Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основные вехи жизни и проповеднической деятельности Мухаммеда

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Начало открытой проповеди относят к 610 г. Основная задача Мухаммеда заключалась в пропаганде новой религии, в убеждении окружающих в своей пророческой миссии и в том, что он последний пророк. Одних он увещевал, другим грозил от имени Аллаха небесными карами, со смирением противостоял насмешкам, поношениям и откровенным выражениям сомнения в его правоте. Наконец, с оружием в руках он выступил… Читать ещё >

Основные вехи жизни и проповеднической деятельности Мухаммеда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Пророк ислама Мухаммед родился в 570 г. в Мекке. Он происходил из обедневшего рода хашим племени курейш. Его отец Абдаллах умер вскоре после рождения сына (а по некоторым сведениям, до появления его на свет). Следуя местному обычаю, мать Мухаммеда — Амина отдала его кормилице-бедуинке, у которой он рос до 5 лет.

Мальчику не было и шести, когда мать скончалась, и сироту приютил сначала дед Абд аль-Мутталиб, а после его смерти — дядя Абу Талиб. Абу Талиб, занимавшийся торговлей, обладал скромным достатком, и ему трудно было содержать большую семью (своих детей у него было четверо). Впоследствии, когда Абу Талиб разорился и его младшие дети были отданы на воспитание родственникам, Мухаммед взял к себе самого младшего — Али.

Мухаммед рано приобщился к труду, пас овец, участвовал в снаряжении торговых караванов. Примерно в 25 лет он нанялся организовывать и сопровождать торговые караваны в Сирию к богатой вдове Хадидже. Вскоре Мухаммед и Хадиджа поженились. У них родилось шестеро детей — два сына и четыре дочери, но к большому огорчению Мухаммеда сыновья скончались в младенческом возрасте. Хадиджа была его опорой во всех сложных обстоятельствах. Пока Хадиджа была жива, она оставалась единственной женой Мухаммеда. После вступления в брак Мухаммед продолжал заниматься торговлей, но больших успехов на этом поприще не достиг. Хадиджа первая уверовала в истинность ниспосланной ему пророческой миссии.

Первыми последователями Мухаммеда, кроме супруги, стали Зейд ибн аль-Хариса — его вольноотпущенник, которого он усыновил, и маленький Али, которому в ту пору было 8−9 лет. Им Мухаммед проповедовал о необходимости помощи ближним, о всемогуществе Бога, необходимости покорности Богу и о близости Судного дня, до которого надо успеть очиститься от грехов.

Мухаммед призывал окружающих уверовать в Аллаха и следовать за его посланником. Вскоре к нему присоединились около 30 человек — выходцев из 10 мекканских родов. С расширением круга последователей моления были перенесены в расположенный у Каабы дом одного из представителей рода махзум. В течение нескольких лет эти собрания не привлекали внимания мекканцев. Когда же число приверженцев Мухаммеда достигло 40, он решил начать публичную проповедь, созвал курейшитов и объявил им, что является посланником Аллаха и призывает всех поклоняться единому Богу.

Начало открытой проповеди относят к 610 г. Основная задача Мухаммеда заключалась в пропаганде новой религии, в убеждении окружающих в своей пророческой миссии и в том, что он последний пророк. Одних он увещевал, другим грозил от имени Аллаха небесными карами, со смирением противостоял насмешкам, поношениям и откровенным выражениям сомнения в его правоте. Наконец, с оружием в руках он выступил против язычников Аравии. Мухаммед был незаурядной личностью. Он был наделен ясным и трезвым умом, политическим и дипломатическим талантом, был предан своей религиозной идее и готов идти на жертвы ради нее. Однако посланник Аллаха не был фанатиком, он обладал широким взглядом на жизнь, позволившим ему признать множество до него существовавших пророков и всех приверженцев других единобожных религий «людьми писания» и даже на определенном этапе считать их и мусульман одной общиной.

После начала проповеди среди мекканцев число приверженцев Мухаммеда удвоилось. Первоначально курейшиты соблюдали лояльность по отношению к ним, но вскоре они стали проявлять к мусульманам враждебность. Ситуация усугубилась после того, как Мухаммед стал развенчивать богов мекканцев и утверждать, что даже их предки горят в геенне огненной за неверие. Мусульманам пришлось прекратить открытые моления и собираться небольшими группами в окрестностях Мекки. Однако курейшиты не оставили их в покос, нападали на них, и, как гласит источник, во время одной из стычек пролилась кровь: «И это была первая кровь, пролитая при исламе»[1]. По словам автора жизнеописания Мухаммеда, «отношения расстроились, запахло войной, люди раскололись на враждебные партии, и одни из них открыто выказывали вражду к другим»[2].

В создавшихся условиях Мухаммед был вынужден посоветовать своим приверженцам выехать в христианскую Эфиопию и там переждать лихолетье под покровительством негуса. Туда отправились свыше 100 мусульман примерно в конце 615 г.

Этот демарш еще более накалил атмосферу, и курейшиты решили нанести мусульманам сокрушительный удар. Они объявили всему роду Мухаммеда — хашимитам — бойкот. Однако к хашимитам добровольно присоединились люди из других родов, и все они переселились в один район города, чтобы жить вместе. Положение заблокированных было крайне тяжелым, но ни один из них не отрекся от новой веры. Непреклонность мусульман произвела на мекканцев сильное впечатление, и по прошествии двухтрех лет представители различных мекканских родов, обладавших немалым влиянием в городе, предложили себя в качестве гарантов неприкосновенности мусульман, взяв их под свое покровительство. Бойкот был окончен, и мусульмане вернулись в свои дома.

В 619 г. умерли Абу Талиб и Хадиджа — два самых близких человека Мухаммеда, потерю которых он тяжело переживал.

Вскоре Мухаммед стал искать союзников и вне Мекки. Он попытался найти поддержку в соседнем Таифе, где ему ответили отказом. Заручившись покровительством главы одного из мекканских родов, Мухаммед начал проповедовать среди паломников, посещавших Мекку. На его проповедь откликнулись только паломники из земледельческого города-оазиса Ясриба, которые в течение почти трех лет обдумывали мысль о союзе с провозвестником новой религии, и постепенно число приверженцев Мухаммеда из числа ясрибцев увеличивалось. В этот период в Ясрибе происходила ожесточенная борьба между племенами аус и хазрадж за главенство. Многое в этом противоборстве зависело от населявших город-оазис крупных иудейских племен, занимавших важные экономические позиции. Наконец, в 622 г. состоялась договоренность с делегацией ясрибцев о переезде Мухаммеда и его сподвижников в их город. Мухаммед и его последователи переселились в Ясриб 24 сентября 622 г.

Таким образом, состоялась хиджра («переселение»), в результате которой установились новые отношения между переселившимися — мухаджирами и принявшими их ясрибскими мусульманами. Последние выступили не в роли покровителей, а в роли помощников — ансаров. Первоначально Мухаммед был принят в Ясрибе, который впоследствии стал называться Мадинат ан-наби («город Пророка»), или просто аль-Мадина (Медина), как верховный арбитр в разрешении спорных вопросов. Однако постепенно его авторитет и как пророка, и как политического деятеля возрастал, хотя и в Ясрибе не обходилось без критических оценок его слов и действий. Вершиной дипломатических поисков Мухаммеда стало соглашение между мухаджирами, племенами аус и хазрадж и иудеями Ясриба, установившее гибкую систему взаимодействия между сторонами. Этот договор известен в мусульманской историографии как «Мединская конституция» (араб. дустур Мадина).

Укрепившись в Ясрибе, Мухаммед стал задумываться об открытой борьбе против Мекки, которая началась с набегов на торговые караваны мекканцев и перешла в настоящую войну, развиваясь с переменным успехом. Самыми значительными сражениями были битва при Бедре (март 624 г.), закончившаяся победой мусульман, битва при Ухуде (март 625 г.), которую мусульмане проиграли, потеряв значительные силы, и битва у рва (март 627 г.), когда уже мекканцы с союзниками подошли к Медине, по потерпели поражение.

В 628 г. Мухаммед решил совершить малое паломничество в Мекку, но мекканцы, опасаясь его вступления в священный город, выслали навстречу делегацию для переговоров, которые увенчались заключением договора в местечке Худейбийя на западной границе Мекки. Согласно этому договору, между мусульманами и мекканцами устанавливалось десятилетнее перемирие, и мусульмане получили разрешение на следующий год посетить Мекку в качестве паломников. Аравийским племенам, связанным союзническими отношениями с Меккой, разрешалось вступать в союз и с Мухаммедом. Однако этот договор потерял силу через год. Он был нарушен в декабре 629 г., когда курейшиты напали на союзное с Мединой племя.

Мухаммед решил пойти войной на Мекку, и 12 января 630 г. войска мусульман беспрепятственно вошли в город. С мекканцами было заключено соглашение, согласно которому Мекка сохраняла статус священного города, куда мусульмане должны были совершать ежегодное паломничество, Кааба становилась общемусульманским храмом, а курейшиты сохраняли свои функции при храме при условии уничтожения всех идолов и принятия ислама. Таким образом, Мухаммед сумел примириться с Меккой, которая ему противостояла, и получил широкие возможности распространять свое влияние на племена, ежегодно посещавшие священный город. В Мекке были назначены наместник и наставник в вере, оба из числа курейшитов. Падение Мекки символизировало ослабление позиций аравийского язычества. Однако не все племена безоговорочно подчинились Мухаммеду, и язычество надолго сохранилось на Аравийском полуострове.

В январе 632 г. Мухаммед совершил паломничество в Мекку, которое мусульманские историки назвали прощальным. Он полностью выполнил обряд хаджа и по его окончании отправился в Медину. Вскоре он заболел и скончался в июне 632 г.

В соответствии с мусульманской традицией, получаемые Мухаммедом откровения исходили от Аллаха, и чаще всего Бог говорил с ним от своего лица, а затем Мухаммед передавал эти слова людям. Основные требования, предъявляемые к мусульманам, определились еще в ранний период сто проповеднической деятельности. Главным требованием стало признание Аллаха как единственного Бога, т. е. следование строжайшему монотеизму, и признание пророческой миссии Мухаммеда как посланника Аллаха. Вместо двукратной молитвы, совершавшейся еще до ислама, Мухаммед ввел пятикратную молитву. Постепенно к этим обязательствам добавились соблюдение поста, уплата очистительной милостыни и совершение паломничества в Мекку. Установления, провозглашенные Мухаммедом, приобретали характер закона, хотя они, естественно, не могли быть изложены в систематизированном виде. Обличение богатых в его проповедях соединено с утверждением, что имущественное неравенство имеет божественное происхождение и частная собственность неприкосновенна. Мухаммед порицал скупость, но и не поощрял чрезмерную щедрость, если даже речь шла о благотворительности, и всячески превозносил бережливость.

Земля, согласно проповеди Мухаммеда, принадлежит Богу, и Он дает ее тем, кому пожелает. Значительное внимание Мухаммед уделял проблеме повиновения. В Коране провозглашается: «Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас»[3]. Здесь заложен главный принцип, который послужил впоследствии основанием суннитской доктрины власти. В систему политических отношений Аравии было внесено существенное изменение путем запрета союзов племен.

Семейно-брачные отношения заняли в проповедях Мухаммеда важное место. Его усилия были направлены на укрепление индивидуальной семьи при сохранении полигамии. Однако число жен ограничивалось четырьмя, и муж был обязан обеспечивать им одинаковое содержание. Вопреки древнеаравийской традиции женщины были включены в категорию наследников. По новым установлениям женщинам выделялась половина доли мужчины-наследника, что стало важным явлением в социальной жизни Аравии. Все обязанности по содержанию жены и детей возлагались на мужа, а жена могла раздельно владеть своим имуществом, совершать торговые и финансовые сделки самостоятельно. Были запрещены кровосмесительные браки до третьего колена кровного родства и второго колена молочного родства. Был отменен левират, но такие браки сохранялись, если они были заключены до ислама.

При заключении браков мусульманам и мусульманкам предписывалось отдавать предпочтение верующим невольницам и невольникам перед идолопоклонниками, поскольку Мухаммед верующую невольницу ставил выше многобожницы, а верующего невольника выше многобожника.

Видимо, положение Мекки как крупного торгового центра и занятие торговлей основной массы курейшитов предопределили пристальное внимание Пророка к коммерческой деятельности. Он провозгласил моральные принципы, которых должны придерживаться верующие при совершении сделок. Торговлю он объявил разрешенным и поощряемым Аллахом занятием. Пророк призывал торговать честно, не обмеривать и не обвешивать. От имени Аллаха было запрещено ростовщичество. Мусульманам предписывалось точное соблюдение долговых и залоговых обязательств, честное отношение к завещаниям и к имуществу сирот при исполнении функций опекунов.

В связи с тем, что война занимала важное место в жизни общины, Мухаммед неоднократно обращался к этой теме, касалось ли дело того, кому идти на войну, как делить военную добычу или как поступать с пленными. Из военной добычи выделяли пятую часть Богу, Пророку, на выкуп рабов, на помощь вошедшим в долги, бедным, сиротам. Остальное делилось между участниками похода. Пленных обычно освобождали за выкуп.

В своих откровениях Мухаммед неоднократно обращался к рабству. Отпуск рабов на волю был объявлен богоугодным делом, однако Мухаммед этим не ограничился. При определении видов наказания за клевету, за празднословие, за убийство и иные преступления мусульманам предписывался отпуск на волю раба, принявшего ислам. Своих вольноотпущенников мусульмане должны были наделить письменной отпускной и частью имущества, чтобы бывшие рабы могли начать самостоятельную хозяйственную жизнь. Это не означало, что была провозглашена отмена рабства, однако все эти установления, с одной стороны, привлекали невольников к учению Мухаммеда, с другой — способствовали смягчению социальной напряженности.

Мухаммед осудил кровную месть, которая часто служила причиной кровавых межплеменных столкновений, и утвердил выкуп как наиболее приемлемый выход из подобных ситуаций. В некоторых случаях, когда речь шла об интересах ислама, он сам брал на себя обязательство уплатить выкуп. Тем самым была сделана попытка ограничения сферы применения обычая кровной мести. Все установления Мухаммеда, которые он произносил как полученные от Аллаха откровения, легли в основу мусульманского священного закона — шариата.

Мухаммед скончался, не оставив завещания о преемнике, что вызвало замешательство в общине. Начались столкновения между ее различными фракциями. На место руководителя общины претендовали ближайшие сподвижники Пророка — мухаджиры и ансары. В конечном итоге первым халифом («преемник», «заместитель») был избран Абу Бакр (правил с 632 по 634 г.), дальний родственник Мухаммеда. Он один из первых уверовал в Пророка, за что был наречен Сиддиком (Правдивейшим). Способ избрания Абу Бакра воспроизводил практику родового общества при избрании племенного вождя.

Перед смертью Абу Бакр высказался в пользу близкого сподвижника Мухаммеда Омара ибн аль-Хаттаба как наиболее приемлемого кандидата на пост нового главы мусульманского государства. При Омаре (правил с 634 по 644 г.) были совершены успешные внешние завоевания и предприняты важные шаги по укреплению исламской государственности.

Третий халиф Осман ибн Аффан (правил с 644 но 656 г.) был избран специальным советом (ахль аш-шура), община признала его власть и принесла ему присягу. Он принадлежал к богатому роду Омейядов. При нем продолжилась внешняя экспансия. В период его правления родственники халифа сконцентрировали в своих руках большие земельные владения в завоеванных странах и монополизировали высокие посты в аппарате управления. Эти действия послужили причиной убийства Османа. Четвертым халифом был избран Али ибн Аби Талиб, кровный родственник Мухаммеда и муж его дочери Фатимы (правил с 656 по 661 г.), который открыто выступил против Омейядов. Мусульманская традиция называет первых четырех халифов «праведными» .

  • [1] Ибн Хишам. Жизнеописание господина нашего Мухаммада, посланника Аллаха // Хрестоматия по исламу. М., 1994. С. 22.
  • [2] Там же. С. 23.
  • [3] Коран, 4: 59.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой