Имитация, интерпретация и импровизация как этапы творческого развития младших школьников в процессе инструментального музицирования
Диссертация
Методологическую основу исследования составили принципы творческой и деятельностной природы личностимузыкальности как универсального генетического свойства человеческой природыценностный и личностно-ориентированный подходы, концепции корифеев отечественной музыкальной педагогики Б. JL Яворского, Б. В. Асафьева, Д. Б. Кабалевскогоконцепция психологии детского творчества Л. С. Выготскоготеория… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Сущность и содержание имитации, интерпретации и импровизации в процессе инструментального музицирования младших школьников
- 1. 1. Инструментальное музицирование как процесс реализации психофизиологических особенностей младшего школьника
- 1. 2. Специфика имитации, её педагогическое содержание функции
- 1. 3. Содержательная характеристика интерпретации как формы сотворческой деятельности учащихся
- 1. 4. Сущность и содержание импровизации в процессе творческой инструментальной деятельности школьников
- Глава II. Опытно — экспериментальная работа по творческому развитию младших школьников в процессе имитации, интерпретации и импровизации
- II. 1. Педагогический потенциал инструментального музицирования в развитии личности младшего школьника
- 11. 2. Исследование исходного уровня творческого развития младших школьников (констатирующий эксперимент)
- 11. 3. Содержание и методы поэтапного творческого развития учащихся в процессе инструментального музицирования (формирующий эксперимент)
- 11. 4. Результаты опытно — экспериментальной работы: анализ динамики творческого развития младших школьников в процессе освоения имитации, интерпретации и импровизации (контрольный эксперимент)
Список литературы
- Абдуллин Э.Б. Методологическая подготовка учителя’музыки. — М.: Издательство, 1992. — 112 с.
- Абдуллин Э.Б. О начальном этапе музыкального обучения в общеобразовательных школах Японии / Музыкальное воспитание в школе, Вып.9. — М.: Просвещение, 1974. — С. 16−20.
- Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации // Начальная школа. 1999. — № 1. — С. 15−19.
- Азаров Ю.П. Трансцендентальное педагогика. М.:Ч1, 2001.- 86 с.
- Алеев В.В., НауменкоТ.И. Программа «Интегрированные уроки искусства» 1−4 классы. М.: Просвещение, 1995.- 48 с.
- Алиев Ю .Б .Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). — Воронеж.: Академия, 1988. 44 с.
- Алиев Ю.Б., Белобородова В.К.и др. Программа «Музыка» 1−8 класс.-М.: Просвещение, 1993.- 90 с.
- Амирова JI. Концепция музыкального движения как метода музыкально -эстетического восприятия./ Школа самоопределения. Шаг второй. Сб. под ред. Н. Тубельского. — М.: Политекст, 1994. 320 с.
- Амонашвили Ш. А.Размышление о гуманной педагогике. М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили, 1995. — 496 с.
- Амонашвили Ш. А. Гуманно личностный подход к детям. — М.: Академия педагогических и социальных наук, 1998.-220 с.
- Антология гуманной педагогики. Выготский / Сост. и авт. вступит, ст. А. А. Леонтьев. -М.: Просвещение, 1996.- 314 с.
- Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1983.-224 с.
- Апраксина О.А. Музыка в воспитании творческой личности// Музыкальное воспитание в школе.- М.: Просвещение, 1975-Вып. 10.- С. 4 -9.
- Арановский М. Сознательное и безсознательное в творческом процессе композитора (к постановке проблемы)/ Вопросы музыкального стиля. JL: Музыка, 1978.- С. 140 — 156.
- Артоболевская Л. Первая встреча с музыкой. Из опыта работы педагога — пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Сов. композитор, 1992.- 387 с.
- Арцруни В. Оркестр в работе с детьми. Л.: Тритон, 1934.-302 с.
- Асафьев Б. Речевая интонация. JI.: Музыка, 1965.- 286 с.
- Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. JL: Музыка, 1971.- 376 с.
- Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Д.: Музыка, 1973. — 151 с.
- Аткинсон Р. Человеческая память и процессы обучения. Пер. с англ./ общ. редакция Ю. М. Забродина, Б. Ф. Ломова. М.: Прогресс, 1980. -528с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. М.: Просвещение, 1990.- 192 с.
- Бальчитис Э. О. О системе и методах обучения музыке в средних классах общеобразовательных школ/ Музыкальное воспитание в СССР, вып. 1. -М.: Сов. Композитор, 1978. С. 235 — 301.
- Баринова М.Н. О развитии творческих способностей ученика. М.: Просвещение, 1961.- 220 с.
- Баренбойм JI. Об основных тенденциях музыкальной педагогики XX века // Советская музыка. 1971. № 8. — С. 235 — 301.
- Баренбойм JL Карл Орф и институт Орфа // Сов. Музыка.- 1969. № 5.- С.6
- Басина Н., Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке. М.: Линка — Пресс, 1997.- 120 с.
- Бестужев — Лада И. Л. Реформа школы: почему нужна и почему не идет? // Вестник высшей школы. 1998. — № 1,2.- С. 12 — 16.
- Беркман Т. Л. Исполнительское творчество в художественном воспитании детей// Известия АПН РСФСР. 1947.- № 11. — С. 91 — 97.
- Бернштейн А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. М.- Наука, 1966.- 216 с.
- Бехтерев В.М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства. М., 1916.
- Библер В. Школа диалога культур. Частная школа // 1994. — № 1.- С. 40 -46.
- Бирюков С.Н. Импровизационность в музыке и ее стилевые типы. М.: Музыка, 1980.- 238 с.
- Блонский П. П. Психология младщего школьника. М.: Издательство «Иститут практической психологии.- Воронеж: НПО „МОДЕК“, 1999. — 574 с.
- Бодина Е.А. История музыкально — эстетического воспитания школьников. -М.: МГЗПИ, 1989.- 82 с.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды. М.- АПН РСФСР, 1961.- 465 с.
- Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 1998. — 1536 с.
- Бонди С.М. О шумовых оркестрах в школе// Искусство в школе. — 1928. -№ 6.- С. 12 16.
- Боно де Э. Рождение новой идеи. О нешаблонном мышлении. М.:1. Прогресс, 1976.- 245 с.
- Бороздинов А.А. Коллективное инструментальное музицирование на уроках музыки в младших классах общеобразовательной школы.- Калуга.: Мысль, 1987.-294 с.
- Бочкарев JI. Психология музыкальной деятельности. М.: Институт психологии РАН, 1997.- 293 с.
- Брюсова Н.Я. Детское музыкальное творчество // Искусство в школе.- М.: 1929.-С. 14−16.
- Бублей С.П. Детский оркестр. — М.: Просвещение, 1983.- 261 с.
- Вейс П. Ступеньки в музыку. JL: Сов. Композитор, 1980.- 114 с.
- Вейс П. Возвышенное и земное. М.: Музыка, 1992.- 126 с.
- Вендрова Т.Е. Пусть музыка звучит!- М: Просвещение., 1990.- 92 с.
- Ветлугина Н.А. Детский оркестр. М.: Просвещение, 1976.- 164 с.
- Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М. Просвещение, 1968.88 с.
- Возрастная и педагогическая психология / Под редакцией проф. А. В. Петровского М.: Просвещение, 1973. — 288с.
- Вудвордс Р. Зрительное восприятие глубины // Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия по психологии. — М.: Изд-во: ЧеРо, 2002. — 632 е., с.343−382.
- Выготский JLC. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967.- 93 с.
- Выготский J1. С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1983. — Т. 3. — 328 е.,
- Выготский Л. С, Психология. М.: ЭКСМО — Пресс, 2000. — 1008 с.
- Выготский Л. С. Психология искусства / Предисл. А.Н. Леонтьева- Коммент. Л. С. Выготского, В.В. Иванова- Общ. ред. В. В. Иванова. 3-е изд.- М.: Искусство, 1986. — 573 с.
- Вюнш В. Формирование человека посредством музыки. — М.: Парсифаль, пер. с нем., 1998.- 280 с.
- Гадамер Х.-Г. Текст, и интерпретация / Пер- с нем. Е. М. Ананьевой //
- Герменевтика и деконструкция. СПб.: Детство — Пресс, 1999.- С. 202:
- Гаймси де Гайнза В. Значение импровизации в современной методологии.
- Гагай, В. В. Роль — воображения в творческом мышлении, младших школьников. // Наукаш школа-. 2002. — № 1. — С.32- 36.
- Гегель Г. В. Эстетика: в 4 т. М., 1968.
- Гуревич JI- Продолжая’традиции. О музыкальном воспитании в Германии. / Музыкальное образование: уроки истории. Сб. Научных трудов. — М.1991.-С. Ill-129. V: :
- Гальперин Г. Как приходят новые идеи// Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления.- М-: Просвещение, 1981.-415 с.
- Гальперин П. Формирование умственных действий/Хрестоматия по общей психологии. М.': Издательство Московского университета, 1981 .-С.78 — 87.
- Голъденберг Н.М. Яворский- и1 музыкальное воспитание детей// Б. Яворский- Воспоминания- статьи и письма. М., 1964.- Т.1. — С. 283 — 290.
- Гройсман А.Л., Личность, творчество, регуляция состояний. — М: Магистр, 1998.-433с. ¦70-Давь1дов В. В- Виды обобщения в обучении: Логико -психологические проблемы построения учебных предметов.- М.: Просвещение, 1972.- 325
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Просвещение, 1986.-420 с.
- Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанная на содержательном обобщении. -Учебно-методическое издание. Томск.: Академия развития, 1992. Вып.4.-224 с.
- Данилова JI. Игра, эмоции, музыка. .(О воспитании творческой личности в дошкольном возрасте) // Общество и дети. 1996. — № 6. — с.4−5
- Дмитриева Л.Г. Творческое развитие школьников на уроке музыки // Музыкальное воспитание в школе, 1989. Вып. 15.- С. 12 — 16.
- Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2000. — 240 с.
- Евдокимова А.А. История полифонии. В 7 — ми вып. Вып 1. Многоголосие средневековья. X XIV Века. М.: Музыка, 1983. — 454 с.
- Загвязинский В.И. Развитие педагогического творчества учителей.- М.: Знание, 1986.- 40 с.
- Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя.- М.: Педагогика, 1981.- 159с.
- Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. М.: Академия, 2001.- 192 с.
- Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968.- 372 с.
- Идеи эстетического воспитания. В 2-х тт. Т. 1. М.: Искусство, 1973. -С 182.
- Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить. М.: Издательство Московского психолого — социального института- Воронеж.: МОДЭК, 2002, — 112с.
- Ильин В.Н. Рождение урока. -М.: Педагогика, 1986.- 188 с.
- Имитационные обучающие системы с многовариантной структурой / НИИ проблем высш. шк. М.: НИИВШ, 1990. — С. 44−49.
- Имитационное поведение в раннем онтогенезе: опыт исследования / М. В. Соболева / Вопр. Психологии. 1995. — с. 108 — 115.
- Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1984.192 с.
- Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. М.: Педагогика, 1973.- 190 с.
- Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. -Избр.ст. -Л.:Нева, 1991.-224 с.
- Каган М.С. Эстетическое и художественное воспитание в развитом социалистическом обществе. М.: Политиздат, 1974.- 328 с.
- Кадцын Л.М. Музыкальное искусство и творчество слушателя. М.: Высш. шк., 1990. — С. 203.
- Каганович Г. П. Импровизация и обучение игре на фортепиано. Сб. 1−2.-Мн., 1977.-86 с.
- Кан Калик В. А., Никандров И. Д. Педагогическое творчество. — М.: Педагогика, 1944. — 149с.
- Квятковский Е.В. Исследование художественных интересов школьников. -М.: Педагогика, 1974. 160 с.
- Киященко Н.И. Цели, задачи и принципы эстетического воспитания: теория и практика. М.: Междунар. Пед. академия, 1990.- 266 с.
- Кларин М. Инновации в обучении. Метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. — Рига: Эксперимент, 1997.- 184 с.
- Коваленко В. Импровизация как форма музыкальной деятельности: Авт. дис.. .канд. искусствоведения. Ростов — на Дону, 1995.- 21 с.
- Костюк Г. С. О взаимоотношении воспитания и развития ребенка. — М.: Советская педагогика, 1956. № 12.- С. 40 — 52 .
- Козырев Ю. Импровизация путь к музыке для всех/ Музыкальное воспитание в СССР, вып. 2. — М.: Сов. Композитор, 1985. — С. 252 — 269.
- Конев А.Н. Индивидуальные технологические особенности младших школьников на основе дифференцированного обучения. М.: Просвещение, 1968.- 320 с.
- Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. — М.: Просвещение, 1990.- 154 с.
- Корыхалова Н. П. Интерпретация музыки. JL: Нева. 1979.- 246 с.
- Кошмина И.В., Алев В. В. Программа „Духовная музыка: Россия и Запад“ (1—4 кл.).- М.: Просвещение, 2003.- 45 с.
- Коэн В. Метод „музыкальных зеркал“ (двигательные аналоги музыкального восприятия) / Искусство в школе. 1999. — № 4,5.- С. 12 — 14, 6−9.
- Красильникова М.С. Восприятие музыкального образа школьниками. -. М.: Просвещение, 1981.-88 с.
- Критский Б.Д. Творческая импровизация детей на уроке музыки// Начальная школа. 1974. — № 7.- С. 44 — 51.
- Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976.- 302 с.
- Куприянов Б.В. Энциклопедия традиционных форм воспитательной работы // Школьные технологии. 2001. — N 4. — С. 83−93.
- Куприянов Б.В. Классификация форм воспитательной работы // Воспитание школьников. 2002. -№№ 4, 5. — С. 19−26., С.21−29.
- Куприянов Б.В. Мифы современного воспитания в зеркале народных традиций // На стороне подростка. 2002. — № 3. — С. 28−31.
- Куракин А.Т. О системном подходе в теории и воспитании. М., 1974. -4.1. -С. 223 — 225.
- Лаптев И.Г. Использование звуковысотных инструментов на уроках музыки// Начальная школа. 1980.-№ 8.-С. 12−16.
- Лаптев И.Г. Оркестр в начальной школе. М.: ВЛАДОС, 2001.- 176 с.
- Леонтьев А. Н и Лурия А. Р. Предисловие к книге Л. С. Выготского „Избранные психологические исследования“. М.: Изд — во АПН РСФСР, 1956, стр. 33.
- Леонтьев А.Н. Педагогика здравого смысла. Школа 2000. — М.: ИНПРО — РЕС, 1997. — С. 9 — 23.
- Леонтьева О.Т. Карл Орф. М.: Музыка, 1984. — 334 с.
- Леонтьева О.Т. „Экспериментальная“ музыка в основеэкспериментальной» педагогики / Сов. Музыка, 1978.- № 12.- С. 6 — 10.73 .Люблинская А. А. Учителю о воспитании младшего школьника. М.: Сов. Музыка. — 1977. — 288 с.
- Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества. -СПб.: Рус.-Балт. информ. Центр БЛИЦ, 1999. 191с.
- Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения. М.: Просвещение, 1982.- 190 с.
- Лук А. Н. Психология творчества. М.Сов.: Композитор, 1978.- 225 с.
- Мальцев С.М. Психология музыкальной импровизации. М.: Музыка, 1991.- 88 с.
- Мальцев С.М. Раннее обучение гармонии путь к детскому творчеству/ Музыкальное образование в СССР, вып. 2. — М.: Сов. Композитор, 1985.-С. 179−237.
- Мальцев С.М. Учить искусству импровизации// Сов. Музыка. 1973. -№ 10.- С. 62−64.
- Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч.- 2-е изд. Т. 20. — С. 545
- Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999а.- 265 с.
- Медушевский В. Интонационная форма музыки. М.: Музыка, 1993.262 с.
- Мелик-Пашаев А. А. Для чего и как преподавать предметы художественного цикла. — Проблемы преподавания художественных дисциплин в школе. М.: Просвещение, 1990.- 178 с.
- Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие (И.В. Кузьмина и др.). Л.: Изд — во Ленингр. ун — та, 1980. — 192 с.
- Музыка. 1−8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / Под руководством Д. Б. Кабалевского. 3-е изд. — М.: Просвещение. -2006.- 224 с.
- Музыка. 1−4 кл., 5 8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. — 2-е изд. стереотип. — М.: Дрофа, 2004. — 90 с.
- Музыка: Энциклопедия / Под ред. Г. В. Келдыш.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.- 672 с.
- Музыкальное воспитание в школе. Сборник статей. Авт. Предисловия и сост. О. Апраксина, вып. № 6. М.: Музыка, 1970. — 134 с.
- Музыкальные игрушки инструменты в начальной школе / Сост. Р. С. Амлинская. — Киев.: Музыкальная Украина, 1973.-138 с.
- Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 2- М., «Советская Энциклопедия», 1974.- 672 с.
- Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 4-е изд., стереотип. М.: Изд. центр «Академия», 1999. — 456 с.
- Мясищев В.Н. Способности и потребности: Ученые записки ЛГУ, Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1969, № 287 (серия филос. наук). -Вып.4.- 368 с.
- Назайкинский Е.В. О музыкальном темпе. М.: Музыка, 1965.- 269 с.
- Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Просвещение, 1972.- 431 с.
- Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. Изд. 3-е. М.: Музыка, 1967. — 285 с.
- Новосёлова С. Л. Воспитание и бучение детей раннего возраста. — М.: Просвещение, 1986. 176 с.
- Носов Н. Виртуальный человек. Очерки по виртуальной психологии детства. — М.: Магистр, 1997.- 138 с.
- Обухова Л. Ф. Формы и функции подражания в детском возрасте.- М.: МГУ, 1994.- 247 с.
- Орлов Г. Древо познания. СПб.: Музыка, 1992.- 245 с.
- Осорина М. Секретный мир детей в пространстве взрослых. — СПб.: Питер, 1999.- 92 с.
- Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е. С. Рапацевич -Мн.: «Соврем. Слово», 2005. 720 с.
- Петрова И. К вопросу о развитии творческих способностей младших школьников //Вопросы музыкальной педагогики, 1986. — Вып.7.- С. 6 10.
- Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: ВЛАДОС, 1994.- 384.
- Пиаже Ж. Схемы действия и усвоения языка // Семиотика. — М., 1983. — с. 133−136.
- Пиличяускас А. Познание музыки как воспитательная проблема. Пособие для учителя. М.: МИРОС, 1992.- 40 с.
- Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1963.- 236 с.
- Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: Просвещение, 1994.340 с.
- Печко Л. Эстетическая культура и воспитание человека. М.: Аквариум, 1991.- 220 с.
- Пономарев Я. А. Фазы творческого процесса // Исследование проблем психологии творчества. М.: ЧеРО, 1986, — 88 с.
- Пономарев Я.А. Психология творения. — Воронеж: Институт практической психологии: МОДЭК, 1999. 475с.
- Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия по психологии. — М.: ЧеРо, 2002.-632 с.
- Пятин В.А. Управление педагогическим процессом в современной школе. -М.: ВЛАДОС, 1986. 16 с.
- Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: Сов. композитор, 1994.- 240 с.
- Развитие творческих способностей школьников / Под ред. А. Матюшкина. -М.: Педагогика, 1991.- 240 с.
- Рапацкая Л.А. Подготовка учителя музыки к формированию художественной культуры школьников. М.: Аквариум, 1992.- 294 с.
- Раппопорт С.Х. Эстетика общения // Эстетическая культура и эстетическое воспитание. М.: Музыка, 1983. — 303с.
- Рахимов А.З. Формирование творческого мышления школьников в процессе учебной деятельности. Уфа.: Издательство Башкирского педагогического университета, 1998.- 167 с.
- Рикер П. Время и рассказ. СПб.: Нева, 1999.- 187 с.
- Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М.: Просвещение, 1995.- 185 с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.:1. Прогресс, 1998.-206 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии СПб.: Питер. Ком, 1999. — 720 с.
- Рунин Б.М. О психологии импровизации. Л.: Нева, 1980.- 234 с.
- Рыбакова Э. Музицирование как форма эстетического развития детей: Дисс. .канд.Пед.наук.-М., 1991.
- Сабурова Л. А. Диалектика стереотипного и импровизационного в творческой деятельности: Авт. цис. на соиск.уч. степени канд. фил. наук. — Свердловск, 1988.- 19с.
- Сайклер Э.С. Творческое музицирование — основная тенденция музыкального воспитания XX века // Музыкальное воспитание в современном мире. -М., 1973.- С. 314 318.
- Самарин. Ю.А. Воспитание воображения школьника. Л.: Нева, 1947.192 с.
- Самарин Ю.А. Очерки психологии ума: Особенности умственной деятельности школьников. М.: Просвещение, 1962.- 174 с.
- Самсонидзе Л.С. Особенности развития музыкального восприятия. -Тбилиси.: Учитель, 1987.- 341 с.
- Сапонов М. Искусство импровизации. М.: Музыка, 1982, — 77 с.
- Сапонов М. Менестрели. Очерки музыкальной культуры Западного Средневековья. -М.: Пресс, 1996, — 357 с.
- Селиванов В.В. Парадоксы художественного мышления как методологическая проблема. Вопросы методологии и социологии искусства. — Л: Музыка, 1988.- 420 с.
- Сенько Ю.В. Учебный процесс: сотворчество педагогов и учащихся// Педагогика. 1997, 1997, № 3. — 40 — 45с.
- Сергеева Г. П. Программа и методические материалы по предмету «Музыка» для 1−4 кл.- М.: Просвещение, 1996.- 48 с.
- Система музыкального воспитания Карла Орфа, Л: Нева., 1970.- 276 с.
- Скаткин М.Н. О повышении эффективности урока.- М.: Педагогика, 1986.-264 с.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Просвещение, 1984.-232 с.
- Скребков С.С. Теория имитации полифонии. К.: Музыка, 1983.- 286 с.
- Слободчиков В.И. Периодизация развития как основа проектирования образовательного пространства.-М1.: ВЛАДОС, 1995.-304 с.
- Слободчиков В.И., Цукерман Г. А. I енезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте // Вопр. психол. 1990. № 3. — С. 14—18.
- Слободчиков ВШ., Исмев.Е.И- Психолог^человека. М. Просвещение, 1995. — 230 с.1:88. Соболева М. В. Имитационное поведение: в.: раннем^ онтогенезе: опыт исследования// «Школа пресс», «Вопросы психологии"// М. -1995. .'-№ 4.. с. 108−112. ' .
- Соколов М. Музыка вокруг нас. М.: Музыка, 1996!- 168 с.
- СоловейчикС. Jli Вечнаярадость. -Ml: Музыка- 1986.- 188 с.
- Сохор А.II. Логическая структура учебного материала. Вопросы дидактического: анализа.- М: Педагогика, 1974.- 194 с. 192.. Стоковский Л. Музыкадля всех нас. М: Музыка, 1963--242 с:
- Субботский Е.В. Ребёнок открывает мир. 2-е изд: СПб.: Изд-во ¦¦ «Питер"^ 2005. — 334 с.
- Сургаутайте В. О начальном этапе развития чувства ритма// Музыкальное воспитание в школе, 1970. Вып. 6.- С. 12 — 16.
- Суслова Н.В., Подуровский В. М. Психологическая коррекция музыкально педагогической деятельности.- М.: Педагогика, 2001 .-194 с.
- Сухомлинский В.А. Избр.пед. соч. в 3-х тт.- М., 1979 325 с.
- Тарасов Г. С. Музыкальное восприятие щкольников: Спутник учителя музыки.- М.:Педагогика--Пресс, 1993.- 186 с. .
- Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей: М.: Педагогика -Пресс, 1995,-324 с.
- Теория и методика музыкального образования детей: Научно -методическое пособие / JI.B. Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская, В. О- Усачева^ В. А. Школяр.- 2-е изд. М-.: Академия- 2004'. -336 с. '
- Теплов Б.М. Избр.тр. в 2-х тт.- М.: Наука, 1985.-528 с.
- Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия АН РСФСР, 1947. № 11. — С. 16.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.:Наука, -1947.-377 с.
- Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия* различных видов искусств. М.: Прогресс, 1990.- 184 с.
- Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. — Тбилиси.: Музыка, 1961.- 412 с.
- Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1986. — 590 с.
- Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. — 2-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989.-815 с.
- Фрейд 3. Детский психоанализ. Спб.: Питер, 2004. — 497 е.
- Фрумин И.Д., Эльконин Б. Д. Образовательное пространство как пространство развития: Вопросы психологии. 1993, № 1−42 с.
- Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Просвещение, 1997.- 249 с.
- Харькин В.Н. Импровизация. импровизация? Импровизация! — М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. 228 с.
- Харькин В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика.- М.: Просвещение, 1992.- 436 с.
- Холопова В.Н. О методике целостного анализа музыкального произведения. — Проблемы музыкального мышления и восприятия.-Ташкент.: Академия, 1972.- 480 с.
- Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Музыка, и слушатель Опыт социологического исследования. М.: Музыка, 1972, — 208 с.
- Цыпин Г. М. Музыкальное исполнительское искусство. Теория и практика. — СПб.: Музыка, 2001.- 345 с.
- Цыпин Г. М. «Развитие учащегося в процессе обучения игре нафортепиано» Мин. Просвещения РСФСР. МГПУ им. Ленина. Учебное пособие. М.:Просвегцение, 1975.- 360 с.
- Цыпин Г. М. Формирование музыкально — ритмического чувства у юного пианиста // Музыкальное воспитание в школе, 1974. Вып.9.- С. 4 — 10.
- Шабашов Л .В. Оркестр детских музыкальных инструментов/ТМузыкальное воспитание в школе, 1970. Вып. 6.- С. 14 -19.
- Шацкая В.Н. Музыка в школе и учитель// Искусство в школе, 1928.
- Школяр В.А. Обновление содержания музыкального образования с технологических позиций: Опыт исследования проблемы. -М.- Флинта, 1999.-88с.
- Школяр Л.В. Музыка и духовный мир школьника. Проблемы преподавания художественных дисциплин в школе. — М.: Флинта, 1999.88 с.
- Шлейермахер Ф. Герменевтика. СПб.: Питер, 2004.- 269 с.
- Шпет Г. Г. Герменевтика и ее проблемы // Контекст. М.: ВЛАДОС, 1990.-С.241−265.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Аквариум, 1988.- 272 с.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. Для учителя. М.: ВЛАДОС, 1886.-278 с.
- Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. — М.: Педагогика Пресс, 1995.- 330 с.
- Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа/ Под. ред. Л. А. Баренбойма. -М.: Сов. Композитор, 1978.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. — М.: Владос, 1999.- 360 с.
- Юсов Б.П. три вида художественного воображения: три типа художественного творчества// Культура. Искусство. Образование: Проблемы, перспективы развития Материалы международной научнойконференции, ч.2. Смоленск, 1999.- С. 24 — 30.
- Юсов Б.П. Эстетическое развитие как интегральный фактор духовного развития личности: Комплексное полихудожественное развитие школьников. Вып.З. — М.: Просвещение, 1994. — 370 с.
- Яворский Б.Л. Избр. соч. в 2-х тт. М.: Просвещение, 1987. Т. 11.- 740 с.
- Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М.: Просвещение, 1974.- 75 с.
- Пршожение№ 1 Таблица исходного уровня творческих способностей — i
- Ф.И. Имитация Интерпретация Импровизация? п/п ребенка
- Абдуллова Элина 3 3 3-:. .
- Акишина Вика 1 • 1 1 '•¦¦'.'3 Алехина Вера: 1 1 14 Андреева Катя 2 2 15 Анищепко Маша 3 ' 3 3 ' ¦
- Базюта. Ангелина '1: ¦ 1. 1
- Барыкин Гоша 1- ¦ 1 1 •¦¦¦•¦.¦8 Бойко Аня 2 2 ¦ 19 Борисов Владик Г 1 110 Босый Ваня 2. 1 г, 11 Булавкина Катя 2. 2. 1
- Васильева Соняг 3 3. ¦-.'¦: 313 Гончарова Катя 3 .: 314 Горюхина Аня г ¦¦• 1 1 '
- ИгнатоваКсюша 3 3 з>. ' .27: Клюки на Оля. 1 1 1 28: Кляшторина Лена 1 .1 г. «.: ••29 Кляшторина Катя, 3 зг-.
- Козлов Саша 2 2 1: '. — ¦-••"•31 Комиссарова Галя 2: 2 132 Королев Миша 2 2 1 -33 Коротин Матвей 1 1 1
- Кравцова Полина 1 1 1. ¦¦'¦"¦.¦.
- Анисифорова Наташа 3 з: 365 Братюк Павел 3 3 •3-.66 Богатырев Ринат 3 3 367 Баева Катя 3 3 368 Булатов Павел 3 3 369 Бочаров Саша- У 3 370 ¦ Богданов Генрих У 3 3. .
- Владимиров илья У. 3. 3i
- Васильева Соня — 3 ¦¦ 3 3 V
- Знаешь ли ты какие-нибудь музыкальные инструменты? Если да, то назови их.- да, знаю (и могу назвать): — знаю, но не могу назвать- нет
- Хотел бы ты сам играть на каком либо музыкальном инструменте? Если да, то на каком?- да, хотел бы играть на- хотел бы играть, но не знаю, на каком- нет
- Нравится ли тебе играть на музыкальных инструментах на уроке музыки?- да, особенно на- не очень (у меня не всегда получается) -нет
- Хотел бы ты научиться играть еще лучше?-да- не очень- нет
- Любишь ли ты сочинять: сказки, истории, игры?-да- не знаю (не очень) — нет
- Хотел бы ты попробовать сочинять музыку? -да- не знаю (боюсь не получится) — нет
- Анкета для учителей общеобразовательных школ и студентовпедагогических вузов1. Уважаемые коллеги!
- Мы предлагаем Вам заполнить анкету, которая поможет изучить мнение учителей музыки относительно использования интерпретации, импровизации и имитации на уроках.
- В чем заключается разница между импровизацией интерпретацией, и имитацией?
- В какой последовательности их лучше использовать на уроках музыки?
- Что может дать использование этой триады: а) учителюб) ученикам1. Спасибо!