Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Философско-антропологический анализ старости

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Старение населения является одной из наиболее актуальных проблем современности. Увеличение в общей численности населения относительной доли и в абсолютной численности людей пожилого возраста делает особо актуальными проблемы, связанные с тем, как старые люди вписываются в контекст современной действительности. В экономически развитых странах мира причиной старения… Читать ещё >

Содержание

  • t
  • ГЛАВА 1. ЭТАПЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА КАК КОМПЛЕКСНАЯ ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. Л Старость в контексте био -социальных наук о человеке и обществе 14 1.2 Философско-антропологическое осмысление старости
  • ГЛАВА 2. БАЗОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ В СТАРОСТИ
    • 2. Л Индивидуализация жизненного мира человека в старости
      • 2. 2. Проблема телесности в старости
      • 2. 3. Старость как смертный порог бытия человека
  • ГЛАВА 3. ИДЕАЛ ДОЛГОЛЕТИЯ И ЦЕННОСТЬ СТАРОСТИ В ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПАХ КУЛЬТУР 67 ЗЛ Старость и долголетие в духовном опыте традиционных культур
    • 3. 2. Долголетие без старости — идеал современной западной культуры
    • 3. 3. Старость как ценность человека в отечественной культуре или бремя Российского социума
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ МАТЕРИАЛОВ

Философско-антропологический анализ старости (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Старение населения является одной из наиболее актуальных проблем современности. Увеличение в общей численности населения относительной доли и в абсолютной численности людей пожилого возраста делает особо актуальными проблемы, связанные с тем, как старые люди вписываются в контекст современной действительности. В экономически развитых странах мира причиной старения населения является снижение смертности населения в старших возрастных группах, связанной с прогрессом медицины и здравоохранения, а также повышение жизненного уровня населения. В развивающихся странах по последним прогнозам в ближайшие десятилетия рождаемость будет существенно снижаться, так что к середине XXI столетия около 20% населения мира составят люди в возрасте 60 лет и старше1. Проблема существенного увеличения продолжительности жизни за счет применения новейших биомедицинских технологий требует своего осмысления, поскольку интенсивность биомедицинского вмешательства в природу человека постоянно возрастает. Уже сейчас средняя продолжительность жизни благодаря внедрению технологий пересадки органов в развитых странах увеличится примерно на 45%, а технологии генной инженерии позволят людям жить по 90−100 лет". Пролонгированное существование, которое все больше и больше будет зависеть от изменения самого человеческого биоса, неизбежно приведет и к изменению самого понятия жизни, традиционно являющейся одной из узловых проблем философских исследований.

В современной России, несмотря на то, что сдерживающим фактором старения населения является высокий уровень смертности, рост пожилых происходит в основном за счет снижения рождаемости. В России уровень.

Редакционное предисловие к статье С. С. Неретиной Смерть как условие бессмертия //Человек. 2002 г. № 4. — С. 48.

2 Фукуяма Ф. Социальные последствия биотехнологических новаций // Человек. 2008. № 2. — С. 83 общей смертности «поднялся за 1986 — 1994 гг. в 1,5 раза, &bdquo-оставаясь высоким и в настоящее время. Такой подъем именуется «сверхсмертностью"3. Увеличение доли пожилых и старых людей в современной России происходит в условиях резкого изменения всех сторон жизни российского общества, начало которым послужила перестройка. В новых реалиях постперестроечной России этим возрастным когортам приходится не только с трудом адаптироваться к совершенно новым для них условиям существования, но и сохранить достоинство своей прожитой жизни в то время, когда в 90-е годы сколько-нибудь значимые события в истории нашей страны в прошедшем веке подверглись радикальному пересмотру, а в публицистике за человеком эпохи социализма закрепилось именование «homo soveticus».

Конфликт поколений в современной России грозит не только экономической дестабилизацией общества, социальной напряженностью. Духовное наследие всех народов РФ дает возможность обратиться к опыту понимания старости как духовного достояния человека, которое может и должно быть использовано как фактор духовной зрелости социокультурного организма, которым является современная Россия, требует анализа ' завершающего этапа жизненного пути человека.

Степень разработанностипроблемы. Старение — многомерный и многонаправленный процесс, изучаемый многими науками о человеке. Старость представляет собой один из этапов жизненного пути человека. Своеобразие жизненного мира человека в старости требует обращения к анализу концепции жизненного мира, разработанного Э. Гуссерлем и представленного М. Шелером, X. Ортегой-и-Гассетом, М. Хайдеггером, Ж.-П. Сартром. Проблемы жизненного пути рассматривают в современной психологии А. Адлер, Э. Берн, Ш. Бюлер, Г. Олпорт, Э. Шпрангер, в.

3 Гундарев И. А. Влияние духовного состояния населения на динамику смертности в России // Философия и наука. 2008. № 3. С. 97 отечественной психологии К. А. Абульханова-Славская, Б. <�Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, Н. А. Рыбников.

Генетические основы старения изучают Л. Хейфлик, С. Бреннер, Дж. Сулстон и Р. Хорвиц, Катлер, Захер Ж., А. Медведев.

Биологические аспекты старения исследуют Ахаладзе Н. Г., Вайсерман А. М. Б. Стрехлер, Ханжин Б. М., Этинген Л. Е. Регуляторная модель старения разрабатывают Донцов В. И., Крутько В. Н., Подколезин А. А. Математическая модель старения создана в 1825 году Б. Гомперцом.

Психологические подходы к старости берут начало в трудах Фр. Галтона, который исследовал трансформацию интеллектуальной деятельности человека в пожилом возрасте. Старение как завершающий этап жизненного цикла исследовано 3. Фрейдом, К. Г. Юнгом. Психологические аспекты старения исследованы в работе американского психолога С. Холла «Старение».

В рамках социально-экологического направления Дж. Розен и Б. Ньюгартер, Е. Мамминг, В. Генри изучают психологические аспекты взаимоотношений старого человека с окружающей средой.

В трудах Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского заложено понимание возрастных изменений свойств человека как одновременно биологических и социальных, отногенетических и биографических.

Время как совокупность всех психологических изменений человека в «объективном биографическом времени» рассматривают в своих исследованиях П. Жане, Ш. Бюллер, Б. Г. Ананьев, Я. Пэрн. Время как субъективное переживание изучают Дж. Нюттен, Р. Кнапп, К. Левин, В. Ковалев, Н. Н. Толстых, А. Б. Орлов. Концепция «личностного времени» как совокупности объективного и субъективного времени рассматривается К. А. Абульхановой-Славской. С позиций символического интеракционизма изучается феномен старости в трудах И. С. Ионкувене, М. А. Ноботас, А. А. Ригиной, В. В. Болтенко.

Основы возрастной классификации разработаны в трудах .Дж. Биррен В. Бромлей, В. И. Слободчиковой. Э. Эриксон создал модель, согласно которой человек должен пройти восемь этапов жизни. Э. Эриксон разработал теорию о восьми стадиях развития личности, целью каждой из которых является достижение определенного социально-ценностного качества. Для пожилого возраста необходима задача целостности развития собственного «Я», уверенности в смысле жизни, как отдельного индивида, так и всего Универсума. Осуществление этой задачи приводит человека к «ощущению чувства тождества с самим собой и длительности своего индивидуального существования как некоей ценности, которая, даже в случае необходимости не должна быть подвергнута никаким изменениям». А. Адлер считал, что на протяжении своей жизни индивид стремится компенсировать первичное чувство неполноценности, которое в пожилом возрасте переживается особенно остро, поскольку человек переживает из-за болезней, недомоганий утраты собственной привлекательности, потери социальных связей и возможности интимных отношений. Отсюда возможное самозамыкание пожилого человека, «уход» в себя. Э. Берн разработал представление о вырабатываемых в раннем детстве и реализуемых жизненных сценариях. Швейцарский психолог Л. Зонди писал о включенности человека в контекст рода и родственных отношений.

В рамках социально-экологического направления, изучающего психологические аспекты взаимоотношений старого человека с окружающей средой, теорию разобществления выдвинули Дж. Розен, Б. Ньюгартер, Е. Мамминг, В. Генри, К. Тиббитс.

Социальные проблемы старения включает рассмотрение таких проблем, как место пожилых в обществе, межпоколенные отношения. Поколение как объект социализации изучалось Т. Парсонсом, Ш. Айзенштадтом, М. Мид, как субъект социально-политического конфликта — Г. Маркузе и Л. Фойер. В учении о социальных конфликтах 3. Фрейда, Г. Зиммеля, Л. Козера, Р. Дарендорфа дана теоретическая основа концепций конфликта поколений. Английский социолог Роуз рассматривает старость в контексте своей теории субкультуры, Кр. Виктор изучает старость в рамках западного общества. А. Шюц уясняет, как жизнь человека и общества упорядочивается с помощью принимаемых на веру универсальных понятий.

Современные отечественные авторы. Г. М. Андреева, О. В. Краснова исследуют социальную активность людей позднего возраста. Социологический аспект старения рассматривается в работах Н. Г. Ковалевой.

Современное научное течение геронтология З. Г. Френкель и др. изучает процесс старения и старости человека, объединяя четыре основных аспекта исследований: биологический, медицинский, психологический и социальный.

Проблема старости в культурологическом аспекте изучается в контексте отдельных культур. Так, проблема жизненных этапов — ашрама в индийской культуре рассмотрена в работах Мишель Юлена, проблема долголетия и продления жизни как базовая для китайской культуры — в трудах Т. Харевен исследует культурно-историческую трансформацию процесса старения и восприятия старости в американском обществе XIX — XX вв.

Философский ракурс рассмотрения старости предусматривает соотнесение старости с такими базовыми понятиями, как жизнь, жизненный путь, смысл жизни. Философские аспекты геронтологии представлены в трудах Т. В. Карсаеескои, К. С. Пигрова5, А. Т. Шаталова, Ю. М. Шора5. Т. В. Карсаееская обращает внимание на необходимость при выработке стратегии выживания в современной неравновесной ситуации развития обратиться к изучению культурно — цивилизационного многообразия мира. Философское осмысление старости заложено в трудах Платона и Аристотеля,.

4 Карсаевская Т. В. Этапы жизненного цикла человека: зрелость, старость: Социально-философский аспект// Психология зрелости и старения.-1997. -№ 1.

5 Пигров К. С. Социально-философская антропология в кн. «Программа по специализации социальной философии». -СПб.: Университет, 1995.

Шор Ю. М. По следам творящего духа — СПб.: Чистый лист, 2005.

М. Т. Цицерона, Сенеки, МаркаАврелия. В новейшей философии «А. Шопенгауэром и Фр. Ницше. Проблему бытия человека у смертного порога рассматривает в эссе «Смерть» французский философ и культуролог Вл. Янкелевич, современный отечественный философ Н. Н. Трубников.

Вместе с тем проблема старости как завершающего этапа жизненного пути человека до сих пор не является приоритетной в рамках философско-антропологического анализа.

Объект исследования — старость как итоговый этап жизненного пути человека.

Предметом исследования являются базовые проблемы существования человека в старости в исторических «типах» культур.

Цель диссертационного исследования — обосновать изменения проблемного поля человеческого существования в старости в различных исторических «типах» культур.

Данная цель реализуется с помощью решения следующих задач:

— раскрыв значимость комплексного подхода к изучению старости, выявить специфику философско-антропологического рассмотрения старости;

— провести анализ жизненного мира человека в старости, выделив в качестве базовой проблему изменения телесности и отношения к смерти;

— раскрыть характер связи человеческой телесности с ландшафтным телом в мифопоэтической картине мира и зависимость человеческого долголетия от соотнесенности человеческой жизни с природно-космическими ритмами;

— выявить роль аскетики как особой практики умаления телесной зависимости для развития и совершенствования духовных оснований жизни человека в духовных практиках мировых религий;

— раскрыть значимость духовного опыта в постижении старости как завершающего этапа жизненного пути, накопленного в традиционных культурахг,-.- раскрыть инверсию духовности/телесности в современной культуре. Запада, с ее установкой на долголетие без старости;

— расширить знания о возможных последствиях биомедицинского вмешательства в природу человека, ведущие к продлению жизни;

— выявить значимость духовных оснований отечественной культуры в отношении к старости для позитивного решения проблемы постарения российского социума. V.

Научная новизна исследования:

— выявлено проблемное поле философского анализа старости как завершающего этапа жизненного пути человека;

— раскрыты характеристики жизненного мира человека на поздних этапах онтогенеза;

— выявлена культурно-историческая обусловленность понимания и отношения к старости и духовный опыт достижения долголетия старости в аскетических практиках мировых религий;

— раскрыта суть целевой установки «долголетие без старости» в современной культуре Запада;

— исследован феномен «старчества» в отечественном типе культуры- -проанализированы возможности превращения старости из социального бремени в духовное достояние современной российской культуры на базе использования опыта, накопленного многими этническими и конфессиональными сообществами РФ.

Тезисы, выносимые на защиту: 1. Старость, являясь мультифакториальным процессом, не может быть сведена к биопсихическим процессам. Важнейшей составляющей человеческого бытия является духовность. Духовное развитие человека в старости достигает целостности, поскольку человек уже состоялся (или нет), таким образом полнота его бытия у смертного порога становится максимальной. Духовное взросление человека представало процессом, противонаправленным физическому истощению жизненных сил. Старость, озабоченной последними вопросами существования, беззаботна в экзистенциальном смысле. Философское осмысление старости как итогового пути развития человека включает прежде всего отношение человека к процессу старения, к собственной конечности, оценку старости в различных мировоззренческих системах.

2. В старости происходит индивидуализация жизненного мира человека. Время в старости «уплотняется» и становится квантированным, заполняясь самым важным и главным, интимно-личностным содержанием. Пространство коммуникативное становится прерывистым. Жизненное пространство необратимо сворачивается. Сужение пространства вокруг собственного уже не полностью подчиняющегося себе тела, сосредотачивает внимание стареющего человека на проблеме собственной телесности. Тело всегда является гендерно-специфическим (gendered bodies), неодинаковым у мужчин и женщин, поэтому процесс старения мужчин и женщин имеет свои обусловленные культурой различия. Отношение к собственной телесности задано культурными стереотипами и отлично в различные культурно-исторические эпохи.

3. Старость является тем периодом жизни человека, который естественно оканчивается смертью, что вызывает у человека определенное отношение к прожитому и пережитому. В процессе культурно-исторического развития происходит смена значимости старости как завершения жизненного пути — от значимости старости в передаче ценностей информации, необходимых для продления существования социального целого (рода, племени, клана, семьи) к пониманию старости как периода осмысления уникального жизненного опыта человека, высшей ступени его индивидуализации.

4. В рамках религиозного мировидения выработаны определенные аскетические учения, которые позволяли человеку гармонизировать и свой внутренний мир в соответствии с ритмами природы, в результате духовного перевоплощения достичь телесного долголетия. Специфика нововременной культуры Запада состоит в том, что человек, сведенный к своей телесности, освобожденный от пасторства духа над плотью, стремится к физическому долголетию, возможному бессмертию без духовного преображения.

5. В секуляризованной культуре Нового времени увеличение средней продолжительности жизни привело к возникновению новых этапов внутри жизненного цикла человека. Долголетие перестало быть привилегией высших слоев общества, долгая старость — редким, а долгожительство — уникальным явлением. Существенно продлилась и приобрела дополнительное членение пора зрелости человека. В условиях резкого увеличения продолжительности жизни происходит обесценивание старости как завершающего развития жизненного пути. На первый план выходит задача сохранения и «растягивания» во времени стадий жизни, предшествующих старению. Человеческая телесность с помощью пластической хирургии и новейшими медикаментозными средствами изменяется в направлении, обратном возрастным изменениям. Старики становятся изгоями в культуре массовых коммуникаций, которая замещает культуру человеческого общения. Старым людям навязываются стереотипы «культуры молодых» в поведении, образе жизни, моде, развлечениях.

6. В православно-христианской традиции важную роль играет т. н. «старчество», суть которого состоит в аскетике, направленной на преодоление телесной зависимости и взращивании духовных оснований человеческого существования, обеспечивающих полноту жизни. Новым этапом в развитии русского старчества явилась деятельность оптинских старцев, существенно повлиявшая на духовный климат отечественной культуры XIX — начала XX века. Российская интеллигенция в своем духовном облике произвела инверсию духовных ценностей, реализуемых старчеством. Любовь к будущему человечеству сочеталась в духовном облике российского интеллигента с разрывом всех связей с «живыми и мертвыми». 7. Советский период отечественной истории предстает периодом модернизации, в котором резко обрывались поколенческие связи, декларируемые ценности («старикам везде у нас почет») не отражали реального отношения к людям старших возрастов, влияние которых Советская власть пыталась ограничить. В перестроечный период еще раз пересмотру подвергся опыт жизни отцов и дедов, оказавшихся заложниками шоковой экономической терапии и обвала всех прежних идеологических ценностей. Старики стали аутсайдерами сегодняшней России. Выросло поколение молодежи, которое выстраивает свой жизненный путь, не принимая позитивно опыт старших. Разрыв поколений становится опасным для сохранения культурной целостности российского общества. Вместе с тем в отечественной культуре существует возможность опоры на духовное наследие народов России, в котором признается духовное достояние старости, уникальность личностного опыта человека как богатство и достояние всех поколений.

Теоретические и методологические основы диссертационного исследования. Базовыми понятия диссертационного исследования явились понятия «жизненный мир», «жизненный путь». Системный анализ позволил дать комплексный анализ старости. Компаративный метод применен для выявления общих и специфических черт старости как финального этапа развития человека в старости и в различных типах культур. Историко-генетический метод позволил выявить общую тенденцию изменения старости в период перехода от традиционной к современной инновационной культуре.

Практическая значимость работы связана с необходимостью организации социальной работы в нашей стране с учетом не только поддержания физического состояния поздних возрастных слоев, но и возможностей создания условий для полноты их жизни в поздний период жизни. Диссертация может иметь значение для создания учебного пособия и специального курса по Геронтологии в высших учебных заведениях.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были изложены автором на научно-теоретической конференции молодых ученых в СКНЦ ВШ. Материалы диссертации отражены в четырех публикациях и тезисах выступлений.

Объем и структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, содержащих восемь параграфов, заключения и списка использованных материалов, состоящего из 157 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Старость как этап развития человека представляет собой многоаспектный процесс, изучение которого требует комплексного подхода. Недостаток сведения старости к биопсихическим процессам связан, кроме всего прочего, с тем игнорированием духовности, которое является важнейшей составляющей человеческого бытия. Духовный аспект жизни существенно влияет на динамику развития человека, определяя качественные изменения.

Философское осмысление старости как завершающего земной путь развития человека, раскрывает недостаточность рассмотрения человека как биосоциального существа. Проблемы духовного развития не подчинены логике фаз физиологического роста и увядания, а проблема смысла человеческой жизни может быть постигнута человеком только путем личностного приобщения к культурной традиции или ее радикального переосмысления.

Старость, как последний этап жизненного пути, является временем, когда человек подводит итог прожитой жизни, задаваясь вопросом о том, имеет ли она смысл. Старость как завершающий период человеческой жизни не может быть рассмотрена без общего отношения к человеческой жизни, жизненному пути, который подвергался философской рефлексии в рамках исторически сложившейся картины мира, присущей различным культурным мирам. Место и путь человека в мире в известной степени зависят и от понимания того, каков тот мир, в котором человек может осмыслить свой жизненный путь.

Духовное взросление человека представало процессом, противонаправленным физическому истощению жизненных сил.

В процессе старения происходит индивидуализация «образа мира», включающего соотнесенности личного времени с временем социальным, сужение жизненного пространства.

Отношение, ко времени на завершающем этапе жизни во многом определяет состояние не только душевных, но и физических сил человека. Переживание времени, отношение к временности собственного существования по-разному переживается в различные периоды жизни человека. Время в старости становится заполненным памятью о прошлом, которое сохраняет самое важное и главное, возможно никогда не проговариваемое, интимно-личностное, включающее не только деяния и поступки, о которых никто не знает и никогда не узнает, но и потаенные мысли, не пережитые, но прочувствованные отношения с другими людьми. Важнейшей характеристикой жизненного мира человека является его укорененность в обжитом, очеловеченном, «своем» пространстве. Пространство сворачивается вокруг человека. Изменения пространства жизненного мира человека в старости связаны с постепенным сужением жизненного пространства. Сужение пространства вокруг собственного уже не полностью подчиняющегося тела сосредотачивает внимание стареющего человека на проблеме собственной телесности. Отношение к собственному телу отлично в различные культурно-исторические эпохи.

Для античной философии характерно особое отношение к гармонически развитому совершенному телу. Христианство послужило мировоззренческой революцией, кардинально изменившей взгляды на устройство мира и человека. В раннехристианскую эпоху доминирующим становится образ тела как страдающего «я». Со времени ньютоновской научной революции тело рассматривается по аналогии с машиной, так что для описания того, как оно работает, был даже создан термин «биомеханика». Тело объективируется, становится объектом по мере того как ограничивается автономия действий его живых сил. Тело всегда является гендерноспецифическим. По-разному протекает процесс старения мужчин и женщин. Женщины менее подвержены воздействию экстремальных факторов.

Старость рассматривается как период жизни. человека, который естественно оканчивается смертью, что вызывает у человека определенное отношение к прожитому и пережитому. Смерть подводит итог всему бытию человека, выявляет его «значение» и устанавливает, кем же он все-таки был. Отношение к смерти задается в культурной картине мира, в рамках которой человек выстраивает свою индивидуальную линию жизни. В современной культуре все шире распространяется следующее представление: не то, чтобы смерти нет, но она может и должна быть уничтожена. Не умирание и достойная смерть другого человека занимают сознание современного человека, а возможность сделать собственный шаг к потенциальному бессмертию, даже за счет довольно спорных критериев смерти для других.

Существенной особенностью традиционных культур является то, что возрастные когорты здесь имеют выраженные качественные характеристики. Человек в традиционных культурах всегда связан родовыми связями с тем положением в возрастных когортах, которые до и после него займут другие члены традиционного сообщества.

Разрушение патриархально-клановых отношений неизбежно привело к сокращению значимости в жизни людей прежних социальных регуляторов — традиции, обычая, что порождает неопределенность смены поколений. Улучшение качества жизни привело и к увеличению средней продолжительности жизни в экономически развитых странах мира вдвое, что привело к возникновению новых этапов внутри жизненного цикла человека. Долголетие перестало быть привилегией высших слоев общества, долгая старость — редким, а долгожительство — уникальным явлением. Существенно продлилась и приобрела дополнительное членение пора зрелости человека.

Ускорение темпов экономического прогресса усугубило расслоение современного индустриального общества по возрастным стратам, привело к отчуждению, замыканию возрастных когорт в субкультуры, главной из которых в эпоху Модерна неизбежно становится субкультура молодых. Пытаясь подольше не попасть в положение социальных аутсайдеров, пожилые стараются «затягивать зрелость». При этом старики становятся изгоями в культуре массовых коммуникаций, которая замещает культуру человеческого общения. Поколения дистанциируются в социальном пространстве — происходит обособление зон труда, быта и поселения.

В современном обществе актуализируется проблема конфликта поколения, известная и в прежних социокультурных сообществах. Отличие современного общества от традиционных ориентировавшихся на авторитет предков и стабильность, состоит в глобальной устремленности в будущее. Современный человек, конструируя свое будущее, не находит место старости. В современном обществе понятия жизни и смерти связаны с успехами науки, которые делают возможным воздействие на человеческую телесность.

Технологии «земного бессмертия» привели к появлению движения трансгуманизма, одним из главных положений которого является неотъемлемое право человека продлевать собственную жизнь или организовывать крионическое хранение своего тела. Перманентная «достройка» и «перестройка» тела утвердилась в качестве визуальных знаков культуры. Новые биотехнологии могут существенно продлить жизнь, новые медикаментозные средства могут изменить этическое понимание того, что значит прожить счастливую и полноценную жизнь.

В русской традиционной культуре отсутствовало четкое деление по возрастным границам между жизненными периодами взрослых людей.

Принятие христианства привело к изменению содержательного наполнения понятия «человек», его предназначения, смысла и цели жизни, что естественно отразилось и на понимании основных этапов его жизненного пути. Православное богословие находят идеал человека в христианской святости, в старчестве и старцах, которые обладают способностью преодоления дуализма человеческой природы, «нераздельно и неслиянно» соединяют в себе душевно-.телесное и духовное начала ипомогают.

193 преодолевать личностные противоречия другим .

В ходе преобразований, осуществляемой новой властью после Октябрьского переворота не только социальные группы, классы, но и поколения были объявлены враждебными друг другу. Стремительные изменения страны, связанные с индустриализацией и коллективизацией делали ненужным опыт людей старшего возраста. Их приверженность прежним поведенческим нормам, традициям, обычаям подвергались глумливому осмеянию со стороны их собственных детей и внуков. Начал распространяться в пропаганде и в массовых видах искусства, в первую очередь в кинематографе, культ молодости, спортивности, военизированного атлетизма.

Очередной слом отечественного социума в перестроечное время привел к резким и для большинства населения современной России крайне неблагоприятным социально-экономическим последствиям. В перестроечный период была проведена «шоковая терапия» не только в экономике, но и в идеологии. В итоге между поколением, которое начало входить в осмысленный возраст в начале 90-х годов прошлого века и которое в настоящее время принадлежит к наиболее активной части населения россиян, и поколениями их отцов и дедов возник информационный разрыв. Жизням ушедших и еще живущих «героев былых времен» был поставлен приговор — они прожили свои жизни зря. В современной России пенсионеры становятся социальной обузой для общества.

Долголетие и достойная старость стали достоянием только тех, кто «этого достоин». Очевидно, что свобода, которая для стареющего населения обернулась брошенностью на произвол судьбы, не вызывает эйфории. Возможность знать правду о преступлениях тоталитарного режима не дороже.

193 Зимакова Е. В. Образ человека в православной традиции и русской религиозной философии // Человек. 2005.-№ 4.-С. 113.

•". «тьмы низких истин» каждодневного существования на пенсию ниже прожиточного минимума.

Сохранение единства российского социума в значительной степени будет зависеть от того, насколько полно будет воспринят и востребован духовный опыт старшего поколения. Опора на собственную духовную культуру и традиции должна привести к пониманию старости не как бремени человека и общества, а к их несомненному достоянию.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Beauvoir S. La vieillesse: / Essai. P. Gallimard, 1970.
  2. Coope C.M. Death with Dignity // Hastings Center Report. 1997. Vol. 27, N 5.
  3. Dworkin R. Life’s Dominion. N.Y.: Vintage, 1993.
  4. Erikson E. H. Childhood and Society. New York, 1963.
  5. Erikson E. H. The life cicle complected. New York, 1982.
  6. Kleinman A. The Illness Narratives. N.Y.: Basic Books, 1988.
  7. Lorenz К The Enmity BeetweenGenerations and its Proable Ethological Causses // The Psichoanalitic Review, 1970.
  8. Perkins J. The Suffering Self. L: Ftoutledge, 1995.
  9. Victor Cr. Old age in modern society: A. textbook of social gerontology -L. ec.: CroomHelm, 1987.
  10. Winn M. The Plug-In Drug. N. Y., 1977.
  11. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. М. 1977.
  12. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
  13. Августин. Исповедь М., 1992.
  14. С. Горизонт семьи // Новый мир. 2000 № 2.
  15. В. И. Генетически запрограммированная смерть клетки. http://science.rambler.ru.
  16. М. Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л.: ЛГУ, 1973.
  17. В. П. Становление человечества М., 1984.
  18. И. А., Ермаков М. Е., Мартынов А. С. СРЕДИННОЕ ГОСУДАРСТВО. Введение в традиционную культуру Китая. М. Изд. дом «Муравей». 1998.
  19. . Г. Избранные психологические труды: в 2 т. — М. 1980. Т. 1.20. .^Андреев И. JI. «Заказное» самоубийство (ритуальный уход из жизникак социально-психологический феномен) // Вопросы философии. 2000. № 12.
  20. И. Л. ДЕТСТВО И «ДЕДСТВО» В АФРИКАНСКОМ КОНТЕКСТЕ // Человек. 2001. № 6.
  21. Аристотель О душе. / Аристотель. Соч. в четырех томах. Т .1 М. Мысль, 1978. Арьес Ф. Возрасты жизни / Философия и методология истории. М. 1977.
  22. Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Прогресс, Прогресс-Академия, 1992.
  23. Н. Г., Вайсерман А. М. Определение биологического возраста как проблема геронтологии // Проблемы старения и долголетия. 1992. № 3.
  24. С. П. Автопортреты позднего Пикассо / На грани тысячелетий: Судьба традиций в искусстве XX в. -М.: Наука, 1994.
  25. Г. Ш., Иванкова Л. В. Старение населения в России: возможна ли война между поколениями? // Психология зрелости и старости. 2005. № 4.
  26. В. А. Лицо человека. Антропосоциология и метафизика портрета// Человек. 2004. № 4.
  27. А. Материя и память. СПб., 1914.
  28. Н. Философия свободы. М., 1911.
  29. С.А. Духовная зрелость личности и отношение к смерти // Психология зрелости и старения. -1988.-№ 4.
  30. Н. М. К проблеме комплексного изучения человека // Философские науки. 1991. № 1.
  31. Бовуар де С. Т. 1 и 2: Пер с франц. / Общ ред и вступ. Ст. С. Г. Айвазовой. -М.: Прогресс- СПб.: Алетейя, 1997.Т. 2.
  32. В. И. У последней черты / На грани тысячелетий мир и человек в искусстве XX в. 1994.34.
Заполнить форму текущей работой