Исторические этапы и особенности распространения и укоренения ислама в Чечне: конец XVIII — начало XXI вв
Диссертация
См.: Потто В. А. Кавказская война. В пяти томах. Ставрополь, 1994; Фадеев Р. А. Кавказская война. М., 2003; Покровский Н. И. Кавказские войны имамат Шамиля. М., 2000; Дубровин Н. Ф. История войны и владычества русских на Кавказе.Т.1, СПб., 1871- Грабовской Н. Ф. Экономический и домашный быт жителей горского участка Ингушского округа.// Сборник сведений о кавказских горцах. -Вып. 3. Тифлис, 1870… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава I. Феномен социального и духовного развития чеченского народа и особенности его исламизации
- 1. Исторические условия формирования у чеченцев политеизма и синкретизма
- 2. Внешние и внутренние причины распространения ислама среди вайнахов (чеченцев и ингушей)
- Глава II. Ислам в Чечне в конце XVIII — первой половине XIX вв
- 1. Деятельность шейха Мансура по укоренению ислама в Чечне в форме суфизма накшбандийского тариката
- 2. История мюридизма в Чечне
- 3. История распространения в Чечне тариката кадарийа в интерпретации шейха Кунта -Хаджи
- Глава III. Ислам в Чечено-Ингушской АССР и постсоветской Чечне
- 1. Ислам в советской Чечено — Ингушетии
- 2. Особенности активизации исламского фактора в постсоветской Чеченской Республике
- 3. Причины распространения ваххабизма в Чеченской
- Республике
Список литературы
- РГВИА. Ф. ВУА, д. 6694,ф.52.
- ЦГА РД. Ф. 379, оп. 3, д. 13, т. 1, л. 189−190 об. Вольный перевод с арабского на русский язык, осуществленный чиновником Канцелярии коменданта г. Кизляра.
- ЦГА РД. Ф. 379, оп. 3, д. 13-а, т. 1, л. 189.
- ЦГА РД. Ф. 379, оп. 3, д. 13-а, т. 2, л. 476.
- ЦГВИА СССР. Ф. ВУА, д. 6694, л. 4.
- ГА РФ. Ф. 102, д. 5,1910. Д. 635, ч. 2, л. 2 об.
- ЦГА СОАССР. Ф. 11, оп.15, д. 9154, л. 50.
- Государственный архив Чеченской Республики. Ф. 614-р, on. 1, д. 48,
- Абдулатипов Р. Г. Судьба ислама в Рс: ии: история иерспективы.М., 2002.
- Акаев В.Х. Суфизм и ваххабизм на Северном Кавказе. Конфронтация или компромисс? Махачкала, 1999.
- Акаев В.Х. Ислам социокультурная реальность на Севчерном Кавказе. Ростов-на-Дону.2004.
- Акаев В. Х. Шейх Кунта-Хаджи: жизнь и учение, — Грозный, 1994.
- Акаев В.Х. Ислам в Чечне: традиции и современность. М., «Наука»,
- Акты, собранные Кавказской археологической комиссией. Том 2, Тифлис, 1868.
- Алимы и ученые против ваххабизма. Махачкала, 2001.
- Ан-Навави. Сады праведных. М., 2000.
- Албакова Ф.Ю. Современные проблемы исследования национально-этнического сознания. М., 1999.
- Алероев И.Ю. Язык, история и культура вайнахов, Грозный, 1990.
- Арухов З. С. Ваххабизм и духовенство. Махачкала, 2002.
- Арухов З.С. Экстремизм в современном исламе. Очерки теории и практики. Махачкала, 1999.
- Ахмадов Я.З., Хасмагомадов Э. Х. История Чечни в XIX—XX вв.еках. М., 2005.
- Ахмадов Ш. Б. Об истоках антифеодального и антиколониального движения горцев в Чечне в конце XVIII в., Известия ЧИНИИ ИЯЛ, Том. 9, частьЗ, вып. I. Грозный, 1974.
- Ахмадов Ш. Б. Имам Мансур. Грозный, 1989.
- Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. М., 1992.
- Баширов Л.А. Ислам и этнополитические процессы в современной России. (Точка зрения). М., Изд-во РАГС, 2000.
- Беннигсен А. Народное движение на Кавказе в XVIII в. («Священная война «шейха Мансура (1785−1791 гг.). Малоизвестный период и соперничество в русско-турецких отношениях. Махачкала, б/г.
- Берже А.П. Чечня и чеченцы. Тифлис, 1859.
- Берже А.П. Этнографическое обозрение Кавказа. СПб., 1879.
- Бларамберг И.Ф. Кавказская рукопись: этнографические описания народов Северного Кавказа. Ставрополь, 1992.
- Бобровников В.О. Ислам на постсоветском Северном Кавказе: мифы и реальность. Московский Центр Карнеги.2001.
- Большаков О.Г. История Халифата. Том I. М., 1989.
- Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. М., 1923.
- Богуславский Jl. История Апшеронского полка. Том.1, СПб., 1892.
- Бушуев С.К. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля. M-Jl., 1939.
- Болдырев А.Н. Еще раз к вопросу о Ходжа-Ахраре. // Духовенство и политическая жизнь на Ближнем Востоке в период феодализма.М., 1985.
- Вагапов Я.С. Изображение феодальной верхушки Чечни в эпических песнях.// Археолого -этнографический сборник. T. l 1, Грозный, 1968.
- Вагабов Н.М. Мусульманский конфессионализм в прошлом и настоящем. М., 1985.
- Васильев A.M. История СаудовскойАравии. М., 1999.
- Васильев А. М. Пуритане ислама? М., 1967.
- Вебер М. Социология религии (типы религиозных обществ).М., 1991.
- Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира (Избранные произведения). М., 1993.
- Вильяме А.К. Географически очерк Ингушетии. Владикавказ, 1928.
- Виситаев С.Б. Идеология накшбандийского мюридизма в современной Чечено-Ингушетии.// Религиозные секты на территории ЧИАССР и актуальные проблемы атеистического воспитания. Грозный, 1987.
- Гаджиев Р.Г. Ваххабизм: особенности его проявления на Северном Кавказе. Махачкала. 2002.
- Гарданов В.К. Обычное право как источник для изучения социальных отношений народов Северного Кавказа в XVIII -начала XIX в.- «Советская этнография», № 5,1960.
- Гакаев Дж. Очерки политической истории Чечни. XX век. М., 1997.
- Габисов Б. Г. Чеченцы и ингуши. Проблемы происхождения. Грозный, 1992.
- Гаммер М. Шамиль и мусульманское сопротивление царизму. Завоевание Чечни и Дагестана. М., 1998.
- Грабовский Н.Ф. Ингуши (их жизнь и обычаи).// Сборник сведений о кавказских горцах, Тбилиси, вып.1Х
- Гриценко Н.П. Экономическое развитие Чечено-Ингушетии в пореформенный период (1861−19 000 гг.), Грозный, 1963.
- Генко А.Н. Арабский язык и кавказоведение.// Труды второй ассоциации арабистов. M-JI., 1941.
- Гольдциер И. Лекции об исламе. М., 1912.
- Грюнебаум Г. Э. фон. Классический ислам. (600−1258), М., 1986.
- Джемаледдин Казикумухский. Адабуль-Марзия (Учение о тарикате. Сборник сведений о кавказских горцах.Вып.П.Тифлис, 1869
- Добролюбов Н.А. О значении наших последних подвигов на Кавказе. Полное собрание сочинений.Т.7.М., 1937.
- Джанашвили М.Г. Известия грузинских летописей и историков о Северном Кавказе и России. Поэма «Алгузиани», Тбилиси, 1897.
- Емельянова Надежда. Мусульмане Кабарды.М., 1999,, 1. Р А- / / / /V (,
- Ермолов А.П. Письма. Махачкала, 1926. • «(^ ««» 1
- Ермолов А.П. Записки. 1798−1826.М., «Высшая школа», 1991.
- Ефремова Ж.Д. К вопросу о национальном менталитете. Ливанский филиал ОрелГТУ, г. Ливны, 2002.
- Живая память. О жертвах сталинских репрессий. Грозный, 1991.
- Задорнов И., Халмухамедов А. Тейпы и тукхумы. «Родина», № 1−2, 2000.
- Заурбеков М.Д. Шейх Али Митаев: патриот, миротворец, политик. М., 2005.
- Зисерман А. История 80-го пехотного Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Баратынского полка /1726−1880/. Т.П. СПб, 1881.
- Ибрагимов М.М. Об особенностях кризиса в Чеченской республике в 1990 годы.// Чеченская республика и чеченцы. История и современность.
- Материалы Всероссийской научной конференции. Москва, 19−20 апреля 2005 года. М., Наука, 2005.
- Ильясов JI. Гены вечности. Чеченцы: архитектура, история, духовные традиции. М, 2004.
- Игнатенко А.А. Халифы без халифата. М., 1988.
- Ислам на постсоветском пространстве. Взгляд изнутри. М., 2000.
- Ислам. Энциклопедический словарь. М., «Наука», 1991.
- Ислам. Философская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова.ТДМ., 1962.
- Ислам и политика. (Взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии). М.: Институт востоковедения РАН, «Крафт+», 2001.
- Кисриев Энвар. Ислам на Северном Кавказе: от исторического многообразия к однородности современных тенденций.// Россия и ислам: межцивилизационный диалог. Москва- Уфа. 2006.
- Кныш А.Д. Мусульманский мистицизм: краткая история. СПб., 2004.
- Косвен М.О. Этнография и история Кавказа. Иследования и материалы. М., 1961.
- Иванов Л.П. Россия: ислам и политика./ Свобода и справедливость. Диалог мировоззрений. Материалы симпозиума 12−13 мая 199з года. Нижний Новгород, 1993.
- Ипполитов А. Учение «зикр» и его последователи в Чечне и Аргунском округе.// Кавказские горцы: Сборник сведений. Том 2.М., 1992.71. История Грузии, 1963.
- Коротков В.Е., Сарматин Е. С. Этнонационализм и чеченская модель этно политических процессов. // Межнациональные взаимодействия и проблемы управления в Поволжье и на Северном Кавказе. Часть. Саратов, 1998.
- Косолапов Н.А. Конфликты постсоветского пространства и современная конфликтология.// Мировая экономика и международные отношения, № 11,1995
- Крупнов Е.И. Средневековая Ингушетия. М., 1971.
- Культурное строительство в Чечено-Ингушетии (июнь 1941−1980 гг.). Сборник документов и материалов. Грозный, 1985.
- Лаудаев Умалат. Чеченское племя.- Сборник сведений о кавказских горцах, вып. VI, Тифлис, 1872.77. Ленин В.И.ПСС. Т. 41.
- Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М., 1999.
- Ланда Р.Г. Исламский фундаментализм. Вопросы истории, 1993.№ 1.
- Левин З.И. Мусульманское реформаторство и политика. М., 1999.
- Малашенко А. Исламское возрождение в современной России. Московский Центр Карнеги. М, 1998.
- Малашенко А. Исламские ориентиры Северного Кавказа. Московский Центр Карнеги. М., 2001.
- Магомед-Ханов Мугеддин. Истинные и ложные последователи тариката.// Сборник сведений о кавказских горцах. Вып., Тбилиси, 1870.
- Макаров Д. Официальный и неофициальный ислам в Дагестане. М., 2000.
- Маркс К. и Энгельс Ф. Полн. собр. соч. Том 19.
- Массэ А. Ислам. Очерки истории. М., 1961.
- Максимов Евг. Чеченцы. Историко-географический и статистико-экономический очерк.- «Терский сборник», вып. III, Владикавказ, 1893.
- Маргграф О. Чеченские селения.- «Терские ведомости», 1887, № 47.
- Меликишвили Г. А. К истории древней Грузии. Тбилиси, 1959.
- Магомедов Р.М. История Дагестана. С древнейших времен до конца XIX века. Махачкала, 1968.
- Магомедов P.M. Борьба горцев за независимость под руководство Шамиля.- Махачкала: Фонд Шамиля, 1991.
- Магомедова Т.С. О времени исламизации населения Аргунского ущелья.// Археология и вопросы атеизма. Грозный, 1977.
- Мартиросиан Г. И. История Ингушетии. Орджоникидзе, 1933.
- Материалы по археологии Кавказа. М., 1888.
- Медведко Л.И., Германович А. В. Именем Аллаха: Политизация ислама и исламизация политики. М. Д988.
- Межидов Д.Д., Алероев И. Ю. Чеченцы: обычаи, традиции, нравы. Социально-философский аспект. Грозный: Книга, 1992.
- Мухаммад аль-Газали. Сто вопросов об исламе. Каир, 1989.
- Мухаммад ибн Сулейман ат-Тамими. Книга единобожия. Баку, 1997.
- Кутб С. Вехи на пути. Махачкала, 1997.
- Мусульмане изменяющейся России. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2(Ю2.
- Мусульманские духовные организации и объединения Российской Федерации. М., 1999.
- Мустафинов М.М. Антинаучность идеи о тождестве национального и религиозного. Издание второе. Грозный, 1975.
- Невская В.П. Сельская община и феодализация горских обществ Северного Кавказа. Тезисы доклада на Региональной научной конференции «Генезис, основные этапы, общие пути и особенности развития феодализма у народов Северного Кавказа», Махачкала, 1980.
- Ошаев Х.Д. Мюридизм в Чечне (секты толка «кадирия» или «зикристы»). // Революция и горец Ростов-на-Дону, 1930, № 9−10.
- Ошаев X. Очерки начала революционного движения в Чечне. Грозный, 1928.
- Орджоникидзе Г. К. Избранные статьи и речи.М., 1970.
- Очерки истории Чечено-Ингушской АССР. Грозный, 1961.
- Плеханов Г. В. Избранные философские произведения.Том 3., М., 1957.
- Покоренный Кавказ. СПб., 1904.
- Попов И. Ичкерийцы. Сборник сведений о Терской области. Том I, Владикавказ, 1878.
- Попов А. Н. Революционная Чечня в огне сражений. Грозный, 1972.
- Реабилитация: как это было- документы и материалы. В 3-х томах. Составители: А. Н. Аргизов, Ю. В. Сигачев, В. Г. Хлопов, И. Н. Шевченко. М., 2000.
- Репрессированные народы России: Чеченцы и ингуши. Составитель Н. Ф. Бугай. М., 1994.
- Салих Ибн Фаузан. Дружба и непричастность в исламе. Махачкала, 1996.
- Саидов И. М. Этнографический и философский материал о классовых отношениях у чеченцев и ингушей. АЭС, Том 2, Грозный 1968.
- Семенов А.А. Бухарский шейх Бахауд-дин.1318−1389. (К его биографии).// Восточный сборник в честь А. Н. Веселовского. М., 1914.
- Серов Ф. О тех, кого называли абреками. Сборник. Грозный, 1927.
- Сталин И.В. Сочинения. Том 5.
- Суфизм в контексте мусульманской культуры. М., 1989.
- Сулейманов А. Топонимия Чечни. Нальчик, 1997.
- Сюкияйнен JI.P. Мусульманское право. Вопросы теории и практики.М., 1986.
- Сюкияйнен JI.P. Найдется ли шариату место в российской правовой системе? Под ред. Малашенко А. В. и Брил Олкотт М. М., Арт-Бизнес-Центр. 20 001.
- Тавакалян Н.А. Торжество ленинской национальной политики в Чечено-Ингушетии, Грозный, 1965.
- Тавакалян Н.А. О классах и классовой борьбе в Чечено-Ингушском обществе.- «Социальные отношении и классовая борьба в Чечено-Ингушетии в дореволюционный период. Грозный, 1967.
- Тишков В.А. Общество в вооруженном конфликте. Этнография чеченской войны. М., «Наука», 2001.
- Тогошвили Г. Д. Вопросы социального строя народов Северного Кавказа в грузинской советской историографии. Тезисы доклада на региональной научной конференции 11−12 июня 1980 года. Махачкала, 1980.
- Толстой Л.Н. Избранные повести и рассказы. Том. I. М., 1945.
- Толстой Л.Н. Критика догматического богословия. Полное собр. соч.Т. 23, М., 1957.
- Трошев Г. Чеченский рецидив. Записки командующего. М., 2003.
- Трахо Р. Черкесы. Мюнхен, 1956.
- Тримингэм Д.С. Суфийские ордена в исламе. Пер. с анг. М., Наука, 1989.
- Умаров М.У. Экологическая обстановка в Чеченской республике: состояние и пути оздоровления.// Чеченская республика и чеченцы. История и современность. Материалы Всероссийской научной конференции. Москва, 19−20 апреля 2005 года. М., Наука, 2005.
- Фадеев Р.А. Кавказская война. Из серии «Имперское мышление». М., 2003.
- Фадеев А.В. Россия и Кавказ в первой трети XIX века. М., 1960
- Фурман Д. Самый трудный народ для России. М., 2006.
- Харадзе Р.Л., Робакидлзе А. И. Характер сословных отношений в горной Ингушетии. КЭС, часть 2, Тбилиси, 1968.
- Хрестоматия Ислама. М., 1999.
- Чеснов Я.В. О книге и ее авторе. Предисловие к книге Алероева И.Ю.
- Чеченская Республика и чеченцы. История и современность. Материалы Всероссийской научной конференции. Москва, 19−20 апреля 2005 года. М., «Наука», 2005.
- Шавхелишвили А.И. Из истории взаимоотношений между грузинским и чечено-ингушским народами. Грозный, 1963.
- Шамилев А.И. Религиозные культы чеченцев и ингушей. Грозный, 1963.140. Шах И. Суфизм. М., 1992.
- Шегрен A.M. Религиозные обряды осетин, ингушей и их соплеменников при разных случаях.// Кавказ, 1840, № 27.
- Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии. Исследования, статьи, лекции. Под редакцией и с предисловием Я. П. Алькора. Ленинград, 1936.
- Язык, история и культура вайнахов. Грозный, 1990.
- Яндаров А.Д. Суфизм и идеология национально-освободительного движения. Алма-Ата, 1975.
- Яхиев С.У. Суфизм на Северном Кавказе: история и современность. М.,
- ЦГАДА Центральный государственный архив древних актов. РГВИА — Российский государственный военно — исторический архив. ЦГА ЧИАССР — Центральный государственный архив Чечено-Ингушской АССР.
- ЦГА СОАССР Центральный государственный архив СевероОсетинской АССР
- ЦГА РД Центральный государственный архив Республики Дагестан. РГИА — Российский государственный исторический архив. ГА РФ — Государственный архив Российской Федерации.