Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Статусно-ролевые позиции преподавателей вузов как проявление гендерной асимметрии профессиональной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Си л ласте Г. Гендерная асимметрия в российской системе высшего образования и се возможные социальные последствия в условиях перехода к рыночной экономике. Часть I.: Методология и методика социологического исследования. / Отв. ред Г Силласте—М.: ФА, 2002, — 168с. С 56 1 I мужчин, не отражает реально складывающийся баланс общественных сил, новые роли мужчин и женщин, возможность влияния женщин… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ГЕНДЕРНАЯ АСИММЕТРИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ. .Л
    • 1. Л Социологические основания категории «гендер», гендерных ролей и отношений
      • 1. 2. Гендерная асимметрия на рынке труда в современном обществе: критерии и показатели
      • 1. 3. Гендерная асимметрия профессиональной деятельности в образовательном, пространстве: причины и динамика
  • ВЫВОДЫ, НО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ.!.8й
  • ГЛАВА 2. СТАТУСНО-РОЛЕВОЙ' НАБОР ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ? ВУЗА КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ГЕНДЕРНОЙ АСИММЕТРИИ (НА ПРИМЕРЕ Г
  • ХАБАРОВСКА)
    • 2. 1. Причины гендерной асимметрии профессиональной! деятельности в вузе и социальные процессы- влияющие на её динамику
  • Т2 Гендерная асимметрия статусно-ролевого набора преподавателей в вузе
    • 2. 3. Гендерные стратегии социального поведения как дополнительный ресурс статусно-ролевых достижений
  • ВЫВОДЬШО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Статусно-ролевые позиции преподавателей вузов как проявление гендерной асимметрии профессиональной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Проблема гендерной асимметрии в России относится к числу сложных, недостаточно изученных и не потерявших свою актуальность. Ее актуальность связана с тем, что одно из базовых для общества социальных неравенств сегодня переживает стремительную трансформацию, которая сказывается и на статусно-ролевой дистрибуции общества в целом. Классические образцы поло-ролевого разделения труда, детерминированного гендерными стереотипами, сегодня деформируются. Но сама трансформация не завершена. Соответственно,' на структуру гендерныхотношений одновременно действуют и прежние-(патриархальные) нормы и вновь возникающие социальные связи и стратегии. Результатом этого процесса на* макросоциальном* уровне является^ гендерная асимметрияГендернаяасимметрия* — это нарушение согласованности, соразмерности^ в социальных взаимных отношениях мужчин и женщин1. Данное явление охватывает всю совокупность отношений и сферы жизнедеятельности общества.

Наша диссертационная работа посвящена изучению гендерной асимметрии профессиональной деятельности в сферах высшей школы и наукиа также выявлению связи между гендерными, стереотипами, господствующими в дальневосточном социуме, и статусно-ролевыми позициямипреподавателей, в вузе: Дляназванных^ сфер> в любойстране традиционно «характерен гендерный дисбаланс среди научных направлений и сфер образования. Асимметричность положения женщин в сферах науки и высшей школы многолика. Одной из основных причин этого явления* служит сосуществование в. одном социальном пространстве и, соответственно, в одном сознании гендерных стереотипов различной природы, противоречащих друг другу. Идеи женского равноправия в публичной сфере накладываются на патриархальные нормы, господствующие в приватной.

1 Ильиных С. А. Гендер как феномен управления / Электронный ресурс / http://www.isras.ru/abstract Ьапк/1 208 247 619.pdf жизни. Соответственно, статусно-ролевые позиции женщины в публичной сфере оказываются более уязвимыми. Она вынуждена или отказываться от традиционных форм приватного поведения, подпадая под общественные санкции, либо искать социальные локалы, которые бы позволяли сочетать публичную и приватную роли.

Наиболее привлекательной для женщины сферой, позволяющей сочетать основные гендерные роли, и выступает наука и образование с их относительно< свободнойзанятостью." Но и в этой сфере наблюдается характерное’для рынка* труда’в целом явление гендерной* асимметрии или вертикальной сегрегациикоторое получило также название «стеклянный' потолок» (glass ceiling). Это некоторый уровень в карьерной" иерархии, выше которого женщиныпрактически не имеют возможности1 подняться. При отсутствии формальных ограничений для занятия позиций выше «стеклянного потолка» женщины не могут продвинуться* дальше этого барьера. Это^ представляет собой дополнительную проблему и требует для женщины привлечения дополнительных ресурсов. В' образовательном пространстве «стеклянный^ потолок» можно рассматривать как невидимый карьерный, барьер и в рамках вуза, где работает женщина, и в рамках профессиональной карьеры в образовательном пространстве, которая подразумевает карьерный рост не внутри одного вуза, но* включает в себя карьерные продвижения и повышения профессионального статусаза счет перехода из одного вуза в другой: То есть возникает ситуация «стеклянного потолка и стеклянных стен» 2.

В настоящее время на фоне выдвижения стеклянных потолков* относительноженских карьерных стратегий' наблюдается тенденция феминизации кадровой составляющей высшей школы. Однако* это происходит преимущественно на исполнительском уровне вуза. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики, представленным.

2 Рошин С Ю., Солнцев С Л Кто преодолевает «стеклянный потолок»: вертикальная гендерная сегрегация в российской экономике. Препринт УР4 / 2006 / 03. — М.: ГУВШЭ, 2006. — 52с. в сборнике «Женщины и мужчины России — 2010 г.», в составе ППС вузов 55% женщин и 45% мужчин. 71% женщин и только 29% мужчин замещают должность ассистента и старшего преподавателя. Женщин-доцентов в составе вуза 54% и 46% мужчин. И только 28% женщин в должности профессоров, тогда как мужчин — 72%.

Несмотря на достаточно высокий процент женщин среди среднего звена научных работников-кандидатов наук, их движение по восходящей лестнице социально-профессиональной мобильности на следующую ступень.

— доктора наук весьма осложнено конкуренцией с мужчинами-учеными. Причемженщине стать доктором наук мешает не только гендерное противоборство, но и объективные трудности, возникающие в связи с семейнымиобязанностями, воспитанием* детей. Для женщин-учёных является значимой проблемой подняться" в высшей школе до руководящей должности, и они остаются на исполнительскомуровне. Дело в том, что идентификационные модели в настоящее время не подразумевают полноценного участия* в управленческом процессе высшей школы женщины как таковой, то есть женщины, не отказавшейся от определенных аспектов своейтендерной идентичности и вынужденной играть по мужским правилам. Сегодня Ректораты вузов почти на 80% состоят из мужчин, не представляя альтернативы и кворума доминантно мужской точке зрения. То есть решения о функционировании академического? женско-мужского.- сообщества* принимаются* большинством мужских голосов. Однако как показывают международные практики, оптимальное функционирование научнопедагогической деятельности образовательного пространства достигается* при условишполноценнопу симметричного участияженщин на всех уровнях его организации, руководства’и контроля.

Таким образом, исторически сложившаяся организация российской управленческой пирамиды, ориентировавшаяся преимущественно на 3.

Си л ласте Г. Гендерная асимметрия в российской системе высшего образования и се возможные социальные последствия в условиях перехода к рыночной экономике. Часть I.: Методология и методика социологического исследования. / Отв. ред Г Силласте—М.: ФА, 2002, — 168с. С 56 1 I мужчин, не отражает реально складывающийся баланс общественных сил, новые роли мужчин и женщин, возможность влияния женщин на дела общества, государства и семьи. В современных условиях полоролевая организация управленческой пирамиды общества пришла в явное противоречие с динамично изменяющимися условиями жизни. Составляя значительную часть трудовых ресурсов с высоким уровнем образования, многогранным профессиональным, опытом, обладая организаторскими* навыкамипо ведению домашнего хозяйства, социальной ответственностью-за благополучие семьи, женщины могут внести существенный вклад в развитие экономики, образования" и культуры, российского общества. Вместе с тем, современные социально-экономические и политические изменения статусно-ролевых отношений" оказывают существенное влияние* на положение женщин, сопровождаются реальным снижением их социального-и профессионального статуса: Процесс формирования в России демократического государства с развитым, гражданским* обществом объективно обусловливает необходимость полного и равноправного участия женщин в системе управления,-4. Диссертационное исследование было локализовано1 в определенной части образовательного пространства^ — научно-педагогическом сообществе преподавателей вузов городаХабаровска. Выбор объекта исследования определяется* рядом соображений: данная социальная группа* более доступна и открыта нашему исследованиюв среде преподавателей более ярко проявляются закономерности поло-ролевого распределения, свойственные обществу, поскольку, совмещая^ исследовательскую деятельность с учебнометодическимии воспитательными функциямипреподаватели воспроизводят наиболее устойчивыенормативные гендерные стратегии и гендерные стереотипы, отвечающие во всеобщем понимании моральным нормам и устоям общества. Кроме того, исследование в локале.

4 Сидорова Н. П. Статусно-ролевые позиции женщин в системе государственного и муниципального управления: социологический анализ. — Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2002. — 85 с. академического сообщества вузов г. Хабаровска представляет интерес и с точки зрения выявления стратегий социального поведения и использования гендерных особенностей как дополнительного ресурса в статусно-ролевых достижениях.

Все эти обстоятельства обуславливают наше внимание к научнопедагогическому сообществу вузов г. Хабаровска, как к референтной группе, позволяющей,' выявить закономерностии тенденции развития гендерной политики, характерные-для российского общества в целом.

Этим определяется актуальность диссертационной работы.

Степень научной разработанности" проблемы. Интерес к отношениям между человеческими особями мужского и женского пола и к тому положениюкоторое занимают они в обществе, возник весьма давно. Хронология гендерной историографии уходит корнями в античные времена. Так, еще в пятом столетии до, нашей эрыПлатон вcвoeмf труде «Государство» рассуждал об общности образования для, мужчин и женщин в целях установленияравных шансов для участия в управленческих и производственных делах. Далее его. ученик Аристотель развил идею о биологическом, и общественном^ началах человека, подвергнув критике утопическую идею платоновского государства. По*его мнению, врождённое неравенство* способностей— причина объединения людей в группы, отсюда же различиефункций и> месталюдей* в. обществе5. Во 2 в. последователь. Аристотеля К. Г ален6, исследуя анатомическиеразличия между человеческими" особями говорил, что мужской и, женский организмы подобны. С. Лаккер, рассматривая репродуктивный статус человека-, говорил об однополой* модели. Единственный, пол это мужской, а женский считался недоразвитой его формой. В" эпоху Возрождения в 16? в., проблемой биологических различий между мужчинами, и женщинами занимались А. Везалий, Г. Фаллоний, Б. Евстахий 7.

5 Аристотель. Афинская полития. / Пер. С. И. Радцига. М.-Л.: Соцэкгиз, 1936. — 198 с.

6 К. Гален. О назначении частей тела. / Электронный ресурс http://www.bibliotekar.rU/422/3.htm.

7 Большая советская энциклопедия. / Электронный ресурс httpyAvww.cycIopedia.ru/53/192/I887514.htinl.

Позже, в 18−20 вв. И. Кант8, А. Шопенгауэр9, Ф. Энгельс10, 3. Фрейд11, Ф. Ницше12, В.В. Розанов13, B.C. Соловьёв14, Л. Н. Толстой 15, H.F.

1? I *1.

Чернышевский, О. Вейнингер и многие другие философы, психологи и социологи обращались к вопросу различий и отношений между полами.

В 1955 году, изучая общеполовые свойства, сексолог Джон Мани, ввел понятие «гендер» для идентификации пола как фенотипа 18.

Научный вклад в гендерные исследования внесли, работы ведущих западных^ гендерных и* феминистских теоретиков К. Делфи19, М. Мид20, Дж. Флеке21, Т. Де Лауретис 22, Д: Батлер23. Основываясь .на идее Э. Дюркгейма 24 обобщественномразделении труда, согласно, которой «один из» полов завладел эмоциональными функциями, а другой — интеллектуальными", Т.

О ^.

Парсонс и Р. Бэйлз разработали, полоролевую теорию, в основе* которой лежит прямая зависимость гендерных ролей от идентификации маскулинности и феминности. Согласно? полоролевой теории, в социальной системе женщина выполняет* экспрессивную роль хозяйки, матери, жены, мужчина — инструментальнуюроль добытчика и защитника, регулируя отношения между семьей и другими социальными системами:

8 Кант И. Характер пола / Соч. — М., 1966. — T6. — с. 553 — 562.

9 Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы / Гл. XXVII. О женщинах — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990, —288 с.

10 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частнойсобственности и государства / Маркс К., Энгельс Ф.': Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3. — М.: Политиздат, 1986, — 639 с.

11 Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение. 1989.

12 Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах. Т. 1., «Мысль». Москва 1990.

13 Розанов В. В. Религия и культура// Собр. соч. Т. 1. М. 1995. — С. 139−140.

14 Соловьёв В. С. Сочинения в 2 т. Т. 2, «Мысль», Москва 1988. ь Толстой Л. Н Собрание сочинений в 22 т. Публицистичечкие статьи. Т. 16 — М .: Художественная литература. 1983.

16 Н. Г. Чернышевский.'Собрание сочинений в пяти томах. Том 4. Статьи по философии и эстетике. М., «Правда». 1974.

17Вейнингер О. Пол и характер. М., 1999.

18 Введение в гендерные исследования. Ч. II .-Хрестоматия / под ред. С. В. Жеребкиной — Харьков: ХЦГИ, 2001, 2001. -991 с.

19 Delphy, С. Close to Ноше: A Materialist Analysis of Women~s oppression / С. Delphy. — Amherst: University of Massachusetts Press, 1984.

20 Mead, M. Male and Female (A study of generation Gap) / M. Mead. — New York: Natural History Press, 1970. — 114 p.

21 Флеке Дж. Конец невинности. // Гендерные исследования, 1999. — С. 88−107.

22 Лауретис Т. / Американский Фрейд / Введение в гендерные исследования. Ч. 2: Хрестоматия / Под ред. С.В. Жеребкина— Харьков: ХЦГИ, 2001. — 991 с. — С. 34.

23 Judith Butler, Gender Trouble: Feminism and the Subversion of Identity/ N.Y., London: Routledge, 1990. — Pp 142−149.

24 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. — М.: Наука, 1991.

3 Parsons Т. Family, Socialization and Interaction Process /Т. Parsons, R. Bales. — New York: the Free University Press, 1955.

Проблемой гендерных норм, отношений и стереотипов занимались также ученые Дж. Плек, Г. Хофстед, Симона де Бувуар .

Особое внимание заслуживает теория гендерных схем психолога Сандры Бем, в основе которой лежит концепция половой типизации. Данная теория рассматривает особенности половой принадлежности индивидуумов* как основу их способа организации информации об окружающем мире 29.

До 70-х годов XX века социально-психологические исследования пола> человека развивались преимущественно в рамках поло-ролевой теории, а сам феномен социального пола понималсякак усвоение личностью особого социального статуса, предписываемого обществом на основании биологических различий. Со времени основания специального1 исследовательского комитета1 «Женщины в обществе» в 1973 году в рамках Международной* социологической ассоциации изучение гендерной проблематики приобрело систематический^ и узаконенный характер, поскольку непосредственной* задачей данного комитета было — «способствовать развитию-теории, методологии И’практики, затрагивающих проблемыженщин в обществе, и гендерной природы социальных институтов, стимулировать критическую оценку новых' социологических парадигм, с точки зрения всех групп, подвергающихся дискриминации, включая женщин».

В' 1986 г., изучая^ стратегию* женского* лидерства, А. Н:1 Игли30 выдвинула-тезис о том, что гендерные нормы обусловлены гендерными' стереотипами. В 1998 г. Э. Аронсон развил данную теорию, обозначив причину, по которой' люди стараются соответствовать гендерным ожиданиям, — это нормативное и информационное давление, которое.

26 Pleck J. The theory of male sex role identity: its rise and fall from 1936 to the present // The making of masculinities: the new men’s studies. Boston: Allen & Unwin, 1987. P. 21−38.

27 Hofstede G. Culture’s consequences: international differences in work-related values. Beverly Hills, 1984.

23 Бовуар Симона. Второй пол. Под ред. С. Айвазовой. Пер. с франц. А. Сабашниковой. И. Малаховой п Е. Орловой. М., «Прогресс» — СПб, «Алетейя», 1997. стр 28.

29 Введение в психологию. Аткинсон Р JI, Аткинсон Р. С, Смит Э. Е. Бем Д Дж. и др. пер. с англ. — М.: Прайм-Еврознак, 2003 — 672 с. См. также: Bern S. The measurement of psychological androgyny // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1974.-p. 42. P. 165−172.

0 Eagly A., Steffen V. Gender and aggressive behavior: a meta-analytic review of the social psychological literature // Psychological Bulletin, 1986,100 p.: P. 309−330 вынуждает людей подчиняться гендерным нормам. В своем труде «Общественное животное» он писал, что, подчиняясь нормативному давлению, мы стремимся нравиться окружающим, а подчиняясь.

7 I информационному давлению, мы хотим быть правильными .

В работах К. Миллетт и некоторых других западных исследователей предлагаются практически первые интерпретации гендерной асимметрии как закрепленияза деятельностью женщин более низкогостатуса на основании традиций о малой значимости их социального опыта, полученного в пределах частной жизни.

Теория' феминизма, методология гендерной социологии является предметом внимания российских ученых, таких как С.Г. Айвазова33, Е.А.

У Л ТЛ п >г.

Здравомыслова, А. А. Темкина, И. И. Чернова, В.А. Ядов*, О.А. Воронина38, И.Ю. Суркова39, Н. А. Бердяева40, Е.Ф. Иванова41, И. Тартаковская42 и др. Концепции, предложенные в трудахозначенных авторов, замыкаются на необходимости анализа властной компоненты в гендерных отношениях, которые* социально конструируемыи способны трансформироваться. Аспекты практическойреализации механизмов устранения гендерной асимметрии равенства не раз обсуждались на страницах их научных сборников.

Аронсон Э. Общественное животное.

Введение

в социальную психологию: Пер. с англ. М. А. Ковальчука под ред. B.C. Магуна. — М.: Аспект-Пресс. 1998.

32 Миллет К. Теория сексуальной политики // Вопросы философии. М., 1994, № 9. — С. 26.

33 Айвазова С. Гендерное равенство в контексте прав человека. — М.: Изд-во «Эслан», 2001. — 80 с.

Здравомыслова. Е. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии / Е. Здравомыслова, А.

Темкина//Социол. исследования —2000.-№ 11. — С. 15−23.

35 Темкина А. А. Теоретические подходы к проблеме политического участия: гендерное измерение // Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период / Под ред. Е. Здравомысловой и А. Темкиной. Центр независимых социальных исследований. Вып. 4. Спб.: СФПК СПбГУ, 1996. С. 13−18 j6 Чернова И. И. Тенденции развития гендерных процессов на пороге XXI века (опыт сравнительных исследований России и Канады. / Гендерные проблемы в общественных науках. Отв. ред. И. М. Семашко. М. 2001. 264 с.

37 Ядов, В.А. К вопросу о теории «стереотипизации» в социологии / В. А. Ядов // Философ, науки — 1960. — № 2 — С. 47.

33Воронина, О. А. Формирование гендерного подхода в социальных науках / О. А. Воронина // Гендерный калейдоскоп: курс лекций / под общ. ред. М. М. Малышевой. — М., 2001. — С. 8−33. j9 Суркова И. Ю. / Гендерные стереотипы в повседневных армейских практиках / Социологические исследования. № 12(296) 2008, М. с. 104−112. С. 106.

40 Бердяев H. А. О назначении человека: Опыт парадоксальной этики // Бердяев H. А. О назначении человека. М., 1993.С. 67.

41 Иванова, Е. Гендерные исследования в психологии / Е. Иванова // Введение в гендерные исследования: учебное пособие / под. ред. И. А. Жеребкиной. Харьков: СПб., 2001. — Ч. I — С. 312 — 345.

42 Тартаковская, И. Н. Социология пола и семьи / И. Н. Тартаковская. — Самара: Междунар. ин-т «Открытое общество», 1997, — 131 с.

Следует также отметить работы отечественных авторов И. О. Мальцевой, С.Ю. Рощина43, С.А. Солнцева44, Е.Б. Мезенцевой45, занимающихся исследованием гендерной сегрегации на рынке труда или проблемой так называемого «стеклянного потолка» — уровня, выше которого женщина не может подняться по карьерной лестнице.

В работах Г. Силласте46, Л.А. Герасимовой47, Л.В. Штылевой48, И.С. Клециной49, Н.Д. Стрекаловой50 представлены попытки систематизировать и проанализировать степень гендерною асимметрии в, российской системе высшего образования*.

Таким образом, были сделаны определенные выводы, подтверждающие тезис об асимметричном статусно-ролевом наборе женщин и мужчин в образовательном пространстве вузов, но не было выработано^ направлений по преодолению сложившейся гендерной ситуации. Учеными % разработаны рекомендации женщинам для достижения, успеха впрофессиональной! сфере. Но все они ориентированы на деловых женщин, занимающихся бизнесом, а не на женщин, работающих по найму в сфере образования.

Объект исследования — научно-педагогическое сообщество вузов г. Хабаровска.

Предмет исследования — статусно-ролевое распределение в педагогическом сообществе как результат гендерной асимметрии профессиональной, деятельности профессорско-преподавательского состава вуза.

4' Мальцева И.0. Рошин С Ю Гендерная сегрегация и мобильность на российском рынке труда. М Изд. дом ГУ ВШЭ. 2006 296 с.

44 Рошин С Ю. Сспнцев С, А Кто преодолевает «стеклянный потолок" — вертикальная гендерная сегрегация в российской экономике Препринт УР4/2006/03 — М. ГУ ВШЭ. 2006. — 52 с.

45 Рощин С Ю. Женщины в сфере занятости и на рынке труда в Российской экономике (эмпирические исследования гендерных различий трудового поведения на основе данных РМЭЗ) / Гендер и экономика мировой опыт и экспертиза российской практики / отв. Редактор и составитель кэ н Е Б Мезенцева. — М.. ИСЭПН РАН — МЦГИ — «Русская панорама», 2002 -352 с.

46 Гендерная асимметрия в Российской системе высшего образования к сЬ возможные социальные последствия в условиях перехода к рыночной экономике Часть I Методология и методика социологического исследования / отв ред Г. СичластеМ. ФА. 2002, 168с.

Герасимова Л. А. Развитие образования как путь к решению проблемы гендерного неравенства. С 117−120// Лидерство Гендерные переспективы Труды I Мелдунар. Конфер. Санкт-Петербург, 27−28 Окт. 2003 г. Под рук. Л А. Герасимовой — Спб. СПбГУ ИГМО, 2004. — 230 с.

48 Штылева Л В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ. — М ¦ ПЕР СЭ, 2008 316с.

49 Клецина И С Гендерная социализация. СПб.: Издательство РГПУ им АИ Герцена. 1998 С 17.

30 Стрекалова Н Д. Бизнес-образование гендерный подход — Спб Изд-во Спб ГУ ЭФ, 2000. — 223с.

Цель исследования — выявить особенности статусно-ролевого распределения в педагогическом сообществе как результат гендерной асимметрии профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава вуза.

Достижению данной цели способствует решение следующих задач:

1. проанализировать гендер как социальную категорию, составляющую основу одного из самых сильныхпротиворечий, определяющих взаимодействие в социуме, исследовать социальные механизмы, являющиеся базой длясоздания гендерных стереотипов;

2. описать социальные аспекты поло-ролевой1 и гендерной профессиональной дифференциации, имеющие место на рынке трудав современном обществе-., .

3.: выявить уровень гендерной асимметрии профессиональной деятельности в сфере образования;

4. определить причины гендерной асимметрии профессиональной деятельности в вузе и исследовать социальные процессы, влияющие на её динамику- ' •,. :

5. исследовать, как особенности мужской и женской поло-ролевой идентификации отражаются на положении ученого российского вуза^ его личностти профессиональных достижениях, определить и проанализировать уровень гендерной асимметрии профессиональной: деятельности в вузах г. Хабаровска и факторы, влияющие наэтот процесс, исследовать гендерный статусно-ролевой набор набор преподавателей вузов;

6. провести опрос ППС хабаровских вузов и: выделить варианты гендерных стратегий поведения преподавателей вузов, которые позволили бы изменить гендерную асимметрию в научном сообществе согласно требованиям российской действительности и ожиданиям общества. .

Для освещения данных задач определена часть образовательного пространства, как референтная группа — научно-педагогическое сообщество преподавателей вузов города Хабаровска.

Методология и методика исследования. Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужила гендерная методология, позволяющая учесть социокультурный контекст гендерных отношений. Методологическую основу нашего исследования составили, прежде всего, драматургический интеракционизм И. Гоффмана51 и теория социального конструктирования реальности П. Бергера и Т. Лукмана52. Теоретической основой нашего исследования являются работы, развивающие социально-конструктивистскую интерпретацию гендерных отношений, в том числе концепции К. Уэст и Д. Зиммерман53, Р. Коннел54, С. Бем55, а также отечественных ученых О.А. Ворониной56, Е. А. Здравомысловой и А. А. Темкиной57, Е.Р. Ярской-Смирновой58, И.А. Жеребкиной59. В этом ряду необходимо выделить исследования С.Г. Айвазовой60, одной из первых осветившей реальное состояние социальных отношений* между полами в советскую эпоху и проанализировавшей.

51 Erving Goffman, «Frame Analysis of Gender», in C. Lemert and A. Branaman, eds., Goffman Reader (Blackwell PubI, 1997, pp. 201−208- Erving GoffmanG «Gender Display», ibidem, pp/ 208−227- Erving Goffman, Gender Advertisments: Studies in the Anthropology of Visual Communication / Harper Collins Publishers. 1979, 1−19 p. — P. 2.

52 Бергер П. Лукман T. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. / Медиум. 1995. 323с.

53 Уэст, К. Создание гендера: пер. с англ. I К. Уэст, Д. Зиммерман // Гендерные тетради / под. ред. А. Клецина. — СПб., 1997. — Вып. 1,-С. 94−124.

54 Коннелл, Р. Современные подходы / Р. Коннелл // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / под. ред. Е. А. Здравомысловой, А. А. Темкиной. — СПб., 2000: — С. 258 — 266. См. также: Connell R.W. / Gender and power. Society, the person and sectual politics. / Cambrige: Polity Press, 1987. P: 91−141.

35 Bern S. The measurement of psychological androgyny//Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1974.42. P. 165−172.

55 Воронина, О. А. Женщина в мужском обществе / О. А. Воронина // Социол. исследования — 1988. — № 2. -С. 104 -110. См. также: Воронина, О. А. Женский вопрос /О.А. Воронина // Демографический диагноз / отв. ред. М. Мукомель. — М., 1990.-С. 351 -374.

См. также: Воронина, О. А. Формирование гендерного подхода в социальных науках / О. А. Воронина // Гендерный калейдоскоп: курс лекций / под общ. ред. M.M. Малышевой. — М., 2001. — С. 8 — 33.

57 Здравомыслова, Е. Социальное конструирование гендера: феминистская теория / Е. Здравомыслова, А. Темкина // Введение в гендерные исследования: учебное пособие / под ред. И. А. Жеребкиной. — Харьков: СПб., 2001. — Ч. 1. — С. 147- 173.

См. также: Здравомыслова, Е. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии / Е. Здравомыслова, А. Темкина// Социол. исследования -2000. — № 11. — С. 15−23.

См. также: Здравомыслова, O.M. Современная успешная женщина в бизнесе / О. М. Здравомыслова // Семья и шк. — 1997. № 6.-С. 8−23.

38 Ярская-Смирнова, Е. Возникновение и развитие гендерных исследований в США и Западной Европе / Е. ЯрскаяСмирнова // Введение в гендерные исследования: учебное пособие / под. ред. И. А. Жеребкиной. — Харьков: СПб. 2001. 7Ч.1.-С. 17−48.

39 Введение в гендерные исследования. Ч. 1: Учебное пособие / под. ред. Жеребкиной И. А. — Харьков: ХЦГИ. 2001: Спб.: Алетейя. 2001. — 708 с.

60 Айвазова С. Г. Гендерное равенство как проблема российских реформ: Полит, аспект (Науч.-аналит. докл.) / Под общ. ред. Г. Ю. Семигина. — М.: ИСП РАН, 2002. — 54 с. гендерные отношения в постсоветское время, интерпретируемые гендерной асимметрией.

Эмпирическую основу диссертационной работы составили:

• анализ вторичных социологических данных исследований гендерной проблематики в сфере: образования Г.&rsquoСилласге, А. Воронова и др., а также статистических данных. Росстат, Госкомстат и Федеральной. государственной'службы статистики-.. .

• результаты проблемно-ориентированного анкетного опроса, проводимого/ в рамках диссертационного г исследования в период 2008;2010 гг. Генеральная# совокупность — научно-педагогическое, сообщество: г. Хабаровска. Выборочная совокупность п — 400. Тип выборки — квотная, репрезентативная по половозрастному признаку, случайная* на стадии отбора респондентов;

•' в качестве: дополнительной* эмпирической! информацию привлекались > аналитические материалы' информационно-аналитического* центра: проблем управления ДВАГС, партинентных теме исследованияанализ*неформализованных экспертных интервью ППС вузов Хабаровска по подготовке&rsquoспециалистов?! разных: направлению — ХГАЭПДВГГУ, ДВГУПС, ДВМГУ, ХПИ ФСБ РФ! Общее число респондентов — 45. Интервью проводились в период 2008;2010 гг. автором* исследования, аспирантами, студентами при непосредствен ном* участии автора:

Научная новизна настоящей работыобусловленная* постановкой проблемы, не получившеш пока всестороннего освещения, выражается в следующем. .

• Осуществленгендерныш анализ? профессиональной? деятельности научнопедагогического сообщества': системы высшего? профессионального образования, что позволяет определить теоретические-и методологические подходы к исследованию гендерной асимметрии в высшей школе;

•- Выявлены, особенности. гендерной асимметрии в вузах, которая проявляется в статусно-ролевом наборе преподавателей-.

• На основе контекстного анализа открытых вопросов и интервью выявлены социальные ожидания и подтверждена необходимость выравнивания гендерной асимметрии руководящего состава с целью оптимизации функционирования системы высшего образования;

• На основе анализа гендерных характеристик преподавателей вузов, а также исследования гендерной идентичности лидерских качеств выявлены стратегии социального поведения, позволяющие рассматривать их как дополнительный ресурс статусно-ролевых достижений в вузе.

Положения, выносимые на защиту:

1. Гендерные исследования, объектом изучения которых являются гендерные роли, отношения и стереотипы в настоящее время считаются сложившимся самостоятельным исследовательским, направлением. Влияние гендера как социокультурного* проявления полоролевых различий сказывается на всех сферах жизнедеятельности, в том числе' и профессиональной.

2. Гендерная асимметрияпрофессиональной деятельности или гендерная сегрегация как одна из характеристик рынка труда, представляет собой сложное, многоаспектное явление, обусловленное многими факторами. Будучи, с одной стороны, результатом развития современного общества, а с другой стороны источником многих его проблем, гендерная' асимметрия является предметом социологических исследований:

3. На протяжении всего времени наблюдался феномен гендерной* асимметрии профессиональной деятельности в образовательном пространствекоторый выражается в превышении удельного веса-мужчин, занятых на высших должностных уровнях. Проведенный нами анализ вторично обработанных статистических данных подтверждает общую для рынка труда закономерность — концентрацию женщин на исполнительских уровнях и статусно-ролевых позициях системы образования, где заработная плата существенно ниже. Таким образом, как подтверждает наше исследование, несмотря на увеличение процента женщин, ориентированных на научную карьеру в сфере высшего образования, они составляют лишь незначительную долю среди членов ректората вузов, что не соответствует социальным ожиданиям и не способствует оптимизации кадрового состава за счет вовлечения женского потенциала.

4. Усиление дискриминации женщин в сфере труда и занятости является одним из последствий изменений рынка труда в период реформирования экономики — в любой экономике существует тенденция вытеснения женской рабочей силы с рынка труда в период спада и привлечение в период экономического роста. Вуз как организация является моделью нашего общества. В нем также существует уровневая иерархия и субординация. Статусно-ролевой набор преподавателей является проявлением гендерной асимметрии профессиональной деятельности в данном подтипе российского общества и отражением влияния социальных процессов на-динамику данного явления/.

5. Согласно статистическим* данным сфера образования традиционно* является женским рынком' труда. Феминизация же высшего образования и науки, как показал анализ интервью, связана, прежде всего, с тем, что именно здесь. женщина получает наилучшую возможность для сочетания публичного статуса и статуса «хранительницы домашнего очага». Их базовые стратегйи связаны с минимизацией усилий в публичной сфере с тем, чтобы максимально реализовать себя Вг приватной: В силу этого формируется гендерная асимметрия статусно-ролевых позиций ППС в вузах. Как показал анализ семейного положения респондентов, гораздо больше проблем возникает в случае, если женщина стремится к реализации себя, именно в публичной сфере. Чаще всего в этом случае, по мнению респондентов, приватная сфера терпит ущерб' Об этом говорит увеличение доли одиноких и разведенных женщин, а также уменьшение количества детей в семье, по мере повышения научного статуса и профессиональной ролевой позиции.

6. Социальные нормы всего общества и отдельно взятого образовательного сообщества могут работать против того, чтобы женщины занимали доминирующие, руководящие позиции. Проведенное нами в рамках работы исследование гендерной идентичности лидерских качеств и стратегий преподавателей вузов показало, что для достижения профессионального успеха женщина должна использовать в качестве дополнительного ресурса взаимодополняющие и взаимообъединяющие гендерные особенности и стратегии социального поведения как своего, так и противоположного пола. Наиболее значимые из них — активная жизненная позиция, креативность в руководящих подходах и поисках решений, гибкость в условиях социально-экономических реформаций и реструктуризаций, толерантность, способность к убеждению, и одно из важнейших генетических качеств женщины — стрессоустойчивость. Составляя значительную часть трудовых ресурсов с высоким уровнем, образования, многогранным профессиональным опытом, обладая организаторскими навыками, по ведению домашнего хозяйства, социальной ответственностью за благополучие семьи, женщины могут внести существенный вклад в развитие экономики, образования и культуры российского общества 4. Таким образом, социологический опрос подтвердил наш тезис о том, что в условиях реформирования, системы^ высшего образования необходимо эффективное использование духовного и экономического потенциала не только мужской, но и женской составляющей общества, а симметричное участие женщин в управлении-высшей школой, как показывают зарубежные практики, является, необходимой компонентой оптимального функционирования высшей школы.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Полученные результаты исследования дополняют и конкретизируют гендерные проблемы современных научно-педагогических кадров высшей школы. Предложенные выводы могут послужить концептуальной базой для дальнейшей разработки стратегических приемов, способствующих более успешному сосуществованию женщин и мужчин в науке и более симметричному распределению статусно-ролевых позиций в вузе. А анализ социологических исследований гендерной истории в контексте влияния на гендерную асимметрию в образовательном пространстве может способствовать прогнозированию и корректированию гендерной ситуации в высшей школе.

Материалы диссертации могут быть использованы для расширения теоретической, организационно-методической и информационной* базы о гендерной проблематике и её проявлениях, в просветительских целях — для разработки учебных курсов по гендерной социологии, отдельных тем курса социологии, теории социальной работы и других гуманитарных дисциплин.

Апробация исследования. Основные результаты и положения диссертационного исследования прошли апробацию на X Международной научно-практической < конференции «Система ценностей современного общества» (г. Новосибирск, 2010 г.), 1 на региональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы экономики и образования» (г. Хабаровск, 2010 г.), на IV Всероссийской научно-практической конференции" «Проблемы функционирования и развития территориальных социальноэкономических систем» (г. Уфа, 2010 г.), на внутривузовских конференциях и научно-методических семинарах. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на кафедре социологии, политологии, и регионоведения Тихоокеанского государственного университета.

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 12 научных работ в сборниках ведущих вузов России, в том числе 3 работы в изданиях, включенных в перечень Минобразования и науки РФ.

Структура диссертации. Структура работы соответствует поставленными задачам* и отражает особенности методологии исследования. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной. литературы и приложений.

Выводы по 2 главе.

Таким образом, говоря о гендерной статусно-ролевой асимметрии иерархической, структуры вуза, необходимо отметить, что в этой структуре действуют закономерности, присущие обществу в целом. И несмотря на увеличение процента женщин, ориентированных на научную карьеру в сфере высшего образования, они составляют незначительную долю среди руководства вузов. Анализ эмпирических данных нашего исследования, проведенного в научно-образовательном сообществе города Хабаровска подтвердил существующую парадоксальную ситуацию: увеличение доли женщин-ученых не приводит к увеличению их представленности на руководящих должностях и не способствуют преодолению патриархальных стереотипов. Они реже чем мужчины возглавляют научные коллективы, являются деканами факультетов, а тем более ректорами вузов.

Эмпирический материал данного исследованияподтвердил тот факт, что высшая школа феминизирована на исполнительском уровне. То есть отмечается, преобладание женщин на статусных позициях, не предполагающих принятия^ ответственных решений. Частично это объясняетсясоциальной конструкцией женского и мужского гендера, в большей мере — степенью гендерной стереотипизации общества и* является* проявлением гендерной асимметрии профессиональной деятельности на рынке труда в-целом.

Говоря. о влиянии степени гендерной стереотипизациисуществуют различия между бизнесом* и государственным сектором, к которому относится и отрасль образования. В бизнесе доминирование мужчин на руководящих статусно-ролевых позициях не так контрастно, как на государственной службе. Можно предположить, что для бизнеса в большей степени важны профессиональные характеристики работников, их реальный человеческий капитал. Поэтому, учитывая, что женщины обладают более высоким уровнем образования и имеют трудовой опыт, сопоставимый с мужчинами, в бизнесе женщины более широко представлены на руководящих позициях. Для государственной службы, по всей видимости, более характерны гендерные стереотипы и гендерная асимметрия институтов. В основе такого «гендерного консерватизма» лежит механизм формирования российских политических элит, на который влияют как накопленные традиции, так и сложившиеся в недавнее время зависимости российской политической власти и от экономических групп, связанных с крупным капиталом, и от силовых структур.

Рассматривая вуз, как социальный институт, как модель нашего общества, можно определенно сказать, что в нем также существует уровневая статусно-ролевая иерархия и субординация. Одним из способов построения отношений власти-подчинения в структуре вуза выступает гендерная стратификация на всех уровнях управления, и, как следствие' гендерная асимметрия статусно-ролевых позиций преподавателей.

В' отдельную группу можно объединить гипотезы, которые взаимоувязывают существование «стеклянного потолка» и социальных институтов, в которых закрепляется различное отношение к мужчинам и женщинам. «Стеклянный потолок» может быть отражением общей дискриминационной практики* в обществе по отношению к женщинам. Социальные нормы всего общества и отдельно взятого образовательного сообщества могут работать против того, чтобы женщины занимали доминирующие, руководящие позиции. Однако социально-экономические изменения, происходящие в российском обществе, влияют на массовое сознание и повышают статусно-ролевые претензии женщин:

В стремлении к профессиональному росту и достижению успеха в карьере женщинамприходится адаптироваться к жестким условиям конкуренциис мужчинами. Поскольку в мире’существует мужской стандарт руководителя, женщин как кандидатов на руководящие посты рассматривают реже. Однако выработанное женщинами за годы приспособления к различнымтребованиям и условиям огромное умение постоянно адаптировать свое мышление к перспективе и изменениямспособность к многовариантному планированию — то, что позволит им от характеристик ведомого перейти к разряду черт субъекта конструктивного и в тенденции приобрести контуры активного, ведущего [129, С 17].

Что не позволяет сегодня рассматривать женщин как подходящих руководителей, так это то, что они не подходят под стандарт единственной лучшей модели. Стандарт мужской модели. И если стандарт признан лучшим, то автоматически все, что отлично от него, считается худшим.

В нашем случае с управлением высшей школой наличие маскулинной модели руководства делает невозможным позитивное отношение к иной позиции по этому вопросу. Поведение женщинрассматриваемое по принципу «отличный? от», характеризуется в современной культуре какнесовершенное, девиантное: Причем: абсолютно — неважнокакие вузы она? закончила, какая у нее степень и сколько научных трудов, как она выглядит и как одевается. Если признаетсячто «стандарт качества» — мужчинато действует гендерный стереотип и возникает мнениечто быть женщиной — значит быть менее хорошей!. .

Возникает конфликт — женщины стремятся к более высокой востребованности и оценке и к более высоким статусным позициям, мужчинам же крайне трудно? отказаться? от стереотипной точки зрения о меньшей пригодности женщины в сфере управления. .

Таким — образом, женщинавынужденаигратьу по мужскимправилам, используя мужской стиль поведенияи мужские* стратегии поведения" в качестве дополнительного ресурса статусно-ролевых достижений:

В^ вузах мужчины имеют все шансы стать ректором, проректором-, деканомчего* не скажешь о женщинах. Женщины не должны: идти на конфликт и пытаться изменить правилаэто только породит другой конфликт. Л вот изучить мужские правила в работе, научиться ценить, их и играть* по этим? правилам — это? реально т может быть, очень, эффективно. Другими словами, для успеха женщине недостаточно высокой квалификации, репутацит добросовестного человека, не менее важна и стратегия социального поведения. Выбор правильной стратегии значительно* снизит вероятность конфликтовослабит стрессы. Женщине будет намного легче решать свои специфические проблемы и добиваться намеченных* целей:

Соревновательная культура, нацеленная на преодоление трудностей и карьерный рост, внедрилась в женский универсум образовательного пространства и сделала необходимым наличие таких стратегий как социальная активность, инициативность и деловитость. Данные нашего исследования выявили, что укрепляя свои лучшие качества и стратегии поведения мужскими характеристиками, дополняя свой стиль руководства мужскими стратегиями, женщина адаптируется к новым условиям игрына мужском пространстве и медленно завоевывает статусные позиции' на руководящем, на уровне принятштрешений.

Однако не только поведенческие стратегии' влияют на динамику гендерной асимметрии в образовательном сообществе, как отдельно взятом для исследования, но являющимся отражением общественных законов и порядка всего общества в целом. Происходящие в обществе изменения, социальные явления, эпохальные перемены в экономическойполитической, правовой, и образовательной сферах отразились на общественно-массовом сознании и повлияли наход гендерной истории. С одной стороны социальные явления повлекли за собой изменения в сексуальнойсфере «в сознании и набумаге», с другой стороны, им* противостоит константность в поведении и положении мужчин и женщин (особенно на рынке труда, в профессиональной занятости). Отсюда парадоксальный результат — большее равенство заставляет еще четче осознать по-прежнему существующее и обостряющееся неравенство [12- С.148].

В своем исследовании мы проанализировали влияние социальных процессов на, феномен гендерной асимметрии профессиональной занятости в вузах и обозначили причины, влияющие на данный процесс и его динамику. Исследование причин гендерной асимметрии профессиональной' занятости в вузах показало, необходимость понимания и признания руководством российских вузов (а это в основном мужчины) проблемы гендерной асимметрии и важности её постановки в профессиональной подготовке будущих специалистов. Приток женщин в высшую школу и науку, а также участие их в управлении вузами связано с проблемой признания этой роли российскими мужчинами, причина которой — медленные изменения в психологии людей. Наблюдается абсолютная непривычность российских мужчин к тому, что с ними рядом на равных хочет выступать и может профессионально работать женщина. Именно женщины российской высшей школы — интеллектуальный центр российских женщин — должны осмыслить свою роль и предложить стратегию реализации гендерного равноправия в, высшей школе, сбалансированности участия в управлении высшей школой и обществе в целом, конкретные пути достижения желаемых перемен в будущем. Движение к равенству возможностей мужчин и женщин требует от руководителей высшей школы нового типа мышления, новой философии, определяющих всех людей, независимо от пола, как важных носителей перемен. Непонимание руководителями этих проблем ставит российские вузы в сравнении с европейскими, в положение «неполноценных», когда женско-мужским научно-педагогическим сообществом руководят на 80% мужчины. Тогда как только симметричное-полноценное участие мужчин и женщин в принятии решений обеспечивает оптимальное функционирование любого, в том числе академического сообщества. Основная идея гендерного равенства состоит в. объединении женщини мужчин в разделениимежду ними ответственности на рынке труда, социальных обязанностей и ответственности, во всех сферах жизни. Понимание этой проблемы может решить проблему гендерной асимметрии на всех уровнях общественной деятельности и создать благоприятные условия для достижения гендерного равенства возможностей, свободы и взаимной¦ ответственности [43, С. 19].

Обществодолжно использовать потенциал как мужской так и женской половины человечества. Шансы принятия! обществом верных решений будут высоки, если решения принимаются^ равноправно и в равном сообношении мужчинами и женщинами, взаимодополняя и взаимообъединяя гендерные различия и гендерный опыт.

Заключение

.

Произошедшие эпохальные перемены в социальной, правовой, политической, экономической и образовательной сферах не позволяют тем не менее говорить о том, что всеобъемлющая многомерность неравенства между мужчиной и женщиной в России действительно сдвинулось с мертвой точки: Изменения произошли в сознании и на бумагепротивопоставив* константность вповедении и положениимужчин шженщин-, как, нарынке труда, гак и в социальном обеспечении. Отсюда парадоксальный результат —большее1 равенство? заставляет еще четчеосознавать, по-прежнему, существующее и обостряющееся неравенство.

Наг рынке: труда сложилась устойчивая тенденция «сословно-половой закономерности» обратнош иерархии: чемболее центральной? для общества принято считать ту или иную сферу, чем больше власти имеет та или иная статусно-ролевая группа, тем меньше там представлены женщиныи наоборот: чем? перефериинее таилииная группа: тем больше вероятность, что вэтой сфере женщины*добились, возможностей занятости [ 12]. Об этом свидетельствуют данные по всем областям — политике, экономике, СМИ, высшей школы. • .

На сегодняшний день проблема гендерной асимметрии и гендерной дискриминации: в России не входит в круг наиболее актуальных жизненных проблем. Гендерные проблемы актуальны в том обществе, где большинство других решены или находятся в стадии успешного-их разрешенияИменно в таком обществе гендерная, несправедливость воспринимается как ярко выраженная. ;

В современной России масштабные социально-экономические измененияпривели к резкому обнищанию основной массынаселения, появлению большой армии безработных, падению престижа науки, криминализациироссийского бизнесаюридической системы и др. Эти проблемы для. большинства людей нашейстраны намного важнее, актуальнее. Именно по этой причине гендерные отношения интересуют в основном российских ученых, чьи научные интересы совпадают с гендерной проблематикой. Только по мере продвижения России в сторону развитого постиндустриального общества, гендерные проблемы будут выходить на передний план.. .

Однако в России есть сферы, где гендерные проблемы ощущаются более остронапример рынок труда. Ставясвопрос об особенностях мужского и женского лидерства, мы склонны разделить позициюсогласно которой? принципиальных отличий в мужском и женском управленческих стилях нет, хотя есть некоторые особенностиобусловленные разницейсоциальнопсихологической структуры личности у мужчин и женщинТрадиционный взгляд на женский стиль состоит в томчто женщины выбирают модель, лидерства, ориентированную* на отношения'- ввиду природной эмоциональности, а мужчины.- лидерствоориентированное^ на: достижение цели, что связано с присущими им настойчивостью и целеустремленностью. Вместе с тем, соответствующие качества не являются взаимоисключающими. Это означает, что изменение ориентациилидерства может зависеть от личностных бсобенностейдаситуативным запросом [125- Х2. 243].

Но в научно-педагогическом сообществе данная? проблематика не считаетсясущественной: По большему счету, разница между руководителями мужчинами и женщинами в науке существенно меньшечем? между руководителями и неруководителями. Просто общество охотнее приписывает необходимые для руководителя, лидерские качества мужчине, а женщина, в силу особенностей поло-ролевой социализации, охотнее выбирает субдоминантную позицию. Но это больше: касается: качества-, чем? ' ' '. ' ¦ ¦ ' /.. ' ' ¦ 1 количества. Следует отметить, что научно-педагогическое сообщество сфера малооплачиваемая и малобюджетная, это одна из основных причин доминирующей роли статуса в вузах. Где статус определяет все, там, как правило,, появляется «подковерная игра», возникает необходимость в интригах. В таком: случае, мобильность, контактность, связи и протекция становятся важнее, чем оригинальные идеи, мысли. Здесь пол человека становится более ощутимым, видимым. Поскольку руководящий статусный уровень маскулинизирован, протекционизм и преемственность носят также мужской характер. Следовательно, предпочтение как правило оказывается мужчинам, формируя таким образом гендерную асимметричность распределения статусно-ролевых позиций, что не всегда положительно сказывается на организации функционирования, научно-педагогического сообщества. Поэтому необходимость развития систем управления наукой, интенсификации научно-исследовательской деятельности, делает насущно необходимым выявить гендерные проблемы в науке и высшей’школе на всех уровнях иерархической пирамиды с целью достижения гендерного баланса профессиональной деятельности, в вузе. Все более понятным становится то обстоятельство, что «наука», это не безвоздушное пространствогде функционирует некое' чистое знание, а социальный институт с борьбой статусов, с распределением ресурсов и т. д. И полноценное участие женщин, в управлении этим институтом является необходимым условием для его оптимального функционирования и развития.

Вуз — это структура, подобнаяструктуре общества в целом с его проблемами и потребностями. Эти потребности" и способы их удовлетворения варьируются в зависимости от культурного’и социального уровня общества, от социального запроса и степени сбалансированности или1 асимметричности гендерных отношений. От всех этих характеристик зависит не только функционирование профессионального сообщества на всех уровнях его структуры, но и результаты просветительской деятельности. Учесть их — значит более эффективно, — более рационально организовать научно-исследовательскую и педагогическую деятельность. Определенный шаг в построении такой реальной картины социального функционирования научного сообщества призвана сделать настоящая работа.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , С. Г. Гендерная асимметрия российского общества Текст. / С. Г. Айвазова // Женщина Плюс. — 2002. № 2 (26). — С. 17−19.
  2. , С. Г. Гендерное равенство в контексте прав человека Текст. / С. Г. Айвазова. М.: Эслан, 2001. — 80 с.
  3. , С. Г. Гендерное равенство как проблема российских реформ : полит, аспект (науч.-аналит. докл.) Текст. / С. Г. Айвазова- под общ. ред. Г. Ю. Семигина. М.: ИСП РАН, 2002. — 54 с.
  4. , С. Г. Контракт работающей матери : советский вариант Текст. / С. Г. Айвазова // В кн.: Гендерный калейдоскоп: курс лекций / под общ. ред. М. М. Малышевой. — М., 2001. — С. 291 — 309.
  5. , С. Г. Женское движение в России : традиции и современность Текст. / С. Г. Айвазова // Общественные науки и современность. 1995.- № 2. — С. 121−130.
  6. , А. К. Женщины в российской науке Текст. / А. К. Акылакунова, JI. И. Карпова. М.: Изд. центр РХТУ им Д. И. Менделеева, 2004.-С. 7−8.
  7. , Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию Текст. / Э. Аронсон- пер. с англ. М.: Аспект-Пресс, 1998.
  8. , С. Влияние советского гендерного порядка на современноеповедение в сфере занятости Текст. / С. Ашвин // Социс. — 2000. № 11.- С. 63 72.
  9. , С. Гендерная солидарность против экономических трудностей.
  10. Влияние советского наследия Текст. / С. Ашвин // Социологические исследования. 2006. — № 4. — С. 57 — 68.
  11. , А. Ю. Сумерки глобализации : настольная книгаантиглобалиста Текст. / А. Ю. Ашкеров. М.: ACT, 2004. — 348 с.
  12. , Э. Мужская сущность Текст. / Э. Бадентэр- пер. с фр. И. Ю. Крупичевой, Е. Б. Шевченко. — М.: Новости, 1995. — 304 с.
  13. Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну Текст. / У. Бек- пер. с нем. В. Седельникова, Н. Федоровой- послесл. А. Филиппова. М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 384 с.
  14. , F. Избранные труды по экономической теории. Человеческое поведение: экономический подход Текст. / Г. Беккер- под ред. Р. И. Капелюшникова- пер. с англ. М.: ГУ ВШЭ, 2003. — С. 587.
  15. , Г. Ф. Университетские женщины. Штрихи к портрету Текст. / Г. Ф. Беляева, И. ДІ Горшкова, И: В. Костикова // Общественные науки и современность. 2000. — № 2. — С. 178 — 187.
  16. , Г. Ф. Университетские женщины : социологический автопортрет Текст.*/Г. Ф. Беляева- И. Д: Горшкова:-М.: Изд-во МГУ, 2000, С. 62.
  17. , П. Социальное конструирование реальности. Трактат посоциологии знания Текст. / П. Бергер, Т. Лукман- пер. с англ. М. :• Медиум- 1995. -322 с: .
  18. , Н. А. О назначении человека : опыт парадоксальной этики Текст. / Н. А. Бердяев. М., 1993. -- С. 67.
  19. Бердяев- Н. А. Философия свободного духа Текст. / Н. А. Бердяев. М, 1994.. ' '-.'. '. —. ' '
  20. , Ш. Гендерная психология Текст. / Ш. Берн- — СПб, 2001. — 320 с.
  21. , С. Второй пол Текст. / С. Бовуар- под ред. С. Айвазовой- пер. сфр. А. Сабашниковой, И. Малаховой, Е. Орловой.—М.: Прогресс СПб, 1997, С. 28. ¦ -
  22. Большая советская энциклопедия Текст.- 2-е изд. -М.: Гос. науч. изд-во, 1955.Т. 33. — С. 498.
  23. , Дж. Экономическая зависимость, гендер и разделение домашнего труда. Гендер и экономика: мировой опыт и экспертизароссийской практики Текст. / Дж. Брайнс- отв. ред. и сост. Е. Б. Мезенцева. М.: ИСЭПН РАН — МЦГИ, 2002. — 352 с.
  24. , С. Н. Тихие думы Текст. / С. Н. Булгаков. М., 1996. — С. 264 -265.
  25. , Т.В. Сравнительное исследование познавательных процессов у" мужчин и женщин : роль биологических и социальных факторов / Т. В: Виноградова, 1 В. В. Семенов // Вопр: Психологии. 1993 г.- № 2. С. 63−71.
  26. , Я. Л. 188 дней-и ночей Текст. / Я. Л. Вишневский, М. Домагалик- пер. с польск. Ю. Чайникова, Э. Э. Гараевой. — СПб.: Азбука-классика, 2009. 352 с.
  27. , Е. «Женские» профессии на* фоне «мужских» Текст. / Е. Вовк // Социальная реальность. 2006. — № 6. — С. 73.
  28. , О. А. Формирование гендерного подхода*в социальных науках /
  29. О.А. Воронина //Гендерный калейдоскоп Текст.: курс лекций / под общ. ред. М. М. Малышевой. — М., 2001. — С. 8 33.
  30. Воронина- О: А. Женский" вопрос Текст. / О: А. Воронина // В кн.: Демографический диагноз / отв. ред. М. Мукомель. — М., 1990. — С. 351 -374.
  31. , О. А. Женщина в мужском обществе Текст. / О. А. Воронина // Социолог, исследования. 1988. — № 2. — С. 104 — 110.
  32. , А. А. Воздействие экономических преобразований на трудовую гендерную сегрегацию в современной России Текст.: автореф. дис. к.с.н. / А. А. Воронов. Саратов, 2004. — 20 с.
  33. Гендерная асимметрия в российской системе высшего образования и её возможные социальные последствия в условиях перехода к рыночной экономике Текст. / отв. ред. Г. Силласте. М.: ФА, 2002. Ч. I. — 168 с.
  34. Гендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики Текст. / отв. ред. и сост. Е. Б. Мезенцева. М.: ИСЭПН РАН — МЦГИ, 2002. 352 с.
  35. , М. Г. Гендерный аспект семейно-ролевого диссонанса’Текст. / М. Г. Горлач / Социологические исследования. 2002. — № 1 (213) — С. 135- 136.
  36. , И. Гендерный дисплей Текст. / И. Гофман // В кн.: Введение в гендерные исследования: хрестоматия / под ред. С. В. Жеребкина. — Харьков: ХЦГИ, 2001- СПб.: Алетея, 2001. Ч. 2.- С. 307
  37. , И. В. Мужское и женское : коды гендерного конфликта Текст. / И. В. Грошев // В кн.: Гендерные проблемы в общественных науках / отв. ред. И. М. Семашко. — М., 2001. — 264 с.
  38. , И. В. Рекламные технологии гендера Текст. / И. В. Грошев // Общественные науки и современность. 2000. — № 4. — С. 172 — 187.
  39. Ч. Происхождение человека и половой отбор Текст. / Ч. Дарвин // Полн. собр. соч. — М., 1981. Т. 2. Кн. 1.
  40. , Ч. Соч. Текст. / Ч. Дарвин. — М., 1950. Т. 6. С. 662.
  41. . Лидерство как условие свободы и взаимной ответственности Текст. / Б. Дахл // Лидерство. Гендерные переспективы: труды I
  42. Международной конференции. 27 28 октября 2003 года / под ред. Л. А. Герасимовой. — СПб.: СПбГУ ИГМО, 2004. — 230 с.
  43. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. Текст.: М.: ПРООН- 2000- - С. 51.
  44. Гендерное равенство в России Текст.: доклад. М.: РЕАТЕ, 2001.
  45. Дюркгейм, Э.1 О разделении общественного труда. Метод социологии Текст.1/ О. Дюркгейм. М.: Наука, 1999. — 572 с.
  46. , Л. С. Гендерный подход в менеджменте Текст.: учеб- пособие / Л. С. Егорова, С. Степанова. — Иваново: Юнона, 2002. — 100 с.
  47. , Е. А. Женщина в России в эпоху просвещения Текст. / Е.
  48. А. Овчинникова // Гуманитарное образование и социальный контекст: гендерные проблемы: материалы международной' научнойконференции. 25 28 июня 2007 года / отв: ред. О. В. Попова. — СПб.: СПб. гос. ун-т, 2007. — С. 24 — 25:
  49. Женщины в отечественной науке и образовании XIX XX в. Текст. // В кн.: Женщины в исторических судьбах России / отв. ред. А. И: Евстратова. — Кострома: Костромск. технологич. ун-т, 1997. Ч: III: —78 с.
  50. , О. М. Современная успешная женщина в бизнесе Текст. / О. М. Здравомыслова // Семья и шк. 1997. — № 6. — С. 8 — 23.
  51. , О. Российская семья на европейском фоне Текст. / О. Здравомыслова, М. Арутюнян. М.: Эдиториа УРСС, 1998. — 176 с.
  52. , О. Российская семья в 90-е годы : жизненные стратегии мужчин и женщин Текст. / О. Здравомыслова // В кн.: Гендерный калейдоскоп: курс лекций / под общ. ред. М. М. Малышевой. М., 2001. -С. 473−489.
  53. , Е. Социология, гендерных отношений и гендерный подход в1 социологии Текст.' / Е. Здравомыслова- А. Темкина // Социолог, исследования. — 2000: № 11. — С. 15 — 23^
  54. , Е. Социальное конструирование гендера : феминистская теория*/ Е. Здравомыслова, А. Темкина // В кн.: Введение в гендерные исследования* Текст.: учеб. пособие / под ред. И: А. Жеребкиной. — Харьков: СПб., 2001. Л. 1. С. 147 — 173.
  55. , О. М. О возможности- изменения- статуса женщины Текст. / О.- М! Здравомыслова // Народонаселение. 2000. — № 2. — С. 56−61. •
  56. КЗоТ РФ (ТК РФ). Ст. 160. Ч. 1. / электронный ресурсhttp://www.consultant.ru/popular/tkrG'
  57. , И. С. Гендерная социализация Текст. / И. С. Клёцина. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. — С. 17.
  58. Кон, И. С. Российский мужчина и его проблемы Текст. / И. Кон // В кн.: Гендерный калейдоскоп: курс лекций / под общ. ред. М. М. Малышевой. — М., 2001. С. 229 — 242.
  59. Кон, И! С. Психология половых различий Текст. / И: Кон // Вопр. психологии. 1981. — № 2. — С. 47 — 57.
  60. Кон, И. С. Половые различия и< дифференциация социальных ролей Текст. / И. С. Кон // В кн.: Соотношение биологического и социального в человеке. М., 1975. — С. 763−776.
  61. Кон, И. С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины визменяющемся мире Текст. / И. С. Кон // В кн.: Введение в гендерные исследования: учеб. пособие / под ред. И. А. Жеребкиной. — Харьков — СПб., 2001. Ч. 1. С. 562 — 606.
  62. Кон, И. С. Маскулинность как история Текст. / И. С. Кон // В кн.: Гендерные проблемы в общественных* науках / отв. ред. И: М. Семашко. -М., 2001.-264 с.
  63. Кон, И. С. Психология половых’различий Текст. / И. С. Кон // Вопросы психологии. 1981. -№ 2. — С. 53.
  64. , Р. Современные подходы Текст.' / Р. Коннелл // В* кн.: Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / под ред. Е. А. Здравомысловой, А. А. Темкиной. СПб., 2000. — С. 258 — 266.
  65. Краткий словарь по социологии Текст. — М.: Политиздат, 1989. С. 363.
  66. Культурное строительство СССР Текст.: стат. сб. М., 1956. — С. 251.
  67. , Т. Американский Фрейд Текст. / Т. Лауретис // В кн.: Введение в гендерные исследования [Текст]: хрестоматия / под ред. С.
  68. В. Жеребкина. Харьков: ХЦГИ, 2001- СПб.: Алетея, 2001. Ч. 2.-991 с.
  69. , В. И. О задачах женского рабочего движения в Советскойреспублике Текст.: речь на IV Московской общегородскойбеспартийной конференции работниц 23 сентября 1919 года / В. И. Ленин // Иолн. собр. соч. М£, 1963. Т. 39. — С. 198 — 205.
  70. , А. А. Женщина и мужчина Текст. / А. А. Логинов. — Красноярск, 1989. С. 24 — 26.
  71. Мальцева, И.* О. Гендерные различия в профессиональной мобильности и сегрегации на рынке труда: опыт российской экономики / И.О.' Мальцева. М.: ЕЕЯС, 2005/ - 55с.
  72. , ИЮ. Гендерная сегрегация и- мобильность на российском рынке труда Текст. / И. О. Мальцева, С. Ю. Рощин. М.: ГУ' ВШЭ, 2006. — 296 с.
  73. , В. Денежкина А. Гендерные диспропорции в, омском вузе Текст.: экспертный опрос руководителей / В. Мамаева, А. Денежкина // Гендерные отношения и гендерная политика в вузе. — Екатеринбург, 2003. С. 282.
  74. , К. Теория сексуальной политики Текст. / К. Миллет // Вопросы философии. 1994. — № 9. — С. 26.
  75. Молодёжь и наука*: реальность и будущее Текст.: материалы II Международной конференции: в 9 т. 3 марта 2009 года / под ред. В. А. Кузьмищев, О. А. Мазур, Т. Н. Рябченко, А. А. Шатохин. — Невинномысск: НИЭУП, 2009. Т. II. — 541 с. С. 57.
  76. Народное хозяйство СССР за 60 лет Текст. М., 1977. — С. 55.
  77. , А. Ю. Гендерные различия в оплате труда в России Текст. Препринт ¥-РЗ/2006/08/ / А. Ю. Ощепков. — М.: ГУ ВШЭ, 2006. — 52 с., '
  78. , Т. Функциональная теория изменения Текст. / Т. Парсонс // Американская социолог, мысль: тексты. М., 1994. — С. 464 — 480.
  79. , Н. И. Вопросы жизни. Избр. пед. произв. Текст. / Н. И. Пирогов. М., 1985.
  80. Платон. Государство. Законы. Политика Текст. 7 пер., предисл. Е. И. Темнова. М.: Мысль, 1998.
  81. Психология Текст.: учебник для экономических вузов / под общ. ред.
  82. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2000. 672 с.
  83. , Н. Л. Гендерная теория и историческое знание Текст.
  84. СПб.: Ллетейя, 2007. 496 с.
  85. Пу шкарева, Н. Л. Гендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы Текст. / Н. Л. Пушкарева // Вопр. истории. 1998.-№ 6.-С. 76−86.
  86. Радаев, В! В- Социальная: стратификация Текст.: учеб. пособие / В! В' Радаев, О. И. Шкаратат —М-!: Наука- 1995. —С1 116:
  87. Региональный отчёт по проекту мониторинга ситуации сдискриминацией* в5. отношении женщин в России Текст. — М.: Центр изучения современной политики, 2002-http://mhg64.valuehost.ru/publications/2 517 407
  88. Розанов^ В. В- Религия и культура Текст. / В. В. Розанов// Собр. соч.
  89. М., 1995. Т. Г.-С. 139 -140. -
  90. Россия. 2000 Текст.: стат. сб. М.: Госкомстат РФ, 2001. — С. 120:
  91. , С. Ю. Кто преодолевает «стеклянный потолок» — вертикальная гендерная сегрегация в российской экономике Текст. Препринт ¥-Р4/2006/03 / С. Ю. Рощин, С. А. Солнцев. М.: ГУ ВШЭ- 2006. — 52 с.
  92. С., Зубаревич Н. Гендерное равенство и расширение прав и возможностей женщин в России в контексте целей развития тысячелетия / Доклад UNDP. 2005.
  93. Саралиева, 3. Х.-М. Воспроизводство научно-педагогических кадров Текст. / 3. Х.-М. Саралиева, С. С. Балабанов // Социс. 2002. — № 11.—1. С. 112.
  94. , Г. Г. Гендерная социология : состояние, противоречия, перспективы Текст. / Г. Г. Силласте // Социолог, исследования. — 2004.- № 9. С. 77−86.
  95. , Г. Г. Гендерная социология как частная социологическая теория Текст. / Г. Г. Силласте // Социолог, исследования. 2000. — № 11.-С.5−15.
  96. , О. Социальная политика и социальная работа : гендерный подход Текст.: учеб. пособие / О. Бойко, Н. Ловцова, П. Романов- под ред. Е. Ярской-Смирновой. — Саратов: Гос. техн. ун-т, 2003. — 224 с.
  97. Социально-экономическое положение России. 2001 Текст. — М.: Госкомстат, 2002.
  98. Социология Текст.: энциклопедия / сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. Минск: Книжный Дом, 2003. — 1312 с.
  99. Социология Текст.: учебник / отв. ред. П. Д. Павленок. 21е изд., перераб. и доп. М.: Маркетинг, 2002. — 1036 с. .
  100. , Н. Д. Бизнес-образование : гендерный подход Текст. -СПб.: СПб. ГУЭФ, 2000. 223 с.
  101. , И. И. Социология пола ш семьи: Текст. / И. I I. Тартаковская. — Самара: Открытое общество- 1997С -13 Г с.
  102. , А. А}., Роткирх А. Советские гендерные контракты, и их трансформация в современной России- Текст. / А. А. Темкина, А. Роткирх // Социс. 2002. № 11. — С. 4 — 15.
  103. Труд и занятость в России Текст.: ст. сб: М.: Госкомстат России, 1999. С. 112. .
  104. Труд и занятость в России. 2001 Гекст. — Мі: Госкомстат России, 2001.-545 с. ^
  105. , Г. В. Социально-психологическая типология? деловых активных женщин-Текст.?/ Г. В- Турецкая- — М-, 1993- С. 23−115. • Уэст, К. Создание гендера Текст. / К. Уэст, Д. Зиммерман // В сб. :
  106. Гендерные тетради / под ред. А. Клецина- пер. с англ. СПб., 1997. Вып.1.-С. 94−124. .
  107. Учёные женщины и женщины любознательные Текст.: соч. епископа Орлеанского, члена французской академии. М., 1869. — С. 107.
  108. Феминизм: Восток. Запад. РоссияіТєкст.)/ отв- ред- МіЛл Степанянц- — М.: Наука, 1993. 243 с.
  109. , Дж. Конец? невинности* Текст. / Дж. Флеке- // Гендерныеисследования. 1999: — С. 88 107.
  110. Фрейда 3? Введение в психоанализ Текст.-: лекции / 3^ Фрейд- — М. :1. Наука, 1989.-455 с. .
  111. , Т. В: Первобытная- культура • генезис гендернойнеравнозначности Текст.-/ Т. В. Хоменко. Ростов-на-Дону.- 2008. — 59с.
  112. , И. Ж. Тенденции развития гендерных процессов на пороге XXI века (опыт сравнительных исследований России и Канады) Текст.-/ И. И. Чернова // В кн.: Гендерные проблемы в общественных науках / отв. ред. И: М- Семашко. М., 2001. — С. 50.
  113. ИСЭНН РАН- МЦГИ, 2002. С. 243- 247.
  114. , О. Пространство университета и его гендерные измерения Текст. / О. Шабурова // В кн.: Гендерные отношения и гендерная политика в вузе. Екатеринбург, 2003. — С. 83.
  115. Э. / электронный ресурс http://www.aliceschwarzer.de/
  116. , А. Г. Менеджер на рубеже веков : гендерная составляющая Текст. / А. Г. Штейнберг. Хабаровск: Дальневост. ин-т менеджмента, бизнеса и права, 2004. — 276 с.
  117. , У. Круг внимания. Клинические аспекты юнгианской терапии Текст. / У. Штейнберг. — М.: СПб., 1998. 223 с.
  118. , Л. В. Фактор пола в образовании : гендерный подход и анализ Текст. / Л. В. Штылева. М.: ПЕР СЭ, 2008. — 316 с.
  119. , В. А. К вопросу о теории «стереотипизации» в социологии* Текст. / В. А. Ядов // Философ, науки. 1960. — № 2. — С. 47 — 58- [электронный ресурс] http://www.i-u.ru/biblio/jadovsociologija.zip
  120. Ярская-Смирнова, Е. Возникновение и развитие* гендерных исследований в США и Западной Европе Текст. / Е. Ярская-Смирнова'// В кн.: Введение в гендерные исследования: учеб. пособие / под. ред. И. А. Жеребкиной. Харьков- СПб, 2001. Ч. 1. — С. 17 — 48.
  121. Academic women by Jessie Bernard, Pensilvania, 1964, 33lp. P. 92−93.
  122. Anker R. Theories of Occupational Segregation' by Sex- an- Overview // International Labor Review. 1997. Vol. 1'36. № 3.
  123. Backer Th. Doing social research. 2nd ed. 1993.
  124. Bern S. The measurement of psychological androgyny // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1974. 42. P. 165−172.
  125. Eagly A., Steffen V. Gender and aggressive behavior: a meta-analytic review of the social psychological literature // Psychological Bulletin, 1986, 100: 309−330.
  126. R.W. / Gender and power. Society, the person and sectual politics / Cambrige: Polity Press, 1987. P. 91−141.
  127. N.Z. «Women's History' in tradition // Scott J.W. (ed.) Feminism and History. Oxford-N.Y.- 1996. P. 89.
  128. Delphy, C. Close to Home: A Materialist Analysis of Women~s oppression /
  129. C. Delphy. Amherst: University of Massachusetts Press, 1984.
  130. Goffman Erving, Gender Advertisments: Studies in the Anthropology, of Visual Communication / Harper Collins Publishers. 1979, 1−19 p.p. P. 4Heath A. Social Mobility, Glasgow, 1981. P. 107−136.
  131. Hirdman Y. The Gender System // Andreasen T. (ed.) Moving on. Aarus, 1991. P. 14.
  132. Hofstede G. Culture’s consequences: international differences in work-related values. Beverly Hills, 1984.
  133. Lapidus G. The interaction of women’s work and family rol-es in the USSR // Women and work: An Annual Reviw/ 19 883 P. 87−12T. P. 92−93.
  134. Liborakina M., Rotkirch A. Social Consequenses of the 1998 Crisis in Russia: Household Strategies and their Challenges to Social Policy // Idantutkimus — Finnish Journal of Eastern Europian Studies. 1999 № 2. P. 24L48.
  135. Mead, M. Male and Female (A study of generation Gap) / M. Mead. New York: Natural History Press, 1970. — 114 p.
  136. Mead M. Sex and temperament in three primitive societies. New York:1. Morrow, 1935. 1
  137. Mies M/ Frauenforshung oder der feministische Forshung? Die Debatte um feministische Wissenshaht und Methodologie //Beitrage zur femenistischen Theorie und Praxis. 1984. Bd. ll.S. 40−51.
  138. Parsons, T. Age and sex in the Social Structure / T. Parsons // Essays in Socialogical Theory. Glencoe: Illinois: The Free Press, 1949. — P. 218 -232.
  139. Parsons, T. Family, Socialization and Interaction Process / T. Parsons, R. Balles. New York: The Free University Press, 1955.
  140. Pateman Carole, The Sexual Contract (Stanford: Stanford University Press, 1988).
  141. Pleck J. The theory of male sex role identity: its rise and fall from 1936 to the present // The making of masculinities: the new men’s studies. Boston: Allen1. Unwin, 1987. P. 21−38.
  142. Rossen S. The theory of Equalizing Differences. Ch. 12 // Handbook of Labour Economics. Vol. 1.
  143. Simmel, G. Das Relative und Das Absolute im Gerchlecheter Problem / G. Simmel // Philosophische Kultur.- Leipzig, 1919.
  144. Heath A. Social Mobility, Glasgow, 1981. P. 107−136.
  145. Электронный ресурс http://www.owl.ru/gender/041.htm
  146. Электронный ресурс // http://www.gks.ru/bgd/regl/bl050/Main.htm1./
Заполнить форму текущей работой