Организация и управление безналичными расчетами между субъектами хозяйствования Республики Беларусь
Использование безналичной формы расчетов позволяет стабилизировать финансово-кредитную систему государства за счет ускорения возврата банковских кредитов, поступлений платежей в бюджет, улучшения расчетно-платежных отношений между субъектами хозяйствования, сокращения затрат на поддержку наличного денежного оборота и объемов неплатежей, управления расчетными рисками и т. д. В условиях… Читать ещё >
Организация и управление безналичными расчетами между субъектами хозяйствования Республики Беларусь (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
" Организация и управление безналичными расчетами между субъектами хозяйствования Республики Беларусь"
Введение
Развитие экономики невозможно без создания высокоэффективной системы денежного обращения и использования современных платежных механизмов. Компонентами денежного обращения являются наличные деньги и безналичные расчеты.
Использование безналичной формы расчетов позволяет стабилизировать финансово-кредитную систему государства за счет ускорения возврата банковских кредитов, поступлений платежей в бюджет, улучшения расчетно-платежных отношений между субъектами хозяйствования, сокращения затрат на поддержку наличного денежного оборота и объемов неплатежей, управления расчетными рисками и т. д. В условиях несбалансированной экономики движение больших наличных денежных масс может вызывать кризисные ситуации, поэтому государство проявляет особую заинтересованность в сокращении наличного денежного оборота, развитии безналичных форм денежного обращения. Государство создает и законодательно закрепляет условия для преимущественного хранения средств в безналичной форме на счетах в кредитных организациях и контролирует переход средств из безналичной формы в наличную.
Поэтому тема, выбранная для написания данной курсовой работы, является очень актуальной на современном этапе развития экономики.
Целью написания данной курсовой работы является изучение организации безналичных расчетов между субъектами хозяйствования. Основными задачами является изучение сущности и значения безналичных расчетов, характеристика форм безналичных расчетов, анализ организации безналичных расчетов между субъектами хозяйствования, а также разработка направлений по совершенствованию организации безналичных расчетов. Объектом исследования является Открытое акционерное общество «Гомельстройматериалы».
Теоретической и информационной основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных экономистов, периодические издания (Валютное регулирование и ВЭД, Налоги и бухгалтерский учет, Налоги Беларуси и т. д.), нормативные документы Республики Беларусь, а также электронный ресурс программа «Консультант Плюс: Беларусь». Основным источником, который является базой написания данной курсовой работы, является «Инструкция о банковском переводе», утвержденная Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 г. № 66. Также был использован практический материал ОАО «Гомельстройматериалы».
Исследуемую проблему широко рассмотрели следующие ученые: Тарасов В. И., Короткевич А. И., Говядинова Н. Н., кравцова Г. И. В периодических изданиях достаточно глубокие исследования по данной теме проводили следующие авторы: Авраменко А., Зубченко Л. А., Календа А., Лукашевич И., Овсейко С. В., Пищик И. А., Расолько С., Рублев И.
В работе применены следующие методы исследования: сбор и анализ фактов, системный подход к объекту исследования, а также специальные методы и приемы.
Результаты проведенного исследования по организации безналичных расчетов между субъектами хозяйствования могут быть применены в практической деятельности ОАО «Гомельстройматериалы» в целях повышения эффективности организации безналичных расчетов.
Структура данной курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Курсовая работа представлена на 47 страницах печатного текста и включает 5 рисунков и 6 таблиц.
1.Теоретические основы организации безналичных расчетов между субъектами хозяйствования
1.1 Сущность и значение безналичных расчетов, принципы их организации
В рыночных условиях особую актуальность приобретают вопросы четкой организации денежных расчетов, поскольку кругооборот денежных средств играет огромную роль в хозяйственной жизни организации любой формы собственности. Переход от административно-командной системы управления экономикой к рыночным отношениям вызвал необходимость создания новой платежной системы, базирующейся на двухуровневой системе банков. Потребовались разделение и обособление денежных ресурсов различных хозяйствующих рыночных субъектов, формирование самостоятельных коммерческих банков, введение корреспондентских отношений между ними. Перестройка платежной системы потребовала изменения принципов организации безналичных расчетов, использования новых форм и способов осуществления платежей.
Денежный оборот осуществляется в двух взаимосвязанных формах: налично-денежной и безналичной.
Любая организация совершает денежные расчеты как покупатель и как продавец, рассчитывается с бюджетом и банком, осуществляет также денежные расчеты с рабочими и служащими. Совокупность всех денежных платежей составляет платежный оборот, являющийся частью денежного оборота. Значительная часть платежного оборота организаций осуществляется безналичным путем, т. е. совершением записей (проводок) по счетам в банках. Наличные деньги применяются в платежном обороте прежде всего населением, а также субъектами хозяйствования при расчетах незначительными суммами.
В платежном обороте различают несколько денежных потоков (групп платежей). К первой группе относятся платежи, обеспечивающие расчеты по основной деятельности производителей товаров и услуг (платежи за приобретаемые товарно-материальные ценности и оказанные услуги, выплата заработной платы рабочим и служащим). Они называются платежами по товарным операциям. Ко второй группе относятся платежи по различным финансовым обязательствам: налог на добавленную стоимость и другие платежи в бюджет; платежи во внебюджетные фонды; платежи по расчетам с коммерческими банками за полученные кредиты и уплате процентов; платежи страховым компаниям и т. д. Третью группу составляют платежи по операциям, связанным с особенностями воспроизводства основных производственных фондов, образования и расходования специальных фондов организаций (например, амортизационные отчисления). Две последние группы платежей называют платежами по нетоварным операциям.
Расчеты между юридическими лицами, а также между юридическими лицами и гражданами, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, осуществляются через банки в безналичном порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Порядок проведения безналичных расчетов регулируется действующим законодательством, нормативными актами Национального банка Республики Беларусь, в частности Инструкцией «О банковском переводе» и другими документами.
Безналичные расчеты — это денежные расчеты, совершаемые путем записей по счетам плательщиков и получателей средств либо путем зачета взаимных требований, т. е. без использования наличных денег. Под расчетами в безналичной форме в соответствии со ст. 231 Банковского кодекса понимаются расчеты между физическими и юридическими лицами либо с их участием, проводимые через банк или небанковскую кредитно-финансовую организацию, его (ее) филиал (отделение) в безналичном порядке. По мнению А. И. Короткевич «система безналичных расчетов представляет собой совокупность принципов, предъявляемых к ним требований, форм и способов расчетов.» [8, c.46]
Система построений безналичных расчетов должна основываться на следующих основных принципах:
1. правовая регламентация с целью унификации;
2. осуществление расчетов через банк или другие финансово-кредитные учреждения по документам, предусмотренным правилами расчета;
3. осуществление расчетов по банковским счетам, которые открываются субъектам хозяйствования всех форм собственности для хранения и осуществления операций с денежными средствами;
4. осуществление расчетов в пределах остатков на счетах клиентов банка и исключительно по приказу субъектов хозяйствования, в порядке установленной очередности платежей;
5. свобода выбора владельцев счета в банке при определении формы платежа и полном невмешательстве банка в договорные отношения субъектов хозяйствования;
6. срочность платежа, которая предполагает осуществление расчетов исходя из сроков, предусмотренных в договорных отношениях субъектов хозяйствования, нормативных документах Национального банка Республики Беларусь;
7. обеспеченность платежа, предусматривающая наличие у владельца счета в банке достаточных денежных средств для осуществления платежа или гаранта ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств субъекта хозяйствования;
8. ответственность банков за несвоевременное и неправильное списание или зачисление средств на счета клиентов.
К принципам организации безналичных расчетов относятся также место платежа (выбор субъектами хозяйствования обслуживающего банка), согласие плательщика на осуществление платежа (акцепт), источник платежа и некоторые другие. Все принципы организации безналичных расчетов тесно связаны и взаимообусловлены. Нарушение действия одного из них ведет к нарушению функционирования всей платежной системы. Соблюдение указанных принципов позволяет использовать безналичные расчеты в качестве основного инструмента развития рыночной экономики.
К организации безналичных расчетов предъявляются следующие требования:
— наличие правил, регулирующих проведение платежа;
— скорость и безопасность его проведения;
— удобство для клиента;
— приемлемая стоимость услуг.
Под способом платежа понимается порядок перечисления денежных средств со счета плательщика на счет получателя. Обычно выделяют валовой способ (списание средств со счета — перевод в полной сумме, указанной в расчетном документе), зачет взаимных требований и обязательств (клиринг) со списанием со счета суммы сальдо зачета.
Безналичные расчеты классифицируются по ряду признаков:
1. По экономическому характеру платежа (объекту расчетов) — за товары и услуги и по нетоварным операциям (платежи в бюджет, банку по кредитам и процентам, штрафы и т. д.);
2. По месту проведения расчетов — внутриреспубликанские (внутригосударственные) и межгосударственные; в свою очередь внутриреспубликанские расчеты подразделяются на одногородние (в пределах одного города, населенного пункта) и иногородние.
3. По виду платежа: а) гарантированные, обеспечивающие гарантию платежа за счет бронирования средств на отдельном счете; б) негарантированные (не имеющие такой гарантии); в) путем списания средств со счета или путем зачета взаимных требований; г) с отсрочкой платежа.
В процессе безналичных расчетов происходит концентрация денежных средств в учреждениях банков, что дает возможность использовать их в качестве ресурса кредитования, осуществлять банковский контроль за проведением расчетов.
Операции по безналичным расчетам отражаются на расчетных, текущих и иных счетах, открываемых банками своим клиентам.
По мнению А. И. Короткевич «расчетный (текущий) счет — это счет, открываемый банком субъектам хозяйствования, предпринимателям без образования юридического лица, на который зачисляются все поступающие в их адрес денежные средства и с которого осуществляется расчетные операции как в безналичной, так и в наличной формах, вытекающие из его уставной деятельности.» [8, c.49] К понятию «другие счета» относятся депозитные, контокоррентные, трастовые, субсчета, счета в иностранной валюте, корреспондентские счета банков и их филиалов, включая специальные.
При наличии на текущем (расчетном) банковском счете денежных средств, достаточных для удовлетворения всех денежных требований, предъявленных владельцу счета, списание этих средств со счета осуществляется в порядке очередности поступления платежных инструкций в банк или небанковскую кредитно-финансовую организацию.
При недостаточности на текущем (расчетном) банковском счете денежных средств для удовлетворения всех денежных требований, предъявленных владельцу счета, оплата поступивших в банк или небанковскую кредитно-финансовую организацию платежных инструкций осуществляется согласно очередности платежей, указанной владельцем счета, взыскателем, с соблюдением требований, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.
Безналичные расчеты присущи народному хозяйству с развитыми товарно-денежными отношениями и являются составной частью единого денежного оборота, включающего и обращение наличных денежных знаков. Безналичные расчеты, заменяя обращение наличных денежных знаков, уменьшают потребность в них, ускоряют оборот средств в народном хозяйстве, сокращают издержки обращения, способствуют накоплению и аккумулированию денежных средств, облегчают их перераспределение через финансово—кредитную систему.
1.2 Характеристика форм безналичных расчетов между субъектами хозяйствования Республики Беларусь
Безналичные расчеты осуществляются с использованием различных форм. Форма безналичных расчетов представляет собой совокупность способов платежа, расчетных документов и определенного документооборота.
Расчетный документ — это оформленные соответствующим образом требования, поручения, приказ на перечисление денежных средств в безналичном порядке за товары, услуги, работы. С учетом этого, в соответствии с действующими нормативными документами, расчеты в безналичной форме могут проводиться в виде банковского перевода, аккредитива, инкассо. Использование той или иной формы безналичных расчетов определяется договором между плательщиком и получателем средств. Если же договором порядок и форма расчетов не определены, то в этом случае, согласно Гражданскому кодексу Республики Беларусь, расчеты осуществляются платежными поручениями. При расчетах пластиковыми карточками вместо расчетного документа используется специальная карточка.
Расчетные документы совершают свое движение между субъектами хозяйствования и учреждениями банков (кредитными учреждениями). Движение расчетных документов, или документооборот, — это последовательное продвижение документов по всем стадиям, начиная от изготовления документа, представления его в банк, его дальнейшего перемещения из банка в банк, до завершения расчетной операции. Перемещение документов в системе банков образует банковский документооборот, т. е. порядок и последовательное прохождение документов по всем операциям банка от момента их возникновения до записей по счетам бухгалтерского учета.
Расчеты в безналичной форме в виде банковского перевода проводятся на основании платежных инструкций (ст. 232 Банковского кодекса).
Банковский перевод — последовательность операций, начинающаяся с выдачи инициатором платежа платежных инструкций, в соответствии с которыми один банк (банк-отправитель) осуществляет перевод денежных средств за счет плательщика в другой банк (банк-получатель) в пользу лица, указанного в платежных инструкциях (бенефициара). Банковский перевод завершается акцептом банком-получателем платежного поручения банка-отправителя.
«Платежные инструкции — поручение инициатора платежа банку—отправителю о переводе в пользу бенефициара (взыскателя) фиксированной или определенной суммы денежных средств посредством: представления расчетных документов (платежное поручение, платежное требование-поручение, платежное требование); использования платежных инструментов при осуществлении соответствующих операций (чека, банковской пластиковой карточки, других инструментов); представления и использования иных документов и инструментов в случаях, предусмотренных Национальным банком Республики Беларусь.» [6]
Платежные инструкции клиента могут быть выданы в письменной форме или в форме электронного документа. В соответствии со ст. 233, «платежная инструкция клиента — юридического лица, выданная в письменной форме, должна содержать подписи (подпись) лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, а также оттиск печати владельца счета. Платежная инструкция клиента — физического лица, выданная в письменной форме, должна содержать подпись этого лица или лица, уполномоченного им распоряжаться счетом. Платежная инструкция клиента — индивидуального предпринимателя может также содержать оттиск его печати.» [2]
Расчеты в безналичной форме в виде банковского перевода могут быть проведены также на основании договора между банком и клиентом, содержащего сведения, необходимые для осуществления банковского перевода.
Платежное требование представляет собой расчетный документ установленной формы, содержащий требование получателя средств к плательщику об уплате определенной суммы через банк.
Действующими нормативными документами установлено, что платежные требования оплачиваются с предварительным акцептом, срок которого составляет три рабочих дня, не считая дня поступления требования в банк плательщика (рис. 1.1).
Рисунок 1.1 — Документооборот при расчете платежным требованием с предварительным акцептом
1 — отгрузка товаров и отсылка отгрузочных документов плательщику;
2 — передача заявления на предварительный акцепт (до поступления платежного требования в банк отправитель);
3 — представление бенефициаром платежного требования в банк;
4 — принятие платежного требования банком-исполнителем на инкассо и передача его в банк-отправитель;
5 — списание денежных средств со счета плательщика и перевод их в банк-получатель;
6 — зачисление переведенных денежных средств на счет бенефициара и извещение его о переводе.
В настоящее время в договорах между плательщиком и его контрагентами предусмотрена оплата платежных требований в день их поступления в банк. Плательщик должен представить в обслуживающий его банк список предприятий, с которыми у него заключены такие договоры, а на соответствующих платежных требованиях делать пометку «Оплата в день поступления».
Поставщик представляет платежное требование в банк на инкассо после отгрузки товаров либо в сроки, определенные в договоре, в течение 10 дней со дня его выписки. Платежное требование, выставленное на инкассо, может быть не принято на инкассо или не оплачено вообще или в установленный срок по следующим причинам:
1) требование не принято на инкассо банком поставщика в связи с неправильным оформлением расчетных документов;
2) требование не принято к оплате банком плательщика, так как не соответствует условиям, установленным действующим законодательством. В этом случае банк плательщика возвращает поступившее платежное требование, указав на его обороте причину возврата без оплаты.
Отказ от акцепта принимается банком без проверки договора, заключенного между контрагентами расчетов за исключением случаев, когда отказ от акцепта поступил из-за отсутствия данной формы расчетов в договоре или по мотивам, предусмотренным договором;
3) на счете плательщика отсутствуют необходимые для оплаты требования средства. Требование может быть оплачено частично, на сумму имеющихся на счете плательщика средств. В сумме, не оплаченной плательщиком, платежное требование помещается в картотеку к внебалансовому счету «Расчетные документы, не оплаченные в срок» для последующей оплаты. Платежное требование, акцептованное плательщиком, но не оплаченное им в срок полностью или частично, приобретает силу исполнительного документа, по которому осуществляется взыскание средств в бесспорном порядке. Принудительное взыскание приостанавливается только в случае, когда плательщиком был предъявлен иск к получателю средств, и суд вынес определение о приостановлении взыскания.
Основным преимуществом расчетов платежными требованиями является то, что используемая при этом система инкассо обеспечивает четкий порядок адресной их доставки, строгий контроль как со стороны субъектов хозяйствования, т. е. поставщика и покупателя, так и банков, обслуживающих их.
Основным недостатком является отсутствие гарантии платежа, поскольку на счете плательщика может не оказаться необходимой суммы средств. Кроме того, расчеты платежными требованиями довольно трудоемки, их документооборот включает больше этапов, чем документооборот при расчетах платежными поручениями и платежными требованиями-поручениями.
По мнению А. И. Короткевич «на практике основным платежным инструментом, используемым во внутриреспубликанских безналичных платежах, является платежное поручение. В течение последних лет удельный вес расчетов платежными поручениями в структуре безналичного платежного оборота составляет по количеству документов около 80%, по суммам платежа — около 90%.»
Платежное поручение представляет собой расчетный документ установленной формы, содержащий поручение плательщика обслуживающему банку о перечислении определенной суммы с его счета на счет получателя.
Платежное поручение является наиболее универсальным платежным инструментом — оно может использоваться для самого широкого круга расчетных операций. Поручением производятся:
— расчеты за полученные товары;
— расчеты по нетоварным операциям (платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, финансирование расходов из республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, погашение задолженности банку по кредиту и процентам, переводы средств на выплату заработной платы и других платежей в пользу отдельных граждан, оказание и возврат временной финансовой помощи, предоставление займа и пр.);
— предварительная оплата (в случаях, предусмотренных нормативными актами, договорами). Под предварительной оплатой понимается оплата товаров, готовых к отгрузке (отпуску) покупателям к моменту платежа и отгружаемых (вывозимых) не позднее трех рабочих дней со дня получения платежа, если другие сроки не определены договором или нормативными актами, которыми предусмотрен данный порядок расчетов;
— авансовые платежи (в соответствии с заключенными договорами). Авансовый платеж — сумма денежных средств, перечисленная, выданная в счет условного платежа или расходов, по которым отчет будет дан впоследствии;
— оплата товарных векселей.
Наряду с универсальностью достоинством расчетов платежными поручениями является более рациональный документооборот по сравнению с другими формами расчетов (рис. 1.2).
Рисунок 1.2 — Документооборот при расчете платежными поручениями (в порядке предварительного платежа)
1 — представление платежного поручения в обслуживающий банк;
2 — проверка и оплата платежного поручения;
3 — перевод платежа поставщику;
4 — зачисление денежных средств на счет поставщика;
5 — выписка владельцу счета о зачислении денежных средств;
6 — отгрузка продукции, оказание услуг, выполнение работ.
В случае, когда плательщику нужно перечислить средства сразу двум или более получателям, которые обслуживаются одним банком, он может оформить сводное платежное поручение установленной формы.
Банк принимает платежное поручение к оплате как при наличии средств на счете плательщика, так и при их недостатке или отсутствии. Если на счете плательщика недостаточно средств для оплаты представленного им поручения, оно может быть оплачено частично, в размере суммы, имеющейся на счете. Платежное поручение в сумме, не оплаченной плательщиком, помещается в картотеку к внебалансовому счету «Расчетные документы, не оплаченные в срок» и оплачивается в установленном порядке.
При универсальности расчетов платежными поручениями в них заложена возможность максимального приближения моментов отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) и их оплаты, если поручение немедленно сдано в банк для перечисления средств. Однако при такой форме расчетов нет должной гарантии платежа. Своевременное поступление платежа поставщику зависит не только от платежеспособности покупателя, но и срока выписки и представления поручений в банк.
Платежное требование-поручение — расчетный документ, содержащий требование получателя средств к плательщику оплатить на основании направленных ему, минуя обслуживающий банк, расчетного, отгрузочных и других документов, предусмотренных договором, стоимость поставленного по договору товара, произвести платежи по другим операциям (рис. 1.3).
Рисунок 1.3 — Документооборот при расчете платежными требованиями-поручениями
1 — отгрузка продукции, оказание услуг, выполнение работ (пересылка платежных требований-поручений покупателю);
2 — представление акцептованных платежных требований-поручений в обслуживающий банк для платежа;
3 — оплата платежного требования-поручения (списание средств со счета плательщика);
4 — перевод платежа в банк поставщика;
5 — зачисление денежных средств на счет поставщика;
6 — выписка со счета поставщика о поступлении денежных средств.
Требования-поручения выписываются получателем средств на бланке установленной формы и вместе с отгрузочными и другими предусмотренными договором документами, направляются непосредственно плательщику. Первый экземпляр требования-поручения должен быть оформлен подписями и оттиском печати получателя средств.
При этой форме расчетов плательщик и получатель средств устанавливают в договоре срок, в течение которого плательщик обязан представить в банк требование-поручение. Этот срок банком не контролируется. В случаях, когда плательщик отказывается оплатить платежное требование-поручение полностью или частично, он уведомляет об этом, минуя банк, непосредственно получателя средств в порядке и в сроки, установленные договором.
Если при представлении требования-поручения в банк на счете плательщика не окажется достаточных средств для его оплаты, требование-поручение помещается в картотеку к внебалансовому счету «Расчетные документы, не оплаченные в срок» и оплачивается согласно действующей очередности платежей.
Недостатки, присущие данной форме расчетов, проявляются в отсутствии гарантии платежей, в некотором замедлении оборачиваемости средств в случаях несвоевременной оплаты счетов покупателей, отказов от акцептов (особенно необоснованных).
К достоинствам можно отнести упрощение документооборота (не надо сдавать на инкассо, отказы от оплаты производятся минуя банк) и, следовательно, сокращение издержек по ведению расчетов.
Под расчетами чеками понимаются расчеты, при которых плательщик (чекодатель) выписывает получателю платежа чек для последующего предъявления его к оплате в банк чекодателя и получения по нему денежных средств с указанного в чеке счета плательщика. Для получения платежа по чеку не требуется получения акцепта банка-плательщика по чеку. При этом сама выдача чека не погашает обязательства плательщика по платежу до момента платежа по чеку.
В Республике Беларусь возможны расчеты чеками из чековой книжки и расчетными чеками. Инструкция о порядке проведения операций с использованием чеков из чековых книжек и расчетных чеков регламентирует порядок расчетов в белорусских рублях юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами посредством чеков из чековых книжек и расчетных чеков за товары, работы, услуги на территории Республики Беларусь, а также порядок получения физическими лицами по расчетному чеку наличных денежных средств в банке чекодателя.
Чек представляет собой безусловное письменное предложение чекодателя банку произвести платежи указанной на чеке денежной суммы чекодержателю. Чекодатель — это физическое или юридическое лицо, осуществляющее платеж за товары или услуги посредством чека, которое заполняет и подписывает чек. Чекодержатель — юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, являющиеся получателем платежа по чеку.
Документооборот при расчете чеками представлен на рисунке 1.4.
Рисунок 1.4 — Документооборот при расчетах чеками
1 — представление в обслуживающий банк заявления на получение чековой книжки и платежного поручения для депонирования средств для расчетов чеками на отдельном счете;
2 — депонирование денежных средств на отдельном счете и выдача клиенту чековой книжки с заполненными реквизитами;
3 — отгрузка продукции, оказание услуг, выполнение работ;
4 — выписка чека и передача его поставщику в оплату за приобретенные товары (выполняется одновременно с операцией 3);
5 — предъявление чека (реестров чеков) в банк чекодержателя;
6 — составление банком поручений-реестров и пересылка вместе с чеками в банки чекодателей;
7 — оплата поручений-реестров (чеков) путем списания средств со счета, на котором была депонирована сумма денежных средств (операция 2);
8 — перевод платежа в банк поставщика;
9 — зачисление денежных средств на счет поставщика;
10- извещение поставщика о поступлении денежных средств.
Срок действия чековой книжки — 1 год. Расчетный чек действителен в приеме в уплату за товары в течение 30 календарных дней, не считая дня выписки.
Чек удобен для расчетов в случаях, когда плательщик не хочет совершать платеж до получения товара, а поставщик — передавать товар до получения гарантии платежа.
Расчеты чеками имеют преимущества, связанные с гарантией платежа, а недостатком является усложнение документооборота, поскольку зачисление денежных средств поставщику (чекодержателю) осуществляется не в момент предъявления чеков в свой банк, а после их списания со счета плательщика (чекодателя).
Согласно действующим нормативным документам юридические и физические лица могут осуществлять безналичные расчеты и другие операции с использованием банковских карточек внутриреспубликанских, международных и других платежных систем. В настоящее время системами, действующими на территории Республики Беларусь, с владельцами которых банки вправе заключать договор, являются Внутренняя система «БелКарт», Международные системы «EUROPAY/MASTERCARD», «VISА» «Union Card», «Diners Club», «JСВ», Международная частная система АО банк «SNORAS», а также Внутренние частные системы «Нефтекарт», ОАО «Белвнешэкономбанк», ОАО «Банк «Поиск», АКБ «МинскКомплексБанк» и ОАО банк «Золотой Талер».
Банковская пластиковая карточка — персонифицированное либо неперсонифицированное средство для проведения безналичных платежей за товары и услуги, получения наличных денег и осуществления иных операций, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
В настоящее время банковские карточки разрешено применять при следующих безналичных расчетных операциях:
— платежах в национальной валюте за товары и услуги, связанные с хозяйственной деятельностью данного юридического лица;
— расчетах в иностранной валюте между юридическими лицами-резидентами за товары и услуги на территории Республики Беларусь в случаях, разрешенных действующим законодательством;
— платежах, связанных с командированием держателей корпоративных карточек в пределах Республики Беларусь (в национальной валюте), а также за ее пределами (в иностранной валюте);
— платежах в национальной валюте за расходы представительского характера на территории Республики Беларусь.
Создание банками платежной системы на основе банковских карточек включает организацию эмиссии банковских карточек и расчетных операций с их использованием.
Банк-эквайер — банк (небанковская кредитно-финансовая организация), осуществляющий эквайринг; эквайринг — деятельность банка (небанковской кредитно-финансовой организации) по расчетному обслуживанию организаций торговли (сервиса), принимающих карточки в качестве платежного средства за товары (услуги), и/или кассовому обслуживанию держателей карточек, в отношении которых банк не является банком-эмитентом. Эквайринг является операцией по обслуживанию карточек.
Расчеты с использованием банковских карточек осуществляются в форме дебетового банковского перевода. Порядок расчетов может выглядеть следующим образом (рис. 1.5).
Рисунок 1.5 — Порядок расчетов банковскими пластиковыми карточками
1- предъявление карточки к оплате при совершении покупки;
2- составление продавцом после авторизации карт-чека либо на бумажном носителе, либо в электронной форме и/или на бумажном носителе;
3 — представление карт-чека (иных документов, служащих подтверждением совершения операции с использованием карточки) в банк-эквайер;
4 — обработка карт-чеков и формирование платежных инструкций;
5 — отправка платежных инструкций банку-эмитенту (либо иному лицу, например, в головной процессинговый центр, если это предусмотрено Правилами данной системы расчетов с использованием карточек);
6 — проверка процессинговым центром банка-эмитента расчетных документов;
7 — перечисление денежных средств на основании платежных инструкций, принятых к оплате;
8 — зачисление денежных средств на счет.
«Аккредитив — обязательство, в силу которого банк, действующий по поручению клиента-приказодателя (банк-эмитент), должен осуществить платеж получателю денежных средств (бенефициару) либо акцептовать и оплатить или учесть переводной вексель, выставленный бенефициаром, или дать полномочия другому банку (исполняющему банку) осуществить такой платеж либо акцептовать и оплатить или учесть переводной вексель, выставленный бенефициаром, если соблюдены все условия аккредитива.» [2]
Этим документом банк подтверждает свою готовность заплатить поставщику определенную сумму от имени покупателя после выполнения продавцом всех условий, оговоренных в аккредитиве. Как правило, таким условием является фактическая отгрузка товаров в адрес покупателя, подтвержденная первичными документами (товарно-транспортной накладной, таможенной декларацией и т. д.). Аккредитив представляет собой соглашение, обособленное от основного договора, в котором предусмотрена эта форма расчетов.
Аккредитивная форма расчетов обладает таким достоинством, как: надежность, то есть обеспечение, с одной стороны, обязательств покупателя по платежу, а с другой — выполнения обязательств поставщика по поставке товара;
Однако у аккредитивной формы расчетов есть и недостатки:
— относительная дороговизна, обусловленная необходимостью уплаты комиссии банку за оформление аккредитива;
— длительность документооборота, связанная с тем, что для открытия аккредитива, проверки документов, направления различного рода сообщений необходимо время от нескольких дней до двух недель в зависимости от количества банков, участвующих в аккредитиве.
2.Анализ организации безналичных расчетов между субъектами хозяйствования и его значение в принятии управленческих решений
2.1 Краткая экономическая характеристика ОАО «Гомельстройматериалы»
Открытое акционерное общество «Гомельстройматериалы» (ОАО «Гомельстройматериалы») одно из крупных предприятий строительных материалов Республики Беларусь. Общество создано в процессе разгосударствления и приватизации. Учредителями предприятия являются Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации РБ и члены трудового коллектива.
ОАО «Гомельстройматериалы» зарегистрировано решением Гомельского областного исполнительного комитета от 27.04.2000 года № 229 за № 400 051 892. Юридический адрес: 246 010, г. Гомель, ул. Могилёвская, 14. УНН — 400 051 892, ОКПО — 294 616.
Предприятие создано для удовлетворения потребностей строительных, промышленных организаций и населения в строительных материалах, обеспечения на этой основе получения прибыли для последующего использования на воспроизводство, техническое перевооружение, капитальное строительство, удовлетворение социальных, культурных и бытовых потребностей членов трудового коллектива и роста его благосостояния.
Основным предметом деятельности предприятия является производство строительных материалов.
В настоящее время предприятие представляет собой мощный промышленный центр, основу которого составляет группа цехов, специализирующихся на выпуске промышленной продукции: цех № 1 по производству плит из минеральной ваты, цех № 2 по производству камней и кирпича силикатных и цех № 5 по производству блоков мелких из ячеистого бетона.
Цех № 1 производит плиты из минеральной ваты 25-ти марок. 7 марок плит выпускается для реализации в Республике Беларусь и 18 марок производится для реализации на экспорт: это плиты из минеральной ваты теплоизоляционные, изготовленные из минеральной ваты и синтетического связующего с гидрофобизирующими добавками способом полусухого формования.
Плиты минераловатные применяются в качестве ненагруженной и нагруженной тепловой изоляции вертикальных и горизонтальных составляющих строительных конструкций во всех типах зданий и сооружений групп А, Б, В, а также для тепловой изоляции промышленного оборудования и трубопроводов большого диаметра с температурой поверхности до 400 градусов по Цельсию.
Для повышения качества выпускаемой продукции, конкурентоспособности выпускаемой продукции, для более полного удовлетворения требований потребителей и для снижения уровня энергозатрат в цеху было произведено практически полное переоборудование.
В 2005 году была запущена первая линия импортного высококачественного оборудования машиностроительной компании «Frydlantske Strojirny — Rasl a syn» (Чешская Республика) по производству 260 000 — 270 000 м³ минераловатных плит в год по технологии сухого формирования из минеральной ваты и синтетического связующего с гидрофобизирующими и модифицирующими добавками. В 2008 году введена в эксплуатацию вторая линия по производству теплоизоляционных плит из минеральной ваты «БЕЛТЕП». На линиях установлено полностью новое оборудования, как импортного, так и отечественного производства.
В цехе № 2 выпускаются силикатный камень формата 250×120×138 мм и утолщенный силикатный кирпич формата 250×120×88 мм. Поставки готовой продукции цеха № 2 производятся в основном заказчикам по территории Республики Беларусь, 20−25% готовой продукции поставляется в Российскую Федерацию, а также осуществляются поставки камней и кирпича силикатных в Украину. Впоследствии в цеху № 2 планируется модернизация прессового отделения с установкой двух немецких линий типа WKP-750 производства Германии с производительностью 35−40 млн. штук камней в год, что позволит значительно повысить потенциал предприятия на рынке строительных материалов, а также позволит снизить энергоемкость и затратность на ремонт и обслуживание оборудования.
Цех № 5 выпускает блоки мелкие из ячеистого бетона различных типоразмеров: стеновые класса по прочности на сжатие В1,0, В2,5 и В3,5; марки по морозостойкости F25 и F35; с объемным весом Д-400 кг/м3, Д-500 кг/м3, Д-600 кг/м3, Д-700 кг/м3, перегородки объемным весом Д-600 кг/м3. Объем выпускаемой продукции — 400 м³ в год (при проектной мощности 160 м³ в год). Далее приведем данные по выпуску основной продукции ОАО «Гомельстройматериалы» (таблица 2.1). Из таблицы видно 2.1, что в 2009 году по сравнению с 2008 годом объем производства по кирпичу силикатному и блокам из ячеистого бетона значительно сократился по причине падения спроса, как на внутреннем, так и на внешнем рынке за счет ввода в эксплуатацию новых заводов по производству блоков из ячеистого бетона. Так объем производства камня и кирпича силикатного сократился на 7,2%, а блоков из ячеистого бетона на 9,6%. В то же время наблюдается высокий тем роста производства плит минераловатных — 159,0%, что связано с вводом в эксплуатацию второй линии по производству данной продукции. В 2010 году по сравнению с 2009 произошло увеличение объема производства камней и кирпича силикатного на 2825 т. шт. усл. к., или на 2,7%, по объему производства блоков из ячеистого бетона наблюдается снижение на 4707 м.куб., или на 1,3%. Темп роста плиты из минеральной ваты составил 121,4%.
Таблица 2.1 — Объем производства по основным видам продукции за 2008 — 2010 года в натуральном выражении
Показатели | Ед изм. | Отклонение (+,-) | Темп изменения, % | ||||||
2009 /2008 | 2010 /2009 | 2009 /2008 | 2010 /2009 | ||||||
Камень и кирпич силикатный | т.шт. усл.к. | — 8019 | 92,8 | 102,7 | |||||
Блоки из ячеистого бетона | м3 | — 37 244 | — 4707 | 90,4 | 98,7 | ||||
Плиты из минеральной ваты теплоизоляционные | м3 | 159,0 | 121,4 | ||||||
Источник — собственная разработка. Таблица составлена на основании практических данных организации. | |||||||||
Результаты экономической деятельности ОАО «Гомельстройматериалы» за 2008 — 2010 года характеризуются данными, представленными в таблице 2.2.
Из таблицы 2.2 видно, что выручка от реализации продукции в 2009 году увеличилась на 16 884 млн руб., или 12,3%, в 2010 году — на 40 831 млн руб., или на 26,5%. При это темп роста себестоимости снижается со 128,3% в 2009 году до 125,8% в 2010 году. Необходимо отметить, что темп роста себестоимости в 2009 году выше темпа роста выручки, а в 2010 году напротив, ниже.
В 2009 году произошло значительное увеличение расходов на реализацию, темп роста которых составил 187,5%, в 2010 году темп роста немного замедлился и достиг 154,1%.
Таблица 2.2 — Основные экономические показатели хозяйственной деятельности ОАО «Гомельстройматериалы» за 2008;2010 годы
Показатели | Отклонение (+,-) | Темп изменения, % | ||||||
2009 /2008 | 2010 /2009 | 2009 /2008 | 2010 /2009 | |||||
Выручка от реализации продукции, млн. руб. | 112,3 | 126,5 | ||||||
Себестоимость реализованной продукции, млн. руб. | 128,3 | 125,8 | ||||||
Налоги и сборы, включаемые в выручку от реализации, млн. руб. | 111,9 | 122,1 | ||||||
Расходы на реализацию, млн. руб. | 187,5 | 154,1 | ||||||
Прибыль от реализации продукции, млн. руб. | — 18 106 | 32,6 | 120,9 | |||||
Чистая прибыль, млн. руб. | — 12 452 | — 304 | 19,0 | 89,6 | ||||
Рентабельность реализованной продукции, % | 23,9 | 6,1 | 5,8 | — 17,8 | — 0,3 | 25,5 | 95,1 | |
Рентабельность продаж, % | 16,3 | 4,7 | 4,5 | — 11,6 | — 0,2 | 28,8 | 95,7 | |
Объем производства продукции, млн. руб. | 109,8 | 123,8 | ||||||
Затраты на произведенную продукцию — всего, млн. руб. | 123,6 | 126,9 | ||||||
в т. ч. материальные затраты, млн. руб. | 119,7 | 133,3 | ||||||
расходы на оплату труда, млн. руб. | 107,8 | 130,8 | ||||||
отчисления на социальные нужды, млн. руб. | 102,4 | 130,9 | ||||||
амортизация осн. средств и нематер. активов, млн. руб. | — 3906 | 183,1 | 63,2 | |||||
Продолжение таблицы 2.2 | ||||||||
прочие затраты, млн. руб. | 185,6 | 130,3 | ||||||
Фондоотдача | 0,68 | 0,69 | 0,74 | 0,01 | 0,05 | 101,5 | 107,2 | |
Фондоемкость | 1,48 | 1,45 | 1,35 | — 0,03 | — 0,10 | 98,0 | 93,1 | |
Фондовооруженность | 159,4 | 164,2 | 199,9 | 4,8 | 35,7 | 103,0 | 121,7 | |
Коэффициент обновления основных средств | 0,35 | 0,15 | 0,14 | — 0,20 | — 0,01 | 42,9 | 93,3 | |
Коэффициент выбытия основных средств | 0,01 | 0,02 | 0,01 | 0,01 | — 0,01 | 200,0 | 50,0 | |
Коэффициент прироста основных средств | 0,34 | 0,13 | 0,13 | — 0,21 | —; | 38,2 | —; | |
Коэффициент годности основных средств | 0,62 | 0,62 | 0,62 | —; | —; | —; | —; | |
Коэффициент износа основных средств | 0,38 | 0,38 | 0,38 | —; | —; | —; | —; | |
Коэффициент абсолютной ликвидности | 0,54 | 0,24 | 0,11 | — 0,30 | — 0,13 | 44,4 | 45,8 | |
Коэффициент промежуточной ликвидности | 1,72 | 0,47 | 0,27 | — 1,25 | — 0,20 | 27,3 | 57,4 | |
Коэффициент текущей ликвидности | 5,35 | 2,05 | 1,37 | — 3,30 | — 0,68 | 38,3 | 66,8 | |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами | — 1,45 | — 2,23 | — 2,08 | — 0,78 | — 0,15 | —; | —; | |
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами | 0,46 | 0,44 | 0,42 | — 0,02 | — 0,02 | 95,7 | 95,5 | |
Источник — собственная разработка. Таблица составлена на основании практических данных организации. | ||||||||
Что касается прибыли от реализации продукции, то из таблицы 2.2 мы видим, что в 2009 году произошло ее значительное падение с 22 399 млн руб. в 2008 году до 7293 млн руб. в 2009 году (т.е. на 67,4%). В 2010 году произошло увеличение данного показателя на 20,9%.
Размер чистой прибыли в 2009 году по сравнению с 2008 годом снизился на 81% с 15 372 млн руб. до 2920 млн руб., в 2010 году наблюдается дальнейшее снижение данного показателя на 10,4%.
Соответственно, каждый год происходит снижение рентабельности реализованной продукции и рентабельности продаж. Так в 2009 году рентабельность реализованной продукции снизилась на 17,8 пункта, а рентабельность продаж на 11,6 пункта, в 2010 году произошло их снижение на 0,3 и 0,2 пункта соответственно.
Снижение уровня получаемой прибыли, а соответственно, уровня рентабельности произошло по причине:
— падения спроса на основные виды продукции на внутреннем и мировом рынках;
— снижения экспортных цен в связи с неустойчивой ситуацией на финансовых мировых рынках, что привело к обострению конкурентной борьбы и снижению цен на рынке Украины и России;
— снижения цен на плиты из минеральной ваты на внутреннем рынке в среднем на 5% за счет снижения планового уровня рентабельности, что обусловлено истечением трех лет со дня постановки на производство данной продукции и вступлением в силу ограничения рентабельности до 25%, так как ОАО «Гомельстройматериалы» включено в Государственный Реестр хозяйственных субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках по продукции «минеральная вата и изделия из нее»;
— опережающего роста цен на основные виды сырья и топливно-энергетические ресурсы над ростом цен на продукцию собственного производства на внутреннем рынке.
Из таблицы 2.2 видно, что объем производства продукции и затраты на ее производство постоянно увеличиваются. При этом темп роста объема производства ниже темпов роста затрат: так в 2009 году объем производства увеличился на 9,8%, а затраты на 23,6%, в 2010 году объем производства вырос на 23,8%, а затраты — на 26,9%. При этом наибольший темп роста в 2009 году наблюдается по таким элементам затрат как прочие затраты — 185,6%, амортизация основных средств и нематериальных активов — 183,1%, наименьший темп роста в 102,4% наблюдается по отчислениям на социальные нужды. В 2010 году темп роста практически всех элементов затрат был на уровне 130%, а вот по амортизации основных средств и нематериальных активов наблюдается падение на 36,8%.
Увеличение материальных затрат вызвано во-первых, увеличением объема выпускаемой продукции, во-вторых, увеличением темпов инфляции, в-третьих, подорожанием сырья, используемого в основном производстве и увеличением цен на энергоносители. Резкий скачок амортизации основных средств и нематериальных активов связан с реконструкцией цеха по производству минплиты, а, соответственно, с вводом в эксплуатацию новых основных средств. Увеличение такой статьи, как прочие затраты, связано в первую очередь с резким увеличением начисленных налогов, сборов (пошлин), платежей и отчислений, включаемых в себестоимость продукции.
Из таблицы 2.2 видно, что происходит постоянное увеличение фондоотдачи (темп роста в 2009 году — 101,5%, в 2010 — 107,2%) и фондоемкости (темп роста в 2009 году 103,0%, в 2010 — 121,7%). При этом фондоемкость постоянно снижается — на 2% в 2009 году и на 6,9% в 2010 году.
Величина фондоотдачи показывает, сколько продукции получено с каждого рубля, вложенного в основные средства, и служит для определения экономической эффективности использования действующих основных средств. Из таблицы 8 видно, что с каждого рубля, вложенного в основные средства, в 2008 году получено 0,68 рублей, в 2009 — 0,69 рублей, в 2010 — 0,74 рубля.
Фондоемкость характеризует, сколько основных средств приходится на 1 рубль произведенной продукции.
Из таблицы 2.2 видно, в 2008 году на 1 рубль произведенной продукции приходилось 1,48 рублей стоимости основных средств, в 2009 — 1,45 рубля, в 2010 — 1,35 рубля.
Фондовооруженность — показатель, характеризующий оснащенность работников предприятий сферы материального производства основными производственными средствами. Из таблицы 8 видно, что в 2008 году на одного работника приходилось 159,4 млн руб. стоимости основных фондов, в 2009 — 164,2 млн руб., в 2010 — 199,9 млн руб.
Если использование основных средств улучшается, то фондоотдача должна повышаться, а фондоемкость — уменьшаться. Что и наблюдается на ОАО «Гомельстройматериалы» в течение трех лет, следовательно использование основных средств является эффективным.
На основании всего вышеизложенного можно говорить о динамичном развитии предприятия, постоянном обновлении и расширении своих производственных мощностей для дальнейшего конкурентоспособного производства Коэффициент промежуточной ликвидности характеризует ту часть текущих обязательств, которая может быть погашена не только за счет наличности, но и за счет ожидаемых поступлений за отгруженную продукцию, выполненные работы или оказанные услуги. Этот показатель определяется как отношение объема денежных средств, стоимости ценных бумаг и дебиторской задолженности, срок погашения которой не наступил, к краткосрочной задолженности предприятия.
Нормальным считается значение коэффициента, близкое к 1, но теоретически его величина считается достаточной при уровне 0,7−0,8. Из таблицы 11 видно, что за 2009 и 2010 год произошло его значительное падение с 1,72 в 2008 году до 0,27 в 2010 году.
Коэффициент текущей ликвидности характеризует, насколько текущая задолженность обеспечена оборотными активами. Он равен отношению суммы оборотных активов к краткосрочным заемным средствам. В мировой практике оптимальным считается соотношение 2:1, т. е. для обеспечения минимальной гарантии инвестиции на каждый рубль краткосрочных долгов приходится два рубля оборотного капитала. Смысл данного соотношения состоит в том, чтобы предприятие могло не только полностью ликвидировать все свои краткосрочные долги, но также иметь запас оборотных средств для продолжения текущей деятельности. Для отрасли промышленности строительных материалов нормативным значением данного коэффициента является 1,2. Из таблицы 2.2 видно, что хотя и происходит его постоянное падение, в 2010 году он все еще находится выше допустимого значения.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами характеризует наличие у предприятия собственных оборотных средств, необходимых для его финансовой устойчивости и определяется как отношение разности между объёмами источников собственных средств и фактической стоимостью основных средств и прочих внеоборотных активов к фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, незавершённого производства, готовой продукции, денежных средств, дебиторской задолженности и прочих оборотных активов. Нормативным значением является 0,15. Из таблицы 2.2 мы видим, что значение данного коэффициента на протяжении исследуемых лет было ниже нормативного.
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами характеризует способность организации рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов. Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами определяется как отношение всех (долгосрочных и краткосрочных) обязательств организации, за исключением резервов предстоящих расходов, к общей стоимости активов. Значение данного коэффициента должно быть не более 0,85. Из таблицы 2.2 видно, что значение данного коэффициента на предприятии не более нормативного, с каждым годом уменьшается.