Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Имитация, интерпретация и импровизация как этапы творческого развития младших школьников в процессе инструментального музицирования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологическую основу исследования составили принципы творческой и деятельностной природы личностимузыкальности как универсального генетического свойства человеческой природыценностный и личностно-ориентированный подходы, концепции корифеев отечественной музыкальной педагогики Б. JL Яворского, Б. В. Асафьева, Д. Б. Кабалевскогоконцепция психологии детского творчества Л. С. Выготскоготеория… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Сущность и содержание имитации, интерпретации и импровизации в процессе инструментального музицирования младших школьников
    • 1. 1. Инструментальное музицирование как процесс реализации психофизиологических особенностей младшего школьника
    • 1. 2. Специфика имитации, её педагогическое содержание функции
    • 1. 3. Содержательная характеристика интерпретации как формы сотворческой деятельности учащихся
    • 1. 4. Сущность и содержание импровизации в процессе творческой инструментальной деятельности школьников
  • Глава II. Опытно — экспериментальная работа по творческому развитию младших школьников в процессе имитации, интерпретации и импровизации
    • II. 1. Педагогический потенциал инструментального музицирования в развитии личности младшего школьника
    • 11. 2. Исследование исходного уровня творческого развития младших школьников (констатирующий эксперимент)
    • 11. 3. Содержание и методы поэтапного творческого развития учащихся в процессе инструментального музицирования (формирующий эксперимент)
    • 11. 4. Результаты опытно — экспериментальной работы: анализ динамики творческого развития младших школьников в процессе освоения имитации, интерпретации и импровизации (контрольный эксперимент)

Имитация, интерпретация и импровизация как этапы творческого развития младших школьников в процессе инструментального музицирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема творческого развития личности школьника в процессе музыкального образования — одна из наиболее актуальных и до сих пор не решенных. Особенно активизировалось внимание ученых к возможностям творческого развития детей в процессе музыкальной деятельности, поскольку именно деятельностное освоение музыки наиболее продуктивно.

В связи с кардинальным обновлением отечественной концепции музыкального образования, осуществленным Д. Б. Кабалевским, проблема творческого развития школьников зазвучала сегодня с новой силой. Идеи Д. Б. Кабалевского получили развитие в программах и учебно — методических комплектах по музыке для общеобразовательных школ (JI.В.Школяр, В. А. Школяр, В.О. УсачеваЕ.Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. ШмагинаВ.В. Алеев, Т. И. Науменко, Т.Н. Кичак). Все названные программы отражают очевидное стремление авторов к творческому развитию школьников на уроках музыки.

В исторической ретроспективе идеи творческого развития учащихся получили убедительную разработку в научных трудах отечественных и зарубежных ученых: Б. В. Асафьева, Б. Л. Яворского, К. Орфа, 3. Кодаи, Э. Жака — Далькроза и др. Особое место принадлежит трудам ученых, посвятивших свою деятельность младшим школьникам и раскрывших развивающие возможности начального музыкального образования: JL С. Выготского, П. П. Блонского, В. Н. Шацкой, Н. А. Метлова, Н. А. Ветлугиной, JI. В. Горюновой и др.

В ряде фундаментальных исследований и методических работ раскрывается специфика творческого развития детей в процессе музицирования. Этой проблеме посвящены работы JI.A. Баренбойма, Г. М. Цыпина, Д. В. Зариня, С. А. Смирновой. Одним из перспективных направлений на сегодняшний день является музицирование на клавишных синтезаторах, включающее в себя элементы исполнения и сочинения (И.М.

Красильников, Н.Н. Телышева).

В последнее время все больше внимания уделяется различным формам импровизации и сочинения музыки детьми (В.О. Усачева, JI.H. Мун, У. Юнгмайер, Б. Хазельбах и др.). Эта проблематика тесно связана с творческим развитием учащихся. Особенно актуальна она применительно к младшему школьному возрасту, когда закладываются основы творческой личности, определяющие перспективы ее развития и жизнедеятельности в будущем.

Научная разработка проблем музыкально — творческой деятельности учащихся на уроках музыки началась в 20-е годы XX века. Б. В. Асафьев, рассматривая проблемы музыкально — художественного развития учащихся, заметил, что дети с удовольствием и выразительно исполняют музыку, однако, к сочинению или хотя бы посильному ее творческому видоизменению так и не приходят. Несмотря на то, что со времени, когда Б. В. Асафьев пришел к этому заключению, прошло более восьмидесяти лет, ситуация почти не изменилась. До сих пор исполнение музыки остается основным, а иногда и единственным способом творческой деятельности школьников. Это — явное ограничение их музыкальных возможностей и творческого потенциала личности. Таким образом, проблема импровизации и сочинения музыки не только остается, но и становится вследствие своей нереализованное&trade-: в современной школе еще более актуальной.

Поиски решения проблемы творческого развития учащихся в процессе инструментального музицирования заставили обратиться к концепции «элементарного музыкального воспитания» К. Орфа. Создавая свою систему «Шульверк», К. Орф заботился не только о музыкальном воспитании как таковом, но ставил вопрос значительно шире — о воспитании творческой личности. Он сделал акцент на развитии воображения, независимости мышления, умении изобретать и находить новые неожиданные пути решения проблем. Заметим, что в отечественной педагогике такой концепции до сих пор фактически нет, несмотря на то, что некоторые пути творческого развития школьников в процессе инструментального музицирования были намечены в программе по музыке Д. Б. Кабалевского. В настоящее время потребность в разработке этой проблематики очевидна.

Следует отметить также, что современные учебники по музыке содержат значительное число заданий по музицированию, но разработанной структуры, технологии и методов ^ деятельности учителя и учащихся в них нет.

Анализ специальной литературы свидетельствует о противоречии между острой актуальностью и необходимостью творческого, развития младших школьников в процессе инструментального музицирования и недостаточной его теоретической и методической разработкой с точки зрения содержания, структуры, технологии и методов. Эта проблема обусловила тему исследования: «Имитация, интерпретация и импровизация как этапы творческого развития младших школьников в процессе инструментального музицирования».

Объект исследования — творческое развитие младших школьников на уроках музыки.

Предмет исследования — имитация, интерпретация и импровизация как последовательные этапы творческого развития учащихся в процессе инструментальной деятельности на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Цель исследования — теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность творческого развития младших школьников в процессе освоения имитации, интерпретации и импровизации как этапов инструментальной деятельности на уроках музыки.

Гипотеза исследования: творческое развитие младших школьников в процессе инструментального музицирования станет более эффективным, если: будет осуществляться в ходе последовательного освоения имитации, интерпретации и импровизации как логически целесообразных этапов творческой деятельностикаждый из этапов будет иметь иерархическую структуру — качественные уровни, освоение которых обеспечит положительный педагогический результатв организации инструментальной деятельности, обеспечивающей динамику творческого развития учащихся на уроках музыки, будут задействованы специальные методы.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезойисследования в нем ставятся следующие задачи:

1. Теоретически обосновать и даты научную интерпретацию этапов творческого развития младших школьников в процессе инструментального музицирования.

2. Дифференцировать качественные уровни имитации, интерпретации и импровизации и разработать педагогически целесообразные методы, обеспечивающие поэтапное творческое развитие учащихся.

3. Провести опытно-экспериментальную апробацию разработанных теоретических положений и сформулировать соответствующие методические рекомендации для учителей музыки.

Методологическую основу исследования составили принципы творческой и деятельностной природы личностимузыкальности как универсального генетического свойства человеческой природыценностный и личностно-ориентированный подходы, концепции корифеев отечественной музыкальной педагогики Б. JL Яворского, Б. В. Асафьева, Д. Б. Кабалевскогоконцепция психологии детского творчества Л. С. Выготскоготеория элементарного музицирования К. Орфаконцепция развивающего музыкального обучения JI. В. Школяртеория исполнительской деятельности Г. М. Цыпинатеории детского инструментального музицирования JI.A. Баренбойма, А. А. Пиличяускаса, И. Г Лаптева, Н. А. Ветлугиной Н.М.

Гольденберга, Д. В. Зариня и др.

Методы исследования: анализ философско-эстетической, психолого-педагогической и музыковедческой литературы по теме исследованияобобщение передового отечественного и зарубежного музыкально-педагогического опыта организации инструментальной деятельности учащихся на уроках музыки, собственного педагогического опытаанализ результатов инструментально-творческой деятельности учащихсянаблюдение и самонаблюдениеанкетированиеразработка комплексов специальных творческих заданийопытно-экспериментальная работа и статистическая обработка ее результатов.

Научная новизна исследования заключается в следующем.

Обоснована и апробирована логически целесообразная структура творческой деятельности младших школьников в процессе.

— I. инструментального музицированияконкретизированы основные этапы творческого развития’учащихся: имитация, интерпретация и импровизация.

Выявлены качественные характеристики каждого из этапов и ¦ дифференцированы уровни творческого освоения учащимися инструментальной деятельности. Так, имитация может быть механической и:, мотивированнойинтерпретация — инструментальной и художественной, а импровизация — спонтанной и творческой. Последовательное освоение этих уровней на каждом из этапов инструментально-творческой деятельности обеспечивает эффективность педагогического процесса, его положительный результат.

Разработаны методы, обеспечивающие творческое развитие учащихся в процессе инструментального музицирования: выбор сферы активности, поэтапное освоение инструментально-творческой деятельности, прогрессирующее усложнение творческих заданий, инструментально-ритмическое интонирование. Их применение обеспечивает непринужденное и заинтересованное вхождение детей в творчество, освоение его основных этапов, качественных уровней и в итоге — творческое развитие личности.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем.

Уточнено понятие «инструментально-творческая деятельность» применительно к общеобразовательной школе, дана его педагогическая интерпретация и разработано определение. Это — продуктивное инструментальное музицирование младших школьников в процессе имитации, интерпретации и импровизации, обеспечивающее творческое развитие учащихся.

Определена структура и дана содержательная характеристика качественных уровней на каждом из этапов творческого развития младших школьников, последовательное освоение которых является обязательным условием педагогической эффективности и целостности образовательного процесса.

Разработана методика и создана технология творческого развития младших школьников, основанная на применении учителем музыки алгоритма и специальных методов деятельности, обеспечивающих поэтапное и последовательное творческое развитие личности каждого ребенка.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем разработан и апробирован педагогический инструментарий, а также методика, применение которой обеспечивает устойчивый положительный результат. Предложенная структура творческой деятельности учащихся может быть применена, наряду с общеобразовательными, в музыкальных школах, лицеях, гимназиях, других учреждениях основного и дополнительного музыкального образования.

Результаты исследования могут обогатить содержание курсов теории и методики музыкального образования в высших педагогических учебных заведениях, а также курсов методики музыкального воспитания в средних специальных образовательных учреждениях. Материалы исследования актуальны в системе переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для общеобразовательных учреждений.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена: его методологической базойподробным анализом имеющихся теоретических источниковсистемой методов, адекватных целям, задачам, объекту и предмету исследованияопытом многолетней профессиональной-деятельности автора в качестве школьного учителя музыки, преподавателя кафедры истории и теории музыки и музыкального образования МИТУ, руководителя педагогической практики, студентов. Полученные результаты подтверждены длительностью педагогического эксперимента, сочетанием количественного и качественного анализа его результатов.

Этапы исследования. Исследование проводилось в течение 10 лет и включало три этапа.

На первом этапе (1998 — 2002) изучена научная литература по философии, эстетикемузыковедению, психологии, педагогике, методике-музыкального образованияразработаны концепция исследования, его понятийный аппарат, исходные теоретические положения.

На втором этапе (2002 — 2006) проведен констатирующий и формирующий эксперимент, уточнены теоретические и методические положения исследования, содержание и методы творческого развития школьников, система творческих заданий.

На третьем этапе (2006 — 2008) осуществлены анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, оформление текста диссертационного исследования.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования осуществлялись на базе СОШ № 282, ДШИ имени М. А. Балакирева, на открытых занятиях и совещаниях методического кабинета ЦАО города Москвы. Основные положения и выводы диссертации были отражены в выступлениях на научно — практических конференциях («Современное музыкальное и художественное образование: опыт, проблемы, перспективы» — Москва, 2006 год- «Современные проблемыи перспективы развития* педагогики искусства и художественного образования в столице» — Москва, 2006 год), а также в публикациях по теме исследования.

Опытно — экспериментальная? база исследования: учащиеся 2-х и 3-х классов ГОУ СОШ №-282 и ДШИ имени М. А. Балакирева города Москвы. Экспериментальным исследованием было охвачено 150 учащихся- 100 студентов МГЛУ, а также 50 педагогов названных, школ и членов,. методического рбъединения^у.чителей музыки^ ЦАОторода Москвы.

Положения, выносимые на<�защиту.>

1. В соответствиис классической отечественной? концепцией детского творчества, утверждающей: приоритет творческого процесса' над результатом, имитацияинтерпретация, и импровизация-, составляют логически целесообразную структуру творческой деятельности младших школьников впроцессе инструментального музицирования. Эта. структура определяется: постепенным усложнением: творческой деятельности школьников, наминающейся с повтора и развивающейся до уровня сочинения музыки во время.исполнения.

2.. Каждый из названных этапов имеет различные качественные характеристики, отражающие уровни творческого осмысления учащимися собственной инструментальной деятельности. Отсюда — имитация может быть механической: немотивированнойинтерпретация — инструментальной и художественной,.а.импровизация — спонтанной штворческой. Освоение этих качественных уровней обеспечивает динамику творческогоразвития младших школьников в" процессе инструментального музицирования:

3. Разработаннаяметодика творческого1 развития^ младших школьников предполагает целенаправленное: применение следующих методов: выбора сферы активности, поэтапного освоения инструментально-творческой деятельности прогрессирующего1 усложнения творческих.. заданий, инструментально-ритмического интонирования. Их состав и последовательность обеспечивают непринужденное. и заинтересованное «вхождение» детейв творчество, освоение: его основных этапов^ качественных уровней и в итоге — творческое развитие, актуальное для (всех сфер жизнедеятельности личности.

4. Предлагаемая система является открытой и предполагает методическое творчество учителя в плане реализации каждого из этапов на уроке музыки. Возможна их более рафинированная дифференциация и варианты применения разработанных методов, включая добавление к ним новых (по выбору учителя). При всей открытости разработанной системы ее структура, технология и уровни творческого развития учащихся остаются неизменными, поскольку определяются логической целесообразностью и практической эффективностью.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Выводы по II главе.

Ход и результаты опытно — экспериментальной работы привели нас к следующим выводам:

1 .Констатирующий этап опытно — экспериментальной работы продемонстрировал возможность учащихся творчески проявить себя на среднем уровне лишь на первом этапе — в процессе имитации. На последующих этапах интерпретации и импровизации учащиеся проявили низкий уровень, что послужило основанием для разработки методики поэтапного творческого развития учащихся.

2. Формирующий эксперимент, проведенный с применением специальных методов (выбора сферы активности, поэтапного освоения инструментально-творческой деятельности, последовательного усложнения творческих заданий, инструментально-ритмического интонирования) и технологии, обеспечил динамику творческого развития учащихся. В результате, на этапе имитации они продемонстрировали высокий уровень, а на последующих этапах — интерпретации — преимущественно высокий, импровизации — средний.

3. Опытно — экспериментальная работа доказала педагогическую эффективность поэтапного творческого развития учащихся в процессе имитации, интерпретации и импровизации. Стали очевидными: повышение степени осознанности замыслаизобретательность и оригинальность в его воплощении с использованием предшествующего музыкального опытареализовалась цепочка составляющих инструментально — творческой деятельности: «слышу — чувствую — представляю — мыслю — действуювоплощаю».

Заключение

.

Проведенное исследование показало обоснованность разработанных теоретических положений, подтвержденных результатами опытно-экспериментальной работы. Цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена. Доказана педагогическая эффективность иерархической структуры творческой деятельности учащихся в процессе инструментального музицирования.

Наиболее общие выводы исследования заключаются в следующем.

1. Имитация, интерпретация и импровизация представляют собой логическую последовательность, отражающую творческое развитие младших школьников в процессе инструментального музицирования. Каждый из этих этапов соподчинен с другими, имеет определенное место и значение в иерархической структуре творческой деятельности ребенка.

2. Названные этапы имеют дифференцированные качественные уровни. Так, имитация может быть механической и мотивированнойинтерпретация — инструментальной и художественной, а импровизация — спонтанной и творческой. Их постепенное и последовательное освоение обеспечивает эффективное творческое развитие учащихся, которые проходят этапы повторения, технического воспроизведения, импульсивного самовыражения и в результате поднимаются до уровня мотивированного сопереживания, сотворчества, а затем и самостоятельной музыкально — творческой деятельности.

3. Динамика творческого развития в процессе имитации, интерпретации и импровизации проявилась у детей в повышении степени осознанности замыслаизобретательности и оригинальности в процессе его воплощения с использованием предшествующего музыкального опытареализации цепочки составляющих инструментально — творческой деятельности: «слышу — чувствую — представляю — мыслюдействую — воплощаю». Это привело учащихся к осознанию личностной значимости, позитивному самоощущению, стимулировало активное, творчески-созидательное отношение к окружающему миру.

4. Эффективное педагогическое руководство творческим развитием младших школьников предполагает применение следующих методов: выбора сферы активности, поэтапного освоения инструментально-творческой деятельности, прогрессирующего усложнения творческих заданий, инструментально-ритмического интонирования. Их использование обусловило положительную мотивацию учащихся и позитивные результаты их практической инструментально-творческой деятельности, которую мы понимаем как продуктивное инструментальное музицирование младших школьников в процессе имитации, интерпретации и импровизации, обеспечивающее творческое развитие учащихся.

5. Опытно-экспериментальная работа доказала продуктивность предложенного логического ряда — структуры, качественных уровней, методов, функций и технологии в процессе освоения имитации, интерпретации и импровизации, которые обеспечивают динамику творческого развития младших школьников в процессе инструментального музицирования.

Цель исследования достигнута, задачи решены. Перспективные направления продолжения данной работы связаны с исследованием вопросов взаимодействия инструментальной и вокально-хоровой деятельности младших школьников на уроках музыкипроблем специальной подготовки учителей музыки к освоению разработанной структуры творческой деятельностиее преемственности, с одной стороны, с дошкольным музыкальным воспитанием, с другой — с музыкальным образованием подростков. Эти и другие проблемы требуют специального рассмотрения для углубления теории творческой деятельности учащихся в различных звеньях образовательной системы с учетом личностного развития школьников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Б. Методологическая подготовка учителя’музыки. — М.: Издательство, 1992. — 112 с.
  2. Э.Б. О начальном этапе музыкального обучения в общеобразовательных школах Японии / Музыкальное воспитание в школе, Вып.9. — М.: Просвещение, 1974. — С. 16−20.
  3. И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации // Начальная школа. 1999. — № 1. — С. 15−19.
  4. Ю.П. Трансцендентальное педагогика. М.:Ч1, 2001.- 86 с.
  5. В.В., НауменкоТ.И. Программа «Интегрированные уроки искусства» 1−4 классы. М.: Просвещение, 1995.- 48 с.
  6. Алиев Ю .Б .Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). — Воронеж.: Академия, 1988. 44 с.
  7. Ю.Б., Белобородова В.К.и др. Программа «Музыка» 1−8 класс.-М.: Просвещение, 1993.- 90 с.
  8. JI. Концепция музыкального движения как метода музыкально -эстетического восприятия./ Школа самоопределения. Шаг второй. Сб. под ред. Н. Тубельского. — М.: Политекст, 1994. 320 с.
  9. Ш. А.Размышление о гуманной педагогике. М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили, 1995. — 496 с.
  10. Ш. А. Гуманно личностный подход к детям. — М.: Академия педагогических и социальных наук, 1998.-220 с.
  11. Антология гуманной педагогики. Выготский / Сост. и авт. вступит, ст. А. А. Леонтьев. -М.: Просвещение, 1996.- 314 с.
  12. О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1983.-224 с.
  13. О.А. Музыка в воспитании творческой личности// Музыкальное воспитание в школе.- М.: Просвещение, 1975-Вып. 10.- С. 4 -9.
  14. М. Сознательное и безсознательное в творческом процессе композитора (к постановке проблемы)/ Вопросы музыкального стиля. JL: Музыка, 1978.- С. 140 — 156.
  15. Л. Первая встреча с музыкой. Из опыта работы педагога — пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Сов. композитор, 1992.- 387 с.
  16. В. Оркестр в работе с детьми. Л.: Тритон, 1934.-302 с.
  17. . Речевая интонация. JI.: Музыка, 1965.- 286 с.
  18. . В. Музыкальная форма как процесс. JL: Музыка, 1971.- 376 с.
  19. .В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Д.: Музыка, 1973. — 151 с.
  20. Р. Человеческая память и процессы обучения. Пер. с англ./ общ. редакция Ю. М. Забродина, Б. Ф. Ломова. М.: Прогресс, 1980. -528с.
  21. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. М.: Просвещение, 1990.- 192 с.
  22. Э. О. О системе и методах обучения музыке в средних классах общеобразовательных школ/ Музыкальное воспитание в СССР, вып. 1. -М.: Сов. Композитор, 1978. С. 235 — 301.
  23. М.Н. О развитии творческих способностей ученика. М.: Просвещение, 1961.- 220 с.
  24. JI. Об основных тенденциях музыкальной педагогики XX века // Советская музыка. 1971. № 8. — С. 235 — 301.
  25. Баренбойм JL Карл Орф и институт Орфа // Сов. Музыка.- 1969. № 5.- С.6
  26. Н., Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке. М.: Линка — Пресс, 1997.- 120 с.
  27. Бестужев — Лада И. Л. Реформа школы: почему нужна и почему не идет? // Вестник высшей школы. 1998. — № 1,2.- С. 12 — 16.
  28. Т. Л. Исполнительское творчество в художественном воспитании детей// Известия АПН РСФСР. 1947.- № 11. — С. 91 — 97.
  29. А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. М.- Наука, 1966.- 216 с.
  30. В.М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства. М., 1916.
  31. В. Школа диалога культур. Частная школа // 1994. — № 1.- С. 40 -46.
  32. С.Н. Импровизационность в музыке и ее стилевые типы. М.: Музыка, 1980.- 238 с.
  33. П. П. Психология младщего школьника. М.: Издательство «Иститут практической психологии.- Воронеж: НПО „МОДЕК“, 1999. — 574 с.
  34. Е.А. История музыкально — эстетического воспитания школьников. -М.: МГЗПИ, 1989.- 82 с.
  35. Л.И. Избранные психологические труды. М.- АПН РСФСР, 1961.- 465 с.
  36. Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 1998. — 1536 с.
  37. С.М. О шумовых оркестрах в школе// Искусство в школе. — 1928. -№ 6.- С. 12 16.
  38. Боно де Э. Рождение новой идеи. О нешаблонном мышлении. М.:1. Прогресс, 1976.- 245 с.
  39. А.А. Коллективное инструментальное музицирование на уроках музыки в младших классах общеобразовательной школы.- Калуга.: Мысль, 1987.-294 с.
  40. JI. Психология музыкальной деятельности. М.: Институт психологии РАН, 1997.- 293 с.
  41. Н.Я. Детское музыкальное творчество // Искусство в школе.- М.: 1929.-С. 14−16.
  42. С.П. Детский оркестр. — М.: Просвещение, 1983.- 261 с.
  43. П. Ступеньки в музыку. JL: Сов. Композитор, 1980.- 114 с.
  44. П. Возвышенное и земное. М.: Музыка, 1992.- 126 с.
  45. Т.Е. Пусть музыка звучит!- М: Просвещение., 1990.- 92 с.
  46. Н.А. Детский оркестр. М.: Просвещение, 1976.- 164 с.
  47. Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М. Просвещение, 1968.88 с.
  48. Возрастная и педагогическая психология / Под редакцией проф. А. В. Петровского М.: Просвещение, 1973. — 288с.
  49. Р. Зрительное восприятие глубины // Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия по психологии. — М.: Изд-во: ЧеРо, 2002. — 632 е., с.343−382.
  50. Выготский JLC. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967.- 93 с.
  51. Выготский J1. С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1983. — Т. 3. — 328 е.,
  52. Л. С, Психология. М.: ЭКСМО — Пресс, 2000. — 1008 с.
  53. Л. С. Психология искусства / Предисл. А.Н. Леонтьева- Коммент. Л. С. Выготского, В.В. Иванова- Общ. ред. В. В. Иванова. 3-е изд.- М.: Искусство, 1986. — 573 с.
  54. В. Формирование человека посредством музыки. — М.: Парсифаль, пер. с нем., 1998.- 280 с.
  55. Гадамер Х.-Г. Текст, и интерпретация / Пер- с нем. Е. М. Ананьевой //
  56. Герменевтика и деконструкция. СПб.: Детство — Пресс, 1999.- С. 202:
  57. Гаймси де Гайнза В. Значение импровизации в современной методологии.
  58. Гагай, В. В. Роль — воображения в творческом мышлении, младших школьников. // Наукаш школа-. 2002. — № 1. — С.32- 36.
  59. Г. В. Эстетика: в 4 т. М., 1968.
  60. Гуревич JI- Продолжая’традиции. О музыкальном воспитании в Германии. / Музыкальное образование: уроки истории. Сб. Научных трудов. — М.1991.-С. Ill-129. V: :
  61. Г. Как приходят новые идеи// Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления.- М-: Просвещение, 1981.-415 с.
  62. П. Формирование умственных действий/Хрестоматия по общей психологии. М.': Издательство Московского университета, 1981 .-С.78 — 87.
  63. Н.М. Яворский- и1 музыкальное воспитание детей// Б. Яворский- Воспоминания- статьи и письма. М., 1964.- Т.1. — С. 283 — 290.
  64. А.Л., Личность, творчество, регуляция состояний. — М: Магистр, 1998.-433с. ¦70-Давь1дов В. В- Виды обобщения в обучении: Логико -психологические проблемы построения учебных предметов.- М.: Просвещение, 1972.- 325
  65. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Просвещение, 1986.-420 с.
  66. В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанная на содержательном обобщении. -Учебно-методическое издание. Томск.: Академия развития, 1992. Вып.4.-224 с.
  67. JI. Игра, эмоции, музыка. .(О воспитании творческой личности в дошкольном возрасте) // Общество и дети. 1996. — № 6. — с.4−5
  68. Л.Г. Творческое развитие школьников на уроке музыки // Музыкальное воспитание в школе, 1989. Вып. 15.- С. 12 — 16.
  69. Л.Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2000. — 240 с.
  70. А.А. История полифонии. В 7 — ми вып. Вып 1. Многоголосие средневековья. X XIV Века. М.: Музыка, 1983. — 454 с.
  71. В.И. Развитие педагогического творчества учителей.- М.: Знание, 1986.- 40 с.
  72. В.И. Педагогическое творчество учителя.- М.: Педагогика, 1981.- 159с.
  73. В.И. Теория обучения: современная интерпретация. М.: Академия, 2001.- 192 с.
  74. Л.В. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968.- 372 с.
  75. Идеи эстетического воспитания. В 2-х тт. Т. 1. М.: Искусство, 1973. -С 182.
  76. Э.В. Школа должна учить мыслить. М.: Издательство Московского психолого — социального института- Воронеж.: МОДЭК, 2002, — 112с.
  77. В.Н. Рождение урока. -М.: Педагогика, 1986.- 188 с.
  78. Имитационные обучающие системы с многовариантной структурой / НИИ проблем высш. шк. М.: НИИВШ, 1990. — С. 44−49.
  79. Имитационное поведение в раннем онтогенезе: опыт исследования / М. В. Соболева / Вопр. Психологии. 1995. — с. 108 — 115.
  80. Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1984.192 с.
  81. Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. М.: Педагогика, 1973.- 190 с.
  82. М.С. Системный подход и гуманитарное знание. -Избр.ст. -Л.:Нева, 1991.-224 с.
  83. М.С. Эстетическое и художественное воспитание в развитом социалистическом обществе. М.: Политиздат, 1974.- 328 с.
  84. Л.М. Музыкальное искусство и творчество слушателя. М.: Высш. шк., 1990. — С. 203.
  85. Г. П. Импровизация и обучение игре на фортепиано. Сб. 1−2.-Мн., 1977.-86 с.
  86. Кан Калик В. А., Никандров И. Д. Педагогическое творчество. — М.: Педагогика, 1944. — 149с.
  87. Е.В. Исследование художественных интересов школьников. -М.: Педагогика, 1974. 160 с.
  88. Н.И. Цели, задачи и принципы эстетического воспитания: теория и практика. М.: Междунар. Пед. академия, 1990.- 266 с.
  89. М. Инновации в обучении. Метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. — Рига: Эксперимент, 1997.- 184 с.
  90. В. Импровизация как форма музыкальной деятельности: Авт. дис.. .канд. искусствоведения. Ростов — на Дону, 1995.- 21 с.
  91. Г. С. О взаимоотношении воспитания и развития ребенка. — М.: Советская педагогика, 1956. № 12.- С. 40 — 52 .
  92. Ю. Импровизация путь к музыке для всех/ Музыкальное воспитание в СССР, вып. 2. — М.: Сов. Композитор, 1985. — С. 252 — 269.
  93. А.Н. Индивидуальные технологические особенности младших школьников на основе дифференцированного обучения. М.: Просвещение, 1968.- 320 с.
  94. Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. — М.: Просвещение, 1990.- 154 с.
  95. Н. П. Интерпретация музыки. JL: Нева. 1979.- 246 с.
  96. И.В., Алев В. В. Программа „Духовная музыка: Россия и Запад“ (1—4 кл.).- М.: Просвещение, 2003.- 45 с.
  97. В. Метод „музыкальных зеркал“ (двигательные аналоги музыкального восприятия) / Искусство в школе. 1999. — № 4,5.- С. 12 — 14, 6−9.
  98. М.С. Восприятие музыкального образа школьниками. -. М.: Просвещение, 1981.-88 с.
  99. .Д. Творческая импровизация детей на уроке музыки// Начальная школа. 1974. — № 7.- С. 44 — 51.
  100. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976.- 302 с.
  101. .В. Энциклопедия традиционных форм воспитательной работы // Школьные технологии. 2001. — N 4. — С. 83−93.
  102. .В. Классификация форм воспитательной работы // Воспитание школьников. 2002. -№№ 4, 5. — С. 19−26., С.21−29.
  103. .В. Мифы современного воспитания в зеркале народных традиций // На стороне подростка. 2002. — № 3. — С. 28−31.
  104. А.Т. О системном подходе в теории и воспитании. М., 1974. -4.1. -С. 223 — 225.
  105. И.Г. Использование звуковысотных инструментов на уроках музыки// Начальная школа. 1980.-№ 8.-С. 12−16.
  106. И.Г. Оркестр в начальной школе. М.: ВЛАДОС, 2001.- 176 с.
  107. Леонтьев А. Н и Лурия А. Р. Предисловие к книге Л. С. Выготского „Избранные психологические исследования“. М.: Изд — во АПН РСФСР, 1956, стр. 33.
  108. А.Н. Педагогика здравого смысла. Школа 2000. — М.: ИНПРО — РЕС, 1997. — С. 9 — 23.
  109. О.Т. Карл Орф. М.: Музыка, 1984. — 334 с.
  110. О.Т. „Экспериментальная“ музыка в основеэкспериментальной» педагогики / Сов. Музыка, 1978.- № 12.- С. 6 — 10.73 .Люблинская А. А. Учителю о воспитании младшего школьника. М.: Сов. Музыка. — 1977. — 288 с.
  111. Д.С. Очерки по философии художественного творчества. -СПб.: Рус.-Балт. информ. Центр БЛИЦ, 1999. 191с.
  112. .Т. Воспитательные аспекты обучения. М.: Просвещение, 1982.- 190 с.
  113. Лук А. Н. Психология творчества. М.Сов.: Композитор, 1978.- 225 с.
  114. С.М. Психология музыкальной импровизации. М.: Музыка, 1991.- 88 с.
  115. С.М. Раннее обучение гармонии путь к детскому творчеству/ Музыкальное образование в СССР, вып. 2. — М.: Сов. Композитор, 1985.-С. 179−237.
  116. С.М. Учить искусству импровизации// Сов. Музыка. 1973. -№ 10.- С. 62−64.
  117. К., Энгельс Ф. Собр. соч.- 2-е изд. Т. 20. — С. 545
  118. А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999а.- 265 с.
  119. В. Интонационная форма музыки. М.: Музыка, 1993.262 с.
  120. Мелик-Пашаев А. А. Для чего и как преподавать предметы художественного цикла. — Проблемы преподавания художественных дисциплин в школе. М.: Просвещение, 1990.- 178 с.
  121. Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие (И.В. Кузьмина и др.). Л.: Изд — во Ленингр. ун — та, 1980. — 192 с.
  122. Музыка. 1−8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / Под руководством Д. Б. Кабалевского. 3-е изд. — М.: Просвещение. -2006.- 224 с.
  123. Музыка. 1−4 кл., 5 8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. — 2-е изд. стереотип. — М.: Дрофа, 2004. — 90 с.
  124. Музыка: Энциклопедия / Под ред. Г. В. Келдыш.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.- 672 с.
  125. Музыкальное воспитание в школе. Сборник статей. Авт. Предисловия и сост. О. Апраксина, вып. № 6. М.: Музыка, 1970. — 134 с.
  126. Музыкальные игрушки инструменты в начальной школе / Сост. Р. С. Амлинская. — Киев.: Музыкальная Украина, 1973.-138 с.
  127. Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 2- М., «Советская Энциклопедия», 1974.- 672 с.
  128. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 4-е изд., стереотип. М.: Изд. центр «Академия», 1999. — 456 с.
  129. В.Н. Способности и потребности: Ученые записки ЛГУ, Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1969, № 287 (серия филос. наук). -Вып.4.- 368 с.
  130. Е.В. О музыкальном темпе. М.: Музыка, 1965.- 269 с.
  131. Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Просвещение, 1972.- 431 с.
  132. Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. Изд. 3-е. М.: Музыка, 1967. — 285 с.
  133. С. Л. Воспитание и бучение детей раннего возраста. — М.: Просвещение, 1986. 176 с.
  134. Н. Виртуальный человек. Очерки по виртуальной психологии детства. — М.: Магистр, 1997.- 138 с.
  135. Обухова Л. Ф. Формы и функции подражания в детском возрасте.- М.: МГУ, 1994.- 247 с.
  136. Г. Древо познания. СПб.: Музыка, 1992.- 245 с.
  137. М. Секретный мир детей в пространстве взрослых. — СПб.: Питер, 1999.- 92 с.
  138. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е. С. Рапацевич -Мн.: «Соврем. Слово», 2005. 720 с.
  139. И. К вопросу о развитии творческих способностей младших школьников //Вопросы музыкальной педагогики, 1986. — Вып.7.- С. 6 10.
  140. В.И. Музыкальная психология. М.: ВЛАДОС, 1994.- 384.
  141. . Схемы действия и усвоения языка // Семиотика. — М., 1983. — с. 133−136.
  142. А. Познание музыки как воспитательная проблема. Пособие для учителя. М.: МИРОС, 1992.- 40 с.
  143. И.Г. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1963.- 236 с.
  144. В.И. Музыкальная психология. М.: Просвещение, 1994.340 с.
  145. Л. Эстетическая культура и воспитание человека. М.: Аквариум, 1991.- 220 с.
  146. Я. А. Фазы творческого процесса // Исследование проблем психологии творчества. М.: ЧеРО, 1986, — 88 с.
  147. Я.А. Психология творения. — Воронеж: Институт практической психологии: МОДЭК, 1999. 475с.
  148. Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия по психологии. — М.: ЧеРо, 2002.-632 с.
  149. В.А. Управление педагогическим процессом в современной школе. -М.: ВЛАДОС, 1986. 16 с.
  150. В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: Сов. композитор, 1994.- 240 с.
  151. Развитие творческих способностей школьников / Под ред. А. Матюшкина. -М.: Педагогика, 1991.- 240 с.
  152. Л.А. Подготовка учителя музыки к формированию художественной культуры школьников. М.: Аквариум, 1992.- 294 с.
  153. С.Х. Эстетика общения // Эстетическая культура и эстетическое воспитание. М.: Музыка, 1983. — 303с.
  154. А.З. Формирование творческого мышления школьников в процессе учебной деятельности. Уфа.: Издательство Башкирского педагогического университета, 1998.- 167 с.
  155. П. Время и рассказ. СПб.: Нева, 1999.- 187 с.
  156. П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М.: Просвещение, 1995.- 185 с.
  157. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.:1. Прогресс, 1998.-206 с.
  158. С.Л. Основы общей психологии СПб.: Питер. Ком, 1999. — 720 с.
  159. .М. О психологии импровизации. Л.: Нева, 1980.- 234 с.
  160. Э. Музицирование как форма эстетического развития детей: Дисс. .канд.Пед.наук.-М., 1991.
  161. Л. А. Диалектика стереотипного и импровизационного в творческой деятельности: Авт. цис. на соиск.уч. степени канд. фил. наук. — Свердловск, 1988.- 19с.
  162. Э.С. Творческое музицирование — основная тенденция музыкального воспитания XX века // Музыкальное воспитание в современном мире. -М., 1973.- С. 314 318.
  163. . Ю.А. Воспитание воображения школьника. Л.: Нева, 1947.192 с.
  164. Ю.А. Очерки психологии ума: Особенности умственной деятельности школьников. М.: Просвещение, 1962.- 174 с.
  165. Л.С. Особенности развития музыкального восприятия. -Тбилиси.: Учитель, 1987.- 341 с.
  166. М. Искусство импровизации. М.: Музыка, 1982, — 77 с.
  167. М. Менестрели. Очерки музыкальной культуры Западного Средневековья. -М.: Пресс, 1996, — 357 с.
  168. В.В. Парадоксы художественного мышления как методологическая проблема. Вопросы методологии и социологии искусства. — Л: Музыка, 1988.- 420 с.
  169. Ю.В. Учебный процесс: сотворчество педагогов и учащихся// Педагогика. 1997, 1997, № 3. — 40 — 45с.
  170. Г. П. Программа и методические материалы по предмету «Музыка» для 1−4 кл.- М.: Просвещение, 1996.- 48 с.
  171. Система музыкального воспитания Карла Орфа, Л: Нева., 1970.- 276 с.
  172. М.Н. О повышении эффективности урока.- М.: Педагогика, 1986.-264 с.
  173. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Просвещение, 1984.-232 с.
  174. С.С. Теория имитации полифонии. К.: Музыка, 1983.- 286 с.
  175. В.И. Периодизация развития как основа проектирования образовательного пространства.-М1.: ВЛАДОС, 1995.-304 с.
  176. В.И., Цукерман Г. А. I енезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте // Вопр. психол. 1990. № 3. — С. 14—18.
  177. ВШ., Исмев.Е.И- Психолог^человека. М. Просвещение, 1995. — 230 с.1:88. Соболева М. В. Имитационное поведение: в.: раннем^ онтогенезе: опыт исследования// «Школа пресс», «Вопросы психологии"// М. -1995. .'-№ 4.. с. 108−112. ' .
  178. М. Музыка вокруг нас. М.: Музыка, 1996!- 168 с.
  179. СоловейчикС. Jli Вечнаярадость. -Ml: Музыка- 1986.- 188 с.
  180. А.II. Логическая структура учебного материала. Вопросы дидактического: анализа.- М: Педагогика, 1974.- 194 с. 192.. Стоковский Л. Музыкадля всех нас. М: Музыка, 1963--242 с:
  181. Е.В. Ребёнок открывает мир. 2-е изд: СПб.: Изд-во ¦¦ «Питер"^ 2005. — 334 с.
  182. В. О начальном этапе развития чувства ритма// Музыкальное воспитание в школе, 1970. Вып. 6.- С. 12 — 16.
  183. Н.В., Подуровский В. М. Психологическая коррекция музыкально педагогической деятельности.- М.: Педагогика, 2001 .-194 с.
  184. В.А. Избр.пед. соч. в 3-х тт.- М., 1979 325 с.
  185. Г. С. Музыкальное восприятие щкольников: Спутник учителя музыки.- М.:Педагогика--Пресс, 1993.- 186 с. .
  186. К. В. Онтогенез музыкальных способностей: М.: Педагогика -Пресс, 1995,-324 с.
  187. Теория и методика музыкального образования детей: Научно -методическое пособие / JI.B. Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская, В. О- Усачева^ В. А. Школяр.- 2-е изд. М-.: Академия- 2004'. -336 с. '
  188. .М. Избр.тр. в 2-х тт.- М.: Наука, 1985.-528 с.
  189. .М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия АН РСФСР, 1947. № 11. — С. 16.
  190. .М. Психология музыкальных способностей. М.:Наука, -1947.-377 с.
  191. Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия* различных видов искусств. М.: Прогресс, 1990.- 184 с.
  192. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. — Тбилиси.: Музыка, 1961.- 412 с.
  193. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1986. — 590 с.
  194. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. — 2-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989.-815 с.
  195. Фрейд 3. Детский психоанализ. Спб.: Питер, 2004. — 497 е.
  196. И.Д., Эльконин Б. Д. Образовательное пространство как пространство развития: Вопросы психологии. 1993, № 1−42 с.
  197. М. Бытие и время. М.: Просвещение, 1997.- 249 с.
  198. В.Н. Импровизация. импровизация? Импровизация! — М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. 228 с.
  199. В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика.- М.: Просвещение, 1992.- 436 с.
  200. В.Н. О методике целостного анализа музыкального произведения. — Проблемы музыкального мышления и восприятия.-Ташкент.: Академия, 1972.- 480 с.
  201. Г. А., Мастеров Б. М. Музыка, и слушатель Опыт социологического исследования. М.: Музыка, 1972, — 208 с.
  202. Г. М. Музыкальное исполнительское искусство. Теория и практика. — СПб.: Музыка, 2001.- 345 с.
  203. Г. М. «Развитие учащегося в процессе обучения игре нафортепиано» Мин. Просвещения РСФСР. МГПУ им. Ленина. Учебное пособие. М.:Просвегцение, 1975.- 360 с.
  204. Г. М. Формирование музыкально — ритмического чувства у юного пианиста // Музыкальное воспитание в школе, 1974. Вып.9.- С. 4 — 10.
  205. Л .В. Оркестр детских музыкальных инструментов/ТМузыкальное воспитание в школе, 1970. Вып. 6.- С. 14 -19.
  206. В.Н. Музыка в школе и учитель// Искусство в школе, 1928.
  207. В.А. Обновление содержания музыкального образования с технологических позиций: Опыт исследования проблемы. -М.- Флинта, 1999.-88с.
  208. Л.В. Музыка и духовный мир школьника. Проблемы преподавания художественных дисциплин в школе. — М.: Флинта, 1999.88 с.
  209. Ф. Герменевтика. СПб.: Питер, 2004.- 269 с.
  210. Г. Г. Герменевтика и ее проблемы // Контекст. М.: ВЛАДОС, 1990.-С.241−265.
  211. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Аквариум, 1988.- 272 с.
  212. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. Для учителя. М.: ВЛАДОС, 1886.-278 с.
  213. Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. — М.: Педагогика Пресс, 1995.- 330 с.
  214. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа/ Под. ред. Л. А. Баренбойма. -М.: Сов. Композитор, 1978.
  215. Д.Б. Психология игры. 2-е изд. — М.: Владос, 1999.- 360 с.
  216. .П. три вида художественного воображения: три типа художественного творчества// Культура. Искусство. Образование: Проблемы, перспективы развития Материалы международной научнойконференции, ч.2. Смоленск, 1999.- С. 24 — 30.
  217. .П. Эстетическое развитие как интегральный фактор духовного развития личности: Комплексное полихудожественное развитие школьников. Вып.З. — М.: Просвещение, 1994. — 370 с.
  218. .Л. Избр. соч. в 2-х тт. М.: Просвещение, 1987. Т. 11.- 740 с.
  219. П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М.: Просвещение, 1974.- 75 с.
  220. Пршожение№ 1 Таблица исходного уровня творческих способностей — i
  221. Ф.И. Имитация Интерпретация Импровизация? п/п ребенка
  222. Абдуллова Элина 3 3 3-:. .
  223. Акишина Вика 1 • 1 1 '•¦¦'.'3 Алехина Вера: 1 1 14 Андреева Катя 2 2 15 Анищепко Маша 3 ' 3 3 ' ¦
  224. Базюта. Ангелина '1: ¦ 1. 1
  225. Барыкин Гоша 1- ¦ 1 1 •¦¦¦•¦.¦8 Бойко Аня 2 2 ¦ 19 Борисов Владик Г 1 110 Босый Ваня 2. 1 г, 11 Булавкина Катя 2. 2. 1
  226. Васильева Соняг 3 3. ¦-.'¦: 313 Гончарова Катя 3 .: 314 Горюхина Аня г ¦¦• 1 1 '
  227. ИгнатоваКсюша 3 3 з>. ' .27: Клюки на Оля. 1 1 1 28: Кляшторина Лена 1 .1 г. «.: ••29 Кляшторина Катя, 3 зг-.
  228. Козлов Саша 2 2 1: '. — ¦-••"•31 Комиссарова Галя 2: 2 132 Королев Миша 2 2 1 -33 Коротин Матвей 1 1 1
  229. Кравцова Полина 1 1 1. ¦¦'¦"¦.¦.
  230. Анисифорова Наташа 3 з: 365 Братюк Павел 3 3 •3-.66 Богатырев Ринат 3 3 367 Баева Катя 3 3 368 Булатов Павел 3 3 369 Бочаров Саша- У 3 370 ¦ Богданов Генрих У 3 3. .
  231. Владимиров илья У. 3. 3i
  232. Васильева Соня — 3 ¦¦ 3 3 V
  233. Знаешь ли ты какие-нибудь музыкальные инструменты? Если да, то назови их.- да, знаю (и могу назвать): — знаю, но не могу назвать- нет
  234. Хотел бы ты сам играть на каком либо музыкальном инструменте? Если да, то на каком?- да, хотел бы играть на- хотел бы играть, но не знаю, на каком- нет
  235. Нравится ли тебе играть на музыкальных инструментах на уроке музыки?- да, особенно на- не очень (у меня не всегда получается) -нет
  236. Хотел бы ты научиться играть еще лучше?-да- не очень- нет
  237. Любишь ли ты сочинять: сказки, истории, игры?-да- не знаю (не очень) — нет
  238. Хотел бы ты попробовать сочинять музыку? -да- не знаю (боюсь не получится) — нет
  239. Анкета для учителей общеобразовательных школ и студентовпедагогических вузов1. Уважаемые коллеги!
  240. Мы предлагаем Вам заполнить анкету, которая поможет изучить мнение учителей музыки относительно использования интерпретации, импровизации и имитации на уроках.
  241. В чем заключается разница между импровизацией интерпретацией, и имитацией?
  242. В какой последовательности их лучше использовать на уроках музыки?
  243. Что может дать использование этой триады: а) учителюб) ученикам1. Спасибо!
Заполнить форму текущей работой