Теоретические основы формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования
Диссертация
Второе направление — это разработка путей и способов «оздоровления» отношений в треугольнике «учащиеся — учителя — родители», а именно: разработка способов осознания ими своего места и своей значимости в жизнедеятельности друг друга, понимания своих истинных функций по отношению друг к другуразработка способов реализации ими этих функций в процессе взаимодействия, главной целью которого является… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СУБЪЕКТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 1. 1. Анализ опыта решения проблемы сохранения и укрепления здоровья субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования
- 1. 2. Методологические подходы к пониманию человека как носителя здоровья
- 1. 3. Здоровье человека как педагогическое понятие и феномен культуры
- ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
- ГЛАВА II. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕТВОРЯЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ КАК ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СУБЪЕКТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
- 2. 1. Влияние современного педагогического процесса на здоровье его субъектов. i 2.2. Понятие «здоровьетворящее образование» как педагогическая категория
- 2. 3. Принципы здоровьетворящего образования и их классификация
- ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
- ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕТВОРЯЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СУБЪЕКТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
- 3. 1. Цель, задачи и содержание здоровьетворящего образования
- 3. 2. Здоровьетворящие педагогические технологии как средство организации здоровьетворящего образования в современной школе
- 3. 3. Самостоятельный мониторинг учителями и учащимися собственного здоровья как педагогическое средство
- 3. 4. Педагогические условия организации здоровьетворящего учебного процесса в современной общеобразовательной школе
- 3. 5. Кадровое обеспечение здоровьетворящего образования в современной школе
- ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ
- ГЛАВА IV. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЕТВОРЯЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ КАК ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СУБЪЕКТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
- 4. 1. Проектирование и этапы организации здоровьетворящего образования в современной школе как основы формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса
- 4. 2. Критериально-оценочный аппарат исследования эффективности организации здоровьетворящего образования в современной школе
- 4. 3. Динамика результатов организации здоровьетворящего образования в современной школе
- ВЫВОДЫ ПО ЧЕТВЕРТОЙ ГЛАВЕ
Список литературы
- Абаскалова Н. П. Здоровью надо учить!: Валеология через школьные предметы: Разработки уроков: Метод, пособие для учителей. Новосибирск: ООО Изд. компания «Лада», 2000. — 292 с.
- Абаскалова Н. П. Интеграция программ по общеобразовательным предметам средней школы с валеологией // Валеология. 2001. — № 1. — С. 23−31.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-335 с.
- Авдеев Д. А., Невярович В. К. Наука о душевном здоровье. Основы православной психотерапии. -М.: «Русский Хронограф», 2001. 512 с.
- Аверьянов А. Н. Категория «система» в диалектическом материализме. -М.: Мысль, 1974.-70 с.
- Аверьянов А. Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985. — 263 с.
- Адамова М. В. Валеологический аспект гуманизации образования //Интеграция педагогической науки: Матер. I Академ, пед чтений (октябрь 1996 г.) / Науч. ред. А. Г. Колесникова. СПб.: СПбГУПМ, 1997. — С. 63−68.
- Азаров Ю. П. Радость учить и учиться. М.: Политиздат, 1989. — 335 с.
- Айзман Р. И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты его формирования. Новосибирск, 1996. — 28 с.
- Аканов А. А., Сейдуманов С. Г., Мирзабеков М. О. Как организовать формирование здорового образа жизни (опыт Казахстана). Алмааты, 2000. -122 с.
- Акбашев Т. Станислав Шацкий и эволюция // Народное образование, — 1994. -№ 9−10. С. 136−141.
- Акбашев Т. Ф. Игра как развивающаяся кооперация // Проблемы оптимизации учебного взаимодействия в педагогическом вузе и школе: Сб. науч.-метод. тр. Стерлитамак, 1991. — С. 3−18.
- Акбашев Т. Ф. Педагогика жизни Ростов-н/Д., 1993. — Кн. 2. — 76 с.
- Акбашев Т. Ф. Педагогика здоровья: начало пути. Павлодар, 1995. -114 с.
- Акбашев Т. Ф. Первые шаги в «Педагогику жизни»: Из выступлений канд. пед. наук Т. Ф. Акбашева на сессиях школы-панорамы «Педагогика жизни». Челябинск: Изд-во ТОО «Версия», 1995. — 91 с.
- Акбашев Т. Ф., Солдатова Т. А. Всеобщая валеограмотность. Челябинск, 1995.- 16 с.
- Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник для вузов. М.: ТЕИС, 1996.-504 с.
- Альтшулер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. Минск: Беларусь, 1994. — 497 с.
- Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: Экспериментально-педагогическое исследование. -М.: Педагогика, 1984 296 с.
- Амонашвили ИГ. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1995. — 496 с.
- Амонашвили ИГ. А. Школа жизни: Трактат о начальной ступени образования, основанной на принципах гуманно-личностной педагогики. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1998. — 80 с.
- Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М.: Молодая гвардия, 1978. -192 с.
- Амосов Н.М. Преодоление старости. М.: Изд-во «Будь здоров!», 1996.- 190 с.
- Амосов Н. М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья. М: Изд-во ACT- Донецк: Сталкер, 2002. — 590 с.
- Амосов Н.М. Ваш ребенок: здоровье и воспитание. М.: Изд-во ACT- Донецк: Сталкер, 2003. — 94 с.
- Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки // Избр. псих, тр.: В 2 т./ Под ред. А. А. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980. — Т. II. — С. 128−271.
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет воспитания // Избр. псих, труды: В 2 т. / Под ред. А. А. Бодалева и др.- М.: Педагогика, 1980. Т. II. — С. 10−127.
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания // Избр. псих, тр.: В 2 т. М.: Педагогика, 1980. — Т. I. — 232 с.
- Ананьев В. А. Психология здоровья как новая отрасль человекознания // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1998. -№ 4. — С. 3−18.
- Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982. — 316 с.
- Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Казань: Изд-во КГУ, 1996. — Кн. 1. — 568 с.
- Андреев Ю. А. Дольше жизни длится день: Наши возможности и сверхвозможности в построении собственного здоровья. СПб.: ИД «Невский проспект», 1997.-313 с.
- Андреев Ю. А. Исцеление человека. СПб.: ТОО «Диамант», 1996. -480 с.
- Андреев Ю. А. Три кита здоровья. Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1993. — 336 с.
- Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978. — 400 с.
- Антоний Сурожский (митрополит). О самопознании (прочитан в Женеве в 1960)//Вопросы психологии. 1994. -№ 5. — С. 111−121.
- Апанасенко Г. J1. Валеология: первые итоги и ближайшие перспективы // Теория и практика физической культуры. 2001. — № 6. — С. 2−8.
- Апанасенко Г. J1. Диагностика индивидуального здоровья // Валеология. 2002. — № 3. — С. 27−31.
- Апанасенко Г. J1. Обращение валеолога к здравому смыслу гигиенистов // Валеология. 2002. — № 1. — С. 81−83.
- Апанасенко Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валеология. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. — 248 с.
- Аронсон Э. Общественное животное: Введение в социальную психологию /Пер. с англ. М. А. Ковальчука- Под ред. В. С. Магуна. М.: Аспект-Пресс, 1998.-517 с.
- АртюховМ. В., Качан Л. Г. Здоровьеформирующее образование вкрупном промышленном городе // Валеология- 2001. № 2- С. 77−81.
- Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
- Атраушев А. В. Природосообразные принципы реформирования урока // Сб. матер, науч.-практ. конф. «Культурное пространство человечества и духовный мир педагога» 2−6 ноября 1999 г. М.: «КИРИЛЛИЦА», 2000. -С. 42−43.
- АхутинаТ. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. — Т. 7. — № 2. -С. 21−28.
- Баевский Р. М., Берсенева А. П. Донозологическая диагностика в оценке состояния здоровья // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья: Сб. науч. тр. Вып. 1. — СПб.: Наука, 1993. — С. 33−48.
- Баевский Р. М., Гуров С. Г. Измерьте свое здоровье. М.: Сов. Россия, 1988.-96 с.
- Бакштановский В. Л., Жданов О. И. Менеджмент вашего здоровья. -М.: ПЕР СЭ, 2000.-224 с.
- Барабанщиков В. Б. Б. Ф. Ломов: системный подход к исследованию психики // Психологический журнал. 2002. — № 4. — Т. 23. — С. 27−38.
- Баранов А. А. Здоровье российских детей //Педагогика. 1999. -№ 8.-С. 41−45.
- БарановС. П. Сущность процесса обучения. М.: Просвещение, 1981.- 143 с.
- Бароненко В. А. Концептуальный подход к проблеме культуры здоровья // Валеология. 2002. — № 3. — С. 74−78.
- Барулин В. С. Социально-философская антропология: Общие начала социально-философской антропологии. -М.: ОНЕГА, 1994. -256 с.
- Беликов В. А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников: Дис. д-ра пед. наук. Магнитогорск, 1995.-350 с.
- Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. -М., 2001.
- Белич В. В. Познавательная рефлексия. Челябинск: Российский центр педагогического изобретательства, 1991. — 127 с.
- Белоконь А. В., Кураев Г. А., Морозова Г. И. Анализ состояния проблемы сохранения здоровья студентов высших учебных заведений Южного Федерального округа. // Валеология. 2002. — № 4. — С. 6−11.
- Бердышев В. В., Григоренко Г. Ф. Некоторые подходы к оценке здоровья //Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья: Сб. науч. тр. Вып. 3. — Владивосток: Дальнаука, 1996 — С. 48−63.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ.- Общ. ред. и вступ. ст. В. Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 1986. — 424 с.
- Берталанфи Л. Общая теория систем: Краткий обзор исследований по общей теории систем. М., 1969.
- Бехтерев В. М. Объективная психология. М.: Наука, 1991. — 430 с.
- БиличГ. Л., Назарова Л. В. Основы валеологии. СПб.: Водолей, 1998.-560 с.
- Бим-Бад Б. М. Антропологическое основание теории и практики современного образования: Очерк проблем и методов их решения. М.: Изд. Рос. открытого ун-та, 1994. — 36 с.
- Бим-Бад Б. М. Путь к спасению: Педагогическая антропология Иммануила Канта сегодня. М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1994. — 48 с.
- Блауберг И. В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. М.: Знание, 1969. — 48 с.
- Блауберг И.В., Юдин Ю. К. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 272 с.
- Богомолова Н. Н., Стефаненко Н. Г. Контент-анализ. М.: Изд-во МГУ, 1992.-63 с.
- Бодалев А. А. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1938.-272 с.
- Большая медицинская энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1960. -Т. 17.-С. 47.
- Борисов В. И. Комплексная адаптированная программа по формированию здорового образа жизни среди учащихся муниципальной общеобразовательной средней школы № 21 г. Шахты // Валеология. 2001. — № 1. — С. 50−53.
- БратусьБ. С. Образ человека в гуманитарной, нравственной и христианской психологии //Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М., 1999. — С. 67−91.
- БреггП. С. Формула совершенства. М.: ПТП «Церера», 1993. -384 с.
- Брехман И. И. Валеология наука о здоровье. — 2-е изд., доп., пере-раб. — М.: Физкультура и спорт, 1990. — 208 с.
- Брехман И. И. Введение в валеологию науку о здоровье. — Л.: Изд-во «Наука», 1987. — 125 с.
- Брехман И. И. Человек и биологически активные вещества. 2-е. изд. -М.: Наука, 1980.- 119 с.
- Брехман И. И. Проблема обучения человека здоровью // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Вып. 2. — Владивосток: Дальнаука, 1996 — С. 40−48.
- Бубер М. Проблема человека // Два образа веры. М.: ACT, 1999. -С. 202−300.
- Бурлачук Л. Ф., КоржоваЕ. Ю. Психология жизненных ситуаций: Учеб. пособие. -М.: Рос. пед. агентство, 1998. -263 с.
- БутенкоА. П. Образ жизни: содержание, проблемы и нерешенные вопросы // Вопросы философии. 1978. — № 11. — С. 37−50.
- Бутенко А. П. Социалистический образ жизни: проблемы и суждения. М.: Наука, 1978. — 364 с.
- Быков В. С. Физическая культура и здоровье: Тетрадь для занятий (пособие). Челябинск: ЧГИФК, 1995. — 25 с.
- Бэксхерст Д. Философия деятельности //Вопросы философии. -1996,-№ 5. -С. 72−79.
- Вайнбаум Я. С. Дозирование физических нагрузок школьников. М.: Просвещение, 1991. — 64 с.
- ВайнерЭ. Н. Валеология: Учеб. для вузов. М.: Флинта: Наука, 2001.-416с.
- Вайнер Э. Н. Формирование здоровьесберегающей среды в системе общего образования//Валелогия.-2004. -№ 1.-С. 21−26.
- Вайнер Э. Н., Растворцева И. А. Валеологическое образование как неотъемлемая часть отечественной системы формирования здоровья // Валелогия.- 2004. № 2. — С. 58−60.
- Валеология религия XXI века или третья волна духовной агрессии // Народное образование. — 2001. — № 1. — С. 233−246.
- Валеология: Программа для учащихся 1−11 классов общеобразовательных школ / Под общ. ред. О. JI. Трещевой. Омск, 1990. — 79 с.
- Валиахметов В. В., Жданова Е. А. Опыт организации «школ здоровья» в Республике Башкортостан // Практические аспекты укрепления здоровья и профилактики заболеваний: материалы конференции. М., 2000. — С. 63−64.
- Валявский А. С. Как понять ребенка? СПб.: Фолио-Пресс, 1998. -752 с.
- Васильева О. С., Гальченко Т. А. Агрессивность и ее влияние на здоровье детей // Школа здоровья. 1997. -№ 4. — С. 65−71.
- Васильева О. С., Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 352 с.
- Васильева О. С., Филатов Ф. Р. Здоровье как интегративная характеристика личности // Психологический вестник. Вып. 3. — Ростов-н/Дону, 1998. -С. 412−419.
- Василюк Ф. Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-ьо МГУ, 1984. — 200 с.
- Вейнингер О. Пол и характер: Принцип исследования. М.: Изд. центр «Терра», 1992. — 480 с.
- Виленский М. Я. Процессуальные характеристики формирования здорового образа жизни учащейся молодежи // Физическая культура основа здорового образа жизни. — Самара, 1996. — С. 10−12.
- Войнов В. Б., Хусаинова И. С., Леднова М. И., Кундупьян О. Л., Ка-нищева И. В. Поиск и исследование механизмов формирования, развития и сохранения функций систем организма человека на разных этапах онтогенеза. -// Валеология. 2002. — № 4. — С. 41−48.
- Волков В. Н. Теория и практика валеологического воспитания личности учащихся в образовательных учреждениях нового типа: Автореф. дис.. д-ра. пед. наук. М., 2000. — 37 с.
- Воронцова В. Г. Педагогическая валеология и гуманизация образования: историко-педагогический аспект // История педагогики сегодня / Под ред. В. Г. Воронцовой. СПб., 1998. — С. 120−134.
- Выбор методов обучения в средней школе /Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Педагогика, 1981. — 176 с.
- Выготский Л. С. История развития высших психических функций //Собр. соч. в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики /Под ред. А. М. Матюшкина. — М.: Педагогика, 1983. — С. 5−328.
- Выготский Л.С. Учение об эмоциях // Собр. соч. в 6 т. Т. 6. Научноенаследство / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1984. — С. 91−318.
- Выготский JI. С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 224 с.
- Гаврильчук А. Здоровый образ жизни, его принципы и составляющие // Основы безопасности жизни. 2001. — № 5. — С. 35−36.
- Гагарин А. С. Феноменология страха // Осмысление духовной целостности: Сб. статей / Отв. ред. А. В. Медведев. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1992.-Вып. 3.-304 с.
- Гайдукова С. П., Трошева А. А., Балбекова Т. М. Образование как процесс обеспечения физического, психологического и социального благополучия и развития ребенка // Валеология. 2001. — № 1. — С. 41−44.
- Гамонишина Л. Т. Модель управления «Здоровой школой» // Валеология. 2001. — № 1. — С. 44−48.
- Гарбузов В. И. Человек-жизнь-здоровье: Древние и новые каноны медицины. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: АО «Комплект», 1995. — 429 с. 90
- Гарбузов В. И. Воспитание ребенка. СПб.: «Дельта" — М.: Изд-во ACT, 1997.-432 с.
- Гарбузов В. И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. СПб.: АО «Сфера», 1994.- 160 с.
- Гармаев А. Ц. Этапы нравственного развития ребенка. Решма, 1998. -128 с.
- Гармаев А. Ц. Психопатический круг в семье. М., 2001. — 587 с.
- Гегель Г. В. Ф. Наука логики. М.: Мысль, 1972. — 371 с.
- Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: Философия духа / Отв. ред. Е. П. Ситковский. М.: Мысль, 1977. — 471 с.
- Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века: В поисках практико-ориентированных концепций. М.: Совершенство, 1998. — 608 с.
- Горячев В. Здоровье категория педагогическая: О здравоохранительных педагогических технологиях доктора В. Ф. Базарного. // Народное образование. — 1999. — № 9. — С. 219−231.
- Гостев А. Г. Теоретические основы управления развитием муниципального лицея как личностно-ориентированной образовательной системы: Ав-тореф. дис. .д-ра пед наук. Барнаул, 1997. — 44 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: специальность 31 200.00 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью». М., 2000. — 21 с.
- Грабарь М. И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. — 135 с.
- Гранатов Г. Г. Метод дополнительности в педагогическом мышлении (методология развивающего образования): Дис. .д-ра пед. наук. Челябинск, 1993.-398 с.
- Грановсквя Р. М., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб.: OMS, 1994. — 192 с.
- Гримак J1. П. Общение с собой: Начала психологии активности. М.: Политиздат, 1991. — 320 с.
- ГромковаМ. Т. Педагогические основы образования взрослых. М.: Изд-во МСХА, 1993.- 164 с.
- ГрушинВ. А. Социалистический образ жизни: понятие и возможные направления эмпирического исследования //Вопросы философии. 1977. -№ 2.-С. 24−35.
- Гун Г. Е. Компьютер: как сохранить здоровье. Рекоменд. для детей и взрослых. СПб.: Изд. дом «Нева" — М.: «OJIMA-ПРЕСС Экслибрис», 2003. -128 с.
- ГуревичП. С. Философская антропология: опыт систематики // Вопросы философии. 1995. — № 8 — С. 92−102.
- Гусинский Э., Турчанинова Ю. Главная цель счастье и душевное здоровье // Директор школы. — 1999. — № 7. — С. 67−70.
- Давиденко Д. Н., Половников П. В., ГлушковЮ. Д. Здоровый образ жизни. СПб., 1996. — 32 с.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.-240 с.
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. -М.: Издательство «Русский язык», 2000. — Т. 4. — 683 с.
- Даниленко О. JI. Душевное здоровье в контексте культуры: Автореф. дисс. .д-ра культурологии. СПб., 2000. — 45 с.
- Данилова Н. Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. -М., 1992. 192 с.
- Демин М. В. Проблемы теории личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977.-240 с.
- ДерябоС., Ясвим В. Отношение к здоровью и к здоровому образу жизни: Методика измерения // Директор школы. 1999. — № 2. — С. 7−16.
- Диалектическое противоречие. М.: Политиздат, 1979. — 343 с.
- ДодоноваЛ. П. Конституциональная обусловленность показателей физического развития детей // Гигиена и санитария. 1994. — № 9. — С. 21−23.
- Доленко Ф. Л. Гипокинезия: этимология, этиология, эволюционный фактор // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья: Сб. науч. тр. Вып. 2. — Владивосток: Дальнаука, 1996 — С. 18−24.
- Дубровский А. А. Открытое письмо врача учителю: Здоровье детей -будущее народа. М.: Просвещение, 1988. — 31 с.
- Дубровский В. И. Валеология. Здоровый образ жизни /Предисл. В. Н. Мошков. М.: RETORICA-A- Флинта, 1999. — 560 с.
- Дыхан Л. Б. Здоровье учителя: радость или преодоление // Начальная школа. 2000. — № 3. — С. 89−91.
- Дьюи Д. Психология и педагогика мышления /Пер. с англ. Н. М. Никольской. М.: Совершенство, 1997. — 208 с.
- Елисеева О. И. Практика очищения и восстановления организма. -СПб.: ИК «Комплект», 1997. 254 с.
- Ермолаев В. Я. Педагогика доктора Дубровского. Анапа: Науч.-практ. Центр лечеб. педагогики, 1993. — 160 с.
- Жижин К. С., Квасов А. Р., Степаненко А. Ф., Соловьева С. Ю. Оценка здоровья подростков на основе валеологического принципа нормирования учебно-трудовой нагрузки // Валеология. 2002. — № 3. — С. 25−27.
- ЖолдакВ. И. Социологические аспекты здорового образа жизни // Здоровый образ жизни: сущность, структура, формирование на пороге XXI века. Томск, 1996. — С. 63−77.
- Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990, — 168 с.
- Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
- Заенутдинова Н. А. Формирование готовности к самоорганизации у студентов педагогического колледжа в образовательном процессе: Дис. .канд. пед. наук. Магнитогорск, 2000. — 159 с.
- Заир-Бек Е. С., Казакова Е. И. Педагогические ориентиры успеха: актуальные проблемы развития образовательного процесса: Метод, материалы к обучающим семинарам. СПб.: Изд. «Петроградский и К0», 1995. — 64 с.
- Зайцев Г. К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Акци-дент, 1998.- 159 с.
- Зайцев Г. К., Колбанов В. В., Колесникова М. Г. Педагогика здоровья: Образовательные программы по валеологии. СПб., 1994. — 78 с.
- Зайцев Г. К., Зайцев А. Г., Брадик Г. М. Валеология подростка: половое воспитание//Валеология-2001.-№ 1.-С. 14−19.
- Зайцев Г. Время педагогики здравосозидающей //Народное образование. 2002. — № 6. — С. 193−200.
- Зайцев Г. К. Валеологический анализ и обеспечение здоровья педагогическими средствами в системе образования //Валеология. 1997. — № 4. -С. 16−21.
- Зайцев Г. К. Валеологической самоанализ и коррекция образа жизни // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья: Сб. науч. тр. Вып. 3. — Владивосток: Дальнаука, 1996 — С. 154−163.
- Зайцев Г. К. Здоровье школьников и учителей: Опыт валеологиче-ского исследования. СПб., 1995 — 102 с.
- Зайцев Г. К., Колбанов В. В. Стратегия понимания здорового образажизни у учителей // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья: Сб. науч. тр. Вып. 3. — Владивосток: Дальнаука, 1996 — С. 148−153.
- Залманов А. С. Тайная мудрость человеческого организма: глубинная медицина. -М.: Мол. гвардия- Дидакт, 1991. -254 с.
- ЗанковЛ. В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990.-424 с. 127
- Зацепин В., ПахальянВ. Ступени к собственному здравию // Директор школы: Спецвыпуск. 1997. — № 2. — С. 81−83.
- Здоровое поколение: Программа уроков здоровья и нравственности для учащихся 1−11 классов общеобр. школ и учреждений доп. обр. / Авт.-сост. Т. В. Кружилина, Т. Ф. Орехова. Магнитогорск: МаГУ, 2004. — 66 с.
- Здоровье и образование: Проблемы педагогической валеологии: Матер. I Всерос. науч.-практ. конф. 28−30 марта 1995 г. / Под ред. В. В. Колбанова. -СПб., 1995.-76 с.
- Здоровье школьника: Сб. нормативных и метод, документов. СПб.: ЦПИ, 1994.-76 с.
- Зеленова Л. О чем говорит школьная отметка? // Директор школы. -1998,-№ 5.-С. 37−42.
- ЗинченкоВ. П. О целях и ценностях образования //Педагогика. -1997.-№ 5.-С. 3−16.
- Иванов А. В. Сознание и мышление. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 130 с.
- Иванова Н. К. Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни школьников. Автореф. .канл пед. наук. Самара, 2000.-24 с.
- Иванюшкин А. Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентации человека // Вестник АМН СССР. 1982. — Т. 45. — № 4. — С. 29−33.
- ИзардК. Психология эмоций- Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000. -454 с.
- Изард К. Эмоции человека- Пер.с англ. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.-440 с.
- Изаровская И. В. Социально-валеологические проблемы современного образования // Валеология. 2001. — № 3. — С. 30−32.
- Ильенков Э. В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. -464 с.
- ИльинЕ. Н. Путь к ученику: Раздумья учителя-словесника: Кн. для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1988. — 228 с.
- Ильин Е. П. От культуры физической к культуре здоровья / Теория и практика физической культуры. 1994. — № 7. С. 46−48.
- Ильющенков В. В., Берсенева Т. А. Здоровье и образование: теория, опыт, практика. СПб., 1993. — 28 с.
- ИльяеваИ. А. Культура общения: Опыт философско-методологического анализа. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1989. — 169 с.
- Ингекамп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991.-240 с.
- Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. М.- Белгород, 1993. -219 с.
- Исаева А. П., Быков Е. В., Аминов А. С., Ненашева А. В. Физическое состояние, развитие и подготовленность учащихся общеобразовательных заведений Южного Урала // Валеология 2001. — № 1. — С. 19−23.
- Исцеляющие руки. Практическая энциклопедия массажа / Под ред. Дж. Фелтмана- Пер. с англ. М.: СП «П.Т.С.», 1992. — 428 с.
- Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание: Избр. ст. -Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1991. 384 с.
- Каган М. С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. -М.: Политиздат, 1974. 328 с.
- Казанский О. А. Педагогика как любовь. М.: Изд-во «Рос. пед. агенство», 1996.-134 с.
- Казин Э. М., Блинова Н. Г., Литвинова Н. А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. -192 с.
- Казин Э. М., Лушпа Л. Г., Федоров А. И. Динамика изменения функционального состояния младших школьников в зависимости от режима двигательной активности в ходе учебного процесса //Валеология. 2002. — № 3. -С. 65−70.
- Казин Э. М., Мартюшева Т. С. Роль психолого-валеологических подходов в формировании установки как целостного фактора здоровья и развития личности //Проблемы валеологизации образовательной среды. Кемерово, 1999.-С. 16−43.
- Казначеев В. П. Здоровье нации. Просвещение. Образование. М.: Кострома: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1996. -245 с.
- Казначеев В. П. Феномен человека. Новосибирск: Новосибирское кн. изд-во, 1991. — 128 с.
- Казначеев В. Внутренняя картина здоровья //Alma mater: Вестник высшей школы. 1998. — № 9. — С. 49−52.
- Какой быть новой педагогике?: Учеб. пособие / Сост. А. Я. Найн, А. Г. Гостев. Челябинск: Южно-Ур. кн. изд-во, 1993. — 212 с.
- Калинкин JI. А. Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни // Социально-культурные аспекты физической культуры и здорового образа жизни. М.: Сов. спорт, 1996. — С. 73−79.
- Калитеевская Е. Р. Психическое здоровье как способ бытия в мире: от объяснения к переживанию //Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М., 1999. — С. 231−239.
- Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс: Исследование субъективно-эмоциональной сферы творческого процесса педагога. Грозный, 1976. — 287 с.
- Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. -336 с.
- Капустин Н. П. Педагогические технологии адаптивной школы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2001. -216 с.
- Каралашвили Е. А. Физкультурная минутка: Динамические упражнения для детей 6−10 лет. М.: ТЦ Сфера, 2002. — 64 с.
- Карташов Ю. И., Виноградов А. Л., Мишков М. В. Разработка методов и средств мониторинга диагностики и коррекции психологического и физиологического статуса учащихся в динамике обучения // Валеология. 2002. -№ 4.-С. 18−23.
- Карташов Ю. И. Контроль состояния адаптационных ресурсов человека// Валеология-2001. -№ 3. С. 21−23.
- Касаткин В. Н. Школа здоровья // Школа здоровья. 1994. — № 1. -С. 5−12.
- Касаткин В. Н., Неудахина А. Е. Оценка эффективности апробации образовательной программы «Здоровье» //Школа здоровья. 2002. — № 3. -С. 5−12.
- Кемеров В. Е. Взаимопонимание: Некоторые философские и психологические проблемы. -М.: Политиздат, 1984. 109 с.
- КиколовА. И. Обучение и здоровье. М.: Высш. школа, 1985. -104 с.
- Кирьякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография. Оренбург, 1996. — 188 с.
- КларинМ. В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта. -М.: Знание, 1989. 89 с.
- Князева Е. И., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии. 1992. — № 12. — С. 3−20.
- КобяковВ. Учение без переутомления // Директор школы. 1997. -№ 5.-С. 14−18.
- КовалькоВ. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: 1−4 классы. М.: ВАКО, 2004. — 296 с.
- Коган Л. Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. -252 с.
- Коган Л.Н. Человек и его судьба. М.: Мысль, 1988. — 283 с.
- КозинА. М., Сериков С. Г. Здоровьесберегающая физкультура в школе: Науч.-метод. пособие / Под ред. С. А. Репина. Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2000. — 208 с.
- Колбанов В. В. Валеологическое образование в начальной школе
- Начальная школа. 1999. — № 1.- С. 40−43.
- Колбанов В. В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. СПб.: ДЕАН, 1998. — 232 с.
- Колбанов В. В., Берсенева Т. А. К вопросу о валеологическом образовании педагога // Здоровье и образование: Проблемы педагогической валеологии: Матер. I Всерос. науч.-практ. конф. СПб., 1995. — С. 9−13.
- Колбанов В. В., Зайцев Г. К. Валеология в школе. СПб., 1992. — 70 с.
- Колесов Д. В. Функционирование физиологических систем: Валеоло-гические критерии // Биология в школе. 2002. — № 8. — С. 11−17.
- Колпакова JI. М. Психологические механизмы формирования межличностных отношений школьников: Автореф. дис. .канд. пед наук. Казань, 1997.-20 с.
- Коменский Я. А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1982. — Т. 1. — С. 242−476.
- Конаржевский Ю. А. Педагогический анализ как основа управления школой: Учеб. пособие Челябинск, 1978. — 102 с.
- Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975. -720 с.
- Кондратьев М. Ю., Дерябо С. Д. Психологические рекомендации по усвоению программы «Здоровье» // Школа здоровья. 2000. — № 4. — С. 22−27.
- Кондратьев М. М. Звонок на урок здоровья. М.: Просвещение, 1991.- 158 с.
- Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 г.: Распоряжение // Собрание законодательств РФ. 2002. -№ 37. — Ст. 3734. — С. 7468−7478.
- Коротаева Е. Учить, общаясь, а не поучая // Директор школы. 1998. -№ 6.-С. 47−55.
- Корчак Я. Как любить детей. Минск: Нар. Асвета, 1980. — 80 с.
- Коршунов Н. Пять слагаемых здорового образа жизни //Здоровье. -2000,-№ 2.-С. 4−8.
- Кудрявцев В. Г., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Програм.-метод, пособие. М.: Линка-Пресс, 1999.224 с.
- Кузнецова Н. Уникальность как проблема XX века: Особенность научного познания//Знание сила. — 1993. -№ 3. — С. 102−107.
- Кузнецова JI. Содержание образования основной источник здоровья детей в школе // Управление школой: Прилож. к газ. «Первое сентября». -2000. — Декабрь (№ 48). — С. 13−17.
- Кузнецова М. Л. Валеология практическая культура ноосферного мышления и поведения (валеоноосферное воспитание) // Валеология. — 2002. -№ 1.-С. 77−81.
- Куинджи Н. Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Метод, пособие. М.: Аспект Пресс, 2000. — 139 с.
- Куликов А. М. Взаимосвязь здоровья и эффективности обучения старшеклассников // Школа здоровья. 2001. — № 2. — С. 10−15.
- Культура современного урока / Под ред. Н. Е. Щурковой. М.: Рос. пед. агенство, 1997. — 92 с.
- Кумарин В. В., Виноградова Н. Д. Принцип природосообразности и возрождение школы // Педагогика. 1995. — № 2. — С. 14−20.
- КураевГ. А., Чороян И. О. Влияние личностных характеристик на параметры адаптивности и изменение психоэмоционального тонуса при умственных и физических нагрузках // Валеология 2001. — № 1. — С. 4−14.
- Кыверялг А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980. — 334 с.
- Лазарев М. Л. Здравствуй!: Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста: Рук-во для воспит. дошк. образ, учреждений в 3 ч. М.: Академия здоровья, 1997. — 376 с.
- Лазарев М. Л. Юные учителя здоровья. М., 1995. — 64 с.
- Лазурский А. Ф. Избранные труды по общей психологии: К учению о психической активности. Программа исслед. личности и др. работы / Коммент., примеч., прилож. Е. В. Левченков. СПб.: Алетейя, 2001. — 192 с.
- Лайшев Р. А., Родионов А. В., Родионов В. А. Об одном критерии эффективности применения здоровьесберегающих технологий в школе // Школа здоровья. 2002. — № 3. — С. 22−26.
- ЛатохинаЛ. И. Творим здоровье души и тела. СПб.: Ж «Комплект», 1997. -496 с.
- Латушкииа Е. Н. Здоровый образ жизни как экологическая категория безопасной жизнедеятельности //Сб. матер, науч.-практ. конф. «Культурное пространство человечества и духовный мир педагога» 2−6 ноября 1999 г. М.: «КИРИЛЛИЦА», 2000. — С. 44−46.
- Лебедева И. Т. Формирование здорового стиля жизни школьника. -Минск: Народ. Асвета, 1996. 144 с.
- Лебедченко С. Ю. Формирование культуры здоровья будущего учителя в процессе профессиональной подготовки. Автореф. .канд. пед. наук. -Волгоград, 2000. — 22 с
- Ленин В. И. Философские тетради. М.: Политиздат, 1978. — 732 с.
- Леонова А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека.-М., 1984.-200 с.
- Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
- Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 183 с.
- Лесгафт. М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 2002. — 224 с.
- Лефевр В. А. От психофизики к моделированию души // Вопросы философии. 1990. — № 7. — С. 25−31.
- Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения: Пер. с чешек. М.: Прогресс, 1970. — 686 с.
- Лисицын Ю. П. Слово о здоровье. М., 1986. — 192 с.
- ЛитвакМ. Е. Неврозы: Клиника, профилактика и лечение. Ростов н/Д.: Изд-во «Психологическое айкидо», 1993. — 112 с.
- Литвак М. Е. Психологическое айкидо. Ростов-на-Дону: Изд. Ростов. пед. ин-та, 1992. — 60 с.
- ЛищукВ. А., МостковаЕ. В. Девять ступеней здоровья. М.: ТЕР-РА-Книжный клуб, 1998. — 320 с.
- Лободин В. Т. Здоровье и духовность. СПб.: АО «Комплект», 1994. -Т. 1.-Ч. 1. -389с.
- Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Отв. ред. Ю. М. Забродин, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1984. — 444 с.
- Лубышева Л. И. Концепция формирования физической культуры человека.-М., 1992.- 120 с.
- ЛэндретГ. Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ. /Предисл. А. Я. Варта. М.: Междунар. пед. академия, 1994. — 368 с.
- Макаров Ю. Причина недугов классно-урочная система // Директор школы. — 1998. — № 5. — С. 50−52.
- Максименко М. Что мешает ребенку учиться? Взгляд нейропсихоло-га на проблемы успеваемости // Директор школы. 1999. — № 3. — С. 81−83.
- Мансуров С. Е. Социокультурные аспекты проблемы здоровья // Биология в школе. 2002. — № 2. — С. 5−11.
- Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука: Логико-методологический анализ. М.: Мысль, 1977. — 284 с.
- Марков В. С. Образ жизни и формирование личности // Вопросы философии. 1976.-№ 7.-С. 16−25.
- Маркс К. Немецкая идеология: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. 2-е. изд. -Т. 3.
- МаслоуА. Психология бытия: Пер. с англ. М.: Рефл-бук- Киев: Вакслер, 1997.-304 с.
- Маслоу А. Самоактуализация //Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, А. А. Пузырея. М.: МГУ, 1982. — С. 108−117.
- Материалы к конференции «Образование и здоровье» из опыта работы образовательных учреждений г. Владимира. — Владимир, 2000.
- Матюнин Б. Г. Нетрадиционная педагогика. М.: Школа-Пресс, 1994.-96 с.
- Меграбян А. А. Личность и сознание: в норме и патологии. М.: Медицина, 1978. — 176 с.
- МеерсонФ. 3. Физиология адаптационных процессов //АН СССР. -М., 1986.-639 с.
- Меерсон Ф. 3., Пшеничникова М. Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. М., 1998.
- Междисциплинарная программа «Здоровье» для средних общеобразовательных учреждений // Школа здоровья. 2000. — № 4. — С. 8−21.
- Методы педагогических исследований / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. -М.: Педагогика, 1979. 255 с.
- Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие /Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: ЛГУ, 1960. — 172 с.
- Мещеряков Б. Г., Мещерякова И. А. Введение в человекознание. -М.: Российс. гос. гуманит. ун-т, 1994. 320 с.
- Мир философии: Книга для чтения. Человек. Общество. Культура. -М.: Политиздат, 1991. Ч. 2. — 624 с.
- Митина Л. Концепция профессионального долголетия //Директор школы. 1998. -№ 5. — С. 31−36.
- Митина Л. М. Концепция профессионального развития и сохранения здоровья учителя как основа образовательной политики // Школа здоровья. -2000.-Т. 7.-№ 2.-С. 43−51.
- Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. — 120 с.
- МясищевВ. Н. Психология отношений /Под ред. А. А. Бодалева- Вступ. ст. А. А. Бодалева. М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. -356 с.
- Надырова Н. Г. Образование XXI века как инструмент управления качеством жизни // Образование и школа XXI века: Сб. матер. Междунар. науч-практ. конф. 25−26 ноября 2002 г. Чернигов, 2002. — С. 84−86.
- Назаретян А. П. Синергетика в гуманитарном знании: предварительные итоги // Общественные науки и современность. 1997. -№ 2. — С. 91−97.
- Найн А. Я., Сериков С. Г. Проблема здоровья участников образовательного процесса// Педагогика. 1998. -№ 6. — С. 53−57.
- Наука. Философия. Религия: Наука, технология, человек: Восьмая междунар. конф. Дубна, 1997. — 128 с.
- Неретин В. Ф. Формирование у младших школьников культуры отношения к своему здоровью средствами физического воспитания в процессеобразования. Дисс. .канд. пед. наук. — Магнитогорск, 2003. — 191 с.
- Неудахина А. Е. Сравнительный анализ внедрения программы «Здоровье» в трех регионах страны // Школа здоровья. 2002. — № 3. — С. 13−21.
- Неудахина А. Е., Касаткин В. Н. Опыт создания федеральной программы обучения здоровью для учащихся 1−11 классов //Школа здоровья. -2002.-№ 2.-С. 5−12.
- Никандров Н. Д. На пути к гуманной педагогике // Советская педагогика.-1990. -№ 9.-С. 41−47.
- Николов Л. Структура человеческой деятельности / Под общ. ред. и с предисл. Л. П. Буевой. М.: Прогресс, 1984. — 176 с.
- Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. Минск: Изд-во В. М. Скакун, 1998. — 896 с.
- Новиков Л. И., Соколовский М. В. «Воспитательное пространство» как открытая система (педагогика и синергетика) // Общественные науки и современность. 1998.-№ 1.-С. 132−143.
- Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989.-280 с.
- Новоселова И. И. Развитие культуры духовного и физического здоровья будущего учителя в процессе профессиональной подготовки: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2000. — 22 с.
- Норбеков М. К., Фотина Л. А. Дорога в молодость и здоровье: Практ. рук-во для мужчин и женщин. М.: Знание, 1995. — 240 с.
- О человеческом в человеке / Под общ. ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. — 384 с.
- Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников: Метод, пособие. М.: ТП «Сфера», 1999. — 56 с.
- Обуховский К. Психология влечений человека /Пер. с польск. В. И. Могилева- Под ред. Б. М. Сегала. -М.: Прогресс, 1972. 248 с.
- Ожегов С. И., Шведов Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российс. АН- Российс. фонд культуры. 3-е изд., стереотип. — М.: АЗЪ, 1996. — 928 с
- Орехов Ф. А. Коллективный педагогический опыт: Учеб. пособие к спецкурсу. Челябинск, 1983. — 81 с.
- Основные положения концепции очередного этапа реформирования системы образования // Народное образование. 1997. — № 8. — С. 4−19.
- Осотова В. П. Особенности физического и полового развития школьников с различным профилем обучения // Гигиена и санитария. 1998. — № 1. -С. 44−46.
- Павлов И. П. Избранные труды по физиологии высшей нервной деятельности /Предисл. д-ра биол. наук, проф. О. П. Молчановой. М.: Учпедгиз, 1950.-263 с.
- ПашутинА. М. Восприятие и метод наблюдения. М.: Прометей, 1991.-88 с.
- Педагогика здоровья. М.: Педагогика, 1990. — 288 с.
- Педагогическая антропология: Учеб. пособие / Авт.-сост. Б. М. Бим-Бад. М.: Изд-во УРАО, 1998. — 576 с.
- Петровский А. В. Психология о каждом и каждому о психологии. -2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во РОУ, 1996. 328 с.
- Петухов С. И. Педагогические основы формирования здоровья и развития младших школьников в системе физического воспитания: Автореф. дис.. д-ра. пед. наук. Кемерово, 2001.-41 с.
- Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избр. психол. тр. М.: Просвещение, 1969.-С. 55−231.
- Пидкасистый П. И. ХайдаровЖ. С. Технология игры в обучении и развитии: Учеб. пособие. М.: Рос. пед. агентство, 1996. — 269 с.
- ПичугинаИ. В. Содержательное обеспечение формирования готовности студентов педагогического колледжа к здоровьесбережению учащихся: Автореф. .канд. пед. наук. Челябинск, 2000. — 24 с.
- Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982.-310 с.
- Пожар JI. Психология аномальных детей и подростков патопсихология. — М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. -128 с.
- Пономаренко В. А. Психология духовности. М.: Магистр, 1998. -104 с.
- Попов С. В. Валеология в школе и дома: О физическом благополучии школьников. СПб.: Союз, 1998. — 256 с.
- Прибрам К. Языки мозга: Экспериментальные парадоксы и принципы нейропсихологии- Пер. с англ. Н. Н. Даниловой и Е. Д. Хомской / Под ред. и с предисл. А. Р. Лурия. М.: Прогресс, 1975. — 464 с.
- Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. М., 1986. — 194 с.
- Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. и по-слесл. П. С. Гуревича- Общ. ред. Ю. Н. Попова. М.: Прогресс, 1988. — 552 с.
- Программа «Здоровье»: Учеб.-метод. пособие для учителей 1−11 классов. М., 2001. — 435 с.
- Программа развития среднего педагогического образования: Проект. -М., 1999.- 18 с.
- Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 40 700 валеология: Для высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Е. И. Тороховой. — 2-е изд., перераб. — М.: Изд-во «Флинта" — Изд-во «Наука», 2000. — 208 с.
- Проект модели «Здоровая школа» (Муниципальная общеобразовательная школа № 14 г. Новочеркасска Ростовской области- директор Н. Н. Казеева) // Валеология. 2001. -№ 1. с. 55−58.
- Прохоров Б. Б. Популяционное здоровье во времени и пространстве
- Человек. 1995. — № 5. — С. 133−143.
- Пряникова А. С. Антрополого-гуманистическое направление в отечественной педагогике // Педагогика. 1995. — № 2. — С. 88−94.
- Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубравиной. 4-е изд. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 176 с.
- Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 440 с.
- Психология воспитания: Пособие для методистов дошк. и нач. шк. образ., препод., психологов / А. Д. Грибанова, В. К. Калиниченко, JI. М. Клари-на и др.- Под ред. А. В. Петровского. 2-е изд. — М.: Аспект Пресс, 1995. -152 с.
- Психология здоровья / Г. С. Никифоров, В. А. Ананьев, И. Н. Гурвич и др.- Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. -504 с.
- Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987. — 221 с.
- Пугачева Е. Синергетнческий подход к системе высшего образования //Высшее образование в России. 1998. -№ 2. — С. 41−45.
- ПуляевВ. Т. Новая парадигма развития образования в России // Социально-политический журнал. 1998. -№ 5. — С. 3−20.
- Рахимов А. 3. Педагогическая акмеология. Уфа: БашГПИ, 1999. -246 с.
- Рахимов А. 3. Психодидактика: Учеб. пособие. Уфа: Творчество, 1996.- 191 с.
- Редюхин В. И. Синергетика «синяя птица образования» // Общественные науки и современность. — 1998. -№ 1. — С. 144−153.
- Репин С. А., Сериков С. Г. Документационное обеспечение здоровье-сбережения в образовательных учреждениях: Науч.-метод. пособие. Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 1999. 230 с.
- Реформирование образования в России: Круглый стол // Педагогика. 1997.-№ 5.-С. 17−72.
- Решетников П. Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера: Кн. для препод, высш. и средн. пед. учебн. заведений. М.: ВЛАДОС, 2000. — 304 с.
- РикертГ. Науки о природе и науки о культуре: Пер. с нем. / Общ. ред. и предисл. А. Ф. Зотова- Сост. А. П. Полякова, М. М. Беляева- Подг. текста и прим. Р. К. Медведевой. -М.: Республика, 1998.-413 с.
- Ричардсон Г. Образование для свободы: Проект школы человекоцен-трированного направления / Пер. с англ. И. Иванова, П. Петрова. М.: Рос-сийск. гос. гуманит. ун-т, 1997. — 211 с.
- Родионов В. А., Струницкая М. А., Кондрашина О. В. Элементы тренингов, уроков и студий в профилактических занятиях по программе «Здоровье» // Школа здоровья. 2000. — № 4. — С. 21−28.
- Розин В. Образование как синергетическая система //Лицейское и гимназическое образование. 1998. — № 2. — С. 63−65.
- Розин В. М. Городская культура, человек, окружающая среда // Вопросы философии. 1980. — № 1. — С. 143−149.
- Розин В. М. Объективная необходимость реформирования российского образования // Социально-политический журнал. 1997. — № 3. — С. 145 154.
- Ростовецкая Л. А. Самостоятельность личности в познании и общении: Опыт теоретического и экспериментального исследования. Ростов-на-Дону, 1975.-298 с.
- Ротенберг В. С., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье. Сер. Психологическая наука школе. — М.: Просвещение, 1989. — 239 с.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989. — Т. I. — 488 е.- Т. II. — 328 с.
- Рузавин Г. И. Синергетика и принцип самодвижения материи // Вопросы философии. 1984. — № 8. — С. 39−51.
- Руткевич М. Н. Социалистический образ жизни и его развитие
- Вопросы философии. 1975. — № 11. — С. 46−58.
- Салов В. Ю. Теоретико-методические основы здорового образа жизни учащейся молодежи. СПб, 2001. 100 с.
- Северьянов А. А. От здоровья учителя к здоровью ученика // Школа здоровья. 1997.-№ 4.-С. 107−113.
- СелевкоГ. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие для пед. вузов и ин-тов повыш. квалификации. М.: Нар. образование, 1990.-256 с.
- Селье Г. Стресс без болезней // Путь к здоровью. Стресс жизни. -СПб.: ТОО «Лейла», 1995. С. 642−682.
- Сенников С. А. Школа важнейшее звено в укреплении здоровья детей и подростков // Школа здоровья. — 2002. — № 2. — С. 22−30.
- Сериков Г. Н. Образование: аспекты системного отражения. Курган: Изд-во «Зауралье», 1997. — 464 с.
- Сериков Т.Н., Сериков С. Г. Здоровьесбережение в гуманном образовании: Монография. Екатеринбург-Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. -242 с.
- Серова Н. Б. Повышение резерва здоровья учащихся младших классов средствами физической культуры. Автореф. дис. .канд. пед. наук. — Челябинск, 2000. — 24 с.
- Сеченов И. М. Лекции по физиологии. М.: Медицина, 1974. — 232 с.
- Силантьев М. Н., Глазун Т. В., Вовченко О. Ю., Вовченко С. Ю., Овчинников К. В., Плугов А. Г. Влияние обучения по программе Л. В. Занкова на функциональные и адаптационные возможности учащихся 2−3 классов // Валеология. 2001. — № 3. — С. 29−30.
- Силуянова И. В. Современная медицина и православие. М., 1998. -202 с.
- Симонов П. В., Ершов П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. М.: Наука, 1989. — 352 с.
- Симонова С. Без здоровья детей у страны нет будущего // Народное образование. 1999. -№ 6. — С. 159−167.
- Система, сберегающая здоровье школьников: физиолого-гигиеничес-кие и педагогические аспекты // Директор школы. 2003. — № 4. — С. 28−37.
- Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
- Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. завед. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев,
- A. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. 3-е изд. — М.: Школа-Пресс, 2000. — 512 с.
- Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы антропологической психологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности: Учеб. пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
- Слободчиков В. М., Цукерман Г. А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте //Вопросы психологии. 1990. — № 3. -С. 25−36.
- Словарь иностранных слов. СПб.: «Дуэт», 1994, — 752 с.
- Словарь психолога-практика / Сост. С. Ю. Головин. 2-е изд., пере-раб. и доп. — МИ.: Харвест, 2001. — 976 с.
- Словарь физиологических терминов. М.: Наука, 1987. — 448 с.
- Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003. — 272 с.
- Соболева И. В., Казазаева Н. К., Дмитриева К. В. Исследование особенностей функционального состояния школьников в динамике образовательного процесса // Валеология. 2001. — № 3. — С. 33−38.
- Содействие здоровью и обучение здоровому образу жизни в школах Российской Федерации / Под ред. В. Н. Касаткина. М.: Изд-во Подкова, 2000. -146 с.
- Солдатова Т. А. Здравотворение: Система здоровьетворящего образования //Проблемы педагогической валеологии: Сб. науч. тр. СПб.: УПМ, 1997.-С. 50−53.
- Сохрани свое здоровье: Метод, разработка / Авт.-сост. Г. А. Шорин,
- B. С. Быков. Челябинск: УралГАФК, 1996. — 32 с.
- Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. -303 с.
- Спиркин А. Г. Философия: Учебник. -М.: Гардарики, 2000. 816 с.
- Стальков Е., Панин В. Валеология: От идеи спасения жизни к идеесохранения здоровья. М.: Янтарный глаз, 2001. — 284 с.
- Степанов А. П. Определение состояния здоровья на основе самооценки // Валеология 2001. — № 3. — С. 55−56.
- Степанова М. И., Чайкин С. В. Новая структура учебного года как фактор сохранения здоровья школьников // Школа здоровья. 2003. — № 3. -С. 50−55.
- Столяров В. И., Быховская И. М., Лубышева JI. В. Концепции физической культуры и физкультурное воспитание (инновационный подход). -// Теория и практика физической культуры. 1998. — № 5. — С. 11−15.
- Стоуне Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения: Пер. с англ. / Под ред. Н. Ф. Талызиной. М.: Педагогика, 1984. -472 с.
- СтруковЭ. В. Социалистический образ жизни. М.: Мысль, 1977. -263 с.
- Субботский Е. В. Развитие индивидуального сознания как предмет исследования экспериментальной психологии //Психологический журнал. -2002. № 4. — Т. 23. — С. 90−102.
- Сухарев А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. -М.: Медицина, 1991.-272 с.
- Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. -№ 2. — С. 29−36.
- Сухарев А. Г. Научные основы концепции укрепления здоровья детей и подростков // Гигиена и санитария. 2000. — № 3. — С. 43−44.
- Сыренский В. И. Залог успеха: валеологические аспекты. СПб., 1998.-56 с.
- Сыренский В.И. Кому быть здоровым и счастливым в XXI веке. -СПб.: Макет, 1997.-76 с.
- Таланчук Н. М. Сто новых идей в педагогике, связанных с открытием фундаментальных законов синергетизма. Эвристический тезаурус. Казань, 1993, — 106 с.
- Татаренко А. В. Комплексная адаптированная программа по формированию здорового образа жизни среди учащихся школ города Шахты «Здоровый учитель здоровый ученик» // Валеология. — 2001. — № 1. — С. 38−50.
- Татарникова J1. Г. Валеологические знания в системе начального образования // Начальная школа. 1999. -№ 1. — С. 43−49.
- Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. СПб.: Изд-во «Петроградский и К0», 1995. — 352 с.
- ТелльЛ. 3. Валеология: Учение о здоровье, болезни и выздоровлении: В 3 т.- М.: Изд-во ACT- «Астрель», 2001. Т. 1. — 432 е.- - Т. 2. — 480 е.- -Т. 3.-416 с.
- Теплов Б. М. Психофизиология индивидуальных различий // Избр. тр: В 2 т. М.: Педагогика, 1985. — Т. II. — С. 5−279.
- Тихомиров О. К. Структура мыслительной деятельности человека: Опыт теоретического и экспериментального исследования. М.: Изд-во МГУ, 1969.-304 с.
- Тихонов М. Ю. Школы, содействующие здоровью, Юго-Запада Москвы: итоги деятельности и перспективы развития // Школа здоровья. 2003. -№ 2.-С. 6−11.
- ТолстоваС. Ю. Валеологическое сопровождение воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Автореф. дис. .канд. пед. наук. — Шуя, 2000. -23 с.
- Толстых В. И. Образ жизни: Понятие. Реальность. Проблемы. М.: Политиздат, 1975. — 184 с.
- Третьяков И. П. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. М.: Новая школа, 1998. — 288 с.
- ТрещеваО. Л., УзловаИ. В. Концепция школы «Здорового образа жизни» // Национальная идея здоровье народа (здоровье, здоровый образ жизни, физическая культура и спорт): Тез. докл. науч.-практ. конф. — Орел, 1998.-С. 68−69.
- Трубецкой Е. Н. Смысл жизни / Сост. А. П. Полякова, П. П. Апрыш-ко. М.: Республика, 1994. — 432 с.
- Тупицына Л., Аксенова Л. Формирование здоровья ребенка в процессе обучения // Основы безопасности жизни. 1999. -№ 1. — С. 9−11.
- Тургин О. В. Физическое и духовное воспитание в «Пласте»
- Образование и школа XXI века: Сб. матер. Междунар. науч.-практ. конф. 2526 ноября 2002 г. Чернигов, 2002. — С. 82−83.
- ТюмасеваЗ. И. Валеология и образование: проблемы и решения. -Челябинск: Изд-во ЧПГУ, 1999. Ч. 1, — 220 с.
- Тюмасева 3. И. Комплексная программа и руководство: Непрерывное эколого-валеологическое образование: Начальное общее образование: Стань таким, каким захочешь. 2 изд. — Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1998. -Ч. И. — 55 с.
- Тюмасева 3. И., АмендА. Ф. Экологическое строительство детской души: Учеб. пособие. Челябинск: ЧПГУ, 1994. — 240 с. 323
- Тюплина И. А. Статус парадигмы образования: гносеологический аспект: Дис. .канд. филос. наук. Магнитогорск, 1999. — 140 с.
- Узнадзе Д. Н. Основные положения теории установки. Тбилиси, 1961.-210с.
- УманскаяА. А. ЭНЭИД: Эмбриогенетический нейро-эндокринный иммунный дефицит. М, 1994. — 24 с.
- Устав (Конституция) ВОЗ //Всемирная Организация здравоохранения. Основные документы: 39-е изд.: Пер. с англ. — М.: Медицина, 1995. -208 с.
- Устинов Э. М., Мансуров Н. А. «Школа, содействующая здоровью» -первые итоги, проблемы, перспективы //Школа здоровья. 2003. — № 2. -С. 33−38.
- Ухтомский А. А. Доминанта. СПб.: Питер, 2002. — 448 с.
- Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. — Т. 1. — 776 е.- Т. 2. -628 с.
- Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. М.: Междунар. пед. академия, 1994. — 192 с.
- Феномен человека: Антология / Сост., вст. ст. П. С. Гуревича. М.: Высш. шк., 1993.-349 с.
- Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. энциклопедия, 1983.840 с.
- Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2000. -576 с.
- Фокс А., Фокс Б. Иммунитет на всю жизнь / Пер. с англ. А. Пахомо-ва. -М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1998.-288 с.
- Фомин Н. А., Вавилов 10. Н. Физиологические основы двигательной активности. М.: Физ-ра и спорт, 1991. — 224 с.
- Фомин Н. А. Психофизиология здоровья. Челябинск, 1998. — 345 с.
- ФранкС.Л. Реальность и человек /Сост. П.В.Алексеев- Прим. Р. К. Медведевой. М.: Республика, 1997. — 479 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла: Сб.- Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева- Вст. ст. Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990.-368 с.
- Фролов И. Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. М.: Политиздат, 1989. — 559 с.
- ФроммЭ. Искусство любить //Душа человека. М.: Республика, 1992.-С. 109−177.
- Фромм Э. Концепция человека у К. Маркса // Душа человека. М.: Республика, 1992. — С. 375−414.
- Фромм Э. Человек для самого себя //Психоанализ и этика. М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. — С. 27−256.
- Хайвис X. Школа содействия здоровью // Школа здоровья. -2000. -№ 1.-С. 63−68.
- Ханин Ю. Л. Краткое руководство к применению шкал реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера. Л., 1976.
- Ханна Т. Искусство не стареть: Как вернуть гибкость и здоровье. -2-е изд. СПб.: Питер-Пресс, 1996. — 224 с.
- Харисов Ф. Ф., Касаткин В. Н., Чечельницкая С. М. Как превратить обычную школу в школу здоровья //Народное образование. 1999. — № 6. -С. 151−158.
- ХарькинВ. Н. Педагогические импровизации: Дис. д-ра. пед. наук. -М., 1992.-240 с.
- Хвостов В. М. Этика человеческого достоинства: Критика пессимизма и оптимизма. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 176 с.
- Хёйзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня: Опыт определения игрового элемента культуры: Пер. с нидерл. / Общ. ред. и послесл. Г. М. Тавризян. М.: Изд. группа «Прогресс" — «Прогресс-Академия», 1992. -464 с.
- ХомскаяЕ. Д., Батова Н. Я. Мозг и эмоции: нейропсихологическое исследование. -М.: Изд-во МГУ, 1992. 180 с.
- Хуторской А. В. Свободное образование. Опыт работы частной школы в поселке Черноголовка Московской области. Черноголовка, 1992. — 48 с.
- Хэй JI. JI. Исцели себя сам: Психологические причины болезней и метафизические пути их преодоления. Кн. I, II, III. — М.: ТОО «Природа и человек», 1996.-416 с.
- Царева С. Е. Обучение математике и здоровье учащихся // Начальная школа. -2002. № 11. — С. 15−21.
- Ципко А. С. Некоторые методологические аспекты исследования социалистического образа жизни // Вопросы философии. 1976. — № 4. — С. 42−52.
- Циттель С. А. Организация педагогического общения в учебно-воспитательном процессе или «Здравствуйте»: Учеб.-метод. пособие. Магнитогорск, 1998. -116 с.
- Циттель С. А. Формирование у студентов педагогического вуза готовности к самопознанию: Дис. .канд. пед. наук. Магнитогорск, 2001. -183 с.
- ЧарлтонЭ. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы психологии. 1997. — № 2. — С. 3−14.
- Чепурных Е.Е. Национальная концепция охраны здоровья в системе образования // Магистр. 1999. — № 3. — С. 3−13.
- Чернышев А. В., Тлепцеришев Р. А., Элланский Ю. Г., Харламов Е. В. Задачи валеологии по реализации стратегии «здоровье для всех в XXI столетии» // Валеология 2001. — № 3. — С. 6−8.
- Чечельницкая С. М. Обучение здоровью реальный шаг к снижению заболеваемости и смертности среди детей и подростков // Школа здоровья. -2000,-№ 4.-С. 3−8.
- Чиркова О. Ю. Предпосылки школьной дезадаптации // Школа здоровья. 2002. — № 2. — С. 57−60.
- Чороян О. Г. Психофизиологический анализ природы естественного интеллекта // Валеология. 2002. — № 3. — С. 6−9.
- Чумаков Б. Н. Валеология: Избр. лекции. М.: РПА, 1997. — 246 с.
- Шадриков В. Д. Духовные способности. М: Магистр, 1996. — 318 с.
- Шарден П. Т. Феномен человека. М.: Наука, 1987. — 240 с.
- ШароваН. Н. Стратегия и тактика деятельности учреждений образования как школ здоровья //Моделирование школы здоровья. М., 2001. -С. 39−46.
- Шарова Н. Н. Школа здоровья школа благополучия // Образование в области здоровья и укрепление здоровья среди детей, подростков и молодежи в России: Матер. Всерос. Форума по политике в области обществ, здоровья. -М., 1999.-С. 52−53.
- Шаталова Г. С. Выбор пути. М.: Елен и К0, 1996. — 256 с.
- Шаханова А. В., Горгиладзе Г. Р., Пальникова Н. А. Физиологический мониторинг за состоянием здоровья и физической подготовленностью студентов 1−3 курсов // Валеология 2001. -№ 3. -С. 51−55.
- Шаханова А. В., Хасанова Н. Н., ЧермитК. Д., ГлазунТ. В., Калашников О. К., Куашева Д. А., Силантьев М. Н., Лопаткин Е. С. Влияние вариативных образовательных программ на уровень здоровья младших школьников // Валеология. 2001. — № 3. — С. 23−29.
- Шахназаров Г. X. Развитие личности и социалистический образ жизни // Вопросы философии. 1977. — № 11. — С. 12−24.
- Шацкий С. Т. Организация опытной педагогической работы и вопросы подготовки педагогов // Избр. пед. соч. В 2 т. / Под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1980. — Т. 2. — С. 297−338.
- Шевелева С. С. Открытая модель образования (синергетический подход). М.: Магистр, 1997. — 48 с.
- Шевченко JI.JI. Практическая педагогическая этика: Экспериментально-дидактический комплекс. М.: Изд-во СОБОРЪ, 1997. — 506 с.
- Шевченко С. Д. Школьный урок: как научить каждого. М.: Просвещение, 1991. -175 с.
- Шептулин А. П. Диалектический метод познания. М.: Политиздат, 1983.-320 с.
- Шерстяных В. А., Хицова JI. Н. К вопросу об исследовании психического и соматического здоровья человека // Валеология 2001. — № 3. — С. 8−11.
- Шиянов Е. Н., КотоваИ. Б. Развитие личности в обучении. М.: Академия, 1999.-288 с.
- Школа 2000: Концепция и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы / Под науч. ред. А. А. Леонтьева. М.: «Баллас" — «С-инфо», 1997.-Вып. 1.-208 с.
- Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С. М. Громбаха. М.: Медицина, 1988. — 272 с.
- Школы здоровья: О создании «школ здоровья» в зоне Российского Чернобыля и их роль в восстановлении здоровья детей // Народное образование. 1998. — № 9−10. — С. 32−37.
- Щедринов А. Г. Онтогенез и теория здоровья. Новосибирск: Наука, 1989.- 136 с.
- Щетинская А. И. Здоровьесберегающее обучение и воспитание в системе дополнительного образования детей // Педагогика дополнительного образования: приоритет духовности, здоровья и творчества. Казань-Оренбург, 2001.-С. 314−328.
- Щуркова Н. Е. Когда урок воспитывает: Нравственный аспект. М.: Педагогика, 1981. — 128 с.
- Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 250 с.
- ЭгоскьюП., Джиттинс Р. К здоровью через движение / Пер. с англ. М. И. Антипина. М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. — 256 с.
- Эддар А. Трактат о питании. М.: ГУМУС, 1993.- 120 с.
- Экспресс-оценка физического здоровья школьников: Методические рекомендации /Авт.-сост. С. В. Хрущев, С. Д. Поляков, И. Л. Иванов. М., 1995.- 15 с.
- Эфроимсон В. П. Генетика этики и эстетики. СПб.: Талисман, 1995. -288 с.
- Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки. -М.: Наука, 1978. 391 с.
- Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе //Библиотека журнала «Директор школы». Спецвыпуск2. — М.: Сентябрь, 1996.-96 с.
- Якиманская И. С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. -144 с.
- Яковлев Н. М., Сохор A.M. Методика и техника урока в школе: В помощь начинающему учителю. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1985.-208 с.
- Якунин В. А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. — 160 с.
- ЯмбургЕ. А. Школа для всех: Адаптивная модель: Теоретические основы и практическая реализация. М.: Новая школа, 1997. — 352 с.
- Ярошевский Т. М. Размышления о человеке: Марксистская концепция личности и принципы социалистического гуманизма: Пер. с польск. М.:1. Политиздат, 1984.- 198 с.
- Antonovsky A. Health, stress and coping. San Francisko, 1979.
- Brawn G., Harris T. Social origins of depression. London, 1978.
- Buunk В., Schaufeli W. Professional Burnout: A perspective from social comparison theory // Professional Burnout. New York, 1993.
- Dodge D., Martin W. Social stress and chronic illness. Notre Dame- London, 1970.
- Iahoda M, Current concerts of positive mental health. New York, 1958.499. lung C.G. Memories, dreams, reflections. New York, 1963.
- Sagan L. The health of nations. New York, 1987.
- Seligman M. Helplessness. San Fransisco, 1975.
- Stears D. Profiling the helth-promotion school: valuing assets and evaluating the management of change // Helth Education. Vol. Num. 100, 2, 2000. P. 74-WolffH. Stress and distress. — Springfield, II1, 1953.