Феномен детства в творчестве отечественных композиторов второй половины XIX — превой половины ХХ веков
Диссертация
Интерес к этой теме рождает и произведения, адресованные непосредственно детям. Появляется сказка А. Погорельского «Черная курица», по сюжетным перипетиям сходная со «Щелкунчиком»: доброта, верность, благодарность ребенка в битве со злом. И сходный вывод: судьба мира зависит от нравственностиребенок должен быть ее носителем не менее чем взрослый (Алеша — у Погорельского). В это же время пишет… Читать ещё >
Содержание
- ЧАСТЫ ФЕНОМЕН ДЕТСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА Историческая преамбула
- Глава 1. ФЕНОМЕН ДЕТСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ МУСОРГСКОГО
- 1. Тема детства в сочинениях о детях
- 1. 1. Мусоргский как детский психолог
- 1. 2. Вокальный театр в циклах «Детская» и «На даче». Интонационный сценарий
- 1. 3. Принципиальные отличия циклов «Детская» и «На даче»
- 2. Тема детства в произведениях о взрослых
- 2. 1. Недетские колыбельные
- 2. 2. Тема детства в опере «Борис Годунов»
- 1. Тема детства в сочинениях о детях
- 1. Тема детства в сочинениях для детей
- 1. 1. «Детский альбом» ор
- 1. 2. «Шестнадцать песен для детей» ор
- 2. Тема детства в сочинениях о детях. Портреты детей
- 3. Тема детства в сочинениях для взрослых. Детское начало в характеристике девичьих и юных женских образов
- 4. О жанре сказки
- 1. Тема детства в сочинениях Стравинского для детей
- 2. Тема детства в сочинениях Стравинского для взрослых
- 1. Тема детства в произведениях Прокофьева для детей и о детях
- 1. 1. Встреча детства с большим миром: «Гадкий утенок»
- 1. 2. О просветительском начале в творчестве Прокофьева
- 1. 3. «Музыка для детей»
- 1. 4. Галерея детских портретов
- 2. Тема детства в произведениях Прокофьева о взрослых. Портреты юных героев
- 3. Сказка и сказочность у Прокофьева
- 4. Поэтика непрограммных инструментальных сочинений
Список литературы
- Аверин В. Психология детей и подростков. — СПб., 1998. — 397 с.
- Айзенштадт С. «Детский альбом» П.И. Чайковского. — М., 2006. —77 с.
- Акопян. Л. Музыка как отражение человеческой целостности // Музыка как форма интеллектуальной деятельности / ред.-сост. М.Г. Аранов-ский. — М., 2007. — С. 70−81.
- Акопян Л. Анализ глубинной структуры музыкального текста. — М., 1995. —255 с.
- Александров А. Жанровые и стилистические особенности «Байки И.Ф. Стравинского» // Из истории русской и советской музыки. Вып. 2. / Ред.-сост. А. И. Кандинский, Ю. В. Розанова. — М., 1976 — С. 200−242.
- Александров Ю. А.Т. Гречанинов: Нотно-библиографический справочник. — М., 1978. — 103 с.
- Алексеев А. История фортепианного искусства. Ч. 1. — М., 1963. — 144 с.
- Алексеев А. Русская фортепианная музыка. Конец XIX начало XX века. —М., 1969. —391 с.
- Алыиванг А. М.П.Мусоргский. —М.-Л., 1946. 681 с.
- Алъшванг А. П.И. Чайковский. — М., 1959.-704 с.
- Аникин В. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. Исследование и тексты. — М., 1957. 240 с.
- Аникин В. Русское устное народное творчество'. — М., 2001.726 с.
- Антипов В. Произведения Мусоргского по автографам и другим первоисточникам. Аннотированный указатель // Наследие М. П. Мусоргского: Сборник материалов. — М., 1989. — С. 63−144.
- Аравин П. М.П.Мусоргский. —- Архангельск, 1939. — 154 с.
- Арановский М. Симфонические искания. — Л., 1979. — 287 с.
- Арановский М. Синтаксическая структура мелодии. — М., 1991. —320 с.
- Арановский М. Музыкальный текст. Структура и свойства. — М., 1998. —380 с.
- Арановский М. Музыка и мышление // Музыка как форма интеллектуальной деятельности / ред.-сост. М. Г. Арановский. — М., 2007. —1. С.10−43.
- Архетип детства. Первый научно-художественный альманах / сост. В. П. Океанский, A.B. Тарасов. — Иваново, 2003. — 156 с.
- Архетип детства. Второй научно-художественный альманах / сост. В. П. Океанский, A.B. Тарасов. — Иваново, 2004. — 197 с.
- Архетип детства. Третий научно-художественный альманах / сост. В. П. Океанский, A.B. Тарасов. — Иваново, 2005. — 187 с.
- Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Книга вторая — Интонация. — Л., 1971. — С. 211−342.
- Асафьев Б. О хоровом искусстве. — Л., 1980. — 214 с.
- Асафьев. Б. Русская музыка о детях и для детей // Избранные труды. T.IV. — М., 1955. — С. 97−109.
- Асафьев. Б. Памяти Анатолия Константиновича Лядова (18 551 914) // Избранные труды. Т.П. — М., 1954. — С. 272−279.
- Асафьев Б. О романтической сущности творчества Мусоргского, попутно о романтизме вообще, все в пределах полемического ответа эпигону «передвижничества». «Музыка», 1915, № 211. Подп.: И. Глебов. С. 121−127.
- Асафьев Б. Русская природа и русская музыка // Избранные труды. T.IV. —М., 1955. —439 с.
- Асафьев Б. Важнейшие этапы развития русского романса // Русский романс / ред. Б. В. Асафьев. — М-Л, 1930. — С. 9−24.
- Асафьев Б. Русский народ, русские люди // Избранные труды. Т. IV.—М., 1955. —С. 109−122.
- Асафьев Б. М.П. Мусоргский: к столетию со дня рождения. Избранные труды. Т. 3. — М., 1954. — С. 21−25.
- Асафьев Б. Избранные труды. Т. 2. — M., 1954. — 284 с.
- Асафьев Б. Мусоргский: 1839−1881. Опыт переоценки значения его творчества // Симфонические этюды. — Л., 1970. — С. 124—221.
- Асафьев Б. Русская музыка. — Л., 1979. — 344 с.
- Асафьев Б. О музыке Чайковского. — Л., 1972. — 376 с.
- Асафьев Б. Об опере. Избранные статьи. — Л., 1976. — 236 с.
- Асафьев Б. Сергей Прокофьев // Советская музыка. 1958, № 3. — С. 44−51.
- И. Глебов (Асафьев Б.В.). Книга о Стравинском. — Л., 1929. —398 с.
- Афанасьев А. Народные русские сказки. — М., 1957. — 515 с.
- Афанасьева Т. Толстой и детство. — М., 1978. — 95 с.
- Баева А. Оперный театр И.Ф. Стравинского. — М., 2008. — 298 с.
- Бальмонт К. Светлый час. — М, 1992. — 235 с.
- Барсова И. Раннее творчество Александра Мосолова // A.B. Мосолов: Статьи и воспоминания. — М., 1986. — С. 44−122.
- Барсова И. Симфонии Густава Малера. — М., 1975. — 395 с.
- Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. — М., 1965. — 543 с.
- Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. — М., 1979. — 614 с.
- Бегак Б., Громов Ю. Большое искусство для маленьких. Пути детского художественного фильма. — М., 1949. — 232 с.
- Бегак Б. Классики в стране детства. — М., 1983. — 111 с.
- Белинский В. О воспитании детей вообще и детской книге // Антология педагогической мысли. — М., 1987. — С. 282−310.
- Берберов Р. В. Ребиков // Пьесы для фортепиано. Предисловие. — М., 1968. —С. 5−11.
- БлокА. Сочинения в 2-х томах. Т. 1. —М., 1958. — 814 с.
- Берченко Р. Композиторская режиссура М.П. Мусоргского. — М., 2003. —221 с.
- Блок А. Собрание сочинений. — Т. III. — М.- Л., 1960. — 714 с.
- Блок А. Рыцарь-монах. К 10-летию смерти В. Соловьева // О Владимире Соловьеве. — СПб, 1911. — 76 с.
- БлокА. Сочинения в 2-х томах. Т. 1. — М., 1958. — 814 с.
- БлокА. Собрание сочинений. Т. VI. — М.- Л., 1962. — 180 с.
- Блок В. Музыка Прокофьева для детей. — М., 1969. — 79 с.
- Бобровский В. Анализ композиции «Картинок с выставки» Мусоргского // От Люли до наших дней. — М., 1967. — С. 145−176.
- Божович Л. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна. — М., 1995. — 212 с.
- Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. — СПб., 2004. — 672 с.
- Бонфелъд М. Семантика музыкальной речи // Музыка как форма интеллектуальной деятельности / ред.-сост. М. Г. Арановский. — М., 2007. — С. 82−141.
- Бонфелъд М. Музыка: Язык. Речь. Мышление. — СПб., 2006. —646 с.
- А.П. Бородин в воспоминаниях современников. — М., 1985. —288 с.
- Бородин А. Воспоминания о Мусоргском // Критические статьи,—М., 1982. —С. 88.
- Брящева В. О фортепианных пьесах Чайковского. Вступительнаястатья к сб.: П. Чайковский. Избранные фортепианные произведения. — Киев, 1979. —С. 3−6.
- Валъкова В. «Детский» лик музыкального искусства XX века // Музыкальная культура Х1Х-ХХ / Ред.-сост. И. А. Немировская. Вып. 2. — М., 2002. —С. 107−121.
- Валъкова В. Метафизика детского в творчестве Д. Шостаковича // Русская музыкальная культура. Современные исследования. Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. Вып. 164 / ред.-сост. В. Б. Валькова. — М., 2004. — С. 183— 203.
- Валъкова В. Образ куклы в музыке Д. Шостаковича // Процессы музыкального творчества. Вып. 7. Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. Вып. 165 / ред.-сост. Е. В. Вязкова. — М., 2004. — С. 123−132.
- Васина-Гроссман В. Русский классический романс XIX века. — М., 1956. —352 с.
- Васина-Гроссман В. Мастера советского романса. — М., 1980. —316 с.
- Васина-Гроссман В. Музыка и проза. К изучению наследия Мусоргского // Типология русского реализма второй половины XIX века. — М., 1979. —С. 44−85.
- Васина-Гроссман В. Мусоргский и Гартман // Художественные процессы в русской культуре второй половины XIX века. — М., 1984. — С. 29−43.
- Васина-Гроссман В. А. К. Лядов. — М.- Л., 1945. — 47 с.
- Вершинина И. Речевая выразительность мелодики Мусоргского // Сов. музыка. 1959, № 7. — С. 71−80.
- Вершинина И. Мусоргский и Стравинский // Мусоргский и музыка XX века. —М., 1990. —С. 192−217.
- Вершинина И. Ранние балеты Стравинского. — М., 1967. — 222 с.
- Вершинина И. К вопросу о народно-песенных истоках вокальной мелодики Мусоргского 60-х годов // Сообщения Института истории искусств. Кн. 15. —М., 1959. —С. 17−33.
- Вехи. Сборник татей о русской интеллигенции. — М., 1909. —210 с.
- Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины XIX в. — М., 1982. — 352 с.
- Викторов В. Наталия Сац и детский музыкальный театр. — М., 1993. —240 с.
- Вилюнас В. Психология эмоциональных явлений. — М., 1976. —142 с.
- Виноградов Г. Русский детский фольклор. — Иркутск, 1930. —234 с.
- Волыпман Б. Русские нотные издания XIX начала XX века. — Л., 1970. —216 с.
- Воспоминания о П. И. Чайковском. — М., 1979. — 572 с.
- Воспоминания тетки Е. Г. Раевской (РГАЛИ, оп.2, ед. хр. 605).
- Воспоминания троюродного брата С. А. Серебрякова (РГАЛИ, оп. 2, ед. хр. 606).
- Воспоминания К.К. Сеженского и Н.П. Фалеевой (РГАЛИ, оп. 1, ед. хр. 1014).
- Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. — М., 1991. — 90 с.
- Выготский Л. Педагогическая психология. Краткий курс. — М., 1926.-348 с.
- Гаккелъ Л. Фортепианное творчество С.С. Прокофьева. — М., 1960. — 172 с.
- Гаккелъ Л. Фортепианная музыка XX века: Очерки. — Л.- М., 1976. — 296 с.
- Гаккелъ Л. Он сам дитя // Советская музыка. 1991, апрель (Прокофьевский юбилейный номер). — С. 4—5.
- Галанов Б. Искусство портрета. — М., 1967. — 207 с.
- Гаталина Л. Античные мраморные статуэтки детей в собрании Эрмитажа. — Л., 1959. — 22 с.
- Гартман Ф. Воспоминания о Танееве // Советская музыка. 1965, № 6. — С. 64−72.
- Герлован О. Понятие о сказке в России XVIII—XIX вв.ека // Филологические науки. 1996, № 1. — С. 95−103.
- Глазами современников // Музыкальная жизнь. 1981, № 6 (русская музыкальная критика XIX века о творчестве Мусоргского). — С. 16−17.
- Гнесин М. Страницы из воспоминаний // М. Ф. Гнесин. Статьи, воспоминания, материалы. — М., 1961. — 129 с.
- Голенищев-Кутузов А. Воспоминания о Мусоргском // Мусоргский в воспоминаниях современников. —М., 1989. — С. 132−152.
- Головинский Г. Мусоргский и фольклор. — М., 1994. — 218 с.
- Головинский Г., Сабинина М. Модест Петрович Мусоргский. — М., 1998. —732 с.
- Головинский Г. Композитор и фольклор. — М., 1981. — 279 с. 108. «Голос» № 158. 9.06.1876.
- Голъденштейн М. Музыка для детей // Творчество ленинградских композиторов. — Л., 1956. — С. 201−219.
- Гордеева Е. Композиторы «Могучей кучки». — М., 1985. — 134 с.
- Гофман Э.-Т.-А. Избранные произведения в трех томах. Т. 1. — М., 1962. —591 с.
- Грабовский Л. Две «Детские» // Советская музыка. 1989, № 3. — С. 97−101.
- Гречанинов А. Моя жизнь. — СПб., 2009. — 240 с.
- Гречанинов А. Нотно-библиографический справочник. — М., 1978. — 103 с.
- Гросс К. Душевная жизнь ребенка: Избранные лекции. — Киев, 1916. —242 с.
- Давыдов Ю. Записки о П.И. Чайковском. — М., 1962. — 115 с. 11. Даль В. Толковый словарь живого Великорусского языка. — М., 1955- Т. II. — 779 е., Т. IV. — 683 с.
- Дараган Д. Внимание — дети! Концерты музыки для детей и юношества на Международном фестивале современной музыки Московская осень 94 // Музыкальная академия. 1995, № 3. — С. 64.
- Дебюсси К. «Детская» Мусоргского // Статьи, рецензии, беседы. — М.- Л., 1964. —С. 16−20.
- Делъсон В. Фортепианное творчество и пианизм Прокофьева. — М., 1973. —285 с.
- Дети и культура. Сборник статей / отв. ред. Б. Ю. Сорочкин. — М., 2007. —288 с.
- Доклад Секретариата союза композиторов России X съезду творческой организации. — М., 2010. — 32 с.
- Должанский А. Музыка Чайковского. Симфонические произведения.—Л., I960. —267 с.
- Доливо А. Исполнитель и художественные принципы Мусоргского // Вопросы музыкально-исполнительского искусства: Сб. статей. Вып. 2. — М., 1958. — С. 316−340.12 В.Долинская Е. Театральный слух Прокофьева (рукопись). — М., 2011.
- Долинская Е. Вначале было слово (рукопись). — М., 2008.
- Домбаев Г. Творчество П. И. Чайковского в материалах и документах.—М., 1958. —636 с.
- Дневники П.И. Чайковского. 1873−1891. — СПб., 1993. — 294 с.
- Друскин М. Игорь Стравинский. Личность. Творчество. Взгляды. —Л, 1979. —229 с. 131 .Дурандина Е. Вокальное творчество Мусоргского. — М., 1985. —200 с.
- Евсеев С. Народные песни в обработке П.И. Чайковского. — М., 1973. —139 с.
- Ефремова Э. Я из моего детства: Обзор повестей о детстве. — М., 1980, № 2. — С. 10−16.
- Жили-были. Произведения устного народного творчества для детей.—М., 1988. —367 с.
- Жуйкова Л. Проблемы музыкальной эстетики М.П.Мусоргского / Автореф. дисс.. канд. искусствоведения. — Л., 1982. —24 с.
- Жуйкова-Миненко Л. Трагическое и комическое в творчестве Мусоргского // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 14. — Л., 1975. С. 3964.
- Зак В. Прокофьев сначала! // Советская музыка. 1967, № 9. — С. 82−87.
- Зайцев Н. Юношеские сочинения П.И. Чайковского // газета «День». — 14 окт. 1913, № 285.
- Запорожец И. А.К. Лядов. Жизнь и творчество. — М., 1954. —215 с.
- Захарова О. К публикации романсов М.П.Мусоргского «Юные годы» в авторских вариантах и редакциях // Статья для ПАСС М. П. Мусоргского. Т. XIII. (рукопись). — 125 с.
- Захарова О. Религиозные взгляды Чайковского // П. И. Чайковский. Забытое и новое: Альманах. Вып. 2 / сост. П. Е. Вайдман, Г. И. Белонович. — М., 2003. —С. 162−166.
- Земцовский И. Фольклор и композитор. Теоретические этюды. —1. М.- Л., 1978. — 176 с.
- Земцовский И. Углические народные песни. — Л.- М., 1974. —269 с.
- Зенкин К Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма. — М., 1997. — 509 с.
- Зеньковский В. Психология детства. — Екатеринбург, 1995. —346 с.
- Зинкевич-Еестигнеева Т. Путь к волшебству, Теория и практика сказкотерапии. — СПб., 1998. — 168 с.
- Иванов М. Ребиков и его музыкальные сочинения // «Новое время». — 1900, 27 марта, № 8649.
- Изгоев А. Об интеллигентной молодежи (Заметки о ее быте и настроениях) // Вехи. Сборник татей о русской интеллигенции. — М., 1909. — С. 97−124.
- Ильин И. Поющее сердце: Книга тихих созерцаний. — М., 2004. —332 с.
- Ипполитов-Иванов М. 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях.—М., 1934. — 159 с.
- Ипполитов-Иванов М. Письма. Статьи. Воспоминания / сост. Н. Соколов. — М., 1986. — 358 с.
- История русской музыки под редакцией М. Пекелиса. Т. 2. — М., 1940. —455 с.
- Исаева И. О мелодической природе гармонии и фактуры в музыке Мусоргского // Вопросы теории музыки. Вып. 3. / ред.-сост. Ф. Ф. Мюлер. — М., 1975. —С. 132−156.
- Кабалевский Д. Метод наложения треугольников, или О музыке доступной или недоступной для детей // Музыка в школе. 1989, № 4. — С. 67.
- Калинина Н. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе. — JL, 1974. —128 с.
- Калугин В. От колыбельных до былин: о воспитательной силе фольклора. — М.,. 1988, № 7. — С. 192−196.
- Калужникова Т. Акустический текст ребенка (по материалам, записанным от современных российских городских детей): Автореф. дис.. докт. искусствовед. — М., 2005. — 51 с.
- Кандинский А.И. Предисловие к партитуре: П. Чайковский. Сюита № 1, Сюита № 2 // Русская симфоническая музыка. Т. 18. — М., 1989. — С. 5−6.
- Кандинский-Рыбников A.A., Месропова М. А. «Времена года» и «Детский альбом» Чайковского (цикличность и проблемы исполнения) // Чайковский. Вопросы истории, теории и исполнительства. — М., 1990. — С. 116−137.
- Капица О. Детский фольклор. Песни, потешки, дразнилки, сказки, игры. Изучение. Собирание. Обзор материала. — JL, 1928. — 222 с.
- Капица Ф. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. —М., 2001. — 215 с.
- Каратыгин В. Мусоргский. Шаляпин. — Петербург, 1922. — 82 с.
- Каратыгин В. Статьи и материалы. — JI., 1927. — 263 с.
- Каратыгин В. Избранные статьи. — M.- JL, 1965. — 362 с.
- Каратыгин В. Рецензии 1915 года // Сергей Прокофьев. 1953−1963.—М., 1962. — 126 с.
- Кашкин Н. Концерт г-жи Олениной-д'Альгейм // Моск. ведомости. 1903. 2 нояб. (о концерте 31 окт.- исполнение «Детской» и других вокальных сочинений Мусоргского). (Подп.: Н.К.)
- Квятковский А. Поэтический словарь. — М., 1966. — 308 с.
- Келдыш Ю. Романсовая лирика Мусоргского. — М., 1933. — 88 с.
- Келдыш Ю. Очерки и исследования по истории русской музыки.— М., 1978. —511 с.
- Келдыш Ю. Чайковский П. И. // История русской музыки. Т. 8, ч. 2. — М., 1994. — С. 89−254.
- Керзин А. Модест Петрович Мусоргский. — М., 1906. — 67 с.
- Кино и дети: Сборник статей. — М., 1971. — 287 с.
- Киракосова М. Камерный вокальный цикл в творчестве М.П.Мусоргского и его традиции: Автореф. дисс.. канд. искусствовед. — Тбилиси, 1978. —23 с.
- Климовщкий А. Некоторые культурно-исторические парадоксы бытования творческого наследия Чайковского в России (К проблеме: Чайковский на пороге XX века) // П. И. Чайковский. Наследие. Вып. 2. — СПб., 2000. — С. 6−47.
- Комарова В. Из детских воспоминаний о великих людях. Мусоргский // М. П. Мусоргский. Письма и документы / ред. А.Н. Римский-Корсаков. — М.- Л., 1932. —С. 122−131.
- Композиторы «второго ряда» в историко-культурном процессе / ред.-сост. A.M. Цукер. — М., 2010. — 327 с.
- Кон И. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива. — М., 2003. —305 с. 181. .КЬн И. Ребенок и общество.—М., 1988. — 271 с.
- Кон Ю. Метабола и ее роль в вокальных сочинениях Стравинского // Музыкальная академия. 1992, № 4. — С. 126−130.
- Корганов Т. Предисловие к оратории Прокофьева «Иван Грозный» для хора, чтеца, солистов и большого симфонического оркестра. Музыкальная редакция и переложение для пения с фортепиано А. Стасевича. — М., 1962. —С. 3−4.
- Костюхин Е. Детские считалки вчера и сегодня // Искусство устной традиции. История. Морфология: Сб. статей, посвященных 60-летию И. И. Земцовского. — СПб., 2002. — С. 264−273.
- КрейгГ. Психология развития. — СПб., 2000. — 992 с.
- Кронштадтский И. Моя жизнь во Христе. Т. 2. — СПб., 1991. —429 с.
- Крысин Л. Толковый словарь иноязычных слов. Свыше 25 000 слов и словосочетаний. — М., 2005. — 940 с.
- Кудряшов А. Теория музыкального содержания. — М., 210. —312 с.
- Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера.— М., 1975. —551 с.
- Кюи Ц. Романсы Мусоргского, Балакирева и Даргомыжского // СПб. ведомости. 1875, 3 апр.
- Кюи Ц. Очерк развития романса в России // Артист. 1895, № 46.
- Кюи Ц. Избранные статьи. — Д., 1952. — 691 с.
- Кюи Ц. Избранные письма. — JL, 1955. — 754 с.
- Лаврентьева И. Вокальные формы в курсе анализа музыкальных произведений. —М., 1978. — 78 с.
- Лапшин И. Модест Петрович Мусоргский // Музыкальный современник. 1917, № 5−6. — С. 46−107.
- Ларош Г. Собрание музыкально-критических статей. Т. 2. — М., 1922. — 158 с.
- ЛарошГ. Русская музыкальная композиция наших дней // «Голос». 1873: 7 нояб.- 14 нояб.- 28 нояб.- 1874: 9 янв.- 18 янв.
- Лазум М. Исполнительские комментарии к вокальному циклу М.П.Мусоргского «Детская». — Горький, 1983. Деп. в НИО Информкульту-ра. ГБЛ. 02.05.83. № 470.
- Лебедева В. Толстой и дети. — Тула, 1966. — 48 с.
- Левая Т. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи. —М., 1991. — 165 с.
- Либретто балета «Спящая красавица» // П. И. Чайковский. «Спящая красавица». Клавир балета. — М., 1967. — С. 270—273.
- Ливанова Т. Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры. Вып. 1. — М., 1938. — 360 с.
- Литвин Э. К вопросу о детском фольклоре // Русский фольклор: материалы и исследования. — М.- Л., 1958. — С. 92−102.
- Лихачёв Д., Панченко А. «Смеховой мир» Древней Руси. — Л., 1976. —305 с.
- Льюис КС. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 6. — М.- СПб., 2000. —431 с.
- Мадлевская Е. Ребячьи сказки // Русские дети. Иллюстрированная энциклопедия. — СПб., 2006. — С. 316−319.
- Мазель Л. Проблемы классической гармонии. — М., 1972. —616 с.
- Мазель Л., Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. — М., 1967. —752 с.
- Мартынов И. Сергей Прокофьев. Жизнь и творчество. — М., 1974. —560 с.
- Медушевский В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. — М., 1976. — 254 с.
- Медушевский В. Интонационная форма музыки. — М., 1993. —262 с.
- Мейен Е. Детский фольклор в творчестве И. Стравинского (опыт исследования народных текстов) // Проблемы истории русской и советской музыки / Сборник трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 34. Межвузовский. — М., 1977. —С. 66−80.
- Мекк А. Воспоминания о П.И. Чайковском. ГЦММК, ф. 88, ед. хр.365.
- Мельников М. Русский детский фольклор. — М., 1987. — 239 с.
- Мерцалова М. Дети в мировой живописи: Альбом репродукций. — М., 1968. —144 с.
- Мир детства в традиционной культуре народов СССР: Сборник научных трудов. Вып. 1 / ГМЭ народов СССР. — JL, 1991. — 91с.
- Мир, подаренный детям. О музыке ленинградских композиторов для детей. — JL, 1987. — 22 с. 221 .Михайлов М. А. К. Лядов. — Л., 1985. — 205 с.
- Михайлов. М. Стиль в музыке. — Л., 1981. — 599 с.
- Михайловская Н. Музыка и дети. — М., 1977. — 260 с.
- Мнения Парижа о Мусоргском // Рус. Муз. Газета. 1896, № 11. (Ответы на анкету, заимствованные из 2-го издания книги д’Альгейма о Мусоргском).
- Молас А. Воспоминания о Мусоргском // Мусоргский в воспоминаниях современников. — М., 1989. С. 98−100.
- Молин Д. «Детский альбом» Чайковского // Муз. жизнь. 1990, № 1.-С. 19.
- Моралев В. Воспоминания о Сереже Прокофьеве // С. С. Прокофьев. Материалы. Документы. Воспоминания / ред.-сост. С. И. Шлифштейн. — М., 1961. —С. 340−345.
- Моралева М. Воспоминания о С.С. Прокофьеве и его родителях // С. С. Прокофьев. Материалы. Документы. Воспоминания / ред.-сост. С. И. Шлифштейн. — М., 1961. — С. 345−350.
- Музалевский В. Русское фортепианное искусство XVIII — первой половины XIX века. — JI., 1961. — 317 с.
- Музыка — детям. Сб. статей. Вып 1. — Л., 1970. — 190 с.
- Музыка— детям. Сб. статей. Вып 2. — Л., 1975. — 158 с.
- Музыкальный современник. — Пг., 1916. Вып 11−12. — 32 с.
- Музыкальный словарь Гроува. Пер. с англ. / ред. и доп. Л.О. Ако-пяна. —М., 2001.—1095 с.
- М.П. Мусоргский. К 50-летию со дня смерти. 1881−1931. Статьи и материалы / Ред. Ю. Келдыш, В. Яковлев. — М., 1932! — 350 с.
- М.П: Мусоргский. Письма и документы / ред. А.Н. Римский-Корсаков. — М.- Л., 1932. — 577 с.
- Мусоргский М. Письма. — М., 1981. — 359 с.
- М.П- Мусоргский в воспоминаниях современников-, — М., 1989. -319 с.
- Музыкальное наследство: Сб. материалов по музыкальной: куль-. туре в России / Вступ. статьями комментарии Ю. В. Келдыша. Вып. 1. — М., 1935. —267 с.
- Музыкальное наследие Чайковского: Из истории его произведений. — М, 1958. — 542 с.
- М.П. Мусоргский и музыка XX века / Ред.-сост. Г. Л. Головинский.—М., 1990. — 270 с.
- Мусоргский М. Письма к, A.A. Голенищеву-Кутузову / ред. и вст. статья Ю. В. Келдыша.—М., 1938.— 117 с.
- Мухина В. Возрастная психология. Феноменология развития. — М., 2007. —638 с.
- Мясковский Н. Статьи, письма, воспоминания. Т. 2. — М., 1960. —588 с.
- Назайкинский Е. Стиль и жанр в музыке. — М., 2003. — 248 с.
- Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. — М., 1992. —383 с.
- Назайкинский. Е. О предметности музыкальной мысли // Музыка как форма интеллектуальной деятельности / ред.-сост. М. Г. Арановский. — М., 2007. — С. 44−69.
- Назаров А. Ц.А. Кюи. — М., 1989. — 224 с.
- Наследие М. П. Мусоргского / Сборник материалов. К выпуску ПАСС / ред. Е. М. Левашев. — М., 1989. — 255 с.
- Науменко Г. Народная мудрость и знание о ребенке. Этнография детства. — М., 2001. — 431 с.
- Науменко Г. Русские народные детские игры с напевами. — М., 2003. — 543 с.
- Наши дети. Альбом произведений графики. — М., 1962. — 87 с.
- Некрасова Г. Позднее творчество Мусоргского: к проблеме эволюции стиля: Автореф. дис.. канд. искусствовед. — Л., 1980. — 24 с.
- Некрасова Г. К проблеме позднего вокального стиля Мусоргского// Стилевые особенности русской музыки XIX—XX вв.еков: Сб. научных трудов / Ленингр. Консерватория / сост. М. К. Михайлов. — Л., 1983. — С. 73−83.
- Немировская И. Метод интонационного сценария в камерно-вокальном творчестве Мусоргского (на примере цикла «Детская») // Музыкальная культура XIX—XX / Ред.-сост. И. А. Немировская. Вып. 2. — М., 2002. —С. 55−76.
- Немировская И. Забытый вокальный цикл Мусоргского // Музыка России от Средних веков до современности. Вып. 1 / ред.-сост. М. Г. Арановский. — М., 2004. —С. 133−149.
- Немировская И. О двух камерно-вокальных циклах Мусоргского с детской тематикой // Памяти И. Д. Злобинской. — М., 2006. — С. 76−92.
- Немировская И. О взаимосвязи вокального стиля Мясковского и
- Мусоргского // Неизвестный Н. Мясковский: взгляд из XXI века / ред.-сост. Е. Б. Долинская. — М., 2006. — С. 91−112.
- Немировская И. «Интонационный сценарий» в камерно-вокальном творчестве М. Мусоргского // «Келдышевские чтения 2006″. К 95-летию И. В. Нестьева. Доклады. Сообщения. Статьи / сост. Н. Г. Шахназарова, ред. С. К. Лащенко. — М., 2008. — С. 139−163.
- Немировская И. Мусоргский как детский психолог // Проблемы музыкальной науки. — Уфа, 2008, № 2 (3). — С. 102−110.
- Немировская И. Тема детства в опере Мусоргского „Борис Годунов“ // Музыкальная академия. 2009, № 1. — С. 70−76.
- Немировская И. Колыбельные Мусоргского: теория и исполнительская практика // Вопросы музыкознания. Теория. История. Методика (сборник по международной конференции) / ред.-сост. Ю. Бычков, В. Есаков, И. Немировская. — М., 2009. — С. 91−98.
- Немировская И. Микрокосм детства в творчестве Чайковского:
- Детский альбом» // Музыка и время. 2010, № 10. -— С. 21−25.
- Немировская И. Микрокосм детства в творчестве Чайковского: 16 песен ор. 54 // Музыкальная академия. 2010, № 2. — С. 162−167.
- Немировская И. Детское начало в девичьих и женских образах произведений П.И. Чайковского // Проблемы музыкальной науки. — Уфа, 2010, № 1 (6). —С. 172−177.
- Немировская И. О жанре сказки в творчестве Чайковского // Театр. Живопись. Кино. Музыка. — М., 2010, № 1. — С. 185−207.
- Немировская И. Историческая загадка двух детских вокальных циклов Мусоргского // Театр. Живопись. Кино. Музыка. — М., 2011. — С. 137−149.
- Немировская И. Портреты детей в творчестве Чайковского // Музыка и время. 2010, № 12. — С. 9−13.
- Немировская И. Встреча детства с большим миром: «Гадкий утенок» Прокофьева // Музыкальная академия. — 2011. № 2. — С. 20−27.
- Немировская И. Феномен детства в русской музыке. — М., 2011.392 с.
- Непознанный А.К. Лядов. Сборник статей и материалов / ред. Т. Зайцева. — Челябинск, 2009. — 399 с.21%.Нестеренко Е. Опередивший время // Советская музыка. 1989, № 3. —С. 40−42.
- Нестъев И. Прокофьев. — М., 1957. — 528 с.
- Нестъев И. Жизнь Сергея Прокофьева. — М., 1973. — 662 с.
- Нестьева М. Сергей Прокофьев. — Челябинск, 2002. — 235 с.
- Николаев А. Фортепианное наследие Чайковского. — М., 1958. —282 с.
- Николаев С. Считалки и считалочные слова // Русская речь. 1988, № 1. —С. 114−118.
- Новицкая М. Систематизация детского фольклора // Славянская традиционная культура и современный мир. Сб. материалов научно-практической конференции. Вып. 4 / Гос. Республиканский центр русского фольклора. — М., 2002. — С. 179−186.
- Носко И. Феномен Детства, (http://hpsy.ru/public/x2624.htm).
- Образцова И. К пониманию народного характера в творчестве Мусоргского // Советская музыка. 1980, № 9. — С. 95−101.
- Обухова Л. Возрастная психология. — М., — 1999. — 422 с.
- Обухова Л. Обухова Л. Ф. Детство как предмет психологического исследования. —М., 1995. — 352 с.
- Обухова Л. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М., 1997. —420 с.
- Оголевец А. Вокальная драматургия Мусоргского. — М., 1966. —455 с.
- Одоевский В. Разговоры с детьми. Глава из «Руководства для гувернанток» // Антология педагогической мысли. — М., 1987. — С. 361−369.
- Оленина-д'Альгейм М. Заветы М. П. Мусоргского. — М., 1910. —68 с.
- Они пишут для детей. Сб. статей. Вып. 1. — М., 1975. — 352 с.
- Они пишут для детей. Сб. статей. Вып. 2. — М., 1978. — 286 с.
- Они пишут для детей. Сб. статей. Вып. 3. — М., 1980. — 288 с.
- Орлова А. Труды и дни М.П.Мусоргского. — М., 1963. — 702 с.
- Орлова Е. Лекции по истории русской музыки. — М., 1985. —368 с.
- Орлова Е. Романсы Чайковского. — М.- JL, 1948. — 163 с.
- Орлова Е. Петр Ильич Чайковский. — М., 1980. — 271 с.
- Орлова Е. Иоланта Чайковского. История создания. Философские и эстетические основы лирики // П. И. Чайковский. Наследие. Вып. 1. — СПб., 2000. —С. 5−19.
- Осорина М. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. — СПб., 2000. — 278 с.
- Очаковская О. Могут ли иссякнуть мелодии?// Сергей Сергеевич Прокофьев. Книга для школьников / сост. О. О. Очаковская. — М., 1990. — 160 с.
- Память детства. Западноевропейские воспоминания о детстве от поздней античности до раннего нового времени (III—XVII в.в.). — М., 2001. —164 с.
- Парамонова К. В зрительном зале — дети. — М., 1967. — 190 с.
- Петипа М. Программа балета «Спящая красавица» // П. И. Чайковский. «Спящая красавица». Клавир балета. — М., 1967. — С. 274−284.
- Петипа М. Программа балета «Щелкунчик» // Чайковский П. И. Балет-феерия «Щелкунчик». Клавир. —М., 1969. — С. 155−160.
- Петровский М. Книги нашего детства. — СПб., 2006. — 422 с.
- Платонова Н. Из автобиографии // М. П. Мусоргский в воспоминаниях современников. — М., 1989. — С. 118−122.
- Померанцева Э. Предисловие к сборнику «Русские народные сказки». — М., 1957. —С. 3−17.
- Померанцева Э. Детский фольклор // Русское народное творчество. — М., 1966. — С. 292−302.
- Попова И. Константные элементы волшебной музыкальной сказки (на примере несценических произведений русских композиторов рубежа XIX—XX вв.еков): Автореф. дис.канд. искусствовед. — М., 2002. — 22 с.
- Привалова Е. А.Н. Толстой — детям. — М., 1955. — 96 с.
- С. С. Прокофьев и Н. Я. Мясковский. Переписка. — М., 1977. —599 с.
- Прокофьева М. Воспоминания о детстве и юности Сергея Прокофьева // Сергей Сергеевич Прокофьев. Книга для школьников / сост. О. О. Очаковская. — М., 1990. — С. 7−17.
- Прокофьев С. Автобиография. — М., 1982. — 600 с.
- Прокофьев о Прокофьеве.—М., 1991.—-255 с.
- Прокофьев С. Художник и война // С. С. Прокофьев. Материалы. Документы. Воспоминания / ред.-сост. С. И. Шлифштейн. — М., 1961. — С. 243−249.
- Прокофьев С.С. Материалы. Документы. Воспоминания / ред.-сост. С. И. Шлифштейн 2-е изд., доп. — М., 1961. — 707 с.
- Сергей Прокофьев. Дневник. Письма. Беседы. — М., 1991. —317 с.
- Сергей Прокофьев. Статьи и материалы / сост. И. В. Нестьев и Г. Я. Эдельман. Изд. второе. — М., 1965. — 399 с.
- Сергей Прокофьев. Воспоминания, письма, статьи. К 50-летию со дня смерти. — М., ГЦММК им. М. И. Глинки, 2004. — 417 с.
- Сергей Прокофьев. Письма, воспоминания, статьи. — М., 2001.—286 с.
- Сергей Прокофьев. Письма, воспоминания, статьи. К 110-летию со дня рождения. — М., ГЦММК им. М. И. Глинки, 2007. — 486 с.
- Ъ21. Сергей Прокофьев. Дневник. 1907−1918 (часть первая.) — Paris, 2002. —813 с.
- Сергей Прокофьев. Дневник. 1907−1933 (часть вторая. 19 191 933). — Paris, 2002. — 891 с.
- Пропп В. Морфология сказки. — Л., 1928. — 152 с.
- Пропп В. Русская сказка. — Л., 1984. — 332 с.
- Пропп В. Предисловие к: А. Афанасьев. Народные русские сказки. Т. 1. —М., 1957. —С. 5−28.
- Протопопов В. Некоторые вопросы музыкального языка Мусоргского // Избранные исследования и статьи. — М., 1983. — С. 35−60.
- Протопопов В., Туманила Н. Оперное творчество Чайковского.— М., 1957. —370 с.
- Психология человека от рождения до смерти / ред. A.A. Реан. — СПб., 2002. — 656 с.
- Пустовит Е. Комические образы в песенном творчестве М.П. Мусоргского // Вопросы музыковедения. Вып. 2 / Сборник трудов ГМПИ им. Гнесиных. — М., 1973. — С. 183−189.
- Радугин А. Психология. — М., 2001. — 400 с.
- Рахманова М. Мусоргский и его время // Советская музыка. 1980, № 9. —С. 101−110.
- Рзянкина Т. Композиторы — детям. — JL, 1962. — 111 с.
- Римская-Корсакова Н. Из моих воспоминаний об A.C. Даргомыжском // М. П. Мусоргский в воспоминаниях современников. — М., 1989. — С. 97.
- Римская-Корсакова Н. Начало воспоминаний о Мусоргском // М. П. Мусоргский в воспоминаниях современников. — М., 1989 — С. 95−97.
- Римский-Корсаков Н. Летопись моей музыкальной жизни. — М., 1980. —453 с. 343. РМГ, 1906, № 41.
- Рогов Е. Настольная книга практического психолога: система работы психолога с детьми разного возраста / Учебное пособие (в 2 кн). — М., 2004. —384 с.
- Розанова Ю. История русской музыки. Т. 2. Вторая половина XIX века. Кн. 3. П. И. Чайковский. — М., 1981. — 310 с.
- Русская музыка на рубеже XX века: Статьи, сообщения, публикации. — М.- Л., Музыка, 1966. — 296 с.
- Русские дети. Иллюстрированная энциклопедия. — СПб., 2006. —566 с.
- Ручъевская Е. О соотношении слова и музыки в русской камерно-вокальной музыке начала XX века // Русская музыка на рубеже XX века. — М.- Л., 1966. —С. 65−110.
- Ручъевская Е. Слово и внесловесное содержание в творчестве Мусоргского // Музыкальная академия. 1993, № 1. — С. 200−203.
- Ручъевская Е. П.И. Чайковский и А. К. Толстой // П.И. Чайковский. Наследие. Вып. 2. — СПб., 2000. — С. 49−79.
- Сабинина М. Мусоргский и мы // Советская музыка. 1989, № 3. — С. 10−20.
- Сабинина М. «Семен Котко» и проблемы оперной драматургии. — М., 1963. —292 с.
- Сабинина М. Взаимодействие музыкального и драматического театров в XX веке. — М, 2003. — 327 с.
- Савенко С. Мир Стравинского. — М., 2001. — 327 с.
- Савенко С. Позднее творчество И.Ф. Стравинского. К проблеме единства стиля / Из истории русской и советской музыки. Вып. 2. / ред.-сост. А. И. Кандинский, Ю. В. Розанова. — М., 1976. — С. 200−257.
- СавкинаН. Сергей Сергеевич Прокофьев. —М., 1981. — 143 с.
- Сарабъянов. Д. Стиль модерн. — М., 1989. — 294 с.
- Сац Н. «Петя и волк» // Сергей Сергеевич Прокофьев. Книга для школьников / сост. О. О. Очаковская. —М., 1990. — С. 42−50.
- Сац Н. Как создавалась сказка «Петя и волк» // Прокофьев С. С. Материалы. Документы. Воспоминания / ред.-сост. С. С. Шлифштейн. — М., 1961. —С. 505−513.
- Сац Н. Дети приходят в театр. Страницы воспоминаний. — М., 1961. —С. 290−306.
- Сац Н. Жизнь — явление полосатое. — М., 1991. — 588 с.
- Седакова О. Церковнославяно русские паронимы. Материалы к словарю. — М., 2005. — 429 с.
- Серов А. Избранные статьи. Т. 1. — М.- Л., 1950. — 628 с.
- Сизко Г. Чайковский и православие // П. И. Чайковский. Забытое и новое: Альманах. Вып. 2 / сост. П. Е. Вайдман, Г. И. Белонович. — М., 2003, —С. 167−174.
- Сказка в творчестве русских художников. — М., 1969. — 135 с.
- Скворцова И. Стиль модерн в русском музыкальном искусстве рубежа Х1Х-ХХ веков. — М., 2009. — 354 с.
- Скребков С. Художественные принципы музыкальных стилей. — М., 1973. —448 с.
- Слонимский Ю. Чайковский и балетный театр его времени. — М., 1956. —335 с.
- Советская музыка. 1939, № 4 (юбилейный номер журнала, посвященный Мусоргскому). — 116 с.
- Советская музыка. 1989, № 3 (юбилейный номер журнала, посвященный Мусоргскому). — 128 с.
- Советская музыка, 1991, апрель (юбилейный номер журнала, посвященный Прокофьеву). — 112 с.
- Советская музыка, 1990, май (юбилейный номер журнала, посвященный Чайковскому). — 128 с. 375. «Советской искусство», газета от 5 декабря 1951.
- Сокольский М. «С дымом пожаров» // Сов. музыка. 1969, № 9. — С. 58−81.
- Соколов А. Музыкальная композиция в XX веке. Диалектика творчества. — М., 2007. — 268 с.
- Сорокина Е. Мир детства в русской музыке XIX века. / Автореф. дисс.. канд. искусствоведения. — Саратов, 2006. — 24 с.
- Сосновская О. Советские композиторы детям. — М., 1970. — 36 с.
- Стасов В. Избранное. Т. 2. — М., 1952. — 774 с.
- Стасов В. Статьи о музыке. Вып. 3. ¦— М., 1977. —¦ 355 с.
- Стасов В. Модест Петрович Мусоргский // М. П. Мусоргский в воспоминаниях современников. — М., 1989. — С. 20−60.
- В. Стасов — С. Кругликову. Письма // Сов. музыка. 1949, № 8. — С. 56−64.
- Степанова И. К теории музыкального языка Мусоргского // Советская музыка. 1982, № 3. — С. 66−72.
- Степанова И. Свободные формы в песнях и романсах Мусоргского: Автореф. дисс.. канд. искусствоведения. — М., 1984. — 24 с.
- Степанова И. Мусоргский и Достоевский // Мусоргский и музыка XX века / Ред.-сост. Г. Л. Головинский. — М., 1990. — С. 41−64.
- Степанова И. Слово и музыка. Диалектика семантических связей. — М., 1999. — 287 с.
- Стравинский И. Хроника моей музыкальной жизни. — Л., 1963. —272 с.
- Субботский Е. Ребенок открывает мир. — М., 1991. ¦—- 237с.
- Тараканов М. Стиль симфоний Прокофьева. Исследование. — М., 1968. —432 с.
- Театр детства, отрочества и юности. Статьи о театре для детей. — М., 1972. —284 с.
- Тематико-библиографический указатель сочинений П. И. Чайковского / ред.-сост. П. Вайдман, Л. Корабельникова, В. Рубцова. — М., 2003. —992 с.
- Томпакова О. Книга о русской музыке для детей. — М.- Л., 1966. —92 с.
- Томпакова О. В.И. Ребиков. Очерки жизни и творчества. — М., 1989. —77 с.
- Томпакова О. Певец русской темы. Александр Тихонович Гречанинов. — М., 2002. — 172 с.
- Томпакова О. Николай Николаевич Черепнин. Очерк жизни и творчества. — М., 1991. — 110 с.
- Трембовелъский Е. Некоторые современные аспекты ладо-гармонического мышления Мусоргского // Мусоргский и музыка XX века / Ред.-сост. Г. Л. Головинский. — М., 1990. — С. 137−165.
- Трембовелъский Е. Стиль Мусоргского. —М., 1999. — 391 с.
- Туманима Н. П.И. Чайковский. Т. 1. Путь к мастерству. — М., 1962. —556 с.
- Туманина Н. П.И. Чайковский. Т. 2. Великий мастер. — М., 1968. —402 с.
- Туманов А. У современницы Стасова // Сов. музыка. 1964, № 7. — С. 24−26.
- Тынянова Е. Цикл смерти Мусоргского // Русский романс. — М.- Л., 1930. —С. 118−146.
- Ушинский К. Избранные педагогические произведения. — М., 1968. —557 с.
- Фелъдштейн Д. Социальное развитие в пространстве — времени Детства. — М., 1997. — 386 с.
- Фелъдштейн Д. Психология взаимодействия Взрослого мира и Мира Детства. — М., 2006. — 351 с.
- Финдейзен Н. Русский романс: очерк его развития // «Правда». 1904. Кн. 1−3.-38 с.
- Франц М. Психология сказки. — СПб., 1998. — 361 с.
- Фрид Э. Прошедшее, настоящее и будущее в «Хованщине» Мусоргского. — Л., 1974. — 334 с.
- Фрид Э. Модест Петрович Мусоргский, 1839−1881: Краткий очерк жизни и творчества. ¦— Л., 1979. — 124 с.
- Фрид Э. М.П. Мусоргский. Проблемы творчества. — Л., 1981. —181 с.
- Харламенкова Н. Самоутверждение подростка. — М., 2007. —384 с.
- Холопов Ю. Мусоргский как композитор XX века // Мусоргский и музыка XX века / Ред.-сост. Г. Л. Головинский. — М., 1990. С. 65−92.
- Холопов Ю. Мусоргский как мастер музыкальной формы («Картинки с выставки») // Музыкальная культура XIX-XX / Ред.-сост. И.А. Неми-ровская. Вып. 2. — М., 2002. С. 25−54.
- Холопова В. Новые берега ритмики Мусоргского // Мусоргский и музыка XX века / Ред.-сост. Г. Л. Головинский. — М., 1990. — С. 93−109.
- Холопова В. Теория музыки: Мелодика. Ритмика. Фактура. Тема-тизм. — СПб., 2002. — 368 с. 41 в. Холопова В. Музыка как вид искусства. — СПб., 2004. — 320 с. АН. Холопова В. Специальное и неспециальное музыкальное содержание. — М., 2002. — 32 с.
- Хомяков А. Об общественном воспитании в России // Антология педагогической мысли. — М., 1987. — С. 499−512.
- ХубовГ. Мусоргский. — М., 1969. — 801 с.
- Цуккерман В. Выразительные средства лирики Чайковского. — М., 1971. —245 с. 421 .ЦыпинГ. A.C. Аренский. — М., 1966. — 179 с.
- РГАЛИ ф. 1929 (личный фонд Прокофьева).
- Чайковский М. Жизнь Петра Ильича Чайковского: По документам, хранящимся в архиве имени покойного композитора в Клину. В 3 т. — М.- Лейпциг, 1900−1902. Т. 1, 2-е изд. — М., 1903. — 537 е.- Т. 2. — 695 е.- Т. 3.688 с.
- Чайковский и театр. Статьи и материалы / ред. А. Шавердян. — М.- Л., 1940. —355 с.
- П.И. Чайковский. Наследие. Вып. 1. — СПб., 2000. 308 с.
- П.И. Чайковский. Наследие. Вып. 2. — СПб., 2000. 326 с.
- Чайковский П. Переписка с Н.Ф. фон Мекк. Т. 1−3. — М.-Л., 19 351 936. Т. 1 643 е.- Т. 2 — 677 е.- Т. 3 — 683 с.
- Чайковский 77. Переписка с П. И. Юргенсоном. Т. 1. — М., 1938. — 321 е.- Т. 2. — М.- Л., 1952. — 344 с. 43 177. Чайковский — С. Танеев. Письма. — М., 1951. — 556 с.
- Чайковский 77. Дневники. 1873−1891 (репринт). — СПб., 1993.—294 с.
- Чайковский 77. О музыке, о жизни, о себе. — Л., 1976. — 272 с.
- Чайковский 77. О России и русской культуре. Избранные отрывки из писем и статей. — М., 1969. — 196 с.
- Чернышевский 77. Эстетические отношения искусства к действительности. — М., 1855. — 189 с.
- Честертон Г. К. Шар и крест (перевод Н. Трауберг) // Избранные произведения в 4-х томах. Т. 3. — М., 1994. — 383 с.
- Честертон Г. К. Вечный человек. — М., 1991. — 543 с.
- Черты стиля Прокофьева: Сб. теоретических статей. — М., 1962. —315 с.
- Чудесный короб. Русские народные песни, сказки, игры, загадки. /сост. Г. М. Науменко. — М., 1988. — 206 с.
- Чуковский К. От двух до пяти. Собр. соч. в 6 томах. Т. 1. — М., 1965. —228 с.
- Ф. Шаляпин о Мусоргском // Петерб. листок. 1911,4 дек.
- Шаймухаметова Л. Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы. — М., 2005. — 720 с.
- Шаляпин Ф. Страницы из моей жизни: автобиография. — Л., 1926. —256 с.
- Ширинян Р. О формировании эстетики и стиля Мусоргского: на примере камерных вокальных сочинений // Традиции русской музыки XVIII—XIX вв.еков: Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 3. — М., 1978. — С. 98 113.
- Ширинян Р. Оперная драматургия Мусоргского. — М., 1981.—285 с.44 В.Шлифштейн С. Мусоргский. Художник. Время. Судьба. — М., Музыка, 1975.-335 с.
- Шнитке А. Слово о Прокофьеве // Советская музыка. 1990, № 11. — С. 2−4.
- Шпет Л. Советский театр для детей. Страницы истории 1918— 1945.—М., 1971. —431 с.
- ЭльконинД. Психология игры. —М., 1978. — 175 с.
- ЭльконинД. Детская психология. — М., 2007. — 284 с.
- Энгель Ю. Глазами современника // Избранные статьи о русской музыке (1898−1918). —М., 1971. — С. 202−224.
- Эпштейн М., Юкина Е. Образы детства // «Новый мир». 1979, № 12. —С. 25−38.
- Юнг К. Конфликты детской души. — М., 1995. — 274 с.
- Яковенко С. Много сомнения, много терпения. // Сов. музыка. 1989, № 3. —С. 93−96.
- Яковлев В. Мусоргский как исполнитель // Избранные труды о му1.Iзыке. Т. 2. —М., 1957, — С. 151−159.
- Яковлев В. Избранные труды о музыке. Т. 1. П. И. Чайковский. — М., 1964. —505 с.
- Ярустовский Б. Игорь Стравинский. — JL, 1982. — 261 с.
- Ястребцев В. Воспоминания. Т. 1. — Л., 1959. — 526 с.
- Ястребцев В. Воспоминания. Т.2. — Л., 1960. — 633 с.
- Addo A. A multimedia analisis of selected Ghananian chilren’s play songs // Bulletin of Council for Research in Music Education. 1996. № 129. — P. 1−28.
- Brand E. The process of identifying children’s mental model of their own learning as inferred from learning a song // Bulletin of the Council for Research in Music Education. 1998. № 138. — P. 47−61.
- Bront L. Report on the musical activity in the nursery and primary school // Bulletin of the international Kodaly society. 1997. Vol. 22, № 1. — P. 26−28.
- Collins D. Historical precedents Bach’s evolution Canon BWV 1087 / 10//Bach / 1993. Vol. 24, № 1. —P. 5−14.
- Davidson J., Sloboda J., Howe M. The role of parets and teachers in the success and faiure in instrumental learners // Bulletin of the Council for Research in Music Education. 1995 / 1996. № 127. — P. 4014.
- Fecker A. Recensio ad op.: Eicker I. Kinderstucke. An Kinder adressierte und uber das Thema der Kindheit Alben in der Klavierliteratur des 19 Jahrhunderts. — Kassel, 1995. — 486 S.
- Forrai K. Music as poetry for the youngest ones // Bulletin of the international Kodaly society. 1997. Vol. 22, № 1. — P. 22−25.
- Gellrich M., Sundin B. Instrumental practice in the 18th and 19th centuries // Bulletin of the Council for Research in Music Education. 1993 / 1994. № 119. —P. 137−145.
- Greer D. Recensio ad op.: Austern L. Ph, Music in English children’s drama of the Later Renaissance. — Philadelphia, 1992. — 374 p. // Music and Letters. 1995. Vol. 76, № 1. — P. 88−89.
- Grosskopf G. L’idea di «Musica per bambini» // Rassegna musicale curci. 1995, № 1. — P. 26−29.
- Hair H. Children’s descriptions and representations of music // Bulletin of the Council for Research in Music Education. 1993 / 1994. № 119. — P. 41−48.
- All. Johnson St. Wear have all the arias gone? I I Opera. 1994. Vol. 45, № 4.—P. 418−422.
- All. Jung-Kaiser U. Zwickau, 14. bis 17. Oktober 1998: Robert Schumanns Music fur die Jungend — 17. Wissenschaftliche Arbeitstagung zu Fragen der Schumann-Forschung // Musikforschung. 1999. № 3. — S. 344−345.
- Kvitko. http://www.nlr.ru/exib.
- Madsen C., Geringer J., Heller J. Comparison of good versus bad tone quality of accompanied and unaccompanied vocal and string performances // Bulletin of the Council for Research in Music Education. 1993 / 1994. № 119. — P. 93−100.
- Malecka T. Slowo, obraz i dzwiek w tworczosct Modesta Musorgskiego. —Krakow, 1996. — 170 p.
- Miller B. Integrating elementary music instruction with a whole language first-grad classroom // Bulletin of the Council for Research in Music Education. 1994/1995. № 123. —P. 36−39.
- Modes M. Spalicek // Musica. 1994. № 4. — S. 241−242.
- Nemirovskaya I. Modesta Musorgskiego metoda recytatywnego tekstu: Scenariusz intonacyjny. Muzykalia IX Zeszyt rosyjski 1. «De musica». — War-sawa, 2010. http://www.demusica.pl.
- Le genre de la mazurka dans les oeuvres de Chopin et de Tchaikovsky / I.A. Nemirovskaya // Oddziatywanie Chopina na tworczosc kompozytorow swiata. —Warszawa, Instytut Chopina, 2008. — P. 57−69.
- Reininghaus F. Das also ist des Marchens Kernhaus // Neue Zeitschrift fur Musik. 1998. № 6. — S. 54−55.
- Revers P. Aspekte einer Kinderoper. Zu Lotte Ingrischs / Gottfried von Einems «Tulifant» // Musica. 1993, № 2. — S. 86−90.
- Sachs C. World History of the Dans. — New York, 1937. — 158 p.
- Santos R. Universalism and particulars in folk music: Views on the significance of Kodaly on system and practice, method and pedagogy // Bulletin of the Council for Research in Music Education. 1997. Vol. 22, № 2. — P. 22−33.
- Simons G. Early child hood musical development a survey of selected research // Bulletin of the Council for Research in Music Education. 1986. № 86, —P. 36−52.
- Sinor J. Who is a good music theacher? // Bulletin of the international Kodaly society. 1995. Vol. 20, № 2. — P. 5−11.
- Sporre D. The creative impulse (An Introduction to the Arts) 2nd ed. -Englewood Cliffs, N.J.: 7 632, Pretice-Hall, 1990. — 512 p.
- Taruskin R. On Russian Music. — Berkeley — Los Angeles — London, 2009. — 407 p.