Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социологическое сопровождение управления вузом Министерства обороны Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

См.: Башкирова Е. И. Социологическое сопровождение избирательной компании. // Социологические исследования. М., 2004. № 4- Бондаренко В. Ф. Социологическое сопровождение воспитательного процесса в Железнодорожных войсках ВС РФ. Дис. .канд. социол. наук. М.: ВУ, 1998; Иванов С. Ю. Социологическое сопровождение профсоюзной работы. // Труд и социальные отношения. М.: 2004. № 4- Котов С. А… Читать ещё >

Содержание

  • РАЗДЕЛ I. Теоретико-методологические основы исследования социологического сопровождения управления вузом Министерства обороны Российской Федерации
  • РАЗДЕЛ II. Состояние и динамика развития социологического сопровождения управления вузом Министерства обороны Российской Федерации
  • РАЗДЕЛ III. Основные направления повышения эффективности социологического сопровождения управления вузом Министерства обороны Российской Федерации

Социологическое сопровождение управления вузом Министерства обороны Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Анализ современного состояния военного образования в России, тенденций его развития в рамках реформирования Вооружённых Сил Российской Федерации показывает очевидные достоинства отечественной системы подготовки военных кадров для Вооружённых Сил Российской Федерации. Однако она «далеко не идеальна, её нужно совершенствовать. Вопрос состоит в формировании полноценного резерва, чтобы практически на любую должность можно было бы найти предложение"1. Положить начало данному процессу призвана федеральная программа «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года"2, определившая конкретные цели и задачи совершенствования военного образования в России. Реформа «системы военного образования призвана сформировать на базе существующих 65 военных учебных заведений 10 полноценных сисо темообразующих вузов», которые будут обеспечивать потребности Вооружённых Сил Российской Федерации в квалифицированных офицерских кадрах.

Комплекс проблем и противоречий, возникающих в процессе развития российского военного образования даёт основание полагать, что эффективность управления современным военным вузом во многом зависит от его социологического сопровождения, сущность которого состоит в отслеживании и коррекции, в случае необходимости, процесса реализации управленческих решений по вопросам образовательной деятельности и разработке соответствующих рекомендаций, направленных на оптимизацию управленческой деятельности в вузе4. При этом специфика проблемного поля управления вузом Министерства обороны Российской Федерации (далее вузом МО РФ) такова,.

1 См.: Медведев Д. А. Приоритеты неизменны // Красная звезда — еженедельный выпуск № 205, 12−18.11.2008.

2 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 27 мая 2002 г. № 352.

3 См.: Сердюков А. План мероприятий реформирования ВС РФ // Красная звезда — специальный выпуск № 197 29.11−4.12.2008.

4 См.: Бондаренко В. Ф. Социология образования: социологическое сопровождение образовательного процесса в вузе. М.: ГУУ, 2003. С. 27. что оптимизирующая роль социологии в нём не ограничивается диагностикой, а требует полной реализации потенциала социологической науки.

В этой связи актуальность настоящего исследования обусловливается: во-первых, необходимостью анализа и систематизации теоретических подходов к исследованию практики социологического сопровождения управления вузом МО РФво-вторых, необходимостью раскрытия содержания социологического сопровождения управления вузом как объекта практической социологической деятельностив-третьих, объективной потребностью в исследовании актуальных проблем и противоречий социологического сопровождения управления военным вузомв-четвёртых, необходимостью системного анализа современного состояния и динамики развития социологического сопровождения управления военным вузомв-пятых, необходимостью разработки научно-обоснованных рекомендаций органам государственного и военного управления по повышению эффективности социологического сопровождения управления военным вузом в условиях реформирования системы военного образования в России.

Степень научной разработанности проблемы.

Исследование практики социологического сопровождения управления базируется на достижениях гуманитарных и социальных наук. Начало развитию социологического подхода к управлению, который успешно применяется в различных областях социальной деятельности, положено усилиями классиков мировой социологической мысли5 таких как: М. Вебер, Э. Дюркгеймнаучной теории управления6: Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Форд, Г. Эмерсон, а.

5 См.: Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990; Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1990.

6 См.: Тейлор Ф. Принципы научного менеджмента. СПб.: Изд-во Л. А. Левенстерна, 1911; Файоль А. Общее и промышленное управление. М., ДиС, 2001; Файоль А., Тейлор Ф., Форд Г., Эмерсон Г. Управление — это наука и искусство. М.: Юнити, 2002. так же, исследованиями целого ряда известных учёных-социологов7 В. Г. Афанасьева, Д. М. Гвишиани, А. И. Пригожина и др.

Проведённый анализ отечественной военно-научной литературы с определённой условностью позволяет классифицировать все исследования в области разработки теоретико-методологических аспектов социологического сопровождения управления военно-социальной организацией, особенностей её функционирования в изменившихся социально-политических условиях по следующим основным группам.

В первую группу источников включены официальные документы, раскрывающие наиболее общие понятия управления в целом и в вузах МО РФв частности8.

Во вторую группу вошли тзоретико-методологические разработки отечественных ученых Е. Д. Богатырёва, В. Ф. Бондаренко, В. Д. Граждан, И. И. Ефремова, П. В. Петрия, A.C. Скока и других по наиболее общим вопросам военно-социального управления, в которых анализируются проблемы последних десятилетий в обществе и армии, в образовании и воинском воспитании. Сюда следует отнести работы социального, социально-философского, социально-педагогического и социально-психологического содержания, направленные на рассмотрение социальных аспектов деятельности управления военной организацией, изучение сложившейся социальной ситуации в стране, в Вооружённых Силах Российской Федерации и в системе военного образования9.

7 См.: Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание, управление. М., 1981; Гвишиани Д. М. Организация и управление, М., Наука, 1972; Пригожин А. И. Современная социология организаций. М., 1995.

8 См.: Конституция Российской Федерации от 12.12.1993; Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-Ф3- Федеральный закон «Об обороне» от 31.05.1996 № 61-ФЗФедеральный Закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗФедеральный закон «О федеральной программе «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года» № 352-Ф3- Приказ Министра обороны Российской Федерации «Об утверждении руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации» от 12.03.2003 № 80- Приказ Министра обороны Российской Федерации «О совершенствовании воспитательной работы в Вооружённых Силах Российской Федерации» от 28.02.2005 № 79.

9 См.: Богатырёв Е. Д. Научные основы и принципы управления процессом формирования личности в воинском коллективе: Дис. .канд. филос. наук. М.: ВПА, 1980; Бондаренко В. Ф. Со.

К третьей группе источников относятся работы отечественных военных учёных В. Ф. Бондаренко, Г. П. Зинченко, Д. В. Клепикова, В.Ф. Кужили-на и других, посвященные теоретико-методологическим вопросам анализа сущности и актуальных проблем социологического сопровождения различных областей военно-социальной деятельности10.

Четвёртую группу представляют работы российских ученых, таких как Е. И. Башкирова, В. Ф. Бондаренко, С. Ю. Иванов, С. А. Котов, И. А. Крутий, В. А. Полосин, A.C. Скок в которых рассматриваются прикладные вопросы социологического сопровождения в различных областях жизни и деятельности российского общества и Вооружённых Сил11.

Вместе с тем проблемы социологического сопровождения управления вузом МО РФ в теоретико-методологическом и методическом плане остаются недостаточно раскрытыми. Данное обстоятельство предопределило цель, объектно-предметную область и основные задачи настоящего исследования.

Объектом данного исследования является социологическое сопровождение управления вузом МО РФ. циология военного управления. М.: ВУ, 2009; Военно-социальное управление: проблемы теории и практики: Учебник. / Под общ. ред. И. И. Ефремова. М.: ВУ, 2001; Граждан В. Д. Деятельность и управление /социологический аспект/. М., 1989; Скок A.C. Социальные технологии в системе управления военной организацией. М.: ВУ, 1997; Философско-методологические проблемы управленческой деятельности военных кадров: Учебное пособие./Под ред. П. В. Петрия. М.: ВУ, 2006.

10 См.: Бондаренко В. Ф. Социологическое сопровождение воспитательного процесса военнослужащих. М.: ВУ 2003; Бондаренко В. Ф. Социология образования: социологическое сопровождение образовательного процесса в вузе. М.: ГУУ, 2003; Зинченко Г. П. Социология на службе управления. СПб.: Вектор, 2004; Клепиков Д. В. Социологическое обеспечение военного управления. СПб., 2002; Кужилин В. Ф. Социологические методы в практике военного кадроведения: Монография дис. .д-ра филос. наук. М.: ВУ, 2003.

11 См.: Башкирова Е. И. Социологическое сопровождение избирательной компании. // Социологические исследования. М., 2004. № 4- Бондаренко В. Ф. Социологическое сопровождение воспитательного процесса в Железнодорожных войсках ВС РФ. Дис. .канд. социол. наук. М.: ВУ, 1998; Иванов С. Ю. Социологическое сопровождение профсоюзной работы. // Труд и социальные отношения. М.: 2004. № 4- Котов С. А. Социологическое обеспечение подготовки офицерских кадров. // Военно-социологические исследования: Сборник статей. М., 2004. № 3(7) — Крутий И. А. Социологическое сопровождение как фактор управления процессом дистанционного обучения в вузе. Дис. .канд. социол. наук. М., 2001; Полосин В. А. Социологическое обеспечение воспитательного процесса в Вооружённых Силах. Дис. .канд. социол. наук. М.: ГАВС, 1993; Скок A.C. Социальные технологии в системе управления военной организацией. Дис. .д-ра. социол. наук. М.: ГАВС, 1996.

Предмет исследования: сущность, состояние и противоречия социологического сопровождения управления вузом МО РФ.

Целью исследования является выработка рекомендаций органам государственного и военного управления по созданию эффективной системы социологического сопровождения управления вузом МО РФ.

Достижение цели предполагает решение следующих основных задач:

1. Теоретико-методологического анализа теоретических подходов к исследованию практики социологического сопровождения.

2. Уточнения сущности и содержания социологического сопровождения, на основе авторской концептуальной модели объекта исследования.

3. Анализа современного состояния и противоречий социологического сопровождения управления вузом МО РФ.

4. Обоснования основных направлений повышения эффективности социологического сопровождения управления вузом МО РФ.

Основная гипотеза исследования: социологическое сопровождение является одним из основных факторов обеспечения эффективности военно-социального управления.

Частные гипотезы исследования.

1. Понятие «социологическое сопровождение управления вузом МО РФ» является междисциплинарной категорией, требующей системного анализа её содержания.

2. Практика социологического сопровождения управления вузом МО РФ является недостаточно системной и институционально оформленной.

3. Для эффективного внедрения социологического сопровождения в практику управления вузом МО РФ необходима профессиональная подготовка соответствующих субъектов социологического сопровождения, в том числе с помощью создания и реализации программы социологической подготовки управленческого звена вуза.

Теоретико-методологическую основу исследования составили научные труды ведущих учёных-обществоведов в области теории и методологии управления социальными системами: М. Вебера, Э. Дюркгейма, Р. Мертона, Т. Парсонса, а также В. И. Добренькова, В. Н. Иванова, А. И. Кравченко, В. Н. Ксенофонтова, Г. В. Осипова, А. И. Пригожина, В. В. Серебрянникова, Ж. Т. Тощенко, С. С. Фролова, В. А. Дцова и др.

Методическую основу исследования составили методы системного и структурно-функционального анализа, обобщения, сравнения, прогнозирования, проектирования, социального эксперимента.

Для первичного и вторичного статистического анализа данных социологической информации использовались методы качественного анализа и контент-анализа документов, диагностики. Сбор информации проводился методами массового и экспертного опросов. Обработка первичной и вторичной социологической информации производилась с применением комплекса методов математико-статистического анализа с использованием пакета стандартных прикладных программ для ПК.

Формирование эмпирической базы исследования производилось в ходе накапливания и анализа материалов различных социологических исследований: результатов социологических исследований, проведённых лично автором с 2004 по 2008 годы12- результатов социологических, социально-психологических и правовых исследований, проведённых отделом ВСПИ ГУВР ВС РФ, исследовательских центров других силовых структур с 2004 по 2008 годыстатистических данных из официальных источниковдокументальных данных Министерства обороны РФ, Главного командования МО РФ и других силовых ведомствсведений, опубликованных в средствах массовой.

12 Исследования проводились на территории Московского и Северокавказского военных округов РФ на базе четырёх вузов ВВС РФ (ВВА им. Ю. А. Гагарина, Ейского ВВАУ, Ставропольского ВВАИУ и Краснодарского ВВАУЛ). Наименования проведённых исследований: «Воспитанность» (2004;2006 гг.), «Управляемость» (2005;2008 гг.), «Исследование социологического сопровождения профилирования военнослужащих в траектории профессионального становления военного специалиста» (2005;2007 гг.), «Социологическое сопровождение управления вузом ВВС Вооружённых Сил Российской Федерации» (2005;2008 гг.). информациианализа служебных материалов, юридических и иных докумен.

13 тов, регламентирующих управление вузом МО РФ .

Этапы исследования.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом (подготовительном) этапе (2004;2005 гг.) — было проведено теоретическое изучение состояния избранной проблемы, определены цели и задачи исследования, осуществлён анализ документальных источников по проблеме, определялась и уточнялась гипотеза социологического исследования, разрабатывался исследовательский инструментарий, определялись и уточнялись критерии и показатели социологического сопровождения управления вузом МО РФ.

На втором (основном) этапе (2005;2006 гг.) — было осуществлено эмпирическое социологическое исследование состояния, факторов и возможностей повышения эффективности социологического сопровождения управления вузом МО РФ. Вносились коррективы в методику и инструментарий исследования, формулировались предварительные выводы и рекомендации, готовились публикации по проблеме исследования.

На третьем (заключительном) этапе (2006;2009 гг.) — осуществлялся всесторонний анализ полученных результатов в ходе эмпирического исследования, проверка, обработка и обобщение полученных результатов, разработка концептуальной модели и внедрение в практику путей и способов способствующих повышению эффективности социологического сопровождения управления вузом МО РФ. Производилось литературное оформление диссертационной работы, подготовка и издание публикаций по исследуемой проблеме.

13 См.: Устав государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования ЕВВАУ им. В. М. Комарова. МО РФ. Ейск: Изд. ЕВВАУ, 2004; Обеспечение качества обучения государственных и муниципальных служащих Российской Федерации: информационные, методические, аналитические материалы. Выпуск 1. Организация системы / Под общей редакцией Ф. Д. Демидова, М. Ф. Королёва. М.: РАГС, 2005; Военно-социологические исследования. Сборник статей. М.: Социологический центр ВС РФ, 2004;2009; Организационно-методические указания по работе вузов ВВС. М.: МО ВС, 2008;2009; Военное образование на современном эта.

Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечивались: опорой на теоретическую и эмпирическую базу по изучаемой проблеметеоретическим и методологическим обоснованием социологического сопровождения управления вузом МО РФопорой на достоверные и апробированные в других исследованиях теоретико-прикладные выводы и рекомендациикомплексностью использования методов научного познаниянадёжной эмпирической базой, валидностью и качеством методик сбора данныхкорректным применением логических, математико-статистических методов обработки и анализа данных социологических и других исследованийэкспериментальной проверкой выводов и рекомендаций в научной, педагогической и управленческой практике вузов МО РФ, а также в научно-исследовательской и проектной деятельности по организации и проведению научно-исследовательских работ.

Научная новизна исследования состоит:

1. В теоретико-методологическом обосновании практики социологического сопровождения на основе теоретико-методологического анализа теоретических подходов.

2. В уточнении определения социологического сопровождения на основе авторской концептуальной социологической модели объекта исследования.

3. В выявлении противоречий современного состояния и специфики социологического сопровождения на основе эмпирического социологического исследования.

4. В эмпирическом определении факторов социальной среды, оказывающих негативное влияние на эффективность социологического сопровождения. пе: сущность, содержание, проблемы и пути их решения // Материалы научно-практической конференции. М.: ВУ, 2003; Красная ЗвездаВоенная МысльВестник Военного университета и др.

5. В эмпирическом обосновании структуры, технологии и основных направлений внедрения социологического сопровождения в практику управления вузом МО РФ.

6. В определении наиболее важных областей применения социологического сопровождения и направлений повышения его эффективности в системе управления военным вузом.

7. В определении основных направлений деятельности органов государственного и военного управления по повышению эффективности социологического сопровождения управления вузом МО РФ.

Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций органам государственного и военного управления по созданию эффективной системы социологического сопровождения. Теоретико-методологический материал и исследовательский инструментарий диссертации могут быть использованы в научно-исследовательской и учебно-педагогической деятельности государственных военных и научных учреждений.

Структура диссертации обусловлена целью, задачами исследования и включает введение, три раздела, заключение, список литературы и приложения.

Выводы по разделу:

Таким образом, на основании анализа результатов, полученных нами в ходе проведённого социологического исследования, нами предлагаются следующие пути и способы повышения эффективности социологического сопровождения управления вузом МО РФ:

1. В работе субъектов управления вузом МО РФ целесообразно применение материалов социологических исследований. С целью их всестороннего обучения управлению подразделениями, считаем возможным использование возможностей социологического сопровождения. При этом нештатный социологический актив необходимо обучить методике систематического полу.

103 См.: Акт реализации научно-исследовательской работы «Исследование социологического сопровождения профилирования военнослужащих в траектории профессионального становления военного специалиста" — Указание начальника НВО ВВС от 27.04.07 г. чения объективной информации о процессе управления в вузе МО РФ и о его факторах. Обеспечить хранение и анализ информации, выработку на основе полученных результатов рекомендаций командованию для принятия решения по руководству управлением подчинёнными.

2. Внедрение в практику управления одного из вузов МО РФ отдельных элементов системы социологического сопровождения, сочетающихся с деятельностью экспериментально созданной нештатной службы социологического сопровождения.

3. На базе управления образования ВС РФ предлагается создание экспериментального научно-исследовательского подразделения по апробации передовых методик управления качеством образования в вузах МО РФ.

4. Создание на базе одного из вузов МО РФ электронной социологической информационной системы и респондентской сети для оперативного сбора информации, её анализа по наиболее открытым проблемам жизнедеятельности вуза МО РФ.

На основании результатов эмпирического социологического исследования, по мнению экспертов, для решения проблем управления военным вузом на современном этапе необходимо предпринять ряд комплексных мер, в том числе:

1. Развивать учебно-материальную базу.

2. Совершенствовать, а в некоторых случаях менять кадровую управленческую политику,.

3. Своевременно решать проблемы социальной сферы вузов МО РФ.

4. Повысить квалификацию специалистов в области военно-социального управления вузов МО РФ.

— ' «.

5. Определить порядок взаимодействия (системы военного' образования) с Министерством образования и науки РФ.

6. Однозначно определить статус курсантов (по призыву и по контракту) на уровне общевоинских уставов.

7. Оптимизировать «демократизацию» управленческой деятельности военного вуза.

8. Внести в руководящие документы вузов МО РФ изменения, соответствующие реальности деятельности и специфики вуза.

9. Увеличить финансирования военно-социальной деятельности вузов МО РФ.

10. Разработать и внедрить в повседневную практику военных вузов концепцию аналитического управления деятельностью вуза МО РФ.

11. Компьютеризировать учёт и отчётность по всем направлениям управленческой деятельности вуза МО РФ.

12. Сократить время прохождения приказов и директив сверху донизу.

13. Стимулировать выработку предложений по улучшению управления.

Проведённый системный анализ перечисленных путей решения проблем социологического сопровождения управления вузом МО РФ, а также имеющийся опыт социологического сопровождения, позволяет сделать определённые выводы:

Во-первых, идея социологического сопровождения управления вузом МО РФ имеет определённое число сторонников. В настоящее время социологическое сопровождение как необходимый элемент в управлении военным вузом находит всё большее закрепление в руководящих документах, определяющих деятельность административных органов.

Во-вторых, предназначение социологического сопровождения управления состоит в том, чтобы способствовать оптимизации этого социального процесса, повышать его эффективность.

В-третьих, социологическое сопровождение управления вузом МО РФ может принести ожидаемый результат только в случае заинтересованного сотрудничества административных и исследовательских структур, командиров и специалистов-социологов.

В-четвёртых, непременными условиями успешной реализации концепции социологического сопровождения управления вузом МО РФ является наличие единого представления о социологической модели управления, а также о месте и роли социологического сопровождения в успешном принятии решения, организации его исполнения и контроля за результатами.

В-пятых, содержание социологических знаний необходимо организаторам процесса управления и социологу-исследователю и имеет существенные отличия: если для первого наиболее ценной является содержательная стороны, то для второго ценнее технологическая, т. е. организационные и методологические процедуры получения необходимо социологической информации.

В-шестых, попытки осуществления социологического сопровождения без серьёзной подготовки, проведённые на низком профессиональном уровне, обречены на неудачу.

Неразрешимой проблемой, в настоящее время, по мнению многих специалистов, остаётся отсутствие научно обоснованной и организационно оформленной системы сбора, обработки и анализа информации. Всё более неотложным становится фундаментальное и всеобъемлющее рассмотрение комплекса вопросов, связанных с использованием военно-социологической науки в управлении вузом, которая может оказать неоценимую услугу для определения основных направлений её совершенствования, повышения качества и эффективности104.

Таким образом, для успешной реализации путей решения проблем социологического сопровождения управления вузом МО РФ необходима организационная и научно-методическая основа этой деятельности. Такой основой может послужить нештатная служба социологического сопровождения или социологическая служба вуза, представленная социологическими структурами (центрами), включёнными в имеющуюся сеть вузов МО РФ и объе.

104 См.: Бондаренко В. Ф. Социологическое сопровождение образовательного процесса в вузе. // Вестник военного университета. М.: ВУ, 2004. № 6. С. 65 динёнными в систему на уровне центральных органов административного управления, охватывающего всю вузовскую организацию социологического актива, который способен систематически и квалифицированно осуществлять анализ необходимых характеристик управления и предоставлять достоверную информацию организаторам управления вузом МО РФ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Изучение проблем эффективного и качественного управления вузом МО РФ неразрывно связано с использованием методов социологической науки. Это позволяет выйти на определённый уровень теоретических обобщений по вопросам социологического сопровождения управления вузом МО РФ. В настоящем диссертационном исследовании нами предпринята попытка обобщить его результаты и сформулировать следующие выводы.

1. В современном подходе к управлению вузом МО РФ все более утверждается мысль о необходимости мер, способствующих повышению его эффективности. К таким мерам относится использование теоретических положений и выводов ряда наук: социологии, психологии, педагогики, экономики, права, и др. Опора на передовые научные достижения в области управления вызывает к жизни новые формы организации деятельности должностных лиц, занимающихся управлением. Не является исключением в этом отношении и управление образовательным процессом, призванное оптимизировать всю управленческую деятельность в военном образовании посредством внедрения соответствующей системы социологического сопровождения.

2. Особенностью управления вузом МО РФ в современных условиях является неизмеримо возросшая степень сложности управленческой деятельности в различных сферах образовательного процесса и с различными категориями военнослужащих и гражданского персонала, связанная как с динамично происходящими в стране социально-политическими преобразованиями, так и со специфическими условиями организации функционирования вуза МО РФ. Без всестороннего учёта значительно возросшего числа факторов, влияющих на процесс управления, трудно принять верное решение и рассчитывать на воплощение в жизнь поставленных задач. В этой связи представляется разумным для отслеживания одновременно большого количества динамично меняющихся характеристик управления, в целях его оптимизации, обращение к социологической науке, использование накопленного ею потенциала. К тому же, происходящие перемены чаще всего бывают связаны с людьми и поэтому имеют преимущественно социальную природу. Изменение ценностных ориентации, установок, мотивов поведения военнослужащих в различных ситуациях все в большей степени влияет на функционирование вуза МО РФ как важнейшей военно-социальной организации в составе ВС РФ. Поэтому получение необходимой информации о процессе управления, характеризующейся достоверностью, научностью и оперативностью и являющейся по сути социологической, видится в широком применении социологической теории и практики, организационно оформленном в социологическое сопровождение управления вузом МО РФ.

3. Спецификой социологического сопровождения управления вузом МО РФ является его содержательная и организационная сложность, глубина и многоуровневость. Социологическое сопровождение как система мероприятий, направленных на достижение поставленной цели, должно быть в первую очередь подчинено выполнению главной задачи — повышение эффективности управления вузом МО РФ.

Социологическое сопровождение управления вузом МО РФ — это не только меры, способствующие эффективному образовательному процессу. Это, прежде всего, научно-практическая деятельность, позволяющая лучше понять сущность процесса управления, его структуру, организацию, взаимоотношения между его участниками и другие характерные элементы.

Использование системы социологического сопровождения позволяет субъектам управляющей подсистемы получать объективную информацию о состоянии образовательного процесса курсантов на основе критериев и показателей, адаптированных к конкретному вузу МО РФ или региону его дислокации.

Социологическое сопровождение управления вузом МО РФ — это деятельность субъектов социологического сопровождения, а также непосредственных субъектов управления, связанная с отслеживанием и регулированием образовательного процесса в вузе МО РФ в целях его оптимизации посредством применения социологических знаний и соответствующего опыта.

Сущность социологического сопровождения управления вузом МО РФ заключается в регулярном и оперативном представлении субъектам управляющей подсистемы социологической информации о текущих и прогнозируемых состояниях, характере поведения (действий) объектов управления и эффективности реализации принимаемых решений, а также в целенаправленном управленческом воздействии субъекта управления (органа военно-социального управления) на образовательный процесс в целях приведения его в соответствие с потребностями функционирования и развития Вооружённых Сил Российской Федерации.

В результате внедрения системы социологического сопровождения управления вузом МО РФ должно быть налажено регулярное получение максимального объема социологической информации, отражающей изменения во времени и в пространстве основных характеристик участников процесса управления и взаимоотношений между ними. Выработка типичных показателей — норм основных параметров процесса управления на основе регулярных социологических измерений по репрезентативной выборке, внесение корректив в эти нормы — задача теоретико-методологического уровня социологического сопровождения управления вузом МО РФ. Организация и проведение регулярных социологических исследований, анализ полученных результатов, выработка конкретных рекомендаций и помощь в их реализацииодна из задач организационно-практического уровня.

4. Высокая сложность реализации системы социологического сопровождения управления вузом МО РФ требует глубокой специальной подготовки как руководителей, так и специалистов-социологов. Отсутствие достаточной социологической подготовки у субъектов, осуществляющих управление вузом МО РФ, затрудняет использование социологической информации в повседневном руководстве процессом управления военным вузом. Проблема заключается также в необходимости разработки организационных решений по созданию социологических структур. Энтузиазм нештатных социологов и экономия на организации штатных социологических подразделений, обеспечении их необходимыми материально-техническими средствами, не позволяют полностью реализовать концепцию социологического сопровождения управления вузом МО РФ.

5. Рассмотрение проблем социологического сопровождения управления вузом МО РФ имеет не только теоретико-познавательное значение. Не менее важна его военно-практическая сторона. Обобщенный в диссертации материал и результаты проведённой работы могут быть в практической работе использованы командирами, офицерами вуза, работниками культурно-просветительных учреждений, средствами массовой информации, общественными организациями и другими институтами, осуществляющими учебно-воспитательную деятельность военнослужащих.

На наш взгляд, вышеизложенные предложения закономерно способствуют формулированию ряда рекомендаций по повышению эффективности социологического сопровождения управления вузом МО РФ:

Органам государственного и военного управления МО РФ.

1. Министерству образования и науки Российской Федерации в целях оптимальной реализации основных положений болонских соглашений и создания совершенной системы управления качеством высшего образования предлагается рассмотреть возможность разработки дифференцированных (по сферам деятельности) образовательных стандартов по социологии для учебных заведений, специализирующихся на подготовке специалистов-социологов, а также для отраслевых вузов, где социология призвана служить инструментом познания социальных отношений в сферах профессиональной деятельности будущих специалистов.

2. Министерству обороны Российской Федерации и Главному управлению воспитательной работы Вооружённых Сил Российской Федерации в связи с крайней необходимостью обеспечения органов военного управления объективной социологической информацией рекомендуется рассмотреть возможность нормативного закрепления понятия «социологическое сопровождение» и создания системы социологического сопровождения управления ВС РФ, с научно аргументированной типовой структурой, технологией и ресурсным обеспечением деятельности субъектов социологического сопровождения управления, до воинской части включительно.

3. Военному университету в сотрудничестве с военно-научным комитетом ВС РФ предлагается осуществить разработку целевых программ теоретико-методологического и научно-исследовательского обеспечения системы социологического сопровождения управления ВС с учётом результатов проведённых в этой области социологических исследований.

Общее методологическое руководство вновь образованной структурой социологического сопровождения управления целесообразно осуществлять силами сотрудников Социологического центра Вооружённых Сил РФ.

4. Главному управлению кадров ВС предлагается рассмотреть вопрос о включении в состав отдела (отделения) воспитательной работы соединений и частей должности «социолог-исследователь». Назначение офицеров на данную должность целесообразно осуществлять с учётом полученного кандидатом специального социологического образования и опыта работы по проведению прикладных социологических исследований.

5. Управлению военного образования (5 управлению ГУК ВС РФ) -рассмотреть возможность возобновления целевой подготовки (заочного обучения) офицеров по специальности «социолог-исследователь» на факультете военно-социальной работы Военного университета.

Включить в государственные образовательные стандарты профессионального военного образования учебную дисциплину «военный менеджмент», позволяющую осуществлять подготовку квалифицированных специалистов в области военного управления для ВС РФ от командира роты и выше, с возможностью последующей переподготовки и повышения квалификации в отраслевых вузах видов и родов войск.

Органам военного управления ВВС МО РФ.

1. Главному штабу ВВС РФ предлагается создать в структуре отдела воспитательной работы ГШ ВВС экспериментальное научно-исследовательское подразделение (отдел социологического сопровождения) по апробации передовых методик управления качеством образования в вузах ВВС РФ.

2. Управлению воспитательной работы ВВС РФ с целью содействия реализации основных направлений стратегии социального развития Вооружённых Сил Российской Федерации на период до 2020 года и повышения эффективности системы социальной работы в ВВС создать банк данных социальных проблем военнослужащих, гражданского персонала и членов их семей для последующего наиболее рационального их решения.

3. Направлению образования и военно-научному комитету ВВС на основе целевых программ теоретико-методологического и научно-исследовательского обеспечения системы социологического сопровождения управления вузом ВВС РФ рекомендуется организовать ежегодный межвузовский конкурс инновационных проектов в области социологического сопровождения управления вузами ВВС РФ, с последующим их использованием в системе подготовки специалистов — управленцев, социологов, психологов, социальных работников и других для Военно-воздушных сил Российской Федерации.

Органам военного управления вузами ВВС РФ.

1. Для повышения общего. уровня социологической грамотности управленцев ВВС РФ и формирования знаний и умений по использованию результатов социологических исследований в управленческой деятельности рассмотреть возможность включения, в виде эксперимента, в программу подготовки офицеров управления оперативно-тактического звена Военно-воздушной академии им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина преподавание учебного курса «Социологическое сопровождение управления соединениями, частями, подразделениями ВВС в мирное и военное время» с проведением прикладных социологических исследований по реально существующим проблемам.

В программу обучения курсантов вузов ВВС РФ, в раздел, посвященный методике и технике социологических исследований, предлагается ввести дополнительное практическое занятие на тему «Социологическое сопровождение управления подразделением (частью)». Включить в план прохождения курсантами вуза ВВС РФ войсковой стажировки проведение социологического исследования по актуальным проблемам соединения (части, подразделения).

2. В виде эксперимента рекомендуется сформировать на базе ряда вузов ВВС РФ нештатные службы социологического сопровождения для оперативного сбора информации и её анализа по наиболее актуальным проблемам жизнедеятельности вуза ВВС РФ с-последующим внедрением результатов прикладных социологических исследований в систему управления. По итогам экспериментального года организовать межвузовскую конференцию с представлением и последующей публикацией внедренческих программ. Лучшие программы рекомендовать к внедрению в систему управления вузом ВВС РФ.

3. Командованию вузов ВВС РФ рекомендуется использовать материалы социологических исследований в работе по повышению профессионального управленческого уровня командиров младшего и среднего звена. Учить их использовать данные социологических исследований в управлении подразделениями. В тематический план командирской подготовки (раздел общественно-государственной подготовки) включить комплекс практических занятий по изучению методики и техники использования современных социологических средств в практике военного управления.

4. На базе кафедр гуманитарных и социально-экономических дисциплин вузов ВВС РФ организовать обучение нештатного социологического актива методике сбора объективной информации о процессе управления в вузе.

ВВС РФ, а также первичной обработке и анализу полученной информации, выработке на ее основе рекомендаций командованию для принятия решения по руководству подчинёнными.

Социологическое сопровождение имеет широкую область применения и в этом смысле достаточно универсально. Представляется перспективным исследовать возможности социологического сопровождения целого ряда социальных процессов, имеющих место в военной организации, а именно: боевой и морально-психологической подготовки личного состава, деятельности по подготовке и использованию кадров, повышению квалификации специалистов и других.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Документы и нормативно — правовые акты
  2. Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 года. М.: Маркетинг, 2001. 39 с.
  3. Федеральный закон Российской Федерации. О воинской обязанности и военной службе, от 28.03.1998 г. № 53-Ф3. М., 2001. 46 с.
  4. Федеральный закон Российской Федерации. Об обороне, от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ. 16 с.
  5. Федеральный закон Российской Федерации. О статусе военнослужащих. от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ. М., 2001. 28 с.
  6. Федеральный закон. О федеральной программе Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года. № 352-Ф3. М., 2005. 14 с.
  7. Приказ Министра обороны Российской Федерации. Об утверждении Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации, от 12.03.2003 г. № 80. 45 с.
  8. Приказ Министра обороны Российской Федерации. Об утверждении Положения о научной работе в Вооружённых Силах Российской Федерации. от 14.05.2000 г. № 140. 8 с.
  9. Приказ Министра обороны Российской Федерации. О введении в действие Руководства по участию слушателей и курсантов, высших военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации в конкурсе на лучшую научную работу, от 4.06.1992г. № 217. 4 с.
  10. Приказ Министра обороны Российской Федерации. Об установлении учебной нагрузки профессорско-преподавательскому составу высших военно-учебных заведений Министерства обороны российской Федерации. от 2.08.2005г. № 319. 12 с.
  11. Приказ Министра обороны Российской Федерации. О совершенствовании научно-информационной деятельности в Вооружённых Силах Российской Федерации, от 23.11.1997т. № 60. 11 с.
  12. Приказ Министра обороны Российской Федерации О совершенствовании воспитательной работы в Вооружённых Силах Российской Федерации. от 28.02.2005 г. № 79. 15 с.
  13. Приказ Министра образования Российской Федерации. Об утверждении положения об итоговой государственной аттестации выпускников вузов Российской Федерации, от 16.07.2003 г. № 1155. 26 с.
  14. Организационно-методические указания по работе вузов ВВС на 2008 -2009 учебный год. 56 с.
  15. Устав государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования ЕВВАУ им. В. М. Комарова. МО РФ. Ейск: Изд. ЕВВАУ, 2004. 28 с.
  16. Диссертационные исследования и авторефераты
  17. Е.Д. Научные основы и принципы управления процессом формирования личности в социалистическом воинском коллективе. Дис. .канд. филос. наук. М.: ВПА, 1980. 219 с.
  18. В.Ф. Социологическое сопровождение воспитательного процесса в Железнодорожных войсках ВС РФ. Дис. .канд. социол. наук. М.:ВУ, 1998.214 с.
  19. H.A. Социологическое сопровождение как фактор управления процессом дистанционного обучения в вузе. Дис. .канд. социол. наук. М., 2001. 204 с.
  20. A.B. Совершенствование системы управления высшим профессиональным образованием региона (социологический анализ). Дис. .канд. социол. наук. М., 2004. 197 с.
  21. Ю.Н. Оценка психологического обеспечения профессиональной подготовки курсантов к деятельности офицеров боевого управления авиацией. Дис. .канд. психол. наук. М.: ВУ, 2005. 218 с.
  22. А.Я. Социальные проблемы реформирования высшего образования в России. Дис. .канд. социол. наук. М., 1997. 206 с.
  23. В.Г. Общественное мнение в воинском коллективе и его использование в воспитательном процессе (социологический анализ на примере береговых войск ВМФ РФ). Дис. .канд. социол. наук. М.: ВУ, 1996.219 с.
  24. А.Г. Общественное мнение и его роль в формировании готовности советской молодёжи к защите завоеваний социализма. Дис. .канд. филос. наук. М.: ВПА, 1986. 210 с.
  25. В.А. Социологическое обеспечение воспитательного процесса в Вооружённых Силах. Дис. .канд. социол. наук. М.: ГАВС, 1993. 189 с.
  26. И.И. Профессиональная готовность военного лётчика и её формирование в авиационном училище ВВС России в современных условиях (социологический анализ). Дис. .канд. социол. наук. М.: ГАВС, 1995. 193 с.
  27. Ю.В. Повышение эффективности образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава в вузах ВВС. Дис.. канд. пед. наук. М.: ВУ, 2006. 187 с.
  28. С.Ю. Социальная напряжённость в авиационных воинских коллективах и пути её снижения в современных условиях. Дис. .канд. социол. наук. М.: ВУ, 2003. 214 с.
  29. A.C. Социальные технологии в системе управления военной организацией. Дис. .д-ра. социол. наук. М.: ГАВС, 1996. 355 с.
  30. A.B. Противоречия развития ВВС РФ в современных условиях (социально-философский анализ). Дис.. канд. филос. наук. М.: ВУ, 2004. 206 с.
  31. О.В. Профессионализм ВВС России проблемы и пути реализации. Учебное пособие. М.: ВВА им. Гагарина, 1995. 67 с.
  32. П.К. Основы управления войсками. М.: Воениздат, 1984. 245 с.
  33. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. 406 с.
  34. Е.А. Понятие «социальное» и предмет социального управления // Проблемы социального управления. М., 1999. 12 с.
  35. В.Г. Научное управление обществом. М.: Политиздат, 1977. 125 с.
  36. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. 284 с.
  37. В.Г. Человек в управлении обществом. М: Политиздат, 1977. 167 с.
  38. В.Г. Моделирование как метод исследования социальных систем. Системный подход в научном познании. / Системные исследования. Методологические проблемы. / Ежегодник. М.: Наука, 1982. 22 с.
  39. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. 214 с.
  40. Е.И. Социологическое сопровождение избирательной компании. // Социол. исслед. М., 2004. № 4. 8 с.
  41. Бестужев-Лада И. В. Социальное прогнозирование. Курс лекций. М: Педагогическое общество России, 2001. 36 с.
  42. Е.Д. Образ жизни военнослужащих Вооружённых Сил: сущность, противоречия, проблемы. М.: ГАВС, 1992- 85 с.
  43. В.Ф. Военно-социальная организация железнодорожных войск России: институционализация и функционирование. Монография. М.:ВУ, 2003. 142 с.
  44. В.Ф. Военно-социальная организация железнодорожных войск Российской Федерации. Монография. М., 2002. 198 с.
  45. В.Ф. Диверсификация военного образования. // Материалы конференции МВШ. М., 2000. 22 с.
  46. В.Ф. Диверсификация социальных функций организации // Вестник университета. Серия социология и управление персоналом. М.: Центр ГУУ, 2001. № 1 (3). 14 с.
  47. В.Ф. Методы военно-социологической науки в процессе подготовки курсантов вуза./'/' Вестник военного университета. М.: ВУ, 2005. № 4. 8 с.
  48. В.Ф. Социологическое сопровождение воспитательного процесса военнослужащих. М.: ВУ, 2003. 89 с.
  49. В.Ф. Социология образования: социологическое сопровождение образовательного процесса в вузе. М.: ГУУ, 2003. 47 с.
  50. Л.П. Социология и педагогика. М., 1971. 267 с.
  51. Ю. Е. Волковский В.И. Основы теории организации социального управления. Учебное пособие. / Под общей редакцией Е. С. Кушеля. М., 2000. 109 с.
  52. В.Н. Военная социология: вопросы теории методологии, истории и практики. М.: Г ABC, 1994. 76 с.
  53. В.Н. О методологии военно-социологического познания.// Социол. исслед. М., 1995. № 6. 8 с.
  54. В.Р. Менеджмент. Учебник. М., 2004. 502 с.
  55. О.С., Наумов А. И. Менеджмент. М., 1998. 478 с.
  56. Военное образование на современном этапе: сущность, содержание, проблемы и пути их решения // Материалы научно-практической конференции. М.: ВУ, 2003. 330 с.
  57. Военно-социальное управление. Проблемы теории и практики. Под ред. Ефремова И. И. М.: ВУ., 2001, 244 с.
  58. Ю.Г., Добреньков В. И. Социология. М.: Гардарики, 2004. 510 с.
  59. В.П. Социология управления. Курс лекций. Омск, 2004. 165 с.
  60. JI.H. Оптимизация процесса воспитания в высшей военной школе. М.: ВПА, 1983- 98 с.
  61. В.Д. Деятельность и управление (социологический аспект). М., 1989. 145 с.
  62. A.A. Социологические аспекты военного управления. М.: ВВА им. Гагарина, 2004.
  63. Р.Г. Социологические проблемы воспитания. М., 1981. 117 с.
  64. С.Т., Новикова Е. Ю. Экономическая социология и психология в системе управления. М.: Универсум, 1996. 304 с.
  65. Р. Тропы из утопии. М., 2002. 193 с.
  66. А. К. Литвиненко Е.Ю. Курсанты вузов: жизненные стратегии и инновационный потенциал.// Социол. исслед. М., 2003. № 12. 6 с.
  67. П.С. О престиже военного образования. // Социол. исслед. М., 2003. № 12. 11 с.
  68. В.И., Кравченко А. И. Социология в Зт. М., 2000.
  69. Л.Г. Становление личности воина социалистического типа, как социальный процесс. М.: ВПА, 1982.-
  70. И.И. Военно-социальное управление. Проблемы теории и практики. М.: ВУ. 2001. 247 с. .
  71. И.И. Управление вузом МО РФ. Сущность, содержание, приоритеты. Лекция. М.: ВУ, 2000. 44 с.
  72. Г. Е. Социология образования. В 2-х частях. Екатеринбург, 1993. 607 с.
  73. Г. П. Социология на службе управления. СПб.: Вектор, 2004. 146 с.
  74. Т.С. Социология и пресса: типичные неточности при публикации результатов социологических исследований в СМИ и их причины. // Мониторинг общественного мнения. М., 2002. № 3. 28 с.
  75. С.Ю. Социологическое сопровождение профсоюзной работы. // Труд и социальные отношения. М., 2004. № 4. 4 с.
  76. М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). М.: Наука, 1974. 119 с.
  77. М. В. Лапшов В.А. Социально-типический портрет студента Социального Гуманитарного университета. // Труды СГА. М., 1999. 37 с.
  78. К. Вопросы управления. М.: Экономика, 1981. 251 с.
  79. Д.В. Социологическое обеспечение военного управления. -СПб., 2002. 178 с.
  80. Л. Функции социального конфликта. М., 2000. 114 с.
  81. Э.М. Качество образования: формирование, факторы и оценка, управление. М.: ГУУ, 2002. 139 с.
  82. С.А. Социологическое обеспечение подготовки офицерских кадров. // Военно-социологические исследования. Сборник статей. М., 2004. № 3(7). 14 с.
  83. A.M. Военная организация России, в условиях социальной трансформации. Монография дисс. .док-pa. социол. наук. М.: ВУ, 2002. 156 с.
  84. M. Основные тенденции современных сложных обществ / Социально-политический журнал. М., 1992, № 6,7/ 11с.
  85. Ю.А. Теория и методы социального проектирования. М.: МГП Информрек-ламиздат, 1992. 129 с.
  86. В.Ф. Социологические методы в практике военного кадроведе-ния. Монография дисс. .док-pa. филос. наук. М.: ВУ, 2003. 116 с.
  87. Ю.А. Социальные процессы в воинских коллективах, как объект системного анализа и управления. М.: ВПА, 1990- 164 с.
  88. В.П. История российской социологии. М., 1997. 217 с.
  89. Ф. Кризис образования в современном мире. М., 1970. 127 с.
  90. Т.Н. Социология Боепитания. Учебное пособие. М.: Издательство московского университета, 1989. 146 с.
  91. П. Н. Социальное управление. Л., 1982. 224 с.
  92. П.Н. Очерки теории социального управления. Л., 1976. 119 с.
  93. .Г. Разработка управленческого решения. Учебник для студентов вузов 5 е издание испр. и доп. М.: Дело, 2004. 306 с.
  94. H.A. Региональный вуз и рынок труда: проблемы адаптации (на примере Читинской области). // Социол. исслед. М., 2003. № 2. 7 с.
  95. Макс Вебер и современна теоретическая социология: Актуальные проблемы веберовского социологического учения. М., 1998.- 27 с.
  96. Ю.В. Армия: целостность, система, организация. М.: ВПА, 1986. 193 с.
  97. В.И. Научные и прикладные основы образовательного процесса в вузах ВС РФ. Монография. М.: ВУ, 2004. 196 с.
  98. Д.А. Приоритеты неизменны // Красная звезда еженедельный выпуск № 205, 12−18.11.2008.
  99. Методология и методика исследования проблем профессиональной подготовки военных кадров. Учебно-методическое пособие. М.: ВУ, 2000. 368 с.
  100. В.И., Седельников В. П. Проблемополагание в управлении. М.:ГАВС, 1992. 174 с.
  101. В .Я. Социология образования. М.: Издательство московского университета, 1992. 286 с.
  102. Обеспечение качества обучения государственных и муниципальных служащих Российской Федерации: информационные, методические, аналитические материалы. Выпуск 1. Организация системы / Под общей редакцией Ф. Д. Демидова, М. Ф. Королёва. М.: РАГС, 2003. 293 с.
  103. Образовательный процесс в военном университете и его методическое обеспечение. Учебно-методическое пособие 2 е издание испр. и доп. / В. И. Марченков, В. Н. Козлов, Д. А. Асеев и др. М.: ВУ, 2004. 320 с.
  104. С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1983. 877с.
  105. С. И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2005. 940 с.
  106. A.M. Социология образования. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 406 с.80
Заполнить форму текущей работой