Особенности психолого-педагогического сопровождения родителей первоклассников
При этом важно, чтобы в ходе такого сопровождения родителей решались и общие задачи, способствующие оптимизации процесса семейного воспитания, сплочению детей и родителей. В ходе педагогического сопровождения родители могут и должны научиться относиться к ребенку как к равному, понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать… Читать ещё >
Особенности психолого-педагогического сопровождения родителей первоклассников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Курсовая работа
Особенности психолого-педагогического сопровождения родителей первоклассников
Подготовка ребенка к обучению в школе и обеспечение его успешной адаптации к условиям школьной жизни является важной задачей современной психолого-педагогической практики.
Как показывают современные исследования, переход к обучению ребенка в начальной школе — значимая ступень его детства. Начало обучения в школе неизбежно влечет за собой резкое изменение всего образа жизни ребенка и предъявляет серьезные требования к его физическому и психическому здоровью, подготовленности в целом.
К сожалению, не всегда опыт учебной деятельности на этом этапе способствует позитивному восприятию ребенком установок и правил школьной жизни. Нереализованные ожидания, связанные с учебой, трудности общения с учителем или сверстниками, нарастание волевого или нервного напряжения в ходе обучения — эти и многие другие факторы, к которым еще в начальной школе ребенок оказывается не совсем готов, могут способствовать формированию у него повышенной тревожности и негативных установок к дальнейшему школьному обучению.
В последнее время в психолого-педагогических исследованиях и практике работы образовательных учреждений складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в процессе подготовки и адаптации к школе — психолого-педагогическое сопровождение.
Основными задачами психолого — педагогического сопровождения детей являются содействие ребенку в решении актуальных задач развития, помощь в преодолении учебных трудностей, предупреждение и преодоление нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями.
Вместе с тем многие родители, принявшие решение отдать ребенка в школу, сами, по существу, оказываются не готовы к роли родителей школьников: испытывают неуверенность, тревогу за школьное будущее ребенка, его успехи, возможность совмещать детские игры и занятия с обучением в современной школе со сложными программами и высокими требованиями к ученикам, очень эмоционально реагируют на трудности и неудачи детей в процессе обучения, не способны оказать им психологическую поддержку.
Авторы Битянова М. Р., Овчарова Р. В., Фридман Л. М., и др. занимающиеся проблемой сопровождения детей в процессе подготовки и адаптации их к школе, говорят о необходимости включения в процесс сопровождения родителей, «сопровождения сопровождающих». Но в большинстве психолого-педагогических работ определяются особенности сопровождения родителей первоклассников только группы риска.
Объектом нашего исследования является процесс психолого-педагогического сопровождения родителей первоклассников.
Предмет исследования — особенности психолого — педагогического сопровождения родителей первоклассников.
Цель нашего исследования заключается в определении особенностей психолого-педагогического сопровождения родителей первоклассников.
Гипотеза: мы полагаем, что именно психолого — педагогическое сопровождение всех родителей первоклассников, осуществляющееся за счет групповых занятий с родителями, просветительской деятельности на родительских собраниях и индивидуальных консультациях, поможет повысить их психологическую компетентность, выстроить эмоционально-благоприятные детско — родительские отношения.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Выявить особенности психолого — педагогического сопровождения родителей первоклассников;
3. Выявить уровень готовности родителей к школьному обучению первоклассников;
4. Разработать программу психолого-педагогического сопровождения родителей первоклассников;
База исследования: МОУ Алексеевской СОШ Омской области Москаленского района. В нем принимали участие 16 родителей первоклассников.
Методы исследования:
Теоретические: анализ и синтез психолого-педагогической литературы;
Эмпирические: наблюдение, беседа, опрос, тестирование, анализ диагностик;
Методы обработки результатов: методы математической обработки данных.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, таблицы, список используемой в процессе подготовки теоретического материала литературы и приложения.
В первой главе нами рассмотрены основные теоретические положения особенностей психолого-педагогического сопровождения родителей первоклассников.
Во второй главе раскрыты диагностика и проект психолого-педагогического сопровождения родителей первоклассников.
первоклассник психологический педагогический
1. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения родителей первоклассников
1.1 Система психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса
Психолого-педагогическое сопровождение — это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в школьной среде [40, Соколова].
Субъектами психолого-педагогического сопровождения являются дети, обучающиеся в общеобразовательном учреждении, их родители (законные представители), педагогические работники, принимающие участие в воспитании и развитии ребенка.
Цель психолого-педагогического сопровождения — создание психологических условий для формирования общей культуры обучающихся, их духовно-нравственного, социального, личностного и интеллектуального развития.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
1. Систематическое отслеживание уровня развития и обучения каждого школьника;
2. Создание социально-психологических условий для развития познавательных возможностей учащегося и его успешного обучения;
3. Организация помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении;
4. Разработать психолого-педагогические рекомендации для родителей первоклассников.
К основным направлениям психолого-педагогического сопровождения относятся [40]:
· психолого-педагогическое консультирование — комплекс мероприятий, направленных на содействие гражданину (группе граждан) в разрешении психологических проблем, в том числе в принятии решений относительно профессиональной деятельности, межличностных отношений, на развитие личности, ее самосовершенствование и самореализацию, а также на преодоление последствий кризисных ситуаций;
· психолого-педагогическая коррекция — комплекс мероприятий, направленных на исправление (корректировку) особенностей личности гражданина и его поведения, которые приводят к психологическим проблемам;
· педагогическая (дефектологическая) коррекция — комплекс мероприятий, направленных на развитие способностей к обучению;
· психолого-педагогическая профилактика — комплекс мероприятий, направленных на своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении и развитии личности ребенка и межличностных отношений, содействие в сохранении и укреплении состояния его душевного равновесия;
· психолого-педагогическое просвещение — комплекс мероприятий, направленных на распространение психологических знаний, повышение степени информированности участников образовательного процесса о психологии и возможностях психологической помощи в целях повышения уровня их психологической культуры и качества личной жизни.
Составной частью любого вида психолого-педагогической помощи может являться психолого-педагогическая диагностика, выражающаяся в оценке индивидуально-психологических свойств личности и направленная на выявление проблем в развитии, обучении, поведении, уточнение их особенностей, причин возникновения.
Основные этапы психолого-педагогического сопровождения [23]:
I. Поступление ребёнка в школу.
1. Проведение групповых (родительское собрание) и индивидуальных консультаций родителей первоклассников.
2. Групповая консультация педагогов первоклассников.
II. Первичная адаптация детей в школе.
1. Консультативная и просветительская работа с родителями первоклассников, направленная на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.
2. Групповые и индивидуальные консультации педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системы требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом.
3. Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленных в ходе диагностики и наблюдения за детьми в первые недели обучения.
4. Организация групповой развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений. Система занятий с фиксированной мини-группой школьников.
5. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психолога и родителей в период первичной адаптации первоклассников.
III. Психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации.
1. Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление группы школьников, испытывающих трудности в школьном обучении, общении с педагогами и сверстниками, самочувствии.
2. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.
3. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам обучения и общения с отдельными учениками и детьми данного возраста в целом.
4. Организация психокоррекционной работы и педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учётом данных психодиагностики.
5. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведённой в течение полугодия и года в целом работы.
Психолого — педагогическое сопровождение участников образовательного процесса позволит повысить его эффективность. Положения и рекомендации психологов могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы
1.2 Психолого-педагогические проблемы родителей первоклассников
Для обеспечения успешного обучения ребенка в начальной школе процесс его сопровождения должен начинаться в дошкольном возрасте и предполагать раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии, способствовать полноценной готовности к школе и продолжаться в период обучения в начальной школе, решая задачи успешной адаптации к школьному обучению, развития основ самостоятельности и самоорганизации, поддержки в формировании желания и умения учиться, развития творческих способностей.
Вместе с тем многие родители, принявшие решение отдать ребенка в школу, сами, по существу, оказываются не готовы к роли родителей школьников: испытывают неуверенность, тревогу за школьное будущее ребенка, его успехи, возможность совмещать детские игры и занятия с обучением в современной школе со сложными программами и высокими требованиями к ученикам, очень эмоционально реагируют на трудности и неудачи детей в процессе обучения, не способны оказать им психологическую поддержку.
Исследование Березиной Т. А. и Ворониной О. И. показало, что для родителей первоклассников характерны, как правило, две полярные педагогические позиции. Часть родителей требует от ребенка проявления максимальной самостоятельности, ответственности и дисциплинированности уже в самом начале школьной жизни, к проявлению которых начинающий школьник еще не готов. Но большинство родителей занимают позицию чрезмерной опеки и контроля, не давая ребенку проявить свои возможности и интересы, первые ростки самостоятельности. Такие родители склонны воспринимать успехи и неудачи ребенка как свои собственные. Для многих из них характерны проявления нетерпеливости в процессе помощи ребенку, разочарования от его ошибок и неудач, непонимание трудностей ребенка, связанных с изменением его социальной позиции — принятием роли школьника.
Достаточно большое число родителей первоклассников не могут понять, почему у их детей пропадает интерес к обучению, хотя они усиленно готовили ребенка к школе. Их логика рассуждений такова: если заранее научить ребенка тому, с чем он встретится в школе, он будет успешно учиться. Таким родителям сложно понять, что умение детей читать и писать не гарантирует успешного обучения в школе, они должны научиться внимательно слушать и правильно выполнять задания, общаться с учителем и одноклассниками, а главное — стремиться к обучению в школе.
1.3 Психолого-педагогическое сопровождение родителей первоклассников
Казакова Е.И. считает, что психолого-педагогическое сопровождение родителей должно строиться на основе понимания сопровождения как процесса, обеспечивающего помощь родителям в принятии решений в сложных ситуациях жизненного выбора, создание условий для развития умений принятия оптимальных решений в различных ситуациях.
Важно учитывать, что под педагогическим сопровождением понимается не любая форма помощи, а поддержка, в основе которой сохраняется максимум свободы и ответственности субъекта за выбор варианта решения актуальной проблемы процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого. Этот подход представляется особенно значимым, когда мы говорим о педагогическом сопровождении родителей.
Основные задачи психолого-педагогического сопровождения родителей:
· Подготовить родителей к принятию новой социальной позиции ребенка — позиции школьника.
· Повысить ответственность родителей за воспитание и развитие детей.
· Способствовать снижению уровня тревожности родителей перед поступлением детей в школу.
· Познакомить родителей с элементами педагогической диагностики отдельных сторон готовности ребенка к школьному обучению, развивать знания и умения, связанные сформированием разных аспектов готовности к школе в условиях семьи.
· Развивать осознанность педагогического воздействия родителей на детей в процессе повседневного общения.
· Научить родителей решать психологические и педагогические проблемные ситуации, связанные с подготовкой и обучением детей в школе.
При этом важно, чтобы в ходе такого сопровождения родителей решались и общие задачи, способствующие оптимизации процесса семейного воспитания, сплочению детей и родителей. В ходе педагогического сопровождения родители могут и должны научиться относиться к ребенку как к равному, понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания, проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке.
Этапы психолого-педагогическое сопровождение родителей первоклассников:
1. Диагностический этап — педагог-психолог образовательного учреждения выявляет уровень готовности родителей к школьному обучению детей, используя методы анкетирования и тестирования (тест для родителей «Готовы ли мы отдать своего ребенка в школу?», анкета «Готовы ли к школе родители?» На этом этапе проводится наблюдение за общением родителей и детей в разных видах деятельности и заполняется карта наблюдения.
По результатам проведенной диагностики педагог-психолог разрабатывает психолого — педагогические программу сопровождения родителей первоклассников.
На этом этапе важно определить тематику встреч в ходе сопровождения родителей, которая обязательно должна включать проблемы готовности родителей к школьному обучению детей, выявленные в ходе диагностики.
2. На этапе знакомства и установления контактов с родителями осуществляется работа, направленная на установление доверительного контакта между родителями, педагогами, специалистами образовательного учреждения, партнерских отношений между родителями, совершенствование коммуникативных навыков детей и родителей.
Педагог — психолог выясняет круг родительских проблем, связанных с будущим обучением детей в школе. Родители подробнее знакомятся с современной школой, спецификой обучения детей в первом классе.
3. Основной этап психолого-педагогического сопровождения направлен на повышение ответственности и компетентности родителей в области подготовки и адаптации детей к школе, развитие умений самостоятельно решать возникающие в ходе этого проблемные ситуации.
4. Этап подведения итогов — в ходе совместных встреч педагога — психолога образовательного учреждения и родителей выясняются удовлетворенность результатами сопровождения каждого участника, достигнутые им результаты. Особое внимание обращается на изменения, которые произошли в поведении детей, их готовности к школьному обучению.
Для выявления изменения позиции родителей по отношению к детям, их готовности к школьному обучению проводится контрольная диагностика, в ходе которой наряду с традиционными тестами и опросниками могут использоваться анкеты «Что я знаю о своем ребенке?», «Правила поведения мамы первоклассника», «Готовы ли мы к школе?», «Не мешай мне учиться» (Приложение 4) и др. После чего родители получают конкретные рекомендации по оптимизации воспитания ребенка дома и его дальнейшей подготовки к школьному обучению (Приложение 5).
Процесс поэтапного психолого-педагогического сопровождения родителей помогает создать условия успешной подготовки и дальнейшей адаптации детей к школе, установить и преодолеть причины, тормозящие этот процесс.
Главным условием осуществления программы психолого-педагогического сопровождения родителей первоклассников и ее высокой результативности является совместная работа педагога — психолога образовательного учреждения и родителей, их активность и заинтересованность в школьных успехах детей.
Анализ научно — методической литературы показал необходимость включения в процесс сопровождения родителей, «сопровождения сопровождающих». Так как достаточно большое число родителей первоклассников не могут понять, почему у их детей пропадает интерес к обучению, хотя они усиленно готовили ребенка к школе.
Психолого-педагогическое сопровождение родителей строиться на основе понимания сопровождения как процесса, обеспечивающего помощь родителям в принятии решений в сложных ситуациях жизненного выбора, создание условий для развития умений принятия оптимальных решений в различных ситуациях.
Психолого-педагогическое сопровождение — не любая форма помощи, а поддержка, в основе которой сохраняется максимум свободы и ответственности субъекта за выбор варианта решения актуальной проблемы процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого.
2. Экспериментальное исследование процесса психолого-педагогического сопровождения родителей первоклассников в образовательной практике
2.1 Диагностика психолого-педагогического сопровождения родителей первоклассников
Диагностика психолого-педагогического сопровождения родителей первоклассников необходима для выявления уровня готовности родителей к школьному обучению детей.
Исследовательская работа проводилась в период с 10 — 17 ноября 2012 года на базе МОУ Алексеевской СОШ Омской области Москаленского района.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Метод теоретического анализа научно — методической литературы.
2. Метод тестирования.
3. Метод анкетирования.
4. Метод математической обработки данных.
1. Теоретический анализ и обобщение психолого — педагогической литературы. Проводился путем изучения учебно — методических пособий, статей, периодической печати. Проанализировано 45 литературных источников.
В ходе изучения литературы мы столкнулись с проблемой необходимости реализации психолого — педагогического сопровождения родителей первоклассников.
2. Метод тестирования. Тест для родителей «Готовы ли мы отдать своего ребенка в школу?» — Н. Н. Серова.
3. Метод анкетирования. Анкета «Готовы ли к школе родители?» — Ковалева Е. С., Синицына Е.И.
4. Метод математической обработки данных.
При обработке и анализе данных исследования применялись общепринятые методы математических расчетов.
На этом этапе важно определить тематику встреч в ходе сопровождения родителей, которая обязательно должна включать проблемы готовности родителей к школьному обучению детей, выявленные в ходе диагностики.
По результатам проведенной диагностики мы разработали психолого — педагогическую программу сопровождения родителей первоклассников.
На этом этапе важно определить тематику встреч в ходе сопровождения родителей, которая обязательно должна включать проблемы готовности родителей к школьному обучению детей, выявленные в ходе диагностики.
Анализ психолого-педагогического сопровождения родителей первоклассников
Наше исследование началось с анализа научно-методической литературы по вопросу — особенности психолого-педагогического сопровождения родителей первоклассников. Мы выяснили, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах детства, особенно при подготовке ребенка к школе.
Для входной диагностики использовался метод тестирования. Тест для родителей «Готовы ли мы отдать своего ребенка в школу?» — Н. Н. Серова.
Анкета «Готовы ли к школе родители?» — Ковалева Е. С., Синицына Е.И.
Таблица 1. Результаты тестирования родителей «Готовы ли мы отдать своего ребенка в школу?»
№ | Готовы к школьной жизни — до 4б. | Подготовиться к возможным трудностям — 5−10б. | Посоветоваться с детским педагогом — психологом — 10 и более б. | |
В результате исследования мы выявили, что 9 родителей (56,5%) могут оптимистично ждать 1 сентября и сами вполне готовы к школьной жизни своего ребенка; 5 родителям (31,5%) лучше подготовиться к возможным трудностям заранее; и двум родителям (12%) было бы неплохо посоветоваться с детским педагогом — психологом, что можно наглядно увидеть на рис. 1.
Рис. 1. Результаты тестирования родителей «Готовы ли мы отдать своего ребенка в школу?»
Таблица 2. Результаты анкетирования «Готовы ли к школе родители?» — Ковалева Е. С., Синицына Е.И.
помочь, не рассердившись | не кричать, принимать спокойно все так, как есть | не унижать | не обижать | не сравнивать с другими своего ребенка | не наказывать без явной причины, а лишь потому, что Вы не в духе | ||
; | |||||||
; | |||||||
; | ; | ||||||
; | |||||||
; | |||||||
; | ; | ||||||
; | |||||||
; | ; | ||||||
; | |||||||
; | |||||||
; | |||||||
; | |||||||
; | |||||||
; | |||||||
; | ; | ||||||
; | |||||||
В результате анкетирования родителей мы выяснили, что 13 (81%) родителей готовы помочь своему ребенку не рассердившись; 15 (93%) — готовы не кричать и воспринимать все так, как есть; все родители (100%)
— готовы не унижать своего ребенка, не обижать и не наказывать без явной причины, а лишь потому, что они не в духе. Что можно наглядно увидеть на рис. 2.
Рис. 2. Результаты анкетирования «Готовы ли к школе родители?» — Ковалева Е. С., Синицына Е.И.
Исходя из результатов тестирования и анкетирования родителей, можно сделать вывод, что многие родители, принявшие решение отдать ребенка в школу, сами, по существу, оказываются не готовы к роли родителей школьников: испытывают неуверенность, тревогу за школьное будущее ребенка, его успехи, возможность совмещать детские игры и занятия с обучением в современной школе со сложными программами и высокими требованиями к ученикам, очень эмоционально реагируют на трудности и неудачи детей в процессе обучения, не способны оказать им психологическую поддержку. Что еще раз доказывает необходимость включения в процесс сопровождения родителей первоклассников.
2.2 Проект психолого-педагогического сопровождения родителей первоклассников
Казакова Е.И. утверждает, что психолого-педагогическое сопровождение родителей должно строиться на основе понимания сопровождения как процесса, обеспечивающего помощь родителям в принятии решений в сложных ситуациях жизненного выбора, создание условий для развития умений принятия оптимальных решений в различных ситуациях.
Главной целью процесса психолого-педагогического сопровождения родителей первоклассников является развитие готовности родителей к школьному обучению их детей.
Основные задачи психолого-педагогического сопровождения родителей:
1. Подготовить родителей к принятию новой социальной позиции ребенка — позиции школьника;
2. Повысить ответственность родителей за воспитание и развитие детей;
3. Способствовать снижению уровня тревожности родителей перед поступлением детей в школу;
4. Познакомить родителей с элементами педагогической диагностики отдельных сторон готовности ребенка к школьному обучению, развивать знания и умения, связанные с формированием разных аспектов готовности к школе в условиях семьи;
5. Развивать осознанность педагогического воздействия родителей на детей в процессе повседневного общения;
6. Научить родителей решать психологические и педагогические проблемные ситуации, связанные с подготовкой и обучением детей в школе.
При этом важно, чтобы в ходе сопровождения родителей решались и общие задачи, способствующие оптимизации процесса семейного воспитания, сплочению детей и родителей. В ходе педагогического сопровождения родители могут и должны научиться относиться к ребенку как к равному, понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания, проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке.
Психолого-педагогическое сопровождение родителей первоклассников предполагает несколько этапов:
1. Диагностический этап;
2. Этап знакомства и установления контактов;
3. Основной этап;
4. Этап подведения итогов.
На диагностическом этапе нами был выявлен уровень готовности родителей к школьному обучению детей, используя методы анкетирования и тестирования (тест для родителей «Готовы ли мы отдать своего ребенка в школу?» (прил. 3). Анкета «Готовы ли к школе родители?» (прил. 2).
По результатам проведенной диагностики разработана психолого-педагогическая программа сопровождения родителей первоклассников.
На этом этапе определена тематика встреч в ходе сопровождения родителей, которая включает проблемы готовности родителей к школьному обучению детей, выявленные в ходе диагностики.
На этапе знакомства и установления контактов с родителями осуществляется работа, направленная на установление доверительного контакта между родителями, педагогами, специалистами образовательного учреждения, партнерских отношений между родителями, совершенствование коммуникативных навыков детей и родителей.
Основной этап психолого-педагогического сопровождения направлен на повышение ответственности и компетентности родителей в области подготовки и адаптации детей к школе, развитие умений самостоятельно решать возникающие в ходе этого проблемные ситуации.
С этой целью разработана программа психолого — педагогического сопровождения родителей первоклассников, включающая цикл встреч, каждая из которых предполагает совместное с родителями обсуждение теоретического материала, решение педагогических задач и проблемных ситуаций, выполнение тестов и заданий, которые помогут родителям лучше узнать своих детей (Приложение 3).
В программу встреч включены такие темы, как «Что такое готовность к школе?», «Хочу ли я в школу?», «Что могут и что не могут наши дети» (психофизические особенности первоклассников), «Как развивать интеллект ребенка», «Играем пальчиками», «Учимся мыслить логично», «Что важно знать о внимании ребенка», «Как научить ребенка запоминать», «Что такое детское „Я“ и как с ним ладить», «В доме первоклассник» (Приложение 6), «Ребенок в обществе одноклассников» и др.
Так, например, встреча на тему «Что такое готовность к школе?» помогает родителям понять, что скрывается за понятием «готовность к школе», почему она важна. Входе встречи внимание родителей обращается на важность мотивационной стороны готовности ребенка к школе, обсуждаются принципы организации занятий с детьми дома, необходимость их игрового характера и опоры на интерес детей.
В ходе встречи «Играем пальчиками» обсуждается необходимость развития мелких мышц руки ребенка для его общего развития и успешного формирования навыка письма. Родители знакомятся с играми и игровыми приемами, развивающими мелкие мышцы руки зрительно-моторную координацию ребенка, узнают, как самим определить готовность руки ребенка к письму.
Решая проблемные ситуации, родители получают возможность в доверительной атмосфере и в игровом, непринужденном общении отработать навыки своего поведения в трудных ситуациях. Проигрываются такие ситуации, как ребенок принес первую двойку; его не любят одноклассники; он не хочет идти в школу; у него опять не получается вовремя выполнить домашнее задание; учитель считает, что ребенок не такой способный, как думали родители.
Работа с родителями включает использование следующих форм и методов:
· Традиционные родительские собрания
· Семинары
· Круглые столы
· Индивидуальные и групповые консультации
· Устный журнал
· Творческая лаборатория На этапе подведения итогов выясняются удовлетворенность результатами сопровождения каждого участника, достигнутые им результаты. Особое внимание обращается на изменения, которые произошли в поведении детей, их готовности к школьному обучению.
Для выявления изменения позиции родителей по отношению к детям, их готовности к школьному обучению проводится контрольная диагностика, в ходе которой наряду с традиционными тестами и опросниками могут использоваться анкеты «Что я знаю о своем ребенке?», «Правила поведения мамы первоклассника» и др. После чего родители получают рекомендации по оптимизации воспитания ребенка дома и его дальнейшей подготовки к школьному обучению.
Главным условием осуществления программы психолого-педагогического сопровождения родителей первоклассников и ее высокой результативности является совместная работа педагога — психолога образовательного учреждения и родителей, их активность и заинтересованность в школьных успехах детей.
Процесс поэтапного психолого-педагогического сопровождения родителей помогает создать условия успешной подготовки и дальнейшей адаптации детей к школе, установить и преодолеть причины, тормозящие этот процесс.
Заключение
Анализ научно-методической литературы показал необходимость включения в процесс сопровождения родителей, «сопровождения сопровождающих». Так как достаточно большое число родителей первоклассников не могут понять, почему у их детей пропадает интерес к обучению, хотя они усиленно готовили ребенка к школе.
Психолого-педагогическое сопровождение родителей строиться на основе понимания сопровождения как процесса, обеспечивающего помощь родителям в принятии решений в сложных ситуациях жизненного выбора, создание условий для развития умений принятия оптимальных решений в различных ситуациях.
Психолого — педагогическое сопровождение — не любая форма помощи, а поддержка, в основе которой сохраняется максимум свободы и ответственности субъекта за выбор варианта решения актуальной проблемы процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого.
В ходе психолого — педагогического сопровождения родителей решаются и общие задачи, способствующие оптимизации процесса семейного воспитания, сплочению детей и родителей. В ходе сопровождения родители могут и должны научиться относиться к ребенку как к равному, понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания, проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке.
Именно психолого — педагогическое сопровождение всех родителей первоклассников, осуществляющееся за счет групповых занятий с родителями, просветительской деятельности на родительских собраниях и индивидуальных консультациях, повышает их психологическую компетентность, выстраивает эмоционально-благоприятные детско-родительские отношения.
Библиография
1. Александровская Э. М. и др. Психологическое сопровождение школьников: учебное пособие — Москва: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с.
2. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. — Москва: 2008 г. — 129 с.
3. Бардин К. В. Подготовка ребенка к школе. / Народный университет. Педагогический факультет № 5/ - Москва: Знание, 1985. — 95 с.
4. Безруких М., Ефимова С. Знаете ли Вы своего ученика? // Москва: Просвещение, 1991 г. — 141 с.
5. Безруких М. М. Почему не сбываются большие ожидания? «Школьный психолог», 2000 г., № 20
6. Безруких М. М. Ступеньки к школе: Кн. Для педагогов и родителей. Москва, 2001 г. — 217 с.
7. Безруких М. М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь. — Москва: 2009 г. — 263 с.
8. Белов А. Первое знакомство со школой: радость или слезы? / Александр Белов // Обучение & карьера в России и за рубежом. — 2007. — № 9. — С. 72−77.
9. Березина Т. А., Галкина Э. Е., Негода Т. П., Ромашкина А. В. Программы педагогического образования родителей в системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи: Метод. рекомендации / Под ред. Т. А. Березиной. Санкт — Петербург, 1997.
10. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — Москва: 2002. — 312 с.
11. Битянова М. Р. Работа психолога в начальной школе. — Москва: 1998 г. — 248 с.
12. Булгакова Н. Ф., Гузикова Н. А. Этапы и содержание психолого — педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях периода на новые стандарты образования.
13. Вайнер М. Э. Ребенок и родители на пороге школьной жизни / М. Э. Вайнер // Начальная школа. — 2007. — № 4. — С. 15−19.
14. Венгер А. Л. Психологическое консультирование и диагностика. Часть1, 2. — Москва: 2001 г. — 304 с.
15. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6_ти томах, Т. 4 — М.: «Педагогика», 1984.
16. Гайдаенко Е. Первое сентября: советы детям и родителям / Елена Гайдаенко // Обруч: образование, ребенок, ученик. — 2007. — № 4. — С. 17−18
17. Где будем учиться? // Мой ребенок. — 2006. — № 3. — с. 102−104.
18. Домашняя работа: чему можно научиться дома? // Домашний Очаг. — 2009. — № 5. — С. 100−103
19. Дубровина И. В., Акимова М. К., Борисова Е. М. и др. Рабочая книга школьного психолога/ под редакцией И. В. Дубровиной. Москва: Просвещение, 1991 г. — 275 с.
20. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. Москва: Просвещение, 2005 г. — 163 с.
21. Ермакова И. Адаптация первоклассников к школе / Ирина Ермакова, Ольга Даниленко // Народное образование. — 2008. — № 5. — с. 157−165.
22. Есикова Е. Левый марш / Екатерина Есикова // Российская газета. — 2008. — 28 авг. — 3 сент. (№ 182) — с. 23
23. Земцова Л. И., Сушкова Е. Ю. Готовность к школьному обучению. Учебная деятельность младших школьников // Психологическая служба школы, Омск 1992 г.
24. Змерзлая Т. Школьная жизнь. Как все начинается? / Татьяна Змерзлая // Куда пойти учиться. — 2007 г. — № 8. — с. 30−33.
25. Ковалева Е. А. Методика изучения адаптации первоклассников // Начальная школа, № 7, 1996 г.
26. Колесник Н. Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей. — Москва, 1999 г. — 188 с.
27. Лосев П. Н. Психолого-педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе: из опыта работы учителей начальных классов / П. Н. Лосев, С. В. Дейс // Начальная школа. — 2005. — № 8. — С. 51−55.
28. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — Санкт-Петербург: Речь, 2005 г. — 250 с.
29. Мартынова Е. Цена знаний / Екатерина Мартынова // Мой кроха и я. — 2006. — № 4. — С. 94−96: фот.
30. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования: Приложение к письму Минобразования России от 27 июня 2003 г. № 28−51−513/16 //http://cfo.allbusiness.ru/BPravo/DocumShow.asp? DocumID=121 881.
31. Мягкова Т. Идеальный ученик / Татьяна Мягкова // Мой кроха и я. — 2006. — № 8. — С. 66−69. О психологической готовности к поступлению в школу будущего первоклассника.
32. Наволоцкая Я. 1 сентября — пора за парту / Янина Наволоцкая // Мой ребенок. — 2006. — № 8. — С. 102−104
33. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе — Москва: ТЦ «Сфера», 1998 г. — 322 с.
34. Порецких Т. «Первоклассные» трудности / Татьяна Порецких // Мой кроха и я. — 2006. — № 3. — С. 92−94.
35. Порецких Т. Ученик и родители: море проблем / Татьяна Порецких // Мой кроха и я. — 2005. — № 11. — С. 98−100.
36. Порецких Т. Ученица и ученик: разный подход / Татьяна Порецких // Мой кроха и я. — 2007. — № 3. — С. 96−98. О психологических особенностях первоклассников.
37. Пятибратова Н. Мама всегда с тобой / Наталия Пятибратова // Мой ребенок. — 2009. — № 4. — С. 142−144
38. Расташанская Т. В. Методические рекомендации по формированию содержания и организации образовательного процесса. — Томск: ТОИПКРО, 2010 г. — 84 с.
39. Слободяник Н. П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении // Айрис Пресс, Москва, 2004 г.
40. Соколова Н. Г. Система психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников // http://hghltd.yandex.com.
41. Титова Т. Е. Мотивация успеха: советы родителям первоклассников / Т. Е. Титова // Начальная школа. — 2007. — № 10. — С. 11−12. Советы родителям первоклассников по формированию у детей стойкой мотивации к учению.
42. Хухлаева О. В. Школьная психологическая служба, Москва, 2008 г.
43. Цукерман Г. А., Поливанова К. Н.
Введение
в школьную жизнь — Томск: Пеленг, 1992. — 133 с.
44. Чибисова М. Ю. Пилипко Н.В. Психолог на родительском собрании. — Москва, 2004 г.
45. Шипицына Л. М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. Санкт — Петербург: Речь, 2003 г.