Теоретические основы дошкольной психологической службы
Диссертация
Этапы и организация исследования. В работе над темой диссертационного исследования можно выделить два этапа: первый — подготовительный с 1968 по 1990 год и второй — непосредственной разработки содержания диссертации с 1991 по 1998 год. k На первом этапе шло экспериментальное исследование индивидуально типологических особенностей детей дошкольного возраста и нахождение стратегии и тактик… Читать ещё >
Содержание
- ЧАСТЬ 1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 1. 1. Становление психологической службы дошкольного образования
- 1. 2. Дисбалансы и противоречия в работе психологов дошкольных учреждений
- 1. 3. Описание сформировавшихся моделей дошкольной психологической службы
- 1. 4. Модель психологической службы, адекватно отражающая состояние и перспективы развития дошкольного образования
- ЧАСТЬ 2. ОПИСАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА ПРИ РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МОДЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ «СОПРОВОЖДЕНИЕ»
- Глава 1. Включенность психолога в создание условий полноценного личностного развития детей в дошкольных образовательных учреждениях
- 2. 1. 1. Теоретические положения о развитии личности ребенка, на основе которых выстраивается деятельность дошкольного психолога
- 2. 1. 2. Психологические новообразования дошкольника. Приоритеты в воспитании личности детей первых семи лет жизни как целеполагание деятельности дошкольного психолога
- 2. 1. 3. Некоторые положения об изучении личностного развития дошкольника
- 2. 1. 4. Развивающее общение с детьми в детском саду, как основное условие полноценного развития личности ребенка
- 2. 1. 5. Характеристика методов изучения общения воспитателей с детьми в учебно — воспитательном процессе детского сада
- 2. 1. 6. Развитие способности к диалогическому общению у специалистов дошкольного образования
- Глава 2. Осуществление индивидуализации учебно — воспитательного процесса в дошкольных учреждениях
- 2. 2. 1. Понятие об интегральной индивидуальности ребенка, закономерности ее проявления и пути решения индивидуализации обучения и воспитания детей в дошкольном учреждении
- 2. 2. 2. Изучение формально — динамических особенностей активности детей дошкольного возраста
- 2. 2. 3. Изучение эмоциональности Как параметра темперамента ребенка
- 2. 2. 4. Изучение реминисценции в памяти детей дошкольного возраста
- 2. 2. 5. Изучение индивидуально — типологических особенностей внимания детей старшего дошкольного возраста
- 2. 2. 6. Стратегии и тактики учета индивидуальных особенностей детей в учебно
- — воспитательного процесса в дошкольном учреждении
- Глава 3. Участие психолога в решении проблем личностноориентированного обучения детей в детском саду
- 2. 3. 1. Обзор проблем обучения дошкольников и программа деятельности психолога в осуществлении обучения детей в детском саду
- 2. 3. 2. Обсуждение с воспитателями вопроса о месте игры в обучении дошкольников
- 2. 3. 3. Сравнение различных видов игровой деятельности и типов обучения
- 2. 3. 4. Задачи работы психолога по решению вопроса о взаимосвязи обучения и творчества детей на учебных занятиях
- 2. 3. 5. Консультативная деятельность психолога по вопросам обучения детей в детском саду
- Глава 4. Работа психолога с родителями по обеспечению психологических условий развития детей раннего возраста
- 2. 4. 1. Целевые установки и программа деятельности психолога в «материнской школе»
- 2. 4. 2. Функция просвещения психолога при обсуждении с родителями общих закономерностей и особенностей отражения ребенком окружающего мира
- 2. 4. 3. Обсуждение в «материнской школе» условий полноценного развития эмоциональной сферы ребенка раннего возраста и элементов саморегуляции
- 2. 4. 4. Консультации психолога по проблемам, возникающим в развитии ребенка и осложнениям в его поведении
- 2. 4. 5. Спокойный контроль психолога и родителей за развитием детей первых трех лет жизни
- ЧАСТЬ 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ В СИСТЕМУ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДОШКОЛЬНЫХ ПСИХОЛОГОВ ПРИНЦИПОВ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ «СОПРОВОЖДЕНИЕ»
- 3. 1. Повышение квалификации дошкольных психологов на основе принципов психологической службы «сопровождение» в Нижегородском институте развития образования
- 3. 2. Изучение профессиональной компетентности и профессионального самосознания психологов, работающих по модели психологической службы сопровождение"
Список литературы
- Авдеева Н.Н., Мещерякова С. Ю. Вы и младенец. М., 1991.
- Абрамова Г. С. Практическая психология. М., 1997. 368 с.
- Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. М., 1973.
- Айзенк Г. Ю. Количество измерений личности: 16,5 или 3? критерии таксономической парадигмы.//Иностранная психология. Том1, № 2,1993.с.9−24
- Активные методы в работе школьного психолога: Сб. науч. тр. //Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1990. 180 с.
- Актуальные проблемы практической психологии. /Под ред. У.В. Ульенко-вой. Н. Новгород: НГПУ, 1994.
- Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М., 1967.
- Аксенова М.Н., Теплюк С. Н. Пути совершенствования работы с детьми раннего возраста./Материалы областной научно практической конференции. Горький, 1992.
- Ю.Алмаев Н. А. Высшее образование практического психолога. Материалы Первой Всероссийской научно методической конференции 19−21 марта 1998. «Развивающая психология — основа гуманизации образования». М., 1998, с. 7.
- П.Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. М., 1948.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Избранные психологические труды в 2-х томах. М., 1980.
- З.Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
- Андреева А.Д., Вохмянина Т. В. Программа работы психолога в дошкольном учреждении. М., 1994.
- Анцыферова Л.И. Эпигенетическая концепция развития личности Э. Эрик-сона. //Принцип развития в психологии. М., 1974.
- Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М., 1979.
- Арсеньев А.С. Мышление психолога и проблемы личности. //Мир психологии и психология в мире. 1995, № 2. с.90−108.
- Арямов И.А. Основы педологии. М., 1928. 290 с.
- Асеев В.Г. Личность и значимость побуждений. М., 1993.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990. 367 с.
- Афонькина Ю.А. К проблеме диагностики произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста. //Психолог в детском саду. 1998, № 1. с. 6−9.
- Бабаева Ю.Д., Богоявленская Д. Б. О подготовке специалистов для работы с одаренными детьми. Материалы Первой Всероссийской научно методической конференции 19−21 марта 1998 года «Развивающая психология -основа гуманизации образования». М., 1998, с. 12.
- Бабанский Ю.К. О разработке теоретических основ организации психологической службы в советской школе. //Психологическая служба в школе. Таллин, 1983. с.3−9.
- Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу!: психологическое сопровождение естественно развития маленьких детей. Кишенев, 1993.
- Басов М.Я. Методика психологического наблюдения над детьми. Избранные психологические произведения. М., 1975.
- Банщиков В.М., Новинский Т. Д., Эфендиев О. М. О темпераменте человека. (Очерки из истории вопроса в современном состоянии. М., 1973. с. 278.
- Батищев Г. С. Найти и обрести себя. Особенности культуры глубинного общения. //Вопросы философии. 1995. № 3. с. 103 129.
- Белов А. Формула темперамента. //Знание сила. 1971. № 1. с.54−56.
- Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как диагностики развития личности ребенка. //Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. М., 1987. с.67−80.
- Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М., 1994.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 1997. 298с.
- Блонский П.П. Педология. М, 1936. 332 с.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2-х томах. М., 1979. 303 и 398 с.
- Блонский П.П. Надо ли создавать особые методы педологического обследования для детей разных наций. //Просвещение национальностей, 1932, № 2−3,''с. 19−20.
- Блонский П.П. О некоторых встречающихся у педологов ошибках. (В порядке обсуждения). // На путях к новой школе. 1931. № 6. с. 41 50.
- Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. / Пер с анг. М., 1988.
- Богомолова Е.А. Диагностика развития понятийного мышления дошкольника. //Психолог в детском саду. 1998. № 1. с. 18−21.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность и проблема творчества. Ростов на Дону, 1983.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983. 271 с.
- Бодалев А. А. Ковалев Г. А. За системную организацию школьной психологической службы. //Вопр. психол. 1985. № 2. с.76−84.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе //Вопр. психол. 1978. № 4. с.23−35- 1979. № 2. с.47−56- № 4. с. 23−34.
- Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе.// Мир психологии и психология в мире. № 1(2). М., 1995. с.77−80
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды. М., 1968.
- Божович Е.Д. Из опыта организации психолого педагогического консилиума в школе. //Вопр. психол. 1983. № 6. с.70−71.
- Бондаренко О.Р. Самовыражение путь к диалогу. Тезисы международной научной конференции «Нормы человеческого общения». Н. Новгород, 1997. с. 176.
- Борисова Е.М. основы психодиагностики. // Вопр. психол. 1998. № 5.
- Братусь Б.С. Психология и этика (проблема нравственной ориентации в психологии). Материалы Первой Всероссийской научно методической конференции 19 -21 марта 1998 года. «Развивающая психология — основа гуманизации образования». М., 1998. 30−31 с.
- Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988.
- Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии. //Вопр. психол. 1990. № 6. с.9−17.
- Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии. //Вопр. психол. 1997. № 4. с.3−19.
- Бридшер Б.Х., Берне Б. Опыт и темперамент новорожденных детей. / Пер с англ. М., 1976.
- Брутман В.И., Радионова М. С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности. //Вопр. психол. 1997. № 6.
- Брутман В.И., Панкратова М. Г., Ениколопов С. Н. Некоторые результаты обследования женщин, отказывающихся от своих новорожденных детей. //Вопр. психол. 1994. № 5.
- Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.
- Брушлинский А.В. О формировании психического. /Методологические проблемы формирования и развития личности. М., 1981. с. 106−127.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь справочник по психологической диагностике. Киев, 1989. 200 с.
- Бурменская Г. В. Понятие инвариантности и проблема психического развития ребенка. //Вопр. психол. 1976. № 4.
- Бурменская Г. В., Обухова Л. Ф., Подольский А. И. Современная американская психология развития. М., 1986.
- Бюллер К. Очерк духовного развития ребенка. М., 1936.
- Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1968.
- Валлон А. От действия к мысли. М., 1968.
- Варламова Е.П. Профессиональная творческая уникальность. Материалы Первой Всероссийской научно методической конференции 19−21 марта 1998 года «Развивающая психология — основа гуманизации образования». М., 1998, с. 35.
- Василюк Ф.Е. Методологический смысл психологического схизиса //Вопр. психол. 1996. № 6.
- Василюк Ф.Е. Психологическое образование: психотехническая парадигма. Материалы Первой Всероссийской научно-методической конференции 19 -21 марта 1998 года. М., 1998. 36 с.
- Василюк Ф.Е. Педагогика переживания глазами психолога. //Обруч. 1998, № 1.
- Василюк Ф.Е. От психологической практики к психологической теории. //Московский терапевтический журнал. 1992. № 1.
- Василюк Ф.Е. Психологический анализ психотерапевтического процесса. // Вопр. психол. 1998. № 6.
- Венгер Л.А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М., 1988.
- Венгер Л.А., Мухина B.C. Развитие воли дошкольника. // Дошк. воспит. 1974. № 1.
- Венгер Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). М., 1969.
- Венгер Л.А. Овладение опосредованным решением познавательных способностей ребенка. // Вопр. психол. 1983. № 2.
- Венгер Л.А. Развитие общих познавательных способностей, как предмет психологического исследования. Развитие познавательных способностей в дошкольном воспитании. /Под ред. Л. А. Венгера. М., 1986.
- Венгер А.Л. Схема индивидуального обследования детей школьного возраста: для психологов консультантов. М., 1989.
- Венгер Л.А., Слободчиков В. И., Эльконин Б. Д. Проблемы детской психологии и научное творчество Д.Б. Эльконина. //Вопр. психол. 1988. № 3.
- Веракса Н.Е., Дьяченко О. М. Способы регуляции поведения детей дошкольного возраста. //Вопр. психол. 1986. № 3.
- Веракса Н.Е. Единство психологического знания. Материалы Первой Всероссийской научно-методической конференции 19−21 марта 1998 года «Развивающая психология-основа гуманизации образования». М., 1998. с. 38.
- Веракса Н.Е. Модель позиционного обучения студентов отделений и факультетов дошкольного воспитания.//Дошкольное воспитание.1995.№ 3. с. 85.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: МГУ, 1990.
- Ч 83. Вопросы теории темперамента. /Ред B.C. Мерлин. Пермь, 1974. с. 198.
- Внешняя Среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р.В.Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, Э.Хабинаковой. М., 1984. с. 206 .
- Возрастная и педагогическая психология. /Под ред. А. В. Петровского. М., 1979.
- Возрастные и индивидуальные различия памяти. /Под ред. А. А. Смирнова. -М., 1967. с.ЗЗО.
- Володарская И.А. Некоторые проблемы повышения психологической компетентности преподавателя. Материалы Первой Всероссийской научно методической конференции 19−21 марта 1998 года «Развивающая психология -основа гуманизации образования». М., 1998. с. 48.
- Волкова Е.Н. Функции другого в развитии субъектности. Тезисы международной научной конференции «Нормы человеческого общения». Н. Новгород, 1997. с. 180. р
- Волкова Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика. Н. Новгород, 1998. с. 246.
- Волков Б.С., Волкова Н.В Задачи и упражнения по детской психологии. М., 1991. 144с.
- Воробьева Л.И. Ребенок и взрослый в классической и гуманитарной психологии. //Мир психологии. 1996. № 1.
- Воспитание и обучение детей раннего возраста. /Под ред. Л. Н. Павловой. М., 1986.
- Ч 93. Воспитание детей раннего возраста: Методическое пособие к программе
- Кроха". Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1997.
- Выготский Л.С. Детская психология. Проблемы возраста. Младенческий возраст. Кризис первого года жизни. Раннее детство. Кризис трех лет. Собрание сочинений в 6-ти томах. М., 1982−1984. Том 4.
- Выготский Л.С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. Обезьяна, примитив, ребенок. М.-Л., 1930.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М., 1991.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
- Выготский JI.C. Собрание сочинений в б-ти томах. М., 1982−1984.
- ЮО.Галигузова JI.H. Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. М., 1992.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976.
- Ю2.Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.
- Ю4.Гальперин П. Я., Эльконин Д. Б. К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мышления. //Флайвелл Дж. Генетическая психология Ж.Пиаже.М., 1978
- Ю5.Гаспарова Е. М. Режиссерские игры дошкольников. Игра дошкольника. /Под ред. СЛ. Новоселовой. М., 1989.
- Гвоздев АН. Вопросы изучения детской речи. М.: АПН, 1951.
- Ю7.Гезелл А. Умственное развитие ребенка. Методика диагностики умственного развития от рождения до шести лет. M.-JL, 1930.
- Генезис сенсорных способностей./ Под ред. JI.A. Венгера. М., 1976
- Ю9.Гербова В. В. Занятия по развитию речи детей 2−4 лет. М., 1993.
- ПО.Годовикова Д. Б. Общение и познавательная активность у дошкольников. //Вопр. психол. 1984. № 1. с.34−41.
- Ш. Голубева Э. А. Опыт комплексного исследования способностей. /Человек в системе наук. М., 1989. с. 252−262.
- Голубева Э.А. Дифференциальный подход к способностям и склонностям. //Психол. журнал. 1989. № 4. с. 75−86.
- Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. /Методические разработки для школьного психолога. Е. А. Бугрименко, A.JI. Венгер, К. Н. Поливанова. М., 1989.
- Готовность к школе: развивающие программы. /Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1995.
- Гордеева Н. Д. Зинченко В.П. Функциональная структура действия. М.: МГУ. 1982.
- Грей Д.А. Нейропсихология темперамента. //Иностранная психология. Том1 № 2, 1993 24 — 37 с.
- П.Григорьева Г. Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. М., 1995.
- Гришвина А.В., Пузыревская Е. М., Сечеванова Е. В. Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития. М., 1988.
- Груба Г. В. Развивайте речь ребенка с раннего возраста. /Воспитание детей раннего возраста: Методическое пособие к программе «Кроха». Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1997.
- Гуткина Н.И. Группы и классы развития. //Психологическая наука и образование. 1996. № 3.
- Гуткина Н.И. Диагностика и коррекция готовности детей к школьному обучению. // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. М., 1987. с. 17−38.
- Гуткина Н.И. Несколько случаев из практики школьного психолога. М., 1991.
- Гусинский Э.Н. Образование личности. М., 1994.
- Гуськова Т.В. «Психологический анализ кризиса Зх лет». Автореферат диссертации кандидата психологических наук: М., 1988.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.
- Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте. //Вопр. психол. 1992. № 1, № 2.
- Давыдов В.В., Маркова А. К. Концепция учебной деятельности школьников. //Вопр. психол. 1981. № 6.
- Давыдов В.В. Значение творчества JI.C. Выготского для современной психологии. //Советская педагогика. 1982. № 2.
- Ш. Давыдов В. В. Фельдштейн Д.И. Эльконин Д. Б. Психологическая служба СССР. // Вопр. психол. 1979. № 6. с. 10−11.
- Девишвили В.М. О возможностях повышения качества базовой подготовки психологов. Материалы Первой Всероссийской научно методической конференции 19−21 марта 1998 года «Развивающая психология — основа гуманизации образования». М., 1998, с. 63.
- Дергач А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М., 1993.
- Детский практический психолог в системе народного образования: Учебно методический план и программа курса. /Под ред. И. В. Дубровиной и A.M. Прихожан. М., 1990. 218 с.
- Диагностика и профилактика ранних отклонений в состоянии здоровья детей. / Под ред. В. А. Доскина и М. Н. Рохмановой. М., 1993.
- Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детских садов. /Под ред. СЛ. Новоселовой. М., 1985.
- Дитя. Популярная энциклопедия для родителей по уходу за ребенком и его воспитанию от рождения до школы. / Под ред. М. П. Дерюгиной. Минск, 1994.
- Дмитриева Е.Е. О некоторых особенностях формирования шестилетнего ребенка как субъекта деятельности общения. /Межвузовский сборник научных трудов. Горький, 1986.
- Добсон Дж. Непослушный ребенок. Практическое руководство для родителей / Пер. с англ. М., 1992.
- Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. /Под ред. В. И. Лубовского. М., 1985.
- Дольто Франсуаза. На стороне ребенка. Спб., «Петербург -21 век», 1997.
- Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. М., 1991. 232 с.
- Дубровина И.В. Содержание работы психолога образования. // Мир психологии и психология в мире. № 1(2). М., 1995. 74 -77 с.
- Дубровина И.В. Зависимость развития познавательных интересов детей от характера их подготовки к школе. //Некоторые актуальные психолого педагогические проблемы воспитания и воспитывающего обучения. М., 1976. с.230−234.
- X 145. Дубровина И. В. Психологическая служба в школе. //Советская педагогика.1986. № 1. с. 104−106.
- Дубровина И. В. Прихожан А.М. Положение о школьной психологической службе. //Вопр. психол. 1985. № 2. с.76−83.
- Дубровина И.В. Содержание работы психолога образования. //Мир психологии и психология в мире. 1995. № 1(2). 74−77 с.
- Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 1986.
- Дьяченко О.М. Проблема развития способностей: до и после Л. С. Выготского. //Вопр. психол. 1996. № 5.
- Дьяченко О.М. Программа «Развитие». //Психологическая наука и образование. 1996. № 3.
- Дьяченко О.М. Дошкольный возраст: психологические основания образовательной работы по развитию способностей. // Дошкольное воспитание. 1995. № 1. с. 46.
- Егорова Т.Е. Формирование аутопсихологической компетентности в условиях групповой интенсивной подготовки. Дисс. на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., 1997. 223 с.
- Елагина М.Г. Общая и конкретная самооценка у детей раннего возраста. //Новые исследования в психол. 1982. № 2 (27). с 48−54.
- Емельянов Ю.Н. Активное социально психологическое обучение. Л., 1985.
- Ермолова Т.В. Психологический кризис трех лет. /Международная конфе
- Ч ренция «Культурно-исторический подход: развитие гуманитарных наук иобразования». М., 1996.
- Ждан А.Н. Место истории психологии в подготовке профессиональных психологов в университетах. Материалы Первой Всероссийской научно -методической конференции 19−21 марта 1998 года «Развивающая психология основа гуманизации образования». М., 1998. с. 77.
- Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. М., 1988. с. 170.
- Забродин Ю.М. Развитие советской психологии и задачи психологическойслужбы. //Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 6. с. 3−20.
- Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности. /Под ред. П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной. М., 1968.
- Запорожец А.В. Психологическое развитие ребенка. Избр. психологические труды в 2-х томах. М., 1986.1б4.3апорожец А. В. Условия и движущие причины психического развития ребенка. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. МГУ, 1981.
- Игры, обучение, тренинг, досуг. /Под ред. В. В. Петрусинского. М., 1994.
- Изучение традиций и научных школ в истории советской психологии. /Под ред. А. Н. Ждан. М., 1988.
- Ильенков Э.В. Что же такое личность? С чего начинается личность. М., 1979.
- Имедадзе Н.В. К методу исследования уровня тревожности. Материалы 4-го Всесоюзного съезда общества психологов СССР. Тбилиси, 1971.
- Исаева Н.И. К вопросу о модели специалиста психолога образования. Материалы Первой Всероссийской научно — методической конференции 1921 марта 1998 года «Развивающая психология — основа гуманизации образования». М., 1998, с. 87.
- Исенина Е.И. Речь взрослого и развитие самосознания у глухих и слышащих детей раннего возраста. В кн. Личность и речь. М., 1988.
- Истомина З.М., Капунова Т. М. Зависимость запоминания разных видов материала от особенностей мыслительной деятельности детей. /Сборник: «Совершенствование содержания и методов обучения детей в детском саду». М., 1987.
- Каган М.С. Мир общения. М., 1988.
- Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974
- Кан -Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
- Карандышев Ю.Н. Систематика функционально возрастных форм поведения детей первого года жизни. Минск, 1989.
- Карандышев Ю.Н. Развитие представлений у детей. Минск, 1987.
- Карабанова О.А. Опыт подготовки специалистов в области практической возрастной психологии. Материалы Первой Всероссийской научно методической конференции 19−21 марта 1998 года «Развивающая психология -основа гуманизации образования». М., 1998*, с. 95.
- Карлссон Л., Карлссон В., Окерман М. Ребенок от 0−2 лет. Развитие во взаимодействии с окружающими людьми. / Пер. с швед. М., 1983.
- Кедрова Н. «Здесь и теперь» в контакте матери и ребенка (как быть плохой матерью). М.: Изд -во Моск. гештальт-института, 1993.
- Кечки М. Позиция в социальной ситуации и психическое развитие ребенка (лонгитюдное исследование). /Канд дисс. М., 1981.
- Кисловская В.Р. Положение в коллективе и тревожность личности. Материалы 4-го Всесоюзного съезда общества психологов СССР. Тбилиси, 1971.
- Кистяковская М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни. М., 1970.
- Клаус Р.К. Категории системы анализа интеракций Фландерса и их использование при наблюдении урока. //Советская педагогика и школа. Вып. 11, Тарту, 1977. с.130−140.
- Климов Е.А. О предполагаемых путях развития психологического образования в России. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. № 3. 1998.
- Климов Е.А. Какую психологию и как преподавать будущим педагогам. //Вопр. психол. 1998. № 2.
- Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. М., 1996. с. 224.
- Коломенский Я.Л. Социальные эталоны как стабилизирующие факторы «социальной психики» // Вопр. психол. 1972. № 1. с. 99−110.
- Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М., 1973.
- Конопкин О.А. Психологические механизмы саморегуляции деятельности. М., 1980.
- Корнев А.Н. О модели службы психического здоровья в учреждении дошкольного образования. Сборник тезисов 3 ежегодной Всероссийской конференции «Практическая психология в школе (цели и средства)». Санкт-Петербург, 1998, 6−8 с.
- Коротаев А.А., Тамбовцева Т. С. Исследование индивидуального стиля педагогического общения. // Вопр. психол. 1990. № 2. с. 62−69.
- Костикова М.Н. Психологические особенности готовности детей к школьному обучению./Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1985. с. 27.
- Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. Киев, 1971.
- Князева О. Новые направления в дошкольном образовании развитие социальной компетентности дошкольника. // Дошкольное воспитание. 1998. № 9. с. 2−6.
- Кравцов Г. Г. Психологические проблемы начального образования. Красноярск. 1994.
- Кравцов Г. Г. Принцип единства аффекта и интеллекта как основа личностного подхода в обучении детей. //Вопр. психол. 1996. № 6.
- Кравцов Г. Г., Кожарина JI.A., Плошаева Е. М. Царевна Несмеяна и другие. Или воспитание произвольности. //Дошк воспит. 1991. № 11.
- Кравцов Г. Г., Бережковская E.JL, Кравцова Е. Е. Психологические основы программы начального образования «Золотой ключик». //Психологическая наука и образование. 1996. № 3.
- Кравцов Г. Г. Пути гуманитарного психологического образования. Материалы Первой Всероссийской научно методической конференции 19−21 марта 1998 года «Развивающая психология — основа гуманизации образования». М., 1998, с. 112.
- Кравцова Е.Е. Экспериментальный психологический театр как средство обучения студентов психологов. Материалы Первой Всероссийской научно -методической конференции 19 -21 марта 1998 года. М., 1998. с. 113.
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.
- Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста. //Вопр. психол. 1996. № 6.
- Красильщикова Д.И. О соотношении между запоминанием и воспроизведением. //Вопр. психол. 1955. № 5
- Кроха: Программа развития и воспитания детей до трех лет в семье. /Составители: Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова. Д. В. Сергеева, Т. И. Чиркова. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1996.
- Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития. // Дошкольное воспитание. 1998. № 10.
- Кудрявцев В.Т. Творческая природа человека. //Вопр. психол. 1990. № 5. с. 113−120.
- Кузьмина Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. С-Петербург, Рыбинск, 1993.
- Лангмейер Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. /Пер. с чешек. Авиценум, Прага, 1984.
- Лебедева Н.И. Игровая терапия: эволюция методов. //Психолог в детском саду. 1998, № 1. с.38−48.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971. 179 с.
- Лейтес Н.С. П.Ф. Каптерев как психолог детства. //Вопр. психол. 1998. № 4.
- Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1973. 208 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х томах. М., 1983.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоция. М., 1971.
- Лешли Дж. Работать с маленькими детьми. Поощрять их развитие и решать проблемы./Пер. с англ. М., 1991.
- Ле Шан Эда. Когда ваш ребенок сводит с ума. /Пер. с англ. М., 1990.
- Лехтман-Абрамович Р.Я., Фрадкина Ф. И. Этапы развития игры и действий с предметами в раннем возрасте. М., 1949.
- Лидере А.Г. Практическая возрастная психология: перспективы развития и проблемы момента. //Журнал практического психолога. 1997. № 1. с. 9 14.
- Лийметс Х.Й. О психодиагностической службе в школе. Таллин, 1980. с. 32−39
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.: Институт практической психологии, 1997.
- Лисина М.И. Генезис форм общения у детей // Принцип развития в психологии. М., 1978. с. 268−294.
- Лич П. Младенец и ребенок. От рождения до пяти лет. /Пер. с англ. М., 1988.
- Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия. /Под ред. B.C. Мухиной. М., 1991.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. 444 с.
- Лосский Н.О. О детском мышлении. //Вопр. психол. 1996. № 5.
- Лубовский В.И., Переслени Л. И., Семаго М. М. О публикации психологических материалов.
- Лурия А.Р. Развитие речи и формирование психических процессов. //Психологическая наука в СССР. T.l. М., 1959.
- Лурия А.Р., Юдович Ф. А. Речь и развитие психических процессов ребенка. М., 1956.
- Ляудис В.Я. Память как хронотопическая основа личностной самоорганизации. //Вестник МГУ, серия 14. 1991. № 4.
- Макарьев И. Если ваш ребенок левша. Санкт Петербург, 1995.
- Маркова А.К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников. //Вопр. психол. 1980. № 5.
- Марковская И.М. Практика групповой работы с родителями. Методическое пособие. Санкт-Петербург, 1997
- Масару Ибука. После трех уже поздно. М., 1992.
- Матюшкин А.М., Радзиховский Л. А. Система категорий психологической теории. //Вопр. психол. 1985. № 2. с. 175−177.
- Менчинская Н.А. Психическое развитие ребенка от рождения до десяти лет. Дневник развития дочери. М.: Институт практической психологии, 1997.
- Менчинская Н.А. Проблемы учения и развития. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1979.
- Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. Пермь, 1973.
- Мерлин B.C. Деятельность как опосредующее звено в связи разноуровневых свойств индивидуальности./Сб. проблемы интегрального исследования индивидуальности. Вып. 2. Пермь, 1978.
- Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. М., 1988.
- Михайленко Н.Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком М., 1990.
- Михайленко Н.Я., Короткова Н.А Овладение игровыми умениями в раннем возрасте. //Дошкольное воспитание. 1989. № 5.
- Михайлов Ф.Т. Загадка человеческого Я. М., 1976. 287 с.
- Моргун В.Ф., Ткачева Н. Ю. Проблемы периодизации развития личности в психологии. М., 1981. 79с.
- Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. // Сов. педагог. 1983. № 5. с. 42−47.
- Мудрость воспитания. Книга для родителей. М., 1989.
- Музыкальный энциклопедический словарь. /Под ред. Г. В. Келдыш. М. 1990. с. 672.
- Мухина B.C. Проблемы генезиса личности. Учебное пособие к спецкурсу. М., 1985.
- Мухина B.C. К проблеме социального развития ребенка. // Психологический журнал. 1980. № 5.
- Мухина B.C. Близнецы. М., 1981.
- Народное образование в СССР. Сборник документов 1917 1973. М., 1974. 559 с.
- Научно практические проблемы школьной психологической службы: Тезисы докладов Всесоюзной конференции./Под ред. Ю. К. Бабанского, А. А. Бодалева, И. В. Дубровиной. М., 1987. с. 494.
- Небылицин В.Д. Основные свойства нервной системы человека. М., 1966. с. 384.
- Небылицин В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психологии. //Вопр. психол. 1971. № 6.
- Некрасова К.А. Материалы к системе диагностики развития элементарного логического мышления у детей, готовящихся к школе. /Ученые записки Горьковского государственного педагогического института им. М.Горького. 1978. Вып. 89.
- Неттер П. Биохимические переменные в исследованиях темперамента: подходы, цели, находки. .//Иностранная психология. Том1 № 2,1993,с.49−57
- Непомнящая Н.И. О методе системного изучения психического развития детей. //Вопр. психол. 1973. № 4.
- Никитина Л.А. Я учусь быть мамой. М., 1983.
- Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. М., 1996.
- Новоселова С.Л., Зворыгина Е. В., Парамонова. Всестороннее воспитание детей в игре. /Учеб. пособ. Игра дошкольника. М., 1989.
- Новоселова С.Л., Зворыгина Е. В., Парамонова. Всестороннее воспитание детей в игре. /Учеб. пособ. Игра дошкольника. М., 1989.
- Новоселова С.Л., Парамонова Л. А. Информация дошкольного уровня образования в России: начало положено в Москве. // Дошкольное воспитание. 1998. № 9. с. 57−71.
- Новоселова С.Л., Обухова Л. Ф., Парамонова Л. А., Тарасова К. В. Теоретические основы базисной программы развития ребенка-дошкольника «Истоки». //Психологическая наука и образование. 1996. № 3.
- Обозов Н. Н. Психологическое обследование в психологической практике. //Вопросы практической психодиагностики и консультирования в вузе. Л., 1984. 24−54 с.
- Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. М., 1972.282.0бухова Л.Ф. концепция Ж. Пиаже: за и против. М., 1981.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.284.0бухова Л.Ф., И. В. Шаповаленко. Формы и функции подражания в детском возрасте. МГУ. 1994.
- Обухова Л.Ф. Неоконченные споры: П. Я. Гальперин и Ж.Пиаже. // Психологическая наука и образование. 1996. № 1.
- Орлов. А.Б. Склонность и профессия. М., 1981. 95 с.
- Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста. /Под ред. Д. Б. Эльконина и JI.A. Венгера. М., 1988.
- Палагина Н.Н. Воображение у самого истока. Психологические механизмы формирования. М.: Институт практической психологии, 1997.
- Панов А.М. Положение детей в Российской федерации и государственные приоритеты в области социальной защиты и поддержки детского населе-ния./Материалы международной научно практической конференции. М., 1995.
- Пантюхина Г. В., Печора K.JI., Фрухт Э. Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. М., 1983.
- Парамонова Л.А. К проблеме взаимосвязи обучения и творчества в дошкольном детстве. /Международная конференция «Культурно-исторический подход: развитие гуманитарных наук и образования». М., 1996.
- Пантелеев С. Р. Столин В.В. Методика исследования самоотношения. //Практикум по психодиагностике. М., 1989. С.166−172.
- Петрова В.А. Занятия по развитию речи с детьми до трех лет. М., 1970.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. 255.с.
- Петровский В. А. Субъектность: новая парадигма в образовании. //Психологическая наука и образование. 1996. № 3.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. М. Д968
- Пиклер Э. Современные формы проявления госпитализации. /Некоторые проблемы общения взрослого и ребенка. Доклады-документы Государственного Методологического Института Домов Ребенка. Будапешт, 1975.
- Подцьяков Н.Н. Современное состояние и перспективы исследований в области дошкольного воспитания. //Вопр. психол. 1982. № 6.
- Подцьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М., 1977.
- ЗОб.Поддъяков Н. Н. Гуманизация образования и педагогика противодействия. Материалы Первой Всероссийской научно методической конференции 1921 марта 1998 года «Развивающая психология — основа гуманизации образования». М., 1998. с.182−183.
- Поздняк JI.B. Основы управления дошкольным образовательным учреждением. М., 1994. с. 76.
- Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития. //Вопр. психол. 1994. № 1.
- Поливанова Н.И., Равина И. В. диагностика системного мышления детей 6−9 лет. //Психологическая наука и образование. 1996. № 2.
- Практическая психология образования./ Под ред. И. В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных заведений. М.: ТЦ «Сфера», 1997.
- Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. /Под ред К. М. Гуревича. М., 1988.
- Прихожан А.Н. Школьный психолог и психолог консультант: общее и различное. //Научно — практические проблемы школьной психологической службы. М., 1987. 37−40 с.
- Принцип развития в психологии. / Под ред. Анциферовой Л. И. -М., 1978.
- Проблемы Дифференциальной психофизиологии. Том 6. /Ред. В.Д. Небы-лицын. М., 1969. Том 7. 1972. с. 294. Том 9. 1977. с. 256.
- Психология детей дошкольного возраста. /Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1964.
- Психолог в начальной школе: Учеб.- практ. пособие. Г. С. Абрамова, Т. П. Гаврилова, А. Г. Лидере и др. Волгоград, 1995.
- Психолог в детском саду. М.: ИНТОР, 1995, 64с.
- Психологическая служба в СССР: «Круглый стол». //Вопр. психол. 1979. № 2. 3−26 е.- № 3. 123−128 с.
- Психолого педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. /Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1980. 152 с.
- Психология меняет миры (интервью с А.Г. Асмоловым) // Мир психологии и психология в мире. № 1(2). М., 1995- 55 62с.
- Психология воздействия (проблемы теории и практики): Сб. науч.тр. /Редкол. А. А. Бодал ев, Г. А. Ковалев и др. М., 1989.
- Психология и психофизиология индивидуальных различий. (К 80 -летию со дня рождения Б. М. Теп лова. /Составители Э. А. Голубева, А.Е. Ольшан-никова. Ред А. А. Смирнов. М., 1977. с. 124.
- Профессиональная деятельность детского городского психологического центра /Под ред. Е. И. Рогова. Шахты, 1993. 248 с.
- Рабочая книга школьного психолога./Под ред. И. В. Дубровиной. -М., 1991.
- Радина Е.И. Занятия по развитию действий с предметами. // Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Ред. C.JI. Новоселова. М., 1985.
- Равич-Щербо И. В. Возможный экспериментальный подход к изучению биологического и социального в человеке./В сб. «Биологическое и социальное в развитии человека». М., 1977.
- Равич Щербо И. В. О природных предпосылках индивидуальности. //Психодиагностика и школа. Таллин., 1980. 158−162 с.
- Развитие и воспитание детей до трех лет. /Под ред. Н. М. Щелованова. М., 1981.
- Развитие общения у дошкольников. /Под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. М., 1964.
- Развитие мотивов учения у детей 6−7 лет. Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста./Под ред. Д. Б. Эльконина, Л. А. Венгера. М., 1988.
- Развитие ребенка. /Под ред. А. В. Запорожца. М., 1976.
- Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности. /Под ред. В. В. Давыдова. М., !983.
- Раттер М. Помощь трудным детям /Пер. с анг. Общ. ред. А.С. Спиваков-ской. Предисловие ОВ. Баженовой и А. Я Варга. М., 1987. 424 с.
- Регуш JI.А. Развитие способностей к прогнозированию педагогических явлений у студентов пединститута. // Вопр. психол. 1985. № 1. с. 94−102.
- Репина Т.А. Роль иллюстрации в понимании художественного текста детьми дошкольного возраста. //Вопр. психол. 1959. № 1.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.
- Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал если бы был учителем. Стенограмма доклада на конференции учителей в 1973 г.
- Розенгард Пупко Г. Л. Формирование речи у детей раннего возраста. М., 1963.
- Роль наследственности и среды в формировании индивидуальности человека. /Под ред. Равич-Щербо И.В. М., 1988. С. 334.
- Романов В.Я. Профессия психолог проблема непрерывного образования. Материалы Первой Всероссийской научно — методической конференции 1921 марта 1998 года «Развивающая психология — основа гуманизации образования». М., 1998, с. 199−200
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
- Рубинштейн С.Л. Психологическая наука и дело воспитания. //Советская педагогика. 1945. № 7.
- Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987.
- Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. /Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1995. 176 р.
- Руководство практического психолога: готовность к школе: развивающие программы. /Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1995. 128 с.
- Русалов В.М. Актуальные проблемы психологии личности и индивидуальных различий. //Иностранная психология. Том 1. № 2. 1993. 5−6 с.
- Рыжов В.В. Диалог и духовность личности. Тезисы международной научной конференции «Нормы человеческого общения». Н. Новгород, 1997. с. 210 211.
- Савенков А. Концептуальный подход к развитию мышления дошкольников. //Дошкольное воспитание. 1998. № 10. с.18−35.
- Сакулина Н.Н. Значение рисования в сенсорном воспитании ребенка дошкольника. /Сенсорное воспитание дошкольников. М., 1963.
- Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М. Д988.
- Сапотова Е.Е. Профессиональная ментальность психолога: постановка проблемы. Материалы Первой Всероссийской научно методической конференции 19−21 марта 1998 года «Развивающая психология — основа гуманизации образования». М., 1998, с. 206.
- Сапогова Е.Е. Психосексуальная идентификация в дошкольном возрасте. //Психолог в детском саду. 1998. № 1. с.86−92.
- Семаго М.М. Консультирование мемьи «проблемного» ребенка. //Психолог в детском саду. 1998. № 1. с.66−69.
- Сеченов И.М. Избранные произведения. М., 1952
- Симонов П. В. Ершов П.М. Темперамент, характер, личность. М., 1984.
- Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М., 1981.
- Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека (мотивационно -эмоциональные аспекты). М., 1975.
- Симонов В П. Стиль взаимодействия педагога с учащимися и его диагностика. // Мир психологии и психология в мире. № 1(2) М., 1995- 81 — 90 с.
- Славина Л.С. Знать ребенка, чтобы воспитывать. М., 1976. 62 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. М., 1995.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Антропологический принцип в психологии развития. // Вопр. психол. 1998. № 6. 3−18 с.
- Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Авто-реф. Дисс. Докт. психол. наук. М., 1994.
- Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966. 422 с.
- Смирнова Е.О., Рошка Т. Н. Роль общения со взрослыми в развитии предметно манипулятивной деятельности ребенка на первом году жизни. //Вопр. психол. 1987. № 3.
- Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе. //Вопр. психол. 1990. № 3.
- Смирнова Е.О. Положение детей раннего возраста в современной России. // Психологическая наука и образование. 1996. № 3.
- Смирнов К.М. Гипокинезия. //"Успехи физиологических наук". 1972. № 3.
- Солдатов Д.В. Как дошкольник относится к школе. //Психолог в детском саду. 1998. № 1. с.21−24.
- Сорокина Т.М. Исследование феномена «амбивалентного» поведения у детей раннего возраста. Канд. дисс. М., 1977.
- Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. Комплексная психологическая коррекция. М., 1987.
- Стеркина Р.Б. Аттестация и государственная аккредитация дошкольных образовательных учреждений. М., 1997. 431 с.
- Стоуне Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. /Пер. с англ. Под ред. Н. Ф. Талызиной. М., 1984.
- Строгонова Т. А. Орехова Е.В. психофизиология индивидуальных различий в младенчестве: современное состояние проблемы. //Вопр. психол. 1998. № 1.
- Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.
- Стреляу Я. Местоположение регулятивной теории темперамента среди других теорий темперамента.//Иностранная психология. Том1, № 2, 1993, с.37−39
- Субботский Е.В. Генезис личностного поведения у дошкольников и стиль общения. //Вопр. психол. 1981. № 2.
- Субботский Е. В. Концепция JI.C. Выготского о высших и низших психических функциях и современные исследования познавательного развития в младенчестве. //Вопр. психол. 1996. № 6.
- Талызина Н.Ф., Салмина Н. Г. Основные направления психологической службы в школе. //Научно практические проблемы школьной психологической службы. М., 1987. 10−12 с.
- Теплов Б.М. Исследование свойств нервной системы, как путь к изучению индивидуально-психологических различий. /В сб. Психологическая наука в СССР. М., 1960. Том второй.
- Теплов Б.М. Способности и одаренность. //Избранные труды: в 2 т. М., 1985.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. 535. с.
- Толстых Н.Н. Социальная ситуация развития и проблема возраста. Формирование личности в онтогенезе. М., 1991.
- Ульенкова У.В. Особенности формирования общей способности к учению. //Дошк. воспит. 1989. № 4. «Ч 385. Ульенкова У. В. Об особенностях умозаключающего мышления у детей дошкольного возраста. //Вопр. психол. 1958. № 5.
- Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. Издание второе. НГПУ. Н. Новгород, 1994. с. 230.
- Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М., 1976.
- Усова А.П. Обучение в детском саду. М., 1970.
- Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. М., 1995.
- Урунтаева Г. А. Обучение студентов психологическому анализу. // Дошкольное воспитание. 1998. № 9 с. 88−91.
- Ухтомский А.А. Доминанта. M-JL, 1966.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений. М., 1948−1950.
- Фельдштейн Д.И. Детство как социально психологический феномен и особое состояние развития. //Вопр. психол. 1998. № 1.к
- Фигурин Н.Л., Денисова М. П. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года. М., 1949.
- Филиппова Е.В. Принятие роли и переход от игровой деятельности к учебной. //Психологическая наука и образование. 1996. № 3.
- Флейвелл. Дж. Генетическая психология Ж. Пиаже. М., 1967.
- Фолькельт Г. Экспериментальная психология дошкольника. М.-Л., 1930
- Фокина Р.А. О готовности выпускников факультета психологии МГУ к практической работе. Материалы Первой Всероссийской научно методической конференции 19−21 марта 1998 года «Развивающая психология основа гуманизации образования». М., 1998, с.231
- Флейк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Мир входящему: развитие ребенка и его отношений с окружающими. Пер. с англ. М.: Центр общечеловеческих ценностей. 1992.
- Фрейд А. Норма и патология детского развития. /Пер с нем. Я. Л. Обухова. М., 1990.
- Фридман Л.М. С кем работать школьному психологу. // Народное образование, сентябрь октябрь, 1992.
- Фромм Э. Искусство любви. Минск, 1991.
- Хювеш Эва. Развитие самостоятельной ориентации ребенка младшего дошкольного возраста в новой социальной ситуации развития. Канд. дисс. М., 1. Ч 1987.
- Цукерман Г. А. Зачем детям учиться вместе. М., 1985.
- Цукерман Г. А. От умения сотрудничать, к умению учить себя. //Психологическая наука и образование. 1996. № 2.
- Цукерман Г. А. Какая теория нужна школьной психологии? //Вопр. психол. 1993. № 1.
- Чапаев Н.К. Категориальное поле органической парадигмы интеграции: персоналистки педагогический аспект. Понятийный аппарат педагогики и образования. //Сб. науч. тр. Вып. 1. Ответственный редактор КВ. Ткаченко. Екатеринбург, 1995. с. 61−77.
- Чернова O.JI. Организационно педагогические аспекты деятельности школьной психологической службы района. //Психологическая служба в школе. М., 1984. 116−131.С.
- Чиркова Т.И. Методы изучения общения воспитателя с детьми дошкольного возраста. Н. Новгород, 1995.
- Чиркова Т.И. Воспитатель и дети: анализ взаимодействия на занятиях. //Дошкольное воспитание. 1991. № 9.
- Чиркова Т.И. Психолого педагогический анализ обращений взрослого к ребенку. // Вопр. психол. 1987. № 3.
- Чиркова Т.И. Вальдорфская педагогика в детском саду. //Педагогическое обозрение. Н. Новгород, 1994. № 3.
- Чиркова Т.И. Некоторые принципы изучения индивидуально типологической динамики психической деятельности ребенка. /В сб. «Вопросы психологии обучения и воспитания». Горький, 1978.
- Чиркова Т.И., Дмитриева Е. Е. О проявлении тревожности у детей 6−7 летнего возраста. /Сб. «Вопросы психологии обучения и воспитания». Горький, 1978.
- Чиркова Т.И. Общение взрослых с детьми раннего возраста. /Материалы областной научно практической конференции. Горький, 1992.
- Чиркова Т.И. Педагогическая система Э. Пиклер. //Дошк. воспит. 1986. № 1.
- Чиркова Т.И. Своеобразие тактики учета особенностей темперамента детей в педагогическом процессе. /Межвуз. сб. науч. трудов. Владимир: ВГПИ, 1988.
- Чудинова Е.В. Возникновение знаковой функции на первом году жизни (сравнительный анализ улыбки и плача). Автореферат канд. дисс. М.: МГУ., 1986.
- Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности. М., 1981. 208 с.
- Чурбанова С.М. Психологические условия продуктивности решения дошкольниками дивергентных задач. Автореф. Канд. дисс. М., 1990.
- Шадриков В. Д. О структуре познавательных способностей. //Психологический журнал. 1985. № 3. с. 38−35.
- Шаповаленко И.В. Формы и функции подражания у детей дошкольного возраста. /Автореф. канд. дисс. М., 1988.
- Щербаков А.И. Совершенствование системы психологического образования будущего учителя. //Вопр. психол. 1981. № 5. С. 13−21.
- Шорохова Е.В. Тенденции исследования личности в советской психологии. //Проблемы психологии личности. М., 1982. 11−23 с.
- Штерн В. Психология раннего детства. Петроград, 1922.
- Штиммер Э.В. Роль обучения и уровня умственного развития в формировании типологически обусловленного индивидуального стиля у детей старшего дошкольного возраста. /Автореф. канд. психол. наук. Ленинград, 1975.
- Щелованов Н.М., Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. 2 е изд. М., 1949.
- Якобсон С.Г. Программа «Радуга». //Психологическая наука и образование. 1996. № 3.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. //Вопр. психол. 1971. № 1.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.
- Эльконин Д.Б. Проблема обучения и развития в трудах Л.С.Выготского //Вопр. психол. 1966. № 6.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
- Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики детей. // Мир психологии и психология в мире. № 1(2). М., 1995. 77 80 с.
- Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве. // Вестник МГУ. Психология. 1978. № 3.
- Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. /В.В. Лебединская, О. С. Никольская. Р. Е. Баевская, М. М. Либлинг. М., 1990.
- Эриксон Э. Детство и общество. (Сокр. пер. с англ. Бельчугова С.Ю.). М., 1992.
- Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М., 1984.
- Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX века. М., 1996.
- Algranati Paula S., MD and Paul H. Dworkin, MD, Infancy problem behavoiors, Pediatrics in Review, 1992, v.13, N. l, pp. 16−21.
- Falk Judith. Controle du travail des creches et des pouponnieres /soins et education/ se traduisant dans le developpement des enfans. Proceed. XVI-th Internat. Congr. of Applied Psychology, Amsterdam, 1969, pp. 806−809.
- Falk Judith, Pikler Emmi. Adatok az intezetunkben nevelt gyerekek tarsadalmi beilleszkedeserol. Magyar Pszichologiai Szemle, 29, 3−4, 1972, pp. 806−809.
- Falk Judith. Methode d’enregistrement et de controle a l’lnstitut Loczy. Enfance, No.3−4, 1973, pp. 129−144.
- Falk Judith. Developmental schedules stimulating adult aducationaL attitude. Resources for infant educarers, (szerk. M. Gerber), Los Angeles, 1979, pp. 17−23.
- Falk Judith. The importance of person-oriented adult-child relationships and basic conditions. Resources for infant educarers, (szerk. M. Gerber), Los Angeles, 1979, pp. 29−39.
- Falk Judith. Le fait conscient au lieu de 1'instinctivite Remplacement efficace de la relation mere-enfant dans les pouponnieres. Reprod. Nutr. Develop., 1980, 20 (3 B), pp. 891−895.
- Ito Ryoko. Mother-Infant Interaction in a Peek-A-Boo Game. Материалы международной конференции посвященной памяти М. И. Лисиной, Май 1517, 1989, Москва.
- Pikler Emmi. Some contributions to the study of the gross motor development of children. 6-th Internat. Study Group on Child Neurology and Cerebral Palsy, Oxford, 1968, OS/8/
- Pikler Emmi. Some contributions to the study of infants gross motor activities. Study Group on Child Neurology and Cerebral Palsy, Oxford, 1968, OS/9/
- Pikler Emmi. Some contributions to the study of the gross motor development of children. In: Child and adolescent development, (ed. Snadowsky, Alvin M.), New York, The Free Press, 1973, pp.52−64.
- Pikler Emmi. Teendok csecsemok keslekedo mozgasfejlodese esten. Magyar Pediater, 7, 3−4, 1973, pp. 153−154.
- Pikler Emmi. Manifestations actuelles du syndrome d’hospitalisme dans les pouponniers. Le Coq-Heron, No.53, 1975, pp.4−10.
- Pikler Emmi. Organisierung der materiellen Umwelt in Kleinkind-Institutionen. Тезисы 1-ой Международной Конференции по Охране Здоровья Детей Ран-ненго Возраста, Рига, 1978, стр.21−25.
- Pikler Emmi. Faut-il coucher le nouveau-ne sur le dos ou sur le ventre? La Medicine Infantile, 88, 2, 1981, pp.219−228.
- Pikler Emmi. Vernachlassidte Bewegungen. Deutsche Hebammen-Zeitschriht, 33, 4, 1981, pp.119−122.
- Pikler Emmi. Friedliche Babys zufriedene Mutter. Padagogische Ratschlage einer Kinderarztin. Herderbucherei. — Herder-Freibururg- Basel -Wien, 1982.
- Tardos Anna. Возможности воспитания во время действий по уходу за детьми. Тезисы 1-ой Международной Конференции по Охране Здоровья Детей Ранненго Возраста, Рига, 1978, pp. 127−129.
- Vincze Maria. Examinations on the social contacts of infants and young children reared together. Resources for infant educarers, (szerk. M. Gerber), Los Angeles, 1979, pp. 24−28.
- Vincze Maria. Feedings as one of the main scenes of the adult-child relationship. Resources for infant educarers, (szerk. M. Gerber), Los Angeles, 1979, pp. 40−47.
- H.J.Eysenck. Dimensions of personality: 16, 5 or 3?- criteria for taxonomic paradigm. Personality and Individual Differences, vol.12, No.8, 1991, pp.773−790.
- Hayes Nicky. Psychology in Perspective. London: MacMillan Press, 1995.1. Словари
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь справочник по психологической диагностике. Киев, 1989. 200 с.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Том 1−4. 18 631 866.
- Музыкальный энциклопедический словарь. /Под ред. Г. В. Келдыш. 1990. 675 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1963. 900 с.
- Преображенский А.Г. Этимологический словарь русского языка. В 2-х томах. М., 1959.
- Психологический словарь. / Ред. В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Б. Ф. Ломов, и др. М., 1983. 448 с.469Психологический словарь. /Ред. А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. Изд. 2-е. М., 1990. 494 с.
- Советский энциклопедический словарь. /Ред. А. М. Прохоров. М., 1983. 1599 с.
- Философский энциклопедический словарь. /Ред. Л. Ф. Ильичев, П. П. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М., 1983. 837 с.
- Философский словарь. /Ред. Фролов И. Т. М., 1980. 445 с.
- Шанский Н.М., Иванов В. В., Шанская Т. В. Краткий этимологический словарь. М., 1971. 540 с.