Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Девиантное поведение студентов в учебном процессе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существенную роль в принятии девиантного поведения играет мотивация, с которой студент приходит в вуз. Для студентов-девиантов в мотивационной сфере наиболее характерно поступление в вуз по случайным мотивамориентация на модные, престижные специальностинеосознанность мотивов обучения или их отсутствиеинтерпретация обучения в вузе как некой социальной ценности, не наполненной профессионально… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Особенности девиантного поведения студентов в учебном процессе
    • 1. Методология изучения девиантного поведения
    • 2. Особенности проявления девиантного поведения в учебном процессе
    • 3. Мотивация девиантного поведения студентов
  • ГЛАВА II. Конфликт как сущность девиантного поведения и условия его преодоления
    • 1. Конфликт и его проявления в условиях девиации
    • 2. Разрешение конфликтов. Социальный контроль и саморегуляция студентов с девиантным поведением

Девиантное поведение студентов в учебном процессе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы, ее недостаточная разработанность в отечественной социологической литературе определили выбор целей и задач, объекта и предмета нашего исследования.

Целью работы является уточнение и анализ модели девиантного поведения студентов в учебном процессе, включающей в себя обоснование границ и атрибутов «первичной» девиации.

Достижение цели предполагало решение следующих основных задач: — анализ методологических и концептуальных подходов к изучению девиантного поведения студентов в учебном процессе- 7 определение границ «конформного», «первичного девиантно-го», «делинквентного» поведения студентов;

— выделение факторов, определяющих возможность формирования первичной девиации в учебном процессехарактеристика ценностных регуляторов учебного поведения студентов, особенностей их проявления у первичных девиантов;

— рассмотрение учебного поведения первичного девианта как конфликтного через раскрытие его количественных и качественных характеристиканализ алгоритма минимизации и факторов предупреждения конфликтов в вузе;

— показ перспектив совершенствования контролирующей системы учебного поведения студентов.

Объектом исследования является учебное поведение студентов.

Предмет исследования — первичная девиация в учебном поведении студентов, ее динамика, мотивация, конфликтность.

Основные гипотезы формулируются через следующие положения:

1. Относительность норм в учебном поведении студентов чаще всего может проявляться в первичной девиации, находящейся между ком-формностью и делинквентностью.

2. Первичная девиация студентов в учебном процессе может корре-лироваться с их делинквентным поведением.

3. В системе факторов, влияющих на проявление негативных отклонений в учебном поведении молодежи, определяющую роль могут играть доминирующие интересы, ценности, стереотипы и установки, ведущие к конфликту их носителя с нормами социального института.

4. Уровень проявления конфликтов у первичных девиантов может быть вышесреди данной группы студентов они чаще могут фиксироваться на уровне отношений с преподавателями и администрацией.

5. Механизм регулирования учебного поведения студентов основывается на формальном контроле. Ресоциализация студентов с первичной 8 девиацией предполагает действенное использование в вузе неформального контроля.

В основу теоретико-методологического изучения проблемы положен комплексный подход. Он дал возможность исследовать на социологической базе различные атрибуты девиантного поведения студентов. Ретроспективный анализ имеющихся знаний позволил осуществить их совместимость и синтезировать в непротиворечивую концепцию первичной девиации в учебном процессе.

Базовые аспекты социального поведения личности рассмотрены на основе теории социального поведения (Т.Парсонс), концепции социального действия и понимания мотивов действия (М.Вебер), диспозиционной теории регуляции поведения личности (У.Томас, Р. Знанецкий, В. Ядов), статусно-ролевой концепции личности (Дж.Мид, Дж. Морено, Р. Мертон, Т. Парсонс, Т. Шибутани), иерархической теории потребностей (А.Маслоу), теории социализации (Ч.Кули, Д. Мид, Э. Эриксон, Т. Парсонс, Б. Скинер), идеи о социальном конфликте как атрибуте социального взаимодействия (М.Вебер, Р. Дарендорф, Л. Козер, К. Маркс, Р. Парк).

Основу анализа девиантного поведения личности составили положения теории аномии (Э.Дюркгейм, Р. Мертон, Т. Парсонс), теории социальной реакции (Э.Лемерта, И. Гофмана), концепции девиантной карьеры (Г.Бекера), инкультурации, а также идеи, нашедшие отражения в антропологической концепции преступного поведения и генетической предрасположенности к преступному поведению (Ч.Ломброзо, Х. Шелдон, Н. Дже-кобс).

На позицию автора в большей степени повлияла концепция первич-ности-вторичности девиантного поведения (Э.Лемерт), девиантного поведения и социального контроля (Я.Гилинский, А. Коэн, И. Най). 9.

В диссертации обобщены теоретический и практический опыт зарубежных и отечественных социологов, философов, психологов, педагогов по всему спектру изучаемой проблемы.

Эмпирическая база исследования основывалась:

• на материалах официальных и специальных статистических источников;

• информации, опубликованной в разовых и периодических изданиях;

• вторичном социологическом анализе результатов конкретных социологических, социально-психологических исследований по проблемам девиантного, делинквентного поведения, мотивации, ценностным ориентациям, а также конфликтному поведению;

• на данных социологического исследования, проведенного диссертантом на базе ТГУ им. Г. Р. Державина в конце 2000 года по проблемам изучения девиантного поведения студентов в учебном процессе. При расчете выборочной совокупности была использована квотная выборка. При обработке эмпирических данных использовался вариант компьютерной программы SPSS.8.0.

Базовыми методами стали стандартизированное и нестандартизиро-ванное интервью, анализ документов.

Данные исследования подтвердили рабочие гипотезы диссертанта и позволили сформулировать ряд выводов по проблеме.

Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в том, что:

1. Впервые поставлена проблема изучения первичной девиации в учебном поведении студентовопределены и описаны критерии, на основе которых выявляется кагорта первичных девиантов и степень их распространения среди студентов. 4.

2. Уточняется модель негативных видов учебного поведения и их характеристики с позиции первичности-вторичности девиантного поведенияпроанализированы потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации, порождающие первично-девиантный тип поведения.

3. Акцентировано внимание на возможности трансформации отдельных видов отклоненийв фиксировании прямой зависимости между первичной и вторичной формами девиации.

4. Анализируются межличностные и внутриличностные конфликты как формы проявления девиантного поведения, рассматриваются условия регулирования и алгоритм преодоления их деструктивной направленностивыявляются новые возможности в ресоциализации студентов.

Практическая значимость исследования определяется актуальностью проблематики.

Результаты исследования могут быть использованы:

— для коррекции и минимизации первичных видов девиантного поведения студентов;

— при выборе подходов в организации учебного и воспитательного процессов высшей школы, способствующих развитию профессионального мышления, повышению уровня подготовленности специалистов;

— при разработке лекционных курсов по девиантологии, социальной психологии, социологии права и других дисциплинвведенный в оборот фактологический материал социологического исследования может быть использован при подготовке учебно-методических материалов и пособий, работе со студенческой молодежью, учащимися старших классов общеобразовательных и специализированных школ.

Положения, выносимые на защиту.

1. Девиантно-негативное поведение в учебном процессе реализуется в форме первичных и вторичных отклонений. Нарушение официально за.

11 фиксированных норм учебного процесса, отказ от выполнения студентом предписанной и ожидаемой роли, принятие девиантной модели поведения, исключающей успешное обучение в вузе и соблюдение требований, предъявляемых вузом по разным как объективным, так и субъективным причинам, можно определить как первичный вид девиантного поведения, а студентов, его принимающих — студентами с девиантной направленностью в поведении или студентами-девиантами. Важными критериями социальной нормы и отклонением от нее в учебном процессе выступает успеваемость — неуспеваемостьсоблюдение — несоблюдение требований учебной дисциплинысоблюдение, следование или нарушение административных норм.

2. Существенную роль в принятии девиантного поведения играет мотивация, с которой студент приходит в вуз. Для студентов-девиантов в мотивационной сфере наиболее характерно поступление в вуз по случайным мотивамориентация на модные, престижные специальностинеосознанность мотивов обучения или их отсутствиеинтерпретация обучения в вузе как некой социальной ценности, не наполненной профессионально значимым содержанием. Однако рост девиаций и делинквентности связан не только с ориентацией на перечисленные факторы, но и с удовлетворением материальных потребностей неадекватными, с точки зрения норм морали и права, способами.

3. Студенты-девианты как носители подобных установок вступают в разного рода конфликты, которые рассматриваются в работе как имманентно присущая сущность девиантного поведения. При решении возникающих противоречий включается санкционный механизм, корректирующий девиантное поведение, но часто не препятствующий ему. Конфликтная ситуация в учебном процессе независимо от ее исхода не всегда является продуктивной.

В работе делается акцент на регулирование, предотвращение конфликта на основе форм социального контроля, самоконтроля и активизации учебной деятельности студентов.

Апробация результатов исследования.

Материалы работы апробированы в авторских лекционных курсах, читаемых на факультете социологии и социальной работы ТГУ им. Г. Р. Державина, также при чтении соответствующих тем в рамках курса «Общей социологии» на несоциологических факультетах, в эмпирическом исследовании.

Некоторые методологические аспекты содержания исследования нашли отражение в публикациях и выступлениях диссертанта на Первом Всероссийском социологическом конгрессе в С.-Петербурге (2000 г.), а также в ряде конференций, проводимых в Тамбове.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографиииллюстрирована схемами, таблицами.

Общие выводы по II главе.

1. Девиантное поведение всегда конфликтно. Конфликт характеризуется как форма отношения с другими потенциальными или объективными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противоречивыми ценностями и нормами, интересами и потребностями. Этот тезис подтверждается результатами различных исследований, показывающих что у всех студентов с девиантной направленностью поведения происходили и происходят конфликты. Во всех страфикационных позициях они превышают показатели конфликтности у студентов в общем поле исследования почти в два раза.

2. За основу анализа конфликтов в высшей школе принято два вида их классификаций. Первая — традиционна в научной литературе. Она рассматривает конфликты исходя из конфликтующих субъектов и подразделяет их на межличностные, внутриличностньге, социально-ролевые. Вторая классификация более предметна и отражает непосредственно виды конфликтов, происходящих в высшей школе.

Основным видом конфликта является позиция «студент-студент». Этот вид межличностного конфликта превалирует среди студентов общего массива (59,5%) и студентов-первичных девиантов (62%). Далее идут конфликты, развивающиеся в позиции «студент-преподаватель». У студентов-девиантов он встречается почти в два раза чаще (52,2%), по сравнению с благополучными в плане учебы студентами. Такое же соотношение между ними и в позиции «студент-администрация» (соответственно 25% против 9,7%).

При оценке позиций в конфликтных ситуациях фиксируется неадекватное восприятие причин конфликта его участниками. Так, 42,9% студентов-девиантов причиной конфликта видят предвзятость преподавателя, в то время как каждый третий преподаватель главными считает иждивенческое отношение к обучению со стороны студента, лень и нежелание учиться.

3. При решении возникающих противоречий включается санкцион-ный механизм, корректирующий девиантное поведение, но часто не препятствующий ему. Существуют и механизмы успешного разрешения конфликтов, формы их контроля и минимизации.

4. Проблема разрешения конфликтов не потеряла общей значимости и продолжает оставаться актуальной.

5. Конфликты вызывают серьезные переживания у 28,7% студентов, а 12,3% студентов находятся в эмоциональной стрессовой ситуации. Эмоциональное состояние студентов при этом сопровождается нервозностью (23,2%), злостью (21,9%), ненавистью (17,9%) и тому подобными чувствами. Данные психологические состояния характерны для студентов всех статусных групп, существенно возрастая среди студентов-девиантов.

6. Распространенным способом разрешения конфликтов остается так называемый «отсев» студентов. Он проявляется в разных формах. Это — уход студента из вуза (явный отсев) — переход на другие вечерние.

140 или заочные формы обучения (внутренний отсев) — разрешение конфликта носит ситуативный характер, а предпосылки отчисления студентов остаются (скрытый отсев). Однако чаще возникает ситуация, когда студент пассивен в учебном процессе, но соблюдает принятые в вузе нормы и требования (потенциальный отсев).

7. Снятию напряженности в конфликте, переориентации его в позитивное русло способствует социальный контроль. Под социальным контролем понимают систему средств и методов воздействия общественных институтов на нежелательные формы поведения с целью их минимизации.

8. В системе средств воздействия превалируют негативные санкции (20,7%) над позитивными (12,7%) как со стороны семьи, так и со стороны вуза. В последнее время актуализируется обращение к позитивным инновационным средствам в учебном процессе: инновационный бизнес в рамках вуза, включение игровых приемов в учебную деятельность, приобщение студентов к НИР. Данные приемы позволяют сформировать интерес к получаемой профессии и тем самым снизить первичную девиацию, минимизировать делинквентную направленность в поведении студентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Изменения, происходящие в России в последние десятилетия, создали новую ситуацию в высшем образовании. Они отразились на организации взаимодействия научно-педагогических и студенческих коллективов, на поведении самих студентов.

Исследование и анализ проблемы позволяет в среде студентов выделить содержательные характеристики, описывающие первичную девиацию, проанализировать мотивы групп студентов, чье поведение определяется как девиантное, проследить ход взаимодействий в конфликтной ситуации. Все это дает возможность сформулировать ряд заключений.

Необходимо выделять четкие критерии в позиции «норма-отклонение», так как невозможно исследовать социальные отклонения сами по себе, в отрыве от норм, о нарушении которых идет речь. В противном случае возникает вариативность в определении девиации, обосновывающаяся объективными и субъективными факторами.

В работе используется трактовка негативно-девиантного поведения у студентов как совершение индивидом или группой индивидов социальных действий, отклоняющихся от социокультурных ожиданий и норм, общепринятых правил выполнения социальных ролей, влекущих за собой разрушение потенциала отдельной личности. Негативные отклонения в поведении студентов рассмотрены с позиции первичности — вторичности. Первичный вид негативной девиации студентов включает в себя: отступление от норм учебного процессанарушение административных норм вузаотказ от выполнения традиционных студенческих ролей, исключающий успешное обучение в вузенесогласие или невозможность соблюдения норм ожидаемых или предписываемых ролей в силу смены мотивации интересов, ценностей учебы. Нарушение норм, зафиксированных законодательно, относится к вторичному виду девиации.

Исследование, проведенное на базе социологического центра ТГУ им. Г. Р. Державина, фиксирует значительную степень распространенности первичной девиации среди студентов тамбовских университетов. Фактически это каждый десятый студент. Негативные виды девиации способны влиять, в первую очередь, на личность самого студента, изменить его поведение и, в конечном итоге, всю судьбуоднако некоторые виды девиации способны наносить вред не только личности, но и обществу, отдельным его социальным институтам. Поэтому девиантное поведение студентов по своим последствиям может быть охарактеризовано на трех уровнях.

На первом изучается нарушение норм, принятых и охраняемых законом. Такое поведение определяется как де-линквентное и представляет как угрозу для общества, так и для личности — носителя типа поведения. Число студентов вузов с данной направленностью поведения за последние пять лет возросло в 2,5 раза.

Второй уровень связан с неадаптированностью к нормам социальных институтов и, соответственно, невозможностью или нежеланием исполнять предписанные социальные роли. Количественные характеристики неадаптированных студентов к процессу обучения высоки и колеблются от установленной нормы 4% в сторону увеличения, по данным социологического исследования достигая среднего показателя в 20,9%. Причинный комплекс подобного поведения разнообразен. В рейтинге причин особенно выделяется (по степени убывания): отсутствие интереса (желания) учиться, низкая адаптация, недостаточные знания.

Третий уровень связан с личными характеристиками студентов, оказывающими значительное воздействие на поведение. Качествами, мешающими обучению и провоцирующими девиантное поведение у некоторой части студентов, называют: отсутствие самоконтроля, лень, вредные привычки и тому подобное.

Постижение феномена девиации связано с изучением мотивационой сферы.

Мотивация рассматривается как сложноструктуиро-ванная система гуманитарного знания, включающая в себя собственно мотивы, потребности, интересы, цели, ценностные ориентации. Дискуссионность сохраняется в определении ряда категорий, раскрывая взаимовлияние и взаимосвязь между элементами мотивации.

Несмотря на фундаметальность исследования мотивации в системе образования, мотивация девиантного поведения среди студентов практически не изучена. Актуализируется необходимость рассмотрения взаимосвязи первичной и вторичной девиациии и результатирующая при этом деформация установок и ценностных ориентаций студенчества.

В качестве важнейшего атрибута исследования девиантного поведения студентов в диссертации используется характеристика мотивации основных типов поведения, данная М.Вебером. Данная классификация апробировалась научными работниками университета, что позволило провести сравнительный анализ ценностных ориентаций студентов и проследить изменения за последние три года.

Данные исследования показывают, что иерархия оценок значимости смысла учебы у первичных девиантов и отличников полярны. У студентов с первичной девиацией последнюю позицию занимает мотив «учусь, что бы получить профессию, работу», в то время как у успевающего студента он занимает первую.

В сознании студентов происходит деформация важнейших нравственных ценностей, свидетельствующих о возросшей опасности дрейфа к делинквентному поведению. Допускают проективную возможность «с большей долей определенности» или «в зависимости от обстоятельств» более половины из опрошенных студентов — получить взятку, вступить в брак по расчетутреть — «взять то, сто плохо лежит», пятая часть готова за плату вступить в сексуальный контакт, 7% - употреблять наркотики. Деформация ценностей усиливается к старшим курсам, при этом юноши демонстрируют большую готовность вступить на путь делин-квентности.

Современные ценностные ориентации, жизненные планы студенческой молодежи отражают не только специфику молодежного сознания, но и сложные переходные процессы российского общества, противоречивость которых нашла отражение в массовых умонастроениях, в трансформации образа жизни различных социально-демографических групп.

Поэтому зачастую студенты, приходящие в вуз, уже имеют делинквентную направленность в своем поведении, что, в свою очередь, провоцирует первичную девиацию в учебном процессе.

Любой вид негативной девиации порождает конфликт общества, социального института или группы с носителем девиантных установок.

Конфликт рассматривается как форма отношения с другими субъектами социального действия, мотивация которых определяется противоречивыми ценностями и нормами, интересами и потребностями.

Анализ конфликтов в высшей школе основывается на двух видах классификаций. Первый рассматривает конфликты, исходя из конфликтующих субъектов, и подразделяет их социально-ролевые, внутриличностные. Общественное мнение студентов единогласно ставит на первое место межличностные конфликты, составляющие 59,5%. Далее идут конфликты студентов с преподавателями, студенческой группой, совсем редко с администрацией вуза.

Вторая классификация более предметна и отражает непосредственно виды конфликтов, происходящих в высшей школе.

Следует отметить, что эти классификации абстрактны, в «чистом» виде встречаются крайне редко.

При оценке позиций в конфликтных ситуациях фиксируется неадекватное восприятие причин конфликта его участниками. Студенты зачастую причиной конфликта видят предвзятость преподавателя, в то время как преподаватели основой возникающих конфликтов считают иждивенческое отношение к обучению, лень, нежелание учиться со стороны студента.

Для снятия напряжения и разрешения конфликта включаются санкционные механизмы социального контроля, корректирующие девиантное поведение, но зачастую не устраняющие его.

Под социальным контролем понимается совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные (негативно отклоняющиеся) формы поведения с целью их минимизации.

Любая социальная система заинтересована в том, чтобы люди ориентировались в поведении на определенные нормы, способствующие ее сохранению. Каждая социальная система формирует собственные специфические механизмы социального контроля, минимизирующие конфликтное поведение. Они сводятся в две основные формы: институциональные и неинституциональные.

Институциональная форма тяготеет к «жесткой» регламентации поведения индивидов. В вузе это носит название «организация учебного процесса», который проявляется в форме экзаменов, зачетов в период сессиитестов, курсовых работы в течение семестрав форме ведения учета за пропуском занятий студентами.

Контроль за учебным поведением со стороны администрации оценивается как «отличный» и «хороший» 43,9% студентами, а со стороны преподавателей — только 13,9%.

Оценку «неудовлетворительно» выставили администрации 13,8% опрошенных студентов, а преподавателям — 46,3% студентов.

Любая из форм институционального контроля так или иначе позволяет констатировать соблюдение требований и, соответственно, в случае невыполнения или выполнения следует либо механизм негативных санкций (выговор, дисциплинарное взыскание, предупреждение, отчисление), либо механизмы поощрения (денежные премии, подарки, благодарности).

Среди общего массива студентов первичные девианты существенно отличаются тем, что к ним чаще всего применяются негативные санкции. Среди них мало тех, кто когда-либо получал поощрения.

Институциональный контроль выступает как формализованный контроль. Он не в состоянии оперативно фиксировать возникшие сложности и немедленно откликаться на их решения. При решении же проблем корректировки, профилактики различных видов проявлений девиации необходим комплексный подход, задействующий помимо формализованных форм также неформализованный контроль, в первую очередь, со стороны семьи.

Неудовлетворенность контролем со стороны семьи наблюдается стабильно на всех курсах. Об этом заявили на 1 курсе 46,6% опрошенных, на 3 курсе — 42,4%, на 5 курсе -40,3%.

Профилактика девиантного поведения предлагает использовать контроль со стороны семьи, вуза.

Для разрешения подобных проблем используется комплекс мер. Они включают в себя способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов: включение игровых приемов, их сочетание с научно-исследовательской работойвыпуск пособий со стимульным материаломсоздание в стенах вуза возможности бизнеса по получаемой специальности и тому подобное.

Все это вместе взятое минимизирует нежелательные формы поведения, определяемые как негативная девиациясокращает количество конфликтов в высшей школе, дает возможность повысить профессиональный и общеобразовательный уровень выпускников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. и др. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хил, Б. С. Тернер / Пер. с англ. под ред. С. А. Ерофеева, М.: Экономика, 1999.-414 с.
  2. Н.С. Развитие познавательных процессов у школьников. М.: Педагогика, 1988. — 150 с.
  3. Актуальные вопросы социологии девиантного поведения и социального контроля / Отв. ред. Я. И. Гилинский. М.: Ин-т социологии РАН, 1992.-150 с.
  4. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы / Сокр. пер. с англ. В. В. Воронина и Т. В. Зиньковского. М.: Прогресс, 1972. -392 с.
  5. Г. Н. Социальная психология. М.: Наука, 1988. — 324 с.
  6. Д.А. и др. Изучение основных личностных характеристик современного студента // Человек и общество. Вып. II. JL: ЛГУ, 1971. -С.124−131.
  7. И.Н. и др. Молодежная субкультура: нормы и система ценностей // Социс. 1988. — № 7. — С.48−56.
  8. И.И. Капитализм и социальный контроль. М.: Мысль, 1978. — 184 с.
  9. Аристотель. О душе / Пер. и прим. П. С. Попова М.: Соцэкгиз, 1937. -160 с.
  10. А.Ю., Вилке А. Я. Антиобщественные проявления в молодежной среде // Социс. 1990. — № 4. — С.57−65.150
  11. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1978.- 158 с.
  12. Асп Э. К. Введение в социологию / Пер. с финского Маарит Аалтон Пи-рьо Саари. Под общ. ред. А. О. Бороноева. СПб.: РАН, 1998. -256 с.
  13. B.C. Девиантное поведение несовершеннолетних: социологическая характеристика состояния и механизм детерминации // Актуальные проблемы социологии девиантного поведения и социального контроля. М.: РАН, 1992. — С.40 — 45.
  14. B.C. Эволюция концепции аномии в социологии девиантного поведения // Рубеж. Сыктывкар. — 1992. — № 2. — С.69−81.
  15. B.C., Гилинский Я. И. Социология девиантного поведения: Учеб. пособие. СПб.: СПб. филиал НС РАН, 1993.-167 с.
  16. B.C., Маточкин И. В. К вопросу о понятии антисоциального поведения // Вестник ЛГУ. Серия № 17. Социология. Вып. 3. 1979. -С.73−80.
  17. Н.Г. и др. Инновации в ценностных ориентациях студентов // Социс. 1995. — № 4. — С.125−129.
  18. А.С. Социальный контроль как регулятор общественных отношений: Автореф.. канд. филос. наук. Харьков, 1976. — 23 с.
  19. И. Рассуждения о преступлениях и наказаниях / Пер. с франц. Д.Языкова. М., 1939. — 268 с.
  20. Бестужев-Лада И. В. Молодость и зрелость. М.: Политиздат, 1984. -207 с.
  21. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976. — С.143−147.151
  22. М.И., Зотова И. О. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Нука, 1975. — С.241 — 255.
  23. Божович J1.H. Отношение школьников к учению как психологическая проблема. АПН РСФСР. М., 1951. № 36.
  24. Г. И. Социально-профессиональные ориентиры студентов средних и высших учебных заведений в условиях рыночной экономики: Автореф.. канд. социол. наук. Майкоп, 1999. — 18 с.
  25. Ф.М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт / Отв. ред. В.А.Зар-галов. Новосибирск: Наука, 1989. — 186 с.
  26. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. — 301 с.
  27. И.А., Элин-Мамедов М.Ю. Мотив и контроль за действием. -М.: МГУ, 1992.-144 с.
  28. Взаимодействие в конфликтной ситуации. Некоторые факторы, определяющие ход взаимодействия // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976. — С.319−351.
  29. В.К. Теория деятельности и проблема мотивации. М.: МГУ, 1983.
  30. Ю.Р., Рубина Р. Я. Социальный облик студенчества 90-х годов // Социс. 1997. — № 10. — С.56−69.
  31. Вопросы социологии личности / Отв. ред. Д. Н. Санкин. Рязань: РГПИ, 1976.-87 с.
  32. В.П., Столярова М. Е. Динамика учебно-познавательной активности студентов // Социс. 2000. — № 12. — С.70−75.
  33. Э. Социология / Науч. ред. В. А. Ядов. Общ. ред. Р. С. Гурьевой и Л. Н. Иосилевича. М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 703 с.152
  34. Я.И. Девиантное поведение в Санкт-Петербурге: на фоне российской действительности эпохи перестройки // Мир России. -1995. -№ 2. С. 118−131.
  35. Я.И. Некоторые проблемы отклоняющегося поведения // Преступность и ее предупреждение. Л.: ЛГУ, 1971.
  36. Я.И. О системном подходе к преступности. Правоведение. 1981.-90 с.
  37. Я.И. Отклоняющееся поведение как социальное явление // Человек и общество. Вып. II. Л.: ЛГУ, 1971. — С.113−118.
  38. Я.И. Социальный контроль в современном обществе // Актуальные проблемы социологии девиантного поведения. М.: РАН, 1992. — С.39−55.
  39. Я.И. Социология девиантного поведения // Рубеж. Сыктывкар. — 1992. — № 2. — С.53−68.
  40. Я.И. Социология девиантного поведения и социального контроля // Мир России. 1997. — № 1. — С. 163−184.
  41. Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социс. 1991. — № 4. — С.72−79.
  42. Я.И. Творчество: норма или отклонение? // Социс. 1990. -№ 2. — С.41−49.
  43. Я.И., Раска Э. О. О системном подходе к отклоняющемуся поведению // Известия АН ЭССР. Общественные науки. 1980. — Т. 30. -№ 1.
  44. В.А. и др. Изменение ценностных ориентаций старшеклассников и студентов вузов // Проблемы человека в меняющемся мире. СПб.: СПбГУ, 1997.-С.118−122.153
  45. . Что такое психология: В 2-х т. / Пер. с франц. Н. Н. Алипова, В. В. Свечникова. М.: Мир, 1996. -Т.1.- 496 с. Т.2 -376 с.
  46. Е.Н., Квартерникова Т. О. Студенты и преподаватели о самих себе // Советское библиотековедение. Государственная библиотека СССР им. Ленина. 1991. — № 6. — С.39−43.
  47. И. Склонность к деликвентности как социально-психологическая проблема // Молодежь, цифры, факты, мнения. СПб., 1995.-№ 2−3.-С.159−166.
  48. .И. Управление организацией: согласование интересов и социальный контроль: Автореф.. канд. социол. наук. Новочеркасск, 1999.-24 с.
  49. Т.А. Особенности развития личности подростков в различных типах семей // Социс. 1996. — № 3. — С.80−85.
  50. Р. Элементы теории социального конфликта // Социс. — 1994. № 5.-С. 142- 147.
  51. Девиантное поведение в России: проблемы и перспективы: Материалы сессии Академии социальных наук. М., 1994.
  52. М.В. О мотивации человеческой деятельности // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1988. — № 2. — С.24−32.
  53. М.В. Проблемы теории личности. М., 1977.
  54. В.М., Лесная М. В. Актуальные проблемы образования // Социально-политический журнал. 1995. — № 2. — С. 169 — 182.154
  55. В.М. Проблемы девиантного поведения российской молодежи (социологический аспект) // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. 1997. -№ 3. — С.45−56.
  56. М.Е. Студент кто он? // Социс. — 1994. — № 8−9. — С.78−85.
  57. В.И. и др. Студент и преподаватель: грани взаимодействия // Вестник МГУ. Серия 12. Теория научного коммунизма. 1990. — № 1. — С.58−65.
  58. В.И., Кухтевич Т. Н. Социальные конфликты в высшей школе России // Социально-политический журнал. 1994. — № 3−6. -С.170−180.
  59. Н.П. и др. Генетика, поведение, ответственность: о природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения. — М.: Политиздат, 1989. 350 с.
  60. Э. «Ценностные» и «реальные» суждения // Социс. — 1991. — № 2. С. 106−114.
  61. Э. Норма и патология // Рубеж. Сыктывкар. — 1992. — № 2. -С.82−88.
  62. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. -М.: Наука, 1991.-572 с.
  63. Э. Самоубийство: социологический очерк. СПб., 1995.
  64. С.А. Подростковая делинквентность: транскультурная перспектива // Социс. 1995. — № 9. — С. 125−131.
  65. Ю.Г. Внутри конфликта // Социс. 1993. — № 7. — С.51−58.
  66. А.Г. Методологические проблемы изучения девиантного поведения // Материалы социологического симпозиума. Ереван, 1971.
  67. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986.-221 с.155
  68. А.Г. Социология конфликта. М.: Аспкт-пресс, 1996. -316 с. 71.3иммель Г. Как возможно общество // Социологический журнал. -1994. -№ 2. С. 122−124.
  69. Г. Человек как враг // Социологический журнал. 1994. — № 2. -С.119−122.
  70. Е., Золотухин В. «Нормальное» и «аномальное» общество //Свободная мысль. 1991.- № 15. — С.43−49.
  71. А. Социальное самочувствие и молодежь на рынке труда Тамбовской области // Человек и труд. 1995. — № 4. — С. 17−19.
  72. В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995. — № 2. — С.47−57.
  73. В.Н., Бабаков С. В. Социально-политические ориентации и жизненные ценности учащейся молодежи // Социально-политический журн. 1991. — № 6. — С.79−83.
  74. Т.В. Отклоняющееся поведение и употребление подростками наркотиков // Социс. 1992. — № 7. — С. 103−105.
  75. С.Н. Социология о молодежи. Д.: Знание, 1985. — 30 с.
  76. А. Личность и социальная структура // Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М.: Прогресс, 1979. -С.47−50.
  77. С.Б. Психология потребностей. Тамбов: ТГУ, 1996. — 80с.
  78. Д.М. Конфликты в организации и основные пути их разрешения: Автореф.. канд. социол. наук. -М., 1998. -25 с.
  79. Д.М. Переговорный метод управления конфликтом // Социс. 1998. — № 5.-С. 105−109.156
  80. JI.B., Немцов А. А. Вузовское образование в оценках студентов // Социс. 1999. — № 4. С.95−101.
  81. Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как перестать беспокоиться и начать жить / Пер. с англ. В. Д. Зинченко, Ю. М. Жукова. М., 1989. — 720 с.
  82. М.П., Лапшов В. А. Социальный портрет студента негосударственного вуза// Социс. 1999. -№ 8. — С.101−104.
  83. В.Г. Социальные нормы, отклонения и контроль в условиях общественных изменений // Актуальные проблемы социологии девиантного поведения и социального контроля. М.: РАН, 1992. — С.30−38.
  84. О.И. Сделала ли молодежь свой выбор? // Социально-гуманитарные знания. 2000. — № 4. — С. 180−193.
  85. Ю.А. Социальные нормы и отклонения. М.: Вита-Пресс, 1997.-140с.
  86. В.А. Роль социального контроля на современном этапе развития общества: Автореф.. доктора социол. наук. -М., 1990. 100 с.
  87. А. Г. Психология личности. -М.: Просвещение, 1970. 391 с.
  88. В.И. Мотивы поведения и деятельности / Отв. ред. А.А.Бода-лев. -М.: Наука, 1988. 191 с.
  89. А.И. Социализация личности: нормы и отклонения. -М.: ИМ, 1996.-250 с.
  90. Т.В. Российское студенчество в условиях переходного периода // Социс. 1995. -№ 1. — С. 142−146.
  91. Т. В. Степанова А.К. Подростки смутного времени // Социс.1998. № 8. — С.57−65.157
  92. А.Н. Социальная обусловленность отклоняющегося поведения в современном российском обществе: Автореф.. канд. социол. наук. -Казань, 1996.-20 с.
  93. Л.А. Функции социального конфликта. Завершение конфликта / Пер. с англ. О. А. Назаровой. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000.-328 с.
  94. А.А. Проблемы повышения успеваемости и снижения отсева студентов. Л.: ЛГУ, 1983.
  95. А.А., Тамбовцева Л. Р. Оценка современной молодежи по признаку толерантности // Социология и общество: новые реалии и новые тенденции: Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса. СПб.: Скифия. — С. 175−177.
  96. Г. И. Введение в конфликтологию. М.: Владос, 2000. — 176 с.
  97. Г. И. Конфликтология. Внутриличностные конфликты // Социально-гуманитарные знания. № 2. — 1999. — С. 109−111.
  98. Г. И. Конфликтология. Межличностные конфликты // Социально-гуманитарные знания. № 3. — 1999. — С. 109−111.
  99. Коллектив. Личность. Общение: словарь социально-психологических понятий / Под ред. Е. С. Кузьминой, В. Е. Семеновой. Л.: Лениздат, 1987.-144 с.
  100. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1994.-335 с.
  101. Конфликтология в трансформирующемся российском обществе: теория и практика / Отв. ред. Т. М. Дридзе, Л. Н. Цой. М.: ИС РАН, 1998.
  102. А.К. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения // Социология сегодня. Проблемы и перепек158тивы / Сокр. пер. с англ., общ. ред. и предисл. Г. В. Осипова. М.: Прогресс, 1965. С.519−540.
  103. А.К. Отклоняющееся поведение и контроль над ним // Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М.: Прогресс, 1979. -С.282−295.
  104. А.К. Подход с позиций множественного фактора // Социология преступности. М., 1966.
  105. А.И. Социология: Учеб. пособие. Екатеринбург: Деловая книга, 1998.- 170 с.
  106. А.Б. Социальный контроль и его место в общественном развитии. Иркутск, 1967.
  107. В.Н. Социально-психологические характеристики антиобщественного поведения // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. — С.255 — 269.
  108. В.Н. Социологические проблемы исследования антиобщественного поведения // Социс. 1974. — № 1.
  109. В.Н., Казимирчук В. П. Современная социология права: Учеб. для вузов. М.: Юристъ, 1995. — 303 с.
  110. Т.В. Функционирование массового искусства в системе социального контроля // Актуальные проблемы социологии девиантного поведения. -М.: РАН, 1992. -С.122−130.159
  111. С.И. Мотивы действий несовершеннолетних правонарушителей // Социс. 1989. — № 5. — С.60−63.
  112. Л.А., Шурупова М. Ф. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. 1993. — № 4. — С.32−42.
  113. В.К. Социальный контроль в системе управления социалистическим обществом: Автореф.. канд. филос. наук. М., 1987. — 25 с.
  114. М.Н., Фатхутдинов М. Б. Социально-политический конфликт. Тамбов: ТГУ, 1997. — 18 с.
  115. Д.А. Системно-смысловая природа и функции мотива // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1993. — № 2. — С.73−81.
  116. В.Т. Личность студента. Л.: ЛГУ, 1974.
  117. В.Т. Молодежь в условиях кризиса // Народное образование.-1994.-№ 5.-С.11−17.
  118. В.Т. Молодежь и образование на пороге XXI века // Молодежь, цифры, факты, мнения. СПб., 1995. — № 2−3. — С.61−66.
  119. В.Т. Молодой человек в меняющемся мире: Заметки социолога // Вечерняя средняя школа. 1992. — № 2−3. — С. 19−23.
  120. В.Т. Советское студенчество: социологические очерки. -М.: Высшая школа, 1990. 302 с.
  121. В.Т. Социальные проблемы юности // Среднее специальное образование. 1991. — № 4. — С.15 — 18- № 5. — С.25−28.
  122. В.Т. Социальный и нравственный портрет современного студента // Социально-демографический портрет студента. М.: Мысль, 1986.-С.7−15.160
  123. Ч. и др. Женская проституция. Врожденная и случайная проституция. Ее свойства, нравы и привычки. М. Е. Коновалова и С0, 1908.-80 с.
  124. .М. Разрыв с религией и становление атеистического сознания как социально-психологическая проблема // Вестник МГУ. Серия 17. Социология. 1975. -№ 3. С.69−72.
  125. Н.В. Отклонения в поведении подростков // Социс.1991. -№ 8. -С.64−66.
  126. В. Норма и мотив поведения // Вопр. философии. 1972. — № 8. — С.107 — 118.
  127. А.К. и др. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. -М.: Просвещение, 1983. 96 с.
  128. Т.А. Потребность как социальное явление. М.: Высшая школа, 1990. — 127 с.
  129. Т.А. Размышления о студенте // Высшая школа. 1992. -№ 10−12.
  130. В.В. Социология конфликта в стратегии социальной работы: Автореф.. канд. социол. наук. Саратов, 1999. — 17 с.
  131. М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
  132. Р.К. Социальная структура и аномия // Рубеж. Сыктывкар.1992. № 2. — С.89−102.
  133. Молодежь Германии и России. М.: Социум, 1994. — 150 с.
  134. Молодежь и высшее образование в социалистических странах / Отв. ред. Ф. Р. Филиппов, П. Э. Митев. М.: Наука, 1984. — 142 с.
  135. Молодежь России на рубеже 90-х годов. Сб. ст.: В 2-х кн. / Отв. ред. М. М. Малышева. -М.: ИС, 1992.161
  136. Молодежь России: тенденции и перспективы / Под ред. И. М. Ильинского. М.: Молодая гвардия, 1993. — 217 с.
  137. Н.А. О социологических механизмах формирования антиобщественного поведения молодежи // Советское государство и право.- 1989. № 8. — С.65−73.
  138. Ш. Избр. произв. / Общ. ред и вступ. ст. М. П. Баскина. -М.: Госкомиздат, 1955. 800 с.
  139. Е.М. Факторы социальной детерминации поведения // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976.
  140. Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. М., 1988.
  141. Мотивация познавательной деятельности / Под общей ред. Ю. И. Кулюткина и Г. С. Сухобской. Л.: ЛГУ, 1972.
  142. В.Г. Мотивы противоправных действий молодежи // Социс. 1992. — № 3. — С.93−96.
  143. В.Г. Социология личности: теория и опыт исследования.- Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1989. 193 с.
  144. Р.С. Психология. М.: Просвещение — Владос, 1995. — 500 с.
  145. С.Б. Основы формирования будущего специалиста // Социально-демографический портрет студента. М.: Мысль, 1986. -С.28−37.
  146. В.Я. Социология образования. М.: МГУ, 1992. — 198 с.
  147. И. Кто поступит в институт? // Молодежь, цифры, факты, мнения. СПб., 1995. -№ 2−3. — С.66−68.
  148. Н.В. Критика современной «науки о социальном поведении». — М.: Высшая школа, 1966. 104 с.162
  149. Образ жизни студентов воронежских вузов в конце 90-х годов: особенности и тенденции изменения. Воронеж: ВГУ, 1999. — 90 с.
  150. Общество и социология: новые реалии и новые тенденции: Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса. СПб.: Скифия, 2000.-630 с.
  151. Ю.Л. Прикладная социология. Псков: ПТУ, 1998. — 249 с.
  152. Парсонс Толкетт. Система современных обществ / Пер. с англ. А.Седова. Под ред. М. С. Ковалевой. М.: Аспект-Пресс, 1998. — 270 с.
  153. Л.В. Мотивы выбора профессии. Минск, 1986.
  154. В.Д. Социальные нормы регуляторы поведения личности. -М.: Высшая школа, 1990. — 175 с.
  155. Т.В. Молодые россияне: новый взгляд на образование // Человек и общество. Вып. 2. СПб.: СПбГУ, 1995. — С. 165−170.
  156. Т.В. Становление социологии студенчества в России // Высшее образование в России. 1998. — № 4. — С.140−145.
  157. В.Д. Социальные нормы: философские основания общей теории. М.: Мысль, 1985. — 253 с.
  158. Предупреждение отклонения в нравственном поведении молодежи. -М.: МОПИ, 1989.
  159. А.И. Современная социология организаций. М.: Интерфакс, 1995.-295 с.
  160. Проблемы борьбы с девиантным поведением / Отв. ред. Б.Левин. М., 1989.
  161. Проблемы человека в меняющемся мире / Под ред. В. Т. Лисовского. — СПб.: СПбГУ, 1997.- 157 с.163
  162. А.О. Неравновесные психические состояния и их характеристики в учебной и педагогической деятельности // Вопросы психологии. 1996. — № 4. — С.32 — 44.
  163. Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. Кишинев: Истинца, 1990. — 113 с.
  164. А.А., Радугин А. К. Социология. ML: Владос, 1995. — 122 с.
  165. JI.C. Девиация как проблема безопасности // Социс. 1998. -№ 5. — С.70−74.
  166. . Г., Колесников Ю. С. Студент глазами социолога. Ростов-на-Дону: РГУ, 1968. — 220 с.
  167. Р.Я. Советское студенчество. М., 1981.
  168. А.А. Социальные ценности и нормы. Киев.: Наукова думка, 1976.- 130 с.
  169. .А. Молодежь и становление новой России // Социс. 1998. -№ 5. — С.90−98.
  170. А.П. Молодежные правонарушения и делинквентные сообщества сквозь призму американских социологических теорий. Казань: Экоцентр, 1997. — 120 с.
  171. Семья и молодежь: Профилактика отклоняющегося поведения / Под ред. В. А. Балцева, С. Н. Бурова. Минск: Университетское, 1989. — 142 с.
  172. В.П. Социальная безопасность России. М.: РАН, 1996.
  173. Н.И. Социальные нормы и регуляция человеческой деятельности. М.: Российская экономическая академия, 1995.
  174. С.А. Социальный контроль и личность в переходном обществе: Автореф.. доктора филос. наук. СПб., 1996. — 93 с.164
  175. И.М. Социология молодежи // Социс. 1993. — № 3. -С.130−132
  176. Э.А. и др. Социальная норма и возможность ее изменения // Социс. 1999. — № 1. — С.96−99.
  177. В.Г. Социальный контроль // Социально-гуманитарные знания. 2000. — № 4. — С. 193−205.
  178. Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1981.- 1456 с.
  179. Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.-530 с.
  180. Современное студенчество: актуальные вопросы образования и воспитания / Под ред. Т. Н. Кухтевич, В. М. Прокопенко. -М.: МГУ, 1992. -122 с.
  181. Состояние системы образования в Российской Федерации (статистические материалы) / Под ред. В. Т. Лисовского. СПб.: СПбГУ, 1996.
  182. Социально-демографический портрет студента. М.: Мысль, 1986. -96 с.
  183. В.Н. Социальные деформации: причины, механизмы, пути преодоления. -М.: ИГПАН, 1992. 133 с.
  184. Социальные конфликты в меняющемся Российском обществе. М., 1994.
  185. Социальные проблемы молодежи. Социологические очерки / Отв. ред. В. Т. Лисовский. СПб.: СПбГУ, 1995. — 200 с.
  186. Социологический словарь / Под ред. В. Г. Осипова. М.: РАН, 1991. -246 с.165
  187. Социология / Под ред. В. Э. Тадевосяна. М.: Знание, 1995. — 215 с.
  188. Социология в СССР: В 2-х т. / Ред.-сост. Г. В. Осипов. М.: Мысль, 1966.-Т.1.-535 с. Т.2.-511с.
  189. Социология высшей школы. Вып. 10. Горький, — 1983.
  190. Социология молодежи / Под ред. В. Т. Лисовского. СПб.: СПбГУ, 1996.-460 с.
  191. Социология: словарь-справочник. Т.1. Социальная структура и социальные процессы. М.: Наука, 1990. — 204 с.
  192. М.Е. Профессиональная направленность студентов вузов: опыт всесоюзного опроса // Социс. 1992. — № 3. — С.77−84.
  193. Студент и его деятельность. Минск, 1979.
  194. Студент на пороге XXI века. М.: Ун-т Дружбы народов, 1990. -149 с.
  195. А.С. Формирование правосознания как социальный регулятор девиантного поведения: Автореф.. канд. филос. наук. -М., 1999. -23 с.
  196. Ф.Р. Социология образования. -М., 1990.
  197. Формирование у студенческой молодежи позитивного отношения к учебной деятельности: Сб. науч. тр. ТГПИ. Тамбов: ТГПИ, 1983. -84 с.
  198. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В.Я.Ляу-дис. М.: МГУ, 1989. — 239 с.
  199. Фрейд 3. Психология бессознательного: сб. произв. М.: Просвещение, 1989. — 447 с.
  200. Фрейд 3. Я и ОНО: Сочинения. М.-Харьков, 1998.
  201. С.С. Социология. М.: Логос, 1996. 357 с.166
  202. Э. Анатомия человеческой деструктивности // Социс. 1992. -№ 7. — С.126 — 135- 1993. — № 9. — С.139 — 154.
  203. В.Г., Шереги Ф. Я. Высшая школа в зеркале социологии // Социс. 1994. -№ 12. — С.41−51.
  204. В.Г., Шереги Ф. Я. Социальные проблемы вузовской науки // Социс. 1996. -№ 6. — С.76−82.
  205. В.Г., Шереги Ф. Я., Сериков В. В. Социология образования. -М.: Юристъ, 1997. 304 с.
  206. В.В. Социология. -М.: Логос, 1997.-302 с.
  207. X. Мотивация и деятельность: В 2-х т. М.: Педагогика, 1986. -Т.1.-406 с. Т.2. — 391с.
  208. Ценностные ориентации молодежи в сфере правосознания в пост тоталитарном обществе. Краснодар — Москва, 1997.
  209. Ценностный мир современного студента: социологическое исследование / Под. ред. В. Т. Лисовского и Н. С. Слепцова. М., 1992.
  210. В.В. Молодежь и общество: социологические очерки. -Киев: Политиздат Украины, 1990. 173 с.
  211. Н.И. Мотивация учебного поведения студентов провинциального вуза: Дис.. канд. филос. наук. Тамбов, 2000. — 200 с.
  212. В.Ф. и др. Престиж профессии и проблемы социально-профилактической ориентации молодежи. Киев: Наукова думка, 1979.-180 с.
  213. A.M. Девиантное поведение молодежи как одно из проявлений ее самосознания. Иркутск, 1996.
  214. Д.И. Социальный конфликт: Источники динамика, технология урегулирования. Тамбов: ТГТУ. — 7 с.
Заполнить форму текущей работой