Этнопсихологические особенности ответственности у арабских и российских студентов
Диссертация
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы при диагностике ответственности студентов, разработке индивидуальных программ развития изучаемого качества личности, а также при решении практических задач по подбору и расстановке кадров. Полученные данные могут быть использованы в лекционных курсах по психологии личности и этнической психологии, а так же… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Постановка проблемы, цели, задачи и методика исследования
- 1. 1. Психологические проблемы изучения национального характера и его черт
- 1. 2. Краткий анализ подходов к изучению ответственности личности
- 1. 3. Постановка проблемы, цели, задачи и методика исследования ответственности
- Глава 2. Этнопсихологическая характеристика ответственности арабских и российских студентов
- 2. 1. Статистическая оценка средних показателей ответственности у арабских и российских студентов
- 2. 2. Этнопсихологический анализ качественных различий ответственности у арабских и российских студентов
- 2. 3. Целостная характеристика ответственности арабских и российских студентов
- Глава 3. Сравнительный анализ психологической структуры ответственности арабских и российских студентов
- 3. 1. Психологическая структура регуляторно-динамических характеристик ответственности арабских и российских студентов
- 3. 2. Психологическая структура продуктивно-смысловых характеристик ответственности арабских и российских студентов
- 3. 3. Целостный анализ психологической структуры ответственности арабских и российских студентов
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М., Наука, 1980. — 336 с.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., Мысль, 1991.- 299 с.
- Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности //Психологический журнал, 1985, № 5, с. 3−17.
- Агеев B.C. Атрибуция ответственности за успехи или неудачу группы вмежгрз^шовом взаимодействии // Вопросы психологии, 1982, № 6, с. 101 106.
- Азиев А.Ф. Особенности взаимоотношений между преподавателями истудентами // Этнопсихологические проблемы развития личности. — Баку, 1985, с.75−83.
- Актуальные проблемы этнической психологии. — Тверь, 1992.
- Алиева Л.А. К проблеме психологического анализа национальныхстереотипов // Этнопсихологические проблемы развития личности. — Баку, 1985, с. 133−139.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. — М., Наз^а, 1977.-342 с.
- Ананьев Б.Г. Личность, субъект, деятельность, индивидуальность //Избранные психологические труды. — М., Педагогика, 1980. Т. 1, 217 с.
- Ананьев Б.Г. Психологическая структура человека как субъекта // Человеки общество. — Л., изд-во ЛГУ, 1967, вып. 2, с.235−249.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — Л., изд-во ЛГУ, 1968. — 337 с. us
- Ананьев Б.Г., Палей И. М. О психологической структуре личности //Проблемы личности. — М., 1970, с. 39−50.
- Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: МГУ, 1980. — 212.
- Анисимов Ф. Духовные ценности: производство и потребление. — М., 1988.-253 с.
- Анцыферова Л.И. Системный подход в психологии личности // Принципсистемности в психологических исследованиях. — М., 1990, с.61−77.
- Анцыферова Л.И. Системный подход к изучению формирования иразвития личности // Проблемы психологии личности. — М., 1982, с. 140 147.
- Арутюнян СМ. Нация и ее психический склад. — Краснодар, 1966, с. 172 174.
- Арутюнян Ю.В., Дробижева Л. М., Кондратьев B.C., Сусоколов А.А.Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. — М., 1984.-с. 204.
- Арутюнян Ю.В., Дробижева Л. М. Многообразие культурной жизнинародов СССР. — М., 1987, с. 100−108.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. — М., Мысль, 1976.-158 с.
- Асеев В.Г. О диалектике детерминации психического развития // Принципразвития психологии. — М., 1978, с. 21−38.
- Асмолов А.Г. Психология личности. — М., изд-во МГУ, 1990.- 337 с.
- Баграмов Э.А. Буржуазная социология и проблемы «национальногохарактера»//Вопросы философии, 1964, сб. 11^
- Баграмов Э.А. К вопросу о научном содержании понятия «национальныйхарактер». — М., 1973. — 13.
- Барабаш О.Б. Психолого-педагогические основы самовоспитаниянастойчивости в студенческой возрасте // Дисс.канд.психол.нак. — М., 1992. — 185 с.
- Бахарева Н.В. О влиянии организованного межнационального общения наизменение отношений к представителям других национальностей // Общение как предмет теоретических и прикладных исследований. Тезисы выступлений. -Л., 1973, с.10−11.
- Бахарева Н.В. Социально-психологическое изучение национальныхособенностей// Социальная психология. -Л., 1979. — 222 с.
- Бейлис В.А. Африканский город: критический очерк зарубежныхконцепций. — М., Наука, 1979. — 296 с.
- Бессонов Б.Н. Человек: Пути формирования новой личности. — М., Мысль, 1988.-301с.
- Битинас Б. Многомерный анализ в педагогике и педагогическойпсихологии. — Вильнюс, 1971. — 347 с.
- Блауберг И.В. Целостность и ситемность // Системные исследования: Ежегодник. — М., 1977, с. 5−29.
- Бобнева М.И. Методологические проблемы изучения личности // Человек всистеме наук. — М., 1989, с. 426−470.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М., изд-воМГУ, 1982. — 197 с.
- Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. — М., Педагогика, 1983.-272 с. i?
- Бодалев A.A. О состоянии и перспективах изучения личностипсихологической наукой // Советская педагогика, 1980, № 10, с. 32−37.
- Бодалев А.А. Психология о личности. — М., изд-во МГУ, 1988. 187 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., Просвещение, 1968. — 464 с.
- Божович Л.И. Психологический анализ условий формирования и строениягармонической личности // Психология формирования и развития личности. — М., 1981, с.257−283.
- Большая Советская Энциклопедия. — М., т.35. — 237.
- Бороноев А.О. Нравственно-психологическое единство образа жизнисоветского народа. -Л. , 1978. — 83 с.
- Бороноев А.О. Основы этнической психологии. — Спб., 1991, с. 90−96.
- Бороноев А.О., Павленко В. Н. Этническая психология. — Спб., 1994, с. 9095.
- Братусь Б.С. Аномалия личности. — М., Мысль, 1988. — 301 с.
- Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. — М., Наука, 1973, с. 88−101.
- Бромлей Ю.В., Подольный Р. Человечество — это народы. — М., «Мысль», 1990, с. 32 — 46.
- Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. — М., изд-во МГУ, 1968.268 с
- Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. — М., Наука, 1978. — 216 с.
- Бутенко И.А. Социальное познание и мир повседневности. — М., 1987, с. 40.т
- Вазина К.Я. Коллективная мыследеятельность — модель саморазвитиячеловека. — М., Педагогика, 1990. -196 с.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. — М., издвоМГУ, 1990.-228 с.
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. — М. изд-во МГУ, 1976.- 240 с.
- Волк М.И. Психологические особенности общительности старшихшкольников и студентов // Дисс.канд.психол.наук. -М., 1996. — 128 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика. — Чебоксары, 1975, с. 35−70.
- Вольнов Л.Л. У врат Востока. — М., Мысль, 1982, с. 105−106.
- Вопросы этнической психологии. — Черкесск, 1972, с. 25−29.
- Вундт В. Проблемы психологии народов. — М., 1912, с. 27−28.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. — М., Педагогика, 1991. — 480 с.
- Гаджиев А.Х. Проблемы марксистско-ленинской этнической психологии.Ростов-на-Дону, 1982, с. 18−22.
- Гаевая Т.Г. Моральная ответственность как качество личности //Автореф.дисс.канд.психол.наук. — М., 1984. — 18 с.
- Гаузе Г. Ф., Карпинская Р. С. Эгоизм или альтруизм? // Вопросыфилософии, 1978, № 8, с. 149−154.
- Гласе Д.Ж., Стенли Д. Ж. Статистические методы в педагогике ипсихологии. — М., Прогресс, 1984. — 495 с.
- Гнатенко П.И. Национальный характер: мифы или реальность. — Киев, 1984.-70 с.
- Гнатенко П.И., Кострюкова Л. О. Национальная психология: анализпроблемы и противоречий. — Киев, 1990, с. 10−47.
- Головко Н.А. Свобода и моральная ответственность. — М., Знание, 1973.63 с.
- Горбачевский В.К. Современные направления в экспериментальномисследовании черт личности // Личность и деятельность, 1982, с. 36−43.
- Горячева А.И. Является ли психический склад признаком нации?//"Вопросы истории", 1967, № 8. — 99 с.
- Горячева А.И., Макарова М. Г. Обпдественная психология. — Л., 1979. 127.
- Григорьева А.Г., ГусаровВ.И. Легенды и были арабского Востока. — М., Наука, 1972.
- Грядунова Л.И. Социальная ответственность личности в условиях развитиясоциализма. — Киев, 1979. — 134 с.
- Гурова Р.Г. О методологии и методах исследования процесса воспитания.М., ВКШ при ЦК ВЛКСМ, 1989.- 176 с.
- Давыдов В.В. Личности надо «выделаться» // С чего начинается личность.М., 1979, с.109−139.
- Дашдамиров А.Ф. Актуальным проблемам — комплексный реалистическийподход // Советская этнография. — 1983, № 4. — 84.
- Дашдамиров А.Ф. К методологии исследования национальнопсихологических проблем // Советская этнография. -1983, № 2. — 70.
- Дементий Л.И. К вопросу об ответственности у студентов вуза // Тезисыдокладов Всесоюзной научной конференции. — Л., 1988. — 52 с.
- Деркач А.А. Социально-психологические основы совершенствованиядеятельности воспитателя // Дисс.докт.психол.наук. — Л., 1981. — 392 с.
- Деятельность: теория, методология, проблемы. — М., Политиздат, 1990.366 с.
- Джандильдин Н.Д. Природа национальной психологии. — Алма-Ата, 1971.146 с.
- Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога //Сб.научн.трудов Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 1987. -180 с.
- Дреев О.И. Роль национальных обычаев и традиций в социальнойрегуляции поведения // Автореф.дисс.канд.психол.наук. — Л., 1982. — 18 с.
- Дробижева Л.М. Социально-культурные особенностьи личности исоциальные установки // Советская этнография. -1971,JN2 3.-C.4.
- Дробижева Л.М., Ким М.П. Многонациональная семья народов. — М., 1978, с. 15−23.
- Душков Б.А. Актуальные проблемы этнической психологии //Психологический журнал, т.2,1981, № 5, с. 43−54.
- Дьяков А.П. Социальная ответственность личности в условиях социализма//Автореф.дисс.канд.философ.наук. — Воронеж, 1970. — 21 с.
- Забродин Ю.М., Сосновская В. А. Мотивационно-смысловые связи вструктуре направленности человека // Вопросы психологии, 1989, № 6, с. 100−108.
- Завадская Ж.Е. Воспитание ответственности у старшеклассников. — Минск, 1981.-152 с.
- Залюбовская Е.В. Вопросы этнопсихологии в работе гида-переводчика.М., 1990, с. 18−24.
- Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. — М., Политиздат, 1986.-223 с.
- Зейгарник В.В. Теория личности в зарубежной психологии. — М., изд-воМГУ, 1982. -147 с.
- Зотова О.И. Направленность личности и социальная регуляция поведениямолодежи// Психология личности и образ жизни. — М., 1987, с. 30−34.
- Иванов СП. Художественная деятельность подростков какпсихологические условия воспитания их социальной ответственности // Дисс.канд.психол.н. — М., 1989. -186 с.
- Иванова М.А. Психолого-педагогический анализ факторов, влияюпщх настановление взаимоотношений в интернацональных студенческих группах // Дисс. .канд.пед.наук. — Л., 1980. — 220 с.
- Иванова Т.А. Формирование системы знаний об СССР у студентов изразвивающихся стран в процессе обучения русскому языку // Дисс. канд.пед.наук. — Л., 1987. — 128 с.
- Иващенко А.В. Идейно-нравственное воспитание старших школьников.М., Просвещение, 1987.- 208 с.
- Ивин А.А. Ценности и понимание // Вопросы философии, 1987, № 8, с. 3143.
- Из научного наследия Л. Рубинштейна // Вопросы психологии, 1979, № 5,с. 138−150.
- Измайлова Э.М. Этнические и нравственные нормы как факторырегуляции поведения // Этнопсихологические проблемы развития личности. -Баку, 1985, с. 125−132.
- Изотова Е.Ф. Психолого-педагогические факторы успешностидеятельности иностранного студента // Дисс.канд.психол.н. — Л., 1985. 141с.
- Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред.Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. — М., 1972. — 351 с.
- Калтахчян СТ. Ленинизм о сущности нации и пути образованияинтернациональной общности людей. — М.: МГУ, 1976. — 106.
- Кантор К.М. Философия и культура в историческом развитии человечества// Вопросы философии, 1983, № 7. — 92 с.
- Каранашвили Г. В. Этническое сознание и традиции. — Тбилиси. 1984, с. 9399.
- Ковалев А.Г. Психология личности / 3-е изд. — М., Просвещение, 1970.391с.
- Коган Л.Н. Человек и его судьба. — М., Мысль, 1988. — 238 с.
- Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. — М., Мысль, 1984.- 252 с.
- Козлов В.И. Динамика численности народов. — М.: Наука, 1969. — 39.
- Козлов В.И., Шелепов Г. В. «Национальный характер» и проблемы егоисследования// Советская этнография. — 1973, № 2, с. 75−81.
- Кон И.С. К проблеме национального характера // История и психология.М., Наука, 1971, с. 122−159.
- Кон И. С. Психология предрассудка// О социально-психологических корняхэтнических предубеждений. — «Новый мир», 1966, № 9. — 92 с.
- Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. — М., Наука, 1980.- 256 с.
- Конопкин О.А. Связь)Д1ебной успеваемости студентов с индивидуальнотипологическими особенностями их саморегуляции // Вопросы психологии, 1984, № 3, с. 42−52.
- Королев СИ. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов.М., 1970, с. 46.
- Королев СИ. Психологическая ориентация в этнопсихологии //Психология механизма регуляции социального поведения. — М., Наука, 1979, с. 20−43.
- Королев СИ. Элементы духовной культуры в этническойпсихологии//Методологические проблемы социальной психологии. — М., 1975., с. 207.
- Краткий психологический словарь / Под. ред Петровского и Ярошевского.М., Политиздат, 1985.- 431 с.
- Крживицкий Л.Н. Психологические расы. Опыт психологии народов.Спб., 1902.-73С.
- Крупнов А.И. Об изучении и формировании базовых свойств личности //Студент на пороге XXI века. — М., изд-во РУДН, 1990, с. 31−38.
- Крупнов А.И. Психологическая структура действий человека. — М., изд-воРУДН, 1990.-56 с.
- Крупнов А.И. Психологические проблемы целостного анализа личности иее базовых свойств // Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности. — М., 1988, с. 28−40.
- Крупнов А.И. Психофизиологический анализ индивидуальных различийактивности личности . — Свердловск, изд-во СГПИ, 1983. — 72 с.
- Крупнов А.И. Психологическая структура черт характера //Психологиясегодня. Ежегодник Российского психологического общества. Т.2, вып.4. М., 1996, с.15−16.
- Крупнов А.И. Психологические проблемы комплексного изучения чертличности // Личностно-ориентированная психология: профилактика, коррекция, реабилитация. — Екатеринбург, 1997, с. 74−75.
- Крупнов А.И. Психологическая природа различных составляющих чертхарактера // Вестник РГНФ, № 2. — М., 1997, с130−133.
- Крупнов А.И. Целостно-функциональный подход у изучению свойствличности // Системные исследования свойств личности. — М., изд-во РУДЫ, 1995, с. 9−23.
- Крупнов А.И., Ольпганникова А. Е., Домодедов В. А. Соотношениепоказателей эмоциональности и динамических характеристик общения // Вопросы психофизиологии активности и саморегулящ1И личности. Свердловск, изд-во СГПИ, 1978, с. 17−26.
- Крупнов А.И., Пономарева И. А. Целостный подход к изучениюпсихологических проявлений настойчивости. — Депон. в НИИВО, № 142−93 от 04.06.93.-8 с.
- Крупнов А.И., Прядеин В. П. Многомерно-ф)шкциональный анализответственности//Методы психологии. Ежегодник РПО, т. З, вып.2, 1997, C.147.
- Крупнов А.И., Рейнвальд Н. И. Критерии отнесения свойств личности косновным (базовым)// Ежегодник РПО, т. 1, вып.2. — М., 1995, с. 28−29.
- Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. — М., 1972. — 225 с.
- Крылов В.Ю. Метод многомерной геометризации психологическихданных, системный подход в математической психологии // Принцип системности в психологических исследованиях. — М., 1990, с. 33−49.
- Крысько В.Г. Влияние национально-психологических особенностей набоевую деятельность личного состава армии империалистических государств. -М., 1986 с. 10−15.
- Крысько В.Г., Деркач А. А. Этнопсихология. — 4.1,2. — М., 1992, с. 76−86.
- Кряклина Т.Ф. К вопросу о «национальном характере» наций, личности какее составной частиУ/Социальные вопросы воспитания и образования. Томск, 1979.-С.159.
- Кудинов СИ. Психологические особенности проявления любознательности подростков // Формирование и развитие личности. — М., Институт молодежи, 1993, с. 30−32.
- Кузнецов И.М. Адаптивность этнических культур и этнокультурные типысамоопределения личности (к постановке проблемы)// Советская этнография, 1988, № 1, с. 15−27.
- Куренков И.А. Индивидуальные особенности ответственности личностиучителя // Формирование и развитие личности. — М., Институт молодежи, 1993, с. 32−33. #
- Куренков И.А. Психологические особенности ответственности у различныхгрзшп учителей//Дисс.канд.психол.наук. — М., 1994, с. 7−28.
- Лазарев М.С. Современный этап национального развития стран Востока //Национальный вопрос в странах Востока. — М., Наука, 1982, с. 11−26.
- Лайла А. Бану Индивидуально-психологические особенностиобщительности студентов интернационального вуза // Дисс.канд.психол.наз^. -М., 1986, с. 12−20.
- Левин З.И. Арабский региональный национализм ипанарабизм//Национальный вопрос в странах Востока. — М., Наука, 1982, с. 227−238.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., Политиздат, 1975.304 с.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / Конспект лекций. — М., 1971.-33 с.
- Лихачев Д.С. Заметки о русском // Новый мир. -1980, № 3. — 17.
- Ложечка О.И. Исследование индивидуальных характеристикпознавательной активности личности // Автореф.дисс. канд.психол.наук. -М., 1993.-22 с.
- Лойко Н.А. Исследование этнопсихологического своеобразияпознавательной деятельности студентов // Этническая психология. — М. 1984, с. 34−42.
- Ломов Б.М. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., Наука, 1984.-444 с.
- Ломов Б.М. О системном подходе в психологии // вопросы психологии, 1975,№ 2, с. 31−45.
- Мавродин В. Формирование русской нации. — Л. 1947. — 25 с.
- Магун B.C. Потребности психологии социальной деятельности личности.Л., Наука, 1983.-176 с.
- Маркарян Э.С. К задаче установления видов эквивалентности культурныхявлений (на примере сравнительного изучения культур Востока и Запада)// Культурное наследие Востока — проблемы, поиски, суждения. — Д., Наука, 1985, с. 332−337.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальностичеловека. — М., Педагогика, 1986. — 256 с.
- Мерлин B.C. Проблема интегрального исследования индивидуальностичеловека // Психологический журнал, 1980, № 1, с. 58−71.
- Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности / Под ред.Л. И. Анцыферовой, В. Г. Асеева. — М., ИП АН СССР, 1988. — 260 с.
- Муздыбаев К. Ответственность личности в производственном коллективе /Под ред. В. Е. Семенова. — Л., Наука, 1983. 240 с.
- Муздыбаев К. Психология ответственности. — Л., Наука, 1983. 240 с.
- Нацональная культура и общение. — М., 1977, с. 82−96.
- Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальныхразличий. — М., Наука, 1976. — 336 с.
- Огаджанян Р.С. Некоторые вопросы формирования этническихстереотипов в мононациональной среде //Психологический журнал, 1989, Хо1, с. 49−55.
- Опыт этнопсихологического исследования образа жизни. — М., 1980, с. 3134.
- Осташева М.А. Психологические особенности развития социальнойответственности современного подростка // Дисс.канд.психол.наук. — М., 1989.-189 с.
- Павленко В.Н., Тагнин А. Этническая социальная психология. — Харьков, 1992, с. 18−27.
- Пан В.В., Третьяков А. П. Тенденция интернационализации и изменениянациональных черт характера в процессе строительства социализма и коммунизма // Научный коммунизм. -1974, № 1. 34.
- Панов А. Т. Шабалин В.А. Социальная ответственность личности вразвитом социалистическом обществе. — Саратов, 1971. 13 с.
- Петровский А.В. Индивид и его потребность быть личностью // Вопросыпсихологии, 1984, № 3, с. 44−53.
- Петровский А.В. Личность в психологии с позиций системного подхода //Вопросы психологии, 1981, № 1, с. 57−66.
- Пономарева И.А. Индивидуально-типические особенности настойчивостии пути их гармонизации // Автореф.дисс.канд.психол.наук. — М., 1994. 24 с.
- Пономарева И.А. Об ответственности как системном качестве личностистудента // Студент на пороге XXI века. — М., изд-во РУДН, 1990, с.42−47.
- Поршнев Б.Ф. Принципы социально-этической психологии. — М., 1961, с.59−74.
- Растигеев А.П. Социально-психологические основы ответственности //Автореф.дисс.канд.психол.наук. — М, 1971. — 13с.
- Рейнвальд Н.И. Психология личности. — М., изд-во РУДЕ, 1987. — 200 с.
- Риверс У.Х. Психология и этнология. — М., 1926, с. 44−53.
- Рогачев П.М., Свердлин М. А. Нации — народ — человечество. — М., 1966, C.32.
- Рубинштейн Л. Проблемы общей психологии. — М., Педагогика, 1973.424 с.
- Румянцева Н.Н. Психологические условия развития социальноотвественного поведения // Дисс.канд.психол.наук. — М., 1990. — 214 с.
- Сидорова Т.Н. Психологические условия воспитания социальнойответственности // Дисс.канд.психол.наук. — М., 1988. — 178 с.
- Сикевич З.В. Этносоциология. — Спб., 1994, с. 73−103.
- Слободской А.Л. Психологические проявления ответственности вразличных видах отношений // Автореф.дисс.канд.психол.наук. — Л., 1976. — 15 с.
- Соколова Н.П. Соотношение оценочного и нормативного в моральнойответственности//Автореф.дисс.канд.философ.наз^к. — Свердловск, 1969. -27 с.
- Солдатова Г. У. О методических проблемах этнопсихологическогоисследования // Психологический журнал, 1992, № 4, с. 33−45.
- Социально-психологические и лингвистические хара1стеристики формобщения и развития контактов между людьми / Тезисы всесоюзного симпозиз^а. -Л., 1970.
- Стефаненко Т.Г., Шлягина Е. И. и др. Методы этнопсихологическогоисследования. — М., 1993, с. 28−61.
- Суворова Д.Г. Критика этно-психологических концепций современнойбуржуазной социололгии // Автореф.дисс.канд.философ.наук. — АлмаАта, 1971. — 8.
- Сутормин А.И. Психологический склад нации и тенденции его развития //Автореф.дисс.канд.философ.наук. -Л., 1973. — 18 с.
- Сухинская Л.А. Возложение и принятие ответственности в условияхгрзшповой ответственности // Психологическая теория коллектива. Под ред. А. В. Петровского. — М., Просвещение, 1979, с. 244−259.
- Сухинская Л.А. Возложение ответственности за успехи и неудачи вгруппах различного уровня развития // Вопросы психологии, 1978, № 2, с. 110−117.
- Тен Н. М. Формирование ответственного отношения подростков //психологические проблемы общественно полезной деятельности подростков. Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М., изд-во АПН СССР, 1980, с. 21−22.
- Токарев А. Проблема типов этнических общностей // Вопросыфилософии, 1964, № 11, с. 44.
- Тугаринов В.П. Личность и общество. — М., Наука, 1965. — 191 с.
- Тучак Н.В. Психологическая структура и типы реализации инициативностиличности предпринимателя // Автореф.дисс.канд.психол.наук. — М., 1993. -20 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. — М., Педагогика, 1989.-208 с.
- Хекхаузен X. Мотивация и дятельность. В 2-х ч./ Пер. с нем. — М., Педагогика, 1986, с. 22−41.
- Хелкама К. Мотивация и деятельность. В 2-х томах / Пер. с нем./ Под ред.Б. М. Величковского. — М., Педагогика, 1986. — 408 с.
- Хелкама К. Моральное развитие и личность // Психология личности иобраз жизни. — М., 1987, с. 27−30.
- Хелкама К. Развитие атрибуции ответственности в онтогенезе. — М., Педагогика, 1982, с. 148−154.
- Цоколь Л.П. Учет особенностей иностранного студента подготовительногофакультета в процессе педагогического общения // Дисс.канд.пед.наук. Л., изд-воЛГУ, 1987, ДСП.
- Шлет Г. Г. Введение в этническую психологию. — М, 1989. — 478 с.
- Этническая психология. Сборник научных трудов под ред. Н. Н. Андреевой.- М., изд-во РУДН, 1984, с. 3−20.
- Этнические стереотипы поведения. — Л., 1985, с. 51−84.
- Этнопсихологические проблемы развития личности. — Баку, 1985. — 140 с.
- Юм Д. О национальных характерах. — Спб., 1992, с. 23−35.
- Cross-cultural Studies of Behaviour. N.Y., 1970. — 396 p.
- Hider F. Some Processes of Causal Attributions. 1963. 437 p.
- Kohlberg L. The Philosophy of Moral Development: Moral Studies and the Ideaof Justice. — San-Francisco, 1981,1−441 p.
- McClelend Т., Atkinson F. Theory of Achievement Motivation. 1972. — 214 p.
- Potter J. To the Problem or of Internal and External Determinations. 1959.401 p.
- Piaget J. The Moral Judgement of the Child. — London, 1977. — 399 p.
- Rosentsvejg I. Problems of Social Frustrations. 1969. — 360 p.