Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Историко-лингвистический анализ личных имен нижегородских татар XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Смешанный пласт личных имен наиболее значимо представлен в I и II хронологических срезах (вплоть до 70-х гг. XX века). Динамика именника показывает резкое снижение в III именном срезе доли сложных имен выделенных шести групп смешанного пласта, традиционных для татарской антропонимии. Но, исходя из историко-лингвистического анализа личных имен нижегородских татар XX века, именно с 70-х гг… Читать ещё >

Содержание

  • Глава II. сторико-лингвистические особенности формирования и развития антропоннмикона нижегородских татар. .'."
    • 1. 1. Историческое прошлое и особенности географического расположения нижегородских татар. Проблемы происхождения и формирования этноса мишарей
    • 1. 2. Истоки и особенности формирования и развития личных имен нижегородских татар
  • Глава 2. Отражение этноязыковых особенностей нижегородских татар в личных именах
    • 2. 1. Диалектные особенности языка нижегородских татар
    • 2. 2. Диалектные (региональные) особенности, дичных имен нижегородских татар.>
      • 2. 2. 1. Фонетические особенности личных имен
      • 2. 2. 2. Морфологические особенности личных имен
      • 2. 2. 3. Сокращенные личные имена
      • 2. 2. 4. Словосложение
    • 2. 3. Лексико-семантическая характеристика личных имен нижегородских татар
      • 2. 3. 1. Имена-описания (дескриптивы)
      • 2. 3. 2. Имена-пожелания (дезидеративы)
      • 2. 3. 3. Имена-посвящения (меморативы)
  • Глава 3. Этнолингвистические пласты антропонимии нижегородских татар
    • 3. 1. Общеалтайский пласт
    • 3. 2. Древнетюркский (общетюркский) и старотатарский пласты
    • 3. 3. Монгольский пласт
    • 3. 4. Арабский пласт
    • 3. 5. Персидский пласт (фарси)
    • 3. 6. Русский и западноевропейский пласты
    • 3. 7. Смешанный пласт
    • 3. 8. Новотатарский пласт

Историко-лингвистический анализ личных имен нижегородских татар XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Личные имена, как и имена нарицательные, являются продуктом исторического, общественного развития и несут в себе черты национальной культуры, национального самосознания, этико-эстетических норм той или иной эпохи. В личных именах нередко раскрываются такие стороны далекой истории народа, его обычаев, нравов, образа мышления, языковых реликтов, которые невозможно получить только путем изучения исторических и собственно лингвистических материалов (Г.Ф. Саттаров. 1982. С. 118). Географическая среда, как известно, служит базой, на которой развивается культура народа во всех ее разновидностях.

Антропонимы различных исторических отрезков времени, во многом совпадая друг с другом, все же имеют существенные различия. Это объясняется различным восприятием имен в разные исторические периоды, социальной окраской, принципами номинации, семантическими особенностями. Функциональное и языковое своеобразие собственных имен привело к тому, что их стали изучать в особой отрасли языкознания — ономастике.

Ономастика, как особая комплексная лингвистическая дисциплина стала завоевывать право гражданства с середины XX века. Ее несколько периферийное положение по отношению к прочим отраслям лингвистики объясняется спецификой изучаемого ею материала, а также большим влиянием на нее экстралингвистических факторов (А. В. Суперанская. 1972. С. 345−356).

В последние десятилетия многие ученые проявляют большой интерес к одному из ведущих разделов ономастики — антропонимике, которая занимается общими и частными теоретическими и прикладными вопросами именования людей.

Зарубежные, российские ученые и ученые СНГ активно занимаются проблемами общей ономастики, в частности, национальной антропонимики. Работы Н. А. Баскакова, А. Н. Кононова, К. М. Мусаева, В. А. Никонова, Э. А, 3. А. Садыхова, Ш. Саадиева, Г. Ф. Сатарова, Р. А. Махмудова, 3. Б.

Мухамедовой, Ш. Аннаклычева, Ф. JI. Мазитовой, М. А. Залялеевой, А. Г. Шайхуллова, Г. Р. Галиуллиной и др. содержат историко-лингвистический анализ тюркского антропонимического материала, выявляют языковые закономерности становления, развития, преобразования, распространенных личных имён и приспособления заимствований к условиям принимающих языков.

Общие вопросы изучения тюркской антропонимики в плане истории языка о 1 о и этноса, лексико-семантическои классификации, выяснения закономерностей словообразовательных и морфологических типов, выявления связи антропонимии с историко-культурной жизнью народа освещены в работах ученых-тюркологов: Н. А. Баскакова, В. А. Никонова, Э. Р. Тенишева, К. М. Мусаева, Г. Ф. Саттарова. Отдельные статьи по этимологии антропонимов имеются у Н. А. Баскакова, Т. Ж. Жанузакова, Э. А. Бегматова, Т. X. Кусимовой.

Русский ономаст В. Д. Бондалетов утверждал, что изучение антропонимии невозможно вне истории народа, поэтому закономерно сопоставление имен определенных исторических периодов, выделяемых в жизни общества. Только переломные моменты в жизни общества позволяют нам наблюдать фундаментальную перестройку именника (В. Д. Бондалетов. 19ВЗ. С. 148).

Антропонимика неразрывно связана с такими науками как право, история, этнография, языкознание, психология, эстетика. Сфера практического применения такой лингвистической дисциплины, как антропонимика, не может не быть обширной, т. к. человеческое общество все времена не обходилось без собственных имен его членов (В.А. Никонов. 1974. С. 3−7). Но без обращения к теоретической стороне проблемы невозможно решить и многочисленные практические вопросы. В связи с этим, все новые исследования в области антропонимии, достаточно молодого раздела ономастики, думается, представляют определенный интерес и важность.

Актуальность темы

Исторические события, социальные перемены, культурные новации — все это нашло отражение в антропонимии исследуемого нами региона. Антропонимия, в частности, личные имена нижегородских татар еще в монографическом плане не анализировались. В то же время необходимость изучения региональной антропонимии налицо, так как «региональная ономастика выявляет ономастические системы, в которые объединяются имена тех или иных территорий. Система известным образом влияет как на восприятие имен, уже существующих, так и создание новых. В каждый исторический период система обладает внутренним равновесием и взаимообусловленной „плотностью“ составляющих его компонентов. В то же время система непрерывно меняется и преобразуется. Особенно усиливаются эти процессы при сменах этнического и языкового состава населения данной территории, при смене идеологических иполитических влияний и т. д.» (А.В.Суперанская. 1970. С. 10).

Актуальность темы

диссертации объясняется еще и тем, что личные имена нижегородских татар представляют дополнительный источник для продолжения и расширения научного изучения национальной антропонимии в целом и татарской в частности. Кроме того, они представляют явления отклонений от общеупотребительного (литературного) произношения и зачастую сожраняют форму имени глубокой старины. Возможно, результаты анализа антропонимикона нижегородских татар XX века помогут объяснению каких-либо фактов из самой истории нижегородских татар, вопросов этнического образования мишарей.

Несмотря на многочисленную историческую литературу, вопрос этногенеза нижегородских мишарей до сих пор остается не до конца решенным. «Формирование этногенеза нижегородских татар-мишарей в Нижегородском крае представляет процесс весьма сложный. Находясь в буферной зоне, регион Восточной Мещеры подвергался и славянскому влиянию, и давлению войск Золотой Орды. К тому же надо учитывать и внутриэтнические процессы, которые проходили в регионе» (Р.Ж.Баязитов, В. П. Макарихин. 1996. С. 109).

В связи с этим, представляется актуальным проведение анализа личных имён нижегородских татар для определения показателя взаимного влияния: культуры, языка и антропонимики соседних народов, проживающих в Нижегородском регионе, волн колонизации (славянской и золотоордынской), принятия ислама — на формирование этнолингвистических пластов личных имён нижегородских татар. Интересно также проследить, как внутриязыковые явления западного (мишарского) диалекта татарского языка отражаются в именнике местных татар исследуемого региона (фонетические и словообразовательные особенности личных имён нижегородских татар).

Все вышеуказанное актуально дляизучения антропонимикона исследуемого региона в XX веке, когда особенно усилен интерес к прошлому народов, их культуре, связанной с объективными нивелирующими процессами развития нашего государства и общества. И именно XX век, когда за столетие проходят три поколения рода человеческого: старшее, среднее и молодое, подверженные всем историческим, политическим, экономическим, культурологическим, социологическим, этническим воздействиям своего времени, особенно интересен в плане изменения антропонимикона с начала и до конца столетия.

Думается, достаточно актуально на сегодняшний день зафиксировать и провести историко-лингвистический анализ имеющегося антропонимического материала, пока он столь разнообразен и не потерял местные диалектные и социально-культурологические особенности.

Цели и задачи диссертации. Основываясь на данных специальной литературы, систематизации источников, местного антропонимического материала, провести историко-лингвистический анализ личных имён нижегородских татар XX века.

С этой целью в диссертации намечены следующие задачи: 1. Изучив материалы истории края, данные археологии, антропологии, этнографии, топонимики, освещающие проблему происхождения нижегородских татар, выявить историко-лингвистические особенности формирования и развития антропонимики исследуемого региона.

2. Исследовать влияние местных диалектных особенностей на личные имена нижегородских татар XX века.

3. Дать словообразовательную характеристику дериватам, определить лексико-семантическую классификацию личных имён нижегородских татар.

4. Описать этнолингвистические пласты антропонимии исследуемого региона.

5. Определить динамику и статику частотности употребления личных имён нижегородских татар в определенных хронологических отрезках времени XX века.

Методика исследования. Основой исследования явились общие методологические принципы, составляющие теорию ономастических исследований и совокупности своеобразных приемов, формирующих их методику (Теория и методика ономастических исследований. 1986. С. 198- 214).

В связи с поставленными в диссертации целью и задачами широко применен описательный метод, при котором собирание, каталогизация, систематизация личных имён исследуемого региона явились начальным описанием материала.

Так как возникновение антропонимикона, настоящее и будущее его состояние неразрывно связано с историей нижегородских татар, их экономической, политической и культурной жизнью, исторический подход требовал привлечения исторических и этнографических данных.

Использование сравнительно-исторического метода выявило, что для определенного исторического отрезка времени (XX век) для мишарского этноса Нижегородчины характерен с. вой набор сходных и отличительных личных имён. Он во многом совпадает с предшествующим периодом, но и заметно отличается от него, поскольку, ономастическая лексика исключительно чутко реагирует на общественно-политические, социальные и культурные преобразования.

Наблюдения за составом и порядком следования отдельных антропонимов при именовании человека данной национальности в определенную эпоху предполагают применение метода инвентаризации ономастического материала.

При выявлении этнолингвистических пластов личных имён использовался стратиграфический анализ (исследование ономастического материала или процессов в их хронологической последовательности при сопоставлении синхронических срезов).

При обработке собранного антропонимического материала для выявления вариантов имен на основе их генетического родства использовался дифференциальный и генетический анализ, имеет место этимологический анализ, а также словообразовательный анализ личных имён.

В работе использован метод лексико-семантической классификации. Историко-лингвистический анализ личных имён обусловил применение в работе сравнительно-описательного метода, включающего синхронно-сопоставительный и диахронно-сопоставительный аспекты.

В ходе исследования был применен прием выявления ономастических ареалов (области распространения повторяющихся элементов, типов, моделей имён собственных) и антропонимных ареалов (область распространения того или иного антропонимного элемента или явления), в большей степени для тех личных имён, в которых отразились элементы диалектной лексики. Тем более, ценным и насущным представляется региональное исследование национальной антропонимии.

В решении поставленных в диссертации задач представляют значимость не только лингвистические методы. В работе использованы качественно-количественный и статистический методы. По высказыванию Ю. А. Карпенко: «Чем больше конкретных имен, конкретных фактов рассматривает исследователь, тем лучше» (Ю. А.Карпенко. 1982. С. 10).

Статистические параметры конкретного именника определенным образом организованы, составляя его статистическую структуру. Именно на описании структурной, а также качественной стороны именника основан количественнокачественный метод, разработанный В. Д. Бондалетовым. Внутри статистической структуры именника выделяется его статистическая организация, включающая процент имяносителей, носящих: а) все частые именаб) десяток наиболее частых именв) пятерку самых частых имен (В.Д.Бондалетов. 1976. С. 12).

Количественно-качественный метод, разработанный В. Д. Бондалетовым, является одним из основных инструментов, помогающим нам в описании статистической структуры именника нижегородских татар исследуемого периода. Ученый отмечает, что использование статистического метода основано на том, что у объекта изучения, помимо его качественной стороны, имеется сторона количественная. В настоящее время количественные (математические, статистические) методы получили широкое применение во всех областях науки, в том числе и в языкознании. Применима лингвостатистика и в ономастике. Ее содержание здесь разнообразно — от простейших подсчетов количества имен и выделения наиболее употребительных из них, до описания статистической организации целого ономастического разряда и закономерностей его развития (В.Д. Бондалетов. 1983. С. 72).

Научная новизна работы состоит в том, что:

— впервые введен в научный оборот материал по антропонимии нижегородских татар XX века;

— выявлены и проанализированы в историко-лингвистическом плане личные имена трех поколений имяносителей татар Нижегородского края (около 15 000 человек) в связи с историческими особенностями формирования мишарского этноса региона;

— проведены наблюдения за диалектными особенностями собственных личных имён нижегородских татар, их «отклонениями» от общеупотребительных норм литературного татарского языка;

— дан комплексный системный анализ региональной антропонимии: лексико-семантическая классификация, словообразовательная характеристика, стратиграфия основ антропонимикона, частотность наречения именами арабского происхождения на определенных срезах исторического периода;

— выявлены наиболее продуктивные имена и сделана попытка проследить их развитие в новом веке III тысячелетия.

Статистические данные обрабатывались путем простейших расчетов (при помощи калькуляторов и специально заданных программ для ЭВМ) для выдачи количественно-качественной характеристики именника.

Проведены три ономастические экспедиции в районы области с компактным проживанием татар: Краснооктябрьский, Сергачский, Пильнинский. По результатам экспедиций составлена картотека личных имён и их диалектных вариантов 15 000 жителей Нижегородского региона.

При работе использованы материалы актовых записей регистрации браков, деторождений районных архивов, областного Управления ЗАГС, данные «Книги памяти Нижегородской области», данные военного и партийного архивов, материалы периодических изданий региона, журналы аттестации татарских школ области, списки сельсоветов. В работе над сбором материалов для именника нижегородских татар привлекались учителя, директора школ, заведующие РОНО районов с компактным проживанием татар, библиотечные работники, преподаватели, научная интеллигенция г. Н. Новгорода, г. Кстово, г. Дзержинска, г. Балахны, г. Арзамаса, представители Духовного управления мусульман и прихожане Нижнего Новгорода и Нижегородской области.

Практическая ценность работы: выводы и результаты, полученные при исследовании региональной антропонимии, могут быть использованы в вузах на спецкурсах по регионоведению, лексикологии современного татарского языка и по тюрко-татарской антропонимии, а также могут быть полезны как дополнительные сведения диалектологам, занимающимся проблемами исторической диалектологии, и ономастам для составления словаря общетюркского антропонимикона. Сведения, полученные на основе привлеченного фактического материала, могут быть использованы на занятиях по этнологии для студентов истфака ННГУ и в программе «Исламские исследования», в школах районов с компактным проживанием татар для углубленного изучения в качестве занимательной лексикологии. Кроме этого, результаты исследования могут оказать «Практическую консультативную помощью для молодых родителей, работников учреждений ЗАГСа, служителей Духовного управления мусульман в выборе продуктивных красивых, благозвучных имен при имянаречении.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. К работе прилагаются библиографический список использованной литературы, список условных сокращений, приложения: 1) мужской именник нижегородских татар, 2) женский именник нижегородских татар.

Заключение

.

Живущие на территории Нижегородской области народы по этнолингвестической классификации принадлежат к различным языковым группам: славянская, тюркская, финно-угорская. Таким образом, этнолингвистическая картина исследуемого региона весьма разнообразна. Однако разделение общественных функций между языками в регионе, где основным языком делопроизводства всегда был и остается русский, влияние социально-экономических условий, преобладающая численность русскоязычного населения, продолжительные этнолингвистические контакты привели к развитию специфических черт быта, языка, характерных только для татар-мишарей Нижегородской области.

Этноязыковые особенности диалекта нижегородских татар нашли свое отражение в антропонимиконе XX столетия. Многолетнее проживание на совместной с русскими и мордвой территории, культурно-хозяйственные контакты способствовали тому, что шел умеренный процесс взаимовлияния языков на уровне личных имен.

Для анализа личных имен нижегородских татар выбран хронологический отрезок — столетие, последний XX век, который наиболее характеризуется историческими, социальными, демографическими, культурными, экономическими, этнографическими изменениями.

Исходя из банка данных личных имен более 15 тысяч имяносителей, в работе сделана попытка дать историко-лингвистический анализ антропонимии нижегородских татар XX века. Условно считая, что за столетие проходит три поколения имяносителей, выделены хронологические именные срезы: 1-е начала XX века до 35 г. — старшее поколение, II — 35 — 70-е гг. — среднее поколение, III — 70гг. — до конца XX века — молодое поколение.

Основываясь на результатах трех ономастических экспедиций по селам с компактным проживанием татар-мишарей, двадцатилетних практических наблюдениях, опираясь на материалы областных военных, партийных архивов и архивов ЗАГСа были сделаны следующие заключения:

1. Основная часть единиц антропонимической системы нижегородских татар состоит из собственно татарских образований, традиционно имеющих основы древнетюркского, арабского и персидского происхождения, что позволяет говорить о красоте, звучности татарских личных имен и сохранении национальной многовековой самостоятельности татарского именника.

2. Особенности географического расположения нижегородских татар: географический центр России и юг территории Нижегородской областипозволяют отдельно остановиться на проблеме изучения специфики региональной антропонимии, которая расширяет представления о диалектологии и отражает диалектные особенности конкретного (Нижегородского) региона, изучает диалектные имена.

3. Развитие лингвистической географии дает возможность заниматься проблемами исторической диалектологии, а внутри ее отдельно антропонимической системой. Анализ антропонимической системы нижегородских татар показал, что диалектные формы имен представляют собой тот ресурс имен, который нуждается в раскрытии и использовании в новых условиях исторической ситуации и изменяющихся тенденций внутри языка.

4. Словообразовательный анализ личных имен позволяет определить морфологическое строение диалектных имен и их правильную этимологизацию. В работе прослежены диалектные имена в плане фонетических, морфологических, словообразовательных и лексических особенностей.

На основании анализа этноязыковых особенностей антропонимии нижегородских татар XX века выделены следующие словообразовательные способы: 1) фонетические (аллонимы) — 2) морфологические (аффиксация) — 3) сокращенные личные имена (аллегроформы или дериваты) — 4) словосложение (сложение основ).

5. Фонетические особенности исследуемого региона определяются наличием множества фонетических вариантов личных имен — аллонимов, обусловленных диалектными особенностями местного именника и его измененного графического оформления кириллицей. (Так, в документах зафиксировано параллельное написание литературных нормированных имен и местных аллонимов, диалектных вариантов личного имени).

Яркой фонетической особенностью диалектных имен является монофтонгизация дифтонгов: (Селейман-«Сулиман и т. п.). Выявлены фонетические особенности в системе вокализма и консонантизма (субституция гласных и согласных, близких по природе образования: у/о, е/у/о/е, у/о/е, ы/у/и, э/а, (я) — х/к, ъ/х/г/ т/д, з/с, с/ш, п/ф).

Сильна редукция гласных, отмечена тенденция перехода [и] в краткий [й]: (Найля [найл'а], Саймя [сайм'а] и т. п.). Отмечены многие аллонимы с «выпадением» гласных или согласных звуков: (Менир—Мнир, Маьи—Май и т. д.). Отсутствие начального звука [гъ] так же отражено в письменных документах (Абдулла, Али и т. п.). Из анализа именника сделано наблюдение, что фонетическая вариативность имен, в основном, обусловлена, диалектными особеннрстями произнесения имени и различной письменной фиксацией одного семантического имени в документах (аллонимов).

При оформлении аллонимов в системе литературных норм метрических записей необходимо учитывать особенности передачи татарских личных имен в русском языке (Х.Ф.Исхакова. 2000. С. 86 — 101) и использовать литературные русифицированные нормы, предложенные в словарях татарских личных имен и справочниках Г. Ф. Саттарова (1981, 1998).

6) Исходя из историко-лингвистического" анализа, приходим к выводу, что морфологический способ является достаточно устойчивым в образовании диалектных форм личных имен нижегородских татар XX века. Определенное место там занимают аффиксы с уменьшительно-ласкательной семантикой.

Много диалектных образований на: — ай/-эй, -ук/-юк, -кай/-кэй (Нэпэй, Сямай, Канюк, Нуркайит.п.).

7) Сокращенные слова (аллегроформы) представлены усеченными диалектными именами, где характерно: выпадение либо первой части сложного имени (Гелжэннэт->3^эннэт), либо второй части (Сиражетдин-«Сираж), выпадение серединной части слова (Нурмехэммэт—"Нурмэт), последних слогов имени (Сэмиулл—>Сэмиул), выпадение сочетания звуков или слогов в середине имени (Тажетдин—"Таждин) и т. д. Так как имя Абдулла было самым распространённым вплоть до 60-х гг., видимо, это определило наибольшую диалектную вариативность этого имени.

В антропонимиконе нижегородских татар XX века встречаются около дести диалектных образований этого имени: Абдулла-«Абдулай, Апуль/Абуль, Апель/Абель, Апеляй, Апуш, Апук, Аптя. Такое многообразие диалектных форм с оттенками субъективной оценки позволяют думать о дальнейшей продуктивности неофициальных форм (диалектных, уменьшительно-ласкательных), как и литературных нормированных антропонимов.

Стремление к кратким именам поддерживается: во-1х, экстралингвистическими факторами: субъективные оценки и быстрота общенияво-2х, языковыми факторами: влиянием народно—традиционных форм (2х—Зх сложных) и имен русскоязычного населения (краткие русские имена: Света, Лена и т. д.).

8) Исследование сочетания морфем сложного имени позволило сделать вывод о наибольшей продуктивности в течение всего XX века антрополексемы «гел» (фарси) — цветок, при сложении основ женских личных имен.

9) Мотивы выбора имен объективно отражаются в лексико-семантической характеристике именника XX века нижегородских татар. Основываясь на принципе историзма, при лексико-семантическом анализе выделены следующие продуктивные группы личных имен:

A) имена-описания (дескриптивы), где отражаются особенности ребенка (физические), который по счету ребенок в семье, характер и особенности родов.

Б) имена-пожелания (дезидеративы), где выражаются различные пожелания (добрые, защитные).

B) имена-посвящения (меморативы), куда входят тотемные имена, теофорные и имена в честь исторических событий, знаменитых исторических лиц и предков.

Для имятворчества родителей наиболее продуктивной является группа имен-пожеланий.

10) На современном этапе постоянно происходит процесс имятворчества. И современный антропонимикон нижегородских татар представляет единство многообразий этнолингвистических пластов, характеризующихся разновременностью и разноязычностью их происхождения. В его составе прослеживаются: общеалтайские, древнетюркские, старотатарские, монгольские, арабские, персидские, русские и западноевропейские слои.

11)Общеалтайский пласт представлен в именнике нижегородских татар XX века не значительно. Он свидетельствует о преемственности личных имен на основе общей дотюркской лексики. На анализе именной системы исследуемого региона сделано наблюдение, что активным, но не многочастотным в течение всего XX векаявляется имя с общеалтайским компонентом Арслан «лев».

12) Исследование историко-культурных факторов развития общества свидетельствует о наличии в именнике нижегородских татар XX века древнетюркских и старотатарских пластов личных имен, связанных с языческими верованиями.

Анализ личных имен этих пластов показал, что они образованы на базе и / «и апеллятивнои лексики (космонимии, названии природных явлении, тотемное происхождение некоторых тюркских антропонимов): Айсылу (ж.), Алтынбай (м.), Тимербулат (м.), Тайяр (м.) и т. п.

В I четверти XX века были очень продуктивны сложные имена с древнетюркским компонентом «би, бик, бек, бей», обозначающим титулы военной аристократии (бек, князь, глава, господин), который был омонимом старотатарского слова «бик» (сильный, выносливый).

Исходя из историко-лингвистического анализа именника исследуемого региона сделано наблюдение, что старотатарские антрополексемы: «агайагый-абайабызабашабзайэже» (дядя), связанные с культом предков и обозначающие термины родства, сохранились частично как диалектные имена и зафиксированы в своей архаичной форме в метрических записях I четверти XX века: Абызулла, Абзин, Абай, Эжебай и т. п.

13) Небольшое количество личных имен из монгольского пласта подтверждает дополнительно тот факт, что переселение монголов на русские земли нельзя назвать массовым. Анализ антропонимикона нижегородских татар выявил, что из монгольского периода в исследуемом именнике сохранились несколько групп антрополексем:

1) обозначение домашних животных («нугай"(собака) и т. д.);

2) имена-пожелания определенных свойств («сай /саин» (хороший, известный) и т. д.).

14) Группа заимствований из арабского языка наиболее значима в именнике татар-мишарей, как и у большинства тюркских народов, принявших Ислам. По утверждению академика Г. Ф. Саттарова, заимствования из арабского языка и фарси наиболее распространяются в начале XIX века и занимают 70 — 75% татарского антропонимикона (Г.Ф. -Саттаров. 1989. С. 136). Этнолингвистический анализ личных имен нижегородских татар XX века подтверждает это утверждение ученого-ономаста.

Основываясь на результатах этих срезовых анализов выявлено, что в I четверти XX века наиболее распространены имена Абдулла и Абдрахман, а с начала и до 60-х гг. XX века среди мишарей использовалось более 50 вариантов имен с антрополексемой «абд-габд-габде-габдел», несущую религиозную семантику и обозначающую «раб Аллаха, служитель Аллаху».

Анализ личных имен в течение XX века также выявил, что из 99 прекрасных имен-эпитетов Аллаха в репертуаре именника нижегородских татар I четверти XX в. находилось более 60 имениэпитета: их простые варианты и сложные имена, где эпитеты являлись либо первым, либо вторым именным компонентом. Современный именник сохраняет около 20 имен-эпитетов, наиболее популярными из которых являются имена: Али (м.) — Алия (ж.), Ряшит (м.) — Ряшида (ж.), Халид и т. д.

Самая высокая частотность наречениявплоть до 60-х гг. была у имен с антрополексемой «алла/улла» (Бог единственный). На основе анализа именника исследуемого региона выявлено более 70 вариантов имен с этим компонентом.

Наречение по именам Пророков, их родственников и сподвижников было также популярно среди нижегородских татар XX века, но с середины 70-х гг. до наших дней активность этой группы резко падает и по сравнению с I четвертью XX века уменьшается в среднем в 3 раза.

Кроме арабских имен с религиозной семантикой анализ антропонимии исследуемого региона выявил следующие группы арабских имен, обозначающих светско-бытовые понятия: 1) общественные отношения и понятия- 2) занятие или профессию- 3) предметы быта- 4) одежду и украшение- 5) животный или растительный мир.

В целом, в именнике нижегородских татар, как и в именнике многих тюркских народов, в исследуемом периоде преобладают арабские имена и имена фарси, хотя их доля к концу XX столетия снижается. Многие простые имена активны до сих пор и, исходя из своеобразия мишарского диалекта, претерпели некоторые фонетические изменения.

15) Динамика персидского пласта (фарси) на нижегородской земле стимулировалась во многом развитием торговли («персидские ряды» на Нижегородской Ярмарке). Непосредственные культурные и торговые отношения между этническими имяносителями помогли персидским именам занять свою нишу в антропонимической системе нижегордских татар. Особой популярностью пользовались имена с эмоционально-эстетической семантикой, понятиями красоты и изящества. Именно этот факт помог расширению репертуара женских имен исследуемого антропонимикона. В течение всего века и до сих пор женские имена с антрополексемой «гел"(цветок) являются самыми продуктивными. Среди мужских имен в течение всего XX века популярно имя богатыря из иранского эпосаРустам.

16) Заимствование татарским языком антропонимической лексики из русского языка свидетельствует о том, что объективные условия развития российского общества приведут к возникновению в татарском именнике межнационального слоя, который идет вслед за принятием татарским языком межнациональной апеллятивной лексики.

Имена-заимствования из русского и через него западноевропейских языков начали проникать с середины 20-х — 30-х гг., с целью обновления именника. В условиях двуязычия, в местности, где не редки смешанные межнациональные браки, мотивировка имени, в основном, зависит от психолгических, эстетических представлений. Влияние моды на имя определяло нейтральность (интернациональность) и благозвучие (сонорность) заимствований.

Динамика именника нижегородских татар XX века свидетельствует о том социальном аспекте, что имена-заимствования (русского, западноевропейского и аббревиатурного происхождения) умеренно закрепились во-1х: не тольков в смешанных национальных, но и в чисто татарских семьяхво-2х: не только в городских, но и в сельских семьяхв-Зх: не только в семьях интеллигенции, но и занимающихся производственной деятельностью и тяжелым трудом.

17) Имена-аббревиатуры занимают устойчивую позицию в репертуаре татарских имен. (Наиболее популярны в мужском именнике: Ренат, Дамир). Особая их активность наблюдалась в 40−70-е гг. С 70-х гг. отмечена тенденция «усложнения» аббревиатурного имени путем присоединения к ним традиционных татарских лексем (как правило, арабского происхождения).

Например, имена: Вилсур — В.И.Л.+сур (араб.) «сигнал, рог, труба" — ЛеннурЛенин+нур (араб.) «свет». Таким образом, можно сделать наблюдение, что «чистые» имена-аббревиатуры приобретают и структурно, и семантически сложную основу, переходя в разряд смешанного этнолингвистического пласта.

18) Смешанный пласт личных имен наиболее значимо представлен в I и II хронологических срезах (вплоть до 70-х гг. XX века). Динамика именника показывает резкое снижение в III именном срезе доли сложных имен выделенных шести групп смешанного пласта, традиционных для татарской антропонимии. Но, исходя из историко-лингвистического анализа личных имен нижегородских татар XX века, именно с 70-х гг. отмечена тенденция вхождения нетрадиционных (русских и западноевропейских) антрополексем в состав сложного имени с каким-либо традиционным татарским компонентом (арабского, фарси или тюркского происхождения): имена типа: Энжелика, Вильнур и т. п. Таким образом, идет хотя и незначительное, восполнение состава смешанного пласта, группой гибридных имен, в состав которых включены традиционные антрополексемы + нетрадиционные антропокомпоненты русского и западноевропейского происхождения. Основываясь на диалектных способах словообразования и формообразования в языке нижегородских татар можно предположить, что такая группа гибридных имен в дальнейшем может стать продуктивной.

19) Новотатарский пласт, являясь «отпечатком своей эпохи» функционирует параллельно с традиционными именами, исторически установившимися. Анализ выявил, что в репертуар новотатарского пласта вовлечены: а) двухтрехсложные имена: арабского, фарси и тюрко-татарского происхождения, вновь переосмысленные соответственно новому времениб) имена-заимствования русского и западноевропейского происхожденияв) имена-аббревиатурыг) сокращенные имена (аллегроформы) — Д) ряд местных именных новообразований (Риффярд (м.), Гелдерис (ж.) и т. п.).

20) Антропонимическая система исследуемого региона за время своей динамики и статики выработала необходимый арсенал словообразовательных средств и способов, где нашли отражение общие национальные черты, присущие татарской антропонимии и других тюркских народов, а также определенные элементы именной системы других языков (арабского, фарси, русского, западноевропейских) и диалектные особенности мишарского (нижегородского) этноса.

21) Социологические опросы, проводимые в течение последних пяти лет, подтверждают мнение о желании многих молодых родителей осмысленного выбора имени своему ребенку, обращения за советом к старшим, родителям и служителям мечети, желании следовать традициям национального имянаречения.

Возросший интерес к обряду имянаречения, институту семьи, свидетельствует в наши дни о любви и уважении к памяти предков, преемственности традиций поколениями. Искреннее стремление возврата к истокам национального характера говорит о нашей этнической и конфессиональной самобытности. Долгом и обязанностью родителей перед своими детьми и гражданским обществом является красивое наречение своих наследников прекрасными татарскими национальными именами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Административно-территориальное деление и органы власти Нижегородского края Горьковской области (1929 1979). Горький, 1984.
  2. Н.Б. Из охранных имен бурят./ Ономастика Бурятии. Улан -Уде, 1976. Вып. 26. С. 69.
  3. С. X. Исторические судьбы народов Среднего Поволжья XVI XIX вв. М., 1990.
  4. Ф. К вопросу тотаризации личных собственных имен (употребление и генезис личных имен у татар). Журнал «Мэктэп» («Школа»), № 5. С. 104 105).
  5. Ш. К. К вопросу об антропонимике / Известия АН Туркменской ССР. Серия общественных наук. Ашхабад, 1969. № 1. С. 63- 94.
  6. Ш. К. Мотивы выбора имён у туркмен / Личные имена в прошлом, настоящем и будущем. М., 1970. С. 201- 205.
  7. Антропонимика (Личные имена). М.: Наука, 1970.
  8. Н.А. Опыт выяснения этнического состава киргиз казахов Большой Орды и каракиргизов / Живая старина. Выпуск III — IV. СПБ, 1894 С. 422.
  9. Архив МАСС. Ф. 1. On. 1. Д. 1092. Л. 109 111.
  10. Ю.Архангельский С. И. Волжский водный путь в XIII XV веках. / Труды НИОПИТК. Т. 2. Н. Новгород, 1929.
  11. Г. Н. О языке и народности мишарей / Изв. об-ва археол., истории и этнографии при Имп. Казанском университете. Т. XIX. Вып. 2. Казань, 1903. С. 92- 160.
  12. Г. Н. Тептяри и их происхождение. Казань, 1907.
  13. Г. Н. Избранные труды. Казань, 1998.
  14. О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Советская энциклопедия, 1969.
  15. Р.Г. Некоторые варианты диалектальных слов и фразеологизмов в сергачском говоре / Нормативность и вариативность в татарском языке. Казань, 1987. С. 32−40.
  16. Э. М. Русские заимствования в татарском языке. Казань, 1968.
  17. К.О. Древние тюркские элементы в современных языках/ Источники формирования тюркских языков Средней Азии и Сибири. Фрунзе, 1966. С. 33.
  18. Н. А. Тюркские языки. М., 1960.
  19. Н. А. Этнолингвистическая классификация диалектных систем современных тюркских языков (VII Международный конгресс антропологических и этнографических наук.) М., 1964.
  20. Р. Ж., Макарихин В. П. Восточная Мещера в средние века (к вопросу этногенеза татар в Нижегородском крае). Н. Новгород, 1996.
  21. Р. Ж. Макарихин В. П. Нижегородские татары-мишари в новое время. Н. Новгород, 1996.
  22. Э.А. Антропонимика узбекского языка: Автореферат диссертации к. ф.н. Ташкент, 1965. С. 26.
  23. Н. А. Понятие регион и Нижегородская земля / Нижегородский регион в истории Российской государственности. Информ. Бюллетень № 3. Н. Новгород, 1994. С. 39 42.
  24. Н.В. Антропонимы и термины родства / Ономастика и норма. М., 1976. С. 100- 107.
  25. Н. А. Нижегородская ярмарка как хозяйственно-культурный комплекс./ Информационный бюллетень № 3. Н. Новгород, 1994. С. 60 65.
  26. Большая советская энциклопедия. Т. 42. М., 1956.
  27. В.Д. Русская ономастика. М.: Просвещение, 1983.
  28. В. Д. Русский именник, его состав, статистическая структура и особенности изменения (мужские и женские имена) / Ономастика и норма. М, 1976.
  29. Н. Б., Махмутова JI. Т. К вопросу об истории образования и изучения татарских диалектов и говоров / Материалы по татарской диалектологии. Вып. 2. Казань, 1962. С. 7−18.
  30. Дж. О диалектах Казанского татарского языка / Вестник научного об-ва татароведения. Казань, 1927. № 6. С. 50 64.
  31. Дж. Наречение каринских и глазовских татар / Труды общества изучения Татарстана. Казань, 1930. С. 135−144.
  32. И. И. Избранные произведения. Алма-Ата, 1958.
  33. Вельяминов-Эернов В. В. Исследование о Касимовских царях и царевичах (в 4-х частях) / Труды Восточного отделения археологич. об-ва. Спб., 1863, 1864, 1866, 1887.
  34. С.Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища, фамилии. М., 1974.
  35. А. Русско-татарский словарь с предисловием о произношении и этимологических изменениях татарских слов. Казань, 1894.
  36. Г. Р. Антропонимия татар г. Казань в XX веке (на материале личных имен). Дисс. к.ф.н. Казань, 1999.
  37. Г. Р. Личные имена татар в XX веке. Казань, 2000.
  38. ГАНО. Ф. 4. Оп. 1-а, ед. хр. 559.
  39. ГАНО. Ф.570. Оп. 554, ед. хр. 6 (1751), Л. 2.
  40. ГАНО. Ф.570. Оп. 554, ед. хр. 9 (1751)
  41. ГАНО. Ф. 570. Оп. 554, ед. хр. 14 (1759)
  42. ГАНО. Ф. 570. Оп. 40, ед. хр. 229. (1800).
  43. А. С. Нижегородские татары татары ли? // Нижегородские губернские ведомости. 1886. № 41 — 43.
  44. А. Г. Лично-собственные имена в таджикском языке. Автореф. дисс. к.ф.н. Душанбе, 1964.
  45. А. Г. Рассказы об именах. Душанбе, 1968.
  46. А. Г. Лев и Кипарис. О восточных именах. М., 1971.
  47. А. Г. Имя и история. М.: Наука, 1987.
  48. География Нижегородской области. Н. Новгород, 1991.
  49. А. А. Сборник выписок из печатных источников. Саранск, 1932.
  50. А.А. Материалы по истории Мордвы. М. Л., 1931.
  51. В.А. Элементы культуры у касимовских татар (из поездки в Касимовский уезд в 1920 г.). Рязань, 1927. С. 19−25.
  52. В.А. Рождение ребёнка и его воспитание / этнографическое обозрение. 1910. № 3−4.
  53. В. Н. Избранные сочинения. М. 1968. Т.VI.
  54. Т. Путешествие в Россию. М.: Мысль, 1998.
  55. Л.Н. Была ли орда игом? Журнал «Мэгариф». № 1. 1991. С. 31−32
  56. Л. Н. Древние тюрки. М., 1967.
  57. Г. М. Идел болгарларныц риваятьлере/Борынгы татар фольклоры месьэлэре. Казань, 1984.
  58. Г. М. Терки-татар рухи меденияте тарихы. Казан, 1999.
  59. Дамаскин. Словарь языков разных народов в Нижегородской епархии обитающих (рукопись, 1884 -1885 гг.)
  60. Н. В. Нижегородская антропонимия XIV XVII веков (на материале памятников деловой письменности). Автореф. дисс. к.ф.н. Горький, 1986.
  61. Древнетюркский словарь. Л.: «Наука», Ленинградское отделение, 1969.
  62. А. П. Кетские имена и прозвища. / Ономастика Востока. М., 1980. С. 5.
  63. З.Р. Историко-лингвистический анализ казахского антропонимикона 40-х 90-х гг. XX века. Дисс. к.ф.н. Казань, 1995.
  64. Т.Ж. Социально-бытовые мотивы в казахской антропонимике / Личные имена в прошлом, настоящем, будущем. М., 1970. С. 194 200.
  65. Т.Ж. Обычаи и традиции в казахской антропонимике/ Этнография имён. М., 1971. С. 100 103.
  66. Из глубины столетий. Казань, 2000.
  67. Ислам: вопросы истории, культуры, философии. Н. Новгород, 1995.
  68. Ислам на пороге XXI века. Н. Новгород, 1997.
  69. Исаева 3. Г. К вычислению культурно-генетических страт в антропонимии (на материале осетинского именника / Ономастика: Типология. Стратиграфия. М., 1988. С. 166 182.
  70. История административно-территориального деления нижегородской губернии (1917- 1929). Горький, 1983.
  71. X. Ф. Сопоставительная грамматика татарских и русских собственных имен. М., 2000.
  72. В.А. О мишарях в Чистопольском уезде Казанской губернии / Изв. об-ва археол., истории и этногр. при Казанском ун-те. Т. IV. Казань, 1884. С. 9−10.
  73. К. Имянаречения у киргизов в прошлом и настоящем / Ономастика Средней Азии. Фрунзе: «Илим», 1980. С. 95.
  74. JI. М. Нижегородское Поволжье в X XVI веках. Горький, 1936.
  75. А. Ш. К вопросу о характере хозяйственной деятельности татар-мишарей Нижегородской губернии в конце XVIII в./ Мининские чтения. Н. Новгород, 1992. С. 65- 67.
  76. Дж. Г. Некоторые вопросы изучения башкирских и татарских диалектов / Памяти В. А. Богородицкого (к столетию со дня рождения). 18 571 957. (Сборник статей). Казань, 1961. С. 361−371.
  77. Книга памяти Н. Новгород, 1995.
  78. Коран (перевод Крачковского И.Ю.) М., 1990.
  79. Коран (перевод Н. -М. О. Османова.) М. 1999.
  80. Коран (перевод В. Пороховой). 1999.
  81. Г. И. Антропонимия казахов г. Кзыл-Орды и его окрестностей (на материале личных имен). Дисс. к.ф.н. Казань, 1994.
  82. Т. Древнебашкирские антропонимы. Автореферат диссертации к.ф.н. Уфа, 1975. С. 19.
  83. .А. Татары-мишары и татары-касимовцы / Культура и быт населения ЦПО. М., 1929. С. 141−142.
  84. И. Дневниковые записки путешествия по разным провинциям Российского государства, 1768 и 1769 гг. СПб., 1795.
  85. В.К. Несколько данных о мишарях и селениях их в Казанской и Симбирской губерниях. // ИОАИЭ. Т. XIII. Вып. 4. Казань, 1886.
  86. В. К. Новые данные о мишарях // ИОАИЭ. Т. XIII. Вып. 6. Казань, 1896.
  87. В. К. Нечто о чувашах, татарах и мишарях (мещера, мещеряки, маджары). / Известия Нижегородской архивной комиссии. Т. III. Н. Новгород, 1898.
  88. Ф. JI. Историко-лингвистический анализ татарских фамилий. Автореф. Дисс. к.ф.н. Казань, 1986.
  89. ЮО.Макарий (Архимандрит). Памятники церковных древностей Нижегородской губернии. СПб., 1857.
  90. В. П. Проблема христианизации нерусских народов Поволжья в трудах нижегородской губернской ученой архивной комиссии//. История христианизации народов Среднего Поволжья. Чебоксары, 1988.
  91. Е.А. Сведения о мишарях (историко-этнографический очерк) // Изв. об-ва археол., истории и этнограф при имп. Казанском Университете. Т. IV. Казань, 1884. С. 17.
  92. ЮЗ.Малов С. А. Из поездки к мишарям (о наречии мишарей Чистопольского уезда). Казань, 1903.
  93. JI.T. О принципах составления диалектологического словаря татарского языка // Второе регион. Совещание по диалектологии тюркских языков. Тезисы докладов. Казань, 1958. С. 21−24.
  94. JI.T. Основные характерные черты мишарских говоров Пензинской области (по материалам экспедиции 1958 1960 гг.) // Материалы по татарской диалектологии. Вып. 2. Казань, 1962. С. 125−162.
  95. Юб.Махмутова JI.T. Некоторые наблюдения над лексикой касимовского говора татарского языка // Материалы по татарской диалектологии. Вып. 2. Казань, 1962. С. 223−235.
  96. Махмутова JI. T О некоторых этнических компонентах татарского народа по диалектным данным // Тезисы докладов из Итоговой научной сессии за 1970 г. Казань, 1971. С. 116−119.
  97. JI.T. Некоторые наблюдения над лексикой мишарских говоров (к мишарско-мордовским взаимосвязям) // Вопросы лексикологии и лексикографии татарского языка. Казань, 1976. С. 152−159.
  98. Л. Т. Некоторые материалы по лексике мишарского диалекта татарского языка (тюркский пласт) // Исследования по исторической диалектологии татарского языка. Казань, 1979. С. 139 168.
  99. Л. Т. Краткая схема описания тюркских диалектов // Советская тюркология. № 5. 1983. С. 106 109.
  100. Л. Т. Краткий обзор истории изучения среднего и мишарского диалектов татарского языка // Материалы по татарской диалектологии. Казань, 1989. Вып. 7. С. 5−24.
  101. Л. Т. Некоторые итоги и проблемы исследования татарских диалектов/ Развитие филологических и исторических наук в Татарии. Казань, 1969.
  102. Пб.Махмутова Л. Т., Ахмадуллин Л. Г. Развитие татарской филологии. / Советская тюркология, 1977. № 6. С. 91 98.
  103. Л. Т. Татарское языкознание в ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова КФАН СССР за 25 лет (1961 1986). Краткий обзор/ Исследования по лексике и грамматике татарского языка. Казань, 1986. С. 3 -12.
  104. В. У. Собственные имена в памятнике XI века. Дивану Лугут-ат-Тюрк Махмуда Кашгарского: Автореф. дисс. к.ф.н. Алма-Ата, 1980.
  105. В. У. Древнетюркская ономастика. Алма-Ата, 1990. С. 37.
  106. В.У. Структурно-функциональное развитие антропонимических формантов в тюркском языке (на материале уйгурской антропонимики) / Советская тюркология. 1985. № 4. С. 37- 44.
  107. П. И. На горах. Т. 1 2. Горький, 1978 — 1979.
  108. В.Н. Этнографический очерк Нижегородского края. Н. Новгород, 1889.
  109. О.Т. Мотивированные личные имена у алтайцев / Личные имена в прошлом, настоящем и будущем. М., 1970. С. 92.
  110. К. М. Лексика тюркских языков в сравнительном освещении. М., Наука, 1975.
  111. К. М. Лексикология тюркских языков. М.: Наука, 1984.
  112. Мусульманекая священная история. М., 1996.
  113. Р.Г. К проблеме этногенеза татар-мишарей. Татарика Вампала, 1987.
  114. Р.Г. Терминология родства и свойства у татар-мишарей Мордовской АССР // Материалы по татарской диалектологии. Вып. 2. Казань, 1962. С. 242−280.
  115. Р.Г. Татары-мишари. Историко-этнографическое исследование. М., 1972.
  116. На стыке континентов и цивилизаций (из опыта образования и распада империй X XII вв.) М. 1996.
  117. Наш край. Н. Новгород, 1997.
  118. К.А. Историко-лингвистический анализ казахских фамилий,: Автореф. дисс. к.ф.н. Казань, 1993.
  119. Нижегородский край в документах, цифрах, рассказах, мнениях/ Хрестоматия. М., 1992.
  120. Нижегородский регион в истории Российской государственности. Информ. бюллетень № 3. Н. Новгород, 1994.
  121. В. А. Имя и общество. М., 1974.
  122. В. А. Ищем имя. М.: Советская Россия, 1988.
  123. В.А. Размежевание личных имен по полу у тюркоязычных народов. / Советская тюркология. 1972. № 2. С. 63- 67.
  124. В. А. Личные имена в современной России. / Вопросы языкознания. М., 1967. № 6. С. 102 111.
  125. В.А. Личное имя социальный знак. / Советская этнография. М., 1967. № 5. С.154−168.
  126. В.А. Задачи и методы антропонимики / Личные имена в прошлом, настоящем, будущем. Проблемы антропонимики. М., 1970. С. 8.
  127. НОГА, Ф. 2013, Оп. 602а, ед. хр. 187. Л. 10.142.0леарий Адам. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906.
  128. Ономастика. М.: Наука, 1969.144.0номастика Кавказа. Махачкала, 1976.
  129. Ономастика Татарии. Казань, 1989.146.0рлов А. М. Мещера, мещеряки, мишаре. Казань, 1992.147.0рлов А. М. Сословие служилых татар в Нижегородском крае. Деп. в ИНИОН, 1988. № 35 265.148.0рлов А. С. и др. Основы курса истории России. М., 2000.
  130. П. И. История родов русского дворянства. М., 1887.
  131. Н.А. Словарь русских личных имен (около 2600). М., 1966.
  132. Н. В. Словарь русской ономастической терминологии. М., Наука, 1989.
  133. Л. А. Термины родства / Историческое развитие лексики тюркских языков. М.: Наука, 1961. С. 51.
  134. И. Русские епархии в XIV XVI веках. Их открытие, состав и пределы. Т. 1. Казань, 1893.
  135. М. Р. Исследование памятников типа Золотаревского городища.// Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья. Казань, 1971.
  136. Проблемы общности алтайских языков. Алма-Ата: Галым, 1990.
  137. Проблемы этимологии тюркских языков. Л., 1971 , — с. 15 -102.
  138. В. В. О языке куманов. По поводу издания куманского словаря // Зап. Имп. Академии наук. Т. XVIII. № 4. Спб., 1884.
  139. В. В. Опыт словаря тюркских наречий. Т.Т. 1−4. М., 1963 (перепечатка с изд. СПб., 1893 1911).
  140. В. В. Заметка к реферату Можаровского в трудах IV археологического съезда в Казани. Т. 1., от II. С. 17).
  141. Д. Б. Функционирования терминов «мещяряки», «башкиры», «тепряки» в Западной Башкирии // Исследование языка древнеписьменных памятников. Казань, 1980. С. 142−157.
  142. Д. Б. Понятие «мать» и «отец» в татарских говорах // Материалы по татарской диалектологии. Вып. 7. Казань, 1989. С. 25−36.
  143. Д. Б. Ареальная терминология родства и некоторые вопросы этнического формирования татар Приуралья // Материалы по татарской диалектологии. Казань, 1990. С. 9−29.
  144. Ф. А. История татарского народа. Саратов, 2001.
  145. Н. Д. Этническое прошлое Нижегородского Поволжья в свете лингвистики. Н. Новгород, 1994.
  146. Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1985.
  147. З.Р. О некоторых лексических особенностях говора оренбургских татар // Тезисы докладов II научной конференции молодых ученых. Казань, 1971. С. 24−28.
  148. Садыкова 3. Р. Говоры оренбургских татар. Казань, 1985.
  149. Садыкова 3. Р. Некоторые названия домашних животных в диалектах татарского языка // Материалы по татарской диалектологии. Вып. 6. Казань, 1988. С. 97−107.
  150. Садыкова 3. Р. Диалектная лексика татарского языка, связанная с птицеводством // Материалы по татарской диалектологии. Казань, 1989. Вып. 7. С. 55- 63.
  151. Садыкова 3. Р. Некоторые названия птиц в диалектах татарского языка // Материалы по татарской диалектологии. Казань, 1990. С. 47−57.
  152. Г. Татар-меселман исемнэре. Казань, 1996.
  153. Г. Женская антропонимия туркмен Харасли / Антропонимика. М., 1970. С. 52.
  154. Г. Ф. Категория ласкательности в татарских личных именах/Антропонимика. М., 1970. С. 211−217.
  155. СаттаровГ.Ф. Этнолингвистические пласты татарского именника./ Советская тюркология, ономастика. М., 1982. № 3. С. 23 29.
  156. Г. Ф. Атропотопонимия Татарской АССР: Автореф. дисс. д.ф.н. Казань, 1975.
  157. Г. Ф. Этапы развития и очередные задачи татарской ономастики. Пособие по специальному курсу «Татарская ономастика». Казань, 1970.
  158. Г. Ф. Татарская антропонимия и этнолингвистические связи / Советская тюркология. М., 1978. № 3. С. 22−32.
  159. Г. Ф. Синонимия, антонимия и ононимия в татарской антропонимии / Советская тюркология. 1984. № 5. С. 24 31.
  160. Г. Ф. Мазитова Ф.Л. Становление и развитие фамилий в татарской антропонимии./Советская тюркология. Баку, 1986. № 5, С. 22- 31.
  161. Г. Ф. Татар антропонимикасы. Казань, 1990.
  162. Г. Ф. Кем дано твое прекрасное имя? (на тат. яз.) Казань, 1989.
  163. Г. Ф. Татар исемнэре сузлеге. Казань, 1981.
  164. Г. Ф. Татар исемнэре ни сейли? Казань, 1998.
  165. Г. Ф., Субаева Р. Х. Основные компоненты сложных личных имен в татарском языке./ Ономастика ПоволжьяГВып. 4. Саранск, 1976. С. 65−73.
  166. А. А. К вопросу о личной ономастике у кумыков / Советское языкознание. 1936. № 2. С. 95−107.
  167. Ф. С. Татарский язык. Самоучитель. Казань, 1991.
  168. А. Н. Обряд наречения имен у малых народов Центральной Индии / Личные имена в прошлом, настоящем, будущем. М., 1970. С. 222
  169. А. Язык революционной эпохи. М., 1928.
  170. С.Б., Идрисов У. Ю., Сенюткина О. Н., Гусева Ю. Н. История исламских общин Нижегородской области. Н. Новгод, 1998.
  171. С.Б., Идрисов У. Ю. и др. Из истории нижегородских мусульманских общин в XIX 30-х гг. XX века. Н. Новгорд, 1997.
  172. Система личных имен у народов мира. М., 1986.
  173. И. Н. Татарский летописец. Современник Бориса Федоровича Годунова. М., 1851.
  174. М. О князьях мещерских XIII XV веков. Рязань, 1904.
  175. Словарь иностранных слов. М., 1982.
  176. Справочник личных имен народов РСФСР. / Под ред. Н. А. Баскакова и др. М., 1965.
  177. Справочник личных имен народов РСФСР. Издание 2-ое исправленное. Под ред. А. В. Суперанской. М.: Русский язык, 1979.
  178. Справочник личных имен народов РСФСР. Издание 3-е, исправленное.// Под ред. А. В. Суперанской. М., 1987.
  179. P. X. Мотивы выбора интернациональных имен у татар./ Ономастика Поволжья, вып. 2. Материалы II Поволжской конференции по ономастике. Горький, 1971. С. 22 — 26.
  180. В. Б. Личные имена в национально смешанных семьях // Ономастика Средней Азии. М.: Наука, 1978. С. 195 — 200 .
  181. А. В. Имя через века и страны. М., 1990.
  182. А. В. Ударение в собственных именах в современном русском языке. М.: Наука, 1966 .
  183. А. В. Структура имени собственного, фонология и морфология. М.: Наука, 1969 .
  184. А.В. Ономастические универсалии. // Восточнославянская ономастика. М.: Наука, 1972. С. 348 356.*
  185. А. В. Общая теория имени собственного. М.: Наука, 1973 .
  186. А. В. Как Вас зовут? Где живете? М.: Наука, 1964 .
  187. А. В. и др. Теория и методика ономастических исследований. М., 1986.
  188. А. В., Суперанская А. В. О русских именах. Л.: Лениздат., 1996 .
  189. Л. К. Лексико-семантические особенности татарских личных имен арабского происхождения. // ТЯЛГС. Казань, 1984. С. 49−58.
  190. Татар теленен диалектологик сузлеге. Казан, 1969.
  191. Татарско-русский словарь. М. 1966.
  192. Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М., 1997.
  193. В. М. История Российская. М. Л., 1965.
  194. А. И. Татары-мишари в Нижегородском крае// Нижегородский регион в истории Российской государственности. Информ. Бюллетень № 3. Н. Новгород, 1994. С. 58 60.
  195. Теория и методика ономастических исследований. М., 1986.
  196. Д. Р. Этнические связи западно-сибирских татар (по материалам топонимии и антропонимии)/Советская тюркология. М., 1987. № 2. С. 38−51
  197. Г. Про наши имена /Избранное в 2-х т. Т. 2. Казань, 1961. С. 142−145.
  198. Н. Н. О национальной политике в деятельности Советов Нижегородского края (20 30-е годы) // Нижегородский регион в истории Российской государственности. Н. Новгород, 1994. С. 33.
  199. Тюркская ономастика. Алма-Ата: Наука Казахской ССР, 1984.
  200. Л. В. Слово о словах. Л., 1956 .
  201. М. А. Татарские исторические источники XVII XVIII веков. Казань, 1972.221.Хадисы. М., 1996
  202. Ш. Антропонимия таджиков северо-западных частей Ферганской долины: Автореф. дйсс. к.ф.н. Душанбе. 1991.
  203. Т. X. О взаимодействии тюркских и финно-угорских языков в северо-восточных районах БАССР // Взаимовлияние и взаимообогащение языков народов СССР. Казань, 1972. С. 107−111.
  204. Т. X. Русские заимствования в названиях пищи татарского языка (на материале говоров) // Двуязычие: Типология и функционирование. Казань, 1989. С. 42−47.
  205. Т. X. Истоки и изоглоссы татарских диалектных названий предметов быта, связанных с приготовлением пищи // Материалы по татарской диалектологии. Казань, 1990. С. 29−47.
  206. P. X. Структура башкирских личных имен XVII XVIII вв. // Ономастика Поволжья. Саранск, 1976. С. 121−125.
  207. А. X. Исторические корни общности татар-мишарей и казанских татар. Татарика Вампала, 1987.
  208. А. X. Происхождение татар Поволжья и Приуралья. Казань, 1978.
  209. А. X. Монголы, татары, Золотая Орда и Булгары. Казань, 1994.
  210. Хара-Даван Э. Чингис-хан как полководец и его наследие.// На стыке континентов и цивилизаций. М., 1996.
  211. М.З. Нижегородские татары: Очерки истории. Н. Новгород, 1998.
  212. Н. Краткий очерк истории и описания Н. Новгорода (ч. 1) Н. Новгород, 1857.
  213. М. Г. Очерки по истории Казанского ханства. М., 1991.
  214. А.Г. Татарские и башкирские личные имена тюркского происхождения: Автореф. дисс. к.ф.н. М., 1976 .
  215. А.Г. Татарские и башкирские имена тюркского происхождения. Уфа, 1983.
  216. Р.Ф. Говор татар Краснооктябрьского района Горьковской области: Автореф. дисс. к.ф.н. М., 1950.
  217. Р.Ф. Фонетические особенности говора татар Краснооктябрьского района Горьковской области // Материалы по диалектологии. Казань, 1955. С. 89−134.
  218. Р.Ф. Особенности говора татар Краснооктябрьского района Горьковской области // Академику В. А. Гордлевскому к его семидесятипятилетию (сборник статей). М., 1953. С. 292−301.
  219. Н. М., Т. А. Боброва. Этимологический словарь русского языка. М., 1994.
  220. Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936.
  221. Л.М. Русские имена. Очерки по донской антропонимике. Ростов-на-Дону, 1975 .
  222. Л. М. Об историческом воздействии регионального культурного фона на развитие антропонимии Подонья // Ономастика. М., 1988. Вып. XXV. С. 250.
  223. Этническая ономастика. М.: Наука, 1984.
Заполнить форму текущей работой