Основы налогообложения и налогового права
Под защитой прав налогоплательщиков понимается система юридических и материальных гарантий, установленных Конституцией и налоговым законодательством Российской Федерации и призванных обеспечить интересы налогоплательщиков и государства. На практике защита прав налогоплательщиков представляет собой право на обращение в те или иные государственные органы для рассмотрения законности и обоснованности… Читать ещё >
Основы налогообложения и налогового права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Задание №1
Налог — необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности. Также можно отметить, что установление налогообложения является неотъемлемым признаком государства и средством обеспечения функционирования государства.
Таким образом, налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации (статья 45 НК РФ), но в случаях отсутствия денежных средств на счетах плательщика (или налогового агента) налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьями 46, 47 НК РФ.
Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Сбор — это обязательный взнос. В отличие от налога сбор может иметь не только денежную, но и иную форму, но это возможно лишь в том случае если прямо предусмотрено законодательством.
Уплата сбора (в соответствии с целями правового документа, установившего конкретный сбор) предполагает возникновение некоторых публичных отношений.
Налоги можно классифицировать по нескольким основаниям:
1) по субъекту налога:
а) с физических лиц (налог на доходы физических лиц);
б) с организаций (налог на прибыль, налог на имущество организации);
в) общие;
2) по объекту налогообложения:
а) поимущественные;
б) подоходные;
в) на операции;
г) на действия;
3) по форме возложения налогового бремени:
а) прямые (обращены непосредственно к доходам и имуществу налогоплательщиков; в них юридические и фактические налогоплательщики совпадают в одном лице);
б) косвенные (в них юридические и фактические налогоплательщики не совпадают);
4) по назначению — предназначенные для финансирования государственных задач, без указания на конкретные цели;
5) по порядку установления:
а) федеральные (ст. 13 НК РФ);
6) региональные (ст. 14 НК РФ);
в) местные (ст. 15 НК РФ).
В соответствии со ст. 12 НК РФ существуют следующие виды налогов: федеральные, региональные и местные.
Федеральными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 21 НК РФ.
Федеральные налоги являются основным видом налогов в РФ и играют ведущую роль при формировании федерального бюджета РФ.
Федеральные налоги подразделяются на три основные группы:
1) платежи, полностью поступающие в федеральный бюджет (например, налог на добавленную стоимость);
2) платежи, регулирующие доходы бюджета, т. е. полностью или в определенной доле передаются в бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты (например, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, акцизы);
3) платежи, имеющие целевую направленность и поступающие в экономические фонды; эти платежи включаются в федеральный бюджет.
Согласно положениям, закрепленным в ст. 13 НК РФ, к федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость (гл. 21 НК РФ);
2) акцизы (гл. 22 НК РФ);
3) налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ);
4) налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ);
5) налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ);
6) водный налог (гл. 25.2 НК РФ);
7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 НК РФ);
8) государственная пошлина (гл. 25.3 НК РФ).
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 НК РФ.
Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах.
К региональным налогам относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог (ст. 14 НК РФ).
Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 НК РФ.
Согласно ст. 39 Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно.
Задание №2
Налог на прибыль организации — прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.). Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании за минусом суммы установленных вычетов и скидок.
К вычетам относятся:
производственные, коммерческие, транспортные издержки;
проценты по задолженности;
расходы на рекламу и представительство;
расходы на научно-исследовательские работы;
В Российской Федерации налог действует с 1992 года. Первоначально назывался «налог на прибыль предприятий», с 1 января 2002 года регулируется главой 25 Налогового кодекса РФ и официально называется «налог на прибыль организаций».
Базовая ставка составляет 20% (до 1 января 2009 года составлял 24%): 2% - зачисляется в федеральный бюджет, 18% - зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Прибыль для российского налогообложения определяется согласно Налоговому кодексу РФ. Бухгалтерская прибыль и прибыль для целей налогообложения часто не совпадают из-за разницы в методах определения прибыли.
Прибыль:
для российских организаций — полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
для иностранных организаций — осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, — полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов для иных иностранных организаций — доходы, полученные от источников в Российской Федерации.
Процедура определения доходов и расходов, определяется Налоговым Кодексом и часто отличается от процедуры определения доходов и расходов, принятой в российском бухгалтерском учете. В связи с этим на российских предприятиях приходится вести два учета — налоговый и бухгалтерский (иногда к ним прибавляется еще и третий — управленческий).
Существует два метода определения налогооблагаемой прибыли метод начисления и кассовый метод. При методе начисления организация учитывает доходы и расходы в том периоде, в котором они имеют место, независимо от фактического движения денежных средств на счете или в кассе. При кассовом методе доходы и расходы учитываются на дату поступления или выбытия денежных средств.
Согласно ст. 246 Кодекса налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются все российские организации. В соответствии с п. 1 ст. 289 Кодекса налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей.
Налогоплательщики по итогам отчетного периода представляют налоговые декларации упрощенной формы. Некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода (п. 2 ст. 289 Кодекса).
Налоговые декларации по налогу на прибыль представляются по итогам отчетного периода не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (I квартала, I полугодия, 9 месяцев), по итогам налогового периода — не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (годом) (п. 3, п. 4 ст. 289 Кодекса).
Если доходы от реализации за 4 предыдущие кварталы не превышает 10 млн. рублей, то уплачиваются только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода ст. 286 НК РФ
Задание №3
Под защитой прав налогоплательщиков понимается система юридических и материальных гарантий, установленных Конституцией и налоговым законодательством Российской Федерации и призванных обеспечить интересы налогоплательщиков и государства. На практике защита прав налогоплательщиков представляет собой право на обращение в те или иные государственные органы для рассмотрения законности и обоснованности действий или бездействия налоговых органов в процессе налоговых споров. При этом под налоговым спором понимается юридическая ситуация, в основе которой лежат разногласия между налого-плательщиками и государственными органами и их должностными лицами, возникающие по поводу правильности применения норм налогового права. Инициатором такого спора могут выступать как налогоплательщики, так и налоговые органы, хотя стороны такого спора изначально находятся в неравном положении, поскольку и вышестоящие налоговые органы, и суды действуют в целях защиты интересов государства. Однако налоговое законодательство, построенное на демократических принципах, специально регламентирует и предоставляет организационные и правовые гарантии прав и законных интересов налогоплательщиков.
В соответствии со статьей 137 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик или налоговый агент имеет право на обжалование:
— ненормативных актов налоговых органов;
— действий должностных лиц налоговых органов;
— бездействия должностных лиц налоговых органов.
Например, могут быть обжалованы следующие ненормативные
акты налоговых органов:
— решения о доначислении налога и пени;
— решения налогового органа об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога;
— решения о приостановлении операций по банковским счетам налогоплательщика;
— решения об аресте имущества налогоплательщика;
— акт о совершении лицом, не являющимся налогоплательщиком или налоговым агентом, нарушений законодательства о налогах и сборах;
— решения, принятые вышестоящими налоговыми органами по итогам рассмотрения жалоб;
— решения о взыскании налога, сбора, а также пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах организации-налогоплательщика (налогового агента) в кредитной организации.
Также могут быть обжалованы действия должностных лиц налоговых органов, совершенные в процессе проведения налоговой проверки, например акт изъятия документов и предметов, произведенного с нарушением норм Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговым кодексом предусматриваются два способа защиты прав налогоплательщиков — административный и судебный.
Административный способ защиты прав налогоплательщиков заключается в разрешении возникших разногласий в рамках системы налоговых органов передачи спора в суд. Данный способ предполагает подачу письменной жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа на акт налогового органа, действие или бездействие его должностного лица. На практике споры, возникшие между налогоплательщиками и налоговыми органами, могут быть разрешены и без подачи жалобы в вышестоящий орган, путем обращения в тот орган, который нарушил права налогоплательщика. Если налогоплательщик решает подать жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, то он обязан подать ее в трехмесячный срок со дня, когда узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. При пропуске указанного срока заявитель, подающий жалобу, обосновывает причину пропуска и просит восстановить срок. Если причина является уважительной, то срок может быть восстановлен соответствующим вышестоящим органом или вышестоящим должностным лицом налогового органа. Жалоба пишется в произвольной форме, но должна включать в себя следующие элементы:
наименование налогового органа и должностного лица, которому подается жалоба;
фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, его идентификационный номер. Для юридических лиц — наименование, адрес, ИНН;
заголовок с указанием объекта жалобы, наименования налогового органа и обжалуемого акта, действия или бездействия;
основания жалобы, которые включают факты допущенных нарушений, обстоятельства и мотивы, вызвавшие необходимость защиты нарушенных прав;
содержание требований (отмена акта, принятие мер и т. п.);
подпись заявителя и дату написания жалобы.
Налогоплательщик или его представитель может непосредственно вручить жалобу вышестоящему налоговому органу или отправить ее по почте.
Рассмотрение жалобы осуществляется обычно заочно, т. е. без вызова на ее рассмотрение самого заявителя вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом. Однако для уточнения или пояснения позиции налогоплательщика возможно и его приглашение на рассмотрение жалобы, что, правда, практикуется крайне редко.
По итогам рассмотрения жалоб налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе принять одно из следующих решений: оставить жалобу без удовлетворения. Данное решение основывается на фактах и обстоятельствах, которые не подтверждают правильность требований заявителя, либо в жалобе указываются необоснованные претензии, отсутствуют какие-либо нарушения со стороны налоговых органов; отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку.
Решение налогового органа по жалобе принимается в течение месяца. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу. В решении также указываются обстоятельства дела, факты, выводы, на основании которых было принято соответствующее решение.
рассмотрения в суде);
Основным недостатком административного способа защиты прав налогоплательщиков является его низкая эффективность. Большинство жалоб остаются без удовлетворения, и это связано в основном с тем, что налоговые органы продолжают в своей деятельности ссылаться на нормативные акты и указания, изданные Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, о которых налогоплательщик не знает. А в ряде случаев вышестоящий налоговый орган выносит решения по проблемным вопросам, как бы заполняя своими актами пробелы в законодательстве.
Судебный способ защиты прав налогоплательщиков.
Право налогоплательщиков на судебное обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия должностных лиц имеет конституционное закрепление и предусмотрено также статьями 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации. Такое судебное обжалование актов производится организациями и индивидуальными предпринимателями путем подачи искового заявления в арбитражный суд, а физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, — путем обращения в суд общей юрисдикции. Налоговый кодекс не устанавливает порядок рассмотрения подобных исков, а содержит лишь отсылочную норму, поэтому судопроизводство по данной категории дел осуществляется в соответствии с положениями арбитражного и гражданского процессуального законодательства.
За последнее время количество налоговых споров в России увеличилось. Разногласия с налоговыми органами возникают в деятельности каждого налогоплательщика, поэтому назначение специальных судей для решения налоговых споров имеет принципиальное значение для объективного и квалифицированного разрешения таких споров.
По сравнению с административным порядком защиты судебный способ имеет также ряд преимуществ:
1. более объективное рассмотрение спора, поскольку он разрешается вне налогового ведомства;
2. возможность принятия судом мер по обеспечению исковых требований в виде запрещения каких-либо действий налоговому органу, например списание недоимки и пени со счета налогоплательщика;
3. урегулированность всех стадий рассмотрения дела. процессуальным законодательством;
4. возможность добиться более четких действий (а если потребуется, и дополнительных мер) налогового органа;
5. более доскональное изучение требований, а также участие в опросах специалистов, экспертов, вызываемых в суд;
6. в зависимости от характера исковых требований получение исполнительного листа и принудительного исполнения решения;
7. конкретность в разъяснении ошибок, неправомерных действий самого налогоплательщика и др.
Однако основным преимуществом судебного способа защиты прав налогоплательщиков является более высокий процент удовлетворения их требований, чем при административном. Принятие жалобы от физического или юридического лица возможно только после исчерпания всех средств правовой защиты прав в стране и недостижения желаемого для них результата.
Задание №4
налог бюджет налогоплательщик право
Налоговая проверка — это процессуальное действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов). Оно осуществляется путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы.
Проверки, проводимые налоговыми органами, можно классифицировать по различным основаниям.
В зависимости от объема проверяемой документации и места проведения налоговой проверки они делятся на камеральные и выездные.
Камеральная проверка — это проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также проверка других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, взыскание сумм неуплаченных налогов и соответствующих пени, возбуждение при наличии оснований процедуры взыскания в установленном порядке налоговых санкций.
Под выездной налоговой проверкой понимается комплекс действий по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов; по осмотру (обследованию) различных предметов, любых используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий; по проведению инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества; а также других действий налоговых органов (их должностных лиц), осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика (месту его деятельности, месту расположения объекта налогообложения) и в иных местах вне места нахождения налогового органа.
Цель выездной налоговой проверки практически такая же, как и камеральной: осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов, за соблюдением законодательства о налогах и сборах, взыскание недоимок по налогам и нени, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предупреждение таких правонарушений. Однако они достигаются другими, специфическими именно для выездных проверок средствами. Например, выемка документов и предметов в рамках налогового контроля может быть осуществлена только при проведении выездной проверки.
Выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Срок проведения — не более двух месяцев; в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность налоговой проверки до трех месяцев.
Встречная проверка — это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа. Исходя из сущности метода, его можно применять лишь по документам, которые оформляется не в одном, а в нескольких экземплярах. К их числу относятся документы, которыми оформляются поступление или отпуск материальных ценностей (накладные, счета-фактуры и т. д.). Экземпляры документов находятся либо в различных организациях либо в разных структурных подразделениях предприятия. При условии правильного отражения хозяйственной деятельности, разные экземпляры документа имеют одно и то же содержание. В иных случаях документы оформляются лишь в одном экземпляре, либо имеют различное содержание. При сопоставлении документов могут не совпадать: количество товара, единица измерения, цена товара и пр. Отсутствие экземпляра документа может быть признаком не документирования факта хозяйственной деятельности, и как следствие — сокрытия доходов.
По объему проверяемых вопросов налоговые проверки делятся на комплексные, тематические и целевые.
Комплексная проверка — это проверка финансово-хозяйственной деятельности организации за определенный период времени по всем вопросам соблюдения налогового законодательства. Налогоплательщики, имеющие положительную репутацию, могут не подвергаться комплексной налоговой проверке вообще.
Тематическая проверка — это проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации (например, проверка правильности исчисления и уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество, других налогов). Такие проверки проводятся по мере необходимости, определяемой руководителем налогового органа.
Целевая проверка — это проверка соблюдения налогового законодательства по определенному направлению или финансово-хозяйственным операциям организации. Такие проверки проводятся по вопросам взаиморасчетов с поставщиками и покупателями продукции (услуг), по экспортно-импортным операциям, по определенной сделке, по размещению временно свободных денежных средств, правильности применения льгот и по любым иным финансово-хозяйственным операциям. Результаты целевой проверки используются при комплексной или тематической проверке и оформляются либо в актах этих проверок, либо как отдельные приложения.
По способу организации налоговые проверки делятся на плановые и внезапные.
Внезапная проверка — это разновидность выездной налоговой проверки, проводимой без предварительного уведомления налогоплательщика (в отличие от плановой проверки).
Выездная проверка проводится непосредственно на месте осуществления хозяйственной деятельности (месте хранения документов) налогоплательщиком. Основанием для ее проведения является решение руководителя (заместителя руководителя налогового органа), принимаемое при получении информации или предположения о нарушении налогоплательщиком законодательства. Цель внезапной проверки — установить факт совершения правонарушения, который может быть сокрыт при проведении обычных проверок.
Цель контрольной проверки — установить факт некачественного проведения ранее проведенной проверки должностными лицами налоговых органов. С 1 января 1999 года контрольные проверки могут проводиться только вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью нижестоящего органа. Результаты их проведения отражаются как на налогоплательщике, так и на проверяемых работниках налоговых органов.
Повторная проверка — это проверка по тем же видам налогов и по тем же налоговым периодам, по которым проводилась предыдущая проверка.
По объему проверяемых документов проверки делятся на:
сплошные - (когда проводится проверка всех документов организации, без пропусков и предположений об отсутствии нарушений);
выборочные (когда проверяется только часть документации).
Сплошные проверки чаще всего проводятся в небольших организациях либо в организациях, где необходимо восстановить учет (при его отсутствии или уничтожении первичных документов).
Выборочная проверка может перерасти в сплошную в случае установления в проверяемой выборке нарушений, которые могут быть присущи всему массиву документации организации.
Задание №5.
Действия администрации правомерны так как по Статье 70. ТК РФ Статья 70. ТК РФ. Испытание при приеме на работу.
При заключении трудового договора в нем по соглашению сторон может быть предусмотрено условие об испытании работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе.
Отсутствие в трудовом договоре условия об испытании означает, что работник принят на работу без испытания.
Срок испытания не может превышать трех месяцев, а для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений организаций — шести месяцев, если иное не установлено федеральным законом. То есть у Ивановой испытательный срок наступил 5 июля после подписания договора Статья 71. ТК РФ. Результат испытания при приеме на работу.
При неудовлетворительном результате испытания работодатель имеет право до истечения срока испытания расторгнуть трудовой договор с работником, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого работника не выдержавшим испытание. Решение работодателя работник имеет право обжаловать в суд. Администрация предупредила Иванову 4 сентября за три дня до увольнения. Что она не прошла испытания, в связи с тем, что допустила грубость по отношению к покупателю.
налог бюджет налогоплательщик право
1. Пепеляев С. Г. «Налоговое право» ИД ФБК-ПРЕСС. М.: 2004 г.
2. Крохина Ю. А. «Налоговое право России». М.: «Норма», 2003 г.
3. Брызгалин А. В. «Теория налогов», М.: Аналитика-пресс, 2002 г.
4. Химичева Н. И. «Налоговое право». М.: БЕК, 1997 г.
5. Землин А. И. «Налоговое право», М.: ИНФРА-М, 2005 г.
6. Косаренко Н. Н. «Налоговое право», М: НИБ, 2006 г.
7. Соколов, А.А. «Теория налогов». М.: ЮрИнфор-Пресс, 2003 г.
8. Парыгина, В.А., Тедеев А. А. «Налоговое право РФ». Р-н-Д: Феникс 2002 г.
9. Демин, А.В. «Налоговое право России». Красноярск: Юридический институт, 2006 г.