Хоровое творчество Хиндемита
Диссертация
В своё- время большой интерес вызвало «Руководство по композиции» Хиндемита. Как пишут исследователи Т. Левая и О. Леонтьева, об этой книге «писали у нас не раз, но, к сожалению, непривычный для нас «феноменологический» подход Хиндемита к теории и технике композиции, к учению о композиции, включающему все музыкально-теоретические дисциплины, остался неисследованным и недопонятым, так как… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Сочинения для хора а’cappella до 1939 года
- 1. 1. Мужские хоры (Mannerchore)
- 1. 2. «Шесть песен» на слова Р.-М. Рильке
- Глава II. «Когда перед домом этой весною цвела сирень. Реквием «Тем, кого мы любим»
- Глава III. Позднее творчество Хиндемита
- 3. 1. Двенадцать мадригалов
- 3. 2. Месса
Список литературы
- Асафьев Б. Пауль Хиндемит и его квартет // Жизнь искусства, 1929, № 5.
- Баршай Р. Загребский ансамбль // Советская музыка, 1957, № 8.
- Бать Н. Полифонические формы в симфоническом творчестве П. Хиндемита / Вопросы музыкальной формы, вып. 2. — М., Музыка, 1972.
- Беляев В. Пауль Хиндемит // Современная музыка, 1924, янв. — февр., 1970, № 2, 1971, № 5.
- Беляев В. Пауль Хиндемит. Очерк. — Л., «Тритон», 1927
- Беляев В. Фортепианный концерт Хиндемита ор. 36 № 1 («Klaviermusik» № 2) // Современная музыка", 1927, № 25, аннотация., с. 69—70
- Бергер JI. Контрапунктический принцип композиции в творчестве Хиндемита и его фортепианный цикл «Ludus tonalis» / Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. М., «Музыка», 1971.
- Браудо Е. Всеобщая история музыки, т. 1. — JL, 1922.
- Бугославский С. Два этюда о современной немецкой музыке. 1. Экспрессионизм. 2. Вокруг вопросов «бытовой музыки» // Пролетарский музыкант, 1929, № 7/8.
- Буттинг М. История музыки, пережитая мной. — М., Музгиз, 1959.
- Веприк А. Встречи с Хиндемитом, Шенбергом и Равелем (Фрагменты из писем, публикация Г. Когана) // Советская музыка, 1962 № 12.
- Веприк А. Пауль Хиндемит // Музыка и революция, 1928 № 5/6.
- Вопросы музыкальной формы, вып.2. М. 1972.
- И.Глебов И. Бах Иоганн Себастьян. Хиндемит Пауль приложение к программе симфонических концертов 26 и 27 октября. 1926 г.—Л., Гос. филармония, 1926.
- Глебов И. Новая музыка современная немецкая музыка, «Шестерка». // Новая музыка вып. I [К концертам Рос. ин-та ист. иск.]. — Л., «Тритон», 1924.
- Глебов И. Элементы стиля Хиндемита // Новая музыка год 2, вып. 2.
- Глебов Игорь. Хиндемит и Казелла // Современная музыка, 1925, № 11.
- Григорианский хорал. М. 1998.
- Григорьев С. Дети поют Хиндемита // Советская музыка, 1967, № 9.
- Грицевич В. Интересная программа (рецензия на концерт из произведений Хиндемита и Стравинского) // Музыкальная жизнь, 1968, № Ю.
- Друскин М. Пути развития современной зарубежной музыки / Вопросы современной музыки. Л., Музыка, 1963.
- Друскин М. С. Новая фортепианная музыка. Л., «Тритон», 1928.
- Друскин М. Фортепиано в творчестве Хиндемита // Новая музыка год 2, вып. 2. — Л., «Тритон», 1927.
- Друскин М. Элементы стиля Хиндемита // Новая музыка. «Тритон» Л., 1927.
- Задерацкий В. Полифония как принцип развития в сонатной форме Шостаковича и Хиндемита // Вопросы музыкальной формы, вып. 1. М., Музыка, 1967.
- Игорь Стравинский публицист и собеседник. / Публ., сост. и коммент. В.Варунца. М. 1988.
- Игорь Стравинский. Диалоги. М., 1971.28."История полифонии" Т. 2Б. М., «Музыка». 1989.
- Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века. М., 1976
- Кон Ю., Холопов Ю. О теории Хиндемита // Советская музыка, 1963, № 10.
- Кузнецов И. Теоретические основы полифонии XX века. — М., 1994.
- Левая Т. Леонтьева О. «Пауль Хиндемит». М., 1974.
- Левик Б. Предисловие к русскому изданию партитуры симфонии «Художник Матис». М., 1966.
- Левик Б. Предисловие к русскому изданию партитуры симфонии «Гармония мира. М., Музыка, 1968.
- Леонтьева О. „Гармония мира“ Рецензия на первое исполнение симфонии в Москве. // Советская музыка, 1964, № 6.
- Леонтьева О. Западноевропейские композиторы середины XX века (В помощь слушателям народных университетов культуры). М. 1964.
- Леонтьева О. Карл Орф и Пауль Хиндемит / Музыка и современность, вып. I. М., Музгиз, 1962.
- Леонтьева О. Пауль Хиндемит // Музыкальная жизнь, 1968, № 2.
- Майкапар А. Звучит музыка Хиндемита. Гнесинские вечера // Музыкальная жизнь, 1969, № 4.
- Малько Н. А. Воспоминания. Статьи. Письма. Л., Музыка, 1972.
- Мосолов А. Новые камерные концерты Хиндемита о „Камерной музыке“ № 2 ор. 36 № 1 и „Камерной музыке“ № 3 ор. 36 № 2. // Современная музыка, 1925, № II.
- Неф К. История западноевропейской музыки. М., 1938.
- Пауль Хиндемит. Статьи и материалы. М. 1979.
- Прейснер Э. (Берлин). Фестиваль камерной музыки в Баден-Бадене // Музыкальное образование, 1928, № 4/5.
- Реблинг Э. Художественная исповедь двух композиторов // Советская музыка, 1958, № 3.
- Римско-католический молитвенник
- Рыжкин И. Пауль Хиндемит — черты стиля // Советская музыка, 1959, № 6.
- Рыжкин И. Фаустус XX века и неправый путь модернизма // Советская музыка, 1959, № 9.
- Сабинина М. В Большом зале консерватории // Советская музыка, 1958, № 1.
- Симакова Н. „Вокальные жанры эпохи возрождения“ // Московская консерватория 2002.
- Смирнов М. Анатолий Ведерников // Советская музыка, 1960. № 12.
- Федосеев И. Пауль Хиндемит // История зарубежной музыки. Учебник для музыкальных вузов. Вып. 6. Спб., 1999.
- Хиндемит П. И.С.Бах. Обязывающее наследие // Советская музыка, 1973, № 11.
- Холопов Ю. Музыкальные теоретические системы. М. 2007.
- Холопов Ю. О трех зарубежных системах гармонии // Музыка и современность, вып. 4. -М., „Музыка“, 1966.
- Холопов Ю. Пауль Хиндемит и его „Ludus tonalis“ / Хиндемит Пауль. „Ludus tonalis“ (Klavier). М., Музыка, 1964.
- Холопов Ю. Проблема основного тона аккорда в теоретической концепции Хиндемита / Музыка и современность, вып. I. М., Музгиз, 1962.
- Холопов Ю. Проблема основного тона в теоретической концепции Хиндемита // Музыка и современность. — М., 1962.
- Чуковский К. Мой Уитмен. М., 1966.
- Ширинский В. Первый квартет Хиндемита // Современная музыка, 1924, янв. — февр.
- Ширинский В. Сонаты Хиндемита ор. 11// Современная музыка», 1924, янв. — февр.
- Шнеерсон Г. О музыке живой и мертвой. М., Советский композитор, 1960- изд. 2-е 1964.
- Шнитке А. Изучая ремарки Хиндемита // Советская музыка, № 5, 1971.
- Этингер М. Гармония в полифонических циклах Хиндемита и
- Шостаковича // Теоретические проблемы музыки XX века, вып. 1. -М., Музыка, 1967. 65. Этингер М. Гармония и полифония (Заметки о полифонических циклах Баха, Хиндемита, Шостаковича) // Советская музыка, 1962, № 12.
- Юдин Г. Новое в программах. О Питтсбургской симфонии. // Советская музыка, 1965, № 6.
- Abert Н. Die Musikanschaung der Mittelalters und ihre Grundlagen. -Tutzing, 1964.
- Adorno T. Ad vocem Hindemith: the Case Against Gebrauchsmusik, Impromptus. Frankfurt, 1968.
- Antholz H. Musik als «Ludus tonalis» // Musik im Unterricht (B), 1966, H.9.
- Austin W. Hindemith, Music in the 20th Century. New York, 1966.
- Becker F. and Schubert G. Paul Hindemith: «Das private Logbuch»: Briefe an seine Frau Gertrud. Mainz, 1995.
- Benn G. Briefwechsel mit Paul Hindemith. Wiesbaden, 1978.
- Benninghoven E. Der Geist im Werke Hindemiths // Die Musik, 1929, H.10.
- Boatwright H. «Paul Hindemith as a Teacher», MQ, 1,1964.
- Bobbitt R. «Hindemith's Twelve-Tone Scale», MR, XXVI, 1965.
- Bolin N. Paul Hindemith: Komponist zwischen Tradition un Avantgarde. Mainz, 1999.
- Borris S. Paul Hindemith.-In: Stilportrats der neuen Musik. Berlin, Merserburg, 1961.
- Brennecke D. " «. ein ideal edler und moglichst vollkommener Musik. «: Paul Hindemiths Verhaltnis zur Tradition», Jb Peters 1980,111,1981.
- Briner A. Paul Hindemith / Schott, 1971.
- Briner A., Rexroth D. and Schubert G. Paul Hindemith: Leben und Werk in Bild und Text. Mainz, 1988.
- Briner A. «Die erste Textfassung von Paul Hindemiths Oper «Die Harmonie der Welt»», Festschrift fur einen Verleger: Ludwig Strecker, ed. C. Dahlhaus. Mainz, 1973.
- Briner A. «Paul Hindemiths Privatbibliothek (Musikalien)», Schweizer Jb fur Musikwissenschaft, XIII -XIV, 1993−1994.
- Briner A. «Unveroffentlichte Klavierlieder Paul Hindemiths: Vertonungen von Gedichten von Claudius, Novalis, Silesius und Brentano», Liedstudien: Wolfgang Osthoff zum 60. Geburtstag. Tutzing, 1989.
- Briner A. Paul Hindemith. Zurich and Mainz, 1971.
- Briner A. Eine Bekenntnisoper Paul Hindemiths. Zu seiner Oper «Die Harmonie der Welt» // Schweizerische Msztg I, 1959, № 1.
- Bruhn S. The Temptation of Paul Hindemith. New York, 1998.
- Bullmann F., Rathert W. and Schenk D. Paul Hindemith in Berlin. Berlin, 1997.
- Buthe O. Paul Hindemith. Emigration und Ruckkehr nach Europa. Frankfurt, 1965 exhibition catalogue.
- Cazden N. «Hindemith andNature», MR, XV, 1954.
- Dammann R. Der Musikbegriff im deutschen Barock. Laaber-Verlag, 1984.
- Dibelius U. Moderne Musik 1945−1965. Voraussetzungen. Verlaut. Material. Munchen. P. Piper, 1966.
- Evans P.: «Hindemith's Keyboard Music», MT, XCVII, 1956.
- Finscher L. P. Hindemith. Versuch einer Neuorientierung // Musik und Bild. H. 6. Juni 1974.
- Fricke J.P. «Hindemiths theoretische Grundlegung der Kompositionstechnik in seiner «Unterweisung im Tonsatz»», Arsmusica, musica scientia: Festschrift Heinrich Huschen, ed. D. Altenburg, Cologne, 1980.
- Gerhartz L.K. and Maul A. Frankfurt feiert Hindemith. Mainz, 1995.
- Gerlach W. Harmonice mundi // Kepler. Die Harmonie der Welt. Hindemith. — Munchen, 1957.
- Gerstenberg W. Hindemiths Oper «Die Harmonie der Welt», Historische und musikalische Perspektiven // Kepler. Die Harmonie der Welt. Hindemith. Munchen, 1957.
- Heimer A. Paul Hindermiths Klavierlieder aus den Dreissiger Jahren. Scliegen, 1998.
- Herzfeld F. Musica Nova. Die Tonwelt unserer Jahrhunderts. Berlin, 1954.
- Hesse H. — P. «Paul Hindemith und die Natur der Tonverwandtschaften», Convivium musicorum: Festschrift Wolfgang Boetticher, ed. H. Huschen and D.-R. Moser. Berlin, 1974.
- Hindemith P. Komponist in seiner Welt. Weiten und Grenzen. -Zurich, 1959.
- Hindemith P. Studien zum Kontrapunkt. Baden-baden, 1976.
- Hindemith P. Unterweisung in Tonsatz. — Mainz, 1940. — № 1.
- Hindemith P. Samtliche Werke. Band VH, 1. Einleitung. / B. Schotfs Sohne, Mainz, 1986.
- Hindemith P. Samtliche Werke. Band VH, 2. Einleitung. / B. Schotfs Sohne, Mainz, 1986.
- Hinton S.: The Idea of Gebrauchsmusik. New York, 1989.
- Hirsbrunner T. «Zur Entstehung von Paul Hindemiths Oper «Mathis der Maler»», AMW, XLVII, 1990.
- Hymanson W. «Hindemith's Variations», MR, XIII, 1952.
- Jakobik A. Zur Einheit der neuen Musik. Wurzburg, 1957.
- Jens W. «Ein Mann will einen Berg besteigen»: Rede anlasslich des Festaktes zum 100. Geburtstag Paul Hindemiths in der Berliner Philharmonie am 12. November 1995. Mainz, 1995.
- Kater M.H. «Paul Hindemith, the Reluctant Emigre», Composers of the Nazi Era: Eight Portraits. New York, 2000.
- Kemp I. Hindemith. London, 1970.
- Kim K. Studien zum musikpadagogischen Werk Paul Hindemiths. Frankfurt, 1998.
- Kohlhase H. «Aussermusikalische Tendenzen im Fruhschaffen Paul Hindemiths: Versuch uber die Kammermusik no. l mit Finale 1921», HJbMw, VIII, 1985.
- Ko walke K.H. «For those we Love: Hindemith, Whitman and «An American Requiem»», JAMS, 1,1997.
- Kraus E. «Bibliographie Paul Hindemith», Musik und Bildung, III, 1971.
- Kube M. Hindemiths fruhe Streichquartette, Kassel, 1997.
- Landau V. «Paul Hindemith: a Case Study in Theory and Practice», MR, XXI, 1960.
- Laubenthal A. «Hindemith-Bibliographie 1974−1978, Hindemith-Jb 1978.
- Laubenthal A. Paul Hindemiths Einakter-Triptychon. Tutzing, 1986.
- Lederer J. H. «Zu Hindemiths Idee einer Rhythmen- und Formen-lehre», Mf, XXIX, 1976.
- Lessing W. Die Hindemith-Rezeption Theodor W. Adornos. Mainz, 1999.
- Liess A. Die Musik im Weltbild der Gegenwart. Erkenntnis und Bekenntnis. Wien-Lindau, Perneder, 1949.
- Mersmann H. «Paul Hindemith», Deutsche Musik des XX. Jahrhunderts im Spiegel des Weltgeschehens. Rodenkirchen, 1958.
- Metz G. «Das Webern-Zitat in Hindemiths Pittsburgh Symphony», AMw, XLII, 1985.
- Metz G. «Hindemith-Bibliographie 1982−1984», Hindemith-Jb 1990.
- Metz G. Melodische Polyphonie in der Zwolftonordnung: Studien zum Kontrapunkt Paul Hindemiths. Baden-Baden, 1976.
- Metz G. Uber Paul Hindemith und die Schwierigkeit, seine Musik zu rezipieren. Saarbrucken, 1998.
- Metz G. and Neumeyer D. «Hindemith-Bibliographie 197 981», Hindemith-Jb, 1986.
- Musica, XLIX, 1995 Hindemith issue.
- Neumayer D. and Schubert G. «Arnold Schoenberg and Paul Hindemith», Journal of the Arnold Schoenberg Institute, XIII, 1990.
- Neumeyer D. «Tonal Form and Proportional Design in Hindemith’s Music», Music Theory Spectrum, IX, 1987.
- Neumeyer D. The Music of Paul Hindemith. New Haven, CT, 1986.
- Noss L. Paul Hindemith in the United States. Urbana, IL, 1989.
- NZM, Jg. 156, no.5, 1995 Hindemith issue.
- Oh H.S. Studien zur kompositorischen Entwicklung des jungen Hindemith. Frankfurt, 1992.
- Padmore E. «Hindemith and Grunewald», MR, XXXIII, 1972.
- Paul Hindemith: die letzten Jahre. Mainz and Zurich, 1965.
- Paul Hindemith: Werkverzeichnis. Mainz, 1969.
- Preussner E. Paul Hindemith: ein Lebensbild. Innsbruck, 1984.
- Reizenstein F. «Hindemith: Some Aspersions Answered», Composer, no.15,1965, 7.
- Rexroth D. Paul Hindemith Briefe. Frankfurt, 1982.
- Rickards G. Hindemith, Hartmann and Henze. London, 1995.
- Rosner H. «Zur Hindemith-Bibliographie», Hindemith-Jb, 1971.
- Rosner H. Paul Hindemith. Katalog seiner Werke, Diskographie, Bibliographie, Einfuhrung in das Schaffen. Frankfurt, 1970.
- Rossler G. Paul Hindemith: Messe. Munich, 1985.
- Rubeli A. Paul Hindemith’s a cappella-Werke. Mainz, 1975.
- Salmen W. «Alte Tone» und Volksmusik im Kompositionen Paul Hindemith // Musik und Bildung. Heft 6. Juni 1974.
- Sauguer L. «Ludus tonalis» de Paul Hindemith // Contrepoints, 1946, № 1.
- Schaal and S. Schader L. Uber Hindemith: Aufsatze zu Werk, Asthetik und Interpretation. Mainz, 1996.
- Schaal S. and Storm-Rusche A.: Paul Hindemith: der Komponist als Zeichner. Zurich, 1995.
- Schader L.: «Absolute Musik und Biographie: Paul Hindemiths textbezogene Instrumentalkompositionen», Mf, XLV, 1992.
- Schonewolf K. Konzertbuch II. Berlin, Henschelverlag, 1961.
- Schollum R. Metamorphosen uber das Thema Hindemith // Musica. 1955. H. 9.
- Schubert G. «Werkfassung und Werkidee: kompositorische Problems im Oeuvre Hindemiths», Mf, XLV, 1992.
- Schubert G. «Paul Hindemith: Theorie und Praxis», Musik und Theorie. Mainz, 1987.
- Schubert G. ««Vision» und «Materialisation»: zum Kompositionsprozess bei Hindemith», Vom Einfall zum Kunstwerk. Laaber, 1993.
- Schubert G.: Hindemith. Hamburg, 1981.
- Schuh W. Von neuer Musik. Kritiken und Essays. Zurich-Freiburg, Atlantis, 1955.
- See M. Beruhrung der Spharen Gedanken zu einer musikalischen Reminiszenz // Melos. Z. 4/1978.
- Skelton G. Paul Hindemith: the Man behind the Music. London, 1975.
- Skelton G. Selected Letters of Paul Hindemith. New Haven, CT, 1995.
- Stephan R. «Hindemith's Marienleben», MR, XV, 1954.
- Stone K. Paul Hindemith. Catalogue of his Works and Recordings. London, 1954.
- Streller F. Paul Hindemith fur Sie portraitiert. Leipzig, 1985.
- Strecker W. Grass an Hindemith. «Melos», 1955, H. 11
- Strobel H. Paul Hindemith / Mainz, Schott, 1928.
- Strobel H. P. Hindemith. — Mainz, 1948.
- Strobel H. Paul Hindemith: Testimony in Pictures/Zeugnis in Bildern. Mainz, 1955.
- Stuckenschmidt G. Schopfer der Neuen Musik. Frankfurt/Main, Suhrcamp Verlag, 1958.
- Stuckenschmidt G. Oper in dieser Zeit. Velber bei Hannover, Friedrich, 1964.
- Stuckenschmidt G. Deutschland und Mitteleuropa. In: Die grossen Komponisten unseres Jahrhunderts. Bd. 1. Munchen, P. Piper, 1971.
- Szabolcsi B. Bausteine zu eines Geschichte der Melodie. Budapest, 1959.
- Thomson W. «Hindemith's Contribution to Music Theory», JMT, IX, 1965.
- Tischler H. Hindemith’s Ludus Tonalis and Bach’s Well-Tempered Clavier A Comparison // The Music Review, 1959, № 3.
- Worner K. Neue Musik in der Entscheidung. Mainz, Schott, 1954.
- Westphal E. Paul Hindemith. Eine Bibliographie des In- und Auslandes seit 1922. Cologne, 1957.
- Zickenheiner O. «Hmdemith-Bibliographie 1971−73», Hindemith-Jb 1973.
- Zimmermann-Kalyonicu C. Deutsche Musiker in der Turkei im 20. Jahrhundert. Frankfurt, 1985.
- Zwolf Madrigale. Einleitung. B. Schott’s Sohne, 1958