Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Повышение эффективности управления промышленными предприятиями на базе внедрения системы менеджмента качества (СМК)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эффективность работы предприятия, как известно, зависит от рационального использования ресурсов предприятия (материальные, финансовые, кадровые и информационные) и от успешного выхода со своей продукцией па внутренний и внешний рынки. В свою очередь рациональным современным производством следует считать то производство, которое позволяет производить продукцию требуемую рынком. Причем речь идет… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
    • 1. 1. Состояние и тенденции развития промышленных предприятий. в первом десятилетии XXI века
    • 1. 2. Управление качеством на промышленных предприятиях: состояние,. проблемы, тенденции
  • ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
    • 2. 1. Системно-комплексный подход к повышению эффективности управления предприятием на базе внедрения СМК
      • 2. 1. 1. Организационно-методический инструментарий повышения. эффективности использования системы менеджмента качества
    • 2. 2. Основы управления качеством продукции в производстве. и товародвижении
    • 2. 3. Методологические подходы к выбору критерия оценки качества. эффективности системы управления качеством
  • Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ
    • 3. 1. Концептуальные основы формирования системы управления качеством на предприятиях России в посткризисный период
    • 3. 2. Совершенствование управления качеством на основе использования интегрированных систем менеджмента
    • 3. 3. Практика применения и развития интегрированных систем управления качеством на промышленных предприятиях
  • Брянской области
    • 3. 4. Апробация. Методические рекомендации по внедрению интегрированных систем управления качеством на предприятиях пищевой промышленности

Повышение эффективности управления промышленными предприятиями на базе внедрения системы менеджмента качества (СМК) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Эффективность работы предприятия, как известно, зависит от рационального использования ресурсов предприятия (материальные, финансовые, кадровые и информационные) и от успешного выхода со своей продукцией па внутренний и внешний рынки. В свою очередь рациональным современным производством следует считать то производство, которое позволяет производить продукцию требуемую рынком. Причем речь идет о производстве высококачественной продукции. Качество сегодня обеспечивает для производителя рост продаж, снижение издержек, увеличение получаемой прибыли. И в самом деле, сегодня, например расход металлов на ремонт из-за плохого качества продукции составляет 15% годовой потребности машиностроения в металле. В автомобилестроении производство запасных частей составляет 55% стоимости основной продукции, в транспортостроении — 88%. В США потери от выпуска продукции низкого качества, исправление дефектов составляет 35 млрд. долларов. Особенно большое значение решения проблемы качества приобретает в современный период, когда развитие прот мышленности характеризуется созданием сложнейших технических устройств. Проблема повышения качества во всем мире рассматривается как основной источник роста производительности труда, повышения эффективности бизнеса. Повышение качества продукции в условиях рыночной системы хозяйствования это не лозунг, а целая философия, в которой на первое место ставятся задачи повышения качества вместо имевших ранее установок на снижение издержек производства и рост производительности труда.

Успешная реализация этой установки, как показывает опыт успешно развивающихся предприятий, в свою очередь, зависит от качества управления, его эффективности. Поэтому в практической деятельности всегда обращалось и обращается внимание на повышение эффективности управления.

Оно прошло в своем развитии долгий путь своего совершенствования, этапы 4 отраженны в таблице 1.

Таблица 1 — Характеристика этапов развития менеджмента1.

Период, годы Главные проблемы предприятия Ключевые решения менеджмента Научные школы и подходы.

1 2 3 4.

Начало века — 1935 г. Эффективное функционирование крупной организации Формирование иерархических структур менеджмента Научная и административная школы.

1936; 1955 гг. Максимизация выпуска продукции и эффективности Мероприятия по увеличению производительности труда Школы человеческих отношений и поведенческих наук.

1956; 1970 гг. Усиление управленческого контроля за всеми параметрами бизнеса Построение систем управления Системный подход.

1971 — 1980 гг. Конкурентное позиционирование па рынках Стратегическое планирование Ситуационный подход.

1981 — 1985 гг. Эффективная реализация намеченных целей Формирование культуры организации Управление по целям.

1986;конец 80-X гг. Адаптация к растущим и ускоряющимся изменениям Инновационный менеджмент Ситуационный подход.

1990;е гг. и начало XXI в. Максимальное использование всех возможностей менеджмента Получение синергического эффекта Лидерство Корпоративное управление Делегирование полномочий Разделение властй.

В XXI веке с его динамично изменяющимися требованиями рыночной среды совершенствование управления предприятиями как бы укладывается в формулу: «знать — мочь — хотеть — уметь — успевать"2, где не учет хотя бы одного из вышесказанного элемента ведет к тому, что система управления не будет эффективной. Отсюда в настоящее время теория и практика управления стоят на пороге новых радикальных изменений. Это обуславливается, прежде всего, появляющимися возможностями по повышению эффективности управления, которые возникают в связи с развитием высоких информационных технологий с одной стороны и необходимостью решения проблем, возникшими в самой системе управления. Среди множества проблем, тре.

1 Сосши-имт шпором бующих своего решения, следует выделить:

— управление предприятием сегодня во многом происходит «на основе интуиции», что зачастую приводит к серьезным и дорогостоящим ошибкам в принятии управленческих решений, которых вполне можно было бы избежать. (В реальной жизни в управлении наблюдается слишком много интуиции и мало научно-обоснованных подходов);

— чрезмерный объем рутинного труда, выполняемого менеджерами, что является результатом слабого использования компьютерных технологий, низкую эффективность системы делегирования полномочий;

— отсутствие совместимости в применении управленческих технологий в функциональных подразделениях (каждое из них имеет не только свою предметную область, деятельность, но и использует свои специфические управленческие технологии, методы которые, как показало исследование, очень плохо интегрируются друг с другом) — это приводит к непониманию содержания управленческой деятельности между работниками (менеджерами) различных функциональных подразделений. Отсюда финансовые менеджеры не могут поставить четко задачи перед производственниками по достижению максимальных финансовых результатов. Производственники, в свою очередь, не умеют оценивать финансовые последствия от принимаемых ими операционных решений, что приводит к неэффективному управлению активами предприятия. В конечном итоге это не позволяет создать единый, отлаженный, эффективно работающий механизм управления предприятием;

— отсутствие интегрированных интересов акционеров, менеджеров и специалистов па основе единой системы ключевых информационных показателей, ориентированной на максимально эффективное достижение основных целей бизнеса;

— неразвитость на российских предприятиях служб информационных технологий (ИТ).

В настоящее время ИТ-отделы, к сожалению, в подавляющем больУ Грузшюв В II. Учебник экономика предприятия. М: ИНИГИ -2003; с. 795 (642 с) шинстве предприятий вместо построения, развития и оптимизации информационной структуры, отвечающей требованиям информационного обеспечения руководителей и менеджеров — выполняют функции компьютерного обеспечения.

Результат всего этого — крайне низкая эффективность работы управленческих систем предприятий.

Все вышеназванные проблемы управления также свидетельствуют о том, что в промышленности России назрела необходимость в разработке и внедрении такой системы управления предприятием, которая радикально повысила бы конкурентоспособность предприятия, прибыль, устойчивость его работы, стоимость и эффективность бизнеса. Ознакомление с теоретическими работами по этой проблематике, а также с опытом развития систем управления в промышленности зарубежных стран и в нашей стране показывает, что решение проблемы создания высокоэффективной системы управления предприятием возможно только на основе интеграции управленческих технологий и методов осуществления всех сторон производственной, снабженческой и коммерческой деятельности предприятия.

Именно при таком подходе возможно достигнуть высокой слаженности в работе всех производственных структур, их нацеленность на достижением общих целей развития предприятия. Но реализация этой установки возможна, как показало исследование, только при наличии общей основы, на базе которой происходит интеграция всех видов деятельности различных производственных структур. В условиях рыночной системы хозяйствования, нацеленной на получение прибыли такой объединительной основой является обеспечение высокого качества производимой продукции. Это обуславливается тем, что обеспечение высокого качества продукции следует рассматривать не только как результат некой технической функции производства, а как результат всей организации производства и труда, слаженной работы всех производственных, проектных, коммерческих и других звеньев компании. Это означает, что уровень качества продукции закладывается, начиная с разработки идеи продукта, его конструкции, маркетинга и заканчивая послепродажным обслуживанием. При этом критерием оценки качества становится удовлетворение потребностей покупателя.

На практике это означает, что определение уровня качества не является величиной постоянной, а изменяется во времени в соответствии с изменяющимися потребностями потребителей.

Такое всеобъемлющееся понимание качества предполагает построение соответствующей системы управления предприятием. Последнее достигается, как показывает опыт работы предприятий промышленных развитых стран и успешных работающих отечественных предприятий (Брянский машиностроительный завод, Бежицкий сталелитейный завод и др.) путем построения системы управления предприятием на базе внедрения системы менеджмента качеством, основанной на использовании международных стандартов ИСО серии 9000.

Эта проблема в своем решении многоплановая и сложная не только потому, что она в своем исполнении затрагивает деятельность различных подразделений, по-разному влияющих на обеспечение высокого качества продукции, но и потому, что она требует своего постоянного совершенствования из-за постоянного роста требований к качеству продукции, решение этой проблемы в свою очередь предполагает наличие развитого методического инструментария. К сожалению, такой инструментарий находится в стадии своей разработки.

По нашему глубокому убеждению, в его создании следует пойти, с одной стороны, по линии разработки общих концептуальных основ формирования высокоэффективной системы управления качеством, затрагивающих фундаментальные основы, принципы ее создания. С другой стороныпоскольку формирование системы управления качеством должно происходить за счет реального усовершенствования действующей системы управления конкретного предприятия, то оно должно решаться на основе проведения стратегического реинжиниринга существующей системы управления предприятием.

Необходимость применения стратегического реинжиниринга обуславливается тем, что система управления предприятием должна строиться не на существующих управленческих технологиях, а на интеграции методов и технологий, нацеливающих его на повышение эффективности работы предприятия на базе повышения качества продукции на всем протяжении его жизненного цикла.

Таким образом, повышение эффективности управления промышленными предприятиями на основе внедрения интегрированных систем управления является социальным заказом общества.

Степень разработанности темы исследования.

Радикальное изменение системы управления предприятием на основе разработки и внедрения системы управления качеством вызывает большой интерес ученых и практиков к данной проблеме. Это нашло свое отражение в появлении целого ряда статей и монографических исследований. Среди них следует назвать имена таких ученых как: Гличев A.B., Глудкин О. П., Гиссин В. И., Горбашко Е. А., Грузинов В. П., Э. Деминг, Д. М. Джуран, Ефимов В. В., Исикова К., Кобаяси И., Кумэ X., Лапидус В. А., Мескон М. Х., Окрепилов В. В., Панде П., Растимешин В. Е., Фатхутдинов P.A., Фейгенбаум А. и другие.

Признавая научный вклад вышеназванных ученых как значительный задел в разработку данной проблемы — ее решение далеко не исчерпано. Нуждаются в методическом углублении: вопросы разработки управленческих технологий, позволяющих единообразно направлять деятельность структурных подразделений на повышение качества выпускаемой продукцииметоды проведения стратегического реинжиниринга существующей системы управленияразработка интегрированных систем управления на фундаменте СМК, повышающих эффективность управления.

Дискуссионными вопросами являются формы и методы увязки процессного и функционального методов управления. Имеют место неясные формулировки в определении таких категорий, как «бизнес-единицы» и их роли в производственно-хозяйственной деятельности предприятия в повышении качества продукции. В конечном итоге все это и определило цели и задачи диссертационного исследования и его логику.

Цель и задачи диссертационного исследования и его логика.

Цель исследования заключается в научном обосновании повышения эффективности управления предприятием на базе СМК, разработке и предложении организационно-методического инструментария её выполнения.

Постановка данной цели обусловила необходимость решений следующих задач:

— выявить состояние промышленных предприятий: проблемы и тенденции развития;

— исследовать и выявить основные проблемы повышения качества продукции;

— определить взаимосвязи основ управления качеством в производстве и товародвижении;

— смоделировать усовершенствованную систему управления на базе менеджмента качества, взяв за фундамент международный стандарт ИСО серии 9000;

— предложить подходы к выбору критерия оценки эффективности системы управления качеством;

— усовершенствовать качество управления промышленных предприятий с использованием интегрированных систем менеджмента.

Предметом исследования являются организационно-управленчес^сие факторы повышения качества управления и их влияние на эффективностьщэа-боты предприятия.

Диссертационное исследование выполнено в соответствии с паспорЬм специальности ВАК 08.00.05 — Экономика и управление народным хозя! :т-вом: промышленность — 15.1 — Разработка новых и адаптация существуки их методов, механизмов и инструментов функционирования экономики, орпи-зации и управления хозяйственными образованиями промышленности- 1. 13 Инструменты и методы менеджмента промышленных предприятий, отраслей, комплексов- 15.15 — Теоретические и методологические основы эффективности развития предприятий, отраслей и комплексов народного хозяйства.

Объектом исследования являются промышленные предприятия Брянской области. Выбор предприятий Брянской области определяется тем, что область располагает всеми типами промышленных предприятий, характеризующимися теми же признаками, что и вся промышленность России. Поэтому выводы и предложения, сделанные для предприятий области, можно распространить и на промышленные предприятия России.

Научная новизна исследования состоит в систематизации знаний по созданию системы управления качеством на промышленных предприятиях России, их дополнению и развитию. Подобая систематизация знаний позволила обосновать положение, согласно которому система управления качеством может стать основой повышения эффективности управления промышленных предприятий. Элементами научной новизны обладают следующие результаты:

— определены основные пути совершенствования управления промышленных предприятий, заключающиеся в использовании различных подходов, таких, как: аутсорсинг, мониторинг характеристик управления, реинжиниринг бизнес-процессов, использование интегрированной системы менеджмента, которые позволят повысить качество безопасность и конкурентоспособность продукции;

— обоснована цепь взаимосвязей управления качеством со скоростью реализации продукции на рынке, где большое влияние на скорость товародвижения оказывает полезность, которая взаимосвязана с реформированием системы управления на предприятии, базируемой на принципах СМК;

— предложен системно-комплексный подход, включающий организационно-методический инструментарий, позволяющий создание интегрированной системы менеджмента, построенной на фундаменте стандарта ИСО серии 9000, повышающий эффективность управления предприятием;

— рекомендован методологический подход выбора критериев оценки качества эффективности системы управления с использование методологии «шести сигм», позволяющей не только оценить показатели работы служб предприятия, но при необходимости, осуществлять соответствующие управляющие воздействия, улучшающие деятельность предприятия;

— предложен механизм формирования и совершенствования управления за счет применения стратегического реинжиниринга в сочетании с бенчмар-кингом, процессного подхода с ориентацией на управление бизнес-процессами, позволяющий повысить качество, безопасность продукции на протяжении всего жизненного цикла;

— предложены методические рекомендации по управлению качеством процессов на предприятиях пищевой промышленности, с применением интегрированной системы менеджмента, которые позволяют повысить качество, безопасность продукции, её конкурентоспособность.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования определяется особенностями рассмотрения качества системы управления промышленным предприятием на основе создания интегрированного подхода к управлению качеством, особенность которого заключается в интеграции управленческих технологий производственных структур на базе внедрения процессного подхода и стандартов. Данная работа может быть использована на различных промышленных предприятиях при создании систем управления, повышающих качество и конкурентоспособность продукции.

Апробация работы. Результаты диссертации апробированы в выступлениях автора на межвузовских, региональных научно-практических конференциях в г. Ростове-на-Дону, Москве. Предложенный подход к созданию интегрированных систем в управление качеством используется в практике управления предприятием, имеется акт внедрения с ОАО Мясокомбинат «Содружество», ОАО «Брянский молочный комбинат», ЗАО «Эталон», а также в учебном процессе при проведении лекций и практических занятий в Ростовском государственном экономическом университете «РИНХ», Московском институте государственного и корпоративного управления.

Положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Для радикального повышения эффективности управления на промышленных предприятиях России и достижения наиболее существенных конкурентных преимуществ, требуется синтезировать пути совершенствования развития предприятий с использованием различных подходов, соответствующих современным условиям, а именно: применению аутсорсинга, активному использованию мониторинга, информационных технологий, интегрированных систем менеджмента на базе системы менеджмента качества.

2. Система управления промышленным предприятием должна базироваться на комплексном рассмотрении деятельности предприятия, включающем анализ взаимосвязей качества товара и скорости его реализации, где доминирующее влияние на скорость товародвижения оказывает полезность продукции.

3. Концептуальные основы формирования высокоэффективной системы управления на базе внедрения системы менеджмента, включающие в себя структурно-логическую схему построения «Управления качеством», позволяющую определить пе только содержание (сущность) проблемы формирования системы управления качеством, но и дать логику её построения, а также положение, согласно которому система управления качеством (СМК) должна стать органически внутренней, неотъемлемой частью общей системы управления предприятием.

4. Повышение качества, безопасности и конкурентоспособности промышленной продукции требует разработки и внедрения системно-комплексного подхода, позволяющего на базе стандарта ИСО серии 9000 создание интегрированной системы менеджмента, повышающей эффективность управления.

5. Проведение реинжиниринга бизнес-процессов, как важнейшего условия переосмысления и радикальной перестройки существующих бизнес-процессов с целью достижения непрерывного улучшения качества продукции на всем протяжении её жизненного цикла. Реинжиниринг следует проводить в сочетании с бенчмаркингом, но в тех случаях, когда предприятие не может создать тот или иной бизнес-процесс, то следует применить бенчмар-кинг.

6. Создание бизнес-единиц, нацеленных на производство конкретной продукции и самостоятельно выходящих с ней на потребителя. В данном случае они, продолжая оставаться неотъемлемой частью производственно-хозяйственного организма (предприятия), выходят непосредственно на потребителя, что позволяет им обеспечить уровень качества продукции, отвечающий его интересам.

Публикации. Основные положения диссертационного исследования отражены в монографии, шести статьях, в том числе две публикации изданы в ведущих рецензируемых журналах ВАК РФ. Общий объем публикации 5,35 п. л.

По теме исследования опубликованы:

1. Гиссин В. И., Курова О. П. Подходы, повышающие эффективность работы промышленных предприятий: Учебно-методическая разработка. — Ростов-на-Дону.: Ростовский государственный экономический университет «РИНХ» — 2007, — 29 с.

2. Ивановский A.B., Курова О. П., Иванова Г. И. Оценка влияния про-мышленно-инвестиционной политики предприятия на достижение им устойчивого экономического роста // Сборник научных статей преподавателей и аспирантов Московского института государственного и корпоративного управления — М.: МИГКУ, 2009. — с.214 — 215.

3. Курова О. П. Основные направления формирования системы управления качеством. — М.: «Хлебпродинформ», 2008, — 56 с.

4. Курова О. П. Применение интегрированных систем управления на промышленных предприятиях // Современные аспекты экономики. Санкт-Петербург, -2008.-№ 11(136).-с. 113−120.

5. Курова О. П. Совершенствование качества управления на основе использования интегрированных систем менеджмента на предприятиях Брянской области // Вестник Московского Университета МВД России. — 2008. -№ 11.-с. 33−38.

6. Курова О. П. К вопросу совершенствования систем управления промышленными предприятиями // Товароведение и экспертиза товаров: современное состояние, проблемы и перспективы. — 2008. — с. 51−53.

7. Курова О. П. Системно-комплексный подход к управлению качеством продукции на промышленных предприятиях // Вестник Московского Университета МВД России. — 2009. — № 2. — с.46−48.

Заключение

.

В эпоху глобализации экономики, вступления России во Всемирную Торговую Организацию возрастает роль работы отечественных предприятий, которые должны обеспечить достаточный уровень качества выпускаемой продукции и ее конкурентоспособность.

Совершенствование систем управления предприятиями с применением систем менеджмента качества требует соответствующих знаний научных и практических аспектов деятельности промышленных предприятий. Рассмотрение работы предприятий позволяют утверждать, что основными проблемами, снижающими эффективность и качество выпускаемой продукции, являются:

— устаревшие основные фонды и медленное их обновление;

— нарушение устоявшихся хозяйственных связей, вызванных поспешной приватизацией, что приводит к закрытию отдельных предприятий и снижению количественных и качественных показателей выпускаемой продукции;

— формальное отношение к качеству выпускаемой продукции и к совершенствованию системы управления на основе СМК;

— отсутствие постоянного процесса по повышению квалификации специалистов предприятий;

— высокий уровень цен на продукцию, не соответствующей ее качеству и конкурентоспособности;

— слабое финансирование инновационной деятельности за счет внешних инвесторов.

Все это усложняет проведение работ по улучшению управления качеством.

Основные положения в результатах проведенного исследования сводятся к следующему:

1. С целью совершенствования системы управления процессами повышения качества выпускаемой продукции, и на этой основе усиления конкурентоспособности, повышения безопасности производимой продукции рекомендуется применять следующие методические подходы:

— для решения проблем, связанных с сохранностью и повышением качества продовольствия использовать принципы и систему НАССР;

— для повышения безопасности технической продукции использовать анализ риска и последствий отказов;

— для снижения потерь в процессе производства продукции рекомендовано применять систему «58»;

— для повышения системы управления фирмой широко применять — бенчмаркинг — позволяющий выявить наилучшие показатели для всех процессов функционирования, в том числе для производимой и реализуемой продукции;

— широко применять методологию «шесть сигм», позволяющей устранять, отыскивать причины дефектов не только в процессе производства, но и в процессе управления фирмой.

Рекомендованные методические подходы позволят совершенствовать систему управления предприятием, повысить качество и конкурентоспособность продукции на всех этапах ее жизненного цикла.

2. Для принятия и совершенствования управленческих решений предложен оценочный показатель работы предприятия с использованием методологии «шесть сигм».

Рассматривая предприятие как систему, рекомендовано все показатели его деятельности делить на составляющие, которые можно численно измерить.

Рекомендуемая методика оценки деятельности процессов предприятия позволяет выявить эффективность управления, учесть реальные результаты его деятельности и внести соответствующие корректирующие воздействия, повышающие качество выпускаемой продукции.

3. Рекомендуется для промышленных предприятий создание интегрированной системы менеджмента, в основу которой положено применение сопрягающихся стандартов, согласующихся с выпуском того или иного вида продукции.

Для предприятий машиностроения это будет один вариант, для предприятий выпускающих пищевую продукцию — другой.

Так для предприятий пищевой промышленности интегрированная система менеджмента должна включать, помимо СМК, систему НАССР (ГОСТ 51 705.1−2001), безопасность производства продуктов питанияа также систему ОН8А8 18 001 — система менеджмента безопасности в области профессиональной безопасности и здоровьясистему 8А 8000 — стандарт социальной ответственностивсе системы и стандарты согласованы с СМК.

Для предприятий, занятых производством машиностроительной продукции, интегрированную систему менеджмента рекомендуется, помимо стандартов ОН8А8 18 001, 8А 8000, включить стандарты С)8 — 9000, которые отражают отраслевые требования и специфические требования потребителей.

4. Адаптация рекомендаций по применению интегрированной системы менеджмента для предприятий пищевой промышленности показала, что ИСМ должна строиться на принципах, установленных на всех международных стандартах менеджмента. При этом в качестве базовых должны применяться принципы, изложенные в стандартах ИСО 9000:2000, реализация которых позволит наилучшим образом интегрирование стандартов, методик, систем в единую систему.

Использование интегрированных систем менеджмента позволит усилить позиции предприятий и повысить их конкурентоспособность.

5. С целыо совершенствования качества выпускаемой продукции рекомендуется постоянное проведение мониторинга процессов во всех подразделениях организации, что позволит повысить эффективность хозяйственной деятельности предприятия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ГОСТ Р 51 705.1−2001 Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП.
  2. ГОСТ Р ИСО 19 011−2003 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента. Госстандарт России. Москва.
  3. ГОСТ Р 51 814.2−2001 Система качества в автомобилестроении. Метод анализа видов и последствий потенциальных дефектов. Госстандарт России.
  4. ISO 9000:2005. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
  5. ISO 9001:2008. Системы менеджмента качества. Требования.
  6. ISO 9004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.
  7. Закон «О техническом регулировании» от 18 декабря 2002 г.
  8. Промышленное производство Брянской области стат. сб/ Территориальный орган федеральной службы Государственной статистики по Брянской области. — Брянск- 2007. 190с.
  9. В. О показателях эффективности промышленного производства / В. Адамов // Вестник статистики. — 1973. № 4, с. 15−20.
  10. В. Идентификация процессов // Методы менеджмента качества. 2004. — № 4, с.52−53.
  11. P.A. Повышение эффективности управления качеством на предприятиях инструментальной промышленности. Автореферат: Ростов-на-Дону.- 2007.
  12. Акоф P. JL, Саспени М. Основы исследования операций / Пер. с англ.: Под ред. И. А. Ушакова. -М.: Мир, 1971. 534с.
  13. С.А. Прикладная статистика: Основы моделирования и первичная обработка данных / С. А. Айвазян, И. С. Еиюков, Л. Д. Мешалкин. — M.: Финансы и статистика, 1983. — 471 с.
  14. А.В. Включите скрытые резервы / А. В. Баранов, М. Вэйдер // Вестник машиностроения. 2003. — № 12, с. 68−72.
  15. Н.П. Об основных направлениях преодоления кризиса в машиностроении / Н. П. Белянин // Вестник машиностроения. — 2003. № 2, с.3−6.
  16. М.А. Тенденции и роль интеграционных процессов в промышленности России / М. А. Бендиков, И. Э. Фролов // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. — № 4, с. 3−22.
  17. Г. П. Ориентир — потребитель // Стандарты и качество. — 2003. № 4, с.98−99.
  18. Е.С. Исследование операций: Задачи, принципы, методология. М.: Наука, 1988. — 208с.
  19. В.Н., Денисов А. А. Основы теории систем и системного анализа. СПб.: СПб ГТУ, 1997. — 510с.
  20. А. Конкурентоспособность промышленной продукции // Стандарты и качество. — 2003. № 5, с. 59−65.
  21. В.И. Управление качеством. — М.: ИКЦ «Март», Ростов-на-Дону: Центр «Март», 2003. 400с.
  22. В.И. Производственно коммерческая организация службы качества на предприятии: Препринт. — СПБ.: Изд-во СПб ГУУЭФ, 2001.-20с.
  23. А.В. Основы управления качеством. М.: АМИ, 1998. — 354с.
  24. О.П. и др. Всеобщее управление качеством. Total Quality Management (TQM). M.: Лаборатория базовых знаний. Горячая линия телеком, 2001. — 599с.
  25. Е.А. Управление качеством: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2008.-384с.
  26. Т.Г., Елисеев О. Н. Бенчмаркинг как эффективный инструмент управления организаций // Качество. Инновации. Образование.-2002. -№ 1.
  27. В.П. Экономика предприятия M.: ЮНИТИ, 2003. — 795 с.
  28. В.П., Колупаев Ю. Ф., Чебатуркина Н. М. Формирование хозяйственных связей в условиях рынка. М.: Хлебпродинформ, 1997. — 109с.
  29. И., Михайлова С., Данилова Т. Бенчмаркинг эффективный инструмент повышения конкурентоспособности // Стандарты и качество. — 2003. — № 1.
  30. С., Ваймерскирх А. Всеобщее управление качеством: стратегии и технологии, применяемые сегодня в самых успешных компаниях (TQM). СПб.: «Виктория плюс», 2002. — 256с.
  31. В.А., Касаков А. И., Коханенко И. К. Методы эволюционной и синергетической экономики в управлении — Отрадная: РГЭУ -ПУБиПОГИ, 2001.-577 с.
  32. C.B. США: Международная конкурентоспособность промышленности 90-е годы XX века. М.: Международные отношения, 2001.-408 с.
  33. В.В. Средства и методы управления качеством. — М.: КНОРУС, 2007. 232 с.
  34. П.В. Теория системного менеджмента / П. В. Журавлев, P.C. Седегов, В. Г. Янчевский. М.: 2002, с. 175.
  35. К. Японские методы управления качеством. Сокр. пер. с яп. М.: Экономика, 1988. — 215 с.
  36. М.Д. Развитие секторов, базирующихся на потенциале человеческого капитала: шанс возрождения экономики России? / М. Д. Интрилигейтор, С. Брагинский, В. Швыдко // Проблемы теории и практики управления. — 2001. № 3. — с. 15−20.
  37. Кац А. И. Динамический экономический оптимум / А. И. Кац. М.: Экономика, 1970. — 200 с.
  38. И. 20 ключей к совершенству бизнеса. Практическая программа революционных преобразований на предприятиях. Пер. с яп. А. К. Стерляжникова. М.: РИА «Стандарты и качество», 2006. — 248 с.
  39. М.М. Системы, методы и инструменты менеджмента качества: Учебное пособие/ М. М. Кане, Б. В. Иванов, В. Н. Корешков, А. Г. Схиртладзе. СПб.: Питер, 2008. — 560 с.
  40. X. Статистические методы повышения качества / X. Кумэ. — М.: Финансы и статистика, 1990. — 227 с.
  41. В.Э., Петрище Ф. А., Селиванов П. В., Керимов Э. Э. Методы управления затратами и качеством продукции: Учеб. пособие. — М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. — 108 с.
  42. А.П. К логическим основам теории вероятностей / А. П. Колмогоров // Проблемы передачи информации, 1969. Т5. — № 3. — С. 3−7.
  43. Э.В. Современное состояние машиностроительного производства/ Э.В. Киселев// Вестник РГАТА им. П. А. Соловьева: сборник научных трудов. Рыбинск, 2004. — № 1−2 (5−6). — с. 13−24.
  44. Э.В. Повышение эффективности наукоемких производств на основе системного анализа моделирования и оптимизации процессов менеджмента качества. Автореферат. Рыбинск, — 2007.
  45. Ф. Основы маркетинга Пер. с англ. М.: Изд. дом «Вильяме», 2003.-656 с.
  46. Э.В. Методология реализации системного подхода к обеспечению эффективности менеджмента качества на промышленном предприятии/ Э.В. Киселев// Качество. Инновации. Образование. -2005. -№ 1.-С.37−44.
  47. Т. Система интегрированного подхода // Стандарты и качество. 2004. № 12.
  48. В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях. М.: ОАО «Типография «Новости», 2000. — 432 с.
  49. И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности това50.
Заполнить форму текущей работой