Межкультурная коммуникация как методологическая основа построения учебного процесса в университетах Великобритании и Российской Федерации
Диссертация
Расширение взаимодействия культур и народов делает особенно актуальным вопрос о взаимодействии университетов различных стран, как для обмена накопленной информацией в области научных достижений и исследований, так и для культурного обмена с целью достижения высокого уровня коммуникативной компетенции и развития межкультурной коммуникации. Тенденция к культурному обмену и установлению… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Становление, развитие, основы и проблемы межкультурной коммуникации
- 1. 1. Возникновение и развитие межкультурной коммуникации в Великобритании и США
- 1. 2. Становление межкультурной коммуникации в России
- 1. 3. Теоретические и методологические основы построения межкультурной коммуникации
- Глава 2. Содержание, методы и тенденции развития современной системы высшего образования Великобритании (с целью корректировки учебного процесса в вузах Российской Федерации)
- 2. 1. Историко-педагогические основы зарождения британских университетов и их значение в условиях расширения межкультурной коммуникации
- 2. 2. Новые тенденции в системе высшего образования Великобритании
- 2. 3. Глобализация европейского образования и интеграция российских вузов в мировое образовательное пространство
- Глава 3. Роль лингвострановедческих пособий и аудиовизуальных средств в организации учебного процесса по английскому языку и их значение в повышении межкультурного уровня российских студентов
- 3. 1. Обучение иностранным языкам как средству коммуникации между представителями разных народов и их культур
- 3. 2. Определение теоретических и методологических основ лингвострановедческих пособий и их внедрение в образовательный процесс
- 3. 3. Формирование иноязычной культурологической компетенции с помощью лингвострановедческих пособий и аудиовизуальных средств
Список литературы
- Амонашвили Ш. А. Личностно — гуманная основа педагогического процесса. — Мн., 1990.
- Андриевский, Р. Оксбридж: борьба внутри и около тандема // Поиск. -М., 1998.-N50.-С. 14.
- Апресян Ю.Д. Избранные труды, т. II: Интегральное описание языка и системная лексикография. М., 1995.
- Атрашенко А.Н. Британский образовательный опыт в России // Образование в Сибири. Томск, 1994. — N 1(0). — С. 89−92.
- Астуфьева Т.Н. Интерактивная компетенция в профессионально-значимых ситуациях межкультурного общения // Актуальные проблемы преподавания перевода и иностранных языков в лингвистическом вузе. М., 1996. — С.93−107.
- Астафурова Т.Н. Стратегия коммуникативного поведения в профессионально-значимых ситуациях межкультурного общения. (Лингвистический и дидактический аспекты): Автореф. дис. М., 1997. — 41 с.
- Барабанова И.Г. Необходимость обучения особенностям различных культур при обучении деловому английскому //Специфика преподавания иностранных языков в вузе на современном этапе.- Ростов-на-Дону, 1998.-С.7−8.
- Беспалько В.П. Слогаемые педагогической технологии. М., 1998.
- Блэр Т. Новая экономика требует новой системы образования // Высш. образование в России. М., 2000. — N 2. — С. 103−105.
- Большая Советская Энциклопедия. Изд. 1. -М., 1926−1947.
- Большая Советская Энциклопедия. Изд. 2. -М., 1950−1955.
- Большая Советская Энциклопедия. Изд. 3. -М., 1969−1977.
- Браун, Дж. Национальная сеть обучения // ИНФО: Информатика и образование.- М., 1998. N 3. — С. 127−128.
- Бурас М.М., Кронгауз М.А. А.Вежбицкая. Семантика грамматики. М., 1992.
- Вежбицкая А. Понимание культур через посредничество ключевых слов. М. 2001,38−45.
- Вежбицкая А. Сопоставление культур через посредничество лексики и прагматики. М. 2001.
- Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996.
- Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. М., 1999.
- Верещагин Е.М., Костомаров В. Г. В поисках новых путей лингвострановедения. Дом бытия языка. М.: ИКАР, 2000.
- Верещагин Е.М., Костомаров В. Г. Лингвострановедческая теория слова. М.: Русский язык, 1980.
- Верещагин Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура. М., 1990.
- Воскресенская, Н.М. Великобритания: стратегические направления развития образования // Педагогика. М., 1996. — N 4. — С. 91−98.
- Всемирный доклад по образованию за 1998 год. ЮНЕСКО Париж1999.
- Высшая школа за рубежом: проблемы, поиски, решения / Цейкович К. Н., Тарасюк Л. Н., Давыдов Н. И. и др.- Исслед. центр пробл. качества подгот. специалистов. М., 1994. — 189 с.
- Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры. Рабочий документ всемирной конференции по высшему образованию. Париж 1998.
- Высшее образование России: состояние и перспективы развития. М. НИИ Высшего образования. 1995.
- Высшее образование в XXI веке подходы и практические меры. Всемирный статистический обзор по высшему образованию. Рабочий документ 1980−1995. ЮНЕСКО Париж 1998.
- Гаджиев, К. Сравнительный анализ систем обучения политологии в США, Франции, Великобритании и России // Alma mater. М., 1998. — N 4. — С. 38−42.
- Гальскова Н.Д. Педагогическое сотрудничество в контексте современной модели обучения иностранным языкам //Обучение иностранному языку как коммуникативному взаимодействию. Сб. науч. тр. Вып. 443, М., 1999.
- Гвоздев, Д., Митрошенков, А. Наследники Ньютона // Поиск. М., 1992.-N35.-С.7.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века.- М., 1 998 604.с.
- Горев, В.К., Кудрявцев, Ю.А. Образование в условиях рыночных отношений: (Зарубеж. опыт) / Исслед. центр пробл. качества подгот. специалистов. М., 1994. — 165 с.
- Государство и образование: опыт стран Запада: Сб. обзоров / От-в. ред. и ред.-сост. Зарецкая C. JL- Подгот.: Жилина Т. Ю. и др.-. ИНИОН. Отд. глоб. и страновых соц.-экон. пробл. М.: РАН ИНИОН, 1992. — 141 с.
- Грушевицкая Т.Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов (Под ред. А. П. Садохина. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 352с.
- Гудков Д.Б., Красных В. В. Русское культурное пространство и межкультурная коммуникация. Научные доклады филологического факультета МГУ.М. 1998.
- Гуманизация и демократизация образования (инновации и нововведения). Омск. 1995.
- Гуманизация образования. М., 2000. -№ 1.
- Дворжак В. Роль образования и науки в процессе мировой глобализации. Международный журнал «Проблемы теории и практики управления». № 2/02.
- Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М., 1999.
- Долженко, О.В. Путь Варвика: рождение исследовательского университета в Англии // Alma mater. М., 1998. — N 12. — С. 37−41.
- Елизаров Г. В. Культурологическая лингвистика: Опыт исследования понятия в методических целях. СПб.: Белбведер, 2000. — 140 с.
- Журавлев В. И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. М., 1984.
- Зарецкая, C.JI. Проблемы финансирования высшего образования в Великобритании в 90-е годы// Экономические проблемы высшего образования в странах Западной Европы (90-е годы). М., 1999. — С. 14−62.
- Зарубежные системы образования: (США, Япония, Великобритания, ФРГ, Франция) / Ворожейкина О. Л., Давыдов Н. И., Покладок Е. Б. и др.- Под науч. ред. Круглова Ю.Г.- Моск. гос. открытый пед. ун-т и др. М., 1996. — 168 с.
- Захаров И.В. Миссия университета в европейской культуре. М., 1994
- Зверева, Г. И. Организация исторической науки в университетах Великобритании // Новая и новейшая история. М., 1990. — N 2. — С. 225−24.
- Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. Толковый словарь терминов и концепций. Изда-во МГУ, 1999.
- Зимняя И. А., Шашенкова Е. А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. Ижевск М., — 2001 — с. 102.
- Зимняя И. А. Научно-исследовательская работа: методология, теория практика организации и проведения. М., 1999.
- Зусман В.Г. Межкультурная коммуникация. Нижний Новгород. 2001.
- Игнатович В. История английских университетов. С. Петербург, 1861.
- Искренко, Э.В. Особенности организации учебного процесса и методики проведения занятий в Университете Восточной Англии // Вестн. Волгоград, гос. ун-та. Сер. 6, Унив. образование. Волгоград, 1998. — Вып. 1. -С. 73−77.
- Ишханян Н.Б. Пути формирования лингвосоциокультурной компетенции в интенсивном курсе обучения иностранному языку: (Английский язык в неязыковом педагогическом вузе): Автореф. дис. М., 1996. 24 с.
- Каанкасюрья Р., Турунен Н., Харченкова JI. Изучение коммуникативного поведения как средство повышения компетенции межкультурного общения // Лингводидактические приемы межкультурной коммуникации. — СПб.: Сударыня, 1996. С. 37—43.
- Кабакчи В.В. Основы англоязычной межкультурной коммуникации: Учеб. Пособие. СПб., 1998. — 231 с.
- Кабакчи В.В. Практика англоязычной межкультурной коммуникации.-С.-Петербург: Союз, 2001.
- Канаев Н.М. Россия участвует в программах ЮНЕСКО. Международное сотрудничество, № 4, — 1996.
- Кашина Е.Г. Межкультурная коммуникация в контексте методики преподавания английского языка // Язык и культура (исследования по германской филологии). Самара, 1999. — С. 177−182.
- Киушкина, О.М. Эксетерский университет глазами очевидца // Вестн. Морд, ун-та. Саранск, 1991. — N 4. — С. 56−58.
- Клочков В. Высшее техническое образование в Англии. Мировая экономика и международные отношения. М., 1975 № 12 с. 120−122.
- Кнайтбридж, С. Образование через сообщество в Англии и Уэльсе // Новые ценности образования. М., 1996. — Вып. 5. — С. 86−91.
- Коган М. Современные модели управления и тенденции развития образования в Великобритании. //Поиск. М. 1992.
- Кокшаров А. Близкий Оксфорд // Эксперт. М., 2000. — N 1. — С. 66−69.
- Колодкина, Е. Как и чему учат в Шеффилде // Вести, высш. шк. М., 1990.-N3.-С. 73−74.
- Корнилов О.А. Языковые картины мира как отражения национальных менталитетов. М., 2000. — 46 с.
- Костюкевич С.В. Университет и его роль в подготовке интеллектуальной элиты. Автореферат на соискание степени кандидата социологических наук. -Мн., 1998.
- Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. М. 2002.
- Коэн, Р. Менеджмент и оценка университетов, частично занимающихся предпринимательской деятельностью: (На прим. Англии) // Соврем, высш. шк. М., 1992. — N 1−4. — С. 37−43.
- Кретов, И. Система делового образования в Великобритании // Проблемы теории и практики управления. М., 1995. — N 4. — С. 120−121.
- Кричевская К.В. Прагматические материалы, знакомящие учеников с культурой и средой обитания жителей страны изучаемого языка.// ИЯШ. — 1996. -№ 1.-с.13−17.
- Кузнецова О. JI. Уровневый подход к понятию «межкультурная коммуникация» // Русский язык как иностранный: Теория. Исследования. Практика. Вып. IV. — СПб., 2000. С. 23—29.
- Кулаковский Ю. Современное состояние английских университетов. Русский вестник, 1886.
- Леднев B.C. Содержание образования. М., 1989.
- Лихачев Б. Т. Методологические основы педагогики. Самара 1998.199 с.
- Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к пониманию. М., Дело, 1999.
- Маклакова Е.В. Методические указания, тексты для чтения по английскому языку для студентов 1 курса всех специальностей. М., 1999.
- Маркина, Т.В. Совместные российско-британские образовательные стандарты основа интеграции вузов Алтая в мировое образовательное пространство //Ползунов, альманах. — Барнаул, 1999. — N 2. — С. 118−121.
- Марковина И.Ю. Влияние национальной специфики языка и культуры на процесс межкультурного общения // Речевое общение: проблемы и перспективы. М., 1983. — С. 187−212.
- МасловаВ.А. Лингвокультурология. М. 2001.
- Межкультурная коммуникация и перевод.// Материалы межвузовской научной конференции. М., 2003.
- Мильруд Р.П. Методология и развитие методики обучения иностранному языку.// ИЯШ. 1995. — № 5. — с.13−18.
- Мильруд Р.П. Порог ментальности российских и английских студентов при соприкосновении культур.// ИЯШ. 1997. — № 4. — с. 17−22.
- Минькова, Е.С. Психолого-педагогическое наследие английской опытной школы второй половины XIX века : Монография // Арзамас, гос. пед. ин-т им. А. П. Гайдара. Арзамас, 1999. — 328 с.
- Национальная доктрина образования Российской Федерации. 2000.
- Нечаев Н.Н. Проект ЮНЕСКО «ЛИНГВАУНИ» в системе программы «ЛИНГВАПАКС» сотрудничество лингвистических университетов мира как основа развития языкового образования и межкультурной коммуникации.// Материалы семинара М., 2001.
- Непрерывное образование в Великобритании. Высшее образование в Европе. 1991, № 1, с.49−58.
- Никандров Н.Д. Воспитание ценностей: российский вариант. -М., 1996.
- Никандров Н.Д. Некоторые проблемы дидактики высшей школы в зарубежных странах. М., 1972.
- Новиков A.M. Как работать над диссертацией. М., 1996.
- Новиков A.M. Английский колледж. М., 1995.
- Образование и глобализация. Новости МИЛО. Апрель-Июнь 1998. Вып. XVI № 2.
- Образование и наука на пороге третьего тысячелетия. Материалы научной конференции. Новосибирск 1995.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка- М. Изд. 2,1995.
- Основные положения концепции государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях. М. 18.10 2002.
- Основы межкультурной коммуникации: под ред. А. П. Садохина. -М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
- Особенности современного развития высшего образования в ведущих странах мира / Цейкович К. Н., Тарасюк JI.H., Давыдов Н. И. и др.- Под ред. ТатураЮ.Г.- Исслед. центр пробл. качества подгот. специалистов. М., 1994. -118 с.
- Ощепкова В.В. Страноведческий материал на уроке английского языка.// ИЯШ. 1998. — № 1. -с.77−79.
- Педагогический словарь. М., 1960.
- Петровский А.В., Китайгородская Г. А. К некоторым вопросам активизации учебной деятельности. В кн.: Методы интенсивного обучения иностранным языкам, вып. 5, М., 1979. — С. 77.
- Писаренко Т.Н. Использование квиза при работе с текстами страноведческого характера. //ИЯШ. 1998.- № 4. — с.36−36.
- Подготовка специалистов в области гуманитарных и социально-экономических наук: (Материалы для сравнительного анализа) / Гос. ком. РФ по высш. образованию. М.: Госкомвуз России, 1995. — 88с.
- Подласый И.П. Педагогика.- М., 1996.
- Поздеев, М.М. Обзор исследований по педагогическому образованию в Великобритании // Педагогика. М., 1994. — N 1. — С. 113−117.
- Пономарев М.В. Гуманитаризация образования и концепция интегративного курса по страноведению.// ШЛИ. — 1996. № 2 — с. 19−22.
- Попова Т.П. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов 1-го курса заочного отделения языкового вуза (английский язык): Автореф. дис. Нижний Новгород, 1999. — 24 с.
- Принг Р. Образование в Англии и Уэльсе. М., 1998.
- Профессиональное образование. Словарь. М., 1999.
- Прохоров Ю.Е. Лингвострановедение. Культуроведение. Страноведение. М., 1998.
- Реформа и развитие высшего образования. Программный документ. ЮНЕСКО 1995.
- Рогова Г. В., Ловцевич Г. Н. Личностное чтение // Иностранные языки в школе. 1994. — № 1. С. 12−18.
- Российская педагогическая энциклопедия. 1 т, М., 1999.
- Россия и Запад: диалог культур. Материалы 2 международной конференции. М., 2003.
- Сепир Э. Коммуникация // Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993, с. 211.
- Сепир Э. Язык. Введение в изучение речи. — М., с. 185
- Скилбек М. Потребности студентов в эру высшего образования. Высшее образование в Европе т. XIX, № 3, 1994.
- Sovet да любовь? // Поиск. М., 2000. — N 45. — С. 7. Помощь Британского совета, осуществляющего сотрудничество в области науки, культуры и образования между Великобританией и Россией в продвижении на рынок национальных российских технологий.
- Сравнение качества высшего образования в Европе / Бреннан Дж., Гедегебууре Л. К. Дж., Шах Т. и др. // Высш. образование в Европе. Бухарест, 1993.-Т. 18, N2.-С. 156−177.
- Стоппе, А. Об Англии и не только о ней // Вестн. высш. шк. М., 1990.-N 11.-С. 73−79.
- Сэвидцж, Д. Ветт 2000: новые горизонты образования // ИНФО: Информатика и образование. М., 2000. — N 6. — С. 74−75.
- Тамбовкина Т.Ю. О некоторых принципах интегративного курса «иностранный язык и регионоведение».// ИЯШ. 1996. — № 5. — с.2−5.
- Тарасов Е.Ф. Язык как средство трансляции культуры // Фразеология в контексте культуры. М., 1999. — С. 34−37.
- Таркин А. Вузы Великобритании. Учительская газета. 1992, 21янв., № 3, с. 22.
- Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. — М.: Слово, 2000.
- Томахин Г. Д. Лингвострановедение что это такое? // ИЯШ. — 1996. -№ 6. — с.22−27.
- Топоров В.Н. Пространство культуры и встречи в нем. Восток-Запад, вып.4М. 1989, с. 9−13.
- Тореник. Формирование личности студента. М., 1990.
- ТуруненН., Харченкова JI. И. Ассоциативный эксперимент как средство выявления картоны мира у представителей разных культур // Русское и финское коммуникативное поведение. Вып. I. — Воронеж, 2000. С. 74−78.
- Ушакин С.А. Университеты и власть. // Общественные науки и современность. 1999. № 2. — с. 55−65.
- Фадеева, JI.A. Социальные идеи и идеалы английского «образованного класса» в конце XIX начале XX века // Социальная история: Ежегодник управления. Серия статей. 1997 г. — М., 1998. — С. 335−352.
- Федеральная программа «Развитие образования в России» М. 1995.
- Федеральная программа развития образования в РФ на 2000 2005 гг.- РГ. 15−18.04.00.
- Филатов O.K. Психология и педагогика. Часть I-II. Учебно-практическое пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения. М., 2002. С. 111.
- Философский Энциклопедический Словарь М., 1983.
- Фрумкина P.M. (ред.). Язык и когнитивная деятельность. М., 1989.
- Фрумкина P.M. (ред.). Язык и структура знаний. М., 1990.
- Фурманова В.П. Межкультурная коммуникация и лингвокультуроведение, а теории и практике обучения иностранным языкам. Саранск. Из-во Мордовского университета, 1993.
- Халеева И.И. Интеркультура третье измерение межкультурного взаимодействия? — М., МГЛУ, 1999. Сб. науч.тр. № 444 «Актуальные проблемы межкультурной коммуникации».
- Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. — М.: Высшая школа, 1989.
- Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. — № 1. -С.33−48.
- Харпер, X.- Гарнер, JI. Влияние рынка на профессиональное образование в Великобритании// Педагогика. М., 1998. — N 6. — С. 96−102.
- ХарченковаЛ. И. Диалог культур как лингводидактическая категория //Перспективы. — Культура. Язык. Образование. — Ювяскюля, 1999. С 225— 239.
- Хворостов, А. Социология образования в Великобритании и США: традициии и основные направления // Социология образования. М., 1994. — Т. 2. — Вып. 3. — С. 134−141.
- Хлыбова Г. Б. Принцип активности в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 1994. — № 5. — С.21−29.
- Хьюитт, К. Федеративная республика Оксфорд // Европа. М., 1994. -N2.-С. 16−18.
- Цейкович К. Университетское образование в Великобритании. М.1976.
- Чернилевский Д. В. Филатов О. К. Технология обучения в высшей школе-М., 1996.
- Чернилевский Д. В. Лузик Э.В. Подходы к диагностике качества обучения. М., 2000.
- Чикин М. Оксфорд, как он есть. // Поиск. М., 1988.
- Шанин Т. Западный и Российский подходы к подготовке специалистов. // Национальные ориентиры и мировой опыт в области преподавания социально- экономических дисциплин в высшей школе, Национальный фонд подготовки кадров, декабрь 2000 г.
- Шахнина И.З. Университеты США и Великобритании. Каз., 1991.
- Школа ректоров. Урок сравнения // Поиск. М., 1998. — N 4. — с. 6.
- Элитарность и демократизация высшего образования в Великобритании". Высшее образование в Европе № 4, 1992, с. 32−43.
- Эльконин Б.Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения. //Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. Материалы семинара. Самара, 2001. С.6−8.
- Юдин В.В. Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. Материалы семинара. Самара, 2001. С. 11.
- Alatis, J.E. Educational linguistics, Crosscultural Communication and Global Interdependance. Georgetown University Round Table on Languages and Linguistics. 1994.
- Annan, N. The history of the University of Oxford. Vol. VIII: The twentieth century/Ed. by Harrison B. Oxford, 1994. — XXIX, 872 p.
- Apple, M.V. Cultural politics and education.NY., 1996.
- Aronovitz, S. Postmodern education: politics, culture and social critisism. Minneapolis. 1991.
- Ash, E. Money makes the universities go round // New scientist. L., 1994.-June 25.-Vol. 142, N 1931. — P. 41.
- Badley G. «The Quality Debate in Higher Education». British Journal of In-Service Education 1993, Vol., 19, № 3, p. 23−28.
- Ball, R.- Wilkinson, R. The use and abuse of performance indicators in UK higher education // Higher education quart. Oxford — N.Y., 1994. — Vol. 48, N 4. -P. 417−427.
- Becher, T. The state and the university curriculum in Britain // Europ. j. of education. Abingdon, 1994. — Vol. 29, N 3. — P. 231−245.
- Benner, D., Lensen, D. Education for the new Europe. London, 1996.
- Bennet. A Developmental Model of Intercultural Sensivity. N.Y. 1991.
- Bird, R. Reflections on the British government and higher education // Higher education quart. Oxford — N.Y., 1994. — Vol. 48, N 2. — P.73−85.
- Blass, E. Changing the concept of skill in higher education in the UK: is it progress in the current environment? // Europ. j. of education. Abingdon, 1999. -Vol. 34, N 2. — P. 237−248.
- Bosworth, D.- Wilson, R. Part-time work and full-time higher education // Studies in higher education. Oxford, 1995. — Vol. 20, N 2. — P. 187−202.
- Bourdieu, P. The state nobility elite schools in the field of Cambridge. Paris, 1996.
- Bourdieu, P. Reproduction in education society and culture. London, 1990.
- Bradney, A. Ivory towers and satanic mills: choices for university law schools // Studies in higher education. Oxford, 1992. — Vol. 17, N 1. — P. 5−25.
- Britain in Europe: what kind of education? // ACU bull, of current documentation. L., 1992. — N 103. — P. 2−10.
- British universities rebel // Nature. L., 1990. — Mar. 1. — Vol. 344, N 6261.-P. 1.
- Brown H. Douglas. Principles of Language Learning and Teaching. 2 ed. — New Jersey, 1987. — 286 p.
- Byram M., Esarte-Sarries V. Investigating Cultural Studies in Foreign Language Teaching: A book for Teachers. Clevedon, 1991.-219p
- Brock, C. Cultural identity and educational policy, London, 1985.
- Bromhea. P. Life in modern Britain. Oxford 1997.
- Broomfield, Ch. The importance of mature, part-time students to higher education in the UK // Higher education. Dordrecht etc., 1993. — Vol. 25, N 2. — P. 189−205.
- Brown, A.- Moerkamp, Т.- Voncken, E. Facilitating progression to higher education from vocational paths // Europ. j. of education. Abingdon, 1999. — Vol. 34, N2.-P.219−235.
- Bruner, J. The culture of education. Cambridge, 1996.
- Bryson, B. The style and substance of Oxford //Nat. geogr. Wash., 1995. -Vol. 188, N5.-P. 114−137.
- Burton, N. Costing initial teacher education: do istitutions cost their primary provision? I I Higher education quart. Oxford — N.Y., 2000. — Vol. 54, N 3. -P. 259−273.
- Calleja, J. International education and university. UNESCO, 1995.
- Cassels, J. An education system run on fool’s gold // Personnel management. L., 1993. — Vol. 4, N 3. — P. 10.
- Cave, M.- Weale, M. The assessment: higher education: the state of play // Oxford rev. of econ. policy. Oxford, 1992. — Vol. 8, N 2. — P. 1−18.
- Changing university? / Ed. by Schuller T. Buckingham- Bristol (Pa): Open univ. press, 1996. — IX, 184 p.
- Cherfas, J. University restructuring based on false premise? // Science. -Wash., 1990. 19 Jan. — Vol. 247, N 4940. — P. 278.
- Clark, B. The Encyclopeadia of Higher Education, 1992. Vol 1. National systems of higher education.
- Clark, B. Perspectives of higher education. Bercley, 1984.
- Coghlan, A. Crisis looms for science as teenagers abandon higher education //New scientist. L., 1990. — Febr. 10. — Vol. 125, N 1703. — P. 22.
- Coles, M. Do advanced science qualifications prepare students for employment and higher education? // Research in science and technological education. Abingdon, 1998. — Vol. 16, N 1. — P. 53−66.
- Collins P. «The White Paper Academic Research». Higher Education Quarterly 1994, Vol., 48, № 1, p. 3−11.200. «Come, give us a taste of your quality» // ACU bull, of current documentation. L., 1994. — N 112. — P. 7−12.
- Crequer N. «The Passing of the Education Reform». Higher Education Quarterly 1989, Vol., 43, № 1, p. 3−19.
- Cross-Cultural Pragmatics: Requests and Apologies. Norwood, 1989.300 p.
- Foreign language research in cross-cultural perspective. Amsterdam, 1981.-276p
- Daniel, J. The challenge of mass higher education // Studies in higher education. Oxford, 1993. — Vol. 18, N 2. — P. 197−203.
- Davies S.W., Glaister K.W., «Spurs to Higher Things? Mission Statements of UK Universities». Higher Education Quarterly 1996, Vol., 50, № 4, p. 261−294.
- De Groof, J. Comments on the law on education of the Russian federation. Amsterdam, 1993.
- Delors J. Education. The treasure within. UNESCO publishing. 1997.208. «The Development of Education. National report of the Russian federation». Russian Ministry of education. 1994.
- Dickson, A. Education policy and national character. Westport, 1993.
- Directory of higher education / Ed.: Massey L. Cambridge: CRAC, 1995.
- Directory of further education: The complete guide to over 65,000 further education courses in the UK. Cambridge: Hobsons, 1995 /96: / Ed.- Massey L.
- Dolton, P. The market for qualified manpower in the UK // Oxford rev. Of econ. policy. Oxford, 1992. — Vol. 8, N 2. — P. 103−129.
- Educational research policy in European countries. Counsil of Europe., 1973.
- Education Reform Act. London 1988.
- Encyclopedia of comparative education and national systems of education, — Oxford, 1988.
- European educational policy statements, Luxembourg, 1990.
- Fenwick, K. McBride P. The government of education. Oxford., 1981.
- Freedman S.W. Exchaning Writing, Exchaning Cultures: Lesson in School Reform from the United States and Great Britain. Cambridge- London, 1994. — 270.
- Fry, H. Quality judgements and quality improvement // Higher education quart. Oxford — N.Y., 1995. — Vol. 49, N 1. — P. 58−77.
- Future of UK higher education // Outlook on science policy. L., 1996. -Vol. 18, N3.-P. 34−35.
- Graddal, D. Langage and culture., 1993.
- Gellert, C. Higher Education in Europe. L., 1993.
- Gilet. L. Historical Compendium of European Universities. Geneva. 1984.
- Goldman, D. // Studies in higher education. Oxford, 1992. — Vol. 17, N 1. -P. 116−118.
- Gorodetskaya L. Course and Syllabus Design in Intercultural Communication//ELT. 2001, p. 20−21.
- Gott, R.- Duggan, S.- Johnson, P. What do practising applied scientists do and what are the implications for science education? // Research in science and technological education. Abingdon, 1999. — Vol. 17, N 1. — P. 97−107.
- Graduate and professional education // ACU bull, of current documentation. L., 1994. — N 113. — P. 32.
- Green, M.F. Transforming British higher education: A view from across the Atlantic // Higher education. Dordrecht etc., 1995. — Vol. 29, N 3. — P. 225−239.
- Hahn, R. The anathomy of a scientific institution. NY, 1971.
- Hall E., Trager D. Culture as Communication. N.Y. 1954.
- Hall, E.T. The Silent Language. Garden City, NY: Anchor Press/Doubleday. 1959.
- Hall, E.T. Understanding Cultural Differences. Yarmouth, ME: Intercultural Press. 1990.
- Halsey, A. H. Education: culture, economy and society" Oxford, 1997.
- Hannan, A.- English, S.- Silver, H. Why innovate? Some preliminary findings from a research project on «Innovations in teaching and learning in higher education» // Studies in higher education. Oxford, 1999. — Vol. 24, N 3. — P. 279 289.
- Hans, N. The principles of educational policy. London, 1933.
- Harvey, A.D. The Thatcher revolution in academie // Contemporary rev. -L., 991. Vol. 258, N 1505. — P. 297−299.
- Harvey, A.D. Academic silver anniversary: personal impressions of university since 1966 // Contemporary rev. L., 1991. — Vol. 259, N 1509. — P. 196 205.
- Higher education in Europe, CEPES, 1996.
- High quality education and traning for all., OECD, 1992.
- Hodge, R. I.V. Language and ideology. 1993.
- Holdaway, E.A. Graduate studies in the UK: some impressions and suggestions // Higher education quart. Oxford — N.Y., 1993. — Vol. 47, N 3. — P. 237 258.
- Hollins E.R. Culture in school learning. 1996.
- Holmes B. Comparative Education: Some Consideration of Method. London, 1981.
- Hull, C. // Studies in higher education. Oxford, 1993. — Vol. 18, N 1. — P. 114−115.
- Hurwitz, J. The state of European Community. Policies, institutions and debates in the transition years. 1981.
- Husbands, Ch.T. Assessing the extent of use of part-time teachers in British higher education: Problems and issues in enumerating a flexible labour force // Higher education quart. Oxford- N. Y., 1998. — Vol. 52, N 3. — P. 257−282.
- International Review of Education. UNESCO Institute for Education. Hamburg. Vol 45 № 1 1999.
- Irwin, N. The Bodleian library of the university of Oxford // College a research libr.: CRL. Chicago, 1990. — Vol. 51, N 2. — P. 100−106.
- Johnes, G. Costs and industrial structure in contemporary British higher education // Econ. j. Cambridge etc., 1997. — Vol. 107, N 442. — P. 727−737.
- Kirch M.S. Non-verbal Communication Across Cultures // Modern Language Journal. 1979. — Vol. 63. — N 8. — P. 416−423.
- Kramsch, C. Context and Culture in Language Teaching. Oxford, 1994. — 295 p. Kultur und Sprache: Beitrage zur interkulturelle Germanistik. — M., 1987. -97.
- Language and communication / Ed. by C. Richards, R.W.Schmidt. -London- New York: Longman, 1983. 276.
- Language, culture and communication / Ed. by Anna Pavlovskaya. M., 1995.-81 p.
- Language learning in intercultural Perspective: Approaches through drama and ethnography / Ed. by M. Byran, M.Fleming. Cambridge, 1998. — 310 p. 27 февраля 2003 года
- Ladd, R. Change in educational policy self studied in selected colleges and univesities. NY, 1970.
- Language and creativity. An interdisciplinary essay in Lisse. 1975.
- Learning to Succeed. A Radical Look at Education Today ans Strategy for the Future. Report of the National Comission on Education. London. 1993.
- Lewis, R.- Freeman, R. Open learning in further and higher education: A staff development progr. Lancaster: Framework press, 1994. — IV, 124 p.
- Mauri, К. Educational policy in perspective. Paris, 1979.
- McMahon, J. A. Education and culture in European community law. -London, 1995.
- McNair, S. The invisible majority: adult learners in English higher education // Higher education quart. Oxford — N.Y., 1998. — Vol. 52, N 2. — P. 162 178.
- McVicar, D.- Rice, P. Participation in further education in England and Wales: an analysis of post-war trends // Oxford econ. papers. N. S. Oxford, 2001. -Vol. 53, N 1. — P. 47−66.
- Morrison, K. Centralism and the education market: why emulate the United Kingdom? //Europ. j. of education. Abingdon, 1994. — Vol. 29, N 4. — P. 415 424.
- The national Curriculum 16−20. London. 1989.
- Neave, G. The EEC and education" European Institute of education and social policy. Trentham Books, 1984.
- Neave, G. Equality, ideology and education. Amsterdam, 1977.
- O’Neill, M. // Education research and perspectives. Nedlands, 1991. -Vol. 18, N 1. — P. 106−109.
- O’Neill, J.- Solomon, Y. Education, elitism and the market // The university in a liberal state. Aldershot etc., 1996. — P. 82−95.
- Page, C.F. Double trouble in academe // New scientist. L., 1997. — Vol. 153, N2065.-P. 43.
- Papadopulos, G.S. Education 1960−1990. The OCED perspective. 1994.
- Plomp, T. Ely, D.P. International encyclopeadia of educational technology. 1996.
- Pritchard, R.M.O. Principles and pragmatism in private higher education: examples from Britain and Germany // Higher education. Dordrecht etc., 1992. -Vol. 24, N 2. — P. 247−273.
- Pring, R. Universities and teacher education // Higher education quart. -Oxford- N.Y., 1999. Vol. 53, N 4. — P. 290−311.
- Professionalisation: recent trends in European higher education // Europ. j. of education. Abingdon, 1992. — Vol. 27, N ½. — P. 5−120.
- Quality and the management of quality // Higher education quart. Oxford — N.Y., 1992.-Vol. 46, N l.-P. 1−123.
- Rashdall H. The Universities of Europe in the Middle ages. Ill vol. Oxford. 1988.
- Riley P. Having a Good Gessip: Socio-cultural Dimensions of Language Use // Applied Linguistics and English Language Teaching. London, 1994. — P. 53.
- Richardson, S.- Nwankwo, S.- Richardson, B. Strategic issues for higher education strategists in the UK: a political contingency perspective // Intern, j. of publ. sector management. Bradford, 1995. — Vol. 8, N 6. — P. 7−16.
- Ridder-Simoens H. De. A history of the universities in Europe. Cambridge Univestity. 1992.
- Robertson, D. Proposals for an associate degree the search for the «missing link» of British higher education // Higher education quart. — Oxford — N.Y., 1994. — Vol. 48, N 4. — P. 294−322.
- Rutherford, D. Appraisal in action: A case study of innovation and leadership // Studies in higher education. Oxford, 1992. — Vol. 17, N 2. — P. 201−210.
- Ryder, A. Reform and UK higher education in the enterprise era // Higher education quart. Oxford- N.Y., 1996. — Vol. 50, N 1. — P. 54−70.
- Sanches M. Blount B. Language, thought and culture. Advances in the study of coghnition. Universtity of Texas, 1974.
- Sarton, G. Introduction to the history of science., 1975 .Vol 2. Universities.
- Saunders, M. The integrative principle: higher education and work-based learning in the UK // Europ. j. of education. Abingdon, 1995. — Vol. 30, N 2. — P. 203−216.
- Shapiro, M. Language and political understanding. 1981.
- Sheils. J. Multilingualism and new learning environments. European Year of Languages 2001 Conference. Council of Europe. Strasbourg. 2001.
- Silver, H. // Studies in higher education. Oxford, 1993. — Vol. 18, N 1. -P. 115.
- Smith, D.N.- Scott, P.- Mackay, L. Mission impossible? Access and the dash to growth in British higher education // Higher education quart. Oxford — N.Y., 1993. — Vol. 47, N 4. — P. 316−333.
- Smith, Alfred G. Communication and Culture: Readings in the codes of human interaction. New York, 1966. — 626.
- Squires, G. Interdisciplinarity in higher education in the United Kingdom // Europ. j. of education. Abingdon, 1992. — Vol. 27, N 3. — P. 201−210.
- Stark, I. Avance database. Database of the British universities film and video councilon CD-ROM // Managing inform. L., 1996. — Vol. 3, N 5. — P. 56−57.
- Stevenson D.K. American Life and Institutions. Washington D.C., 1997.1. P. 57.
- Student’s experience of higher education // ACU bull, of current documentation. L., 1994. — N 113. — P. 26−28.
- Successful candidates for the Degree of D.Phil., M. Litt, M.Sc., and diploma in law with titles of their these / Univ. of Oxford. Oxford: Univ. of Oxford, 1996 Michaelmas term 1995 — trinity term 1996. Vol. 57, 66 p.
- Tannock, J.D.T.- Burge, S.E. A new approach to quality assurance for higher education // Higher education quart. Oxford — N.Y., 1992. — Vol. 46, N 1. — P. 108−123.
- Taylor, W. // Studies in higher education. Oxford, 1993. — Vol. 18, N 1. -P. 118−119. Rec. ad op.: The future of higher education/ Ed. by Schuller T. — Milton Keynes, 1991.
- The other tongue: English across cultures / Ed. by B. Kachru. Urbana- Chicago- London, 1982. — 358.
- UNESCO 2 nd International Congress on VET (Seul). Final Documents. UNESCO. 1999.
- Universities between their internal and external enemies: thoughts on professor Conrad Russell’s Academic freedom / E.S.// Minerva. L., 1994. — Vol. 32, N2.-P. 186−187.
- Vos, L. University and nation // Studia Historica, № 53, 1996.
- Vuyk, E.J. International encyclopeadia of national systems of Education, 1995.
- Wagner, L. Dearing is dead Blunkett is born? The future funding of higher education //Higher education quart. — Oxford, 1998. — Vol. 52, N 1. — P. 64−76.
- Wanger, L. A thirty-year perspective: From the sixties to the nineties // The changing university. Buckingham- Bristol, 1996. — P. 15−24.
- Warren, J. Learning as an indicator of educational quality // Studies in higher education. Oxford, 1992. — Vol. 17, N 3. — P. 337−348.
- Washington, K.R. Language and international studies. 1973.
- Watson, K. Reforms in Higher education, 1997.
- Watson, D. Quality assessment and «self-regulation»: the English experience, 1992−94 // Higher education quart. Oxford — N.Y., 1995. — Vol. 49, N 4. -P. 326−340.
- Weiner, G. «Here a little, there a little»: equal opportunities policies in higher educatioh in the UK // Studies in higher education. Oxford, 1998. — Vol. 23, N 3.-P. 321−333.
- Williams, G. British higher education in the world league // Oxford rev. of econ. policy. Oxford, 1992. — Vol. 8, N 2. — P. 146−158.
- Wooldridge, A. Education: from Boyle to Baker // Ideas and politics in modern Britain. Basingstoke — L., 1990. — P. 161−188.
- Wright, P. Mass higher education and the search standards: reflections on some issues emerging from the «Graduate standards programme» // J. of South Asian a. Middle Eastern studies. Villanova, 1996. — Vol. 19, N 4. — P. 71−85.