Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Личностные факторы понимания и переживания стихотворного текста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научный интерес к проблемам взаимодействия человека и искусства возникает одновременно с зарождением науки и не ослабевает по настоящее время. Действительно, искусство является уникальной формой человеческой деятельности, оказывая существенное влияние на развитие как отдельного человека, так и. общества в целом. Искусство и психология, несомненно, имеют общность интересов. И искусство… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Понимание и переживание стихотворного текста в контексте взаимодействия человека и искусства
    • 1. 1. Понимание и переживание стихотворного текста как феномен психической 12−15 жизни
    • 1. 2. Искусство как уникальный феномен человеческой деятельности
      • 1. 2. 1. Представления о творческой личности в исторической перспективе гуманитарных наук
      • 1. 2. 2. Психологические особенности творческого процесса
    • 1. 3. Художественный текст как объект взаимодействия
      • 1. 3. 1. Субъективность содержания художественного текста
      • 1. 3. 2. Особенности построения поэтического текста
    • 1. 4. Личность читателя как объект психологического исследования
      • 1. 4. 1. Социально-психологические характеристики читательской деятельности
      • 1. 4. 2. Психологические особенности восприятия художественного текста
      • 1. 4. 3. Стадии восприятия художественного текста
      • 1. 4. 4. Теоретические подходы к проблеме понимания и переживания 74−83 художественного текста читателями
  • Глава II. Методология и методы исследования личностных факторов понимания и переживания стихотворного текста
    • 2. 1. Обоснование методологического подхода к исследованию личностной обусловленности понимания и переживания стихотворного текста
    • 2. 2. Программа исследования
    • 2. 3. Характеристика выборки
    • 2. 4. Описание схемы исследования
    • 2. 5. Описание методов и методик исследования
  • Глава III. Анализ результатов исследования личностных факторов понимания и переживания стихотворного текста
    • 3. 1. Понимание и переживание стихотворного текста читателями
      • 3. 1. 1. Смысловое пространство стихотворного текста
      • 3. 1. 2. Базовые параметры переживания стихотворных текстов
      • 3. 1. 3. Понимание событийного контекста стихотворных 144−154 текстов
      • 3. 1. 4. Ценностно-смысловые аспекты понимания стихотворных 154−170 текстов
    • 3. 2. Личность как фактор понимания и переживания стихотворного текста
      • 3. 2. 1. Формально-динамические и эмоционально-волевые свойства личности и восприятие стихотворений
      • 3. 2. 2. Коммуникативные свойства личности и восприятие стихотворений
      • 3. 2. 3. Ценностно-смысловые свойства личности и восприятие стихотворений
    • 3. 3. Системное описание личностной обусловленности понимания и переживания стихотворного текста

Личностные факторы понимания и переживания стихотворного текста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современная психология характеризуется возрастанием интереса к духовной стороне жизни человека, рассмотрением его в контексте освоения психологических, ментальных, социокультурных аспектов жизненного пространства. Такой интерес обусловлен интенсификацией социальных изменений и преобразований, ведущихся в обществе. Эти процессы актуализируют потребность человека в духовном самосовершенствовании, способствуют творческому преобразующему отношению к жизни в быстро меняющихся условиях предметного и социального мира. В связи с этим, возрастает значимость исследований проблем взаимодействия человека и искусства как одного из фундаментальных способов духовного становления личности. С другой стороны, существует проблема, заключающаяся в сложности, а подчас и невозможности достижения удовлетворительного научного объяснения природы восприятия и создания произведений искусства, которую относят к фундаментальным процессам мировосприятия (Е.А. Лапина, В. М. Розин и др.).

На современном этапе можно выделить четыре направления в рассмотрении психологии искусства. Представители первого направления рассматривают в качестве предмета исследования личность творца и особенности творческого процесса, анализируют системно-уровневую организацию творчества, его психологические механизмы и сущностные характеристики (Б.Г. Ананьев, Д. Б. Богоявленская, В. М. Бехтерев, A.M. Матюшкин, A.A. Мелик-Пашаев, Я. А. Пономарев, П. М. Теплов, П. М. Якобсон, и др.). Второе направление реализуется в изучении произведений искусства, особенностей их построения и воздействия на человека (В.М. Аллахвердов, М. М. Бахтин, В. П. Белянин, JI.C. Выготский, И. Р. Гальперин, М. С. Каган, Ю. М. Лотман, В. Руднев и др.). В рамках третьего направления изучается процесс восприятия произведений искусства различными группами людей (Л.И. Беляева, В. А. Бородина, Т. Г. Дридзе, Л. Г. Жабицкая,.

Е.П. Крупник, О. И. Никифорова, H.A. Рубакин, П. Русев, Б. Г. Умнов и др.). Четвертое направление представлено работами, в которых разрабатывается комплексный подход к психологии искусства, где ее предмет представлен в рассмотрении полисубъектного взаимодействия человек — художественный предмет — среда (Л.Я. Дорфман, Д. А. Леонтьев, В. Ф. Петренко, В. Е. Семенов и др.).

Тем не менее, анализ литературных данных, посвященных исследованиям процесса восприятия художественной литературы, указывает на то, что психологические механизмы, обусловливающие понимание и переживание художественных произведений остаются малоизученными. При этом изучение проблем восприятия художественных текстов в большей степени рассматривается с позиций общих и специальных способностей, определяющих уровни понимания текста, что побуждает определять искусство не как механизм личностного развития, а скорее как его цель. В то же время остаются недостаточно реализованными в практике изучения восприятия художественных произведений идеи Н. А. Рубакина о преимущественном значении психологических особенностей читателя в процессе его взаимодействия с произведением искусства, где последнее выступает только как стимул для читательских реакций. Рассмотрение психологии искусства без включения в предмет исследования системы отношений автор-текст-читатель оставляет вне внимания важнейшие аспекты взаимовлияний участников полисубъектного взаимодействия, что препятствует более глубокому пониманию психологических механизмов понимания и переживания произведений искусства. В связи с этим, проблемы психологии искусства должны решаться в рамках междисциплинарного подхода, объединяющего идеи психологии художественного творчества и художественного восприятия, психосемантики и психолингвистики художественного текста.

В ряду произведений искусства наиболее интересным представляется изучение понимания и переживания именно стихотворных текстов. Поэзии присуще наиболее концентрированное художественное и эмоциональное выражение в слове. Поэтическая речь отличается от прозаической, прежде всего внутренней образностью слова, звучание и ритм стиха раскрывает особенный смысл содержания. Поэзия является выразителем эмоционального состояния социума, носителем настроений общества и гражданских позиций (С.Н. Шепелева, В. И. Батов, В. М. Петров, 1998, Ролло Мей, 2001 и др.). Наряду с этим, поэтическое слово в наибольшей степени отражает индивидуальность и самобытность его автора, ярко проявляя его жизненную позицию.

Основной задачей подхода, представленного в исследовании, выступает изучение личностной обусловленности понимания и переживания стихотворных текстов различного смыслового содержания. Более глубокое изучение данной проблемы позволит раскрыть психологические механизмы понимания и переживания стихотворного текста. Понимание и переживание стихотворного текста читателем можно определять как процесс коммуникации, в результате которой осваиваются смыслы художественного произведения. Коммуникативная ситуация в данном случае обогащена за счет акцентуации тех коммуникативных факторов, которые вследствие специфики художественного текста выходят на первый план. Таким образом, в традиционной коммуникативной модели ведущее место занимают субъективные факторы коммуникации — образ, концепт и смысловое поле стихотворного текста, образ и позиция лирического героя, образ и позиция автора, образ и позиция читателя в смысловом поле текста. Система психологических особенностей коммуникативного процесса, обусловливающих качественное своеобразие понимания и переживания художественного текста, определяется нами как личностные факторы понимания и переживания стихотворного текста. Личностные факторы понимания и переживания стихотворения представляются как функциональная система, связанная с разноуровневыми характеристиками организации личности, от ценностно-смысловых до формальнодинамических и эмоциональных уровней ее организации. В то же время личностные факторы понимания и переживания стихотворного текста проявляется как личностный механизм включения в ситуацию взаимодействия человека и искусства, где накопленный читателем жизненный опыт, привычные формы осуществления жизнедеятельности, коммуникативные установки и ценности наиболее ярким образом раскрываются по отношению к смысловому содержанию художественного текста. Личностное разрешение противоречий, характеризующих природу художественного текста (Л.С. Выготский, В. М. Аллахвердов и др.), приводящее к конструированию образов текста и его автора, определяет характер понимания и переживания стихотворного текста читателем.

Теоретический анализ психологической литературы по проблеме позволил сформулировать следующую гипотезу:

— Содержание понимания и переживания стихотворного текста обусловлено комплексом личностных свойств, системная организация которых представлена следующими уровнями психической организации личности: ценностно-смысловой, коммуникативный, эмоционально-волевой, формально-динамический.

Цель исследования заключалась в выявлении значимых личностных факторов, определяющих содержательно-структурные характеристики феномена понимания и переживания стихотворного текста читателями.

Объект исследования — личность читателя юношеского возраста. В исследовании приняли участие 184 человека в возрастном диапазоне от 18 до 23 лет. Дополнительно к исследованию были привлечены читатели подросткового и зрелого возраста. Общая численность выборки составила 261 человек, из них: читателей подросткового возраста 27 человек, юношеского возраста 184 человека, зрелого возраста 50 человек.

Предмет исследования. Системная организация комплекса личностных свойств, определяющих понимание и переживание стихотворного текста.

Цель и гипотеза исследования определяют следующие его задачи:

1. Обосновать и разработать методологический подход и исследовательский комплекс по изучению личностной обусловленности понимания и переживания стихотворного текста.

2. Изучить смысловое содержание стихотворных текстов.

3. Определить особенности эмоционального реагирования на стихотворные тексты с различной смысловой направленностью.

4. Проследить возрастную динамику эмоционально-оценочных реакций на стихотворные тексты.

5. Раскрыть особенности понимания и переживания стихотворного текста в группах читателей с различной эмоциональной реакцией на стихотворный текст.

6. Выявить системообразующие личностные факторы понимания и переживания стихотворного текста.

7. Провести системное описание личностной обусловленности понимания и переживания стихотворного текста.

Теоретическую и методологическую основу данного исследования составили:

— принципы комплексности и системности представления изучаемого явления, изложенные в трудах Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова и др.;

— культурно-исторический подход к рассмотрению психологических явлений (А.Г.Асмолов, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Р. Лурия,.

A.В.Петровский, В. В. Рубцов, В. А. Шкуратов и др.) концепция смысловой структуры сознания (Л.С.Выготский,.

B.П.Зинченко, А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, В. Х. Манеров и др).

— гуманистический подход к природе творчества (А. Маслоу, Р. Мей, К. Роджерс и др.).

— личностный и субъектный подходы к проблеме понимания (К.А. Абульханова, A.B. Срушлинский, В. В. Знаков, А. Н. Славская и др.).

— феноменологический и герменевтический подход к изучению проблем взаимодействия человека и искусстваидеи библиологической психологии, изучающей проблемы читательской деятельности.

Методы исследования. Для реализации поставленных целей и задач использовался комплекс методов психолого-герменевтического, психолингвистического, психосемантического анализаопрос, экспертное оценивание, методы количественного и качественного анализа данных психологического исследования.

Научная новизна состоит в том, что определена система личностных факторов понимания и переживания стихотворного текста, представляющих собой вариативное сочетание комплекса личностных свойств, опосредующих понимание и переживание стихотворного текста, что позволило описать особенности взаимодействия читателя и художественного текста в контексте личностного подходапонимание и переживание стихотворного текста рассмотрены как целостный психический феномен, что способствовало получению более полного и уточненного представления о содержательных и структурных характеристиках восприятия художественного произведенияуглублено понимание особенностей эмоционально-оценочных реакций на стихотворный текстпредложена модель смыслового пространства стихотворного текста и типология переживания стихотворного текста. Впервые было проведено всестороннее исследование личности читателя, как структурного, динамического, сложного образования, предрасполагающего к определенному типу когнитивного и аффективного реагирования на стихотворный текст.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке проблемы восприятия стихотворных текстов в контексте личностного подходапостроении системной модели личностной обусловленности понимания и переживания стихотворного текста.

Практическая значимость работы определяется выявлением системообразующих факторов в структуре личности читателя, обусловливающих различные типы понимания и переживания художественных произведений, что может служить основанием для дальнейшей разработки методов терапии художественным словом, определения необходимых условий для проведения библиотерапевтических программ или использование процедур работы с художественным текстом в рамках других психокоррекционных направлений. Результаты проведенного исследования могут быть использованы для разработки новых диагностических процедур, где стихотворный текст используется как проективный стимул. Выявленные в процессе диссертационного исследования закономерности также могут быть использованы при обучении студентов психологических, филологических и библиотековедческих специальностей, в работе институтов повышения квалификации работников образования и культуры.

Достоверность и обоснованность научных положений и выводов обеспечивалась обоснованностью методологических основ исследованияподбором адекватных целям и задачам методов исследованияпредставительностью выборкиа также подтверждена математической обработкой полученных данных с целью определения статистической значимости выявленных различий и структурных описаний.

Положения, выносимые на защиту:

1. Смысловое содержание стихотворного текста включает три базовые составляющие: фактуально-событийная (отражающая личносгно-смысловую концепцию автора), культурно-историческая отражающая временной смысловой контекст) и личностные смыслы читателяфактуально-событийная и культурно-историческая составляющие интегрируются в систему личностных смыслов читателей, определяя пространство понимания и переживания стихотворного текста.

2. Понимание и переживание стихотворного текста представляет собой целостный феномен, проявляющийся как единство когнитивных и аффективных реакций, интерпретаций и оценок стихотворения, организующихся на основании переживания значимости, ценности художественного произведения и его психологической комфортности.

3. Переживание стихотворного текста обогащает понимание событийного контекста стихотворения за счет включения в художественную реальность образа Я читателябазальные эмоции выступают как основа для построения художественной реальности и определяют типы переживания стихотворного текста (принятие, заражение, отстранение и отвержение смыслового содержания стихотворного текста).

4. Комплекс личностных свойств, представляющий ценностно-смысловые, коммуникативные, эмоционально-волевые, формально-динамические характеристики, определяет характер понимания и переживания стихотворного текста и проявляется как система личностных факторов понимания и переживания стихотворения.

5. Личностные факторы понимания и переживания стихотворения включают в себя инвариантный и вариативный компонентыинвариантный к смысловому содержанию стихотворения компонент определяет условия чувствительности к поэзии, представляя собой основание для восприятия стихотворных текстоввариативный компонент связан с интерпретацией и оценкой стихотворений различного смыслового содержания, предопределяя тип переживания стихотворного текста определенного смыслового содержания.

Апробация работы. Результаты и основные положения проведенного исследования обсуждались на научно-методических семинарах аспирантов и заседаниях кафедр методов психологического познания и психологии человека РГПУ им. А. И. Герцена. Содержание диссертации использовалось в спецкурсе для студентов психолого-педагогического факультета РГПУ им. А. И. Герцена.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

1. Восприятие женской поэзии читателями // Психология человека: интегративный подход в психологии: Сб. трудов. — СПб. :Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004 г. Вып.2 — С. 132−141.

2. Смысловое пространство стихотворного текста // Смысловые пространства современного человека: Сб. научных статей. -СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005 — С. ЗЗ7−349.

3. Понимание и переживание стихотворного текста как предмет психологического анализа // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Аспирантские тетради: № 9 (29): Научный журнал. — СПб., 2007 (март). — С. 189 — 193, 0,5 пл.

4. Проект Ю. Л. Личностные детерминанты понимания и переживания стихотворного текста. [Электронный ресурс] // Электронное научное издание «Письма в Emissia. Offline: электронный научно-педагогический журнал» — СПб., 2007 г., ART 1168, Гос. per. N 420 600 031. Объем 0,5 п.л. Режим доступа: свободный http://www.emissia.50g.eom/offline/2007/l 168.htm.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Основной текст диссертации изложен на 230 страницах, содержит 27 таблиц и 7 рисунков. Приложение включает 30 таблиц и 16 рисунков.

Список литературы

включает 226 наименований.

выводы.

1. Базовыми факторами в категориальной структуре смыслового содержания стихотворных текстов являются факторы удовлетворенности-неудовлетворенности жизнью и активности-пассивности жизненной позиции, отраженные в стихотворении. В семантическом пространстве этих факторов можно выделить четыре основных типа смысловых содержаний стихотворных текстов:

• выраженное внутреннее напряжение (внутриличностный конфликт, неудовлетворенность жизнью) при пассивной жизненной позиции;

• выраженное внутреннее напряжение (внутриличностный конфликт, неудовлетворенность жизнью) при активной жизненной позиции;

• внутренняя гармония, удовлетворенность жизнью при пассивной жизненной позиции.

• внутренняя гармония, удовлетворенность жизнью при активной жизненной позиции;

2. Анализ базовых параметров переживания позволяет определить четыре типа переживания стихотворного текста, организующихся по принципу значимости, ценности стихотворного текста и его психологической комфортности. Выделенные типы переживания соответствуют: принятие — переживанию ценности стихотворного текста при его психологической комфортностизаражение — переживанию ценности стихотворного текста при наличии психологического дискомфортаотвержениеобесцениванию теста при наличии психологического дискомфортаотстранение — обесцениванию текста при его психологической комфортности.

3. Понимание событийного контекста стихотворного текста в малой степени опосредуется типом базового переживания стихотворения и является сходным в исследуемых группах. При этом содержание понимания событийного контекста стихотворений читателями юношеского возраста соответствует результатам экспертной оценки стихотворных текстов и выделенным параметрам категориальной структуры стихотворного текста, что может определять событийный контекст художественного произведения как его универсальный, инвариантный смысл, определенный авторской концепцией художественной реальности. 4. Ценностно-смысловые аспекты понимания стихотворных текстов обусловлены типом переживания произведения и проявляются через включение в художественную реальность образа Я читателя, что приводит к формированию познавательного и ценностного отношения к стихотворению и способствует обогащению событийного контекста стихотворения личностным контекстом читателя. Отстранение связано с подавлением чувственного, эмоционального оценивания, что может быть связано с демонстрацией эмоционального безразличия к содержанию стихотворных текстов. Цветовые ассоциации данных читателей символизируют эмоционально нейтральное и положительное отношение к текстам, в то же время характер осознаваемого компонента оценки свидетельствует скорее о негативном отношении к ним. Стихотворный текст не вызывает у таких читателей желание осмыслять различные аспекты жизни и мироустройства. При этом отсутствие личностной включенности приводит к поверхностному пониманию стихотворного текста, ограниченному событийным контекстом произведения.

Отвержение характеризуется оценками, в наибольшей степени отражающими негативное эмоциональное отношение к стихотворным текстам. Стремясь показать эмоционально безразличное отношение к стихотворениям, такие читатели, тем не менее, отмечают у себя наибольшую по отношению к другим группам выраженность гнева. Чаще всего они отрицают возможности решения проблемы, заявленного в тексте, их не устраивает позиция автора, они не склонны сопереживать ему. Автор текста представляется как человек, неспособный адекватно разрешать трудные жизненные ситуации.

— Заражение раскрывается через переживание читателями дискомфорта как в осознаваемых, так и неосознаваемых компонентах эмоционального отражения стихотворений. Так при высокой эмоциональной оценке стихотворений читатели отмечают возникающий страх и печаль в адрес стихотворений, выбирают к стихотворениям цветовые ассоциации, символизирующие негативное эмоциональное отношение к объекту оценивания. Поставленные в содержании стихотворения проблемы актуализируют целый комплекс переживаний, связанных с экзистенциальными проблемами человеческого бытия. Читатели актуализируют свое внимание на негативных аспектах событийного контекста стихотворного текста. Текст побуждает данных читателей в первую очередь видеть травмирующие факторы сложившейся ситуации и возможные опасности ее развития.

— Принятие связано с более интенсивным переживанием эмоций, согласованностью осознаваемого и неосознаваемого компонентов эмоционального отражения стихотворений, при этом эмоциональные оценки данных читателей свидетельствуют о наиболее ярком эмоционально положительном отношении к прочитанным стихотворениям. Для таких читателей наиболее характерно находить радость, как в эмоциях содержания произведений, так и в собственном эмоциональном отклике на них. Стихотворение способствует отреагированию вытесненных переживаний и вместе с этим раскрытию внутренних ресурсов преодоления сложных ситуаций. Для данных читателей характерно более частое включение в ассоциации собственного жизненного контекста, положительное оценивание личности автора или лирического героя, позитивный взгляд на жизненные перспективы лирического героя.

5. Выделены инвариантные и вариативные свойства личности, определяющие характер понимания и переживания стихотворения. Инвариантные к смысловому содержанию стихотворения личностные характеристики определяют общую восприимчивость к поэтическому слову, вариативные личностные характеристики, связанные с высокой оценкой личностной значимости того или иного стихотворения.

6. Инвариантные к смысловому содержанию стихотворения свойства личности определяют ее чувствительность к поэзии в целом. Поэзия, для которой характерно в интенсивной сжатой форме передавать переживания человека, оказывается привлекательной для молодых людей, отличающихся ответственностью и высокой чувствительностью к оценкам окружающих, повышенной ранимостью и обидчивостью. Для них характерно долго переживать неудачи в жизненных начинаниях и социальных контактах, что блокируют их активность. Тенденция к избеганию ситуаций, угрожающих самооценке, стремление сохранить позитивную оценку других людей, отношение к себе с точки зрения привлекательности для окружающих также повышает чувствительность к поэзии. Читательский талант определяется коммуникативным талантом личности, умением настроится на собеседника, почувствовать его настроение. Эти личностные свойства влияют на взаимодействие человека и искусства вне зависимости от смысловых концептов взаимодействующих сторон.

7. Вариативные факторы понимания и переживания стихотворного текста проявляются в различных аспектах личности, что позволяет рассматривать эти аспекты как уровни проявления системы личностных факторов понимания и переживания стихотворения. Система личностных факторов понимания и переживания стихотворения представляется как сочетание личностных свойств читателя, определяющее возможности проявления его когнитивных и аффективных реакций в ситуации взаимодействия смысловых пространств художественного текста и читателя. Формально-динамический и эмоционально-волевой уровни системы личностных факторов проявляют свое влияние на вариативность понимания стихотворений в базисе личности, опосредующем возможность жизненной реализации событийного контекста предпочитаемого стихотворения. Коммуникативный уровень опосредования понимания и переживания в большей степени характеризуется как основа возникновения диалога между читателем и автором, а ценностно-смысловой является доминирующим в понимании стихотворения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Научный интерес к проблемам взаимодействия человека и искусства возникает одновременно с зарождением науки и не ослабевает по настоящее время. Действительно, искусство является уникальной формой человеческой деятельности, оказывая существенное влияние на развитие как отдельного человека, так и. общества в целом. Искусство и психология, несомненно, имеют общность интересов. И искусство, и психология стремятся к познанию душевного мира человека, однако пути постижения у них разные. Психология движется по пути рационального, «объективного» познания, искусствоэмоционального, субъективного. С другой стороны, психологическая практика часто рассматривается как область творческой, уникальной деятельности. Высший уровень профессионального мастерства психолога часто называют искусством врачевания души. Как отмечал Ш. МакНифф «Когда объединяются искусство и психотерапия, их глубина и сфера действия могут быть расширены, а работая вместе, они оказываются связанны на всем протяжении человеческой истории целительства и врачевания». Также, исторически сложилось, что использование материалов искусства является привычной формой для иллюстрации психологических концепций. Однако отмечается недостаточный уровень эмпирических исследований проблемы взаимодействия человека и искусства. С другой стороны, современная психология характеризуется интересом к проблемам, связанным со спецификой бытия человека в мире, раскрывающим особенности его духовной жизни. Вышесказанное определило актуальность проведенного исследования.

Понимание и переживание стихотворного текста читателями представляет собой уникальный акт взаимодействия человека и произведения искусства. Этот акт имеет процессуальную и результирующую сторону, определяющую отношение человека к воспринятому произведению. Безусловно, взаимодействие человека к искусства имеет диалогическую природу и раскрывается через отношения смысловых пространств коммуникантов. Предложенный в настоящем исследовании подход основан на том, что понимание и переживание стихотворного текста, являясь синтезом рационального и эмоционального, складывается как особый вид познания окружающего мира и себя самого. А. Н. Леонтьев определял искусство, как «решение задачи на личностный смысл». В работе выявлены типы переживания стихотворного текста, которые определяются важнейшими компонентами аффективного оценивания: оценкой значимости или валентностью впечатления от произведения и комфортностью смыслового восприятия. Было показано, что каждый тип переживания стихотворного текста определяет специфику понимания стихотворения. На эмпирической основе в работе предложены топологические модели смыслового пространства стихотворного текста и характеристики типов переживания стихотворений. Проанализированы личностные предпосылки читательской реакции на текст, что позволило ввести понятие «системы личностных факторов» понимания и переживания стихотворения, определяющейся как сочетание личностных свойств читателя, предопределяющее возможности проявления его когнитивных и аффективных реакций в ситуации взаимодействия смысловых концептов читателя и стихотворного текста.

Практическая значимость проведенного исследования связана с анализом сложных соотношений внутренней и внешней стороны взаимодействия человека и искусства, особенностей их взаимовлияний и отношений. Выявленная структура личностных факторов понимания и переживания стихотворного текста может быть использована при создании специальных учебных курсов по психологии искусства, в исследованиях, посвященных проблемам ценностно-смысловой сферы личности. Перспективным направлением практического использования результатов работы представляется разработка различных библиотерапевтических программ или использование процедур работы с художественным текстом в рамках других психокоррекционных направлений. Результаты проведенного исследования могут быть использованы и для разработки новых диагностических процедур, где стихотворный текст используется как проективный стимул.

В качестве перспективных направлений дальнейших исследований можно указать на возможность включения в исследование расширенного спектра видов и форм художественных произведений. Также перспективным представляется возможность изучения динамики личностной обусловленности понимания и переживания художественного произведения в онтогенезе, становления духовных способностей и активности личности как субъекта взаимодействия с искусством. Духовные способности личности определяются всем контекстом культуры и мироздания с одной стороны, с другой бесконечным разнообразием отношений и связей человека с окружающим миром и другими людьми. Они включают в себя и потенциал чувствительности к искусству, к его особым формам и состояниям. В соответствии с концепцией В. Д. Шадрикова важными компонентами духовных способностей являются не только направленность и ценностно-смысловая организация личности, но и ее компетентность. Компетентность отражает общий уровень интеллектуального, нравственного и эстетического развития, включающий опыт порождения смыслов культурно-исторического наследия различных эпох. Развитие духовного потенциала личности через взаимодействие с искусством, расширение границ чувствительности к искусству, несомненно, вносит существенный вклад в развитие личностной компетентности. Еще одним направлением в изучении взаимодействия человека и искусства может выступить проблема воздействия произведения искусства на личность в различных жизненных ситуациях, что позволит рассмотреть взаимовлияние произведения искусства и жизненного событийного контекста.

Обратимся к изложению выводов по результатам исследования личностных факторов понимания и переживания стихотворного текста.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Ю. Человек как смысловая модель мира. Самара, 2000 — 336 с.
  2. А.Ю. Основы смысловой теории сознания. СПб., 2003 — 296 с.
  3. Г. Дж. Сорок лет спустя: новый взгляд на проблемы эффективности в психотерапии // Психологический журнал. Т. 14. 1994. № 4. С. 3−19
  4. В.М. Опыт теоретической психологии. СПб., 1993 — 325 с.
  5. В.М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. СПб., 2001 — 200 с.
  6. .Г. Задачи психологии искусства // Художественное творчество. Сборник. Л., 1982, с. 236−242
  7. В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. 1984. — т.5. — № 5. — С. 63−70.
  8. Дж. Когнитивная психология. 5-е изд. СПб., 2002 — 496 с.
  9. Я.Ф. К вопросу о понимании художественного текста //Языковое сознание: содержание и функционирование. XIII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. Тезисы докладов. М., 2000 -с.12
  10. Ю.Аравина Д. О. Личностная обусловленность восприятия и понимания темы смерти (на материале рассказов А.П.Чехова) // Смысловые пространства современного человека: Сб. научных статей. СПб., 2005 — С.362−369
  11. П.Аристотель. Об искусстве поэзии. -М., 1957, стр. 56- 183 с.
  12. З.Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики. М., 1999 г. -350 с.
  13. Арт-терапия в эпоху постмодерна / Под ред.А. И. Копытина. СПб., 2002. -224 с.
  14. Л.Г., Казарин Ю. В. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: Учебник- Практикум. М., 2003 496 с.
  15. Ф. Личность как функция проектирования самого себя // Вопросы психологии. 1990, № 2. — С. 153−159.
  16. В.И. Другому как понять тебя: пробл. спорного авторства М.: Знание, 1991.-45 с.
  17. М.М. Проблемы содержания и формы // Работы 1920 годов Киев 1994 с.257−320
  18. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979 — 424 с.
  19. А. Символизм как миропонимание. М., 1994. — 525 с.
  20. Л.И. Проблемы социологии и психологии чтения Москва 1975 198 с.
  21. В.П. Введение в психолингвистику. М.: Черо, 1999. 123 с.
  22. A.B. Предметная область в логической семантике. Новосибирск, 1985 — 111 с.
  23. Ю.Ю. Библиотечная работа в местах заключения СССР // Социально-неполноценное поведение. Под ред. А. Б. Залкинда. М., 1929. -С.172- 189
  24. А. О назначении поэта. М., 1990 63 с.
  25. Г. И. Филологическая герменевтика. Калинин, 1982 86 с.
  26. Г. И. Обретение способности понимать: Введение в герменевтику. -Тверь, 2001.-731 с.
  27. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов на Дону, 1983 173 с.
  28. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 666 с.
  29. Ю.Б. Эстетика. / 4-е изд. М.: Политиздат, 1988. — 496 с.
  30. JI.M. Основы понимания инокультурного текста. //Языковое сознание: содержание и функционирование. XIII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. Тезисы докладов. М., 2000 -с.38−39
  31. СЛ. Диагностика личностно-развивающегося потенциала. Методическое пособие для школьных психологов. Псков. 1997. Стр. 34 56.
  32. М. Библиотеки города Ленинграда в дни войны // Библиотекарь. -1946.-№ 2−3-с.121−124
  33. A.A. Проблемы социологии и психологии чтения. М. 1975 г. -169 с.
  34. A.A. Понимание и общение. М., 1989 63 с.
  35. A.A. Психологическая герменевтика. М., 1998 332 с.
  36. A.A. Семантика языка и психология человека. Фрунзе, 1972. 234 с.
  37. Буш Г. Я. Диалогика и творчество. — Рига, 1985 318 е.
  38. Буш Г. Я. Аналогия и техническое творчество. — Рига, 1981. 139 с.
  39. C.JI. Очерки психологии читателя. M.-JL: Госиздат, 1931. 112 с.
  40. Ф.Е. Психология переживания. М., 1984 — 200 с.
  41. Н. Информация, язык и общество // Кибернетика. М.: Наука, 1983. С.236−248.
  42. В.В. О теории художественной речи. М., 2005 286 с.
  43. К.И. Отечественная библиологическая психология: история, состояние, перспективы. СПб., 1996 312 с.
  44. JI.C. Биогенетический закон в психологии и педагогике // БСЭ. 1. Изд. М., 1927. Т. 6.
  45. JI.С. Психология искусства-М., 1998 416 с.
  46. Выготский J1.C. Психология развития как феномен культуры: избранные психологические труды / Л.С.Выготский- Акад. пед. и социал. наук,
  47. Моск.психол.-социал. ин-т. Москва: Институт практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 510 с.
  48. Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1982 1984, Т. 1. Вопросы теории и истории психологии / Под ред. А. Р. Лурия, М.Г. Ярошевского- -1982. 487 с. 5 4. Габричевский А. Введение в морфологию искусства // Вопросы искусствознания. II, 1997-с.28−37
  49. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. М., 1988. — 700 с.
  50. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. М.: Наука, 2000. — 495 с.
  51. В. Гениальность и вырождение. Одесса, 1895 — 214 с.
  52. Дж., Стенли Дж. Статические методы исследований в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. — 495 с.
  53. Г. Г. Самсонова А.Н. Роль установки в процессе восприятия текста (на материале художественного текста)//Вопросы психологии 199, Т. с.72−79
  54. О.Н. Гармония строфического ритма в эстетико-формальном измерении (на материале «Онегинской строфы» и русского сонета). — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. — 160 с
  55. А.Л. Основы психологии художественного творчества: Учебное пособие. М., 2003. — 187 с.
  56. . Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. № 5. 1995. С.72
  57. В. Описательная психология.//История психологии: Тексты./ под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. 3-е изд. Екатеринбург, 1999, с.405−422
  58. Л.П. Психологические основы работы над книгой. М.1970 71 с.
  59. Л.Я. От неклассической к метаиндивидуальной психологии искусства // Эстетика: информационный подход. М.: Смысл — 1997. с. 158 189.
  60. В.Н. Экспериментальная психология. М., 1997. — 256 с.
  61. Л.Г. Проблемы социологии и психологии чтения. М., 1975 — 312 с.
  62. H.H. Речь как проводник информации. М., 1982 — 159 с.
  63. Н.И. Язык речь — творчество: Исследования по семантике, психолингвистике, поэтике. М., 1998 366 с.
  64. А.П., Павлюк H.A. Язык и компьютер. Л., 1989 — 159 с.
  65. О.В. Жанровые и стилевые тенденции в драматургии XX века: Учебное пособие. Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. 184 с.
  66. Е.И. Психология творчества// Художественное творчество и психология. Сборник-М., 1991, с. 158−168
  67. В. А. Язык и лингвистическая теория. М., изд-во Моск. Ун-та, 1973 -248 с.
  68. В.В. Понимание в познании и общении / Рос. АН. Ин-т психологии. -М.: ИПРАН, 1994.-235 с.
  69. В.В. Психология понимания правды. СПб., 1999. 280 с.
  70. В.В. Понимание субъектом мира как проблема психологии человеческого бытия // 86−105
  71. М.С. Историческая типология художественной культуры : (Пять лекций) / Отв. ред. Конев В.А.- Междунар. ин-т «Открытое о-во», Самар. фил. Самара: Б. и., 1996. — 86 с.
  72. М.С., Эткинд A.M. Общение как ценность и как творчество // Вопросы психологии. 1988. — № 4. — С. 25−33.
  73. .В. Самопонимание: миф или реальность М., 2000 — 184 с.
  74. И.П. Психология творческой деятельности. М.:Юнити-Дана, 2003−431 с.
  75. Калшед Дональд. Внутренний мир травмы. Архетипические защиты личностного духа. М., 2001 — 365 с.
  76. А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла.- СПб.: Речь, 2001, — 112 с.
  77. Категоризация мира: пространство и время. Материалы научной конференции. Под ред. О. В. Александровой и Е. С. Кубряковой. М.: Диалог-МГУ, 1997. -237 с.
  78. Кон И. С. Введение в сексологию. 2-е изд., доп. — М.: Медицина, 1989. — 331
  79. В.А. Социальное бытие искусства. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1975- 188 с.
  80. H.H. Смысловые образования в картине мира личности. Автореферат дис.канд.психол.наук. СПб., 1998 16 с.
  81. H.H. Психосемиотический подход к исследованию субъективных реальностей личности // Смысловые пространства современного человека: Сб. научных статей. СПб., 2005 — С.37−47
  82. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского- М: Политиздат, 1985 -431 с.
  83. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2 изд., расш., испр. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 1998.505 с.
  84. Е.П. Психологические особенности восприятия образа// Психологический журнал, Т.6, № 3, 1985 с.150−153
  85. Е.П. Психологическое воздействие искусства. М., 1999 г. — 234 с.
  86. А.Ф. О влиянии различного чтения на ход ассоциаций: (Эксперим. исслед.) / Соч. д-ра А. Ф. Лазурского. Казань, 1900 — 35 с.
  87. . Функция и поле речи и языка в психоанализе : Докл. на Рим. конгр., читан, в Ин-те психологии Рим. ун-та 26 и 27 сент. 1953 г. М.: Гнозис, 1995.- 100 с.
  88. Е.А. Роль психологии в изучении «неевропейских» форм художественного творчества// Исследование проблем психологии творчества. Сборник. -М., 1983, с.326−335
  89. A.M. Автор-образ-читатель. Л. 1983 г. 350 с.
  90. Лекции по истории эстетики / Под ред. М. С. Кагана. Л., 1974 — 206 с.
  91. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977- 304 с.
  92. А.Н. Единицы и уровни деятельности. М.: Вестник МГУ, сер. 14, Психология, 1978, № 2, с. 3−13
  93. А.Н. Категория деятельности в советской психологии // Избр. психол. произв. Т. 3. М., 1983, с. 243−246
  94. А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 1972- 576 с.
  95. A.A. Смысл как психологическое понятие.//Психологические и психолингвистические проблемы овладения языком./ Под ред. A.A. Леонтьева. М.:изд-во Моск. ун-та, 1969, С.55−56.
  96. Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М., 1992. — 17 с.
  97. Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М., 1992.- 16 с.
  98. , Д. А.. Введение в психологию искусства: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец."Психология" / Д. А. Леонтьев — Кол.авт. МГУ им. М. В. Ломоносова, Фак. психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. — 110 с.
  99. Леруа-Гуран А. Религия доистории //Первобытное искусство. Новосибирск, 1971 -с.73−89.
  100. Ч. Гениальность и помешательство. Симферополь, 1998 527 с.
  101. Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л., 1972 -271 с.
  102. Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. -384 с.
  103. В.Ф. Креативность как компонент адаптационного потенциала личности (на материале исследования школьников младшего возраста). Автореферат дис. .канд.психол.наук. СПб., 2005 16 с.
  104. А.Р. Язык и сознание, М. 1979 335 с.
  105. А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности. Дубна, 1999. — 256 с.
  106. В.Х. Речь как средство психодиагностики.// Практическая психология. Методология и методы научных исследований. СПб., 1996. с.65−72
  107. В.Х. О базисных размерностях смысловых пространств // Смысловые пространства современного человека: Сб. научных статей. СПб., 2005 — С.10−19
  108. О.Э. Слово и культура: Статьи. М., 1987 319 с.
  109. М.Е. Искусство как процесс: основы функциональной теории искусства. М., 1970 — 239 с.
  110. А. Новые рубежи человеческой психики. М.: Смысл, 1999 -424 с.
  111. А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Издательство МГУ, 1982. -С.108−117.
  112. Мей Ролло, Мужество творить. Очерк психологии творчества. М., 2 001 128 с.
  113. Мелик-Пашаев A.A. Акме художника и проблема творческого «Я» // «Человек», 1996, № 3, с. 143
  114. Мелик-Пашаев A.A. Мир художника. М., 2000 — 271 с.
  115. Мир философии: Книга для чтения. 4.2. Человек. Общество, культура. -М.: Политиздат, 1991.- 624 с.
  116. В. В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М., 1989 — 287 е.
  117. К. Гештальт-терапия: Отношение и практика теоретического эмпиризма/ Пер. с англ. Воронеж, 1995 — 303 с.
  118. А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2004 — 392 с.
  119. JI.A. Эстетика: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. -439 с.
  120. А.Л. Семантическая концепция понимания // Загадка человеческого понимания. М., 1991. С.72−95.
  121. А.И. Семантика текста и её формализация. М., 1983 215 с.
  122. В.Н. Психология человека. СПб., 1997 — 105 с.
  123. В.Ф. Основы психосемантики: Учеб.пособие. Смоленск, 1997.-400 с.
  124. В.Ф. Основы психосемантики: Учеб.пособие. Смоленск, 2005.-400 с.
  125. Ф.А. Сочинение Аристотеля о поэтическом искусстве //Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957, с. 7 35
  126. К. К. Личностный подход как принцип психологии. Сб. «Методологические и теоретические проблемы психологии». М., 1969, с. 198
  127. Т.Д. Единство мысли, чувства и действия, М., 1978 47 с.
  128. Я. А. Психологический механизм творчества. М., 1990. -223 с.
  129. Я. А. Исследование творческого потенциала человека // Психологический журнал. 1991.Т.12. № 1. С.3−11.
  130. Психология художественного творчества. Хрестоматия. М: Харвест, 1999−752 с.
  131. П. Конфликт интерпретаций: очерки о герменевтике. М., 1995 -411 с.
  132. .Ф. Ментальная активность. Понимание, рассуждение, нахождение решений. М., 1998 — 232 с.
  133. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1998 -479 с.
  134. К. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. -1990, №, С. 164- 168.
  135. Л.Н. Развитие эмоционального мира личности: Учеб.-метод.пособие. Мн., 2003 — 272 с.
  136. И.М. Психология фантазии. Минск, 1991 — 339 с.
  137. B.C. Психофизиологические аспекты изучения творчества// Художественное творчество, Сборник. Л., 1982, с. 53 -72.
  138. H.A. Психология читателя и книги: краткое введение в библиологическую психологию. М., 1977 — 264 с.
  139. М.М. Воспитание читательских интересов у школьников. М.: Учпедиз, 1950−215 с.
  140. СЛ. Основы общей психологии СПб., 1998 — 705 с.
  141. Руднев Вадим. Психотический дискурс // Логос. 1999. № 3. стр. 113−132.
  142. Русалов В. М, Парилис С. Э. Темперамент и своеобразие когнитивной системы личности. Психологический журнал 1991 № 1 стр. 118−123
  143. П. Психология художественного восприятия, Л, 1972г. с.30−31
  144. Н.Г. Знак и символ в обучении. М., 1988 — 228 с.
  145. Л. О физиологии эмоционально-эстетических процессов// Содружество наук и тайны творчества. Сборник. М., 1968, с. 286 — 326.
  146. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. Л., 1979. — 263 с.
  147. Л.В. Введение в психолингвистику. Л.: ЛГУ, 1989 — 181 с.
  148. В.Е. Искусство как межличностная коммуникация: (Социально-психологическая концепция). СПб.: Издательство СПбГУ, 1995 -200 с.
  149. В.Е. Искусство созидающее, искусство разрушающее: актуальные социально-психологические проблемы. Л., 1984 — 127 с.
  150. Серый, А В, Яницкий М. С. Ценностно-смысловая сфера личности / Учебное пособие. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999−92 с.
  151. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: ООО «Речь», 2001. 350 с.
  152. Э. Художественная потребность как проблема // Школа и искусство. Сб. статей Таллин, 1982 — с.141−150
  153. А.Н. Личность как субъект интерпретации. Дубна: Феникс+, 2002. — 240 с.
  154. Л.М. Анализ опыта разработки экспериментальных методов изучения ценностей // Психол. Журн. 1996. — т. 17. — № 1. — С. 157−168.
  155. А. Н. Психологический анализ понимания иностранного текста // Известия АПН РСФСР. 1947. Вып. 7. С. 163- 190.
  156. Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980- 174 с.
  157. Э. Творчество и бытие: экзистенциально-феноменологический вызов психоаналитическим теориям художественного творчества. // «Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия», журнал № 1: http://www.existradi.com/Spinelli.html
  158. Справочник практического психолога. Психодиагностика/Под общ.ред. Посоховой С. Т. -М.: ACT- СПб.: Сова, 2005. 671 с.
  159. Т. Мегафон. М., 1948 311 с.
  160. Г. С. Восприятие научно-популярного текста взрослыми людьми как проблема психологического исследования./ Психологические проблемы чтения. Л., 1981 — с.97−109
  161. Г. В. Основы математической статистики для психологов. Л.: ЛГУ, 1972. 428 с.
  162. В.Н. К происхождению некоторых поэтических символов (палеолитическая эпоха) // Ранние формы искусства. М., 1972 с. 77 — 103
  163. Туев В. А Человеческие потребности: (эскиз философской теории). -Иркутск, Изд-во ИГЭА, 1998. 264 с.
  164. П.Т. Методика исследования способности понимания текстов // Материалы VIII Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М., 1985 — с.73−74
  165. Е.В. Психология обыденного сознания. М.: Смысл, 2001. -263 с.
  166. П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М., 1993. 324 с.
  167. В. Человек в поисках смысла// Религия и общество. М., 1996 -с.378−381
  168. Фрейд 3. Тотем и табу. М., 1997 — 446 с.
  169. Э. Искусство любить. Исследование природы любви. М., 1991 -156 с.
  170. Фукидид История. M., 1999 — 729 с.
  171. М. Время и бытие. M., 1993 — 445 с.
  172. М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991 190 с.
  173. ХарлапМ.Г. О стихе.-M., 1966- 150 с.
  174. В.Е. Основы стиховедения: Рус. стихосложение. СПб., 1996.- 180 с.
  175. Художественная жизнь современного общества// Под ред. А. Я. Рубинштейн В 4-х т., Т.2, — СПб, 1997 — 212 с.
  176. В.Д. Происхождение человечности: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 1999 — 200 с.
  177. Э.Д. Читательское восприятие и принцип дополнительности // Проблемы чтения и формирование человека развитого социалистического общества. Науч.конф. Тезисы докл. и.сообщ. М. ТБЛ, 1973. — с.147−149
  178. Э.Л. Поиск информации в библиотеке. Пособие для читателей. -Рига 44 с.
  179. Я. Преобладающий читательский интерес // Журналист. 1926. -№ 2. — с.27−32
  180. С. Н., Батов В. И., Петров В. М. Психолингвистический анализ поэтического творчества.//Вопросы психологии. 1998, № 1 с.83−89
  181. В. Б. Воскрешение слова//Гамбургский счет. М., 1990. стр. 36−58.
  182. В. Б. Искусство как прием. // Гамбургский счет. М., 1990. стр. 58−72
  183. В.А. Историческая психология. 2-е переработанное издание. -М.: Смысл. 1997.-505 с.
  184. Ф. Речи о религии к образованным людям, ее презирающим. М., 1994 235 с.
  185. ШмелевА.Г. Введение в экспериментальную психосемантику. М., Моск. ун-т. 1983.- 157 с.
  186. Эко Умберто Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб. Петрополис, 1998−430 с.
  187. М. Космос и история. М., 1987 311 с.
  188. Эстетика: Словарь / Под ред.А. А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. -447 с.
  189. А. Цветовой тест отношений // Общая психодиагностика: Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования /Ред.: Бодалев А. А., Столин В. В. М., 1987. С.221−227.
  190. Е.Г. Стихи и люди : Рассказы о стихотворениях / Ефим Эткинд. -Tenafly (N.J.): Эрмитаж, 1988. 159 с.
  191. Этнические стереотипы поведения. Под ред.А. К. Байбурина. Л., 1985 -325 с.
  192. Юнг К.Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. /Пер. с англ. М., 1996 — 302 с.
  193. П. М. Психология художественного восприятия. М., 1964 84 с.
  194. П.М. Психология чувств. 2-е доп.изд. — М., 1958 — 384 с.
  195. P.O. Речевая коммуникация- Язык в отношении к другим системам коммуникации // Избранные работы. М.: Прогресс, 1985. С.306−330.
  196. П.В. Эмоциональный цвет: Эмоциональный компонент в психологической структуре цвета. Самара, 1996 218 с.
  197. Armstrong Р.В. The multiple existence of a literary work. Journal of Aesthetics and Art Criticism, 1986, 44, p.321−329
  198. Franklin M. The esthetic attitude and empathy: A point of convergence. The American Journal of Art Therapy, 29 (2), p.42−47
  199. Halliday M.A.K., Hasan R. Text and context//Sophia Linguistica. 1980. — N 6.
  200. Havelock E. A. Preface to Plato. Cambridge, 1963
  201. Heidegger V. Hoelderlin and the essence of poetry//European Literary Theory Practice. New York, 1973
  202. Johnson D.L. Social interaction and creativity in communication system (SICCS). Cat. No. 33 770, 1979.
  203. Laming-Emperaire A. Le signification de Part rupestre paleolitique. Methode et applications. Paris, 1962
  204. Lankford L. A phenomenological methodology for art criticism. Studies in Art Education, 1984, 25 (3), 151−158
  205. Neisser U. The cognition and reality. N.Y., 1978
  206. Osgood Ch.E., Suci G.J., Tannenbaum P.H. The measurement of meaning. Urbana, 1957. 520 p.
  207. Sharma V.P. Literary meaning: A linguistic approach//Language Forum. -1987, vol. 13. N 1 — 4
  208. Thorndyke P.W. Cognitive structures in comprehension and memory in narrative discourse/ Cognitive Psychology, 1977, 9, p.77−110
  209. Torrance E. P. Education and the Creative Potential. The University of Minnesota press 1967.
  210. Wright S., Givon T. The pragmatics of indefinite reference: Quantified text-based studies//Studies in Language. Amsterdam, 1987. — Vol. 11.-N1
Заполнить форму текущей работой