Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Детский труд в контексте социальных трансформаций

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты данного исследования позволяют восполнить пробелы в теории социальных структур, институтов и процессов, социологии труда и занятости, социологии детства, науке и имеют определенное значение для разработки принципов социологических исследований латентных процессов в занятости несовершеннолетних. Практическая значимость выполненного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ДЕТСКИЙ ТРУД КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
    • 1. Л. Социальное отношение к феномену детского труда
      • 1. 2. Детский труд в контексте неформальных социально-экономических отношений в современной России
  • Глава 2. КЕЙС СТАДИ ДЕТСКОЙ ЗАНЯТОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
    • 2. Л. Маргинальные формы детской занятости в контексте социальных трансформаций современной России
      • 2. 2. Регламентированная детская занятость: кейс стади отрядов «Милосердие»

Детский труд в контексте социальных трансформаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Период глубоких социальных и экономических трансформаций, переживаемых Россией в последние десять лет, стимулировал в стране распространение такого явления, как детская занятость. Растёт число детей, которые по разным причинам вынуждены самостоятельно обеспечивать своё существование. На рынке труда они являются самой дешёвой и незащищённой рабочей силой, причём, по данным Международной организации труда, значительная часть детей втягивается в противоправные сферы деятельности. Проводимая в нашей стране социальная политика должна сфокусировать своё внимание на причинах, которые способны заставить ребёнка выбирать между дальнейшим образованием и трудовой деятельностью в пользу последней, предотвратить вовлечение детей и подростков в наихудшие виды труда, стимулировать и развивать адекватные формы занятости несовершеннолетних.

Новое поколение россиян проходит этапы своей социализации, приобщаясь к труду в изменяющихся структурных условиях, характеризующих современные процессы в сфере семьи, образования, занятости. На современном рынке труда наблюдаются противоречивые тенденции. С одной стороны, они привели к многообразию форм занятости и мест приложения энергии и умений, увеличили возможности для самореализации человека. С другой стороны, эти тенденции подвергли основную часть населения обнищанию и как следствие отдельные категории оказались наиболее уязвимыми в отношении дискриминации, массовых нарушений основных прав и свобод человека в сфере занятости. По-прежнему в наиболее неблагоприятной ситуации остаются семьи с детьми, семьи социального риска, семьи безработных и незанятых. Особенно актуально это для сельской местности, отличающейся неблагоприятными, по сравнению с городскими, условиями жизни, более напряжённой ситуацией на рынке труда.

В сложившихся условиях занятость несовершеннолетних из социально уязвимых групп — это не только отвлечение их от улицы, но и приобщение к труду, форма социальной защиты подростков и подспорье для семейного бюджета. Напряжённый ритм жизни, высокий уровень бедности домохозяйств с детьми, трудности с поиском работы для взрослых, новые формы социального исключения в сфере образования, расширение сегмента теневой занятости, рост эксплуатации и дискриминации в трудовой сфере относятся к группе факторов, выталкивающих несовершеннолетних на рынок труда, и нарушению их прав. Не менее актуальной является проблема трудоустройства подростков из благополучных семей, которые тоже уязвимы в аспекте их вовлечения в наихудшие формы труда. Переходное и во многом кризисное состояние социальных отношений в России обусловило пестроту форм подросткового труда: от легальных, организуемых при содействии образовательных учреждений, социальных служб и органов занятости, до маргинальных, в частности, связанных с вовлечением детей в криминальный бизнес.

Степень научной разработанности проблемы. Проблемы детства и детского труда активно обсуждаются в отечественной и зарубежной социологической литературе. Социологи и антропологи исследуют историю детского труда в контексте формирования и трансформации важнейших социальных институтов, анализируют мотивацию и ценностные ориентации современных подростков в трудовой деятельности, соотношение прав, правил и практик их соблюдения в отношении нормативов и условий труда. Рассматриваемые аспекты детской занятости интегрируют области междисциплинарного взаимодействия комплекса наук в социально-правовом, гуманитарном, социокультурном и социально-экономическом ракурсах рассмотрения проблемы.

Социологическом изучение детства концентрируется на положении детей в обществе: их социальном статусе в различных обществах (А. Арьес, J1. Беркнер, У. Бронфенбреннер, Л. Колберг, И. Кон, П. Ласлетт, Р. Меккель), отношениях с взрослым миром (Ж. Дюби, Д. Герлихи, К. Клапиш), мерах социальной политики в отношении детей (С. Мосягин, Е. Рыбинский, В. Слободчиков, Н. Ловцова).

Исследованию формирования личности ребёнка, а также его социализации в процессе взаимодействия посвящены работы Л. Архангельского, М. Бернштейна, А. Гельмонт, А. Дурикина, Н. Иорданского, Н. Рыбникова. Помимо перечисленных направлений развивались и другие теоретические подходы, которые отражают различные аспекты социальной действительности детства: историко-социологический (Ф. Ариес, В. Давыдов, Д. Херлихи, К. Кальверт, Л. Де Маис, Б. Хавкавальт, С. Шахар), социально-экономический (Д. Баке, У. Бронфенбреннер, Р. Эртер), социокультурный (Л. Кураева, А. Плескачевская). Важными для диссертационного исследования являются концепции трансформации детства, связанные с трудовыми процессами: эмансипация детства (У. Бек, X. Попитц), исчезновение детства (М. Виннс, Н. Постман, X. Хенгст), стирание границ между детством и взрослостью (Д. Рихтер).

Исследования в области детской занятости в конце 90-х получили широкое отражение в периодических изданиях, средствах массовой информации и всемирной сети Интернет. Такие исследования проводились Международной организацией труда, Организацией объединённых наций, Инвестиционной промышленной экономической компанией, а также отдельными исследователями: Л. Борисова, Г. Ионин, Л. Константиновский, Э. Лившиц, В. Савченко. Детский труд и различные его формы исследуют Е. Бреева, Т. Герасимова, В. Мансуров, Н. Меркулова, Д. Некипелов, Е. Омельченко, Е. Пронина, 3. Селиванова, С. Щеглова, в том числе, фокусируясь на проблемах маргинальных форм занятости (М. Кудрявцева, Е. Морозова, Я. Риги, С. Стивенсон), анализ мотивов детской занятости в аспекте бедности освещается в работах Ю. Попова, Н. Тихоновой, А. Шевчук, анализ законодательства в отношении занятости несовершеннолетних получил отражение в работах Н. Ивановой, О. Колесниковой, М. Кресик, И. Новиковой, О. Оберемко, Г.

Скачковой, С. Смирнова, И. Тюрина. Трансформации социальных институтов, связанных с правами ребенка (прежде всего семьи и школы), раскрыты в трудах Г. Винтерсберга, С. Дармодехина, А. Ковалевой, В. Левичевой, Б. Лихачева, 3. Шнекендорфа. Идеи, связанные с конструированием новых образовательных и социальных программ для детей и семей, по реализации прав ребенка, разрабатываются Л. Кузнецовой, В. Луковым, Е. Рыбинским, Н. Римашевской, С. Щегловой.

С начала 1990;х годов в условиях радикальных социально-экономических реформ происходит существенное изменение основных акцентов системы социального государства, ключевые принципы анализа социальной политики (П. Розанваллон, П. Сорокин, Г. Эспинг-Андерсен,) пересматриваются в новых обстоятельствах и применяются к оценке российских реалий в работах таких учёных, как Н. Волгин, И. Григорьева, Е. Мезенцева, Т. Сидорина, С. Смирнов, Е. Холостова, В. Ярская. Исследователи осуществляют анализ трансформации политики занятости, социальной защиты, образования в новых социальных, экономических и политических условиях.

Ряд исследователей обращают внимание на дифференциацию видов занятости в зависимости от различных факторов. В частности, 3. Калугина, Т. Очирова, С. Панин, Л. Родионова, А. Сергиенко в своих работах уделяли внимание исследованию эволюции форм детской занятости, показывая, что стратегии занятости несовершеннолетних отличаются в зависимости от местности, в которой они проживают. В. Гимпельсон, Р. Капелюшников, О. Синявская изучают разные формы занятости — неполную, временную, случайную, неформальную. Важный вклад в изучение детского труда вносят работы Л. Гордона, акцентировавшего внимание на особенностях формирования и развития рынка труда как реакции людей, в том числе и несовершеннолетних, на рыночные перемены. Анализу субъективного восприятия ситуации на рынке труда посвящены работы 3. Куприяновой, И. Перовой.

В отечественной и мировой науке социологами разработаны различные подходы к изучению экономического поведения и социальных эксклюзий на рынке труда. Среди современных работ в этой области следует выделить исследования, касающиеся выработки отдельных стратегий занятости (Дж. Скотт, X. Уайт, Т. Эггертссон). Тендерное разделение труда рассматривают С. Ашвин, С. Ярошенко. В последнее десятилетие социальные эксклюзии на рынке труда изучают Ф. Бородкин, В. Гимпельсон, 3. Голенкова, О. Голуб, JI. Гордон, Т. Заславская, В. Кабалина, С. Кларк, Т. Малева, В. Радаев, Н. Римашенская, Р. Рывкина, JI. Хахулина, М. Шабанова, Т. Шанин, В. Ядов. Исследователи уделяют внимание анализу процессов в сфере занятости (вторичной, скрытой занятости, внеправовых трудовых практик). В работах В. Артёмова, JT. Бондаренко, В. Васильева, П. Великий, Н. Власова, П. Ельчанинова, 3. Калугиной, А. Никулина, О. Фадеевой, В. Чуракова, А. Шуева рассматриваются проблемы формирования и специфики сельского рынка труда, экономической активности сельских жителей, особое внимание уделяется неформальной трудовой занятости последних.

Процессы глобализации в социально-экономической, политической сфере, обусловливают необходимость сопоставления российских практик и политики занятости несовершеннолетних с европейскими. Анализ европейской стратегии занятости, общемировых проблем функционирования и регулирования рынка труда содержится в публикациях И. Бессоновой, Н. Вишневской, Т. Исаченко,.

B. Сердюковой, Н. Шевашкевич. Социализирующая, педагогическая, стратифицирующая функции труда анализируются в работах В. Адамчук, Б. Генкина, Т. Заславской, В. Кабалиной, А. Кравченко, А. Мазина, А. Понукалина, JI. Ржаницына. Мотивационные изменения трудового сознания российского общества рассматриваются в работах Н. Лапина, В. Магуна, Р. Пугачева. Региональные особенности рынка труда, его профессионально-квалификационная структура и потребности обозначены в работах Н. Демина,.

C. Константинова, А. Кочетова, С. Нечаевой, А. Саушкина. Значительный интерес для диссертанта представляют работы Н. Афанасьева, М. Бабневой, Б. Волженкина, А. Габиани, Я. Гилинского, А. Гурова, С. Даштамирова, В. Емельянова, С. Завражина, И. Иконниковой, В. Карпова, В. Кудрявцева, А. Лич ко, Е. Пенькова, В. Плахова, А. Ручки, посвященные изучению подростковых субкультур, их генезиса и форм проявления.

Несмотря на широкую проработку проблемы детской и подростковой занятости, ряд важных аспектов остается вне поля зрения отечественных социологов. Государству и обществу не следует пассивно ожидать самонастройки подросткового рынка труда: требуется научно обоснованная политика регулирования подростковой занятости. С этой целью необходимо всесторонне оценить опыт, накопленный нашей страной и мировым сообществом в области занятости несовершеннолетних и защиты детей от различных форм эксплуатации.

Теоретические и методологические основы исследования составляют социологические парадигмы, рассматривающие детство в терминах культурного воспроизводства и социального конструирования детства (Ф. Арьес, И. Кон, Э. Эриксон), принципы анализа социальной политики (Г. Эспинг-Андерсен, И. Григорьева, Е. Мезенцева, В. Ярская), концепции занятости и социальных сетей (М. Грановеттер, А. Этциони), подходы к анализу теневых практик занятости, домашнего труда и неформальных сфер хозяйственной деятельности (Р. Кауз, Д. Норт, В. Радаев, Б. Роберте, О. Уильямсон, Т. Шанин), теория социального обмена II. Блау, М. Мосса, концепции социализации (В. Безрогов, Е. Мещеркина, Д. Фельдшейн, Э. Эриксон), молодёжных транзиций (С. Фрис, X. Цахер), междисциплинарные подходы к исследованию глобально-локальных жизненных стилей и молодёжных идентичностей (Г. Болин, М. Мафессоли, Е. Омельченко, X. Пилкингтон, Дж. Форнас, С. Щеглова). Методологические принципы качественных эмпирических исследований формулируются с опорой на труды.

М. Буравого, И. Козиной, П. Романова, С. Сой, У. Теллиса, Е. Ярской-Смирновой.

Целью исследования является анализ детского труда в контексте социальной политики современной России. Для достижения поставленной цели выдвигаются следующие теоретические и эмпирические задачи исследования:

•исследовать социальное отношение к феномену детского труда в условиях изменения политических, культурных и социальных контекстовосуществить рефлексию и систематизацию основных методологических подходов к понятию детского труда в отечественной и зарубежной социологии;

•проанализировать характер процесса трансформации детской занятости в современной России и классифицировать факторы, обусловливающие разнородность и противоречивость феномена занятости несовершеннолетних;

•провести анализ концептуальных оснований социальной политики в аспекте развития и охраны детствавыявить условия, влияющие на формирование и распространение различных видов детской занятости, характерных для современной России;

•провести авторское исследование легальных и нелегальных форм детской занятости в стратегии качественного кейс стади с использованием включенного наблюдения, гибких интервью, анализа документоввскрыть специфику тендерной социализации в контексте детской занятости и оценить различные стороны трудового участия в процессе идентификации подростков;

•осуществить вторичный анализ данных статистики и репрезентативных выборочных опросов по проблемам детской занятости на предмет выявления мнения разных поколений россиян о трудовой активности несовершеннолетних.

Объектом исследования выступает феномен детского труда в условиях современного российского общества. В качестве предмета исследования выступают формы детского труда.

Эмпирической базой исследования являются данные авторского исследования, направленного на изучение нелегальных видов занятости несовершеннолетних (включённое наблюдение мойщиков машин, биографические интервью с элементами фокусированного интервью (майсентябрь 2004, N=7) — неструктурированное интервью с работницами коммерческого секса (июль 2004, N=7), организованной формы занятости несовершеннолетних (включённое наблюдение, полуструктурированное интервью с работниками детского отряда «Милосердие» (2005, N=12), полуструктурированное интервью с экспертами министерств образования, здравоохранения и социальной поддержки, департамента занятости, инспекции по труду (2005, N=8), а также с пожилыми людьми, клиентами детских отрядов «Милосердие» (2005, N=7), вторичный анализ статистики и материалов исследований проекта Международной организации труда (2000;2001, N=1700), а также исследования «Теневой рынок труда» Московского исследовательского центра Карнеги (2000, N=500).

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяется непротиворечивыми теоретическими основаниями, корректным применением положений теории социализации и социологии занятости — комплексным использованием теоретических подходов к изучению особенностей детского труда, согласованностью методов и методологии исследования, корректным выбором способов интерпретации полученных эмпирических данных, применением методов триангуляции материалов авторского исследования с данными исследований других авторов, в том числе выполненных с применением количественных методов на национальном уровне. Результаты и интерпретации проведенных эмпирических исследований соотнесены с исследовательскими данными отечественных и зарубежных ученых.

Центральные гипотезы исследования. Трудоустройство подростков, с одной стороны, стало актуально и востребовано для многих семей, для которых главным итогом реформ последнего десятилетия явилось резкое снижение их уровня жизни вплоть до обнищания. С другой стороны, изменение системы ценностей молодого поколения россиян обусловливает способы повышения социального статуса посредством демонстративного престижного потребления. Оплачиваемая занятость становится средством повышения статуса и материальной состоятельности несовершеннолетних из разных социальных групп. Несмотря на декларацию приоритета действий, направленных на защиту прав и интересов несовершеннолетних в рамках социальной политики, в частности в сфере занятости, а также запрет на дискриминацию несовершеннолетних в сфере трудовой деятельности, в настоящее время на государственном и региональном уровне стратегия содействия занятости несовершеннолетних недостаточно отработана, что в свою очередь вынуждает несовершеннолетних искать применение свои силам в теневом секторе экономики.

Научная новизна диссертации заключается в постановке, обосновании и решении задач анализа социального положения несовершеннолетних в сфере труда и занятости и обозначена в ряде позиций:

— проведен авторский анализ социального отношения к феномену детской занятостиосуществлена социологическая рефлексия теоретических подходов к определению детского труда, теоретически осмыслен характер процесса трансформации детской занятости с учётом работ отечественных и зарубежных авторов, а также теоретических и прикладных исследований детской занятости и классифицированы факторы, определяющие разнородность и противоречивость феномена занятости несовершеннолетних;

— выявлены условия, влияющие на формирование особенностей детской занятости, характерных для современной Россиипроведена социологическая рефлексия мотивов легальной и неформальной занятости несовершеннолетних с позиции детей и взрослых;

— осуществлено авторское кейс-стади легальных и нелегальных форм детской занятости с применением этнографических методов исследования: включенного наблюдения, фокусированных интервью, анализа документовпроанализированы особенности официальных и теневых практик занятости несовершеннолетних, выявлены механизмы воспроизводства тендерных отношений в рамках трудовой активности детей и подростков;

— проведён вторичный анализ данных статистики с целью выяснения мнения различных поколений россиян о характере и мотивах занятости несовершеннолетних.

В ходе проведения теоретического и прикладного социологического исследования получены следующие основные результаты, формулируемые автором диссертации как положения, выносимые на защиту:

1. Феномен детской занятости включает три автономных аспекта: во-первых, культура детской занятости, связанная с обрядами перехода от детства к взрослостиво-вторых, положение детей в обществе, их социальный статус, меры социальной политики, определяющие характер социализации и выбор способов жизнедеятельностив-третьих, символические образы ребёнка в культуре и общественном сознании, стигматизирующие несовершеннолетних. Модификация детства как. социокультурного феномена вызвана макроуровневыми процессами, включая политические события международного и национального значения. Реакция государства и правозащитных организаций на резкий рост различных форм занятости подростков в 1990;е годы, нашла своё выражение в более либеральной редакции Трудового кодекса, в котором, тем не менее, остались черты патерналистского отношения к несовершеннолетним работникам.

2. Организованная занятость детей выражена в ряде форм, одобренных и стимулируемых государственной политикой. Трудовая деятельность несовершеннолетних может осуществляться в форме социальной работы в отрядах «Милосердие», что подразумевает позитивный настрой детей на помощь пожилым людям, а также выступает ответом на потребность пожилых клиентов в помощи и отражает реализуемую в регионе политику спонсируемой занятости несовершеннолетних. С одной стороны, этот феномен является продолжением тимуровского движения, с другой стороны, моделирует контрактные отношения рыночного характера. С позиции руководителей государственных социальных служб, основной целью таких отрядов становится трудоустройство несовершеннолетних с посильной и легитимной нагрузкой, для того, чтобы максимально снизить порог вовлечённости таких детей в теневую экономику, по причине необходимости денежных средств на самые необходимые вещи: одежду, продукты, питания.

3. Мотивы деятельности подростков в отрядах «Милосердие» формируются на основе потребности в трудовой активности, самореализации, желания материально помочь своей семье и различаются в зависимости от типа населённого пункта и пола работника. Если для городских девочек преобладающим мотивом может выступать желание зарабатывать с целью демонстративного потребления, то среди девочек, проживающих в сельской местности, доминирующим мотивом является материальная помощь семье. По сравнению с городскими родителями, в большей степени заинтересованными в образовании, нежели в трудовой занятости детей, на селе родители всячески поддерживают занятость несовершеннолетних.

4. Специфика форм детского труда накладывает отпечаток на социокультурные характеристики самих несовершеннолетних. Неформальная самозанятость исследованной группы подростков, организовавших собственную стихийную автомойку, способствует созданию социальных сетей и помогает в их поддержании, становится своеобразным способом самопрезентации в эмоциональном, социальном и экономическом смыслах. Воспроизводимые в трудовом процессе стереотипы становятся определяющими при выборе детьми форм занятости и обусловлены социокультурными традициями. Формирование специфики маргинальных форм детской занятости связано с тендерным разделением труда. Поддержание существующего тендерного статуса среди мальчиков происходит за счёт изоляции от девочек в своей среде, преднамеренное занижение феминного статуса и способствует конструированию маскулинности.

5. Хотя в формальные и неформальные сферы занятости вовлечены дети как из неблагополучных и малоимущих семей, так и материально обеспеченных семей, большинство работающих детей в неформальном секторе экономикиэто дети мигрантов, что во многом обусловлено сложностями поиска работы родителями. Тендерный состав работающих детей определён в основном мальчиками, которых вдвое больше, чем девочек. В наихудшие формы детского труда, маргинализированные виды занятости, в основном вовлечены дети из бедных домохозяйств, неполных семей, наименее защищенных в социальном и экономическом отношениях слоёв населения. Мотивы занятости опрошенных детей классифицируются следующим образом: труд в формальной сфере занятости менее престижен, чем в теневой, основным мотивом выступает материальная помощь своей семье, менее распространён мотив самовыражения, тогда как в теневом секторе основным мотивом является стремление заработать средства для престижного потребления и повышения статуса.

6. Криминальные виды занятости поддерживаются, в основном, детьми из низкодоходных социальных слоев, они идут работать, выбирая данный вид занятости от безысходности. Несмотря на многообразие взглядов на проституцию как сексуальную работу, эксплуатацию или преступление, такой вид занятости несовершеннолетних, как детская проституция однозначно относится к наихудшим формам детского труда и требует немедленного искоренения. Высокая степень риска для здоровья и жизни, экономическая и психологическая зависимости от теневых работодателей, нисходящая социальная мобильность характеризуют жизненную ситуацию опрошенных. Девочки, пополняющие численность данных групп, являются выходцами из малоимущих домохозяйств, члены которых нередко ведут аморальный образ жизни.

7. Социальная политика современной России нуждается в комплексной стратегии обеспечения занятости несовершеннолетних и создания возможностей для их самореализации. Государство делегирует значительную часть ответственности за решение проблем занятости подростков работодателям, одновременно ограничивая ресурсы поддержки для осуществления данной деятельности. Незаинтересованность работодателей в приеме на работу несовершеннолетних во многом является следствием трансформации отношений в сфере труда и занятости, которая выражается переходом России к рыночной экономике, сокращением численности государственных предприятий, и ростом коммерческих организаций, стремящихся уйти от материально невыгодных обязательств по трудоустройству подростков.

Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты данного исследования позволяют восполнить пробелы в теории социальных структур, институтов и процессов, социологии труда и занятости, социологии детства, науке и имеют определенное значение для разработки принципов социологических исследований латентных процессов в занятости несовершеннолетних. Практическая значимость выполненного исследования состоит в том, что его результаты будут способствовать пересмотру мер социальной политики в сфере защиты прав несовершеннолетних, положения которой должны выражать объективные потребности детей, семей и общества в целом. Результаты исследования могут быть полезны руководителям служб занятости, осуществляющих свою деятельность в России, а также специалистам, работающим в сфере организации занятости несовершеннолетних. Теоретическое содержание работы и эмпирические данные использованы в учебных курсах по теоретической и прикладной социологии, социологии труда, социологии повседневности, социальной политике, методам исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Детский труд как феномен начал обсуждаться в конце 90-х годов, его формы весьма разнообразны, но при детальном изучении документальных источников, ставится очевидным, что его истоки произрастают с древнейших времён. Каждой из эпох характерны новые формы детской занятости, связанной не только с необходимостью в денежных ресурсах, но и с обрядами взросления.

Анализ феномена детской занятости, с точки зрения различных социологических подходов, позволил систематизировать представления о том, что детский труд как социальное явление существовал всегда, но не всегда он так интерпретировался. Подходы к изучению детской занятости варьируют от полярных представлений о том, что это использование рабочей силы, в том числе и эксплуатация, до рассмотрения его как процесса социализации или адаптации, объясняемого через понятия «трансформационного поведения» и «повседневной экономики». Данный подход дополняет и обогащает предшествующие концепции и позволяет преодолеть их ограниченность в исследовании детского труда, требующего искоренения. Изначально в Кодексе законов о труде возрастная группа несовершеннолетние определялась широкими возрастными рамками как молодёжь, новая редакция Трудового Кодекса развела такие понятия как «молодёжь» и «несовершеннолетние».

Социальная политика современной России нуждается в комплексной стратегии обеспечения занятости несовершеннолетних и создания возможностей для их самореализации. Законодательство, регулирующее занятость несовершеннолетних, сегодня существенно затрудняет процесс трудоустройства несовершеннолетних в государственные службы и учреждения, создавая преграды в виде предъявляемых требований: образования, возрастного порога. Незаинтересованность работодателей в приеме на работу несовершеннолетних во многом является следствием издержек, регулирующего эти вопросы, законодательства. Государство делегирует значительную часть ответственности за решение проблем занятости подростков работодателям, одновременно ограничивая объемы финансовой поддержки на осуществление данной деятельности. В связи с этим несовершеннолетние вынуждены привлекать ресурсы самозанятости, что значительно усложняет применение положений законодательства, поскольку не всегда ясно, кто несёт ответственность в той сфере, где применяется детский труд.

Анализ материалов кейс-стади маргинальных форм детской занятости показал, что сфера занятости поделена на два сектора — женский и мужской, которые изначально определяются культурой и социальной структурой. Девочке отводятся низшие и зачастую унизительные виды занятости, например, занятие проституцией, мальчики преобладают в другой сфере — организация собственного дела, которым они сами и руководят, например, «детская автомойка», этот факт оказывает значительное влияния на воспроизводство дискриминирующих женщину стереотипов.

В результате исследования нами установлено, что мойщики машин — это особая субкультура подростков, которая переживает своё становление, как детская «профессия», имеющая символические границы. Поддержание существующего тендерного статуса среди подростков происходит за счёт недопущения девочек в свою среду, преднамеренное занижение их статуса, которое способствует успешному конструированию маскулинности, повышению символического статуса. Данный вид самозанятости подростков способствует созданию социальных сетей и помогает в их поддержании, становится своеобразным способом самопрезентации в эмоциональном и экономическом смысле.

Криминальные виды занятости поддерживаются, в основном, детьми из низкодоходных социальных слоев, они идут работать, выбирая данный вид занятости от безысходности. Несмотря на многообразие взглядов на проституцию как сексуальную работу, эксплуатацию или преступление, такой вид занятости несовершеннолетних, как детская проституция однозначно относится к наихудшим формам детского труда и требует немедленного искоренения. Высокая степень риска для здоровья и жизни, экономическая и психологическая зависимости от теневых работодателей, нисходящая социальная мобильность характеризуют жизненную ситуацию опрошенных. Девочки, пополняющие численность данных групп, являются выходцами из малоимущих домохозяйств, члены которых нередко ведут аморальный образ жизни.

В результате исследования организованной формы занятости детского отряда «Милосердие» было установлено, что феномен волонтерства поддерживается триадой, сочетающей в себе: желание детей работать, потребностью пожилых клиентов в общении и интенциями служб, организовывающих труд несовершеннолетних. Материалы, полученные в ходе исследования, позволили нам выстроить классификацию мотивов детей, вовлечённых в работу детского отряда «Милосердие», разграничив их по признаку полу и месту проживания детей: город или сельская местность.

Проанализировав полученные материалы, мы пришли к выводу, что мотивы мальчиков одинаковы и выражаются в потребности детей в деньгах для оказания помощи близким людям, подростки стыдятся своей занятости, указывая на неё как на женское занятие. Отличие состоит в том, что подростки по-разному объясняют «необходимость», как мотив своей занятости. Различия в мотивах занятости среди девочек более очевидны, они отличны в приоритетах. В среде городских подростков преобладающим мотивом может выступать желание зарабатывать с целью приобретения атрибутов, распространённых в среде сверстников, среди девочек, проживающих в сельской местности, доминирующим мотивом является материальная помощь семье. Дополняющим данное распределение выступает мнение родителей. В городе к постоянной работе несовершеннолетних имеется негативное отношение, которое объясняется заинтересованностью родителей в образовании детей. В сельской местности, родители поддерживают занятость несовершеннолетних, при необходимости выполняют их обязательности вместо них.

Стратегия занятости рассматривается как способ и характер реализации потребностей и интересов личности в социально-трудовой сфере. На уровне повседневной деятельности стратегия занятости представляет собой набор поведенческих моделей, связанных с поиском, трудоустройством и реализацией трудового потенциала. Основа для выделения стратегий занятости несовершеннолетних: опасения работодателей, связанные с приемом на работу несовершеннолетних. Стратегии занятости несовершеннолетних имеют градацию по месту проживания несовершеннолетних: в городе основной становится переориентация с государственно-организованных форм занятости на теневые, а в сельской местности выбрана стратегия пассивности.

Период глубоких социальных и экономических трансформаций, переживаемых Россией в последние десять лет, стимулировал в стране распространение такого явления, как детская занятость. Растёт число детей, которые по разным причинам вынуждены самостоятельно обеспечивать своё существование. На рынке труда они являются самой дешёвой и незащищённой рабочей силой, причём, по данным Международной организации труда, значительная часть детей втягивается в противоправные сферы деятельности.

Что заставляет ребенка выбирать между дальнейшим образованием и трудовой деятельностью в пользу последней, какие факторы могут предотвратить вовлечение детей и подростков в наихудшие виды труда, а какие — стимулировать и развивать адекватные формы занятости несовершеннолетних? На эти вопросы призвана ответить социальная политика современной России, которая нуждается в комплексной стратегии обеспечения занятости несовершеннолетних и создания возможностей для их самореализации. Государство делегирует значительную часть ответственности за решение проблем занятости подростков работодателям, одновременно ограничивая ресурсы поддержки для осуществления данной деятельности.

Незаинтересованность работодателей в приеме на работу несовершеннолетних во многом является следствием трансформации отношений в сфере труда и занятости, которая выражается переходом России к рыночной экономике, сокращением численности государственных предприятий, и ростом коммерческих организаций, стремящихся уйти от материально невыгодных обязательств по трудоустройству подростков.

Организованная занятость детей выражена в ряде форм, одобренных и стимулируемых государственной политикой. Трудовая деятельность несовершеннолетних может осуществляться в форме социальной работы, подразумевающей позитивную мотивацию детей, потребность пожилых клиентов в помощи и реализуемую в регионе политику занятости несовершеннолетних.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н., Хилл С., Тернер Б. С. Социологический словарь. М.: Экономика, 2000. ISBN 5−282−2 334−2
  2. О.П. Кто помогает детям? О работе благотворительных организаций. М. CAF, Российское представительство. 1994.
  3. Т. От «неформальных секторов» к «реальным экономикам» Африки // Неформальная экономика. Россия и мир / Под ред. Т. Шанина. М.: Логос. 1999 ISBN 5−88 439−037−8
  4. Анализ положения работающих уличных детей в Москве, 2001 год / Рабочий документ МОТ/ИПЕК. М.: МБТ, 2002
  5. В.А. «О семейной экономике»// ЭКО. 1997. № 4. С. 113−123.
  6. С. Российский мотив без прибыли // ЭКО. 1997. № 11.
  7. С. Влияние советского тендерного порядка на современное поведение в сфере занятости // Социологические исследования. 2000. № 11.
  8. Ю.Барсукова С. Ю. Кто такие «новые русские»? // Знание сила. 1998. № 1.
  9. П.Барсукова С. Ю. Неформальная экономика и сетевая организация в России// Мир России. 2000. № 1.
  10. С.Ю. Неформальная экономика: понятие, структура // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 5. С.26−41.
  11. З.Барсукова С. Ю. Неформальная экономика: причины развития в зеркале мирового опыта// Экономическая социология. 2000. Т. 1. № 1. С. 13−25.
  12. Н.Барсукова С. Ю. Теневой рынок труда и трудовое право в России // Экономическая социология. 2002. Т. 6. № 2. С. 41−52.
  13. Е.Н., Романов П. В., Ярская-Смирнова Е.Р. Волонтерское движение как институт гражданского общества //Теория и практика волонтерского движения. Саратов: РЦКСОДМ, 2000.
  14. Бедность: альтернативные подходы к измерению / Моск. Центр Карнеги. Научный доклад. Выпуск 24. М., 2000.
  15. П.Бляхер JI.E. Изменение поведения экономически активного населения в условиях кризиса: на примере мелких предпринимателей и самозанятых // Мониторинг общественного мнения. 2000. № 3.
  16. Л.Е. Моральная политика и моральная экономика, или игра в перепрятушки доходов // Полис. 2000. № 1.
  17. Борьба с детским трудом: пособие по защите прав детей. М.: Международное бюро труда, 2003.
  18. Е.Б. Дети в современном обществе. М.: Эдиториал УРСС, 1999.
  19. Е.Б. Политика, дети и рынок // Социологические исследования. 1993. № 2. С. 26−33
  20. Е.Б. Реализация прав ребёнка на защиту от экономической эксплуатации в современном российском обществе: социологический анализ // Человек и труд. 2002. № 3.
  21. Д. Права детей и национальное развитие: пять моделей. Детство идеальное и настоящее. Екатеринбург, 1995.
  22. С.Н., Чупров В. И. Молодёжь России: между бедностью и нищетой // Социологические исследования. 1991. № 9.
  23. Н., Щеглова С.Подросток и работа: как уберечь себя ог эксплуатации. М.: Социум. 2001.
  24. М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.
  25. Ю.В. Экономическая социология в России: история и современность// Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Т. II, Вып. 2.
  26. В.Г. Вне системы: Крестьянское семейное хозяйство // Социологический журнал. 1998. № ¾.
  27. Т. Подростковая занятость в России // «Социальная работа». 2005. № 2.
  28. ЗЬГидденс Э. Социология. М.: Академический проект, 1999. ISBN 5−35 401 093−4
  29. К. Насыщенное описание: о природе понимания в субкультурной антропологии // Антология исследования культуры. Т.1. СПб.: Университетская книга, 1997.
  30. К. «Насыщенное описание»: в поисках интерпретативной теории культуры // Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. СПб., 1997.
  31. И.А., Голод С. И. Социологические исследования проституции в России: история и современное состояние вопроса. СПб.: Петрополис, 1998.
  32. М. Детство. В людях, Мои университеты. М.: Худож. Лит., 1985.
  33. А.С. Введение в социологическое исследование: Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: Учеб. пособие. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2002.
  34. М. Экономические действия и социальная структура: проблема укоренённости // Экономическая социология. 2002. Т.З. № 3.
  35. И.А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах. СПб.: Образование-культура, 1998.
  36. Т.А. Социология пола и тендерных отношений // Социология в России / Под ред. В. Ядова. М.: ИС РАН, 1998.
  37. Детская бедность в России / JI.H. Овчарова, Д. О. Попова Доклад ЮНИСЕФ. М., 2005.
  38. Динамика ценностей населения реформируемой России. М., 1996.
  39. Добровольный труд или вынужденная занятость // Человек и труд. 2002. № 8.
  40. Д. Подросток: Роман. М.: Олимп- ТКО ACT, 1996.
  41. А.Н. Привлечение добровольцев к работе учреждений социального обслуживания // Работник социальной службы. № 1. 2004.
  42. Г. В., Симпура Ю. Недоверие как социальная проблема современной России // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. № 4.
  43. Л.Г. Логика и история повседневности. // Социология культуры: путь в новое тысячилетие. М.: Логос, 2000.
  44. Искоренение наихудших форм детского труда: практическое руководство по" применению Конвенции МОТ № 182. Пособие для парламентариев. М.: «Ника», 2000, ISBN 92−2-4 131 984−8
  45. История российского государства. СПб.: Изд-во «Александр Принт». 1999. ISBN 5−87 472−040−5
  46. В.И., Козина И. М. и др. Государственная и частные службы занятости на рынке труда. Исследование эффективности формальных посредников при трудоустройстве / Под ред. В. И. Кабалиной и И. М. Козиной. М.: М.: РОССПЭН, 2000. ISBN 5−86 208−150-Х.
  47. . К. Обыкновенная биография (Аркадий Гайдар): изд-е доп. и перераб., М: «Эвита», 1985.
  48. Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации. М.: ГУ ВШЭ, 2001.
  49. Е. Мотивация на рынке труда // Вопросы экономики. 1997. № 2.
  50. Ю.Л. «Экономическая социология» в контексте политики// Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. I, Вып. 4
  51. А. Об оценки эффективности политики на рынке труда // Общество и экономика. 2001. № 6.
  52. Т.В. «Подростки смутного времени» (к проблеме социализации старшеклассников) // Социологические исследования. 1998. № 8.
  53. Н. Социально-историческая антропология. М., 1999.
  54. Комментарий к Трудовому Кодексу Российской Федерации (постатейный) с практическими комментариями и разъяснениями официальных органов. Автор комментариев и составитель Борисов А. Б. М.: Книжный мир, 2005. ISBN 5−8041−0245−1
  55. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Просвещение, 1988. ISBN 5−7695−14 205
  56. Д.Л. Самоопределение или адаптация? // Мир России. 2003. № 2.
  57. Э. Адаптация подростков к рыночным отношениям // Социологический журнал. 1995. № 2.
  58. М. Трудовая занятость // Трудовые ресурсы. 2004. № 3.
  59. М. «Драматургия попрошайничества» // Невидимые грани социальной реальности. Сборник статей по материалам полевых исследований / Под ред. Воронкова В., Паченкова О., Чикадзе Е. СПб.: Труды ЦНСИ, Вып. 9. 2001.
  60. В.П. Концепция социального обмена в современной социологии. 1997. № 5.
  61. П. Памятники старинного русского воспитания. СПб., 1861
  62. Е., Смирнова Е., Филатов Д. Использование детского труда в России (на примере Ульяновской области), 1998 год // www.region.ulsu.ru/publications/childlabor/. Обращение к ресурсу 20.10.2005 г.
  63. А.С., Литвинцева А. З. Жизненные притязания ранней юности и стратегии их реализации: 90-е и 80-е годы. М., 1993.
  64. Т. Российский рынок труда и политика занятости: парадигмы и парадоксы // государственная и корпоративная политика занятости / Под ред. Т. М. Малевой. М.: Московский Центр Карнеги, 1998.
  65. И.А. Детство: социально-культурная традиция // Социологические исследования. 1995. № 4.
  66. Н.В. Социальная защита детства: концептуальный подход // Социологические исследования. 1996. № 4.
  67. Н.Б. Детский труд // Социологические исследования. 1997. № 5. С. 89−92
  68. Е. «Зазеркалье» тендерных стереотипов // Вы и Мы: Альманах. 1997. № 1 (13).
  69. Ч.Р. Социологичеркое воображение. М.: Издательский Дом «Стратегия», 1998. ISBN 5−8188−0033−4
  70. Э. Неформальная экономика сквозь призму западного опыта: воздействие изменения режимов регулирования // Неформальная экономика. Россия и мир / Под ред. Т. Шанина. М.: Логос, 1999. ISBN 588 439−037−8
  71. В.Н. Социология социальных проблем: аналитический обзор основных концепций // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. № 3.
  72. Мировая история: с древнейших времён: энциклопедия: Т. 3. /Редкол.: В. Л. Янин (гл. ред.) и др. М.: Большая российская энциклопедия, 1994.
  73. О.А. Социальная политика в России: мегатенденции. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1998.
  74. Э. Становление и развитие советской педагогики. М.: Просвещение, 1987.
  75. Г. Незанятость в России: вынужденная или добровольная? // Вопросы экономики. 2001. № 9.
  76. В.В., Скробов А. П. Противоречивость социализации и воспитания молодёжи в условиях реформ // Социально-политический журнал. 1998. № 1.
  77. Е.Н. Городские подростки-мойщики машин // Социологическое исследование. 2003. № 4.
  78. Д.С. Детский труд: ратификация Ковенции МОТ о запрещении и искоренении наихудших форм детского труда // Труд за рубежом. 2001. № 2.
  79. Нестандартная занятость в российской экономике / Под ред. В. Е. Гимпельсона и Р. И. Капелюшникова. М.: ГУ ВШЭ, 2006. ISBN 57 598−0314-Х
  80. Неформальная экономика в постсоветском пространстве: Проблемы исследования и регулирования / Под ред И. Олимпиевой и О. Паченкова. СПб.: УНСИ, 2003. С. 148−164
  81. Неформальная экономика. Россия и мир / Под ред. Т. Шанина. М.: Логос, 1999. ISBN 5−88 439−037−8
  82. Неформальная экономика: экономико-социологический анализ. М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2004.
  83. О.А. Эволюция правового режима подростковой занятости в России: контуры социологической экспертизы // Журнал исследований социальной политики. 2004. Т. 2. № 2.
  84. Обзор занятости в России. Вып. 1 1991- 20 000 г. / Вишневская Н. Т., Гимпельсон В. Е., Захаров С. В. и др. М.: ТЕИС, 2002.95.0льман С. Детская помощь в России // Вестник благотворительности. 1993. № 4/7.
  85. Е. Культурные практики и стили жизни российской молодёжи в конце XX века//Рубеж, 2003. № 18. С. 142−161
  86. Е. Молодёжный активизм в России и глобальные трансформации его смысла // Журнал исследований социальной политики. 2005. Т. З, № 1. С. 59−87
  87. Е. Стилевые профили трудовых стратегий молодых специалистов и специалисток в фокусе тендерных различий //
  88. Социологические исследования. 2002. N"11. С.36−48
  89. Омельченко E. J1. Молодёжные культуры и субкультуры. М.: Институт социологии РАН, 2000.
  90. О.Б. Бедные дети богатой Америки // Социологические исследования. 2003. N 2. С. 78−86.
  91. Отчёт о волонтёрских отрядах «Милосердие», Министерство здравоохранения и социальной поддержки, Саратов, 2004.
  92. С. «Продажная любовь» в советской России (1920-е годы) // «Вестник Евразии». 2004, № 1.
  93. О.В. Блошиный рынок в перспективе социальной политики: «бельмо на глазу» города или институт «повседневной экономики» // Социальная политика: реалии XXI века / Независимый институт социальной политики. М.: Поматур, 2004. Вып. 2.
  94. Ю.М. Психология материальной жизни: парадоксы сельской «экономики выживания» // ЭКО. 1997. № 7. С. 169−176
  95. М. Молодые кадры. Выгодно ли это предприятию? / «Двойная запись». 2003. № 6
  96. А. Неформальная экономика и её парадоксы (перевод М.С. Добряковой) // Экономическая социология. 2003. Т. 4, № 5. С. 134−154.
  97. Е.И. Причины детской занятости в Москве // Социологические исследования. 2000. N 1. С. 117−118.
  98. Е. Подростковая компания городской окраины: сексуальные отношения в тусовке // В поисках сексуальности: Сборник статей / Под ред. Е. Здравомысловой и А. Тёмкиной. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2002. ISBN 5−86 007−347-Х
  99. В.В. Работающие бедные: велик ли запас прочности // Экономическая социология. 2000. Т.1. № 1. С. 28.
  100. В.В. Экономическая социология. Курс лекций: Учеб. пособие. -М.: Аспект Пресс, 1998. ISBN: 5−7598−0091−4
  101. Реструктурирование занятости и формирование локальных рынков труда в России. М.: ИСИТО, 1996.
  102. Реформирование трудового законодательства: пожелание власти и ожидания людей // Куда идёт Россия?. Формальные институты и реальные практики / Под общ. ред. Т. И. Заславской. М.:МВШСЭН, 2002. С.172−178.
  103. Я. Женщины и сексуальные стратегии: позор и насилие // «Вестник Евразии». 2005. № 1.
  104. А.А. Сравнительный анализ положения мужчин и женщин на рынке труда: (На примере бывшего СССР и Швеции) // Моделирование рыночных отношений и социальная политика. М., 1993
  105. . Неформальная экономика и семейные стратегии // Неформальная экономика: Россия и мир / Под ред. Т. Шанина. М.: Логос. С. 313−342. ISBN 5- 88 439−037−8
  106. И.В. Особенности половой идентичности подростков // Вопросы психологии. 1997. № 4.
  107. Рона-Тас А. Устойчивость социальных сетей в посткоммунистической трансформации// Неформальная экономика. Россия и мир / Под ред. Т. Шанина. М.: Логос. 1999. ISBN 5- 88 439−037−8
  108. С. Дискриминация и равенство на рынке труда // Человек и труд. 1994. № 12.
  109. Е.М. Дети России на рубеже XXI века. М.: Социум, 2000.
  110. Е.М. Социально-правовые проблемы детства. М.: Социум, 1999. ISBN 5−7695−1410−8
  111. Р.В. Экономическая социология переходной России: Люди и реформы. М.: Дело, 1998. ISBN 5−7749−0065−7
  112. А. Л. Шашкин А.В. Насилие в молодёжных группировках как способ конструирования маскулинности // Журнал социологии и социальной антропологии. 2002. Т. 5. № 1. С. 151−160.
  113. X. Модели карьеры мужчин и женщин в исследованиях и развития: взгляд Международной организации труда // Высшее образование в Европе. Бухарест, 1992. Т 17. № 2.
  114. З.К. Смысложизненные ориентации подростков // Социологические исследования. 2001. № 2. С. 87−92
  115. В.В. Качественные методы: введение в гуманитарную социологию. -М.: Добросвет, 1998.
  116. A.M., Калугина З. И., Родионова Л. В. и др. Экономическое поведение населения и социальные эксклюзии на сельском рынке труда // Социальная политика: реалии XXI века. / Независимый институт социальной политики. М.: Поматур, 2004. Вып. 2.
  117. Г. Тендерная социология как частная социологическая теория // Социологические исследования. 2002. № 11.
  118. Е.Н. Некоторые подходы к проведению социальной экспертизы федеральных целевых программ // Территориальные проблемы социальной политики. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
  119. О.В. Неформальная занятость в современной России: измерение, масштабы, динамика. Научные проекты НИСП IISP Working Papers WP5/2005/01. М.: НИСП, 2005.
  120. А., Кареев В. Оценка эффективности работы службы занятости // Человек и труд. 1997. № 12.
  121. С. Методы эффективности государственной политики занятости // Вопросы статистики. 1998. № 4. С. 29−34.
  122. С.Н. Методы оценки государственной политики занятости // Вопросы статистики. 1998. № 4.
  123. С.Н. Региональные аспекты социальной политики. М. ГЕЛИОС, 1999.
  124. Советский энциклопедический словарь. М., «Советская энциклопедия», 1992.
  125. Современная американская социология / Под ред. В. И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 119−131.
  126. Социально-правовая охрана детства за границей и в России // «Право и жизнь». 1924.
  127. С.А. Уличные дети и теневые городские сообщества// Социологический журнал. 2000. № 3−4.
  128. Структура и динамика трудовых ценностей российского населения (по данным международных исследований 1990-х гг.) // Россия: трансформирующееся общество / Под ред. В. А. Ядова. М.: Канон-пресс-Ц, 2001. С. 430−448
  129. И.Н. Тендерные аспекты стратегий безработных. // Социологические исследования. 2000. № 11. С. 73−82.
  130. Н.Е. Феномен городской бедности в современной России. М.: Летний сад, 2003. ISBN 5−94 381−104−4
  131. А.В. Подросток в неформальной группе. М.: Знание. 1991
  132. С. Жизнь и труд на чужбине // Трудовое право. 2001. № 1. С. 37−43.
  133. Трудовой мир. Издание МОТ. 1996. № 2.
  134. И.О. Тендерные аспекты занятости и управления // Социологические исследования. 2002. № 11. С. 135−141.
  135. И.О. Московский рынок труда: тендерные аспекты // социологические исследования. 1998. № 8.
  136. Углубленный анализ положения работающих уличных детей в Ленинградской области 2001 год // Рабочий документ МОТ. М.: Международное бюро труда, 2001.
  137. П. Совместная культура: символическое преобразование работы в игру в повседневности молодёжных субкультур // Омельченко Е. Молодёжные культуры и субкультуры. М.: ИС РАН. 2000. С. 186−188
  138. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (с изм. И доп. От 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г.) ст. 11
  139. Федеральный закон от И августа 1995 г. № 135- ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2005 г., 4 июля 2003 г., 22 августа 2004 г.) ст. 5.
  140. Н.М. Мотивация участия петербуржцев в волонтерском движении: результаты социологического исследования/ Человек. Природа. Общество. СПбГУ, 2000.
  141. О. Молодежь и дети в современной России / О. Хлобустов // Власть. 2003. № 6. С. 21−26.
  142. Что нужно знать о труде женщин, несовершеннолетних, студентов и инвалидов // Консультант предпринимателя. 2001. № 9. С. 22−24.
  143. В.И., Зубок Ю. А. Проблемы вторичной занятости учащейся молодежи: состояние и перспективы // Социологические исследования. 1996. № 9.
  144. Т. Эксполярные структуры и неформальная экономика современной России // Неформальная экономика: / Под ред. Т. Шанина. М.: Логос, 1999. ISBN 5−88 439−037−8
  145. Е., Панина Т. Граждане, купите папиросы! // Человеческие• ресурсы/опубликовано 13 октября 2003 г.
  146. X. Глобализация, цивилизация и мораль // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. I. № 2.
  147. X. Экономическая антропология. СПб.: Петербургское Востоковедение, 1999.
  148. И. Русское чудо: локальные и семейные семи взаимоподдержки и их трансформация// Неформальная экономика. Россия и мир / Под ред. Т. Шанина. М.: Логос, 1999. ISBN 5−88 439−037−8
  149. С. Труд детей: права и гарантии защиты от эксплуатации // Человек и труд. 2003. № 3. С. 26−28
  150. С. Трансформация детства в современном российском обществе и императивы развития государственной политики в их интересах // Журнал исследований социальной политики. 2004. Т. 2. № 2.
  151. С.Н. Детство: методы исследования. М.: Социум, 1999.
  152. С.Н. Как изучать- детство. Социологические методы исследования современных детей и современного детства. М.: Юнпресс, 2000.
  153. С.Н. Социология прав детей в России: новый век, новые проблемы, новые перспективы. М.: Социум, 2001.
  154. С.Н., Васильева Н. В., Кочнев С. В. Права ребёнка на защиту от экономической эксплуатации: социологический анализ. М.: Социум, 2001.
  155. Щекова E. J1. Труд добровольцев в сфере культуры в США и России // Социологические исследования. 2002. № 3. С. 97−99.
  156. Эверс Х.-Д. Теневая экономика, нетоварное производство и неформальный сектор: экономическое действие по ту сторону рынка и государства // Журнал социологии и социальной антропологии. 2001. Т. IV. № 4.
  157. Эверс Х.-Д., Шрадер X. От дилеммы торговцев к дилемме бюрократов: теория социального перехода от общества морали к обществу рынка // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. Т. III. № 2.
  158. .Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии. 1992. № 3−4. С. 8.
  159. С.С. Тендерные различия стратегий занятости работающих бедных в России // Рубеж (альманах социальных исследований). Январь 2001.
  160. В.Н., Ярская-Смирнова Е.Р. «Не мужское это дело.» тендерный анализ занятости в социальной сфере // Социологический исследования. 2002. № 6.
  161. Ярская-Смирнова Е. Р. Социокультурная репрезентация тендерных отношений // Социокультурный анализ тендерных отношений. Саратов: Изд-во Саратовского гос. ун-та, 1998. ISBN 5−7433−0323−1
  162. Ярская Смирнова Е. Р. Детский труд // Социология труда. Словарь / Под ред. В. А. Ядова. Санкт-Петербург: Наука, 2005.
  163. Ярыгина Т. Дополнительные доходы и неформальная экономика// Неформальная экономика. Россия и мир / Под ред. Т. Шанина. М.: Логос. 1999. ISBN 5−88 439−037−8
  164. Anderson В. Worker protection policies in the new century. Journal of Economic Perspectives, 2000, № 14. P. 207−214.
  165. Baland J., Robinson A. Is child labor inefficient? The Journal of Political Economy, 2000. № 4. P. 663−680.
  166. Bankston C. Helping out: Children’s labor in ethnic businesses. American Journal of Sociology, 2000, № 1. P. 267−268.
  167. Basu K. Review of the book Hard at work in factories and mines: The economics of child labor during the Britishindustrial revolution. Labor History, № 3. P. 396−397.
  168. Buchmann C. Family structure, parental perceptions, and child labor in Kenya: What factors determine who is enrolled in school? Social Forces, 2002, № 4. P. 134−137.
  169. Dennis M. Newly adopted protocols to the Convention on the Rights of the Child. American Journal of International Law, 2002, № 4, P. 789−796.
  170. Forced child labor advisory. Washington: US Department of Treasury, Part I, 2000.
  171. Gregory D. Child labor and exploitation Legal Reform and Children’s Human Rights. [Panel Discussion]. St. John’s Journal of Legal Commentary, 2003. № 14. P. 377−415.
  172. Kruse D. Illegal child labor in the United States: Prevalence and characteristics. Industrial and Labor Relations Review, 2000. № (1), P. 17−40.
  173. Mansurov V. Child labour in Russia // Hidden Hands: International Perspectives on Children’s Work and Labour / Ed. by P. Mizen, Ch. Pole, A. Botton. London, 2000.
  174. Oropesa R., Landale N. Educating children who work. Demography, 1999. № 3, P. 328−338.80,0 70,0 -60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 0,06,4
Заполнить форму текущей работой