Отношения учителей и учащихся старших классов в общеобразовательной школе: Конъюнктивный и дизъюнктивный аспект
Диссертация
Но исследование проблем отношений ученика и учителя тормозится рядом противоречий. Первое из них касается содержания взаимодействия педагогов с учащимися. Если во взаимодействии реализуются конкретные отношения ученика и учителя, то почему оно не всегда оказывается адекватным? Примером является поведение, вуалирующее истинное отношение ученика к учителю и учению в целом. Второе противоречие… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 1.1 .Философский контекст понятий «взаимодействие», «общение», отношение"
- 1. 2. Проблема отношений в трудах отечественных психологов
- 1. 3. Межличностные отношения в исследованиях зарубежных психологов.29 1.4.0тношения учителя и ученика в учебном процессе
- Глава 2. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Этапы исследования
- 2. 2. Описание методов исследования
- 2. 3. Общая характеристика исследования и испытуемых
- Глава 3. ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЙ ПЕДАГОГОВ С УЧАЩИМИСЯ
- 3. 1. Роль личности и деятельности педагогов и учащихся во взаимодействии
- 3. 2. Роль эмоциональных компонентов взаимодействия в отношениях педагога с учеником
- 3. 3. Поведение учеников старших классов на уроках и его влияние на отношения с учителями
- 3. 4. Отражение отношений педагогов с учащимися в системах их личностных конструктов
- 3. 4. 1. Контент-анализ отношений педагогов с учащимися в системах их личностных конструктов
- 3. 4. 2. Факторный анализ отношений учителей и учащихся в системах их личностных конструктов
Список литературы
- Абрамова Г. С. Возрастная психология. — М.: Академия, 1999. — 663 с.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни.— М.: Мысль, 1991.— 299 с.
- Агеев В. С. Механизмы социального восприятия // Психологический журнал, 1989, Т. 10, № 2. — С. 63−70.
- Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 240 с.
- Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник для вузов. — М.: ТЕ-ИС, 1996. —504 с.
- Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки // Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. — Т. 2. — М.: 1980. — С. 128−268.
- Андреева Г. М. Социальная психология.— М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.—416 с.
- Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. — М.: Просвещение, 1989. —223 с.
- Аносов Ю. А. Внутренние и внешние отношения (субстанционально-акцидентальный аспект). Автореф. дис.. канд. филос. наук. СПб., СПбГУ, 1994. —21 с.
- Ю.Артемьева Е. Ю. Психология субъективной семантики.— М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 128 с.
- П.Асмус В. Ф. Историко-философские этюды. — М.: Мысль, 1984. — 318 с.
- Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1979. — 424 с.
- Барабанщиков В. А., МалковаТ. Н. Исследование восприятия эмоционального состояния человека по выражению лица // Проблема общения в психологии. — М.: Наука, 1981. — С. 121−132.
- Белых С. JI. Семантическая структура индивидуальной концепции педагогической деятельности и профессиональная успешность. Автореф. дис. .канд. психол. наук. СПб.: СПбГУ, 1995. — 17 с.
- Бердяев Н. А. О назначении человека. — М.: Терра, 1998. — 384 с.
- Березовин H.A., Коломинский Я. JI. Учитель и детский коллектив.— Мн.: Изд-во БГУ, 1975. — 160 с.
- БернЭ. Трансакционный анализ и психотерапия.— СПб.: Братство, 1992. —224 с.
- Боброва Е. Ю. Основы исторической психологии.— СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. —236 с.
- Богомолова Н. Н., Стефаненко Т. Г. Контент-анализ. Спецпрактикум по социальной психологии. — М.: МГУ, 1992. — 62 с.
- Бодалёв А. А. Психология межличностных отношений // Вопросы психологии, 1993, № 2. С. 86−91.
- Бодалёв А. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 199 с.
- Бодалёв А. А. Личность и общение. -М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 328 с.
- Брудный А. А., Шкуров Э. Д. Мир общения. — Фрунзе: Кыргыстан, 1977. —71 с.
- Брудный А. А. Другому как понять тебя? — М.: Знание, 1990. — 69 с.
- Брушлинский А. В. Субъект и социальная компетентность личности. — М.: ИПРАН, 1995. — 167 с.
- Брушлинский А. В., Поликарпов В. А. Мышление и общение. — Самара: Сам. Дом печати, 1999. — 124 с.
- Васильев Г. Н., Зобов Р. А., Келасьев В. Н. Человек: генезис Духа (Диалоги философа, психолога и математика). — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1994. — 292 с.
- Власенко В. В. Психология взаимных оценочных отношений учителей и учащихся старшего школьного возраста. Автореф. дис. .канд. психол. наук. Л.: ЛГУ, 1981. —23 с.
- Возрастная и педагогическая психология: Учебник под ред. А. В. Петровского. — М.: Просвещение, 1979. — 288 с.
- Возрастная и педагогическая психология: Словарь. М.: РИЦ МГОПУ, 1999. —92 с.
- Волков К. Н. Психологи о педагогических проблемах / Кн. для учителя. Под ред. А. А. Бодалёва. — М.: Просвещение, 1981. — 128 с.
- Выготский Л. С. Антология гуманной педагогики.— М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. — 224 с.
- ГерригР., Зимбардо Ф. Психология и жизнь.— СПб.: Питер, 2004.— 954 с.
- Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. — 175 с.
- Грибанова Г. В. Формирование взаимоотношений учителей и учащихся // Советская педагогика, 1990, № 12. — С. 87−91.
- Гуткина Н. И. Психологические проблемы общения учителя с подростком // Вопросы психологии, 1984, № 2. — С. 99−106.
- Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. — М.: Просвещение, 1987. — 207 с.
- Добрович А. Б. Общение: наука и искусство.— М.: Знание, 1980.— 159 с.
- Доценко Е. Л. Механизмы межличностной манипуляции // Вест. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1993. № 4. — С. 3−13.
- Доценко Е. Л. Использование метода семантического дифференциала для диагностики сотрудников компаний // Журнал практического психолога. 1999. —С. 23−27.
- Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. -Мн.: Хелтон, 1998. —399 с.
- Емельянов Ю. Н. Обучение паритетному диалогу. /Учеб. пособие. Л.: ЛГУ. 1991. — 106 с.
- Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. — 96 с. 44.3обков В. А. Психология отношений и личности учащегося. — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1992. — 154 с.
- Изард К. Э. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 1999. — 460 с.
- Измайлов Ч. А., Титова Н. А. Четырёхмерное пространство восприятия эмоциональной экспрессии. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология.1999. № 3 С. 34−41.
- Казанская В. Г. Психолого-педагогические основы сотрудничества в обучении в профессиональной школе. Дис. д-ра психол. наук. СПб., 1992.—451 с.
- Казанская В. Г. Общение учителя с учениками в процессе обучения. СПб.: ЛГОУ, 1996. — 100 с.
- Казанская В. Г. Педагогическая психология: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2003, —366 с.
- Казанская В. Г. Личность ученика и учителя в начальной школе. Модернизация общего образования. — СПб.: КАРО, 2004. — 208 с.
- Камю А. — Бунтующий человек. — М.: Терра, 1999. — 416 с.
- Кан-Калик В. А. Грамматика общения. — Грозный: Чечено-Ингушское книж. изд-во, 1988. — 68 с.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. — М.: Педагогика, 1987. —190 с.
- Келли Дж. Теория личности. — СПб.: Речь, 2000. — 249 с.
- Келлй Г., Тибо Дж. Межличностные отношения. Теория взаимозависимости // Соврем, зарубеж. социальная психология. Тесты. Под ред. f. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, JI. А. Петровской. — М.: Изд. Моск. ун-та, 1984. —С. 61−81.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. — М.: Просвещение, 1982. — 207 ?.
- Кондратьева С. В., Вербова К. В. Психология труда и личности учителя. -j- Минск- Гродно: ГГУ, 1991. — 81с.
- Кондратьева С. В. Учитель — ученик. — М.: Педагогика, 1984. — 80 с.
- Коломинский Я. JL, Попова И. С. Влияние стилей отношения и общения руководителей и подчиненных на результативность их деятельности. — Ми^ск: РМИПК, 1990. — 38 с.
- КоЛоминский Я. JI. Психология общения. — М.: Знание, 1974. — 96 с.
- Ко4оминский Я. JL, РеанА. А. Социальная педагогическая психология! — СПб.: Питер, 1999. —400 с.
- Крижанская Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика общения. — JL: ЛГУ, 1990.—207 с.
- Кр0ник А. А., Кроник Е. А. Психология человеческих отношений. — М.: Ффикс, 1998. —215 с.
- Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. — Л.: ЛГУ, 1967. —183 с.
- Куницына В. Н. Трудности межличностного общения. Дис. .докт. пси-хо|л. наук. СПб.: СПбГУ, 1992. — 358 с.
- Кольцова В. И, Мартин Л. Личностные детерминанты общения в условиях совместной познавательной деятельности / Психологические исследования общения. — М.: Наука, 1985. — С. 207−219.
- Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М.: Высшая школа, 1990. — 118 с.
- Кьеркегор С. Страх и трепет. — М.: Терра, 1998. — 384 с.
- Левченко Е. В. Новая психология А. Ф. Лазурского // Вестник СПбГУ. Сер. 6, 1996, вып.2 (№ 16). — С. 73−85.
- Левченко Е. В. Психологическая концепция В. М. Бехтерева // Вестник СПбГУ. Сер. 6, 1996, вып. 1 (6). — С. 70−82.
- Левченко Е. В. История психологии отношений В. Н. Мясищева // Вестник СПбГУ. Сер. 6, 1996, вып. 4(№ 27). — С. 78−93.
- Левченко Е. В. Методологические основания психологической концепции М. Я. Басова // Вестник СПбГУ. Сер. 6, 1996, вып. З (№ 20). — С. 7184.
- Левченко Е. В. История психологии отношений. Дис. докт. психол. наук. СПб.: СПбГУ, 1995. — 455 с.
- Леонтьев А. А. Психология общения. — М.: Смысл, 1997. — 365 с.
- Леонтьев А. А. Педагогическое общение.— М.: Просвещение, 1979.— 63 с.
- Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. — Москва — Воронеж, 1997. — 383 с.
- Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984. — 444 с.
- Марцинковская Т. Д. История детской психологии. — М.: Владос, 1998. —272 с.
- Митина JI. М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога. — М.: Сентябрь, 1999. — 190 с.
- Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. — М.: Дело, 1994.—215 с.
- Мудрик A.B. Учитель: мастерство и вдохновение. — М.: Просвещение, 1986—160 с.
- Мудрик А. В. Социальная педагогика. — М.: Академия, 2002. — 194 с.
- Метельский Г. И. Психологические особенности рефлексивной деятельности учителя. Автореф. дис. .канд. психол. наук. Л.: ЛГУ, 1979. — 21 с.
- Мясищев В. Н. Психология отношений: Избр. психол. тр. / В. Н. Мясищев // Под. ред. А. А. Бодалева. — М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 1998. — 363 с.
- Мясищев В. Н. Психология и педагогика. — Л.: ЛГУ, 1957. — 192 с.
- Мясищев В. Н. Склонности и способности. Л.: ЛГУ, 1962. — 125 с.
- Нийт Т., Вальсинер Я. Распознавание выражений лица: экспериментальное изучение модели Энмана / Уч. зап. Тартуского ун-та, 1977. Труды по психологии. Т. 6. — С. 85−107.
- Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. — Киев: Лыбидь, 1990. —191 с.
- Обозов H.H. Возрастная психология: юность и зрелость.— СПб.: Саи-Веда, 2000. — 135 с. 92.0бщая психодиагностика // Под ред. А. А. Бодалёва, В. В. Столина. — М.: МГУ, 1987. —304 с.
- Парамей Г. В. Контур изображения лица и эмоциональные состояния // Психологический журнал, 1996, № 1. — С. 70−86.
- Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. — М.: МГУ, 1988. — 208 с.
- Петренко В. Ф. Основы психосемантики. — М.: МГУ, 1997. — 399 с.
- Петренко В. Ф., Митина О. В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания. — Смоленск: Изд-во СГУ, 1997. — 214 с.
- Петровский А. В. Индивидуальность педагога и развитие личности школьников. — Даугавпилс: ДПИ, 1988. — 127 с.
- Петровский А. В. Психология: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. спец. — М.: Академия, 2002. — 500 с.
- Петровская JI. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. — М.: МГУ, 1980. — 216 с.
- Платонова Н. М., Якунин В. А. Педагогика: Теория обучения.— СПб.: СПбГУ, 1993.— 81 с.
- Практикум по общей и экспериментальной психологии // Под ред. Крылова — Д.: ЛГУ, 1980. — 273 с.
- Проблема общения в психологии // Сб. статей под ред. Б. Ф. Ломова. — М.: Наука, 1981. — 280 с.
- Прохоров А. О. Психологические состояния школьников и учителя в процессе их взаимодействия на уроке // Вопросы психологии, 1990, № 6. —С. 68−74.
- Прохоров А. О. Саморегуляция психических состояний в учебной и педагогической деятельности // Вопросы психологии, 1991, № 5. С. 156— 162.
- Психологические исследования общения // Под. ред. А. А. Бодалё-ва. — М.: Наука, 1985. — 344 с.
- Психологический словарь / Под. ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика Пресс, 1997. — 447 с.
- Психология межличностного познания / Под ред. А. А. Бодалё-ва. — М.: НИИОП, 1981. — 48 с.
- Райгородский Д. Я. Психология личности. Хрестоматия в 2 томах. Т. 1. — Самара, 1999. — 448 с.
- Реан А. А. Психология изучения личности.— СПб: Изд-во Михайлова А. А., 1999. —288 с.
- Рогов Е. И. Учитель как объект психологического исследования. — М.: ВЛАДОС, 1998. — 494 с.
- Рубинштейн С. Л. Человек и мир. — М.: Наука, 1997. — 190 с.
- Соковнин В. М. О природе человеческого общения (Опыт философского анализа). — Фрунзе: Мектеп, 1974. — 174 с.
- Соловьёва О. В. Обратная связь в межличностном общении. — М.: МГУ, 1992. —102 с.
- Станкин М. И. Если мы хотим сотрудничать.— М.: Академия, 1996. —381 с.
- Сухо дольский Г. В. Основы математической статистики для психологов. — Л.: ЛГУ, 1972. — 429 с.
- Тадж Дж. Влияние взаимодействия и коммуникации между сверстниками на их когнитивное развитие // Вопросы психологии, 1991, № 1. — С. 33−43.
- Творогова Н. Д. Психология управления общением личности // Ав-тореф. дис. .докт. психол. наук. — М.: МГПУ, 1992. — 32 с.
- Трусов В. П. Психология межличностного влияния и оценивания: Учеб. пособие. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. — 44 с.
- Философская энциклопедия. Т. 1. — М.: Государственное научное издание. Советская энциклопедия, 1960. — 504 с.
- Философский энциклопедический словарь.— М.: Инфра, 1997.— 576 с.
- ФранцеллаФ., БаннистерД. Новый метод исследования личности. — М.: Прогресс, 1987. — 233 с.
- Хайдеггер М. Время и бытие. — М.: Республика, 1993. — 445 с.
- Хохлова Л. П. Формирование межличностного восприятия детей и подростков. — Ташкент: Фан, 1990. — 82 с.
- ХьеллЛ., ЗиглерД. Теории личности.— СПб.: Питер, 1999.— 608 с.
- Шакуров P. X. Психологические основы педагогического сотрудничества. — СПб.: ВИПКТО, 1994. — 43 с.
- Шакуров P. X. Социально психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. — М.: Просвещение, 1990. — 208 с.
- Шакуров P. X. Психология руководства педагогическим коллективом. — М.: Магистр, 1995. — 184 с.
- Шевадрин Н. И. Принцип «решётки противостояния позиций» в диагностике межличностных отношений // Вопросы психологии, 1992, № 1. — С. 117−124.
- Шеин С. А. Диалог как основа педагогического общения // Вопросы психологии, 1991, № 1. — С. 44−52.
- Шмелёв А. Г. Введение в экспериментальную психосемантику.— М.: МГУ, 1983. — 158 с.
- Юсупов И. М. Психология взаимопонимания. — Казань: Тат. книж. изд-во, 1991. — 192 с.
- Якунин В. А. Педагогическая психология. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. —638 с.
- Bandura A. The social learning perspective: Mechanisms of aggression. In H. Toch (Ed.), Psychology of crime and criminal justice. New York: Holt, Rinehart & Winston, 1979. P. 388, 389.
- BatsonC. D., DunkanB. D., AckermanP., Buckley T. & Birch K. Is empathic emotion a source of altruistic motivation? Journal of Personality and Social Psychology, 1981,40, 290−302. P. 474.
- Batson C. D., Klein T. R., Highberger L., & Shaw L. L. Immorality from empathy-induced altruism: When compassion and justice conflict. Journal of Personality and Social Psychology, 1997, 68, 1042−1058. P. 475.
- Bellah R. N. Community properly understood: A defense of 'democratic communitarianism'. The Responsive Community, 1995/1996, Winter, p. 49−54. P. 238.
- Berscheid E, & Walster (Hatfield) E. Interpersonal attraction. Reading. Mass.: Addison-Wesley, 1978. P. 441.
- Darling J. R. Improving communication in organizational leadership: Effective use of the social style model. Psychology, 1991, 28, № 2. P. 1−14.
- FestingerL. A theory of cognitive dissonance. Stanford: Univ. presse, 1962. P. 291.
- Forgas J. P., Bower G. H., & Krantz S. E. The influence of mood on perceptions of social interactions. Journal of Experimental Social Psychology, 1984, 20, 497−513. P. 117.
- Hamilton D. L., & GiffordR. K. Illusory correlation in interpersonal perception: A cognitive basis of stereotypic judgments. Journal of Experimental Social Psychology, 1976, 12, 392−407. P. 364.
- Kelley N. N. The process of causal attribution. American school, 1973, 28, № 2, p. 107−129.
- Kelley H. H. Personal relationships: Their structures and processes. Hillsdale, N.J.: Lawrence Erlbaum, 1979. P. 444.
- Newcomb T. V. The prediction of interpersonal attraction. American Psychology. Vol. 11, № 11, 1956. P. 480−488.
- Riley T., Fiske S. T. Interdependence and the social context of impression formation // C.P.C.: Cahiers de Psychologic Cognitive European Bulletin of Cognitive Psychology. Vol. 11, № 2,1991. P. 173−193.
- StaubE. Altruism and aggression in children and youth: Origins and cures. In R. Feldman (Ed.), The psychology of adversity. Amherst, Mass.: University of Massachusetts Press, 1996. P. 388, 411.
- Thibaut J. W., Kelley H. H. The social psychology of groups. N.-Y., 1959. P. 313.