Казань, 2005.
  226. Н.И. Монашеские послания в общественной мысли Руси XIV-XV вв.: Дис. канд.ист.наук. М., 1999.
  227. Р.В. Экономические отношения в монастырских хозяйствах: дисс.. к.экон.н.: 08.00.01. М., 2005.
  228. Ю.Н. Православные монастыри и монашество Олонецкой епархии во второй половине XVIII начале XX в.: автореф. дисс.. к.и.н.: 07.00.02. СПб., 2006.
  229. О.Н. Процессы социокультурного взаимодействия этнических общностей Поволжья и Приуралья в XVIII—XIX вв.. как проблема историко-политического изучения: дисс.. докт.ист.наук. Казань, 2002.
  230. Н.В. Миссионерская политика российского правительства в Среднем Поволжье в XVIII веке: историко-политический анализ: дисс.. ист. наук: 23.00.01. Казань, 2006.
  231. Д.Ш. Эволюция политики Российского государства по отношению к мусульманам Поволжья и Приуралья (вторая половина XVI начало XX вв.): дисс.. канд.ист.наук: 07.00.02. Казань, 1999.
  232. А.Н. Миссионерская деятельность «Братства святителя Гурия» в Казанской губернии во второй половине XIX начале XX в.: дисс.. к.и.н.: 07.00.02. Казань, 2007.
  233. A.B. Монастыри Казанской епархии в XIX начале XX вв.: дисс.. канд.ист.наук: 07.00.02. Казань, 2001.
  234. Н.П. Социально-историческая роль монастыря Козельская Введенская Оптина Пустынь в общественной жизни России XIX века: дисс.. канд.ист.наук.: 07.00.02. Москва, 2005.
  235. Т.Ю. Соловецкий монастырь: хозяйственная деятельность, социальный состав и управление. Вторая половина XIX -начало XX века: дис.канд.ист.наук. М., 1997.
  236. С.А. Уездные города Свияжской и Алатырской провинций в 1700—1780 годах: проблемы политической и социально-экономической истории города в многонациональном регионе: дисс.. к.и.н.: 07.00.02. Чебоксары, 2002.
  237. Н.В. Монастырское землевладение и хозяйство в Нижегородском крае в XVII -середине XVIII в.: Дис.. канд.ист.наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. Ист.фак. М., 1990.
  238. К.С. Русская православная церковь в политической жизни Казанской губернии в первые десятилетия XX века: дисс.. к.и.н.: 07.00.02. Казань, 2000.
  239. Л.А. Христианское просвещение нерусских народов и этноконфессиональные процессы в Среднем Поволжье в последней четверти XVIII начале XX века: дисс.. докт.ист.наук: 07.00.07. Чебоксары, 2004.
  240. C.B. Основатели монастырей в исторической памяти и религиозной укладе Белозерья: вторая половина XIX-первая четверть XX в.: автореф. дисс.. канд.ист.наук: 07.00.02, 07.00.07. Архангельск, 2007.
  241. М.С. Крупная феодальная вотчина в России конца XVI—XVII вв.ека : (По арх. Троице-Сергиевой Лавры): дис. докт.ист.наук. -Вологда, 2001.
  242. М.В. Московский Новодевичий монастырь в истории культуры России второй половины XVII века. Дис.. канд.ист.наук. М., 1998.
  243. Е.В. Образовательная система миссионерских православных организаций Среднего Поволжья второй половины Х1Х-начала XX веков: на материалах Казанской и Симбирской губерний: автореф.. дис. к.пед.н.: 13.00.01. Самара, 2007.
  244. О.Н. Земельная собственность Русской Православной Церкви в России в XVIII- первой половине XIX в.: Историческое исследование: дисс.. к.и.н.: 07.00.02. М., 2003.1. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
  245. ААЭ Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею АН. АН — Академия наук Архиеп. — архиепископ
  246. АССР Автономная советская социалистическая республика Га — гектар
  247. ГФР Города феодальной России Дес. — десятина Еп. — епископ
  248. ИОАИЭ Известия общества археологии, истории и этнографии при1. Казанском университете
  249. КазДА Казанская духовная академия
  250. КГВ Казанские губернские ведомости
  251. КДА Киевская духовная академия1. Л. Ленинград1. М. Москва1. Митр. митрополит1. МП Московская патриархия
  252. НА РТ Национальный архив республики Татарстан1. Прот. протоиерей
  253. Протопресв. протопресвитер
  254. ПС Православный Собеседник (Казань)
  255. ПСЗ Полное собрание законов Российской империи
  256. ПСРЛ Полное собрание русских летописей
  257. РГАДА Российский государственный архив древних актов
  258. РПЦ Русская Православная Церковь1. Св. святой1. Св. Синод Святейший Синод1. Свт. святитель1. СПб. Санкт-Петербург
  259. СССР Союз Советских Социалистических Республик Тыс. — тысяч
  260. УФСБ РТ Управление Федеральной службы безопасности по Республике Татарстан
  261. ЦГА СПб. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга Чел. — человек
Заполнить форму текущей работой