Актуальность темы
исследования. Проблема гендерной асимметрии в России относится к числу сложных, недостаточно изученных и не потерявших свою актуальность. Ее актуальность связана с тем, что одно из базовых для общества социальных неравенств сегодня переживает стремительную трансформацию, которая сказывается и на статусно-ролевой дистрибуции общества в целом. Классические образцы поло-ролевого разделения труда, детерминированного гендерными стереотипами, сегодня деформируются. Но сама трансформация не завершена. Соответственно,' на структуру гендерныхотношений одновременно действуют и прежние-(патриархальные) нормы и вновь возникающие социальные связи и стратегии. Результатом этого процесса на* макросоциальном* уровне является^ гендерная асимметрияГендернаяасимметрия* — это нарушение согласованности, соразмерности^ в социальных взаимных отношениях мужчин и женщин1. Данное явление охватывает всю совокупность отношений и сферы жизнедеятельности общества.
Наша диссертационная работа посвящена изучению гендерной асимметрии профессиональной деятельности в сферах высшей школы и наукиа также выявлению связи между гендерными, стереотипами, господствующими в дальневосточном социуме, и статусно-ролевыми позициямипреподавателей, в вузе: Дляназванных^ сфер> в любойстране традиционно «характерен гендерный дисбаланс среди научных направлений и сфер образования. Асимметричность положения женщин в сферах науки и высшей школы многолика. Одной из основных причин этого явления* служит сосуществование в. одном социальном пространстве и, соответственно, в одном сознании гендерных стереотипов различной природы, противоречащих друг другу. Идеи женского равноправия в публичной сфере накладываются на патриархальные нормы, господствующие в приватной.
1 Ильиных С. А. Гендер как феномен управления / Электронный ресурс / http://www.isras.ru/abstract Ьапк/1 208 247 619.pdf жизни. Соответственно, статусно-ролевые позиции женщины в публичной сфере оказываются более уязвимыми. Она вынуждена или отказываться от традиционных форм приватного поведения, подпадая под общественные санкции, либо искать социальные локалы, которые бы позволяли сочетать публичную и приватную роли.
Наиболее привлекательной для женщины сферой, позволяющей сочетать основные гендерные роли, и выступает наука и образование с их относительно< свободнойзанятостью." Но и в этой сфере наблюдается характерное’для рынка* труда’в целом явление гендерной* асимметрии или вертикальной сегрегациикоторое получило также название «стеклянный' потолок» (glass ceiling). Это некоторый уровень в карьерной" иерархии, выше которого женщиныпрактически не имеют возможности1 подняться. При отсутствии формальных ограничений для занятия позиций выше «стеклянного потолка» женщины не могут продвинуться* дальше этого барьера. Это^ представляет собой дополнительную проблему и требует для женщины привлечения дополнительных ресурсов. В' образовательном пространстве «стеклянный^ потолок» можно рассматривать как невидимый карьерный, барьер и в рамках вуза, где работает женщина, и в рамках профессиональной карьеры в образовательном пространстве, которая подразумевает карьерный рост не внутри одного вуза, но* включает в себя карьерные продвижения и повышения профессионального статусаза счет перехода из одного вуза в другой: То есть возникает ситуация «стеклянного потолка и стеклянных стен» 2.
В настоящее время на фоне выдвижения стеклянных потолков* относительноженских карьерных стратегий' наблюдается тенденция феминизации кадровой составляющей высшей школы. Однако* это происходит преимущественно на исполнительском уровне вуза. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики, представленным.
2 Рошин С Ю., Солнцев С Л Кто преодолевает «стеклянный потолок»: вертикальная гендерная сегрегация в российской экономике. Препринт УР4 / 2006 / 03. — М.: ГУВШЭ, 2006. — 52с. в сборнике «Женщины и мужчины России — 2010 г.», в составе ППС вузов 55% женщин и 45% мужчин. 71% женщин и только 29% мужчин замещают должность ассистента и старшего преподавателя. Женщин-доцентов в составе вуза 54% и 46% мужчин. И только 28% женщин в должности профессоров, тогда как мужчин — 72%.
Несмотря на достаточно высокий процент женщин среди среднего звена научных работников-кандидатов наук, их движение по восходящей лестнице социально-профессиональной мобильности на следующую ступень.
— доктора наук весьма осложнено конкуренцией с мужчинами-учеными. Причемженщине стать доктором наук мешает не только гендерное противоборство, но и объективные трудности, возникающие в связи с семейнымиобязанностями, воспитанием* детей. Для женщин-учёных является значимой проблемой подняться" в высшей школе до руководящей должности, и они остаются на исполнительскомуровне. Дело в том, что идентификационные модели в настоящее время не подразумевают полноценного участия* в управленческом процессе высшей школы женщины как таковой, то есть женщины, не отказавшейся от определенных аспектов своейтендерной идентичности и вынужденной играть по мужским правилам. Сегодня Ректораты вузов почти на 80% состоят из мужчин, не представляя альтернативы и кворума доминантно мужской точке зрения. То есть решения о функционировании академического? женско-мужского.- сообщества* принимаются* большинством мужских голосов. Однако как показывают международные практики, оптимальное функционирование научнопедагогической деятельности образовательного пространства достигается* при условишполноценнопу симметричного участияженщин на всех уровнях его организации, руководства’и контроля.
Таким образом, исторически сложившаяся организация российской управленческой пирамиды, ориентировавшаяся преимущественно на 3.
Си л ласте Г. Гендерная асимметрия в российской системе высшего образования и се возможные социальные последствия в условиях перехода к рыночной экономике. Часть I.: Методология и методика социологического исследования. / Отв. ред Г Силласте—М.: ФА, 2002, — 168с. С 56 1 I мужчин, не отражает реально складывающийся баланс общественных сил, новые роли мужчин и женщин, возможность влияния женщин на дела общества, государства и семьи. В современных условиях полоролевая организация управленческой пирамиды общества пришла в явное противоречие с динамично изменяющимися условиями жизни. Составляя значительную часть трудовых ресурсов с высоким уровнем образования, многогранным профессиональным, опытом, обладая организаторскими* навыкамипо ведению домашнего хозяйства, социальной ответственностью-за благополучие семьи, женщины могут внести существенный вклад в развитие экономики, образования" и культуры, российского общества. Вместе с тем, современные социально-экономические и политические изменения статусно-ролевых отношений" оказывают существенное влияние* на положение женщин, сопровождаются реальным снижением их социального-и профессионального статуса: Процесс формирования в России демократического государства с развитым, гражданским* обществом объективно обусловливает необходимость полного и равноправного участия женщин в системе управления,-4. Диссертационное исследование было локализовано1 в определенной части образовательного пространства^ — научно-педагогическом сообществе преподавателей вузов городаХабаровска. Выбор объекта исследования определяется* рядом соображений: данная социальная группа* более доступна и открыта нашему исследованиюв среде преподавателей более ярко проявляются закономерности поло-ролевого распределения, свойственные обществу, поскольку, совмещая^ исследовательскую деятельность с учебнометодическимии воспитательными функциямипреподаватели воспроизводят наиболее устойчивыенормативные гендерные стратегии и гендерные стереотипы, отвечающие во всеобщем понимании моральным нормам и устоям общества. Кроме того, исследование в локале.
4 Сидорова Н. П. Статусно-ролевые позиции женщин в системе государственного и муниципального управления: социологический анализ. — Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2002. — 85 с. академического сообщества вузов г. Хабаровска представляет интерес и с точки зрения выявления стратегий социального поведения и использования гендерных особенностей как дополнительного ресурса в статусно-ролевых достижениях.
Все эти обстоятельства обуславливают наше внимание к научнопедагогическому сообществу вузов г. Хабаровска, как к референтной группе, позволяющей,' выявить закономерностии тенденции развития гендерной политики, характерные-для российского общества в целом.
Этим определяется актуальность диссертационной работы.
Степень научной разработанности" проблемы. Интерес к отношениям между человеческими особями мужского и женского пола и к тому положениюкоторое занимают они в обществе, возник весьма давно. Хронология гендерной историографии уходит корнями в античные времена. Так, еще в пятом столетии до, нашей эрыПлатон вcвoeмf труде «Государство» рассуждал об общности образования для, мужчин и женщин в целях установленияравных шансов для участия в управленческих и производственных делах. Далее его. ученик Аристотель развил идею о биологическом, и общественном^ началах человека, подвергнув критике утопическую идею платоновского государства. По*его мнению, врождённое неравенство* способностей— причина объединения людей в группы, отсюда же различиефункций и> месталюдей* в. обществе5. Во 2 в. последователь. Аристотеля К. Г ален6, исследуя анатомическиеразличия между человеческими" особями говорил, что мужской и, женский организмы подобны. С. Лаккер, рассматривая репродуктивный статус человека-, говорил об однополой* модели. Единственный, пол это мужской, а женский считался недоразвитой его формой. В" эпоху Возрождения в 16? в., проблемой биологических различий между мужчинами, и женщинами занимались А. Везалий, Г. Фаллоний, Б. Евстахий 7.
5 Аристотель. Афинская полития. / Пер. С. И. Радцига. М.-Л.: Соцэкгиз, 1936. — 198 с.
6 К. Гален. О назначении частей тела. / Электронный ресурс http://www.bibliotekar.rU/422/3.htm.
7 Большая советская энциклопедия. / Электронный ресурс httpyAvww.cycIopedia.ru/53/192/I887514.htinl.
Позже, в 18−20 вв. И. Кант8, А. Шопенгауэр9, Ф. Энгельс10, 3. Фрейд11, Ф. Ницше12, В.В. Розанов13, B.C. Соловьёв14, Л. Н. Толстой 15, H.F.
1? I *1.
Чернышевский, О. Вейнингер и многие другие философы, психологи и социологи обращались к вопросу различий и отношений между полами.
В 1955 году, изучая общеполовые свойства, сексолог Джон Мани, ввел понятие «гендер» для идентификации пола как фенотипа 18.
Научный вклад в гендерные исследования внесли, работы ведущих западных^ гендерных и* феминистских теоретиков К. Делфи19, М. Мид20, Дж. Флеке21, Т. Де Лауретис 22, Д: Батлер23. Основываясь .на идее Э. Дюркгейма 24 обобщественномразделении труда, согласно, которой «один из» полов завладел эмоциональными функциями, а другой — интеллектуальными", Т.
О ^.
Парсонс и Р. Бэйлз разработали, полоролевую теорию, в основе* которой лежит прямая зависимость гендерных ролей от идентификации маскулинности и феминности. Согласно? полоролевой теории, в социальной системе женщина выполняет* экспрессивную роль хозяйки, матери, жены, мужчина — инструментальнуюроль добытчика и защитника, регулируя отношения между семьей и другими социальными системами:
8 Кант И. Характер пола / Соч. — М., 1966. — T6. — с. 553 — 562.
9 Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы / Гл. XXVII. О женщинах — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990, —288 с.
10 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частнойсобственности и государства / Маркс К., Энгельс Ф.': Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3. — М.: Политиздат, 1986, — 639 с.
11 Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение. 1989.
12 Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах. Т. 1., «Мысль». Москва 1990.
13 Розанов В. В. Религия и культура// Собр. соч. Т. 1. М. 1995. — С. 139−140.
14 Соловьёв В. С. Сочинения в 2 т. Т. 2, «Мысль», Москва 1988. ь Толстой Л. Н Собрание сочинений в 22 т. Публицистичечкие статьи. Т. 16 — М .: Художественная литература. 1983.
16 Н. Г. Чернышевский.'Собрание сочинений в пяти томах. Том 4. Статьи по философии и эстетике. М., «Правда». 1974.
17Вейнингер О. Пол и характер. М., 1999.
18 Введение в гендерные исследования. Ч. II .-Хрестоматия / под ред. С. В. Жеребкиной — Харьков: ХЦГИ, 2001, 2001. -991 с.
19 Delphy, С. Close to Ноше: A Materialist Analysis of Women~s oppression / С. Delphy. — Amherst: University of Massachusetts Press, 1984.
20 Mead, M. Male and Female (A study of generation Gap) / M. Mead. — New York: Natural History Press, 1970. — 114 p.
21 Флеке Дж. Конец невинности. // Гендерные исследования, 1999. — С. 88−107.
22 Лауретис Т. / Американский Фрейд / Введение в гендерные исследования. Ч. 2: Хрестоматия / Под ред. С.В. Жеребкина— Харьков: ХЦГИ, 2001. — 991 с. — С. 34.
23 Judith Butler, Gender Trouble: Feminism and the Subversion of Identity/ N.Y., London: Routledge, 1990. — Pp 142−149.
24 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. — М.: Наука, 1991.
3 Parsons Т. Family, Socialization and Interaction Process /Т. Parsons, R. Bales. — New York: the Free University Press, 1955.
Проблемой гендерных норм, отношений и стереотипов занимались также ученые Дж. Плек, Г. Хофстед, Симона де Бувуар .
Особое внимание заслуживает теория гендерных схем психолога Сандры Бем, в основе которой лежит концепция половой типизации. Данная теория рассматривает особенности половой принадлежности индивидуумов* как основу их способа организации информации об окружающем мире 29.
До 70-х годов XX века социально-психологические исследования пола> человека развивались преимущественно в рамках поло-ролевой теории, а сам феномен социального пола понималсякак усвоение личностью особого социального статуса, предписываемого обществом на основании биологических различий. Со времени основания специального1 исследовательского комитета1 «Женщины в обществе» в 1973 году в рамках Международной* социологической ассоциации изучение гендерной проблематики приобрело систематический^ и узаконенный характер, поскольку непосредственной* задачей данного комитета было — «способствовать развитию-теории, методологии И’практики, затрагивающих проблемыженщин в обществе, и гендерной природы социальных институтов, стимулировать критическую оценку новых' социологических парадигм, с точки зрения всех групп, подвергающихся дискриминации, включая женщин».
В' 1986 г., изучая^ стратегию* женского* лидерства, А. Н:1 Игли30 выдвинула-тезис о том, что гендерные нормы обусловлены гендерными' стереотипами. В 1998 г. Э. Аронсон развил данную теорию, обозначив причину, по которой' люди стараются соответствовать гендерным ожиданиям, — это нормативное и информационное давление, которое.
26 Pleck J. The theory of male sex role identity: its rise and fall from 1936 to the present // The making of masculinities: the new men’s studies. Boston: Allen & Unwin, 1987. P. 21−38.
27 Hofstede G. Culture’s consequences: international differences in work-related values. Beverly Hills, 1984.
23 Бовуар Симона. Второй пол. Под ред. С. Айвазовой. Пер. с франц. А. Сабашниковой. И. Малаховой п Е. Орловой. М., «Прогресс» — СПб, «Алетейя», 1997. стр 28.
29 Введение в психологию. Аткинсон Р JI, Аткинсон Р. С, Смит Э. Е. Бем Д Дж. и др. пер. с англ. — М.: Прайм-Еврознак, 2003 — 672 с. См. также: Bern S. The measurement of psychological androgyny // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1974.-p. 42. P. 165−172.
0 Eagly A., Steffen V. Gender and aggressive behavior: a meta-analytic review of the social psychological literature // Psychological Bulletin, 1986,100 p.: P. 309−330 вынуждает людей подчиняться гендерным нормам. В своем труде «Общественное животное» он писал, что, подчиняясь нормативному давлению, мы стремимся нравиться окружающим, а подчиняясь.
7 I информационному давлению, мы хотим быть правильными .
В работах К. Миллетт и некоторых других западных исследователей предлагаются практически первые интерпретации гендерной асимметрии как закрепленияза деятельностью женщин более низкогостатуса на основании традиций о малой значимости их социального опыта, полученного в пределах частной жизни.
Теория' феминизма, методология гендерной социологии является предметом внимания российских ученых, таких как С.Г. Айвазова33, Е.А.
У Л ТЛ п >г.
Здравомыслова, А. А. Темкина, И. И. Чернова, В.А. Ядов*, О.А. Воронина38, И.Ю. Суркова39, Н. А. Бердяева40, Е.Ф. Иванова41, И. Тартаковская42 и др. Концепции, предложенные в трудахозначенных авторов, замыкаются на необходимости анализа властной компоненты в гендерных отношениях, которые* социально конструируемыи способны трансформироваться. Аспекты практическойреализации механизмов устранения гендерной асимметрии равенства не раз обсуждались на страницах их научных сборников.
Аронсон Э. Общественное животное.
Введение
в социальную психологию: Пер. с англ. М. А. Ковальчука под ред. B.C. Магуна. — М.: Аспект-Пресс. 1998.
32 Миллет К. Теория сексуальной политики // Вопросы философии. М., 1994, № 9. — С. 26.
33 Айвазова С. Гендерное равенство в контексте прав человека. — М.: Изд-во «Эслан», 2001. — 80 с.
Здравомыслова. Е. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии / Е. Здравомыслова, А.
Темкина//Социол. исследования —2000.-№ 11. — С. 15−23.
35 Темкина А. А. Теоретические подходы к проблеме политического участия: гендерное измерение // Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период / Под ред. Е. Здравомысловой и А. Темкиной. Центр независимых социальных исследований. Вып. 4. Спб.: СФПК СПбГУ, 1996. С. 13−18 j6 Чернова И. И. Тенденции развития гендерных процессов на пороге XXI века (опыт сравнительных исследований России и Канады. / Гендерные проблемы в общественных науках. Отв. ред. И. М. Семашко. М. 2001. 264 с.
37 Ядов, В.А. К вопросу о теории «стереотипизации» в социологии / В. А. Ядов // Философ, науки — 1960. — № 2 — С. 47.
33Воронина, О. А. Формирование гендерного подхода в социальных науках / О. А. Воронина // Гендерный калейдоскоп: курс лекций / под общ. ред. М. М. Малышевой. — М., 2001. — С. 8−33. j9 Суркова И. Ю. / Гендерные стереотипы в повседневных армейских практиках / Социологические исследования. № 12(296) 2008, М. с. 104−112. С. 106.
40 Бердяев H. А. О назначении человека: Опыт парадоксальной этики // Бердяев H. А. О назначении человека. М., 1993.С. 67.
41 Иванова, Е. Гендерные исследования в психологии / Е. Иванова // Введение в гендерные исследования: учебное пособие / под. ред. И. А. Жеребкиной. Харьков: СПб., 2001. — Ч. I — С. 312 — 345.
42 Тартаковская, И. Н. Социология пола и семьи / И. Н. Тартаковская. — Самара: Междунар. ин-т «Открытое общество», 1997, — 131 с.
Следует также отметить работы отечественных авторов И. О. Мальцевой, С.Ю. Рощина43, С.А. Солнцева44, Е.Б. Мезенцевой45, занимающихся исследованием гендерной сегрегации на рынке труда или проблемой так называемого «стеклянного потолка» — уровня, выше которого женщина не может подняться по карьерной лестнице.
В работах Г. Силласте46, Л.А. Герасимовой47, Л.В. Штылевой48, И.С. Клециной49, Н.Д. Стрекаловой50 представлены попытки систематизировать и проанализировать степень гендерною асимметрии в, российской системе высшего образования*.
Таким образом, были сделаны определенные выводы, подтверждающие тезис об асимметричном статусно-ролевом наборе женщин и мужчин в образовательном пространстве вузов, но не было выработано^ направлений по преодолению сложившейся гендерной ситуации. Учеными % разработаны рекомендации женщинам для достижения, успеха впрофессиональной! сфере. Но все они ориентированы на деловых женщин, занимающихся бизнесом, а не на женщин, работающих по найму в сфере образования.
Объект исследования — научно-педагогическое сообщество вузов г. Хабаровска.
Предмет исследования — статусно-ролевое распределение в педагогическом сообществе как результат гендерной асимметрии профессиональной, деятельности профессорско-преподавательского состава вуза.
4' Мальцева И.0. Рошин С Ю Гендерная сегрегация и мобильность на российском рынке труда. М Изд. дом ГУ ВШЭ. 2006 296 с.
44 Рошин С Ю. Сспнцев С, А Кто преодолевает «стеклянный потолок" — вертикальная гендерная сегрегация в российской экономике Препринт УР4/2006/03 — М. ГУ ВШЭ. 2006. — 52 с.
45 Рощин С Ю. Женщины в сфере занятости и на рынке труда в Российской экономике (эмпирические исследования гендерных различий трудового поведения на основе данных РМЭЗ) / Гендер и экономика мировой опыт и экспертиза российской практики / отв. Редактор и составитель кэ н Е Б Мезенцева. — М.. ИСЭПН РАН — МЦГИ — «Русская панорама», 2002 -352 с.
46 Гендерная асимметрия в Российской системе высшего образования к сЬ возможные социальные последствия в условиях перехода к рыночной экономике Часть I Методология и методика социологического исследования / отв ред Г. СичластеМ. ФА. 2002, 168с.
Герасимова Л. А. Развитие образования как путь к решению проблемы гендерного неравенства. С 117−120// Лидерство Гендерные переспективы Труды I Мелдунар. Конфер. Санкт-Петербург, 27−28 Окт. 2003 г. Под рук. Л А. Герасимовой — Спб. СПбГУ ИГМО, 2004. — 230 с.
48 Штылева Л В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ. — М ¦ ПЕР СЭ, 2008 316с.
49 Клецина И С Гендерная социализация. СПб.: Издательство РГПУ им АИ Герцена. 1998 С 17.
30 Стрекалова Н Д. Бизнес-образование гендерный подход — Спб Изд-во Спб ГУ ЭФ, 2000. — 223с.
Цель исследования — выявить особенности статусно-ролевого распределения в педагогическом сообществе как результат гендерной асимметрии профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава вуза.
Достижению данной цели способствует решение следующих задач:
1. проанализировать гендер как социальную категорию, составляющую основу одного из самых сильныхпротиворечий, определяющих взаимодействие в социуме, исследовать социальные механизмы, являющиеся базой длясоздания гендерных стереотипов;
2. описать социальные аспекты поло-ролевой1 и гендерной профессиональной дифференциации, имеющие место на рынке трудав современном обществе-., .
3.: выявить уровень гендерной асимметрии профессиональной деятельности в сфере образования;
4. определить причины гендерной асимметрии профессиональной деятельности в вузе и исследовать социальные процессы, влияющие на её динамику- ' •,. :
5. исследовать, как особенности мужской и женской поло-ролевой идентификации отражаются на положении ученого российского вуза^ его личностти профессиональных достижениях, определить и проанализировать уровень гендерной асимметрии профессиональной: деятельности в вузах г. Хабаровска и факторы, влияющие наэтот процесс, исследовать гендерный статусно-ролевой набор набор преподавателей вузов;
6. провести опрос ППС хабаровских вузов и: выделить варианты гендерных стратегий поведения преподавателей вузов, которые позволили бы изменить гендерную асимметрию в научном сообществе согласно требованиям российской действительности и ожиданиям общества. .
Для освещения данных задач определена часть образовательного пространства, как референтная группа — научно-педагогическое сообщество преподавателей вузов города Хабаровска.
Методология и методика исследования. Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужила гендерная методология, позволяющая учесть социокультурный контекст гендерных отношений. Методологическую основу нашего исследования составили, прежде всего, драматургический интеракционизм И. Гоффмана51 и теория социального конструктирования реальности П. Бергера и Т. Лукмана52. Теоретической основой нашего исследования являются работы, развивающие социально-конструктивистскую интерпретацию гендерных отношений, в том числе концепции К. Уэст и Д. Зиммерман53, Р. Коннел54, С. Бем55, а также отечественных ученых О.А. Ворониной56, Е. А. Здравомысловой и А. А. Темкиной57, Е.Р. Ярской-Смирновой58, И.А. Жеребкиной59. В этом ряду необходимо выделить исследования С.Г. Айвазовой60, одной из первых осветившей реальное состояние социальных отношений* между полами в советскую эпоху и проанализировавшей.
51 Erving Goffman, «Frame Analysis of Gender», in C. Lemert and A. Branaman, eds., Goffman Reader (Blackwell PubI, 1997, pp. 201−208- Erving GoffmanG «Gender Display», ibidem, pp/ 208−227- Erving Goffman, Gender Advertisments: Studies in the Anthropology of Visual Communication / Harper Collins Publishers. 1979, 1−19 p. — P. 2.
52 Бергер П. Лукман T. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. / Медиум. 1995. 323с.
53 Уэст, К. Создание гендера: пер. с англ. I К. Уэст, Д. Зиммерман // Гендерные тетради / под. ред. А. Клецина. — СПб., 1997. — Вып. 1,-С. 94−124.
54 Коннелл, Р. Современные подходы / Р. Коннелл // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / под. ред. Е. А. Здравомысловой, А. А. Темкиной. — СПб., 2000: — С. 258 — 266. См. также: Connell R.W. / Gender and power. Society, the person and sectual politics. / Cambrige: Polity Press, 1987. P: 91−141.
35 Bern S. The measurement of psychological androgyny//Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1974.42. P. 165−172.
55 Воронина, О. А. Женщина в мужском обществе / О. А. Воронина // Социол. исследования — 1988. — № 2. -С. 104 -110. См. также: Воронина, О. А. Женский вопрос /О.А. Воронина // Демографический диагноз / отв. ред. М. Мукомель. — М., 1990.-С. 351 -374.
См. также: Воронина, О. А. Формирование гендерного подхода в социальных науках / О. А. Воронина // Гендерный калейдоскоп: курс лекций / под общ. ред. M.M. Малышевой. — М., 2001. — С. 8 — 33.
57 Здравомыслова, Е. Социальное конструирование гендера: феминистская теория / Е. Здравомыслова, А. Темкина // Введение в гендерные исследования: учебное пособие / под ред. И. А. Жеребкиной. — Харьков: СПб., 2001. — Ч. 1. — С. 147- 173.
См. также: Здравомыслова, Е. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии / Е. Здравомыслова, А. Темкина// Социол. исследования -2000. — № 11. — С. 15−23.
См. также: Здравомыслова, O.M. Современная успешная женщина в бизнесе / О. М. Здравомыслова // Семья и шк. — 1997. № 6.-С. 8−23.
38 Ярская-Смирнова, Е. Возникновение и развитие гендерных исследований в США и Западной Европе / Е. ЯрскаяСмирнова // Введение в гендерные исследования: учебное пособие / под. ред. И. А. Жеребкиной. — Харьков: СПб. 2001. 7Ч.1.-С. 17−48.
39 Введение в гендерные исследования. Ч. 1: Учебное пособие / под. ред. Жеребкиной И. А. — Харьков: ХЦГИ. 2001: Спб.: Алетейя. 2001. — 708 с.
60 Айвазова С. Г. Гендерное равенство как проблема российских реформ: Полит, аспект (Науч.-аналит. докл.) / Под общ. ред. Г. Ю. Семигина. — М.: ИСП РАН, 2002. — 54 с. гендерные отношения в постсоветское время, интерпретируемые гендерной асимметрией.
Эмпирическую основу диссертационной работы составили:
• анализ вторичных социологических данных исследований гендерной проблематики в сфере: образования Г.&rsquoСилласге, А. Воронова и др., а также статистических данных. Росстат, Госкомстат и Федеральной. государственной'службы статистики-.. .
• результаты проблемно-ориентированного анкетного опроса, проводимого/ в рамках диссертационного г исследования в период 2008;2010 гг. Генеральная# совокупность — научно-педагогическое, сообщество: г. Хабаровска. Выборочная совокупность п — 400. Тип выборки — квотная, репрезентативная по половозрастному признаку, случайная* на стадии отбора респондентов;
•' в качестве: дополнительной* эмпирической! информацию привлекались > аналитические материалы' информационно-аналитического* центра: проблем управления ДВАГС, партинентных теме исследованияанализ*неформализованных экспертных интервью ППС вузов Хабаровска по подготовке&rsquoспециалистов?! разных: направлению — ХГАЭПДВГГУ, ДВГУПС, ДВМГУ, ХПИ ФСБ РФ! Общее число респондентов — 45. Интервью проводились в период 2008;2010 гг. автором* исследования, аспирантами, студентами при непосредствен ном* участии автора:
Научная новизна настоящей работыобусловленная* постановкой проблемы, не получившеш пока всестороннего освещения, выражается в следующем. .
• Осуществленгендерныш анализ? профессиональной? деятельности научнопедагогического сообщества': системы высшего? профессионального образования, что позволяет определить теоретические-и методологические подходы к исследованию гендерной асимметрии в высшей школе;
•- Выявлены, особенности. гендерной асимметрии в вузах, которая проявляется в статусно-ролевом наборе преподавателей-.
• На основе контекстного анализа открытых вопросов и интервью выявлены социальные ожидания и подтверждена необходимость выравнивания гендерной асимметрии руководящего состава с целью оптимизации функционирования системы высшего образования;
• На основе анализа гендерных характеристик преподавателей вузов, а также исследования гендерной идентичности лидерских качеств выявлены стратегии социального поведения, позволяющие рассматривать их как дополнительный ресурс статусно-ролевых достижений в вузе.
Положения, выносимые на защиту:
1. Гендерные исследования, объектом изучения которых являются гендерные роли, отношения и стереотипы в настоящее время считаются сложившимся самостоятельным исследовательским, направлением. Влияние гендера как социокультурного* проявления полоролевых различий сказывается на всех сферах жизнедеятельности, в том числе' и профессиональной.
2. Гендерная асимметрияпрофессиональной деятельности или гендерная сегрегация как одна из характеристик рынка труда, представляет собой сложное, многоаспектное явление, обусловленное многими факторами. Будучи, с одной стороны, результатом развития современного общества, а с другой стороны источником многих его проблем, гендерная' асимметрия является предметом социологических исследований:
3. На протяжении всего времени наблюдался феномен гендерной* асимметрии профессиональной деятельности в образовательном пространствекоторый выражается в превышении удельного веса-мужчин, занятых на высших должностных уровнях. Проведенный нами анализ вторично обработанных статистических данных подтверждает общую для рынка труда закономерность — концентрацию женщин на исполнительских уровнях и статусно-ролевых позициях системы образования, где заработная плата существенно ниже. Таким образом, как подтверждает наше исследование, несмотря на увеличение процента женщин, ориентированных на научную карьеру в сфере высшего образования, они составляют лишь незначительную долю среди членов ректората вузов, что не соответствует социальным ожиданиям и не способствует оптимизации кадрового состава за счет вовлечения женского потенциала.
4. Усиление дискриминации женщин в сфере труда и занятости является одним из последствий изменений рынка труда в период реформирования экономики — в любой экономике существует тенденция вытеснения женской рабочей силы с рынка труда в период спада и привлечение в период экономического роста. Вуз как организация является моделью нашего общества. В нем также существует уровневая иерархия и субординация. Статусно-ролевой набор преподавателей является проявлением гендерной асимметрии профессиональной деятельности в данном подтипе российского общества и отражением влияния социальных процессов на-динамику данного явления/.
5. Согласно статистическим* данным сфера образования традиционно* является женским рынком' труда. Феминизация же высшего образования и науки, как показал анализ интервью, связана, прежде всего, с тем, что именно здесь. женщина получает наилучшую возможность для сочетания публичного статуса и статуса «хранительницы домашнего очага». Их базовые стратегйи связаны с минимизацией усилий в публичной сфере с тем, чтобы максимально реализовать себя Вг приватной: В силу этого формируется гендерная асимметрия статусно-ролевых позиций ППС в вузах. Как показал анализ семейного положения респондентов, гораздо больше проблем возникает в случае, если женщина стремится к реализации себя, именно в публичной сфере. Чаще всего в этом случае, по мнению респондентов, приватная сфера терпит ущерб' Об этом говорит увеличение доли одиноких и разведенных женщин, а также уменьшение количества детей в семье, по мере повышения научного статуса и профессиональной ролевой позиции.
6. Социальные нормы всего общества и отдельно взятого образовательного сообщества могут работать против того, чтобы женщины занимали доминирующие, руководящие позиции. Проведенное нами в рамках работы исследование гендерной идентичности лидерских качеств и стратегий преподавателей вузов показало, что для достижения профессионального успеха женщина должна использовать в качестве дополнительного ресурса взаимодополняющие и взаимообъединяющие гендерные особенности и стратегии социального поведения как своего, так и противоположного пола. Наиболее значимые из них — активная жизненная позиция, креативность в руководящих подходах и поисках решений, гибкость в условиях социально-экономических реформаций и реструктуризаций, толерантность, способность к убеждению, и одно из важнейших генетических качеств женщины — стрессоустойчивость. Составляя значительную часть трудовых ресурсов с высоким уровнем, образования, многогранным профессиональным опытом, обладая организаторскими навыками, по ведению домашнего хозяйства, социальной ответственностью за благополучие семьи, женщины могут внести существенный вклад в развитие экономики, образования и культуры российского общества 4. Таким образом, социологический опрос подтвердил наш тезис о том, что в условиях реформирования, системы^ высшего образования необходимо эффективное использование духовного и экономического потенциала не только мужской, но и женской составляющей общества, а симметричное участие женщин в управлении-высшей школой, как показывают зарубежные практики, является, необходимой компонентой оптимального функционирования высшей школы.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Полученные результаты исследования дополняют и конкретизируют гендерные проблемы современных научно-педагогических кадров высшей школы. Предложенные выводы могут послужить концептуальной базой для дальнейшей разработки стратегических приемов, способствующих более успешному сосуществованию женщин и мужчин в науке и более симметричному распределению статусно-ролевых позиций в вузе. А анализ социологических исследований гендерной истории в контексте влияния на гендерную асимметрию в образовательном пространстве может способствовать прогнозированию и корректированию гендерной ситуации в высшей школе.
Материалы диссертации могут быть использованы для расширения теоретической, организационно-методической и информационной* базы о гендерной проблематике и её проявлениях, в просветительских целях — для разработки учебных курсов по гендерной социологии, отдельных тем курса социологии, теории социальной работы и других гуманитарных дисциплин.
Апробация исследования. Основные результаты и положения диссертационного исследования прошли апробацию на X Международной научно-практической < конференции «Система ценностей современного общества» (г. Новосибирск, 2010 г.), 1 на региональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы экономики и образования» (г. Хабаровск, 2010 г.), на IV Всероссийской научно-практической конференции" «Проблемы функционирования и развития территориальных социальноэкономических систем» (г. Уфа, 2010 г.), на внутривузовских конференциях и научно-методических семинарах. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на кафедре социологии, политологии, и регионоведения Тихоокеанского государственного университета.
Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 12 научных работ в сборниках ведущих вузов России, в том числе 3 работы в изданиях, включенных в перечень Минобразования и науки РФ.
Структура диссертации. Структура работы соответствует поставленными задачам* и отражает особенности методологии исследования. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной. литературы и приложений.
Выводы по 2 главе.
Таким образом, говоря о гендерной статусно-ролевой асимметрии иерархической, структуры вуза, необходимо отметить, что в этой структуре действуют закономерности, присущие обществу в целом. И несмотря на увеличение процента женщин, ориентированных на научную карьеру в сфере высшего образования, они составляют незначительную долю среди руководства вузов. Анализ эмпирических данных нашего исследования, проведенного в научно-образовательном сообществе города Хабаровска подтвердил существующую парадоксальную ситуацию: увеличение доли женщин-ученых не приводит к увеличению их представленности на руководящих должностях и не способствуют преодолению патриархальных стереотипов. Они реже чем мужчины возглавляют научные коллективы, являются деканами факультетов, а тем более ректорами вузов.
Эмпирический материал данного исследованияподтвердил тот факт, что высшая школа феминизирована на исполнительском уровне. То есть отмечается, преобладание женщин на статусных позициях, не предполагающих принятия^ ответственных решений. Частично это объясняетсясоциальной конструкцией женского и мужского гендера, в большей мере — степенью гендерной стереотипизации общества и* является* проявлением гендерной асимметрии профессиональной деятельности на рынке труда в-целом.
Говоря. о влиянии степени гендерной стереотипизациисуществуют различия между бизнесом* и государственным сектором, к которому относится и отрасль образования. В бизнесе доминирование мужчин на руководящих статусно-ролевых позициях не так контрастно, как на государственной службе. Можно предположить, что для бизнеса в большей степени важны профессиональные характеристики работников, их реальный человеческий капитал. Поэтому, учитывая, что женщины обладают более высоким уровнем образования и имеют трудовой опыт, сопоставимый с мужчинами, в бизнесе женщины более широко представлены на руководящих позициях. Для государственной службы, по всей видимости, более характерны гендерные стереотипы и гендерная асимметрия институтов. В основе такого «гендерного консерватизма» лежит механизм формирования российских политических элит, на который влияют как накопленные традиции, так и сложившиеся в недавнее время зависимости российской политической власти и от экономических групп, связанных с крупным капиталом, и от силовых структур.
Рассматривая вуз, как социальный институт, как модель нашего общества, можно определенно сказать, что в нем также существует уровневая статусно-ролевая иерархия и субординация. Одним из способов построения отношений власти-подчинения в структуре вуза выступает гендерная стратификация на всех уровнях управления, и, как следствие' гендерная асимметрия статусно-ролевых позиций преподавателей.
В' отдельную группу можно объединить гипотезы, которые взаимоувязывают существование «стеклянного потолка» и социальных институтов, в которых закрепляется различное отношение к мужчинам и женщинам. «Стеклянный потолок» может быть отражением общей дискриминационной практики* в обществе по отношению к женщинам. Социальные нормы всего общества и отдельно взятого образовательного сообщества могут работать против того, чтобы женщины занимали доминирующие, руководящие позиции. Однако социально-экономические изменения, происходящие в российском обществе, влияют на массовое сознание и повышают статусно-ролевые претензии женщин:
В стремлении к профессиональному росту и достижению успеха в карьере женщинамприходится адаптироваться к жестким условиям конкуренциис мужчинами. Поскольку в мире’существует мужской стандарт руководителя, женщин как кандидатов на руководящие посты рассматривают реже. Однако выработанное женщинами за годы приспособления к различнымтребованиям и условиям огромное умение постоянно адаптировать свое мышление к перспективе и изменениямспособность к многовариантному планированию — то, что позволит им от характеристик ведомого перейти к разряду черт субъекта конструктивного и в тенденции приобрести контуры активного, ведущего [129, С 17].
Что не позволяет сегодня рассматривать женщин как подходящих руководителей, так это то, что они не подходят под стандарт единственной лучшей модели. Стандарт мужской модели. И если стандарт признан лучшим, то автоматически все, что отлично от него, считается худшим.
В нашем случае с управлением высшей школой наличие маскулинной модели руководства делает невозможным позитивное отношение к иной позиции по этому вопросу. Поведение женщинрассматриваемое по принципу «отличный? от», характеризуется в современной культуре какнесовершенное, девиантное: Причем: абсолютно — неважнокакие вузы она? закончила, какая у нее степень и сколько научных трудов, как она выглядит и как одевается. Если признаетсячто «стандарт качества» — мужчинато действует гендерный стереотип и возникает мнениечто быть женщиной — значит быть менее хорошей!. .
Возникает конфликт — женщины стремятся к более высокой востребованности и оценке и к более высоким статусным позициям, мужчинам же крайне трудно? отказаться? от стереотипной точки зрения о меньшей пригодности женщины в сфере управления. .
Таким — образом, женщинавынужденаигратьу по мужскимправилам, используя мужской стиль поведенияи мужские* стратегии поведения" в качестве дополнительного ресурса статусно-ролевых достижений:
В^ вузах мужчины имеют все шансы стать ректором, проректором-, деканомчего* не скажешь о женщинах. Женщины не должны: идти на конфликт и пытаться изменить правилаэто только породит другой конфликт. Л вот изучить мужские правила в работе, научиться ценить, их и играть* по этим? правилам — это? реально т может быть, очень, эффективно. Другими словами, для успеха женщине недостаточно высокой квалификации, репутацит добросовестного человека, не менее важна и стратегия социального поведения. Выбор правильной стратегии значительно* снизит вероятность конфликтовослабит стрессы. Женщине будет намного легче решать свои специфические проблемы и добиваться намеченных* целей:
Соревновательная культура, нацеленная на преодоление трудностей и карьерный рост, внедрилась в женский универсум образовательного пространства и сделала необходимым наличие таких стратегий как социальная активность, инициативность и деловитость. Данные нашего исследования выявили, что укрепляя свои лучшие качества и стратегии поведения мужскими характеристиками, дополняя свой стиль руководства мужскими стратегиями, женщина адаптируется к новым условиям игрына мужском пространстве и медленно завоевывает статусные позиции' на руководящем, на уровне принятштрешений.
Однако не только поведенческие стратегии' влияют на динамику гендерной асимметрии в образовательном сообществе, как отдельно взятом для исследования, но являющимся отражением общественных законов и порядка всего общества в целом. Происходящие в обществе изменения, социальные явления, эпохальные перемены в экономическойполитической, правовой, и образовательной сферах отразились на общественно-массовом сознании и повлияли наход гендерной истории. С одной стороны социальные явления повлекли за собой изменения в сексуальнойсфере «в сознании и набумаге», с другой стороны, им* противостоит константность в поведении и положении мужчин и женщин (особенно на рынке труда, в профессиональной занятости). Отсюда парадоксальный результат — большее равенство заставляет еще четче осознать по-прежнему существующее и обостряющееся неравенство [12- С.148].
В своем исследовании мы проанализировали влияние социальных процессов на, феномен гендерной асимметрии профессиональной занятости в вузах и обозначили причины, влияющие на данный процесс и его динамику. Исследование причин гендерной асимметрии профессиональной' занятости в вузах показало, необходимость понимания и признания руководством российских вузов (а это в основном мужчины) проблемы гендерной асимметрии и важности её постановки в профессиональной подготовке будущих специалистов. Приток женщин в высшую школу и науку, а также участие их в управлении вузами связано с проблемой признания этой роли российскими мужчинами, причина которой — медленные изменения в психологии людей. Наблюдается абсолютная непривычность российских мужчин к тому, что с ними рядом на равных хочет выступать и может профессионально работать женщина. Именно женщины российской высшей школы — интеллектуальный центр российских женщин — должны осмыслить свою роль и предложить стратегию реализации гендерного равноправия в, высшей школе, сбалансированности участия в управлении высшей школой и обществе в целом, конкретные пути достижения желаемых перемен в будущем. Движение к равенству возможностей мужчин и женщин требует от руководителей высшей школы нового типа мышления, новой философии, определяющих всех людей, независимо от пола, как важных носителей перемен. Непонимание руководителями этих проблем ставит российские вузы в сравнении с европейскими, в положение «неполноценных», когда женско-мужским научно-педагогическим сообществом руководят на 80% мужчины. Тогда как только симметричное-полноценное участие мужчин и женщин в принятии решений обеспечивает оптимальное функционирование любого, в том числе академического сообщества. Основная идея гендерного равенства состоит в. объединении женщини мужчин в разделениимежду ними ответственности на рынке труда, социальных обязанностей и ответственности, во всех сферах жизни. Понимание этой проблемы может решить проблему гендерной асимметрии на всех уровнях общественной деятельности и создать благоприятные условия для достижения гендерного равенства возможностей, свободы и взаимной¦ ответственности [43, С. 19].
Обществодолжно использовать потенциал как мужской так и женской половины человечества. Шансы принятия! обществом верных решений будут высоки, если решения принимаются^ равноправно и в равном сообношении мужчинами и женщинами, взаимодополняя и взаимообъединяя гендерные различия и гендерный опыт.
Заключение
.
Произошедшие эпохальные перемены в социальной, правовой, политической, экономической и образовательной сферах не позволяют тем не менее говорить о том, что всеобъемлющая многомерность неравенства между мужчиной и женщиной в России действительно сдвинулось с мертвой точки: Изменения произошли в сознании и на бумагепротивопоставив* константность вповедении и положениимужчин шженщин-, как, нарынке труда, гак и в социальном обеспечении. Отсюда парадоксальный результат —большее1 равенство? заставляет еще четчеосознавать, по-прежнему, существующее и обостряющееся неравенство.
Наг рынке: труда сложилась устойчивая тенденция «сословно-половой закономерности» обратнош иерархии: чемболее центральной? для общества принято считать ту или иную сферу, чем больше власти имеет та или иная статусно-ролевая группа, тем меньше там представлены женщиныи наоборот: чем? перефериинее таилииная группа: тем больше вероятность, что вэтой сфере женщины*добились, возможностей занятости [ 12]. Об этом свидетельствуют данные по всем областям — политике, экономике, СМИ, высшей школы. • .
На сегодняшний день проблема гендерной асимметрии и гендерной дискриминации: в России не входит в круг наиболее актуальных жизненных проблем. Гендерные проблемы актуальны в том обществе, где большинство других решены или находятся в стадии успешного-их разрешенияИменно в таком обществе гендерная, несправедливость воспринимается как ярко выраженная. ;
В современной России масштабные социально-экономические измененияпривели к резкому обнищанию основной массынаселения, появлению большой армии безработных, падению престижа науки, криминализациироссийского бизнесаюридической системы и др. Эти проблемы для. большинства людей нашейстраны намного важнее, актуальнее. Именно по этой причине гендерные отношения интересуют в основном российских ученых, чьи научные интересы совпадают с гендерной проблематикой. Только по мере продвижения России в сторону развитого постиндустриального общества, гендерные проблемы будут выходить на передний план.. .
Однако в России есть сферы, где гендерные проблемы ощущаются более остронапример рынок труда. Ставясвопрос об особенностях мужского и женского лидерства, мы склонны разделить позициюсогласно которой? принципиальных отличий в мужском и женском управленческих стилях нет, хотя есть некоторые особенностиобусловленные разницейсоциальнопсихологической структуры личности у мужчин и женщинТрадиционный взгляд на женский стиль состоит в томчто женщины выбирают модель, лидерства, ориентированную* на отношения'- ввиду природной эмоциональности, а мужчины.- лидерствоориентированное^ на: достижение цели, что связано с присущими им настойчивостью и целеустремленностью. Вместе с тем, соответствующие качества не являются взаимоисключающими. Это означает, что изменение ориентациилидерства может зависеть от личностных бсобенностейдаситуативным запросом [125- Х2. 243].
Но в научно-педагогическом сообществе данная? проблематика не считаетсясущественной: По большему счету, разница между руководителями мужчинами и женщинами в науке существенно меньшечем? между руководителями и неруководителями. Просто общество охотнее приписывает необходимые для руководителя, лидерские качества мужчине, а женщина, в силу особенностей поло-ролевой социализации, охотнее выбирает субдоминантную позицию. Но это больше: касается: качества-, чем? ' ' '. ' ¦ ¦ ' /.. ' ' ¦ 1 количества. Следует отметить, что научно-педагогическое сообщество сфера малооплачиваемая и малобюджетная, это одна из основных причин доминирующей роли статуса в вузах. Где статус определяет все, там, как правило,, появляется «подковерная игра», возникает необходимость в интригах. В таком: случае, мобильность, контактность, связи и протекция становятся важнее, чем оригинальные идеи, мысли. Здесь пол человека становится более ощутимым, видимым. Поскольку руководящий статусный уровень маскулинизирован, протекционизм и преемственность носят также мужской характер. Следовательно, предпочтение как правило оказывается мужчинам, формируя таким образом гендерную асимметричность распределения статусно-ролевых позиций, что не всегда положительно сказывается на организации функционирования, научно-педагогического сообщества. Поэтому необходимость развития систем управления наукой, интенсификации научно-исследовательской деятельности, делает насущно необходимым выявить гендерные проблемы в науке и высшей’школе на всех уровнях иерархической пирамиды с целью достижения гендерного баланса профессиональной деятельности, в вузе. Все более понятным становится то обстоятельство, что «наука», это не безвоздушное пространствогде функционирует некое' чистое знание, а социальный институт с борьбой статусов, с распределением ресурсов и т. д. И полноценное участие женщин, в управлении этим институтом является необходимым условием для его оптимального функционирования и развития.
Вуз — это структура, подобнаяструктуре общества в целом с его проблемами и потребностями. Эти потребности" и способы их удовлетворения варьируются в зависимости от культурного’и социального уровня общества, от социального запроса и степени сбалансированности или1 асимметричности гендерных отношений. От всех этих характеристик зависит не только функционирование профессионального сообщества на всех уровнях его структуры, но и результаты просветительской деятельности. Учесть их — значит более эффективно, — более рационально организовать научно-исследовательскую и педагогическую деятельность. Определенный шаг в построении такой реальной картины социального функционирования научного сообщества призвана сделать настоящая работа.