Психологические особенности эмоциональных состояний школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Диссертация
Определяя проблему исследования, полагаем, что изучение особенностей позитивных и негативных эмоциональных состояний школьников с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью является необходимым условием разработки психолого-педагогических подходов к формированию у них социальной и коммуникативной компетентностей. Развитие у школьников механизмов регуляции собственного эмоционального состояния… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА II. ЕРВАЯ. Теоретический анализ проблемы определения психологических особенностей эмоциональных состояний нормально развивающихся и умственно отсталых школьников
- 1. 1. Эмоциональные состояния как объект психологических исследований
- 1. 2. Проявления позитивных и негативных эмоциональных состояний школьников в образовательном процессе
- 1. 3. Состояние изученности особенностей эмоциональных состояний умственно отсталых школьников в области специальной психологии
- 1. 4. Обоснование выбора методов и методик диагностики эмоциональных состояний школьников с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА ВТОРАЯ. Реализация программы исследования особенностей позитивных и негативных эмоциональных состояний школьников с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью
- 2. 1. Процесс создания и основные положения программы психологического исследования
- 2. 2. Изучение эмоциональных состояний школьников с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью в естественных условиях
- 2. 3. Исследование эмоциональных состояний школьников с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью в экспериментальных условиях
- 2. 4. Психологические особенности позитивных и негативных эмоциональных состояний школьников с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью: обсуждение результатов исследования
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Агавелян, О. К. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития Текст.: монографическое исследование / О. К. Агавелян. Челябинск: Издатель Татьяна Лурье, 1999. — 365 с.
- Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев — отв. ред. А. В. Брушлинский, В. А. Кольцова — РАН Ин-т психологии. М.: Наука, 2000.-351 с.
- Анохин, П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности Текст.: избранные труды / П. К. Анохин. М.: Наука, 1979. — 453с.
- Аргайл, М. Психология счастья Текст. / М. Аргайл / ред. М. В. Кларин. -М.: Прогресс, 1990. 336 с.
- Бадмаева, Д. Г. Саморегуляция активности личности в стрессовых ситуациях (на примере экзаменационного стресса) Текст.: дис.. канд. психол. наук / Д. Г. Бадмаева — Томский гос. ун-т. Томск: [б. и.], 2004. — 157 с.
- Бардышевская, М. К. Развитие привязанности у эмоционально депривированных детей Текст. / М. К. Бардышевская // Дефектология. 2006. -№ 1. -.С.6−20.
- Бардышевская, М. К. Диагностика эмоциональных нарушений у детей Текст.: учебное пособие / М. К. Бардышевская, В. В. Лебединский. М.: УМК «Психология», 2003. — 320 с.
- Баряева, Л. Б. Из опыта организации работы с глубоко умственно отсталыми детьми Текст. / Л. Б. Баряева // Дефектология. 1994. — № 6. — С.56−58.
- Беленко, Н. М. Негативные эмоциональные состояния социального работника в трудной ситуации взаимодействия с клиентами Текст.: дис. .канд. психол. наук / Н. М. Беленко — Моск. гос. пед. ун-т. Москва: б. и., 2001.- 183 с.
- Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности Текст. / Н. А. Бернштейн. М.: Медицина, 1966.
- Бичелдей, Е. П. Влияние гелиогеофизических факторов на физическое и психическое состояние человека Текст.: автореф. дис.. канд. биол. наук / Е. П. Бичелдей — Рос. ун-т дружбы народов. Москва: [б. и.], 2002. — 23 с.
- Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте: психологическое исследование Текст. / Л. И. Божович — Акад. пед. наук. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
- Бреслав, Г. М. Психология эмоций Текст. / Г. М. Бреслав. 2-е изд., стер. — М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2006. — 544 с.
- Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве : норма и отклонения Текст. / Г. М. Бреслав. М.: Издательско-торговая компания «Дашков и К», 2003. — 340 с.
- Буторин, Г. Г. Психические состояния депривационного генеза в структуре школьной дезадаптации Текст.: дис.. д-ра. психол. наук / Г. Г. Буторин — Томский гос. ун-т., Челябинский гос. пед. ун-т. Челябинск: [б. и.], 2004−363 с.
- Бюлер, К. Реакция удовольствия и неудовольствия. Наслаждение, игра, творчество Текст. / К. Бюлер // Психология эмоций: хрестоматия / сост.
- B. К. Вилюнас. СПб.: Питер, 2007. — С. 148−153.
- Василевская, В. Я. Педагогическое изучение глубоко отсталых детей Текст. / В .Я. Василевская // Обучение и воспитание умственно отсталых детей / под. ред. Г. М. Дульнева, М. И. Кузьмицкой. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1969. — С.65−75.
- Василюк, Ф. Е. Фрустрация Текст. / Ф. Е. Василюк // Психология состояний: хрестоматия / сост. Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / под. ред. А. О. Прохорова. М.: ПЕР СЭ- СПб.: Речь, 2004.1. C.432−435.
- Велиева, С. В. Психические состояния детей дошкольного возраста Текст.: дис.. канд. психол. наук / С. В Велиева — Казанский технический. унт-Казань: [б. и.], 2001.-231 с.
- Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений Текст. / В. К. Вилюнас. М.: Изд-во Московского ун-та, 1976. — 142 с.
- Выготский, JI. С. Собрание сочинений Текст.: в 6 т. / JI. С. Выготский. -М.: Педагогика, 1982- 1984
- Т. 5. Основы дефектологии. 1983. — 368 с. Т. 3. Проблемы развития психики. — 1983. -368 с.
- Габдреева, Г. Ш. Методы регуляции психического состояния Текст. / Г. Ш. Габдреева // Психология состояний: хрестоматия / сост. Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / под. ред. А. О. Прохорова. М.: ПЕР СЭ- СПб.: Речь, 2004. — С.516−530.
- Ганзен, В. А. Систематизация психических состояний Текст. / В. А. Ганзен // Психология состояний: хрестоматия / сост. Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / под. ред. А. О. Прохорова. М.: ПЕР СЭ- СПб.: Речь, 2004. — С. 60−64.
- Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства —(см. хрестоматию)
- Гоголева, Г. С. Особенности формирования общетрудовых умений у дошкольников с тяжёлой умственной отсталостью Текст.: дис.. канд. пед. наук / Г. С. Гоголева — Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург: [б. и.], 2004. -179 с.
- Голиков, Ю. Я. Психология автоматизации управления техникой Текст. / Ю. Я. Голиков — РАН, Ин-т психологии. М.: Ин-т психологии, 1996. — 160 с.
- Джемс, У. Психология Текст. / У. Джемс- пер. с англ.- ред. Л. А. Петровская- отв. ред. М. Г. Ярошевский. М.: Педагогика, 1991. — 368 с.
- Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста Текст.: учебно-методическое пособие / сост. С. В. Велиева. Спб.: Речь, 2005.-240 с.
- Дикая, Л. Г. Психология саморегуляции функционального состояния субъекта в экстремальных условиях деятельности Текст.: дис.. д-ра. психол. наук / Л. Г. Дикая — Российская академия наук. Москва: [б. и.], 2002. — 342 с.
- Додонов, Б. И. В мире эмоций Текст. / Б И. Додонов. Киев: Политиздат Украины, 1987. — 140 с.
- Додонов, Б. И. Эмоция как ценность Текст. / Б. И. Додонов. М.: Политиздат, 1978. — 272 с.
- Долженко, А. И. Система обучения глубоко умственно отсталых детей бытовым навыкам Текст.: дис.. канд. пед. наук / А. И. Долженко — РАО Ин-т коррекционной педагогики. М.: [б. и.], 1995.- 147 с.
- Дьяченко, М. И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: Психологический аспект Текст. / М. И. Дьяченко. Минск: Университетское, 1985.-206 с.
- Еремина, А. А. Формирование продуктивной деятельности у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4−8 лет: на примере рисования Текст.: дис.. канд. пед. наук / А. А. Еремина — Московский гос. пед. ун-т им. В. И. Ленина. М.: 1994. — 157 с.
- Жане, П. Страх действия как существенный элемент меланхолии Текст. / П. Жане // Психология эмоций: хрестоматия / сост. В. К. Вилюнас. СПб.: Питер, 2007.-С. 364−375.
- Забрамная, С. Д. Некоторые особенности мимики глубоко умственно отсталых детей (имбецилов) Текст. / С. Д. Забрамная // Обучение и воспитание умственно отсталого ребёнка / МГПИ им. В. И. Ленина. М.: 1982. — С. 108 113.
- Задумова, Н. П. Логопедическая работа по формированию вербальных средств общения у детей с умеренной умственной отсталостью Текст.: дис.. канд. пед. наук / Н. П. Задумова — Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб.: [б. и.], 2005.-264 с.
- Закрепина, А. В. Пути социального развития детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью Текст.: дис.. канд. пед. наук / А. В. Закрепина — РАО Ин-т коррекционной педагогики. М.: [б. и.], 2003. -150 с.
- Занков Л. В. Психология умственно отсталого ребёнка Текст.: книга для студентов / Занков Л. В. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство наркомпроса РСФСР, 1939. -64 с.
- Запорожец, А. В. Эмоциональное развитие дошкольника Текст.: пособие для воспитателей дет. сада / А. В. Запорожец — под. ред. А. Д. Кошелевой. М.: Просвещение, 1985. — 175 с.
- Зейгарник, Б. В. Патопсихология Текст.: учеб. пособие для студентов вузов. 2-е изд., стер. / Б. В. Зейгарник. — М.: Академия, 2000. — 207 с.
- Иванова, Т. Н. Из опыта работы по развитию речи глубоко умственно отсталых детей Текст. / Т. Н. Иванова // Дефектология. 1980. — № 4. — С. 5155.
- Иващенко, Г. М. Клуб «Контакты-1» семья — дети Текст.: из опыта социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями / Г. М. Иващенко, Е. Н. Ким, М. Б. Мухина. — М.: НИИ семьи, 1998. — 80 с.
- Изард, К. Э. Психология эмоций Текст. / К. Э. Изард- пер. с англ. А. Татлыбаевой. СПб.: Питер, 1999. — 460 с.
- Изард, К. Э. Эмоции человека Текст. / К. Э. Изард- ред. Л. Я. Гозман, М. С. Егорова. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 440 с.
- Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология Текст.: учебник для вузов / Е. П. Ильин. СПб. и др.: Питер, 2001. — 454 с.
- Ильин, Е. П. Психология воли Текст.: учебное пособие / Е. П. Ильин. -СПб.: Питер, 2000. 280 с.
- Исаев, Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков Текст.: методическое руководство / Д. Н. Исаев. СПб.: Речь, 2003. — 389 с.
- Исаева, Т. Н. Формирование игры у детей дошкольного возраста с тяжёлой умственной отсталостью Текст.: дис.. канд. пед. наук / Т. Н. Исаева — Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М. А. Шолохова. Москва: [б. и.], 2001.-147 с.
- Кандыбович, Л. А. Психологические особенности обучения студентов Текст. / Л. А. Кандыбович // Психология обучения. 2007. — № 3. — С. 4−11.
- Киршбаум, Э. И. Фрустрация Текст. / Э. И. Киршбаум, А. И. Еремеева // Психология состояний: хрестоматия / сост. Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / под. ред. А. О. Прохорова. М.: ПЕР СЭ- СПб.: Речь, 2004. -С. 412−416.
- Кистенева, Е. П. Понимание эмоциональных состояний умственно отсталыми детьми Текст.: дис.. канд. пед. наук / Т. Н. Исаева — Моск. гос. пед. ун-т. Москва: [б. и.], 2000. — 190 с.
- Китаев-Смык Л. А. Психология стресса Текст. / Л. А. Китаев-Смык. -М. :1983, — 128 с.
- Китаев-Смык, Л. А. Психология и концепции стресса Текст. / Л. А. Китаев-Смык // Психология состояний: хрестоматия / сост. Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / под. ред. А. О. Прохорова. -М.: ПЕР СЭ- СПб.: Речь, 2004. С. 302−311.
- Конопкин, О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности Текст. / А. О. Конопкин. М.: Наука, 1980. — 256 с.
- Конопкин, О. А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) Текст. / О. А. Конопкин // Вопросы психологии. 1995. — № 1. — С. 5−12.
- Конопкин, О. А. Стилевые особенности саморегуляции деятельности Текст. / О. А. Конопкин, В. И. Моросанова // Вопросы психологии. 1989. -№ 5. — С. 18−26.
- Корельская, Н. Г. «Особенная» семья «особенный» ребёнок Текст.: кн. для родителей детей с отклонениями в развитии / Н. Г. Корельская. — М.: Советский спорт, 2003. — 232 с.
- Корнеева В. А., Методики коррекции эмоциональной сферы Текст. / В. А. Корнеева, Ю. С. Шевченко // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2003. — № 4. — С. 73−84.
- Креч, Д. Фрустрация, конфликт, защита Текст. / Д. Креч, Р. Кратчфилд, Н. Ливсон // Психология состояний: хрестоматия / сост. Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / под. ред. А. О. Прохорова. М.: ПЕР СЭ- СПб.: Речь, 2004. — С. 422−431.
- Кузнецова, А. С. Профессия «актёр»: о способах саморегуляции эмоциональных состояний Текст. / А. С. Кузнецова, О. В. Шипарева // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2005. — № 1. — С. 50−58.
- Кузьмицкая, М. И. Подготовка к практической жизни олигофренов в степени имбецильности (бытовая и социальная адаптация) Текст. / М. И. Кузьмицкая // Дефектология. 1977. — № 5. — С. 84−92.
- Кузьмицкая, М. И. Экспериментальное обучение глубоко умственно отсталых детей в условиях вспомогательной школы Текст. / М. И. Кузьмицкая, А. Р. Маллер, Г. В. Цикото // Дефектология. 1976. — № 6. — С. 26−30.
- Куликов, Л. В. Виды трудового стресса Текст. / Л. В. Куликов, О. А. Михайлова // Психология состояний: хрестоматия / сост. Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / под. ред. А. О. Прохорова. М.: ПЕР СЭ- СПб.: Речь, 2004. — С. 311 -320.
- Куликов, Л. В. Классификация психических состояний Текст. / Л. В. Куликов // Психология состояний: хрестоматия / сост. Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / под. ред. А. О. Прохорова. М.: ПЕР СЭ- СПб.: Речь, 2004. — С. 65−68.
- Куликов, Л. В. Диагностика психических состояний, настроений и сферы чувств Текст. / Л. В. Куликов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2006. — № 1. — С. 38−56.
- Куликов, Л. В. Модель регуляции настроения Текст. / Л. В. Куликов // Психология состояний: хрестоматия / сост. Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / под. ред. А. О. Прохорова. М.: ПЕР СЭ- СПб.: Речь, 2004. -С. 531−537.
- Куликов, Л. В. Психология настроения личности Текст.: автореф. дис. д-ра. психол. наук / Л. В. Куликов — Санкт-Петербургский государственный унт. СПб: [б. и.], 1997.-38 с.
- Ланге, Г. Душевные движения Текст. / Г. Ланге // Психология эмоций: хрестоматия / сост. В. К. Вилюнас. СПб.: Питер, 2007. — С. 112−130.
- Левитов, Н. Д. О психических состояниях человека Текст. / Н. Д. Левитов. М.: Просвещение, 1964. — 344 с.
- Леонова, А. Б. Структурно-интегративный подход к анализу функциональных состояний человека Текст. / А. Б. Леонова // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. 2007. — № 1. — С. 19−56.
- Леонова, А. Б. О понятии «функциональное состояние» Текст. / А. Б. Леонова // Психология состояний: хрестоматия / сост. Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / под. ред. А. О. Прохорова. М.: ПЕР СЭ- СПб.: Речь, 2004. — С. 243−249.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
- Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы и эмоции Текст.: конспект лекций / А. Н. Леонтьев. М.: Изд-во МГУ, 1971. — 40 с.
- Лоренц, К. Агрессия (так называемое «зло») Текст. / К. Лоренц — пер. с. нем. Г. Ф. Швейника. Спб.: Амфора, 2001. — 349 с.
- Лубовский, В. И. Специальная психология Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др. / под ред. В. И. Лубовского. М.: Академия, 2006. — 464 с.
- Лурье, Н. Б. Воспитание глубоко умственно отсталого ребёнка в семье Текст. / Н. Б. Лурье. М.: Педагогика, 1972. — 54 с.
- Макдауголл, У. Различение эмоции и чувства Текст. / У. Макдауголл // Психология эмоций: хрестоматия / сост. В. К. Вилюнас. СПб.: Питер, 2007. -С. 142−147.
- Маклаков, А. Г. Общая психология Текст.: учеб. пособие для студентов вузов и слушателей курсов психол. дисциплин / А. Г. Маклаков. СПб. и др.: Питер, 2002. — 582 с.
- Маллер, А. Р. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта Текст. / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. М.: Педагогика, 1988. — 128 с.
- Маллер, А. Р. Ребёнок с ограниченными возможностями Текст.: книга для родителей / А. Р. Маллер. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 80 с.
- Маллер, А. Р. Формирование устной речи глубоко умственно отсталых детей в процессе их обучения Текст.: дис.. канд. психол. наук / А. Р. Малер — НИИ дефектологии АПН СССР. Москва: [б. и.], 1974. — 152 с.
- Марцинковская, Т. Д. Диагностика психического развития детей Текст.: пособие для практ. психологии / Т. Д. Марцинковская. М.: Линка-пресс, 1997.-176 с.
- Метиева, Л. А. Особенности саморегуляции в структуре общей способности к учению умственно отсталых учащихся начальных классов Текст. / Л. А. Метиева // Дефектология. 2001. — № 6. — С. 11−18.
- Моросанова, В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека Текст. / В. И. Моросанова. М.: Наука, 1998. — 192 с.
- Моросанова, В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности человека Текст. / В. И. Моросанова // Психологический журнал. -1995. Т.16. — № 4. — С.26−36.
- Моросанова, В. И. Стилевые особенности саморегулирования личности Текст. / В. И. Моросанова // Вопросы психологии. 1991. — № 1. — С. 121−127.
- Моросанова, В. И. Стилевая саморегуляция поведения человека Текст. / В. И. Моросанова // Вопросы психологии. 2000. — № 2. — С. 118−127.
- Немчин, Т. А. Состояния нервно-психического напряжения Текст. / Т. А. Немчин. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.- 166 с.
- Новоселова, Н. А. Программы обучения детей с умеренной умственной и тяжёлой умственной отсталостью (подготовительный-10 кл.) Текст. /
- Н. А. Новоселова, А. А. Шлыкова. Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2004- 136 с.
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта Текст.: программы, методические рекомендации /Л. Б. Баряева, И. М. Бгажнокова, Д. И. Бойков, А. П. Зарин. Псков: ПОИПКРО, 1999. — 121 с.
- Обучение детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития Текст.: программы / С. В. Андреева, С. Н. Бахарева, Е. А. Виноградова и др.- под ред. А. Царёва. Псков: издательство AHO «Центр социального проектирования «Возрождение», 2004. — 124 с.
- Олыпанникова, А. Е. Эмоции и воспитание Текст. / А. Е. Олыпанникова.- М.: Знание, 1983. 80 с.
- Орехова, О. А. Цветовая диагностика эмоций ребёнка Текст.: практикум по психодиагностике / О А. Орехова. СПб.: Речь, 2002. — 112 с.
- Осокина, JI. И. Работа по развитию речи детей-имбецилов Текст. / J1. И. Осокина, Я. Г. Юдилевич // Дефектология. 1978. — № 4. — С. 43−47.
- Панкратов, В. Н. Фрустрация Текст. / В. Н. Панкратов // Психология состояний: хрестоматия / сост. Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / под. ред. А. О. Прохорова. М.: ПЕР СЭ- СПб.: Речь, 2004. -С. 436−438.
- Платонов, К. К. Психологический практикум Текст.: учеб. пособие / К. К. Платонов. М.: Высшая школа, 1980. — 165 с.
- Прадин, М. Чувства как регуляторы Текст. / М. Прадин // Психология эмоций: хрестоматия / сост. В. К. Вилюнас. СПб.: Питер, 2007. — С. 165−175.
- Практические занятия по психологии Текст. / под ред. А. Ц. Пуни. М.: Физкультура и спорт, 1977. — 120 с.
- Прохоров, А. О. Методы психической саморегуляции Текст.: учеб. пособие / А. О. Прохоров. Казань: Казанский гос. пед. ин-т, 1990. — 107 с.
- Прохоров, А. О. Неравновесные психические состояния человека Текст. / А. О. Прохоров // Мир психологии. 1998. — № 2. — С. 35−40.
- Прохоров, А. О. Психические состояния детей дошкольного возраста Текст. / А. О. Прохоров, С. В. Велиева // Вопросы психологии. 2003. — № 5. -С. 57−69.
- Прохоров, А. О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе Текст. / А. О. Прохоров. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 167 с.
- Прохоров, А. О. Рефлексивный слой психического состояния Текст. / А. О. Прохоров // Мир психологии. 2006. — № 2. — С. 38−48.
- Прохоров, А. О. Функциональные структуры и средства саморегуляции психических состояний Текст. / А. О. Прохоров // Психологический журнал. -2005. Т.26. — № 2. — С. 68−80.
- Прохоров, А. О. Функциональные структуры психических состояний Текст.: автореф. дис.. д-ра психол. наук / А. О. Прохоров — Санкт-Петербургский государственный ун-т. СПб: [б. и.], 1992. — 30 с.
- Психодиагностика детей и взрослых Текст.: методические рекомендации / сост. JI. В. Жемчугова. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1994.- 18 с.
- Психодиагностика эмоциональной сферы личности Текст.: практическое пособие / авт.-сост. Г. А. Шалимова. М.: АРКТИ, 2006. — 232 с.
- Психологический словарь Текст. / под. ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика — Пресс, 1997. — 440 с.
- Пурас, Д. К. Выраженная умственная отсталость в городской детской популяции Текст.: автореф. дис.. канд. мед. наук / Д К. Пурас — Моск. НИИ психиатрии. М.: 1988. — 24 с.
- Рибо, Т. Болезни личности- Опыт исследования творческого воображения- Психология чувств Текст. / Т. Рибо- пер. с фр. Минск: Харвест, 2002. — 783 с.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии Текст.: учебник / С. Л. Рубинштейн. СПб. и др.: Питер, 2000. — 712 с.
- Рубинштейн С. Я., Психология умственно отсталого школьника Текст.: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / С. Я. Рубинштейн- 2-е изд., переаб. и доп. М.: Просвещение, 1979. — 192 с.
- Сагалакова, О. А. Социальная фобия : психосемантический анализ алгоритмов эмоционально-когнитивного реагирования на социальные ситуации Текст.: дис.. канд. психол. наук / О. А. Сагалакова — Алтайский гос. ун-т. -Томск: [б. и.], 2005.-210 с.
- Селье, Г. Что такое стресс? Текст. / Г. Селье // Психология состояний: хрестоматия / сост. Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / под. ред. А. О. Прохорова. М.: ПЕР СЭ- СПб.: Речь, 2004. — С. 298−302.
- Семенова, Т. И. Взаимосвязь интеллекта и механизмов психологической защиты Текст.: дис.. канд. психол. наук / Т. И. Семенова — Институт психологии РАН Москва: [б. и.], 2004. — 188 с.
- Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии Текст. / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2001 — 350 с.
- Сидорова, О. А. Нейропсихология эмоций Текст. / О. А. Сидорова / отв. ред. П. В. Симонов. М.: Наука, 2001 — 147 с.
- Симонов, П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций Текст. / П. В. Симонов. М.: Наука, 1970. — 141 с.
- Симонов, П. В. Эмоциональный мозг Текст. / П. В. Симонов. М.: Наука, 1981−215 с.
- Скоробогатова, Н. В. Некоторые аспекты невербального поведения подростков с нарушениями интеллекта Текст.: монография / Н. В. Скоробогатова, Е. В. Хлыстова. Шадринск, 2005. — 222 с.
- Сосновикова, Ю. Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика Текст.: пособие для студентов и учителей / Ю. Е. Сосновикова. Горький: Горьковский государственный педагогический институт им А. М. Горького, 1975 — 118 с.
- Степанова, Г. Эмоциональные состояния ребёнка-дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада Текст. / Г. Степанова // Дошкольное воспитание. 1998. — № 5. — С. 39−53.
- Стернина, Т. 3. Понимание эмоциональных состояний другого человека детьми с ЗПР Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / Т. 3. Стернина — Институт психологии РАН Москва: [б. и.], 1988. — 16 с.
- Фирулева, Е. В. Восприятие саморегуляции психических состояний Текст.: дис.. канд. психол. наук / Е. В. Фирулева — Пермский гос. ун-т. -Пермь: [б. и.], 2002. 210 с.
- Фрейд, 3. Тревога Текст. / 3. Фрейд // Психология эмоций: хрестоматия / сост. В. К. Вилюнас. СПб.: Питер, 2007. — С. 378−388.
- Хромов, А. Б. Позитивные эмоциональные состояния младших школьников в ситуациях дифференцированного обучения Текст.: дис.. канд. психол. наук / А. Б. Хромов — Курганский гос. ун-т. Курган: [б. и.], 2005. -235 с.
- Цагарелли, Е. Б. Личностные детерминанты неравновесных психических состояний Текст.: дис.. канд. психол. наук / Е. Б. Цагарелли — Казанский институт экономики, управления и права. Казань: [б. и.], 2003. — 188 с.
- Цикото, Г. В. Об интеллектуальном развитии детей-имбецилов Текст. / Г. В. Цикото // Дефектология. 1979. — № 1. — С. 14−19.
- Чернухина, Е. Е. Педагогические условия коррекции неблагоприятных эмоциональных состояний учащихся младших классов Текст.: дис.. канд. пед. наук / Е. Е. Чернухина — Моск. гос. открытый пед. ун-т. Москва: [б. и.], 2002.-216 с.
- Чеснокова, И. И. К проблеме психических состояний человека Текст. / Чеснокова И. И. // Психология состояний: хрестоматия / сост. Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / под. ред. А. О. Прохорова. М.: ПЕР СЭ- СПб.: Речь, 2004. — С. 47−50.
- Шаповалова, О. Е. Использование проективных методик при изучении особенностей эмоциональной сферы учащихся с интеллектуальнойнедостаточностью Текст. / О. Е. Шаповалова // Дефектология. 2001. — № 4. -С. 15−20.
- Шаповалова, О. Е. Переживание умственно отсталыми школьниками своего отношения к страшному Текст. / О. Е. Шаповалова // Дефектология. -1998. -№ 1. С.37−41.
- Шкляр Н. В., Коррекция и развитие эмоциональной сферы умственно отсталых младших школьников Текст. / Н. В. Шкляр // Начальная школа. -2007.-№ 8.-.С.71−73.
- Шмырёва, О. И. Психологическая модель преодоления неблагоприятных эмоциональных состояний у подростков Текст.: дис.. канд. психол. наук / О. И. Шмырёва — Воронежский гос. пед. ун-т. Воронеж: [б. и.], 2005. — 146 с.
- Щетинина, А. М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека Текст.: дис.. канд. психол. наук / А. М. Щетинина — Ленинградский гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. -Ленинград: [б. и.], 1984. 196 с.
- Щетинина, Е. В. Особенности эмоциональной сферы детей с проблемами психического развития Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / Е. В. Щетинина — Моск. гуманитарно-социальная академия. Москва: [б. и.], 2002.-21 с.
- Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция Текст. / Е. Р. Баенская, В. В. Лебединский, M. М. Либлинг, О. С. Никольская. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 197 с.
- Юдилевич, Я. Г. Учёт индивидуальных особенностей одигофренов-имбецилов в коррекционно-воспитательной работе / Я. Г. Юдилевич // Дефектология. № 3. — 1981. С. 51−57.
- Янданова, Т. И. Особенности отношений умственно отсталых школьников с учителем в конфликтных ситуациях Текст.: дис.. канд. психол. наук / Т. И. Янданова — РАО Ин-т корр. пед. Москва: [б. и.], 2000. -190 с.
- Cornellissen, L. Teacher education and personal involment Текст. / L. Cornellissen // Инновационные процессы в коррекционной педагогике. -СПб.: Изд-во ИРВ, 1998. С. 31−35.
- Elbert, J. Geistige Behinderung Formierungsprozesse und Akte der Gegenwehr Текст. / J. Elbert // Kastantowics. V. (HRSG.): Wege aus Isolation. -Heidelberg, 1986. — s. 56−105.
- Feuser, G. Schwerstbehinderte in der Schule fiier Geistigbehinderte Текст. / G. Feuser. Ditmann, 1979. — s. 21−42.
- Feuser, G. Integrative Erziehund und Unterricht schwerstbehinderte Kinder -Eine Frage der Didaktik! Текст. G. Feuser // VDS Landesversband Hamburg (HRSG.): Entwisklungsfoerung Schwerst behinderte Kinder und Jugenderung. -Hamburg, 1990. — s. 52−68.
- Lovaas, О. I. The nature of behavioral treatment and research with yang autistic persons Текст. / О. I. Lovaas, K. Calouri, J. Jada // Diagnosis and treatment of autism / Ed. by C. Gilberg. NY, 1989. — p. 285−306.
- Образцы наглядных материалов для «Уроков общения» (по С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина и др. 2003)1. Ы ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ
- Посмотри на гномов. У них разное настроение. Какое? Таким з разным оно может быть у тебя и у твоих друзей.
- ВИДЫ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ состояний
- Ты видишь настроение Бывает самым разным: Ужасным и весёлым, И грустным, и прекрасным.1. И. Павлова)
- ВИДЫ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ состояний
- Как ты думаешь, что чувствует сейчас каждый шарик? Соедини рисунки и слова., 1. СПОКОЙСТВИЕ1. РОБОСТЬ1. ЗЛОСТЬ1. СТРАХ1. УСТАЛОСТЬ1. ВЕСЕЛЬЕ1. УДИВЛЕНИЕ1
- ИДЫ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ состояний1. УЖАС1. НЕДОВОЛЬСТВО1. ГРУСТЬ1. УДОВОЛЬСТВИЕ1. СЧАСТЬЕ1. БЕЗРАЗЛИЧИЕ
- Бланк оценки уровня развития эмоционально-коммуникативныхдействий школьника
- Бланк оценки уровня развития эмоционально-коммуникативныхдействий школьникап/п эмоционально-коммуникативные действия освоение действий
- Установление визуального контакта с собеседником
- Ориентация на лицо взрослого
- Удержание позы во время диалога (сидя, стоя)
- Соблюдение коммуникативно-физической дистанции
- Адекватное использование выражения лица
- Умение выражать эмоции жестами, мимикой.
- Умение регулировать собственное эмоциональное состояние8/ Умение преодолеть аффективную реакцию
- Подражание эмоциям учителя
- Подражание эмоциям сверстников
- Умение разделять позитивное эмоциональное состояние окружающих
- Умение разделять негативное эмоциональное состояние окружающих
- Образцы заполнения бланков экспертных оценок Бланк экспертной оценки
- Уважаемый эксперт! По результатам наблюдения оцените степени влияния средовых факторов на эмоциональное состояние учащегося 4б класса Андрея К.
- Эмоциональное состояние учителя 3
- Эмоциональное состояние учащихся (сверстников, других детей) 2
- Эмоциональное состояние матери (близкого человека) 2
- Период учебного дня (утро, середина дня, вечер) 3
- Период учебной недели (начало, середина, конец) 3
- Геомагнитные факторы (магнитная буря, осадки, изменения атмосферного давления) 2
- Наказание со стороны взрослого (педагога, родителей) 1
- Конфликт с другими детьми 1
- Конфликт со взрослым (педагогом, родителями) 1
- Появление незнакомых лиц в классе (школе, коллективе) 2
- Скопление большого количества людей (в общественном месте) 31. Бланк экспертной оценки
- Уважаемый эксперт! По результатам наблюдения оцените степени влияния средовых факторов на эмоциональное состояние учащегося 1 б класса Семёна П.
- Эмоциональное состояние учителя 1
- Эмоциональное состояние учащихся (сверстников, других детей) 2
- Эмоциональное состояние матери (близкого человека) 3
- Период учебного дня (утро, середина дня, вечер) 3
- Период учебной недели (начало, середина, конец) 3
- Геомагнитные факторы (магнитная буря, осадки, изменения атмосферного давления) 3
- Наказание со стороны взрослого (педагога, родителей) 3
- Конфликт с другими детьми 2
- Конфликт со взрослым (педагогом, родителями) 2
- Появление незнакомых лиц в классе (школе, коллективе) 2
- Скопление большого количества людей (в общественном месте) 31. Бланк экспертной оценки
- Уважаемый эксперт! По результатам наблюдения оцените степени влияния средовых факторов на эмоциональное состояние учащегося 8 б класса Екатерины X.
- Эмоциональное состояние учителя 3
- Эмоциональное состояние учащихся (сверстников, других детей) 3
- Эмоциональное состояние матери (близкого человека) 3
- Период учебного дня (утро, середина дня, вечер) 2
- Период учебной недели (начало, середина, конец) 2
- Геомагнитные факторы (магнитная буря, осадки, изменения атмосферного давления) 3
- Наказание со стороны взрослого (педагога, родителей) 3
- Конфликт с другими детьми 3
- Конфликт со взрослым (педагогом, родителями) 3
- Появление незнакомых лиц в классе (школе, коллективе) 3
- Скопление большого количества людей (в общественном месте) 3