Миграционные процессы в практике государственного регулирования и управления
Рассматривались вопросы о механизме привлечения иностранной рабочей силы. «Это достаточно сложная конструкция, — говорила Екатерина Юрьевна, — которая должна учитывать и экономические факторы, и факторы готовности инфраструктуры регионов принимать такое количество мигрантов, и социальные последствия приезда трудовых мигрантов для коренного населения, отношения, которые существуют в принимающей… Читать ещё >
Миграционные процессы в практике государственного регулирования и управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Южно-российский институт-филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
" российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте российской федерации"
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Курсовая работа на тему:
Миграционные процессы в практике государственного регулирования и управления Выполнила студентка факультета ГМУ группы 533
Морева Анастасия Артемовна Научный руководитель Канифатов А.С.
г. Ростов-на-Дону
- Введение
- Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование миграционных процессов
- 1.1 Понятие и специфика миграционных процессов
- 1.2 Типология, факторы и сущность миграционных процессов
- Глава 2. Миграционные процессы в государственном регулировании и управлении
- 2.1 Значимость и необходимость изучения миграционных процессов в практике государственного управления
- 2.2 Направления и цели миграционной политики в Российской Федерации
- Заключение
- Список использованных источников
Миграция, то есть перемещение по различным причинам людей через границы тех или иных территориальных образований в целях постоянного или временного изменения места жительства, связана с правом на свободу передвижения, которое входит в состав основных прав человека и гражданина, признается законодательством всех стран мира и относится к числу прирожденных, естественных прав. Данная проблема давно занимала умы философов, юристов и историков. Право на свободу передвижения в зачаточной форме было сформулировано в работах Аристотеля, Гуго Гроция и других теоретиков естественной школы права. Уже в XVI веке выдающийся голландский ученый-юрист Гуго Гроций, вынужденный из-за своих политических взглядов скитаться по чужим странам, указывал на свойственное людям «стремление к передвижению», а также на их право в случае несчастья просить убежища в другой стране.
Вместе с тем необходимо отметить, что, хотя стремление к перемене местопребывания и переезд в другую страну есть, прежде всего, акт свободного самоопределения каждого человека, является его субъективным правом и касается, казалось бы, интересов самого мигранта (передвигающегося), сам этот факт, особенно при его резком количественном возрастании, может глубоко повлиять на экономические, политические, социальные и культурно-духовные дела страны и затронуть права и интересы ее собственных граждан. А ведь в современном мире именно это и происходит; становятся все более актуальными и значимыми такие понятия, как «глобализации», «гражданин мира». Поэтому государство, в котором находится большое количество беженцев и переселенцев, не может быть сторонним наблюдателем миграционных процессов, а обязано их регламентировать, а значит, возникает вопрос о необходимости государственного регулирования миграционных процессов. Исходя из этого, актуальность выбора темы данной курсовой работы заключается в том, что в современном мире миграционные процессы все ускоряются и принимают все большие масштабы, таким образом влияя на обстановку в каждой отдельно взятой стране, а также конкретно в России.
Итак, целью написания данной курсовой работы является рассмотрение миграционных процессов в практике государственного регулирования и управления. Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
ь изучить понятие и специфику миграционных процессов;
ь рассмотреть типологию, факторы и сущность миграционных процессов;
ь определить значимость и необходимость изучения миграционных процессов в практике государственного управления;
ь выявить основные направления и цели миграционной политики в Российской Федерации.
Объектом рассмотрения в данной курсовой работе будут служить миграционные процессы в практике государственного регулирования, а предметом изучения — практика государственного управления.
Степень разработанности проблемы, изучение которой обусловлено темой данной курсовой работы, достаточно велика. В числе ученых, анализировавших миграционные процессы в России, были Кауфман АА., Моисеенко В. М., Бутов В. И., Боярский А. Я., Глушкова В. Г., Егоров А. и многие другие. Миграционные процессы как объект государственного регулирования рассматриваются в основном непосредственно в самих законах, законодательных актах, однако такие ученые, как Малаха И. А., Сухов А. Н, Менц Г., Костаков В. трудились над этой темой. Это еще раз подчеркивает актуальность проблемы государственного регулирования миграционных процессов.
Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование миграционных процессов
1.1 Понятие и специфика миграционных процессов
Миграция — относительно новое слово в русском языке. Даже в Толковый словарь Ушакова оно включено с пометкой «научн.» — как специальный термин, не свойственный обиходной речи. И действительно, это слово применялось в основном только в ученых кругах, хотя явление, которое им обозначается, широко распространено в жизни общества. В отечественной литературе насчитывается около 40 определений понятия миграция, но из всего многообразия формулировок выделяется одно, сформулированное Л. Л. Рыбаковским в 1987 г., которое довольно прочно устоялось не только в научной, но и в учебной литературе. Миграция (по Рыбаковскому Л.Л.) — процесс перемещения людей через границы тех или иных территорий со сменой навсегда или на более или менее длительное время постоянного места жительства либо с регулярным возвращением к нему.
В федеральной миграционной программе, одобренной правительством РФ в ноябре 1997 г., записано: «Миграция — перемещение по различным причинам людей через границы тех или иных территориальных образований в целях жительства». Есть и другие формулировки понятия «миграция», по существу мало отличающиеся друг от друга.
Значительное внимание методологическим аспектам миграции уделили С. К. Бодырева и Д. В. Колесов в монографии «Миграция. Сущность и явления», изданной в 2004 г. Они дают следующее определение: «Миграция — это пространственная активность индивида, направленная на овладение ресурсами новых территорий и связанная с переменой места жительства» .
Ученые РАГСа рассматривают миграционное движение как «совокупность всех территориальных перемещений населения, которые, в конечном счете, определяют характер расселения, плотность, сезонную и маятниковую подвижность населения» .
Миграция населения — это не только простое механическое передвижение людей, но и сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической и культурной жизни целых народов. Можно сказать, что все исторические этапы развития человеческого общества сопровождались массовыми миграциями населения.
На современном этапе миграция представляет собой не только социально-экономическое, но и социально-психологическое, этнографическое, нормативно-правовое, политическое явление, которое нельзя назвать однозначным ни по своей сущности, ни по содержанию. Формируются качественно новые миграционные потоки, появление которых обусловлено складывающейся политической и экономической обстановкой в мире.
Изучив понятие миграции, можно сделать вывод, что специфика миграции связана с естественным стремлением человека переменить место жительства или работы, если существующие в данный момент условия его не устраивают.
Далее мы перейдем к рассмотрению типологии и факторов миграционных процессов, что позволит нам более четко понимать само явление миграции и в особенности процесс миграции в практике государственного регулирования и управления.
1.2 Типология, факторы и сущность миграционных процессов
Выделяют следующие типы миграции:
1. В зависимости от характера пересекаемых границ различают:
· внешнюю миграцию населения. Внешней называется миграция, при которой пересекаются государственные границы. Она в свою очередь делится на межконтинентальную (например, массовое переселение европейцев за океан в XIX — XX вв.) и внутриконтинентальную (например, современная миграция из одних европейских стран — Италии, Испании, в другие — Германию, Францию и т. д.)
· внутреннюю миграцию населения. К внутренней миграции относятся перемещения в пределах одной страны между административными или экономгеографическими районами, населенными пунктами и т. п. Основными типами современной внутренней миграции являются миграции из сельской местности в города и межрайонная миграция.
2. По временным признакам миграцию делят на:
· постоянную (безвозвратную). Безвозвратная миграция связана с окончательной сменой постоянного места жительства. Примером такой миграции может служить миграция из села в город.
· временную. Временная миграция предполагает переселение на какой-то достаточно длительный, но ограниченный, часто заранее обусловленный срок, что обычно связано с работой в месте вселения. Временными являются многие переселения рабочих из одних стран в другие, внутренняя миграция в удаленные и малообжитые районы (например, для работы по контракту на несколько лет)
· сезонную. Сезонная миграция включает ежегодные перемещения людей в определенные периоды года, например в сельскохозяйственные трудонедостаточные районы в период уборки урожая, летом — в курортные районы и т. д.
· маятниковую. Маятниковая миграция — это регулярные поездки к месту работы или учебы за пределы своего населенного пункта.
3. Важное значение имеет классификация миграций по причинам. Среди главных причин миграции населения следует упомянуть:
· социально-экономические (перемещение в поисках работы и прочее);
· политические (недовольство властью, государственные перевороты);
· военные (эвакуация, депортация);
· религиозные (например преследование католиками протестантов и переселение последних в США, Австралию, Канаду);
· семейно-бытовые;
· экологические, природные (переселение вследствие радиационного заражения в результате аварий на АЭС, природных катаклизмов, стихийных бедствий).
4. По формам реализации миграция делится на:
· общественноорганизованну;
· осуществляемую при участии государственных или общественных органов и с их экономической помощью;
· неорганизованную, которая производится силами и средствами самих мигрантов без материальной или организационной помощи со стороны каких — либо учреждений.
5. В зависимости от того, предпринимается перемещение людей по их собственному решению или независимо от него, миграция делится на:
· добровольную;
· принудительную (вынужденную).
6. По функциональному признаку миграции делятся на:
· трудовую;
· культурно-бытовую;
· рекреационную (связанную с туризмом и отдыхом);
· служебную (командировки).
Обсуждаемый сегодня проект Федерального закона «О миграции в РФ» вводит также такие понятия, как вынужденная миграция — перемещение людей с целью поиска убежища и незаконная миграция, под которой понимается въезд в Российскую Федерацию, транзитный проезд, пребывание и выезд с территории страны иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением действующего законодательства, регулирующего правовые отношения в области миграции.
В теории миграционного процесса факторы миграции предстают как совокупность социальных условий, в которых протекает данный процесс и которые оказывают влияние на его объем, интенсивность, направление и другие параметры. Наиболее распространена классификация, разграничивающая эти факторы в зависимости от возможностей регулирования их влияния на миграционные процессы. В конце 60-х гг. была разработана классификация, согласно которой факторы миграции распределялись по трем группам: неуправляемые, постоянно действующие факторы; «временные» факторы, которые могут регулироваться косвенными воздействием; регулируемые переменные факторы.
В первую группу факторов миграции входят географическое положение местности и ее природные компоненты: метеорологические, геологические, фитои зоогеографические и так далее. Высокие перепады сезонных температур, заболоченность, землетрясения, наводнения, кровососущие насекомые — все это часто в большей мере способствуют оттоку населения, чем все остальные факторы. Вторая группа включает факторы, которые могут быть изменены постепенно. Это уровень освоенности территорий, в том числе создание производственной и социальной инфраструктуры; половой, возрастной, этнический состав населения. Одним из «временных» факторов, действующих с наибольшей силой на миграционные процессы, выступает состав населения по продолжительности проживания. В районе, где население растет высокими темпами за счет миграции и, следовательно, повышена доля новоселов, как правило, выше доля мужчин, несемейных людей. Подобная структура населения способствует высокой миграционной подвижности населения. К третьей группе относятся следующие факторы: увеличение заработной платы, установление или отмена определенных льгот, кадровая политика, изменения в национальной политике и так далее. Так, повышенные коэффициенты к заработной плате и различного рода льготы в районах Крайнего Севера России привлекали туда до середины 80-х гг. большой контингент трудовых ресурсов. В относительно стабильной социально-политической обстановке для этой группы наибольшее значение имеют условия жизни населения и трудообеспеченность. Факторы и причины миграции подразделяются на негативные (выталкивающие) и позитивные (притягивающие). Однозначно выявить, какие из них определяют миграционный акт, весьма сложно. Так, на первой стадии наряду с факторами, формулирующими установку на переселение (выталкивающими), действуют и факторы, определяющие, куда конкретно, в какую страну, регион человек переселится (притягивающие). Если в принятии решения о переселении преобладает влияние первой группы факторов («уеду куда угодно, лишь бы не оставаться здесь»), то миграция определяется преимущественно действием выталкивающих факторов. Если же преобладает потребность переселиться именно в конкретный регион («уеду туда, что бы это ни стоило»), то решающими оказываются факторы притяжения. Ключевым понятием в определении сущности миграции является понятие родного дома как жилища. Поэтому командировка или пребывание в гостинице хоть и являются разновидностями миграции, но их выделяют лишь для того, чтобы обозначить полный перечень разновидностей миграции как социального явления. Но подобные миграции не играют роли в практике государственного регулирования и управления, а значит, они не значительны в рамках изучения темы данной курсовой работы. Именно поэтому далее мы будем упоминать лишь те виды миграционных процессов, которые необходимо регулировать при помощи законодательства, которые играют огромную роль в практике государственного управления, потому как они влияют не только на демографическую, но и на социальную, экономическую и даже политическую обстановку в стране.
Глава 2. Миграционные процессы в государственном регулировании и управлении
2.1 Значимость и необходимость изучения миграционных процессов в практике государственного управления
Миграция — очень важный для государственного регулирования процесс, влияющий на все сферы жизни общества. Миграционные процессы способны:
1. Оказывать влияние на динамику изменений численности населения страны, чем влияет на демографическую обстановку в ней. Миграция в состоянии компенсировать естественные потери (в РФ за межпереписной период 1989;2002 гг. потери составили 12,8 млн. чел., но иммиграция компенсировала 11 млн.) или, напротив, вызвать процесс депопуляции (Ирландия, Португалия, Греция в 1960;е гг.)
2. Менять половозрастную структуру населения. Миграция — явление по большей части молодежное, поэтому, как правило, иммиграция улучшает половозрастную структуру принимающего сообщества, а эмиграция — ухудшает («ухудшение» нужно понимать весьма относительно; часто в ситуации взрывного роста численности населения резко увеличивается доля молодых возрастов, для самореализации которых нет, и в короткие сроки не могут быть созданы, соответствующие условия, и если это поколение не будет «сброшено» посредством эмиграции, страну ждут потрясения: пример — современный Иран, где 20% населения составляет молодежь в возрасте 15−25 лет). Исключение составляют некоторые современные виды миграции, в частности, с целью восстановления семей, когда родители переезжают к своим осевшим в странах иммиграции детям.
3. Выравнивать или усугублять региональные диспропорции. Речь идет о двух источниках (к сожалению, это обычно выливается в две разные политики): за счет внутренних миграций и за счет внешних. Умение с помощью селективной иммиграционной политики учитывать региональные особенности (и в частности выравнивать региональные диспропорции) относится к высшему пилотажу пространственного развития. Так, даже властям Канады — по многим показателям в части политики натурализации, власти передовой — учет этого фактора дается с трудом, что вызывает обоснованную критику местного экспертного сообщества.
4. Менять ситуацию на рынках труда и, в частности, улучшать/ухудшать квалификационную структуру рынка труда. Почти классическим примером здесь является пресловутая «утечка умов», позволяющая более развитым в экономическом плане странам восполнять недостаток на внутренних рынках научно-технических специалистов и высококвалифицированной рабочей силы в целом за счет стимулирования миграции определенных, профессиональных групп населения из так называемых развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, а также Восточной Европы и государств бывшего СССР. Другой пример — «план Маршала», представляющий собой «ударное» восстановление экономики Западной Европы после Второй мировой войны, завязанное на политику стимулирования трудовой иммиграции.
5. Управлять освоенческими процессами. Миграция является основой освоенческих процессов, особенно на пионерной стадии (множество примеров дает история любой колонизации). Выше мы уже упоминали о роли ГУЛАГа как основного советского института репрессивной миграции в освоении экстремальных районов Сибири и Дальнего Востока в период ускоренной индустриализации. Здесь же следует упомянуть куда более гуманный, но с теми же стратегическими целями проводимый переселенческий проект в рамках столыпинской реформы или еще более ранние проекты в рамках освоения Дикой Степи (Новороссии). Другой пример — политика государства Израиль, в котором помимо обычных городов существуют т.н. «города развития», основанные еще в первые годы становления государственности. Такие города преимущественно создаются на периферии, в районах, которые правительство стремится развивать. Чтобы побудить население перебраться из освоенного пространства в эти города, используется целый арсенал стимулов: безвозвратные денежные ссуды, помощь в открытии частного дела, повышенные ипотечные ссуды и т. п.
6. Менять или поддерживать (сопровождать) смену хозяйственной специализации территории. Пример тому — инсталляция и развитие в Крыму, Турции, Хорватии, Египте, Тунисе рекреационной специализации. Другой пример — инкорпорирование научных школ и индустриальной промышленности в республиках Средней Азии за счет русского (русскоязычного) населения центральной России.
7. Реализовывать крупные (трансконтинентальные) транспортные проекты. Крупнейшие страны мира для обеспечения связности территории, с одной стороны, и создания инфраструктурных предпосылок освоения, с другой, вынуждены реализовывать масштабные транспортные проекты с массовым привлечением рабочей силы. Так, Россия и Китай для реализации планов строительства своих трансконтинентальных железных дорог обходились внутренними ресурсами (соответственно, организовывая внутренний миграционный приток в зоны строительства), а США и Канада в конце XIX века решали масштабные инженерные задачи за счет иммиграции.
8. Обеспечивать социокультурную и военно-политическую безопасность той или иной территории, и в частности — новых государственных границ. Что касается границ, то классическими примерами являются перемещения, проводимые советским правительством (выше мы уже перечисляли советские операции по зачистке границ). Но наивно полагать, что хорошо организованное насильственное (превентивное или в качестве наказания «по факту содеянного») перемещение населения было инструментом исключительно политики СССР. На примере Крыма мы можем подробно проследить аналогичные действия Российской империи в отношении присоединенного полуострова и новой границы с «коварной», хоть и дряхлеющей Портой.
Экономические (макроэкономические и геоэкономические) аргументы в защиту наступательной иммиграционной политики:
1. Иммигранты являются не только наемными работниками, но и предпринимателями. Иммигранты в большей степени, чем местное население, склонны к риску, в том числе в форме создания собственного дела и новых предприятий. Тем самым иммигранты превращаются в фактор создания новых рабочих мест, что улучшает экономическую обстановку в стране и способствует косвенно увеличению ВВП.
2. Иммигранты являются не только работниками, но и потребителями. Более того, прежде чем стать работниками, иммигранты становятся потребителями и даже если они не становятся работниками, они неизбежно становятся потребителями, поэтому в краткосрочной перспективе иммигранты могут даже способствовать сокращению безработицы среди коренного населения.
Общий вывод для двух приведенных выше тезисов: объемы иммиграции нельзя напрямую соотносить с ёмкостью рынка труда принимающей стороны, а политика селективной иммиграции может быть политикой увеличения в стране предпринимательской активности, емкости потребительского рынка и снижения безработицы.
3. Иммигранты могут на деле обеспечивать диверсификацию международных — торговых, производительных, гуманитарных — связей принимающей страны, что повышает ее востребованность, а значит, геоэкономическую и геокультурную устойчивость.
4. Иммигранты могут обеспечить повышение производительности труда. Существует аргументированная позиция, заключающаяся в том, что массовый приток низко квалифицированной рабочей силы «портит» (по крайней мере расслабляет) национальный бизнес, который, пользуясь дешёвым трудом, откладывает модернизацию производственного комплекса. Но селективная политика иммиграции как раз и предполагает стимулирование такого притока рабочей силы, с опорой на которую (силу) как раз можно добиваться повышения производительности труда.
5. Сумма налогов, которые платят иммигранты, может превышать стоимость потребляемых ими услуг в сфере социальной защиты и образования. И зависит это исключительно от баланса налоговой и социальной систем. Несобираемость налогов с населения в России (явно порочная, но системная ситуация) не позволяет пополнять местный бюджет, инвестируя в ускоренную интеграцию иммигрантов, хотя и создает коррупционную систему «социального вспомоществования» для ряда должностных лиц и сообществ.
6. Не раз отмечалось, что на микроуровне — в небольших селах и поселках городского типа — приезд даже одного активного иммигранта-предпринимателя может развернуть ситуацию в конкретном месте от депрессивной до развивающей. В частности, иммигранты могут привнести новые виды товаров и услуг, ранее даже не предполагавшиеся в данной местности.
7. С опорой на иммигрантов можно создать научно-техническую и научно-гуманитарную среду. Широко известно, как повезло Америке в результате еврейской иммиграции Старого Света, вызванной нацистской расовой политикой.
8. Иммигранты могут обеспечить ключевой научно-технический прорыв в вопросе военно-политического лидерства. Пожалуй, самый яркий пример тому — Манхэттенский проект, в котором доля иммигрантов превышала 50%.
9. Многие иммигранты, прибывающие по выстроенным каналам натурализации в Канаду, США, Германию, Израиль, несут высокие образовательные стандарты. Таким образом, принимающей стороне нет нужды на протяжении долгих лет вкладывать средства в их образование; по факту, мы имеем дело с приватизацией образовательной ренты других стран.
10. Не менее выгоден экспорт образовательных услуг, особенно используемый в качестве канала натурализации (в некотором смысле речь идет о технологии двойного потребления: вначале зарабатывает университет на платном образовании иностранного студента, а затем нация — включая социокультурно переработанного во время обучения выпускника в экономику страны). А ведь именно образование в постиндустриальную эпоху становится самой большой статьей расхода семейного бюджета. И именно от удачного выбора образовательных стратегий зависит конкурентоспособность страны в целом на международных рынках.
Все перечисленное позволяет «снять сливки» с миграции и иммигрантов только тем правительствам, которые хотят и умеют управлять и принимать риски развития. К сожалению, слишком часто мы сталкиваемся с некомпетентностью государственного управления, в результате чего список угроз, приносимых неуправляемыми миграционными процессами, становится ведущим документом, регламентирующим государственную миграционную политику. Именно поэтому так важно и необходимо изучение миграционных процессов в практике государственного регулирования и управления. Перейдем далее к изучению направлений и задач современной миграционной политики в Российской Федерации.
2.2 Направления и цели миграционной политики в Российской Федерации
Целями государственного регулирования миграционных процессов в России являются: обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ; удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах; рациональное размещение населения на территории страны; использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания Российской Федерации.
Основными направлениями государственного регулирования миграционных процессов являются:
1. разработка и создание единой системы иммиграционного контроля на территории России; совершенствование деятельности государственных органов исполнительной власти, осуществляющих иммиграционный контроль на территории России; координация их взаимодействия с органами пограничного и таможенного контроля;
2. активизация договорного процесса с государствами — участниками Содружества Независимых Государств и заключение двусторонних и многосторонних соглашений в рамках Содружества, определяющих ответственность сторон за поощрение или непротиводействие незаконной миграции, в том числе незаконной трудовой миграции, за нарушение границ Содружества, а также согласование порядка выдачи виз в пределах Содружества Независимых Государств;
3. усиление ответственности органов исполнительной власти субъектов РФ за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации;
4. повышение ответственности руководителей организации независимо от их организационно-правовой формы за незаконное использование иностранных работников;
5. предоставление соответствующим федеральным органам исполнительной власти иностранным гражданам информации о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России и о порядке приобретения гражданства российской Федерации.
6. расширение договорной базы и обмен с иммиграционными органами иностранных государств информацией по проблемам, связанным с незаконной миграцией, и по другим вопросам в области регулирования миграционных процессов; обеспечение прав иммигрантов и контроль над ними; содействие добровольному возвращению беженцев в места их прежнего проживания;
7. реализация мер по выдворению незаконных иммигрантов из Российской федерации в государства гражданской принадлежности или постоянного проживания.
18 августа 2008 года в 10 часов в Центре информационных технологий компании «Гарант» состоялось интернет-интервью заместителя руководителя Федеральной миграционной службы Российской Федерации Егоровой Екатерины Юрьевны. Тема интернет-интервью: «Миграционная политика в Российской Федерации: теория, практика, методы правового регулирования». В ходе данного интервью обозначились основные положения и направления миграционной политики в РФ, которые перечислены ниже.
Российская Федерация является второй в мире страной по количеству прибывающих мигрантов. Миграция, включая ее законодательное регулирование, относится к разряду комплексных общенациональных проблем, требующих учета всей суммы факторов, влияющих на ситуацию.
Миграционное законодательство в Российской Федерации постоянно совершенствуется. С января 2007 года действуют поправки к законам «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и «О правовом положении иностранных граждан в РФ», принята Концепция демографической политики на период до 2025 года и многие другие. Однако многие принципиальные проблемы в сфере миграции до сих пор остаются нерешенными. К примеру, до сих пор нет эффективных рычагов регулирования миграционных потоков. Не решен вопрос о социальных гарантиях для иностранцев, которые трудятся в России. Не отрегулирован механизм квотирования иностранной рабочей силы. До сих пор не ясно, как отслеживать мигрантов, которые больны тяжелыми инфекционными болезнями, и за счет каких средств их лечить.
В интервью оговаривалось, что в числе первоочередных задач в сфере миграционной политики Российской Федерации находится: государственное регулирование трудовой миграции; стимулирование миграционного притока русскоязычного населения в рамках реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом; создание эффективной системы адаптации мигрантов, их социализации в российском обществе; продолжение работы по заключению соглашений о реадмиссии как важнейшему инструменту по противодействию незаконной миграции, а также созданию инфраструктуры, необходимой для реализации указанных международных договоров.
Обсуждалась проблема «открытости» Российских границ. Как известно, в отношении мигрантов практически во всех европейских странах сейчас действуют крайне жесткие меры. В США при нынешнем президенте принято решение о возведении стены на границе с Мексикой. В Австралии рассматривается возможность выдворения за пределы страны этнических арабов. Жесткие меры в отношении незаконных переселенцев установлены Великобританией и Данией. Наше же государство крайне либерально в данном вопросе. Существует мнение, что Российская Федерация, открывая свои границы, поступает как иммиграционная страна, а не социальное государство европейского типа, приоритетно ориентирующееся на поддержание материального благополучия своего собственного коренного населения. Но, как было изложено в ходе интервью, в настоящее время действует безвизовый въезд лишь на пространство СНГ. Закрыть его на сегодняшний день невозможно, потому что ранее существовало огромное государство, связи между людьми, следовательно, должно быть обеспечено свободное осуществление родственных и дружеских контактов, развитие экономики. И существующие порядки въезда мигрантов в Россию из стран СНГ обусловлены, прежде всего, историей нашей страны.
В ходе интервью также говорилось о Федеральном законе «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», который позволил реализовать основную цель, ради которой он принимался: получение объективной информации о миграционной ситуации в стране. За счет упрощения процедур, гораздо больше граждан их выполняет. Отмечается значительный рост ставших на учет мигрантов: порядка 8 миллионов. Увеличение их числа произошло в несколько раз по сравнению с той процедурой, которая существовала раньше. Что касается административной ответственности, то за использование труда нелегальных рабочих может быть наложен установленный законодательством штраф до 800 тысяч рублей за одного незаконного мигранта. Достаточно разумно и избирательно подходит государство к применению крупных штрафных санкций и исходит при этом из того, что эти суммы штрафов должны играть, в первую очередь, определенную профилактическую функцию, чтобы работодатель, привлекая к труду нелегального мигранта, задумывался о последствиях, которые могут возникнуть. миграция сезонный маятниковый государственный
Рассматривались вопросы о механизме привлечения иностранной рабочей силы. «Это достаточно сложная конструкция, — говорила Екатерина Юрьевна, — которая должна учитывать и экономические факторы, и факторы готовности инфраструктуры регионов принимать такое количество мигрантов, и социальные последствия приезда трудовых мигрантов для коренного населения, отношения, которые существуют в принимающей среде к мигрантам, потребности экономики, то есть моментов здесь очень много. И я думаю, что совершенным назвать механизм привлечения иностранных работников ни в одной стране нельзя. Все государства над этим бьются и в какой-то степени это и расчеты, и где-то — эксперимент. Одно из приоритетных направлений совершенствования механизма привлечения рабочей силы — это корректировка механизма квотирования, а также целый ряд таких факторов, как, например, создание условий для приезда высококвалифицированных работников. Разработка условий для привлечения высококвалифицированных кадров может быть осуществлена по аналогии с Евросоюзом, где существует так называемая синяя карта для работников третьих стран, может быть, это будет предоставление каких-то преференций для крупных работодателей, которые вносят весомый вклад в экономику и создают рабочие места. Так что здесь еще работы будет, я думаю, много» .
Поднимался в интервью вопрос о том, что наша страна столкнулась с неуклонным ростом числа нелегальной миграции. Кроме не регистрируемых мигрантов из стран СНГ, в Российской Федерации находятся транзитные мигранты из азиатских и африканских стран, которые используют постсоветское пространство как транзитный евразийский «коридор» в Западную Европу. Такие же намерения имеет и некоторая часть мигрантов из стран СНГ. Наша административная реформа негативно сказалась на росте нелегальной миграции. Резкое сужение правовой основы для обустройства въезжающих этнических россиян наложилось на односторонне понимаемый подход к ограничению получения гражданства РФ и ужесточению правового положения иностранных граждан. В результате этого нежелательными стали не столько выходцы из стран Азии и Африки, нелегально прибывающие в Россию, а в большей степени миллионы российских соотечественников, в том числе уже годами проживающие в Российской Федерации. Был поставлен вопрос о том, есть ли на законодательном уровне нормы, защищающие российских соотечественников? Егорова Е. Ю., заместитель руководителя Федеральной миграционной службы Российской Федерации, так ответила на данный вопрос: «Есть отдельный федеральный закон, который направлен на защиту прав соотечественников. Что касается возможностей получения гражданства от миграционных процедур для соотечественников. Граждане, которые проживали на территории РФ, во-первых, имеют право без квоты получить разрешение на временное проживание. Разрешение на временное проживание дает возможность для граждан государств СНГ в упрощенном порядке получить российское гражданство, норма эта еще действует в федеральном законе, поэтому в течение полугода можно стать гражданином РФ. Кроме того, существует программа оказания содействия добровольного переселения соотечественников из-за рубежа, которая также предоставляет определенные льготы и преференции гражданам из государств бывшего Советского Союза при переезде в РФ и возможности обустройства в России. Поэтому я не могу сказать, что именно административная реформа негативно сказалась на росте нелегальной миграции. Вообще, в рамках программы по переселению соотечественников переселилось 3500 человек. Я думаю, что, конечно, для наших соотечественников вызывает вопросы то, что ограничено количество регионов для переселения, и, в основном, программа ориентирована на те субъекты федерации, где, в первую очередь, ощущается отток населения и потребность в рабочей силе. Но не все в эти регионы хотят переезжать, то есть возможность выбора здесь несколько ограничена. Может быть, если будет принято решение о расширении этого перечня регионов для переселения, тогда и программа будет работать более эффективно» .
Итак, действующее законодательство имеет пробелы, связанные с управлением миграционными процессами в Российской Федерации. Речь идет о регулировании въезда и выезда мигрантов, о всестороннем миграционном контроле, об оптимизации величины и направленности миграционных потоков. Вместе с тем необходимо усилить защиту прав и интересов граждан РФ вне зависимости от места проживания или пребывания, обеспечивать социально-экономическую адаптацию и интеграцию мигрантов на территории РФ. Кроме того, Российской Федерации как субъекту международного права необходимо обеспечивать соответствие внутреннего законодательства международным актам, касающимся прав беженцев и иных мигрантов, а также провести анализ международных договоров в отношении мигрантов, для выработки рекомендаций возможного присоединения Российской Федерации к этим документам на основе соблюдения национальных интересов. В отношениях с государствами — бывшими республиками СССР — также немало проблем, связанных с беженцами и вынужденными переселенцами, особенно в части соблюдения имущественных прав вынужденных мигрантов и гарантий выплат им компенсаций за оставляемое жилье и другое имущество.
Правовое регулирование проблем миграции предполагает заключение между государствами — странами СНГ — договоров, призванных разрешать межгосударственные споры, в том числе по вопросам защиты прав граждан. Особое значение имеет проблема реальности, гарантированности прав и свобод личности, поскольку именно это является основой построения демократического государства.
Взятый обществом курс на формирование правового государства, в характеристике которого главное состоит в том, чтобы на деле обеспечить приоритет прав и свобод человека (а тем более человека, полностью изменившего свой уклад жизни, попавшего в совершенно новые условия проживания), предъявляет новые требования к государственной деятельности по правовому регулированию миграционных процессов. Существенное значение имеют предпринятые в последние годы в России меры по использованию международного опыта, проверенного практикой государств с вековыми традициями демократии. Имеется в виду присоединение России к Конвенции ООН 1951 г. «О статусе беженцев» и Протоколу 1967 г., касающемуся статуса беженцев.
Однако анализ существующего положения свидетельствует, что именно в части правового, а также организационного обеспечения реализации прав мигрантов наблюдается существенное отставание и нормотворческой практики и административно-правовой теории от потребностей жизни. В частности, до сих пор нет четкого понятия об административно-правовой охране прав и законных интересов беженцев и вынужденных переселенцев. В рамках миграционного контроля отсутствует учетный документ, который сопутствовал бы каждому въезжающему в страну мигранту и сохранялся бы до его отъезда из страны. Если же мигрант оставался в России на постоянное жительство, то этот документ должен отражать все изменения, связанные с его пребыванием. Отсутствие подобного учета не способствует организации надлежащего контроля за пребыванием мигрантов в России, что в свою очередь препятствует мигрантам полностью использовать свои права. Одной из причин малоэффективного правового регулирования миграционных процессов является отсутствие четких ориентиров для работников государственных органов, прежде всего Федеральной миграционной службы. Такие ориентиры могут появиться лишь в результате комплексной научной разработки фундаментальных и прикладных аспектов этой крупной социально-правовой проблемы.
Заключение
Итак, определив необходимость изучения и значимость миграционных процессов в практике государственного регулирования и управления, мы можем сделать следующие выводы:
ь миграционные процессы способны влиять на демографическую, социально-экономическую, политическую обстановку в стране;
ь существует объективная необходимость разработки единого законодательства по регулированию миграционных процессов в РФ;
ь пренебрежение значимостью миграционных процессов ведет к неграмотному государственному регулированию этих процессов, а значит государством упускается огромное количество возможностей улучшения экономики страны, устранения демографических проблем, а также налаживания политической обстановки в стране.
Чтобы избежать негативных последствий пренебрежения миграционными процессами, государству необходимо осознавать их значимость. При этом современное законодательство по регулированию миграционных процессов должно опираться на следующие положения:
· выработка и реализация межгосударственных механизмов оказания целевой финансовой и иной помощи лицам, ищущим временное убежище на территории Российской Федерации;
· развитие сотрудничества России с другими государствами в целях предупреждения и предотвращения конфликтов, следствием которых является массовая миграция населения;
· заключение Российской Федерацией международных договоров и соглашений о возврате, приеме и транзите лиц, незаконно находящихся на территории договаривающихся сторон (соглашение о реадмиссии), о борьбе с незаконной иммиграцией, поощрении двусторонних и региональных диалогов об урегулировании миграционных вопросов, приграничной торговле, туризме, культурных, спортивных и иных поездках, о гарантии социальных и экономических прав трудящихся — иммигрантов, содействии реализации прав соотечественников за рубежом, об обеспечении их равного с гражданами государства положения перед законом и уважительного отношения к их духовным и иным связям с Россией, об обмене информацией о практике применения иммиграционного законодательства, имеющихся проблемах, с которыми сталкиваются государства при обеспечении защиты иммигрантов, а также информацией о новых методах иммиграционного контроля и паспортновизовых технологиях.
· дальнейшее развитие фундаментальных научных исследований, касающихся социально — экономических, юридических, психологических основ регулирования миграционных процессов в России и мире;
· организация проведения мониторинга и научного прогнозирования миграционной обстановки в Российской Федерации;
· исследование и использование опыта зарубежных государств по предотвращению и пресечению незаконной миграции, представляющей угрозу национальной безопасности РФ;
· автоматизация и унификация технологий паспортно-визового, налогового, таможенного, пограничного и иммиграционного контроля;
· создание федеральной системы учета российских юридических лиц, филиалов и представительств иностранных юридических лиц, деятельность которых связана с организацией международного туризма, приема иностранных граждан для обучения и лечения, привлечением и использованием иностранных работников, а также с трудоустройством российских граждан за рубежом;
· создание федеральной системы учета иностранных граждан, в том числе пребывающих в Россию в целях осуществления трудовой деятельности, а также обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации;
· создание федерального автоматизированного банка данных дактилоскопической регистрации иммигрантов, подозреваемых в совершении уголовных преступлений, а также совершивших административные правонарушения; формирование общественного мнения, способствующего эффективной реализации политики в области регулирования миграционных процессов в РФ;
· содействие средствам массовой информации в объективном информировании населения России о проблемах мигрантов;
· содействие в получении иностранными гражданами и соотечественниками за рубежом необходимой информации об условия переезда, трудоустройства и проживания в России;
· совершенствование автоматизированных систем сбора и распространения информации о социально-экономической обстановке в целях определения условий приема и размещения иммигрантов, о вакантных рабочих местах в субъектах Российской Федерации, а также о территориях и населенных пунктах, благоприятных или не рекомендуемых для их расселения.
Так, все это позволит укрепить законодательство РФ в сфере миграционной политики, избежать негативных последствий протекания миграционных процессов, и, наоборот, извлечь из них максимальную выгоду, на что и нацелено государственное регулирование в сфере миграций.
Список использованных источников
1) Федеральный закон «О миграции в РФ»
2) Федеральная миграционная программа, одобренная правительством РФ в ноябре 1997.
3) Буква Закона // Миграция и гражданство № 3(6)/2003.
4) Бутов В. И. Демография: Учебное пособие. Под ред. В. Г. Игнатова. Второе изд., перераб. и доп. — М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.
5) Брук А. С., Кабузан В. М. Миграциология. М.: Владос, 1989.
6) Выступление Директора ФМС России К.О.Ромодановского// Сборник материалов расширенного заседания Коллегии Федеральной миграционной службы «Итоги деятельности ФМС России в 2007 году». М. 2008.
7) Демография: учебное пособие / кол. авт.; под ред. Проф. В. Г. Глушковой. — 2-е изд. — М.: КНОРУС, 2006.
8) Егоров А. Великое переселение продолжается. // Миграция и гражданство № 1(4)/2003.
9) Законодательство о миграции: плюсы и минусы // Закон № 11/2002.
10) Какая миграционная политика нужна России? // Российская Федерация сегодня № 11/2001.
11) Курс демографии: Учебное пособие / А. Я. Боярский, Д. И. Залентей, А. Г. Вишневский и др.; Под ред. проф. А. Я. Боярского. — 3-е изд., доп. и перераб. — М.: Финансы и статистика, 1985.
12) Малаха И. А. Утечка мозгов: причины, масштабы, последствия. М. 1999.
13) Менц Г. «Полезные» гастарбайтеры, обременительные беженцы и вторая волна сокращения социальных расходов: связь между миграцией и государством всеобщего благосостояния //Прогнозис. 2007.
14) Миграции: беда или благо? Костаков В. // Экономист № 2/2000.
15) Миграционный режим: нарушения и санкции // Миграция и гражданство № 2(5)/2003.
16) Моисеенко В. М. Внутренняя миграция населения. М.: Владос, 2004.
17) Похлебаева А. В. Понятие миграции и её классификация // Журнал международного права и международных отношений. 2005. № 3.
18) Проблемы правового регулирования миграционных процессов на территории Российской Федерации/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2003. № 9.
19) Смирнов В. Легко ли стать европейцем // Вся Европа.ru. 2010. № 3.
20) Сухов А. Н. Миграция в Европе и ее последствия. М.: Флинта, 2008.
21) Интервью с заместителем директора ФМС России: Миграционная политика. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.garant.ru/action/interview/10 232 (дата обращения: 28.11.2011)
22) Доклад о международной миграции за 2002 год. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.un.org/russian/whatnew/docs/migration.htm (дата обращения: 12.11. 2011)
23) Законодательство Евросоюза. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://eulaw.edu.ru/documents/articles.htm (дата обращения: 15.11.2011)