Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теория и методы обеспечения качества производственных процессов на предприятии машиностроения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость работы определяется возможностью широкого использования теоретико-методологических положений и практических рекомендаций при разработке программ обеспечения качества производственных процессов на машиностроительных предприятиях. Изложенные в диссертации теоретические и методологические положения используются в рамках дисциплин «Менеджмент предприятия», «Управление… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ
    • 1. 1. Сущность и содержание обеспечения качества производственных процессов

    1.2 Развитие системного подхода к обеспечению качества процессов производства и продукции на предприятиях машиностроения 35 1.3. Обеспечение качества производственных процессов с позиции процессного подхода к организации производства

    2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОЦЕССОВ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ

    2.1 Классификация факторов организации производства и их влияние на обеспечение качества производственных процессов

    2.2 Анализ практики обеспечения качества производственных процессов на машиностроительных предприятиях

    2.3 Развитие организации управления процессами в производственной системе

    2.4 Организация командной работы по обеспечению и улучшению качества производственных процессов

    3. ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ

    3.1. Концептуальные основы обеспечения качества производственных процессов 120 3.2 Организация межфункционального управления производственными процессами в целях обеспечения их качества 131 3.3. Построение модели комплексной системы обеспечения качества производственных процессов

    4. РАЗРАБОТКА МЕТОДОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ОСНОВЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИХ ОРГАНИЗАЦИИ

    4.1. Организация производства как механизм обеспечения качества производственных процессов

    4.2 Совершенствование условий организации производства в соответствии с требованиями к качеству производственных процессов 174 4.3. Развитие производственной инфраструктуры как метод обеспечения качества производственных процессов

    5. ОРГАНИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА И КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ

    5.1. Системный взгляд на природу контроля качества процессов в организации производства

    5.2. Структуризация системы организации контроля качества производственных процессов

    5.3. Методический подход к организации мониторинга производственных процессов 241 5.4 Постановка задачи оптимизации трудоемкости контроля качества производственных процессов

    6. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ

    6.1. Классификация затрат на обеспечение качества производственных процессов

    6.2. Методика организации измерения затрат на обеспечение качества производственных процессов

    6.3 Моделирование задачи оптимизации затрат на обеспечение качества производственных процессов

    6.4 Разработка методики оценки влияния затрат на результирующие показатели деятельности предприятия

Теория и методы обеспечения качества производственных процессов на предприятии машиностроения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. Исторически решение вопросов обеспечения качества продукции выдвигалось на первое место при организации производства, изменялись лишь способы и инструменты осуществления производственных процессов. На предприятиях машиностроения основным методом обеспечения качества является контроль, новая парадигма качества содержит требования к недопущению дефектов в производстве путем своевременного выявления и устранения первопричин брака и установления всеобщей ответственности за качество процессов и продукции. Реализация этих требований определяет необходимость приведения в соответствие организационно-технических и социально-психологических условий производства содержанию принципов и методологии системы всеобщего управления качеством, что будет способствовать установлению четких взаимоотношений между подразделениями и исполнителями, повышению их ответственности за обеспечение качества процессов и удовлетворению требований потребителя к качеству выпускаемой продукции.

В современных условиях разработка и внедрение стандартизированных систем качества предопределяет необходимость реализации ряда организационных изменений на предприятии, связанных с положениями политики в области качества, на основе которых формируются новые цели и задачи работы структурных подразделений отдельных работников и предприятия в целом. В связи с этим наиболее значимыми направлениями совершенствования организации производства являются поиск и внедрение новых форм и методов, реализация которых обеспечивает необходимое качество производственных процессов, и как следствие, качество выпускаемой продукции. Особый интерес представляет изучение организационно-технических, управленческих факторов, влияющих на обеспечение качества производственных процессов, что предполагает необходимость разработки теоретических основ и методологического инструментария для обоснования необходимых условий организации производства, в значительной степени гарантирующих выпуск продукции требуемого уровня качества.

Рассматривая степень разработанности темы, необходимо отметить, что вопросы совершенствования организации производства, обеспечения качества процессов и продукции, экономико-математического моделирования, организации управления процессами в производственной системе являются приоритетными направлениями развития предприятий машиностроения.

Теоретическим и практическим аспектам системного подхода к обеспечению качества посвятили свои труды многие зарубежные и отечественные ученые: Ю. П. Адлер, Д. М. Ваймерских, В. Г. Версан, Г. П. Воронин, Ю.П. Глуд-кин, Э. Деминг, Дж. Джуран, К. Исикава, Э. Крайер, Р. Дж. Крейг, Ф. Кросби,.

B.В. Окрепилов, М. З. Свиткин, У. Шухарт и другие.

Значительный вклад в исследование проблем развития и модернизации предприятий, организации производства, оптимизации структуры системы управления, совершенствования деятельности по обеспечению качества процессов в производственной системе внесли такие ученые, как: П. Г. Азгальдов, Ю. П. Анискин, А. В. Гличев, В. Н. Гончаров, Е. Н. Десятирикова, В. А. Лапидус,.

C.Б. Маслов, Н. В. Михайлова, А. Б. Парфеновский, Л. П. Пидоймо, В.Б. Ро-динов, В. Н. Родионова, Ю. М. Солдак, Б. Ю. Сербиновский, О. Г. Туровец, А. Фейгенбаум, В. Е. Швец и другие.

Теоретическим исследованием вопросов, связанных с разработкой и внедрением системы качества на основе методологии всеобщего управления качеством, занимались такие ученые, как: В. А. Качалов, Тито Конти, В. Л. Рождественский, В. Н. Спицнадель, А. Самуэльсон, А. В. Шадрин и др. Рассмотрению проблем экономики качества уделяли внимание: М. И. Бухалков, Е. М. Карлик, В. И. Плеханов, К. М. Рахлин, В. Л. Скрипка, Н. И. Чайка, Дж. Харринг-тон, В. В. Федотов.

В работах вышеперечисленных отечественных и зарубежных ученых также затронуты практические аспекты применения основополагающих принципов и методов обеспечения качества процессов производства. Однако, несмотря на достаточно большое внимание решению вопросов обеспечения качества, до настоящего времени не выработана единая позиция относительно сущности качества производственных процессов, не сформированы концептуальные и методические основы обеспечения качества производственных процессов, не исследовано влияние факторов системы организации производства на обеспечение их качества, не обоснованы приоритеты организационных изменений, обусловленных применением процессного подхода к организации производства и управления предприятием.

В связи с этим возникает необходимость углубления теоретических и методологических основ, изыскания методов, резервов и механизмов обеспечения качества производственных процессов, что подтверждает актуальность темы диссертационной работы, определяет цель и задачи исследования. Работа выполнена в рамках одного из основных научных направлений Воронежского государственного технического университета «Экономика, организация производства и управление на предприятиях» (ГБ 201.25, номер государственной регистрации 01.200.11.2405 и ГБ 204.25, номер государственной регистрации 0120.4 112 888).

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является разработка теории и развитие методологии обеспечения качества производственных процессов на основе совокупности методов, резервов и используемых механизмов.

Для реализации намеченной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:

•разработаны теоретические и методологические основы обеспечения качества производственных процессов, дополнен и упорядочен понятийный аппарат;

• обоснована концепция обеспечения качества производственных процессов с позиции процессного подхода к управлению процессами;

• выявлены наиболее значимые факторы системы организации производства и обосновано их влияние на совершенствование условий обеспечения качества производственных процессов;

• исследованы направления развития систем качества, опыт применения современных принципов обеспечения качества и динамика показателей оценки качества производственных процессов и продукции на предприятиях машиностроения;

• сформирована модель, отображающая структуру комплексной системы обеспечения качества производственных процессов;

• построен механизм управления условиями осуществления производственных процессов;

•разработан методологический подход к формированию и функционированию механизма организации обеспечения качества производственных процессов;

•обоснованы направления развития производственной инфраструктуры;

•разработаны положения по организации мониторинга производственных процессов;

•построена структура системы организации контроля качества производственных процессов, рассмотрены вопросы моделирования процессов производства для решения задачи оптимизации трудоемкости контроля;

•предложены процедура измерения и классификации затрат на обеспечение качества производственных процессов, разработаны методические рекомендации по их оптимизации.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, определяющие развитие методов обеспечения качества производственных процессов.

Объектом исследования являются предприятия отраслей машиностроительной промышленности.

Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составляют труды ведущих отечественных и зарубежных ученых в об7 ласти организации и управления производством, обеспечения качества, материалы и рекомендации научно-практических конференций и семинаров. Методологический инструментарий, используемый для решения поставленных в диссертационном исследовании проблем, базируется на диалектических методах познания, обеспечивающих комплексный и системный подход к их изучению. В процессе исследования использованы следующие методы: экспертные, системного, структурного и факторного анализа, имитационного и диалогового моделирования, экономико-математические, в том числе аналитические, статистические, корреляционно-регрессионные и статистического многомерного анализа и другие.

Анализ обеспечения качества производственных процессов осуществляется на основе предложенных автором и известных методов и методик анализа, а также применяемых и созданных в процессе исследования программных средств для расчетов и моделирования на ЭВМ. Информационной базой диссертационной работы послужили отчетные данные предприятий машиностроения, а также сведения, опубликованные в научной отечественной и зарубежной литературе, периодической печати, материалы исследований автора по данной проблематике, ресурсы сети Интернет.

Концепция научного исследования. Обеспечение качества производственных процессов является одной из важных составляющих системы качества на предприятиях и существенным фактором производства конкурентоспособной продукции. Качество производственных процессов обеспечивается реализацией на предприятии комплекса технических, организационных и управленческих мероприятий, имеющих своей целью создание условий, гарантирующих достижение должного уровня качества процессов, что предполагает формирование на предприятии системы обеспечения качества производственных процессов. Обеспечение качества производственных процессов рассматривается в диссертации как важная функция организации производства, реализуемая путем создания специального механизма, в котором выделяется три блока. Блок обеспечения, в котором реализуются меры по созданию организационных и технических условий обеспечения качества производственных процессов. Блок мониторинга (контроля), в котором формируется информация о состоянии факторов и условий, обеспечивающих надлежащее качество производственных процессов. Блок управления, в котором вырабатываются и осуществляются меры по устранению отклонений от установленных параметров факторов и условий, обеспечивающих качество производственных процессов.

В качестве методологической основы формирования и функционирования системы обеспечения качества производственных процессов в работе используется процессный подход, позволяющий реализовать сопряженность процессов, их идентификацию и взаимодействие в системе обеспечения качества производственных процессов, а также осуществлять оценку эффективности ее функционирования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Качество производственных процессов может быть достигнуто при создании условий, гарантирующих соответствие производственных процессов своему назначению и удовлетворение их характеристик установленным требованиям к качеству результатов, сроку выполнения заказа и к экономии затрат на обеспечение их качества. Обеспечение качества производственных процессов рассматривается как важная функция организации производства. Организация обеспечения качества производственных процессов предполагает объединение всех элементов производственной системы, обусловливающих создание необходимых условий, реализация которых обеспечивает формирование уверенности в том, что требования потребителя к качеству процесса и качеству его результата будут выполнены.

2. При обеспечении качества производственных процессов необходимо учитывать влияние различных организационных факторов, которые сгруппированы в соответствии с элементами системы организации производства: организация трудаорганизация производственных процессоворганизация управления производством. Для оценки влияния перечисленных факторов на обеспечение качества производственных процессов предложена система частных показателей. Выбор наиболее значимых факторов осуществлен с использованием экспертных методов, оценка их влияния на качество производственного процесса проведена с применением метода множественной корреляции, с применением симплекс-метода определены оптимальные значения показателей, характеризующих влияние факторов системы организации производства на уровень дефектности производственных процессов.

3. Реализация концепции обеспечения качества производственных процессов предусматривает использование процессного подхода, позволяющего идентифицировать и управлять взаимодействием процессов, обеспечивать сопряженность процессов по входам и выходам и своевременно реагировать на изменение требований внутренних и внешних потребителей к их качеству. Обосновано предположение, согласно которому процессный подход является средством эффективного функционирования комплексной системы обеспечения качества производственных процессов.

4. Модель комплексной системы обеспечения качества производственных процессов определяет совокупность организационно-технических и управленческих видов деятельности, практика осуществления которых гарантирует достижение требуемого качества производственных процессов и реализуется с применением метода диалогового управления. Функционирование системы позволяет своевременно реагировать на изменения требований потребителя, что проявляется в создании условий для постоянного совершенствования процессов, улучшения их качества и качества результатов, обусловливающих повышение степени удовлетворенности внутреннего и внешнего потребителя.

5. Решение задачи обеспечения качества производственных процессов предполагает формирование механизма управления условиями осуществления производственных процессов, использование которого способствует сокращению производственного цикла за счет ликвидации «разрывов» между процессами и обеспечения их постоянного взаимодействия. Функционирование механизма позволяет рационально организовать производственный процесс для достижения соответствия требований к качеству результатов требованиям к качеству ресурсов, а также управлять организационными условиями производства.

6. Механизм организации обеспечения качества производственных процессов включает в себя комплекс форм и методов организации производственных и трудовых процессов, реализует функции создания условий для достижения заданного качества процессов, оценки состояния условий производства и выработки мер по корректировке производственных процессов, предупреждению причин несоответствий или улучшению качества производственных процессов.

7. Развитие форм и методов обеспечения качества производственных процессов базируется на данных мониторинга и контроля. Для реализации функций мониторинга, включающего наблюдение за процессами, оценку состояния условий производства и выработку мер по совершенствованию условий осуществления процессов с целью обеспечения их качества, предложен методический подход к организации мониторинга производственных процессов.

8. Одним из инструментов мониторинга производственных процессов является контроль, позволяющий провести доказательство соответствия полученных результатов осуществления производственных процессов установленным требованиям к их качеству. Для упорядочения контрольно-измерительной деятельности сформирована система организации контроля качества производственных процессов, в целях структуризации которой использован метод «дерева целей», позволяющий установить вертикальные и горизонтальные связи между исполнителями контрольных функций.

9. С применением метода имитационного моделирования обоснован подход к оптимизации контрольных операций в ходе производственного процесса. Решение этой задачи основано на анализе изменений в производстве с помощью варьирования данных, описывающих параметры производственных процессов и процессов контроля. Построены алгоритм и математическая модель, результатом использования которых явилась возможность минимизации трудоемкости контроля и сокращения длительности производственного процесса.

10. Разработанная методика измерения и анализа затрат на обеспечение качества производственных процессов определяет содержание этапов и приемов анализа, подход к классификации затрат по временному признаку, совокупность показателей оценки эффективности затрат и метод их оптимизации, основанный на обосновании целесообразности внесения изменений в организацию производственного процесса с целью улучшения его качества.

Научная новизна работы заключается в развитии теории и разработке методических положений по обеспечению качества производственных процессов с учетом влияния факторов организации производства, что позволяет сформировать совокупность принципов, подходов и методов, обеспечивающих создание и поддержание организационных условий, необходимых для формирования уверенности в выполнении требований к качеству производственных процессов.

Конкретная научная новизна выражается в следующих основных положениях:

• Раскрыто и обосновано содержание категории «качество производственного процесса» как совокупности параметров, определяющих способность процесса соответствовать своему назначению и удовлетворять установленные и предполагаемые требования внутренних и внешних потребителей к качеству получаемых результатов, использование которой в практической деятельности позволит эффективно организовать процесс при рациональном использовании всех видов ресурсов.

• Обоснован методологический подход, согласно которому обеспечение качества производственных процессов является важной функцией организации производства, реализуемой путем разработки и осуществления организационных и технических условий, гарантирующих достижение должного качества процессов, и предполагающей организацию мониторинга и оперативного управления деятельностью по реализации этих условий.

• Предложена классификация факторов организации производства, определяющих собой качество производственных процессов, основанная на учете их влияния на конкретные качественные характеристики процессов и позволяющая обосновать необходимость формирования комплекса организационных условий, обеспечивающих надлежащее качество производственных процессов.

• В решении задачи формирования системы обеспечения качества производственных процессов использован принцип процессного подхода, обусловливающий необходимость рассмотрения всех организационных процессов, протекающих в системе во взаимосвязи и взаимодействии, соблюдая необходимую последовательность процедур и действий, закрепленных за управленческими подразделениями и конкретными исполнителями.

• Предложена модель комплексной системы обеспечения качества производственных процессов, ориентированная на реализацию функций создания и поддержания организационно-технических условий, способствующих достижению требуемого качества процессов, и отличающаяся возможностью учета целей стратегического управления и адаптации системы к изменениям условий внутренней и внешней среды.

• Разработан механизм управления условиями осуществления производственных процессов, алгоритм реализации которого позволяет выявить отклонения и регулировать текущие параметры процессов, наличие необходимых ресурсов и условий производства, обеспечивающие качество производственных процессов. Особенностью механизма является своевременная идентификация и устранение возможных отклонений в процессах, что позволяет поддерживать их параметры в рамках требований, предъявляемых внутренними и внешними потребителями.

• Разработан механизм организации обеспечения качества производственных процессов, включающий блоки организации труда, организации функционирования орудий труда и организации управления производственными процессами, функцией которых является формирование факторов и условий, обеспечивающих достижение заданного уровня качества процессов. Предложенный механизм предполагает возможность оценки качества производственных процессов по разработанным в работе критериям, определяющим уровни реализации факторов и условий обеспечения качества и формирования мер по совершенствованию организации производства в целях улучшения качества процессов.

• Разработан методический подход к организации мониторинга производственных процессов, основанный на оценке способности процессов обеспечивать запланированные результаты и позволяющий использовать полученную информацию о состоянии факторов и условий производства для выработки решений по корректировке и регулированию производственных процессов в целях достижения должного качества.

• Предложена имитационная модель производственного процесса, реализованная в форме алгоритма, имеющая блочную структуру, что позволяет задавать в интерактивном режиме характеристики производственных процессов, получать достоверную статистику, определять места расположения контрольных операций в производстве, отличающаяся возможностью сокращения трудоемкости контроля за счет рациональной его организации и уменьшения длительности производственного цикла.

• Разработана методика измерения затрат на обеспечение качества производственных процессов, отличающаяся выделением с использованием временного признака текущих затрат и единовременных затрат на обеспечение качества, включающая процедуры измерения затрат и метод их оптимизации, основанный на сравнении затрат на обеспечение качества и затрат на совершенствование организации производственных процессов.

Практическая значимость работы определяется возможностью широкого использования теоретико-методологических положений и практических рекомендаций при разработке программ обеспечения качества производственных процессов на машиностроительных предприятиях. Изложенные в диссертации теоретические и методологические положения используются в рамках дисциплин «Менеджмент предприятия», «Управление качеством» в Воронежском государственном техническом университете при подготовке инженеров-экономистов специальности 80 502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)" — бакалавров по направлениям 80 500 «Менеджмент» и 80 100 «Экономика" — слушателей факультета переподготовки кадров по направлению «Организация производства», а также при проведении комплекса лекционных и практических занятий на предприятиях по дисциплине «Управление качеством производства» в рамках проекта подготовки управленческих кадров «Делфи-2» (Воронеж, 2005) и в рамках Московского проекта подготовки кадров по проблемам внедрения стандартов МС ИСО 9000 (Воронеж, 1996).

Результаты диссертационного исследования реализованы при проведении госбюджетных научно-исследовательских работ Воронежского государственного технического университета по теме «Экономика, организация производства и управление на предприятии» (ГБ 25.01, ГБ 25.04) в ФГУП «ВМЗ», ОАО «Кран-Узловский машиностроительный завод», ОАО «Воронежсельмаш», ФГУП НИИ «АСПК», ОАО «ВАСО», ОАО «ВЭКС» что подтверждено соответствующими актами о внедрении. В рамках программы инновационного развития, реализуемой Ассоциацией экономического взаимодействия субъектов РФ, входящих в центрально-федеральный округ «Центр Черноземье», автором разработана методика анализа функционирования системы качества.

Апробация результатов исследования. Разработанные автором теоретические и методические положения докладывались и обсуждались на следующих конференциях, совещаниях, семинарах: Региональном научно-практическом семинаре «Функционально-стоимостной анализ как метод выявления резервов производства в условиях рыночных отношений» (Воронеж, 1997) — Международной научно-практической конференции «Организационные и экономические проблемы становления конкурентоспособного производства» (Воронеж, 1999) — Внутривузовской научно-практической конференции «Проблемы экономики и организации производства на предприятиях» (Воронеж, 2001) — Внутривузовской научно-практической конференции «Экономика, организация и управление предприятием» (Воронеж, 2002) — Всероссийской научно-практической конференции «Организационно-экономические проблемы развития промышленных предприятий» (Воронеж, 2002) — Всероссийской научно-практической конференции «Организация производства в трансформационной экономике: теория и практика» (Воронеж, 2002) — Внутривузовской научно-практической конференции «Экономика, организация и управление на предприятиях» (Воронеж, 2002) — Всероссийской научно-практической конференции «Повышение конкурентоспособности предприятий и организаций» (Пенза, 2003) — Региональной научно-практической конференции «Управление качеством» (Воронеж, 2003) — Всероссийкой научно-практической конференции «Стабилизация экономического развития РФ» (Пенза, 2003) — Международной научно-практической конференции «Инновационные процессы в управлении предприятиями и организациями» (Пенза, 2003) — Межвузовской научно-практической конференции «Интеллектуализация управления в социальных и экономических системах» (Воронеж, 2004) — Внутривузовской научно-практической конференции «Экономика, организация производства и управления на предприятиях» (Воронеж, 2005) — Всероссийской научно-практической конференции «Экономические проблемы реализации стратегических решений в производстве» (Воронеж, 2005) — Внутривузовской научно-практической конференции «Проблемы экономики и организации производства на предприятиях» (Воронеж, 2006) — Международной научно-практической конференции «Проблемы экономики, организации и управления предприятиями, отраслями, комплексами в разных сферах народного хозяйства» (Новочеркасск, 2005) — Совещания президиума Академии организаторов производства (Воронеж, 2006), а также научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава ВГТУ (1997;2006).

Результаты апробации методики анализа затрат на обеспечение качества производственных процессов (ОАО «Кран-Узловский машиностроительный завод») показали положительные результаты в совершенствовании деятельности в области обеспечения качества, что способствует снижению как затрат на обеспечение качества, так и общепроизводственных затрат. Внедрение методики оценки результативности системы обеспечения качества производственных процессов (ОАО «ВАСО») предопределило возможность выявления направлений развития форм и методов обеспечения качества процессов в производстве. Внедрение методики оценки влияния факторов на организацию обеспечения качества производственных процессов (ОАО «ВЭКС») способствовало повышению гибкости системы обеспечения качества и организации производства. Разработанная методика организации мониторинга и контроля процессов в производстве ФГУП НИИ «АСПК» позволило выявить направления деятельности по обеспечению качества производственных процессов и качества их результатов.

Публикации. По теме диссертации опубликованы 44 научные работы, в том числе 16 — в изданиях, рекомендованных ВАК РФ. В работах, опубликованных в соавторстве, лично автору принадлежат: показатели оценки влияния качества процессов на эффективность производстваметоды интеграции процессов в системе качестваметоды управления качеством процессовподход к обеспечению и улучшению качества производственных процессовподход к построению системы информационной поддержки для обеспечения качества процессовметоды обоснования организационных изменений в системе качестваконцепция процессного подхода к обеспечению качества производственных процессов и ее применение в практике организации производства.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, шести глав, включающих 21 параграф, заключения, изложенных на 373 страницах, библиографического списка из 287 наименований и приложенийсодержит 51 таблицу и 57 рисунков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Обосновано содержание понятия качества производственного процесса как совокупного показателя, характеризующего способность процесса соответствовать своему назначению. Установлено, что качество производственных процессов обеспечивается созданием на предприятии комплекса соответствующих условий, реализация которых позволяет достигать удовлетворенность внутреннего и внешнего потребителя в качестве процесса и в качестве его результата.

2. Предложен методический подход к оценке влияния организационно-управленческих факторов на качество производственных процессов, позволяющий выявить наиболее значимые факторы, определяющие необходимые условия организации производства, способствующие достижению должного качества производственных процессов. Проведенный анализ выявил, что наиболее значимыми факторами, влияющими на качество производственных процессов, являются: организация командной работы, организация мониторинга и метрологического обеспечения, мотивированность работников к участию в работе по улучшению качества процессов, оптимальность производственной инфраструктуры. Апробация предложенного метода анализа позволила установить зависимость качества производственных процессов от степени ритмичности, технического уровня производства, коэффициента загрузки оборудования и рабочего.

3. Сформулирована концепция обеспечения качества производственных процессов, определяющая необходимость создания специального механизма, реализация которого создает предпосылки для обеспечения и поддержания необходимых условий производства за счет своевременной ликвидации несоответствий и отклонений в процессах. Доказано, что обеспечение качества производственных процессов является важной функцией организации производства.

4. Исследован характер изменений форм и методов реализации закономерностей организации производства, обусловленных применением процессного подхода, позволяющего реализовать сопряженность процессов, их идентификацию и взаимодействие в системе обеспечения качества производственных процессов.

5. Проведен анализ деятельности предприятий по обеспечению качества и динамики показателей оценки качества процессов и продукции, на основе которого установлено, что удельный вес брака на анализируемых предприятиях колеблется в пределах 0,12−0,39, коэффициент сдачи продукции с первого предъявления составляет в среднем 0, 82, коэффициент качества работы подразделений находится в пределах 0,8−0,92, также выявлен рост затрат на обеспечение качества. Проведенные исследования показали, что на предприятиях отсутствуют должные условия для обеспечения качества производственных процессов.

6. Разработана модель комплексной системы обеспечения качества производственных процессов, основанная на взаимосвязи целей стратегического управления предприятием, адаптации к изменениям внешней среды, оценке поставщиков ресурсов, состоящая из подсистем: создания условий производства, мониторинга процессов и управления условиями осуществления производственных процессов.

7. Предложен механизм управления условиями осуществления производственных процессов, функционирование которого позволяет постоянно наблюдать за условиями и факторами производства и вырабатывать решения по устранению выявленных отклонений от установленных параметров производственных процессов.

8. Разработан методический подход к формированию механизма организации обеспечения качества производственных процессов, содержащего комплексы организационно-технических, экономических, управленческих и трудовых мероприятий, функционирование которого осуществляется на основе диагностики факторов и условий производства.

9. Обоснованы направления развитая производственной инфраструктуры, являющейся ресурсом системы обеспечения качества производственных процессов, реализация которых позволяет эффективно организовать обслуживающие и вспомогательные процессы, улучшить нормативно-техническую базу производства, рационально организовать трудовые и логистические процессы. Доказано, что для построения оптимальной производственной инфраструктуры необходимо организовать комплексно-регламентированное обслуживание производства.

10. Определены методологические основы организации мониторинга производственных процессов, включающего наблюдение за процессом, анализ его параметров и обоснование решения о необходимости улучшения качества процесса, при функционировании которого формируется система информации о состоянии факторов и условий производства. Апробация авторских разработок показала, что организация мониторинга позволяет совершенствовать условия производства и регулировать параметры производственного процесса.

11. Предложен метод имитационного моделирования для построения модели организации производственного процесса, включающей параметры технологических и контрольных операций, позволяющей определить оптимальное расположение контрольных точек в производственном процессе на основе критерия минимизации потерь от наиболее вероятных дефектов. Апробация данного метода подтвердила возможность сокращения трудоемкости контроля за счет рациональной его организации и уменьшения длительности производственного процесса, что позволяет сократить затраты на его осуществление.

12. Разработана методика измерения затрат на обеспечение качества производственных процессов, позволяющая упростить процедуру их учета и анализа, содержащая формулировку экономической сущности категории затрат, показатели оценки затрат и экономико-математическую модель их оптимизации, основанную на сравнении фактических затрат и затрат на улучшение качества производственных процессов. Результаты апробации методики показали высокую эффективность применяемого метода оптимизации затрат на обеспечение качества производственных процессов для формирования плана мероприятий по снижению общепроизводственных затрат.

Показать весь текст

Список литературы

  1. . Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования бизнес-процессов: пер. с англ. С. В. Арикичева / Б. Андерсон- под ред. Ю. П. Адлер. -М.: РИА «Стандарты и качество», 2003.272 с.
  2. . Ю.П. Управление качеством / Ю. П. Адлер, Т. М. Полховская, П. А. Нестеренко // Семь простых методов, — М.: РИА «Стандарты и качество», 2001. Ч. 1.176 с.
  3. Ю.П. Лидерство как механизм постоянного обеспечения конкурентоспособности / Ю. П. Адлер, В. В. Липкина // Стандарты и качество. 2000.№ 10. С. 14−22.
  4. Ю. П. Система менеджмента качества организации: почему она не дает отдачи? / Ю. П. Адлер, Т. М. Полховская // Стандарты и качество. № 5. 2004. С.48−54.
  5. Ю.П. Управление качеством: статистический подход / Ю. П. Адлер М.: Знание. 179.49 с.
  6. Ю.П. Оперативное статистическое управление качеством / Ю. П. Адлер, Б. Л. Розовский. -М.: Знание, 1984. 55с.
  7. Ю.П. Экономика качества как система / Ю. П. Адлер, С.Е. Щепе-това // Методы менеджмента качества. 2002.№ 5.С. 4−9.
  8. Ю.П. Люди качества / Ю. П. Адлер // Стандарты и качество № 7. 1999. С. 18−22.
  9. Ю.П. Процессное описание бизнеса / Ю. П. Адлер, С.Е. Щепето-ва // Методы менеджмента качества. 2002. № 2. С. 52−59.
  10. Ю.Андерсон А. Улучшение через упрощение / А. Андерсон // Методы менеджмента качества. 2003. № 7. С. 25−32.
  11. В.В. Использование компьютерных технологий при создании системы качества/В.В. Барабанов // Сертификация, 2000. № 3. С. 35−42.
  12. В.М. Повышение конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности на основе современного маркетинга: монография / В. М. Баутин. Воронеж: ВГТА, 2006,140с.
  13. В.М. Форомирование эффективных стратегий развития экономического потенциала предприятия прищевой промышленности: монография / В. М. Баутин. Воронеж: ВГТА, 2006,140с.
  14. Н.Баутин В. М. Организация нормирования производственных ресурсов на предприятиях пищевой промышленности: монография / В. М. Баутин. Воронеж: ВГТА, 2006,137с.
  15. С.Ф. Качество продукции и культура производства основа качества жизни / С. Ф. Безверхий // Стандарты и качество. -М.: РИО «Стандарты и качество». 1996. № 1. С. 42−48.
  16. П.В. Повышение качества организации промышленного производства / П. В. Беленький, Т. В. Машталер. -Львов: Свит. 1990.168 с.
  17. М. Управление качеством: затраты и выгоды / М. Браун // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 1. С. 95−100.
  18. Г. Н. Качество продукции и научно-технический прогресс / Г. Н. Бобровников и др. М.: Стандарты, 1988. 316 с.
  19. В.В., Горелов Л. С. Особенности структуры компьютерной системы управления качеством / В. В. Бочаров, Л. С. Горелов // Стандарты и качество. -М.: РИО «Стандарты и качество», 2002.- № 8.- С. 15−21.
  20. Е.В. Математические методы моделирования экономических систем / Е. В. Бережная, В. И. Бережная. -М.: Финансы и статистика, 2002. 386с.
  21. Британский стандарт BS6143: 1990. Руководство по экономике качества 41. Модель затрат на процесс. М.: НТК «Трек», 1999.28 с.
  22. А.Л. Россия в XXI веке. Качество жизни и стандартизация / А. Л. Васильев // -М.: РИО «Стандарты и качество», 2003.-440 с.
  23. В.Н. Организация производства в условиях рынка / В. Н. Васильев. -М.: Машиностроение, 1993.-368 с.
  24. С.А. Управление качеством продукции / С. А. Варакута. М. ИНФРА-М, 2002.207 с.
  25. В. Принципы японского управления / В. Вахрушев, — М.: ФОЗБ, 1992.218 с.
  26. Д.А. Всеобщее управление качеством: стратегии и технологии, применяемые сегодня в успешных компаниях (TQM) / Д. А. Ваймерских. СПб.: «Виктория плюс», 2002.- 256 с.
  27. О.А., Мирошников В. В. Создание систем менеджмента качества в организации / О. А. Горленко, В. В. Мирошников. М.: Машиностроение, 2002. 126 с.
  28. Джуран Век качества / Джуран // Европейское качество. Деловое совершенство. Дайджест. 2005. № 1. С. 5−7.
  29. В.Г. Стандарты ИСО 9000 версии 2000 / В. Г. Версан // Сертификация. 2001. № 4. С. 4−8.
  30. В.Г. Интеграция производства и управления качеством / В. Г. Версан, В. И. Сиськов, Л. Г. Дубицкий. и др. М.: Изд-во стандартов, 1995. 288 с.
  31. В.Г. Интеграция управления качеством продукции. Новые возможности /В.Г. Версан.- М.: Стандарты, 1995.- 360 с.
  32. Выгоды издательства стандарта ИСО серии 9000 версии 2000 г. // Век качества. 2001. № 1. С. 5−12.
  33. Г. Сделай так, чтобы было / Г. Воронин // Стандарты и качество, 2003. № 11. С.6−8.
  34. В.Н. Организация технического контроля на промышленных предприятиях / В. Н. Войтоловский, В. Н. Федотов. -М.: Изд-во стандартов, 1983.214 с.
  35. Геллер В. Е Организация контроля качества продукции в машиностроении / В. Е. Геллер, В. М. Синьков. -М.: Машиностроение, 1972. 232 с.
  36. . Бизнес со скоростью мысли / Б. Гейтс.- М.: ЭКСМО- Пресса. 2001. 146 с.
  37. Гегель. Энциклопедия философских наук, 90.-М., 1974. т.1.228 с.
  38. А.В. Концептуальные подходы к решению проблемы качества в современных условиях и задачи Академии проблем качества / А. В. Гличев // Стандарты и качество. 1996. № 12. С.12−18.
  39. А.В. Современное представление о механизме управления качеством продукции / А. В. Гличев // Стандарты и качество. 1995. № 5. С. 4756.
  40. Всеобщее управление качеством: учебник для вузов/ О. П. Глудкин и др. -М.: Радио и связь, 1999. 600 с.
  41. Управление качеством электронных средств / О. П. Глудкин, А. И. Гуров, А. И. Коробов и др.- под ред. Ю. П. Глудкина. М.: Высш. шк., 1994. 182 с.
  42. .В. Математика и контроль качества продукции /Б.В. Гне-денко.- М.: Знание, 1978.64 с.
  43. Система адаптации и организации сборочного производства / В. Н. Гончаров, A.M. Зинченко, С. В. Антонов, Н. В. Зинченко: монография.- Луганск. Книжный свет, 2002.136 с.
  44. В.Н. Организация инновационной деятельности предприятий машиностроительной отрасли / В. Н. Гончаров, О. А. Горовая // Организатор производства: теоретический и науч.-практ. журнал. М.: Экономика и финансы. 2006. № 3. С. 58−60.
  45. О.А., Мирошников В. В. Создание систем менеджмента качества в организации /О.А. Горленко, В. В. Мирошников.- М.: Машиностроение, 2002. 126 с.
  46. В.Н. Обеспечено качества в атомной энергетике и промышленности / В. Н. Горлов, В. А. Качалов, А. В. Петров. М.: Изд-во AT, 1995. Вып. 8, 208с.
  47. ГОСТ Р 15 467- 79. Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения.
  48. ГОСТ Р ИСО 9004:2001. Система менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.
  49. ГОСТ Р ИСО 9000:2001. Система менеджмента качества. Основные положения и словарь.
  50. ГОСТ Р ИСО 9001:2001. Система менеджмента качества. Общие требования.
  51. ГОСТ Р ИСО 9000:2001. Системы менеджмента качества. М.: Госстандарт России. — 2001.
  52. ГОСТ 16 504–81. Системы государственных испытаний. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения.
  53. Дж. К. Американский менеджмент на пороге XX века: пер. с англ. / Дж. К. Грейсон, O.K. Дейл.- М.: Экономика, 1991.319 с.
  54. Е.В. Проблемы управления качеством и повышения конкурентоспособности на международных рынках /Е.В. Григорьев // Сертификация. 2000. № 5. С. 15−21.
  55. Давид Марка Методология структурного анализа и проектирования: пер. с англ. / Д. Марка, М. Г. Клемент. -М.: 1993,240 с.
  56. Дж. Качество в истории цивилизации, в 3 т. / Дж. Джуран. -М.: РИА «Стандарты и качество», 2004. www.mirq.ru, www.stq.ru.
  57. Дж. Достижимо ли лидерство в качестве? / Дж. Джуран // Европейское качество. 2003. № 1,2.
  58. Э. Лекции перед японскими менеджерами в 1950 г. /Э.Деминг //Методы менеджмента качества. 2000. № 10. С. 8−12.
  59. В.Э. Выход из кризиса высокое качество продукции: пер. с англ. / В. Э. Деминг. — Тверь: «Альфа», 1994. 498 с.
  60. Д.С. О затратах на качество продукции в новых экономических условиях / Д. С. Демиденко // Стандарты и качество. 2000. № 5. С.45−49.
  61. Е.Н. Основы теории и информационных технологий управления в простых и сложных системах: учеб. пособие / Е. Н. Десятирикова, А. А. Сирота.- Воронеж: ВГУ. 2007.260 с.
  62. Е.Н. Информационные технологии в управлении большими экономическими системами: концепция и моделирование: монография /Е.Н. Десятирикова. -Воронеж: ВФ МГУК, 2000.410с.
  63. Е.Н. Информационный подход к синтезу информационных структур управления проектом / е.Н. Десятирикова, А. Н. Десятириков, В. В. Гостев // Системы управления и информационные технологии. -М.: № 1.2(23). 2006. С.237−241с.
  64. Е.Н. Экономико-математические модели в информационных системах / Е. Н. Десятирикова ППП № госрегистации 50 200 601 050, № отраслевой регистрации разработки 6452,2006.
  65. Д. Все о качестве: Зарубежный опыт. Высший уровень руководств и качество / Д. Джуран. М.: 1993. Вып. 2.153 с.
  66. М.К. Качество и конкурентоспособность продукции / М. К. Долинская. М.: Изд-во стандартов, 1995.284 с.
  67. А. Т. Самгин А.А. Организационные принципы контроля качества продукции / А. Т. Зепунов, А. А. Самгин. М.: Изд-во стандартов. 1993. 276 с.
  68. B.C. Контроль качества продукции машиностроения / B.C. Иванов, А. Н. Зуев. М.: Машиностроение, 1990. 315 с.
  69. Н.Ф. Опыт организации и проведения внутренних проверок качества / Н. Ф. Изотов // Стандарты и качество. 1996. № 3. С. 21 22.
  70. Н.Д. Спрос, анализ и управление / Н. Д. Ильенкова.-М.: Финансы и статистика, 1997. 315 с.
  71. А.А. Имитационное моделирование в оперативном управлении производством / А. А. Соломатин. М.: Машиностроение, 1994.208 с.
  72. К. Японские методы управления качеством: пер. с англ. / К. Исикава. М.: Экономика, 1988. 215 с.
  73. ИСО 8402. Системы качества. Словарь терминов и определений. М., 1996.
  74. ИСО 9000: 2000. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М., 2001.
  75. В.А. Практическое применение методологии TQM /В.А. Качалов // РИА «Стандарты и качество». 2001. № 12. С. 58−64.
  76. В.А. Ошибки в менеджменте качества / В.А. Качалов// Стандарты и качество. № 6.2003. С. 45−50.
  77. И.В. Организационные резервы улучшения качества производственных процессов / И. В. Каблашова // Организатор производства: теоретический и науч.-практ. журнал. М.: Экономика и финансы. 2005. № 3(26). С. 70−74.
  78. И.В. Всеобщее управление качеством (TQM): проблемы, решения: монография /И.В. Каблашова. Воронеж: ВГТУ, 2000.153 с.
  79. И.В. Теория и методы обеспечения качества процессов производства: монография / И. В. Каблашова. Воронеж: ВГТУ, 2005.215 с.
  80. И.В. Вопросы совершенствования менеджмента качества продукции и экологии / И. В. Каблашова // Вестник Воронежского государственного технического университета. Сер. Экономика и управление. 2002. Вып. 5.1. С. 59−63.
  81. И.В. Организационные изменения на предприятии при внедрении процессного подхода / И. В. Каблашова // Вестник Вестник Воронежского государственного технического университета. Сер. Экономика и управление. 2004. Вып. 5.3. С. 65−71.
  82. И.В. Философия качества: от качества продукции к качеству процессов / И. В. Каблашова // Организатор производства: теоретический и науч.-практ. журнал. М.: Экономика и финансы. 2004. № 3(22). С. 1517.
  83. И.В. Эволюция подходов к обеспечению качества процессов производства / И. В. Каблашова // Организатор производства: теоретический и науч.-практ. журнал. М.: Экономика и финансы. 2004. № 2(21). С. 1418.
  84. И.В. Методы и функции обеспечения качества в методологии TQM / И. В. Каблашова // Организатор производства: теоретический и науч.-практ. журнал. М.: Экономика и финансы. 2005. № 3(26). С.70−74.
  85. И.В. Организационные резервы постоянного улучшения качества производственных процессов / И. В. Каблашова // Организатор производства: теоретический и науч.-практ. журнал. М.: Экономика и финансы. 2005. № 4(27). С.11−18.
  86. И.В. Методика анализа стабильности и качества производственных процессов / И. В. Каблашова // Организатор производства: теоретический и науч.-практ. журнал. М.: Экономика и финансы. 2006. № 2(29). С. 74−77.
  87. И.В. Методика измерения и анализа затрат на обеспечение качества производственных процессов / И. В. Каблашова // Организатор производства: теоретический и науч.-практ. журнал. М.: Экономика и финансы. 2006. № 3(30). С. 83−86.
  88. И.В. Реализация концепции процессного подхода к организации производства / И. В. Каблашова // Экономика и производство: ежемесячный науч.-техн. журнал. М. 2006. № 3. С. 55−58.
  89. И.В. Концептуальная модель организации производства и улучшения качества процессов / И. В. Каблашова // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2006. Т.2. № 9. с. 22−28.
  90. И.В. Организационный подход к проектированию системы всеобщего контроля качества / И. В. Каблашова // Машиностроитель. М.: Вираж-Центр. 2006. № 9. С. 13−16.
  91. И.В. Методика оценки взаимосвязи затрат на качество с результирующими показателями деятельности предприятия / И.В. Каблашова//Вестник Воронежского государственного университета. 2006. Т.2. № 9. С.167−176.
  92. И.В. Концепция затрат и методы качества производственных процессов / И. В. Каблашова // Машиностроитель. М.: Вираж-Центр. 2006. № Ю. С. 20−23.
  93. И.В. Концепция процессного подхода и ее применение в практике организации производства / И. В. Каблашова // Стандарты и качество. М.: РИО «Стандарты и качество».2007. № 2. С. 97.
  94. И. В. Эволюция и обеспечению качества процессов в производстве продукции / И. В. Каблашова // Организатор производства: теоретический и науч.-практ. журнал. М.: Экономика и финансы. 2004. № 22, с. 49.
  95. И.В. Менеджмент проектирования системы качества / И. В. Каблашова // Теория и практика организационно-экономического развития предприятия: межвуз. сб. науч. тр. Воронеж: ВГТУ, 1997. С. 82−87.
  96. И.В. Управление процессами обеспечения качества продукции / И. В. Каблашова // Россия XXI век: опыт, проблемы, контуры развития: межвуз. сб. науч. тр. Воронеж: ВГТУ, 2001.4.1. С. 145−148.
  97. И.В. Организация реконструирования системы управления качеством на предприятия / И. В. Каблашова, В. В. Решетов // Управление качеством: материалы регион, науч.-практ. конф. Воронеж, 2003. С. 127−132.
  98. И.В. Обеспечение «неформального» внедрения и «жизнеспособности» системы качества / И. В. Каблашова // Междунар. труды Академии науки и практики организации производства. М., 2005. Т.7. С.60−66.
  99. И.В. Совершенствование организации технического контроля качества продукции в машиностроении: дис. канд. эконом, наук / ВГТУ. Воронеж, 1987.
  100. В.А. Насколько точно «русское лицо» стандартов ИСО серии 9000:2000 / В. А. Качалов // Стандарты и качество. 2002. № 6. С. 21−29.
  101. В.А. Сертификация систем менеджмента качества как основа перехода к TQM / В. А. Качалов // Стандарты и качество 1997. № 8. С. 4653.
  102. Качество в XXI веке. Роль качества в обеспечении конкурентоспособности и устойчивого развития / под ред. Т. Конти, Г. Ватсон — Пер. с англ. А. Раскина. М.: РИА «Стандарты и качество», 2005.280 с.
  103. Е.Н. Затраты на обеспечение и повышение качества продукции, их классификация / Е. Н. Карлин, Д. С. Демиденко // Стандарты и качество. 1977. № 8. С.27−29.
  104. Качество в истории цивилизации. М.: РИА «Стандарты и качество», 2004.Т. 3.
  105. С.Н. Управление качеством и ИСО 9000 / С. Н. Каменков. М.: РИА «Стандарты и качество», 2000.258 с.
  106. Е.А. Статистическое регулирование и контроль качества / Е. А. Клейман. М.: Изд-во стандартов. 1966.116 с.
  107. Т. Самооценка в организации: пер. с англ. / Т. Конти. М.: РИА «Стандарты и качество», 2003.328 с.
  108. Д. Статистические методы контроля качества: пер. с англ. / Д. Клоуден. М.: Физматгиз. 1961.244 с.
  109. Г. Я. Организация производственных процессов.: Монография /Г.Я. Кожекин, JI.H. Синица. М.: Экоперспектива, 1998.334 с.
  110. Т. Качество в XXI веке. Роль качества в обеспечении конкурентоспособности и устойчивого развития / под ред. Т. Конти, Е. Конти, Г. Ватсона, пер. с англ. А. Раскина. М.: РИА «Стандарты и качество», 2005.
  111. Краткий политический словарь. М.: Политиздат: 1978.415 с.
  112. В.М. Методология процессного подхода в ИСО 9000: 2000//Стандарты и качество. 2000. № 13. С. 45−54.
  113. Крейг Роберт Дж. ИСО:9000: Руководство по сертификации систем качества: пер. с англ. Н. Г. Плетневой. / Дж. Роберт Крейг. М.: РИА «Стандарты и качество», 2001.184 с.
  114. Р. Качество и Я. Жизнь бизнесмена в Америке: пер. с англ.
  115. A.В. Денисова, О. В. Замятиной./ Р. Кросби. М.: РИА «Стандарты и качество», 2003.264 с.
  116. Г. Д. Зарубежный опыт управления качеством. М.: Изд-во стандартов, 1992.316 с.
  117. Г. Д. Зарубежный опыт управления качеством / Г. Д. Крылова. М.: Изд-во стандартов, 1992.137 с.
  118. М.Г., Сергеев С. К. Менеджмент систем качества / М. Г. Круглов, С. К. Сергеев. М.: Изд-во стандартов, 1999.237 с.
  119. A.M. Функциональный анализ: выявление, определение и классификация функции / A.M. Кузьмин, А. А. Барышников, Е. А. Кузьмина // Машиностроитель. 2001. №. С. 33−39.
  120. A.M. Повышение технического уровня и качества продукции / A.M. Колесников. М.: Стандарты, 1996.216 с.
  121. И.А. Стандартизация в условиях становления рыночных отношений / И. А. Коровин // Стандарты и качество. 1996. № 2. С. 15−21.
  122. В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях/
  123. B.А. Лапидус. М.: Новости, 2000.432 с.
  124. В.А. Конфликт TQM с постсоветским менеджментом на российском предприятии / В. А. Лапидус // Методы менеджмента качества. 2002. № 2. С.3−8.
  125. В.А. Конфликты TQM с менеджментом на типичном российском предприятии. Болезни российского менеджмента / В. А. Лапидус // Методы менеджмента качества. 2000. № 2. С. 3−9.
  126. Статистический контроль качества продукции на основе принципа распределения приоритетов /В.А. Лапидус, М. И. Розно, А. Б. Глазунов и др. М.: Финансы и статистика, 1991.244 с.
  127. В.А. Статконтроль качества на основе принципа распределения приоритетов /В.А. Лапидус, М. И. Розно. М.: Финансы и Статистика, 1991.232 с.
  128. В.А. На что потрачен век / В. А. Лапидус // Методы менеджмента качества. 2000. № 6. С. 4−11.
  129. В.А., Глазунов А. В. Статистический контроль качества процессов / В. А. Лапидус, А. В. Глазунов. М.: Финансы и статистика, 1999.244 с.
  130. Дж. Опыт о человеческом разуме: соч. в 3 т. / Дж. Лонк. Т.2. Институт философии РАН. М.: Мысль. 1985. 183 с.
  131. Я.П. Статистические оценки результатов контроля качества/Я.П. Лумельский. М.: Изд-во стандартов, 1979.200 с.
  132. Малая энциклопедия качества / под общ. ред. Ю.В. Васильева- пер. с хорватского А. Н. Беленькой.- М.: РИА «Стандарты и качество», 2003. Ч.З. 224 с.
  133. Малая энциклопедия качества. Н. Иняц. М.: РИА Стандарты и качество, 2003.
  134. Математические методы в организации производства / под ред. С. А. Думблера. М.: Машиностроение, 1996.207 с.
  135. И.Н. О совершенствовании работ по стандартизации / И. Н. Матвеева // Стандарты и качество 1999. № 9. С.56−61.
  136. Материалы международного семинара для менеджеров систем качества. Переход от ИСО 9000: 94 к ИСО 9000: 2000. Ялта, 2000. 58 с.
  137. Материалы XI международной конференции «Менеджмента и качества на пороге XXI» // Стандарты и качество. СПб.: 2000. № 11. С. 63−78.
  138. Материалы 47-го Конгресса ЕОК / Перевод выступления Фрэнка Пота, директора по вопросам работы и трудоустройства компании ТНО (Голландия).
  139. Международный стандарт ИСО 9000−1-94. Общее управление качеством и стандарты по обеспечению качества. Часть I. Руководящие указания по применению.
  140. Международный стандарт ИСО 9001:94. Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании, разработки, производстве, монтажа и обслуживании.
  141. Автоматизация управления документооборотом в системе качества предприятия / М. Мелькульчик и др. // Методы менеджмента качества. 2003. № 4. С. 38−45.
  142. JI.A. Опыт взаимоконтроля качества работы на машиностроительных предприятиях/Л.А. Мельник. Черновцы, 1988. 158.
  143. Г. П. Основы терминоведения / Г. П. Мельников. М.: Изд-во. ун-та Дружбы народов. 1994.238 с.
  144. Менеджмент качества и международные стандарты ИСО 9000:2000 // Материалы семинара в рамках программы ИСО.-Воронеж, 2001. 79 с.
  145. Дж. Контрольные карты: пер. с англ. / Дж. Мердок. М.: Финансы и статистика, 1986.132 с.
  146. Е.А. Основы бенчмаркинга: эволюция концепции качества /Е.А. Михайлова // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 2. С. 4549.
  147. Е.А. Основы бенчмаркетинга: эволюция концепций качества / Е. А. Михайлова // Менеджмент в России и зарубежом. 2001. № 2. С. 512.
  148. Э.Г. Основы стандартизации и контроля качества продукции / Э. Г. Мурадов.- М.: Стандартов, 1992.235 с.
  149. МС ИСО 9004−4: 1993. Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания по улучшению качества.
  150. МС ИСО 9004: 2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.
  151. К. Некоторые аспекты внедрения систем качества в промышленности / К. Мюллер // Стандарты и качество. 1998. № 3. С. 58−64.
  152. B.C. Статистические методы в управлении качеством продукции /B.C. Мхитарян. М.: Финансы и статистика, 1998. 275 с.
  153. B.C. Статистические методы в управлении качеством продукции / B.C. Мхитарян. М.: Финансы и статистика, 1982. 119с.
  154. А.А. Система качества может деградировать / А. А. Небалуева // М.: МК. № 5,2004. С. 5−8.
  155. Машинные имитационные эксперименты с моделями экономических систем: пер. с англ. / Дж. Нейлор и др.: М.: Мир, 1975.268 с.
  156. Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т.2. М.: Мысль, 2001. 635 с.
  157. А.А. Система качества может дегрдировать / А. А. Небалуева // Методы менеджмента качества. 2004. № 5. С. 5−8.
  158. В.А. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000: 2000 / В. А. Никитин. СПб.: Виктория плюс, 2002. 207 с.
  159. Огвоздин В. В дебрях технологии / В. В. Огвоздин // Стандарты и качество. 2003. № 7. С. 78−82.
  160. Основные тенденции развития системного менеджмента качества // Материалы международной конференции по качеству в рамках программы ИСО. Ялта, 2001. 135 с.
  161. Оценка и аттестация зрелости процессов создания и сопровождения программных средств и информационных систем (ISO/ES TR 15 504 СММ). М.: Книга и бизнес, 2001. 348 с.
  162. Н.А. Математические методы и модели в экономике / Н. А. Орехов, А. Г. Левин, Е. А. Горбунов: учеб. пособие / под ред. Н. А. Орехова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 302 с.
  163. Л.П. Факторы развития промышленных предприятий / Л.П. Пидоймо// Экологические системы и приборы. М.: 2003. № 8. С. 20−22.
  164. Л.П. Модернизация промышленных предприятий: концептуально-методологические основы, ключевые факторы, система планирования: монография. / Л. П. Пидоймо. Воронеж: ВГУ, 2004.206 с.
  165. По материалам статьи «Demystifying ISO 9001:2000» // Quality Progress, сентябрь, октябрь 2001 // Стандарты и качество. 2002. № 5. С. 78−82.
  166. Портал дистанционного управления малого предпринимательства. Современные концепции и модели в управлении качества.
  167. Путь к известности: Люди качества //Стандарты и качество. 1999. № 9. С. 6−8.
  168. Пространство доктора Э. Деминга: Кн. 2: пер. с англ. под ред. Ю. П. Адлера. М.: РИА «Стандарты и качество», 2003. 152 с.
  169. Процесс согласования производства. РРАР: Пер. с англ. Нижний Новгород: СМЦ «Приоритет», 2002. 99 с.
  170. Роль документации в создании эффективной системы менеджмента организации / Полховская и др. // Стандарты и качество. 2004. № 6. С. 53−64.177. 50. 1. 028−2-001. Методология функционального моделирования. М.: Госстандарт РФ.2001.
  171. В.Е. Упорядоточение путь к созданию качественного рабочего места / В. Е. Растименьшин, Т. М. Куприянова. М.: РИА «Стандарты и качество», 2005.174 с.
  172. .А. Современный экономический словарь /Б.А. Райзен-I берг.-2-е. изд. М.: ИНФРА-М, 1999.479 с.
  173. К.М. Организация учета и оценки затрат на качество / К. М. Рахлин // Стандарты и качество. 1996. № 3. С. 34−36.
  174. К.М. К вопросу о концепции применения стандартов ИСО 9000: 2000 / К. М. Рахлин. М.: НТК «Трек», 2002. Вып. 18. 56с. Сер. Все о качестве. Отечественные разработки.
  175. К.М. Методология классификации затрат на качество / К. М. Рахлин, Л. Е. Скрипко // Стандарты и качество. 1997. № 3. С. 49−51.
  176. К.М. Состав затрат на обеспечение качества / К. М. Рахлин, JI.E. Скрипко // Стандарты и качество. 1998. № 8. С. 51−54.
  177. К.Н. Принципы планирования и учета затрат на качество / К. М. Рахлин, JI.E. Скрипко // Стандарты и качество. 2000. № 3. С. 62−68.
  178. К.М. Методология классификации затрат на контроль качества / К. М. Рахлин, JI.E. Скрипко // Стандарты и качество. 1998. № 3. С. 49−53.
  179. К.М. ИСО серии 9000 версии 2000: сущность и содержание процессного подхода / К. М. Рахлин // Стандарты и качество. 2001. № 1. С. 45−48.
  180. Рекомендации. Обоснование планов статистического приемного контроля по альтернативному признаку при минимизации суммарных затрат. М.: Изд-во стандартов. 1985.14 с.
  181. Р.В. Организационно-экономические методы обеспечения качества / Р. В. Рейгант. Рига, 1996.253 с.
  182. Р.В. Организационно-экономические методы обеспечения качества продукции. Рига, 1996.253 с.
  183. . Лекции об аудите качества / Б. Робертсон // Стандарты и качество. 1998. № 2,3,4.
  184. . Введение в аудит системы качества / Б. Робертсон // Стандарты и качество. 1996. № 2, 3. С. 68−69.
  185. М. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процесов / М. Робсон, Ф. Уллак. М.: Аудит. «ЮНИТИ», 1997.224 с.
  186. В. Н. Организация производства на промышленных предприятиях в современных экономических условиях / В. Н. Родионова. Воронеж: ВГТУ, 1995.151 с.
  187. В.Н. Систематизация подходов к определению сущности организации производства / В. Н. Родионова // Организатор производства: теоретический и науч.-практ. журнал. М.: Экономика и финансы. 2004. № 2(21). С. 5−8.
  188. В.Н. Факторы эффективности организаций производства / В. Н. Родионова // Организатор производства: теоретический и науч.-практ. журнал. М.: Экономика и финансы. 2003. № 4(19). С. 86−87.
  189. И.Н. Проблемы менеджмента стандартизации в Европе / И.Н. Родякин// Стандарты и качество. 1998. № 7. С. 54−56.
  190. М.И. Как научиться смотреть вперед? / М. И. Рознов // Методы менеджмента качества. М.: 2000. № 6. С. 24−30.
  191. В.Н. К вопросу о методических принципах исследования предметов, представляющих собой системы / В. Н. Садовский // Проблемы методологии и логики наук. Томск, 1962.73 с.
  192. А.А., Михайлов А. П. Математическое моделирование: идеи, методы, применение / А. А. Самарский, А. П. Михайлов. -2-е изд. М.: Физмат, 2002. 312 с.
  193. Самооценка деятельности организаций на соответствие критериям и премии Правительства РФ в области качества. М.: ВНИИС, 2002. 64 с.
  194. А.Т. Контроль и испытания в системах качества / А. Т. Свешников. М.: Изд-во стандартов, 1997.252 с.
  195. Сертификация. Отечественная и зарубежная практика / под ред. В. Г. Версана и Е. И. Тавера // М.: Центр «Наука и техника», 1994.120 с.
  196. А.Ю. Механизм самооценки менеджмента качества промышленного предприятия: дис. канд. эконом, наук.
  197. М.З. Стандарты ИСО серии 9000 версий 2000 года : новые шаги в практике менеджмента качества / М. З. Свиткин // Стандарты и качество. 2000. № 12. С. 52−58.
  198. М. Контроллинг затрат на качество / М. Слуцкин. Стандарты и качество. 2007. № 2. С. 76−81.
  199. М.З. Международные стандарты серии НСО 9000. Методика и практика применения /М.З Свиткин, В. Д. Лапуста. М.: НИИЭТХИМ, 2001,202 с.
  200. М.З. Процессный подход при внедрении системы менеджмента качества в организации / М. З. Свиткин // Стандарты и качество.-2002. № 3. С. 61−65.
  201. М.З. Подход к созданию документированных процедур системы менеджмента качества / М. З. Свиткин, К. Ю. Яшин // М.: НТК «Трек», Вып. 15.2000.178 с. Сер. Все о качестве. Отечественные разработки.
  202. Дж. Десять аргументов против стандартов ИСО серии 9000 // Европейское качество.- 2001. № 2.С.72−78.
  203. Семь инструментов обеспечения качества в Японской экономики.-М.: Изд. стандартов, 1996.- 137 с.
  204. . Ю. Диагностика и совершенствование производственных систем / Б. Ю. Сербиновский. Ростов н/Д: Пегас, 1996.198 с.
  205. Системы качества: Сборник нормативно-методических документов. М.: Стандарты, 1989.214 с.
  206. Системы качества. Сборник нормативно-технических документов. -Госкомитет РФ по стандартам. М.: Изд-во стандартов, 1991.421 с.
  207. А.О. Методика информационной поддержки процессов системы менеджмента качества на основе GALS-технологий: дис. канд. эконом, наук.
  208. А. Использование GALS-технологий при создании систем качества по МС ИСО серии 9000 / А. Соколов // Стандарты и качество. 2002. № 5. С. 32−36.
  209. A.JI. Обеспечение организационно-экономических условий формирования систем менеджмента качества на предприятии: дис. канд. эконом. наук.
  210. В.Н. Системы качества (в соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000) / В. Н. Спицнадель. СПб.: Изд-во «Бизнес-пресса», 2000.336 с.
  211. Справочник Джурана по контролю качества / Под ред. Дж. М. Джурана и Фрэнка М. Грайна. 4-е изд. New Yourk.: Мс. Graw — Hill Book, 1988. 354 с.
  212. Справочник качества Джурана. / Европейское качество. Деловое совершенство. Дайджест. 2005. № 1. С. 5−7.
  213. Справочник директора предприятия / Под ред. М. Г. Лапусты М.: ИНФРА. 1996. 704 с.
  214. Стандарт ИСО 9004:2000. Система менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению качества.
  215. Стандартизация в области CALS-технологий. ГОСТ. Р. ИСО 1 030 311−2000.
  216. Статистические методы повышения качества / Под ред.Х. Кумэ- Пер с англ. Ю. П. Адлер. М.: Финансы и статистика, 1990.301 с.
  217. Стратегия управления бизнес-процессами: управление качества // Методы менеджмента качества. 2003. № 5. С. 12−16.
  218. Технологические основы обеспечения качества машин / Под. ред. К. С. Колесникова. М.: Машиностроение, 1999.256 с.
  219. Ф. Только одного качества недостаточно / Ф. Томас, Л. Галлас, К. Мартин. // Управление качеством: бюлл. ЦНИИ атоминформ. Вып. 2, 3 и 4.1996.
  220. О.Г. Организация производства на предприятии: учеб. пособие / О. Г. Туровец, В. Н. Родионова. М.: ИНФРА-М, 2005. 207 с.
  221. О.Г. Процессный подход к организации производства / О. Г. Туровец // Организатор производства: теоретический и науч.-практ. журнал. М.: Экономика и финансы. 2006. № 2(29). С. 22−24.
  222. О.Г. Организационные факторы устойчивого подъема производства на промышленных предприятиях / О. Г. Туровец // Организатор производства: теоретический и науч.-практ. журнал. М.: Экономика и финансы. 2003. № 4(19). С. 41−43.
  223. О.Г. Социальные аспекты организации производства / О. Г. Туровец // Организатор производства: теоретический и науч.-практ. журнал. М.: Экономика и финансы. 2004. № 2(21). С. 20−21.
  224. TQM.-XXI. Проблемы, опыт, перспективы / под ред. B.JI. Рождественского и В. А. Качалова. М.: Изд-во AT, 1998. Вып.1.192 с.
  225. TQM основа интегральной системы качества // Методы менеджмента качества, 2005.№ 1, С. 32−38.
  226. ТК РФ 4.2-Р05−2001. Методика и порядок работ по определению, классификации и идентификации процессов и построению карт процессов. Методические рекомендации. НТК по стандартизации. Госстандарт РФ. 2001.
  227. Успешная сертификация на соответствие нормам ИСО серии 9000, Руководство по подготовке и проведению сертификации. Издатель «FORUM», 1995.412 с.
  228. Н.В. Организационно-экономические основы повышения конкурентоспособности производства / Н. В. Федоркова. Воронеж: ВГТУ, 2003.231с.
  229. А. Контроль качества продукции: пер. с англ. /А. Фей-генбаум. М.: Экономика, 1986.401 с.
  230. А. Новое качество /А. Фейгенбаум, Д. Фейгенбаум // Стандарты и качество. 2000. № 6. С. 15−18.
  231. А.П. Вопросы оценки эффективности проектируемой системы качества / А. П. Ферапонтов // Стандарты и качество. 1995. № 6. С. 14−18.
  232. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2000.576 с.
  233. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1991. 560 с.
  234. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА, 2000.576 с.
  235. В.Н. Основы построения организационных систем / В. Н. Франгук. М.: Экономика, 1991.317 с.
  236. П.С. Контроль затрат и финансовых результатов при анализе качества продукции / П. С. Фридман. М.: Стандарты, 1997.-286 с.
  237. Дж. Управление качеством в американских корпорациях: пер. с англ. под ред. А. В. Гличева / Дж. Харрингтон // М.: Экономика, 1996.272 с.
  238. Д. Оптимизация бизнес-процессов. Документирование, анализ, управление, оптимизация: пер. с англ. / Д. Харрингтон, К. Эсселинг, Х. В. Нимвенген. СПб: Азбука, 2002.278 с.
  239. И.И. Новые версии стандартов ИСО версии 9000 / И. И. Чайка // Стандарты и качество. 1997. № 3. С. 25−31.
  240. К.И. Стандарты ИСО серии 9000 / К. И. Чайка // Методы менеджмента качества. 2000. № 1. С. 4−7.
  241. И.И. Стандарты ИСО 9000 версии 2000 г. / И. И. Чайка // Методы менеджмента качества. 2000. № 1. С. 4−7.
  242. И.И. За какими системами качества будущее? /И.И. Чайка// Методы менеджмента качества. 2003. № 6.С. 14−18.
  243. А.Д. Информация и качество / А. Д. Шадрин // Стандарты и качество. 1996. № 4.30 с.
  244. В.Е. Менеджмент качества в системе общего менеджмента предприятия.// Стандарты и качество. 1997. № 6. С. 78−81.
  245. A.JI. Российский трудовой коллектив и эффективность производства / A.JI. Шестаков // Стандарты и качество. 2000. № 1. С. 54−57.
  246. Э. Статистические методы контроля производства: Пер. с нем. / Э. Шиндовский, О. Шюрц. М.: Изд-во стандартов, 1969. 544 с.
  247. А.Д. Организационно-экономическое моделирование систем менеджмента качества: дис. канд. эконом, наук.
  248. А.Н. Некоторые аспекты практической реорганизации процессного подхода / А. Н. Шадрин // Стандарты и качество. 2003. № 6. С. 5257.
  249. А.В. Бизнес процессы / А. В. Шеер. М.: Весть-Метатехнология, 1991.258 с.
  250. Экономика качества. Серия «Все о качестве. Отечественные разработки»., 2001. М.: НТК «Трек», Вып. 4,2001.37 с.
  251. Экономика качества. Основные принципы и их применение / Под ред. Дж. Кампанеллы: пер. с англ. А. Раскина- науч. ред. Ю. П. Адлер и С. Е. Щепетова.- М.: РИА «Стандарты и качество», 2005.203 с.
  252. Экономико-математические методы и прикладные модели / под ред. В. В. Федосеева. М.: ЮНИТИ, 1998.218 с.
  253. Е.В. Формирование интегрированной системы менеджмента качества на предприятии: дис. канд. эконом, наук.
  254. Японские методы управления качеством: пер. с англ. А. В. Чличева. М.: Экономика, 2002.276 с.
  255. Р50.1.028−2-001. Методология функционального моделирования. М.: Госстандарт РФ, 2001.
  256. ТК РБ 4.2-Р-05−2001. Методика и порядок работ по определению, классификации и идентификации процессов и построению карт процессов. Методические рекомендации. НТК по стандартизации «Управление качеством» Госстандарта РБ. 2001.
  257. Besterfiled D.H. Total Quality Management / D.H. Besterfiled and others. 2nd ed, Prentice Hall, Upper Saddle River, 1998.
  258. Bergman В. Quality From Custower Needs to Customer Setisfaction / B. Bergman, Klefsjo Bength. Swedan: Student litteratur Lund, 1994.
  259. INTEGRATION DEFINITION FOR FUNCTION MODELING (IDEFO). Draft Federal Information Progressing Standards Publication 183,1993, December 2.
  260. Ishikawa K. What is Total Quality Control? The Japanece. Way / K. Ishi-kawa. London, Prentice Hall, 1985.
  261. On quality by design / Juran. Free Press. Revised edition, 1992.
  262. Juran J., Grunaf. Juran’s Quality Control Handbook / J. Juran. New York: McGraw- Hill Book Co., 1988, p. 2.2,28.
  263. Kotter J.P. Leading Change / J.P. Kotter. Boston: Harvard Business School Press, 1996.44 p.
  264. Nancy R. Mann. The Keys to Excellence: The Story of the Deming Philosophy / R. Mann Nancy. London, Merury, 1989.
  265. Taiichi Ohno. Toyota production system. Beyond large-scale production / Ohno Taiichi. Portland, Oregon: Productivity Press, 1988.143 p.
  266. Taguchi Methods. Case Studies from the U.S. and Europe. / Taiichi. ASI Press, 1989.
  267. Taguchi G., Yu-in Wu. Introduction to Off line Quality Control / G. Taguchi, Wu. Yu-in.- Negaya. Japan: Central Quality Control Association, 1979. p. 2.
  268. Shingo Shigeo. Zero quality control: Source inspection and the Poka-yoke system / Shigeo Shingo.- Portland, Oregon: Productivity Press, 1985.303 p.
  269. Zhao, F. Integrating Knowledge Management and Total Quality / F. Zhao, P. Bryar. A Complimentary Process. 2001.
  270. Rampersad H.K. Total Qulity Menagment. An Executive Guide Springer/ H.K. Rampersad. Verlag, 2001.190 p.
  271. Shewhart W. Economic Control of Quality of Manufactured Product/ W. Shewhart. New York: D. Van NostrandCo., 1981. P. 53−54.
Заполнить форму текущей работой