Психологические условия развития коммуникативной креативности у студентов технического вуза: На материалах спецкурса «Психология общения»
Диссертация
АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ осуществлялась в процессе экспериментальной работы в Кузбасском государственном техническом университете (г. Кемерово). Результаты исследования обсуждались на заседаниях: кафедры психологии и педагогики КузГТУ, межвузовской кафедры психологии КГУ, Отдела психологических проблем образования Института Образования Сибири, Дальнего Востока и Севера РАО… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- С
- ГЛАВА 1. КОММУНИКАТИВНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЕЁ РАЗВИТИЕ -КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ФЛЕКСИБИЛЬНОСТЬ С
- 1. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КРЕАТИВНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ НАУКЕ С
- 1. 2. КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ФЛЕКСИБИЛЬНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КРЕАТИВНОСТИ С
- 1. 3. ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КРЕАТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА С
- ГЛАВА 11. ОБЪЕКТ, МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ С
- ГЛАВА 111. ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА И ОБСУЖДЕНИЕ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ С
- 3. 1. ОБСУЖДЕНИЕ ИТОГОВ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ С
- 3. 2. ХОД И РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА С
Список литературы
- Абульханова Славская К. А. Личностный аспект проблемы общения. В кн. Проблема общения в психологии. Отв. ред. Б. Ф. Ломов. — М.: Наука, 1981. -С.218−241
- Агеев B.C. Стереотипизация как механизм социального восприятия / Монография: Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М: Изд-во Москов. ун-та, 1987. — С. 177−188
- Адизова Т.М. Социально-психологические особенности личности мастера и стиль руководства производственным коллективом: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Л., 1986
- Азаев Э. Ч-о Развитие коммуникативных способностей политических лидеров: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1995
- Айзенк Г. Ю. Проверьте свои способности. М.: Педагогика, 1992. — 173 с.
- Активное социально-психологическое обучение // Коллектив. Личность. Общение. Словарь социально-психологических понятий / Под ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова. Л.: Лениздат, 1987. — С. 7
- Алешина Ю.Е., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. Учеб. пособие. Спецпрактикум по социальной психологии. -М.: Изд-во Москов. Ун-та, 1987. 120 с
- Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. М.: Советское радио, 1979. -175 с
- Тот же. Алгоритм изобретения.-М.: Московский рабочий, 1973.-296 с Ю. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.380 с.
- Н.Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х кн. Пер. с англ. / Под ред.
- К.М. Гуревича, В. И. Лубовского. Кн 1. -М.: Педагогика, 1982. 320 е., ил. 12. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. — Изд-во Казанского университета, 1988. -237с
- Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 1997.-376 с.
- Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе (теоретические направления). М.: Изд-во Москов. Унта, 1978.-271 с.
- Андреева Д.А. Проблема адаптации студента // Сб-к «Молодежь и образование"-М.: Молодая гвардия, 1972. С. 194−203
- Аргентова Т.Е. Стиль общения как фактор эффективности совместной деятельности: Дисс. канд. психолог, наук. М., 1984. — 182 с
- Ассовская А.В., Цветкова Л. А., Яничева Т. Г. Изучение креативности младших школьников// Ананьевские чтения 97 (90 лет со дня рождения Б.Г. Ананьева). Тезисы научно-практической конференции 28−30 октября 1997 года. — С-Пб, 1997. — С.56−58
- Берестова Л.И. Социально-психологическая компетентность как профессиональная характеристика руководителя: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М, 1994
- Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. Пер. с англ. СПб.: Издательство „Братство“, 1992. — 224 с.
- Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. О методах активной социально-психологической подготовки\ Вестн. МГУ сер. 14 Психология. 1977. — № 1. -С. 53−61
- Богомолова Н.Н. Ситуационно-ролевая игра как активный метод социально-психологической подготовки Теоретические и практические проблемы социальной психологии. Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1977. — С. 183−204
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. — 96 с.
- Тот же. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества// Сб-к Исследование проблем психологии творчества. Отв. ред. Я. А. Пономарев. М.: „Наука“, 1983 — С. 182−194
- Тот же. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. — 96 с (Новое в жизни, науке, технике. Сер. „Педагогика и психология“ № 10)
- Богоявленская Д.Б., Сусоколова И. А. Генезис интеллектуальной активности// Сб-к Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1990. — С.159−171
- Бодалёв А.А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995.-328 с.
- Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Игры. Упражнения. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. — 380 с.
- Бородкин Ф.М., КорякН.М. Внимание: конфликт! -Новосибирск, 1989. 190 с
- Братченко С. Полноценность межличностного общения и критерии её оценки//Б.Г. Ананьев и Ленинградская школа в развитии современной психологии. Тезисы научно-практической конференции 5−6 декабря 1995 года. -С-Пб, 1995. С.40−41
- Буш Г. Я Аналогия и техническое творчество. Рига: Лиесма, 1981
- Тот же. Методологические основы научного управления изобретательством. -Рига: Лиесма, 1974. 167 с
- Тот же. Творчество как диалогическое взаимодействие: Дисс. докт. философ, наук. Минск, 1989. — 383 с
- Вейлл П. Искусство менеджмента. М.: Новости, 1993
- Володарская М.И. Психическое состояние личности при решении трудных задач. Автореф. дисс канд. пед. наук (по психологии). М, 1968
- Выражемская А.И. Влияние социальных установок учителя на межличностные отношения участников педагогического взаимодействия (учителей и учащихся средних и старших классов). Дисс. канд. психолог, наук. М, 1995. — 164 с
- Глушакова С.М. Особенности адаптации студентов первого курса в академической группе. // Сб-к „Комплексный подход к совершенствованию учебно-воспитательного процесса в вузе“. Новосибирск, 1985. — С.26−34
- Галкина Т.В., Алексеева Л. Г. Диагностика и развитие креативности// Коллективная, монография „Развитие и диагностика способностей"/ Отв. ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков. М.: Наука, 1991. -С. 170−178
- Галкина Т.В. Психологический механизм решения задач на оценку и самооценку // -Сб-к Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1990. — С. 149−159
- Гнатко Н.М. Преобразование потенциальной креативности в актуальную в ходе овладения шахматной игрой. Дисс. канд. психолог, наук. М, 1993. 255 с.
- Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1: Пер. с франц. — М.: Мир, 1992. — 496 е., ил.
- Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 2: Пер. с франц. М.: Мир, 1992. -376 с.
- Головаха Е.И., Панина Н. В. Психология человеческого взаимопонимания. К.: Политиздат Украины, 1989. — 189 с.:ил.
- Гольдентрихт С.С. Творчество как философская проблема// Сб-к ст. Творчество и социальное познание. Под ред. A.M. Коршунова, С. С. Гольдентрихта. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — С.39−56
- Гончаров А.И. Стиль общения военного руководителя: его развитие и формирование у курсантов (социально-психологическое исследование на материалах военнных училищ МВД СССР): Дисс. канд. психолог, наук. М., 1991.-282 с
- Гоуэн Д.К. Новые соображения о развитии способности к творчеству// Р. Ж. Общественные науки за рубежом. Серия 8. Науковедение. -1978. № 4. — С.97−100
- Грановская Р. М. Элементы практической психологии. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1984. — 392 с.
- Гриндер Дж., Бэндлер Р. Из лягушек в принцы. Воронеж: НПО „Модек“, 1993.-208 с
- Гришина Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. Л.: Лениздат, 1990. -174 с
- Гришина Н.В. Если возникает конфликт. .\ Сб-к Психология в управлении. Сост. A.M. Зимичев. Л.: Лениздат, 1983. — С.37−55
- Гурова Л.Л. Когнитивно-личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности // Психологический журнал. -1991. № 6. — Т. 12. -С.
- Девятко В.В. Социально-психологический тренинг как средство повышения компетентности молодых офицеров в общении с подчиненными : Дисс. канд. психол. наук. М, 1990. — 241с
- Деятельность: теории, методология, проблемы (Над чем работают, о чем спорят философы). М.: Политиздат, 1990. — 366 с
- Джагинов Е.А. Разработка и валидизация методов изучения межличностных отношений у больных перенесших инфаркт миокарда. Дисс. канд. психолог, наук. М, 1988.-138 с
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. для учителя и родителей. М.: Просвещение, 1987. — 207 с
- Довгань А.А. Общение как способ развития творческого потенциала личности: Дисс. канд. философ, наук. Киев, 1985. — 169 с
- Дружинин В.Н., Хазратова Н. В. Экспериментальное исследование формирующего влияния микросреды на креативность// Психологический журнал 1994. — Т. 14. — № 4. — С.83−93
- Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. -М.: Изд. центр „Академия“, 1996. -224 с
- Дубов И.Г. Влияние личности учителя на личностные проявления учащихся. Дисс. канд. психол. наук. -М., 1985. 191 с
- Дунчев В.Н. Исследование когнитивных стилей в связи с проблемой креативности: Дисс. канд. психол. наук Л, 1985. — 123 с
- Дьяченко М.И., Кандыбович JI.A. Психология высшей школы. Особенности деятельности студентов и преподавателей ВУЗа. Минск: Изд-во БГУ, 1978. -319 с.
- Емельянов Ю.Н. Учиться мастерству общения. Социально-психологический тренинг руководителей и специалистов: Сб-к Психология в управлений Сост. A.M. Зимичев. Л, 1983. — С.55−72
- Тот же. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1985. — 167 с.
- Тот же. Теория и практика совершенствования коммуникативной компетентности: Автореф. дис. докт. псих. наук. Л., 1991. — 38 с.
- Тот же. Теория и практика совершенствования коммуникативной компетентности: Дис.докт.психол.наук. Л., 1991. -403 с.
- Тот же. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1987.-167 с.
- Тот же. Обучение общению в учебно-тренировочной группе. \ Психологический журнал.-1987. Т.8. — № 2. — С.81−87
- Тот же. Активные групповые методы социально-психологической подготовки специалистов. \ Вопросы психологии. -1985. № 6. — С.88−95
- Ермолаева-Томина Л. Б. Проблема развития творческих способностей детей (по материалам зарубежных исследований).// Вопросы психологии. -1975. № 5. -С. 166−176
- Ермолаева-Томина Л. Б. Исследование факторов, детерминирующих индивидуальные различия в проявлении творческой активности// Сб-к Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. Под ред. Я. А. Пономарева. М., 1990. — С. 117−130
- Жемчугова Л.В. Исследование динамических характеристик общительности в юношеском возрасте. Автореф. дисс. канд. психолог, наук. М, 1987.- 18 с.
- Жук Т. Творческая одаренность и личность. // Р. Ж. Общественные науки за рубежом. Серия 8. Науковедение. 1987. — № 6. — С. 71−73
- Жуков Ю.М., Петровская JI.A., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении: Спец. практикум по социальной психологии. -М.:МГУ, 1990.-104 с
- Кабардов Е.В., Арцишевская Е. В. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции. \ Вопросы психологии. -1996. № 1. — С.34−49
- Кабрин В.И. Транскоммуникация и личностное развитие: Психология коммуникативного развития человека как личности. Томск: Изд-во Томск, унта, 1992.-256
- Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. — 319 с. — (Над чем работают, о чем спорят философы).
- Каган М.С., Эткинд A.M. Общение как ценность и как творчество \ Вопросы психологии. 1988. — № 4. — С.25−34
- Кала У.В. Формирование у старшеклассников творческого отношения к общению. Дисс. канд. педаг. наук. Тарту, 1982. — 281 с
- Тот же. О креативности в сфере общения\ Проблемы детской и педагогической психологии. Обзорная информация НИИ ОП АПН СССР. Вып. IX.—Москва, 1976. С.35−38
- Тот же. Роль креативного элемента в системе готовности к общению\ Проблемы подготовки к общению. Материалы симпозиума. Таллин.: Таллинск. Педаг. ин-т им. Э. Вильде. — С.97−99
- Тот же. О креативности в области общения\ Сб-к Измерения в исследовании проблем воспитания. Тарту, 1973. — С. 171−181
- Калинова О.В. Уровень притязаний студентов педвуза и его взаимосвязь с ригидностью личности. Дисс. канд. психолог, наук. М, 1986. — 130 с
- Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности (нормативный подход). -М.: Изд-во Москов. ун-та, 1983. 168 с
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 190 с
- Кидрон А.А. Умение общаться как фактор взаимодействия\ Сб. тез. Взаимодействие коллектива и личности в коммунистическом воспитании. -Таллин, 1979. 276 с.
- Климов Е.А. Как выбирать профессию: Кн. для уч-ся. -2-е изд. доп. и перераб. М.: Просвещение, 1990. — 159 с. (О профессиях, производстве и людях труда)
- Клюева Н.В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль: Академия развития, 1997. — 240 с, ил.
- Коблянская Е.В. Психологические аспекты социальной компетентности: Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб., 1995.-21 с. Кондратенко В. Т., Донской Д. И. Общая психотерапия: Учеб. пособие. — 2-е изд., доп. и перераб. -Мн.: Выш. шк., 1997. — 464 с.
- Козленко В.Н. Проблема креативности личности// Сб-к Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. Под ред. Я. А. Пономарева. -М., 1990. С.131−148
- Коммуникативная компетентность. \ Коллектив. Личность. Общение. Словарь социально-психологических понятийД Под. ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова. Л.: Лениздат, 1987. — 144 с.
- Компетентность социально-психологическая \ Словарь практического психолога Сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1997.- С. 226
- Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 255 е.: ил. — (Психолог, наука — школе).
- Кондратьева А.С. Связь когнитивной компетенции с проявлением внушаемости и ригидности в социальной перцепции. // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология.-1979.- № 2.- С.24−35
- Конфликтные ситуации в библиотечном общении и их разрешение. Методика, тесты, тренинги: Методич. рекомендацииД Рос. гос. б-ка- Сост. О. В. Решетникова. М, 1993. — 99с.
- Корнилов А.П. Саморегуляция человека в условиях социального перелома \ Вопр. психологии. 1995. — № 5. — С.73 — 79
- Косов Н.М. Формирование коммуникативной активности будущего учителя: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1989
- Котляревский Г. М. Тип личности и предпочитаемый стиль руководства: Дисс. канд. психол. наук. М., 1993. — 106 с
- Коханович Л.И. Философо-методологические проблемы творчества// Развитие творческой активности студентов в учебной, научно-исследовательской и социально-политической деятельности: Сб-к научных трудов. М.:НИИ ВШ, 1990. — С.5−14
- Кулюткин Ю. Н. Мышление и личность. СПб.: Крисмас, 1995. — 23 с
- Куницына В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение. // В Кн. Теоретические и прикладные вопросы психологии. 4.1 Теоретические проблемы психологии./ Под общ. ред. проф. Крылова А. А. С-Пб, 1995.- С. 48−60
- Тот же. Трудности межличностного общения: Дисс. докт. психол. наук. СПб, 1991.-358 с
- Тот же. Межличностное общение, процесс и функции. Сб-к Современные проблемы прикладной социологии и социальной психологии в трудовых коллективах. Тезисы докладов. Л.: ЛГУ, 1984. — С. 157−158
- Леви В.Л. Искусство быть другим. М.: Знание, 1980. — 208 с
- Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено. Пер. с нем. Общ. ред. и предисл. Е. В. Лопухиной и А. Б. Холмогоровой. М.: Издательская группа „Прогресс“, „Универс“, 1994. — 352 е.: ил.
- Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования. \ Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. — С. 106−123
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.:3нание, 1979. — 48 с.
- Леонтьев Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу// Вопросы психологии. -1987. № 3. — С. 150−158
- Либин А.В. Стилевые и темпераментальные свойства в структуре индивидуальности человека: Дисс. канд. психолог, наук. М., 1993. — 198 с
- Лийметс Х.И. Подготовка к общению в системе воспитательных устремлений общеобразовательной школы/ Проблемы подготовки к общению.
- Материалы симпозиума. Таллинский педагогический институт им. Э. Вильде. Таллин, 1979. — С. 5−8
- Ложникова Н.А. Психолого-педагогические основы сотрудничества педагогов и школьников в учебно-воспитательном процессе. Учебное пособие. Кемерово: Кемеровский госуниверситет, 1994. — - 173 с
- Лук А. Н. Психология творчества. М.: „Наука“, 1978. — 127 с. (АН СССР Сер. „Наука и технический прогресс“)
- Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. — 144 с
- Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. Пер. с англ./ Предисл. А. Я. Варга. М.: Международная педагогическая академия, 1994. -368 с.
- Майер Дж. Д, Карузо Д. Р. и др. Интеллект и черты личности с ним связанные// Р. Ж. Общественные науки за рубежом. Серия 8. Науковедение. -1990. № 6. — С.97−101
- Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики/ Пер. с англ. A.M. Татлыдаевой- Научн. ред., вступ. статья и коммент. Н. Н. Акулиной. СПб.: Издат. группа „Евразия“, 1997. — 430 с
- Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности// Вопросы психологии. -1985. № 6. — С.29−33
- Тот же. Актуальные проблемы психологии в высшей школе (Материалы лекций). М.: „Знание“, 1977. — 43 с.
- Тот же. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972.-168 с
- Мейжис И.А. Социально-психологические основы библиотечного обслуживания. Учеб. Пособие. Николаев, 1994. — 192 с.
- Мелибруда Е. Я-ТЫ-МЫ: Психологические возможности улучшения общения: Пер. с польск. /Вступит, ст. и общ. ред. А. А. Бодалева и А. Б. Добровича. М.: Прогресс, 1986. — 256 е.: ил.
- Мель Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблема образа я в ситуации социального перелома. // Вопросы психологии.-1995.-№ 5.- С. 61−68
- Мельников В.В., Ямпольский JI.T. Введение в экспериментальную психологию личности: Учеб. пособие для слушателей ИПК преподавателей пед. дисциплин ун-тов и пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1985. — 319 е., ил.
- Мерлин B.C. Индивидуальный стиль общения \ Психолог, журнал. -1982. Т.З. — № 4. — С.26−36
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992
- Михайлова Е.С. Коммуникативный и рефлексивный компоненты и их соотношение в структуре педагогических способностей: Автореф. канд. психолог, наук. -Л. 1990
- Морогин В.Г. Влияние активности и ригидности на процесс формирования мотивов у больных шизофренией с различными типами адаптации (экспериментально-психологическое исследование). Автореф. дисс. канд. психолог, наук. М, 1991
- Морозов А.В. Обучение персонала эвристическим методам решения проблем// В кн. Теоретические и прикладные вопросы психологии. 4.2. Прикладные проблемы психологии. Под общ. ред. проф. А. А. Крылова. С.-Пб, 1995. — С.69−78
- Мотков О.И. Психология самопознания личности. Практическое пособие. -М.:, 1993.-97
- Мудрик А.В. Педагогические возможности общения: В Сб-ке Проблемы теории воспитания. 4.1 Воспитание как предмет исследования. Под ред. Буевой Л. П. и др. М.: „Педагогика“, 1974. — С.71−87
- Тот же. О подготовке школьников к общению\ Проблемы подготовки к общению: Материалы симпоз. Таллинский педаг. ин-т им. Э. Вильде. -Таллин, 1979.-С. 9−17
- Тот же. Подготовка школьников к коммуникативной деятельности \ Психолого-педагогические проблемы коллектива и личности: Сб-к науч. трудов. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1978. — С.88−94
- Тот же. Общение как педагогическая проблема: Сб-к Психолого-педагогические проблемы общения. Под ред. А. А. Бодалева. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1979. — С.8−16
- Тот же. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984.- 112 с.
- Тот же. Учитель: мастерство и вдохновение: Кн. для старшеклассников. -М.: Просвещение, 1986. 160 с.
- Наумова Т.В. Основы проектирования курса психологии для технического вуза. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Новосибирск, 1995. — 22 с.
- Наэм Дж. Психология и психиатрия в США. М.: Прогресс, 1984. — 299 с.
- Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш.пед.учеб.заведений. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. М.: Просвещение: Владос, 1994. — 496 с.
- Нижарадзе Г. А. Влияние мотивационных факторов на ригидное поведение. Дисс. канд. психолог, наук. Тбилиси, 1985. — 131 с
- Новикова Л.И. Ролевая игра как метод преодоления барьеров коммуникации. Дисс. канд. психолог, наук. МД985.
- Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев: Изд-во „Лыбидь“ при Киев. Ун-те, 1990. — 192 с
- Общая психодиагностика. Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования: Учеб. пособие под ред. А. А. Бодалёва, В. В. Столина. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1987. — 303 с.
- Общая психологии. Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов. / Под ред. В. В. Богословского и др. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1981. — 383 е., ил.
- Одаренные дети. Пер. с англ. Общ. ред. Г. В. Бурменской и др. Предисл.
- B.М. Слуцкого-М.: Прогресс, 1991 380 с.
- Олах А. Творческий потенциал и личностные переменные // Р. Ж. Общественные науки за рубежом. Сер. Науковедение 1968. — № 4. — С.69−73
- Парошина Р.А. Формирование коммуникативности у старшеклассников: Автореф. дис. канд. пед. наук. Красноярск, 1991
- Пател К. Личностные характеристики, предсказывающие творческий профиль // Р. Ж. Общественные науки за рубежом. Серия 8. Науковедение, 1978. -№ 4. -С.93−94
- Пацио Г. Дж. Изучение „оригинального гении“ Уильямом Даффом XY111 в. и его связь с современными работами по креативности// Р. Ж. Общественные науки за рубежом, сер. 8 Науковедение. 1992. — № 3. — С. 56−59
- Педагогика и психология высшей школы. Учеб. пособие. Под ред. докт. социолог, наук С. И. Самыгина. Ростов -на-Дону: „Феникс“, 1998. — 554 с.
- Перепелицына М.Ю. Динамика личностных изменений в процессе социально ориентированного обучении студентов в вузе. Автореф. дисс. канд. психолог, наук. Ростов-на-Дону, 1997. — 19 с.
- Перкинс Д.Н. Творческая одаренность как психологическое понятие.// Р. Ж. Общественные науки за рубежом. Серия 8. Науковедение. -1988. № 4.1. C.88−91
- Перлз Ф., Хефферлин Р., Гудмэн П. Опыты психологии самопознания (практикум по гештальттерапии). Пер с англ. М.: Гиль-Эстель, 1993. — 239 с. (Сер. „Современная психология: теория и практика“).
- Пертайтите A.M. Связь интеллектуальных творческих способностей с экстраверсией-интроверсией // Вопросы психологии -1981. № 6. — С. 111−115
- Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 168 с.
- Петровская JI.A. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во Москов. Ун-та, 1989. — 216 с
- Петровская Л.А. Активные методы социально- психологического воздействия на коммуникативные процессы : Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М.: Изд-во Москов. ун-та. — 1987. — С.74−85
- Поварницына Л.А. Психологический анализ трудностей общения студентов: Автореф. дисс. канд. психолог, наук М., 1987
- Повышение творческой продуктивности организации ИР: Проблемы и рекомендации (сводный реферат).// Р. Ж. Общественные науки за рубежом. Серия 8. Науковедение. 1990. — № 1. — С.91−103
- Тот же. Фазы творчества и структурные уровни его организации// Вопросы психологии. 1982. — № 2. — С.5−13
- Тот же. К теории психологического механизма творчества // Сб-к Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. Под ред. Я. А. Пономарева. М., 1990. — С. 13−37
- Тот же. Исследование творческого потенциала человека// Психологический журнал. 1991. — Т.12. — № 1. — С.3−11
- Тот же. Психология творчества и педагогика. М.: „Педагогика“, 1976. -280 с. с ил.
- Тот же. Роль непосредственного общения в решении задач, требующих творческого подхода. // Кн. Проблема общения в психологии. Отв. ред. Б. Ф. Ломов. М.: „Наука“, 1981. — С.79−91
- Практикум по психодиагностике. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1989. — 237 с.
- Практическая психология для преподавателей. Под ред. акад. М. К. Тутушкиной. М.: Информационно-издательский дом „Филинъ“, 1997. — 328 с.
- Пришвин М.М. О творческом поведении. М.:"Советская Россия“, 1969. -159 с (библиотечка „Писатели о творчестве“)
- Психологический контакт библиотекаря с читателями: Практическое пособие для библиотекаря Рос. гос б-ка -Сост. О. В. Решетникова. М, 1994. -С.36−41
- Психология личности: тесты, опросники, методики. Сост. Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова. М: Геликон, 1995. — С.52−56
- Пушкин В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. -М.: Политиздат, 1967. ~ 272 с. („Над чем работают, о чем спорят философы“).
- Развитие творческой активности студентов: опыт, проблемы, перспективы. А. П. Дьяков, Г. В. Горченко и др. Науч. ред. B.C. Рахманин. Воронеж: Изд-во1. ВГУ, 1991.-160 с.
- Рахматшаева В.А. Быть в гармонии с собой и другими. Методич. пособие по овладению техникой синтонического общения. Астрахань: Изд-во Астраханского педаг. ин-та, 1993. — 64 с
- Раштон Ф. Дж. Творческие способности, интеллект и психотизм. // Р. Ж. Общественные науки за рубежом. Серия 8. Науковедение. 1991. — № 6. -С.79−82
- Роговин М.С., Залевский Г. В. Теоретические основы психологического и психопатологического исследования. Томск, 1988. — 232 с
- Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англД Общ. ред. и предисл. Исениной Е. И. М.: Издательская группа
- Прогресс», «Универс», 1994. 480 с
- Роджерс Н. Творчество как усиление себя. // Вопросы психологии -1990 -№ 1 С.164−168
- Розенбаум Б.Л. Каким образом преуспевающие технические специалисты добиваются высоких результатов// Р. Ж. Общественные науки за рубежом. Серия 8. Науковедение. 1991. — № 2. — С. 194−196
- Ронгинская Т.И. Изменение системы личностных характеристик в процессе адаптации студентов. Дисс. канд. психолог, наук.: Л, 1987. 136 с
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1940. — 596 с
- Руденко И.Л. Стиль общения и его детерминанты: Дисс. канд. психолог, наук. М, 1988. 324 с.
- Руденский Е.В. Игровое тестирование коммуникативных качеств личности. Кемерово.: Без издательства, 1991. — 60 с.
- Рудеста м К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англД Общ. ред. и вступ. ст. Л. П. Петровской. 2-е изд. — М.: Прогресс, 1993. — 368 с. с ил.
- Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека \ Психологический, журнал. -1989 Т. 10. — № 1.—С. 10−21
- Рябченко С.А. Психологические детерминанты авторитарного и диалогического стилей педагогического общения: Дисс. канд. психолог, наук. -С-Пб., 1994.-157 с
- Сабурова Л.А. Диалектика стереотипного и импровизационного в творческой деятельности: Автореф. дис. канд. философ, наук. Свердловск, 1988
- Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Под ред. В. А. Ядова. Ленинград: «Наука», 1979. — 264 с
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. — 349 с.
- Словарь справочник по психологической диагностике. Сост. Бурлачук А. Ф., Морозов С. М. — Киев.: Наукова думка, 1989. -200 с
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для слушателей фак-тов и ин-тов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. М.: Аспект Пресс, 1995. — 271 с.
- Современная зарубежная социальная психология. Тексты Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. М.: Изд-во Москов. Ун-та, 1984.-255 с.
- Соломка П.В. Развитие коммуникативных способностей политических лидеров средствами СПТ: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1992
- Социально-психологическая компетентность. \Психология. Словарь Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М., 1990. С. 375
- Социальная психология. Крат. Очерк. Под общ. ред. Г. П. Предвечного, Ю. А. Шерковина.- М.:ИПЛ, 1975. 318 с.
- Станкин М.И. Если мы хотим сотрудничать. Кн. для преподавателя и воспитателя. -М.: Издат. центр «Академия», 1996.- 384 с
- Статистические методы анализа информации в социологических исследованиях. М.: Наука, 1979. — 319 с.
- Страхов И.В. Проблемы и методы психологии творчества// Сб-к Вопросы психологии творчества. Саратов, 1968. — С.3−61
- Суходольский Г. В. Основы математической статистики для психологов. -Л.: Издат-во Ленингр. ун-та, 1972. 429 с.
- Тафель Р.Е. Анализ исследований творческих способностей в американской психологии. Вопросы психологии. — 1972. — № 4. — С. 166−174
- Творогова Н.Д. Психология управления общением личности : Дисс. докт. психол. наук. М., 1991. — 374 с.
- Трофимова Г. С. Формирование коммуникативной компетентности у будущих учителей в условиях педагогической практики в университете: Автореф. канд. дисс. пед. наук. Л, 1990
- Турчанинова Ю.И. Обучение технике общения как средство повышения готовности студентов педвуза к профессиональной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1989
- Удуадиа Ф.Е. Творчество и нововведения в организациях: две модели и их использование в управлении.// Р. Ж. Общественные науки за рубежом. Серия 8. Науковедение. -1991. № 3. — С.95−99
- Форверг М., Альберг Т. Характеристика социально-психологического тренинга поведения // Психологический журнал -1984. Т. 5. — № 4. — С.57−64
- Хазанова М.А. Исследование факторов, способствующих успешности общения // Сб-к науч. трудов Психолого-педагогические проблемы коллектива и личности.- М.: НИИ ОП АПН СССР, 1978. -С.82−87
- Хазратова Н.В. Формирование креативности под влиянием социальной микросреды: Дисс. канд. психолог, наук. -МД994. 155 с
- Ханин Ю.Л. К вопросу об оценке коммуникативности личности\ Общение как предмет теоретических и прикладных исследований: Тез.Всесоюз. симпоз. 29−31 марта 1973 г.-Л., 1973.- 200 с.
- Хараш А.У. Личность в общении// Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. -М.:Изд-во Москов. унта, 1987. С.30−41
- Тот же. Социально-психологические механизмы коммуникативного воздействия. Дисс. докт. психолог. наук (в форме научного доклада): МД983. -33 с
- Тот же Личность, сознание и общение: к обоснованию интерсубъективного подхода в исследовании коммуникативных воздействий//В сб-ке Психолого-педагогические проблемы общения. Под ред. А. А. Бодалева. М.: НИИ ОП АПН СССР, 1979. — С.17−35
- Тот же. Основные типы «коммуникативных установок» и эффект убеждающей коммуникации Проблемы социальной психологии. Тбилиси, 1976. — С.286−300
- Тот же. Гибкость и ригидность реципиента в смысловом восприятии.\ Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации). М: Наука, 1976. — С. 192−198
- Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981. — 400 с.
- Хрящева Н.Ю. Креативность как фактор адаптации в изменчивом мире//Психология: итоги и перспективы (30 лет факультету СПбГУ). Тезисы научно-практической конференции 28−31 октября 1996 года. С-Пб, 1996. -С.49−50
- Хрящева Н.Ю., С.И. Макшанов. Тренинг креативности: основания, задачи, содержание// Б. Г. Ананьев и Ленинградская школа в развитии современной психологии. Тезисы научно-практической конференции 5−6 декабря 1995 года. -С-Пб, 1995.-С.110−111
- Хяюрюнен Ю.П. Личность и способности к деятельности. \ Проблемы психологии лич- ности. Мат-лы советско-финского симпозиума в мае 1979 г. -М.: Наука, 1982. С.99−103
- Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997. — 608 с. — (Серия «Мастера психологии»).
- Цапок В.А. Творчество (философский аспект проблемы). Кишинев: «Штиинца», 1989. — 150 с
- Цзен Н.В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 272 е., ил.
- Цуканова Е.В. Деструктивные параметры взаимодействия в ситуации временного дефицита\ Психологические исследования общения. Отв. ред. Б. Ф. Ломов и др. М.: Наука, 1985. — С.285−299
- Швырёв А.В. Технология творческого решения проблем (эвристический подход) или книга для тех, кто хочет думать своей головой. В 2-х книгах. Книга 1. Мышление и проблема. Психология творчества. Белгород: «Крестьянское дело», 1995. — 210 с.
- Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М.: ВЛАДОС, 1995. — 544 е.: ил.
- Шибутани Т. Социальная психология. Сокращ. пер. с англ. В. Б. Ольшанского. Общ. ред. и послеслов. проф. Г. В. Осипова. М.: Прогресс, 1969. — 535 с
- Шихирев П.Н. Современная социальная психология США. М.: Наука, 1979.-228 с.
- Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. Проблемы методологии и теории. М.: Наука, 1985. — 175 с.
- Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии. -1996. -№ 3. -С.28−34
- Яковлева E.JI. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития// Вопросы психологии. 1997. — № 4. — С.20−27
- Яницкий М.С. Типы ценностных ориентаций студентов вуза.\ Ананьевские чтения 97 (90 лет со дня рожд. Б.Г. Ананьева). Тезисы научно-практической конференции. 28−30 октября 1997 г. Под общ. ред. А. А. Крылова. -СПб, 1997.-С.112−113
- Ярошевский М.Г. На путях к общей теории творчества. // Художественное и научное творчество. Под ред. Б. С. Мейлаха. -Л.: «Наука», 1972. С. 19−36
- Al-ajmi, Maha М. Teachers' attitudes towards creativity and their instructional behaviors in the classroom// Dissertation Abstracts International, vol. 55, no. 10, April 1995. P. 3071 — A
- Argyle M. The natural of social skill\ Social skills and health. N.Y., 1981
- Averill J.R., Thomas-Knowls C. Emotional CreativityW Strongman K.T. (ed.) International review of studies on emotion. V.l. Chichester: Wiley, 1991
- Bennis W., Shepard A. A theory of group development. Human Relations, 1956, № 9. P 415−437
- Brianas J. High teach Executiv Skills. What New Research Shows \ Journal of European Education and Industrial Training, Vol. 11, 1987. № 4. P. 12−25
- Chuwattanakul, Pongsin. Perceived leadership style, style flexibility, and style effectiveness of government hospital administrators in Thailand. W Dissertation Abstracts International, vol. 54, no. 11, May 1994. P.3938- A
- Connell, Timothy James. The social basis of implicit theories of creativity among high-ability high school students and their teachers// Dissertation Abstracts International, vol. 55, no. 1, July 1994. P. 62 — A
- Dollard J., Miller N. Personality and psychoterapy. N.Y., 1950
- Goffman E. The presentation of self in everyday life. N.Y., 1959 N.Y., 1950
- Golembiewski, Gae Anderson. The effects of mentoring on the creatively gifted: A study of the Torrance Creative Sholars Program// Dissertation Abstracts International, vol. 54, no. 3, September 1993. P. 794-A
- Haber A., Runyon R. Psychology of adjustment.- Homewood, Illinois, 1984.
- Hunt J.W. Managing People at Work. Second edition, 1992
- Kanas, Elaine Barbara. Echoes from the classroom: Teacher influence on student autonomy, social interaction and creativity// Dissertation Abstracts International, vol. 55, no. 7, January 1995. P. 1811 -1812 — A
- Keller, Susan Dawn. The relationship of task structuring variables to scientists' work creativity ratings: Test of a model.// Dissertation Abstracts International, vol. 54, no. 12, June 1994. P.4393- A
- Kleiman D. Recruitment: What to Look foreing Tomorrow’s Employer\ Productivity Digest, 1988. February. P. 8−17
- Lennon, Kathleen Hickey. A formative evaluation of the effectiveness of instruction in creative problem-solving skills for practicum students in human development// Dissertation Abstracts International, vol. 55, no. 6, December 1994. -P. 1508-A
- Lesser, Maury Anton. Teachers' implicit theories of creativity.// Dissertation Abstracts International, vol. 55, no. 11, May 1995. P.3454 — A
- Miller S. Experimental Design and Statistics. London, 1975. 147 p.
- Rothschadl, Anne M. The meaning and nature of creativity in the everyday lives of older women.// Dissertation Abstracts International, vol. 54, no. 9, March 1994. -P. 3590−3591-A
- Russell, Robert Stephen. Effect of creativity training upon concept map complexity: SLD, gifted, and regular education 5th, 6th, and 7th grade students// Dissertation Abstracts International, vol. 54, no. 11, May 1994. P. 4062 — A
- Schutz W. The Ego, FIRO theory and the leader as completer. In.: Samavar L. et al (eds). Leadershipand interpersonal behavior. N.Y., 1961
- Sozialpsychologisches. Training. Hrsg. M. Vorwerg. Jena, 1971
- Straube, Christian Eric. Career and identity development of creative persons// Dissertation Abstracts International, vol. 51, no. 12, June 1991. P. 4072 -A
- Tajfel H., Turner J.C. An integrative theory of intergroup conflict // The social psychology of intergroup relations. Monterey (Cal.), 1979. P. 33−47
- Taylor, Jesse. Cognitive modules, creativity and choice: Mysteries in Chomsky’s solution to the problem of creativity// Dissertation Abstracts International, vol. 54, no 10, April 1994 P 3777 — A
- Warner, Beth S. Childrens' psychosocial competence and the relationship of peer sociometric status to social, emotional, and academic competence in the home and school. Dissertation Abstracts International, vol.56 no.6 December 1995. P 2178-A — 2179-A
- Wilts, Commerford M. Parent and child attributional style: Correlates of academic achievement and psychosocial competence among African-American inner-city children. Dissertation Abstracts International, vol. 55 no. 2 August 1994. P 248-A
- Wood, Marie Wiseman. Personality traits and behavior characteristics related to creativity in highly intellectually able students// Dissertation Abstracts International, vol. 54, no. 11, May 1994. P.4045−4046-A
- Wu, Ming-hsiung. The influence of the brainstorming process on the creativity of vocational industrial education students in Taiwan the R.O.C// Dissertation Abstracts International, vol. 54, no 3, September 1993. P. 842- A